Определение видов растений. Руководство по определению видов растений для того, чтобы научиться определять растения, необходимо иметь представление о строении цветковых растений: типах корневой системы,

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала". Определение видов растений


Определение видов растений и животных

Приемы определения видов

В настоящее время известны сотни тысяч видов растений, животных, грибов и других живых организмов. Чтобы узнать их названия, нужно определить, к какому виду относятся эти существа. Для определения их видов созданы специальные определительные таблицы, схемы, каталоги. Некоторые виды можно определить по цветным рисункам, например, наиболее ярко окрашенные виды бабочек, особенно из таких семейств, как парусники (махаон, аполлон, подалирий), из родов: павлиноглазки (очной павлиний глаз), белянки (зорька, лимонница или крушинница, капустница) (рис. 14). Однако по рисункам точно определить вид растения или животного можно далеко не всегда. Для того, чтобы узнать, к какому именно виду относится интересующий нас объект, необходимо научиться пользоваться специальными пособиями — определителями.Рис. 14. Бабочки: 1 — подалирий; 2 — дневной павлиний глаз; 3 — капустница; 4 — зорька

Большинство определителей построено на особенностях морфологических признаков изучаемых видов с использованием терминов «теза» и «антитеза». Теза — описание какого-то признака, антитеза — описание признака противоположного характера. Тезы обычно имеют сквозную нумерацию, поочередно характеризуя описание отдельных признаков исследуемого объекта. А вот антитезы помечены цифрой 0 или значками «+», «-». Определение вида ведется путем постепенных шагов от одной тезы к другой или к антитезе. Начинается определение с самого первого шага — с пункта тезы 1 в определительных таблицах. Каждый следующий шаг выбирается из двух вариантов (теза или антитеза — в зависимости от соответствия признака у исследуемого объекта тому, что указано в тексте таблицы). Установив соответствие признака объекта с тем, что написано в тезе, направляются к следующему пункту описания признаков, указанному в скобках около номера тезы.

Определители животных построены также по принципу «теза — антитеза», однако в них отсутствуют значки 0, «+», «-». Обычно в зоологических определителях в первом пункте указан только один признак — теза, а в скобках рядом с номером тезы дан номер антитезы.

Аналогичным образом на особенностях морфологических признаков организмов построено много различных определителей биологических видов и других таксонов, то есть систематических групп различного ранга.

Таксон — это группа организмов, связанных друг с другом определенной степень родства, и достаточно обособленных от других таксономических групп. Таксонами называют систематические группы различного ранга — вид, род, семейство, класс (отряд) и пр. Таксономическими группами (таксонами) обозначают не сами реальные организмы, а их классификационные группы, то есть определенных ранг классификационной группы в системе живых организмов. Таксоны разного ранга отражают определенную иерархию систематических групп организмов в их общей системе.

Обычно в определителях показан путь определения видов, начиная с крупных таксонов того или иного царства: отделов у растений и типов у животных.

Например, по определителю устанавливается, к какому отделу относится изучаемое растение — к водорослям, моховидным, папоротниковидным, к голосеменным или покрытосеменным растениям. Затем определяется класс и порядок у растений (отряд у животных). Так, среди покрытосеменных определяется, к какому классу — однодольных или двудольных — относится определяемое растение. Затем по определителю устанавливается принадлежность данного растения к тому или иному семейству, затем к роду и только после этого выясняется вид исследуемого растения.

Однако, зная заранее, к какому типу, классу и семейству или роду относится исследуемое растение, определение вида начинают по определительным схемам уже в пределах рода.

Попробуйте самостоятельно определить вид древесного растения, относящегося к отделу покрытосеменных, классу двудольных растений. При этом уже известен род исследуемого растения, например дуб.

Прочитайте в определителе первый пункт, внимательно рассмотрите ветку дуба и выберите подходящую тезу или антитезу.

1. Листорасположение очередное ….... 2+ Листорасположение супротивное ….... 58

Если вы убедились, что расположение листьев у ветки дуба очередное, переходите к пункту 2 (то есть выбираете тезу):

2. Листья сложные …... 3+ Листья простые …... 15

Листья дуба, предложенные для определения его вида, простые. Следовательно, выбираете антитезу (+) и переходите к пункту 15. В этом пункте рядом с числом 15 в скобках указывается номер альтернативного пункта (2). Это сделано для того, чтобы вы легко могли вернуться к предыдущему шагу.

15 (2). Листья расчлененные ….... 16+ Листья цельные …..... 24

Выберите самостоятельно следующие шаги:

16. Листья с шипами или колючками ….... 17+ Растения неколючие …..... 1818. Листья кожистые, плотные, короткочерешковые, голые. Побеги сероватые или красно-бурые. Дерево …... 28Дуб летний или черешчатый (Quercus robur L.)+ Листья густо опушены белыми волосками, травянистые ….... 19

Конечный шаг в определении — видовое название растения. Вам удалось определить вид дерева — Дуб черешчатый.

Для развития навыка в определении видов растений и животных необходимы упражнения.

blgy.ru

Все о травах  и не только

Глава 1. Ботаническая. Определение растений. Часть первая

Часть первая

А начать эту главу я бы хотела с цитаты из книги Урсулы де Гуин "Волшебник Земноморья":

Скажи мне, что это за растение около тропинки?  - Бессмертник.   - А вон то?   - Не знаю.   - Оно называется четырехлистник. - Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок и, видя, что Огион не собирается больше ничего говорить, спросил:   - Какая от него польза, Мастер?   - Никакой, насколько я знаю. Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок.   - Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь научиться произносить его настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу.

В свое время мне повезло, и один профессор Ботаники научил меня понимать, как важно уметь различать травы по внешнему виду. Все вы в обычных школах проходили уроки Ботаники и учили, что растения подразделяются на классы - двудольные и однодольные, которые в свою очередь подразделяются на семейства, а семейства - на роды. Мы не будем углубляться в ботанику. Я попробую напомнить вам только то, что поможет вам определить, что же за растение перед вами.

Какие же характеристики бросаются в глаза в первую очередь? Естественно, начинать надо с того, что перед вами: растения с одревесневающими стеблями (деревья, кустарники, древесные лианы) или травы, то есть растения с неодревесневающими стеблями. Напомню, что: Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви. Ветви деревьев образуют их кроны (дуб, липа, тополь, осина, береза и так далее). По росту кустарник может быть как небольшое деревце, но его ствол начинается почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как у деревьев, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (бузина, лещина, сирень). Травы - это растения с неодревесневающими стеблями. Обычно у них всегда зеленые и сочные стебли. Размер у трав бывает очень разный - от микроскопического (ряска достигает всего несколько миллиметров) до очень большого (банан, который является травой, может достигать 7 метров, а борщевик запросто вырастает выше человеческого роста.) И деревья, и кустарники являются многолетними растениями. Срок жизни некоторых деревьев, к примеру дубов, может достигать тысячи лет. Травы могут быть однолетними (рождаются из семени, за год проходят полный цикл и, после образования плодов с семенами, умирают; это фиалка, редис, пшеница), двулетними (в первый год развиваются корни, стебли и листья, на второй год растения цветут, плодоносят и умирают; это свекла, редька, капуста) и многолетними (корни и другие подземные органы с почками живут достаточно долго, наземная часть растения проходит цикл каждый год, вырастая весной и отмирая осенью; это крапива, одуванчик, мать-и-мачеха).

После определения, что именно перед нами, трава или дерево, перейдем к изучению листа.

Лист - часть побега. Внешне листья разных растений сильно различаются, но между ними много общего. Листья большинства растений имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, которым они соединены со стеблем.

Не лишним будет вспомнить о жилках - кровеносных сосудах растения. Различаются формы жилкования по внешнему виду. Вы сразу поймете, какое жилкование у листа, стоит вам его увидеть. Оно бывает параллельное, дуговое и сетчатое. Параллельное жилкование встречается у однодольных растений, к примеру, злаковых. Такое жилкование встретится у осоки или у пшеницы, у некоторых видов пальм и у нарциссов. Дуговое жилкование можно встретить у подорожника или ландыша. Ну а сетчатое жилкование весьма характерно для листьев деревьев, впрочем, как и для всех двудольных.

Листья могут быть игловидными (хвойные), чешуевидными (Петров крест) или иной формы - простой или сложной. Если на черешке одна листовая пластинка (липа, клен), лист называют простым. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками, называют сложным (земляника, каштан, акация). У таких листьев каждая пластинка обычно опадает независимо от других. Простые и сложные листья в свою очередь тоже делятся на группы:

Простые листья:
  • Пальчаторассеченные (герань луговая) 
  • Пальчатораздельные (клен) 
  • Пальчатолопастные (манжетка) 
  • Перистолопастной (дуб) 
  • Перисторассеченный (бархатцы) 
  • Перистораздельный (лабазник)
Сложные листья:
  • Тройчатый (клубника)
  • Пальчатосложный (каштан)
  • Парноперистосложный (рябина, ясень)
  • Непарноперистосложный (акация)
  • Дваждыперстосложный (мимоза)

У травянистых растений стоит обратить внимание и на корень. Корневая система делится на две части - стержневая и мочковатая. Даже по названию уже легко понять, как их различить. Самое простое для восприятия - морковка. Это яркий пример стержневого корня. А те мини-корешочки, которые отходят от главного корня (самой морковки), называются боковыми. Если вы аккуратно выкопаете одуванчик, то увидите у него основной ярко-выраженный корень в виде стержня и кучу маленьких боковых корешочков на нем. Это тоже типичный пример стержневой системы. Иногда от стеблей и листьев отходят дополнительные корешки, довольно слабые, по сравнению с основным. Их называют придаточными. У двулетних и многолетних растений на втором году жизни основной корень отмирает, и растение живет за счет придаточных. А теперь выдернем из почвы пшеницу и поизучаем ее корень. Основного корня не видно.. все корешки идут от стебля, и они примерно равны между собой. На каждом есть дополнительные маленькие боковые корешочки. Это типичный представитель растения с мочковатой корневой системой.

Цветки:

В сети можно найти несколько определителей, которые предлагают начинать определение цветка с цвета. Но тут следует обратить внимание на то, что иногда цвет отличается от общепринятого. Например, если в норме растение цветет розовыми и красными цветками, могут встретиться и особи с белыми цветками, а у растений с синими или голубыми цветками иногда появляются розовые и беловатые цветки.

  • Правильные (ромашка)
  • Неправильные (мышиный горошек)
  • Раздельнолистный (лук, тюльпан)
  • Двухгубый (шалфей)
  • Сростнолистный и сростнолепестной (спаржа)
  • Чашечка с подчашием (мальва)

 

Соцветия:

Соцветия - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Они могут быть простыми и сложными. Обычно в соцветия собираются мелкие цветки, так как насекомые скорее заметят крупный сборный цветок, чем маленький одиночный. В зависимости от типа ветвления, длины и расположения осей соцветия и последовательности заложения цветков различают множество соцветий, например:

 

  • Кисть - главная ось имеет неопределённо долгий рост, и на ней закладываются цветки, приблизительно равные по длине цветоножки (майник двулистный).
  • Зонтик - междоузлия главной оси укорочены так, что все цветоножки выходят как бы из одной точки (простой зонтик - вишня, сложный - морковь).
  • Початок отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия (аир).
  • Головка - главная ось укорочена и несколько расширена, цветки сидячие или на коротких цветоножках, собраны в компактное соцветие (клевер).
  • Простой колос - образуют не имеющие цветоножек (то есть сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками.
  • Корзинка - главная ось блюдцеобразно расширена и на ней расположены сидячие цветки, раскрывающиеся от краёв к центру; снаружи корзинка окружена придвинутыми к ней верхушечными листьями, образующими так называемую обёртку (ястребинка зонтичная).
  • Дихазий – сложное соцветие, в котором ниже конечного цветка на главной оси соцветия возникают две ветви (супротивные или очередные), заканчивающиеся цветками и иногда в свою очередь также ветвящиеся (слева). Дихазий часто называют полузонтиком (крушина).
  • В природе встречаются другие типы сложных соцветий, представляющие собой комбинацию из соцветий одного или разных типов. Примерами сложных соцветий, кроме дихазия, могут служить: сложный зонтик (слева), сложный колос, метелка, головка из корзинок (справа).

 

Вторая часть главы

herbalogya.ru

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Разделы: Биология, Экология

Задачи:

  • углубить знания об основах систематики растений и животных;
  • совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей;
  • закрепить умение составлять морфологическое описание растений;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: компьютеры, презентация учителя (Приложение 1), интерактивные определители растений и животных (ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный Центр), гербарные экземпляры и фотографии растений Урала, коллекции и фотографии насекомых Среднего Урала, раздаточный материал (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Презентация

Тема нашего урока-практикума – “Определение различных видов растений и животных” (Слайд 1).

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

III. Введение в тему

В настоящее время на нашей планете существуют не менее 5 млн. видов живых организмов, и, по-видимому, не менее 500 млн. видов вымерло в предыдущие геологические эпохи. Познанием этого бескрайнего многообразия проявлений жизни и занимается систематика.

Сегодня мы с Вами должны углубить знания об основах систематики растений и животных; совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей; закрепить умения составлять морфологическое описание растений. (Слайд 3)

Итак, систематика - это наука, которая занимается описанием и классификацией организмов – как живых, так и вымерших. (Слайд 4).

Создание первой научной классификации принадлежит шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (1735 г.). (Слайд 5).

Заслуги Карла Линнея:

  1. упростил биологическую терминологию;
  2. создал систему распределения растений и животных по группам;
  3. ввел бинарную номенклатуру;
  4. ввел латинские названия.

Важнейшим понятием систематики является “таксон”.

Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. (Слайд 6).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Чины весенней (Слайд 6) [1].

Согласно правилам зоологической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. (Слайд 7).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Махаона алексанора (Слайд 7) [2].

Вопрос классу: В чем отличие ботанической и зоологической номенклатуры? (Ответ – см. Слайд 8)

Для установления научных названий растений и животных используются атласы-определители. Они содержат изображения растений или животных, таблицы-ключи и краткую характеристику изображений (Слайд 9).

Инструкция по определению растений и животных (Слайд 10) [3]

В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “0” перечислены различные признаки.

Признаки, перечисленные за цифрой, составляют “ТЕ3У” - положение.

Признаки, перечисленные за знаком “0”, составляют “АНТИТЕЗУ” - противоположение.

Каждая теза и антитеза составляют ступень.

1. ТЕЗА ........................... 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА .......................... 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА.

Порядок определения растения (животного)

(выдается на каждую парту)

Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения (животного), которое Вы определяете.

B конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.

На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения (животного).

На какой-то ступени выбранная Вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения (животного).

Название растения (животного) состоит из двух слов. Первое слово - это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.

IV. Практикум (работа в группах) (Слайд 11)

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении практикума и работе с компьютером, дает комментарии по выполнению практикума.

Каждая группа работает со своими объектами, используя атласы-определители (интерактивные и на печатной основе) по следующему плану (Слайд 12, Приложение 2):

  1. Определить систематическое положение предложенного растения.
  2. Составить морфологическое описание данного растения.

План морфологического описания растения [4]

(выдается на каждую парту)

  1. Название растения.
  2. Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, трава).
  3. Однолетнее или многолетнее растение.
  4. Характеристика надземной и подземной частей
    • Тип побега
    • Листорасположение
    • Лист простой или сложный
    • Строение цветка
    • Тип плода
  5. Местообитание растения.
  6. Распространение вида в регионе и на территории России.

3. Определить систематическое положение предложенного животного. 4. Сделать вывод. 5. Оформить отчет о выполненной работе.

Домашнее задание

§ 7.

Список литературы.

  1. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. – Мн.: Харвест, 2003.
  3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Биологические виды: определение, названия, признаки

На планете Земля имеется живая материя. Говоря о ней, ученые сразу выделяют биологические виды, на которые она разделяется. Любой организм имеет свои признаки, название и характеристику. Именно это позволяет относить его к определенной совокупности животных.

К исключениям в данном случае можно добавить лишь гибриды. Они представляют собой один биологический вид (определение см. ниже), смешанный с другим. Однако на данный момент подобные мутации встречаются достаточно редко, поэтому в реальной жизни обычный человек вряд ли может столкнуться с подобным. Но следует отметить интересный факт: некоторые необычные подвиды выводятся искусственным путем учеными. Примером может быть мул (отпрыск осла и кобылы) и лошак (результат скрещивания ослицы и жеребца).

На сегодняшний день понятие "биологический вид" объединяет более 1 млн животных и растений, не считая тех, которые еще не изучены. С каждым годом эта цифра быстро возрастает, так как постоянно открываются новые представители флоры и фауны.

Виды живой материи

Итак, по сути, вид – совокупность похожих особей по функциям, поведению, общим характеристикам, внешнему виду и другим свойствам, присущим данному растению или животному.

Становление понятия началось ближе к XVII столетию. Именно тогда уже было известно достаточное количество представителей живых организмов. Но в то время понятие «биологический вид» использовалось как собирательное название (пшеница, дуб, овес, собака, лиса, ворона, синица и т. п.). С изучением большего количества организмов появилась надобность в упорядоченности названий и образовании иерархии. В 1735 году появилась работа Линнея, которая внесла некоторые корректировки. Более близкие друг к другу представители были собраны в роды, а последние делились на отряды и классы. Уже к концу XVIII века ведущие биологи мира приняли данные положения в качестве основополагающих.

Достаточно долго биологические виды для ученых были закрытой системой. Ранее под данным словосочетанием подразумевалась невозможность передачи генов от одного организма к другому (при условии принадлежности к различным совокупностям живой материи). Более часто помеси видов встречаются у растений. Данный процесс легче воспроизвести хотя бы потому, что они способны сами «обмениваться» генами без вмешательства человеческой руки. Именно поэтому биологический вид растений настолько богат.

Однако сегодня имеются и гибриды животных, о которых уже было сказано выше. Некоторые из них способны воспроизводить свое потомство (например, самки лигров и тайгонов плодовиты). А другие такой функцией не наделены (речь идет о мулах и лошаках).

Птицы

Птицами принято называть класс позвоночных, характерной особенностью которых является перьевой покров. Ранее существовали виды птицы моа, которые рождались бескрылыми. Однако они давно вымерли, а их потомками считаются киви.

Некоторые виды способны летать, однако, например, страусы и пингвины лишены данной функции.

Экспедиции археологов позволили выяснить, что прямыми предками птиц являются динозавры. Существует версия и о том, что, возможно, именно пернатые животные - единственные в мире оставшиеся в живых представители мезозойской эры.

Благодаря классификациям организмы делятся на домашние и дикие. Каждая из данных ступеней разбивается на виды. Птицы отличаются от других представителей живой материи наличием перьевого покрытия, отсутствием зубов, весьма необременяющим по массе скелетом (но достаточно прочным), 4-камерным сердцем и т. д.

Человек

Многие считают, что человек является высшей стадией эволюции животных. Однако некоторые ученые, приводя различные факты, опровергают данное утверждение. Неоантропы относятся к классу млекопитающих и к отряду приматов.

Человек как биологический вид способен оказывать сильное воздействие на окружающую среду. Однако основным отличием данного представителя животного мира от других, менее развитых, является наличие сильного интеллекта. Благодаря ему нашлись ответы на многие вопросы. Но процесс развития вида является достаточно тернистым. Всего 1,5 млн лет назад продолжительность жизни человека составляла около 20 лет, а популяция не превышала 500 тыс.

Признаки

Любая характеристика биологического вида начинается с представления признаков принадлежности к определенной совокупности особей. Различают несколько подобных критериев:

  • Морфологический. Он позволяет отличать один вид от другого с учетом всего лишь внешних характеристик.
  • Физиолого-биохимический. Благодаря этому критерию ученые разделяют различные химические свойства и функции особей.
  • Географический. Признак свидетельствует о том, где может проживать тот или иной вид, а также где именно он распространен и локализуется в данный момент.
  • Экологический. Этот критерий позволяет узнать о попытках прижиться на местности, а также больше узнать о том, какая зона для проживания подходит больше определенным организмам.
  • Репродуктивный. Он говорит о так называемой репродуктивной изоляции. Речь идет о факторах, которые препятствуют передаче генов даже близкородственных особей.

Перечисленные признаки являются общепринятыми и основными. Однако помимо них существуют и другие: хромосомный критерий и т. д.

Каждый вид имеет индивидуальную генетическую систему, которая, в свою очередь, является замкнутой. Это говорит о неспособности естественного спаривания между представителями различных совокупностей.

Из-за того, что любой биологический вид (примеры имеются в статье) зависим от климатических условий и других факторов, особи в одном районе размещены неравномерно. Они объединяются в популяции.

Виды также делятся на подвиды. Последние объединяются за счет общего географического положения или экологического фактора.

Критерии вида: морфологический

Биологические виды имеют общие черты, проявляющиеся во внешнем виде. Именно морфологический признак позволяет объединить в одну группу неблизкородственных особей. Каждый человек, даже маленький ребенок, сможет отличить кошку от собаки, более взрослый - собаку от лисы, а вот лисицу от песца без соответствующих знаний отделить будет трудно.

Однако морфологический критерий не во всех случаях является достаточно компетентным. В мире существуют биологические виды, которые чересчур схожи между собой. При таких проблемах ученые собирают консилиумы и вплотную занимаются разбором предложенных представителей. Виды-двойники не сильно распространены, но они все же есть, и их следует различать. Ведь иначе наступит хаос.

Цитогенетические и молекулярно-биологические признаки

Для описания данного критерия необходимо вспомнить школьный курс биологии. Учителя объясняли, что каждый представитель того или иного биологического вида имеет определенный набор хромосом, получивший название кариотипа. Родственные особи имеют одинаковое строение, функции, количество, размер структур, содержащих гены. Именно благодаря этому признаку можно отличить друг от друга так называемые виды-двойники.

На примере полевки можно показать, как именно совокупности отличаются друг от друга. У обыкновенной имеется 46 хромосом, у восточноевропейской и киргизской – 54 (отличаются они строением структурной единицы), у закаспийской – 52.

Однако даже в этом случае имеются исключения. Описанный метод не всегда оказывается особенно точным. Например, у древних кошачьих был абсолютно одинаковый кариотип, хотя принадлежали они к разным видам.

Репродуктивная изоляция

Этот фактор говорит о наличии закрытой генетической системы. Следует правильно понимать данный критерий. Представители одного вида из разных популяций способны скрещиваться с особями из другой совокупности. Благодаря этому гены переходят в совершенно другие места проживания.

Репродуктивная изоляция возникает также из-за разных строений половых органов, размеров и окраски. Это касается не только животных, но и растений. Следует заглянуть в ботанику – «чужая» пыльца отторгается цветком и рыльцами не воспринимается.

Названия видов

Все названия видов складываются по общей схеме и, как правило, записываются на латинском языке. Для того чтобы выделить определенных представителей, берется общее название рода, затем к нему добавляется видовой эпитет.

В качестве примера можно назвать Petasites fragrans или Petasites fominii. Как видно, первое слово всегда записывается с прописной буквы, а второе – со строчной. На русский язык названия переводятся как «белокопытник душистый» и «белокопытник Фомина» соответственно.

Изменчивость биологического вида

Любой биологический вид способен генетически измениться. Это может преследовать как всю популяцию, так и быть индивидуальным. Различают наследственную изменчивость и модификационную. Первая имеет свойство воздействовать на гены и хромосомы, изменяя тем самым стандартный кариотип животного. Данную проблему устранить невозможно, и организм живет с ней на протяжении всего времени. Модификационная изменчивость никак не влияет на дальнейшее потомство, поскольку не затрагивает гены и хромосомный набор. Проблема возникает под влиянием определенных факторов. Стоит от них избавиться, как сразу же изменения исчезнут.

Генетические и модификационные изменения

Каждая изменчивость делится на несколько видов. Для генетических проблем свойственны такие процессы: мутации и соединения генов.

Для модификационных – норма реакции. Под данным процессом подразумевается влияние окружающей среды на генотип, за счет чего возникают различные изменения в кариотипе. В том случае если организм приспособится к ней, то никаких проблем для существования не возникнет.

fb.ru

7. 3 Определение растений

7.3.1 Структура определителей и порядок определения растений

Для определения растений служат специальные таблицы (их называют также ключами для определения), которые имеются в предназначенных для этого книгах – определителяхили в справочниках о видах растений той или иной территории – “Флорах”. В последних, помимо таблиц для определения, приводятся довольно подробные описания видов растений, сведения о географическом распространении, экологической приуроченности, часто о полезных свойствах видов, полные номенклатурные цитаты, синонимика и пр.

Как уже указывалось, каждый вид растений обладает только ему свойственным сочетаниемпризнаков, каждый из которых в отдельности может быть присущ и другим видам. Это относится к таксонам любого ранга – родам, семействам и т. д. Таблицы для определения построены таким образом, чтобы в них были заключены все возможные сочетания признаков определяемой группы растений. Определение состоит в последовательном выборе комплекса признаков, соответствующих конкретному растению.

Таблицы имеют форму дихотомических ключей, состоящих из пронумерованных ступеней. Номер ступени помещается налевойполосе страницы с текстом. Каждая ступень включает два взаимоисключающих признака или комплекса признаков (диагнозов) – тезу и антитезу. Антитеза обозначается на левой полосе страницы знаком тире “–”, или же цифрой “0”, звездочкой “*”, иным условным символом; иногда повторяется номер ступени с каким-либо условным символом, например, “3*” и т.п.

Сущность определения состоит в том, что последовательно, начиная с первой ступени, устанавливается, какой из диагнозов – теза или антитеза – подходит определяемому растению. Выбрав соответствующий диагноз, надо посмотреть, какой номер (цифра) стоит против него на правойполосе страницы. Он указывает, к какой ступени следует перейти в дальнейшем. Здесь повторяется процедура выбора диагнозов, представленных в тезе и антитезе. Этот процесс повторяется до тех пор, пока против диагноза тезы или антитезы не будет приведено название определяемого таксона – вида, рода, семейства и т.д.

В некоторых определителях рядом с номером ступени (кроме первой) в круглых скобках помещен номер ступени, к которой она восходит, например, “23 (10)”. Обычно такая ссылка делается, если таблицы для определения длинные и между этими ступенями находится много промежуточных. При возникающих затруднениях в определении подобные ссылки позволяют легко вернуться по таблице назад для уточнения правильности выбора диагнозов, не начиная определение заново.

В качестве примера рассмотрим простейший вариант таблицы для определения родов семейства мальвовых – MalvaceaeJuss.:

1. Цветки только с чашечкой .................................................. 1. Abutilon

– Цветки с чашечкой и подчашием .......................................................... 2

2. Подчашие из 3 листочков ...................................................................... 3

– Подчашие из 6 – 13 листочков ................................................................ 4

3. Листочки подчашия широкие, треугольные, сросшиеся между собой .................................................................................................... 2. Lavatera

– Листочки подчашия узкие, свободные .................................... 3. Malva

4 (2). Завязь из 5 плодолистиков, округло-яйцевидная. Плод – 5-

гнездная коробочка ................................................................... 6. Hibiscus

– Завязь из большего числа плодолистиков, дисковидная. Плод дроб

ный, распадается на большое число 1-семянных плодиков ................. 5

5. Подчашие из 6 – 7 треугольных листочков. Венчик желтый..............

......................................................................................................... 4. Alcea

– Подчашие из 8 – 13 линейных или узколанцентых листочков. Венчик

розовый, лилово-розовый ................................................ 5. Althaea

Допустим, определяемое растение имеет цветки с подчашием. Тогда при чтении первой ступени выбирается антитеза, которая отсылает к ступени 2. Для выбора диагноза на второй ступени надо изучить строение подчашия. Пусть у нашего растения оно состоит из 7 треугольных листочков, т. е. подходит диагноз антитезы, отсылающий к ступени 4. Здесь требуется выяснить строение завязи и плодов. Анализ цветка показывает, что признаки завязи соответствуют комплексу признаков, перечисленных в антитезе, отсылающей к ступени 5. На этой ступени выбирается теза (“подчашие из 6 – 7 треугольных листочков”), уточняется соответствие растению прочих указанных признаков. Если цветки имеют желтый венчик, то родовая принадлежность растения установлена – это род Alcea(шток-роза).

Прежде, чем приступать к определению растений, надо внимательно изучить структуру определителя. Возможные варианты построения определителей таковы:

1) определитель начинается с таблицы для определения семейств растений всех таксонов более высокого ранга; после определения семейства, далее последовательно переходят к определению родов и видов;

2) определитель начинается с таблиц для определения крупных таксонов – отделов, классов; после установления принадлежности определяемого растения к одному из них, переходят к определению семейств, родов, видов;

3) определитель начинается с таблиц для определения родов растений; такое построение определителя чаще встречается в тех случаях, когда он предназначен для определения сравнительно небольшого число видов.

Далее надо изучить справочный аппарат определителя: наличие в нем словарей терминов, алфавитных указателей русских и латинских названий таксонов, географических карт, таблиц с рисунками и т. п. В большинстве определителей используется много условных обозначений (для времени спороношения, цветения и плодоношения видов, для жизненных форм растений и пр.) и сокращений морфологических терминов и иных слов, часто повторяющихся в тексте. Для расшифровки сокращений и условных обозначений имеются соответствующие указатели и словари, с которыми также надо предварительно ознакомиться.

В таблицах для определения семейств (и таксонов более высокого ранга) рядом с их названиями указываются номера страниц книги, где даны таблицы для определения их родов или же семейства имеют порядковый номер, по которому установить их место в тексте не составляет труда. Роды в таблицах для их определения также имеют собственные порядковые номера.

В таблицах для определения видов после соответствующего диагноза и названия вида, как правило, приводятся сведения о жизненной форме, времени спороношения, цветения и плодоношения, экологической приуроченности, частоте встречаемости, географическом распространении, иногда и о важнейших полезных свойствах. В некоторых определителях сведения такого рода содержатся в списке видов после таблиц для определения, где указаны только их названия.

Так или иначе, но с дополнительной информацией о видах также необходимо внимательно ознакомиться, поскольку она может либо подтверждать, либо, напротив, подвергать сомнению правильность определения. Например, определяется растение, собранное в цветущем состоянии в июле, однако в ходе определения установлен некий вид, для которого временем цветения указаны апрель – май. Следует еще раз вернуться к таблице для определения и более внимательно разобраться в совпадении диагнозов и признаков определяемого растения. Это же относится и к расхождениям в экологической приуроченности, если, например, при определении собранного на лугах растения устанавливается вид, для которого указано произрастание на каменистых обнажениях.

Некоторые виды, роды и, особенно, семейства упоминаются в соответствующих таблицах для определения дважды и более. Это связано с искусственностью дихотомических ключей, допускающих только альтернативный выбор диагнозов, тогда как в конкретных случаях таксоны могут отличаться известной вариабельностью отдельных признаков.

7.3.2 Практические рекомендации для определения

Независимо от степени сложности и качества определителей все начинающие испытывают серьезные затруднения при определении растений, особенно если осваивают навыки определения самостоятельно. Трудности проистекают не от неумения пользоваться дихотомическими таблицами (этим быстро овладевает каждый), а от неумения разобраться в признаках растений. Поэтому нелишне еще раз напомнить, что перед началом определения надо хорошо усвоить значение основных морфологических терминов и понятий и выполнить полные описания нескольких растений по приведенному выше плану.

Из важнейших практическихсоветов укажем следующие:

1) Хорошим средством овладения навыками и приемами определения является определение известных видоврастений (хотя бы по их русским названиям). Эти растения по возможности должны иметь крупные цветки, не требующие для своего анализа препарирования с помощью лупы, игл, пинцетов и т. п. В этом случае навыки выбора правильного диагноза усваиваются “от обратного”: определяющий движется в обратном направлении по ступеням таблицы и уточняет для себя значение морфологических терминов. Затем следует заняться определением растений также известных, но с мелкими цветками, нуждающимися для изучения в препарировании и использовании увеличительных луп. Достаточно твердо усвоив практические навыки определения, можно приступать к определению неизвестных растений.

2) При определении целесообразно делать черновые записи его хода, т. е. отмечать последовательность выбранных ступеней, особенно если в определителе отсутствуют ссылки на исходную ступень. Поскольку начинающие делают поначалу много ошибок, такие записи облегчают поиск ступени, на которой диагноз был выбран неверно, не прибегая каждый раз к определению “с нуля”.

3) Встретившись с незнакомым термином, надо выяснить его значение по справочникам, словарям (они могут быть в определителе!), учебным пособиям.

4) В каждой ступени должны быть внимательно прочитаны оба диагноза: и теза и антитеза. Даже если диагноз тезы вполне соответствует признакам определяемого растения, содержащийся в антитезе диагноз утвердит уверенность в правильном выборе. В целом же, только сопоставление диагнозов тезы и антитезы позволяет установить, какой из комплексов признаков подходит растению.

5) Решение о выборе одного из двух альтернативных диагнозов следует принимать на основании полного совпадения всехперечисленных в нем признаков с признаками определяемого растения. Если хотя бы один из признаков в диагнозе не соответствует признакам определяемого растения, от выбора данного диагноза надо отказаться.

6) Если по ходу определения выясняется, что ни один из альтернативных диагнозов не подходит определяемому растению полностью, то причинами этого могут быть (перечисленные причины надо исключать последовательно):

    • ошибка в выборе диагноза сделана на одной из предыдущих ступеней и определяющий находится на ложном пути → определение следует начинать заново;

    • взятый для определения экземпляр вида растения недостаточно полный(имеет не все необходимые для определения органы, что не позволяет произвести правильный выбор диагноза) илинетипичный(из-за поражения инфекциями, экстремальных условий существования и пр.) → надо использовать для определения более полный и типичный экземпляр растений этого вида; избежать этого можно также имея при определении несколько экземпляров каждого вида, сличение которых позволит установить постоянные признаки вида;

    • определяемое растение отсутствует в определительных таблицах (например, при попытках определять культурные растения по определителям для дикорастущих, или при определении новых заносных видов, пока не включенных в определители для данной местности, или же при использовании определителей, не рассчитанных на флору данного региона и пр.) → необходимо использовать более полные, соответствующие данной территории или специальные определители;

    • определяемое растение является спонтанным гибридоми имеет признаки обоих родительских форм.

7) При серьезном затруднении в выборе тезы или антитезы, например, когда отсутствуют необходимые зрелые плоды, не известно строение подземных органов у трав, не ясно, образует ли растение кратко живущие вегетативные органы – надземные и подземные столоны, зимующие почки и т. п. или же когда оба диагноза ступени частично подходят, дальнейшее определение проводят по двум путям– и от тезы, и от антитезы. Обычно довольно быстро становится ясным, какой из путей является ложным: здесь в диагнозах начинают встречаться полностью не соответствующие растению признаки. Так, в тезе и антитезе могут противопоставляться растения с белыми и желтыми венчиками цветков, тогда как у определяемого растения цветки с лиловыми венчиками и т. п.

Дальнейшее следование по правильному пути в итоге приведет к виду или к ограниченной группе видов с максимально возможным совпадением признаков определяемого растения с диагностическими, включая сведения об экологии, географическом распространении, фенологии и т. п. Точная идентификация вида в таких случаях требует знакомства с его полным морфологическим описанием в специальных справочниках; обычно – это разные “Флоры”.

Из-за некоторой неопределенности в выборе диагнозов “правильных” путей может быть несколько, поэтому ведение записей хода определения здесь обязательно.

8) Перед началом определения растения целесообразно разложить на группы по степени сходства репродуктивных органов (цветков, плодов и пр.), выделить растения, принадлежность которых к какому-либо семейству несомненна, и определять затем растения по группам. Это ускорит определение.

7.3.3 Оформление результатов определения растений

Результаты определения видов растений, собранных на экскурсиях, заносятся в дневник после описания каждой экскурсии. В дневнике выделяется особая рубрика “Результаты определения растений”, в которой отмечается номер растения, его латинское и русское названия, принадлежность к семейству. Надо фиксировать ход определения, особенно для определяемых впервые или относительно редких во флоре семейств, а также родов и видов. Указывается также определитель, который использовался для определения. Приведем образец оформления результатов определения растений:

Определение растений, собранных на экскурсии № 2

(“Флора Нижнего Дона”, часть 1 – 2, 1984 – 85)

Растение 14.

Семейство: AsclepiadaceaeR.Br. – Ластовневые [1а–10а–13а–55а–58а–87а–88а–89а–90а–108а–129а–130а–133а–168–169–170].

Род: CynanchumL.– Цинанхум [1а–2а–3а].

Вид: Cynanchum acutum L.– Цинанхум острый.

Растение 15.

Семейство: Fabaceae Lindb. – Бобовые.

Род: Astragalus L.– Астрагал [1а–15а–17–19а–23а–24а–25а–27а–28а–30а].

Вид: Astragalus cicerL. – Астрагал нутовый, хлопунец [1а–2–3а–4–5]” и т. д.

В записях хода определения буква “а” при номере ступени означает, что был выбран диагноз, заключенный в антитезе. При названии вида родовое существительное может быть сокращено до заглавной буквы (в нашем примере: С. acutum L.– Ц. острый,A. cicer L.– А. нутовый). Однако для закрепления навыков пользования бинарной номенклатурой и для лучшего запоминания названий видов нужно как можно чаще употреблять полные наименования видов, в т. ч. и в дневниковых записях.

Завершающий этап определения растений – внесение их названий в этикетки: полевые, если растение еще находится в сушке, или в чистовые, если растение уже вынуто из гербарного пресса. Это надо делать как можно быстрее, не надеясь на память.

studfiles.net

Руководство по определению видов растений для того, чтобы научиться определять растения, необходимо иметь представление о строении цветковых растений: типах корневой системы,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОУ СПО НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ЭКОНОМИКО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

КАК РАБОТАТЬ С «ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ РАСТЕНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов заочной формы обучения

по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

2008

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников колледжа по специальности 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Рассмотрена и одобрена Утверждаю

цикловой комиссией Заместитель директора

строительных дисциплин по учебно-воспитательной

работе

Н.П. Воронова Н.П. Воронова«____» ____________ 2008г. «____» ____________ 2008г.

Автор: преподаватель Набережночелнинского

экономико-строительного колледжа

Рамазанова Ю.Р.

^ Методическое пособие «Как работать с «Определителями растений» имеет практическую направленность: ландшафтные строители должны знать и уметь определять садово-парковые растения.

В данном методическом пособии изложен алгоритм определения любого высшего растения, необходимо только следовать за определенными шагами (тезами или антитезами)^ Для того, чтобы научиться определять растения, необходимо иметь представление о строении цветковых растений: типах корневой системы, формах, размерах и типов жилкования, расчленения, строения листьев, видах листорасположения, формах и видоизменениях побегов, типах соцветий и плодов, строении цветков (см. приложение).

Атлас – определитель является руководством для установления научных названий растений. Разные атласы – определители имеют незначительно различающиеся системы таблиц-ключей, но в целом методика определения единая. Школьный атлас – определитель высших растений (В.С. Новиков, И.А. Губанов) построен дихотомически, т.е. в ключе рассматриваются два противоположных признака: теза - набор определенных признаков, и антитеза – набор противоположных признаков, из которых необходимо выбрать один, соответствующий определяемому растению. Тезы имеют порядковый номер, антитезы начинаются с новой строки со знаком тире. В конце каждой тезы или антитезы стоит порядковый номер следующей ступени, к которой нужно обращаться для дальнейшего определения.

Рассмотрим, как необходимо работать с определителем высших растений на примере двух общеизвестных видов сорно – полевой растительности: сумочника пастушьего и бодяка полевого.ПРИМЕР 1. ^ .

Вначале определим семейство «неизвестного» растения:

1.Деревья, кустарники, кустарнички и древесные лианы, т.е.

растения с одревесневающими стеблями 2

— Травы, т. е. растения с неодревесневающими стеблями 26+

26(1). Водные растения, пла­вающие на поверхности воды или погруженные в воду . 27

— Сухопутные растения, ино­гда растущие и на мелководьях, но тогда стебель

их не плава­ет в воде и не погружен в воду 57+

57(26). Растения без хлорофилла: беловатые, желтоватые, розо­вые или бурые,

без листьев, с чешуевидными или толстыми мясистыми листьями 58

— Зеленые растения, содержащие хлорофилл 62+

62(57). Споровые растения, не имеющие цветков и размножающиеся спорами

(плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные) 63

— Семенные растения, с цветками 66+

66(62). Растения с мочковатой корневой системой, без стержневого главного корня.

Листья простые, цельные, с параллельным или дуговидным жилкованием,

при котором жилки не ветвятся; иногда листья чешуевидные. Околоцветник

представ­лен щетинками, волосками, пленками, кожистыми чешуйками или

отсутствует, либо околоцветник чашечковидный или венчико­видный, трех- или

шестичленный, редко пятичленный, но в этом случае очень крупный, неправильный,

без чашечки 67

— Растения со стержневой корневой системой, с хорошо выра­женным

главным корнем. Листья простые или сложные, различной формы,

обычно с перистым или пальчатым жилкованием; ветвление жилок

образует сеточки. Иногда листья с дуговидно или параллельно

расположенными жилками, тогда либо цветки мелкие, с 4-раздельным

околоцветником, либо венчик имеет вид плоского язычка, окрашенный,

а цветки собраны в корзинки 80+

80(66). Цветки без околоцветника или с видоизмененным, плен­чатым

околоцветником 81

— Цветки с двойным или простым, чашечковидным или венчико­-видным околоцветником 85+

85(80). Цветки с простым, чашечковидным или венчиковиднымоколоцветником 86

— Цветки с чашечкой и венчиком, хорошо различимыми по форме,

величине и окраске 115+

115(85).Тычинок не менее 12, часто многочисленные, в неопреде­ленном числе 116

— Тычинок не более 10 128+

128(115). Цветки правильные 129+

— Цветки неправильные 175

129. Насекомоядные болотные растения с розеткой длинночереш-ковых листьев, пластинки которых покрыты стебельчатыми желе­зистыми волосками, с помощью которых листья захватывают мел­ких насекомых Семейство Росянковые (род Росянка, с. 118).

— Растения не насекомоядные. Листья без стебельчатых желе­зистых волосков 130+

130. Завязь верхняя, свободная, не сросшаяся с другими частямицветка ^

— Завязь нижняя или полунижняя 163

131. Лепестки не сросшиеся, свободные 132+

— Лепестки сросшиеся 147

132. Пестиков 2 и более, часто много, в неопределенном числе 133

— Пестик 1 135+

135(132). В пазухе листа, при основании листовой пластинки или черешка

имеется раструб, образованный сросшимися вокруг

стебля прилистниками Семейство Гречишные (с. 86).

— Раструба нет 136+

136. Цветки с гипантием 137

— Цветки без гипантия, цветоложе уплощенное 139+

139(136). 5 тычинок чередуются с 5 крупными пальчатораздель-ными стаминодиями (бесплодными тычинками), несущими покраю прозрачные железки. Цветки верхушечные, одиночные.Стебель с 1 — 2 листьями, или все листья прикорневые Семейство Белозоровые (с. 121).

— Стаминодии отсутствуют, или они иной формы 140+

140. Чашелистиков 2 (сросшихся), лепестков 5, редко 4 или 6.Тычинок 8—15. Листья цельные, мясистые, как и стебельСемейство Портулаковые (с. 91).

— Чашелистики и лепестки в равном числе 141+

141. Цветки с 4 чашелистиками, 4 лепестками, 6 тычинками, изкоторых 2 короче остальных. Плод — стручок или стручочек^ (с. 107).

— Цветки и плоды иного строения 142

Мы нашли искомое семейство и переходим к определению вида растения. Видовые таблицы – ключи построены аналогично ключам к определению семейств растений.

^ Плод — стручок: его длина в 4 раза и более превышает ширину 2

— Плод— стручочек: его длина не более чем в 3 раза превышает

ширину, нередко равна или меньше ширины 20+

20(1).Растения опушены разветвленными волосками, часто с примесью простых волосков ^

— Растения голые или опушены простыми неразветвленными волосками 30

21. Лепестки двураздельные. Цветки белые 22

— Лепестки цельные. Цветки желтые или белые 23+

23(21). Стручочки треугольно-обратнояйцевидные. Цветки белые Сумочник (1 вид).

ПРИМЕР 2. Бодяк полевой.

Это растение травянистое, зеленое, наземное, поэтому путь к 85 ступени аналогичен примеру 1. Можете проверить: 1(—) – 26(—) – 57(—) – 62(—) – 66(—) – 80(—) – 85.

85(80). Цветки с простым, чашечковидным или венчиковиднымоколоцветником 86

— Цветки с чашечкой и венчиком, хорошо различимыми по форме,

величине и окраске 115+

^ .Тычинок не менее 12, часто многочисленные,

в неопреде­ленном числе 116

— Тычинок не более 10 128+

128(115). Цветки правильные 129+

—Цветки неправильные 175

129. Насекомоядные болотные растения с розеткой длинночерешковых

листьев, пластинки которых покрыты стебельчатыми железистыми

волосками, с помощью которых листья захватывают мелких насекомых

Семейство Росянковые (род Росянка, с. 118).

— Растения не насекомоядные. Листья без стебельчатых железистых волосков 130+

^ Завязь верхняя, свободная, не сросшаяся с другими частямицветка 131

— Завязь нижняя или полунижняя 163+

163(130). Листья собраны в мутовки по 4—6. Цветки мелкие. Плод дробный,

распадающийся на 2 односемянные орешковидные части. Семейство Мареновые (с. 195).

— Листья очередные или супротивные 164+

164.Листочков околоцветника и тычинок по 12. Растения с пол­зучим

стеблем и округло-почковидными листьями

Семейство Кирказоновые (род Копытень, с. 85).

— Листочков околоцветника и тычинок по 5 или по 4, редко по 2  165+

^ . Тычинок в 2 раза больше, чем лепестков, или тычинки многочисленные 166

— Тычинок столько же, сколько лепестков или долей венчика 169+

169(165). Венчик свободнолепестный 170

  • Венчик спайнолепестный 171+
171(169). Цветки мелкие, однополые. Тычиночные и пестичные цветки

собраны на одном растении в различно устроенных соцве­тиях:

тычиночные — в плотных шаровидных корзинках, в основа

пестичные заключены по 2 в спайнолепестные капсуловидные обертки,

покрытые шипами. При созревании плодов обертка разрастается и твердеет

Семейство Сложноцветные (род Дурнишник, с. 210).

— Цветки обоеполые или однополые, но собраны в одном соцветии

или в одинаково устроенных соцветиях 172+

172. Цветки обычно крупные, одиночные или собраны в разнооб­разные

рыхлые соцветия, без общей обертки

Семейство Колоколъчиковые (с. 202).

— Цветки мелкие, собраны на концах стебля и ветвей в плотныекорзинки, головки или колосья, одетые при основании оберткойиз кроющих листьев, реже без обертки 173+

  1. Плод — коробочка. Цветки собраны в густое головчатое соцветие,
имеющее в основании обертку из мелких листочков.

Венчик глубокораздельный, голубовато-синий Семейство Колоколъчиковые (род Букашник, с. 202).

— Плод — семянка 174+

  1. Тычинок 4. Пыльники свободные. Венчик воронковидный. Листья супротивные, попарно сросшиеся основаниями Семейство Ворсянковые (с. 200).
— Тычинок 5. Пыльники обычно слипшиеся в трубку,

через которую проходит столбик. Венчик трубчатый,

воронковидный, языч­ковый или ложноязычковый. Листья обычно

очередные, редко супротивные ^ (с. 202).

Переходим к определению вида растения.

  1. Цветки раздельнополые. На каждом растении тычиночные и пестичные цветки
Образуют обособленные соцветия: тычиночные цветки в небольших многоцветковых

корзинках, собранных, в свою очередь, в колосковидные или головчатые соцветия;

пестичные по 1-2 заключены в крепкую обертку, которая после цветения образует

стенки соплодия 2

— Цветки раздельнополые или обоеполые, но собраны в одинаковые корзинки,

характерные для сложноцветных 3+

3(1). Корзинки одно-, двуцветковые, окруженные многорядной чешуйчато-

щетинистой оберткой, собраны в плотные шаровидные головчатые соцветия, внешне

похожие на обычные корзинки сложноцветных, но не имеющие общей обертки Мордовник

— Корзинки из нескольких цветков, с разными обертками, одиночные или образуют

соцветия, но не очень плотные 4+

4. Растения без млечного сока. Кроме язычковых, в корзинке обязательно есть

трубчатые цветки, или язычковых цветков нет. Каждый язычковый цветок (если

они есть) на верхушке с 3 зубчиками (цветок ложноязычковый) ^ +

— Растения с млечным соком. Все цветки в корзинках язычковые. Каждый язычок

на верхушке с 5 зубчиками 44

5. Растения, цветущие рано весной. Цветоносные побеги несут лишь чешуевидные

листья или совсем безлистные. Нормальные листья развиваются после цветения 6

— Растения, цветущие в разные периоды. Цветоносные побеги с нормально

развитыми зелеными листьями. 9+

^ Краевые цветки в корзинках язычковые, срединные – трубчатые 10

— Язычковых цветков в корзинках нет совсем 27+

27(9). Семянки без хохолка 28

— Семянки с хорошо заметным хохолком 30+

30(27). Все листочки оберток сухие, перепончатые, ярко окрашенные 31

— Листочки оберток сочные, травянистые, зеленые, иногда с пленчатым

придатком наверху, часть листочков оберток могут быть сухими 32+

32(30). Растения покрыты обильным бело-серым войлоком 33

— Растения голые или слегка опушенные, без обильного войлока 34+

34(32). Обертки однорядные или двурядные, но при этом листочки

наружного ряда много мельче, чем листочки

внутреннего ряда Крестовник (ступень 18)

—Обертки многорядные, черепитчатые 35+

^ Корзинки мелкие, длиной до 10мм 36

— Корзинки крупнее, длиной более 15мм 37+

37(35). Внутренние листочки оберток сухие, перепончатые, желтые,

значительно крупнее наружных Карлина

— Внутренние листочки оберток обычно сочные, зеленые, не сильно

отличаются от наружных 38+

38. Семянки с боковой или косой площадкой прикрепления к ложу соцветия 39

— Семянки с прямой площадкой прикрепления к ложу соцветия, т.е.

площадка прикрепления является основанием семянки 40+

40(38). Листочки оберток с цепкими крючковатыми остриями, загнутыми

внутрь. Листья очень крупные, нижние длиной до 1м, цельные Лопух

— Листочки оберток без крючковатых остриев. Листья мельче 41+

^ Ложе корзинки голое, ячеистое Татарник

— Ложе корзинки покрыто щетинками или волосками, не ячеистое 42+

42. Хохолок из перистых волосков Бодяк

По такой схеме определяются все цветковые растения. Только необходимо набраться терпения и скрупулезно изучать растения. С каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. Для рассматривания мелких деталей в строении цветка используйте препаровальные иглы, лупы и школьные микроскопы. Растения лучше определять в период цветения, особенно злаки и ивы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новиков В.С., Губанов И.А. «Определители высших растений: Школьный атлас». – М.: «Просвещение», 1985 г.
  2. Скворцов В.Э. «Растения Средней полосы России: Атлас – определитель».М.: «5 за знания», 2008 г.

shkolnie.ru

Понятие, виды жизненных форм растений

В процессе исторического развития у растений выработались различные морфологические и биологические приспособления к условиям среды обитания. Эти приспособительные особенности придают растениям определенный вид. В систематике растений исследователь имеет дело с видами растений, а в экологии — с отдельными жизненными формами. Каждая жизненная форма характеризуется не только определенным внешним видом, но и определенным ритмом развития. К одной и той же жизненной форме могут относится виды разных родов и даже разных семейств. Жизненная форма — это внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды. Таким образом, жизненная форма — понятие экологическое. На формирование жизненной формы растения прежде всего влияют такие факторы, как температура и осадки. Существует несколько классификаций жизненных форм растений. Первые классификации основывались на внешнем виде растений, определяющем ландшафт местности. Это так называемые физиономические классификации.

Понятие жизненной формы зародилось при изучении растительного покрова. Сам термин вошел в науку только в конце XIX в., но большое разнообразие форм растений в природе, определяющих ландшафты разных территорий, привлекало ботаников еще в древности.

Древнегреческий ученый, ученик Аристотеля, Теофраст более чем за три столетия до нашей эры в произведении «Исследования о растениях» систематизировал накопленные знания по морфологии растений, выделил деревья, кустарники, полукустарники, травы и описал их. Деревья он характеризовал как растения со стволом, кустарники – со множеством веток, отходящих прямо от корня, полукустарники – как растения, которые дают от корня много стеблей и множество веточек. Травы он объединял в группы по длительности жизни, характеру побегов, листьев, корневых систем, наличию луковиц и клубней.

Основоположник ботанической географии А. Гумбольдт (1769–1859) в результате знакомства с растительностью разных континентов в начале XIX в. выделил сначала 16, а затем 19 «основных форм», различающихся физиономически: пальмы, бананы, мальвовые и баобабовые, вересковые, кактусовые, орхидеи, казуариновые, ароидные, лианы, алоэ, злаки, папоротники, лилейные, ивовые, миртовые, меластомовые, хвойные, мимозовые, лотосовые. Это не систематические группы. В основе выделения «основных форм» лежит сходство во внешнем облике. Форма злаков, например, включает осоки и представителей других семейств с узкими листьями. В форму алоэ включены агавы, ананас, панданусовые и др. Сходство внешнего облика разных растений Гумбольдт объяснял влиянием климатических, почвенных условий, высотой над уровнем моря и проч.

Термин «жизненная форма» предложен в 1884 г. датским ботаником Е. Вармингом. Под жизненной формой Варминг понимал «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания». Из определения следует, что жизненная форма отражает приспособленность растения ко всему комплексу факторов внешней среды во все периоды его жизни.

Датский ботаник К. Раункиер рассматривал жизненные формы как результат приспособления растений к внешней среде. Решающее значение он придавал климату. В основу выделения жизненных форм Раункиер положил различия в приспособлении растений к переживанию неблагоприятного времени года. Эта приспособленность отражена в размещении почек или верхушек побегов по отношению к поверхности почвы.

Все растения К. Раункиер подразделил на пять типов жизненных форм:

I. Фанерофиты (Ph) — почки возобновления, открытые или закрытые, расположены высоко над поверхностью почвы (выше 30 см). По консистенции стебля, по высоте растения, по ритму развития листвы, по защищенности почек подразделяются на 15 подтипов. II. Хамефиты (Ch) — почки возобновления у поверхности почвы или не выше 20—30 см. Подразделяются на четыре подтипа. III. Гемикриптофиты (НК) — почки возобновления у поверхности почвы или в самом поверхностном слое ее, часто покрытом подстилкой. Включает три подтипа и более мелкие подразделения. IV. Криптофиты (К) — почки возобновления скрыты в почве (геофиты) или под водой (гелофиты и гидрофиты). Подразделяются на семь подтипов. V. Терофиты (Th) — возобновление после неблагоприятного времени года только семенами.

Подразделение на подтипы основано на использовании морфологических признаков, таких, как характер и расположение побегов, защищенность почек и т. д. К. Раункиер считал, что жизненные формы складываются исторически как результат приспособления растений к климатическим условиям среды. Он назвал процентное распределение видов по жизненным формам в растительных сообществах на изучаемой территории биологическим спектром. Были составлены биологические спектры для разных зон и стран, которые могли служить индикаторами климата.

Использовав и обобщив предложенные в разное время классификации, отечественный ботаник И.Г. Серебряков предложил называть жизненной формой своеобразный габитус2 определенных групп растений, возникающий в результате роста и развития в определенных условиях – как выражение приспособленности к этим условиям.

В основу своей классификации И.Г. Серебряков положил признак продолжительности жизни всего растения и его скелетных осей. Он выделил следующие жизненные формы растений:

А. Древесные растения Деревья Кустарники Кустарнички Б. Полудревесные растения Полукустарники Полукустарнички В. Наземные травы Поликарпические травы (многолетние травы, цветут много раз) Монокарпические травы (живут несколько лет, цветут один раз и отмирают) Г. Водные травы Земноводные травы Плавающие и подводные травы

Различие между деревьями, кустарниками, кустарничками, полукустарниками, полукустарничками и травянистыми растениями состоит помимо разной степени одревеснения их стеблей в продолжительности жизни и характере смены скелетных побегов в общей побеговой системе.

Следует отметить, что понятие жизненной формы следует отличать от понятия экологической группы организмов. Жизненная форма отражает весь спектр экологических факторов, к которым приспосабливается тот или иной организм, и характеризует специфику определенного местообитания. Экологическая же группа обычно узко специализирована в отношении отдельного фактора среды: света, влаги, тепла и т. д. (уже упоминавшиеся нами гигрофиты, мезофиты, ксерофиты – группы растений по отношению к влажности; олиготрофы, мезотрофы, эвтрофы – группы организмов по отношению к трофности, плодородию почв и т. п.).



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта