Центры происхождения и многообразия культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений ( по Н. И. Вавилову )

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений


Центры многообразия и происхождения культурных растений

Успех работы селекционеров всегда зависит от исходного мате­риала. При этом значительную роль в этой работе выполняют дикорастущие виды растений. Использование их осуществлялось давно, но лишь с Н. И. Ва­вилов обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорас­тущей флоры для выявления её генетического богатства. Учёный установил, что, хотя размеры и продуктивность культурных растений намного выше, чем у родственных диких видов, их генофонд (совокупность генов всех особей по­пуляции) намного беднее, чем генофонд исходного дикого вида.

Н. И. Вавилов настаивал на необходимости тщательного изучения на­следственных качеств диких видов, что очень важно для выявления устойчи­вости растений к неблагоприятным условиям (погодным, почвенным, биоти­ческим и пр.), чтобы использовать их в селекции культурных форм.

Для изучения многообразия флоры культурных растений Н. И. Вавилов посетил множество стран. Отовсюду из экспедиций он привозил образцы семян различных культур. Семена культурных и дикорастущих растений, собранные им в центрах их исторического происхождения, составили большую коллекцию видов и сортов, представляющую собой уникальный богатейший генофонд растений для новых се­лекционных работ. Эта коллекция и в настоящее время сохраняется и поддержи­вается сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) имени Н. И. Вавилова в Санкт-Петербурге.

Большие ботанико-географические исследования, участие в экспедици­ях, собрание и изучение огромного коллекционного материала в единстве с историей земледелия на планете дали возможность Н. И. Вавилову сделать важные теоретические обобщения о центрах многообразия и происхожде­ния культурных растений. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Вавилов установил семь основных центров происхождения культур­ных растений. Большинство центров происхождения культурных форм ра­стений совпадает с древними очагами земледелия, причём размещаются они преимущественно в горных районах. Обозначенные регионы Вавилов назвал первичными центрами происхождения — то есть центрами, где на­ходится родина культурных растений и их диких предков. Учёный отметил, что наряду с первичными центрами происхождения есть вторичные цен­тры — это районы возникновения новых форм культурных растений, но уже не от диких предков, а от предшествующих культурных форм, сосредоточенных в каком-то ином географическом месте, иногда очень далёком от первичного центра.

Очень многие культурные растения выращиваются в настоящее время в новых для них местах. Это произошло главным образом благодаря человеку, который своими миграциями, торговлей, мореплаванием, экономическими и политическими связями способствовал многочисленному и многократному перемещению растений в другие районы земного шара.

doklad-referat.ru

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Контрольно – оценочный

1. Контрольный срез. Самостоятельная дифференцированная работа. Слайды 3,4,5

Цель: контроль знаний по теме «Закономерности изменчивости»

1) Терминологический диктант (карточки)

Повторяют изученный материал, самостоятельно выбирают задания и итоговую оценку

1 вариант

Изменчивость –

Модификационная

изменчивость –

Мутация –

Доминантная мутация –

Генеративная мутация –

Генная мутация –

2 вариантНаследственная изменчивость –

Рецессивная мутация –

Соматическая мутация –

Полиплоидия –

Хромосомная мутация –

Норма реакции –

1. Мотивационно – целевой этап

1. Активизация имеющихся знаний2. Демонстрация продуктов

Цель: Раскрыть значение надписей на упаковке продуктов. Убедить покупать только качественные продукты

3. Проблемная ситуация. Слайд 6

Цель: показать, что здоровье человека зависит и от употребления в пищу натуральных продуктов

4. Знакомство с темой урока. Слайд 2

5. Постановка учебных задач

Введение в новую тему «Селекция растений и животных».

Что такое селекция? (Наука о создании и совершенствовании пород животных и сортов растений). Селекционеры?

О чем говорит надпись на продуктах «Не содержит ГМК»? Что означает ГМО? Можете привести какие – нибудь примеры таких организмов?

Отрывок из газетной статьи («Природа Алтая» №1,2, 2010 год). «В США был выведен морозоустойчивый помидор. В его ДНК добавлен ген североамериканской морской камбалы. Овощ не портится снаружи, но гниет изнутри…».

Продукты organic (в Англии), eko (Голландии), bio (в Германии и Франции) – это натуральные, экологические чистые продукты питания, с естественным сроком хранения, полностью исключающие использование генно-модифицированных компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, улучшителей вкуса и иных добавок искусственного происхождения. Урожайность таких культур на 20 – 30 % ниже, чем у традиционных. Стоят такие продукты в 2-3 дороже обычных.

Где взять новые гены для получения нового сорта и при этом не навредить здоровью человека?

Вывод: в природе

Генофонд существующих пород животных и сортов растений, беднее по сравнению с генофондом исходных диких видов.

Тема урока поможет найти пути решения данной проблемы.

Что на уроке вы хотели бы еще узнать? Какие задачи вы сегодня поставите?

Отвечают на поставленные вопросы, исправляют и дополняют ответы товарищей

Слушают учителя, задают вопросы, рассматривают надписи на продуктах питания, узнают больше о значении информации на упаковках

Работают над поставленной проблемой, высказывают свою точку зрения, слушают и анализируют ответы товарищейЗаписывают тему урока в тетрадь.

Ставят задачи урока, оценивают значение материала лично для себя

2. Организационно – деятельный этап

1. Н. И. Вавилов – основатель советской селекции

(Самостоятельная работа с мультимедийными ресурсами подготовленной презентации)

Слайд 7,8

Цель: знакомство с деятельностью великого ученого

2. Коллекция ученого в годы войны (Сам-но по учебнику, стр 206)

Цель: воспитание патриотизма на примере подвига хранителей коллекции

Фронтальная беседа по итогам самостоятельной работы Слайд 9

3. Значение коллекции в наше время

4. Центры происхождения культурных растений

Цель: Выяснить место происхождения различных культурных растений

Групповая работа с 10 и 11 слайдами презентации.

5. Беседа по итогам самостоятельной работы. Слайд 12

Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова, яркого ученого с трагической судьбой. Обратить внимание на следующие этапы в жизни Вавилова

  1. Годы жизни Н.И.Вавилова (1887 -1943)
  2. Учеба и стажировка
  3. География путешествий (1916 – Иран, Памир. 20 – 30 годы Афганистан, Япония, Китай, Америка, Африка, Средиземноморье. После 1933 года – регионы СССР)
  4. Идея «переписи всех культурных растений»
  5. Теория центров происхождения культурных растений (год 1926)
  6. Последняя экспедиция (1940 год, Западная Украина, обвинение в шпионаже, арест, приговор к расстрелу)
Гражданский подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде.

Почему так важно было сохранить эти семена?

В каком состоянии находится коллекция в настоящее время?

Гордость страны – 320 тыс. образцов, относящихся к более 1000 видов растений. Есть семена исчезнувших растений!

Для чего нужна коллекция семян?

Изучите при помощи электронной карты центры происхождения основных овощных культур

  1. Сколько основных центров происхождения растений выделено?
  2. Почему большинство центров совпадает с древнейшими цивилизациями человечества? (Показать карту)
  3. Где растут предки пшеницы и ржи?
  4. Откуда к нам пришли картофель, огурец, капуста, томат?

Самостоятельно работают с биографией, выбирают нужную информацию

Работают с учебником, сопереживают подвигу сотрудников института, отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой, записывают важную для себя информацию в тетрадь

Ведут диалог, быстро реагируют на ситуацию, дополняют и исправляют ответы товарищей

netnado.ru

Центры происхождения и многообразия культурных растений ( по Н. И. Вавилову )

ТОП 10:

Название центра Географическое положение Родина культурных растений
Восточно-азиатский (китайский ) Южно-азиатский тропический ( индийский) Юго- Западно- Азиатский ( переднеазиатский )   Средиземноморский     Абиссинский Центральноамериканский   Южноамериканский ( андийский ) Среднеазиатский Китай , Япония , Корея , Тайвань . Индия , Индокитай , Южный Китай , о-ва Юго-Восточной Азии Малая Азия , Юго-Западная Аравия   Страны по берегам Средиземного моря   Абиссинское нагорье Африки   Центральная и Южная Америка   Южная Америка вдоль западного побережья Таджикистан , Узбекистан , Афганистан , Западный Тянь-Шань Соя , просо , гречиха , слива , вишня , редька ( 20% культурных растений ) Рис , сахарный тростник , огурец ,баклажан цитрусовые ( 50% культурных растений ) Пшеница , рожь , бобовые культуры , лён конопля , репа , морковь , чеснок , виноград , груша и др. ( 14% культурных растений ) Капуста , сахарная свёкла , клевер , чечевица , маслины , кормовые травы ( 11% культурных растений ) Твёрдая пшеница , кофе , ячмень , сорго , бананы Кукуруза , хлопчатник , какао , тыква табак , томаты , подсолнечник батат , гевея , перец Картофель , ананас , хинное дерево , кокаиновый куст Гексаплоидная пшеница , горох , чечевица люцерна , репчатый лук , абрикос , инжир гранат , миндаль

· После ряда уточнений в настоящее время насчитывают 12 первичных центров происхождения культурных растений ( П. М. Жуковский в 1970 году установил ещё 4 центра: австралийский , европейско-сибирский , североамериканский , африканский )

· В центрах происхождения сортовое многообразие соответствующих культурных растений максимальное , что объясняется оптимальностью абиотических факторов агротехники и продолжительностью искусственного отбора в данном районе

· Н. И. Вавиловым и его экспедиции собрали самую крупную в мире коллекцию семян растений , насчитывающую в настоящее время более 320 тыс. семенных образцов , относящихся к 1041 виду растений ( из этого мирового генофонда выделяются генетические источники хозяйственно ценных признаков – основу создания новых сортов растений )

· Важнейшим вкладом в теорию селекции служит сформулированный Н. И. Вавиловым закон гомологических рядов наследственной изменчивости : « Виды и роды , генетически близкие , характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью , что , зная ряд форм в пределах одного вида , можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родов и видов »

· Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания совпадают , в основном , с центрами происхождения культурных растений , поскольку эти районы Земли являются древнейшими очагами первичного земледелия и скотоводства , т. е. местами древних цивилизаций

- в Индийском центре первыми из домашних животных были одомашнены собака ( волк ) , свинья ( кабан ) , куры ( дикие банкивские куры ) , гуси ( серый гусь ) , утки ( кряква ) , - в Переднеазиатском центре ( Малая Азия ) – овцы ( архары , муфлоны ) , козы - в областях Евразии – крупный рогатый скот ( тур ) , в Причерноморье – лошадь ( тарпан )

-

Методы селекции

· Основные методами селекции являются искусственный отбор , гибридизация , полиплоидия , мутогенез ( в последние 10 – 15 лет клеточная и генная инженерия )

 



infopedia.su

Центры происхождения культурных растений - это... Что такое Центры происхождения культурных растений?

Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры генетического разнообразия культурных растений. Могут быть первичными (район изначального произрастания диких форм и доместикации) и вторичными (в результате дальнейшего распространения культурных и полукультурных растений и последующей селекции).

История

Растениеводство возникло одновременно в Старом и Новом Свете за 7 — 8 тысяч лет до нашей эры. Процесс одомашнивания первоначально происходил независимо в географически обособленных областях земного шара на всех пяти континентах и, конечно, на видах окружающей флоры. Флористический состав одомашниваемых видов был эндемичным для больших географических территорий, иными словами, использовалась отечественная флора.

В истории человеческих цивилизаций наступил период сухопутных (часто караванных) и морских сообщений и материальных связей между разными географическими цивилизациями. Это сопровождалось распространением семян и плодов эндемичных одомашненных растений, так что порою было трудно определить родину культурного вида. В процессе становления и расширения ареалов высших растений определились ботанико-географические и генетические центры происхождения культурных растений. Одомашнивание растений в различных географических условиях сопровождалось такими естественными закономерностями эволюции, как мутации различного типа, полиплоидия и интрогрессия при естественной гибридизации.

Учение о центрах происхождения культурных растений

Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Ч. Дарвина («Происхождение видов», гл. 12, 1859) о существовании географических центров происхождения биологических видов. В 1883 А. Декандоль опубликовал труд, в котором установил географические области начального происхождения главнейших культурных растений. Однако эти области были приурочены к целым континентам или к др. также достаточно обширным территориям. В течение полувека после выхода книги Декандоля познания в области происхождения культурных растений значительно расширились; вышли монографии, посвященные культурным растениям различных стран, а также отдельным растениям. Наиболее планомерно эту проблему разрабатывал в 1926—1939 Н. И. Вавилов. На основании материалов о мировых растительных ресурсах он выделял 7 основных географических центров происхождения культурных растений.

1. Южноазиатский тропический центр (около 33 % от общего числа видов культурных растений).

2. Восточноазиатский центр (20 % культурных растений).

3. Юго-Западноазиатский центр (4 % культурных растений).

4. Средиземноморский центр (примерно 11 % видов культурных растений).

5. Эфиопский центр (около 4 % культурных растений).

6. Центральноамериканский центр (примерно 10 %)

7. Андийский (Южноамериканский) центр (около 8 %)

Центры происхождения культурных растений:1. Центральноамериканский, 2. Южноамериканский, 3. Средиземноморский, 4. Переднеазиатский, 5. Абиссинский, 6. Среднеазиатский, 7. Индостанский, 7A. Юго-восточноазиатский, 8. Восточноазиатский.

Многие исследователи, в том числе П. М. Жуковский, Е. Н. Синская, А. И. Купцов, продолжая работы Вавилова, внесли в эти представления свои коррективы. Так, тропическую Индию и Индокитай с Индонезией рассматривают как два самостоятельных центра, а Юго-Западноазиатский центр разделён на Среднеазиатский и Переднеазиатский, основой Восточно-азиатского центра считают бассейн Хуанхэ, а не Янцзы, куда китайцы как народ-земледелец проникли позднее. Установлены также центры древнего земледелия в Западном Судане и на Новой Гвинее. Плодовые культуры (в том числе ягодные и орехоплодные), имея более обширные ареалы распространения, выходят далеко за пределы центров происхождения, более согласуясь с представлениями Декандоля. Причина этого заключается в преимущественно лесном происхождении (а не предгорном как для овощных и полевых культур), а также в особенностях селекции. Выделены новые центры: Австралийский, Североамериканский, Европейско-Сибирский.

Некоторые растения введены в прошлом в культуру и вне этих основных центров, но число таких растений невелико. Если ранее считалось, что основные очаги древних земледельческих культур — широкие долины Тигра, Евфрата, Ганга, Нила и других крупных рек, то Вавилов показал, что почти все культурные растения появились в горных районах тропиков, субтропиков и умеренного пояса. Основные географические центры начального введения в культуру большинства возделываемых растений связаны не только с флористическим богатством, но и с древнейшими цивилизациями.

Установлено, что условия, в которых происходила эволюция и селекция культуры, накладывают требования к условиям её произрастания. Прежде всего это влажность, длина дня, температура, продолжительность вегетации.

Китайский (Восточноазиатский) центр

Китайский центр охватывает горные области центрального и западного Китая с прилегающими к ним низменными районами. Основа этого очага — области умеренного пояса по реке Хуанхэ. Характеризуется сравнительно высоким температурным режимом, очень большой степенью увлажнения, умеренным вегетационным периодом.

Также центр является первичным очагом формообразования подсемейств Яблоневые и Сливовые и родов их составляющих (не путать с очагами происхождения культурных растений/одомашнивания/окультуривания), в их числе:

Индо-малайский (Юго-восточноазиатский) центр

Индо-Малайский центр дополняет Индийский очаг происхождения культурных растений, включая весь Малайский архипелаг, Филиппины и Индокитай. Очень высокие влажность и температура, круглогодичная вегетация. Испытал некоторое влияние Китайского и Индостанского центров

Индийский (Индостанский) центр

Индийский (Индостанский) центр охватывает полуостров Индостан, исключая северо-западные штаты Индии, а также Бирму и индийский штат Ассам. Характеризуется достаточно высоким увлажнением и высокими температурами, а также продолжительной вегетацией. Испытал некоторое влияние Индо-малайского центра (рис, сахарный тростник, цитрусовые)

Среднеазиатский центр

Среднеазиатский центр включает северо-западную часть Индии (Пенджаб), северную часть Пакистана, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и Западный Тянь-Шань. Очень низкое увлажнение (часто грунтовыми водами), достаточно высокие температуры с сильными суточными и сезонными колебаниями, умеренная продолжительность вегетации (сезон дождей). Данный центр испытал очень сильное влияние со стороны Китайского и Переднеазиатского. Так, почти для всех произошедших здесь плодовых культур он является вторичным.

Переднеазиатский центр

Переднеазиатский центр сосредоточен в Передней Азии, включая внутреннюю Малую Азию, все Закавказье, Иран и горную Туркмению. Очень низкое увлажнение, высокие температуры (в отличие от Среднеазиатского и средиземноморского центров редки отрицательные температуры), продолжительные засушливые периоды. Испытал влияние Средиземноморского и Среднеазиатского центра. Практически невозможно определить границы этих трёх центров, так как они сильно перекрываются.

Средиземноморский центр

Средиземноморский центр — Балканы, Греция, Италия и большая часть средиземноморского побережья. Характеризуется не очень продолжительным вегетационным периодом (в особенности северные его части), достаточным увлажнением и умеренными температурами. Испытал влияние Переднеазиатского центра.

Эфиопский (Абиссинский) центр

Абиссинский центр — автономный мировой очаг культурных растений в окрестностях эфиопского нагорья: Эфиопия, юго-восточный Судан, Эритрея. Иногда его расширяют на всю тропическую Африку, но это достаточно спорно по причине горного климата Эфиопии, создавшего условия для первичного очень древнего проникновения земледелия в окружающие тропические регионы. Характеризуется круглогодичной вегетацией, очень высокими температурами и недостаточным увлажнением (в том числе грунтовыми водами).

Центральноамериканский центр

Центральноамериканский центр — южная Мексика, Центральная Америка, отчасти Антильские острова. Преимущественно умеренное увлажнение (увеличивается с северо-запада на юго-восток), достаточно высокие температуры, с сильными суточными и сезонными колебаниями, умеренная продолжительность вегетации (сезон дождей).

Южноамериканский (Перуано-Эквадоро-Боливийский или Андийский) центр

Южноамериканский (Перуано-эквадоро-боливийский) центр охватывает горные области и плоскогорья Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. Достаточно высокие температуры, недостаточное увлажнение. Испытал некоторое влияние Центральноамериканского центра (причём взаимно).

Дополнительно к основному Южноамериканскому центру выделено ещё два субцентра:

Чилоандский субцентр

Остров Чилоэ вблизи Чили. Имеет низкие температуры и повышенное увлажнение.

Бразильско-парагвайский субцентр

Расположен в верховьях реки Парана в юго-восточной части Бразильского нагорья. Имеет достаточные увлажнение и температуры, круглогодичную вегетацию.

Иногда (в особенности для плодовых культур) выделяют также:

Австралийский центр

Включает Австралийский континент и Новую Зеландию. Недостаточное увлажнение, высокие температуры, круглогодичная вегетация. Образовался в Новейшее время.

Североамериканский центр

Включает преимущественно восток современных США. Высокая влажность, умеренные температуры, достаточная продолжительность вегетации. Испытал влияние Центральноамериканского центра (а с момента открытия Америки и Евразиатских).

Европейско-Сибирский центр

Включает обширные территории умеренного пояса Евразии. На большей части имеет сравнительно хорошее увлажнение, непродолжительный период вегетации и невысокие температуры. Отличительным признаком региона можно назвать также продолжительный период с отрицательными температурами и устойчивым снежным покровом. Испытал сильное влияние Средиземноморского и Переднеазиатского центров.

См. также

Примечания

  1. ↑ Большая Советская Энциклопедия

Литература

  • Вавилов Н. И. Центры происхождения культурных растений. — Л.: Тип. им. Гутенберга, 1926.
  • Вавилов Н.И. Пять континентов / Н. И. Вавилов. Под тропиками Азии / А. Н. Краснов. — М.: Мысль, 1987. — 348 с.

Ссылки

dal.academic.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта