Зарисуйте отдельные растения. Лабораторная работа № 1 по теме "Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс. Зарисуйте отдельные растения


Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

Цель. Продолжить формирование представления об органах растения: вегетативных и генеративных; значении их для растения.

Задачи.

Основные понятия. Вегетативные органы: корень, побег; генеративные органы: цветок, плод, семя; низшие растения, высшие растения. Голосеменные и покрытосеменные растения. Межпредметные связи. Литература. Фотоснимки. Работа с компьютером. Ресурсы:

Формы урока. фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Технология, метод. Проблемного обучения

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, гербарии растений различных отделов, гербарий «Морфология растений», раздаточный материал – ветка березы и сосны с шишкой. Инструктивная карточка. Тест. Индивидуальное тестирование-компьютер. Презентация, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Планируемые результаты

1. Организационный (1-2 мин.) Приветствие, высказывает добрые пожелания детям; Приветствие. Организация учащимися рабочего места. Организация учащимися рабочего места.

Метапредметные: умение организовывать рабочее место,  самоорганизовываться.

Личностные: ответственное отношение к учению, самодисциплина.

2. Актуализация знаний (10 мин.) 1. Проверка домашнего задания (устный опрос)2. Актуализация знаний3. Постановка учебной задачи4. Открытие новых знаний – Давайте вспомним что такое царство?– Как называются все растения вместе взятые? (Слайд 3)– А что характерно для царства растений?– Из чего состоит цветковое растение?Проблемный вопрос: Могут ли растения жить без органов? Сформулируйте тему урока. Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетативным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности. Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют половыми, пли генеративными, органами (от лат. Генераре — «рожать», «производить»). К генеративным органам относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена. Чем отличаются рассмотренные вами гербарии? Мир растений огромен и удивителен. Органы растений — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными (от лат. Вегетабилис – «растительный»). Все вместе они образуют вегетативное тело растения. Высшие растения имеют вегетативное тело, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — почвенную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения. Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения. Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение. Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы (от греч. органон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли). Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Сообщение учащихся – органы растений у растений с.Загарино: лиственница,  сосна обыкновенная, ель голубая

 

 

Просмотр видеоурока «Растения»Оценивание ответов

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя;выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока.

Коммуникативные УУД:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя,адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД:проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания.

Познавательные УУД:демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

3. Создание проблемной ситуации (20 мин.)

Лабораторная работа. Инструктаж по ТБ работы с гербарным материалом.«Знакомство с внешним строением растения».Откройте стр. 50 учебника. Л/р №3.

 

В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы.

Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и березы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме,  и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9).Теперь вы точно знаете чем отличается хвойное растение от лиственного и должны сформулировать это в выводе (помогаю наводящими вопросами сформулировать правильный вывод).

Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10)Координирует, корректирует работу учащихся. Время закончилось.

Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работыЗнакомятся с заданиями Л/р № 3.

Делают необходимые записи в тетрадяхЛабораторная работа по теме: «Знакомство с внешним строением растения». Цель: изучить органы растений.1. Рассмотрите растение … . 2. Найдите вегетативные органы: побег (стебель, листья, почки) и корень.3. Найдите генеративные органы растения: цветок, плод, семя.4. Подпишите на рисунке органы растений. В скобках укажите их значение. «Органы растений» 1. Голосеменные Признаки голосеменных растений: листья игольчатые; стебли деревянистые; корни; семена; нет цветков

5. Заполните схему. «Органы растений». Покрытосеменные 1) ... 2) ... 3) ... Группа органов: Органы: 6. Рассмотрим представителей различных отделов растений (гербарии зеленой водоросли, мха кукушкиного льна, папоротника щитовника мужского, голосеменного растения – сосны обыкновенной и покрытосеменного растения желтой акации). 7. Сравните их строение.8. Объясните, чем отличаются данные растения?9. Сформулируйте вывод. (Все ли растения имеют органы? Какие группы органов выделяют?)

Формулируют тему и цели урока. Тема: «Органы растений». Выполняют лабораторную работу. Только у покрытосеменных присутствуют все органы. У водорослей органов нет.  Знания об уровневой организации растений. Знания о вегетативных и генеративных органах, их значении для растений. Умение выполнять лабораторную работу, работать по инструкции, умение определять, находить и обозначать на схематическом рисунке органы растений. Определять к какой группе органов они относятся. Знание правил оформления лабораторной работы.

Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:планировать свои действия всоответствии с поставленнойзадачей и условиями еереализации, в том числе вовнутреннем плане

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Личностные:осознание своей гражданскойидентичности: «Я» как гражданинРоссии, своей этническойпринадлежности, чувствасопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

4. Закрепление  нового материала (7 мин.)

Проводит фронтальный опрос.

  • Что такое орган?
  • Назовите органы растений.
  • Какое значение имеют эти органы?
  • Что позволяет разделить органы растений на группы?
  • Какие органы относятся к вегетативным? Почему?
  • Какие органы относятся к генеративным? Почему?
  • У всех растений имеются органы?

Корректирует выводы учащихся. Интересуется результатами учебной деятельности

Подведем итоги по уроку. Сформулируйте вывод по лабораторной работе.

Отвечают на вопросы Формулируют вывод. Записывают вывод.

Уметь сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: подводить итоги работы, формулировать вывод.

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.

Личностные: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

5. Контроль (5 мин.)

Вставьте пропущенные слова.

Часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции – это … . У растений различают … и … органы.Органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание,  дыхание, защиту и вегетативное размножение) называют … Это — корни, стебли, …., почки.Органы, обеспечивающие половое размножение называют …. Органами. К ним относятся цветки, … и семена).Растения, у которых выделяют органы называют … . Растения, тело которых не расчленено на органы – … к ним относятся … .

Вставляют пропуски. Проверяют всем классом, обозначая правильные и неправильные ответы знаками «+» и «–». Выставляют оценки по следующей шкале: 9-10 плюсов – 5 7-8 плюсов – 4 5-6 плюсов – 3  Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивать полученные в ходе урока знания.
6. Рефлексия (2 мин.) – Мы достигли цели урока? – Что нового вы сегодня узнали в ходе урока? – Почему? – Вспомните вашу гипотезу. – Совпала ваша гипотеза с полученным выводом? Ответить на вопросы:     Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.Познавательные УУД: систематизация информации, формулировка ответов на вопросы учителяКоммуникативные УУД: строить понятные монологические высказывания; умение активно слушать одноклассников.
7. Домашнее задание (3 мин.) Обязательное: параграф учебника 11, термины, пересказ. Дополнительное: прочитать стихотворение Бальмонта К. Д. «Растение». Найдите слова автора, которыми он описывает значение органов для растения. Записывают домашнее задание в дневник.   Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.Познавательные УУД: осуществление поиска и отбора необходимой информации, систематизация информацииКоммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с родителями, формулировка вопросов

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Параграф 11. Цветок



1. Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка?

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки. Генеративные, или цветочные, почки имеют еще зачаточные бутоны или соцветия.

2. Что называют побегом?

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом.

Лабораторная работа

Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

Цветок тюльпана подчинён трёхлучевой симметрии: в нём три внешних и три внутренних лепестка околоцветника, шесть тычинок, завязь образована тремя симметричными долями.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной.

Околоцветник у данного цветка — простой.

4. Определите, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

Чашечки нет. Венчик свободнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

Найдите пыльник и тычиночную нить

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

Столбик отсутствует: рыльце пестика сидит непосредственно на завязи.

Завязь образована тремя симметричными долями.

Семязачатки на рисунке обозначены красным цветом.

Главными частями цветка называют тычинки и пестик, т.к. они учувствуют в размножении.

тычинки и пестик учувствуют в размножении

7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

См. ответ на вопрос №1.

8. Составьте формулу изученного цветка.

*О3+3Т 3+3 П(3)

Вопросы

1. Из каких частей состоит цветок?

Пестик и тычинки — главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, — цветоложем.

2. Что называют околоцветником?

Околоцветник включает все составляющие цветка, окружающие репродуктивные органы, и состоит обычно из внешнего кольца чашелистиков (чашечка) и внутреннего кольца лепестков (венчик).

3. Чем двойной околоцветник отличается от простого?

Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных, все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

4. Каково строение пестика и тычинки?

Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Пестик имеет рыльце, столбики и завязь.

5. Что развивается из семязачатка?

Из семязачатка после цветения развиваются семена.

6. Чем однодомные растения отличаются от двудомных?

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других. Двудомны и некоторые виды осок.

Подумайте

На основании чего можно утверждать, что цветок — это видоизменённый побег?

Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизменёнными листьями.

Задания

Рассмотрите строение цветков примулы и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони. Назовите каждую часть цветка.

Рассмотрите строение цветков примулы и амариллиса

Нагляднее всего будет отразить строение цветков указанных растений в виде формул.

Цветок яблони: *Ч(5)Л(5)Т(5+5)П(5)

Цветок примулы: *Ч(5)Л(5)Т(5)П(5)

Цветок амариллиса: *О(6)Т3+3 П(3)

resheba.com

Читать книгу Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение

Текущая страница: 7 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

§ 27. Видоизменения побегов

1. Какие видоизменения корней вы знаете? Какие функции они выполняют? 2. Какие видоизменения листьев вам известны? Какова их функция? 3. Каковы основные функции стебля? 4. Что называют побегом?

Наряду с типичными у растений часто развиваются видоизмененные побеги, что связано с выполнением ими других функций.

Своеобразные подземные кладовые имеют некоторые многолетние травянистые растения. Надземные части этих растений ежегодно к осени отмирают. В почве остаются корни и видоизмененные подземные побеги – корневища, клубни и луковицы. Вот в них-то и откладываются на зиму запасы органических веществ.

Корневище есть у многих растений, в том числе у крапивы, пырея, ириса, ландыша, комнатного растения аспидистры [93]. Внешне корневище напоминает корень, но у него, как у наземного побега, имеются верхушечная и пазушные почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. От корневища отрастают придаточные корни, а из верхушечной или пазушной почек весной развиваются молодые надземные побеги. Они используют питательные вещества, отложенные в корневище осенью. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое, самостоятельно существующее растение. Некоторые многолетние декоративные растения размножаются делением корневища на части.

93. Корневища пырея и ириса

Клубни встречаются, например, у картофеля, хохлатки, кормового растения топинамбура (земляной груши). Подземные побеги, на которых они развиваются, отрастают от оснований надземных стеблей; эти побеги называют столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

На поверхности клубня в углублениях находится по 2–3 почки, называемые глазками. Глазков больше на той стороне клубня, которую называют верхушкой. Противоположной стороной – основанием — клубень соединен со столоном [94].

Самостоятельно изучите строение клубня более подробно.

Строение клубня

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля [95].

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5. Капните на срез клубня йодом Объясните, что произошло.

6. Докажите, что клубень – видоизмененный подземный побег.

94. Образование клубней у картофеля

95. Клубень – видоизмененный побег

Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

Луковицы образуют многолетние растения – лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, дикорастущий гусиный лук.

Изучите самостоятельно строение луковицы, выполнив лабораторную работу.

Строение луковицы

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3. Докажите, что луковица – видоизмененный подземный побег.

В нижней части луковицы репчатого лука расположен почти плоский стебель – донце. На донце имеются видоизмененные листья – чешуи. Наружные чешуи сухие и кожистые, а внутренние – мясистые и сочные. В них находятся запасы воды с растворенными в ней сахаром и другими веществами. Наличие на донце почек, расположенных в пазухах чешуй [96], подтверждает, что луковица – это видоизмененный побег.

Если луковицу посадить в землю, на нижней стороне донца формируется мочковатая корневая система. Иногда из почек развиваются молодые луковички, называемые детками. Из каждой луковички-детки может вырасти самостоятельное растение.

Надземными видоизменениями побега являются колючки дикой яблони, груши, боярышника, защищающие растения от поедания животными.

96. Луковица репчатого лука

ВИДОИЗМЕНЕННЫЙ ПОБЕГ. КОРНЕВИЩЕ. КЛУБЕНЬ. ЛУКОВИЦА

1. Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу. 2. Как отличить корневище от корня? 3. Как развивается клубень картофеля? 4. Почему клубень картофеля следует считать побегом? 5. Какое строение имеет луковица? 6. Как доказать, что корневище и луковица – это видоизмененные побеги? 7. Какие надземные видоизменения побега вы знаете?

1. Поместите луковицу репчатого лука в банку с узким горлышком так, чтобы луковица не проваливалась, а только касалась донцем воды, налитой в банку. Через несколько дней у луковицы разовьются придаточные корни и зеленые листья. Почему луковица растет, хотя находится не в почве, а в воде?

2. С наступлением теплой весенней погоды наблюдайте за цветением дикорастущих луковичных и корневищных растений.

Гладиолус имеет клубнелуковицу. Внешне она похожа на луковицу, но все листовые чешуи у нее сухие, и запасные продукты откладываются в стеблевой части.

§ 28. Цветок

1. Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка?

2. Что называют побегом?

Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

97. Строение цветка яблони

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим, например, цветок яблони.

Строение цветка яблони [97]. В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики — образуют чашечку.

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные.

Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются.

Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, – цветоложем.

Околоцветник двойной и простой [98]. У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. Кроме яблони, его имеют вишня, капуста, роза и многие другие растения.

98. Строение цветка с двойным и простым околоцветником

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные.

Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Цветки правильные и неправильные. Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.

Строение тычинки и пестика [99]. У яблони каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Цветки обоеполые и раздельнополые. Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

99. Строение тычинки и пестика

100. Кукуруза – однодомное растение

101. Ива – двудомное растение

Формула цветка. При составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики – буквой Ч, лепестки – Л, тычинки – Т, пестик – П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком ∞. Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.

Правильный цветок изображают звездочкой *, неправильный – стрелкой ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки – знаком , женские (пестичные) – . Например, формула тычиночного цветка огурца: *Ч(5)Л(5)Т(2),(2), 1 П0; формула пестичного цветка огурца: *Ч(5)Л(5)Т0П(3).

Растения однодомные и двудомные. Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными [100], так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями [101], так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Двудомны и некоторые виды осок.

Строение цветка

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

4. Определите, какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

8. Составьте формулу изученного цветка.

ПЕСТИК. ТЫЧИНКА. ЛЕПЕСТКИ. ВЕНЧИК. ЧАШЕЛИСТИКИ. ЧАШЕЧКА. ЦВЕТОНОЖКА. ЦВЕТОЛОЖЕ. ОКОЛОЦВЕТНИК ПРОСТОЙ. ОКОЛОЦВЕТНИК ДВОЙНОЙ. ТЫЧИНОЧНАЯ НИТЬ. ПЫЛЬНИК. РЫЛЬЦЕ. СТОЛБИК. ЗАВЯЗЬ. СЕМЯЗАЧАТОК. РАСТЕНИЯ ОДНОДОМНЫЕ И ДВУДОМНЫЕ

1. Из каких частей состоит цветок? 2. Что называют околоцветником? 3. Чем отличается двойной околоцветник от простого? 4. Каково строение пестика и тычинки? 5. Что развивается из семязачатка? 6. Чем однодомные растения отличаются от двудомных?

Рассмотрите строение цветка примулы и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони. Назовите каждую часть цветка.

102. Цветок раффлезии

Гигантский цветок раффлезии [102], растущей в лесах тропической Азии, имеет почти метровый размер. Семена ее прорастают на корнях растения-хозяина. Ни стебля, ни листьев у раффлезии нет. Питательные вещества она получает от растения, на котором вырастает.

Цветки раффлезии и видом и запахом напоминают разлагающиеся куски мяса, поэтому она привлекает мух, которые разносят ее пыльцу. Семена растения распространяют животные, в том числе и слоны, к конечностям которых они прилипают.

§ 29. Соцветия

1. Что такое побег? 2. Назовите несколько растений, на цветоносах которых имеется два и более цветков.

Есть растения с одиночными цветками, которые развиваются по одному на концах побегов или в пазухах листьев. У других растений цветки собраны в соцветия [103].

Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия бывают простыми и сложными. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

Соцветие кисть имеют капуста, ландыш, черемуха. В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси.

103. Соцветия

Если несколько кистей отходит от общего стебелька, соцветие называют сложной кистью или метелкой. Такое соцветие имеют сирень, виноград.

Простой колос образуют не имеющие цветоножек (т. е. сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками, у ржи, например, двумя.

Початок отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия.

Простой зонтик — соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия. Такое соцветие имеют примула, вишня.

Морковь и петрушка имеют соцветия-зонтики, состоящие из нескольких простых зонтиков. Такое соцветие называют сложным зонтиком.

Корзинка — это соцветие у подсолнечника, астры, одуванчика, осота, бодяка и многих других растений. В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе соцветия. Снаружи это соцветие защищено зелеными листьями – оберткой.

Соцветия

1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называют эти соцветия.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.

Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

СОЦВЕТИЕ

1.Что называют соцветием? 2. Какие виды соцветий вы знаете? 3. Каково биологическое значение соцветий?

Ряска – одно из самых маленьких цветковых растений – состоит из стебелька-пластинки. Одна или несколько ниточек корней обеспечивают пластинкам устойчивость на воде. Изредка на стебельке ряски образуется крохотный бугорок желтого цвета. Изучив его строение, ученые с удивлением установили, что это целое соцветие, состоящее из 2–5 раздельнополых цветков [104].

104. Ряска

§ 30. Плоды

1. Что такое цветок? 2. Перечислите главные части цветка. 3. Какое строение имеет завязь цветка? 4. Что такое соцветие?

После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.

Важнейшие функции плода – защита и распространение семян.

Строение плодов. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник – разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Семена образуются из семязачатков.

Классификация плодов. Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика) [105]. Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свекла) [106].

105. Плоды простые и сложные

106. Ананас

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Ягодовидные плоды [107]. Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные.

Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы.

107. Плоды сочные ягодовидные

108. Плоды сочные костянковидные

Яблоко — в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблони, айва.

Тыквина — семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый, например у тыквы, арбуза, огурца [107].

Лимон, апельсин тоже имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец [107].

Костянковидные плоды [108]. К ним относятся плоды с сочной мякотью и твердой косточкой.

Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя. Костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. У некоторых растений костянки многосемянные, например у бузины, крушины.

Многокостянка — на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники [109].

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.

Ореховидные плоды [110]. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.

109. Сборные костянки ежевики

110. Плоды сухие ореховидные

Орех — околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук. У гречихи плод – орешек (маленьких размеров).

Желудь — околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом). Плод желудь имеет дуб.

Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.

Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.

Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации [111].

111. Плоды сухие коробочковидные

Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

Классификация плодов

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды Разделите их на сочные и сухие.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

4. Заполните таблицу.

ОКОЛОПЛОДНИК. ПЛОДЫ ПРОСТЫЕ И СБОРНЫЕ, СУХИЕ И СОЧНЫЕ, ОДНОСЕМЯННЫЕ И МНОГОСЕМЯННЫЕ. ЯГОДА, КОСТЯНКА, ОРЕХ, ЗЕРНОВКА, СЕМЯНКА, БОБ, СТРУЧОК, КОРОБОЧКА. СОПЛОДИЕ

1. Каковы происхождение и строение плодов? 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные? 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 4. Чем отличается ягода от костянки? 5. Какие сухие плоды вы знаете? 6. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды? 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, желуди и почему? 8. Какова роль плодов в жизни растений?

Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, еще держатся плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.

Один из самых удивительных плодов, растущих на земном шаре, дуриан. Крупные (до 3 кг) продолговатые плоды растут на стройных, высоких (до 40 м) деревьях семейства баобабовых. Местные жители говорят, что запах дуриана вызывает видения ада, а вкус – райские наслаждения. Действительно, плод по вкусу напоминает смесь орехов, персиков, ананасов, вина и в то же время имеет отталкивающий запах какого-то гнилья. Сорванный плод может храниться всего два-три дня, поэтому попробовать его можно только на родине, в странах Юго-Восточной Азии.

§ 31. Распространение плодов и семян

1. Что такое семя? 2. Какова роль семян в жизни растений? 3. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

Распространение семян – необходимое условие для существования и процветания растений. В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений для их распространения ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.

Распространение с помощью ветра [112]. Семена ивы, тополя, осины, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плодики одуванчика.

Плоды березы, ясеня, клена имеют крыловидные выросты. Они, как правило, висят на ветвях деревьев до поздней осени или даже до зимы. Лишь после полного опадания листьев сильный ветер может сорвать эти плоды и унести далеко в сторону от дерева, на котором они созрели.

Распространение водой. Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений.

112. Распространение плодов и семян с помощью ветра

113а. Распространение плодов и семян с помощью животных и саморазбрасыванием

Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения.

Распространение саморазбрасыванием [113а]. Это явление можно наблюдать у многих растений. Например, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. То же самое происходит и с плодами гороха и фасоли. Поэтому их собирают, не дожидаясь полного высыхания створок плода, иначе они выбросят семена, и урожай погибнет.

Разбрасывание семян можно наблюдать также у акации, мака, виолы и других растений. Расстояние, на которое отбрасываются семена, обычно не превышает 15–20 см, поэтому такой способ распространения значительно уступает другим.

Распространение с помощью животных и человека [113б]. Семена и плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений, как лопух или череда, снабжены острыми зубчиками и крючками. С их помощью эти плоды прицепляются к шерсти животных или к одежде людей, которые и разносят их на значительные расстояния.

При перевозке грузов к мешкам или тюкам могут прилипнуть или прицепиться плоды и семена некоторых растений. При разгрузке они попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник – обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки – индейцы – называют подорожник «следом белого человека». А злейший сорняк наших южных полей, вызывающий у многих людей тяжелые аллергические реакции, – амброзия и широко известная ромашка пахучая были завезены к нам из Америки.

Сочные плоды рябины, бузины, брусники, черники, черемухи и других растений поедают животные, в основном птицы. Находящиеся в них семена защищены твердой оболочкой, поэтому они не перевариваются и вместе с пометом выбрасываются иногда на очень далеком расстоянии от мест их созревания.

113б. Распространение сочных плодов птицами

1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе? 2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 4. Какие растения разбрасывают свои семена? 5. Каково значение распространения плодов и семян?

1. Понаблюдайте, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название перекати-поле.

На сухих склонах и морских побережьях на юге нашей страны можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Это наиболее высокоорганизованная группа растительного мира. Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.

Побег состоит из стебля и листьев.

Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листовые) и генеративные (цветочные) почки.

Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных – одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.

На строение и развитие органов цветкового растения большое влияние оказывают условия среды обитания.

iknigi.net

Ответ Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 5 "Природные сообщества"?

1) Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

 

1) Растительные сообщества – природная совокупность растений.

2) Растительное сообщество – это часть биогеоценоза.

3) Первый ярус в сообществе всюду представлен деревьями.

4) Высота растений – важная характеристика каждого яруса.

5) Растения разных ярусов живут в неодинаковых условиях.

6) Многообразие природных сообществ образует растительный покров Земли.

7) Природное сообщество – живая система (биосистема).

9) Городской парк называют агроценозом. 

11) Болота и луга – естественные растительные сообщества.

12) Поле и сад – это агроценозы.

14) Растительный покров состоит из растительных сообществ.

 

2) Ответьте на вопросы. Могут ли природные сообщества существовать без животных?

 

Нет.

 

* Почему считают, что большое количество видов в природном сообществе обеспечивает его устойчивость?

 

Есть несколько источников пищи, и в случае вымирания какого-либо вида будет альтернатива.

 

3) Отметьте знаком «+» правильный ответ.  Совокупность разных видов растений в природных сообществах называют:

 

б) фитоценозом

 

* Природным сообществам дают названия:

 

в) самым многочисленным видам в сообществе

 

Осенне-зимние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе (сентябрь – декабрь)

Природа осенью

1) Проведите наблюдения за состоянием травянистых растений, кустарников, деревьев. Обратите внимание на цвет листьев, побегов.

2) Зарисуйте отдельные растения, подпишите их названия, раскрасьте в соответствии с увиденным.

 

 

Листья растений

1) Соберите опавшие листья различных растений.

2) Расправьте и просушите их (под грузом).

3) Подготовьте коллекцию листьев, подпишите названия растений.

Экскурсия

Дата проведения: 1 декабряТема: зимний парк.Цель: выяснить, как выглядят растения зимой.

 

Вывод: зимой листья с деревьев и кустарников опадают, травы пережидают зиму под покровом снега. Травы, которые остались над ним увядают, темнеют, стебли не держат цветки.

 

Зимне-весенние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе (январь – март)

 

Месяц

Числа месяца по декадам

Продолжи-тельность светового дня (средняя по декадам), ч, мин

Темпера-тура воздуха (средняя по декадам),℃

Тип осадков (по декадам)

Внешние изменения у растений

Январь

1–10

8

-19

Снег

В покое

11–20

8

-25

Снег

В покое

21–31

9

-16

Снег

В покое

Февраль

1–10

9

-20

Снег

В покое

11–20

10

-17

Снег

В покое

21–28(29)

10

-6

Снег

В покое

Март

1–10

11

-3

Снег

Начинают оттаивать

11–20

11

5

Дождь

Начинают оттаивать

21–31

12

15

Дождь

Появилась зелёная трава

Вывод: ближе к весне температура становится выше, а длина светового дня дольше. Это является сигналом для растений: они выходят из покоя.

 

Наблюдения за срезанными побегами

1) В начале января срежьте побег (ветку) тополя (берёзы, липы, ивы). Поставьте в сосуд с водой.

2) Наблюдайте за побегом в течение 7–10 суток.

3) Проведите наблюдение за побегом, срезанным в начале марта.

4) Запишите наблюдения в таблицу, выполните рисунки.

5) Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

 

 

Весенне-летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе (апрель – июнь)

1) Проведите наблюдения в апреле – июне за растениями лиственного, хвойного или смешанного леса, парка, луга, степи, болота (две-три природные среды по выбору).

2) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

 

Природная среда (экосистема)

Название и сроки появ-ления травянистых цветущих растений

Количество найденных видов вечно-зелёных рас-тений (трав, деревьев, кустарников)

Начало цветения деревьев, кустарников. Названия этих растений

Способы опыления растений

Лиственный, хвойный или смешанный лес

Март

8

Конец апреля: ольха, верба

Ветром

Болото

Март

2

Апрель: пушица

Ветром

Степь

Апрель

1

Конец марта: ирис, ландыш

Насекомыми

Луг

Апрель

6

Апрель: первоцвет

Насекомыми

Парк

Март

3

Апрель: одуванчик; конец апреля: яблоня

Насекомыми и ветром

Вывод: Первыми зацветают ольха и верба в лиственном лесу. Больше цветущих растений в степи. Опыление умногих первоцветов происходит при помощи ветра.

 

Летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе (июнь – август)

Многообразие растительного мира

1) Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или в сельской местности. Какие это растения?

2) Изучите видовой состав растений, в том числе деревьев, кустарников, трав.

3) Какие растения цветут, какие у них цветки и плоды, как происходит опыление?

4) Составьте краткой описание результатов наблюдений.

 

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик: цветок корзинка, плод крылатая семянка

2.06

Яблоня: цветок зонтик, плод яблоко

3.06

Берёза: цветок сережка, плод орешек

4.06

Клен: цветок зонтик, плод двукрылатка

5.06

Вишня: цветок зонтик, плод костянка

7.06

Шиповник: цветок щиток, плод многоорешек

8.06

Чистотел: цветок зонтик, плод коробочка

9.06

Ирис: цветок одиночный, плод коробочка

10.06

Клубника: цветок щиток, плод орешек

11.06

Василек: цветок корзинка, плод семянка

12.06

Астра: цветок корзинка, плод семянка

13.06

Первоцвет: цветок зонтик, плод коробочка

14.06

Роза: цветок щиток

17.06

Ромашка: цветок корзинка, плод семянка

18.06

Тысячелистник: цветок корзинка, плод семянка

19.06

Фиалка: цветок одиночный, плод коробочка

20.06

Герань: цветок зонтик, плод ягода

21.06

Колокольчик: цветок метелка, плод коробочка

22.06

Лилия: цветок метелка, плод коробочка

23.06

Лук: цветок зонтик, плод коробочка

 

Разнообразие трав

1) Обратите внимание на травянистые растения, растущие около вашего дома. Они однолетние или многолетние?

Многолетние.

2) Как размножаются травянистые растения и что этому способствует?

3) Составьте краткое описание результатов наблюдений.

 

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик:

2.06

Мать и мачеха:

3.06

Чистотел:

4.06

Подорожник:

5.06

Ромашка:

7.06

Ковыль:

8.06

Полынь:

9.06

Первоцвет:

10.06

Пырей:

11.06

Лебеда:

12.06

Щирица:

13.06

Лютик:

14.06

Клевер:

17.06

Чертополох:

18.06

Мать-и-мачеха:

19.06

Крапива:

20.06

Василек:

21.06

Амброзия:

22.06

Тысячелистник:

23.06

Лютик:

 

Споровые растения

 

Будучи за городом, в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь за ягодами, грибами или просто на отдых, обратите внимание на споровые растения.Посмотрите, как разнообразны и красивые зелёные мхи. Выберите один-два побега каждого вида. Сделайте из них коллекцию мхов для себя или для школы.

bio-gdz.ru

Лабораторная работа № 1 по теме "Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения"

Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения

Лабораторная работа №1.

Тема. "Знакомство с цветковым растением"

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения

Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.

  2. Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.

  3. Плоды и цветки находятся на стебле.

  4. Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.

  5. Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.

  6. Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.

Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения

Цитоплазма клетки имеет определенную концентрацию солей (и других осмотически активных веществ). Воздействуя на клетку жидкостями с различной концентрацией солей, можно наблюдать процессы плазмолиза (потери воды) и деплазмолиза (возврата воды). Наиболее удобны для наблюдения клетки луковиц красно-фиолетовой окраски или ревеня. Ревень удобнее потому, что клеточный сок у него окрашен, зато у лука легче отделяется эпидермис.

Цель работы: выяснить свойства цитоплазмы клетки.

Материалы и оборудование: луковица или черешок молодого ревеня (или элодея), микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие бритвы, дистиллированная вода, раствор сахара или соли, пипетка, фильтровальная бумага.

Ход работы

1. Возьмите эпидермис чешуи лука с нижней поверхности или с черешка молодого листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него две или три капли дистиллированной воды. Осторожно накройте покровным стеклом, рассмотрите, как выглядят клетки под микроскопом, и зарисуйте несколько клеток.

2. Отделите другую полоску эпидермиса и повторите всю процедуру, взяв вместо воды раствор сахара (или соли). Пронаблюдав за процессом под микроскопом (увеличение ґ120) в течение 15 мин, вы заметите одну или несколько типичных плазмолизированных клеток.

3. Отмойте препарат с плазмолизированными клетками, капая под покровное стекло дистиллированную воду, и удаляя избыток жидкости фильтрованной бумагой с другой стороны. В результате наступает деплазмолиз: цитоплазма плазмолизированных клеток возвращается в исходное состояние. Сделайте вывод, почему происходят данные процессы. Объясните, почему при приготовлении салатов образуется много сока после того, как их посолят.

Лабораторная работа № 3 «Строение семени фасоли»

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.

3. Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?

4. Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?

5. Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

Лабораторная работа № 4 «Строение корня проростка»

Цель

Изучить внешнее строение корня.

Оборудование

  1. Лупа ручная.

  2. Проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха). Отметьте его длину, толщину и окраску.

  2. Определите тип корневой системы.

  3. Рассмотрите под лупой главный корень.

  4. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

  5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.

  6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней.

Лабораторная работа № 5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.

ХОД РАБОТЫ

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.

Лабораторная работа № 7 «Черенкование комнатных растений»

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.

ХОД РАБОТЫ

  1. Выберите растение.

  2. Выберите субстрат для укоренения черенков.

  3. Срежьте черенок ножом.

  4. Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.

  5. После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Цель. Ознакомиться с внешним видом зеленого мха и белого мха. Сравнить строение сфагнума и кукушкина льна. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

Оборудование. Лупа ручная, кукушкин лён (гербарий), мох – сфагнум (гербарий и раздаточный материал)

Ход работы. 1. Рассмотрите у зелёного мха (например, кукушкина льна) его стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке. 2. Изучите особенности строения сфагнума - его стебель, листья, коробочку на ножке. 3. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте отличия в строении и форме листьев, коробочек, ветвлении стебля.

Оформление результатов

1. Зарисуйте внешний вид кукушкина мха и сфагнума, подпишите их органы.

Кукушкин лен

1-

2

3-

Сфагнум

1

2

3

Задания и вопросы

1. Кукушкин лен и сфагнум - сходные, т.к. имеют в строении

2. Кукушкин лен отличается от сфагнума тем, что

3. Докажите принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

infourok.ru

Тема: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. Лабораторная работа 1. Строение цветкового растения | Лабораторные работы по биологии

Тема: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. Лабораторная работа 1. Строение цветкового растения

25.09.2014 7632 0

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами, лупы, препаровальные иглы, линейка ( для работы подходят растения пастушья сумка, сурепка, так как у этих растений на одном стебле одновременно можно увидеть и плоды и семена).

Ход работы:

1.   Рассмотрите экземпляр растения на вашем столе. Найдите у него вегетативные органы. Какие из вегетативных органов вы видите? (Корень, стебель, листья, на некоторых гербариях видны почки) Определите цвет и размер корня, цвет и длину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев.

2.    Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите?   ( Цветы, плоды) Определите размер и окраску (по возможности) цветов и плодов. Аккуратно при помощи препаровальной  иглы вскройте плод и найдите там семена. Определите размер семян данного растения.

3.   Зарисуйте растение, в тетрадь для практических работ, укажите все органы, которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения.

4.   Заполните таблицу.

Орган растения

Цвет исследуемого органа

Размер и количество органов

Корень

 

 

Стебель

 

 

Листья

 

 

Цветы

 

 

Плоды

 

 

Семена

 

 

        

Для органов, которых несколько, указать средний размер и  примерное количество.  Для органов,  которых менее 1 миллиметра. Так и указать в таблице (менее 1 мм).

5.      Сделайте вывод о том, что это растение относится к высшим цветковым растениям, объясните, почему.

Лабораторная работа 2. Ознакомление со споровым растением     

Цель: ознакомиться с внешним видом спорового растения, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.

Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги.

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

1.    Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

2.    Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной», поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Спора – специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения. Зарисуйте лист с сорусами.

3.     Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались  споры.  Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

4.     Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

      Сравните внешнее строение цветкового растения и папоротника. Сделайте вывод, в котором укажите черты сходства и различия этих двух групп растений.

tak-to-ent.net

Параграф 7. Клеточное строение листа



1. Какую функцию выполняет покровная ткань?

Покровная ткань защищает растение от внешних воздействий, избирательно пропускают влагу, газы и другие вещества и таким образом регулируют как выделение растением различных веществ, так и их поглощение.

2. Какие особенности строения имеют клетки покровной ткани?

1) клетки их соединены очень плотно, без межклетников;

2) клеточные оболочки часто утолщаются и претерпевают различные химические видоизменения, пропитываясь суберином, кутином и другими веществами, повышающими их защитные свойства;

3) для сообщения с внешней средой в покровных тканях, одевающих надземные органы растений, образуются специальные приспособления в виде устьиц или чечевичек.

3. Какую функцию выполняют и где расположены клетки основной ткани?

Основная функция основной ткани – синтез и запасание различных веществ. Основные ткани занимают всё пространство между покровными, механическими и проводящими тканями.

4. Что такое межклетники?

Межклетники - пространства, возникающие в тканях растений при разъединении, разрушении или отмирании соседних клеток. Межклетники улучшают газовый обмен между клетками и окружающей средой, могут вмещать продукты выделительных тканей (смолы, эфирные масла, слизи и т. д.).

Лабораторная работа

Строение кожицы листа

1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа.)

Возьмите кусочек листа кливии

2. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?

Кожица листа состоит из одного слоя уплощенных клеток, плотно прилегающих друг к другу.

Если рассматривать под микроскопом, то клетки имеют неправильную форму. Они выглядят прозрачными, светлыми. Это обусловлено тем, что в каждой из клеток основное пространство внутри них занимает центральная вакуоль с клеточным соком. Все содержащиеся в клетке органоиды и ядро оттеснены к оболочке вакуолью.

Основные клетки кожицы листа лишены хлоропластов.

Похожие клетки мы видели, изучая кожицу чешуи лука (а ведь это тоже листья, только видоизменённые). Клетки кожицы, как кирпичи городской стены, плотно примыкают друг к другу.

3. Найдите устьичные клетки. Чем они отличаются от других клеток кожицы лука?

Устьичные клетки представляют собой расположенные парами замыкающие клетки, между которыми находится щель. В отличии от других клеток, в цитоплазме имеют зелёные пластиды — хлоропласты.

4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте подписи на рисунках.

Зарисуйте кожицу лука под микроскопом

5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.

Кожица — один из видов покровной ткани растения. Ее клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания.

Лабораторная работа

Клеточное строение листа

1. Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица

2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани. Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлинённой формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.

Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.

Рассмотрите клетки мякоти листа

3. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?

В губчатой ткани находятся межклетники, заполненные воздухом. Они улучшают газовый обмен между клетками и окружающей средой, могут вмещать продукты выделительных тканей (смолы, эфирные масла, слизи и т. д.).

4. Найдите проводящие пучки листа. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

Проводящие пучки листа (жилки) состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон.

Проводящие пучки листа (жилки) состоят из сосудов

Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками — волокна — придают листу прочность.

По сосудам передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Ситовидные трубки, в отличие от сосудов, образованы живыми длинными клетками. Поперечные перегородки между ними пронизаны узкими каналами и выглядят как сита. По ситовидным трубкам из листьев передвигаются растворы органических веществ.

5. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте все необходимые подписи.

См. ответ на вопрос 1.

Вопросы

1. Какие клетки образуют листовую пластинку?

Листовую пластинку в большей степени образуют клетки основной ткани.

2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?

Кожица листа защищает лист от внешних воздействий, избирательно пропускают влагу, газы и другие вещества и таким образом регулируют как выделение различных веществ, так и их поглощение. Она образована клетками покровной ткани.

3. Что такое устьица и где они расположены?

Устьице – это две замыкающие клетки и щель между ними.

У большинства растений устьица находятся в основном на кожице нижней стороны листовой пластинки. На листьях водных растений, плавающих на поверхности воды, устьица находятся только на верхней стороне листа, а на подводных листьях устьиц нет вообще.

4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?

Мякоть листа состоит из клеток основной ткани.

Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлинённой формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.

Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.

5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?

Особенно много хлоропластов в клетках столбчатой ткани.

Подумайте

Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

Проводящие пучки листа выполняют транспортную функцию и придают листу прочность. За выполнение этих функций отвечают проводящие и механические ткани соответственно.

Задания

1. Поместите две луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалась их основания. Одну банку поставьте в тёмное место, а другую — в освещённое. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему? Результаты наблюдений обсудите в классе.

Как и все растения, луку необходим солнечный свет. При его дефиците этот овощ буде очень медленно и незначительно развиваться, листья его будут тонкими и тусклыми.

2. Изучите таблицу «Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа». Проанализируйте число и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев у разных растений. Сделайте вывод и обсудите его с учащимися класса.

У большинства растений устьица находятся в основном на кожице нижней стороны листовой пластинки(дуб, слива, яблоня). На листьях водных растений, плавающих на поверхности воды(кувшинка), устьица находятся только на верхней стороне листа. С поверхности этих листьев испаряется много влаги.

Существует некоторая зависимость между количеством устьиц и влажностью места. В общем, растения влажных местностей имеют более устьиц, чем растения сухих местностей. При этом последние имеют примерно равное количество устьиц на верхней и нижней поверхности листа(очиток, молодило, пшеница, овес).

3. Учёные установили, что чем больше загрязнён воздух, тем меньше число устьиц. У листьев, собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходится в 10 раз больше устьиц, чем у листьев деревьев сильно загрязнённых промышленных районов. Какой вывод из этого можно сделать?

Растения приспосабливаются к условиям внешней среды. Уменьшение количества устьиц позволяет растению сократить поглощение вредных веществ.

resheba.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта