Клеточное строение растений свойства растительной клетки. Биология 6 класс Тема: «Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Клеточное строение растений.Свойство растительной клетки!Пересказ. Клеточное строение растений свойства растительной клетки


§3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 1

Главная › 6 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 1 1. Поставьте цифры к названиям соответствующих частей растительной клетки.

4 – цитоплазма1 – клеточная стенка6 – клеточная мембрана5 – хлоропласты3 – ядро2 – вакуоль

  • Назовите функции, которые выполняют
клеточная стенка – защитная, опорная;клеточная мембрана – защитная, транспорт;ядро – содержит наследственную информацию;цитоплазма – в ней проходят важнейшие процессы жизнедеятельности в клетке;хлоропласты – участие в фотосинтезе;вакуоль – хранение процессов жизнедеятельности в клетке. 2. Пользуясь текстом параграфа, заполните схему, указав процессы жизнедеятельности клетки и их значение.

Жизнедеятельность клетки:

  1. Движение цитоплазмы – играет важную роль в осуществлении обмена и распределении веществ внутри клетки, а также характеризует уровень жизнедеятельности клеточных частей
  2. Дыхание – Во всех живых клетках глюкоза окисляется кислородом до углекислого газа и воды, При этом выделяется энергия
  3. Питание – в процессе питания клетки получают химические соединения, используемые ими для всех процессов жизнедеятельности.
  4. Деление – биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов
  5. Обмен веществ – происходит рас­щепление и синтез молекул, что входят в состав клеток, образование, разрушение и обновление клеточных струк­тур и межклеточного вещества 
  6. Раздражение – в основе реакций организмов, за счет чего поддерживается их способность организма противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды.
  7. Рост – увеличение клетки в размерах, ее специализация
3. Дополните утверждения краткими пояснениями.
  • Клетка – единица строения растительного организма, т.к. все живое имеет клеточное строение.
  • Характерные особенности строения растительных клеток – наличие хлоропластов, вакуолей, клеточной стенки.
  • Обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма, т.к в процессе обмена происходит образование новых структур и разрушение старых, при этом тратится и выделяется энергия.
4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Бесцветную часть клетки, в которой находятся все ее компоненты, называютв) цитоплазмой

2. Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки, называюта) ядром

3. Цитоплазма представляет собойг) асть клетки

4. Полости с клеточным соком, содержащие сахара, другие органические вещества и соли, зываютб) акуолями

§2. Многообразие жизненных форм растений§4. Ткани растений

dourokov.ru

Особенности строения растительной клетки | We are students

Основа организма

Клетка является структурной единицей любого многоклеточного организма. Конечно, они могут различаться по некоторым особенностям строения оттого, что выполняют разные функции. В большинстве случаев изменяются на составные части, а их размеры или формы. Но в основном все клетки растения схожи между собой. Чем они отличаются от животных можно понять, подробно рассмотрев строение растительной клетки.

Что находится внутри растительной клетки

Для того чтобы понять и изучить строение клетки растений, необходимо узнать про строение и функции ее составных частей.

  1. Клетка любого растения отделена от окружающей среды (или от других клеток) толстой стенкой. Только у растений в ее состав входит целлюлоза, что добавляет ей прочности и помогает поддерживать форму. В клеточной стенке располагаются поры, через которые ЭПС соседних клеток сообщаются друг с другом.
  2. Под стенкой клетки лежит плазматическая мембрана, которая обеспечивает необходимый баланс ионов по обе стороны. Она впускает внутрь питательные вещества и выпускает наружу продукты жизнедеятельности.
  3. Вакуоли – полости, заполненные клеточным соком и окруженные собственной мембраной (тонопласт). Они необходимы для поддержания осмотического давления в клетке. Благодаря ему растения способны поднимать воду из корней и доставлять его в каждую часть растения. Также тургор регулирует скорость всасывания клеткой питательных веществ.
  4. Цитоплазма – заполняет внутреннее пространство клетки, в ней плавают органеллы, происходят все реакции.
  5. Ядро и ядрышко – служат для хранения генетической информации в виде ДНК, свернутой в хромосомы.
  6. Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – комплекс канальцев, полостей и пузырьков. Различают два вида:
    1. гранулярная ЭПС – на его мембранах располагаются рибосомы, в которых идет синтез белков, они сразу попадают в ЭПС, по которой транспортируются в нужное место клетки;
    2. агранулярная (гладкая) ЭПС играет не только транспортную, но и запасающую роль.
  7. Рибосомы – органеллы, в которых происходит синтез белка. Информация о составе белковой молекулы поступает в рибосому в виде мРНК, аминокислоты поставляются на хвосте тРНК. Сами рибосомы могут как свободно плавать в цитоплазме, так и «сидеть» на мембране шероховатой ЭПС.
  8. Митохондрии – двумембранная структура, чаще гранулярной формы. В не происходит окисление веществ с выделением энергии, которая в свою очередь участвует в синтезе молекул АТФ.
  9. Пластиды – органеллы, окруженные двумя мембранами, с выростами внутри (тилакоиды). Они могут выполнять различные функции. Самыми важными являются хлоропласты, внутри которых происходит фотосинтез.
  10. Аппарат Гольджи – мембранная структура, в которой происходит транспортировка белков из ЭПС по всей клетке и дозревание отдельных молекул белков.

Особенности строения растительной клетки

В растениях преобладают процессы синтеза различных веществ над реакциями, в ходе которых выделяется энергия. То есть растения больше запасают, чем тратят. Да и куда им расходовать энергию? Неподвижный образ жизни дает о себе знать. Поэтому в клетках растений так много пластид, в которых происходит фотосинтез.

Отсутствие скелета и повышенное внутриклеточное давление вызвало необходимость иметь плотную толстую клеточную стенку. А для поддержания тургора появились вакуоли.

Это краткое описание строения клетки растений, для более подробной картины можно отдельно почитать о каждом органоиде, изучить состав клеток: органические и неорганические вещества, рассмотреть процессы, протекающие в клетках. Мир одной маленькой клеточки огромен и интересен, познаете ли вы его – зависит только от вас!

Строение растительной клетки – видео

westud.ru

Строение растительной клетки и некоторые ее свойства

Количество просмотров публикации Строение растительной клетки и некоторые ее свойства - 394

Несмотря на огромное разнообразие растительных клеток, всœе они имеют общие черты организации.

Основными частями клетки, которые видны в световой микроскоп, являются: протопласт (живое содержимое клетки) и его производные – клеточная оболочка (клеточная стенка)и вакуоль с клеточным соком (рис. 2.1.).

В протопласте выделяют основную плазму – цитоплазму и ядро. В свою очередь цитоплазма состоит из гиалоплазмы и структурных компонентов – орга­ноидов (органелл)(рис. 2.2.).

Клеточная оболочка(клеточная стенка).

Клеточная оболочка (КО) – структурное образование, располагающееся по периферии клетки, придающее ей прочность, форму и за­щищающее протопласт от внешних воздействий. Способна к росту растяжением, как правило, прозрачна и пропускает солнечный свет, через нее легко проникает вода и низко­молеку­ляр­ные вещества, но для высокомолекулярных веществ, к примеру, белков, она полностью или частично непроницаема (избирательная проницаемость).

КО представляет собой продукт жизнедеятельности протопласта (рис. 2.3.). Главным компонентом оболочки является целлюлоза.

КО состоит из микрофибрилл (сложные пучки целлюлозы – большое количество линœейно рас­положенных мономеров – остатков глюкозы) погруженных в матрикс (пектиновые вещества, или пектины – кислые полисахариды и гемицеллюлозы – полисахариды, растворимые в щело­чах, их мономеры расположены линœейно, но с разветвлениями). Микрофибриллы, расположен­ные в матриксе, образуют каркас клеточной оболочки.

КО образуется сразу после делœения клеток – первичная КО (богата водой – 60 – 70% и содержание целлюлозы не бо­лее 30%). Позже изнутри клетки толщина КО увеличивается, а объём полости клетки сокра­щается (в результате откладывания микрофибрилл между первичной КО и плазмалеммой) – об­разуется вторичная КО (выпол­няет главным образом механическую функцию, в ней меньше воды, а коли­чество целлюлозы достигает 40 – 50%).

У многоклеточных растительных организмов оболочки сосœедних клеток скреплены между собой пектиновыми веществами, образующими срединную пластинку. Оболочки клеток образуют единую систему – апопласт, которая служит главным путем для передвижения во­ды и минœеральных веществ.

В результате разрушения срединной пластинки (при специальной обработке или естественно, к примеру, у перезрелых плодов груши, дыни, персика и др.) обо­лочки сосœедних клеток разъединяются – происходит мацерация.

КО пронизана плазмодесмами – цитоплазматическими тяжами, которые обеспечивают контакт между сосœедними клетками. Плазмодесмы объединяют протопласты всœех клеток в единую систему – симпласт (по которой также пере­двигаются различные вещества). Как правило, плазмодесмы проходят через поры (перерывы во вторичной КО) и облегчают транспорт воды и растворенных веществ от клетки к клетке (рис. 2.3.).

Пора выстлана плазматической мембраной. Сквозь пору проходит десмотубула, часто соединœенная на обоих концах с эндоплазматическим ретикулумом.

Иногда в КО откладывается лигнин. Оболочка, пропитанная лигнином, очень прочна и тверда.

Оболочки некоторых типов клеток могут включать слои липидов: восков, кутина и суберина. Кутин и воск обычно покрывают наружные стенки клеток покровной ткани эпидермы, образуя кутикулу – водо- и воздухонепроницаемый слой на поверхности растений. Суберин пропитывает оболочку, он полностью не­проницаем для воды и газов, в связи с этим такая суберинизированная, или опробковевшая, клетка быстро отмирает.

Иногда наблюдается и минœерализация КО – отложение в ней солей кальция или кремнезема (много в КО хвощей, осок и др. Размещено на реф.рфрастений) и т.д.

Вакуоль.

Вакуоль представляет собой наполненный жидкостью (клеточным соком) мембранный мешок (рис. 2.2.). От цито­плазмы содержимое вакуоли отграничено вакуолярной мембраной(тонопласт), которая обладает избирательной проницаемостью.

Клеточный сок представляет собой водный раствор органических и неорга­нических веществ: сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза), растворимые белки, органические кислоты (яблочная, щавелœевая, лимонная и др.), алкалоиды (атропин, папаверин, морфин), ферменты, пигменты (антоцианы, антофеины, антохлоры) и др.

Функции вакуолей многообразны:

– формируют внутреннюю водную среду клетки;

– поддерживают гидростатическое (тургорное) давление внутриклеточной жидкости;

– накапливают запасные вещества (к примеру, сахароза, минœеральные соли) и отходы (к примеру, кристаллы оксалата кальция), ᴛ.ᴇ. конечные продукты метабо­лизма клетки;

– иногда содержат гидролитические ферменты и выполняют функцию лизосом, ᴛ.ᴇ. разрушают макромолекулы и даже различные органоиды.

Одностороннее передвижение воды через полунепроницаемую мембрану (тонопласт, плазмалемму) в сторону водного раствора солей большей концентра­ции, принято называть осмосом. Поступающая в клеточный сок вода благодаря осмо­тическому давлению (разнице концентраций солей в растворе цитоплазмы и внутри вакуоли) оказывает давление на цитоплазму, а через нее – на стенку клет­ки, вызывая напряженное ее состояние, или тургор.

Тургорпое давление (гидростатическое давление, направленное из центра клетки на ее стенки) в растительной клетке способствует поддержанию формы неодревесневших частей рас­тений и их положения в пространстве. Оно служит также одним их факторов роста͵ обеспечи­вая рост клеток растяжением. Потеря тургора вызывает завядание растений.

Недостаток воды в растении и тем самым в отдельной клетке ведет к явле­нию плазмолиза, ᴛ.ᴇ. к сокращению объёма вакуоли и отделœению протопласта от оболочки. Плазмолиз должна быть вызван искусственно при погружении клетки в гипертонический раствор (ᴛ.ᴇ. с большей концентрацией солей в растворе, чем в клетке) какой-либо соли или сахара. Плазмолиз обычно обратим (деплазмолиз) и служит показателœем живого состояния протопласта.

Цитоплазма.

Основу цитоплазмы составляет ее матрикс, или гиалоплазма, – сложная бес­цветная, оптически прозрачная коллоидная система, способная к обратимым пе­реходам из золя в гель и обратно. Состоит из воды (70-90%), в которой растворены различные вещества: белки, липиды, полисахариды, неорганические вещества.

Гиалоплазма осуществляет взаимодействие между органоидами, участвует в обмене веществ и их транспорте, передачи раздражения и т.д.

Живым клеткам характерно активное движение ги­а­ло­плазмы – циклоз. В него вовлекаются и органоиды. Движение гиалоплазмы должна быть круговым – вдоль стенок клетки, когда в центре находится одна большая ва­куоль, и струйчатым – вокруг нескольких небольших вакуолей в разных направлениях. Скорость пе­ремещения гиалоплаз­­мы зависит от температуры, интенсивности ос­вещения, обеспеченности кислородом и др. Размещено на реф.рффакторов.

От КО цитоплазма отграничена мембраной – плазмалеммой.

Рис. 2.4. Трехмерная модель мембраны.
Мембранная организа­ция характерна для боль­шинства органо­идов клетки (рис. 2.4.). Любая мем­­брана представляет собой тонкую пленку, ос­нову которой состав­ляют липиды, молекулы кото­рых размещены в два слоя (бислой). Эти два пласта скреплены меж­­ду собой молекула­ми структур­ных белков. Часть этих белков проходит через бипласт липидов насквозь, при этом образуются уча­ст­ки, через которые проникает вода и другие ве­щества. Кро­ме это­го, в состав мембран вхо­дят молекулы гликолипидов (ли­пидов, связанных с углеводами) и гли­копро­теидов (липидов свя­занных с белками).

Мембраны ограничивают содержимое клетки от окружающей среды, органоиды друг от друга и образуют их внутреннюю структуру. Вместе с тем, они воспринимают информацию от внешней среды, обеспечивают иммунитет – устойчивость к заболеваниям, нейтрализуют чуже­родные и собственные ядовитые вещества, осуществляют межклеточные контакты.

Одним из базовых свойств мембраны является ее избирательная проницае­мость (полупроницаемость): одни вещества проходят через нее с трудом или во­обще не проходят, другие – легко. Существует три базовых механизма для по­ступления веществ в клетку или выхода их из клетки наружу: диффузия, осмос и активный транспорт. Диффузия – процесс перемещения через мембраны газов по градиенту концентраций. Осмос – процесс перемещения воды че­рез полунепроницаемые мембраны (без затраты энергии). Активный транспорт – это сопряженный с потреблением энергии перенос молекул или ионов через мембрану против гради­ента концентрации.

Различные органоиды цитоплазмы (пластиды, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, митохондрии, рибосомы и др.) выполняют в клетке специальные функции.

referatwork.ru

Клеточное строение растений.Свойство растительной... - Напятерку.com

В растительной клетке есть ядро и все органоиды, свойственные в животной клетке: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она отличается от животной клетки следующими особенностями строения:

1) прочной клеточной стенкой значительной толщины;

2) особыми органоидами — пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света — фотосинтез;

3) paзвитой системой вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной, но, кроме нее, ограничена толстой состоящей из целлюлозы клеточной стенкой. Наличие клеточной стенки — специфическая Особенность растений. Она определила малую подвижность растений. Вследствие этого питание и дыхание организма стали зависеть от поверхности тела, контактирующей с окружающей средой, что привело в процессе эволюции к большей расчлененности тела, гораздо более выраженной, чем у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплаэматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процессами освобождения энергии — одна из наиболее характерных особенностей обмена веществ растительных организмов. Первичный синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется в пластидах.

Различают три вида пластид: 1) лейкопласты — бесцветные пластиды, в которых из моносахаридов и дисахаридов синтезируется крахмал (есть лейкопласты, запасающие белки или жиры) ; 2) хлоропласты — зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез — процесс образования органических молекул из неорганических за счет энергии света, 8) хромопласты, включающие различные пигменты из группы каротиноидов, обусловливающих яркую окраску цветков и плодов. Пластиды могут превращаться друг в друга. Они содержат ДНК и РНК, и увеличение их количества осуществляется делением надвое.

Вакуоли окружены мембраной и рецэвиваются из эндоплазматичеокой сети. Вакуоли содержат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолекулярные продукты синтеза, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое растворенными в вакуолярном соке веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода, которая обусловливает тургор — напряженное состояние клеточной стенки. Толстые упругие стенки обеспечивают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.

Оцени ответ

napyaterku.com

Строение растительной клетки

Все органы растений состоят из клеток: паренхимных и прозенхимных.

Паренхимные клетки имеют округлую или многогранную форму, размером от 10 до 60 мкм.

Прозенхимные клетки имеют удлиненную форму. Длина их в некоторых случаях измеряется в сантиметрах, а в поперечном сечении их размер такой же, как паренхимных клеток.

Ткань плодов и овощей состоит в основном из паренхимных клеток, в этих клетках откладываются питательные вещества.

Клетка зрелых плодов включает оболочку, протопласт и вакуоли.

Оболочка клетки целлюлозы и протопектина, покрывает протопласт сверху и обладает защитной функцией, придает жесткость клетке и определяет ее форму.

Протопласт состоит из цитоплазмы, ядра и включений (крахмальных зерен, пластидов и т.д.).

Цитоплазма является одной из важнейших частей клетки. Она представляет собой студенистую массу, в которой растворены белковые вещества, жиры, углеводы, минеральные соли и другие вещества.

В молодой клетке цитоплазма занимает все внутреннее пространство клетки, а в зрелой клетке она располагается тонким слоем под оболочкой и в виде нитей пересекает клетку.

Цитоплазма состоит из трех слоев:

♦ плазмолеммы (цитоплазматическая мембрана) - отделяет цитоплазму от клеточной стенки в виде мембраны;

♦ тонопласта - отделяет цитоплазму от вакуолей;

♦ мезоплазмы - основная масса цитоплазмы, в которой образуются разнообразные органеллы клетки (включения).

Плазматическая мембрана (плазмолемма) внутри цитоме-зоплазмы образует разветвленную систему ультрамикроско

пических каналов, которые связывают цитоплазму с другими клетками и наружной оболочкой ядра. Система таких канальцев образует так называемую эндоплазматическую сеть.

Внутри цитоплазмы находятся:

♦ рибосомы;

♦ митохондрии;

♦ аппарат Гольджи;

♦ пластиды.

Рибосомы - мелкие круглые тельца, в которых собираются белковые молекулы из аминокислот, после чего по каналам эндоплазматической сети белки разносятся по всей клетке.

Митохондрии - являются энергетическими центрами клетки, в них происходит окисление веществ и выделение энергии, необходимой для синтеза всех веществ клетки. Митохондрии разбросаны по всей клетке, имеют разнообразную форму: сферическую, овальную, цилиндрическую. Они состоят из белка, липидов и небольшого количества нуклеиновых кислот.

Аппарат Гольджи служит для синтеза сложных углеводов: пектина, гемицеллюлозы, которые участвуют в построении клеточной стенки.

Специфической особенностью клетки является присутствие пластид, которые в зависимости от окраски подразделяются на хлоропласты, лейкопласты, хромопласты.

Хлоропласты - в них заключены молекулы хлорофилла, каротина, придают растениям зеленый цвет, в них осуществляется фотосинтез.

Лейкопласты - пластиды бесцветные, не способны к фотосинтезу, в них происходит синтез и отложение запасных питательных веществ (крахмала).

Хромопласты - пластиды оранжево-красного и желтого цветов, в них накапливаются каратиноиды.

Ядро является центром роста и размножения клетки. Эту функцию выполняют содержащиеся в ядре хромосомы, построенные в основном из ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), соединенной с белком и РНК (рибонуклеиновая кислота). Хромосомы несут в себе гены, в которых закреплены все признаки, передаваемые по наследству.

Ядро имеет округлую форму, может быть и вытянутым, всегда окружено цитоплазмой, как и цитоплазма представляет коллоидную систему, но более вязкой консистенции.

Внутри ядра находится ядрышко. Оно преимущественно содержит РНК.

Все ядро покрыто оболочкой, состоящей из двух слоев, оболочка сообщается с каналами эндоплазматической сети.

Вакуоли - это полости, ограниченные мембраной и заполненные клеточным соком, который представляет слабо концентрированный раствор органических и минеральный веществ.

Вакуоли, как правило, содержатся во взрослых растительных клетках, в то время как молодые не содержат их вовсе.

Часто несколько небольших вакуолей сливаются в одну, которая занимает большую часть клетки.

Похожие статьи

znaytovar.ru

«Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки»

 Тема: «Клеточное строение растений. Свойства  растительной клетки»

 

Цель: познакомить учащихся со строением растительной клетки.

Задачи:

образовательные:

  1. сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма;
  2. раскрыть особенности строения растительной клетки и значение ее частей;
  3. сформировать у учащихся понятие об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуоли.

развивающие:

  1. научить учащихся умению различать части клетки на микропрепарате, сравнивая их с изображением на таблице;
  2. сформировать умение делать схематические зарисовки клетки и обозначать ее части;
  3. развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  4. развивать память;
  5. развивать внимание;
  6. формировать грамотную  и культурную речь.
  7. развивать монологическую речь;

воспитательные:

  1. формировать у учащихся культуру учебного труда.
  2. прививать любовь к предмету;
  3. воспитывать бережное отношение к лабораторному оборудованию;
  4. прививать эстетическое чувство;
  5. формировать культуру межличностного общения в ходе фронтальной беседы и фронтального опроса;
  6. формировать эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы;

Планируемые результаты:

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

Метапредметные: приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи всех частей клетки выявлять отличительные признаки растительной клетки;

Предметные: клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

Понятия:

  • клетка,
  • строение растительной клетки,
  • органоиды клетки, цитоплазма,
  • цитоплазматическая мембрана,
  •  
  •  

Методы обучения:

- словесный: объяснение с элементами рассказа,  фронтальная беседа.

- наглядный: демонстрация таблиц, интерактивных таблиц и фотографий из мультимадийного ЦОРа.

- практический: лабораторная работа «Рассматривание клеток кожицы лука под микроскопом».

Средства обучения: АРМ, мультимедийный проектор, компьютер, ЦОР «Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», таблица «Растительная клетка», микроскоп, инструментарий для приготовления микропрепарата.

Коррекционная работа: дозированная помощь при выполнении лабораторной работы, домашнее задание III уровня.

Литература для учителя:

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2005. – 352с. – (В помощь школьному учителю).
  • Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл.: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 144с.
  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.: ил.

 

Литература для учащихся:

 Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192с.: ил.

multiurok.ru

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА - Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой

НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Урок 3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: клетка, ядро, цитоплазма, клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая) мембрана, вакуоль, хлорофилл, хлоропласт, хромосомы, приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений; различать (на иллюстрациях учебника, на микропрепаратах) и называть органоиды клеток растений; характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки; выявлять отличительные признаки растительной клетки; делать выводы о взаимосвязи всех частей клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материмы: учебник, лупа, компьютерная презентация или плакаты «Строение растительной клетки», «Микроскопы», школьный световой микроскоп, модель растительной клетки, портреты Антони ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена, белая, красная и зеленая бумага, бумажные самолетики с надписью «глюкоза», пакетики из целлофана, крахмальный клейстер, йод.

Общие рекомендации. Строение растительной клетки целесообразно изучать в форме игры. Учащиеся получают представление о деятельности живой системы — растительной клетки. Игра достаточно подвижная, поэтому физкультминутку на данном уроке можно не проводить.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.).

II. Проверка домашнего задания

— Что называют жизненной формой растения?

— Приведите примеры растений разных жизненных форм.

— Охарактеризуйте травянистые жизненные формы и назовите сроки жизни трав. Приведите примеры.

— Охарактеризуйте древесные жизненные формы. Приведите примеры.

(Проверка знания изученных на прошлом уроке терминов. Сидящие за одной партой ученики опрашивают друг друга по очереди. Учитель выслушивает ответы, просит учеников оценить друг друга и выставляет отметки.

Проверка и комментирование рисунков. Можно попросить учеников выбрать несколько лучших рисунков и выставить отметку.)

III. Работа по теме урока

1. Увеличительные приборы

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией лабораторного оборудования и плаката с изображением различных микроскопов.)

В прошлом году каждый из вас на уроках биологии уже работал с этим оптическим прибором.

— Какой называется? (Лупа.)

— Как его можно использовать? (Можно рассматривать мелкие объекты, плохо различимые глазом, и даже добывать огонь.)

В IV в. до н. э. «отец комедии» драматург Аристофан в пьесе «Облака» описал, как добывают огонь с помощью солнечного света и отполированного выпуклого куска стекла, т. е. линзы или лупы.

Обычная лупа дает не очень большое увеличение (от 2 до 30 раз).

— Какой оптический прибор позволяет нам увидеть невидимые невооруженным глазом объекты? (Микроскоп.)

— Из каких частей состоит этот прибор? (Штатив, тубус, окуляр, объектив, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало, подставка.)

— Как можно определить увеличение микроскопа? Нужно перемножить числа, выгравированные на окуляре и объективе микроскопа. Например, на окуляре выгравировано «7», а на объективе — «20», 20 • 7 = 140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз.

Перед работой необходимо мягкой салфеткой протереть линзы окуляра, объектив и зеркало микроскопа. При помощи зеркала направить свет в отверстие предметного столика для освещения микропрепарата.

В 1665 г. английский ученый Роберт Гук опубликовал книгу «Микрография», где описал результаты своих исследований природных объектов с помощью линз. Гук использовал специальные увеличительные линзы, изготовленные для него одним лондонским мастером. Книга вдохновила торговца и натуралиста-любителя Антони ван Левенгука на исследование природы с помощью увеличительных приборов. Левенгук сконструировал первый микроскоп. Этот прибор увеличивал объекты почти в 300 раз! Он состоял из нескольких линз (Левенгук сам шлифовал стекла) и совсем не был похож на современные микроскопы.

Левенгук с помощью своего изобретения первым обнаружил живых существ в капле воды. За свои открытия он был избран членом Лондонского королевского общества. К нему в гости приезжала сама английская королева.

Но именно Роберт Гук первым увидел растительные клетки. Ученый делал тонкие срезы ветвей и стеблей различных растений и изучал их под микроскопом. На тонком срезе сердцевины бузины Гук увидел картину, очень напоминавшую ему ячеистую поверхность пчелиных сот. Он прекрасно различал целые ряды мелких ячеек, как бы отделенных одна от другой тонкими перегородками. Эти ячейки Гук назвал клетками. Именно это название мы используем до сих пор.

Современные световые микроскопы дают увеличение до 3500 раз, а электронный микроскоп может увеличивать изображение в сотни тысяч раз!

2. Строение растительной клетки

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией или демонстрацией плакатов. По ходу рассказа ученики записывают основные термины.)

Из клеток, как из кирпичиков, «построены» все живые организмы. Как вы знаете, некоторые организмы состоят всего из одной клетки, а другие из множества клеток. Клетка — это структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Все клетки отделены друг от друга плазматической мембраной — плотной прозрачной оболочкой. Под микроскопом можно рассмотреть и более тонкие участки клеточной мембраны — поры. Снаружи клетку покрывает клеточная стенка, состоящая из клетчатки (целлюлозы). Она сохраняет форму клетки и защищает ее от внешнего воздействия. При этом клеточная стенка и мембрана проницаемы для некоторых веществ и непроницаемы для других.

Представьте, что мы являемся частями растительной клетки. Тогда наш кабинет с окнами и дверью будет играть роль клеточной мембраны и клеточной стенки с порами.

Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой — бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В живой клетке

цитоплазма постоянно движется. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ. За счет этого между клетками происходит постоянный обмен веществ. У молодых клеток цитоплазма заполняет практически весь объем.

Можно представить, что воздух в кабинете — это цитоплазма, заполняющая пространство между частями клетки.

В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды, имеющие определенное строение и функции. Цитоплазма как бы связывает между собой различные органоиды клетки.

Важнейшим органоидом клетки является ядро. Обычно оно округлое и располагается в центре клетки. Ядро, как учитель в классе, регулирует все процессы в клетке.

Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев. Они связывают между собой различные части клетки с плазматической мембраной, помогают в транспортировке различных веществ внутри клетки. Это эндоплазматическая сеть. Ее поверхность покрыта рибосомами, которые синтезируют растительный белок.

(По команде учителя несколько учеников занимают определенное место у одной из стен кабинета. Каждому из них выдается лист бумаги. Ученикам необходимо скомкать эти листы — «превратить» в белок.)

В растительной клетке имеются пластиды.

(По команде учителя часть учеников делится на три группы. Они держат в руках листки разных цветов, соответствующих окраске пластид.)

Существуют три вида пластид, различающихся по форме, цвету, размерам и функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты — красную, а лейкопласты — бесцветны. В лейкопластах откладывается запас питательных веществ (крахмал, масла, белок).

Хлоропласты содержат особый зеленый пигмент — хлорофилл. Он ответственен за образование органических веществ из неорганических с помощью энергии солнечных лучей — фотосинтез.

(Ученики из «зеленой» группы становятся рядом с окнами и «фотосинтезируют» — запускают в различные части «клетки» бумажные самолетики с надписью «глюкоза».)

В клетке находятся и различные включения — временные образования (например, крахмальные или белковые зерна, а также капли жиров). Эти включения накапливаются как дополнительный запас питательных веществ, который впоследствии используется организмом.

Роль этих включений будут играть самолетики, запущенные «пластидами», и глобулы белка, слепленные «рибосомами», а также ваши учебные принадлежности, сумки и рюкзаки,

В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуолями. В нашей «клетке» это парты, они занимают много места.

(Распределив роли и объяснив ученикам их функции учитель — «ядро клетки» — дает различные команды.)

— Хлоропласты, ловите свет и синтезируйте глюкозу! Отправляйте ее в цитоплазму!

— Рибосомы, срочно нужны белки!

В результате нашей игры мы выяснили, что клетка — это сложная система, которая работает слаженно.

3. Жизнедеятельность растительной клетки

Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве пищи, и выводить наружу накопившиеся отходы.

Одно из важных и наиболее заметных проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Каково же значение этого движения? В цитоплазме протекают различные химические процессы. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ к различным частям клетки. Кроме того, удаляются вещества, выработанные клеткой. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещенности, уровня обеспечения кислородом и других условий. Если температура или яркость освещения повышается, скорость движения увеличивается. При понижении температуры скорость движения уменьшается. В этом проявляется реакция клетки на изменение условий окружающей среды.

Клетка питается, т. е. поглощает различные вещества из окружающей среды, а затем в результате сложных химических реакций эти вещества входят в состав самой клетки. Она способна расти. Рост клетки происходит за счет растяжения мембраны, а также увеличения вакуоли. По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую. Именно поэтому в старой клетке вакуоль занимает практически все пространство.

Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дыхание — сложный химический процесс, в результате окисления питательных веществ клетка получает необходимую ей энергию.

Окисление питательных веществ с выделением энергии при помощи кислорода, поглощенного при дыхании, преобразование

этих веществ в другие, пригодные для дальнейшего использования клеткой, и вывод ненужных, «отработанных» веществ называются обменом веществ. Обмен веществ — основное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма в целом.

Обмен веществ возможен благодаря одному очень важному свойству оболочки клетки — избирательной проницаемости мембраны. Убедимся в избирательной проницаемости клеточной мембраны с помощью небольшого опыта.

Демонстрационный опыт. Нам понадобится целлофановый пакет размером около 5 см в диаметре с крахмальным клейстером и стакан со слабым водным раствором йода.

(Материалом для изготовления пакетика может служить упаковочная пленка. Понадобится именно целлофан, а не полиэтилен, так как полиэтилен не пропускает воду.)

Пакетик с бесцветным крахмальным клейстером опускаем в стакан с водным раствором йода. Через несколько минут достаем мешочек из стакана и видим, что содержимое пакетика приобрело фиолетовую окраску. Произошла реакция крахмала с йодом. Под действием йода крахмал окрашивается в фиолетовый цвет. При этом цвет содержимого стакана не изменился. Мы наглядно убедились, что клеточная мембрана (в данном случае в роли мембраны выступает целлофан) пропускает воду и минеральные вещества и препятствует выходу органических веществ (в данном случае крахмала) из клетки.

4. Деление клетки

Важнейшей особенностью жизнедеятельности клетки является способность к делению. Это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Важную роль в процессе деления клетки играет ядро, так как в ядре содержится вся наследственная информация.

Процесс деления клетки называют митозом (от греч. митос — «нить»), В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, т. е. они являются как бы копией материнской клетки.

Митоз состоит из следующих этапов:

1) ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы — особые органоиды, обычно цилиндрической формы, которые передают наследственные признаки от клетки к клетке;

2) каждая хромосома делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки;

3) вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная оболочка, каждая хромосома достраивает недостающую половинку, и в результате получаются два дочерних ядра с таким же количеством хромосом, как и в материнской клетке;

4) в цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две, каждая из которых имеет свое ядро.

У растений митоз длится 1—2 ч. В результате образуются две идентичные дочерние клетки с тем же набором хромосом и той же наследственной информацией, что и в материнской клетке. Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни растения. Благодаря делению и росту клеток происходит и рост самого растения. У многоклеточных растений есть специальные участки, где деление и рост клеток происходят постоянно.

Митоз был открыт и описан русским ученым И.Д. Чистяковым в 1874 г. на примере растительной клетки. Животные клетки также могут размножаться при помощи митоза.

Но существует и другой способ деления клеток. Он называется мейоз. В результате мейоза образуются не две, а четыре дочерние клетки, каждая из которых обладает только половиной генетической информации материнской клетки. Благодаря этому процессу и существуют различия между родителями и потомками.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель подводит итоги работы на уроке, отмечает самых активных учеников, проверяет записи в словаре терминов.)

Домашнее задание

Прочитать § 3, пересказать, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

www.compendium.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта