Животные и растения арктики 4 класс. Конспект урока по Окружающему миру "ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА" 4 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по окружающему миру на тему "Проект Арктика"(4 класс). Животные и растения арктики 4 класс


Природная зона. Суровая Арктика. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока: формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.

Задачи:

  • ввести понятие «природная зона»;
  • рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
  • развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;
  • воспитывать понимание красоты и мудрости природы.

Оборудование: карта природных зон России, атласы, учебник О.В. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, презентация «Арктика», дополнительная литература, энциклопедии, поурочные разработки 4 кл. О.И.Дмитриева, – М.: «Вако», 2004.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Где-то на белом свете Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря. Трутся об ось медведи – Вертится Земля.

– Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда!

2. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы мысленно отправляемся в большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек. – Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

3. Изучение нового материала

1) Что такое природная зона.

Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны.

Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живём.

(На доске карточка:  природные зоны)

Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаться в луга. Но клюква, которая прекрасно растёт на болоте, не может расти на лугу. Болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится и животный мир. – Давайте составим схему «Природные связи Земли», используя карточки: 

климат,     растительный      животный    природные          почвы           мир,          мир,             зоны

Природные связи Земли

– Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. (Показать на карте) Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам. – Откройте атласы и найдите природные зоны с севера на юг. – Скажите, пожалуйста, что определяет особенности природной зоны? (Климат, почвы, растительный и животный мир.) – Были бы природные зоны на безжизненной Земле? (Нет)

2) Каждую природную зону будем изучать по плану (план вывесить на доску)

– Итак, в путь. Наша первая остановка – Арктика. Для работы мы с вами разделимся на группы.

Первая группа будет изучать климат, Вторая – растительный и животный мир,Третья – занятия людей.

В процессе работы вы будете пользоваться учебником, энциклопедией и дополнительной литературой. Через определённый отрезок времени вы представите свои работы. Таким образом, мы с вами познакомимся с удивительной природной зоной – Арктикой.

3) Работа в группах.  (10-15 мин.)

Если возникнут затруднения, дать карточку-помогайку (Приложение)

4) Защита группы своей работы. Одновременно показываю презентацию.

На слайде про заповедник задаю вопрос:

– Какой пункт плана мы не охватили?  (верно, 7) – Какой вред наносит Арктике хозяйственная деятельность людей? (Истребление животных) – Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.) – Какие заповедники есть в Арктике? (Остров Врангеля)

4. Закрепление знаний

– Восстановите цепи питания:

 Водоросли       рачки        рыбы        тюлени Водоросли       рачки         рыбы        чайкиВодоросли       рачки        рыбы         тюлени          белый медведь

– Разгадать кроссворд и восстановить предложение «... – царство льда и снега». (Приложение)

– Работа с картой (форзац учебника)

1) Какие острова и полуострова России входят в зону арктических пустынь?  (о.Врангеля, Новосибирские о-ва, о. Северная Земля, о. Новая Земля, о. Земля Франца-Иосифа) 2) Именами каких российских путешественников названы географические объекты в Арктике?  (Берингов пролив, море Лаптевых, Баренцево море)

5. Итог урока

– Какие территории на Земле географы называют природными зонами? – Почему на территории России разные природные зоны? – Какие климатические условия в Арктике?

6. Рефлексия

– Дети, вам понравился урок? – В таком случае  оцените свою работу в группе и поставьте оценку. – А ещё я предлагаю устроить снегопад, выйдите к доске и выберите снежинку, которая соответствует вашему настроению после урока:   – понравилось – не очень всё понятно – я ничего не понял, мне было неинтересно.

7. Домашнее задание

С. 106-116 читать, отв. на вопросы

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по окружающему миру на тему "Арктика" (4 класс)

Учитель: Медведникова Надежда Александровна

Учебное учреждение: МБОУ СОШ № 67 г. Брянска

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб отвечать, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Сегодня мы проводим урок - исследование. Ваша задача самостоятельно, по плану выполнить исследование и сообщить результаты.

Работать будете в командах: географы, ботаники, зоологи, экологи.

II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

- Сейчас каждый самостоятельно выполнит задание. Я предлагаю тест.

Тест «Моря, озера и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это ...

а) Онежское;

б) Байкал;

в) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ...

а) Дон;

б) Волга;

в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, -это ...

а) Енисей;

б) Обь;

в) Лена.

4. Самая длинная река России - это ...

а) Волга;

б) Лена;

в) Обь;

г) Енисей.

5. Море Атлантического океана на территории России - это ...

а) Японское море;

б) Балтийское море;

в) Черное море.

6. Какие озера в народе называют «Онего- батюшка и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря;

б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено ...

а) Белое море;

б) озеро Байкал

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

. Постановка учебной задачи.

- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах. Найдите среди разбросанных букв названия рек, озёра России и составьте из них слова.

Проверка

- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.

- Из оставшихся букв составьте слово.

Арктика

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

- Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмем направление с севера на юг по природным зонам России.

Наша научная экспедиция отправ­ляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы ? ( Свободные формулировки учащихся, записать эти вопросы на доске ).

  1. Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

  2. Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

  3. Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

  4. Узнать, чем занимается население этой зоны.

  5. Выяснить какая там экология.

Молодцы! Я согласна с вами, но хочу предложить еще

  1. Придумать творческое задание по теме Арктика.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

V. Актуализация знаний.

На доске план изучения природной зоны:

  1. Географическое положение. Климат .

  2. Животный мир.

  3. Растительный мир.

  4. Занятие населения.

  5. Экологические проблемы.

- Свои наблюдения занесем в

аналитические Карты ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

Помогать нам в работе будет учебник и энциклопедии и другие книги.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

Название зоны _____________________________________________________

Расположение на карте______________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности климата_______________________________________________

Неживая природа___________________________________________________

Животные_________________________________________________________

Растения__________________________________________________________

Особенности приспособления живых организмов к жизни в этой зоне:

Животные:________________________________________________________

Растения:__________________________________________________________

Использование этой зоны человеком__________________________________

Экологические проблемы:___________________________________________

__________________________________________________________________

Охрана природы:___________________________________________________

Вступительное слово учителя.

Наши далёкие предки, осваивая новые территории, шли на восток и север. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц, и сами шли за ними

«Все года, и века, и эпохи подряд,

Всё стремится к теплу от мороза и вьюг…

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг?»

Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берег Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами.

– Как вы думаете, что называли наши предки Студёным морем?

– Найдите этот океан на карте (работа детей в парах с использованием карты природных зон в тетрадях).

– Покажите этот океан на большой карте.

Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей).

Белое море - за светлые летние ночи.

Баренцево - по имени капитана Баренца.

Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.

Чукотское - по имени народа чукчей, живущих на его берегах.

Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.

Работа с энциклопедией

Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.

Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли

- На севере зоны льды никогда не тают, но приближаясь  к югу можно заметить подтаивание льда  на несколько недель в году

- Как вы думаете, с чем же это связано? Рассмотрите рисунок.

Выберите правильное высказывание:

  1. Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.

  1. Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

- Давайте вместе сделаем вывод: Где расположена изучаемая нами зона? (в районе Северного полюса)

Почему там всегда холодно? (Солнечные лучи падают под наклоном и не прогревают поверхность Земли)

-  Район, который мы рассмотрели, называется Арктика. Здесь суровая, очень холодная, но и в то же время удивительная и  очень красивая природа. Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений – северное сияние –

А вы, когда-нибудь задумывались над тем, отчего происходит северное сияние?

Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

Физминутка: 

Что за чудо- чудеса?Загорелись небеса!Ой, горит-пылает пламяНад сверкающими льдами!Кто зажёг огонь чудесный,Золотой шатёр небесный.Никого за тучей нет,Это с неба льётся свет! 

V. Работа над новым материалом.

От учителя каждая группа получила вопросы и задания, на которые нужно ответить, а так же представить своё исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.

1.Практическая работа в группах,

исследовательская деятельность.

- К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его остро­вам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, бо­таники и зоологи.

- А теперь начните работу в группах. Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам нужно выбрать материал для решения поставленной перед вами задачи. На выполнение задания отводится 10 минут.

1 группа.

Природные условия Арктики.

а). Где расположена зона Арктики?

        б). Погодные условия летом и зимой.

        в). Необычное явление в Арктике.

2 группа.

Растительный мир Арктики.

        а). Растения Арктики.

        б). Особенности растительного мира.

        в). Много или мало там растений? Почему?                

3 группа.

Животный мир Арктики.

        а). Какие и птицы обитают в Арктике?

        б).Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?

        в). Чем питаются?              

4 группа.

 Арктика и человек. Экологические проблемы Арктики.

        а). Население Арктики, их занятия.

        б). Экологические проблемы Арктики.

- О чём предупреждают условные знаки?

        в). Как охраняют природу Арктики?

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - помогайку.

Карточка - помогайка:

Арктика - это огромное пространство ...(Северного Ледовитого) океана, с ...(морями) и ...(островами). Солнце направляет на это про­странство ...(косые) лучи. Оно ...(светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ...(Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географиче­ского ...(положения) арктической зоны. Температура лишь на .. .(несколько градусов) выше .. .(нуля).

Карточка - помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. .(планктонных растений водорослей). Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на …( льду), в морях встречаются …(зелёные) льдины.

Карточка - помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорос­лями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы). Основная пища птиц и жи­вотных - это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки),...(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с не­обычными клювами называют ...(тупики). Все звери - прекрасные ...(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и ...(тюлени). На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее бы­ло .. .(передвигаться по льду и снегу).

Карточка- помогайка:

Коренные народы Арктики- малые народы Севера… (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и др.)

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда ученых. Обилие …(рыбы, морских зверей) привлекали рыбаков и охотников.

Проложен Северный …(морской путь) – самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий.

По этому пути движутся караваны …(судов). Их ведут мощные …(ледоколы). Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана расположены научные …(станции), на которых работают ученые, изучающие океан.

Люди занимаются …(рыболовством, охотой).

Но не всегда это делается разумно.

- Раздаточный материал для географов Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня».

- Раздаточный материал для ботаников

Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

Раздаточный материал для зоологов

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин.

2.Отчёт групп.

Выступление экспертов

Расположение и климат Арктического региона.

Растительный мир Арктики.

Животные Арктики.

Сообщение о заповеднике "Остров Врангеля"

Человек и Арктика

Какие экологические проблемы выражены этими знаками?

-(С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.)

-(Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств)

-(Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и мор­жи стали редкими)

Физминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

VI. Закрепление пройденного.

Кроссворд по теме «В зоне Арктических пустынь».

1

2

3

4

5

6

7

Кроссворд.

По горизонтали.

1.Синеет море перед нами, летает птица над волнами. (Чайка).

2.Крупное морское животное с огромными клыками. Питается моллюсками. (Морж).

3.Птицы, населяющие морские побережья. Гнездятся колониями на скалистых берегах. (Кайры).

4.Хорошо плавает, ныряет, конечности в виде ласт. (Тюлень).

5.Особые живые существа. Тело состоит из нитей грибницы, между которыми мельчайшие зелёные водоросли. (Лишайники).

6.Самый крупный обитатель Северного Ледовитого океана. (Кит).

7.Служат кормом рыбам. (Рачки).

По вертикали.

Арктика

Дифференцированные задания.

№1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

№2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

№3 - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

№ 1

Какие растения встречаются в Арктике? ___________________________

_____________________________________________________________

Почему именно они могут расти в Арктике? ________________________

_____________________________________________________________

Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания? _________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

№2

Какие животные встречаются в Арктике? Перечисли их.

Рыбы:____________________________________________________________

Птицы : _________________________________________________________

Звери :

____________________________________________________________

Чтобы выжить в условиях Арктики животным необходимы: _________________________________________________________

______________________________________________________________

№3

Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике:

мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна

Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике:

Белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь

- Оцените свою работу. Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку.

Подведение итогов работы.

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.

Самооценка деятельности групп «Горка».

У вас на столах лежат карточки, где нарисован айсберг. Вы поставите крестик на айсберге там, где вы считаете находится сейчас вы и ваша группа. Чем лучше работа, тем выше крестик.

Например:                                  

. Домашнее задание.

А теперь предлагаю придумать д. з.

Учебник с.

1. Ответить на вопрос: «Хотел бы я хоть на день оказаться в этой природной зоне? Почему?»

2 . Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.

3 . Составить кроссворд «Природные зоны. Зона арктических пустынь»

Нарисовать  представителей флоры и фауны зоны арктических пустынь.

Спасибо за урок. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!

infourok.ru

Природные зоны в сравнении Арктика и Тундра 4 класс

« Природные зоны. Арктика и Тундра в сравнении ».

Составитель: Титовец Марина Ивановна, учитель начальных классов

Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне тундры;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: - учебник «Окружающий мир» 4 класс , Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова

-карта природных зон;

-презентация «Арктика и Тундра»;

-инструкционные карты;

-электронный микроскоп,

-теллурий,

-компьютер,

- проектор,

-мультфильм «Умка»,

-мультимедийный учебник «Окружающий мир» уроки Кирилла и Мефодия 4 класс.

Ход урока.

Орг. Момент.

Всё на свете узнать невозможно,

Но стремиться узнать что-то новое,

И открыть для себя неизвестное,

Несомненно, друзья мои, можно.

Актуализация знаний учащихся.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка» (стук в дверь, посылка с заданиями от медвежонка)

Учащимся 4 б класса

от белого медведя

по кличке «Умка»

-Где живут белые медведи?(В Арктике)

-Что мы знаем об Арктике?(это природная зона России)

-Какую природную зону вы можете назвать ещё кроме Арктики, уже знакомую вам? (Тундра)

-Арктика, тундра… зачем нужны эти понятия сегодня на уроке?(Подводим учащихся к теме урока)

Все ли зоны Земли Солнце обогревает одинаково?(работа с теллурием, вывод учащихся о том, что всё зависит от угла падения солнечных лучей. По каким направлениям можно работать, сравнивая природные зоны? Ваши предложения…

Выявить все, что знают учащиеся по этой теме, затем показать слайд.

Работа по теме урока.

Что же такое природная зона?

(Ответы учащихся) Особенности каждой природной зоны зависят от получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова. В каждой из них свой животный и растительный мир.

В словаре это понятие определяется так:

(показать толковый словарь, учащиеся находят определение и зачитывают его)

«Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром.»

Сейчас вы будете работать в группах, которые сформированы на прошлых уроках. Каждый из вас помнит правила работы в группе.(есть ответственный ученик, работаете сообща, прислушиваетесь к мнению других, отстаиваете и свою точку зрения. Главное правило – в группе работают все учащиеся. Напоминаю вам и про оценочные листы.)

На уроке работают группы географов, ботаников, зоологов, экологов. План работы и задания вы найдете в конвертах, которые были в посылке. Каждая группа работает по своему плану 10 минут. Затем предоставляете отчет о проделанной работе.

Ребята, вы справились с заданиями, вспомнили особенности двух природных зон Арктики и Тундры. А вот если бы нам сейчас предложили отправиться туда в путешествие, какая одежда нам подошла бы?

учащиеся выбирают необходимую одежду.

А вот так выглядит одежда коренного населения Тундры.(+ песня Увезу тебя я в тундру)

Слайд Почему так одеты люди? С чем это связано? (это очень холодные природные зоны) исполнитель песни хотел увезти нас в тундру, а мы сейчас немного отдохнем, побывав в Арктике.

Физминутка. (слайды из презентации)

(Далее выступление каждой группы.)

А теперь мы предоставляем слово для отчета географам.

-Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них Много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется. Полярная ночь и полярный день.

После выступления предлагается выполнить задание из мультимедийного диска уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир».

Мы познакомились с климатическими условиями Арктики и Тундры. А сейчас нам предстоит как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. Слово ботаникам:

-Мы попытались сравнить растительный мир Арктики и Тундры. Так в Тундре растительный мир несколько богаче, чем в Арктике.

Работая с гербарием, мы нашли три представителя растительного мира Тундры.

Посмотрите на эти растения, они низкорослые, с мелкими листьями. А очень хотелось бы рассмотреть их повнимательнее. Поможет микроскоп. Показывают дети:

-клюква болотная

-мох сфагнум

-лишайник пармелия

во время показа кратко характеризуют

Спасибо группе ботаников за интересную работу.

Очень хочется загадать вам несколько загадок народов Крайнего Севера:

  1. От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень,

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это северный… олень.

  1. Злая вьюга сугробы намела,

Все затихло, будто тундра замерла

На снегу еле заметные следы,

Что за птиц белых стаи залегли? .. белая куропатка

  1. Всю зиму, до самого лета

В наряд белоснежный одета.

Глаза, как зелёные блюдца,

не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит,

Во тьме на охоту летит… сова полярная.

А теперь выслушаем зоологов.

Животный мир Тундры несколько разнообразнее Арктики, но у животных очень много сходных приспособлений к трудным условиям жизни.

-мы попробуем ответить на самый важный вопрос, что помогает животным выжить в таких суровых условиях.

Это:

  • Толстый слой жира,

  • Густая теплая шерсть у зверей, пух у птиц,

  • Широкие лапы у зверей,

  • Окраска меха,

  • Сезонные передвижения,

  • Близость моря и пищи.

И слово группе экологов.

-Природа Арктики и Тундры необыкновенно ранима и, чтобы сохранить ее, нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

Рефлексия.

В посылке оказался ещё один конверт. Это книжки-малышки , которые вы попробуете сделать сейчас сами.

лист надрезается слева и справа до середины каждого квадрата и складывается. (приложение в виде публикации)

………

………..

Обобщение проводят учащиеся.

-На уроке мы попытались сравнить две природные зоны – Арктику и Тундру и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения.

Итого нашей работы стала эта книга. (все работы ребят собираем в одну книгу и скрепляем)

Проверьте свои оценочные листы, вспомните все ваши дела во время урока, что вы сегодня успели сделать. Итоговую отметку вы получите в журнал.

Домашнее задание.

Заполнить аналитическую карту, выбрав одну из изученных природных зон.

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА" 4 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Окружающему миру "ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА" 4 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Учитель: Картушина Е.В. Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Гармония»ТЕМА: Природная зона. Суровая арктика

 Цель: познакомить детей с особенностями зоны арктических пустынь.

Задачи:

– ввести понятие «природная зона»;

– формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;

– рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

– развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;

– воспитывать понимание красоты и мудрости природы, экологического мировоззрения, коммуникативной культуры.

Оборудование: карта «Природные зоны России»;презентация, тестовые задания, карточки схемы

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

ТЕСТ. (ТЕМА: «Полезные ископаемые».)

1. Полезными ископаемыми называют…

А) горные породы земли.

Б) горные породы, которые добывают из глубины земли и

используют для нужд человека.

2 Месторождения – это…

А) места залегания полезных ископаемых;

Б) место, где добывают полезные ископаемые.

3. Приведи примеры видов полезных ископаемых:

1)Горючие: __________________________________________;2) Рудные: __________________________________________;

3) Нерудные: ________________________________________;

Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.

Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

IV. Изучение нового материала.

  1. Сделайте предположение, что такое природная зона.

( ответы детей)

  1. Обобщение:– Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны. Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаться в луга. Болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится и животный мир.

Показ карты

– Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от полюса к экватору и от экватора к полюсу.

– Каждую природную зону будем изучать по плану:

карточка

1. Географическое положение природной зоны.

2. Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой.

3. Описание климатических условий летом и зимой.

4. Рельеф, водоемы, особенности почвы.

5. Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.

6. Жилища, занятия и промыслы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные.

7. Экологические проблемы каждой природной зоны, природоохраняемая деятельность.

– Сегодня мы начинаем путешествие по природным зонам и наша первая остановка – Арктика.

2. Природа Арктики. Презентация 1 кадр

– К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. Наш путь проходит через льдины.

– Почему данную природную зону называют арктической пустыней? (Бедная растительность и животный мир.)

– Верно. Оказывается, пустыня – это не только места с жарким засушливым климатом, но и районы, где очень холодно.

2 кадр

-Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане и частично заходит на материк.)

    Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает от 1 до  25—30 м. Арктика — край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда. Лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется.

– Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой часто бушуют метель, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

Найдите в учебнике как описывает северное сияние путешественник

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять.

Учащиеся читают статью «Чем особенна зона арктических пустынь» на с. 108–110 учебника.

Кадр КЛИМАТ( №3)

– Составьте карточки погоды летнего и зимнего дня в Арктике после прочтения текста (карточки)

Делаем вывод о неживой природе этого района:

Низкие температуры.

Вечная мерзлота.

Почвы очень мало и она очень бедна. 

Работая в группах ,сделайте предположение каков:

1-растительный мир

2- животный мир

3-деятельность человека

Показ слайдов после ответов

(слайд №4) Растительный мир

- Какие растения встречаются  в Арктике можно увидеть на слайде.

- Здесь господствуют мхи и лишайники.

- Чаще всего лишайники поселяются на камнях и скалах. Некоторые отличаются исключительно яркими расцветками – оттенками желтого и оранжевого. Лишайники похожи на накипь, поэтому их называют накипными.

 Кроме мхов и лишайников здесь можно увидеть и другие растения. Арктические растения ютятся лишь в низинах, трещинах и других защищенных от ветра местах. Несмотря на очень суровые условия, здесь существует группа высших цветковых растений

Сделаем вывод:

- Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?

Слайд №5

– Каков же животный мир арктических пустынь? (Очень беден.)

Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, например тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь – прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детеныши. Через два месяца они выходят из заснеженной берлоги. Медведица приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагарки, тупики, чистики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах откладывают яйца и выводят птенцов. Гнезд эти птицы не устраивают. Одни из них откладывают яйца на голых карнизах скал (кайры), другие – в нишах (гагарки), третьи – в щелях между камнями (чистики). Подстилки или нет вовсе, или это просто тонкий слой сухой травы.

На зиму птицы улетают к незамерзающим морям.

Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о некоторых животных Арктики ( медведь, морж, тюлень)

– Прочитайте статью «Какие растения и животные обитают в Арктике на с. 110–113 учебника.

– Составьте пищевые цепи, используя текст учебника:

 водоросли  рачки  рыбы  тюлени  белый медведь;

 водоросли  рачки  рыбы  гагарка.

– Как животные приспособились к суровым условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух.)

Слайд№6

– Чем же занимаются люди в Арктике?

На берегах островов в суровых условиях живут и работают люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На многих островах, даже на льду океана созданы научные полярные станции, на которых ученые изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.

Арктика имеет очень большое влияние на погоду всей страны, и поэтому ее необходимо изучать. С 1937 г. началось регулярное изучение этого района путем организации станций «Северный полюс», которые располагаются на льдах океана и движутся вместе с ними. Кроме того, на островах и берегах морей живут зимовщики, ведущие постоянные наблюдения за погодой Арктики. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана проложен морской путь, который называют Северным морским путем. Суда проходят его с помощью мощных ледоколов.

Далее учащиеся читают статью «Жизнь людей в Арктике» на с. 111–116 учебника.

– Чем занимаются коренные жители Арктики? (Рыболовством, охотой.)

– Что изучают полярники? (Погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.)

– Какой вред наносит Арктике хозяйственная деятельность людей? (Истребление животных.)

– Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.)

V. Закрепление знаний.

Тест «Арктика»

Обозначьте правильные ответы

1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

2. Территория зоны:

а). Густо населена людьми

б). Не имеет коренного населения

в). Кратковременно живут учёные, исследователи, геологи.

3. В Арктике для растений и животных сложились:

а). Благоприятные условия

б). Комфортные условия

в). Суровые условия

4. В Арктике обитают животные:

а). Львы, слоны, бегемоты

б). Бурые медведи, зайцы, кабаны.

в). Белые медведи, тюлени, моржи.

VI. Итог урока.Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Какие территории на Земле географы называют природными зонами?

– Почему на территории России разные природные зоны?

– Каковы климатические условия в Арктике?

Домашнее задание: учебник (с. 107–116)-ответить на вопросы, составить цепи питания.

docbase.org

Презентация по окружающему миру на тему "Проект Арктика"(4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

выяснить, как влияют природные условия Арктики на образ жизни растений и животных этой природной зоны.

3 слайд Описание слайда:

изучить теорию вопроса в Интернете, научных журналах, энциклопедиях; описать, как приспособились растения и животные к природным условиям Арктики; установить, какая связь между условиями обитания и образом жизни живых существ; привлечь в качестве доказательств данные научных экспериментов и опытов; сделать вывод.

4 слайд Описание слайда:

условия обитания влияют на образ жизни живых организмов, и они, в свою очередь, приспособились к ним и образом жизни, и особенностями в строении организма

5 слайд Описание слайда:

Тип климата формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, сильным лучеиспусканием снежно-ледяного покрова длительной полярной ночью, но и в связи с отражением тепла (альбедо) в светлое время от снега и льда. Имеет низкие температуры воздуха зимой (до -40°С). В период полярного дня большой приток солнечной радиации, но и большая облачность с туманами. Годовая сумма атмосферных осадков 100-200 мм.

6 слайд Описание слайда:

В Арктике отмечены значительные колебания климата. Примерно с 1920 температура воздуха начала повышаться. По сравнению с концом 19 в. температура воздуха некоторых зимних месяцев повысилась в 30- 40-х гг. на 5-7°С, в результате льды Арктики стали менее мощными, общая ледовитость морей уменьшилась, сократилась площадь ледников. Потепление климата в высоких и умеренных широтах связано с усилением общей циркуляции атмосферы, что интенсифицировало также тёплое Северо-Атлантическое течение и тем самым повысило температуру и солёность воды в арктических морях.

7 слайд Описание слайда:

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обуславливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в теплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку.

8 слайд Описание слайда:

Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.                                                     <> <>                                                     <>                                                     <>

9 слайд Описание слайда:

Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда.. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи.

10 слайд Описание слайда:

Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако это далеко не так. Среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь. Об этом говорят и крики чаек над морской волной, и рёв моржей, и рычание белых медведей, и высокие спинные плавники касаток , периодически появляющиеся над тёмной водной поверхностью. Животные Арктики — так называют этот особый живой мир, осмелившийся бросить вызов могущественному холоду и всесильной вечной мерзлоте.

11 слайд Описание слайда:

На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде: в ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде.

12 слайд Описание слайда:

Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы. Розовая чайка — на вид хрупкое создание. Её вес не превышает четверть килограмма, а длина тела едва дотягивает до 35 см. Однако эта пичужка чувствует себя вполне вольготно и в суровой тундре, и над покрытой дрейфующими льдами морской поверхностью.

13 слайд Описание слайда:

Белая сова— самая крупная птица из отряда совообразных. Голова круглая, глаза ярко-желтые. Самки крупнее самцов. Самки 70 см и 3 кг. Размах крыльев составляет в среднем 142-166 см. У взрослых птиц белое оперение с тёмными поперечными пестринами.                                                     <>

14 слайд Описание слайда:

Кайра. Птица имеет средние размеры. Длина её тела колеблется в пределах от 40 до 50 см. Вес лежит в диапазоне от 800 грамм до полутора килограмм. Крылья по отношению к телу маленькие. Охотятся они только под водой. Ныряют на глубину в 15-20 метров.                                                      <>

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

живые организмы приспособились к климатическим условиям Арктики. Они имеют определённые особенности в строении своего организма, которые позволяют им выжить в условиях холода, вечной мерзлоты. Определённый образ жизни, поведенческие повадки также свидетельствуют о приспособленности живых организмов к конкретным условиям обитания.

17 слайд Описание слайда:

ученица 4 а класса МБОУ «Гимназия №36» Носова Яна.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-058058

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта