Лекарственные растения 3 класс. Проект по окружающему миру "Лекарственные растения нашей местности" (3 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-КВН по теме "Лекарственные травы", 3-й класс. Окружающий мир. Лекарственные растения 3 класс


«мир лекарственных растений» окружающий мир 3 класс

«мир лекарственных растений» окружающий мир 3 класс - страница №1/1

«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС

Шагиморданова Р.И., МОУ СОШ № 44

Тип проекта:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательский,
  • информационный;
2. По количеству участников проекта: 3. По продолжительности проекта:
  • средней продолжительности.
Цели проекта (поставленные перед ребенком):
  1. Научиться самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее.
  2. Познакомиться с миром лекарственных растений родного края
  3. Внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений
Педагогические цели:
  1. Активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации
  2. Развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач
  3. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю
Оборудование:
    • АРМ
    • медиапроектор
    • слайдовая презентация «Лекарственные растения», «Редкие растения Челябинской области»
    • информационный буклет «Справочник лекарственных растений»
    • кроссворды
    • газета
    • листовки
    • костюмы
    Ход занятия

    Дети разделены на пять групп, сидят за разными столами.

    I. Организационный момент

    -Здравствуйте, ребята.

    В течение двух недель мы работали над проектом. И сегодня на уроке мы собрались для того, чтобы представить наш проект.

    II. Опорное повторение

    - Ребята, с чего мы начали работу над проектом? (выбрали тему)

    -Как называется наш проект? (Мир лекарственных растений. Показ слайда 1)

    -Нужны ли нам знания о лекарственных растениях?

    -Для чего?

    III. Вступительная часть

    Травы служат человеку не одно тысячелетие. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

    Итак, наш проект проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты» (Показ слайда 2)

    Для того чтобы проект получился интересным вы разделились на группы. Сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому вы должны представиться.

    IV. Представление групп

    Наша группа «Эксперты». Мы расскажем о лекарственных растениях Челябинской области.

    Наша группа «Артисты». Мы приготовили сценку «Зеленая аптека».

    Наша группа «Редколлегия». Мы нарисовали стенгазету.

    Наша группа «Режиссеры». Мы составляли кроссворды, собирали загадки о лекарственных растениях и придумывали их сами. Еще мы составили небольшой справочник лекарственных растений.

    Наша группа «Агитаторы». Мы нарисовали листовки на тему «Зачем нужно беречь лекарственные растения»

    Сейчас каждая группа представит тот материал, над которым она работала. Остальные ребята в это время внимательно слушают, для того чтобы оценить работу каждого из участников группы.

    V. Отчет групп о проделанной работе

    Сообщения группы «Экспертов»

    (Показ слайда 3)

    Рябина — жительница лесных полян и опушек. Красива она ранней весной, когда едва-едва на ней распустятся молодые светло-зеленые листья с четким резным узором. Легкая и светлая стоит она ранним летом в белой кипени душистых цветов. Не оторвешь от нее глаз и поздней осенью, когда зрелые пунцовые ягоды становятся ярким украшением ее ветвей.

    С рябиной связаны народные приметы. Рябина зацвела — холодов больше не будет. На рябинах много ягод — осень будет дождливая, мало — сухая.

    Рябина — кладезь витаминов. Охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей рябины, чтобы унять головную боль. По содержанию витамина С ягоды рябины превосходят даже лимоны. Плоды рябины горьковатые на вкус. Поэтому их часто снимают после первых заморозков. Широкое применение плоды рябины нашли в пищевой промышленности: из них готовят витаминный сироп, компот, варенья, пастилу, мармелад, ликеры. (Показ слайда 4)

    Белые ароматные цветки черемухи собраны в длинные кисти. Осенью на месте цветов созревают ягоды — размером с горошину, черные, блестящие, терпкие на вкус, с косточкой внутри. Любят эти плоды птицы. Да и люди не прочь полакомиться — из высушенных и смолотых в муку ягод издавна делали начинку для пирожков, из свежих — готовили морсы, варенья, компоты.

    В медицине используют зрелые плоды как вяжущее средство. Применяют в виде настоя или отвара.

    Также в медицине используют цветы, кору и листья дерева. Но помните — все части кустарника, кроме ягод, содержат ядовитые вещества!

    Мини – итог

    - Как человек в домашних условиях справляется с головной болью?

    -А если он оказался в лесу?

    - Когда лучше употреблять ягоды рябины? (Показ слайда 5)

    Издавна о калине складывали песни и рассказывали сказки. И не зря — уж очень красива. Калина – лекарственное растение. Её плоды усиливают деятельность сердца, понижают кровяное давление. Калина входит в состав витаминных сборов, это слабительное, успокаивающее и дезинфицирующее средство.

    Из коры калины, которую собирают весной, готовят отвары. Они останавливают внутренние кровотечения, снимают судороги. Из ягод калины делают сироп, желе, кисель, мармелад. Семена обладают тонизирующим свойством. (Показ слайда 6)

    Наверное, каждый хоть раз собирал ягоды малины — в лесу или в саду. Ягоды малины сложены из маленьких ягодок, сросшихся вместе. Ароматные ягоды висят на тонких стеблях, усеянных мельчайшими колючками. На одной ветке малины часто можно увидеть и спелую ягоду, и зеленую и цветок. Это потому, что цвести малина начинает только после того, как установится теплая погода.

    Листья и побеги малины, и даже малиновый цвет — все обладает целебными свойствами. Не говоря уже о ягодах, которые в любом виде хороши — и в варенье, и свежие, и сушеные — и лакомство, и польза. Настой и отвар плодов и листьев применяют как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Еще из малины готовят малиновый мед. Он очень вкусный и полезный.

    Мини – итог

    - Чем полезна малина?

    -Что можно приготовить из ягод калины? (Показ слайда 7)

    Черника — родственник брусники. Ярко-зеленые весной и летом, красные осенью, листья черники красивы в любое время года. В мае-июне на кустиках черники появляются маленькие розовые цветы. А в августе-сентябре можно отправляться в лес, за ягодами. Сочные, черно-синие с сизым налетом ягоды и вкусны и полезны. За красящий сок ягод черника получила свое название. Если ты когда-нибудь ел чернику, то помнишь, что от нее и губы и язык становятся темно-фиолетовыми, как чернила.

    Черника очень полезна человеку. Ягоды и листья используют в медицине.

    Во время второй мировой войны в английских войсках летчикам давали чернику для усиления ночного зрения. Наши летчики получали черничный кисель. (Показ слайда 8)

    Земляника. Человек издавна ценил эту замечательную ягоду. На вырубках, лесных полянках, у оврагов растет земляника. Появляется она в лесу первой, когда другие ягоды еще не поспели. В наших краях землянику собирают в начале–середине лета.

    Земляника любит солнце и открытые пространства, в тени растет плохо.

    Ярко-красные, ароматные, эти ягоды еще и полезны. Из листьев земляники готовят настои и отвары. Рекомендуют при воспалениях печени, малокровии.

    А в деревнях земляникой раньше пользовались как народной косметикой – девушки мазали земляникой губы и щеки – и красиво, и пахнет приятно.

    Мини – итог

    - Почему черника получила такое название?

    -Чем она полезна?

    -Что интересного узнали о землянике? (Показ слайда 9)

    С мая по сентябрь на лугах, в светлых лесах, по лесным опушкам, по окраинам полей и полевым дорогам цветет клевер, или кашка. Привычный, всем знакомый цветок.

    Соцветия клевера могут быть светло-розовыми, лиловыми, темно-красными. Пчелы вьются над ними – нектар собирают.

    Любит клевер и домашний скот. И не зря. В народной медицине клевер часто использовали как лекарство.

    При простуде и других недугах заваривали чай из цветочных головок.

    К ранам и ожогам прикладывали обваренные кипятком листья.

    А настой цветков помогает от головной боли. (Показ слайда 10)

    Это многолетние растение всем хорошо знакомо. Существует более тысячи видов одуванчика! Одуванчик растет всюду: вдоль дорог, у жилья, на газонах, в садах и огородах…

    В Древнем Риме им выводили веснушки. В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют корень растения. Корень принимают при заболевании печени.

    Кроме применения в медицине, одуванчик известен своими пищевыми свойствами. Цветочные почки можно мариновать и добавлять в солянки и винегреты. А молодые листья, собранные ранней весной, заменят салат. Листья одуванчика богаты витаминами и минеральными солями

    Из цветков одуванчика можно приготовить одуванчиковый «мед». Для этого 200г цветков очистить от цветоложа, промыть, залить 1,5 литра кипятка, закрыть и настаивать сутки. Затем сцедить, цветки отжать и в жидкость добавить 2 лимона, нарезанных кубиками, 1,5 стакана сахара и варить, помешивая, до загустения. Теплый сироп разлить в банки, закрыть крышками. Хранить в темном, прохладном месте. Одуванчиковый «мед» хорошо добавлять в чай при простуде. Ребята, практически все из вас не так давно пили «кислородные» коктели. А знаете ли вы, что входит в состав этого напитка? (шиповник, солодка, яблочный сироп)

    Об этих лекарственных растениях расскажет Максим.

    (Показ слайда 11)

    Шиповник — близкий родственник садовой розы. Его тонкие блестящие красноватые побеги вырастают до 2 метров в высоту. Они покрыты острыми короткими шипами. Листья шиповника очень похожи на листья розы. Цветет шиповник в мае-июне розовыми, белыми или темно-красными цветами. Благоухающие цветы привлекают пчел и шмелей. А в августе-сентябре на месте ароматных цветов появляются ярко-оранжевые плоды, наполненные семечками. Эти плоды очень полезны, они содержат чуть ли не все возможные витамины. В годы Великой Отечественной войны настой шиповника обязательно давали раненым в госпиталях, чтобы быстрее поправлялись. Его и сейчас часто прописывают больным и здоровым для укрепления организма. Масло шиповника используют как ранозаживляющее средство. (Показ слайда 12)

    Солодка уральская

    Травянистый многолетник с коротким корневищем и мощной корневой системой. Цветет в июле – сентябре. Солодку использовали еще в древности при лечении легочных и бронхиальных заболеваний. Они стимулируют удаление мокроты из дыхательных путей.

    Корни и корневища солодки можно заготавливать в любое время года. Их выкапывают лопатами, отрубают на глубине примерно 50 см, отряхивая от земли, раскладывают рыхлым слоем и сушат на открытом воздухе, периодически переворачивая.

    Для приготовления настоя 1 столовую ложку высушенного и измельченного сырья заливают в эмалированной посуде 1 стаканом кипятка, закрывают крышкой и нагревают при помешивании на кипящей водяной бане 15 минут. Затем настой охлаждают, процеживают. Доливают кипяченой водой до полного стакана. Принимают по столовой ложке 3 -4 раза в день.

    (Показ слайда 13) Яблоня

    Плоды содержат большое количество витаминов, минеральных солей. Яблочный отвар смягчает кашель, свежие плоды – давно проверенное лекарственное средство, которое нормализует деятельность пищеварительной системы, обменных процессов. Яблоки являются бесценным диетическим продуктом питания.

    Мини – итог:

    -Почему плоды шиповника полезны?

    -Для чего раненым давали настои из шиповника?

    -Что используют в качестве лекарственного средства у солодки?

    Спасибо, ребята, за интересные сообщения. А сейчас слово предоставляется «Артистам». Параллельно с группой «Артистов» выступают и «Режиссеры» (загадывают загадки о лекарственных растениях) Когда ты входишь в лес,

    Где все нам с детства мило,

    Где чистым воздухом приятно так дышать,

    Есть в травах и цветах целительная сила,

    Для всех, умеющих их тайну разгадать. Лес, как сказочное царство,

    Там кругом растут лекарства,

    В каждой травке, в каждой ветке –

    И микстура, и таблетки.

    Ну, а чем и как лечить,

    Мы вас можем научить.

    Все целебные растения

    Знаем мы без исключения.

    Нужно только не лениться,

    Нужно только научиться

    Находить в лесу растения,

    Что пригодны для лечения.

    С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

    Стоит в лесу кудряшка –

    Белая рубашка,

    В середине золотая,

    Кто она такая?

    Появляется ромашка.

    (Ребята выходят в костюмах лекарственных растений) Ромашка.

    Это я, Ромашка.

    Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным – давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена расселились вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию. Милая ромашка, а чем ты полезна? Если случится тебе простудиться,

    Появится кашель, поднимется жар,

    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

    Слегка горьковатый душистый отвар

    Тонкий стебель у дорожки,

    На конце его сережки.

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки.

    Нам он – как хороший друг,

    Лечит ранки ног и рук.

    Появляется подорожник Подорожник.

    Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из – за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

    С названьем простым и тревожным,

    Зовущим за отчий порог,

    Невзрачный цветок – подорожник

    Растет у российских дорог.

    Дороги спешат за курганы,

    Дорогам конца не видать,

    И важно, что путникам раны

    Умеет цветок врачевать.

    Листок оторви осторожно

    И жгучую боль утоли…

    Невзрачный цветок – подорожник,

    Да как же растешь ты в пыли?

    Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

    Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

    Жжется, а не огонь;

    Злая, а людей лечит.

    Кто это? Появляется крапива. Крапива.

    Это я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях»

    Появляется шиповник, брусника

    Ведущие: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

    Растения (вместе).

    Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.

    Шиповник.

    Где – то в чаще дремучей,

    За оградой колючей,

    У заветного местечка

    Есть волшебная аптечка:

    Там красные таблетки

    Развешаны на ветке.

    Меня зовут царем кустов

    За цвет и за запах

    Моих лепестков.

    Хоть куст мой зеленый

    Вас ранить готов,

    Но я помогу всем больным

    И тем, кто здоров.

    Знаем, ты шиповник! Но как ты можешь помочь? Шиповник.

    Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

    Листик с глянцем,

    Ягодки с румянцем,

    А сами кусточки –

    Не выше кочки.

    Ты брусника. А как ты помогаешь людям? Брусника.

    Жар, головные боли,

    Плохой аппетит.

    Выпей отвар моих листьев,

    Мгновенно забудешь о них. -Понравилось ли вам выступление ребят?

    Спасибо, ребята. Молодцы.

    А сейчас ребята из группы «Режиссеры» загадают вам загадки, которые они сами придумали и предложат кроссворды.

    (Показ слайда 14)

    Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Учитель:

    В нашей области можно встретить около 150 видов лекарственных растений. Но не спеши их выкапывать. Ведь многим из них угрожает исчезновение. Ежегодно для медицинских целей заготавливается около 60 тонн сырья. Наиболее активно ведутся сборы адониса весеннего, боярышника, крапивы, пустырника, тысячелистника. Чрезмерные заготовки, проводимые с нарушением правил и сроков сборов, привели к значительному сокращению запасов лекарственного сырья. За последние годы резко сократился арсенал целого ряда ценных растений, таких как зверобой, ромашка, валериана, душица, череда. Ребята из группы «Редколлегия» приготовили сообщения о редких растениях Челябинской области, еще они представят вашему вниманию газету.

    (Показ слайда 15)

    Венерин башмачок — наша северная орхидея. Нижний лепесток цветка похож на туфельку. В народе его называли «Марьин башмачок», «кукушкин башмачок».

    Очень красив башмачок крупноцветковый — фиолетово- розовые цветки этой орхидеи достигают почти 10 см. Но встречается он очень редко.

    Растет на лесных опушках и полянах, в сосновых и лиственных лесах.

    (Показ слайда 16) В старину ветреницу употребляли как наружное средство при лечении мигрени, ревматизма и лишаев. Лечили просто — прикладывая к больному месту сырую траву. Траву ветреницы применяют при болезнях печени, органов пищеварения и гриппе. Настоем травы лечат застарелые раны. Но ветреница — растение очень ядовитое, поэтому нельзя использовать его, не посоветовавшись с врачом (Показ слайда 17)

    Гвоздика иглолистая

    Это многолетнее растение образует «кочку», состоящую из множества стеблей, длина которых 25-30 см. Диаметр такой «кочки» может быть до 30 см. Листья длинные, заостренные похожи на иглы. У белых душистых цветков лепестки словно надрезаны. Цветет гвоздика в июне-июле. Растет на скалах и в каменистых степях.

    Этот цветок живет на одном месте до 14-15 лет.

    (Показ слайда 18)

    Лилия - саранка — цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнет цвести. В природе саранки могут жить до 22 лет (если, конечно, не рвать их).

    Растет этот цветок по влажным тенистым местам в лесах и на опушках. Размножается семенами, а луковицу его можно употреблять в пищу. Золотисто-желтые луковицы саранки собирают, сушат, размалывают и пекут из этой муки хлеб. Используется саранка и в медицине — как успокаивающее, болеутоляющее средство. Группа «Агитаторы». Выходят с листовками.

    Увидел молодой росток,

    Не трогай и не рви.

    Пройди – ка мимо, улыбнись.

    Пройдут года и вырастет там

    Целебная трава

    ***

    Лес зеленый охраняй,

    Никого не обижай!

    Не губи деревья ты,

    Сохрани в лесу цветы!

    ***

    Ты пришел за помощью к природе?

    Добрым будь и береги ее

    Ветки не ломай, не трогай

    Помни, нужно много лет,

    Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

    ***

    Ты, дружок,

    Смотри, не подкачай!

    Правдивым быть

    И добрым обещай!

    Не обижай не птахи, не сверчка,

    Не покупай для бабочки сачка!

    ***

    Люби цветы, леса,

    Простор полей –

    Все, что зовется Родиной твоей

    VI. Итог:

    Мы прослушали сообщения всех групп.

    -Как мы работали над проектом? (Выбрали тему, составили план работы над проектом и тд.)

    -Выполнили ли то, что задумали?

    -Все ли получилось так, как мы задумали?

    -Что было сделано хорошо?

    -Что не получилось?

    -Что было выполнить легко, а что оказалось трудно?

    - Какие еще проекты мы могли бы сделать?

    На этом работу над проектом мы не заканчиваем.

    VII. Домашнее задание

    Во время летних каникул вы должны постараться собрать образцы лекарственных трав, засушить их и сделать гербарий. Как засушивать растения и что такое гербарий я вам расскажу на уроках окружающего мира.

    Литература

    1. Гилева, Е. А. История развития метода проекта в российской школе / Е. А. Гилева // Педагогические исследования. - 2004.­­ - № 2.- С.13
    2. Макова, Г. В. Метод проекта на основе личностно – ориентированного обучения / Г. В. Макова // Современный урок, 2008. - №1.-С. 2 - 8
    3. Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. – М., 2000.
    4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М., 2000
    5. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
    6. Цыварева, М. А. Метод проектов во внеклассной работе / М. А.. Цыварева // Начальная школа, 2004. - №7. – С. 45 - 47

    korshu.ru

    Проект по окружающему миру "Лекарственные растения нашей местности" (3 класс)

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Олымская средняя общеобразовательная школа»

    Касторенского района

    Курской области

    Районный конкурс «Зелёная планета 2014»

    Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»

    Проект «Лекарственные растения нашей местности»

    Выполнили обучающиеся 3-х классов

    Руководители: Пигарева Елена Ивановна,

    Афанасьева Галина Александровна,

    учителя начальных классов.

    П. Олымский

    2014 год

    Лекарственные растения нашей местности

    Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе по ботанике.

    Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

    Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

    развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

    развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

    развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

    Краткая аннотация проекта

    « Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

    нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

    Восточная мудрость.

    Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям.

    На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Я же хочу рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

    Проект "Лекарственные растения нашей местности" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Окружающий мир». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Лекарственные растения нашей местности» ориентирован на изучение темы: «Мир растений» из раздела учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3класс. В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

    Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения нашей местности", информационные листы, презентация. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

    Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

    Проблемные вопросы

    Могут ли растения заменить лекарства?

    Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

    Учебные вопросы

    Какова роль растений в природе и жизни человека?

    Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

    Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

    Как правильно собирать лекарственные растения?

    Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

    Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

    Ход проекта.

    Работа состояла из трех этапов:

    1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

     Лекарственные растения. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

    Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

           Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

          На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

    Иван Грозный «Аптекарская изба»

    Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

    Пётр Первый «Аптекарские огороды»

            Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

    Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

    На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).

    На подготовительном этапе оформлялся специальный маршрутный лист «Моё растение», в который заносились результаты наблюдений в виде кратких записей и рисунков.

    Ромашка аптечная

    Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

    Описание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

    Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

    Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

    Календула лекарственная, или ноготки

    Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

    Описание. Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

    Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

    Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

    Зверобой продырявленный

    Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

    Описание. Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

    Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

    Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при' женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

    Пустырник

    Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.

    Описание. Пустырник - многолетнее травянистое растение . Цветки розовые, мелкие. Цветет в июне - августе. Собирают верхушки стеблей с листьями и цветками, корни. Траву собирают во время цветения, корни - осенью.

    Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против "биения сердца", "тяжести желудка". Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство.

    Душица обыкновенная

    Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

    Описание. Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

    Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

    Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .

    Крапива

    Народные названия: жалива, жгучка,

    стрекава, жегала.

    Описание. Двудомная крапива –

    многолетнее травянистое растение

    с длинным корневищем. Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне - сентябре.

    Собирают листья, корневища и корни.

    Листья собирают в июне - августе, корневища и корни - поздней осенью.

    Применение. Настой из листьев крапивы является хорошим кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством, имеет противовоспалительное действие, снижает повышенную температуру, избавляет от сильного кашля. Молодые листья крапивы вкусная и полезная добавка в щи и салаты, так как в них содержится большое количество витаминов.

    2-й этап – и с с л е д о в а т е л ь с к и й.

    Он состоял из ряда заданий.

    Анкетирование детей.

    Был проведен опрос детей, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.

    Вопросы анкеты:

    Какие лекарственные растения ты знаешь?

    Где они растут?

    Какую пользу они приносят?

    Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

    По сведениям, собранным детьми ( в опросе участвовало десять человек), сделали выводы: все знают лекарственные растения своей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

    Анкетирование взрослых.

    Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их окружают.

    Вопросы анкеты:

    Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идете по улице?

    Какие чувства вы испытываете, если видите сломанное или выдернутое с корнем растение?

    Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?

    Сажали ли вы лекарственные растения?

    В анкетировании участвовало двенадцать взрослых. Проведенный эксперимент показал, что 90% любуются красотой растений, 10 % осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву или обломанному кусту. Первые листочки весной у всех вызывают радость.

    Проведение исследовательских наблюдений.

    По просьбе учителя дети провели два исследования.

    Сочинили история своего лекарственного растения.

    Изучили строение растения.

    Определили, одинаков ли стебель у разных растений.

    Погладили стебли растений, листья.

    Определили, какие они: твёрдые, мокрые, сухие, тёплые, холодные, колючие, мягкие?

    Прилетают ли кто-нибудь к этому растению?

    Есть ли запах у растения?

    Всегда ли одинаково пахнет растение?

    Дети заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая – мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, сеном, пылью, мёдом) и др.

    Школьники также изучали связи животных и растений.

    Прилетают или приползают к растению животные?

    Какие?

    Есть ли на растении следы, оставленные человеком? Сможет ли растение залечить раны?

    Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы. На некоторых исследуемых объектах были оставлены следы деятельности человека.

    Таким образом третьеклассники пришли к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезали с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

    Посещение библиотеки.

    Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях, затем писали сочинения.

    3-й этап – о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в.

    Викторина «Лесная аптека».

    -Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

    -Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

    -Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

    -Плоды каких кустарников богаты витамином С?

    (Чёрная смородина, шиповник).

    -Какими лечебными свойствами обладает мать –и мачеха?

    (Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

    -Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. При нервных расстройствах, бессоннице).

    -Какие болезни лечит красавица берёза?

    (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

    2) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

    Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

    Каждый кустик и травинка,

    Корень, ягода, орех –

    Все приносит пользу людям,

    Помогает от всех бед.

    Лес – богатство наше, знай!

    Береги и сохраняй!

    -Правило первое: что собирать?

    Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

    -Правило второе: когда собирать?

    Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

    -Правило третье: как собирать?

    Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

    -Правило четвёртое: где собирать?

    Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

    -Правило пятое: собирая, сохранять.

    Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

    -Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

    Выполнение зарисовок детьми.

    Письмо «зелёному другу» ( см. приложение)

    Заключение.

    Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

    В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

    Лес, как сказочное царство,

    Там кругом, растут лекарства,

    В каждой травке, в каждой ветке -

    И микстура, и таблетки.

    Ну, а чем и как лечить

    Родители и учителя нас могут научить.

    Все целебные растения.

    Знают они без исключения.

    Нужно только не лениться,

    Нужно только научиться.

    Находить в лесу растения,

    Что пригодны для лечения!

    Ведь из трав лесного царства,

    Люди делают лекарства.

    Приложение

    Подорожник

    Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.

    Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.

    С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

    Ученик 3 «А» класса – Сапрыкин Даниил

    Ромашка- спасительница

    Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась на полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружилась ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться.

    Ученица 3 «Б» класса Киселёва Виктория

    Сообщения детей о лекарственных растениях

    Календула лекарственная

    Календула лекарственная (ноготки лекарственные) – однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных высотой 30-60 см. Стебель прямостоячий, разветвленный. Цветки собраны в крупные корзинки, оранжево-красно-желтые. Плоды-семянки разной формы и величины. Цветет с июня до сентября. Выращивается как лекарственное и декоративное растение во многих регионах России. В качестве лекарственного сырья используются цветки растения, которые собирают многократно: с начала цветения до заморозков через 3-5 дней.

    Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, противовоспалительное средство. Настой как желчегонное, настойку при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения порезов, фурункулезе и т.д.

    Смола Дмитрий – ученик 3 «А» класса

    Мелисса лекарственная

    Травянистый многолетник семейства губоцветных. Распространена на юге европейской части России, Кавказе, в Средней Азии. Растет по опушкам леса и оврагам, тенистым ущельям. У нас это садовое растение. Его сажают в садах и огородах. Культивируется во многих странах мира. Является приправой к пище; ценный медонос. В качестве лекарственного сырья используется трава. Заготавливают ее во время цветения; сушат в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках. Сырьё содержит эфирное масло с запахом лимона, применяемое в парфюмерии и для ароматизации напитков.

    Как лекарственное средство мелиссу знали и широко использовали древние греки и римляне.

    В народной медицине настой этой травы употребляли как успокаивающее, противосудорожное и болеутоляющее средство.

    Бирюков Дмитрий – ученик 3 «Б» класса

    Письма «зелёному другу»

    Здравствуй, моё солнышко!

    Я соскучился по тебе, ведь в хмурый осенний день ты радуешь нас цветами.

    Когда я приду после школы, обязательно к тебе зайду.

    Спасибо, что ты лечишь людей.

    Елисеева Мария – ученица 3 «А» класса

    Здравствуй, красавица ромашка!

    Я очень люблю разговаривать с растениями, а больше всего с ромашками. Хочу сказать, о моё золотое солнышко, что я приду к тебе на каникулах пообщаться и принесу тебе подарок. Ты самая прекрасная, нежная ромашка! Спасибо тебе, что помогаешь нам пережить холодную зиму без болезней.

    Битюцких Елизавета – 3 «Б» класс

    infourok.ru

    Конспект урока для 3 класса "Травы. Лекарственные травы. Опасные травы"

    Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

    Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

    учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

    Конспект урока

    живой мир

    «Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.»

    Разработала учитель начальных классов

    Никитина Наталья Николаевна.

    2013-2014 уч.г.

    Ф.И.О.:Никитина Н.Н.

    Предмет: Живой мир.

    Класс: 3кл.

    Учебная тема: Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.

    Тип урока

    Слайд 2.

    Организационный момент.

    Слайд 3.

    -Улыбка – залог хорошего настроения, здоровья и удачи во всём.

    Создание эмоционального настроя. Самоопределение к деятельности.

    - Где побывали на прошлом уроке?.

    Звук-шум леса.

    Слайд 4.

    - Здравствуй, лес, дремучий лес.

    Полный сказок и чудес.

    Ты о чём шумишь листвою

    Ночью тёмной, грозовою?

    Что в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Всё открой, не утаи.

    Ты же видишь, мы свои.

    Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

    -Лес нас впустил. А что мы там собирали? (грибы)

    -Дома вы приготовили рисунки. Давайте прикрепим их в подходящее место на доске.

    (на доске: берёза, осина, сосна, пень)

    -Гриб я не белый, немного проще.

    Расту я обычно в берёзовой роще.

    - Кто нарисовал этот гриб?

    Слайд 5.

    - Очень дружные сестрички, золотистые….?

    Слайд 6.

    - Под осинками на кочке

    Гриб в малиновом платочке.

    Слайд 7.

    - Под сосёнкой у ребят шляпки блестят.

    Слайд 8.

    - Нет грибов дружней, чем эти-

    Знают взрослые и дети.

    На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

    Слайд 9.

    - Почему растут именно под этими деревьями?

    - Как называются все эти грибы? (съедобные)

    - А какие ещё бывают? (несъедобные или ядовитые)

    - Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

    - Проверим, усвоили ли вы самое важное на уроке?

    Слайд 10.

    - Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему?

    Слайд 11.

    Рефлексивная деятельность.

    - Если вам было интересно проверять домашнее задание, раскрасьте лепесток жёлтым, если скучно- синим, неинтересно-красным.

    Эмоциональный настрой на изучение новой темы + физминутка.

    - А сегодня окажемся в другом месте.(звуки поля).

    Подведение к проблеме. Фронтальная работа.

    Слайд 12.

    - Где сегодня оказались?

    - Растений какой группы больше всего на поле?

    - Где ещё можно увидеть травы?

    - Какие вы знаете?

    - Что их отличает от других групп растений?

    - Как мы думаете, пользу или вред приносят травы?

    - Сегодня мы ответим на вопрос…

    Слайд 13.

    Рефлексивная деятельность.

    - Если вам интересно узнать, раскрасьте лепесток жёлтым, если всё равно- синим, нет желания узнавать-красным.

    - Ну, за работу.

    Открытие нового знания.

    Работа по учебнику.

    Стр.78

    Самостоятельное чтение текста.

    - Какие растения называем травами?

    - Где растут травы?

    - Что можете сказать о цветах?

    Чтение стихотворений стр. 79.

    Отыскивание фото на странице. Взаимопроверка.

    Чтение стихов детьми и отыскивание фото на страницах учебника.

    - Тонкий стебель у дорожки,

    На конце его серёжки.

    Нам он, как хороший друг,

    Лечит ранки ног и рук.

    - «Кошачья травка» -

    Больным поправка:

    Корешок в аптечку,

    Чтоб помочь сердечку.

    - На полянке , у реки

    Гордо держат стебельки,

    Как фарфоровые чашки,

    Белоснежные….?

    Вывод: травы встречаются повсюду, многие из них цветут.

    Физминутка.

    Слайд 14.

    - Ребята, какие из этих растений помогли вам или вашим близким, знакомым ?

    - Где взять эти растения? (в аптеке, можно собрать самим)

    Показ образцов лекарственных растений из аптеки.

    Формирование нового знания через деятельностный подход.

    - Можно ли собрать или купить растения по своему усмотрению? (сначала проконсультироваться с врачом)

    Чтение текста на стр.79.

    Слайд 15.

    - Собрать растения можно самим, но для этого надо соблюдать определённые правила.

    Слайд 16.

    - Прочитайте статью и составьте краткую инструкцию.

    Это начало ваших предложений.

    Слайд 17.

    Проверка.

    Слайд 18.

    Рефлексивная деятельность.

    - Если сделали всё правильно- жёлтый лепесток, одна ошибка-синий, много ошибок-красный.

    - На какой же вопрос надо ответить на уроке?

    Слайд 19.

    - Могут ли растения быть врагом?

    Чтение текста в учебнике на стр. 80.

    - О каких опасных растениях вы узнали?

    Слайд 20.

    - Какой ответ вы выберите? Почему?

    Вывод: растение может быть опасным, но оно необходимо животным, им можно полюбоваться; если уничтожить, не вырастет других.

    - Что нужно предпринять, если всё-таки отравились?

    Слайд 21.

    - Кто же травы: друзья или враги?

    Слайд 22.

    Слайд 23.

    Рефлексивная деятельность.

    - Если на уроке вам было всё понятно, если узнали много нового-жёлтый, если было что-то непонятно, неинтересно-синий, если ничего нового не узнали-красный.

    - Прикрепим наши цветы на ромашковое поле.

    Ромашка – лекарственное растение. Ромашковый чай лечит болезни желудочно-кишечного тракта, успокаивает, способствует релаксации.

    Показ музыкального видеоклипа о ромашке. Чаепитие.

    Слайд 24.

    Презентацию к уроку можно найти на сайте с одноимённым названием.

    doc4web.ru

    Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

    Дидактическая цель

    Познакомить с лекарственными и опасными (ядовитыми) травами.

    Задачи

    Закрепить знания об отличительных особенностях травянистых растений как одной из основных групп растений. Учить работать по инструкции, сравнивать результат с образцом, развивать умения работать с учебником. Осуществлять развитие познавательной мотивации на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

    Планируемые

    результаты

    Личностные УУД.

    Способность к самооценке на основе

    критериев успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД.

    Постановка и формулирование совместно с учителем проблемы, поиск путей её решения , самостоятельное выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

    Регулятивные УУД.

    В сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач, контроль результата,его оценка. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

    Коммуникативные УУД.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Предметные.

    Иметь представление о лекарственных растениях, их значении, правилах сбора. Знать наиболее распространённые ядовитые растения, способы оказания первой помощи при отравлении. Понимать экологические связи в природе.

    Основные

    понятия

    Травы. Полезные травы. Опасные травы.

    Ресурсы:

    -основные

    -дополнительные

    -учебник «Живой мир», 3класс, Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова,

    -презентация к уроку, аудиофайл,

    -картинки деревьев, нераскрашенные ромашки, карточки-тексты, разрезные карточки, коробочки с лекарственными травами, рисунки детей-домашнее задание.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

    Урок-КВН по теме "Лекарственные травы", 3-й класс. Окружающий мир

    Разделы: Начальная школа

    Цель:

    1. Расширять знания о лекарственных растениях.
    2. Развивать умения работать в группах, умения анализировать услышанное.
    3. Воспитывать любовь к природе, к здоровому образу жизни.

    Оборудование:

    • доска;
    • плакаты лекарственных растений;
    • сообщения детей;
    • выставка книг;
    • кроссворд;
    • учебник Плешакова.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и цели урока.

    Учитель:

    Много трав растут полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой.

    - Сегодня мы собрались в нашем «Клубе любителей природы» чтобы узнать о тех растениях, которые в трудную минуту приходят на помощь человеку.

    - Как вы думаете, что это за растение? (Читают хором тему урока на доске.)

    Тема: «Лекарственные растения».

    - Почему их так называют?

    - Изучая растения «Природных зон» мы уже встречались со многими из этих растений. Давайте остановимся и узнаем более подробно о тех растениях, которые растут и в нашей области, и с которыми чаще всего сталкивается в своей жизни человек. Чтобы быть здоровым, надо уметь защитить свой организм от болезни. Вот об этом мы и поговорим. Но узнавать что-то новое для себя вы будете друг от друга, соревнуясь в группах. Каждая группа будет защищать свое растение, а вы должны внимательно слушать, чтобы точно отвечать на вопросы и задания каждой группы.

    Оценивать ваши знания будет жюри (учителя). В конце урока та группа, которая наберет больше очков, получит приз. (Вспомнить правила работы в командах).

    - Итак, приглашаем 1 группу.

    1 группа.

    Название «Подорожник» (рисунок + гербарий).

    Начинают со стихотворения:

    1. Путника друг, подорожник, Скромный невзрачный листок. Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег.
    2. Путника друг, подорожник, Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног.

    Далее 3 человека читают самостоятельно подготовленные сообщения о подорожнике.

    Ребята инсценируют сценку «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (подвернул ногу или порезал палец).

    Задание. Как можно помочь товарищу в этой ситуации?

    (Команды придумывают ответы, отвечают те, кто первыми подняли руку.)

    (Команда за выступление получает солнышко.)

    Учитель: По праву подорожник заносим в коллекцию лекарственных растений.

    (На доске макет книги «Лекарственные растения». Рисунок вносим в эту книгу – коллекцию.)

    2 группа.

    - Отгадайте название нашей группы.

    Загадка.

    «Стоят в поле сестрички, Желтый глазок, белые реснички».

    Название команды: «Ромашка».

    (3 человека читают сообщения о ромашке.)

    Задание. «Погадай – отгадай на ромашке».

    (Большая ромашка, на лепестках – задание. Представители группы срывают по лепестку. Там задание – вопрос. Отвечают командой.)

    Вопросы:

    1. Откуда к нам попала ромашка?
    2. Где растет ромашка аптечная?
    3. Назовите один из отличительных признаков аптечной ромашки?
    4. Что можно лечить отваром из ромашки?

    (Последний лист – солнышко команде.)

    (Ромашку в коллекцию.)

    3 группа.

    Название: «Ландыш».

    (3 человека – сообщение о ландыше.)

    Стихотворение ландыша (читает ученик):

    Я маленький ландыш, Цвету я в лесу И многим из вас Красоту я несу Но люди безжалостны стали ко мне, Становится меньше нас на Земле. Вы все подрастете Через несколько лет. И в лес вы придете, а там меня нет. Прошу, помогите, спасите меня И вам благодарен всегда буду я.

    (Курганова С. Ю.)

    Задание. Почему ландыш просит о помощи?

    (Беседа о Красной книге.)

    - Кто быстрее найдет в книге, почему Красная книга именно так называется (с. 214).

    (Команде – солнышко, ландыш – в коллекцию.)

    4 группа.

    Стихотворение.

    Только вечер затеплится синий, Только звезды зажгут небеса, И черемух серебряный иней Уберет жемчугами роса.

    Название: «Черемуха».

    (3 человека – сообщение о черемухе.)

    Задание. У каждой команды есть конверт, в нем есть слова. Составить предложение. Что они обозначают?

    (Команды составляют предложения – приметы. Объясняют, как поняли смысл.)

    - Как одним словом можно назвать все эти предложения (приметы).

    (Беседа о полезных веществах, выделяемых черемухой и другими деревьями – фитонциды (прочитать хором.)

    (Группе – солнышко, черемуху в коллекцию.)

    5 группа.

    Название: «Аптекари».

    Отгадать кроссворд.

    Задание в виде загадок + рисунок, каждого растения.

    1. «Стоит колючка на вилах, одета в багрянец Кто подойдет того кольнет». (Шиповник.)
    2. Весной «цвету», Летом шишки приношу, Осенью увядаю, Зимой не умираю. (Сосна.)
    3. Над водой, водой Стоит красной с бородой. (Калина.)
    4. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)
    5. Красна ягодка растет Мишка лапкой соберет. (Малина.)

    (Читают сообщения об этих растениях.)

    Вешаем на доску плакаты.

    Задание каждой команде. «Ботаническая мозаика» (ботаника – наука о растениях). Собрать рисунок лекарственного растения, прочитать название, чем полезен.

    (Команде – солнышко.)

    Учитель: Посмотрите, ребята, какую коллекцию лекарственных растений мы собрали.

    Мы растения эти знаем. Бережем и охраняем. В Книгу Красную они Многие занесены. Мы их рвем не на потеху. Отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди сделают лекарства.

    - Рвать много лекарственных растений нельзя. А те, что сорвали можно отнести в аптеку. Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари). Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений(показать коллекцию из трав, продаваемых в аптеках). Советоваться с врачом. Каждое лекарственное растение нужно собирать в определенное время суток, года. Иначе оно может потерять свои целебные свойства. Мы с вами должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Лекарственных растений еще много на Земле (открывается доска с рисунками лекарственных растений), но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Давайте прочитаем правило, которое должен помнить каждый: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет» (на доске). 22 апреля отмечается День Земли (Всемирный праздник).

    - Посмотрите, ребята, на доску. О каких лекарственных растениях вы узнали. Чем они полезны человеку? Что мы должны помнить об этих растениях? (Похвалить все группы.)

    - А сейчас – слово жюри. (Подводятся итоги, вручают дипломы.)

    Познакомить с выставкой книг.

    - Чтобы не болеть, надо заниматься спортом, закаляться, есть полезные продукты.

    Участникам призы – яблоки.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Презентация на тему Лекарственные растения(3 класс)

    Автор публикации: Ягудина Ф.С.

    Дата публикации: 16.11.2016

    Краткое описание:

    

    1

    Лекарственные растенияЛекарственные растения

    2

    Лекарственные растения История Лекарственных растений Значение лекарственных...Лекарственные растения История Лекарственных растений Значение лекарственных растений Их применение Цели:Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

    3

    Лека́рственные расте́ния  — обширная группа растений, органы или части которы...Лека́рственные расте́ния  — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине. В качестве лекарственных растений в начале 21 века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка,тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

    4

    Еще в первой половине 19 века основой лекарств тогдашней медицинской практики...Еще в первой половине 19 века основой лекарств тогдашней медицинской практики были лекарственные растения. Вторая половина 19 века известна интенсивным развитием химии. В то время лекарственные растения были основным объектом изучения, выделявших из них чистые вещества, вернее, комплексы веществ, нередко заменявшие растительное сырье. История

    5

    Примеры Лекарственных растенийПримеры Лекарственных растений

    6

    Применяется в виде настоев и отваров. Отвары усиливают секрецию желчи, повыша...Применяется в виде настоев и отваров. Отвары усиливают секрецию желчи, повышают тонус желчного пузыря. Настой и отвары замедляют эвакуаторную функцию желудка, понижают перистальтику кишечника. Используется при заболеваниях печени и желчных путей.  Бессмертник.

    7

    Используют при желудочно-кишечных заболеваниях (гастриты, язвенная болезнь, к...Используют при желудочно-кишечных заболеваниях (гастриты, язвенная болезнь, колиты, холециститы), а также при воспалительных заболеваниях (простудных и инфекционных) верхних дыхательных путей.  Ромашка.

    8

    Поливитаминное средство. Применяют как вяжущее, закрепляющее средство. Назнач...Поливитаминное средство. Применяют как вяжущее, закрепляющее средство. Назначают при болезнях печени, малярии, мочекаменной болезни, простуде. С профилактической и лечебной целью применяется при цинге, авитаминозах, при кровоточивости, инфекционных заболеваниях, пневмонии, атеросклерозе, анемиях, дистрофиях, при переломах костей, вяло заживающих ранах и многих других болезнях.  Шиповник.

    9

    Алоэ активно используется в официальной медицине. Часто назначаются уколы из...Алоэ активно используется в официальной медицине. Часто назначаются уколы из алоэ при заболеваниях глаз. Мазь из сока алоэ и эмульсию алоэ употребляют для лечения ожогов и кожных заболеваний Алоэ

    10

    Среди полезных и нужных растений в многочисленную группу входят лекарственные...Среди полезных и нужных растений в многочисленную группу входят лекарственные растения, служащие для лечения заболеваний. К такой группе относят и растения, которые имеют более широкое использование, они кроме лечебного также являются источниками аромовеществ, применяемых в пищевой и парфюмерной промышленности. Определенные типы лекарственных растений дают древесину, для кожевенного производства дубильные вещества, для текстильной промышленности  красители и прядильное волокно, утерявшие в настоящее время свое практическое значение в результате применения красителей (синтетических).

    11

    Спасибо за внимание Подготовила: Ученик 3«Б» класса Ягудин АлиСпасибо за внимание Подготовила: Ученик 3«Б» класса Ягудин Али

    botana.cc


    Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта