Систематика животных и растений 7 класс. Презентация "Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных" 7 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация на тему "Классификация животных и основные систематические группы". Систематика животных и растений 7 класс


Презентация на тему "Классификация животных и основные систематические группы"

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация знакомит учащихся средней школы с понятием классификации животных. Вводит основные категории классификации, такие, как вид, популяция, род, отряд и т.д., также в работе поясняется значение классификации как науки.

Краткое содержание

  • Многообразие животных
  • Вид и популяция
  • Род
  • Отряд. Класс
  • Царства
  • Значение классификации
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

Содержание

  • Слайд 1

    Классификация животных и основные систематические группы

    7 класс. Биология. 3 урок.

  • Слайд 2

    Вопросы.

    • Какие среды обитания занимают животные? Приведите примеры.
    • Чем отличается понятие "среда обитания" от понятия "место обитания"? Поясните на конкретных примерах.
  • Слайд 3
    • Используя рисунки, поясните, что такое хищничество и паразитизм.
    • Какую роль в природе играют конкурентные взаимоотношения животных и симбиоз? Подтвердите примерами.
    • Дайте определение понятиям "биоценоз", "экосистема".
  • Слайд 4

    Многообразие животных

    • На Земле распространено множество различных видов животных, и ежегодно ученые-зоологи открывают новые виды.
    • Чтобы ориентироваться в многообразии животных, существует наука систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.
  • Слайд 5
    • Она же помогает поместить вновь открытые виды в нужном месте общей системы, то есть объединить их в группы – таксоны. Таксон – единица классификации (рис. 15).
  • Слайд 7

    Вид.

    • Центральное понятие классификации – это вид. В качестве основной единицы классификации он был введен в науку великим шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778). Что же такое вид как биологическое понятие?
  • Слайд 8

    Вид

    • Вид – это совокупность особей, населяющих определенную территорию, имеющих сходное строение, образ жизни, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Вид, в свою очередь, состоит из популяций.
  • Слайд 9

    Популяция.

    • Популяция – это совокупность особей одного вида, длительное время обитающих в определенной части видового ареала (места распространения) относительно изолированно от других популяций
  • Слайд 10

    Название.

    • Открывая новые виды, ученые не только детально описывали их, но и присваивали каждому из них название. Сначала такое название давалось только на родном языке открывшего вид зоолога. Линней предложил пользоваться для этого единым международным языком – латинским, чтобы зоологи разных стран могли понимать, о каком животном идет речь
  • Слайд 11

    Название вида

    • Кроме того, Линней предложил присваивать каждому виду животных латинское имя, состоящее из двух слов. Первое слово этого имени – существительное, которое обозначает принадлежность животного к определенному роду (например, Larus, что означает "чайка").
  • Слайд 12
    • Второе слово – прилагательное, видовой эпитет (ridibundus, что означает "озерная"). В итоге получается видовое название хорошо известной птицы – чайки озерной (Larus ridibundus). И это название принадлежит только ей, не встречается больше ни у кого из огромного числа видов животных нашей планеты.
  • Слайд 13

    Род.

    • Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон (Corvus). Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Врановые (Corvidae). В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды.
  • Слайд 14

    Отряд. Класс.

    • Так, семейство Синицевые, семейство Врановые, семейство Ласточковые принадлежат к отряду Воробьинообразные (Passeriformes). Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы (Aves).
  • Слайд 15

    Тип.

    • Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы (также смотри § 44), класс Амфибии (см. также § 36), класс Млекопитающие (см. также § 51) входят в тип Хордовые (Chordata). В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.
  • Слайд 16

    Царство.

    • Иногда простейшие, одноклеточные водоросли и некоторые другие группы микроорганизмов выделяют в особое царство Протисты (что в переводе с греческого означает "самые первые"), сочетающие в своем строении и жизнедеятельности черты животных и растений.
  • Слайд 17

    царство Животные

    • В настоящем учебнике простейшие рассматриваются в составе отдельного подцарства царства Животные, как принято в большинстве отечественных научных книг и вузовских учебников.
  • Слайд 18

    Значение классификации

    • Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения.
  • Слайд 19
    • Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними.
  • Слайд 20

    Вывод.

    • Современная система животного мира построена на основе выявления родства между животными и их происхождения. В современной систематике типы животных располагаются от простых (низших) к более сложным (высшим), что соответствует общему направлению исторического развития животного мира на Земле.
  • Слайд 21
    • Классификация – объединение животных в группы на основе сходства внутреннего и внешнего строения, физиологии, родственных связей, способности произвести полноценное потомство.

Посмотреть все слайды

pptcloud.ru

Карточки для 7 класса, тема " Систематика животных"

Карточки по систематике 7 кл

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Ласточка деревенская, ворона серая, две синицы московские, ястреб-тетеревятник, 3 вороны черные, самец и самка лебедя белого

Сколько перечислено особей, родов, видов?

Мышь полевая, крыса черная, самец и самка крысы серой, 2 мыши домовых, суслик песчаный,белка обыкновенная, 3 белки-летяги

Сколько перечислено особей, родов, видов?

infourok.ru

Презентация по биологии для 7 класса на тему: " Классификация животных".

Повторим термины

  • Наука о многообразии животных на земле
  • Раздел науки зоологии, изучающий ископаемые остатки организмов
  • Раздел зоологии, изучающий внутренне строение животных
  • Среда жизни с наиболее изменяющимся ходом температур, давления, влажности
  • Среда обитания, которую населяют рыбы, киты, дельфины
  • Вид взаимоотношений организмов, когда один умерщвляет и съедает другого
  • Тип взаимоотношений между человеком и вшами
  • Тип взаимоотношений между кошкой и человеком
  • Мухоловки и синицы питаются одними и теми же насекомыми, ловя их в воздухе. Назовите тип взаимоотношений между этими птицами
  • Лист яблони- гусеница бабочки березовой пяденицы – синица – ястреб. Данную последовательность можно назвать …

Заполните схему:

Царства органического мира

Царства живой природы

Царство

Грибы

Царство растения

Царство Бактерии

Царство Животные

На Земле существует около 2 млн. видов животных.

Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Многообразие животных

  • На Земле распространено множество различных видов животных, и ежегодно ученые-зоологи открывают новые виды.
  • Чтобы ориентироваться в многообразии животных, существует наука систематика , целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация .

Систематика – наука, главной задачей которой является классификация живого мира

Карл Линней (1707 – 1778гг) – шведский биолог, основоположник современной классификации

  • предложил латинский язык в качестве международного научного языка
  • ввел бинарную номенклатуру (двойное наименование)

Систематика — раздел биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения биологических таксонов , выстроенных по определенным правилам.

Таксон – единица классификации

Центральное понятие классификации - это ВИД

Словарь

Вид – это совокупность особей, населяющих определенную территорию, имеющих сходное строение, образ жизни, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Состоит из популяций .

Понятие «вид» в качестве единицы

классификации ввел Карл Линней

Вид

Мул – гибрид осла и лошади

Зеброид - гибрид зебры с лошадью, пони или ослом.

Интересно

Лигры Звери, появившиеся на свет от матери-тигрицы и отца-льва, считаются самыми крупными котами в мире. Рост лигра Геркулеса, обитающего в Майами, составляет около 3 метров. Хотя эти животные редко приносят потомство, в 2004 году двое маленьких лигрят родились в зоопарке Новосибирска.

Интересно

  • Кстати, тигрольвы, ставшие результатом скрещивания львицы и тигра, наоборот, отличаются миниатюрностью .

Вид состоит из популяций

Словарь

Популяция - это совокупность особей одного вида, длительное время обитающих в определенной части видового ареала относительно изолированно от других популяций.

Ареал – место распространения данной популяции

Название.

  • Открывая новые виды, ученые не только детально описывали их, но и присваивали каждому из них название.
  • Сначала такое название давалось только на родном языке открывшего вид зоолога. Линней предложил пользоваться для этого единым международным языком – латинским , чтобы зоологи разных стран могли понимать, о каком животном идет речь

Бинарная номенклатура - способ наименования  видов  животных и растений

клевер красный

  • Собака домашняя
  • ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов;
  • предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов.
  • Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду , второе слово – к определенному виду .

- в XVIII веке шведский ученый Карл Линней ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов. То есть, он предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов. Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду, второе слово – к определенному виду.

Карл Линней (1707-1778)

Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.

Карл Линней

Язык систематики - латинский

Видовое название – бинарное

( состоящее из двух слов)

Чайка озерная - Larus ridibundus

это название принадлежит только ей, не встречается больше ни у кого из огромного числа видов животных нашей планеты

Классификацию животных выстраивают по степени сходства организмов друг с другом. Чем более похожи друг на друга два живых организма, тем ближе они располагаются в классификации

Род белки

Белка обыкновенная

Белка краснохвостая

Белка лисья

Эти два вида схожи между собой. Родственные виды объединяют в роды

СОРОКА

ВОРОН

  • Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон (Corvus).
  • Близкие роды объединяются в семейства : род Ворон , род Сорока , род Сойка , род Кедровка объединены в семейство Врановые (Corvidae).
  • В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды .

Галка. Грач. Серая ворона. Ворон. Болыпеклювая ворона

Отряд. Класс.

  • Так, семейство Синицевые , семейство Врановые , семейство Ласточковые принадлежат к отряду Воробьинообразные (Passeriformes).
  • Близкие отряды составляют класс . Так, отряд Воробьинообразные , отряд Совообразные , отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы (Aves).

Рис. 12 стр.17 учебник

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ

ЖИВОТНЫЕ

ЦАРСТВО

ХОРДОВЫЕ

ТИП

ПТИЦЫ

КЛАСС

ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ

ОТРЯД

ВРАНОВЫЕ

СЕМЕЙСТВО

  • близкие виды объединяют в один род, например: ворона, галка и грач принадлежат роду Ворон. Близкие роды – в семейства, например: род сорока, род сойка, род кедровка – в семейство Врановые. Близкие семейства – в отряды, например: семейства Врановые, Синицевые, Ласточковые – объединяют в отряд Воробьинообразные. Далее, отряды составляют класс, например: отряды Воробьинообразные, Совообразные и Гусеобразные принадлежат классу Птицы. Близкие классы, такие как, Птицы, Амфибии, Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 типов животных. Все типы животных объединяются в Царство Животные.

- объединение в различные систематические группы делается на основе детального изучения строения животного, его физиологии, генетики, поведения и многих других факторов.

- существуют промежуточные категории в названии животных: надотряд, подтип, подкласс.

ВОРОН

РОД

ВИД

ВОРОНА, ГАЛКА И ГРАЧ

Тип.

  • Близкие классы объединены в типы . Так, класс Птицы , класс Амфибии , класс Млекопитающие входят в тип Хордовые (Chordata).
  • В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные .

Царство.

  • Иногда простейшие, одноклеточные водоросли и некоторые другие группы микроорганизмов выделяют в особое царство Протисты (что в переводе с греческого означает "самые первые"), сочетающие в своем строении и жизнедеятельности черты животных и растений.

царство Животные

  • В настоящем учебнике простейшие рассматриваются в составе отдельного подцарства царства Животные , как принято в большинстве отечественных научных книг и вузовских учебников.

C овременная иерархия таксонов

Классификация животных

Царство - Животные

Тип - Хордовые

Класс - Млекопитающие

Отряд - Хищные

Семейство - Собачьи

Род - Волчьи

Вид - волк обыкновенный

Значение классификации

  • Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения.

Значение классификации

  • Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация животных – естественная .
  • Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними. Типы животных расположены от простых (низших) к более сложным (высшим) по всем признакам.

В чем смысл классификации живого?

  • Наведение «порядка» в многообразии живых организмов на Земле
  • Установление родственных связей, т.е. исторического происхождения организмов

Задание

Распределите в правильном порядке таксоны и запишите результат в тетрадь (разрезные карточки).

Домашнее задание

  • § 3 учебник и печатная тетрадь.

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЖИВОТНЫХ

Человек

Человек

Осушение болота

Зубр кавказский

Болотная черепаха

Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.

Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.

Стеллерова корова

Странствующий голубь

Степной тарпан

Лесной тарпан

Зебра квагга

Европейский ибис

Сумчатый волк

Сумчатый волк

Стеллерова корова

Дронт

Странствующий голубь

Зебра квагга

- примеры прямого влияния: чрезмерная охота привела к исчезновению многих видов животных. Всего за 27 лет была уничтожена стеллерова корова. К середине XVIII века исчезли крупные нелетающие голуби - дронты (массой до 20кг).

в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.

- таким образом, понимая, что исчезновения любого вида животных – невосполнимая потеря, люди стали охранять редкие виды. Так в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.

Астраханский биосферный заповедник  

- так в России, в дельте Волги, с 1919 г. Существует Астраханский заповедник по охране гнездовий редких водных и околоводных птиц.

Красная книга

Заповедники

Питомники

Сообщения:

  • вклад Аристотеля
  • Антони ван Левенгук
  • Карл Линней
  • Паллас
  • Чарльз Дарвин
  • Миддендорф
  • Семенов-Тян-Шанский Пржевальский
  • Ковалевский
  • Мечников
  • Сеченов Павлов

videouroki.net

Классификация животных и основные систематические группы

Данный материал рассматривает систематические категории животных. Рассчитан на обучающихся 7 классов по УМК Пономаревой Н.Н.

Просмотр содержимого документа «Классификация животных и основные систематические группы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП» г. Валуйки

Слюсарь Тамара Джонтьевна

Заполните схему:

На Земле существует около 2 млн. видов животных.

Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Чтобы ориентироваться в многообразии животных существует наука систематика .

Впервые система животных была

разработана в 4 веке до н.э. Аристотелем

Классификацию животных выстраивают по степени сходства организмов друг с другом. Чем более похожи друг на друга два живых организма, тем ближе они располагаются в классификации

Род белки

Белка обыкновенная

Белка краснохвостая

Белка лисья

Систематика — раздел биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения биологических таксонов , выстроенных по определенным правилам.

Таксон – единица классификации

Центральное понятие классификации это ВИД

Вид – это совокупность особей, населяющих определенную территорию, имеющих сходное строение, образ жизни, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Состоит из популяций .

Понятие «вид» в качестве единицы

классификации ввел Карл Линней

Вид состоит из популяций

Популяция это совокупность особей одного вида, длительное время обитающих в определенной части видового ареала относительно изолированно от других популяций.

Ареал место распространения данной популяции

Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.

Карл Линней

Язык систематики - латинский

Видовое название бинарное

( состоящее из двух слов)

Чайка озерная - Larus ridibundus

C овременная иерархия таксонов

Задание

Определите количество:

а) особей

б) видов

в) родов животных, указанных в списке:

  • Лисица обыкновенная 7. Ласточка деревенская
  • Медведь бурый 8. Тюлень обыкновенный
  • Ласточка береговая
  • Тюлень гренландский
  • Медведь белый
  • Сельдь атлантическая

Запомните!

  • - Карл Линней – основоположник систематики
  • В основе систематики – бинарная номенклатура – двойное название любого организма (родовое и видовое название)

kopilkaurokov.ru

ПОНЯТИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ - РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ - Учебник Биология 7 класс Костиков И. Ю.

ТЕМА 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

Изучая эту тему, вы узнаете:

✓ классификацию животных;

✓ особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных и позвоночных животных;

✓ опасности от паразитических животных, и как ее предотвратить.

§ 5. ПОНЯТИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ

Bы узнаете о том, как классифицируют животных, которые существуют, систематические группы, что такое вид по каким правилам образуются научные названия животных.

- Сколько в cвити животных?

Точно неизвестно, сколько видов животных живет сегодня на Земле. Учеными найдено и описано около 2 млн видов как сувремяних так и ископаемых животных. Однако они постоянно открывают новые виды современных животных, особенно насекомых. Кроме того, ученые-палеонтологи находят новые виды ископаемых животных.

Для того чтобы сориентироваться в этом многообразии, необходимо классифицировать животных, то есть разместить их в определенном порядке, за какими-то общими признаками.

Классифицировать можно любые вещи, имеющие общие черты. Например, вспомним ваши учебники.

Прежде всего, их можно разделить на две группы: учебники по гуманитарным наукам и естественным. Это будут группы самого высокого ранга.

До учебников по естественным наукам относят учебники по химии, физике, биологии. Это — следующий, более низкий ранг.

Наконец, учебники по биологии. Называются они одинаково, однако в определенном классе изучается отдельный раздел этой науки. Соответственно, в группу учебников я биологии входят учебники по ботанике, зоологии, биологии человека.

Таким образом мы провели классификацию школьных учебников по биологии и определили их место в общей иерархической системе школьных учебников.

То есть иерархическая система построена таким образом, что все объекты в ней подразделяются на группы, которые подчинены друг другу, то есть имеют различные ранги.

Так же построена система животных. А наука, которая определяет правила и принципы построения системы, называется систематикой.

Первую иерархическую систему живых организмов, включая животных, создал великий шведский ученый Карл Линней (1707-1778). Сходство строения организмов стала основой этой системы. Также Линней предложил названия для групп различных рангов.

За основную единицу данной системы К. Линней принял вид.

Вид — это совокупность особей живых организмов, обитающих на определенной территории (которая называется ареал вида), имеют подобное строение, образ жизни, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

Рис. 14. Положение представителей рода Лошадь в иерархической системе типа Хордовые

Понятие плодовитости потомства очень важно, так как известны многочисленные случаи, когда родные виды скрещиваются между собой. Например, люди издавна получают, потомство осла и кобылы — мулов, что имеют пенные для хозяйства качества. Однако сами мулы потомства не дают. Это означает, что ослы и лошади — разные виды.

Виды животных объединяются в роды. Так, ослы, лошади, зебры, куланы относятся к роду Лошадь.

Роды объединены в семьи. Так род Лошадь относится к семейству Коню, род Волки (вместе с родами Лисицы, Песцы, Енотовидные собаки и др.) — до семьи Псу.

Семьи объединены в ряды. Так семья Коню относится к ряду Непарнокопиті, куда еще входят семьи Носорогових и Тапірових, Семья Псу, вместе с семьями Кошачьи и Медвежі входит в отряд Хищные.

Близки между собой ряды объединяются в классы. Так, ряды Непарнокопиті, Парнокопытные, Хищные вместе с другими объединены в класс Млекопитающие.

Классы, в свою очередь, входят в состав типов. Классы Млекопитающие, Птицы, Пресмыкающиеся, Земноводные и два класса рыб имеют сходный общий план строения и объединены в тип Хордовые (рис. 14).

Надо знать, что по таким же принципам построена и система растений, только названия групп разных рангов несколько отличаются. Так у растений группу, что по рангу соответствует ряду у животных, называют порядком, а тип — отделом. Названия групп других рангов: вид, род, семейство, класс являются одинаковыми в систематике животных и растений.

Во времена Карла Линнея языком науки была латынь. Поэтому он всем систематическим группам давал латинские названия. Сохранилось это правило и сегодня.

Кроме того, Линней предложил давать видам двойные названия. Первой, с большой буквы, приводится родовое название, а потом с маленькой, видовая. Это оказалось очень удобно, потому что за двойной латинским названием животного можно сразу установить ее положение в системе. Поэтому это вошло в практику систематики и сохранилось. Такой способ формирования видовых названий называется бинарная номенклатура.

За триста лет, прошедших после выхода в свет научных трудов Карла Линнея, систематика животных достигла значительных успехов. Были описаны сотни тысяч новых видов, которые нашли свое место в системе. Изучение ископаемых останков позволило проследить появление и развитие различных групп животных. Появиться новые способы исследования, такие как электронная микроскопия, молекулярная биология, генетика. Все это позволило проводить классификацию животных и строить их систему не только по внешнему сходству, но и по действительной родством (на основе сравнения ДНК).

ВЫВОДЫ

1. Для того чтобы сориентироваться в огромном разнообразии животных, необходимо их классифицировать, то есть разместить в определенном порядке, за какими-то общими признаками.

2. Современная система животных является иерархической. Высшей систематической категорией является тип. Типы делятся на классы, классы на отряды, ряды на семьи. в состав семьи входят роды, а в состав родов — виды.

3. Вид — это совокупность особей живых организмов, обитающих на определенной территории, имеют подобное строение, образ жизни, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

4. Научное название вида состоит из двух частей. Первой, а большой буквы, приводится родовое название, а потом с маленькой, видовая. Такой способ создания видовых названий называется бинарная номенклатура.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Ареал, бинарная номенклатура, вид, иерархическая система, систематика, класс, классификация, ряд, род, семья, тип.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое вид?

2. Какие преимущества имеет бинарная номенклатура?

3. С помощью рис. 14 назовите виды животных, которые входят в рода Лошадь.

4. Что такое ареал вида?

ЗАДАЧИ

Пользуясь текстом параграфа, разместите приведенные названия в таком порядке: вид, род, семейство, отряд, класс, тип.

Псу, Волк обыкновенный, Хордовые, Волки, Хищные, Млекопитающие.

Система органов

Функции

Органы

Пищеварительная

Транспорт веществ по организму

Скелет, мышцы

Кровеносная

Газообмен

Яичники, семенники

Эндокринная

Размножение

Жабры, легкие

Нервная

Переваривания пищи, поглощения питательных веществ

Эндокринные железы

Дыхательная

Восприятие раздражений, регуляция работы организма

Мозг, нервные узлы

Опорно-двигательная

Образование гормонов, регуляция работы организма

Почки

Половая

Выведение вредных продуктов обмена

Желудок, кишечник

Выделительная

Опора и защита для внутренних органов, движение тела

Сердце, сосуды

schooled.ru

Презентация "Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных" 7 класс

Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных. Знакомство с систематикой животных, их классификацией Влияние человека на животных. Красная книга

Nomina si nescis periit et cognitio rerum

Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.

Карл Линней

Понятийный аппарат

Систематика – наука, целью которой является распределение животных по различным группам, т.е. их классификация

Таксон– единица классификации. Основная единица – ВИД

Вид – совокупность особей на определённой территории, имеющих сходное строение, сходный образ жизни, способных скрещиваться, способных давать плодовитое потомство

Популяция – совокупность особей одного вида, занимающих определённый ареал, частично или полностью изолированы длительное время от других популяций

Ареал– место распространения, территория обитания вида

Учёные, внёсшие вклад в развитие систематики живого мира
  • Аристотель
  • Теофраст
  • Карл Линней
  • Эрнст Геккель
Аристотель (384 до н. э., Стагир 322 до н. э., Халкида) Аристотель
  • изучал растения и животных;
  • создал учение о биологической целесообразности;
  • классифицировал и описал многие виды животных;
  • описал около 500 видов животных;
  • создал классификацию животных - разделил на две большие группы: животных, обладающих кровью (позвоночные), и животных без крови (беспозвоночные), далее каждую группу разбил на подгруппы по дополнительным признакам.
  • (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида)

Биография:

родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца – Никомах, врач при дворе Аминты III, царя Македонского. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен.

Труды биологического направления:

История животных / Περὶ τὰ ζὼα ἱστορίαι / Historia Animalium

О частях животных / Περὶ ζῴων μορίων / De Partibus Animalium

О движении животных / Περὶ ζῴων κινήσεως / De Motu Animalium

О разделении животных / Περὶ ζῴων πορείας / De Incessu Animalium

О возникновении животных / Περὶ ζῴων γενέσεως / De Generatione Animalium

О душе / Περὶ ψυχῆς / De Anima

Теофраст (ок. 370 до н. э., Эрес, Лесбос ок. 287 до н. э., Афины) Теофраст, или Феофраст или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios)
  • (ок. 370 до н. э., Эрес, Лесбос – ок. 287 до н. э., Афины)
  • ввёл термин «ботаника» βοτάνη;
  • описал около 500 растений;
  • создал основу изучения классификации и физиологии растений;
  • основатель ботаники и географии растений.

Биография:

Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. – преемником на посту главы школы перипатетиков. По многосторонности научных интересов Теофраст уступал только Аристотелю.

Труды биологического направления:

История растений / Περὶ φυτῶν ἱστορίας / Historia plantarum

Причины растений / Περὶ φυτῶν αἰτιῶν / De causis plantarum

Карл Линней (23.05.1707, Росхульт 10.01.1778, Упсала) Карл Линней
  • (23.05.1707, Росхульт – 10.1.1778, Упсала)
  • классифицировал органический мир - каждое животное и растение получило два латинских названия: первое обозначало род, второе – вид.
  • определил все известные в то время растения и всех животных;
  • описал 1260 родов и 7540 видов растений;
  • разделил растения на 24 класса;
  • ввёл категории живых организмов - классы, отряды, роды, виды, разновидности.

Биография.

Родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт (sv) провинции Смоланд. Его отец — Нилс Ингемарссон Линнеус (швед. Nicolaus (Nils) Ingemarsson Linnæus, 1674—1748), сельский священник; мать — Христина Линней (Бродерсония) (швед. Christina Linnæa (Brodersonia), 1688—1733), дочь сельского священника.

В 1727 году был зачислен в Лундский университет. В августе 1728 года перевёлся в Уппсальский университет. 12 мая 1732 года Линней отправился в путешествие в Лапландию, и далее соверал путешествия, в которых собирал различный материал для своих исследований. В 1739 году Линней принял участие в образовании Королевской академии наук и стал её председателем.

Труды биологического направления:.

Философия ботаники / Philosophia botanica (учебник ботаники).

Виды растений / Species plantarum (принята за исходный пункт ботанической номенклатуры.)

Система природы / Systema naturae (принята за исходный пункт зоологической номенклатуры.)

Эрнст Геккель (16.02.1834, Потсдам 09.08.1919, Йена) Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель Ernst Heinrich Philipp August Haeckel
  • (16 февраля 1834, Потсдам – 9 августа 1919, Йена)
  • разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гаструлы) (1866), сформулировал биогенетический закон;
  • сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогении животных;
  • представил генеалогию растительного царства, начиная от самых простейших форм, протистов, до сростнолепестных, считаемых за самые развитые и совершенные формы;
  • отец современного учения экологии.

Биография.

С 1852 изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах. В 1857 получил диплом врача. С 1861 приват-доцент, в 1865—1909 — профессор Йенского университета.

Труды биологического направления:

Общая морфология организмов / Generelle Morphologie der Organismen

Естественная история миротворения / Natürliche Schöpfungsgeschichte

Антропогения, или История развития человека / Anthropogenie, или Entwickelungsgeschichte des Menschen

Систематическую филогению / Systematische Philogenie

Основные систематические группы царства Животные (современная иерархия таксонов)

Вид

Род

Семейство

Отряд

Класс

Тип

Царство

Животные

Беспозвоночные

Моллюски

Насекомые

Перепончатокрылые

Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы

Медоносные пчёлы

Медоносная пчела (Apis mellifera )

Позвоночные

Рептилии

Птицы

Влияние человека на животных Как человек воздействует на животных

Человек

Осушение болота

Болотная черепаха

Человек

Зубр кавказский

Вымершие животные

Стеллерова корова

Странствующий голубь

Степной тарпан

Лесной тарпан

Зебра квагга

Европейский ибис

Сумчатый волк

Меры защиты животных

Красная книга

Заповедники

Питомники

Задание на дом

§3

работа с терминами,

отв. на вопр. 1-4 на с. 20,

разобрать схему на стр. 18.

Раб. тетр.: §3, №№3-5

uchitelya.com

Урок 7. Классификация животных | Поурочные планы по биологии 7-8 класс

Урок 7. Классификация животных

08.01.2015 6558 935

Цели урока: продолжить формирование представления о виде как система­тической категории, показать принципы классификации животных, на осно­ве чего сформировать умения определять место животного в системе органического мира.

Оборудование: таблица «Систематические категории в зоологии», набор магнитных карточек «Классификация растений и животных» (или самодель­ные карточки с названием систематических категорий) в качестве динамичес­кой модели, животные уголка живой природы (хомячки сирийские и джунгарские, мыши, свинки).

С понятиями, терминами темы «классификация», «систематика», «вид», «систематические категории» учащиеся знакомились в курсе бота­ники в 7 классе. Поэтому работу по теме лучше начать с актуализации опорных знаний с логическим переходом на вопросы новой темы.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.                 Проверка усвоения материала прошлого урока

Вариант I: выполнить все задания (кроме задания 7) тематической карты урока-конференции (см. урок 6).

Вариант II: разгадать кроссворд «Охрана животных» (см. Приложение).

Тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит по­лушепотом, вто время, как класс занят другим делом). Беседа осуществляется по вопросу 7 тематической карты. Лучший ответ можно прослушать всем классом.

III.               Актуализация опорных знаний

О Узнать по описанию, что за слово написано на доске (слово закрыто листом). Можно использовать как соревновательный момент — кто первый?

•                  это наука;

•                  это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и много­численные гипотезы;

•                  наука, которая всю свою историю находится в непрерывном станов­лении;

•                  это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениям;

•                  объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;

•                  с ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими назва­ниями;

•                  результат ее поиска — это сложнейшие таблицы классификации и многотомные определители;

•                  предмет исследования — разнообразие живых организмов;

•                  она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире.

Да, эта наука — систематика. (Характеристика науки зачитывается пол­ностью, даже если учащиеся узнали слово заранее, не доходя до последнего пункта описания). Учащиеся с помощью учителя вспоминают определение систематики.

Систематика — это наука о многообразии живых организмов, занимаю­щаяся распределением их в разные группы по степени их родства (родства в строении и происхождении). А распределение живых организмов по груп­пам есть классификация. Таким образом, систематика — наука, которая классифицирует живое.

В ходе беседы с учащимися следует вспомнить следующие моменты:

1.                Карл Линней — основоположник систематики.

2.                Описал большое количество растений и животных и дал им научное название.

3.                Линней предложил для каждого из живых организмов «фамилию» и «имя», отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно обозначает род, другое — вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.(Здесь учащиеся приводят примеры из ботаники: ландыш майский, василек синий, го­рох посевной).

4.                Впервые построил из хаоса стройное здание, в котором все известные в XVIII веке растения и животные заняли свои места. То есть Карл Лин­ней предложил научную классификацию живых организмов. Правда, классификация эта была искусственной, так как ученый ничего не знал о сложной системе родства и даже не подозревал, какую сложную и за­путанную историю имеет животный и растительный мир планеты.

5.                Предложил свое определение вида. Карл Линней считал, что вид — это совокупность особей, похожих между собой, беспрепятственно скре­щивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и не имею­щих переходов к другим (сходным) видам, занимающих определенную территорию — ареал (приводим пример с комнатными растениями).

6.                К. Линней предложил объединять сходные виды в более крупные груп­пы — роды, роды — в отряды, отряды — в классы.

—              Определите количество особей, видов и родов животных, указанных в списке (задание на доске или в тематической карте).

1.                   Лисица обыкновенная.   6. Медведь белый

2.                   Медведь бурый                7. Тюлень обыкновенный

3.                   Ласточка береговая          8. Сельдь атлантическая

4.                   Тюлень гренландский     9. Ласточка деревенская

5.                   Лисица обыкновенная 10. Медведь бурый

Ответ: особей — 10; видов — 8; родов — 5

IV.Изучение нового материала

Возникает вопрос: как обстоит дело с наиболее старым разделом зооло­гии — с систематикой животных? Продолжаются ли и в наше время научные исследования в этой области, или она уже выполнила свою задачу, зарегист­рировав, описав и распределив по степени родства все существующее многообразие животного мира?

Приходится признать, что и через два века после того как Линней заложил ее основы, систематика еще далека от того, чтобы считать свою работу завер­шенной и спокойно отойти в сторону. Исследования в области систематики продолжаются и теперь, и идут в различных направлениях. Пользуясь всем многообразием современных методов исследования, систематика стремится наиболее полно отразить основные пути, по которым шло историческое разви­тие мира животных (совершенствует общую систему животного мира в его крупных подразделениях). Рис. 341, стр. 234 — схема развития животного мира.

В области систематики отдельных групп и по настоящее время продолжает­ся работа по выявлению, описанию и изучению новых для науки видов живот­ных, которые оставались неизвестными прежним исследователям. Естественно, что большую часть таких новинок дает изучение морских глубин и дебрей, тропических лесов. Число новых для науки видов ежегодно растет и в фауне давно исследованных стран, в том числе и на территории России. Много новых видов обнаруживается среди мелких и невзрачных существ и различных групп беспозвоночных, которые либо не попадались на глаза прежде, либо сме­шивались под одним названием со своими родичами.

—           Какие систематические категории используются в зоологии?

Вспомним систему растительного царства (работа с магнитными карточ­ками или просто на доске). Рассмотрим пример:

Царство                    Растения

Отдел Цветковые

Класс  Двудольные

Семейство Сложноцветные Рол   Василек

Вид     Василек синий

Успехи в зоологии привели к тому, что систематических групп стало недос­тавать для классификации животных, (видов животных известно более чем в 3 раза больше, чем видов растений).

О Написать систематические категории, используемые в зоологии по рис. 31 стр. 23 и выделить систематические категории, которые ученые стали вводить в классификацию животных.

Работа по таблице «Систематические категории в зоологии».

На примере крысы серой и крысы черной рассмотрите видовые признаки животных, определите их место в системе органического мира.

Если таблицы в школе нет, то точно такую же работу можно провести по схеме, подготовленной к уроку самостоятельно или рассмотреть пример с зай- цем-русаком, зайцем-беляком, зайцем-толаем, приведенный на рис. 30, стр. 23.

Вариант I

Видовые признаки крысы серой, или пасюка.

Хвост короче туловища, ухо, если его пригнуть вперед, не достигает глаза, буровато-серая окраска верхней стороны довольно резко отделяется от бело­ватого брюха, размножается круглый год, питается в основном животным кормом (хищнические наклонности связаны с особенностями строения ки­шечника), широкое распространение на территории нашей страны, обитает на полях, в хозяйственных постройках.

Видовые признаки крысы черной.

Хвост всегда длиннее туловища, ухо, пригнутое к морде, достигает глаза, окраска спины темноватая, постепенно светлеющая к брюшной стороне, раз­множается 2—3 раза в год, обитает в селах, лесу, питается растительными кормами.

& Рассмотренные крысы относятся к разным видам, которые характери­зуются определенными признаками.

& Вид — это группа сходных по строению, образу жизни и распростране­нию особей, способных скрещиваться между собой и давать плодови­тое потомство.

Черты сходства серой и черной крыс: образ жизни, ночная активность, об­щее сходство внешнего облика и размеров.

На основании общих признаков эти виды объединяются в более крупную группу — род Крысы.

Помимо рассмотренных видов крыс, в природе встречаются животные многих других видов, например, домовая мышь. Она менее похожа на крыс, поэтому ее относят к другому роду — роду Мыши. Белку обыкновенную от­носят к роду Белки и семейству Беличьи. А род Крысы и род Мыши на осно­вании общих признаков (роговые чешуйки на хвосте, ночная активность, раннее половое созревание, очень большая плодовитость и т.д.) объединяют в семейство Мышиные. Семейства мышиных и беличьих входят в отряд гры­зунов по сходным признакам. (К мышиным относятся и мыши белые (до­машние). Их можно показать для знакомства с признаками семейства мышйных). Свинка морская, хомячок, как крысы и мыши, также принадле­жат к отряду грызунов. На их примерах можно увидеть яркие черты грызу­нов. Сходные отряды на основании общих черт их представителей объединяются в классы.

Так, отряды грызунов и отряд хищных относят к классу млекопитающих, поскольку представители этих отрядов, несмотря на многочисленные разли­чия, имеют важные общие признаки: волосяной покров, живорождение, вскармливание детенышей молоком. Сходные классы, в свою очередь, объе­диняют в наиболее общие группы — типы. Например, млекопитающие, пти­цы, рыбы на основе сходства строения принадлежат к типу хордовых.

О Определите место крысы серой и крысы черной в системе органическо­го мира.

Таким образом, мы еще раз убедились в том, что и растения и животные имеют свое определенное место во всей системе органического (живого) мира. Система эта помогает нам ориентироваться во всем многообразии жи­вых организмов. Точно знать, с кем или с чем имеют дело, кроме школьников, важно знать и хозяйственникам, и врачам, и работникам санитарной службы, да и вообще всем, кто так или иначе.сталкивается с «братьями нашими мень­шими». Ошибки, когда совершенно безвредная тварь принимается за похоже­го на нее врага человеческого рода, иногда непоправимы. Систематика и призвана помочь им их избежать.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта