Зарисовки растений. Урок 21-б.Как правильно нарисовать дерево и цветы (Часть 2)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов. Зарисовки растений


Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки" разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рис. 12

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения (рис. 12).

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Похожие статьи:

poznayka.org

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов — КиберПедия

Цель:зрительно-образных накопление понятий о цветовых, структурных особенностях формы разных растений. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

-создание обобщенного по форме, цвету и тону образа растения в краткосрочном этюде;

- передача характера строения ветки с плодами, цветами с натуры через тональные и цветовые отношения;

- умение анализировать форму;

- изучение конструкции, выявление пропорций;

- рисуя деталь видеть целое

Последовательность выполнения задания:

1. Компоновка на листе бумаги.

Рассмотреть и проанализировать форму листка, ветки, плода и т.д., уловить строение, характерную пластику растения, локальный цвет.

2. Методом сквозной конструктивной прорисовки наметить рисунок легкими, контурными линиями, конструктивных узлов. Наметить общую форму, сравнивая ширину (например, листа) с его длиной, наметить основные пропорции, движения стеблей и листьев, направления жилок.

4.Установить главные цветовые отношения кистью в технике акварели «по-сырому».

5.. Постепенная проработка деталей.

Практическое задание:

1. Сделать зарисовки растений, используя линейное рисование (рис. 2.1, рис.2.2.).

2. Выполнить этюды растений в существующем окружении (рис.2. 3.).

 

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

Этюды деревьев

Цель:изучение формы разных деревьев и их групп. Накопление изображений натурного материала.

Задачи:

-Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев.

- передать их структурные и пластические характеристики, опираясь на образное восприятие объекта.

- Передать с помощью красок освещение, цвет, фактуру.

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать точку зрения, т.е. то место, откуда объект представляется наиболее интересным.

2. Выбрать компоновку, размер, формат изобразительной плоскости.

2.1. Установить то, какую обобщенную форму и какой цвет имеет крона дерева.

2.2. Установить, как располагаются ветки, какой имеют наклон (через эмоциональное восприятие пластического образа).

2.3. Установить характер поверхности ствола, его цвет (если выполняется фрагментарное изображение дерева).

2.4. При изображении группы деревьев необходимо найти соотношение деревьев и большого пространства плоскости земли, отдельных планов.

3. Выполнить предварительный рисунок обобщенно, без мелких деталей, с передачей характера абриса кроны.

4. Изобразить ствол, его положение в пространстве, форму. Из десятков веток изобразить главные, наиболее характерные, заметные.

5. Изобразить отдельные части и детали, сравнивая их друг с другом и соотнося со всем изображением и натурой.

6. Сравнить с натурой, внести уточнения (рис.2. 4.).

Работа в цвете:

7. Определить тонально-цветовые отношения. Выявить взаимодействие холодных и теплых цветов.

8. Начать писать дерево широкими мазками, сохраняя цвет, светотень, форму кроны, ветвей.

9. Сохранить в этюде общее впечатление (рис2..5.).

Материалы:бумага Ф-А4, А3, карандаш, фломастер, акварельная бумага, кисти, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.1. Зарисовки растений (карандаш)

Рис. 2.2. Зарисовки растений (карандаш)

 

Рис. 2.3. Зарисовки растений(акварель)

 

Рис. 2.4.Зарисовка деревьев

 

Рис. 2.5. Этюд дерева

 

2.3 Пейзаж

Цвет в пейзаже

Совершенствование умений и навыков в технике живописи акварельными красками. Выявление светотональными отношениями пластики форм и окружающей среды.

В краткосрочных этюдах (20–30 мин.) необходимо передать основные тональные и цветовые отношения, эти этюды требуют лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы. Этюды в акварели создаются сразу в полную силу тона и цвета, иначе акварель теряет свою прозрачность, появляются грязные места.

Задача: фиксация различных колористических состояний.

По цвету:уметь выполнять этюды при различных фазах освещения (утро, день, вечер).

Пейзажные этюды на пленэре

Цель:изучение природных закономерностей изменения цвета в среде.

Задачи:

- отработать «постановку глаза» на быструю и точную передачу основных цветовых отношений с учетом воздушной перспективы и состояния освещения;

- развивать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах.

Последовательность выполнения работы:

1. Выбрать наилучшую точку наблюдения, с которой отдельные объекты будут видны в наиболее удачном расположении и сочетании (использование рамки-видоискателя).

Выбрать главные предметы, определяющие содержание мотива, они являются его композиционным центром (композиционный центр не должен находиться в геометрическом центре картинной плоскости).

Достичь равновесия путем распределения предметов и пятен на плоскости этюда, не перегружая одной его части в ущерб другой (избегать симметрии).

2. Определить на плоскости этюда крупные соотношения (земля и небо, линия горизонта не должна делить картинную плоскость на две равные части).

3. Начинать писать этюд акварелью от общего к деталям (вначале прокладываются общие цветовые пятна, затем прорабатываются детали).

4. Работать в цвете с учетом освещения.

Освещение является важным фактором, влияющим на восприятие цвета.

Утромв природе преобладают золотисто-розовые оттенки, включая все объекты изображения, днем– золотистые оттенки (яркое солнечное освещение – холодные рефлексы). Вечером– оранжевые, желто-оранжевые и красноватые оттенки. В пасмурный день– нейтрально серебристые. Если превалирует голубой свет, то красный цвет будет ближе к фиолетовому, желтый – к зелёному, белый приобретает голубоватый оттенок, голубой – дополнительную яркость, лиловый приближается к голубому. На закатепревалирует желто-оранжевый свет. Зеленый приобретает желтовато-оранжевые оттенки, оранжевый будет как красный, голубой – как фиолетовый, фиолетовый – как пурпурный, белый цвет – приобретает красные тона, черный – как темнокрасный.

5. Выявить плановость.

На первом плане собственные цвета предметов или объектов выглядят контрастно, объемно, насыщенно. Детализировать первый план. На дальних планах формы теряют контрастность, приобретают силуэтность, мягкость.

6. Обобщить.

Необходимо добиться цельности впечатления, обобщить некоторые нюансы цвета для того, чтобы избежать пестроты и дробности.

Практическое задание в цвете:

1. Выполнить несколько кратковременных этюдов одного и того же мотива при различном освещении.

2. Выполнить этюд в акварели, мотив которого имеет несколько планов (берег реки с ярко выраженным первым планом – деревом, кустарником, строением и т.д. (рис.2.6)).

3. Для работы выбрать мотивы с ограниченно-замкнутым пространством (двор с растительностью и частью строения (рис.2.7)).

Материалы:акварельная бумага Ф-А4, А3, кисти колонковые, беличьи, акварельные краски.

 

 

Рис. 2.6. Пейзаж

 

Рис. 2.7. Двор с растительностью и частью строения

2.4 Изображение архитектурного пейзажа

Цвет в архитектурном пейзаже

Цель: совершенствовать умения и навыки в поиске и выборе мотива; в передаче цветотональных отношений частей и целого, уделяя главное внимание работе цвета на форме.

Уметь:

- выполнять кратковременные композиционно-поисковые этюды малых архитектурных форм;

- выявлять глубинно-пространственную зависимость линейной и воздушной перспективы в природной среде.

cyberpedia.su

Основы рисунка - А. Ф. Шембель

Зарисовки листьев разных растений

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть её внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого сечения».

Рисунок 11

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

hudozhnikam.ru

«Как нарисовать дерево и цветы красками»

Когда найдены ответы на вопросы, следует, наметив компоновку, сразу же приступить к зарисовкам.

Поскольку черешок листа и его продолжение (главная жилка) определяют направление движения всей массы листа в пространстве и служат одновременно осью симметрии, с них и начинается построение формы листьев.

Легким касанием карандаша наносятся на бумагу эти три вспомогательные линии, и, начиная от перехода черешка в жилку, намечается длина каждого листа. Затем, определив самое широкое место каждого листа и сделав соответствующую отметку на главной жилке (ось симметрии), следует нанести вспомогательные поперечные линии (крестовины) соответственно самой широкой части каждого листа.

6. Последовательное построение формы листа

6. Последовательное построение формы листа

Чтобы построить форму листа, надо сначала мысленно, а затем карандашом отметить наиболее выступающие точки его контура. Если затем соединить эти точки тонкими вспомогательными линиями (начиная сверху), на бумаге получаются геометрические фигуры, соответствующие общей конфигурации каждого листа (рис. 6).

В пределах этих геометрических фигур, ориентируясь на главную жилку как на ось симметрии, надлежит построить характерный контур каждого листа, выполняя его штриховой линией.

Под конец остается только наметить по обе стороны главной жилки, начиная снизу, наиболее заметные прожилки, направленные к выдающимся наружу частям контура. Следует при этом иметь в виду, что их взаиморасположение в листе у разных пород деревьев неодинаковое. Тонкие прожилки дополняют зарисовку, делают ее убедительнее, придают некоторую материальность изображению.

Вторые сорок пять минут занятия отводятся таким же зарисовкам, с той лишь разницей, что в качестве натуры предлагаются другие три листа разных пород деревьев (или других растений), похожих между собой, но все же отличающихся по форме (например, клен, смородина, земляника) и имеющих свои характерные признаки. Этим усложняется задача наблюдения. Способ выполнения — как и в предыдущем задании (рис. 6). Уже с самых первых учебных заданий по краткосрочным рисункам (в данном случае, с растений) учащиеся должны учиться цельно воспринимать общую форму и быстро анализировать ее, чтобы без задержки отвечать самому себе на вопрос «как это устроено?». Поэтому мы и уделили простым зарисовкам листьев несколько больше внимания, чем, казалось бы, это нужно.

7. А. Барщ. Зарисовка декоративного растения. «Традексенция». Карандаш, акварель

7. А. Барщ. Зарисовка декоративного растения. «Традексенция». Карандаш, акварель

Для следующего, третьего двухчасового занятия натурой может служить весьма распространенное комнатное декоративное растение с одночерешковыми листьями — традесканция (оно может быть заменено другим, сходным по строению декоративным растением) (рис. 7).

Горшок со свисающими вниз длинными побегами растения помещается в кашпо, которое подвешивается на уровне глаз учащихся на белом фоне. Освещение — верхне-боковое, несильное. Размер — 0,25 листа. Материал — карандаш «2М» — «ЗМ».

Требуется сделать зарисовку одного-двух побегов этого растения, а затем — дополнительную зарисовку с нескольких листьев в более крупном масштабе.

Компоновка двух изображений на одном листе бумаги потребует предварительного обдумывания. В зарисовке должно быть обращено особое внимание на правильное размещение листьев в пространстве относительно основного стебля.

Зарисовка ведется «акцентированным» штрихом. Если же для показа материальности листьев этого оказывается недостаточно, то в затененных местах натуры накладывается легкая светотень.

Если окажется возможным, полезно уделить время на еще одно упражнение, посвященное зарисовке растения, похожего по строению на традесканцию, но с листьями другой, более сложной формы, например плюща.

Кроме повторного решения задач предыдущего задания, здесь можно познакомить учащихся с особенностями других графических материалов, с применением другой техники исполнения. В частности, для этого упражнения можно рекомендовать кроме графитного карандаша технику перо-тушь или одноцветную акварель (кисть колонковая, тонкая № 8—10).

Исполненные зарисовки могут служить подсобным материалом при проведении занятий по составлению мотивов растительного декоративного орнамента на курсе «Специальная композиция».

8. А. Барщ. Зарисовка цветка нарцисса. Карандаш

8. А. Барщ. Зарисовка цветка нарцисса. Карандаш

Задание четвертое также должно быть отнесено на холодный осенне-зимний период, когда в качестве натуры можно предложить ветку ели или сосны с шишками. Учащиеся знакомятся с графическими средствами и способами обобщенного изображения растений, у которых вместо листьев хвоя, используя для этой цели разную технику и материалы (перо-тушь, кисть — акварель, угольный карандаш).

Последними заданиями учебного года могут быть зарисовки и наброски с комнатных декоративных древообразных растений (лимон, камелия, фикус и др.).

Зимой не всегда и не везде можно в качестве натуры использовать живые цветы. Но если такая возможность имеется, то желательно перед летней практикой провести хотя бы одно-два занятия, посвященные изучению только цветка, способу быстрого анализа и приемам построения его формы в разных положениях по отношению к рисующему.

Выбор натуры бывает невелик. Приходится ограничиваться тем, что в это время можно достать в цветочных магазинах или в оранжерее, обычно — срезанные тюльпаны или нарциссы.

9. А. Барщ. Зарисовка цветка тюльпана. Карандаш

9. А. Барщ. Зарисовка цветка тюльпана. Карандаш

Строение цветов нарцисса и тюльпана несложно (рис. 8, 9). Лепестки венчика расположены симметрично по кругу, цветоножка, цветоложе и чашечка просты по форме, поэтому на всех стадиях цветения не трудно разобраться в строении цветка.

Для группы следует поставить в разных местах класса в трех-четырех простых по форме сосудах с водой по два-три цветка в каждом.

В короткой беседе, сопровождаемой пояснительными рисунками углем на отдельном листе бумаги, преподаватель знакомит учащихся с содержанием занятия.

Анализ строения цветка состоит в том, чтобы быстро установить, из каких геометрических фигур и тел или их комбинаций состоит форма цветка в целом и в деталях (цветоножка, цветоложе, зеленая чашечка и венчик).

10. Схема построения цветка

10. Схема построения цветка

Само построение цветка заключается в постепенном наращивании формы его частей с ориентировкой на воображаемую конструктивную ось, которая проходит (начиная снизу) через стебель и геометрические центры всех частей цветка (рис. 10).

Задача построения цветка несколько усложняется тем, что, разобравшись и полностью поняв строение его формы, учащимся надо наметить на листе эту конструкцию в том повороте, который виден с его места. Здесь помогает знание правил наглядной перспективы и умение применять их при построении геометрических фигур и тел. В этом смысле построение цветка сложной формы служит хорошим проверочным упражнением на построение и умение строить форму «от себя» (по представлению).

Надо иметь в виду, что цветы разных растений различаются количеством лепестков, их формой, размерами частей. Поэтому для зарисовки цветка приходится строить каждый раз особую схему, соответствующую его характеру, его пропорциям и его положению в пространстве.

Имея перед глазами схему построения, учащийся может уверенно, изредка взглядывая на натуру, акцентированным штрихом передавать обобщенную форму цветка, дополняя ее отобранными во время анализа особо характерными деталями. Следует предупредить учащихся, что схема в процессе работы несет вспомогательную функцию — это только план построения формы.

Будучи результатом внимательного наблюдения и изучения натуры, схема строения хорошо удерживается в сознании. Поэтому нет необходимости строить схему полностью — лучше ограничиться только легкими заметками на бумаге и, ориентируясь на них, сразу выполнять зарисовку.

Правдивое реалистическое изображение натуры, как правило, не укладывается в мертвую геометрическую схему. Сама натура убеждает в этом. Один лепесток цветка может оказаться больше других или завернуться, выпадая из предназначаемого ему по схеме места, сохраняя, однако, симметричное положение с противоположным лепестком; другой может быть помятым или с оторванным краем и т. п. Это те характерные подробности, которыми не следует пренебрегать, выполняя зарисовку. Не нарушая цельности изображения, они придают зарисовке убедительность и живость.

Общая цель этих зарисовок состоит в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили способ анализа строения растения, что должно подготовить их к самостоятельному изучению и обобщенному изображению растений во время прохождения летней практики в природных условиях.

Читать продолжениеВернуться к предыдущей части

Рейтинг: Loading ... Loading ...

Просмотров: 12,803

artsblog.com.ua

Зарисовка растений. Урок

Зарисовка растений. Урок

Приступать к зарисовкам растений необходимо уже в первой стадии обучения. Начинать лучше с зарисовок частей: отдельных листьев, веток с несколькими листьями или плодов с веткой и листьями, цветов на стеблях и т. д.; затем брать более трудную натуру, усложняя объемно-пространственное построение: дерево с частью пейзажа, букет цветов, передний план луга с цветами и т. д.

Главное внимание надо обращать на передачу характерных особенностей формы. 

Набросок травы. Кисть

Лист клена, например, по очертаниям резко отличается от листа яблони, дуба, березы. Кроме того, он довольно плоский. Рельеф дубового листа сложнее.Чтобы рисунок ветки с листьями выразительно передавал характер, недостаточно сходства только формы листьев. Нужно уяснить и передать характерное, свойственное каждому виду дерева расположение листьев, пропорции всей ветви, характер изгиба стебля с его разветвлениями.Если сучья дуба узловаты, с крутыми изгибами и листья собираются в плотные группы, то у ветлы, например, ветки прямые, листья сидят на них равномерно чередуясь. Совсем другое характерно для березы, рябины, ореха и т. д. У каждого растения есть свое индивидуальное, характерное. Его-то и надо почувствовать и выразить в рисунке.То же относится и к цветам, где разнообразие формы, окраски. фактуры очень велико.Зарисовки могут выполняться в различной технике, в зависимости от пластических свойств натуры и цели зарисовки. Иногда предпочтительнее кисть с тушью или краской, если не требуется детальной проработки натуры (например, если хотят дать силуэт растения). Таков рис. 183, выполненный с натуры непосредственно кистью, без предварительной наметки карандашом. Рис. 184 сделан также прямо кистью, но с акцентом на объемную форму.

Ветка яблони. Тушь

Так подсказала натура; очень ясная круглая форма яблок, довольно четкий рельеф листьев, усиленные контрастным освещением, которое особенно выявило объем. Всего этого нет в предыдущем рисунке, где травы при мягком рассеянном свете воспринимаются скорее силуэтно.В зарисовках сосновой ветки с шишками и ветки рябины с ягодами (рис. 185, 186) была поставлена цель передать, кроме характера формы, так-же тоновые и пространственные отношения.

Ветка сосны. Акварель

Ветка рябины. АкварельДля детальной лепки формы листа боярышника оказался хорош твердый карандаш (рис. 187). Так же выполнен и рис. 188.

Лист боярышника. Карандаш

Репейник. КарандашСравним еще два рисунка.В рис. 184 внимание автора направлено на ритмическое расположение листьев и яблок, почему натурой взята большая ветвь. Такой рисунок может послужить основой орнаментальной композиции. В рис. 189 зарисована маленькая ветка, но внимание сосредоточилось главным образом на летальной лепке формы яблок и листьев.

Ветка яблони. Карандаш

Изучение натуры с этой стороны очень полезно для работы в миниатюрной живописи, для объемной резьбы и прочее.Зарисовка ветки (рис. 193) значительно сложнее и требует больше времени.

Ветка дерева. Акварель

В этом рисунке внимательно изучены характерные группировки сучьев, их изгибы, распределение массивов листьев, четко определены планы пространства.Деревья еще сложнее для рисования. Трудность состоит в обобщении большого количества деталей, в лепке «большой формы» массы листьев.Ветла на рис. 192 нарисована пером; объем зеленого массива вылеплен простыми средствами.

Ветла. Рисунок пером

Ветви переднего плана более объёмны по сравнению с находящимися в глубине и в тени. Благодаря правильно намеченной масштабности деталей, хорошо чувствуется величина дерева.Мягкий графитный карандаш хорошо использован в рисунке елки (рис. 191).

Молодая ель. Мягкий карандаш

Штрихи положены то широкие с мягкими границами, но тонкие, более четкие и контрастные; иногда штрихи стерты в пятно.Разнообразие приемов здесь сочетается с острой наблюдательностью, чуткой передачей характера формы, тональных и фактурных особенностей натуры.

izo-tehnologiya.ru

Зарисовки листьев разных растений — МегаЛекции

Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.

Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.

Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.

Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.

Величайшие образцы ковров и гобеленов, посуды и утвари, оружия и конской упряжи, ювелирных изделий и керамики создавали художники-ремесленники средневековья. Это были мастера на все руки, не только знавшие тайны творчества, но и умевшие «сработать» вещь от начала до конца. Их высокохудожественное ремесло стало полноправным разделом искусства.

Выйдя из стен своего учебного заведения, вы также будете работать в области декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно многому научиться, о многом узнать.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.

Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.

Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.

Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).

Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».

Рис. 11

Конкретизировать свое представление о предмете вы можете только на основе пристального и подробного зрительного изучения сначала простых, а затем и сложных форм. Именно такой подход к работе над рисунком с натуры позволит вам справиться с неминуемыми трудностями. При этом следует постоянно придерживаться общих принципиальных положений в рисовании с натуры: сравнивайте между собой форму и размеры отдельных частей, деталей, правильно определяйте их местоположение, верно характеризуйте природную структуру каждого растения. Конечно, в учебном быстром рисунке не следует искать образного решения. Образность изображения здесь выражается в поисках характерности каждого листа.

Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.

Зарисовки" разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением (рис. 11).

Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.

Зарисовки цветов

Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рис. 12

Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.

Психологи доказывают, что для любого человека объект перво­начально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринима­ется адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.

В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.

Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения (рис. 12).

Известные художники не только с большим для себя удо­вольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Практические задания

1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.

2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.

megalektsii.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта