Тема: Растения — живые существа (организмы). Живые организмы растения
Основные потребности живых существ (растений и животных)
Каждый живой организм на планете, чтобы поддерживать основные функции жизнедеятельности нуждается в определенных потребностях. Количество, способ получения, форма или тип этих потребностей индивидуальны для каждого организма.
Например, вода является неотъемлемой частью выживания живых существ. Но, количество воды необходимое для поддержания жизни лягушки отличается от потребностей в воде у кактуса — растения пустыни.
Ниже перечислены пять основных потребностей живых организмов без которых не возможна жизнь на Земле:
Солнечный свет
Это, вероятно, самая важная потребность для всех живых существ, так как солнце является источником энергии, тепла и света. Количество солнечного света определяет возможность выживания того или иного организма.
Например, верхняя часть моря или океана получает много солнечного света, поэтому она теплее дна океана, которое имеет ограниченное количество света или он вовсе отсутствует. Таким образом, живые организмы, предпочитающие поверхность воды, сильно отличаются от обитателей дна океанов.
Значение для растений
Различные растения требуют разное количество солнечного света. Например, папоротникам нужно меньше света, а одуванчикам — много прямых солнечных лучей.
Все растения используют солнечный свет для фотосинтеза. Они сохраняют питательные вещества и энергию в своих листьях, которые поступают к животным, питающимся этими растениями. Когда листья опадают, редуценты (бактерии и грибы) превращают их в органические соединения.
Значение для животных
Солнечный свет имеет жизненно важное значение для всех животных, хотя различные виды нуждаются в разном количестве солнечного света. Например: многие млекопитающие и рептилии (такие как змеи, черепахи и ящерицы) выходят в течение дня, чтобы погреться на солнышке, увеличить температуру тела и стать более активными. В то же время, такие животные, как летучие мыши, избегают прямых лучей и прячутся в тени, чтобы спастись от жары.
Однако, многим ночным животным тоже нужен солнечный свет. Во время ночной активности, они питаются организмами, которые накопили энергию солнца днем.
Вот еще один пример: Животные океанов зависят от органических соединений (мертвых растений и организмов), которые оседают на дне. Такие органические вещества содержат энергию, полученную от Солнца.
Количество солнечного света, влияет на миграцию птиц, цветение и опыление растений, а также поддерживает баланс экосистем.
Вода
Вода — необходимое условие существования всех живых существ на планете. Для многих видов микроорганизмов, животных и растений, вода служит естественной средой обитания, поддерживающей их существование.
Значение для растений
Растения нуждаются в достаточной гидратации для осуществления фотосинтеза. Они получают необходимую воду, из почвы через корни. Вода распространяет питательные вещества во все части растения и позволяет сохранять вертикальное положение. Если доступа к воде прекратится, растение завянет, а затем погибнет.
Некоторые растения, такие как водоросли поглощают углекислый газ, растворенный в воде.
Значение для животных
Животные также нуждаются в воде для обеспечения жизнедеятельность. Они регулярно пьют воду, чтобы гидратироваться и переваривать пищу. Некоторым рыбам необходима соленая вода, а другим — пресная. Большинство видов рыб, получают кислород из воды.
Для одних животных, вода является естественной средой обитания. Другим — как лягушки и черепахи — вода необходима, чтобы откладывать яйца и размножаться. Анаконды, наряду со многими рептилиями обитают в воде. Свежая вода часто несет растворенные питательные вещества, от которых зависят многие живые организмы.
Воздух
Земля окружена воздухом, смесью чрезвычайно важных газов, таких как кислород, углекислый газ и азот. Эти газы позволяют животным дышать, а также обеспечивают зеленые растения диоксидом углерода, который участвует в фотосинтезе.
Значение для растений
Растения поглощают углекислый газ (вместе с солнечным светом и водой), вырабатывают энергию и выделяют кислород в качестве побочного продукта, через очень крошечные поры в листьях. Кислород является жизненно необходимым газом практически для всех животных.
Воздух также имеет важное значение для живых организмов почв, позволяя выживать и нормально функционировать под землей. Без аэрации почвы, растения не будут перерабатываться в органические вещества. Перемещение воздуха (ветер) помогает в опылении некоторых растений.
Значение для животных
Животным, включая человека, жизненно необходим кислород. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Есть также воздушные карманы в почве и воде, которые помогают крошечным живым существам выжить под землей и в воде. Например, рыбы поглощают кислород из воды, используя жабры. Все животные адаптируются к поглощению кислорода с помощью специализированных органов или частей тела.
Пища (питательные вещества)
Нам нужна еда, чтобы расти, не так ли? Пища, которую мы едим, содержит питательные вещества, позволяющие оставаться здоровыми и сильными. Этот процесс схожий для каждого живого организма. Пища имеет много различных форм, а у растений и животных есть специальные органы или части тела, поглощают.
Значение для растений
Растения используют углеводы, жиры и белки, чтобы расти и поддерживать жизнедеятельность. Они производят их сами с помощью солнечного света, воды и углекислого газа. Полученные питательные вещества сохраняются в растениях, а затем передаются животным, которые ними питаются.
Когда растения погибают и начинают перегнивать, питательные вещества, содержащиеся в них, попадают в почву, а корни растений их поглощают. К таким веществам относятся: соли, калий, минералы, крахмал, фосфаты и азотные кислоты.
Значение для животных
Животные также нуждаются в пище или питательных веществах, чтобы выживать. Многие из них, получают питательные вещества из растений.
Более крупные животные едят более мелких. Водные представители (такие как рыбы), питаются мелкими насекомыми, червями и планктоном.
Некоторые организмы (как грибы), получают пищу в виде органических веществ (когда-то живых организмов). Все они содержат конкретные питательные вещества, так необходимые тому или иному виду животных.
Среда обитания (температура)
Каждый живой организм нуждается в доме, приюте или естественной среде обитания, обеспечивающей безопасность, идеальную температуру и основные потребности, необходимые для выживания.
Одной из важных функций дома (среды обитания или окружающей среды) каждого организма является обеспечение идеальной температуры, в которой организм может нормально существовать.
Изобретения помогают поддерживать людям нормальную температуру тела или помещения, если становится слишком холодно или жарко. Но, остальные живые организмы полностью зависят от условий окружающей среды. Если для растений становится слишком жарко или холодно, они могут погибнуть.
Это же касается и животных. Идеальная температура очень важна. Экстремальные изменения климата могут уничтожить целую экосистему. Температура окружающей среды зависит от воды, воздуха, почвы и солнечного света.
На всей планете, температура разная. В некоторых местах, таких, как северный и южный полюса очень холодно (до -88 ° C ). Другие регионы, особенно тропические, имеют высокую температуру (приблизительно до 50 ° C). Животные, которые приспособлены к низким температурам не могут выжить в жарких условиях.
Значение для растений
В некоторых местах слишком холодно для жизни растений. К ним относятся: высокие горные вершины и ледники.
Значение для животных
Животные, такие как белые медведи и пингвины приспособлены жить только в очень холодном климате. Они не выживут, если попадут в горячий, сухой, тропический климат.
Метаболическая и ферментативная активность животных требует правильной температуры окружающей среды, в противном случае, такие процессы замедляются и оказывают негативное влияние на живой организм.
Ручьевая форель — предпочитает температуру воды от 4 ° C до 20 ° C и откладывает яйца, когда температура воды ниже 13 ° C.
Некоторые рыбы живут только в мелководных теплых водах тропических морей, где подходящая температура поддерживается круглый год.
Отдельные факторы в окружающей среде живого организма способны препятствовать нормальной жизни. Они называются «ограничивающими факторами» и включают в себя: почву, температуру воды, солнечный свет и физические барьеры. Физическими барьерами могут выступать человеческие строения, формы рельефа и водоемы. Они часто являются препятствиями для перемещения животных в места, более подходящее для жизни.
Каждая потребность является чрезвычайно важной для всех живых организмов планеты, и потеря или ухудшение одной из них, влечет за собой отрицательные последствия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
natworld.info
Живые организмы
Все существующие на земле предметы могут быть разделены на два рода тел. К одному роду относятся живые тела или, как их называют иначе, организмы, например лошадь, курица, береза. К второму роду принадлежат не живые или неорганические тела, например железо, поваренная соль, камень и т.д. Так как к живым организмам относятся и растения, которые не могут ни двигаться, ни чувствовать, например видеть или слышать, то эти две способности, т.е. способность двигаться и чувствовать нельзя считать общим свойством всех живых организмов.
Не только растения, но и некоторые животные всю жизнь или часть жизни остаются на одном и том же месте, прикрепившись, например к камню. Другие животные, подобно растениям, лишены способности чувствовать; таковы, например, инфузории. Общим свойством всех живых организмов, будь ли то животные или растения, надо считать способность к так называемому обмену веществ, а обмен веществ заключается в следующем: вещество, из которого состоит тело живого организма, постоянно и медленно разрушается и постоянно возобновляется из того материала, который поступает в организм в виде пищи.
Разрушение вещества живых организмов происходит по следующей причине. В состав тела всех животных и растений входить вещество, называемое углеродом (в составе так называемых органических веществ). Этот углерод отличается стремлением соединяться с кислородом, а кислород находится в воздухе и в воде. Углерод, находящейся в теле живого организма и входящей в состав белка, углеводов, жира, соединяется с кислородом воздуха или с кислородом, растворенным в воде. В результате такого соединения, или, иначе, медленного окисления, получается газ, называемый углекислым газом; этот газ и выделяется из организма. Известно, что и горение какого-нибудь органического предмета, например, дерева, в сущности такое же соединение углерода горящего предмета с кислородом воздуха, при чем получается тот же углекислый газ, который уносится с дымом в воздух. Таким образом в теле живого организма происходит нечто подобное горению с той лишь разницей, что это горение происходит медленно и потому не сопровождается выделением столь большого количества тепла, как это бывает при настоящем горении. Вместо окисленных частиц, выдыхаемых или выделяемых в воздух в виде углекислого газа, в организм поступают новые частицы, который получаются из пищи. Стало быть, каждый организм, в том числе и каждый человек, в настоящее время состоит не из тех частиц, из которых он состоял несколько лет назад; точно так же и по прошествии нескольких лет организм будет состоять из других, новых частиц.
Доказать существование такого обмена веществ в организмах можно на примере любого животного. Если, к примеру, собаку не кормить, то она станет худеть и терять вес. Очевидно, ее тело теряет какое-то вещество и потому уменьшается вес. Тело собаки из нашего примера теряет углерод, который соединяется с кислородом воздуха, попадающего в организм через легкие, когда собака дышит. В результате соединения углерода с кислородом получается углекислый газ, который и выделяется в воздух теми же легкими. Если же собаку кормить, эти отделяющиеся от ее организма частицы углерода возобновляются из пищи, поэтому, несмотря на то, что медленное сгорание частиц организма собаки совершается постоянно, тело ее может и не уменьшаться в весе.
В таком обмене веществ заключается главное свойство всех живых организмов в отличие от предметов неживых. В неживых телах обмена веществ не существует. Каждый камень в настоящее время состоит из тех же частиц, из которых он состоял и во время своего появления на земле. Если количество веществ, поступающих в организм из пищи, равно тому количеству, какое выделяется из организма вследствие их медленного окисления, то вес и размер организма не изменяются и в организме устанавливается равновесие. Если же количество веществ, воспринимаемых организмом из пищи, больше того количества, которое выделяется, то организм увеличивается в весе и размере, или, как говорят, организм растет.
Способность расти это вторая особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Камни и вообще все неживые тела не могут расти так, как растут живые организмы. Если ком снега катать по снегу, то ком будет увеличиваться, то есть тоже расти, но этот рост будет только внешним. На поверхность снежка будут прилипать новые частицы снега, частицы же первоначального кома останутся прежними, сколько бы мы ни катали этот ком по снегу. Между тем, когда растет организм, частицы его отделившихся частей вследствие обмена веществ обновляются, то-есть заменяются новыми. Поэтому рост организма происходить не оттого, что снаружи на его поверхности налепляются новые частицы, а оттого, что каждая часть его тела соответственным образом увеличивается в размерах. В течение роста ребенка растут и внутренняя части его тела, например, сердце, легкие, мозг и прочее. В отличие от возможного внешнего роста неживых тел, рост живых организмов мы можем назвать внутренним.
Способность размножаться составляет третью особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Нет надобности пояснять, что неживые предметы, например, камни, размножаться не могут.
Таким образом организмы отличаются от неживых тел тем, что они могут питаться, расти и размножаться, при чем способность расти и размножаться является следствием способности к обмену веществ, потому что, если бы не было способности к обмену веществ, то не было бы и роста организмов, а если бы не было роста, то не было бы и размножения.
Клетки живого организма
Каждый организм, возьмем ли мы животное или растение, состоит из одного или гораздо чаще из большого числа мельчайших пузырьков или ячеек, наподобие пузырьков пены. Эти ячейки стали называть клетками. В организмах, тело которых состоит из большого числа этих ячеек, клетки соединяются друг с другом стенками, вследствие чего получается ячеистая масса, получившая название ткани. Ткань по устройству больше всего похожа на пену. Подобно тому, как в мыльной пене отдельные ячейки прилепляются друг к другу стенками и образуют массу пены, так и в тканях живых организмов отдельные клетки, скрепляясь друг с другом, образуют ткань, а из разных видов тканей составлено все тело живого организма. В отличие от ячеек пены, клетки организма, по большей части, бывают крошечной величины, так что увидеть их можно только при большом увеличении, если смотреть на них через микроскоп.
Внутри клеток находится полужидкое слизистое вещество, получившее название протоплазмы. Эта протоплазма имеет все те свойства, которые отличают живые тела от тел неживых. Именно она может питаться, расти и размножаться, и таким образом представляет из себя живую слизь. Некоторые организмы и состоят из одного единственного комочка протоплазмы микроскопической величины.
Протоплазма состоит из так называемых белков, образцом которых может служить белок куриного яйца. Кроме того, в протоплазме находятся вода и различный минеральные вещества, то есть вещества, относящиеся к неживой природе, например поваренная соль, соли различных металлов и т.д. Белки же, в свою очередь, состоят из следующих простых веществ, то есть таких веществ, которые разлагаться на составляющие части не могут: из кислорода, углерода, водорода, азота и серы.
Отсюда видно, что протоплазма так же, как и вообще тело любого живого организма, состоит из самых обыкновенных простых веществ, находящихся всюду в природе и встречающихся также и в телах неживых. Кислород находится в воздухе и воде, углерод в виде углекислого газа в воздухе и в различных камнях или минералах, водород в воде, азот в воздухе, сера в различных минералах. Стало быть, нет ни одного простого, то есть неразложимого на составляющие, вещества, которое встречалось бы только в живых организмах и не встречалось в телах неживых. Зная это, мы можем сделать предположение, нельзя ли живую протоплазму приготовить искусственно, или, по крайней мере, не могут ли тела неживые сами собой превращаться в живую протоплазму. Хотя в настоящее время и удалось синтезировать искусственно многие органические вещества, аналогичные находящимся в живых организмах, например, сахар, жир и другие продукты органической химии, но до сих пор не удалось сделать искусственно не только живую протоплазму, но и ее главную составную часть, то-есть белковые вещества. Еще недавно думали, что некоторые низшие животные могут рождаться сами собой из веществ неживых. Если, например, в стакан с водой положить измельченное сено или траву, то через несколько дней в этой воде появляется множество крошечных животных, называемых инфузориями. Одно время думали, что эти инфузории заводятся сами собой. Однако впоследствии было доказано, что они появляются в такой воде первоначально в виде зародышей, а зародыши инфузорий переносятся с пылью в воздухе, и попав в благоприятную среду с питательными веществами (сено в воде) начинают быстро расти и размножаться.
Отличия живой и неживой природы
Знаменитый французский физиолог, Клод Бернар первый определил совокупность признаков, резко отличающих жизненные явления от явлений, происходящих в мертвой природе. Основные свойства живых существ — следующие:
1) Организация. Тело живых существ, т. е. животных и растений, построено согласно определенному архитектурному плану, между. тем как в мертвой природе только у кристаллов есть строение, выражающееся в оптических и других свойствах кристаллических тел. Особую важность мы придаем не внешней, видимой организации живых существ, но тонкому, невидимому для нас строению протоплазмы, — основного живого вещества, которое носит в себе все жизненные свойства как и у больших, высоко организованных животных и растений, так и у мельчайших, простейших живых существ, состоящих из микроскопически малого, по виду однородного комочка слизи.
2) Воспроизведение. Всякое живое существо происходит от других живых существ, своих родителей, и в свою очередь способно давать происхождение новым живым существам, передавая им при этом по наследству свои отличительные признаки. Как священный огонь Весты, жизнь передается преемственно.
3) Развитие. Растения и животные начинают свою жизнь в виде крошечного зародыша и затем проходят определенные ступени развития, приводящего их к состоянию взрослого организма, причем, в большинстве случаев, объем тела организма увеличивается и строение усложняется.
4) Питание — представляет собой необходимое условие развития, как явления, связанного с увеличением объема и веса, а также с развитием новых органов и частей тела. Для построения этих органов необходим приток новых материалов. Действительно, каждый живой организм обладает способностью потреблять питательные вещества и путем разнообразных химических превращений перерабатывать их соответственно со своими потребностями. На основании этого, ученые нередко сравнивали организм с химической фабрикой. Как для поддержания работы фабрики необходимо сжигать определенное количество какого-либо топлива, так и для поддержания непрерывной деятельности организма необходимо сжигать часть питательных материалов; это физиологическое сжигание называется дыханием. Итак, вещества, которые усваиваются организмом при питании, частью перерабатываются для построения различных тканей и органов, частью же сжигаются для поддержания различных работ, совершаемых в организмах живых существ.
5) Ограниченность существования во времени. Из предшествующего видно, что живой организм во многом напоминает сложный механизм. Всякий механизм в конце концов изнашивается и перестает выполнять свои функции. В живом организме, с течением времени, также начинает обнаруживаться ухудшение работы отдельных частей и органов, происходит нарушение взаимосвязей органов и, вследствие этого, наступает ослабление жизнедеятельности, которое мы называем дряхлостью. В дальнейшем дряхлость все усиливается; наконец, расстройство внутренних связей достигает уже такой степени, при которой никакая жизненная деятельность невозможна. Наступает то, что мы называем естественной смертью организма.
Возникновение живых организмов
Как видно из только что сказанного, живые существа обладают такими своеобразными особенностями, что вполне естественна и понятна преемственность жизни, отмеченная в признаке «воспроизведение». Как ни удивительно для нас явление наследственности, было бы все-таки еще гораздо удивительнее, если бы все отличительные признаки живого организма могли сами собой устанавливаться при каждом новом рождении.
В связи с этими соображениями, во все эпохи культурного существования человечества умы мыслителей и естествоиспытателей постоянно интересовал вопрос: как же появилась жизнь на земле впервые? Ведь было такое время, когда наша планета носилась в мировом пространстве, лишенная любого проявления жизни. Это мы можем уверенно утверждать на следующем основании. Материалом для построения тела животных и растений служат так называемые органические вещества, обладающие свойством, при наступлении достаточно высокой температуры, гореть и при горении распадаться на простые минеральные вещества. Между тем, в начале своего существования земля находилась в огненно-жидком состоянии; на ее поверхности царила такая высокая температура, с которой не могут сравниться никакие современные плавильные печи. Очевидно, при таких условиях не было возможно не только существование живых организмов, но даже и материалов, из которых строится их тело. Жизнь на земле могла появиться только после ее охлаждения. Не было ли связано это появление жизни с созданием живого из мертвого? Некоторые ученые считали возможным не только признавать такое положение, но даже идти дальше и допускать, что зарождение жизни среди неодушевленной природы постоянно происходит и в настоящее время. Эта гипотеза носит название «гипотезы самозарождения».
В древние и средние века вера в самозарождение была весьма распространена. Предполагалось, что такие животные, как мыши и лягушки, поражающие своим быстрым размножением, могут происходить путем самозарождения. Относительно возможности подобного способа происхождения многих насекомых и особенно червей в разлагающемся мясе никто не сомневался.
Однако, уже в XVII столетии все эти предположения были опровергнуты. Изучение истории развития животных обнаружило, чем вызывается их размножение. Особенно убедительны были опыты Реди. Он показал, что мясо, плотно покрытое тканью, никогда не содержит в себе червей. Эти черви представляют собой не что иное, как личинки мух, и если преградить мухам доступ к мясу, то оно, правда, все-таки загнивает, но черви в нем не развиваются.
www.polnaja-jenciklopedija.ru
Растения - живые организмы, живые существа
Растения - живые организмы
Дело в том, что они живые
Даже у людей, увлекающихся цветоводством, отношение к растениям может быть очень разным, порой просто полярным.
Одни считают комнатные цветы полноценными «соседями», членами семьи и даже друзьями, другие — всего лишь эффектным материалом для декорирования недостаточно привлекательных мест в квартире. Так что же или кто они, наши комнатные растения, — предметы интерьера или живые организмы?
Даже признавая некоторую «одушевленность» цветов, многие считают их существами «низшего порядка». Но деление творений Природы на «низшие» и «высшие» формы — это продукт исключительно нашего разума, сама Природа не делает таких различий, в ней все взаимосвязано, все элементы гармонично вплетены в единую систему, называемую биологической жизнью.
Растения существовали на нашей планете задолго до появления человека. Самые ранние остатки вымерших организмов найдены в породах, имеющих возраст 3,8 миллиардов лет.
Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы, не использовавшие для дыхания кислород, поскольку его еще не было в атмосфере. Ученые считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Первые простейшие одноклеточные водоросли и грибы появились около двух миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях протерозойской эры на территории Гренландии и Канады. В то же время появились и первые многоклеточные растения.
Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, были тесно связаны с процессом фотосинтеза. Комнатные растения — термин искусственный, «комнатными» они стали исключительно по нашей воле. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, зачем мы вырываем их из привычной среды обитания и насильно поселяем возле себя? И почему они так великодушно и щедро соглашаются сменить свою привольную жизнь на существование в тесном горшке?
И если с нашим желанием иметь рядом частицу живой красоты природы все более или менее ясно, то как быть с ними — хрупкими и невероятно стойкими, возможно, не обладающими столь же широким эмоциональным спектром, что и мы, но, несомненно, более терпимыми и бескорыстными?
Наверное, никому из нас не дано почувствовать мир так, как его ощущает растение. Но можно на основе экспериментов некоторых смелых и лишенных предубежденности исследователей утверждать, что представители царства Флоры обладают собственной эмоциональной и даже духовной жизнью. Проникнув в эту жизнь, ощутив ее изнутри, вероятно мы стали бы значительно богаче и мудрее.
Датой рождения фитопсихологии (психологии растений) можно считать 2 февраля 1966 года, когда американский специалист по полиграфам Клив Бакстер подсоединил к листьям комнатного растения электроды детектора лжи.
По некоторым источникам этим растением была драцена масенджиана. Опыты Бакстера многократно описаны в прессе, и я не буду рассказывать о них подробно, скажу только, что этот исследователь случайно обнаружил, что растения имеют высокоуровневую эмоциональную активность, которая подобна аналогичным процессам у людей. Бакстера так потрясло это открытие, что он посвятил всю свою дальнейшую жизнь опытам с растениями и опубликовал ряд трудов, этой теме посвященных. Впрочем, большинство приверженцев академической науки весьма скептически отнеслись к выводам Бакстера. И по сей день его исследования вызывают у серьезных ученых негативную реакцию или улыбку (в зависимости от характера последних).
Однако у Бакстера оказалось довольно много последователей, в том числе и в нашей стране. Сотрудники кафедры физиологии растений при Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева в 70-х годах прошлого столетия не только успешно повторили опыты американского первооткрывателя, но и пошли еще дальше, установив, что растения имеют тесную взаимосвязь друг с другом, и способны устанавливать такую связь с человеком. Невероятные явления растительного мира, потрясшие ученых, нашли отражение в конце 1972 года в книге известного писателя Владимира Солоухина «Трава». Там есть такие слова:
«Надо ухаживать за ними еще лучше. Надо подходить к ним не между делом и в спешке, а с любовью, надо их ласкать и жалеть, надо подходить к ним в хорошем настроении. Дело в том... короче говоря, дело в том, что они живые!»
Многие любители комнатных растений сочтут эту тему просто излишней, настолько очевиден для них факт наличия у растений внутреннего мира, эмоций, а может даже и разума. Все мы не раз сталкивались с тем, как чутко реагируют растения не на механический уход, а на внимание и любовь своих хозяев. Но и поныне находятся скептики, придерживающиеся той точки зрения, что «трава — она трава и есть». Я не стану пытаться их разубедить.
Тем, кто не признает существование у растений каких-либо чувств, считает их неживыми предметами, элементами декора, цветы прощают это заблуждение, оставаясь неизменными прекрасными спутниками жизни. В этом, они разительно отличаются от нас, людей, и, думается мне, — в лучшую сторону.
Из книги Юлии Фоминой "Красивое комнатное цветоводство"
Еще о том, что растения - живые организмы
www.plantopedia.ru
Тема: Растения — живые существа (организмы)
schoolfiles.net
"Растения-живые существа (организмы) - начальные классы, уроки
Тема урока: «Растения – живые существа( организмы)».
Задачи урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
дать представление о растении как живом организме;
развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков.
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.
Кроссворд «Растения»
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.) Растения
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
( дети читают стихотворение наизусть)
Не спеша растут деревья
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят –
Им ведь нужно так немного –
Свет, Земля,
Вода и ветер –
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной.
Б. Заходер.
III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
Растения
Заполни схему:
Растение
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
- Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)
- Какие растения называют культурными?
- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)
- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.
Тест
Какое из этих растений выращивают в садах?
а) пшеница,
б) слива,
в) помидор.
2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?
а) рожь,
б) ель,
в) огурцы.
3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?
а) дыня,
б) овес,
в) яблоня.
4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?
а) свекла,
б) арбузы,
в) картофель.
5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?
а) овощи,
б) фрукты,
в) корнеплоды.
( Взаимопроверка работы)
IV. Изучение нового материала
- Почему растения считают живыми организмами?
- Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос)
Учитель обобщает.
Работа с текстом учебника
- Какие растения изображены?
Составьте схему:
мхи
водоросли
папоротники
растения
Цветковые растения
Хвойные растения
- Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.
Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.
Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите.
Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
К Женэ.
- Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)
Мох – это не цветковое растение, коробочка со спорами, которыми они размножаются.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.
После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.
Физминутка
Практическая работа.
- Каково строение растительного организма?
( Сравнение травянистого, кустарника, деревьев)
Что общего, а чем отличаются?
Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.
- Какое значение в жизни человека имеют растения?
Учитель читает стих и демонстрирует лекарственные растения:
Рассмотри и запомни эти цветы,
В них столько тепла и земной красоты!
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство,
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
Н.Д.Коваленко.
- Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.)
- какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)
Рассказать, как появилась наука о растениях – ботаника.
- С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».
Повторение и закрепление.
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.) - Одинаковые ли условия нужны для разных растений?
( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.)
- Какие растения называют цветковыми?
- Какие органы есть у всех цветковых растений?
VI. Итог урока.
- Чем важно для человека озеленение города?
- Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?
- Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?
- Почему и для чего создана Красная книга растений?
- Сколько всего видов деревьев?
Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь - будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №2 (задания14,15, с.20-21). Интересные сведения о растениях. Учебник с.78-80; дополнительно, с.162.
kopilkaurokov.ru
Организм [Живой] — это, что такое, определение, значение, конспект, доклад, реферат, вики — Wiki-Med
Содержание (план)
Планета Земля уникальна — она населена живыми организмами. Живая природа нашей планеты поражает своим многообразием. Среди живых организмов есть такие крошечные, что их невозможно увидеть невооруженным глазом, а есть гигантские, достигающие десятков метров в длину и массы тела в несколько тонн. Например, бактерии присутствуют повсюду в огромном количестве, но они так малы, что их можно обнаружить только с помощью микроскопа. А синий кит может достигать в длину 33 м и массы в 150 т.
По приблизительным подсчетам на Земле обитает около 2,5 млн видов. Однако некоторые ученые полагают, что живых организмов на нашей планете значительно больше — от 5 до 10 млн видов.
Каждый вид живых организмов относится к одному из пяти царств живой природы — Бактериям, Протистам, Грибам, Растениям или Животным. Бактерии являются прокариотами, организмы других царств — эукариотами. Живые организмы характеризуются рядом общих свойств: клеточным строением, питанием, дыханием, выделением, ростом, развитием, размножением, раздражимостью.
Классификация организмов
Разобраться в многообразии жизни на нашей планете не просто. Для удобства изучения и дальнейшего использования все известные виды живых организмов классифицируют — делят на группы на основании определенных признаков. До середины XX в. ученые различали только две большие группы живых организмов — растения и животные. Однако их изучение доказало, что для описания разнообразия жизни ограничиваться только этими группами недостаточно.
Во-первых, в природе постоянно обнаруживались виды с сочетанием признаков растений и животных, например грибы. Во-вторых, некоторые виды имели свойства, которые были не характерны ни для растений, ни для животных. Поэтому во второй половине XX в. в большинстве стран мира была принята классификация, по которой все известные виды живых организмов разделили на шесть больших групп (рис. 1). Это Бактерии, Археи, Протисты, Грибы, Растения и Животные.
Живые организмы, объединенные в царства Бактерии и Археи, в своих клетках не имеют ядра. Поэтому их называют прокариотами (от греч. про — до и карион — ядро) или доядерными.
Организмы остальных четырех царств в клетках содержат ядро, и их называют эукариотами или ядерными.
- Прокариоты
- Эукариоты
Признаки и свойства живых организмов
Что есть жизнь? Что это значит быть живым? Мы — живые: мы видим, слышим, двигаемся. Растения также являются живыми организмами. Что определяет жизнь?
Большинство людей интуитивно понимают, что означает «быть живым». Однако научного определения жизни, простого и всем понятного, до настоящего времени нет.
Чтобы различать живые организмы и тела неживой природы, их сравнивают по определенным свойствам (признакам), которые характерны для живых организмов. Живые организмы, кроме пищи, потребляют кислород и выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности (выделение). Они растут, развиваются, размножаются, активно реагируют на изменения в окружающей среде (обладают раздражимостью). Совокупность перечисленных признаков характерна только для живых организмов.
Клеточное строение
см. Клетка
Каждый живой организм состоит из клеток. Объекты неживой природы не имеют клеточного строения.
Все живые организмы имеют сходный химический состав, т. е. их клетки построены из одних и тех же химических веществ — белков, жиров, углеводов, воды и др.
Питание
Все живые организмы питаются — потребляют разные вещества (пищу) из окружающей среды. Вещества в организме перерабатываются. Часть веществ идет на построение новых клеток организма, а часть — на высвобождение энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности.
Автотрофы
Основным источником энергии на нашей планете является Солнце. Растения и некоторые другие организмы улавливают солнечную энергию.
Под действием солнечного света эти организмы образуют органические вещества, которые и являются пищей для всех живых организмов. Процесс образования в клетках органических веществ под действием солнечного света называется фотосинтезом, а организмы, способные его осуществлять, носят название автотрофы (рис. 2).
Гетеротрофы
Растительноядные животные поедают растения и в результате получают необходимые для жизнедеятельности вещества и энергию. Растительноядными животными питаются хищники (плотоядные). Растительноядные и хищные животные, таким образом, питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями, и называются гетеротрофами.
Строение живых организмов
Органические вещества
Жизненные процессы и само живое вещество как живая система обнаруживают свойства и признаки, отличающие их от мертвой природы. Живой организм построен из очень сложных веществ – белков, жиров, углеводов, веществ, совершенно отсутствующих в неорганическом мире. Эти вещества чрезвычайно неустойчивы, легко разрушаются и восстанавливаются. Важнейшие из них – белки, они составляют главную массу сухого вещества организма. Жиров же и углеводов сравнительно немного. Материал с сайта http://wiki-med.com
Неорганические вещества
Неорганические соединения представлены незначительным процентом солей и большим количеством воды, которая составляет в разных органах от 65 до 98 % к весу животного.
Все эти вещества одинаково нужны живому организму и отсутствие в нем каких-либо солей, даже содержащихся в ничтожных количествах, уже представляет угрозу для жизни. Только полный комплекс указанных выше составных частей создает живое вещество и участвует во всех его жизненных проявлениях.
Физиология
см. Физиология
Среда обитания живых организмов
см. Среда обитания
Сообщество живых организмов
см. Биоценоз
Совокупность живых организмов, совместно обитающих на одной территории в течение длительного времени, составляет биоценоз. Живые организмы биоценоза тесно связаны между собой пищевыми и непищевыми взаимодействиями. Пищевые взаимодействия выражаются в виде цепей питания.
На этой странице материал по темам:ответ на вопрос влияние различных факторов внешней среды на организм человека
реферат на тему общее представление о строении тела человека
понятие о населении живых организмов
организм человека краткая информация
организм реферат
Что такое царства живых организмов?
По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
На основании чего те или иные организмы относят к прокариотом или эукариотам?
Чем автотрофы отличаются от гетеротрофов?
Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Как организмы реагируют на изменения в окружающей среде?
Сколько видов живых организмов обитает на Земле?
wiki-med.com
Растение - живой организм - начальные классы, уроки
Тема урока: «Растение – живой организм»
Класс: 2
Предмет: познание мира
Задачи урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; - дать представление о растении как живом организме; - развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; - воспитывать бережное отношение к растениям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: картинки и гербарии «Группы растений»,составляющие органы растений, ватман, клей, фломастеры, презентация, «Признаки жизни растений».
Базовые знания: Растения — живая природа. Они питаются, дышат, растут, размножаются и умирают. Многообразие растений, их потребности
Ход урока
I. Организационный момент.
«Цветы» Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок…Если все: и Я, и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты…И не будет красоты.
- Ребята, а почему человек должен бережно относится к растениям?
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – о растениях.
Актуализация опорных знаний.
-На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На какие группы подразделяют растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)
- Соотнесение на группы прилагаемые растения на картинках картинки и в гербарии. (каждый ученик берет растение и определяет его в соответствующую группу)
- Из каких частей состоят растения? (корень, стебель, лист, цветок…) Собрать части растения, приклеить на ватман.
-
III. Изучение нового материала
- Растение – это живые организмы. Давайте вспомним, какими признаками обладают живые организмы. Если вызывает затруднение обратится к учебнику
Работа с учебником. Стр 46 – прочтение признака и его комментирование с примером
1.живые организмы растут, развиваются и умирают.
2. Растениям необходим свет, тепло, вода и питательные вещества.
3 живые организмы размножаются, размножение это способ организмов воспроизводить себе подобных.
4. живые организмы состоят из клеток. Их можно увидеть в микроскоп, в клетках содержатся вещества необходимые растениям для жизни.
5 живые организмы приспосабливаются к условиям окружающего мира. (осень сбрасывают листву чтобы не замерзнуть,…)
Вы согласны с этими признаками? Давайте проверим как растения проявляют признаки живого организма.
IV. Исследовательская часть (Эксперименты )
- Чтобы в этом убедится мы с вами понаблюдаем за растениями.
1. клетки растений (микроскоп, образец клетки лука, фото клетки лепестков цветов)
2. растения питаются (растение в горшке, вода, ветка с подкрашенной водой
3. растения дышат, ( лупа наблюдение трещинок на стеблях,побег растения в воде, )
Физминутка:
Называю дерево качают ветвями, траву приседают, куст хлопают в ладоши. Берёза, одуванчик, сирень, дуб, кедр, подорожник, шиповник, колокольчик, осина, ива, ландыш, верба, клён.
Эксперименты
4. растения двигаются (растения в комнатных горшках,)
5. растения накапливают силу (семена фасоли, пробирка, песок, вода)
V. Повторение и закрепление.
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
- Что нужно растению для роста и развития? (свет, тепло, вода, забота человека
- А зачем нужны растению – корень - Стебель – Лист- цветок
VI. Итог урока.
Тысячи лет люди собирают в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимаются рыбалкой и охотой – и все это хорошо когда в меру, без ущерба для природы. Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.
Домашнее задание
Рефлексия - Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? - Пригодятся ли эти знания вам в жизни? - Пополнили ли вы свой багаж знаний? - Получили удовольствие от урока?
kopilkaurokov.ru