Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники. 1. Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

1. Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились. Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники


1. Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

Экзаменационный материал по биологии

12 класс

1.Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1)гаметы

2)семена

3)придаточные корни

4)листья в форме иголок.

2.Основной причиной сохранения зеленых кузнечиков на лугу является то, что

1)они быстро размножаются

2)птицы их не едят

3)они улетают от птиц

4)птицы их не замечают

3.Главная причина создания новых антибиотиков против известных возбудителей заболеваний- это

1)развитие биотехнологии

2)появление новых заболеваний

3)быстрая приспособляемость бактерий к антибиотикам

4)ограниченность сроков хранения антибиотиков

4Появление пятипалых конечностей у животных связано с

1)переходом к водному образу жизни

.2)выходом на сушу

3)необходимостью лазать по деревьям

4)необходимостью догонять жертву

5.Доказательство действия эволюции биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе -это

1)увеличение частоты наследственных заболеваний у человека

2)рождение в популяциях человека метисов и мулатов

3)существование человеческих рас

4)изменения в языке, развитие науки, культуры у народов.

6.Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к

1)запасанию питательных веществ

2)распространению семян и плодов

3)лучшему испарению воды

7.Какое из приведенных ископаемых животных может служить одним из доказательств родства пресмыкающихся и птиц

1)археоптерикс

2)латимерия

3)зверозубый ящер

4)птеродактиль

8.Учение о движущих силах эволюции создал

1)Жан Батист Ламарк

2)Карл Линней

3)Чарльз Дарвин

4)Жорж Бюффон

9.Выберите утверждение, правильно отражающее взгляды Ч.Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит.

1)приспособленность организмов к условиям среды

2)способность к неограниченному росту

3)единовременный акт творения

4)наследственная изменчивость

10.Насекомые вредители сельского хозяйства приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате.

1)естественного отбора

2)искусственного отбора

3)изоляции от насекомых, не подвергающихся воздействию ядов

11.Какова роль биосферы в круговороте веществ в биосфере?

1)синтезируют кислород атмосферы

2)синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа

3)участвуют в разложении органических веществ

4)участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

12.За счет какой энергии происходит круговорот веществ в биосфере Земли?

1)энергии земных недр

2)солнечной

3)ветра

4)приливов и отливов

13. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

1)образуют органические вещества из неорганических

2)питаются органическими веществами живых организмов

3)способствуют нейтрализации ядов в почве

4)разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

14.Биогеоценоз –это совокупность взаимосвязанных

1)организмов одного вида

2)животных одной популяции

3)компонентов живой и неживой природы.

4)совместно обитающих организмов разных видов

15.Какую роль в экосистеме играют организмы-разрушители органических веществ?

1)паразитируют на корнях растений.

2)устанавливают симбиотические связи с растениями

3)синтезируют органические вещества из неорганических

4)превращают органические вещества в минеральные

16. Из каких компонентов состоит наземный биоценоз?

1)организмов одного вида

2)растений одной популяции

3)совместно обитающих организмов разных видов

4)совокупности компонентов живой и неживой природы

17.Что из перечисленного является примером природного сообщества?

1)березы и ели в лесу

2)крона березы

3)отдельная береза в лесу

4)березовая роща

18.Устойчивость экосистемы повышается, если в ней

1)повышается численность продуцентов

2)сокращается численность редуцентов

3)сокращается численность хищников

4)увеличивается численность паразитов.

19.Конкуренция в природных сообществах возникает между

1)хищниками и жертвами

2)паразитами и хозяевами

3)видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

4)видами со сходными потребностями в ресурсах среды

20.Физиологическим приспособлением млекопитающих к изменению температуры окружающей среды можно считать их способность

1)саморегуляции обмена веществ

2)охране потомства

3)строительству укрытий

4)миграции

bgconv.com

Морфология и физиология высших растений. Мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные растения.

Вопросы для рассмотрения: 

1. Мхи.

2. Плауны.

3. Хвощи.

4. Папоротники.

5. Голосеменные растения

6. Покрытосеменные растения.

Высшие растения имеют сходное строение: корень, стебель, листья. Клет­ки высших растений имеют различные ткани и выполняют разную функцию. По способу размножения высшие растения делят на споровые и семенные. К споровым относят мхи, плауны, хвощи и папоротники.

1. Мхи. 

Мхи - это одна из самых древних групп высших растений. Это в основном многолетние растения небольших размеров: от нескольких миллиметров до десятка сантиметров. Мхи играют важную роль в экологии почвы: предотвра­щают эрозию и задерживают поверхностную влагу. Остатки мхов составляют основу залежей торфа. Мхи - довольно распространенные растения. В насто­ящее время их насчитывается 27 тыс. видов. Они неприхотливы, выдерживают сильные морозы и длительную жару, но растут только во влажных тенистых местах. Селятся мхи на скалах, камнях, стволах деревьев. Есть они в Арктике, Антарктиде, тундре. Всегда зеленые. Очень много мхов в тропических и хвой­ных лесах.

Тело мхов имеет стебель и листья. Прикрепляются мхи к субстрату и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами с помощью ризоидов - выростов наружного слоя клеток. Простые мхи-печеночники имеют более простое строение - таллом, не имеющее четко выраженных листьев и стеблей и ризоиды. В стеблях и листьях мхов нет деревянистых тка­ней, способных поддерживать растение; нет проводящей системы, служащей для переноса воды и минеральных веществ. Они впитывают воду из окру­жающей среды в клетки, а также через ризоиды. Фотосинтез происходит в вы­ростах, напоминающих листья.

Споровые растения живут в двух формах: спорофит и гаметофит. У мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений. Рассмотрим на примере кукушкина льна. Бесполое размножение происходит с помощью спор (1). Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить — предросток (2-3), который выглядит как тонкая зелёная ветвящаяся нить. На этой нити образуются почки (4), из которых затем вырастают мужские (7) или женские (8) экземпляры мха. Половое размножение рассмотрим на примере мха кукушкин лён.

У кукушкина льна есть женские и мужские растения. На мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях формируются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя или во время половодья сперматозоиды по воде подплывают к яйцеклеткам (9). При слиянии гамет образуется зигота, которая, не выходя из женского органа, начинает делиться. Из зиготы на женском растении развивается покрытая колпачком коробочка на ножке — спорангий (10). В спорангии образуются споры. В сухую погоду колпачок сбрасывается, споры рассеиваются (1) и прорастают в предростки (2-3), вновь дающие начало новым мужским (7) и женским (8) растениям кукушкина льна.

Мхи и печеночники могут размножаться вегетативно - частью стебля, листа или ризоида.

Разновидности мхов:

1. Кукушкин лен. Растет в хвойных лесах и на болотах. Его стебельки, усаженные узкими листьями, растут очень густо, образуя на почве сплошные зеленые ковры. Высота растения до 40 см. К почве кукушкин лен прикрепляет­ся ризоидами. Растение раздельнополое, т. е. у одних особей развиваются мужские, а у других — женские половые клетки. На женских растениях после оплодотворения образуются коробочки со спорами.

2. Сфагнум. Растут на болоте. Длинный стебель со множеством боковых веточек. Вдоль стебля они растопырены, а на конце собраны в пучок. Его верхняя часть постоянно растет, а нижняя отмирает, образуя торф. Ризоиды у сфагнума отсутствуют. К почве он прикрепляется нижними частями стебля. Доступ кислорода в толщу торфа ограничен, кроме того, сфагнум выделяет специальные вещества, предотвращающие размножение бактерий. Поэтому попавшие в торфяное болото различные предметы, погибшие животные, рас­тения часто не сгнивают, а хорошо сохраняются в торфе.

Накапливая в своем теле большое количество воды, сфагнум способствует заболачиванию почвы. Это связано с тем, что листья и стебель сфагнума наря­ду с зелеными клетками, содержащими хлоропласты, имеют мертвые бесцвет­ные клетки с порами. Именно они и поглощают воду в 20 раз больше своей массы.

3. Страусово перо достигает в высоту 20 см. Растет в сосновых лесах.

4. Фунария - мох очень маленький, стебелек около 1 см. Имеет довольно крупные листья и рыжую коробочку - спорангий. Живет возле человеческого жилья.

2. Плауны — очень древние растения. Ученые полагают, что они появи­лись около 350—400 млн. лет назад и образовывали густые леса из деревьев высотой до 30 м. В настоящее время их осталось очень мало, и, это  многолетние  травянистые  растения.  В  наших  широтах наиболее известен плаун булавовидный. Его можно встретить в хвойных и смешанных лесах. Стелющийся по земле стебель плауна  крепится  к  почве  придаточными  корнями.   Мелкие,  шиловидной    формы    листья    густо    покрывают    стебель. Размножаются плауны вегетативно — участками побегов и корневищ, а также с помощью спор. У плауна присутствуют мегаспоры (женские) и микроспоры (мужские). Оплодотворение происходит в гаметофите. Размножаются так же, как и папоротники.

3. Хвощи — небольшие многолетние травянистые растения, обитающие у воды. Они имеют хорошо развитое корневище, от которого отходят многочисленные придаточные корни. Членистые стебли в отличие от стеблей плаунов растут вертикально вверх, от главного стебля отходят боковые побеги. В стебле расположены мутовки очень мелких чешуйчатых листочков, напоминающих хвою. Весной на зимующих корневищах вырастают бурые весенние побеги со; спороносными колосками, которые после созревания спор отмирают. Летние побеги зеленые, ветвящиеся, фотосинтезируют и запасают питательные вещества в корневищах, которые перезимовывают, а весной образуют новые побеги. Размножаются как папоротники. 

Стебли и листья хвощей жесткие, пропитаны кремнеземом, поэтому жи­вотные их не едят. Хвощи растут в основном на полях, лугах, болотах, по бе­регам водоемов, реже в сосновых лесах. Размеры хвощей колеблются от 15 см до 2 м.

Хвощ полевой, трудноискоренимый сорняк полевых культур, используется как лекарственное растение. Стебли разных видов хвощей за счет наличия кремнезема используют как полировочный материал.

Хвощ болотный ядовит для животных. 

 

4. Папоротники.

Папоротники, как хвощи и плауны, в каменноугольном периоде были процветающей группой растений. Сейчас их насчитывается около 10 тыс. ви­дов, большинство которых распространено во влажных тропических лесах. Размеры современных папоротников колеблются от нескольких сантиметров (травы) до десятков метров (деревья влажных тропиков). Папоротники наших широт — травянистые растения с укороченным стеблем и перистыми листья­ми. Под землей находится корневище — подземный побег. Из его почек над поверхностью развиваются длинные, сложные перистые листья — вайи. Они обладают верхушечным ростом. От корневища отходят многочисленные при­даточные корни. Папоротники имеют сосудистую систему, позволяющую поставлять воду к листьям через корни.

Спорофит - это взрослое растение, у которого в спорангиях созревают споры. Споры высеиваются из споровой коробочки, разносятся ветром и во влажной среде прорастают. Через 2 месяца из проросшей споры формируется гаметофит (пластинка проталлий). Гаметофит крепится к почве ризоидами. В нем есть мужские и женские половые органы, содержащие яйцеклетку и сперматозоиды. В сле­дующий период развития происходит оплодотворение, но только во влажной среде. Этот процесс может занимать промежуток до 9 месяцев. Оплодотворен­ная яйцеклетка быстро делится и вырастает бесполый спорофит, который раз­вивается во взрослое растение, дающее споры.Папоротники обитают в тропических лесах. Их вайи достигают в длину 10 м. Обитают папоротники в воде, например, сальвиния. В наших краях наиболее распространены папоротники орляк, щитовник мужской и др.

 Весной, как только оттает почва, от корневища отрастает укороченный стебель с розеткой красивых листьев. Летом на нижней стороне листьев появляются бурые бугорки — сорусы, представляющие собой скопления спорангиев. В них образуются споры.

Молодые листья мужского папоротника используются человеком в пищу, как лекарственное растение. Вайи орляка используют для оформления букетов. В тропических странах некоторые виды папоротников разводят на рисовых полях для обогащения почвы азотом. Некоторые из них стали декоративными, оранжерейными и комнатными растениями, например нефролепис.

5. Голосемянные растения

Семенные растения делятся на голосеменные и покрытосеменные (цвет-ковые). Голосеменные росли на Земле 220-120 млн. лет назад.Отдел современных голосеменных растений представлен ок. 700 видами де-ревьев и кустарников. В отличие от спороносных оплодотворение происходит заранее и к распространению уже существуют зародыши будущих растений. Се-мя лучше переносит неблагоприятные условия среды и имеет больше шан¬сов для прорастания. У голосеменных есть корень, стебель, листья (хвоя), семена (шишка с семенами).Хвойные растения могут иметь женские и мужские особи, но могут на од-ном растении присутствовать обоеполые репродуктивные органы.Рассмотрим особенности размножения голосеменных растений на приме¬ре сосны. Весной, в конце мая, у сосны в светло-зеленых мужских шишках об-разуется пыльца — мужской гаметофит, содержащий половые клетки — два спермия. Сосна начинает «пылить», облака пыльцы разносятся ветром. На вер-хушках побегов развиваются женские красноватые шишечки, состоящие из че-шуек. На них располагаются открыто (голо) по две семяпочки, отсюда и на-звание — голосеменные. В семяпочках созревает по две яйцеклетки. Пыльца по-падает непосредственно на семяпочки и прорастает внутрь. После этого че¬шуйки плотно смыкаются и склеиваются между собой смолой. После оплодо¬творения формируется семя. Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления. Они становятся бурыми, чешуйки раздвигаются, зрелые семена с крылышками высы-паются и разносятся ветром.Голосеменные подразделяются на четыре класса: Гинговые, Гнетовидные, Саговники, Хвойные.Класс хвойные. Известно около 560 современных видов. Все хвойные - это деревья и кустарники. Трав среди них нет. Листья имеют вид хвои: иголь¬чатые, покрытые слоем кутикулы, устьица погружены в мякоть листа, что снижает ис-парение влаги. Хвойные деревья образуют хвойные и смешанные леса в нашей стране. Имеет несколько семейств (Семейство Кипарисовые, Семейство Сосно-вые и др.).1. Среди хвойных известны сосны обыкновенная и сибирская (кедр). Кро¬на деревьев находится в верхней части ствола, хвоинки собраны по 2, а у кедра по 5 в пучке. Корневая система проникает глубоко.2. На территории России существует 5 видов ели: обыкновенная (европей-ская), сибирская, канадская (голубая). Крона деревьев пирамидальная, корне¬вая система поверхностная. Хвоинки короткие, расположены по одной.3. Пихта сибирская. Древесина идет на изготовление музыкаль¬ных инстру-ментов.4. Лиственница сибирская и даурская. Это листопадные деревья. Хвоя рас-тет пучками и опадает на зиму.5. Можжевельник обыкновенный - вечнозеленый кустарник. Его шишкииспользуются в медицине. Среди хвойных есть великаны - калифорнийская секвойя - 100 м в высоту и веллингтония гигантская (секвойядендрон), имеющий неимоверную толщи¬ну ствола (семейство таксодиевые).Класс саговники.Внешне саговники напоминают пальму. Расцвет - каменноугольный пери¬од. Преобладают в тропиках. Прямой стебель увенчан пучком перистых листь¬ев. Шишки растут в центре растенияКласс Гинговые. Гинкго билоба сохранились в Японии, Корее и Китае (се-мейство гинкговые). Листья в холодное время года желтеют и опадают, семена похожи на абрикосы, неприятно пахнут маслом.Класс Гнетовидные. Относятся вельвичия, гнетум, эфедра. Вельвичия уди-вительная растет в пустынях Намибии и Анголы. С возрастом её стебель одре-весневает и приобретает форму диска (если посмотреть сверху) до метра в диа-метре. Оно хорошо приспособилось жить в пустыне. Двудомное.Эфедра живет в пустыни Средней Азии, Африки, кустарник с зелеными ве-точками – так называются ее чешуйчатые листья. Растение двудомное, летом об-разует колоски, после оплодотворения созревают ягоды.Гнетум – вечнозеленое лиственное дерево или кустарник, плоды съедобны. Произрастает в странах с теплым климатом.

6. Покрытосеменные растения.

Покрытосеменные, или цветковые, растения появились примерно 150 млн. лет назад и быстро завоевали всю планету. Сейчас это самая многочисленная группа растений, насчитывающая около 250 тыс. видов.

Это наиболее высокоорганизованные из высших растений. Они имеют сложноустроенные органы, высокоспециализированные ткани, обладают более совершенной проводящей системой. Для них характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост и высокая приспособленность к различным экологиче­ским условиям.

Главное отличие цветковых – имеют защищенную семяпочку, расположенную в завязи пестика. Отсюда и их название — покрытосеменные растения. Растения имеют цветок - генеративный орган и семя, защищенное плодом. Цветок слу­жит для привлечения опылителей (насекомых, птиц), защищает репродуктив­ные органы - тычинки и пестик.

Цветковые растения представлены всеми тремя жизненными формами: деревьями, кустарниками, травами. Среди них есть как однолетние, так и мно­голетние растения. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, утра­тив или упростив некоторые органы и ткани. Например, ряска, элодея, стрело­лист. Цветковые - это единственная группа растений, которая образует на суше сложные многоярусные сообщества.

Покрытосеменные растения делятся на два класса по числу семядолей в зародыше семени: двудольные и однодольные.

Двудольные растения - более многочисленный класс, в него входят более 175 тыс. видов, объединенных в 350 семейств.

Отличительные признаки класса:

- корневая система обычно стержневая, но у травянистых форм может быть и мочковатой;

- наличие камбия и дифференцированность коры, древесины и сердцеви­ны в стебле;

- листья простые и сложные с сетчатым и дуговым жилкованием, череш­ковые и сидячие;

- цветки четырех- и пятичленные;

- зародыш семени имеет две семядоли.

К двудольным относятся большинство деревьев и кустарников (дуб, клен, береза, ива, сирень, смородина, лещина), а также травы (василек, фиалка, ле­беда).

Однодольные растения составляют 1/4 цветковых растений и объединяют около 60 тыс. видов.

Отличительные признаки класса:

- корневая система мочковатая;

- стебель травянистый, камбий отсутствует;

- листья простые с дуговым и параллельным жилкованием, часто сидячие;

- цветки трехчленные, редко четырех- и двухчленные;

- зародыш семени имеет одну семядолю.

К однодольным относятся большинство трав. Это злаки, осоки, тростники, агавы и орхидеи. Из деревьев это пальмы (финиковая, кокосовая).

Опыление у цветковых происходит с помощью внешних сил (воды, ветра, насекомых), редко самоопыление. Перекрестное опыление помогает виду лучше приспособиться к окружающей среде.

Опыление ветром происходит у многих деревьев (дуб, ясень) и трав (злаки). Пыльца ветроопыляемых растений очень легкая и вырабатывается в большом количестве.

Цветы растений, опыляемых насекомыми, имеют яркую окраску и аромат. Пыльца у них крупнее, шероховатая, клейкая. Многие цветы приспособились к опылению определенных видов насекомых (клевер – шмель; юкка – юкковая моль). 

estestvoznanie-bpk.blogspot.com

1. Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

Экзаменационный материал по биологии

12 класс

1.Хвойные- более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1)гаметы

2)семена

3)придаточные корни

4)листья в форме иголок.

2.Основной причиной сохранения зеленых кузнечиков на лугу является то, что

1)они быстро размножаются

2)птицы их не едят

3)они улетают от птиц

4)птицы их не замечают

3.Главная причина создания новых антибиотиков против известных возбудителей заболеваний- это

1)развитие биотехнологии

2)появление новых заболеваний

3)быстрая приспособляемость бактерий к антибиотикам

4)ограниченность сроков хранения антибиотиков

4Появление пятипалых конечностей у животных связано с

1)переходом к водному образу жизни

.2)выходом на сушу

3)необходимостью лазать по деревьям

4)необходимостью догонять жертву

5.Доказательство действия эволюции биологических факторов эволюции в современном человеческом обществе -это

1)увеличение частоты наследственных заболеваний у человека

2)рождение в популяциях человека метисов и мулатов

3)существование человеческих рас

4)изменения в языке, развитие науки, культуры у народов.

6.Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к

1)запасанию питательных веществ

2)распространению семян и плодов

3)лучшему испарению воды

7.Какое из приведенных ископаемых животных может служить одним из доказательств родства пресмыкающихся и птиц

1)археоптерикс

2)латимерия

3)зверозубый ящер

4)птеродактиль

8.Учение о движущих силах эволюции создал

1)Жан Батист Ламарк

2)Карл Линней

3)Чарльз Дарвин

4)Жорж Бюффон

9.Выберите утверждение, правильно отражающее взгляды Ч.Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит.

1)приспособленность организмов к условиям среды

2)способность к неограниченному росту

3)единовременный акт творения

4)наследственная изменчивость

10.Насекомые вредители сельского хозяйства приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате.

1)естественного отбора

2)искусственного отбора

3)изоляции от насекомых, не подвергающихся воздействию ядов

11.Какова роль биосферы в круговороте веществ в биосфере?

1)синтезируют кислород атмосферы

2)синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа

3)участвуют в разложении органических веществ

4)участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

12.За счет какой энергии происходит круговорот веществ в биосфере Земли?

1)энергии земных недр

2)солнечной

3)ветра

4)приливов и отливов

13. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

1)образуют органические вещества из неорганических

2)питаются органическими веществами живых организмов

3)способствуют нейтрализации ядов в почве

4)разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

14.Биогеоценоз –это совокупность взаимосвязанных

1)организмов одного вида

2)животных одной популяции

3)компонентов живой и неживой природы.

4)совместно обитающих организмов разных видов

15.Какую роль в экосистеме играют организмы-разрушители органических веществ?

1)паразитируют на корнях растений.

2)устанавливают симбиотические связи с растениями

3)синтезируют органические вещества из неорганических

4)превращают органические вещества в минеральные

16. Из каких компонентов состоит наземный биоценоз?

1)организмов одного вида

2)растений одной популяции

3)совместно обитающих организмов разных видов

4)совокупности компонентов живой и неживой природы

17.Что из перечисленного является примером природного сообщества?

1)березы и ели в лесу

2)крона березы

3)отдельная береза в лесу

4)березовая роща

18.Устойчивость экосистемы повышается, если в ней

1)повышается численность продуцентов

2)сокращается численность редуцентов

3)сокращается численность хищников

4)увеличивается численность паразитов.

19.Конкуренция в природных сообществах возникает между

1)хищниками и жертвами

2)паразитами и хозяевами

3)видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

4)видами со сходными потребностями в ресурсах среды

20.Физиологическим приспособлением млекопитающих к изменению температуры окружающей среды можно считать их способность

1)саморегуляции обмена веществ

2)охране потомства

3)строительству укрытий

4)миграции

be.convdocs.org

царство растения - 2.docx - Тренажер для успешной сдачи ОГЭ, ...

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (отделы растений) 1. Какую систематическую группу из перечисленных в классификации растений считают наиболеекрупной1) род 2) отдел 3) класс 4) семейство2. Установите правильную последовательность систематических категорий, характерных для царства Растения, начиная с наибольшей.А) Класс Б) Семейство В) Вид Г) Род Д) Отдел3. Водоросли относят к простоорганизованным растениям, т.к они 1) произрастают на больших глубинах2) синтезируют органические вещества из неорганических3) не имеют тканей и органов4) размножаются бесполым и половым способами4. Водоросли относят к наиболее просто организованным растениям, т.к.1) у них нет тканей и органов 2) они живут преимущественно в воде3) в их клетках происходит фотосинтез 4) среди низ есть многоклеточные и одноклеточные5. Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей1) водоросли 2) плауны 3) папоротники 4) мхи6. Водоросли поглощают воду и минеральные соли из окружающей среды1) корнями 2) ризоидами 3) всей поверхностью тела 4) спец.клетками7. Какие органы появились у мхов в процессе эволюции1) плоды с семенами 2) корни 3) листья и стебли 4) цветки8. Стебель с листьями в процессе эволюции растений впервые появился у1) водорослей 2) мхов 3) хвощевидных 4) папоротниковидных 9. Для оплодотворения папоротников и мхов необходимо наличие1) воздуха 2) воды 3) почвы 4) света10. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как1) у них отсутствуют вегетативные органы – корни2) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями3) они образуют органические вещества из неорганических4) у них имеются воздухоносные клетки.11. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные1) опыление осуществляют насекомые 2) в цикле развития формируется заросток3) органом размножения является цветок 4) оплодотворение связано с водой5) размножаются с помощью спор 6) укрепляются в почве с помощью ризоидов.12. Чем папоротники отличаются от водорослей1) имеют в клетках хлоропласты 2) состоят из тканей и органов3) имеют в клетках ядро и цитоплазму 4) бывают одно­ и многоклеточные 13. Сходство заростка папоротника с многоклеточной водорослью свидетельствует об их1) принадлежности к царству Растения 2) принадлежности к одному отделу3) родстве 4) изменчивости 14 В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений1) характеризуются многообразием видов 2) имеют хорошо развитые вегетативные органы3) способны образовывать обширные леса 4) размножаются семенами5) опыляются насекомыми и птицами 6) образуют сочные и сухие семена15. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, т.к. у них появились1) листья в форме иголок 2) придаточные корни 3) семена 4) гаметы16. Семенами размножаются

znanio.ru

Мхи, Хвощи, папортники + голосеменные.

Хвощи, плауны, папоротники +голосеменные

ОГЭ биология

1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он

характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Моховидные 2) Папоротниковидные

А) в цикле развития имеется заросток

Б) спорангий на растении имеет вид коробочки

В) из споры вырастает зелёная нить предросток

Г) корни отсутствуют

Д) спорангии расположены на нижней стороне листа

Е) имеют корневища

2. Представитель какого отдела царства Растения

изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Моховидные

3) Покрытосеменные

4) Плауновидные

3. К высшим споровым растениям относят

1) сосну обыкновенную

2) ламинарию

3) белый гриб

4) папоротник орляк

4. Представитель какого отдела царства Растения изображён

на рисунке?

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

3) Хвощевидные

4) Моховидные

5. Растение, изображённое на рисунке,

размножается бесполым путём

при помощи

3) спор 4) гифов

6. На рисунке изображён

представитель отдела

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

3) Голосеменные

4) Плауновидные

7. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют

  • ризоиды 2) корни 3) листья 4) стебли

8. К высшим споровым растениям относят

1) папоротники

2) зелёные водоросли

3) красные водоросли

4) цветковые растения

9. Представитель какого отдела царства

Растения изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Моховидные

3) Плауновидные

4) Папоротниковидные

10. К голосеменным растениям относятся

2) орешник и верба

3) кипарис и сосна

4) лютик и клевер

11. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники это __________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах сорусах. Из споры развивается __________ (Б) особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования __________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима __________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Вода 2) заросток 3) минеральная соль

4) Проросток 5) семязачаток 6) зигота

7) Споровые 8) цветковые

12. Разделение тела на корневую и побеговую системы характерно для

1) нитчатых зелёных водорослей

2) слоевищных мхов

3) папоротникообразных

4) листостебельных мхов

13. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ХВОЩИ

Хвощи это __________ (А) растения, размножающиеся при участии __________ (Б). В

наших лесах встречается два вида побегов хвоща: __________ (В), на котором развиваются споры, и __________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях признак избыточного содержания кислот в почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Весенний 2) семенные 3) луковица

4) Насекомое 5) летний 6) осенний

7) Вода 8) споровые

14. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести

1) размножение зависит от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют побеги с листьями

4) имеют корни

5) образуют семена

6) образуют шишки

15. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести

1) в размножении зависят от воды

2) имеют развитые проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

16. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие цветка

17. На растении папоротника, имеющем листья, стебель, корневище и корни, образуются

1) заростки

2) половые клетки

3) предростки

4) споры

18. Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют

  • листья 2) плоды 3) семена 4) шишки

19. Появление хвощей на полях означает, что почва требует внесения

1) азотных удобрений

2) извести

3) фосфорных удобрений

4) соединений калия

20. К какой группе относят растение, спорофит которого развивается на тонкой пластинке заростке после оплодотворения?

1) водоросли

2) покрытосеменные

3) папоротникообразные

4) Голосеменные

21. Какой цифрой на рисунке обозначен

заросток папоротника?

22. На рисунке изображён цикл развития папоротника.

Какой цифрой на нём обозначен заросток?

23. У голосеменных растений, в отличие от папоротников,

не происходит

1) оплодотворение

2) образование семян

3) размножение спорами

4) развитие зародыша из зиготы

24. У папоротников из зиготы развивается

1) коробочка со спорами

2) заросток

3) листостебельное растение

4) Семя

25. Представитель какого отдела царства

Растения изображён на рисунке?

1) Голосеменные

2) Покрытосеменные

3) Папоротниковидные

4) Моховидные

26. К какой группе относят зелёное растение, имеющее корни или корневище, спорофит которого развивается на заростке после оплодотворения?

1) водоросли

2) покрытосеменные

3) папоротникообразные

4) Голосеменные

27. Чем папоротники отличаются от водорослей?

1) имеют в клетках пластиды

2) состоят из тканей и органов

3) размножаются с помощью гамет

4) обладают раздражимостью

28. Хвойные более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1) гаметы

2) семена

3) придаточные корни

4) листья в форме иголок

29. Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть при оплодотворении от наличия воды?

1) Мхи 2) Папоротникообразные

3) Голосеменные 4) Покрытосеменнные

30. Древние папоротники вымерли в процессе эволюции, так как

1) их уничтожили животные

2) их интенсивно использовал древний человек

3) произошло похолодание и снижение влажности воздуха

4) появились цветковые растения

31. Почему появление семени у голосеменных рассматривают как важный этап в эволюции растений?

1) в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ

2) семенами питаются животные

3) семена распространяются ветром

4) семена лежат открыто на чешуйках шишек

33. В чём проявляется сходство мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) размножении спорами

2) наличии листьев и стебля

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

35. Для голосеменных не характерно наличие

  • древесных форм

2) однолетних трав

3) многолетних кустарников

4) созревания семян в шишках

36. Какие признаки характерны для растений отдела папоротниковидные? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) оплодотворение связано с наличием воды

2) в цикле развития формируется обоеполый заросток

3) орган размножения цветок

4) опыление осуществляют насекомые

5) укрепляются в почве с помощью ризоидов

6) размножаются с помощью спор

37. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды

6) опыляются насекомыми и птицами

38. Чем отличаются голосеменные растения от папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) размножением спорами

2) наличием листьев и стебля

3) семенным размножением

4) автотрофным способом питания

5) опылением с помощью ветра

6) независимостью оплодотворения от воды

39. Установите соответствие между характеристикой растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Папоротниковидные 2) Голосеменные

А) образует семена

Б) размножается спорами

В) имеют видоизмененные листья хвоинки

Г) оплодотворение связано с водной средой

Д) образует видоизменённый побег корневище

Е) имеет стержневую корневую систему

40. Установите соответствие между признаком растений и группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Споровые 2) семенные

А) новый организм развивается из многоклеточного зародыша

Б) развитие происходит без оплодотворения, из одной клетки с плотной оболочкой

В) проростки появляются из зародышей

Г) после прорастания превращаются в предросток

Д) оплодотворение происходит при участии воды

Е) зародыш имеет множество оболочек

41. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

1) моховидные (Мхи) 2) Папоротниковидные

А) отсутствуют корни

Б) имеется корневище

В) способствуют заболачиванию местности

Г) содержат водоносные клетки

Д) в цикле развития имеется заросток

Е) споры формируются на поверхности листьев или побегов

42. Установите соответствие между признаком растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Покрытосеменные 2) голосеменные

А) семя содержит одну или две семядоли

Б) среди жизненных форм имеются травы, кустарники, деревья

В) семязачатки лежат на семенных чешуях шишек

Г) размножаются только половым путём

Д) семязачатки развиваются в завязи пестика

Е) у большинства игольчатые или чешуевидные листья

43. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он

свойственен:

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

1) Моховидные 2) Папоротниковидные

А) не имеют корней

Б) имеют листья, стебли и корни

В) имеют корневище

Г) содержат водоносные клетки

Д) имеют ризоиды

Е) оплодотворение происходит на заростке

44. После оплодотворения у папоротника развивается

2) коробочка со спорами

3) Заросток

4) растение с листьями

45. К отделу Голосеменные относится

  • лиственница сибирская 2) мох сфагнум

3) хвощ полевой 4) лютик ползучий

46. В цикле развития папоротника преобладает

  • половое поколение

2) бесполое поколение

3) Семя

4) многолетнее корневище

47. К голосеменным растениям относятся

2) можжевельник и берёза

3) лещина и лиственница

4) сосна и лиственница

48. Представитель какой систематической группы изображён

на фотографии?

1) Мохообразные

2) Хвощеобразные

3) Голосеменные

4) Покрытосеменные

49. Представитель какой

систематической группы изображён

на фотографии?

1) Покрытосеменные

2) Голосеменные

3) Плаунообразные

4) Мохообразные

50. К какому отделу высших растений относится изображённое

на рисунке растение?

  • Покрытосеменные

2) Голосеменные

3) Папоротникообразные

4) Мохообразные

51. Что из перечисленного характерно для отдела Голосеменные?

Выберите три верных ответа

1) есть водные и наземные представители

2) имеют цветки

3) спорангии находятся на чешуях шишки

4) семяпочка не прикрыта защитными оболочками

5) бывают древовидными и травянистыми

6) большинство - вечнозеленые растения

52. Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву.

1) развитие спор в спорангиях

2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение

3) образование зиготы и развитие зародыша

4) формирование растения (спорофита)

5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку заросток

53. Установите соответствие между признаком и представителем высших растений. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. ПРИЗНАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

1) мох кукушкин лён 2) папоротник орляк

А) доминирующая стадия – спорофит

Б) растёт на болотах

В) спорофит «паразитирует» на гаметофите

Г) имеет придаточные корни

Д) прикрепляется с помощью ризоидов

Е) листья – вайи

54. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с образования гамет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование спор

2) образование заростка

3) оплодотворение

4) образование листостебельного растения

5) образование гамет

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ И ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Голосеменные растения это отдел высших растений, размножающихся семенами. Однако

они не образуют плодов. У покрытосеменных растений семена заключены в плоды.

Среди голосеменных растений не встречаются такие жизненные формы, как травы. Это

хвойные растения (сосна, ель, пихта и др.). У большинства видов листья вечнозелёные,

жёсткие. Устьица обычно глубоко погружены в ткань листа. Пыльники и семязачатки

развиваются на чешуях шишек. В пыльниках развиваются пыльцевые зёрна. На семенных

чешуях формируются семязачатки. Семязачатки и семена развиваются открыто на

верхней поверхности семенных чешуй.

Покрытосеменные растения самая многочисленная группа растительного мира. К ней

также относятся высшие растения, у которых сформировался цветок орган полового

размножения. Семязачатки у покрытосеменных расположены в завязи цветка,

предохраняющей их от неблагоприятных условий. Если голосеменные опыляются ветром, то

покрытосеменные приспособлены к различным способам опыления. Важными признаками

покрытосеменных являются двойное оплодотворение и наличие плодов и семян органов

расселения растений. Покрытосеменные растения наиболее разнообразны по своим

жизненным формам.

Покрытосеменные растения эволюционно более молодые. Они растут во всех

климатических зонах и насчитывают более 250 тысяч видов.

Процесс оплодотворения голосеменных и покрытосеменных растений не зависит от наличия

воды. Эти растения имеют развитые проводящие ткани, а в циклах их развития спорофит

преобладает над гаметофитом.

Используя содержание текста «Голосеменные и покрытосеменные растения»,

ответьте на следующие вопросы.

1) На каких шишках развиваются пыльцевые зёрна, а на каких семязачатки?

2) Какие жизненные формы существуют у голосеменных, а какие

у покрытосеменных растений?

3) Эволюционное видоизменение какого органа представляют собой шишка

голосеменных растений и цветок покрытосеменных?

ПАПОРОТНИКИ. ХВОЩИ. ПЛАУНЫ.

Папоротникообразные это большая группа высших споровых растений. Высшими

растениями они считаются потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья.

Споровыми они называются, поскольку их размножение происходит с помощью спор.

Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду, поэтому их традиционно

подразделяют на три группы: папоротники, хвощи и плауны.

Плауны это наиболее древняя из папоротникообразных группа растений. Современные

плауны представляют собой многолетние травянистые растения, зимующие под снегом с

зелёными листьями. Споры у них созревают в спорангиях, собранных в колоски. Споры

мелкие, образуются в большом количестве.

Хвощи эта группа травянистых растений, имеющих жёсткий стебель из-за накопленного в

вакуолях клеток кремнезёма. Листья у них чешуевидные, с мутовчатым

листорасположением. У хвоща выделяют два вида побегов: летний (вегетативный) и

весенний (спороносный). Вегетативный побег хвоща зелёного цвета. Его главная задача

создание питательных веществ, откладываемых в корневища подземные побеги.

Спороносные побеги появляются ранней весной благодаря накопленным в корневищах

запасам. Созревшие споры рассеиваются и при попадании в благоприятные условия

прорастают, формируя вегетативный побег. Из-за развития корневищ многие виды хвощей

стали сорняками культурных растений.

Папоротники самая большая по числу видов группа папоротникообразных. Они

произрастают повсеместно, предпочитая влажный микроклимат. Споры папоротника

созревают на внутренней поверхности их сложных листьев. Основная часть побега

папоротника находится под землёй и называется корневищем.

Используя содержание текста «Папоротники. Хвощи. Плауны», ответьте на следующие

вопросы.

1) Почему папоротникообразных относят к высшим растениям?

2) В чём различие между весенним и летним побегами хвоща?

3) Листья папоротника осенью отмирают. Каким образом весной происходит их

возобновление?

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта