Низшие растения водоросли 7 класс урок. Конспект урока по биологии в 7 классе. Тема «Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по биологии на тему: "Общая характеристика водорослей. Отдел Зеленые водоросли" (7 класс). Низшие растения водоросли 7 класс урок


Открытый урок по теме "Водоросли, их значение" (7 класс)

Урок «Водоросли, их значение».

Класс : 7

Учебник : «Биология. 7 класс. » авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова.

Издательский центр «Вентана-Граф»,2014 (ФГОС)

Учитель высшей квалификационной категории : Перепелица Елена Викторовна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.

Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, интерактивные, критического мышления.

Решаемые проблемы:

Почему водоросли относят к группе низших растений? Как водоросли размножаются? Какое строение имеют водоросли? Значение водорослей в природе и жизни человека.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль):

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т д.): самостоятельное определение проблемы и цели на разных этапах урока; индивидуальная работа с текстом параграфа – структурирование, разделение на смысловые блоки; построение речевых высказываний в диалоге; групповое оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; коллективное выполнение заданий учителя с помощью материала учебника и информационных листов с последующей самопроверкой; групповая подготовка кластера о роли водорослей в природе и жизни человека.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Научиться давать определения понятиям: альгология, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, ризоиды, зооспоры, спорофит, гаметофит, фототаксис.

  • Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей.

  • Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей.

  • Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

  • Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады.

  • Обосновывать роль водорослей в природе и в жизни человека.

Метапредметные УУД:

  1. Познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

  2. Регулятивные: работать по плану, анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

  3. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для решения учебных задач.

Личностные УУД:

Формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения,

научного мировоззрения; понимание значимости растений в жизни человека;

эстетическое восприятие объектов природы.

Средства обучения: гербарные экземпляры водорослей, мультимедийная презентация,

анимации и интерактивные задания электронного образовательного комплекса

«1С Образование», видеоролик, пакеты заданий урока, лист самоконтроля, фотографии.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку и психологический настрой).

  1. Актуализация знаний и способов действий. Проверка знаний учащихся материала предыдущей темы.

Фронтальная беседа по вопросам:

-Что изучает наука систематика?

-Каково значение науки?

-Кто является основоположником систематики? Слайд 2

Работа в парах (учащимся предлагаются карточки, на которых записаны систематические таксоны)

Задание №1 в Листе самоконтроля. Определить систематическое положение клевера лугового. Установить правильную последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего.

Самопроверка. Перевернуть карточки, на оборотной стороне появится тема урока «Водоросли» (если задание выполнено правильно – 2 балла). Слайд 3

Учащиеся записывают тему в тетрадь «Водоросли, их значение»

На доске появляется термин «Альгология» (наука о водорослях). Слайд 4,5

  1. Постановка учебной задачи.

Вопрос: - Что вам известно о водорослях? (возможные ответы учеников – представители царства растений, живут в воде, образуют тину и пр.)

- А что бы вы хотели узнать о водорослях на сегодняшнем уроке? ( возможные ответы – их строение, как они размножаются, питаются, дышат и т д.)

Формулировка цели урока : изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека. Слайд 6.

- Для достижения цели урока нам предстоит решение следующих учебных задач: (выведение задач на экран) Слайд 7.

  • познакомиться с образом жизни и строением водорослей;

  • изучить особенности их питания и дыхания;

  • изучить способы размножения водорослей;

  • выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах.

Учебная задача №1: познакомиться с образом жизни и строением водорослей.

Вопросы для группы 1. ( Работа с информационный листом 1 см. Приложения)

Слайд 8,9,10

  • Когда появились первые водоросли?

  • Где обитают водоросли?

  • Из скольких клеток состоит одна водоросль?

  • Какими могут быть размеры водорослей?

  • Как называется тело водоросли?

  • Что такое ризоиды?

  • Почему водоросли относятся к низшим растениям?

Задание для группы 2. Прочитать пункт параграфа 36 «Одноклеточные водоросли» на стр.151-152, рассмотреть рисунок 114 «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады» и ответить на предложенные вопросы.

Вопросы для группы 2. (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 11,12,13

  • Из каких частей состоит тело одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады?

  • Какие функции выполняют органоиды клетки хламидомонады?

  • Является ли хламидомонада самостоятельным одноклеточным организмом? Почему?

Учебная задача №2: изучить особенности питания и дыхания водорослей.

Вопросы для группы 3. (Работа с информационным листом) Слайд 14,15

  • Какой тип питания у водорослей?

  • В какой части клетки идёт фотосинтез?

  • Что необходимо водорослям для процесса фотосинтеза?

  • Как происходит процесс дыхания у водорослей?

  • Как называется такой тип дыхания?

Выступления спикеров групп 1,2 и 3.

Учебная задача №3: изучить особенности размножения водорослей.

Задание для всех учащихся класса.

Просмотреть видеоролик «Затянулась бурой тиной…» из кинофильма «Приключения Буратино» и высказать свои предположения. Слайд 16,17

- Чем вызвано явление «цветения» пруда?

- Какую окраску приобрела гладь пруда и почему?

(«Цветением» воды называют массовое размножение в ней водорослей, обычно придающих ей зелёный цвет. Тина – скопление водорослей, плавающих густой массой в стоячей или малопроточной воде).

- Какие еще водные и прибрежно-водные растения вы заметили, просмотрев видеоролик? (Кувшинка, камыш).

- Являются ли они с научной точки зрения водорослями? (Нет. Они высшие, цветковые, семенные растения).

- Как же происходит размножение водорослей?

Задание (индивидуальное с последующей самопроверкой).Слайд 18

Просмотрев анимационный фрагмент «Размножение улотрикса», самостоятельно выполнить задание 2 в Листах самоконтроля .Слайд 19,20,21

Учебная задача №4:выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

Задание для 4-й группы . (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 22,23

Используя текст параграфа 36 на стр.153 учебника (пункт «Значение водорослей»),

составить кластер «Значение водорослей».

Выступление спикера группы 4.

  1. Первичное закрепление знаний.

Блиц-опрос. Слайд 24,

( Работа с сигнальными карточками:

зелёная звёздочка – «Да», красная звёздочка – «Нет».)

Определить правильность суждений:

  • Водоросли произрастают только в воде.

  • Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.

  • Тело водорослей не подразделено на органы и ткани.

  • По способу питания водоросли – автотрофы.

  • Ризоиды – это корни водорослей.

  • Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.

  • Гаметофит – это половое поколение водорослей.

6.Подведение итогов.

Заполнить пропуски в тексте. Слайд 25

Водоросли – это ____________ растения. Тело водорослей называют ___________ или ____________. Для прикрепления к грунту у многоклеточных водорослей имеются корнеобразные выросты _______. В клетках водорослей пигменты находятся в особых тельцах, называемых ____________________. У водорослей ___________________ способ питания.

Самоконтроль. Слайд 26

Подсчёт баллов и выведение оценки. Слайд 27

18 – 20 баллов - оценка «5»

15 – 17 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

10 и менее баллов – оценка «2».

  1. Рефлексия. Слайд 28

Выбери и раскрась смайл.

- на уроке было комфортно и всё понятно

- на уроке немного затруднялся, не всё понятно

- на уроке было трудно, ничего не понял

7. Информация о домашнем задании. Слайд 29

  • Выучить параграф 36.

  • Творческое задание : найти 2-3 интересных факта о водорослях.

infourok.ru

Презентация по биологии на тему "Водоросли" (7 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Водоросли" (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

водоросли Презентация по биологии 7 класс Учитель биологии Емельяненко Татьяна Викторовна

2 слайд Описание слайда:

План урока: Место водорослей среди растений Распространение Строение Систематика Значение

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

ВОДОРОСЛИ В ПРОШЛОМ Водоросли – первые растения на планете Земля, первые кто начал синтезировать кислород Но говорить об строении древнейших водорослей сложно - из-за отсутствия твердых частей они не могли оставить окаменелостей

8 слайд Описание слайда:

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЭКОЛОГИЯ Водные водоросли Почвенные водоросли Снежные водоросли Другие типы водорослей (ржавчина чайного куста, налет на стволах деревьев, на животных …. и симбиоз с грибами - лишайники)

9 слайд Описание слайда:

Водоросли – группа низших растений водоросли одноклеточные многоклеточные Хламидомонада Хлорелла Плеврококк Вольвокс Спирогира Улотрикс Ульва Ламинария Цистозейра Саргассум Порфира Филлофора

10 слайд Описание слайда:

Водоросли Имеют: Хроматофор для фотосинтеза Прочную оболочку клеток Могут иметь ризоиды для прикрепления Не имеют: Нет органов тела

11 слайд Описание слайда:

Определения: Хроматофор – фотосинтезирующий орган у водорослей Таллом (слоевище) – тело многоклеточных водорослей, не делится на органы Ризоид – корнеподобный вырост для прикрепления Водоросли – низшие растения

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Строение одноклеточной водоросли

16 слайд Описание слайда:

Строение многоклеточной водоросли Ризоид Пластина Таллом или слоевище Тело не делится на органы!

17 слайд Описание слайда:

Спирогира – нитчатая зеленая водоросль

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Бесполое размножение

20 слайд Описание слайда:

Половое размножение

21 слайд Описание слайда:

ЗЕЛЕНЫЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ Хламидомонада Хлорелла вольвокс

22 слайд Описание слайда:

ЗЕЛЕНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ Улотикс Нителла Ульва Спирогира

23 слайд Описание слайда:

БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ

24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:

КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ Филлофора Порфира Анфельция Родимения

27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

Повторим: К какой группе растений относят водоросли Виды водорослей Как называется тело многоклеточной водоросли Где встречаются водоросли Как называется фотосинтезирующая часть клетки водоросли На какие группы по месту обитания делятся водоросли

29 слайд Описание слайда:

ЗНАЧЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ ПОЛЬЗА ВРЕД

30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: § 11-12, записи в тетради По желанию : сообщение о водорослях

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по теме "Водоросли" предназначена для учащихся 7 класса, знакомит с характерными признаками строения , жизнедеятельности , многообразием водорослей как представителей низших растений. Данная работа поможет ярко и красочно провести урок биологии по теме « Водоросли». Она включает в себя 31 слайд.

Общая информация

Номер материала: ДБ-998191

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок биологии "Водоросли"

Разделы: Биология, Информатика

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
  2. Объяснить способы размножения водорослей;
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

Подготовка к опросу – 3 минуты.

2. Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека) – размеры растений – рис.30 (Приложение 3, Приложение 4) – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2) – работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5)
  • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека) – ботаника – это….. – низшие растения – это….. – высшие растения – это… – таллом, или слоевище – это…
  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3. Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

– Что изучает ботаника?

– Почему растения выделили в самостоятельное царство?

– Какое значение имеют растения в природе?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Почему нужно охранять растения?

Оценивание ответов учащихся

4. Изучение нового материала (25 мин)

9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1) Одноклеточные водоросли

(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

Обитание или распространение (слайд 8)

Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).

В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11).

* Размножение хлореллы (слайд 12).

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

* Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

  1. Питаются рыбы и другие животные.
  2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
  3. Удобрение и корм скоту.
  4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
  5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

6. Закрепление материала

  • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7)
  • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5, Приложение 6)

7. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8).

8. Объяснение домашнего задания.

На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.

9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).

(Слайд 26) Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

Разделы: Биология

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

Образовательные задачи:

  • выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  • показать особенности клеточного строения водорослей;
  • раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
  • показать значение водорослей в природе и жизни человека;
  • дать представление о систематике водорослей;
  • формировать умение вести научный диалог;
  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любознательности;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие задачи:

  • развитие предметно-речевых навыков;
  • обучение приемам аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы, гербарий, видеофильм “Водоросли”, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник “Биология. Многообразие живых организмов”. Дрофа. Москва 2005.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, зооспоры, гаметы,

Отделы: Зелёные водоросли, Красные водоросли, Бурые водоросли.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка и решение познавательных задач

  1. Актуализация темы - беседа о водорослях.
  2. Строение водорослей.
  3. Питание водорослей.
  4. Размножение водорослей.
  5. Разнообразие и значение водорослей.

III. Закрепление.

  1. Составление общей характеристики водорослей.
  2. Выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка решения познавательных задач

Актуализация темы - беседа о водорослях.

Что вы знаете о водорослях?

Водоросли – это _________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

Какие водоросли изображены на стр.38-39-40-41 учебника, гербарных образцах?

Одноклеточные ___________________________________

Нитчатые ________________________________________

Бурые ___________________________________________

Красные _________________________________________

Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей?

Строение водорослей.

Как называется тело многоклеточных водорослей?

Слоевище (таллом) – это _______________________________ _____________________________________________________

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки стр.39 (2-ой абз.).

1.____________________________________________________; 2.____________________________________________________; 3_____________________________________________________; 4,_____________________________________________________; 5._____________________________________________________.

3.Питание водорослей.

3.1 Питание водорослей _____________________. Что это значит?

 

4. Размножение водорослей (видеофрагмент).

Какими способами размножаются водоросли?

4.1 Зооспоры – это _________________________________________ __________________________________________________________

Гаметы – это ______________________________________________.

Зигота – это _______________________________________________ __________________________________________________________.

5.Разнообразие водорослей. Значение водорослей (Видеофрагмент).

__________________________________________________________

5.1. В природе _____________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________

5.2. В жизни человека ______________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________

III. Закрепление

1. Общая характеристика водорослей.

1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

1. 2. Общее число видов составляет около _____________________________________.

1. 3. Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

1. 4. Тело водорослей называется ________________ или ______________________.

1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________ ________________________.

1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и _______________ путём.

1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в __________________ и _________ _____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________, коре деревьев, на ____________________.

1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ для медицинской, пищевой и химической промышленности.

2. ВЫВОД

2.1. Водоросли – это _______________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»

Учитель биологии Лыткина Т. М.

Обобщающий урок в 7-м классе

Урок-соревнование по теме « Отдел водоросли»

7 класс

Тема урока: « Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся о водорослях, их значении в природе и жизни человека, инициировать работу по группам.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. I конкурс. «Угадай»
  3. II конкурс. «Найди термины»
  4. III конкурс. «Заполни таблицу»
  5. IV конкурс. «Лучшие экологи»
  6. V конкурс. « Почемучка»
  7. Подведение итогов.
Ход урока

Учитель: « Ребята, мы с вами познакомились с первым из отделов растений - водорослями.

Сегодня мы повторим, что же нам известно об этих необычных растениях, почему их относят к низшим споровым, как они живут и размножаются, как их использует человек и водные обитатели. А соревноваться в своих знаниях будете вы сами.»

  1. Урок является конкурсом. Из класса образуются 4 группы по 7 человек.
Учащиеся садятся по группам. Учитель называет тему урока и содержание 1 конкурса.
  1. Этапы соревнования.
  2. 1 конкурс. «Угадай»
У каждой команды-конверты с номерами. Ученики работают с карточкой №1, где указаны термины и понятия.

Учитель читает вопросы, а ученики на листках записывают номер вопроса и ответ цифрой.

Вопросы:

  1. Какие водоросли напоминают мелкие зеленые шарики Д не более 15 мкм?
  2. В чем у водоросли находится хлорофилл?
  3. По способу питания водоросли являются представителями какой группы?
  4. Каким способом размножаются бурые водоросли?
  5. По внешнему виду морские водоросли напоминают растения суши, но у них нет органов, а что они имеют?
  6. При подходящих условиях одноклеточные водоросли стремительно размножаются.что получается в результате размножения?
  7. К какой группе водорослей относятся спирогира, улотрикс, кладофора?
  8. С помощью каких клеток могут размножаться одноклеточные водоросли в случае неблагоприятных условий?
  9. Благодаря чему бурые водоросли имеют возможность прикрепляться ко дну?
  10. Как называют клетку, покрытую толстой оболочкой и находящуюся долгое время в состоянии покоя?
  11. У каких растений нет органов?
Карточка № 1
  1. Низшие растения
  1. Одноклеточные водоросли
  1. Автотрофы
  1. Зооспоры
  1. Таллом
  1. Гаметы
  1. Хроматофоры
  1. Нитчатые водоросли
  1. Гаметофит
  1. Зигота
  1. Ризоиды
  1. Спорофит
По итогам выставляются оценки.

II конкурс « Найди термины». Составить слова- термины из слогов.

Карточка №2

  1. Ос-зо-о-ры-по.
  1. Го-та-зи.
  1. зо-ды-и-ри.
  1. Сло-ще-е-ви
  1. Ме-га-ты
III конкурс «Заполни таблицу».

Карточка №3

1 команда Значение бурых водорослей

В природе В жизни человека
1 1
2 2
3
4
5
6
7
2 команда Значение нитчатых водорослей
В природе Для человека
1 1
2 2
3 команда Значение одноклеточных водорослей
В природе Для человека
1 1
2 2
4 команда Значение красных водорослей
В природе Для человека
1 1
2 2
3
За правильное заполнение таблицы- выставление оценок.

IV конкурс « Лучшие экологи» - выписать номера правильных суждений

Карточка № 5

  1. Все растения , которые растут в воде-водоросли.
  2. Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью-ряской
  3. Водоросли не всегда живут в воде.они могут быть и на суше( на коре деревьев, на почве и в ней).
  4. Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.
  5. В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.
  6. Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.
  7. Нитчатая водоросль улотрикс создает тину.
  8. Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.
  9. Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.
  10. Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом.
  11. У большинства бурых водорослей есть широкие листья.
  12. Красные водоросли для создания органических веществ способны использовать такие солнечные лучи, которые попадают на большую глубину и недоступны для других водорослей
  13. Морские водоросли накапливают в своем организме йод.
V конкурс «Почемучка»

Ученикам предлагаются вопросы, за каждый правильный ответ присуждаются очки команде.

  1. Большинство водорослей зеленого цвета, но глубоководные водоросли-красные. Почему?
  2. Одноклеточные водоросли нуждаются в солнечном свете. При t=+ 4 с они гибнут. Как объясняется то, что среди льдов на снегу живут водоросли?
  3. Ряска и спирогира находятся в одном водоеме. Но их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?
  4. Ученым давно известно, что в северных морях водоросли растут намного лучше, чем в морях южных широт. Почему?
  5. Красные водоросли растут на глубине 200-250 м, где бурые и зеленые водоросли расти не способны. Окраска водорослей определяется глубиной. На мелководье эти водоросли желто-зеленого или голубоватого цвета, глубже- красного. Но водолазы видят их черными. Почему?
  6. Ученые - альгологи заметили, что бурая водоросль- ламинария лучше растет в бухтах возле городов. Почему?
  7. Известно, что многие водоросли применяют для очистки сточных вод. Почему?
Подведение итогов. 1 место- учащиеся группы получают «5»; 2 место- «4», «5»- за правильные самостоятельные ответы, 3 место- ученики получают «4».

Домашнее задание : составить кроссворд по теме.

mognovse.ru

отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение» Бесплатные конкурсы для педагогов Портал 2011 Бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей ...

Конспект урока биологии: № 14

 

Класс: 7

Тема: «Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые иКрасные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение».Оборудование: иллюстрации и фотографии водорослей, таблицы «Многообразие водорослей», влажные препараты водорослей, текст в учебнике «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012 года, раздаточный материал, таблички с  номерами на столы, компьютер, колонки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология развития критического мышления.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о  многообразии водорослей, их значение.

Задачи:1. Образовательные: конкретизировать особенности строения и многообразие отделов водорослей (зеленые, бурые, красные), места их обитания. Определить значение водорослей в природе и практической жизнедеятельности человека.2. Развивающие: способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии.3. Воспитательные: формировать культуру умственного труда,  коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.

Ход урока:

Организационный момент.Учитель: приветствие учащихся, настрой на работу через релаксацию (на фоне музыки). Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит тёплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

II.        Стадия «Вызов»:Кластер – приём систематизации материала в виде схемы, когда выделяются смысловые единицы текста. На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается  на доску в  кратко сформулированном виде  то, что детям уже известно по данной теме.Учитель: Напишите в схеме (кластере) всё, что вы знаете о водорослях?

Учащиеся: определяют и записывают признаки водорослей на доске.Учитель: что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о водорослях?Учащиеся: дополняют известные сведения о значении водорослей.Учащиеся:  самостоятельно определяют тему урока  (Многообразиеи значение водорослей).

Стадия «Осмысление»:Приём «Зигзаг», так как учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.Для работы учащихся объединяются в три группы по 6 человек. Члену каждой группы присваивается номер 1,2,3. На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола № 2, третьи – вокруг стола № 3.  Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Каждой группе предлагается для изучения свой блок:«Зелёные водоросли» (Приложение 1)«Бурые водоросли» (Приложение 2)«Красные водоросли» (Приложение 3)

Учащиеся: повторяют правила работы в группе; самостоятельно перерабатывают информацию и представляют её в виде таблицы, кластера или блок-схемы.

Учащиеся: по три участника каждой группы перемещаются в другую группу, где производится обмен полученными сведениями. После обсуждения в других группах, все учащихся возвращаются в свои группы.

Представитель от каждой группы вывешивает свой кластер, таблицу или блок-схему и озвучивает его. Помощниками могут выступать только представители других групп, кто первоначально с этим материалом не работал. В итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, оформлять свои мысли графическим способом. (Физминутка).

Стадия «Рефлексия»:Работа в группах – составить «Синквейн»:5 строк:1 – понятие (существительное, 1 слово);2 – прилагательные (два слова);3 – глаголы (три слова);4 – предложение (из четырех слов);5 – суть объекта.Пример синквейна:1 – Водоросли2 – Зеленые, подводные3 – Растут, дышат, размножаются4 – Выделяют кислород в воду5 – Живые.

Домашнее задание:Прочитать текст в учебнике на странице 43-48.Ответить устно на вопросы на странице 49 № 5-9.Сделать таблицу «Многообразие водорослей» (отдел, представители, особенности строения).Сделать сообщение «Ламинария», «Хлорелла»  (по выбору).Сделать кроссворд «Многообразие водорослей» (по выбору).

Приложение 1.Раздаточный материал«Зелёные водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 43(2,3 абзацы), 45; дополнительные сведения.Определить отличительные особенности зелёных водорослей.Назвать представителей.Указать значение данной группы водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Зеленые водорослиСинезеленые водоросли, накапливающиеся в водохранилищах в периоды летнего «цветения» воды — явления, ставшего в годы жаркого лета подлинным бичом наших южных искусственных водоемов. Исследования показали принципиальную возможность использования этой массы как в сельском хозяйстве в качестве органического удобрения под некоторые культуры и кормовой добавки в пищевом рационе домашних животных, так и в промышленности для получения некоторых ценных химических веществ. Однако серьезным препятствием на этом пути служит сезонность «цветения» воды, непостоянство этого явления и его зависимость от погодных условий каждого отдельного лета. Поэтому действительно широкий размах получает сейчас другое направление в практическом использовании микроскопических водорослей, основанное на возможности управлять процессом— искусственное культивирование их в производственных целях. Исходным объектом такого культивирования послужила одноклеточная водоросль хлорелла, но к настоящему времени в круг подобных объектов вовлечены не только другие зеленые, но и сине-зеленые и диатомовые водоросли. Это направление, постепенно становящееся особой отраслью микробиологической промышленности, чрезвычайно интересно и значительно.

Приложение 2

Раздаточный материал«Бурые водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 47-48; дополнительные сведения.Определить отличительные особенности бурых водорослей.Назвать представителей.Указать значение данной группы водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Бурые водорослиНаибольшей известностью пользуется у нас так называемая морская капуста. Это главным образом ламинария и близкие к ней виды бурых водорослей, например алария и ундария. Продукты, получаемые из ламинариевых, известны в Японии под названием «комбу»; для их приготовления применяют не менее 12 способов. Собранную морскую капусту высушивают на берегу, затем режут на ленты и складывают в пачки. Из морской капусты и комбу приготовляют самые разнообразные кушанья, чаще всего употребляя вместо обыкновенной капусты в супах, с мясом, рыбой, рисом и т. п. Употребляют ее и в кондитерских изделиях — засахаренную, в пастиле, конфетах и т. д.Приложение 3

Раздаточный материал«Красные водоросли»

Прочитать текст в учебнике на страницах 44(2 абзац), 46; дополнительные сведения.Определить отличительные особенности красных водорослей.Назвать представителей.Указать значение данной группы водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Красные водорослиОдним из наиболее известных промышленных продуктов водорослевого происхождения является агар, или кантен, представляющий собой слизистое вещество, извлекаемое из морских водорослей путем их выварки. Все морские водоросли в той или иной мере отличаются слизистым слоевищем. Если их подвергнуть выварке, то слизь переходит в раствор, застывающий при охлаждении в плотный студень белого или желтоватого цвета (в зависимости от очистки). Его высушивают и выпускают в продажу в виде лент, плиток, кубиков и порошка. Сухой агар в кипящей воде снова легко переходит в раствор, и даже 20 г его на литр воды дают довольно плотный студень. Применение агара разнообразно. В больших количествах его используют в пищевой промышленности при изготовлении мармелада, пастилы, мороженого, сыра и других, преимущественно кондитерских, изделий. Агар добавляют в хлеб, это повышает его качество, и он не так быстро черствеет. В бумажной промышленности его применяют для придания бумаге плотности и глянца, с той же целью его используют в текстильной промышленности при аппретуре, т. е. отделке тканей, и в ряде других отраслей. Наконец, в громадных количествах агар используют в научно-исследовательской работе в качестве твердой среды (после пропитывания питательными солями) для культивирования микроорганизмов. При сходной, но более грубой обработке из водорослей получают клей, который находит применение как в текстильном, так и строительном деле. Прибавление клея к цементу, штукатурке и прочим строительным материалам увеличивает их крепость и водонепроницаемость.

Библиографический список.Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2005. – 128.: ил.Книга для чтения по ботанике. Д.И. Трайтак.- М.: Просвещение, 1978.

Название: Конспект урока по биологии в 7 классе. Тема «Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение» Номинация: Школа, Биология (класс 5-11), 7 класс Автор: Ермакова Елена Михайловна Должность: учитель первой квалификационной категорииМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»Месторасположение: село Шерагул, Тулунский район, Иркутская область

portal2011.com

"Общая характеристика водорослей. Отдел Зеленые водоросли" (7 класс).

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему: "Общая характеристика водорослей. Отдел Зеленые водоросли" (7 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Общая характеристика водорослей. Отдел Зеленые водоросли.

2 слайд Описание слайда:

Растения Низшие (не имеют органов) Высшие (имеют органы)

3 слайд Описание слайда:

Водоросли Красные – 4тыс Зеленые – 20тыс Бурые – 1.5тыс Диатомовые – 10тыс

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Среда обитания Вода Сырые участки почвы, снег Кора деревьев Живые организмы: коралловые полипы, шерсть животных

8 слайд Описание слайда:

По количеству клеток Одноклеточные Многоклеточные Колониальная водоросль

9 слайд Описание слайда:

Строение водорослей Относятся к низшим растениям, не имеют органов тела, тканей Тело представляет собой таллом или слоевище К субстрату прикрепляется с помощью ризоидов В клетках имеется пластида хроматофор (пигмент – хлорофилл)

10 слайд Описание слайда:

Питание водорослей Автотрофы Фототрофы Пластида - хроматофор Пигмент - хлорофилл Процесс – фотосинтез

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Размножение Делением клетки Кусочками таллома - вегетативное Бесполое Половое Гаметами

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Конъюгация у спирогиры

17 слайд Описание слайда:

Пресноводные водоросли. Отдел Зеленые водоросли

18 слайд Описание слайда:

Водоросли Подцарство Настоящие водоросли Отдел зеленые водоросли Отдел Бурые водоросли Отдел Диатомовые водоросли Подцарство Багрянки Отдел Красные водоросли

19 слайд Описание слайда:

Ульвия Хлорелла Спирогира Плеврококк Хламидомонада Зеленые водоросли

20 слайд Описание слайда:

Отдел Зеленые водоросли Одноклеточные , многоклеточные, колониальные Живут в пресных водоемах ( морские, почва) Окраска зависит от хлорофилла (+оранжевые и желтые пигменты), Хлоропласты разнообразной формы, Имеют утолщенную клеточную стенку, Некоторые имеют органеллы движения, Хлорелла, плеврококк, хламидомонада Улотрикс, спирогира, ульва (морской салат), нителла (блестянка)

21 слайд Описание слайда:

Вопросы закрепления: Как ученые классифицируют растения? Зачем нужна наука систематика? Какие растения относятся к низшим? В чем особенности строения водорослей? Где обитают водоросли? Как называют тело водорослей? Какое бывает слоевище у водорослей? Какие особенности строения имеют водоросли?

22 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа № «Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей» Цель: познакомиться со строением клеток водорослей, сравнить клеточное строение различных представителей зеленых водорослей, найти общее и отличия.

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Ход работы 1. Посмотрите готовые микропрепараты водорослей 2. Зарисуйте хламидомонаду и клетку спирогиры, обозначьте ядро, цитоплазму, хлоропласты, оболочку, стигму, сократительные вакуоли, пиреноид. 3. Используя текст учебника, заполните таблицу

25 слайд Описание слайда:

Вопросы для сравнения Хламидомонада Спирогира Форма жизни Окраска, основной пигмент Форма хлоропласта Количество хлоропластов Органоиды движения Запасное питательное вещество Наличие стигмы

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:

Спирогира

28 слайд Описание слайда:

1. 2. 3. 4. 5. 6.

29 слайд Описание слайда:

Вывод: В чем сходство и различие представителей отдела Зеленые водоросли?

30 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Какие растения называются низшими? Кто такие водоросли? Какое строение имеет хламидомонада? Почему хламидомонада перемещается к свету? Каких вы знаете пресноводных водорослей? Какое строение имеет спирогира? Как размножаются водоросли?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-246781

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта