Лекарственные растения мастер класс. Внеклассное занятие по биологии на тему "Лекарственные растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мастер - класс "За здоровьем к растениям". Лекарственные растения мастер класс


Внеклассное занятие по биологии на тему "Лекарственные растения"

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

- углубить знания о ценности лекарственных растений, полученные на уроках биологии;

- сформировать у учащихся бережное отношение и любовь к природе, выработать экологическую культуру;

- научиться готовить настойки, отвары из лекарственных растений;

Задачи:

- познакомить с лекарственными растениями;

- дать правила их сбора, хранения и применения.

Участники: учитель биологии и химии, фармаколог, косметолог.

Оформление класса: высушенные лекарственные травы, выставка лекарств, которые получают из растений (настойки, мази). На столе отвары, настойки из лекарственных трав, предметы косметики, сделанные на травах.

Плакаты.

1. “Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей”. Гиппократ

2. Календарь сбора лекарственных растений с указанием среды обитания, какие органы при каких заболеваниях используют.

Учитель: Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого различного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования к деятельности всех органов человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую роль могут оказать различные растительные средства. Опыт использования растительных средств в профилактических и лечебных целях насчитывает тысячелетия, поэтому у многих ученых сложилось твердое убеждение, что в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ.

История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии. В России лекарственные травы стали широко применяться XVII в., когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию. В 1654 году в Москве создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей.

Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений - богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лечебных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. Среди обычных растений, которые растут в лесах, на полях, на лугах, по склонам гор много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды и кашля, от болезней почек и сердца; есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучающие аппетит, помогающие при заболевании желудка. Растениям создали не только научные, но и литературные памятники. Стихи о травах слагали не только поэты, но и медики.

Ученик читает отрывок из поэмы “Свойство трав” (врач-фармацевт Ода, Франция).

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке, Мудрый Асклепий…. И далее:…превосходно от печени лечит страданья, прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку… Розы добавишь цветок - и утихнут любовные боли, Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага: Чистят желудок они, а ядро от камней избавляет. Будет кровь у тебя от мякоти ягод…

Учитель: Для изучения лекарственных растений в нашей стране создан специальный институт - ВИЛР. В его ботаническом саду свыше 1500 растений, и коллекция эта постоянно пополняется.

У всех народов хранятся сведения о способности растений вылечивать разные болезни, передаваясь из поколении в поколение. Во всех лекарственных растениях есть химические вещества, обладающие особым действием. Накапливаются эти вещества в разных органах растений: у подорожника - в листьях и семенах, у валерианы - в корнях, у ромашки – в цветах, у шиповника - в плодах, у сосны - в хвое и т.д.

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать, как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.

Возможно чередование, либо сочетание вышеуказанных способов. Но то, что от фитолечения исходит польза – это нескрываемый факт.

На самом деле сейчас большое внимание уделяется фитолечению. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы. С научной точки зрения в литературе описаны способы лечения разных недугов растениями, правила сбора трав, описаны их фармакологические свойства. Более подробно о свойствах растений расскажет специалист – фармаколог.

Фармаколог: Да, действительно, природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и, следовательно, пользы не будет. Также необходимо соблюдать осторожность: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Поэт В. Рождественский писал:

“Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

Давайте поговорим о наиболее известных лекарственных растениях и заглянем в менее знакомые страницы.

Ромашка аптечная (из семейства Сложноцветных). Плиний Старший назвал ромашку земляным яблоком, т.к. по представлению древних, запах ромашки напоминает яблочный. Ромашка в литературе ассоциируется со скромностью, добротой и отзывчивостью. Авиценна считал: “Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо ее теплота походит на теплоту животного. Я рекомендую ромашку также при опухолях, головной боли, глазных заболеваниях.

В современной научной медицине ромашка также широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием. Цветет она в мае-июне. В корзинках ромашки 0,5% эфирного масла, горькие вещества, витамины. (Все это придает ромашке противовоспалительные свойства.) Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля, для примочек, полосканий, промывания ран. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать.

Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв… Листья его вяжут.., препятствуют кровотечению”.

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Семена подорожника большого используют в качестве безвредного слабительного средства.

В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гастритах и язвенной болезни с пониженной кислотностью желудочного сока. Свежий сок листьев применяется в качестве ранозаживляющего средства. Листья подорожника имеют богатый химический состав: гликозиды, витамин К, дубильные вещества, полисахариды. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Горец птичий (семейство Гречишные). По иному горец птичий называют спорыш, трава-мурава. Это очень распространенное растение, мы, порой, его просто не замечаем. Горец птичий устойчив к вытаптыванию.

В русской народной медицине эту траву применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. Она считается противовоспалительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому птичий горец рекомендуют применять при почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. Ее можно использовать в смеси с другими травами. Например, при воспалении легких рекомендуется смесь из равных частей травы спорыша, листьев мать-мачехи и цветков черной бузины. Трава спорыша богата витаминами, аскорбиновой кислотой, солями кремниевой кислоты, микроэлементами. В современной медицине трава спорыша применяется в акушерской практике, как кровоостанавливающее и мочегонное средство.

Одуванчик в народной медицине называют “жизненным эликсиром”, хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и бессонницы. Заготавливают (осенью) корни одуванчика. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды для повышения аппетита. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки.

Тысячелистник лекарственный можно встретит повсюду. Сок тысячелистника применяли на Руси еще в XV в. как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии. Отваром травы тысячелистника можно опрыскивать растения, пораженные тлей.

Вы познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали при каких заболеваниях их используют. Но мало научиться узнавать лекарственные растения - надо искать места, где они образуют заросли. В природе все взаимосвязано, каждый вид растений живет в определенных условиях и, собирая лекарственные растения, нельзя нарушать эти условия, все должно быть продумано. Когда вы обнаружите заросли лекарственных растений, необходимо сообщить об этом в местное аптекоуправление. При заготовке можно брать из зарослей только часть растений, чтобы их запасы не истощались. Массовая заготовка лекарственных растений, особенно неправильная, приводит к резкому сокращению численности растений.

Учитель: Конечно, говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Травяная косметика. Сюда вкладывается несколько иной смысл. Слово косметологу.

Косметолог: Позвольте для начала дать объяснение слову “косметика”.

Слово “косметика” в переводе с греческого “космет” означает “рабыня”, которая украшает тело и лицо женщин древнего Рима. Колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика стала применяться 4000 лет назад. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями и маслами.

Растения, используемые в косметических целях, менее известны, чем лекарственные, однако их свойства и действия на организм человека общеизвестны.

Все косметические средства условно можно разделить на:

средства для ухода за кожей;

средства для ухода за зубами и полостью рта;

средства для ухода за волосами;

декоративная косметика.

“Человек здоров, пока здоровы его зубы”, - утверждали древние. Следовательно, уже тогда люди стали задумываться о гигиене полости рта. Общеизвестным доступным средством гигиены зубов являются зубные пасты, реже эликсиры.

Делать пасты полностью на травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты морских водорослей, плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, лаванды и облепихи, витамин В3 т.д.

В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: настои хны, шишек хмеля, листьев крапивы, череды, экстракт плодов перца, цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое, гераниевое, лавандовое, розмарина.

Существуют определенные пропорции использования трав и их сочетание с химическими веществами. К разным типам волос применяются и разные средства ухода.

Почти тоже самое можно сказать и о других косметических изделиях.

(Косметолог обращает внимание на предметы косметики с выставки, делает их обзор).

Кожа – зеркало здоровья. Только здоровая кожа может выглядеть красиво.

Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений лекарственных растений в жизни человека. А теперь пришло время провести дегустацию отваров, настоев.

Дегустацию проводят небольшими порциями и кончиком языка растереть верхнее небо в ротовой полости.

Кто больше всех назовет названия приготовленных отваров, настоев, тот получит приз. (Можно предлагать настой тысячелистника обыкновенного, настой шиповника коричного, отвар дубовой коры, отвар душицы обыкновенной, настой полыни горькой, настой мяты перечной и т.д.)

Победителю вручается приз.

Учитель: Сегодня мы узнали о разнообразном значении лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения имеют не только эстетическое значение, это еще и наше здоровье. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений, наша задача – не растерять данные знания, приумножить их и передать потомкам!

Литература

Гординская В. Тайны целебных трав. -М.: Сов. Россия. -1989.

Пашинский В.Г. Лечение травами. -М.: -1990.

Иванова А.М. Гомеопатия для всех: прописи гомеопатических лекарственных средств по заболеваниям. М.: Былина, 1992.

Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1998.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

класс "За здоровьем к растениям"

Тема: «За здоровьем к растениям»

Цели урока:

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лек.растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

- Ребята, вы когда нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Давайте каждый сейчас нам покажет и скажет кого он принес с собой. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите пож-та что с вами случилось. Что болит?

-Чем вы предлагаете лечить наших зверят? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

-кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства?( в аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся? Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.

III. Решение учебной задачи.

-Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения.И человек постепенно начал собирвть эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах,таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек.растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

-Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали?(историю возникновения лек.растений)

(на каждом этапе урока проводится самооценка.Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

-Какой же наш следующий шаг?( узнаем, какие бывают лекарственные растения)

-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все Лекарственные растения , которые есть на Земле?

-Еще какие лекарственные растения вы знаете?Какие есть в вашей домашней аптечке? Сингапур (ол райт раунд робин)записывают на листочках лекарственные растения, при помощи клок баддис образуют пары, зачитывают и записывают новые слова у себя на листочках)

Давайте оценим вашу работу. Посовещайтесь и расскажите, как вы работали.

-А теперь оцените работу в группе каждый сам. Слайд

-Какие интересные у Вас сообщения! Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.Слайд

-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

-Теперь давайте откройте рабочие тетради найдите упр.2 Вот перед вами образцылекарственных растений, которые даны в учебнике.вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться .какие части используют для лечения

-Понравилось? САМООЦЕНКА

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают?(знающие)

-Какой же наш следующий этап работы?

-узнаем как собирают лекарственные растения.

-Где это можно узнать?

-Для чего нам это нужно?

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения? Мы теперь будем работать по карточкам

V. Решение учебной задачи.РАБОТА В ПАРАХ,.

Сингапурский Релли тэйбл( в котором ученики поочереди записывают ответы на одном листе бумаги по кругу)

Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила)СЛАЙД

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Сверка с эталоном.

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Самооценка своей деятельности.( лепесток)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните.кто из больных на что жаловался?Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле . простуде и порезах.Послушайте,для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете тот угол, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга. Итак,начинаем.Учебник на стр.30-31

СИНГАПУР КОННЭРС(учитель читает, а ученики выбирают углы.затем происходит обсуждение, почему они выбрали именно этот угол)

VI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)…………………………..

Д/з (на выбор)- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

-приготовьте рецепт от какого либо недуга( болезни) с использование лекарственного растения.

-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.

Спасибо за урок.

infourok.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Душица обыкновенная (Origanum сvulgare L.)

Общие сведения.Семейство: Яснотковые (Lamiaceae или Labiatae) Ботаническое название: Origanum vulgare L.(от греческих слов oros – гора и ganymai – радоваться, ganos — блеск: «украшение гор») Аптечное: Трава душицы - Origani herba (ранее: Herba Origani). Родовое название: Origanum. Народные названия: материнка, ладанка, даданка, лебедушка, пчелолюб, духовой цвет, мацердушка, душница, душмянка, синявка, дрок, зановка, зеновка, кара гыных, звирак, звираж, тавшана, тавшава, орегано, лесная мята, блошничник, клоповная трава, костоломная трава; dittany of Crete (англ.), Dost (нем.), oregano (исп.). В старинных рукописях душицу называли «диктамнон», иногда – «диктамнус». Существовали разнообразные вариации, но все они были связаны с названием горы Дикты. 

Планета: Меркурий, Венера. Знак Зодиака: Весы, Рыбы. Стихия: Воздух. Аура: теплая Язык цветов: довольство, значительность. Основные свойства: защита от злых сил, любовь. 

Описание: Многолетнее травянистое растение до 70 см высотой. Корневище сильноветвистое, ползучее; корни придаточные тонкие. Стебли зелёные или пурпурные (красноватые), прямостоячие, четырехгранные, в верхней части, а также иногда и при основании - ветвистые. Снаружи они обметаны мягкими волосками, сечение их круглое. Листья супротивные, черешковые, мелкозубчатые, продолговато-яйцевидной или эллиптической, сверху темно-, снизу серовато-зелёные и покрытые нежными волосками, с просвечивающимися черными точками-железками. Цветки мелкие, неправильные, многочисленные, с лилово-розовым (реже – почти белым) неясно-двугубым венчиком (длиной 5-10 мм), правильной пурпурной чашечкой (с пятью треугольно-ланцетовидными зубцами) и темно-пурпурными прицветными листьями собраны в раскидистые щитковидно-метельчатые соцветия. Из чашечки цветка заметно выдаются трубка и четыре тычинки, две подлиннее и две покороче. Плоды – сухие коричневато-бурые блестящие орешки (0,5-10 мм длиной), сидящие по четыре штуки в каждой чашечке. Масса 1000 семян около 0,1 г. Всё растение имеет приятный запах. 

Места произрастания: Родина душицы – Средиземноморье. Однако растет она в Западной и Восточной Европе, на Кавказе, в горных районах Средней Азии, Казахстане, Южной Сибири, как заносное растение встречается на Дальнем Востоке - встречается она в Приморье и Приамурье. В Европе ее ареал с юга на север простирается от Средиземноморья до Шотландии и Норвегии, а в Передней Азии – вплоть до Гималаев. В США, Франции и некоторых других странах душицу культивируют. В РФ растет повсеместно (за исключением Крайнего Севера): на полянах, лугах, по опушкам, в долинах рек, на лесных просеках и у дорог (но душицу, растущую по обочинам дорог собирать не рекомендуется), в зарослях кустарников, на сухих открытых травянистых местах, по склонам холмов, в редких и светлых хвойных и березовых лесах (всегда предпочитает светлые и сухие места). В лесостепной зоне это растение встречается чаще, чем в лесной. 

Используемые части: Лекарственным сырьём служит трава душицы – верхняя часть побегов с цветками и листьями.

Сбор и заготовка. Цветёт душица обыкновенная в июле-августе, начиная со второго года существования. Хорошо зимует и в конце февраля – начале марта начинает вегетацию. Убирают это растение во время цветения, начиная со второго года вегетации. Выдергивать побеги душицы нельзя – иначе всё растение погибнет. Необходимо срезать душицу ножом, ножницами или секатором на высоте 15-30 сантиметров – таким образом, чтобы в собранной зеленой массе находилось минимальное количество стеблей. У дикорастущего растения можно срезать не так много побегов – после чего ему необходимо «отдохнуть» на протяжении двух лет. Заготовку сырья проводят в сухую (желательно солнечную) погоду. Сушат на чердаках (как вариант – на воздухе в тени или в специальных сушилках), разложив на бумаге или брезенте рыхлым слоем в 5-7 сантиметров, и вороша не менее 1-2 раз в день. В городских же условиях сушат, подвесив на веревке связки небольших пучков – и оберегая их от сквозняков и солнечных лучей. Температура при сушке не должна превышать 35 градусов по Цельсию. Но это – условия для заготовки сырья в качестве пряности. Что же касается получения эфирного масла, то для этого надземную массу перерабатывают методом гидродистилляции сразу же после уборки. Сушка считается успешно законченной, если высушенные растения не меняют свою окраску, сохраняют сильный запах и горьковато-пряный, слегка вяжущий вкус, а стебли при сгибании легко ломаются. Сухую душицу следует обмолотить, для того, чтобы избавиться от грубых стеблей, и сложить в стеклянные банки (крышки которых должны плотно закрываться). В таком виде её можно хранить два-три года. Урожайность же зеленой массы на второй год вегетации составляет 4-5 т/га, в последующие годы - до 20-25 т/га. При среднем выходе эфирного масла 0,26 % сбор душицы составляет 10-13 кг/га в год первого сбора урожая, и 50-65 кг/га - в последующие три-четыре года. Затем урожайность резко падает, и плантацию закладывают на новом месте. 

Для магических целей: Душицу собирают в конце июля, после восхода Солнца, на растущей Луне.

Медицина: Эта лекарственная трава известна на протяжении нескольких тысячелетий. Среди авторов, рекомендовавших его для лечения самых разных заболеваний, были Гиппократ, Аристотель, Диоскорид, Плиний, Авиценна. Одним из наиболее активно используемых свойств душицы является её невероятные способности в лечении женских заболеваний: при нарушении менструального цикла, задержках месячных, жутких менструальных болях. Помогает при ПМС, тяжелом протекании климакса (оказывает успокоительное действие). У кормящих матерей она увеличивает лактацию. Вторым же наиболее популярным способом применения душицы является использование её абортивных качеств. Душица помогает при сексуальных нарушениях – например, при повышенной половой возбудимости у мужчин. И при этом она практически не ослабляет мужскую потенцию. Что касается детей, то на них душица также действует успокаивающе, иногда даже как легкое снотворное. Помимо этого, душица усиливает перистальтику и повышает тонус кишечника, повышает его секреторную функцию (выделение желудочного сока и желчи), улучшает пищеварение и возбуждает аппетит. Траву душицы применяют в качестве противовоспалительного, дезинфицирующего, ветрогонного, потогонного, отхаркивающего, мочегонного и кровоостанавливающего средства. Её применяют как седативное средство при неврозах, бессоннице, головной боли, а также при гастритах со сниженной секреторной деятельности, дискинезиях желчных путей, холецистите, туберкулезе легких, хронических бронхитах. 

Активные вещества: Душица содержит дубильные вещества и аскорбиновую кислоту (мг %): цветки - 166, листья - 565 и стебли - 58. Также трава содержит от 0,3 до 1,5% эфирного масла, фитонциды, кумарины, флавоноиды, фенолкарбоновые кислоты, алкалоиды, витамины С, В1, В2 и многие другие вещества. Эфирное масло (в душице обыкновенной содержится около 1,2%) – бесцветное или желтоватое – содержит в своём составе ароматические фенолы, трициклические сесквитерпены, геранилацетат, свободные спирты, тимол (антисептическое вещество), карвакрол, жирное масло, горечи и фитонциды.

Народная Медицина: В народной медицине применяли настой душицы - для лечения алкоголизма и при укусах насекомых; распаренную траву - для снятия зуда и рассасывания кожных инфильтратов. Народная медицина также рекомендует нюхать порошок душицы при насморке, а отваром душицы мыть голову при перхоти или выпадении волос, а так же при головной боли и бессоннице. Настоянное на душице растительное масло неплохо помогает при легких обморожениях и ожогах, против судорог. Спиртовую настойку травы душицы применяют при зубной боли (смачивают маленький комочек ваты, который вкладывают в дупло больного зуба). Говорили, что душица «веселит сердце» - то есть поднимает общий тонус организма. И это совершенно оправданно.

Магия: Душица – любовная трава. Основное её использование – в разнообразных зельях, которые связаны с манипуляциями чувствами человека. Душицу используют не только как лекарство при сексуальных проблемах, но и как магическое растение, которое способно влиять на интимную сферу жизни людей и менять её в необходимую сторону. Но, тут существуют некоторые нюансы. Многие говорят, что у этого растения богиня-покровительница – Афродита. Если вспомнить мифологию, то отмечаем, что она является богиней любви и красоты, буквально олицетворяет собою запретный плод, который хочет вкусить мужчина. А это противоречит тому, что душица способна гасить похоть и любовные порывы. В этом-то и заключается главная особенность – душица как магическое растение не повышает степень заинтересованности вами кем-то или кого-то. Она действует как укрепитель уже существующих отношений. То есть если вы желаете успокоить уже существующий союз, привязать ещё больше к себе вашего нынешнего партнера – то душица всегда к вашим услугам. Душица действует аккуратно и разумно – мужчин она не делает импотентами, а женщин фригидными, не входит в состав именно отворотных зелий. Она позволяет человеку заново оценить то, что у него есть и сделать логичный выбор. А, значит, душицу скорее можно отнести не к Афродите, а к Гере, как к покровительнице верных подруг и жен.

Мифы и Легенды: Самым древним является легенда о Зевсе. Когда Кронос сверг с престола, а затем убил своего отца Урана, он женился на своей сестре Рее и стал правителем Эллады. Но не суждено было ему спокойно править в своё удовольствие – так как его умирающий отец предрек, что сына ждет такая же судьба, то есть он так же будет свергнут одним из своих сыновей. Титан не просто принял это во внимание – это предречение стало его навязчивой мыслью. И он проглатывал всех своих детей, рожденных ему Реей. Одного за другим… И вот, когда было убито уже пятеро детей, Рея наконец-то решила сохранить хотя бы одного своего ребёнка – родная кровинушка, как-никак. Мальчик был рождён тайно, в темную ночь на горе Ликей в Аркадии (где, по слухам, ещё не падала тень ни от одного живого существа). После омытия новорожденного в реке Неда, Рея передала сына Гее-Земле, после чего та отнесла его на остров Крит – где спрятала в пещере на горе Дикта. Мужу находчивая жена подсунула запеленатый камень, который тот благополучно проглотил вместо ребёнка. Зевс рос на Крите, опекаемый нимфами Адрастеей и Ио, которые кормили его медом и молоком божественной козы Амалфеи. И вот тут появляется первое воспоминание о душице – ведь мёд тот пчёлы собирали с чудесного растения, покрывающего склоны горы Дикты, им же питалась Амалфея, кормящая мальца молоком. Так что можно сказать, что душица играла немаловажную роль в будущем не только маленького ребёнка, но и целой страны и даже мира. В связи с этим, душицу называли «диктамнон», иногда – «диктамнус». Существовали разнообразные вариации, но все они были связаны с названием горы Дикты. В русском языке прижился ошибочный перевод – и это растение стали называть ясенцом. Ясенец является родом семейства Рутовых, чьё латинское название также звучит как «Dictamnus». «Диктамнон» это растение семейства Lamiaceae (или Labiatae) – критская душица (Origanum dictamnus). 

www.livemaster.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта