Проект о лекарственных растениях. Лекарственные растения проект
проект о лекарственных растениях
Наш проект называется «Бабушкины рецепты или как лечились наши предки»
Почему мы выбрали эту тему? На уроке окружающего мира по теме «Растения в домашней аптечке» Елена Викторовна задала нам вопрос: Как лечились наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда медицина ещё только начинала развиваться? Сразу мы не смогли ответить. Но познакомившись с текстом учебника, поняли, что в этом им помогали лекарственные растения.
Тема о зелёных целителях вызвала большой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому мы решили продолжить изучение лекарственных растений.
Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили:
От озноба – зверобоем,
От зубов – льняным настоем,
От ожогов – бузиной,
А от ран – землей родной.
Варят старые знахарки
Из лечебных трав припарки,
Побормочут разных слов –
И глядишь, больной здоров!
Жив – здоров и сам доволен.
Он, видать, и не был болен.
Основополагающий вопрос
Какое значение имеют лекарственные растения для человека?
Проблемные вопросы
1. Какие лекарственные растения встречаются на территории Ивановской области?
2. Почему лекарственных растений становится мало?
Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты.
Цели проекта:
исследование вопроса, какие лекарственные растения произрастают в Ивановской области и как они помогают человеку;
Мы решили, что мало знать об этом самим, нужно помочь узнать о зелёной аптеке всем желающим ученикам школы. Поэтому вторая цель нашего проекта:
создание копилки материалов практической направленности, которые помогут детям изучить и правильно использовать лекарственные растения Ивановской области
Именно поэтому наш проект практико-ориентированный.
Актуальность: Мы считаем, что данная работа актуальна так как, большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении. А ведь до сих пор в современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения, около 70% препаратов изготавливаются из растений.
Этапы работы:
Первый этап.
1. Знакомство с темой проекта.
2. Работа по группам (каждая группа отвечала на свой вопрос):
- 1 группа –
Какие лекарственные растения произрастают в Ивановской области и какие болезни они лечат?
- 2 группа –
Как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения?
- 3 группа –
Почему лекарственных растений становится мало?
Второй этап.
1. Сбор информации по теме.
Третий этап
1. Создание презентации, памяток по теме.
1 группа узнала, что на территории Ивановской области все лекарственные растения можно поделить на три большие группы: травы, деревья и кустарники, ягоды. Травы служат человеку не одно тысячелетие. Недаром говорят «Каждая травка - здоровью прибавка». Человек заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться, и он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. К числу самых известных лекарственных трав относятся: медуница лекарственная, клевер луговой, одуванчик, вьюнок полевой, чабрец обыкновенный, хмель, кошачья мята, солодка и многие другие.
Вторая группа лекарственных растений - это деревья и кустарники Среди них самые известные: рябина, черёмуха, калина, малина, шиповник, яблоня и многие другие. Их лекарственные свойства широко применяются в медицине. Так, о рябине охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей ягоды, чтобы унять головную боль.
Третья группа лекарственных растений – ягоды. В состав группы входят: черника, земляника, брусника, клюква, костяника и многие другие ягоды. Мы все привыкли, что ягоды - это замечательное лакомство для детей и взрослых. На самом деле многие из них обладают ещё и лечебными свойствами. Так, например, черника - прекрасное средство для улучшения зрения. Зная это, во время Великой Отечественной войны лётчикам варили черничный кисель.
С помощью лекарственных растений можно лечить болезни сердца, желудка, лёгких. Настои, отвары и мази на основе лекарственных трав помогают при простуде, сахарном диабете, снимают жар и боль, используются как жаропонижающее, потогонное, отхаркивающее, мочегонное средство.
Древние лекари говорили:
"Нет растения, чтобы не было лекарственным. Нет болезни, чтобы не излечили растения"В результате работы группы была создана презентация «Лекарственные растения Ивановской области».
2 группа исследовала вопрос о том, как правильно собирать и хранить лекарственные растения.
В ходе своего исследования пришли к выводу, что лекарственные растения -настоящие преданные человеку друзья, только нужно знать, кого и когда позвать на помощь. Мы узнали о том, когда и как нужно собирать и хранить растения, чтобы они не потеряли своей целебной силы. Нами была создана памятка сбора лекарственных растений.
3 группа выяснила, что оказывается, в нашем родном крае на лугах и в лесах с каждым годом становится всё меньше видов растений, в том числе и лекарственных.
А многие растения нуждаются в нашей помощи и защите. Из-за своей беззащитности многие из них исчезли навсегда, а некоторые виды растений находятся в опасности. К сожалению, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу Ивановской области:
Это происходит из-за неумеренной вырубки лесов, из-за загрязнения окружающей среды, из-за неправильного сбора лекарственных растений. Эта группа создала презентацию «Красная книга лекарственных растений Ивановской области»
В результате был сделан вывод о том, что лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства. Нужно только знать, как правильно собирать, сохранить и приготовить лекарство из растений. Об этом много написано книг. Обязательно нужно советоваться с врачом перед началом лечения.
Внимание! Некоторые лекарственные растения могут быть ядовитыми, если их использовать неправильно.4
multiurok.ru
Проект для старших дошкольников "Лекарственные растения"
Проект
«Лекарственные растения»
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом
создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта:
Сроки выполнения проекта: июнь – август
Методы проекта:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
Содержание проекта:
Донести до участников проекта важность данной проблемы.Подбор методической и художественной литературы.
Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
Изготовление пособий.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Разработка бесед, викторины.
Составление плана мероприятий.
2.Реализация проекта.
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения ».
2. Игра «Съедобное - несъедобное»
научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).
упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»
3.Дидактическая игра «Вершки корешки»
познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы ,листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия в сквер.
познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» - рисование. учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» - объёмная аппликация. учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование. учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
В. Моцарт «Цветы»
П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
III этап
1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»
расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
3.Обобщающий этап
1. Создание книжки – малышки
составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.
2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»
3. Составление гербария «Лекарственные растения»
4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав
5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта
Вывод:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
infourok.ru
Проект «Лекарственные растения» - Педагогический портал «О детстве»
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Почему меня заинтересовали лекарственные травы? Зимой у меня часто болит горло. И мой папа как врач со всей серьезностью подходит к моему лечению. Дает мне принимать очень горькие таблетки, и мне не очень это нравится. Конечно, я понимаю, что папа заботится обо мне. Но, если честно, бабушкино лечение мне нравится больше. А лечит она меня вкусным лекарством. Меня это очень сильно удивило и обрадовало, так как мне стало легче, горло перестало болеть, а само лекарство к тому же было очень вкусным.
Я научилась готовить «солнечное варенье», настойки, кофе. А все это может сделать любой ребенок, живущий в сельской местности и даже в городе. Ведь, можно выезжать с родителями на природу по выходным и собирать лекарственные растения, которых так много вокруг нас.
Цель моей работы: найти немедикаментозные способы лечения и профилактики простуды, доказать, что можно лечиться не только таблетками.
В ходе выполнения проекта я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить строение растения, узнать о полезных свойствах растения.
2. Научиться готовить варенье из цветков одуванчиков, настойки.
3. Поделиться полученными знаниями.
Актуальность моего проекта: использование в лечении больше лекарственных растений, потому что, как мне кажется, травы в некоторых случаях полезнее и приятнее.
Во время выполнения работы я использовала компьютер, электронный микроскоп, фотоаппарат, книги, Интернет.
Основная часть проекта
1. Изучение лекарственных трав.
Мы стали изучать растение под микроскопом, начиная от корня и заканчивая пыльцой. Фиксировали наши наблюдения на камеру. Затем тетя как хороший провизор предложила сделать гербарий и рассказала о тех веществах, которые содержатся в одуванчике.
От тети я так же узнала несколько рецептов салатов из листьев одуванчиков. Оказывается, не только цветочки этого растения полезны, но и листья и даже корни. А из корней одуванчиков можно сделать суррогат кофе, который научила делать моя прабабушка. Он полезен для тех, у кого повышенное давление. А теперь обо всем подробнее…
Все начиналось с прогулки по весеннему лесу с моей любимой бабушкой. Воздух начинает прогреваться и наполняться ароматами цветущих растений. Причем эти ароматы меняются в зависимости от периода цветения растений. Каждое пахнет своим неповторимым ароматом. Особенно приятно в весеннем лесу, все просыпается после зимней спячки. Растет, цветет, старается как можно больше взять тепла от солнца.
А одуванчики, как маленькие солнышки на весеннем лугу. Увидев одуванчиковое поле, мне бабушка говорит: «А давай мы с тобой приготовим «солнечное варенье». Оно очень полезное и вкусное. «Вот зимой мама с папой пичкают тебя и братика всякими таблетками – витаминами, чтобы вы не болели, думая, что очень полезно. А все полезное по-настоящему без химии, здесь рядом, только протяни руку и поработай этими руками. А этим вареньем ты сможешь лечить даже маму с папой от простуды и гриппа. Да и витаминов в этом варенье будет гораздо больше, чем в этих таблетках».
Тогда мне стало очень интересно, что за такое волшебное варенье и название необычное. Ну, например, абрикосовое или малиновое, а тут «солнечное». Бабушка как будто поняла, о чем я думаю, сказала: «Солнечное», потому что варит его солнце». Тут от любопытства я, как говорит моя бабушка, превратилась в вопросительный знак...
2. Описание одуванчика лекарственного
Я решила провести свои наблюдения и попробовать изучить этот цветок. В нашей местности одуванчик цветет один из первых. Если погода теплая, то цветы одуванчика появляются в апреле и цветет до ноября месяца.
Одуванчик – растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветков. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Одуванчик плодоносит семенами с белым хохолком. Растёт на лугах, полянах, около дорог, на выгонах и у жилья, часто как сорняк в полях, садах, огородах и парках.
Способ заготовки сырья: с лечебной целью используют корни, листья, сок. Листья заготавливают в июне, корни - ранней весной или поздней осенью.
Химический состав: млечный сок растения содержит гликозиды, каучуковые вещества, а соцветия и листья одуванчика – тараксацин, витамины. В корнях обнаружено значительное количество инулина (осенью его накапливается до 40%, весной – около 2%).
Применение: одуванчик обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и лёгким снотворным свойствами. Млечный сок используют для выведения мозолей и как косметическое средство для выведения угрей, веснушек, пигментных пятен.
Порошок из высушенных корней одуванчика используют для усиления выведения из организма вредных веществ. Листья можно использовать в салате. Только перед применением нужно продержать 30 минут в соленой воде, для того чтобы снять горечь. Такие салаты хороши ранней весной, когда организм особо нуждается в витаминах.
3. Мои исследования одуванчика лекарственного
Изучая одуванчик лекарственный под микроскопом, мне удалось разглядеть пыльцу, тычинку цветка, клетки корня, листьев, стебля.Я заметила, что строение стебля волокнистое, а строение листка напоминает чешую рыбы. Сразу возник вопрос в голове, с чем связано такое строение. Ведь оно растению для чего-то необходимо.
С этим вопросом я подошла к учителю биологии Алиевой Патимат Ахмедовне. Она мне пояснила, что такое строение обусловлено необходимостью питания растения. По капиллярам питательные вещества и вода проходят от корней к стеблю, листьям, цветку. И как видно на схеме вода сначала находится вокруг капилляров, затем просачивается внутрь и дальше поднимается, как я выше описала. Такое свойство в физике называется капиллярностью.
А это мне объяснила учитель физики Магомедова Зумурат Муртазалиевна. Еще она мне рассказала об очень интересном явлении, как отражение света. Оказывается, луч света при отражении, разлагается на радужные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Сильнее всего поглощаются красный, синий, фиолетовый цвета. Они необходимы для процесса фотосинтеза. Это процесс, в ходе которого под действием света растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.
Листочки растений поглощают все цвета, кроме зеленого Он отражается, поэтому листья мы видим зелеными. Цветок одуванчика желтый, потому что лепестки цветка поглощают все цвета кроме желтого, а желтый отражается. Такой ярко-желтый цвет необходим для привлечения насекомых.
Плоды одуванчика представляют собой семянки с зазубринами, длинным носиком и хохолком из простых волосков (парашютом). Такое строение необходимо для распространения семян ветром. Об этом упоминается даже в Коране Сура «Аль Хиджр», 15:22 «Мы послали ветры оплодотворяющие, и так низвели воду с небес и напоили вас ею…»
4. Моя практическая работа.
Я решила испытать лечебные свойства одуванчика лекарственного. Для начала решила лечить от простуды одуванчиковым вареньем и провести профилактику авитаминоза.
В моем эксперименте согласились участвовать мои родители, брат и моя подруга Асият. Вот какие результаты у меня получились. При больном горле и первых признаках простуды варенье из цветков одуванчика со слов моих пациентов помогло. Заметно улучшается общее самочувствие, если во рту держать варенье несколько раз в день, при больном горле. Боль заметно уменьшается и на начальной стадии болезни можно выздороветь без таблеток.
Вот рецепт варенья из цветков одуванчика: хорошее настроение, цветки одуванчика, сахар и чистая стеклянная банка.
Собираешь цветки в ясную, солнечную погоду до полудня, но и не раньше десяти утра. Так как роса должна высохнуть на цветке.
Варенье лучше делать прямо на полянке, чтобы сохранить пыльцу, так как в ней очень много полезного. Укладываешь ровным слоем на дно банки цветки, затем пересыпаешь сахаром, затем снова слой цветков и так продолжаешь, пока банка не заполнится. Банку, прикрыв крышкой, оставляешь на окне под солнцем 40 дней, затем убираешь в темное место. Мои салаты из листьев одуванчиков большего всего понравились моему брату. Мама их ела, потому что считала их очень полезными и легкими для желудка.
Заключение
После проделанной работы я решила провести опрос среди одноклассников на тему: «Что я знаю о лекарственных растениях», поделиться с ними своими знаниями и узнать что-то новое для себя.
Я опросила 18 учеников четвертого класса. В результате получилось, что они знают всего лишь пять лекарственных трав: тысячелистник, тмин, крапива, ромашка, мята. Для чего применяются эти травы, знают только двое учеников. Не знают ни одно лекарственное растение 9 учеников. Мне кажется, надо исправлять ситуацию.
Теперь я точно знаю, что вокруг много простых, таких знакомых всем растений, но при этом очень полезных для человека. И порой мы их не замечаем и не знаем об их пользе.
Моя бабушка говорит, что много болезней можно вылечить с их помощью, только для этого надо очень много знать и изучать эти растения. Тогда ты сможешь делиться своими знаниями с другими и помогать своим близким.
Литература:
1. Большая энциклопедия народной медицины. М.2011г. [стр.426]
2. Борзова З.В. Растения природных зон Дагестана. Р.на Д.2009г. [стр.59]
3. Ковалевская Т.А. Домашняя аптечка. К.1991г. [стр.105]
4. Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 класс. М1992г. [стр.31]
5. Тахтаджян А.Л. Жизнь растений 5-й том. М.1980г. [стр.231]
6. Толмачёв А.И. Атлас определитель. М.1983г. [стр.275]
7. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М.1980г. [стр.99]
8. Харун Яхья. Чудо Корана. М.2007г. [стр.141]
Информаторы:
1. Магомедова З.М., учитель физики.
2. Максудова А.Д., бабушка.
3. Максудова Д.Д., тётя, провизор.
4. Мухумаев М.М., папа, врач.
5. Мухумаева Ф.М.
6. Пирбудагова У.М., прабабушка.
7. Султанова П.А., учитель биологии.
Автор: Мухумаева Фатима Мухудадаевна, ученица 4 класса ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района», Республика Дагестан. Руководитель Кадиева Ш.Р., педагог ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района»
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
www.o-detstve.ru