Проект лекарственные растения в детском саду. Детский экологический проект «Таинственный мир лекарственных трав» (средняя группа) Подготовила: воспитатель

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Детский экологический проект Лекарственные растения. Проект лекарственные растения в детском саду


Детский экологический проект Лекарственные растения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан:

педагогом Глушко Е.Ф.

ст.Староминская

2012 г

Введение:

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Содержание проекта:

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное — Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением — чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп — листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы ,листья

Мать — и — мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» — рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.  

- «Одуванчик» — объёмная аппликация.Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» — рисование.Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7.Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1.Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Кол — во

детей

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

25

24%

24%

30%

48%

10%

50%

35%

Конец года

25

88%

76%

87%

96%

80%

100%

85%

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006

Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.

sundekor.ru

Детский экологический проект «Таинственный мир лекарственных трав» (средняя группа) Подготовила: воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47»

636036, Россия, Томская обл.,

г. Северск, ул. Калинина, 28

ДЕТСКИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Таинственный мир лекарственных трав»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель

Рожкова Галина Ивановна

ЗАТО Северск 2011г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Таинственный мир лекарственных трав»

Тип проекта: подражательско-исполнительский

Вид: групповой

Форма проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)

Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.

Возраст детей: 4 -5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.

Задачи проекта:

1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ, способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды, открывая для него новые растения.

2. В процессе познавательно-исследовательской деятельности раз­вивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследо­вательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

3. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.

4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

5. Привлечение родителей к реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей знаний о лекарственных травах;
  • обучение детей постановке и решению экологических задач;
  • проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
  • побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий составленный совместно с родителями.

1. Название проекта: «Таинственный мир лекарственных трав».2. Тематическое поле: растения.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)

3. Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.

4. Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.

5. Задачи проекта:

1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ, способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды, открывая для него новые растения.

2. В процессе познавательно-исследовательской деятельности раз­вивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследо­вательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

3. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.

4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

5. Привлечение родителей к реализации проекта.

6. Проблема, сформированная детьми и воспитателем: мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях, о их пользе для сохранения здоровья человека.

7.1 Цель проекта для дошкольников 7.2 Цель работы над проектом для воспитателя
Познакомить с лекарственными растениями, какие из них растут в данной местности. Открыть лесную аптеку в группе. Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний
8.1. Задачи работы над проектом для дошкольников: 8.2. Задачи работы над проектом для воспитателя:
1.Узнать:а) что такое лекарственные растения;б) где и как их можно использовать;в) место их произрастания;г) простейшие профилактическиерецепты. 1. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.
2. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о лекарственных растениях 2. Развитие готовности детей к социальному взаимодействию
3.Собрать гербарий лекарственных растений. 3.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
4 Создание лекарственной клумбы. 4. Создание условий для творческого самовыражения воспитанников
5. Совместно с родителями изготовить мини альбомы «Лекарство в нашем доме» - загадки, стихи, рассказы собственного сочинения. 5. Помочь воспитанникам найти себе «зеленых друзей» среди комнатных растений.
6. Сбор лекарственных растений для витаминного чая; профилактики заболеваний горла (полоскание). 6. Побуждать эффективному взаимодействию в коллективной работе.
7. Выставка ароматизированных подушечек. 7. Развитие творческого самовыражения.
9.1 Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта: 9.2.0писание результата работы детей над проектом, полученного воспитателем:
1. Создание альбомов « Лекарство в нашем доме» (стихи, загадки, рецепты, рисунки, рассказы). 1. Сформированные умения детей
2.Собранный гербарий лекарственных растений. 2.Положительные взаимоотношения в группе
3. Клумба с лекарственными растениями (календула) 3.Система экологических знаний и умений
4.Проведение совместно с родителями творческого вечера с демонстрацией стихов, загадок, рассказов, собственного сочинения; рисунков; обмен рецептами; витаминное чаепитие. 4. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
5. Проведение профилактических мероприятий (полоскание горла календулой). 5. Укрепление здоровья детей.
10. Тип проекта: подражательско-исполнительский

11. Образовательные области, содержание которых включено в проект:

12 .1 Основной раздел программы:

Раздел Тема
Экологическое воспитание Ребенок в мире природы, художественной литературы, эстетического восприятия
12.2 Другие разделы:
Раздел Тема
Умственное воспитание Познавательная, исследовательская деятельность.
Эстетическое восприятие Приобщить детей к прекрасному, миру природы.
Трудовое воспитание Хозяйственно - бытовой труд, ручной труд, труд в природе
Художественная литература Рецепты народных целителей, заметки медицинских работников, произведения поэтов и писателей России
Физическое воспитание Укрепление и оздоровление детского организма.
Музыкальное воспитание Музыкально - игровое творчество
13. Участники проекта: дети, педагоги, родители

14. Возраст детей: 4 -5 лет.

15. Количество дошкольников, участвующих в проекте - 18 человек

16. Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Этап Содержание деятельности детей на различных этапах проекта  Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта
Поисковый этап *Совместный поиск и постановка проблемы и цели*Определение продуктов проектирования*Определение названия проекта.
Аналитический этап * Совместный анализ имеющейся информации по теме проекта,* Определение того, что еще не известно.* Сбор и изучение недостающей информации.* Совместное планирование предстоящих действий.
Практический этап * Изучение информации о лекарственных растениях *'Участие в занятиях, беседах, экскурсиях, досугах.* Создание альбомов «Лекарство в нашем доме»* Сбор гербария лекарственных растений* Сбор семян.*Создание клумбы с лекарственными растениями.*Создание условий для изучения детьми нужной информации,*0казание помощи детям в случае необходимости,*Организовать экскурсии в парк, лесную зону, растений.*Проведение тематического занятия «Растения в жизни людей»*Наблюдение за деятельностью.* Консультирование. *Создание условий для изучения детьми нужной информации,*0казание помощи детям в случае необходимости,*Организовать экскурсии в парк, лесную зону, растений.*Проведение тематического занятия «Растения в жизни людей»*Наблюдение за деятельностью.* Консультирование.
Презентационный этап * Совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов; * Презентация проекта.
Контрольный этап *Совместное обсуждение полученных результатов.* Совместная оценка качества полученного продукта и действий детей в ходе реализации проекта.
17. 0рганизационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы Кол-во часов
1 .Групповое обсуждение
2. Самостоятельная деятельность
3. Консультация с воспитателем
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
5. Чтение художественной литературы
6. Тематическое занятие «Растения в жизни людей»
7. Экскурсии в парк
8. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций олекарственных растениях
9. Организация, совместно с родителями, выставки « Ароматизированные подушечки»
18. Форма проведения презентации: стихотворно-творческая.

19. Критерии оценки выполнения проекта:1. Интерес детей и родителей2. Отклик родителей на предлагаемые домашние задания.3. Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели.4. Умение детей отбирать необходимую информацию и использовать её в своей деятельности.5. Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.

20. Ожидаемый результат:

  • формирование у детей знаний о лекарственных травах;
  • обучение детей постановке и решению экологических задач;
  • проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
  • побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
21. Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий составленный совместно с родителями, презентация.

Приложение №1

Письма–обращения к лекарственным растениям составленные совместно родителями и детьми.

«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».

«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет».

«Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».

«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».

«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».

Приложение №2

Именная книга.

С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.Подорожник, заросли тимьяна, Щедрая, прекрасная земля, Словно лекарь нам врачует раны!

Подорожник.

План-конспект беседы “Подорожник”

Задачи:

Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства, местах, где произрастают растения, с особенностями его внешнего вида и строения;

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия

Лесовичок: Ребята, так сегодня спешил к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дорогиДружно топчут наши ноги.Вот козлёнок пробежал,На ходу листок сорвал.Таня бросила мячом, А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
Загадки о подорожнике
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,Ему все нипочем.
  • У дороги вырос лекарь,Вдоль тропинки луговой;Он для нас с тобой аптекарь.Догадайся, кто такой?
• Тонкий стебель у дорожки,На конце его – сережки,На земле лежат листки –Маленькие лопушки.Нам он – как хороший другЛечит раны ног и рук.(Подорожник)

• Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Зверобой

План-конспект беседы “Зверобой”

Задачи:

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает.

Вызвать интерес к познавательной беседе.

Ход занятия

Лесовичок: Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляетУзкой, ярко-жёлтой полосой.Сердце мое радует, пленяет,Он своею солнечной красой.Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.Выйду на дорогу полевую,В воздухе разлит душистый зной.Замечтаюсь, наклонюсь, сорву яЗверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей). Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой,Значит лето в зените.Тают в дали голубойТучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Лесовичок угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.Золотист, красив на вид,Для коров – ядовит (зверобой).

Мята

Мята - название происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде, возлюбленной бога подземного царства Гадеса. Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту.

Описание.

Мята перечная - это многолетнее растение. Стебель у мяты перечной высотой около одного метра, цветки розово-красные, листочки яйцевидной удлинённой формы с зубчиками по краям, а корень горизонтальный и деревянистый. Цветение у этого растения начинается с июня месяца и по сентябрь.

Больше всего в мяте перечной ценится стебель и листочки, которые собирать нужно до цветения.

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в косметике — мята японская и мята перечная ;в фитотерапии и ароматерапии — мята перечная, мята водяная ,мята болотная ;в фармакологии — преимущественно мята перечная.

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса 

Какие части растения используются в медицине?

Применяются только листья мяты перечной, их начинают собирать когда цветы набирают бутон и в начале цветения растения. После сбора листья сушат. 

Ромашка

Название "ромашка" - исконно русское, возникшее в результате словесных метаморфоз. В лечебнике XVI века упоминается пупавка римская, которая потом превратилась в романову траву, затем в роману, а позже - в ромашку. На языке цветов это означает: "милая простота".

Существует много видов ромашки: обыкновенная, аптечная, римская, персидская, немецкая, кавказская, и растут они повсюду - на лугах, в степях, даже в пустыне.

В медицине ценится ромашка, которую не зря назвали аптечной, - неприметное растение обладает прекрасными лечебными свойствами. Ромашка оказывает ярко выраженное противовоспалительное действие. Поэтому ее полезно использовать при любых простудных явлениях.

Описание

Ромашка похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки. Растет она в лесу и на лужайке. Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени. Ромашка - лекарственное растение, лечит людей от болезней. Поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить погибать на землю. Тогда пользы от нее не будет и она погибнет.

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке
  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
  • Шел я лугом, по тропинке,Видел солнце на травинке. Но совсем не горячиСолнца жгучие лучи.
  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику
На верхушке стебелька — Солнышко и облака. Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка.И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —Белая рубашка,Сердечко золотое,Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,Ромашки выходят гулять на полянах.У каждой ромашки расшита рубашка.С зеленым листочком-платочком в кармашке.

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. С.П. Красиков

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный, род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся  ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков

Строение одуванчика

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде: На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Описание.

Одуванчик представляет собой лекарственное растение, которое обладает корнем с многочисленными разветвлениями. Листья этого растения голые, сросшиеся в розетку, которая расположена прямо перед корнем. Цветы этого растения обладают ярко-желтым окрасом. Во всех частях этого лекарственного растения имеется млечный сок белого цвета. Цветение этого растения происходит в мае, его плодами являются семена, которые можно наблюдать, начиная с первого месяца лета.На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине.

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистымБелею в поле чистом.А дунет ветерок — Остался стебелек.
  • Над лугом парашютики Качаются на прутике.
  • Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять.
* * *

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Я иду по цветущему лугу,Высыхает на листьях роса.Ветер травы качает упругоИ мне чудятся их голоса.Они шепчут: “Не рви нас, не надо,Наши гибкие стебли не мни.Мы для глаз и для сердца – отрада,Украшенье родимой земли.До свиданья, друзья, до новых встреч.

Ландыш.

Гуляя в лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша, даже небольшие полянки, заросшие ими. А их прекрасных, белоснежных, ароматных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде.

Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение уже утрачивает эту способность. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Их привлекает пыльца и сильный аромат. Плод ландыша — круглая оранжево-красная ягода.

Какие части растения используются в медицине?

Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Это растение используют и парфюмеры — ведь аромат ландыша незабываем.

Ландыш как декоративное растение выращивают еще издавна. Садоводы вывели новые сорта ландыша. На цветоносе их больше чем обычно и цветки крупнее, чем у лесных ландышей. Есть также сорта с розовыми махровыми цветками и даже с пестрыми листьями.

Ландыш может быть как чудесным лекарем, так и  виновником недуга. Препараты ландыша применяются как успокаивающее при неврозах. Поскольку ядовитостью растение обладает нешуточной (отравления у людей, случайно выпивших воду, где стояли ландыши), в народной медицине практически не применяется. Особенной токсичностью отличаются красные сочные ягоды.

Загадки

Даже ночью муравьишкаНе пропустит свой домишко:Путь-дорожку до зариОсвещают фонари.

Ответ: Ландыш

Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят.

Ответ: Ландыш

Белые звоночкиУ меня в садочке,На зеленом стебелькеПрячутся в тенёчке.

Ответ: Ландыш

Этот цветок распускается в мае, Белые бусинки он одевает.

Ответ: Ландыш

Травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

Фото приложение №3

Команда юных экологов.

Приложение №4

Правила сбора лекарственных растений

1. Нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

3. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

4. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу

Используемая литература

1. Интернет: http://www.tiensmed.ru/news/oduvanchik-wkti/

2. Красная Книга.

3. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

5-bal.ru

Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат" - «Дошколенок.ру»

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема. Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в  целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период  2016 года в течении двух  месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта:  сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

 1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7.  Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта).

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта  провела  диагностическую беседу с детьми и анкетирование с  родителями.  План реализации проекта  представлен в виде таблицы- матрицы. ( план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня.   «А я вижу  подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало,  и эта проблема  послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр  мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет  мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных.   После просмотра дети  поняли, что в природе нас окружают растения,  которые не только  радуют  своей красотой,  но и  помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые   в  опасных для здоровья ситуациях  приходят  на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой.  Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести  следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву.  Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая",  Н. Павловой "Загадки цветов",  А. Плешакова "Зеленые страницы",  Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой»,  К. Паустовский «Заботливый цветок».

 Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

  Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли  участие и дети и родители. Каждый  ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в  мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На  прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети  предложили придумать  плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили  гостей- друзей  из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход  в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами.   Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

 С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая  работу  с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети  использовали лечение разными отварами, легко узнавали  и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой.  Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми,  появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие  и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы  приготовления отваров, настоек для  оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

 Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом  мы  достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас.  Экспериментальная   деятельность, в которой участвовали   дети была  направлена на развитие  воображения, мышления.  В ходе всего проекта дети проявляли  любознательность, были  наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их  значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали  их по внешнему виду, и также  Путем исследования дети  познакомились  со свойствами лекарственных растений и их лечебными  качествами.

У детей  сформировалось  бережное отношение к природе.

 Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

  Из наблюдений за играми детей , можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

blog.dohcolonoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта