Исследовательская работа имена прилагательные в названиях растений. Проектно-исследовательская работа на тему "Имена прилагательные в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Научно-исследовательская работа "Секреты народных названий растений"". Исследовательская работа имена прилагательные в названиях растений


Проект "Имена прилагательные в названиях растений"

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от "Столичного учебного центра" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Имена прилагательные в названиях растений.» Составил ученик 5 класса МБОУ «Шалдежинской основной школы: Горев Иван. (руководитель проекта: Учитель русского языка и литературы: Кокорева И.А.)

2 слайд Описание слайда:

Прилагательные сопровождают нас всюду. Их мы используем в повседневной речи. Без прилагательных наша речь была бы бедной и скучной. Очень часто в названиях растений встречаются имена прилагательные. Целью моей работы было найти названия и фотографии таких растений, показать, как образованы прилагательные в этих названиях, определить лексическое значение словообразовательных суффиксов.

3 слайд Описание слайда:

Анютины глазки Анюта + ин+ ы (суффиксальный способ словообразования.) Значение суффикса: ИН -принадлежность к людям, животным)

4 слайд Описание слайда:

Астрагал золотистый Золото + ист +ый.(суффиксальный способ словообразования).Значение суффикса ист- похожий на что-то.

5 слайд Описание слайда:

«Горец перечный» Перец + н + ый- ц/ч.Способ словообразования: суффиксальный. Значение суффикса н – признак или свойство относящийся к предмету и т.д)

6 слайд Описание слайда:

Зимолюбка зонтичная. Зонт + ичн + ая = к/ч (суффиксальный способ словообразования)

7 слайд Описание слайда:

Камен + н + ая роза (Суффиксальный способ словообразования)

8 слайд Описание слайда:

Ива пепельная. пепел+н+ая (суффиксальный способ словообразования)

9 слайд Описание слайда:

Ива плакучая. Плак+уч+ая(суффиксальный. Значение суффикса уч – склонный к какому-либо действию.)

10 слайд Описание слайда:

Каштан конский. Конь + ск + ий. (суффиксальный)

11 слайд Описание слайда:

Лилия амазон + ск + ая (суффиксальный, значение суффикса: принадлежность к чему-то.)

12 слайд Описание слайда:

Орех грецкий. Греция + к + ий. (суффиксальный)

13 слайд Описание слайда:

Пырей ползучий. Ползти + уч +ий.(Суффиксальный . Значение суффикса уч : склонный к какому-либо действию.)

14 слайд Описание слайда:

Стальник пашенный. Пашня + енн +ый. (суффиксальный)

15 слайд Описание слайда:

Робиния акация ложная. Ложь + н + ая. (суффиксальный)

16 слайд Описание слайда:

Фиалка душистая. Душа + ист + ая.(Суффиксальный)

17 слайд Описание слайда:

Шиповник собачий Собака + ч + и.(суффиксальный)

18 слайд Описание слайда:

Ятрышник пурпурный. Пурпур + н =ый.(суффиксальный)

19 слайд Описание слайда:

Ятрышник шлемоносный Шлем +носить + н + ый.(суффиксальный)

20 слайд Описание слайда:

trifoly.ru›alfavitnyj-ukazatel/rasteniya-alf-rus/ названия растений. Использованные ресурсы. greeninfo.ru›alphabet_photo.html

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-205161

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Имена прилагательные в названиях растений

прилагательные мы используем всюду и повседневной жизне. Без прилагательных наша речь была бы скудной и бедной.Очень часто в именах растений встречается имена прилагательные.Целью моей работы была найти фотографий рстений показать как образованы прилагательные в этих названиях.я исследовала растения 

Просмотр содержимого документа «Имена прилагательные в названиях растений »

Имена прилагательные в названиях растений .

Составила ученица 6а класса Тасшагильской СОШ.

Енсеп Корлан

Прилагательные сопровождают нас всюду. Их мы используем в повседневной речи. Без прилагательных наша речь была бы бедной и скучной. Очень часто в названиях растений встречаются имена прилагательные. Целью моей работы было найти названия и фотографии таких растений, показать, как образованы прилагательные в этих названиях.

Анют ин ы глазки

Анюта + ин + ы-притяж.

Берёза пуш ист ая

Пух + ист = х/ш – качеств.

Астрагал золот ист ый

Золото + ист + ый.Относит.

Горец переч н ый

Перец + н + ый- ц/ч. Относит.

Горец птич ий .

Птица+ ий =ц/ч. Притяж.

Зимолюбка зонт ичн ая .

Зонт + ичн + ая = к/ч качеств

Ива козь я .

Коза+ й + а . притяж.

Ива пепель н ая.

пепел+ н +ая.качеств

Ива плак уч ая.

Плак+ уч +ая. Качеств.

Каштан кон ск ий.

Конь + ск + ий.Относит.

Козлятник восточ н ый

Восток + н +ый. к/ч Относит.

Медвежье ушко.

Медведь + й +э. д/ж притяж.

Орех грец к ий .

Греция + к + ий. Относит.

Пырей полз уч ий.

Ползти + уч + ий. Качеств.

Стальник паш енн ый.

Пашня + енн +ый. Относит.

Робиния акация лож н ая .

Ложь + н + ая. Качеств.

Фиалка душ ист ая.

Душа + ист + ая. Качест.

Шиповник соба ч ий

Собака + ч + и. Притяж.

Ятрышник пурпур н ый .

Пурпур + н =ый. Качеств.

Ятрышник шлемонос н ый

Шлем +носить + н + ый.Относит.

Использованные ресурсы.

trifoly.ru › alfavitnyj-ukazatel / rasteniy a-alf-rus / названия растений.

greeninfo.ru › alphabet_ photo .html

kopilkaurokov.ru

Научно-исследовательская работа "Секреты народных названий растений""

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Закаменское районное управление образования»

МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования» г. Закаменск

Всероосийский Конкурс исследовательских работ имени В. И. Вернадского

Секция «Краеведение»

Секреты народных названий растений.

Автор: Гармаев Эрдэни, ученик 8 класса,

МАОУ «Улентуйская СОШ»

Руководитель: Гармаева Аида Борисовна,

учитель русского языка и литературы

2016 г.

Оглавление:

  1. Введение

Цель. Задачи исследования.

  1. Теоретическая часть.

    1. Названия, заимствованные из других языков, славянские названия.

  2. Практическая часть.

    1. Происхождение названия растений. Классификация названий растений.

    2. Народные легенды и предания о происхождении названий растений.

    3. Анализ названий растений на русском и бурятском языках с точки зрения народной этимологии.

  3. Заключение.

  4. Библиография.

  5. Приложение.

  1. Введение.

Сколько себя помнит, человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. И в древности уже пытались понять, отчего изменяется слово и что оно значит. Сегодня же, когда слова сменяются и часто, и стремительно, интерес к речи стал всеобщим, да и язык, который мы называем литературным, превратившись в общую для всех речь, подавил собой различные говоры, диалекты, жаргоны, просторечие.

Многое в языке, что кажется новым, только-только возникшим в речи, на самом деле старо, как и сам язык. То, что каждый из нас осваивает в своей речи лично, вполне могло быть у народа в его языке задолго до нашего рождения. Собственно, в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ, потому что язык – проявление обыденного сознания. В расстановке слов, в их значениях, в смысле их соединений заложена та информация, которая неведомо каким образом передает нам знание о мире и людях, приобщая к тому духовному богатству, которое создали многие поколения предков. Включив свое собственное представление о русском языке, опыт поколений, мы сможем тверже ориентироваться в море фактов и мнений о родном языке.

В этой работе я хотел бы поделиться своим исследованием о языке народных названий растений. Материал и источники – словари и книги, мнения разных людей, опрошенных мною в ходе исследования. Чтобы подобрать примеры повыразительнее, пришлось просмотреть много научно-популярной литературы о пользе и использовании лекарственных растений. Ведь сам принцип образования слов - народных названий лежит в лечебных свойствах растения и не только.

Какие вы знаете цветы и травы? Какой цветок (трава) вам наиболее дорог? Народные названия растений никогда не вызывали у вас вопросов? Попробуйте угадать, какие известные растения так называются: попутник, пустодуй, кошачий корень, синюшка, бородавник, хворобой. В различных местах одно и то же растение нередко называют по-разному. Бывает, услышишь название и не сразу догадаешься, о каком растении идет речь. Так, борщевик, в народе слыл как свиные дудки, пупырь. Золотарник больше был известен как золотая розга, барыня-дерево – боярышник.

Сбор и изучение местных народных названий растений представляет серьезный научный интерес. Они часто отражают старинные представления о растительном мире, различные стороны жизни растений, указывая на их распространение, связь друг с другом.

Народные названия растений зачастую не совпадают с общепринятыми ботаническими. Многие из них отличаются меткостью, поэтичностью, напоминают образы русских народных сказок – медвежий лук, кукушкины слезы, вороний глаз и др. В различных местах одно и то же растение часто называют по-разному. В своей работе я хочу выяснить, почему растениям дали такие названия? Почему, например, валериану в народе называют кошачьим корнем, а тысячелистник – солдатской травой.

Гипотеза: Возможна ли классификация слов – названий растений по каким-то определенным признакам. Возможно ли догадаться по народному названию о лечебных свойствах того или иного растения. Также в своем исследовании я хочу сопоставить значения народных названий растений на русском и бурятском языках.

Цель: проследить историю происхождений слов – народных названий растений. В данной исследовательской работе анализируются названия лишь некоторых растений, используемых в медицине.

Задачи:

  1. Провести опрос среди населения.

  2. Классифицировать названия по определенным признакам.

  3. Сравнить народные названия растений в лексике русского и бурятского языков.

  4. Изучить легенды о растениях.

Объект исследования – народные названия лечебных растений моей родины.

Методы исследования:

  • Наблюдение.

  • Анализ проведенной работы.

  • Сравнение полученных результатов.

  • Обобщение, вывод.

  • Оформление итогов работы.

  1. Теоретическая часть.

В художественной литературе встречаются рассказы о происхождении названий растений (в рассказах Е.И.Ильина о вязе, Э.Шима о бессмертнике, Ю.Дмитриева о недотроге) и др..

Некоторые названия я могу объяснить сам, например, подсолнух, следит за солнцем; черника получила название из-за своего цвета.

Но не все названия растений легко объяснить. «Этимологический словарь» В.Волиной дает ответы на мои вопросы. Там есть раздел, посвященный этимологии растений.

Оказывается, очень много названий растений пришло к нам из других языков, т.е. имеют иностранное происхождение.

Римские слова: нарцисс, гиацинт, валериана. Название дано по имени римского врача Плиния Валериана, высоко оценившего это лекарство. Часто встречаются греческие корни: хризантема, мимоза, тмин.

Многообразие языков всегда было преградой для понимания. Необходимость единого языка для описания растительного мира привела к использованию латыни в качестве профессионального языка медиков и ботаников. Поэтому латинские названия дошли до нас почти без изменений: герань, маргаритки, лен, гладиолус. Латынь испытала на себе некоторое влияние арабского языка (знаменитый трактат ученого Х.Авиценны, ставший руководством для ученых медиков всего мира). Так из арабского языка к нам пришли названия растений: банан, шафран, алоэ, кофе. Немало слов позаимствовано из китайского и японского языков: чай, мандарин, женьшень. Подсчитано, что в русском языке около 150 названий так или иначе связаны с тюркскими языками. Это названия культурных растений – айва, алыча, инжир, хурма. Из турецкого пришло к нам слово тюльпан (происходит от «тулибан» - тюрбан, поскольку форма его цветков напоминает этот восточный головной убор). Индийского происхождения слова: манго, перец, имбирь.

Также при изучении названий растений встречаются и слова старославянского происхождения. Некоторые из них давно исчезли из обихода. Например, брусника образовано от устаревшего слова «бруснъ» - что значит красный. То же относиться к слову «полети» - «гореть»: от него произошло название растения «полынь». Связано это с резким, отдающим гарью запахом растения, горьким вкусом, от которого «горит» во рту.

  1. Практическая часть.

3.1. Происхождение названия растений. Классификация названий растений.

Проведя опрос среди населения в нашем районе, поработав с дополнительными источниками литературы, я узнал, какие названия дал народ растениям, произрастающим в нашем районе.

Я выяснил, что названия не возникали случайно. Народ замечал какой-то яркий признак и по этому признаку давал название. Часто они бывали меткими, яркими, поэтому по названию многое можно было узнать о растении. В появлении названий растений я заметила определенную закономерность: каждое название несет в себе огромное количество информации о его носителе.

Это очень хорошо иллюстрирует текст К.Яковлева:

«Простая милая Средняя Русь слышится в каждом названии травы – до удивления точном, красивом, ненаглядном и звучном.

Купальница: когда раскроет она лепестки, прогреется вода в реке, и люди, как бы по этому знаку, начинают купаться.<…>

Как только не названы травы! И по запаху – душица, душистый колосок; и по цвету – желтовник, синецвет, белозор; и по листья – тысячелистник, медвежье ухо, сороказуб. И по времени – майник, подснежник; и по месту, где выросли, - нивянка, пустырник, дубравница, ельник».

Далее я хочу привести примеры описания лекарственных свойств растений (Богданова К.М., Бичиханов М.П. «Лекарственные растения Бурятии и их охрана»; Н.Л.Зайцева, Т.В.Белоногова. Растения Севера в народной медицине), дополненные моими примерами народных названий растений. Значение слов – народных названий определяется его лечебными свойствами и внешним сходством с теми или иными предметами, животными:

Тысячелистник обыкновенный. Обычное растение лугов, лесных полян, встречается вдоль дорог по опушкам леса. Зацветает в июле. Тысячелистником останавливали кровь при легочных, носовых, желудочно-кишечных, геморроидальных, маточных и различных наружных кровотечениях. Народные названия: солдатская трава, матрешка, цветки белые, материнка, серпорез, сановник, грыжная трава, живучая трава, греча дикая, дикая кашка, бедренец, белый узик, белоцвет, кровавник, порезник, рудометка, белоголовник.

Лапчатка встречается на влажных лугах и зарастающих сенокосных угодьях, на полянах, квартальных просеках, лесных дорогах, по краю болот, к северу становится более редким видом. Отвары лапчатки пьют при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при внутренних кровотечениях. Используют отвары как отхаркивающее средство при легочных заболеваниях, пьют его и при заболеваниях почек, печени (как желчегонное). В русском языке существуют следующие варианты народных названий: курзелье, куричьи ножки. А еще ее называют дубравка, завязный корень, могущник, шептуха.

Одуванчик из семейства сложноцветных. Одно из распространенных растений по всей Бурятии, растет на лугах, на опушках лесов, на огородах, около жилых построек, на залежах. В медицинской практике корни одуванчика в виде отвара, экстракта, пилюль применяют для возбуждения аппетита, при атонии кишечника, как желчегонное средство. Народные названия, указывающие на различные стадии зрелости растения, можно сгруппировать в две большие группы:

  1. Названия, обозначающие состояние во время цветения: подойничек, пухлянка.

  2. Названия, обозначающие состояние после цветения: плешивец, пустодуй, летучка.

Особенность, признак,

по которому дано название

1

Горец змеиный

1.Змеевик, змеиный корень.

Из-за корневищ – змеевидно изогнутых, снаружи темно-бурого, внутри буро-розоватого цвета.

2.Рачьи шейки

Из-за корневищ.

2

Шиповник

Роза

Веточки покрыты острыми шипами

3

Ахиллесов тысячелистник (название дано за многократные рассеченные листья, отчего создается впечатление, что их очень много)

  1. Солдатская трава

Прозван солдатской травой за свои лечебные свойства, о которых знали еще древние греки. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил им от ран своего друга. Поэтому трава и получила научное название Ахиллесов тысячелистник.

  1. Живучая трава

Название получило, возможно, за смелость и выносливость: тысячелистник не боится ни плохих почв, ни жары и даже под палящим солнцем стоит как ни в чем не бывало, высоко вскинув свою головку. Морозов растение тоже не боится, стоит до поздней осени. Кроме того, тысячелистник способен быстро возрождаться, если его срезать или сломать. Этим он напоминает стойкого и храброго солдата.

  1. Порезник, кровавник, рудометка (слово «руда» когда-то означало «кровь»)

Лечебные свойства травы известны давно: её использовали как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Отсюда и эти названия.

4

Ятрышник шлемоносный

  1. Кукушкины слезы, плакун-трава, любим-корень, сердечник.

С его листьев иногда падают капли воды, словно слезинки. Это излишки влаги, которые ятрышник выводит своими листьями.

5

Толокнянка

  1. Медвежье ухо

По форме листьев

6

Облепиха крушиновая

Плоды облепляют ветви

7

Пастушья сумка

По форме цветков

8

Чистотел большой

Бородавник

Лечит бородавки, различные болезни кожи

9

Родиола розовая

Золотой корень

Снаружи корни и корневища буроватые или золотистые.

10

Купена приземистая

Вороний глаз, сорочья ягода, соломонова печать

По форме ягод.

11

Лютик

Куриная слепота

Если едкий сок лютика попадет в глаза, возникает жжение, резь и даже временная потеря зрения.

12

Полынь обыкновенная (от слова «полети» - «гореть»). Связано это с резким, отдающим гарью, запахом растения, горьким вкусом, от которого «горит» во рту.

1.Чернобыльник

По цвету стебля (темноокрашенный)

13

Багульник

  1. «Багулить» – значит отравлять, ядовитые эфирные масла невысокого болотного растения дали название растению

  2. «Багно» - болото

14

Брусника

От устаревшего «бруснъ» - красный.

15

Береза

«Бер» - у древних славян «светлый, белый».

16

Лилия

В переводе с древнегальского «ли-ли» - «белый-белый»

17

Подорожник

Попутник

Растет вдоль дорог

18

Одуванчик обыкновенный

Пустодуй, подойничек, пухлянка, плешивец, летучка.

По внешнему виду, по поведению.

19

Зверобой («зверя бить» - вреден, опасен для скота)

Хворобой.

«Хворь бить»: в народе называют лекарством от 99 болезней.

20

Валериана (по имени врача Плиния Валериана)

Кошачий корень, кошачья травка, мяун.

Если для человека она- успокаивающее средство, то для кошек – возбуждающее.

21

Лапчатка прямостоячая

1.Курзелье, куричьи ножки.

2. Дубравка.

3. Завязный корень, шептуха.

Листья по форме напоминают птичью лапу.

По месту, где растет.

По лечебным свойствам.

22

Фиалка трехцветная.

Анютины глазки, братики, троецветка, брат и сестра, мотыльки, иван-да-марья, полуцвет, топорчики, зазулины черевички, воробьиное семя, веселые глазки, сорочье семя, золотуха.

По внешнему виду

23

Кровохлебка аптечная

Останавливает кровь: в медицинской практике в форме отваров, настоек, экстрактов применяется для лечения энтероколитов, диареи, кишечных, геморроидальных, маточных кровотечений, при гингивите, стоматите, входит в состав вяжущего чая.

24

Солодка уральская

Солодка – корень –сладк- . Вкус корней сладкий, характерный

25

Пижма обыкновенная

Дикая рябинка, полевой рябинник.

Её соцветия напоминают рябиновую гроздь, и листья их тоже похожи.

26

Пустырник («пустырь» - растет на пустыре)

Сердечная трава

Оказывает успокаивающее действие, применятся при болезнях сердца.

27

Подснежник

Майник

По времени произрастания

28

Купальница

Жарки

По одноименной легенде

Как видно из приведенных примеров, в ряде случаев признаки положенные в основу того или иного названия, очевидны. Например: тысячелистник – название дано за многократно рассеченные листья, отчего создается впечатление, что их очень много. В то же время в ряде случаев названия могут быть даны на основании какого-нибудь малозначащего признака, который в самом названии может и не выражаться. В названиях лекарственных трав, кроме фонетических явлений имеются и грамматические особенности, которые проявляются в основном в словообразовании и формах словосочетания. Названия растений по структуре могут быть подразделены на двухсловные (куричьи ножки, завязный корень, вороний глаз, солдатская трава) и однословные (дубравник, рудометка, хворобой, бородавник и др.).

Двухсловные названия в большинстве случаев представляют сочетания имени прилагательного с существительным. Например: грыжная трава, завязный корень.

Следующую группу двухсловных наименований составляют названия, данные на основе внешнего сходства названий с другими предметами, явлениями и др. Медвежье ухо, соломонова печать, кукушкины слезы и др.

Двухсловных наименований, имеющих в составе названия животных и птиц, очень много: куриная слепота, кошачья травка, змеиный корень, рачьи шейки, сорочье семя, вороний глаз, медвежье ухо и др.

Группу однословных наименований составляют слова, указывающие на вкусовые качества растений: кислица, солодка и др.

Другую группу однословных наименований составляют названия, указывающие на место произрастания: дубравка, ельник, нивянка, пустырник.

Также названия растений можно классифицировать по лечебным свойствам и по воздействию на человека или животных: кошачья травка, кошачий корень, мяун, кровохлебка, завязный корень, шептуха, хворобой, куриная слепота, бородавник, порезник, кровавник, рудометка.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что большинство названий растений возникли позднее, чем названия животных, поскольку в составе названий растений присутствуют наименования животных. Однословные названия растений в основном образованы морфологическим способом, к корню слова присоединяются словообразовательные аффиксы. В образовании названий слов участвуют следующие аффиксы:

-ник-: ельник, пустырник, кровавник, порезник.

-к-: дубравка, нивянка, троецветка, рудометка.

-ец-: плешивец, бедренец.

    1. Легенды и предания, связанные с названиями растений (Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях).

Тысячелистник

Название тысячелистник дано за многократно рассеченные листья, отчего создается впечатление, что их очень много. Народные названия: солдатская трава, матрешка, цветки белые, материнка, серпорез, сановник, грыжная трава, живучая трава, греча дикая, дикая кашка, бедренец, белый узик, белоцвет, кровавник, порезник, рудометка, белоголовник.

Свое название живучая трава растение получило, возможно, за смелость и выносливость: тысячелистник не боится ни плохих почв, ни жары и даже под палящим солнцем стоит как ни в чем не бывало, высоко вскинув свою головку. Морозов растение тоже не боится, стоит до поздней осени. Кроме того, тысячелистник способен быстро возрождаться, если его срезать и сломать. Этим он напоминает стойкого и храброго солдата.

Также тысячелистник прозван солдатской травой за свои лечебные свойства, о которых знали еще древние греки. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил им от ран своего друга. Поэтому трава и получила название Ахиллесов тысячелистник.

Лечебные свойства травы известны давно: её использовали как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Отсюда другие названия тысячелистника – порезник, кровавник и рудометка (слово руда когда-то означало «кровь»).

Лапчатка

Скромное, малоприметное растение.

Однажды обратилась эта скромная травка с просьбой к доброй волшебнице: «Смеются надо мной мои сестры за то, что нет у меня ни серебряного наряда, ни крупных красивых цветов и вообще я малозаметна в траве, едва поднимаюсь от земли. Да и лепестков в цветке у меня четыре, а все мои сестры имеют по пять». – «Не печалься, - отвечала волшебница скромной травке, - хотя вид твой неказист, а тоненький стебелек малозаметен в траве, только тебя будут искать люди за ту великую пользу, которую ты им будешь приносить».

Листья лапчатки напоминают птичью лапу, отсюда и такие её народные названия, как курзелье, куричьи ножки. А еще ее называют дубравка, завязный корень, могущник, шептуха.

Большое количество названий указывает на необычайную популярность растения в народной медицине. О его исцеляющей силе сложено немало преданий. Одно из них связано с именем русского богатыря Ильи Муромца. Перед решающей битвой с Соловьем-разбойником он будто бы подошел к краю большого водоема, где было много травы шептухи, припал к земле, вдохнул в себя запах её корней и почувствовал в себе силу безмерную. Как известно, битва закончилась славной победой русского богатыря.

Кипрей

Уходит из употребления русское вводное слово «чай». А раньше оно было кое-где столь употребляемо, что проезжающие там люди и сами начинали «чайкать». Жил когда-то паренек Иван. Любил он погулять в красной рубахе и проводить время на опушке леса, среди цветов и кустарников. А жители села, увидев мелькнувший в зелени алый цвет, говаривали: «Да это Иван, чай, ходит». И не заметили они отсутствия в селе Ивана, а глядя на алые цветы, неожиданно появившиеся у околицы, думали: «Да это Иван-чай»!

Так и прижилось за растением название Иван-чай. А оно возьми да и удиви сельчан. Собрались они как-то на праздник, но вдруг похолодало, и женщины решили вскипятить воды. В костер вошли и стебли Иван-чая, а листья его как-то попали в котел. Отвар оказался приятным. С тех пор из листьев Иван-чая стали приготавливать напиток и назвали его – чай копорский, по названию села Копорье под Петербургом, где это чудо и случилось.

Когда на просеке в июльский зной

Проходишь ты меж кочками и пнями,

Кипрея лепестки перед тобой

Мелькают словно розовое пламя.

Когда в лесу наткнешься невзначай

На море лепестков в цветочной пыли

Ты скажешь: «Это Иван-чай,

Его когда-то наши предки пили».

Вывод: очень много легенд сложено о растениях. Они тоже дают возможность многое узнать о растении. Например, из легенд, я узнала, почему купальницу называют жарками, а бессмертник – нечуй-травой, боярышник – барыней-деревом.

Оказывается, с помощью названий растений можно еще изучать быт народов, их обычаи, легенды, традиции в разные эпохи.

    1. Анализ названий растений на русском и бурятском языках с точки зрения народной этимологии:

6

Чистотел большой (бородавник – применяется для выведения бородавок)

Шүдэр сэсэг – в переводе с бурятского «цветок росы».

Изучив и сравнив названия одних и тех же растений на разных языках, я могу сделать вывод, несмотря на то, что мы разговариваем на разных языках, наши народы в большинстве случаев вкладывали в эти названия одни и те же смыслы.

  1. Заключение.

Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих корнями в далекое прошлое. В ней столько белых пятен, вопросов без ответов, она дает богатейший языковой материал для изучения.

В работе я рассмотрел только малую часть названий растений моей родины. Гипотеза о возможности классификации слов – народных названий подтвердилась. Также как и оказалось возможным по народному названию догадаться о каких-либо лечебных свойствах растений.

Изучая народные названия растений, сравнивая их значение на русском и бурятском языках, я узнал, как много секретов, тайн связано с их происхождением и существованием, как помогает смысловое значение этих названий в изучении быта народов, их обычаев, традиций и легенд.

Народные названия часто отражают старинные представления о мире растений и, в связи с этим, представляют значительную историческую ценность. И поэтому нельзя допустить, чтоб они были забыты.

На основе своей исследовательской работы я выпустил брошюры, где дается описание растений, их лечебные свойства, легенды, связанные с названиями растений.

Библиография

  1. Богданов К.М., М.П.Бичиханов. Лекарственные растения Бурятии и их охрана. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1990 г. – 96 с.

  2. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 г. – 256 с.

  3. Н.Л.Зайцева, Т.В.Белоногова. Растения Севера в народной медицине. – Петрозаводск: «Карелия», 1991 г. – 47 с.

  4. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высшая школа, 1999 г.

  5. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971 г. – 542 с.

  6. Колесов В.В. Гордый наш язык.- СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2007 г. – 352 с.

infourok.ru

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» » Мир учителя

Россия,Республика Дагестан

Уллубийаульская СОШ

Учитель русского языка и литературы

Мамаева Муминат Абдулвагабовна

Тип урока:  повторительно-обобщающий.

Цели урока:

Образовательные:

  • Выявить роль имени прилагательных в речи.
  • Отработать умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.
  • Формировать умение решать орфографические задачи на правописание окончаний прилагательных,  суффиксов прилагательных, сложных прилагательных.
  • Отработать умение правильно определять разряд прилагательного.

 Развивающие:

  • Развивать умение видеть красоту русского языка.
  • Развивать умение ярко образно, точно выражать свои мысли и чувства.
  • Научить детей проводить исследования в изучении темы и презентировать свои работы.

 Воспитательные:

  • Эстетическое и нравственное воздействие на сознание учащихся.
  • Воспитание чувства любви к окружающей природе, миру.
  •  

  Объекты повторения:

Общее понятие об имени прилагательном.

Постоянные признаки. Разряды прилагательных.

Непостоянные признаки. Склонение прилагательных. Степени сравнения.

Роль в предложении.

Суффиксы прилагательных.

Словообразование прилагательных.

 

Оборудование урока:

Проектор, компьютер, презентации.

 

Ход  урока.

Проверка знаний.

1.Какую тему мы с вами изучили?

2.Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

3.Как образуются имена прилагательные?

4.На какие разряды делятся имена прилагательные?

Ребята, а какое время года на улице, какой месяц?

Март – слово нерусское, пришло к нам из Византии. Наши предки называли этот месяц «сухим», так как мало осадков, протальник, капельник – из-за таяния снегов. Март – время прилета птиц, поэтому его называли еще «грачевником». Снег в марте считается благодатным. Вода из него целебной.

 

1 задание. 

 

е

ч

а

р

н

к

у

м

к

а

ш

к

о

л

а

т

а

д

а

к

а

я

ь

н

а

 

Спрятанные слова.

 

Код                                                     Ладья

Лак                                                    Кумач 

Укол                                                 Комар 

Дом                                                   Аркан

Мода                                                Мука

Клад                                                 Укат

Марка                                           Дата

Чек                                                  Лань 

Кума                                              Канал

Куча                                               Клан

Кладь                                            Накал

 

Образуйте от выделенных  существительных прилагательные.

Код…………. название

Мода……….свитер

Марка………автомобиль

Чек……………книжка

Кумач………..флаг

Комар………..укус

Мука………….хлеб

Лань………….копыто

2 задание.

Распределите прилагательные по синонимичным парам.

Робкий, прилежный,несмелый, храбрый, старательный, застенчивый, усердный, стыдливый, смелый, любознательный, мужественный, легкомысленный, отважный, пытливый, жизнерадостный, несерьёзный. бодрый, неуважающий, верный, надёжный.

3 задание.

 

Вставьте, где нужно, пропущенные суффиксы.

Казах… ий-------------казац…ий

Немец …ий-----------кавказ…ий

Изменч…ый---------ключ…ой

Скольз …ий-----------француз…ий

Топол …ый-------------угодл…ый

Дерз…ий---------------мерз…ий

Усидч…ый--------------разборч…ый

Молодец…ий----------половец…ий

Киргиз…ий------------близ…ий

 

4 задание.

Вставьте пропущенные окончания.

Утренн…м ветерком---в утренн…м ветерке

На свеж…м сене---под свеж…м сеном

При малейш …м движении---в малейш…м движении

Субботн…м вечером---в субботн…м вечере

В полнейш…й тишине---полнейш…й тишиной

О заячь…м испуге---с заячь…м испугом

К лись…й хитрости---о лись…й хитрости

 

5 задание.

Запишите данные словосочетания  сущ. + сущ.  в виде  прил. + сущ.

В свете вечера-------------------------в вечернем свете

В гнезде птицы------------------------в птичьем гнезде

Садом для детей-----------------------детским садом

Платком мамы--------------------------маминым платком

Игры паралимпиады------------------паралимпийские игры

Утро в тумане---------------------------туманное утро

Котлетой из баранины----------------бараньей котлетой

Вазу из стекла---------------------------стеклянную вазу

В домике из льда-----------------------в ледяном домике

 

Физкультпауза «Смеяться разрешается»

«Эти маленькие смешные дети»

Показ фотографий детей.

 

 

6 задание.

Ребята, какое время дня на улице показано здесь?

Видите, уже вечер, а наши непослушные суффиксы всё ещё гуляют на улице.

Приведите суффиксы  домой.

 

Глин……….ый

Туман………ый

Свинц……….ый -

Ткац……….ий

Кумык……….ий

Кож.……….ый

Журавл……….ый

Павлин………

Сирен……….ый

Искусств………….ый

-ян-, -н-, -ов-,-к-,-ск-, -ан-,-ин-, -ий-,-ев-,-енн-.

Расшифруйте фразеологизмы.

 

20,10,26,6    3,16,5,29,    15,10,8,20,  18,1,3,29.

12,1,12   17,16   27,21,25,30,6,14,21 3,6,13,6,15,10,32

Определите разряды прилагательных.

Разделите данные прилагательные на две группы по способу образования и написания.

(Взлётно)посадочный,(боле)утоляющий,(бутыло)моечный, (весенне)летний, (газетно)журнальный, (восьми)десятилетний, (второ)очередной, (инженерно) строительный, (вредо)носный, (кисло)сладкий, (дико)растущий,(золотисто)жёлтый,(зелёно)серый, (древне)греческий,(жаро)понижающий,(западно) европейский,(железно)дорожный,(фруктово)ягодный, (сине)(бело)красный,(ранне)весенний, (свето)непроницаемый,(ясно)выраженный, (быстро)растворимый, (бело)снежный, (снежно)белый.

Даны  характеристики трёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.

А.        Имя прилагательное-ж.р., ед.ч.,В.п.

Б.        Имя прилагательное-ср.р., ед.ч.,П.п.

В.        Имя прилагательное-м.р., мн.ч.,Им.п.

Зелёный жакет—зелёные жакеты

Зелёная краска—зелёные краски

Зелёное растение—зелёные растения

Во мн.ч. прилагательные не имеют рода.

Разберите предложения по членам.

Особенно поразили нас птичьи гнёзда. Они слишком огромны. Одно орлиное гнездо выше самого высокого дома. Оно было всё сплетено из исполинских дубовых стволов.

Каким членом предложения являются выделенные прилагательные?

Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого.  Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна.

Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей.

Сейчас вы увидите подготовленные вашими товарищами небольшие исследования-презентации на тему «Имена прилагательные в названиях…»

Итог урока.

Понравился ли вам урок?

Чему вы научились после изучения темы «Имя прилагательное»?

Что для вас было трудным в процессе изучения темы?

А что давалось легко?

Понравились ли вам работы ваших товарищей?

Хотели ли вы продолжить  их исследования или выполнить свою работу?

Домашнее задание на

каникулы.

Найти и записать прилагательные в названиях профессий, вещей и т.д. Как характеризуются эти прилагательные?

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

Урок на деятельностной основе. Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания по теме.

Задачи: формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, развитие теоретического мышления, языковой интуиции, воспитание культуры речевого общения и поведения.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточные материалы, сигнальные карточки.

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую, О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую.С.Есенин

Ход урока

1. Слово учителя.

Цель нашего урока – проверить, научились ли вы пользоваться богатствами удивительной части речи – имени прилагательного. А тексты, звучащие на уроке, будут объединены одной темой – они посвящены цветам.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете строки из стихотворения С.Есенина?

Ребята! У многих из вас дома есть комнатные цветущие растения. А умеете ли вы правильно ухаживать за ними?

Прочитаем текст: “Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое – в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта”.

- Какой вывод вы сделали? Как необходимо ухаживать за домашними растениями?

2. “Заполните таблицу”: выпишите из текста слова, отвечающие на вопрос “какой?”, сравните их значение, сделайте вывод.

Часть речи Имя прилагательное Местоимение Имя числительное
Вопрос Какой? Какой? Какой?
Значение Обозначает признак предмета Указывает на признак предмета, но не называет его Обозначает порядок предметов при счете
Примеры      

- Используя таблицу, расскажите о сходстве и различии прилагательных, местоимений, по форме сходных с ними, и порядковых числительных.

3. “Верный тезис”. Вспомним грамматические признаки прилагательных. Работаем с сигнальными карточками. Если утверждение верное, вы поднимаете зеленую карточку, если неверное – красную.

  1. Прилагательное может отвечать на вопрос “что”, “каков”, “какой”.
  2. Прилагательное обозначает предмет, признак предмета, действие.
  3. Прилагательное может изменяться по родам, лицам, временам.
  4. Прилагательное не может изменяться по числам, падежам, лицам.
  5. В предложении прилагательное может выполнять роль подлежащего, определения, обстоятельства, сказуемого.

4. А сейчас конкурс: “Знатоки поэзии”.

- Известны ли вам эти стихотворения? Восстановите пропущенные в отрывках прилагательные.

А цветы-то, цветы! Как живые, стоят, Улыбаются, глазки на солнце глядят, Словно речи ведут, как их жизнь (коротка), (Коротка), да без слез, от забот далека…(И.Никитин)

Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И (душистого) ландыша ждет. (А.Фет. “Весенние мысли”).

В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, (Жарче) роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… (Ф.Тютчев)

Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как (северный) наш василек. (С.Есенин)

Вы шлете мне ласки, В бессмертном избытке. Жасмин, маргаритки, (Анютины) глазки. (К.Бальмонт)

Вопросы:

1) Кто готов выразительно прочитать отрывки? Назовите авторов этих стихотворений. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные? С какой целью они используются? (Имена прилагательные помогают создать художественный образ, делают речь выразительнее, богаче)

2) Какие прилагательные употреблены в переносном значении?

3) Назовите сочетания существительных с прилагательными в данных текстах. Определите род, число и падеж полных прилагательных.

4) Есть ли в отрывках краткие прилагательные? Как они изменяются? Определите их форму.

5) Какими членами предложения являются прилагательные в третьем отрывке? Почему? Когда мы употребляем в речи степени сравнения? От каких прилагательных из этих отрывков нельзя образовать степени сравнения? Почему?

5. “Рассказ по таблице”. Вспомним, на какие разряды по значению делятся прилагательные. Назовите сходства и отличия межу разрядами, используя таблицу, заполните пустые графы.

Признаки/ Разряды Качественные Относительные Притяжательные
Значение      
Наличие степени сравнения      
Наличие краткой формы      
Сочетание с наречиями степени      

- Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных из прочитанных отрывков.

- В названиях каких цветов и растений используются притяжательные прилагательные? (Слушаются подготовленные сообщения об истории происхождения названий некоторых растений из Красной Книги: пастушья сумка, львиный зев, кукушкин лен, журавлиный горох).

6. “Знаете ли вы?”. Послушайте еще одно стихотворение.

Галина Массель “Сон-трава”.

Зовем мы их – подснежники, По книгам – сон-трава, Сгоняют мысли снежные, Проклюнувшись едва, Где – по-цыплячьи желтые, Где – светлый фиолет, Как жизнеутверждающих Апофеоз примет… И ластятся пушинками, и чудятся нам сном, Входящим в дверь, Открытую когда-то Перуном, Опушек сопок южные, Опушкой – сон-травой – Мир нежно улыбается: “Смотрите, я живой…”.

Цветы эти, по легенде, выросли на том месте, где Перун (позднее названный Ильей- пророком) ударил в землю молнией. Поэтому к месту, где растет сон – трава, не может приблизиться никакая нечистая сила.

7. “Составьте алгоритм”. Повторим правописание прилагательных.

Расскажите о правописании НЕ с прилагательными, используя алгоритм:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными, нужно:

  1. Выяснить, употребляется ли слово … . Если не употребляется, то … .
  2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то … .
  3. Определить, относятся ли к прилагательному слова … . Если относятся, то … .
  4. Если не относятся, и к прилагательному можно подобрать …, то … .

8. Сказка-быль А.Платонова “Неизвестный цветок”.

- Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни.

(На фоне пьесы П.И.Чайковского “Подснежник” выразительно читается отрывок из рассказа “Неизвестный цветок”).

“Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и (не) умереть.

Цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья золотого цвета. Сам цветок, однако, этого (не) знал: он ведь был слепой и (не) видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светил живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она написала матери письмо и понесла его на станцию. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой (не) известной жизни.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок.

- Отчего ты на других (не) похожий?

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! – сказала она. – Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и (не) умер, маленький такой?..

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все друзья Даши. Они хотели, чтобы на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, (не) известный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и (не) погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде”.

- Ребята, этот рассказ – последний рассказ А.Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Что обычно люди завещают своим детям? (Материальные ценности). Чем это завещание отличается от обычного?

- Объясните правописание прилагательного, вынесенного в заголовок. Какой синоним можно подобрать к слову “неизвестный”? Как вы поняли смысл названия рассказа? (Неизвестный цветок – символ непохожести, беззащитности и силы одновременно. Никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно. Если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире. Притча А.Платонова учит доброте и отзывчивости).

- Выпишите из текста слова с НЕ. Объясните их правописание.

9. “Лингвистическая задача”. Прочитайте слова, правильно поставив ударении: свинц…вый – груш…вый.

- Как знание правила “Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных” помогло вам?

- Образуйте от существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы: камыш, ключ, сторож, грош, холст, кумач, плюш, сургуч, парча.

- Составьте с образованными прилагательными словосочетания, которые можно использовать при описании цветка (кумачового цвета, парчовые лепестки).

10. “Верный тезис”. Работа с сигнальными карточками. Если вы согласны с тезисом, поднимаете зеленую карточку. Если не согласны, поднимаете карточку и обосновываете ответ.

1) Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.

2) В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн, -енн, пишется НН.

3) В суффиксе -ян – всегда пишется Н.

4) В кратких прилагательных всегда пишется Н.

5) В суффиксе -ин – всегда пишется Н.

6) Слова “ветреный” и “безветренный” пишутся с Н.

7) В слове “старинный” пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса -ин -.

8) Слова “зеленый, синий, румяный” пишутся с Н.

11. “Опишите картину”. Проверим ваши знания на практике. Перед вами репродукция картины “Сирень” П.П. Кончаловского. Он с детства рисовал цветы. И эта страсть осталась у него на всю жизнь. Художник восхищается упругой сиренью – то темно-лиловой, то сиреневой. Он пишет нежно - розовые фиалки и яркие розы, пишет очень бережно, любуясь очертаниями лепестков и стараясь не пропустить ни одного оттенка. П.П.Кончаловский говорил своим ученикам: “ Цветок нельзя писать “так себе”, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица”.

- Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть использованы при описании картины. Запишите с ними пять словосочетаний или предложений. (Возможные сочетания: стеклянная ваза, длинный стебель, таинственный блеск, необыкновенный оттенок, серебряные лучи солнца, подлинный шедевр, истинный знаток, зеленый цвет, румяные плоды, пламенные лепестки).

12. “Словесное рисование”. Послушайте стихотворение:

Отчего луг красный? Посмотри, какие маки, Наглядеться не могу – Словно огне…ые знаки, Загорелись на лугу! И от маков красных (Ярко) красным стал лужок, Каждый мак горит, как в праздник (Перво) майский твой флажок! (Л.Куклин).

- Какой образ является главным в стихотворении? С чем сравнивает поэт маки? Найдите в стихотворении эпитеты. Знание какого правила помогает нам их написать?

13. “Узнай цветок”. Работа с текстом.

- Как хочется морозной зимой вспомнить о лете! Прочитаем текст. О каком цветке в нем говорится?

“Этот цветок часто называют “соперником розы”. Посмотри на него. Какой он пышный, красивый. Да и окраска у … самая (разно) образная: (нежно) розовая, (снежно) белая, (ярко) красная, (густо) малиновая. И у многих чудесный аромат. В древности … ценили за целебные качества. Даже название растению древние греки дали по имени бога здоровья Пеона”.

- Догадались, о каком цветке идет речь? О каких особенностях цветка рассказывает автор? Какие использует для этого художественные средства? Раскройте скобки, объясните правописание сложных прилагательных.

14. Подведем итоги: сегодня на уроке мы еще раз убедились, что имя прилагательное украшает нашу речь, делает ее богаче, ярче, выразительнее. Вы активно работали и показали хорошие знания, Дома вы продолжите работу.

15. Домашнее задание: “Конкурс писателей”.Дайте художественное описание – миниатюру цветка, используя в качестве определений имена прилагательные.

Памятка.

Композиция описания.

  1. Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
  2. Признаки предмета описания.
  3. Общая оценка предмета описания.

16. - А в завершение урока мне хочется прочитать вам письмо известного русского писателя М.Горького сыну: “ Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут.

Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять”.

Презентация

27.12.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проектно-исследовательская работа на тему "Имена прилагательные в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕБУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

«Имена прилагательные

в «Сказке о рыбаке и рыбке»

в рамках предмета

русский язык, литературное чтение

Подготовила учащаяся 4 «А» класса: Полякова Софья

Руководитель: Олейникова С.А

2015г.

Г.Бутурлиновка

Содержание

  1. Введение…………………………………………3-4

1.1. Актуальность выбранной темы

1.2. Гипотеза

1.3. Цель и задачи

1.4. План

1.5. Предисловие.

  1. Основная часть……………………………4 - 7

    1. Словосочетания.

Существительные которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.

    1. Имена прилагательные употреблённые в сказке в переносном значении.

    2. Синонимы и антонимы которые можно подобрать к именам прилагательным в сказке.

    3. Формы устаревших слов в сказке.

  1. Заключение…………………………………………8

  1. Список литературы………………………………..9

  1. Приложение……………………………………10

  1. Введение.

Русский язык - это прежде всего 

Пушкин — нерушимый причал русского языка.

Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький. ... Тургенев И. С. 

Актуальность.

Мы, современные школьники, чтению художественных произведений,

отводим совсем немного времени.

А ведь так поступать нельзя!

Мы с вами русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой

русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной,

грамотной, красивой, понятной для окружающих.

Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и

расширять знания о языке.

На примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как

имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту

русского языка. Живописно описывает картины природы, выразительно

передаёт характеры людей.

А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и

потребности в чтении.

Гипотеза.

Думаю, что если мы будем больше читать таких произведений, то

расширим свой словарный запас, будем больше знать, появится интерес к

поэзии, будем умело различать справедливость, добро, зло.

Научимся делать соответствующие выводы.

Исследовательская работа научит нас работать с текстом, логически

мыслить , по- другому смотреть на литературное произведение.

Ценить, понимать и любить красоту русского языка.

Цель:

• Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и

рыбке".

• Научиться работать с текстом.

• Расширить свой словарный запас, разнообразить речь.

• Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с

именами существительными, установить, как они между собой связаны.

• Найти в тексте имена прилагательные, употреблённые в переносном

значении.

• Найти в тексте имена прилагательные, к которым можно подобрать

синонимы и антонимы.

• Найти в тексте сказки устаревшие слова.

Задачи:

• Проанализировать художественные образы произведения.

• Развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление, умение правильно и точно

использовать в речи имена прилагательные.

• Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к поэзии, к языку, к сказке.

•Воспитывать нравственно- эстетические качества личности, чувство доброты, справедливости.

План.

  1. Перечитать сказку А.С.Пушкина.

  2. Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.

  3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному.

  4. Записать составленные имена существительные.

  5. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.

  6. Записать устаревшие формы слов.

  7. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

  8. Оформить проект.

  9. Сделать вывод.

  10. Представить проект для защиты.

В 1830-е годы Пушкин начинает писать сказки для детей, как обычно принято называть «Сказку о рыбаке рыбке» (1833),

«Сказку о золотом петушке» (1834),

«Сказку о царе Салтане» (1831) и др. Александр Сергеевич вряд ли мыслил себя «детским» писателем. За сказочными образами, за волшебными сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. 

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — написана 

14 октября 1833 года. Впервые напечатана

в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

В рукописи есть помета:

«18 песнь сербская».

Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав

«Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

II.Основная часть

Прочитав сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

я обратила внимание на прилагательные, которые использует автор в сказке.

Эти прилагательные я выписала в сочетании с существительными.

Словосочетания:

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка,

ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, кирпичная труба,

тесовые ворота, дубовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка,

дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги,

грозная царица, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины,

грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

В своей сказке А.С.Пушкин употребляет прилагательные в переносном значении.

Например: сердитые волны, чёрная буря

прямой простофиля,

золотая рыбка,

В ходе чтения сказки мною были выделены формы устаревших слов:

Чупрун - прядь волос, спадающая на лоб;

(« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин).

Кичка - Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

( «На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка». А.С. Пушкин),

Землянка - крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Очи - это глаза

Корыто - продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей.

Душегрейка -

Палаты -

К отдельным прилагательным из сказки можно подобрать:

Синонимы:

Заморская - иностранная,

ласковое – хорошее,

ветхая - старая,

разбитое – сломанное.

Антонимы:

СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦВЕТХАЯ – НОВАЯКЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛАДУРАЧИНА – УМНИЦАПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГАПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕБРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ,

ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВОСВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯСВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕКИЧКА – ПЛАТОКЧУПРУН – ЛЫСИНАБЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛАНЕВЕЖА - УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННОЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

III.Заключение

При выполнении этой проектно-исследовательской работы мне было очень интересно работать с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых я раньше и не задумывалась), чтобы красочно описать происходящие действия.

Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое.

Например используя разнообразные имена прилагательные, он живописно описывает картины природы:

неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море.

Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей:

Старуха вздурилась, сварливая баба- говорит он о жадной бабе,

А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке:

«Смилуйся, государыня рыбка!»

Сказка А.С. Пушкина проста по смыслу, но очень глубока по содержанию.

То, что баба осталась в итоге у «разбитого корыта», говорит о том, что нельзя быть таким жадным.

Есть даже поговорка «Остаться у разбитого корыта», что означает остаться ни с чем.

12

multiurok.ru

Проект Имена прилагательные в названиях растений

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: «Имена прилагательные в названиях растений.»Составил ученик 5 класса МБОУ «Шалдежинской основной школы: Горев Иван.(руководитель проекта:Учитель русского языка и литературы: Кокорева И.А.) Прилагательные сопровождают нас всюду. Их мы используем в повседневной речи. Без прилагательных наша речь была бы бедной и скучной. Очень часто в названиях растений встречаются имена прилагательные. Целью моей работы было найти названия и фотографии таких растений, показать, как образованы прилагательные в этих названиях, определить лексическое значение словообразовательных суффиксов. Анютины глазкиАнюта + ин+ ы (суффиксальный способ словообразования.) Значение суффикса: ИН -принадлежность к людям, животным) Астрагал золотистыйЗолото + ист +ый.(суффиксальный способ словообразования).Значение суффикса ист- похожий на что-то. «Горец перечный»Перец + н + ый- ц/ч.Способ словообразования: суффиксальный. Значение суффикса н – признак или свойство относящийся к предмету и т.д) Зимолюбка зонтичная.Зонт + ичн + ая = к/ч (суффиксальный способ словообразования) Камен + н + ая роза(Суффиксальный способ словообразования) Ива пепельная.пепел+н+ая (суффиксальный способ словообразования) Ива плакучая.Плак+уч+ая(суффиксальный. Значение суффикса уч – склонный к какому-либо действию.) Каштан конский.Конь + ск + ий. (суффиксальный) Лилия амазон + ск + ая(суффиксальный, значение суффикса: принадлежность к чему-то.) Орех грецкий.Греция + к + ий. (суффиксальный) Пырей ползучий.Ползти + уч +ий.(Суффиксальный . Значение суффикса уч : склонный к какому-либо действию.) Стальник пашенный.Пашня + енн +ый. (суффиксальный) Робиния акация ложная.Ложь + н + ая. (суффиксальный) Фиалка душистая.Душа + ист + ая.(Суффиксальный) Шиповник собачийСобака + ч + и.(суффиксальный) Ятрышник пурпурный.Пурпур + н =ый.(суффиксальный) Ятрышник шлемоносныйШлем +носить + н + ый.(суффиксальный) trifoly.ru›alfavitnyj-ukazatel/rasteniya-alf-rus/ названия растений.Использованные ресурсы.greeninfo.ru›alphabet_photo.html

weburok.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта