Как устроены растения: биология для дошкольников. Виды растений биология
НИИ Эврика. Как устроены растения: биология для дошкольников
Добрый день, уважаемые посетители сайта НИИ «Эврика»! На Земле невозможно представить жизнь без растений. Они являются «лёгкими» нашей планеты, лекарством, пищей для людей, животных и насекомых, удобрением для почвы, строительным материалом, украшением дома и территории, дают тень в знойную погоду. Знают ли наши дети, как устроены растения и как с ними правильно обращаться? Давайте побеседуем об этом.
В нашей статье мы расскажем, как познакомить малыша с основами биологии, перечислим ряд увлекательных фактов из жизни растений, ответим на самые распространённые вопросы и объясним, как провести 4 ярких биологических опыта, а также физкультминутку на тему «деревья».
Виды растений
Прогуливаясь с малышом по парку или лесу, спросите его, какие виды растений он знает. Наверняка он без труда сможет назвать их большую часть. А вы при необходимости дополните список:
- деревья;
- кустарники;
- полукустарники;
- травы;
- мох;
- водоросли.
Строение растений
Расскажите ребёнку, что растения состоят из нескольких частей и объясните, для чего они нужны:
- Корни. Благодаря им растение берёт из почвы воду и питательные вещества. Также корневая система служит укреплением. Например, корни старого дуба могут достигать длины до 15 м, поэтому это дерево всегда являлось символом силы, устойчивости, высокого боевого духа.
- Стебли. Это «сосуды» любого растения, по которым питательные вещества поступают к листьям и цветкам. У трав они мягкие и сочные, а у деревьев и кустов — твёрдые. Именно стебли приподнимают листья, которые не могут жить без солнечного света.
- Листья. В них происходят удивительные превращения. При помощи солнечного света происходит «переваривание» воды и питательных веществ, которые поступили из стебля. В результате получаются новые необходимые вещества, а также выделяется кислород, жизненно важный для людей и животных. Такой процесс называется фотосинтезом. Также с поверхности листвы испаряется лишняя влага.
- Цветки. Цветки нужны для размножения растения. Они такие яркие, ароматные и красивые не просто так, а чтобы привлекать к себе внимание насекомых. С их помощью, а также с помощью ветра разные частички пыльцы перемешиваются, и затем на их месте появляется плод.
- Плоды с семенами. Плоды часто служат пищей для людей, насекомых и животных. В них содержатся семена растения, которые при попадании в почву прорастают и дают жизнь новому растению. Птицы, насекомые и животные помогают семенам попасть в землю.
«Растительная» физкультминутка
Чтобы ваша беседа не была только лишь на словах, проведите с ребёнком короткую, но очень познавательную физкультминутку:
Станем мы деревьями сильными, большими (поднимаем руки вверх, потягиваемся).
Ноги — это корни, их расставим шире (расставляем ноги).Чтоб держали дерево, падать не давали (руки опускаем вниз, пальцы растопыриваем),Из глубин далёких воду доставали (наклоняемся вперёд, делаем ладони горстью).Тело наше — ствол могучий, он чуть-чуть качается (распрямляемся, покачиваемся)И своей верхушкой острой в небо упирается (ладошками изображаем крышу).Наши руки — это ветви, крону вместе образуют (руки поднимаем и смыкаем над головой),В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (качаем головой).Пальцы веточками будут, листья закрывают их (шевелим пальцами, одна ладонь над другой).Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг (опустить руки)!
Развитие растений на практике
Проведите с малышом несколько увлекательных опытов по биологии, чтобы он своими глазами увидел, как развивается и живёт растение.
Опыт 1. Проращиваем фасоль
Для его проведения понадобятся:
- семена фасоли;
- стеклянная банка;
- бумажное полотенце.
Смочите бумажное полотенце и положите его в банку. Целые и здоровые семена фасоли разместите между стеклом и бумажным полотенцем. Так за ними будет легко наблюдать. Поставьте банку на подоконник и каждый день наблюдайте с малышом за изменениями. Через несколько дней вы сможете увидеть росток.
Опыт 2. Делаем «травянчик»
Для его изготовления возьмите:
- носок;
- пуговицы;
- иголку с ниткой;
- ножницы;
- землю;
- семена пшеницы.
Перемешайте семена с почвой и заполните смесью носок до половины. Верхнюю часть заполните просто землёй. Носок нужно завязать сверху и при помощи иглы и ниток сделать носик. Пуговицы нужно пришить на месте глаз.
Опустите поделку в глубокую тарелку с водой и поместите на подоконник. Каждый день подливайте воду в ёмкость. Через 5–6 дней у нашего человечка появится «причёска» в виде ростков и «бородка» в виде корней.
Опыт 3. «Правда ли, что растения питаются водой?»
Проведите с малышом очень увлекательный опыт с цветной капустой. Для этого подготовьте:
- 4 стакана;
- 4 цвета пищевых красителей;
- 4 листа цветной капусты.
В стаканы налейте воду и всыпьте красители разных цветов. Перемешайте. В ёмкости опустите по 1 листу цветной капусты. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что листья капусты окрасились в разные цвета.
Опыт 4. «Правда ли, что листья испаряют влагу?»
Для этого опыта нужно взять любое комнатное растение с широкими листьями, полить его и надеть сверху целлофановый пакет. Низ пакета завязываем ниткой. Горшок ставим в тёплое, светлое место. Через несколько часов на внутренней стороне пакета можно заметить маленькие капельки воды.
Как защищаются растения?
Расскажите ребёнку, что растения хотят жить не меньше других живых существ. К сожалению, в наше время они практически бессильны перед человеком, поэтому многие виды находятся под угрозой исчезновения. Но тем не менее в процессе своего развития они приобрели защитные свойства, которые помогают устоять перед угрозой внешней среды. К средствам защиты можно отнести:
- Шипы и колючки. Они отпугивают многих животных, способных повредить растение. Например, шиповник или роза.
- Жжение. Наверняка ваш малыш расстраивался, когда его коснулись листья крапивы. Расскажите ему, что таким способом растение защищается от истребления людьми и животными.
- Горький вкус. Такие растения, как полынь, белена и другие, не станут есть животные из-за горечи их листьев.
- Яд. Важно рассказать ребёнку, что есть ядовитые растения, поэтому никогда нельзя самому срывать листочки или ягодки, даже если они очень безобидно выглядят, и даже нюхать неизвестные цветки. Ведь в результате малышу может стать плохо. Многие птицы и животные знают об этом, поэтому обходят такие растения стороной. К ним относятся ландыш, чистотел и другие виды.
- Длинные корни. Они жизненно необходимы на засушливых территориях. Растение может достать корнями до глубоких подземных слоёв воды и долго жить под палящим солнцем. К ним относятся фикус и верблюжья колючка.
- Смола. Это вещество, которое выступает на стволе и ветвях некоторых деревьев, способно вылечить его повреждения.
- Форма листьев. Например, резная форма листочка позволяет уцелеть при порывах сильного ветра и ливнях. Такую листву имеет клён, папоротник и многие другие растения. Иголки сосны и ели — это тоже листья. Почему они имеют такую форму? Дело в том, что этим деревьям приходится жить на далёком севере, где почва надолго замерзает и не пропускает влагу по стволу. А твёрдые листья, туго свёрнутые в виде иголки, помогают сохранить её как можно дольше.
- Гибкие и длинные стебли. Например, лиана, которая произрастает в джунглях, научилась цепляться за стволы и ветви других деревьев, обвивать их и тянуться к солнцу. Для этого у неё есть специальные усики.
- Сигнальная система. Учёные доказали, что растения могут предупреждать об опасности своих сородичей. Например, при нападении гусеницы на табак повреждённые листья начинают издавать специфический запах, благодаря которому соседние насаждения срочно выделяют химическое вещество и их листья становятся невкусными для гусениц.
Растения-хищники
Удивительно, но существует вид растений, которые питаются насекомыми. Они приманивают их яркой окраской и ароматом, а затем при помощи клейких веществ улавливают и переваривают свою жертву. Но почему эти растения такие агрессивные? Всё дело в том, что почва, на которой они произрастают, бедна на питательные вещества, вот и приходится этим растениям питаться другим способом. К ним относятся росянка, генлисея и другие.
Почему деревья сбрасывают листья на зиму?
Осень — очень красивая пора, во многом благодаря разноцветным листьям, которые опадают на землю и создают прекрасный пёстрый ковёр. Собирая с малышом листочки для гербария, расскажите ему, почему так происходит.
Ребёнок уже знает, что с поверхности листьев испаряется влага. Но зимой корням очень трудно добыть воду из почвы, так как она замерзает. Чтобы предотвратить потерю жидкости, деревья и кусты попросту избавляются от листьев и впадают в спящее состояние.
К тому же, сбрасывая листья, деревья защищаются от повреждений ветвей. Ведь зимой может выпасть много снега, который нагибает их. На листьях снега было бы ещё больше, что может вызвать поломку веток.
Растения — наши соседи и друзья
Чем больше знает вам малыш об окружающем мире, тем больше он понимает, что его нужно беречь. Кроме этого, благодаря интересным занятиям и опытам ребёнок сможет:
- понять целостность мира и зависимость всех видов жизни друг от друга;
- с пониманием относиться к тому факту, что некоторых растений нужно избегать;
- удовлетворить свой познавательный интерес.
Надеемся, что после занятий и бесед с вами малыш полюбит и заинтересуется биологией. А это хорошие предпосылки для успешной учёбы в школе. До скорых встреч!
nii-evrika.ru
Разнообразие, распространение и значение растений — Биология.Дети
Растения – это царство эукариотических фотоавтотрофных организмов, играющих важнейшую роль на нашей планете. Растения способны производить органические вещества из неорганических и являются основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи всегда начинаются с зеленых растений. Растительные организмы имеют колоссальное общепланетарное значение и участвуют в организации всех основных типов сообществ.
С изучением строения клетки стало ясно, что простейшие, грибы, растения и животные родственны друг другу. Все они имеют оформленное клеточное ядро. Такие организмы называются ЭУКАРИОТЫ. В отличие от них бактерии клеточного ядра не имеют, поэтому они ПРОКАРИОТЫ.
СправкаЭукариоты, или ядерные, — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы и вироиды также не являются эукариотами, но не все биологи считают их живыми организмами).
Прокариоты, или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий).
Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Среди автотрофов выделяют фотоавтотрофы, которые используют в качестве источника энергии солнечный свет, а в качестве питательного материала – неорганические вещества, в основном углекислый газ и воду. К фотоавтотрофам относят все зеленые растения и некоторые бактерии.
Признаки, отличающие растения от других групп эукариотических организмов
Царству растений присуще огромное разнообразие форм. Это связано с широким распространением растений. Существует ряд признаков, по которым представителей царства растений можно отличить от всех других групп эукариотических организмов:
- Растения являются фотосинтезирующими организмами, основной тип питания для них – автотрофный.
- Клетка растения окружена клеточной стенкой, образованной волокнами целлюлозы и имеет пластиды, важнейшими из которых являются хлоропласты.
- Растения в отличие от животных лишены способности активно передвигаться и ведут в основном прикрепленный образ жизни. Они не имеют костей, мышечной и нервной системы.
- Растения практически не имеют специальных экскреторных органов. Выделительная, или экскреторная система в биологии — это совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нем.
- Рост растений осуществляется только в определенных участках тела, образованных меристематическими, недифференцированными клетками. При этом растения являются открытыми ростовыми системами, то есть могут расти в течение всей жизни.
- Для осуществления взаимодействия между отдельными клетками, тканями и органами, растения вырабатывают особые вещества – фитогормоны, имеющие меньшую молекулярную массу по сравнению с гормонами животных. Известны шесть групп растительных гормонов. Ауксины стимулируют верхушечный рост, приток воды и питательных веществ, а также регулируют ростовую двигательную активность растения. Гиббереллины усиливают вытягивание стебля. Цитокинины регулируют процесс деления клеток, способствуют росту боковых побегов, задерживают старение листьев. Абсцизовая кислота тормозит все процессы роста. Этилен стимулирует созревание плодов и опадание листьев. Брассиностероиды стимулируют увеличение размеров тела, повышают устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.
- Организм растения реагирует на внешние воздействия и способен определенным образом ориентироваться в пространстве. При этом отмечаются особые ростовые движения – тропизмы и настии. Тропизмы связаны с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора окружающей среды, например: свет, вода, земное притяжение, химические вещества. Настии – движения органов растений, обусловленные особенностями самого растения, которые проявляются при воздействии факторов окружающей среды: температура, свет, влажность. Например, движение лепестков цветка при смене дня и ночи, складывание листьев при снижении уровня освещенности.
- Тело большинства растений в той или иной степени ветвится, что позволяет максимально увеличить световоспринимающую поверхность при увеличении размеров тела.
Разнообразие растений
Среди растений можно встретить и микроскопические водоросли, и большие деревья, достигающие высоты более ста метров, также различна продолжительность их жизни. На нашей планете встречаются деревья, возраст которых превышает тысячу лет. Существуют растения с продолжительностью жизни несколько месяцев, недель и даже дней. Растения обладают преимущественно зеленой окраской, но встречаются растения-паразиты, получающие уже готовые органические вещества от других растений, например, заразиха. В России встречается более 40 видов заразихи, пять из них наносят вред кормовым, декоративным, овощным и бахчевым культурам.
Где можно встретить растения
Растения на планете встречаются повсеместно. Множество представителей царства встречаются в морях и океанах, озерах и реках, болотах и прудах. Растения можно встретить высоко в горах и глубоких ущельях, в топких болотах и безводных пустынях. Разнообразие высших растений поистине огромно в лесах, степях и на лугах. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике. Культурные растения везде сопровождают человека, их можно встретить в полях и огородах, в садах и дома на подоконниках.
ГрушиЗначение растений в природе
Нельзя себе представить существование животного мира без растений. Растения являются основным источником органических веществ и кислорода на планете Земля. Атмосфера и воздух, содержащий около 20% кислорода, результат деятельности растений и фотосинтезирующих бактерий. Почва также возникла благодаря растениям.
Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. Современный животный мир, включая человека, возник и существует благодаря растениям.
Значение растений в жизни человека
Трудно представить себе жизнь без растений – незаменимого компонента окружающего мира. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырье в различных отраслях промышленности и для приготовления лекарственных препаратов. Многие породы деревьев используют в строительстве, для производства бумаги и в качестве топлива. Прекрасные ткани получают из льна и хлопка. Из рапса, семян подсолнечника и кунжута отжимают масло.
Чрезвычайно важны для человека такие источники энергии как уголь и торф. Они являются ископаемыми остатками растений. Трудно перечислить все, что человек получает от растений, но не стоит воспринимать растения как сырье или пищу, жизнь без растений, если бы и могла существовать, совсем не была бы похожа на земную жизнь.
Сосны. РоссияДревние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения. Перейдя к оседлому образу жизни, человек стал выращивать злаковые, плодовые, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало много знаний о растениях и особенностях их существования, о наилучших условиях роста для различных культур, о том, как необходимо обрабатывать почву для получения хороших урожаев. На сегодняшний день ученые вывели множество новых высокопродуктивных, устойчивых к болезням сортов растений. Благодаря этому человечество может обеспечить растущее население планеты пищей.
Жизнь на Земле без растений невозможна. Многие организмы уже исчезли с лица нашей планеты, другие находятся на грани вымирания. Необходимо направить усилия человечества на сохранение растений и воссоздать максимально благоприятные природные условия для их жизни. В хозяйственной деятельности, оказывающей огромное влияние на окружающую среду, необходимо использовать рациональный подход и ботанические знания. Только так мы сможем защитить и сохранить природу нашей планеты.
Что изучает ботаника
Ботаника – наука о растениях, раздел биологии, ее название происходит от греческого слова «ботанэ», что означает зелень, трава, растение. Ботаника изучает закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их систематику, эволюцию, родственные связи, особенности распространения по земной поверхности, взаимоотношения растений с окружающей средой и друг с другом, пути их хозяйственного использования.
Царство растений насчитывает около 300 тысяч видов. Систематика растений предусматривает следующие категории таксономической иерархии: царство, отдел, класс, порядок, семейство, триба, род, секция, ряд, вид.
Зверобой продырявленный (Hypericum perforatum) — типовой вид родаДля удобства изучения царство растений делят на две большие группы, не имеющие систематического значения, так называемые НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ растения, которые отличаются по ряду признаков.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки, а многоклеточных представлено СЛОЕВИЩЕМ или ТАЛОМОМ и не расчленяется на листья, корни и стебли. У низших растений отсутствует сложное тканевое строение, к ним относят группу отделов – ВОДОРОСЛИ, а также ЛИШАЙНИКИ.
Таллом, или слоевище (от греческого «таллос» — молодая, зеленая ветвь) — ботанический термин, применяемый для обозначения одноклеточного, многоклеточного или не дифференцированного на клетки (многоядерного) тела водорослей, грибов, лишайников, антоцеротовых и некоторых печеночных мховТело высших растений расчленено на органы (за исключением мхов), которые построены из различных тканей. Этими органами являются листья, корни и стебли. К высшим растениям относят отделы: МОХОВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ, ГОЛОСЕМЕННЫЕ и ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ или ЦВЕТКОВЫЕ.
xn--90aeobnrb2l.xn--d1acj3b
Биология (6 класс)/Мир растений — Викиверситет
Мир растений
Мир живой природы очень разнообразен — это и растения, и животные, и грибы, и бактерии, и вирусы. Каждый из нас соприкасается с ней.
Первые живые организмы появились на нашей планете 3,5 миллиардов лет назад. Тогда они представляли собой простые, небольшие одноклеточные организмы. Постепенно, в ходе эволюции они становились более сложными, крупными, осваивали новые среды обитания. Так уже появлялись первые растения (водоросли), а затем и животные. Этим объясняется многообразие живых организмов — крупных и микроскопических.
Для изучения этого разнообразия живых организмов была создана специальная наука — биология.
Биология (от греч. биос - жизнь и логос - учение) — наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.
Все живые организмы сильно различаются по своим свойствам. Поэтому их делят на большие группы, называемые царствами.
Царство — очень большая группа живых организмов, имеющих сходные принципы строения, питания и жизни. Биологи выделяют несколько царств живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Вирусы, Бактерии и др.
В курсе 6 класса вы будете изучать растения, грибы, а также некоторые бактерии. Но основное внимание мы уделим царству растений. Растения являются объектом исследования науки Ботаника (от греч. ботане - трава, растение).
Многообразие растений
Мир растений очень разнообразен — это более 320 тысяч видов, не считая ещё и подвиды и сорта культурных растений. Мы встречаемся с растениями везде — в домах, общественных местах, во дворе, в парке.
Что бы как-то разбираться во всём этом разнообразии растений, учёные создали специальную науку — классификацию (подробнее вы узнаете об этом в §36), которая распределяет все растения по группам на основе сходных признаков (наличие цветков, семян, способы жизнедеятельности, строение).
Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года называют многолетними. Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.
Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.
Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.
Значение растений
Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов
растения, а также некоторые бактерии способны использовать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания.Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.
Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.
Хлопчатник, лён, конопля, Рами, джут, кенаф, Сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.
Ежегодно потребляется огромное количество древесины — в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.
Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.
До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.
Вопросы для закрепления
- Объясните значение терминов биология, ботаника и царство.
- По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?
- Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.
- Объясните значение растений для природы и человека.
- Запишите краткий конспект по параграфу.
Ссылки
ru.wikiversity.org
Урок 19. Систематика растений, ее значение для ботаники.
Что является основой деления царства Растения на систематические группы?
Объясните необходимость использования двойных названий живых организмов.
систематика, царство Растения, вид, ареал, двойное (бинарное) название.
Систематика растений - раздел биологии, в котором выявляется родство растений, растения распределяются по группам разного ранга. Основная структурная единица систематики растений - вид, самая крупная - царство. Название вида является бинарным, т.е. обозначает два систематических признака: принадлежность к роду (существительное) и виду (прилагательное). Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.
Название растений.
На Земле существует более 275 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик, чертополох, хмель, купальница, медуница. Но такие названия часто непонятны людям других стран. Так, подснежником в разных местностях называются различные растения: медуница, ветреница, сцилла, крокус. Одно и то же растение нередко именуют по-разному: украинцы василек называют волошкой, лютик — жовтецом, картофель поляки называют земняками, а белорусы — бульбой.
Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмов). Они понятны биологам всего мира.
Название некоторых растений — перевод народных наименований на латинский язык. Например, растение пастушья сумка получило название из-за формы его плода, похожего на заплечную сумку (рис. 1). В латинском обозначении оно сохранило народное название — Capsella bursa-pastoris (от лат. капселла - «сумка», бурса-пасторис - «мешок пастуха»). Многие названия образованы от имен ученых и первооткрывателей тех или иных растений. Так, красиво цветущее растение жарких районов бугенвиллия названо в честь французского мореплавателя Бугенвиля, дарвиния — в честь английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина, маленький стелющийся кустарничек наших хвойных лесов линнея северная — в честь шведского биологи Карла Линнея. Но многие растения ботаники назвали с учетом признаков, характерных для этих растений.
Рис. 1. Растения, названия которых имеют различное происхождение: 1 — пастушья сумка; 2— бугенвиллия голая
Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии — систематика. Ученые-систематики распределяют растения по группам, т. е. систематизируют (классифицируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании их объединяют в разные группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды. На рисунке 2 представлена классификация групп растений от царства до вида.
Царство — самая большая группа растений, заключающая в себя все растения, существующие на Земле. Основной единицей системы растений является вид.
К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.
Растения одного вида произрастают в определенных экологических условиях и занимают свою территорию на Земле — ареал (от лат. ареа - "площадь", "пространство"). Они не скрещиваются с растениями, принадлежащими к другим видам.
Сходные между собой виды объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, а затем следуют классы и отделы.
Название вида.
Видовое название состоит из двух слов: смородина черная, смородина красная, клен остролистный, клен татарский, клен приречный и т. д. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (смородина, клен), а второе слово, обозначаемое прилагательным, - собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, смородина черная (Ribes nigrum) и смородина красная (Ribes rubrum) — два разных вида одного рода — смородина (Ribes). Слово видового названия отдельно от родового не употребляется. Например, родовое название, обозначаемое существительным, может употребляться самостоятельно — смородина, клен, береза, тополь. В этом случае речь идет о целой группе видов и сортов, составляющих род, об их общих родовых свойствах. В роде смородина есть еще виды: смородина золотистая, смородина светлая, смородина альпийская, смородина пушистая и др. Они различаются между собой, и видовое название, как прилагательное, подчеркивает их неодинаковость (рис. 3).
Рис. 3. Смородина черная и красная
Черная смородина и красная смородина давно выращиваются человеком в садах. Для удовлетворения своих запросов человек создал разные сорта этих растений. У одних сортов крупнее ягоды, у других — более ранние сроки созревания ягод, у третьих — более кустистое растение и т. д. Сейчас есть около тысячи сортов этих видов.
Появление в природе любого вида, например смородины черной, – длительный процесс, зависящий от очень многих природных условий, а образование того или иного сорта произошло только в результате деятельности человека. Имеются в природе виды, на основе которых человек создал тысячи разных сортов, например многочисленные сорта розы, помидоров, пшеницы и др. Каждый из них обладает своими особыми свойствами. Все культурные растения имеют много сортов.
Двойные, или бинарные (от лат. бинариус - "двойной"), названия видов в XVIII в. ввел шведский ученый-натуралист Карл Линней. В 1753 г. он опубликовал большой труд "Виды растений", где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.
Вид — основная структурная единица в системе растений, так же как и в системе всех организмов.
Среди цветковых растений выделяют два класса — Двудольные и Однодольные. К классу Двудольные относятся около 300 семейств, в том числе Крыжовниковые, Ивовые, Крестоцветные, Маковые и др. Класс Однодольные включает в себя около 90 семейств, в числе которых Злаки, Лилейные, Орхидные, Осоковые и др.
Классы Двудольные и Однодольные образуют отдел Цветковые, или Покрытосеменные.
Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Цветковые (Покрытосеменные) и Голосеменные — разные отделы царства растений.
Царство Растения — группа высшего ранга в систематике растений.
Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общие черты и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений, а также их родство.
Систематика растений — раздел биологии, выявляющий родство растений, разрабатывающий принципы классификации растений и осуществляющий саму классификацию (т. е. распределение растений по группам разного ранга). Основная (самая мелкая) единица систематики растений — вид, самая крупная — царство. Название вида является бинарным (двойным), т. е. обозначает два систематических признака растения: принадлежность к роду (существительное) и виду (прилагательное). Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.
sites.google.com