Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений". Мир лекарственных растений внеурочная деятельность
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир лекарственных растений»
(Общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучающихся – 6 – 8 лет.
Составитель:
Евсюкова Людмила Владимировна,
первая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Письмом Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы внеурочной деятельности Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011), с учётом Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (БелРИПКППС, «Изучение эффективности внеурочной деятельности учащихся начальных классов» Белгород, 2011) и рекомендаций инструктивно - методического письма.
Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Цель программы состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных растений дома и т.д.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Возраст детей и продолжительность реализации программы
Программа «Мир лекарственных растений» предназначена для работы в разновозрастной группе детей 6—8 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану образовательного учреждения.
Авторская программа рассчитана на 140 часов, а рабочая программа – на 33 часа. Поэтому внесены следующие изменения: раздел «Вводное занятие сокращён на 3 часа, материалы разделов «Сбор и хранение лекарственного сырья» и «Использование лекарственного сырья» частично включены в изучаемые темы.
Формы подведения итогов
Подведение итогов деятельности обучающихся проводится в форме демонстрации составленных гербариев лекарственных растений, защите проектов и выпуске школьной газеты «Лекарственные растения нашего края».
Учебно-методический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | | 1 | 1 | - |
2 | Культурные лекарственные растения | 14 | 4 | 10 |
3 | Дикорастущие лекарственные растения | 18 | 4 | 14 |
Итого | 33 | 9 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Прак- тика | По плану | Факти- чески | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||||
1 | История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. | 1 | ||||
Культурные лекарственные растения | 14 | 4 | 10 | |||
2 | Плодовые культуры, имеющие лекарственные свойства: шиповник, чёрная смородина, малина, облепиха. | 1 | ||||
3 | Практическая работа: сбор плодов шиповника. | 1 | ||||
4 | Практическая работа: приготовление морса из чёрной смородины. | 1 | ||||
5 | Цветочно-декоративные растения: календула, сирень, боярышник. | 1 | ||||
6 | Экскурсия на пришкольный участок для сбора цветов календулы. | 1 | ||||
7 | Практическая работа: сбор плодов боярышника. | 1 | ||||
8 | Овощные культуры, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста, свёкла, картофель, лук, чеснок. | 1 | ||||
9 | Практическая работа: приготовление свежего сока моркови. | 1 | ||||
10 | Практическая работа: приготовление витаминного салата. | 1 | ||||
11 | Комнатные лекарственные растения: алоэ, герань, каланхоэ. | 1 | ||||
12 | Экскурсия по школе для выявления лекарственных комнатных растений. | 1 | ||||
13 | Практическая работа: иллюстрированный рассказ о комнатном лекарственном растении (по выбору). | 1 | ||||
14, 15 | Подготовка и защита проектов «Культурные лекарственные растения» | 2 | ||||
Дикорастущие лекарственные растения | 18 | 4 | 14 | |||
16 | Лекарственные растения леса: берёза, дуб, тополь черёмуха, каштан. | 1 | ||||
17 | Экскурсия в парк для сбора почек берёзы и тополя. | 1 | ||||
18 | Сбор сырья для гербария. | 1 | ||||
19, 20 | Составление гербария лекарственных растений леса. | 2 | ||||
21, 22 | Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка, полынь горькая, мать-и-мачеха. | 2 | - | |||
23, 24 | Практическая работа: сбор лекарственных растений луга. | 2 | ||||
25, 26 | Составление гербария лекарственных растений луга. | 2 | ||||
27 | | 1 | ||||
28 | Экскурсия по селу для выявления рудеральных растений местности. | 1 | ||||
29, 30 | Практическая работа: сбор рудеральных лекарственных растений. | 2 | ||||
31 | Составление гербария рудеральных лекарственных растений. | 1 | ||||
32 | Проект: «Дикорастущие лекарственные растения нашего края» | 1 | ||||
33 | Выпуск школьной газеты «Лекарственные растения нашего края» | 1 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные.
2. Культурные лекарственные растения
Овощные культурные растения, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок. Плодовые культуры: чёрная смородина, малина, шиповник, облепиха.
Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения: алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ.
Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.
Практическая работа: экскурсия с целью сбора лекарственного сырья; приготовление свежего сока моркови, а также витаминного салата из овощей; подготовка сообщений о комнатных лекарственных растениях.
3. Дикорастущие лекарственные растения
Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, тополь, каштан.
Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка лекарственная, полынь горькая, мать-и-мачеха.
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник большой, лопух, пастушья сумка.
Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы и тополя; на луг для сбора цветков и листьев тысячелистника, ромашки, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения; подготовка и защита проектов, выпуск школьной газеты.
Литература
1. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.
2. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.
3. Экология: энциклопедия. — М., 2008.
4. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. СПб., 2006.
Интернет ресурсы: http: //www.floranimal.ru
multiurok.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №1»
г. Валуйки Белгородской обл.
……………… .Будыкина С.А.
№………от «….»………….20….г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Мир лекарственных растений»
2 года обучения (первый год обучения)
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Педагог (учитель):
Шинкарь Лидия Ивановна
Учитель-разработчик:
Шинкарь Лидия Ивановна
Валуйки, 2012
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.
Автор программы: Е.А. Постникова (70 часов)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « __ » 20 г., протокол № .
Председатель / .
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Мир лекарственных растений» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует примерной программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений». Имеет общеинтеллекуального направленность.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.
Задачи:
-
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;
-
формировать культуру бережного отношения к природе;
-
развивать экологическое сознание;
-
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-
развить природные задатки и способности детей;
-
воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Изменения, внесённые в примерную программу:
-
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, так как занятия проводятся 1 раз в неделю вместо рекомендованных 2 часов в неделю. Темы отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений (первый год обучения) к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений (второй год обучения).
-
На вводное занятие отведено 3 часа (1 теория, 2 практики) вместо 4 часов, 1 час теории перенесён на второй год обучения.
Количество учебных часов: 35, в том числе количество часов для проведения практических работ - 9 , экскурсий - 4 .
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
infourok.ru
Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 3 класс
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО учителей Зам. Директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13
Протокол № ______ _________ О.П. Потехина ___________ Н.В. Линькова
«___»__________ 2017г. «___» ____________2017г. «___»__________ 2017г.
.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир лекарственных растений»
3 класс
Учитель: Филатова О.Б.
2017 г.
«Мир лекарственных растений»Период реализации
2017-2018, 2018 -2019 уч.г.
Основание для разработки программы
Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19.12.2014года № 1599)
- Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Годового календарного графика КГКОУ ШИ №13 на 2017/2018 учебный год
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов КГКОУ ШИ №13
Цель программы
Расширение кругозора обучающихся, формирование личностных качеств в процессе знакомства с лекарственными растениями, практического применения знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи программы
-
Расширить знания детей о лекарственных растениях; их значении в жизни человека;
-
Научить детей использовать имеющиеся знания о лекарственных растениях в повседневной жизни;
-
Формировать умение работать индивидуально и в группе;
-
Воспитывать интерес к миру лекарственных растений, чувство бережного отношения к природе.
Перечень разделов
программы
-
Дикорастущие лекарственные растения Хабаровского края.
-
Разнообразие лекарственных растений.
-
Изучение лекарственных растений для будущей клумбы.
-
Практическая работа над проектом «Аптечная клумба».
Ожидаемые результаты
- Знать правила безопасного поведения и обращения с лекарственными растениями в природе;
- Знать и называть изученные лекарственные травы, их лечебные свойства;
- Уметь отличать знакомые лекарственные растения по запаху, внешнему виду;
- Выполнять практические действия: сеять, ухаживать за рассадой, высаживать растения на клумбу, ровнять почву после перекопки детскими граблями, оформлять клумбу;
- Научиться создавать и оформлять клумбу лекарственных растений;
- Иметь представления о сборе и хранении лекарственных растений;
- Иметь представления о применении выращенных лекарственных растений в повседневной жизни;
- Научиться понимать и выполнять задания в рабочей тетради;
- Уметь работать в группе и самостоятельно;
Пояснительная записка
В условиях перехода российского образования на Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.
infourok.ru