Когда появились культурные растения биология 6 класс. Урок по биологии в 6-м классе на тему "Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Центры происхождения культурных растений". Когда появились культурные растения биология 6 класс


Культурные растения - Пасечник 6 класс (ответы)

132. Укажите, какие части растения мы употребляем в пищу у разных сортов капусты

Сорт капустыУпотребляемая в пищу часть растения
Белокочанная Кочан из листьев
Краснокочанная Кочан из листьев
Цветная Соцветия из недораспустившихся цветков
Брюссельская Кочанчики в пазухах листьев
Кольраби Утолщение стебля

133. Заполните таблицу

Название семействаПримеры культурных растений
Красноцветные Капуста, редис, турнепс, редька, брюква, горчица
Розоцветные Яблоня, малина, вишня, слива
Бобовые Фасоль, горох, бобы, арахис
Пасленовые Картофель, томат, перец, баклажаны
Сложноцветные Астры, георгины, маргаритки, ромашка аптечная
Злаки Рожь, пшеница, овес
Лилейные Лук, чеснок, тюльпан

134. Дайте определения понятий

Яровая пшеница – высевают ранней весной, за лето она созревает

Озимая пшеница – высевают осенью, она зимует, урожай приносит более высокий

Твердая пшеница – эндосперм на четверть состоит из белка (клейковины), предпочитает южные районы

Мягкая пшеница – эндосперм рыхлый, мучнистый, менее богатый белками, распространена повсеместно

135. Решите кроссворд № 3

По горизонтали:

1 — капуста,

3 — сорт,

4 — класс,

5 — колос,

6 — порядок,

9 — отдел,

11 — кольраби,

13 — подсолнечник,

14 — метёлка,

15 — соломина.

По вертикали:

1 — картофель,

2 — тюльпан,

7 — род,

8 — симбиоз,

10 — семейство,

12 — вид

pobio.ru

Презентация к уроку по биологии "Культурные растения"(6 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация к уроку по биологии "Культурные растения"(6 класс) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от "Столичного учебного центра" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Культурные растения Биология 6 класс

2 слайд Описание слайда:

Крестоцветные Редис Репа

3 слайд Описание слайда:

Крестоцветные Капуста Кольраби

4 слайд Описание слайда:

Крестоцветные Капуста Брокколи

5 слайд Описание слайда:

Паслёновые Картофель

6 слайд Описание слайда:

Паслёновые Перец болгарский

7 слайд Описание слайда:

Паслёновые Томат

8 слайд Описание слайда:

Розоцветные Яблоня Вишня

9 слайд Описание слайда:

Розоцветные Роза

10 слайд Описание слайда:

Розоцветные Слива Абрикос

11 слайд Описание слайда:

Бобовые Горох Фасоль

12 слайд Описание слайда:

Бобовые Бобы Чечевица

13 слайд Описание слайда:

Сложноцветные Подсолнечник Астра

14 слайд Описание слайда:

Сложноцветные ик Хризантема Георгин

15 слайд Описание слайда:

Злаки Пшеница Рожь

16 слайд Описание слайда:

Злаки Рис Овёс

17 слайд Описание слайда:

Найди неверные предложения Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей. Кукуруза - очень важная бобовая культура. Из плодов подсолнечника - растения семейства Крестоцветных - получают растительное масло. У капусты в пищу используют корнеплод. Плод картофеля называется клубнем.

18 слайд Описание слайда:

Верный ответ Ошибки допущены в предложениях: №2, № 4, № 5

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть использована как при изучении темы "Культурные растения", так и на обобщающем уроке биологии в 6 классе по теме "Культурные растения" к учебно-методическому комлекуту В.В. Пасечника. В ней содержатся не только, фотографии культурных растений основных семейств,изучаемых в школьном курсе биологии, но и слайд на закрепление пройденного материала.

Общая информация

Номер материала: 303820

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений"

Разделы: Биология

Цель урока:

1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений.

2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.

3) Воспитательная: продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, графопроектор, презентация, созданная в Microsoft Office PowerPoint (Приложение 1), натуральные демонстрационные объекты.

Ход урока

I. Организация учащихся на работу (проверка явки и внешнего вида учащихся)

II. Сообщение темы и цели занятия

Ребята, на адрес нашего класса из некоторого царства, некоторого государства пришло письмо. Письмо необычное, волшебное. Давайте прочитаем его:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из некоторого царства, некоторого государства Василиса Прекрасная. Злая колдунья наслала на моего батюшку хворь. Вылечить его можно, надо только приготовить батюшке борщ, но не обычный, а волшебный. А для этого надо узнать историю происхождения культурных растений, необходимых для его приготовления, да решить несколько заданий колдуньи.

Знаю, что вы добрые, любознательные, умные ребята, и прошу вас о помощи!»

Итак, ребята, поможем Василисе Прекрасной? А значит, тема нашего урока – «Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений».

Рисунок 1

III. Изучение нового материала

1 ученик. Свёкла. Свёкла - это самое известное растение из семейства маревых. Выращивать свёклу обыкновенную люди научились за много веков до новой эры. Предполагают, что произошло это на побережье Средиземного моря, где и поныне встречается её дикая «родственница» - свёкла приморская. Также дикая свёкла растёт и по берегам Атлантического океана, от Испании до Норвегии. Это однолетнее растение, с тонким жёстким корнем, содержащим всего 1% сахара.

Культурная свёкла (вероятно, гибрид нескольких видов) теперь распространился почти по всему миру. К славянам она попала из Византии вместе с искажённым греческим названием «сфекели». Как и многие другие двулетние растения, она даёт семена только на второй год жизни. В первый год образуется лишь розетка крупных листьев и сильно утолщённый стержневой корень, в котором накапливаются углеводы.

Первоначально свёкла заинтересовала человека своими сочными и питательными листьями. И сейчас существуют листовые сорта, называемые «мангольд». Но гораздо ценнее корневая столовая свёкла. Её округлые или продолговатые корнеплоды весом до 0,5 кг – результат длительной селекции. Едят свёклу обычно варёной. А летом из молодых корнеплодов и листьев варят свекольник.

В XVII столетии в Европе впервые попробовали кормить скот поздней осенью и зимой (когда нет свежей травы) овощами. Для этих целей лучше всего подошли корнеплоды свёклы, поскольку они долго не портились при хранении. Тогда селекционеры решили вывести особые кормовые сорта, для которых главное было – урожайность. И такие сорта свёклы появились. Их корнеплоды весят до 10-12 кг, а «рекордсмены» достигают и 20 кг.

Рисунок 2

2 ученик. В 1747 г. немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф с помощью микроскопа установил, что в свёкле, как и в сахарном тростнике, содержатся кристаллы сахара. Довольно скоро нашли способ получать сахар из этого овоща. В 1801 г. в Германии построили первый сахарный завод для производства свекольного сахара. Однако он оказался более дорогим, чем тростниковый, привозимый из колоний.

В XVII-XIX столетиях сахар в Европу из своих тропических колоний поставляла Великобритания. В начале XIX столетия французский император Наполеон Бонапарт запретил ввозить во Францию английские товары. Однако жить без сахара французам оказалось не по душе. В 1811 г. последовал императорский указ, повелевавший разводить свёклу и построить десять заводов для варки сахара из свекольного сырья. Тогда же стали применять открытый в 1808 г. французом Бенджамином Делессером способ очистки свекольного сахара с помощью древесного угля. Вскоре в продаже появился сахар, по качеству не уступавший колониальному тростниковому. С тех пор среди западноевропейских стран только Франция обеспечивает себя свекольным сахаром и экспортирует его в другие страны.

На сахарных заводах корнеплоды свёклы моют и разрезают на куски. Специальные машины размалывают их в кашицеобразную массу, которую помещают в мешки из грубой шерсти и кладут под пресс. Выдавленный сок собирают в большие котлы и кипятят, выпаривая воду. При этом сок сгущается, и содержание сахарозы в нём достигает 85%. Этот концентрат рафинируют (очищают), после чего и получается обычный белый сахарный песок.

В России всегда не хватало сахара из заморского сахарного тростника. Он был весьма дорог и поставлялся лишь царскому двору и богатым вельможам. В начале XIX столетия в чернозёмных губерниях России и на Украине развернулось производство сахара из свёклы. В 1802 г. в селе Алябьеве Тульской губернии построили первый завод, помещался он в простом сарае. Спустя 50 лет Россия не только полностью удовлетворяла свои потребности в этом продукте, но и экспортировала его. В 1848 году свёклосахарных заводов было уже 340.

На основе обычной столовой свёклы, содержащей 8-12 % сахаров, были выведены специальные сорта. Яркая бордовая окраска корнеплодов, бесполезная для сахарного производства, исчезла, а количество сахарозы в них выросло до 29-22 %. Сегодня из сахарной свёклы производят около 40% всего сахара в мире.

3 ученик. Капуста. Капуста с давних пор возделывалась на Руси нашими предками славянами. Щи, пироги с капустой, квашеная капуста – излюбленные кушанья русских людей.

Рисунок 3

На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно она стала родоначальницей многочисленных сортов популярной овощной культуры – капусты огородной. Окультуривание её началось в глубокой древности. Нужно было в течение многих веков возделывать такую капусту на хорошо удобренной, влажной почве в низинах у рек и озёр; нужно было часто поливать её, чтобы получить большие и нежные листья; нужно было отбирать растения с крупными завивающимися в кочан листьями, - в результате, в наше время мы имеем множество сортов капусты, различных по форме и цвету и созревающих в разное время. Уже в IV-III вв. до н.э. были известны три формы листовой капусты. Постепенно появились кочанные сорта, кольраби и др. Листовая капуста не забыта и в наши дни: её выращивают на корм скоту. А декоративные сорта с лиловатыми и синими листьями украшают цветники.

Кочанная капуста отличается от листовой тем, что её мясистые листья растут не свободно, а плотно прилегают друг к другу. Образуется гигантская почка – кочан, по форме напоминающий голову. От латинского слова caput – «голова» и произошло название растения. В круглых кочанах прячется толстый стебель – кочерыга.

Рисунок 4

Только наружные зелёные листья кочана способны фотосинтезировать. Внутренние листовые пластинки почти полностью лишены окраски, зато содержат много сахаров и гораздо вкуснее зелённых. Именно их едят в свежем, варёном, тушёном и квашеном виде. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что кислая капуста изгоняет болезни из тела и спасает жизнь морякам. Не случайно в старину ни один корабль не отправлялся в долгое плавание без запасов квашеной капусты. А современные медики выяснили, что капустный сок – эффективное средство для лечения некоторых заболеваний желудка.

Капусту разводят как двулетнее растение. В первый год жизни вырастают лишь стебель и листья (свободные или в виде кочана). Если кочерыгу сохранить зимой в прохладе (например, в подвале), а весной высадить в почву, то она укоренится, и из почек вырастут цветоносные побеги с небольшими листочками и кистями жёлтых цветков. Из опылённых цветков образуются плоды – стручки с круглыми мелкими семенами. Так получают семена листовой, кочанной и брюссельской капусты.

Учитель. А теперь, ребята, давайте выполним одно из заданий колдуньи.

1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:

а) корневище; б) клубень; в) корнеплод.

2) Дикая «родственница» свёклы встречается:

а) в Южной Америке; б) на побережье Средиземного моря; в) в пустынях Средней Азии.

3) Первый завод по производству сахара из свёклы в России (в селе Алябьеве Тульской губернии) построили:

а) в 1802 году; б) в 1861 году; в) в 1703 году.

4) Капуста огородная относится к семейству:

а) маревые; б) сложноцветные; в) крестоцветные.

5) Кочанная капуста –

а) однолетнее растение; б) двулетнее растение; в) многолетнее растение.

4 ученик. Картофель. Родина картофеля – берега Чили и горы Перу. На горных плоскогорьях перуанцы возделывали картофель, называемый там «папа». Картофель служил основной пищей горных индейцев. О том, что картофель был древней культурой, свидетельствуют найденные при раскопках сосуды, имеющие форму клубней картофеля.

В 1521 г. корабли испанского конкистадора Эрнана Кортеса с ацтекским золотом в трюмах направлялись к берегам Испании. Но везли они и диковинные плоды, и клубни мексиканских растений. Привычные для ацтеков перец, томаты, картофель табак вскоре не только покорили Европу, но и завоевали весь мир. Теперь остаётся только удивляться, как без них обходились раньше. Все эти растения относятся к семейству паслёновых.

В Европе экзотическое растение стало обитателем ботанических садов. Сначала картофель появился с Испании, затем в Италии, где получил название «тартуфоли», которое потом превратилось в «картуфоли» и «картофель». Во Францию картофель попал в конце XVIII века, получив название «помде терр», то есть яблоко земляное. Французский аптекарь Пармантье начал писать книги о картофеле, делал его посадки, устраивал обеды из блюд, приготовляемых из одного картофеля, везде говорил о нём и даже просил короля и королеву содействовать распространению замечательного растения. Результаты оказались неожиданными. Королева Мария Антуанетта приколола в причёску букетик цветов картофеля, после чего все придворные стали носить в петлицах камзолов цветы картофеля. По примеру французского короля во всех государствах Европы принялись возделывать в клумбах перед дворцами цветы картофеля.

 На столы к европейцам картофель попал позже. Вначале по незнанию вместо клубней для еды пытались использовать листья или плоды, содержащие соланин – яд, вызывающий тяжёлые отравления. Поэтому крестьяне относились к новому продукту с недоверием. И всё же «перуанский земляной орех», как тогда называли картофель, со временем вошёл в меню не только знати, но и простого люда.

Рисунок 5

В XVII в. картофель попал в Россию. Царь Пётр I – большой любитель нового и необычного – привёз из Голландии мешок клубней и повелел заняться выращиванием сей диковинки. Однако до 30-40-х гг. XIX в. русские крестьяне, отказываясь сажать картофель, восставали против помещиков. Эти «картофельные бунты» жестоко подавлялись войсками. Постепенно силой и уговорами крестьян приучили к новому овощу, хотя ещё долго в народе картофель называли чёртовым яблоком.

Многое изменилось с тех пор. Сейчас картофель, или паслён клубненосный, стал важнейшей сельскохозяйственной культурой. Разводят его клубнями – подземными видоизменёнными побегами. На их поверхности имеются углубления – глазки, в которых расположены почки. Из них вырастают два вида побегов: надземные. С листьями и цветками, и подземные, называемые столонами. На столонах образуются новые клубни с запасами питательных веществ. Это прежде всего крахмал и белки. Кроме того, в клубнях картофеля содержатся витамины А, В, С и очень важный минеральный элемент – калий. Кстати, больше всего витамина С и калия в клубнях, сваренных в кожуре. Впрочем, вкусен картофель в любом виде: варёный, жареный, пюре и как начинка для пирожков.

5 ученик. Томат (помидор). В выражении «покраснел, как помидор» кроется ошибка. Название этого овоща произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко». Именно жёлтые плоды томатов впервые попали в Европу из Южной Америки. Томат культивируют как однолетнее растение. Семена его высаживают ранней весной в парники, а когда становится тепло, рассаду переносят в открытый грунт. Помидоры легко изменяют форму и окраску плодов: от светло-жёлтой до тёмно-красной и даже чёрной. Благодаря этому селекционеры вывели множество сортов, в числе которых «чёрный принц», «бычье сердце», «ракета», «золотой рог» и др.

Перец. Перец овощной называют также стручковым или красным. Уже несколько тысячелетий плоды этого растения служат пищевой приправой. В Европу его завезли в XVI в. из Америки. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник», относящейся к 1616 г.

Плоды перца овощного напоминают стручки. Но ничего общего с истинными стручками (как, например, у крестоцветных) не имеют. Они довольно крупные, до 20 см в длину, но весят очень мало, поскольку внутри у них нет ничего, кроме множества мелких семечек. Пока плоды созревают, их цвет несколько раз меняется.

Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые). Овощной (или сладкий, болгарский) перец едят недозрелым. Он богат витаминами, особенно С и А. У растений пряных сортов мелкие красные плоды с горьким, жгучим вкусом, содержащие особое вещество – капсаицин, раздражающее и обжигающее рот. Не зря обещание «задать перцу» грозит неприятностями.

Рисунок 6

Учитель. В заданиях колдуньи есть несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Нам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет.

1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.

2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.

3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.

4) В Россию картофель попал благодаря Петру I.

5) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».

6) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.

7) Перец и томат – однолетние растения.

6 ученик. Морковь. В диком виде морковь встречается во многих районах Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию. По внешнему виду дикорастущие растения похожи на культурные. Но их корни тоньше и менее мясистые. Считается, что морковь введена в культуру примерно 4 тыс. лет назад в Южной Европе. Вначале её разводили как лекарственное растение, а позже стали употреблять в пищу утолщённые стержневые корни (в обиходе их называют корнеплодами). Со временем корень и остальные части моркови настолько видоизменились, что теперь её считают самостоятельным видом – морковью посевной.

Корнеплоды моркови содержат много каротина, придающего им оранжевый цвет. В организме человека и животных каротин превращается в необходимый витамин А.

Морковь – двулетняя культура, её разводят семенами. В год посева вырастают розетка листьев и мясистый корень, урожай собирают осенью. Для получения семян весной следующего года корнеплоды высаживают в почву. Из них развивается надземный побег с соцветиями, которые к осени дают зрелые семена.

Петрушка. Петрушка родом из Средиземноморья. Это двулетняя культура. Корнеплоды петрушки белые и меньших размеров, чем у моркови. Они, как и листья, имеют приятный запах благодаря содержащимся в них эфирным маслам. Поэтому их используют в качестве ароматической приправы к пище.

Рисунок 7

7 ученик. Лук репчатый. Первые изображения лука относятся к II-I тысячелетиям до н.э. В Древней Греции выращивали несколько сортов лука, считая его не только вкусным, но и целебным. В мифе о рождении Аполлона и Артемиды упоминается, что с помощью этого растения удалось облегчить страдания их матери богини Латоны. По свидетельству знаменитого древнегреческого историка IV в. до н.э. Геродота, лук был любимой пищей персов. И в Древнем Риме все – от раба и солдата до сенатора и самого императора – ежедневно ели лук. Однако от чеснока знатные люди презрительно отворачивались, считая его пищей для простолюдинов, и награждали нелестными прозвищами. С тех пор прошло немало веков, а лук и чеснок и сегодня занимают почётное место в кулинарии многих народов.

Род луков из семейства луковых включает 750 видов. Наиболее известен лук репчатый, многочисленные сорта которого имеют луковицы разной формы. Луковица – это видоизменённый побег с коротким уплощённым стеблем (донцем) и отходящим от него пучком корней. Покрыта она множеством чешуй. Окраска луковичных чешуй обычно жёлтая, но бывает белой и фиолетовой. Вес луковиц колеблется от 10 до 300 г.

Листья у лука трубчатые, сочные, с восковым налётом. Длинный безлистный стебель-стрелка несёт шаровидное соцветие, в котором собрано примерно 400 зеленовато-белых цветков. Иногда в соцветии кроме цветков образуются мелкие луковички, с помощью которых происходит вегетативное размножение.

Сильный запах и острый вкус луку придают эфирные масла. Они же заставляют плакать тех, кто чистит и режет луковицу. Давление внутри клеток, несущих вакуоли с пахучим соком, превышает 24 атмосферы. Стоит разрушить ножом стенку клетки – и мельчайшие капельки едкого сока разлетаются во все стороны, попадая в глаза. Слёзы текут ручьём. Есть даже выражение «горе луковое».

8 ученик. Чеснок. Это растение, как и репчатый лук, известно людям с давних пор. В погребальной камере одной из пирамид в египетском городе Гиза (XXV в. до н.э.) археологи обнаружили перечень продуктов, необходимых умершему фараону в загробной жизни. Среди них назван и чеснок.

В наши дни чеснок, который ботаники называют лук посевной, дикорастущим не встречается нигде, зато культивируют его практически во всех уголках Земли. Луковица чеснока состоит из отдельных долек – «зубков», покрытых собственной чешуйчатой оболочкой. А вся луковица обтянута беловатой плёнкой. Узкие, с продольными желобками листья чеснока своим основаниями охватывают высокий стебель, заканчивающийся соцветием-зонтиком.

Чеснок благодаря содержащемуся в нём эфирному маслу тоже обладает острым вкусом и резким запахом. В средневековой Европе бытовало поверье, что этот запах отгоняет нечистую силу. Наделяли чеснок и другими магическими свойствами.

Рисунок 8

Великий древнегреческий врач IV в. до н.э. Гиппократ иногда прописывал больным есть только чеснок, увеличивая его количество каждый день, а от других овощей рекомендовал воздерживаться. Древние греки и славяне считали чеснок хорошим противоядием при змеиных укусах, даже называли его «змеиной травой». В Средние века во время эпидемий чумы жители городов натирались чесночным маслом, чтобы болезнь обошла их стороной.

Целебные свойства лука и чеснока доказаны современной наукой. Чесночное эфирное масло и особые летучие вещества – фитонциды (от греч. «фитон» - «растение» и лат. caedo – «убиваю»), содержащиеся в тканях этих растений, действительно способны убивать болезнетворных микробов.

IV. Закрепление изученного материала

Итак, мы узнали о происхождении и истории возделывания всех растений, необходимых для приготовления борща Василисы. Осталось только выполнить последние задания колдуньи!

Правильно соотнесите культурные растения и места их происхождения:

Картофель Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.
Капуста Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.
Морковь Побережье Средиземного моря.
Свёкла Берега Чили и горы Перу.

Решите кроссворд:

Рисунок 9

По горизонтали: 4 – растение семейства зонтичных, используемое в качестве ароматической приправы к пище; 5 – чёртово яблоко или перуанский земляной орех; 7 – представитель семейства маревых, необходимый для приготовления борща и винегрета; 8 – имя царя, привёзшего впервые в Россию картофель; 9 – культурное растение семейства паслёновых, выращиваемое в России с начала XVII века.

По вертикали: 1 – древнегреческий врач, часто использовавший для лечения больных чеснок; 2 – растение, корнеплоды которого богаты каротином, «предшественником» витамина А; 3 – семейство, к которому относятся многие культурные растения, пришедшие к нам из Америки; 6 – подземный (иногда надземный) сильно укороченный побег с уплощённой стеблевой частью и чешуевидными сочными листьями.

V. Подведение итогов урока, выдача задания на дом

Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями колдуньи, помогли Василисе, а заодно и сами узнали много нового и интересного о хорошо знакомых нам культурных растениях: об их происхождении, истории культивирования человеком, применении, некоторых биологических особенностях.

§ 49, ответить на вопросы на стр. 182-183.

Список литературы

  1. Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 224 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

27.02.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Ответ §29. Культурные растения - Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Преображенская

1) Рассмотрите растения, изображенные на рисунке 27. Напишите семейства, к которым они относятся

 

  • Ответ:

     

    Рисунок 27

 

2) Заполните таблицу «Культурные растения»

 

  • Ответ:

    Наименование растений

    Семейства

    Цели выращивания

    Подсолнечник

    Сложноцветные

    Пища, корм животным

    Кукуруза

    Злаки

    Пища, корм животным

    Томат

    Пасленовые

    Пища

    Редис

    Крестоцветные

    Пища

    Земляника

    Розоцветные

    Пища

    Роза

    Розоцветные

    Декоративные цели

    Люпин

    бобовые

    Корм животным

       

 

3) Составьте список культурных растений, которые выращивают в вашей местности

 

  • Ответ:

    Наименование растений

    Семейства

    Значение

    Липа мелколистная

    Мальвовые

    Лекарственное растение

    Пырей

    Злаки

    Кормовое растение

    Клевер

    Бобовые

    Кормовое растение

    Вишня

    Розоцветные

    Продукт питание

 

4) Многие культурные растения завезены из далеких стран. Напишите, откуда попали к нам перечисленные растения

 

  • Ответ: Капуста – Средиземноморье

    Картофель – Северная Америка

    Горох – Кавказ, Юго-западная Азия

    Подсолнечник – Северная Америка

    Лук – средняя Азия

 

Готовимся к ГИА и ЕГЭ

 

1) Выберите один правильный ответ. Самой мелкой единицей систематики растений из перечисленных является

 

  • Ответ:

    1) вид

    2) отряд

    3) класс

    4) семейство

 

2) Выберите один правильный ответ. Самой крупной единицей систематики растений из перечисленных является

 

  • Ответ:

    1) класс

    2) отряд

    3) род

    4) подотряд

 

3) Выберите один правильный ответ. К семейству крестоцветных относится

 

  • Ответ:

    1) арахис

    2) белена

    3) капуста

    4) яблоня

 

4) Выберите один правильный ответ. К семейству розоцветных относится

 

  • Ответ:

    1) соя

    2) баклажан

    3) ярутка

    4) рябина

 

5) Выберите один правильный ответ. К семейству пасленовых относится

 

  • Ответ:

    1) горох

    2) петуния

    3) редька

    4) малина

 

6) Выберите один правильный ответ. К семейству мотыльковых относится

 

  • Ответ:

    1) фасоль

    2) слива

    3) картофель

    4) пижма

 

7) Выберите один правильный ответ. К семейству сложноцветных относится

 

  • Ответ:

    1) акация

    2) белена

    3) шиповник

    4) астра

 

8) Выберите три правильных ответа. К семейству злаковых относятся

 

 

9) Выберите три правильных ответа. К семейству лилейных относятся

 

  • Ответ:

    1) фасоль

    2) ландыш

    3) тюльпан

    4) лук

    5) персик

    6) томат

 

10) Установите соответствие между названием растения и группой, к которой оно относится

 

Название растений

Семейства

1) ежевика

2) одуванчик

3) земляника

4) груша

5) нивяник

6) астра

А) розоцветные

Б) сложноцветные

 

* Запишите в таблицу соответствующие буквы

 

  • Ответ:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    А

    Б

    А

    А

    Б

    Б

 

11) Установите соответствие между признаками растений и семейством, к которому они относятся

 

Признаки растений

Семейства

1) плод стручок

2) плод ягода

3) двойной околоцветник

4) соцветие кисть

5) формула цветка *Ч4Л4Т4+2П1

6) формула цветка *Ч(5)Л(5)Т5+П1

А) крестоцветные

Б) Пасленовые

 

* Запишите в таблицу соответствующие буквы

 

  • Ответ:

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    А

    Б

    Б

    А

    А

    Б

tetrab.ru

2. Культурные растения семейства крестоцветных

Многие представители семейства Крестоцветные — древние культурные растения: капуста, редька, репа, брюква, горчица, хрен.

 

Наиболее ценное культурное растение из семейства крестоцветных — капуста. Человек выращивает капусту уже более \(4\) тыс. лет. За несколько веков выращивания человек вывел самые разнообразные сорта и разновидности капусты.

 

 

В нашей стране больше всего распространена капуста белокочанная. Это двулетняя культура. В первый год жизни из семян развиваются растения с коротким стеблем-кочерыгой и крупными округлыми листьями, образующими кочан.

На второй год жизни из пазушных и верхушечных почек кочерыги развиваются высокие стебли с листьями и соцветиями. Бледно-жёлтые цветки капусты имеют такое же строение, как у всех растений семейства крестоцветных, и собраны в соцветие-кисть. Плоды — стручки с семенами — созревают осенью.

У краснокочанной капусты листья окрашены в фиолетово-красный цвет. В этой капусте в \(4\) раза больше витамина А, чем в белокочанной.

Цветная капуста — ценный диетический продукт. В пищу употребляют плотные белые соцветия из недораспустившихся цветков, расположенных на толстых цветоножках.

Брюссельскую капусту выращивают ради маленьких кочанчиков, образующихся в пазухах листьев и содержащих большое количество легкоусвояемых белков, витаминов С и А.

Кольраби не имеет кочана, но образует шаровидное утолщение стебля, напоминающее по вкусу капустную кочерыгу.

Кроме этого, выращивают савойскую, листовую, кормовую и другие разновидности капусты.Выращивая капусту, необходимо регулярно её поливать, рыхлить почву, подкармливать, бороться с сорняками, вредителями и болезнями. Все разновидности капусты влаголюбивы и требовательны к плодородию почв.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Иллюстрации:

http://ucheba-legko.ru/education/biologiya/6_klass/

www.yaklass.ru

Конспект урока для 6 класса «Многообразие и происхождение культурных растений»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 6 класса «Многообразие и происхождение культурных растений» для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Интегрированный урок» биология + география» по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений» 6-й класс.

Разделы: Преподаватель биологии, Преподаватель географииЦель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения

культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • показать вклад Н.И. Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

  • Познакомить обучающихся с навыками и приемами выращивания культурных растений на основе знаний полученных на уроке.

Развивающие:

  • развивать кругозор обучающихся ;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И. Вавилова.

Оборудование:

  • Карта мира «Важнейшие культурные растения мира и их родина»

  • интернет – ресурсы

  • (интернет – ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видио@Mail.Ru.), {BIO6 06-48}_{MA_01}.SWF(объект «application/x-shockwave-flash»), презентация, «Дневник исследователя»

Ход урока.

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1,2,3)

-Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии:

Подводит к теме - « Многообразие и происхождение культурных растений»

Сегодня мы с вами поработаем исследователями. Откройте ваши Дневники исследователя. (Приложение 2) Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе .

-Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

-Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю «приручения» диких растений и превращение их в растения культурные, а также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В источниках распечатанных на столе найдите ответ на вопросы

-какие растения называются дикорастущими? (которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека)

-какие растения относятся к культурным? (растения, специально выведенные и выращиваемые человеком ради своих потребностей.)

-ради чего первобытные люди собирали растения? (с древнейших времен наши предки много знали о свойствах растений использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия и многое другое, люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали их около своих обиталищ.

Учитель биологии:

Из поколения в поколение люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодам, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор - это выбор наиболее ценных в хозяйственном отношении растений и животных. Запишите в дневник исследователя понятие искусственный отбор.

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества проводить прививки искусственное опыление и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция. В параграфе 26 на стр. 154 найдите определение термину селекция- это процесс выведения новых сортов растений. И сделать записи в дневник исследователя.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии (слайд 2, 3, 4. 5, 6) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как Зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужным человеку, называют сортом. Обучающиеся находят определения в параграфе 26 стр. 150 по заданию учителя.

Учитель биологии: В наше время во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно, ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много, привычных нам, культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидоры и т.д.

Диалог с детьми:

-У кого из вас есть огород?

-Какие растения растут на вашем огороде?

-Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступление наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в «Дневник исследователя».

Раньше всех на российских огородах появлялись растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся о культурных растениях

(слайды 10,11,12,,14)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

Закрепление.

Учитель географии: Ребята, проверим, что насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1.Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2. Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3.Корни какого растения больше всего содержат сахар?

4.Какое растение называют «черным рисом»?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО (великих географических открытий)- это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 15)

Вслед за Колумбом в Новый Свет отправились испанцы, англичане, французы (интернет - ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видео@mail.ru)(слайд15)

-Что же они привезли в Старый свет?

-Какие новые растения?

-Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследования (слайды 16,17,18,19)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название этого растения.

Какое растение в Италии называли «золотое яблоко», а во Франции «яблоко любви»?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по правду называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету. Отмечают на интерактивной карте smartnotebuk – центры происхождения культурных растений.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? (слайд 22)[BIO6_06-48]_[MA_01].SWF(объект``application /x-shockwave-flash``)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление учащегося о Н.И.Вавилове (слайд 20)

Учитель биологии: Вернёмся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что – да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения культурных растений. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями. Одно из направлений в развитии сельского хозяйства – это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосемянных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека.

Учитель географии. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

  • Гваюла (слайд 23,24)

  • Echinochloa (слайд 25)

  • Хохоба (слайд 26,27,28)

  • Спаржевый порошок (слайд 29)

Мы ответили на вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастущие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление (Загадки о растениях в стихах.)

1.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки (Огурцы)

2.Вот зеленая кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая подружка,

Знаем мы тебя … (петрушка)

3.Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.

От дождя я не растаю, угощу всех сладким чаем (свёкла)

4.Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

5.Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат (подсолнух)

6.Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная.

-А почему она белая?

-Потому что зеленая.

-О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашняя задание: (слайд 30).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые

использует человек.

Рефлексия.

  1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  2. Что вам особенно запомнилось?

  3. Понравилась ли вам форма урока?

docbase.org

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Центры происхождения культурных растений"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Центры происхождения культурных растений" ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от "Столичного учебного центра" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Многообразие и происхождение культурных растений

3 слайд Описание слайда:

Центр происхождения – территория, в пределах которой формировался вид перед его более широким распространением. Центры происхождения культурных растений – районы земного шара, где возникли и были введены в культуру определённые виды и подвиды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее разнообразие.

4 слайд Описание слайда:

Выделяют 12 центров происхождения культурных растений. Внутри них выделяют локальные центры (микроцентры) возникновения отдельных культур. 1.Индийский (Южноазиатский). Около половины известных видов культурных растений 2.Китайский (Восточноазиатский).Около 20% видов. 3.Среднеазиатский. 14% видов культурных растений. 4.Средиземноморский. 11% видов. 5.Абиссинский. 6.Центральноамериканский. Около 900 видов. 7.Южноамериканский

5 слайд Описание слайда:

Исследование происхождения и распространения культурных растений Расположение центра на карте Климат Растения, произрастающие в Центре Распространение по миру и появление в России

6 слайд Описание слайда:

Вопрос урока: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? необходимо знать, откуда прибыло к нам растение, необходимо разнообразие исходного материала?

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Искусственный отбор

9 слайд Описание слайда:

селекция Белый налив

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

1.ЮЖНО-АЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ

12 слайд Описание слайда:

Огурец Банан Сахарный тростник

13 слайд Описание слайда:

Рис

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

2.ВОСТОЧНО-АЗИАТСКИЙ

16 слайд Описание слайда:

Соя Соя Просо Миндаль

17 слайд Описание слайда:

Чай

18 слайд Описание слайда:

3. ЮГО-ЗАПАДНО-АЗИАТСКИЙ

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Рожь, ячмень, овес, сорго

21 слайд Описание слайда:

Пшеница рожь

22 слайд Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

4. ЭФИОПСКИЙ или АБИССИНСКИЙ

25 слайд Описание слайда:

Клещевина

26 слайд Описание слайда:

Кофе

27 слайд Описание слайда:

5. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ

28 слайд Описание слайда:

чеснок капуста

29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда:

6-7. ЦЕНТРАЛЬНО-АМЕРИКАНСКИЙ, ЮЖНО-АМЕРИКАНСКИЙ

31 слайд Описание слайда:

Томаты, подсолнечник, перец, баклажаны

32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда:

ГЕОГРАФИЯ - ФИЛЬМ 260 серия. Христофор Колумб — Видео@Mail.Ru 

35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:

Николай Иванович Вавилов (1887-1943) Николай Иванович Вавилов, которому принадлежит разработка теории центров происхождения культурных растений, указывал на наличие первичных и вторичных центров.

37 слайд Описание слайда:

Блиц-опрос

38 слайд Описание слайда:

Проверка

39 слайд Описание слайда:

Вопрос урока: зачем необходимо знать, откуда прибыло к нам растение, для чего необходимо разнообразие исходного материала?

40 слайд Описание слайда:

Я узнал(а) много нового … Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). «Утверждение»

41 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Параграф 47, знать новые понятия, использованные на уроке. Подготовить сообщение о Н.И. Вавилове – по желанию.

42 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-342061

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта