Лекарственные травы и специи. Лекарственные растения индии
|
Травы в медицине индийской и медицинах других стран
Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен.Древнеиндийская фармакопея насчитывает до 800 названий растительных медикаментов, значительная часть которых используется современной медициной, Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается «Яджур-веда» («Наука о жизни»). Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака (I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях.Лечебные средства, упоминавшиеся в «Яджур-веда», до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них — в медицине других стран.Чилибуха, например, давно значится во всех европейских фармакопеях. В XX веке введено в медицинскую практику чаульмугровое масло, применяющееся в Индии тысячелетиями как специфическое средство при лечении проказы. Раувольфия, широко применяющаяся в современной медицине для снижения артериального давления, известна индийцам с древности.Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности. На Цейлоне большой популярностью пользуются врачи народной медицины. В столице острова Коломбо организован Центральный госпиталь народной медицины, где все больные, помимо специального лечения, получают лечебное питание, включающее травы, коренья, семена и плоды.В Корее в системе здравоохранения также работают врачи народной медицины, и лекарственным растениям там уделяется большое внимание.В Монголии, которая располагает богатой флорой, местные жители издавна пользовались многими растениями для лечения различных заболеваний у людей и животных.Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной. Знания арабов о лечебных свойствах растений берут свое начало от древнейшей цивилизации — народа Шумера, затем они пополнялись сведениями о растениях, заимствованных у других народов Востока — Египта, Индии, Персии. В настоящее время по арабским и иностранным письменным источникам выявлено 476 видов растений, применявшихся арабской медициной.Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко распространена тибетская медицинская книга «Жуд-ши» («Сущность целебного»), которая составлена на основе «Яджур-веда».Индийская медицина из Тибета продвинулась в Китай и Японию. Одновременно тибетская медицина пополнялась опытом китайской и монгольской медицины. Вследствие этого тибетская медицина стала располагать широким ассортиментом лекарственных растений и разносторонними сведениями об их лечебном использовании.Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки, в частности о растительном масле чаульмугра, которым лечат больных проказой. Африканским лекарям оно давно известно, науке же стало известно в период между двумя мировыми войнами.Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации — гуммиарабик — как успокаивающее средство и другие лекарственные растения.На африканских рынках продаются плоды кигелии — «колбасного дерева», напоминающие ливерную колбасу, из коры которых африканцы готовят лекарство от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны.Необходимо отметить тот факт, что в Африке очень редко встречается такое заболевание, как рак легкого.
У нас эвкалипт называют «деревом-аптекой», в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов, листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни.Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания. Этнографы, изучавшие быт отдельных племен Центральной и Южной Африки, аборигенов Австралии, индейцев Амазонки, установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое, как бы примитивна ни была его общественная организация и материальная культура, не знало бы лекарственных растений.Со времен Галена, уже в нашу эру, возникло стремление к удалению из растений излишних, индифферентных, балластных веществ и получению очищенных, более действенных во всех случаях, по мнению представителей этого направления, чем все растение. Дальнейшее развитие научных знаний привело к тенденции выделения из растений индивидуальных, совершенно чистых действующих веществ, как обладающих постоянством действия и поддающихся более точной дозировке.
Почин в последнем направлении использования лекарственных растений принадлежит швейцарскому врачу и химику Парацельсу (1483 — 1541), который все явления, происходящие в здоровом и больном организме, сводил к химическим процессам. По его утверждению, человеческий организм представляет собой химическую лабораторию. Болезни, по его мнению, возникают из-за отсутствия в организме некоторых химических веществ, которые при лечении и надо вводить в виде лекарств.Вместе с тем Парацельс широко использовал наблюдения народной медицины. Он считал, что если природа произвела болезнь, то она подготовила и средство для исцеления от нее, которое должно находиться в местности, окружающей больного. По этой причине он был против применения иноземных лекарственных растений.Развитие химии привело к осуществлению в XIX веке мечты Парацельса. Из растений были выделены чистые действующие вещества.
После Гиппократа научная медицина с течением времени все реже прибегала к использованию готовых природных растительных средств лечения. Большинство же населения многих стран продолжали пользоваться для лечения травами, ибо врачебная помощь и официальные лечебные средства были малодоступны.Таким образом, лечение растениями из глубины веков дошло до наших дней и в настоящее время достаточно широко применяется во многих странах Европы.
Популярность: 3% [?]
lechyt.ru
Травы в индийской медицине и в других странах
Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен.
Древнеиндийская фармакопея насчитывает до 800 названий растительных медикаментов, значительная часть которых используется современной медициной, Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается “Яджур-веда” (“Наука о жизни”). Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака (I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях.
Лечебные средства, упоминавшиеся в “Яджур-веда”, до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них - в медицине других стран.
Чилибуха, например, давно значится во всех европейских фармакопеях. В XX веке введено в медицинскую практику чаульмугровое масло, применяющееся в Индии тысячелетиями как специфическое средство при лечении проказы. Раувольфия, широко применяющаяся в современной медицине для снижения артериального давления, известна индийцам с древности.
Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности.
На Цейлоне большой популярностью пользуются врачи народной медицины. В столице острова Коломбо организован Центральный госпиталь народной медицины, где все больные, помимо специального лечения, получают лечебное питание, включающее травы, коренья, семена и плоды.
В Корее в системе здравоохранения также работают врачи народной медицины, и лекарственным растениям там уделяется большое внимание.
В Монголии, которая располагает богатой флорой, местные жители издавна пользовались многими растениями для лечения различных заболеваний у людей и животных.
Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной. Знания арабов о лечебных свойствах растений берут свое начало от древнейшей цивилизации - народа Шумера, затем они пополнялись сведениями о растениях, заимствованных у других народов Востока - Египта, Индии, Персии. В настоящее время по арабским и иностранным письменным источникам выявлено 476 видов растений, применявшихся арабской медициной.
Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко распространена тибетская медицинская книга “Жуд-ши” (“Сущность целебного”), которая составлена на основе “Яджур-веда”.
Индийская медицина из Тибета продвинулась в Китай и Японию. Одновременно тибетская медицина пополнялась опытом китайской и монгольской медицины. Вследствие этого тибетская медицина стала располагать широким ассортиментом лекарственных растений и разносторонними сведениями об их лечебном использовании.
Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки, в частности о растительном масле чаульмугра, которым лечат больных проказой. Африканским лекарям оно давно известно, науке же стало известно в период между двумя мировыми войнами.
Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации - гуммиарабик - как успокаивающее средство и другие лекарственные растения.
На африканских рынках продаются плоды кигелии - “колбасного дерева”, напоминающие ливерную колбасу, из коры которых африканцы готовят лекарство от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны.
Необходимо отметить тот факт, что в Африке очень редко встречается такое заболевание, как рак легкого.
У нас эвкалипт называют “деревом-аптекой”, в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов, листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни. Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания. Этнографы, изучавшие быт отдельных племен Центральной и Южной Африки, аборигенов Австралии, индейцев Амазонки, установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое, как бы примитивна ни была его общественная организация и материальная культура, не знало бы лекарственных растений.
Со времен Галена, уже в нашу эру, возникло стремление к удалению из растений излишних, индифферентных, балластных веществ и получению очищенных, более действенных во всех случаях, по мнению представителей этого направления, чем все растение. Дальнейшее развитие научных знаний привело к тенденции выделения из растений индивидуальных, совершенно чистых действующих веществ, как обладающих постоянством действия и поддающихся более точной дозировке.
Почин в последнем направлении использования лекарственных растений принадлежит швейцарскому врачу и химику Парацельсу (1483 - 1541), который все явления, происходящие в здоровом и больном организме, сводил к химическим процессам. По его утверждению, человеческий организм представляет собой химическую лабораторию. Болезни, по его мнению, возникают из-за отсутствия в организме некоторых химических веществ, которые при лечении и надо вводить в виде лекарств.
Вместе с тем Парацельс широко использовал наблюдения народной медицины. Он считал, что если природа произвела болезнь, то она подготовила и средство для исцеления от нее, которое должно находиться в местности, окружающей больного. По этой причине он был против применения иноземных лекарственных растений.
Развитие химии привело к осуществлению в XIX веке мечты Парацельса. Из растений были выделены чистые действующие вещества.
После Гиппократа научная медицина с течением времени все реже прибегала к использованию готовых природных растительных средств лечения. Большинство же населения многих стран продолжали пользоваться для лечения травами, ибо врачебная помощь и официальные лечебные средства были малодоступны.
Таким образом, лечение растениями из глубины веков дошло до наших дней и в настоящее время достаточно широко применяется во многих странах Европы.
www.treeland.ru
Траволечение в Индии - Фитотерапия
По-видимому, уже во второй половине I тыс. до н.э. на «медицинском факультете» в Таксиле сложилась восьмичастная модель этой науки (аштанга), составляющими которой считались хирургия (шалья), микрохирургия (шалакья), лечение телесных болезней (кайя-чикитса), демонология (бхутавидья), педиатрия (каумарабхритья), токсикология (агадатантра) и стимулирование потенции (ваджикарана). Ряд ученых полагают, что к Дживаке непосредственно восходит типологически иное, четырехчастное деление предметов медицины: болезнь, ее причины, возможности прекращения болезни и средства, предназначенные для реализации этой цели, которое, бесспорно, воспроизводит четыре «благородные истины» Будды (о страдании-духкхе, его причине, его преодолении и пути, предназначенном для его преодоления). Тот факт, что именно буддисты занимали значительное место среди теоретиков медицины, свидетельствует о многом. В первой «корзине» текстов палийской Трипитаки – Виная-питаке – неоднократно упоминаются паровой душ, кровопускание, хирургические инструменты, средства очищения кишечного тракта и многие др.
Предклассический период реконструируется именно из буддийских источников, многие из которых были открыты в результате археографических экспедиций в Центральную и Среднюю Азию в конце 19 – начале 20 вв. Наиболее ранними среди них считались т.н. Bower-manuscripts (по имени англичанина, нашедшего их в 1890 в буддийской ступе в Кашгаре – Китайский Туркестан). Индологи датируют эти тексты, написанные на неправильном санскрите, смешанном с пракритом, в промежутке между 4 и 6 вв. Первый из них посвящен целебным силам чеснока (способного продлевать жизнь до ста лет), пищеварению, эликсиру долголетия со сроком годности в тысячу лет, способам правильного составления лекарств.
Второй фрагмент содержит формулы 14 средств против внутренних и прочих болезней. Третий получил название Навантика (Масло) (извлечения из лучших пособий): в его 16 разделах рассматриваются лечебные отвары, масла, эликсиры, средства стимулирования потенции, детские болезни, приготовление лекарственных соединений и многое другое. Все фрагменты составлены в виде стихов, и тот факт, что их составители предпочитали сложные стихотворные размеры, свидетельствует в пользу названной сравнительно поздней датировки. В Средней Азии была найдена рукопись и другого медицинского стихотворного трактата – Йогашатаки, переведенного впоследствии на тибетский. Возможно, именно к этому тексту относится свидетельство китайского буддийского паломника И Цзина (635–713) о восьмичастном медицинском сочинении. Хотя некоторые травы, широко используемые в Аюрведе, не имеют аналогов в западной науке о травах, тем не менее многие распространенные на Западе травы. такие, как восковница и барбарис, аир тростниковый в Индии также находят широкое применение, и в Аюрведе имеется много полезной информации об этих растениях. Многие травы, используемые в Аюрведе, являются обычными пряностями -- имбирь, куркума, кориандр и пажитник сенной.
В ведических канонах о растениях говорится как о живых существах. Но растения не просто живые существа - они обладают уникальной формой сознания. Приведем лишь несколько примеров. Подсолнух поворачивается вслед за движением Солнца, уклоняется от руки при попытке дотронуться до него, полностью вызревает, ощутив запах шакальего жира, а плоды начинаеют быстро наливаться от звука раскатов грома. Эти примеры говорят о том, что "растения не только обладают сознанием, но и способны непосредственно реагировать на внешний мир". Индийские целители считают, что растения и люди идентичны друг другу, поскольку их физико-химический состав одинаков. Основа, на которой зарождаются растения - земля. Физическими и сенсорными качествами земли являются тяжесть и обоняние. Жизнь и рост растений обеспечивает вода; физическими и сенсорными качествами являются маслянистость, влажность и вкус. Агни (огонь) отвечает за окраску растений, за усвоение ими различных элементов; жар и зрение - это физические и сенсорные качества агни-таттвы. Вайю ("движитель", воздушный поток), причина зарождения, размножения и развития, и является сущностной частью жизненных сил растений. Соматические и сенсорные качества - грубость и осязание. Акаша (эфир) составляет внутриклеточное пространство и внутренность различных каналов и отвечает за рост растения. Физическими и сенсорными качествами являются легкость и слух. Эти качества неотъемлемо присутствуют в той или иной степени во всех пяти первоэлементах.
С незапамятных времен растения используются как лекарства или источник лекарства. Кроме этого, они очищают воздух и окружающую среду, абсорбируя и удаляя из атмосферы углерод, насыщая ее кислородом. Растения играют очень важную роль в формировании гигиенических привычек. Например, применяемые для очищения зубов ним, каранджа, кхадира, бакула и другие растения не только поддерживают здоровье зубов, языка и ротовой полости, но и доставляют непосредственное удовольствие своими вкусовыми свойствами. Как отмечается в трактате "Бхавапракаша нигханту", растение харитаки используется в качестве расаяны (омолаживающего средства) на протяжении всего года: вместе с солью - во время дождливого сезона, с тростниковым или фруктовым сахаром - во время холодного и сухого сезона, с имбирем - во время влажного сезона, с питали - во время теплого и сухого сезона и с медом - во время жаркого и влажного сезона. Окуривание дымом нима, гуггулу и подобных средств предотвращает вирусные и другие инфекции дыхательных путей. Харидра (куркума), принимаемая с молоком, облегчает течение насморка. Важную роль играют лекарственные растения и в косметике. Их используют все чаще, так как они полезны для кожи, волос и здоровья в целом, предупреждают возможные нарушения и не вызывают нежелательных или побочных эффектов. Лекарственные растения - самое главное оружие в борьбе с болезнями, но они могут воздействовать лишь тогда, когда сохраняется и используется вся их энергетика, весь заложенный в них потенциал. Растения, приготовленная на их основе пища и лекарственные препараты оказывают влияние на тело человека в силу присущих им внутренних свойств, таких как раса (первичный вкус, возникающий в ротовой полости), гуна (качества), вирья (катаболический эффект, связанный с воздействием пищи на апудные клетки тонкого кишечника), випак (воздействие балластных веществ на рецепторы толстого кишечника) и прабхава (биохимическое действие на организм переваренных компонентов пищи).
Они усиливают или уменьшают противоположные им свойства дош (интегральных управляющих принципов нейроэндокринной системы), дхату (тканей), мала (продуктов метаболизма) и всех элементов, из которых состоит тело. В Аюрведе большая часть используемых лекарств основана на компонентах растений. Они подходят большинству людей, поскольку, как правило, легко доступны, безопасны, эффективны, недороги и несложны в приготовлении. Несмотря на взрывное появление все новых и новых фармакологических препаратов, лекарственные растения продолжают активно использоваться в современной медицинской практике.
Извлечение из растений их отдельных составляющих - алкалоидов, гликозидов и других действующих начал -в Аюрведе не приветствуется. Аюрведические врачи используют энергетически сильные части лекарственных растений - листья, цветы, плоды, корни, кору, млечный сок, семена или всё растение. Сделанные на основе растений, аюрведические лекарства и пищевые добавки практически не вызывают никаких побочных эффектов и нетоксичны, в то время как применение синтетических препаратов чревато нежелательными последствиями и серьезными противопоказаниями, например, повышенной чувствительностью, толерантностью и как следствие - зависимостью от лекарственного средства, непредсказуемым взаимодействием препаратов и различными токсическими реакциями. Растительные средства лучше усваиваются, поскольку готовятся из гомологичных, естественных и живых источников. 'Для того чтобы доставить их в нужную часть организма и вызвать желаемое действие, их применяют разными внешними и внутренними способами, используя и по отдельности, и в составных формах, таких как порошки, соки, настои, настойки, отвары, капсулы и таблетки, примочки и лекарственные масла.
Лекарственный препарат должен быть терапевтически эффективным. Силу воздействия растительного аюрведического лекарства можно варьировать от слабого до сильного. Избежать нежелательного воздействия можно правильным выбором времени, способом приготовления и приема. Опытный врач, учитывающий как степень усвоения лекарств, возраст, силу и конституцию пациента, так и состояние болезни в целом, определяет форму, время и частоту приема лекарства, дозу и анупану (жидкость, доставляющую лекарство в организм). Поэтому аюрведические лекарства, назначаемые в терапевтически действенных дозах, не только не имеют побочных эффектов, но и приносят дополнительную пользу, предотвращая осложнения и повышая сопротивляемость возможным неблагоприятным воздействиям. Они помогают здоровым людям поддержать равновесие дош (гомеостаза), дхату (тканей тела), мала (продуктов метаболизма) и оказывают омолаживающее воздействие. Их безопасность и многоаспектное воздействие позволяют использовать их при разных состояниях и в различных целях, изменяя дозировку или анупану (форму доставки действующего начала в организм). Не существует растения, которое невозможно было бы использовать в терапии. Всё зависит от опыта и умения врача.
Растения, используемые в пищу или в качестве лекарственного средства, бывают трех разновидностей, но типу их воздействия на тело: 1. такие которые используют для лечения болезней и предотвращения осложнений; 2. - в основном это вредные вещества, которых следует избегать; 3. являющиеся в основном омолаживающими и диетическими средствами, которые используются для профилактики заболеваний.
Таким образом, лекарственные растения поддерживают, усиливают или ослабляют тело человека, и в основе их воздействия лежит подобие растений и человеческого тела или схожесть основных элементов вселенной. Поэтому их используют в целях предотвращения заболеваний, лечения болезней и восстановления. Согласно Аюрведе, лекарство, которое при лечении одной болезни вызывает другую болезнь или побочные эффекты, несовершенно; совершенным же является то, которое исправляет или облегчает болезни, не вызывая проявлений другой болезни или осложнения. Сила и иммунитет зависят отоджаса человека. Поэтому при лечении болезни и подавлении неблагоприятного усиления дош необходимо сохранить и усилить оджас. Это могут сделать только те растения, которые обладают омолаживающими свойствами и способностью - устранять блокировки физиологических каналов циркуляции элементов тела. Поставив такую задачу, нужно правильно определить необходимое растение, правильно его собрать, приготовить и назначить. Лекарственные растения, предотвращая и излечивая болезни, способны заботиться обо всем, что необходимо нашему здоровью, и без их мягкой заботы невозможно представить полноценное здоровье. Но лишь тот врач может добиться успеха в лечении, который в равной степени знает и признаки болезни, и свойства лекарственных растений.
Сходные темы
sites.google.com
Растения
Чарака учил, а буддийский врач Дживака доказывал на практике, что нет такого вещества в мире, которое не несло бы в себе лекарственных свойств. Все дело в том, чтобы уметь использовать эти свойства. В основных аюрведических трактатах упомянуто около шестисот лекарственных растений, отобранных древними провидцами из тысяч видов растущих в Индии растений. Критерии такого отбора нам неизвестны. Быть может, одни растения попали в список из-за своей повсеместной распространенности, другие – из-за способности помогать при широком спектре заболеваний, а третьи – из-за своих уникальных свойств.
Растения всегда играли важную роль в индийской культуре, и даже в наши дни всеобщей химии и пластмассы миллионы людей в своей повседневной жизни по-прежнему пользуются природными веществами. Они едят с одноразовых тарелок из пальмовых листьев, курят сигареты, закрученные в листья растения тенду, освежают жилища, привязывая к вентиляторам корни ветивера, совершают подношения из цветов, фруктов, семян и корешков своим богам и богиням. Рассказ об индийских растениях нельзя сводить только к перечислению их лекарственных свойств, так как они неразрывно связаны со всей индийской культурой в целом.
Индийские растения с точки зрения Запада
Индийские растения на протяжении тысячелетий привлекали внимание иностранцев. Диоскорид упоминает множество индийских растений: дурман, который курят при астме, рвотный орех, помогающий при параличе и несварении, кротон, используемый как слабительное. Плиний сокрушался по поводу постоянной утечки римского золота в Индию на покупку дорогих индийских лекарств и специй. Современные западные фармацевтические фирмы рыскают по третьему миру – куда входит и Индия – в поисках редких трав, которые могли бы использоваться в лечебных целях. Многие индийские растения или экстракты из них уже приняты современной медициной. Семена псиллиума используются при расстройствах кишечника, а алкалоид резерпин, получаемый из Rauvolfia serpentina, – при повышении кровяного давления. Cissampelos pareira применяется в аюрведе для быстрого прекращения поноса, а современные исследователи обнаружили в нем мощный мышечный релаксант очень мягкого действия. В Китае это растение применялось для анестезии и расслабления мышц, а в народной медицине Раджастана – как средство от змеиных укусов.
И многие другие растения, которые раньше применялись почти исключительно в народной медицине, привлекают теперь внимание различных исследователей. Аллопатов интересуют такие травы, как Cassia fistula, Elephantopus scaber и Pristimera indica (то же самое, что Hippocratea indica), проявляющие некоторые свойства антибиотиков; Pergularia extensa (то же, что и Daemia extensa), оказывающая на матку такое же воздействие, как и окситоцин; Jatropha glandulifera, обладающая свойствами иммуномодулятора; Butea superba с ее явным эстрогенным эффектом. Врачи-аюрведисты недавно открыли для себя растение Tylophora asthmatica, которое не упоминается в общеизвестных текстах на санскрите и унани, но теперь широко применяется в лечении бронхитов и астмы. Исследуются также молодые побеги бамбука, семена нима, лист бетеля, бибхи-таки и три вида помидоров как вероятные мужские противозачаточные средства. Самыми многообещающими из этого ряда выглядят семена папайи, способные обездвиживать сперму, причем их действие обратимо – через два-три месяца после прекращения приема семян мужчина снова готов к зачатию. Сходный эффект эти семена оказывают, по-видимому, и на женщин, и могут вызвать выкидыш.
Особое внимание в последнее время было уделено растению Coleus forskohlii, из которого было выделено вещество под названием форсколин, способное активизировать циклический аденозин-монофосфат (АМФ). Используемое в аюрведе для лечения сердечных болезней, это растение по праву стало кардиотоником и в современной медицине Кроме того, оно снижает кровяное давление и обладает антиспазматическим действием, и поэтому применяется для лечения брюшных колик, болей при мочеиспускании, респираторных заболеваниях, бессоннице и судорогах.
Некоторые растения ценны своими необычными качествами. Например, смешанный с водой сок листьев растения Cocculus hirsutus образует желе, применяемое наружно и внутренне для жа-ропонижения. Laportea crenulata вызывает сильнейший жар и увеличение желез при одном только прикосновении к ней –даже слоны в джунглях обходят ее стороной. Однако о семенах ее говорится, что они являются не менее сильным жаропонижающим, чем кориандр, а сок, отжатый из корня растения, назначается при затяжных лихорадках. Сырые семена растения Canavalia virosa, считающиеся ядовитыми и наркотическими, натираются с одной стороны и прилепляются к укусам скорпиона и сороконожки на 5-7 часов. Когда они отваливаются, никакого яда в ране не остается.
Многие лекарственные растения стали известны благодаря другим своим свойствам. Например, березовая кора раньше использовалась– а иногда используется и сейчас – для начертания янтр (магических диаграмм). Молотая древесина тика (Tectona grandis) может применяться в виде жаропонижающего пластыря при «горячих» головных болях и опухолях, а ее настой «охлаждает» желудок при внутреннем употреблении. Красный сок листьев имеет мягкое антисептическое действие. Еще одно строевое дерево Shorea robusta выделяет смолу, применяемую при лечении дизентерии в виде пластырей и окуриваний для укрепления пищеварения и усиления полового влечения. Смола сосны (Pinus longifolia), из которой делают скипидар, используется внутренне для тонизации желудка и наружно в виде пластыря для ускорения созревания нарывов. Кедровое масло, смола, кора и иголки стимулируют потоотделение при лихорадке и помогают при газообразовании, ревматизме и респираторных заболеваниях. Растение Sapindus trifoliatus–«мыльный орех» – сегодня чаще используется для мытья тела и волос, а также для очистки серебра, чем в качестве рвотного, как это было в классической аюрведе.
Множество растений, которые хорошо известны по западным травникам, также растут и в Индии, однако не нашли в классической аюрведе широкого применения, хотя большинство из них используется в народной медицине. Среди таких растений можно назвать боярышник, вахту, вербену, зверобой, иссоп, календулу, корень ревеня, коровяк, крапиву, красавку, красный клевер, кудзу, лопух, мать-и-мачеху, мелиссу, омелу, орегано, очанку, подмаренник, подорожник, различные виды полыни, репейник, рогоз, тысячелистник, фиалку, чандру, эстрагон, эфедру. Можжевельник появляется в текстах, но используется не очень часто. Эти травы обычно находят такое же применение в индийской народной медицине, как и в европейской. Коровяк, например, используют при респираторных заболеваниях и в виде припарок при воспалениях.
Сенна (Cassia angustifolia), широко применяемое на Западе слабительное, не была столь популярна в классической аюрведе, хотя родственное ей растение арагвада (Cassia fistula) часто используется в качестве мягкого сладкого слабительного, а также для жа-ропонижения и при кожных болезнях. Другие виды рода Cassia применяются при кашле и астме. У мяты в санскрите даже нет названия, хотя с полдюжины ее видов произрастают в Индии. В народной же медицине мяту употребляют от газов и колик, для улучшения кровообращения, при головных болях, тошноте, кашле и застойных явлениях. Грибы и лишайники не нашли широкого применения, применение папоротников весьма умеренно. Галлы, представляющие собой наросты на деревьях, обусловленные деятельностью насекомых, используются как вяжущее средство при поносе и дизентерии и как отхаркивающее при респираторных расстройствах.
Некоторые травы, которые не культивировались раньше, сейчас широко культивируются и используются. Многие из них были введены арабскими и европейскими врачами. К таким растениям относятся гаультерия, масло которой представляет собой почти чистый метилсалицилат и применяется наружно при болях и недомоганиях, а также эвкалипт – дерево, которое в больших количествах насадило Государственное управление лесного хозяйства, причем эффект этой меры оказался неоднозначным, так как эвкалипты, по-видимому, снижают уровень подпочвенных вод в той местности, где они растут. Как бы там ни было, эвкалиптовое масло поразило воображение публики и теперь продается на каждом углу в городах и даже бродячими торговцами в поездах. Оно считается лекарством от ревматизма и расстройств верхних дыхательных путей, а также средством от комаров.
История других завезенных в Индию растений наполнена еще более драматическими событиями. Из семян растения Argemone mexicana получают масло, которое нечистые на руку торговцы подмешивают в горчичное масло. В результате потребления этого фальсифицированного масла развивается водянка. Пристрастие к кокаину начало распространяться в Индии в начале 1890-х годов, по-видимому, в Бхагалпуре (город в Бихаре). В течение десятилетия употребление кокаина резко возросло, в основном в больших городах вдоль главных железнодорожных линий, исходящих из Бомбея и Калькутты. Кокаин использовался, главным образом, как сексуальный возбудитель, его добавляли в паан – жевательную смесь из листьев и орехов бетеля. Дело дошло до того, что к кокаину пристрастились более миллиона индийцев, однако уже к 1930-м годам потребление пошло на спад, и сейчас оно ограничивается только крупными городами.
История выращивания опиума в Индии насчитывает как минимум пять столетий, а первым, кто упомянул опиум в аюрведе, был, по всей видимости, Шарнгадхара. Когда в XVI веке император Акбар ввел государственную монополию на торговлю опиумом, опиум стал важной статьей китайско-индийской торговли. Эта монополия в конце концов перешла в руки Ост-Индской компании и стала причиной «опиумных войн». Англичане хотели силой заставить Китай ввозить индийский опиум, чтобы пристрастить к нему китайских курильщиков. И все то долгое время, пока английское правительство пыталось всеми силами плодить опиоманов в Китае, в Индии детские няни успокаивали своих подопечных малышей маленькими добавками опиума, особенно когда у тех начинали резаться зубы. Сухие головки зрелого мака, наркотический эффект которых весьма невелик, использовались в медицине задолго до того, как млечный сок был признан наркотиком. Настой из этих головок был самым обычным напитком в период между XVI и XVIII столетием: частенько он появлялся на столе самого императора Акбара. Сегодня потребление опиума ограничено в основном сельскими областями Раджастана, Пенджаба и Мадхья-Прадеш.
Табак попал в Индию сравнительно недавно. Скорее всего, его завезли португальские купцы несколько столетий назад. Народные лекари с воодушевлением восприняли появление нового лекарства, наделенного очистительными, обезвоживающими и болеутоляющими свойствами. Табачный дым вдувается в уши при боли в ушах, а при зубной боли им окуривают десны. При растяжении связок и напряжениях в суставах окуривание их табачным дымом помогает переносить боль. Углем из табака чистят зубы. Этот же уголь в смеси с солью принимают при тяжелом, свистящем кашле. Из цельных листьев табака делают припарки при опуханиях и укусах скорпиона. Пастой из листьев, смешанных с куркумой, лечат кожные болезни, а та же мазь с гашеным лаймом вытягивает занозы и гной при панариции.
Конечно, табак содержит в себе смертельный яд, и привычка к табаку может повлечь множество опасных заболеваний. Однако нечастое курение или жевание табака в лечебных дозах тонизирует толстый кишечник и обостряет ум. Никотин обладает свойством видоизменять активность химических веществ мозга. Табак может способствовать решению сложной задачи за счет повышения аллер-тности и сосредоточенности, улучшения памяти (особенно долговременной), уменьшения тревоги, снижения болевой чувствительности, ослабления голода и т. д. Все зависит от способа использования: короткие затяжки табачным дымом возбуждают нервную систему, а глубокие – успокаивают ее. Это позволяет проводить «тонкую настройку» своей реакции на происходящие вокруг события. Указанные качества, а также способность притуплять половое влечение, привели к тому, что едва ли не каждый бродячий аскет в Индии пользуется услугами табака.
Некоторые растения используются почти исключительно в качестве замены редких и труднодоступных трав. Клубни видари обладают общеукрепляющими и омолаживающими свойствами. Это растение обычно отождествляется с Ipomoea paniculata, однако проверка базаров в южной Индии показала, что вместо нее иногда продается Pueraria tuberosa, Adenia hondala и Cycas circinalis. Hara-кешара (Mesua ferrea) останавливает геморроидальное кровотечение, но вместо нее обычно продаются Calophyllum inophyllum, Cinnamomum wrightii и Myristicafragrans, причем все они скорее усиливают кровотечение, чем останавливают его.
Есть и такие травы, относительно которых нет единого мнения. Некоторые растения со временем были забыты, и установить, что скрывается под тем или иным древним названием, не удается. Так обстоит дело, например, со знаменитой сомой из древних гимнов Вед, которую сейчас пытаются отождествить то с одним, то с другим растением. Сладкий, охлаждающий корень полу-легендарной травы дживанти успокаивает все три доши, тонизирует, питает, омолаживает и укрепляет организм, а также улучшает зрение. Эту траву отождествляют то с Leptadenia reticulata, то с Holostemma annulare или Н. rheedianum, то с Dendrobium macraei (то же, что и Desmotrichum fimbriatum). Сушрута включает растение варахи в список восемнадцати «чрезвычайно сильных» лекарственных растений. Возможно, что под этим названием скрывается Dosicorea sativa или D. bulbifera, хотя в качестве вариантов предлагались и Curculigo orchioides, и Тасса aspera. В качестве омолаживающего, сексуально возбуждающего и повышающего плодовитость растения лакшмана использовались такие растения, как /ротоеа sepiaria, Mandragora officinarum и различные виды рода Smithia.
Некоторые из этих неоднозначно идентифицируемых растений широко используются и сейчас. Например, растение пашанабхеда, как и подсказывает ее название, разрушает камни в почках. Из известных растений подобным свойством отличаются Aerva lanata, Rotula aquatica, Homonoia riparia, Bergania ligulata (то же, что Saxifraga ligulata), Coleus aromaticus и С. amboinicus, и потому все они с равным основанием могут быть названы пашанабхедой. Помогающее от жара и кашля растение парпатака отождествляется с такими растениями, как Rungia repens, Oldenlandia corymbosa, Peristrophe bicalyculata, Fumaria officinalis и F. parviflora.
Точки зрения на то или иное растение часто различаются географически. В Бенгале и некоторых районах северной Индии в качестве растения шанкхапушпи берется Caniscora decussata, в Керале– Clitoria ternatea, а в остальных частях Индии – Convolvulus pluricaulis. На западе Индии апараджита – слабительное и мочегонное средство – отождествляется с Clitoria ternatea, а шанкхапушпи – с Evolvulus alsinoides. Растение вишнукранта, успокаивающее вату и капху и применяемое при лихорадке, отождествляется с Evolvulus alsinoides как в Керале, так и в западных областях. Растение шанкхапушпи описывается в книгах как способное улучшать интеллект, помогать при эпилепсии, безумии, бессоннице, заикании, слабой памяти, укрепляющее силы, пищеварение, цвет лица, голос и омолаживающее организм.
Растение чирабилва, помогающее при камнях в почках, отличается, кроме того, тем, что хорошо удаляет аму из внутренних органов. Обычно его отождествляют с Holoptelea integrifolia либо с Pongamia pinnata (то же, что Я. glabra). В северной Индии растение Caesalpinia bonducella имеет местное название латакаранья, тогда как в Керале то же растение называется куберакши. Врачи в Керале твердо убеждены, что трава расна, которую Чарака называет наиболее важным из всех контролирующих вату растений, это Alpinia galanga – трава, известная в Америке под названием га-лангал и применяемая при лечении болезни Ходжкина. Однако на звание расны претендуют также Pluchea lanceolata и Alpinia calcarat. Некоторые врачи используют в качестве нее Polygonum glabrum, а во многих районах на северо-западе Индии она отождествляется с Vanda roxburghii, тогда как Alpinia galanga соотносится с куланьяной. Последняя применяется в основном при респираторных заболеваниях, нервной слабости и импотенции, как антиспазматическое средство, а также в лечении ревматических заболеваний и как очиститель лимфатической системы.
nmedik.org
Травы Индии в аюрведической косметике
В состав аюрведических средств входит много целебных трав. Чтобы лучше изучить их свойства мы приводим список.
Теперь выбрать средство станет еще проще!
(Л) латинское название
(А) английское
(С) санскритское
(К) китайское
Ажгон (Сarum copticum)
Используемая часть растения: семенаОбласть произрастания: Индия, Афганистан, Египет, Западная Индия и Сейшельские острова. Родиной растения считается Индия, где местное население выращивает его на огородах.Эфирное масло ажгона обладает спазматическими, стимулирующими, тонизирующими свойствами.Ажгон обладает антисептическими свойствами, которые используют, например, в стоматологии при лечении парадонтоза.Сильный антисептик и противомикробный агент.В жарких странах ажгоновое масло используется как сильное дезинфекционное средство.
АИР
(Л) Acorns calamus, Araceae(A) Calamus Root (Sweet Flag)(С) Вача— буквально означает «говорящий», что подразумевает силу слова, разума или самовыражения, которую эта трава придает(К) Shi chang puИспользуемая часть: корневищеЭнергетика: острый, горький, вяжущий/согревающая/острыйВК-П+Ткани: плазма, мышцы, жир, костный мозг, нервная и репродуктивная тканиСистемы: нервная, дыхательная, пищеварительная, кровообращения, репродуктивнаяДействие: стимулирующее, омолаживающее, отхаркивающее, противозастойное, укрепляющее нервы, противоспазматическое, рвотноеПоказания: простуды, кашель, астма, головные боли, вызванные воспалением придаточных пазух, синусит, артрит, эпилепсия, шок, кома, потеря памяти, глухота, истерия, невралгия Предостережения: различные кровотечения, в том числе носовые и геморроидальныеПрепараты: отвар, молочный отвар, порошок (от 250 до 500 мг), пастаВ настоящее время использование АИРА в Америке ограничено FDA*, он не рекомендуется для внутреннего употребления и считается токсичным растением. Однако в аюрведе аир используется уже многие тысячелетия, оказавшись в числе самых признанных лекарственных трав еще во времена ведических мудрецов. Служит средством омоложения мозга и нервной системы, которые он очищает и оживляет. Действует омолаживающе на Вату и, в меньшей степени, на Капху. Очищает тонкие каналы от токсинов и закупорок, улучшает циркуляцию крови в мозге, повышает чувствительность и уровень осознавания, обостряет память. Аир обладает саттвичной природой и является, наряду с брами, одной из лучших трав, воздействующих на ум. С брами в этих целях его можно смешивать. Кроме того, он помогает преобразованию сексуальной энергии и питает кундалини.Аир можно применять наружно в виде пасты, накладывая его на лоб при головных болях или на пораженные артритом суставы. Пожалуй, это лучшая трава для лечения заложенности и полипов носа (в этом случае его вводят через нос). К тому же аир непосредственным образом оживляет Прану. При приеме внутрь в больших дозах действует как рвотное. В этом случае для смягчения действия его принимают в равных количествах со свежим имбирем (по 2 г каждой травы на чашку воды), добавив немного меда.Вводимый через нос в малых дозах порошок является также простым и эффективным средством для приведения в сознание при шоке или коме.
Акация Бабул
Источник камеди, обладает выраженным вяжущим и ранозаживляющим действием, а также противовоспалительными, антибактериальными свойствами, афродизиак, лечит дизентерию, заболевания дыхательных путей, венерические и кожные болезни, натуральная зубная щетка, укрепляет десны, устраняет кровотечения, заживляет раны и язвы, борется с перхотью.
Входит в состав: зубная паста «Ним и Бабул» Ааша, зубной порошок Ведика, травяной порошок для мытья волос «Ведика»
Акация катеху
Акация катеху - широко используется как натуральный краситель в средствах для волос, особенно содержащих хну.В зависимости от того, с какими травами сочетается Акация катеху, она дает различные оттенки коричневого цвета.
Мощный природный увлажнитель, антиоксидант, антисептик, тоник, представляет собой эффективное средство для лечения кожных заболеваний, омолаживает кожу и организм, повышает иммунитет, обладает вяжущими, ранозаживляющими, противовоспалительными и успокоительными свойствами, лечит артрит, снимает боль в мышцах, используется при спортивных растяжениях и травмах, воспалении глаз, желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, язвах, насморках и ангине, укрепляет десны, а, кроме того,- отличное средство для стимулирования роста волов и лечения истощенных волос.
Входит в состав:Ночной крем Ведика, крем для рук Ааша, бальзам Софт Ведика, тоник алоэ вера Ааша, розовая вода Ааша, крем-лосьон тулси Ааша, гель для душа Ааша, гель для душа роза и алоэ Ведика, крем для волос Ведика, шампунь с протеином Ведика, шампунь амла Ведика, лечебная краска для волос Ааша, хна Ааша, маска для укрепления волос Ааша, шампунь для окрашенных волос Ааша, масло для волос амла Ведика, масло от выпадения волос Ведика.
Амла
Амла – одно из основных средств в аюрведической косметологии для лечения волос и ухода за волосами. Входит в состав почти всех средств для волос – шампуней, масок, кондиционеров, ополаскивателей, бальзамов, масел, кремов и красок для волос. Используются экстракты и масло амлы.
Масло амлы входит в состав масла для волос как основной ингрединет, а также используется в чистом виде. Является основным компонентом масла для волос «Трифала», включающего также харитаки и бибхитаки.
Регенерирует клеточный обмен, улучшает кровообращение, питает волосяные луковицы, чистит кожу, устраняет перхоть, защищает от инфекций. Стимулирует рост волос, делает их сильными, упругими, блестящими, наполняет жизненной силой.
Высокоэффективное средство для предупреждения преждевременного седения волос и их выпадения. Предупреждает седину и сокращает количество седых волос. Входит в состав лечебных средств против выпадения волос и против перхоти.
Подходит для всех типов волос и для каждодневного ухода за волосами.
Восстанавливает безжизненные, сухие, ломкие, истонченные волосы, волосы, подвергшиеся неблагоприятному воздействию окружающей среды, окрашиванию, после болезни. Возвращает здоровый вид, красоту, естественный блеск, силу, укрепляет корни и луковицы, придает мягкость.
Регулирует работу сальных желез, устраняет излишний жир, прекрасно очищает и питает жирные волосы.
Поддерживает здоровье нормальных волос, дает им антисептическую защиту.
Усиливает естественный цвет волос, придавая им более насыщенный и темный оттенок. Не окрашивает светлые волосы. Практически не влияет на светлые окрашенные и мелированные волосы. Однако при регулярном длительном использовании, а также сразу после окрашивания, как и многие другие травы, может чуть-чуть уменьшить белизну и сделать цвет волос слегка темнее.
Входит в состав: крем для волос Ведика, шампунь амла Ведика, шампунь с протеином Ведика, шампунь против перхоти Ведика, масло для волос амла Ведика, масло против выпадения волос Ведика, травяной порошок для мытья волос Ведика, лечебная краска для волос Ааша, комплекс против выпадения волос Ааша, хна Ааша, маска для укрепления волос Ааша, масло от растяжек Ведика, травяной порошок для мытья лица Ведика.
Атибала
Природный тоник, афродизиак, стимулирует выработку семени у мужчин и беременность у женщин, обладает противовоспалительным, вяжущим, антисептическим, мочегонным, глистогонным и слабительным действием, лечит заболевания легких и дыхательных путей, мочеполовые инфекции, снимает менструальные боли, лечит ушные болезни, язвы, подтягивает и тонизирует кожу, лечит кожные болезни – волдыри, нарывы, фурункулы.
Входит в состав: масло для красивой груди Ведика
Ашвагандха, withania somnifera (лат), Indian ginseng, wintercherry (англ), ashwagandha, ajagandha (инд) — основной адаптоген, расаяна в аюрведе, а также мужской тоник, мощный антиоксидант, омолаживает организм, предотвращает преждевременное старение, снимает стресс, восстанавливает после болезни и истощения, нормализует энергетический обмен и жизненно важные функции в организме, улучшает кровообращение, память, работу головного мозга, сердечно-сосудистой системы, очищает кровь, выводит токсины, способствует сращению костей, сильный афродизиак.
Входит в состав:дневной крем Веда Ведика, ночной крем Веда Ведика, масло для груди Веда Ведика, крем для рук Веда Ведика, массажное масло Ведика
Бала, sida cordifolia (лат), сида сердцевиднолистная,country mallow, heart-leaf sida, flannel weed (англ), bala (инд) — природный тоник, адаптоген и антиоксидант, афродизиак, анальгетик, анаболик, кардиотоник, психостимулятор, лечит заболевания нервной системы, укрепляет иммунитет и выносливость, применяется при общей ослабленности организма и в восстановительных процессах, укрепляет и питает мышцы и мускулы, способствует похудению, антисептик, лечит кожные заболевания, ревматизм, туберкулез, астму, очищает кровь, останавливает кровотечения и заживляет раны, подтягивает и тонизирует кожу и мышцы.
Входит в состав: дневной крем Ведика, ночной крем Ведика, бальзам Фаст Ведика, масло разогревающее Ведика, масло для груди Ведика, крем для рук Ведика, массажное масло Ведика
Бальзамовое дерево (Commiphora mukul)
Коммифора мукул помогает регулировать менструации. Не обладая питательными свойствами, она тем не менее активизирует процесс восстановления тканей, особенно нервной, уменьшает в них содержание жира, токсинов, омертвевшей ткани, способствует рассасыванию опухолей. Лучшее лекарство при артритах.
Бибхитаки
Бибхитаки – одно из самых известных средств в аюрведе по уходу за волосами. Входит в состав масел, шампуней, бальзамов, красок, ополаскивателей, масок. Масло бибхитаки применяется отдельно, а также является составляющей знаменитого масла для волос «Трифала», содержащего бибхитаки, харитаки и амлу. Питает волосы от корней до самых кончиков, возвращает им жизнь и эластичность, устраняет ломкость. Питает кожу, укрепляет волосы, значительно снижая их выпадение. Одно из самых эффективных средств против облысения, преждевременной седины и для роста волос. Делает тонкие и редкие волосы густыми, объемными, придает волосу толщину. Усиливает структуру волоса, защищает от вредного воздействия окружающей среды. Увеличивает микроциркуляцию крови и помогает волосяным фолликулам максимально развить свой потенциал. Активные компоненты бибхитаки проникают через кожу головы и воздействуют напрямую на корни волос, останавливая процесс их выпадения и преждевременного поседения. Активно способствует росту волос. Устраняет перхоть, дает волосам антисептическую защиту. Особенно рекомендуется для тонких, ломких, истощенных волос.
Входит в состав: крем для волос Ведика, травяной порошок для мытья волос Ведика, травяной порошок для мытья лица Ведика, лечебная краска для волос Ааша, масло от выпадения волос Ведика, масло для волос амла Ведика.
Босвелия серрата
Аюрведическое средство номер один при заболеваниях суставов, ревматизме, артрите, остеохондрозе, одно из основных противовоспалительных средств в аюрведе, антисептик, афродизиак, улучшает кровообращение, снижает уровень холестерина в крови, лечит заболевания легких и дыхательных путей, желудочно-кишечные инфекции, кожные заболевания, псориаз, затягивает раны и язвы.
Входит в состав: мыло с маслом элади Медимикс
Брахми (bacopa monnieri)
Брахми, готу кола, centella asiatica, hydrocotyle asiatica, bacopa monnieri (лат), centella, Indian pennywort, water penny, marsh penny, water hyssop, bacopa, herpestis monniera(англ.), brahmi, gotu kola (инд.) — расаяна,антиоксидант, тоник для мозга, основное аюрведическое средство для улучшения работы мозга, памяти, концентрации, балансирует нервную систему, снимает чувство тревоги, депрессию, лечит широкий ряд кожных заболеваний, псориаз, склеродермию, варикозное расширение вен, целлюлит, укрепляет сосуды и улучшает кровообращение, снимает воспалительные процессы, очищает кровь, способствует быстрому заживлению ран, язв, устраняет шрамы и уплотнения, стимулирует выработку коллагена, способствует активному росту волос.
Входит в состав:лечебная краска для волос Ааша, крем для волос Ведика, масло для волос амла Ведика, масло от выпадения волос Ведика, травяной порошок для мытья лица Ведика, зубной порошок Ведика.
Брингарадж
Брингарадж в косметологии прежде всего входит в состав средств ухода за волосами - шампуни, маски, бальзамы, ополаскиватели, тоники, порошки для мытья волос, а также в лечебные средства для волос.В аюрведе слово "брингарадж" равнозначно слову "волосы".Это одно из самых эффективных традиционных аюрведических средств по уходу за волосами. Способствует росту волос, оживляет волосяные луковицы, останавливает облысение, помогая даже в самых безнадежных случаях. Защищает от неблагоприятного воздействия внешней среды, регенерирует клетки кожи. Предотвращает преждевременное появление седины и уменьшает количество седых волос. Питает кожу головы ценными минералами и другими полезными веществами, придает волосам блеск, пышность и здоровый вид, делая их более эластичными и упругими. Возвращает силу ломким, сухим и поврежденным волосам. В жаркую погоду он охлаждает голову и защищает голову от солнечных лучей, благодаря охлаждающему эффекту. Сок из листьев, вскипяченный с кокосовым маслом, используется в краске для волос, придающей волосам роскошный блестящий оттенок. Усиливает естественный цвет волос, придавая им более насыщенный и темный оттенок. Не окрашивает натуральные светлые волосы в темный цвет, лишь восстанавливает природный цвет, делая его более интенсивным. Практически не влияет на светлые окрашенные и мелированные волосы. Однако при регулярном длительном использовании, а также сразу после окрашивания, как и многие другие травы, может чуть уменьшить белизну и сделать цвет окрашенных волос слегка темнее.Использование масла брингараджа для ухода за волосами также успокаивает нервную систему, снимает напряжение и головную боль, улучшает сон. В Индии существуетзнаменитое масло для волос из амлы, брангараджа и брахми AmlaBringaraj Oil – древняя интенсивная формула против выпадения волос и стимулирования их роста.
Входит в состав: крем для волос Ведика, шампунь против перхоти Ведика, лечебная краска для волос Ааша, комплекс против выпадения волос Ааша, масло от выпадения волос Ведика, масло для волос амла Ведика.
Ветивер
Способствует росту волос и дает им силу, доставляя дополнительный кислород к луковицам и тонизируя кожу головы, снимает воспаления и чистит кожу. Дает голове приятное чувство прохлады. Эффективное средство от вшей.
Входит в состав: травяной порошок для мытья волос Ведика, масло против выпадения волос Ведика, масло с амлой Ведика.
Глориоза роскошная
Gloriosa superba - также называют Королевской Лилией. Многолетнее травянистое растение. Является источником алкалоида - колхицина, ценного лекарственного вещества.C давних пор используется специалистами Аюрведы. Облегчает боль после растяжений и вывихов. Оказывает противоспалительное действие.
Входит в состав: Бальзам массажный «ФАСТ»
Гуггул (Commiphora Mucul)
В восточной медицине традиционно широко используется смола этого уникального растения. На ее основе готовится большой спектр аюрведических препаратов. Это связано, с одной стороны, с тем, что гуггул удобен для связывания экстрактов других растительных и минеральных компонентов, а с другой стороны, он обладает очень сильным адсорбирующим действием.
Гуггул выводит из организма избыточный холестерин и триглицериды, ураты, оксалаты, скатол, индол и многие другие эндотоксины и шлаки. Например, по данным клинических испытаний, проведенных в клиниках Джамнагара и Дели, прием смолы гуггула в течение 2-3 месяцев больными с различными формами атеросклероза привел к стойкому снижению у них общего холестерина на 25-30%. Как известно, сами по себе оксалаты никогда не выводятся из организма, становясь причиной развития самой опасной формы мочекаменной болезни. Прием лекарственных растений и препаратов, обладающих литолитическим эффектом, в сочетании с гуггулом, обеспечивает полное устранение камней в почках и нормализацию их функций.
Смола этого растения также обладает легким иммуномодулирующим и противовоспалительным действием.
Входит в состав: массажное масло с разогревающим эффектом Веда Ведика, крем для ног расслабляющий и разогревающий Веда Ведика.
Дарухаридра (berberis aristata)
Дарухаридра, барбарис, древесная куркума, кислое дерево, кислый терн, кислянка, berbeis arantata, berberis aristata (лат), Indian barberry, tree turmeric (англ.), daruharidra, сhitra, rasaut, dar-hal (инд.) — антисептик, природный тоник, очищает кровь, лечит кожные болезни и зуд, обладает противовоспалительными, жаропонижающими, вяжущими, потогонными, антиоксидантными свойствами, лечит широкий спектр болезней, лихорадки, простуды, диабет, гепатит, молочницу, язвы, желудочные заболевания, снимает похмелье, утоляет жажду, улучшает кровообращение и зрение, укрепляет десны, снижает давление, отбеливает кожу, рассасывает рубцы и удаляет пигментацию, способствует росту волос и устраняет перхоть.
Входит в состав: масло от растяжек и рубцов Ведика, зубной порошок Ведика, мыло с маслом лакшади Медимикс, мыло 18 трав Медимикс, мыло с маслом элади Медимикс, увлажняющий крем Ведика
Джатаманси
Джатаманси – одна из основных трав в аюрведе по уходу за волосами. Будучи тоником для мозга, растение великолепно тонизирует и клетки кожи головы, способствуя их обновлению, улучшению кровоснабжения луковиц и корней, укрепляет волосы, стимулирует их рост. Делает волосы гладкими, шелковистыми и здоровыми, дает им энергию.
Оздоравливает кожу головы, снимает воспаления, зуд, успокаивает, увлажняет, устраняет перхоть. Благодаря охлаждающему действию, дает коже приятную прохладу, особенно в жаркую погоду. Часто является одной из основных составляющих масел, шампуней, бальзамов, масок для волос. Подходит для всех типов волос. Дезодорирует волосы, придавая им приятный аромат.
Входит в состав: масло для волос амла Ведика, масло от выпадения волос Ведика, мыло с маслом элади Медимикс, комплекс против выпадения волос Ааша.
Имбирь (zingiber)
Имбирь, zingiber officinale (лат), ginger (англ), cringa-vera (инд) — антиоксидант, антисептик, сильный афродизиак, обладает мощным противовоспалительным и антибактериальным действием, лечит ревматизм и другие заболевания мышц и суставов, цистит, заболевания дыхательных путей, головные боли, улучшает кровообращение, пищеварение, обмен веществ, укрепляет организм и повышает иммунитет, лечит кожные заболевания, ожоги, порезы, рассасывает гематомы, укрепляет корни волос и стимулирует их рост.
Входит в состав:травяной порошок для мытья лица Ведика, масло для красивой груди Ведика, масло для волос Амла Ведика, масло от выпадения волос Ведика, масло от растяжек Ведика, мыло с маслом лакшади Медимикс, мыло 18 трав Медимикс, мыло с маслом элади Медимикс, зубная паста Кардамон и Имбирь Ааша, массажное масло Ведика.
Индигофера (indigofera tinctoria)
Индигофера красильная, индигонос, indigofera tinctoria (лат.), true indigo (англ.), indigofera (инд.): природный источник для получения синего индиго — красителя для тканей, краски для волос басмы, кроме того — лечит кожные заболевания, заболевания печени, оздоравливает, смягчает и укрепляет волосы, придает им объем, устраняет перхоть.
Входит в состав:крем для волос Ведика, масло для волос Амла Ведика
Кардамон (elettaria cardamomum)
Кардамон, эла, элачи, elettaria cardamomum (лат), cardamom (англ), ela, elachi, elaichi, elakkai, chhoti elachi (инд): «королева специй», обладает ветрогонными свойствами, улучшает пищеварение, лечит заболевания дыхательных путей, нервные расстройства, тонизирует организм, афродизиак, отбеливает пигментацию и улучшает цвет лица, освежает дыхание.
Входит в состав: Мыло Медимикс с сандалом маслом Элади, зубная паста «Аашадент» Кардамон и Имбирь
Кедр гималайский (cedrus deodara)
Кедр гималайский, деодар, cedrus deodara (лат.), cedar (англ.), devdar (инд.) — кладезь витаминов и питательных веществ, мощный антиоксидант, обладает противовоспалительными, антибактериальными, антисептическими, противогрибковыми, вяжущими, успокаивающими и тонизирующими свойствами, снимает стресс и укрепляет иммунитет, восстанавливает организм и лечит широкий ряд болезней, ревматизм, заболевания дыхательных путей, туберкулез, язвы, кожные заболевания, увлажняет и питает кожу, эффективен против облысения и перхоти.
Входит в состав: дневной крем Веда Ведика, ночной крем Веда Ведика, бальзам софт Веда Ведика, масло разогревающее Веда Ведика, масло для красивой груди Веда Ведика, мыло с маслом лакшади Медимикс, мыло с маслом элади Медимикс, мыло 18 трав Медимикс, массажное масло Веда Ведика
Клещевина (ricinus communis)
Клещевина, клещевина обыкновенная, касторовое масло, рициновое масло, ricinus communis (лат.), wonder tree, ricin, palma christini (англ.), аrandi (инд.) — антисептик, лечит кожные болезни, восстанавливает ткани, питает, смягчает, увлажняет и отбеливает кожу, лечит бородавки и наросты и способствует росту волос и ресниц, классическое слабительное средство.
Входит в состав: дневной крем Ведика, ночной крем Ведика, масло массажное разогревающее Ведика, лечебная краска для волос Ааша, крем для рук Ведика
Костус красивый
Природный тоник, афродизиак, лечит желудочно-кишечные нарушения и заболевания дыхательных путей, астму, кашель, устраняет газы, спазмы, обладает антисептическими, противовоспалительными, ранозаживляющими, глистогонными свойствами, улучшает цвет лица, придает коже гладкость и сияние, отбеливает и отшелушивает, используется в ароматерапии и парфюмерии, как благовонье в быту и религиозных обрядах.
Входит в состав: порошок для мытья лица Ведика, мыло с маслом элади Медимикс.
Мускатник душистый
Название на латыни: Myristica fragransНазвание на русском языке: Мускатник душистыйНазвание на языках Индии: Jkosha, Jatipatra, Jatipatri (Jaatipatree)
Используется в основном орех, содержащий жирное масло, эфирное масло и крахмал, и мацис, в состав которого входит эфирное масло (масло мациса) и амилодекстрин.Масляный экстракт дерева применяется в качестве местнораздражающего средства и стимулирует приток крови к месту нанесения. Мускатный орех обладает отхаркивающими, глистогонными, стимулирующими половое влечение свойствами, используется в психиатрии как успокоительное средство.
Входит в состав общеукрепляющих средств и электуариев, рекомендуется для лечения воспалительных заболеваний мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Мацис применяется в народной медицине для лечения ревматизма.Обладает противовоспалительными, противогрибковыми и противобактериальными свойствами
Входит в состав: Бальзам массажный "СТРОНГ"
Мята
Природный антисептик, обладает противовоспалительным, охлаждающим и болеутоляющим действием, тонизирует и освежает кожу, понижает давление, лечит желудочные, сердечные и невралгические заболевания, ревматизм, насморки, воспаления и головные боли, прекрасное средство для ухода за волосами, репеллент насекомых.
Входит в состав: бальзамы Стронг и Стронг 2 Ведика, тонизирующая маска Ааша, зубная паста Кардамон и Имбирь Ааша, зубная паста Ним и Бабул Ааша.
Харитаки
Харитаки – одно из основных средств в аюрведической косметологии для лечения волос и ухода за волосами. Входит в состав многочисленных средств для волос – шампуней, масок, кондиционеров, ополаскивателей, бальзамов, масел, кремов и красок для волос. Используются экстракты и масло харитаки.
Масло харитаки входит в состав масла для волос как один из основных ингрединетов, а также используется в чистом виде. Является компонентом масла для волос «Трифала», включающего также амлу и бибхитаки.
Стимулирует регенерацию клеток, улучшает кровообращение, обеспечивает приток крови и питательных элементов к луковицам, стимулирует рост волос. Погомает реактивировать неживые волосы, предотвращает преждевременную седину, эффективное средство от выпадения волос. Устраняет перхоть. Придает сияние и блеск, жизнестойкость и силу.
Входит в состав лечебных средств против выпадения волос и против перхоти.
Подходит для всех типов волос и для каждодневного ухода за волосами.
Восстанавливает безжизненные, сухие, ломкие, истонченные волосы, волосы, подвергшиеся неблагоприятному воздействию окружающей среды, окрашиванию, после болезни.
Поддерживает здоровье нормальных волос, дает им антисептическую защиту.
Входит в состав: лечебная краска для волос Ааша, порошок для лица Ведика, травяной порошок для мытья волос Ведика.
Шикакай
Шикакай с давних времен используется в аюрведе в качестве лекарственного средства для ухода за волосами и их укрепления, натурального шампуня и бальзама с уникальными лечебными свойствами и регенератора кожи головы. Порошки и пасты из коры, листьев и стручков шикакая, а также его экстракты применяются в шампунях, порошках, пастах, ополаскивателях, бальзамах, маслах и красках для волос.
Это великолепный натуральный заменитель мыла и обычных шампуней и моющих средств, содержащих химические вещества. Он безопасен, не вызывает аллергии и дискомфорта. Обладает оздоровительным и лечебным действием. Подходит для всех типов кожи и волос и для ежедневного применения.
Обладает питательными, противовоспалительными, антисептическими, антибактериальными, противогрибковыми, охлаждающими, смягчающими свойствами. Прекрасно очищает кожу и волосы, глубоко очищает поры, удаляет грязь, излишки жира. Регулирует работу сальных желез. Эффективное средство для борьбы с перхотью. Идеально подходит для ухода за жирными волосами.
Снимает воспаления, зуд, шелушение. Придает волосам приятный аромат. Активирует природные механизмы терморегуляции, благодаря чему оказывает охлаждающее воздействие. Идеальное средство в жаркую погоду, помогающее держать голову в прохладе и сохраняющее естественную влажность кожи.
Питает и укрепляет волосяные луковицы и корни волос, делает их здоровыми и сильными, регенерирует и восстанавливает кожные покровы. Предотвращает выпадение волос и стимулирует их рост. Увеличивает густоту волос. Предотвращает преждевременное седение волос. Придает волосам здоровый блеск. Часто на шампунях, содержащих экстракты шикакая, написано – «для эффекта роскошных блестящих волос».
Очень мягкое, щадящее очищающее средство. Делает волосы шелковыми, послушными, легко расчесываемыми, выполняя функцию кондиционера и бальзама для волос.
Средства на основе шикакая очень мягкие, щадящие и отличаются низким, сбалансированным уровнем pH, который не лишает волосы и кожу натурального жира. Они не дают столько пены, сколько обычные шампуни, содержащие сульфаты, но прекрасно чистят волосы и кожу. Делает волосы шелковыми, послушными, легко расчесываемыми, выполняя функцию кондиционера и бальзама для волос.
Усиливает естественный цвет волос, придавая им более насыщенный и темный оттенок. Не окрашивает светлые волосы. Практически не влияет на светлые окрашенные и мелированные волосы. Однако при регулярном длительном использовании, а также сразу после окрашивания, как и многие другие травы, может чуть-чуть уменьшить белизну и сделать цвет волос слегка темнее.
Входит в состав: комплекс против выпадения волос Ааша, хна Ааша, порошок для мытья волос Ведика
Источник
www.semela.ru
Медицина Древней Индии | Железный век
Расцет медицины Древней Индии
В VI в. до н.э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.— II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения — буддизма (с VI в. до н. э.) — первой мировой религии.
Искусство врачевания (санскрит. аюрведа — учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.).
«Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта»
Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия, элексиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность.
«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению. В ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.
Познания индийских врачей
Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь).
Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как «особо важные» (санскрит — marman).Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.
Медицина с философской и религиозной точки зрения
В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней.Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира.
Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану(«атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь).Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий.
Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно).
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т.п.Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.
==Тактика лечения врачевателей Древней Индии Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного.Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.
О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: «Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек, знакомый со свойствами ножа и огня —демон, знающий силу молитв — пророк, знакомый же со свойствами ртути — бог!».
Лекарственные растения в Древней Индии
Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: «для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям,—сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен» [«Кндика». XV. II].
Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии. Морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай.Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII—IX вв. н.э.).
Родовспоможение в Древней Индии
Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т.е. за два столетия до Сушруты.Однако в индийском порту Арикалиду в I— II вв. существовала римская торговая фактория, следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания.
Хирургия в Древней Индии
Искусство хирургии в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба — близнецы Ашвины) верным источником славы».
Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.
Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции.Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики», писал А. Бэшем.
Предупреждение болезней и развитие гигиенических традиций было одним и з важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.
Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари(датируется V в. н.э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».Для спаврки — в Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнеромв 1796 г.).
Общественное положение врача
Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным, концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.
Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.
Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушру-та-самхите».
По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите»:Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни…Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Ваша речь должна быть приятной… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.
Записанная в I—II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.
Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни…».
Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов, и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»
ageiron.ru