Рассказ про домашнее растение 1 класс. Урок окружающего мира "Удивительные открытия в нашем доме. Путешествие в мир комнатных растений". 1-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок для 1 класса по теме: "Комнатные растения у нас дома". Рассказ про домашнее растение 1 класс


Детям о кактусах

Раздел 1. Рассказ про кактус для детей: увлекательно о комнатных растениях

Часть 1. Знакомимся с кактусами

Начнем мы рассказ с интересной загадки. Спросите детей, кто живет в пустынях и полупустынях, в засушливых местах, в которых всегда много солнца,  вокруг много песка, редко идут дожди, не хватает воды? (верблюд, черепаха, тушканчик, варан — его еще называют «пустынный крокодил»).

Но есть и особые жители пустыни. Они… наши гости и живут рядом с нами, у нас дома! Кто же это? Отправимся на поиски! А вот и они — наши гости из пустыни! Подойдем к подоконнику (см. картинку ниже). Да это же кактусы!

Как же нам узнать, что перед нами кактус и отличить кактусы от других комнатных растений?

Кактусы зеленые и колючие, у них есть иголочки. Давай внимательно рассмотрим кактус, как ты думаешь, есть ли у кактусов листья — такие же, как у обычных растений? Нет, мы не видим привычных для нас листьев. Но видим много- много острых иголочек.

А зачем же кактусу такие иголочки? И как же он живет без листочков? А может быть, его колючки и стали его листочками? Давайте разберемся вместе.

Часть 2. Почему кактус колючий? Зачем кактусу колючки?

Мамин кактус на окнеНе даёт покоя мне.Я вокруг него кручусь,Не беру- вдруг уколюсь.Помню мамины слова:«Он колючий. Брать нельзя! »Но терпеть нет больше сил-Палец в кактус угодил!«Аааа»- издал я сильный рёв-Не нашёл пока я слов.Но теперь я точно знаю-С кактусом я не играю!» (Н. Шайбакова)

Давайте сделаем вместе с детьми небольшой опыт! Он поможет нам понять, почему кактус колючий и для чего ему нужны эти колючки и есть ли у кактуса листья.

 Опыт с кактусом и бегонией

Шаг 1. Сначала расскажем детям о том, зачем всем растениями нужны листья. Листья — это фабрика, которая дает растению питание, с помощью листьев любое растение дышит и испаряет воду.

Шаг 2. Поместим в полиэтиленовые пакеты кактус и одно из растений с листьями, которое есть у Вас дома, например, бегонию. Оставим на сутки в пакетах.

Шаг 3. На следующий день через сутки после начала опыта посмотрим на результат. Что видим? Внутри пакета с листиками бегонии мы заметим капельки воды (см. фото ниже). А в пакете с кактусом нет капелек. Почему же так произошло?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем еще один опыт — опыт с зеркальцем.

Возьмем зеркальце и подышим на него ртом. Проведем пальчиком по поверхности — останется след. Стекло запотело, поскольку наше дыхание влажное.

А как же происходит с растениями? У них дыхание тоже влажное? Да, у растений тоже влажное дыхание. Мы дышим ртом и носом. А у растений рта и носа нет, но они тоже дышат — через поры в листьях (устьица), которые открываются и закрываются как двери лифта.

Через поры растения теряют почти всю воду, которую добывают корнями. Чем меньше листья, тем меньше на листьях таких пор-дверей, тем меньше они теряют влаги. Теперь стало понятно, почему у кактусов нет больших  листьев, а есть колючки.

Кактусы растут в жарких местах, где совсем мало воды, поэтому они стараются уменьшить потерю воды. И их листики стали тоненькие, как иголочки.

Вывод из опыта с кактусом и ответ на вопросы «Почему кактус колючий? Зачем кактусу колючки?»: На первый взгляд, листьев у кактуса мы не видим, и нам кажется, что их у него нет. Но,  оказывается, что колючки кактуса — это изменившиеся листики.

Опыт с кактусом и лупой

Посмотрим на колючки кактуса через лупу. На фото Вы видите, как они выглядят под лупой. Рассмотрите с детьми. Видите, какие колючки тонкие? На колючках устьицам (порам) не осталось места.  Получается, что у кактусов почти нет пор (устьиц)! А как же они тогда дышат?

 

Оказывается, поры находятся у кактусов не в иголочках — колючках, а в их зеленых стеблях. Но таких пор у кактусов очень мало, поэтому мы и не увидели в пакете капелек воды. Кактус бережно расходует воду, очень ее бережет!  Дожди в засушливых областях случаются редко, поэтому он запасает воду в своих стеблях. Кактус — это сочный  бочоночек с водой.

Часть 3. Речевые задания детям о кактусах

Задание 1: Вспомните, у каких  еще растений есть иголочки как у кактусов. Правильно, у елок, у сосен! Иголки помогают елкам и соснам хранить воду и меньше испарять воды. Поэтому елочки и  могут быть зелеными круглый год!

Задание 2. Колючий как кактус. О каком человеке так говорят? Скажите детям: «Вы наверняка слышали, как о каком-то человеке говорят «Он колючий как кактус». Почему так говорят, ведь на людях не растут колючки? ( выслушайте ответы детей). Да, действительно, здесь имеется ввиду не то, как выглядит человек, а  его характер. Если человек неуживчивый, старается отгородиться от окружающих, ни с кем не дружит, ни с кем не играет, на всех злится и всех отталкивает от себя, смотрит на всех с подозрением, то о нем говорят «Он колючий как кактус». К такому человек и  не знаешь, как подступиться, поэтому его и называют «неприступным», «колючим».

 Задание 3. Пальчиковая гимнастика «Кактус». Что еще может быть колючим?

Мы многое узнали, а сейчас отдохнем и поиграем с пальчиками в игру «Кактус».

На окне цветок колючий (Дети показывают прямоугольник из пальчиков перед собой) Смотрит за околицу (Дети делают «бинокль» из ладошек) Вы его не троньте лучше (Грозим пальчиком) Очень больно колется (Отдергиваем руку, как будто укололись).

Колючим может быть кактус, человек. А что еще может быть колючим? Какие колючие предметы есть у тебя дома? А во дворе? В лесу? На море?

Часть 4. Какой формы бывают кактусы?

Посмотрим на форму кактусов. Они могут быть разной формы. Форму кактусу придает стебель. Какой формы бывают кактусы? Рассмотри разные кактусы на картинках и назови их форму. На что они похожи?

Кактусы бывают круглые как шары. Бывают овальные как дыни и продолговатые как огурцы. Бывают кактусы, похожие на длинных змей или на длинную трубу. Бывают плоские как лепешки. Трехгранные и четырехгранные. С одной макушкой и с несколькими макушками. Бывают кактусы  причудливой формы, похожие на зверей, людей и сказочные деревья. Такую форму кактусов называют «скалистой», ведь скалы и горы тоже часто напоминают фигуры людей или животных. Форма кактусов называется в загадках про них. Например:

Что за странный шар растётНа окне в иголках?Зеленеет и цветёт,И на вид не ёлка. (Кактус)

Странный тропиков  жилецИглокожий Огурец. (Кактус.)

Какие кактусы с наших картинок подходят к этим загадкам как отгадки?

Задание для детей: раскрашивание, аппликация. А сейчас давай вырастим свой садик с кактусами. Тебе помогут картинки — раскраски. Раскрась кактусы, которые тебе понравились. И у тебя тоже появится свой кактусовый садик! Можно вырезать раскрашенные картинки, приклеить их на полоску бумагу — «расставить» на подоконнике. Не забудь «посадить» каждый свой кактус в горшочек с землей — дорисуй горшочки под кактусами и раскрась их.

Скачать картинку — раскраску «Какой формы бывают кактусы» бесплатно можно здесь. 

Часть 5. Почему у кактуса детки круглые?

Предложите детям внимательно рассмотреть эти кактусы. Мы видим, как на одном  кактусе растут круглые и продолговатые формы. Кто это?Это детки кактуса или отростки.

Кактусы размножаются с помощью отростков. Отростки отличаются формой. Чем еще они отличаются между собой? Правильно, размерами. Маленькие отростки – кругленькие, а большие – продолговатые.

А прочно ли держатся детки на кактусе? Если у вас дома есть кактус, то можете показать детям, что отростки только чуть-чуть держатся на родительском растении. Почему же у них такая непрочная связь с кактусом — родителем? И почему же у маленьких деток кактуса круглая форма? Узнать это нам поможет познавательная сказка и пальчиковый театр для детей.

Познавательная сказка для детей «Почему у кактуса детки круглые?»

Приглашаю вас в авторский биологический пальчиковый театр. Автор спектакля, иллюстраций к нему  и кукол- персонажей — Ольга Астраханцева. Итак, начинаем сказку! Вы можете сами сделать игрушки и показать детям пальчиковый театр или использовать иллюстрации к сказке из этой статьи.

Как сделать пальчиковую игрушку — кактус:

  • Игрушка выполняется из фетра.
  • Колючки на пальчиковой игрушке сделаны из толстой лески, их можно трогать, они достаточно жесткие, но не травмируют кожу.
  • Отростки прикрепляются на липучке (ленте велкро) в любом месте кактуса из фетра.

Жил-был Кактус на высоком горном плато в одном засушливом месте. Внизу простиралась горная долина, не менее засушливая. Кактусы ведь растут не только в пустынях, но и на безводных горных кручах.

Жил кактус  одиноко, но однажды на нем ожили почки, из которых появились деточки – отростки.  Один отросток был круглый, а другой  — продолговатый.  (Попросите ребенка показать отростки на картинке или на игрушке).

Детки росли, и пришла им пора отделяться, чтобы начать свою самостоятельную жизнь и пустить корни. Продолговатый отросток хвастался:

— Я вот какой  высокий! Мне видней, куда путь держать, когда придет пора отделиться. Там,  внизу, я присмотрел хорошенькую площадку, где мне будет хорошо расти.

А маленький круглый отросток, сколько не тянулся  увидеть, что там внизу, ничего не мог увидеть. Обидно ему было.

А продолговатый отросток  продолжал дразнить круглого:

— Я такой стройный, что  тебе за мной не угнаться! Я быстрее тебя докачусь до нового места.

Вопрос детям: А вы как думаете, кто из деточек дальше и быстрее укатится?

Проверим ответ и проведем эксперимент.  Возьмем  деталь из конструктора, напоминающую ребристую продолговатую форму (брусок) и маленький мячик. И попробуем покатить их по столу.  Что катится легко и далеко?

А вот что дальше произошло в нашей сказке. Однажды на плато разразился ураган, и деточки оторвались от кактуса. Кругленький отросток упал, отскочил от земли и покатился вниз. Он катился вниз и отскакивал довольно долго,  пока не оказался на маленьком удобном уступе. Там и пустил он свои корни.

А продолговатый отросток упал плашмя рядом с родительским кактусом. Да так и остался лежать.

Расстроился продолговатый кактус: «Зря я хвалился.  Не смог добраться до уступчика…» На что старый кактус сказал:

— Не грусти, сынок.  Кто-то расселяется далеко, а кто-то создает заросли. Вместе, оно лучше, чем  быть одному. Уж я-то знаю.

Так уж повелось в природе, что маленькие круглые отростки нужны, чтобы откатываться от кактуса подальше. Если же малыши вовремя не отделились, то они вытягиваются и становятся продолговатыми. В месте прикрепления даже воздушные корешки появляются. Когда отросток отпадет, он будет расти рядышком с родителем. Поэтому кактусы в природе растут группами.

Часть 6. На кого похож кактус?

Загадка про кактус:

Он на ёжика похож,Только корнем в землю врос.Нет ушей, ни ног, ни глаз,Но, зато колючки класс!У него цветочек красный,Как красив цветущий … (кактус)». А. Ясноокий

Круглые кактусы похожи на зеленых ёжиков. За это сходство огромная группа кактусов названа эхинопсисами. «Эхинос» в переводе с латинского языка —  ёжик, «опсис» — подобный, получается, эхинопсис переводится как ёжикоподобный.

Рассмотрите с детьми картинку. Что будет общего у ёжика и кактуса? Чем они различаются. Сравним их между собой. Среди сходства – и кактус, и ежик — это живые организмы, они дышат, едят, размножаются, растут, они оба колючие, округлой формы. Среди различий – разные систематические категории ( т.е. ежик — это животное. а кактус — это растение), разный цвет, разная способность к движению, у кактуса —  корни  (а у ежа —  ноги), у ёжика есть органы чувств (глаза, нос, уши, язык), и т.д.

Интересную историю о ёжике и кактусе сочинил грузинский писатель  Г. Петриашвили. По этой истории был нарисован диафильм. Этот диафильм можно показать детям на сайте diafilmy.su.

Раздел 2. Интересные факты о кактусах: для детей

Интересный факт 1. Какой кактус самый большой? Из какого кактуса делали раньше кружева для манжет?

В Северной Америке в пустыне Сонора есть удивительный лес. И вместо деревьев там стоят кактусы цереусы. Цереусы вырастают до 20 метров в высоту, они выше пятиэтажного дома.

Вопрос: Цереусы называют еще и факелами пустыни. Как вы думаете, почему?

Ответ: Чтобы поддерживать таких гигантов, у них внутри развивается древесина, но совсем не такая как у наших деревьев, а больше похожая на переплетение нитей. Когда кактусы отмирают, древесина остается в виде каркаса, и она хорошо горит. Путешественники делали из нее факелы, чтобы перемещаться в сумерках по кактусовому лесу. Да и сами кактусы похожи на подсвечники или канделябры.

Цереус переводится с латыни как свеча. Но кроме названия «факел пустыни», у цереуса есть еще одно название – «кружевной кактус». Как вы думаете почему?

Подсказка будет в неплотной древесине. Из тонких высушенных волокон кактуса получался узор, как в кружевах. Поселенцы 18 века вырезали из нее красивые манжеты для одежды. Покажите детям кружевные манжеты с простым рисунком, иллюстрации кружевного манжета на одежде. Можно сделать манжеты с помощью широкого скотча и белых ниток. И познакомить ребят с этим редким словом. Рассказать, что раньше в школьной форме у девочек были белые кружевные манжеты на рукавах и белые кружевные воротнички. Давайте попробуем сделать кружевные манжеты из ниток и скотча вместе с детьми наподобие кружевных манжет из волокон кактуса.

Интересный факт 2.  Можно ли есть кактусы?

Спросите детей: «Как вы думаете, можно ли кушать кактусы?»

В пустыне, где не достать воды, многие животные хотели бы съесть водные бочоночки кактусов, наполненные водицей. Что же делать кактусам? Как они себя защищают от поедания? Побеседуем на эту тему с детьми. Пусть дети высказывают свое мнение. Да, кактусам помогают острые колючки, они их защищают. А что еще? Оказывается, кактусы стали очень невкусными – горькими, едкими.

Но …их все равно едят, только не стебли, а плоды.

Дело в том, что у кактусов съедобные плоды. Например, плод драконова ягода или питайя  с красными или желтыми плодами, похожие по вкусу на киви, — это плоды кактусов. Внутри они водянистые, белые или красные с черными точками семян.

Вот как выглядит плод  кактуса»драконова ягода» или «драконий фрукт» — Вы можете увидеть ее в видео ниже

Кто-нибудь пробовал такую ягоду? Когда увидите экзотический фрукт в магазине, знайте, что это … ягода кактуса! Вот как выглядит плантация кактусов с такими плодами

У кактуса —  опунции тоже съедобные ягоды красноватого цвета. Они размером с крупную клубнику. (Предложите детям показать пальчиками размер ягод опунции — с крупную клубнику). Вот как растут эти вкусные ягодки на больших кактусах (см. картинку ниже)

«На окошке ДикобразСтоит и веселится,Но никто руки не дастУколоть боится.У всех ладошки как ладошкиУ него же как у кошки.(Кактус.)»

Ответ на эту загадку — не просто кактус, а кактус — опунция.

Форма тела у этого кактуса напоминает плоские  лепешки, которые одеты друг на друга. На лепешках — ладошках много иголок. И хотя они совсем не длинные как у дикобраза, но также как и у колючего грызуна легко отделяются. Любой, кто захочет откусить кусочек от такой лепешки, или схватит ее руками, получит много заноз-колючек. А заноза – это очень неприятно. Если ее не вытащить, она будет гноиться и нарывать, пока не выйдет с гноем. Опунцию трогать руками не стоит. Как же собирают с нее плоды?

Плоды опунции на ее родине в Америке, собирают специальными щипцами, чтобы не пораниться иглами. По вкусу ягоды разных видов опунций напоминают дыню, грушу или малину. Из них готовят варенье и маринуют в банках, как мы заготавливаем на зиму помидоры и огурцы. Некоторые виды кактусов целиком добавляют как овощи во вторые блюда.

А зачем кактусу нужно, чтобы его плоды кто-то съел? Оказывается, съедобные плоды очень полезны для самих кактусов! Съедобные плоды нужны для того, чтобы птицы и звери распространяли их семена на большие расстояния. Так кактусы расселяются и захватывают новые территории.

Идея для подвижной игры: поиграем с детьми в игру — эстафету «Сбор плодов кактуса». Вам понадобятся кулинарные щипцы. В качестве плодов кактуса могут быть клубки, маленькие мячики или шарики, шишки, комочки бумаги в форме шаров. Игроки собирают их щипцами и переносят в другое место. Кто больше соберет плодов с свою корзиночку?

Интересный факт 3. Могут ли кактусы пережить нашу зиму?

Можно ли посадить кактусы у себя на даче? Неожиданный вопрос. Мы привыкли думать, что кактусы – жители жарких стран, но это не совсем так. Кактусы живут не только в песчаных пустынях, но и в засушливых высокогорьях. Хамецериус, кактус из рода эхинопсисов, может превращаться в ледышку, а потом оживать!

Среди кактусов есть виды опунции (опунция распростертая), которые зимуют в грунте. Их высаживают на горке из гравия, присыпанного слоем почвы, подходящей для кактусов (питательной, но с большим количеством песка). Чтобы кактусы перезимовали нужно, чтобы в грунте не было воды.

Интересный факт 4. Бывают ли ядовитые кактусы?

Очень часто пишут, что ядовитым кактусом являются молочаи. Молочаи, действительно, ядовиты  и похожи на кактусы. Но их неправильно называть кактусами. Молочаи, как и кактусы запасают  воду в стебле, и относятся к стеблевым суккулентам. Но это не кактусы, у них просто сходное решение общей проблемы запаса воды.

Но колючки у молочая более редкие, и не такие жесткие. Ребра на стеблях  будут более выражены. В ряде случаев, листья сохраняются.  Получается, что колючки в защите молочаю помогают плохо.  А что же ему помогает, как спасается растение, чтобы его не съели животные?

Подсказка содержится в названии «молочай». Внутри молочая содержится млечный сок, беловатого или кремового цвета, похожий чай с молоком. Но только, кто отведает такой чай, рискует жизнью, поскольку млечный сок молочая ядовит. Попадая на кожу, млечный сок молочая оставляет ожоги и аллергические отеки.  Контактировать с растением лучше в резиновых перчатках.

Молочай называют еще эуфорбией. Некоторые виды эуфорбии очень ядовиты. Африканские племена ходили на охоту с ядовитыми стрелами. Они окунали наконечники стрел в млечный сок молочая перед выстрелом.

Там, где есть дети и животные, молочаю не место на комнатных подоконниках.  Чаще всего встречаются  в культуре гребенчатый или гребенчатореберный  молочай (очертаниями похож на маленькую пальму), трехгранный или треугольный  молочай (высокий, похож на канделябровый кактус), цветущий молочай Миля (прекрасный).

Неядовитым  и безопасным видом комнатного молочая является пуансетия (рождественская звезда).

Именно из-за сходства молочая и кактуса, неправильного использования понятия «кактус», в народе живет заблуждение о ядовитости кактусов. Кактусы не обладают ядовитостью.

Ядовитые же   и опасные формы кактусов (например, лофофлора) запрещены к выращиванию и Вы не сможете их увидеть в магазине, в гостях и приобрести. Поэтому все кактусы, которые продаются в наших магазинах комнатных растений, безвредны для человека.

Раздел 3. Презентация о кактусах для детей

Презентацию для детей «Кактусы: увлекательно о комнатных растениях» для занятий и игр с детьми по материалам этой статьи Вы можете скачать бесплатно здесь. В презентацию также включены дополнительные картинки детей с фотографиями кактусов из Ботанического сада МГУ в Москве.

Раздел 4. Кактус: описание растения для детей

Замечательное описание кактусов для детей младшего и среднего школьного возраста дал  Николай Михайлович Верзилин в книге «Путешествие с домашними растениями». Эту книгу можно прочитать в интернете. Здесь приведу фрагменты из нее.

Среди растений, украшающих наши комнаты, странно видеть зелёные палки или шары, покрытые острыми колючками. Зачем таких уродцев держат на окнах? Что в них красивого и интересного?

А между тем, многие любят этих колючих уродцев и собирают большие коллекции их. Любителей таких растений называют «кактусистами». Кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками. Они привлекают внимание не только любителей комнатных растений, но и ботаников, изучающих жизнь растений. На кактусах изучается приспособленность растений к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать. Вот почему во всех ботанических садах имеются большие коллекции кактусов…

Коллекции кактусов дают возможность ставить в зимнее время весьма ценные опыты. Летом высаживают кактусы в сад, создавая из них оригинальные клумбы, похожие на зелёные торты.

Для большой коллекции кактусов нужно совсем немного места, так как в комнатных условиях они растут очень медленно. Небольшая коллекция кактусов-лилипутов помешается даже в одном поддоннике из-под цветочного горшка.

В субтропиках, в Батуми и Сухуми, кактусы выше человеческого роста. А на своей родине, в мексиканской пустыне, кактусы ещё больших размеров и имеют более причудливые формы…

Кактусы, как и все цветковые растения, имеют цветы, плоды и семена. Но почему же они такие уродливые и не имеют листьев?

Кактусы растут в пустыне, где три четверти года нет дождей. Всё их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. Обычные растения, имеющие листья, испаряют большое количество влаги через мельчайшие отверстия — устьица.

Растения, имеющие листья, испаряют очень много воды. Одно растение кукурузы за лето испаряет бочку воды в двести литров, а берёза испаряет шесть вёдер, или семьдесят литров воды в один день.

Кактусы, живущие в безводной пустыне, имеют самую небольшую поверхность столбика или шара без листьев. У них вместо листьев торчат колючки.

Зачатки маленьких листочков в виде треугольных чешуек можно заметить в глубоких бороздках у некоторых видов молодых кактусов, выращиваемых в условиях влажности. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют у кактусов зелёные стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зелёным слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью.

Корни, широко распространённые в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей и запасают её в клетках стебля. С наступлением засушливого времени корневые волоски засыхают, но более толстые корни остаются живыми, так как покрыты водонепроницаемой пробкой.

Таким образом, кактусы являются как бы родниками пустыни, запасными бочками с водой. Во время жары они почти совсем не испаряют воду, удерживая свои запасы, несмотря на сильное нагревание. При температуре воздуха в 37 С кактус нагревается до 52.

Кактус даже без корней может долгое время оставаться живым, и при небольшой влажности кусок цереуса или опунции даёт корешки и превращается в отдельное растение. Такими отростками кактусы легко размножаются. Кактус — очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без поливки.

Известный учёный-садовод Лютер Бербанк пишет в своих воспоминаниях: «Я однажды оставил кактус висеть четыре года „головой вниз“ на дереве, и, когда я его затем посадил, он через десять дней начал расти».

Такая живучесть кактуса зависит от его способности удерживать воду.

Конечно, в безводной пустыне сочные кактусы вряд ли могли бы долго сохраняться, так как любое животное воспользовалось бы их запасом кисловатой влаги. Но у кактусов есть замечательная защита от врагов — колючки длиною до пяти сантиметров. Но и мелкие колючки остры и неприятны, так как концы их загнуты, как у рыболовного крючка, и их не так просто вытащить. Недаром в прошлом столетии кактус называли «беспокоем». Только копытным животным удаётся сбивать кактусы и с нижней стороны, где нет колючек, выедать и высасывать сочную мякоть…

На своей родине дикорастущие кактусы используются очень многообразно.

В сочных стеблях кактуса находится крепкая и негниющая древесина, но не такая, как у обычных деревьев. Прочные волокна древесины образуют рыхлый слой, состоящий из извилистых петель. Срез древесины кактуса, положенный на чёрный фон, имеет вид кружев, поэтому его называют «кружевным деревом». Древесина кактусов опунции и цереусов используется для изготовления изящных изделий и полированных украшений.

Кружевное строение древесины делает громадные столбы высохших цереусов очень лёгкими, что позволяет легко переносить их и делать в горах мосты, балки, столбы и пороги в хижинах, «гасиендах». Из древесины кактусов выделывают крепкие и лёгкие весла.

Используют кактусы также в качестве живой изгороди.

Многообразно используют кактусы и для питания. Из мякоти плодов опунции делают пастилу, или «сыр из туны», а из сока — сироп, патоку и вино. Зрелые плоды сушат, а незрелые варят иногда с мясом.Варёная туна по вкусу напоминает яблоки. Мексиканцы варят, пекут в золе, поджаривают и едят, как мы — кабачки, молодые лепешковидные стебли опунции. Из шаровидных стеблей эхинокактусов делают варенье и цукаты. Плоды некоторых видов цереусов имеют разнообразный вкус: земляники, крыжовника, апельсина.

Семена многих кактусов ещё до открытия Америки употреблялись индейцами для приготовления муки.

Волоски одного вида кактуса — маммилярии — используют как волокно.

Плоды кактусов с длинными колючками индейцы употребляли как гребни. Некоторые кактусы дают каучук.

Местное население Южной Америки использовало кактусы как лечебные средства: мясистыми корнями опунции лечили переломы костей; вытяжку из цветков одного из кактусов употребляли при болезни сердца.

Раздел 5. Кактус: раскраска для детей

А в конце статьи для самых маленьких ее читателей — раскраски кактусов! Раскрашивайте и создавайте свой красивые кактусовый садик на картинке — аппликации, открытке или в альбоме.

Скачать раскраски для детей «Кактусы»

Еще о кактусах: интересные идеи,  увлекательные материалы для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях «Родной тропинки»:

— «Поделка для детей: цветущий кактус Принцесса Ночи». Рассказ для детей о необычном кактусе и пошаговый мастер-класс

— Стихи про кактус для детей: 23 стихотворения для малышей, дошкольников и школьников, а  также шуточные стихотворения про кактус с заданиями для детей.— Загадки про кактус для детей: 23 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста о кактусах. Загадки от простых до самых сложных.

Полезный совет:

Как сделать кактусы  безопасными для маленького ребенка?

Единственный минус в кактусах – их колючки. В  детских  учреждениях стоит избегать:

—  опунции, которая легко теряет свои колючки,

— трихоцерусов, которые имеют мощные длинные колючки.

Но кактусы  — это очень колоритный и интересный объект для изучения, не стоит от него отказываться. Даже самым маленьким деткам можно поставить в группу кактусы, посадив их в пластиковые банки.

Конечно, стеклянные банки или аквариум был бы предпочтительнее, они дают больше света растениям, но пластик – безопасен, он не разобьется.  К тому же в его дне можно сделать отверстие с помощью раскаленного шила.

Как сделать из пластиковой банки сосуд для наблюдения за кактусом

1) Возьмите большую пластиковую банку. Проделайте  несколько отверстий на дне раскаленным шилом.

2) Положите слой дренажа (керамзит, битые черепки, мелкие камешки, ракушки).

3) Приготовьте почву. К двум частям обычной смеси для кактусов нужно прибавить одну часть толченного древесного угля.  Это будет препятствовать  загниванию корней. Кусочки угля можно использовать и в качестве слоя дренажа. Увлажните грунт.

4) Насыпьте грунт до уровня ¼ объема банки.

5) С помощью пинцета поместите шарик кактуса в центр банки и чуть углубите.

6) Композицию можно украсить. В такую банку хорошо поместить декоративные элементы, стеклянные камушки.

7) Если опасаетесь, что дети будут трогать кактус  через открытое горлышко, при демонстрации, то можно воспользоваться крышкой.  Но постоянно крышку держать закрытой нельзя. Растениям будет не хватать света, и  в закрытой ёмкости будут созданы условия для плесени.

8) Как  альтернатива  — можно просто поставить горшочек с кактусом в большую пластиковую банку.

9) Крупные кактусы можно поместить в аквариум, который уже не может в этом случае использоваться для воды.

 

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

"Комнатные растения у нас дома"

Слесарева Светлана Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1979 г. Москвы

Урок по окружающему миру для учащихся 1 класса по УМК «Перспектива».

Тема. Комнатные растения у нас дома.

Цель: познакомить с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять комнатные растения, их названия, страну происхождения, следовать правилам ухода за растениями, формулировать выводы из изученного материала.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование карточек.

Личностные: проявлять уважение к одноклассникам, проявлять заботу к растениям.,

бережно относиться к природе; иметь представление о причинах успеха в учебе.

.

Оборудование: презентация, изображения и названия комнатных растений, тема урока, электронное приложение к учебнику, карточка-схема

.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Камни относятся к живой или неживой природе?

-Какие камни вы знаете?

-Где используются камни?

-Кто помнит сказку «Хозяйка Медной горы» (поднимите руку)? Что вырезал Данила -мастер из камня? (Каменный цветок).

-Хоть и был прекрасен этот цветок, но ничто не сравнится с живыми цветами. Тема нашего урока «Комнатные цветы».

3. Работа по теме урока.

1. Беседа - рассказ учителя о цветах (хлорофитуме, кротоне, сенполии, диффенбахии, спатифиллуме, монстере).

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения-источник красоты.

-А для чего еще нам нужны комнатные растения?

На доске:

Комнатные растения-

Это источник

красоты

-В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.

-А теперь давайте внимательно посмотрим презентацию, внимательно рассмотрим растения .

-Может, кому-то они будут знакомы и он сможет о них рассказать. А если нет, то я расскажу.

-Итак, начинаем.

-Кому знакомо это растение? Что Вы о нем знаете? (Вопросы задаются по каждому из растений с показом растения или сопровождается презентацией из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой «Окружающий мир» 1 класс).

Справочный материал для учителя.

Фиалка – невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина – горы Африки. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Фиалка душистая поможет при ангине. Горло полощут теплым раствором, приготовленным из расчета: 2 чайн. ложки настойки на 1 стакан воды.

Диффенбахия. Родина растения – Южная Америка. Выращивают из-за пестрых листьев, которые прекрасно очищают воздух от химических отходов. В комнатных условиях цветёт редко. Сок этого растения ядовит.

Хлорофитум родом из Северной Америки. Растет очень быстро при различных режимах температуры и освещенности, хорошо размножается. Зимой требует умеренный полив и хорошая освещенность. Размножают дочерними розетками. Известно, что хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли и гари. За 24 часа убивает 80% вредных микроорганизмов.

Кротон (кодиеумом). Очень красивое, но капризное растение. Родина- тропические леса.

А значит, нам нужны условия с повышенной влажностью и достаточным теплом. Необходимо ежедневно опрыскивать растение, протирать листья. 1 раз в неделю - банный день. Теплой водой полив. Не переносит сквозняков. Место - светлое, но не солнечное.

Сок растения - ядовит!

Спатифиллум. Любят повышенную влажность (из тропических лесов). Мера: кончики листьев вытянуты в острую капельницу и поникают вниз: так листья избавляются от чрезмерных потоков ливней. Корни всегда должны быть влажными.

Монстера. Это мощная лиана из тропических лесов Америки. Это растение улучшает микроклимат помещения и обогащает его кислородом. Она хорошо увлажняет воздух. Ей нужна полутень.

2. Физминутка.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот,

Раз - хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз – два – три – четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

3. Работа по учебнику.

-А теперь проверим, какие растения вы запомнили. Откройте учебник на с.62.

-Закройте подсказки ладошкой в учебнике.

Покажите кассой веера, под каким номером у нас ……………(называем растения ).

Вывод. Вернемся к схеме и скажем:

-Для чего еще нам нужны комнатные растения, кроме источника красоты?

-ЧИСТОГО ВОЗДУХА, ЗДОРОВЬЯ.

4. Работа с карточками (по группам).

-У нас будет 6 команд. Каждой команде я дам карточку для самостоятельного знакомства с растением. Каждый член команды должен через некоторое время рассказать о растении по 1 предложению.

Выступления.

-Какие все молодцы! Все рассказали, ничего не забыли.

5. Физминутка.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

6. Работа в тетради.

-А теперь откройте тетради на с. 49, найдите задание №2. Вам предстоит отгадать цветок. Итак, начали.

Самостоятельная работа: игра «Угадай цветок» (с.49 №2).

Проверка.

4. Рефлексия.

Какая тема урока была сегодня?

-Для чего нужны растения?

-Что понравилось?

5. Рекомендации для занятий дома.

Задание № 3 с.49.

Использованная литература.

1.Москаленко О.Н. «Физминутки в начальной школе», Москва, «Граф – пресс», 2004.

2. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой «Окружающий мир» 1 класс). Издательство «Просвещение», 2012.

3. Плешаков А.А, Новицкая М.Ю, Белянкова Н.М «Окружающий мир. 1 кл. Методические рекомендации. (УМК "Перспектива") (ФГОС) Издательство «Просвещение», 2012.

Дополнительный материал.

Лекарственные – каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка.

Барометры – кала (“плачет” перед дождём).

Растения-пылесосы – фикус, диффенбахия, папоротник – нефролепис, традесканция, хлорофитум,

Защищают от радиоактивного излучения – кактусы.

Ядовитые растения– молочай, олеандр, диффенбахия! – На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки “Будь осторожен!”

globuss24.ru

Урок окружающего мира "Удивительные открытия в нашем доме. Путешествие в мир комнатных растений". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • дать представление разнообразии видов комнатных растений,
  • познакомить учащихся с названиями различных комнатных растений,
  • познакомить с отличительными пизнаками комнатных растений между собой и другими видами растений,
  • научить правильно ухаживать за комнатными растениями,
  • развивать речь учащихся,
  • воспитывать бережное отношение,
  • развивать мыслительные процессы.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Л.М. Цветова, издательство «Мнемозина».

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Урок окружающего мира.

– Урок необычный.

– У нас много гостей. Поздоровайтесь с ними.

II. Актуализация знаний.

Слайд 2 (1, 2)

– О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о путешествиях и путешественниках)

– На чем люди путешествуют? (на различных видах транспорта, на животных, пешком)

Слайд 2 (3)

– Зачем люди отправлялись в дальние и опасные путешествия? (узнать новое, привести диковинки и богатство, торговать с другими странами)

III. Постановка проблемы.

– А можно ли не выходя из дома совершить удивительные путешествия ? Как вы считаете?

– Закройте глаза. Как только вы откроете глаза, вы превратитесь в великих путешествен-ников.

Слайд 3

– Как настоящим путешественникам, нам необходима карта, где мы будем отмечать наши открытия.

– Готовы?

Слайд 4

– Чему же будет посвящено наше путешествие?

К.мн.тн.. р.ст.н..

(комнатным растениям)

IV. Изучение нового материала.

Слайд 5

– Какие растения называют комнатными? (ответы детей)

– Растения, выращиваемые в жилых комнатах или общественных помещениях.

– Для чего человек выращивает комнатные растения? (ответы детей)

– В суровом климате России, когда зима длятся 4-5 месяцев, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свое жилище. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от грязи и пыли, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, так необходимых человеку.

– Ну что же, пора в путь. Но сначала, разомнемся.

Физкультминутка.

Слайд 6

– Сегодня мы отправимся на родину некоторых комнатных растений, а помогут нам наши одноклассники.

Слайд 7 (2 картинки)

Цикламен Родина – страны Средиземноморья и Азии. Многолетнее светолюбивое травянистое растение с круглыми листьями и мясистым корнем. Цветки яркие, крупные. Цветёт цикламен круглый год.

– Интересно. Из народного поверья известно, что цикламен впитывает отрицательную энергию и отдаёт положительную. Слабохарактерным людям растение дает твердость и решительность.

Слайд 8

Слайд 9 (3 картинки)

Гибискус Родина этого вечнозелёного кустарника – Индия и Китай. Иногда это растение называют китайской розой. Его листья напоминают берёзовые. Растение имеет крупные красивые цветки . Гибискус прекрасно растёт в комнатных условиях.

– Интересно. На Гавайских островах гибискус считают национальным цветком. Женщины вкалывают его в волосы – он носит название «цветок прекрасных женщин», а из семян делают красивые ожерелья.

Слайд 10

Слайд 11 (2 картинки)

Драцена Привезли растение из Африки. Можно встретить на острове Мадагаскар. Это очень величественное растение. Им украшают квартиры, холлы, зимние сады. Цветёт белыми или розовыми цветками с нежным запахом. Но в квартирах цветёт редко.

Слайд 12

– Интересно. Известный врач и ботаник Диоскорид рассказал о существовании драконова дерева. Это был один из видов драцены, у которой на стволе были видны кроваво-красные пятна смолистого сока.

Слайд 13

Слайд 14 (3 картинки)

Диффенбахия Родина растения – Южная Америка. Выращивают из-за пестрых листьев, которые прекрасно очищают воздух от химических отходов. В комнатных условиях цветёт редко. Сок этого растения ядовит.

Слайд 15

Слайд 16

Орхидея Родина – Австралия, острова Океании. Отличается своей долговечностью. Листья широкие, имеет воздушные корни. Цветёт очень красиво и долго. Цветки напоминают бабочку.

Слайд 17

– Интересно. Растение орхидеи может поселяться и расти на других растениях, добывают необходимую влагу при помощи воздушных корней. Называются такие растения эпифитами. (на доску слово)

Слайд 18

Слайд 19 (2 картинки)

Слайд 20

Юкка Прекрасное вечнозелёное растение , привезённое из Мексики и Центральной Америки. В природе юкка – дерево высотой 6-10 метров. Неприхотливое теневыносливое растение. Используют для украшения больших комнат и зимних садов.

Слайд 21

– Посмотрите на карту. Мы побывали в разных уголках планеты. Путешествие было долгое. Немного отдохнем.

Физкультминутка.

Слайд 22

Слайд 23 (2 картинки)

– Родина почти всех комнатных растений – тропические леса с теплым влажным климатом.

Слайд 24

– Что необходимо для жизни комнатных растений? (свет, тепло, вода, почва)

– Что же нужно знать любителям комнатных растений? (как ухаживать за комнатными растениями)

Учебник «Окружающим мир» Л.М. Цветова

Стр. 43, №3

– Что значит ухаживать за комнатными растениями? (следить за тем, чтобы растения имели доступ к свету, было тепло, поливать растения и опрыскивать их)

– Что случится, если человек перестанет ухаживать за комнатными растениями? (растения погибнут)

Стр. 42, №1

– Знаете ли вы эти растения? Как они называются?

– Что необходимо этим комнатным растениям для нормального роста?

Слайд 25

Фикус Родина этого растения тропики Азии, Африки, Америки, Австралии. Это высокие деревья, небольшие кустарники или ползучие лианы. Некоторые фикусы выбрасывают воздушные корни, которые образуют дополнительные стволы. Привлекает это растение своими листьями разнообразной формы и цвета. Листья и стебли многих видов фикусов содержат белый млечный сок.

– Что необходимо фикусу?

Слайд 26

Пеларгония (герань) Неприхотливое растение, которое цветет с марта до глубокой осени. Существуют сотни сортов и форм этого растения, но в комнатных условиях выращивают чаще всего три (зональную, домашнюю и щитовидную).интересно, что свое название растение получило за сходство плодов с клювом аиста. Само слово «Пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист»

– О чем надо знать любителям герани?

Слайд 27

Кактусы Кактусы произрастают в природе в форме деревьев и кустарников. Имеют сочный мясистый стебель с листиками-колючками. Многие кактусы имеют удивительные цветы с приятным запахом. Плоды некоторых кактусов съедобны.

– Как ухаживать за кактусами?

Слайд 28

Нефролепис (папоротник) Многолетнее растение с ярко-зелеными листьями. Срезанные листья долго сохраняют свежесть в воде, поэтому широко используют для составления букетов. В природе обычно растут на открытых местах. Ученые установили, что папоротник одним из первых заселяет территории, пострадавшие от извержения вулканов. Через 3-4 месяца растение появляется там, где когда-то бушевала лава.

– Что необходимо папоротнику для нормальной жизни?

V. Закрепление пройденного материала.

Слайд 29

– С чем связано наше путешествие на уроке? (с комнатными растениями)

– Можно ли совершать открытия, не выходя из дома? (да)

– Какой же человек может совершать такие путешествия? (любознательный, внимательный, наблюдательный, терпеливый)

Слайд 30

– Какие растения называются комнатными?

– Что надо знать и уметь, чтобы комнатное растение радовало нас круглый год? (знать, как ухаживать за ними, любить их)

– Для чего человек выращивает комнатные растения?

– Человек издревле ощущал потребность в общении с природой. Чтобы чаще радовать себя, люди научились выращивать и разводить декоративные и комнатные растения. Комнатные растения – зеленая лаборатория, в которой можно познакомиться с живой природой, наши верные друзья.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Слайд 31

– Понравилось ли вам наше путешествие?

– Есть ли у вас комнатные растения в доме?

– На следующем уроке поделитесь с нами своими наблюдениями и знаниями о них.

Домашнее задание: составить маленький рассказ о комнатном растении (как выглядит растение, интересное о нем, как за ним надо ухаживать)

– Где вы можете найти нужную для вас информацию? (интернет, наблюдения, рассказы родителей, энциклопедии)

– Мне было приятно с вами путешествовать. Спасибо за урок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта