Зарисовка травянистых растений. Рисунок - основа изобразительного творчества

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 8. Методика работы над рисованием природы. Зарисовка травянистых растений


§ 8. Методика работы над рисованием природы

Красота природы, ее пластичность и выразительность всегда вдохновляли художников. В процессе выполнения практических заданий по рисунку пейзажей, деревьев, цветов, трав, зверей и птиц необходимо применять теоретические знания по основам перспективы, светотени, пропорций.

Постоянное выполнение набросков, зарисовок, упражнений и длительных рисунков поможет взглянуть на природу другим, более внимательным взглядом, доставит радость и удовольствие от процесса творчества.

Рисование трав, цветов и ветвей

в качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви поля, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плодами. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов.

Натуру можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размещают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выполняют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др. .

Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или не- сколько больше=чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рас- смотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, вен- чик, лепестки и другие детали.

Рисунок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, абриса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок.

Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или Цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповторимый запоминающийся образ.

Особый поэтический мир в рисунках растений создали художники Востока. Многие из них овладевали секретами мастерства в Китае, Японии и Корее, изучая подлинную энциклопедию классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» (<<Слово О живописи из Сада с горчичное зерно»), созданную в Китае на рубеже XVII-XVHI вв. Приведем несколько отрывков из этой книги в переводе Е.В.ЗавадскоЙ.

Орхидеи. Рисунок китайского художника. ХУП в.

Как писать стебель

Вообще говоря, в живописи цветущих растений - как тонким, деликатным штрихом, так и в свободной манере - к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы.

Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только

к можно будет избежать жесткости и безжизненности.

Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же - все тонкие и грациозные.

Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структура может быть передана в трех позициях: движение вверх, ниспадание вниз горизонтальное положение. В каждой из этих трех позиций могут дополнительно разветвляться стебли, могут пересекаться, выдаваться, склоняться, Могут быть и сломанные, но их всего три разновидности. Из ответвляющихся

стеблей одни идут вверх, другие - вниз, одни расположены в фас, другие - обратной стороны.

При пересечении стеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось, какие из них спереди, какие сзади, какие толстые, какие тонкие.

Существуют три вещи, которых нужно избегать: когда стебли устремлены вверх, они должны передавать чувства, а не быть вытянутыми; когда стебли клонены, они полны живого движения и не выглядят так, будто они исмлены; когда стебли стелются горизонтально, они должны пересекать друг друга, но при этом пусть не кажется, что они подпирают один другой. Таков, Собственно, способ изображения стеблей.

Стебель по отношению к цветкам - то же, что конечности человека по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без конечностей разве можно представить законченным облик человека?!

Как писать цветы

Есть разные цветы - большие и маленькие, в полном цвету и раскрытые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые .лицевой или обратной стороной. И когда они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их головки, если не можешь дать почувствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сделать парящими. Не располагай их попарно, если не можешь передать разницу между ними; они не должны соединяться, как попало - композиция их должна быть строго продумана; они должны поднимать или склонять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их взаимоотношения должны быть переданы в их пристальном взгляде. Все разнообразие их поз должно быть интересным.

Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши Должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся _ Светлого. Цвет стеблей в пору увядания - блеклый, во время полного цветения - свежий, а до начала Цветения - темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми Тонами, темные тона должны акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину, приятную для глаз.

Секрет изображения цветов

Цветы растут из чашечек, расположенных на ветвях, и господствуют над ними. Если часть цветов написана неудовлетворительно, ветви и цветки, изображенные правильно, не исправят дело. Прежде всего в цветах должна быть передана грациозность, потом уже ветвями и листьями до- полнишь очарование. Окраска цветов должна быть легкой и нежной, выявляющей. Их естественная красота должна казаться живой - вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей.

0/. ·~'1Y

Секрет изображения листьев

Там, где цветы, там, конечно, есть и листья. Листья необходимо изображать, соответственно прикрывая часть ствола или стебля, пусть они трепещут, подобно цветам, на ветру и под тяжестью росы. Когда цветки и листья правильно расположены и ясно выявлено соотношение тонов, тогда живопись растений лишена монотонности.

Рисование деревьев

лом к картине. В первом случае перспектива фронтальная, во втором - угловая

Надо знать особенности изображения деревьев, чтобы передать (правильно) в рисунке те или иные древесные породы, их пропорции, строение. При этом знание конструктивной основы _ взаимосвязь ствола и ветвей, особенности расположения листьев, плодов - поможет создать художественный образ, портретную характеристику дерева. Ель, сосна, береза, осина, дуб, рябина и другие деревья отличаются друг от друга. Даже каждое дерево одной породы имеет свой характер. Очень важно помнить, что дерево - это ЖИВОЙ организм, поэтому в своей жизни дерево переживает молодость, зрелость и старость.

Удивительные рисунки деревьев создал замечательный русский художник И.Шишкин. Могучие дубы, стройные сосны и тонкие березки прорисованы с особой тщательностью, при этом каждый набросок пронизан огромной любовью к природе.

Пластические взаимоотношения деревьев, разнообразных по форме, во многом определяют характер пейзажного мотива. Рисуя крону деревьев лиственных пород,

необходимо передать ее объемность, характер формы. В зависимости от различных условий освещения восприятие очертаний деревьев будет значительным образом меняться. При освещении сбоку одна половина дерева выглядит гораздо светлее другой, объемность его четко выделена. При контр- ажурном общении объемность пропадает, зато четко выявляется силуэт. Длина тени, падающей от дерева, ее расположение также зависят от времени дня, положения над горизонтом солнца.

Очень выразительны силуэты деревьев. Силуэт дерева значительным образом может измениться от сильного порыва ветра. Полезно выполнить не только линейные, тоновые, но и силуэтные изображения деревьев и кустарников. Кружево ветвей Создает неповторимые узоры на фоне Светлого неба. Структура сучьев лучше Выявляется у деревьев с облетев- Шей листвой. Ветви располагаются вокруг ствола, поэтому в рисунке необходимо учитывать их перспективные сокращения. Сложный узор Листвы можно нарисовать обобщен- но, без деталей, несколькими штрихами. Значительным образом облегчит восприятие очертаний дерева легкий прищур глаз.

Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему.

Рекомендуется выполнять как краткосрочные наброски, так и длительные рисунки деревьев различных пород и отдельных ветвей, стволов, корней. Для этого можно использовать карандаш, фломастер, перо или кисть, тушь, соус, сангину, уголь, гелиевую ручку, а также сочетание этих материалов. Рисовать лучше на бумаге разнообразных Цветовых оттенков, фактур, размеров и форматов.

Подходы к изображению деревьев также могут быть различными: реалистичным с точной передачей пропорций и светотени, конструктивным, выявляющим структуру взаимосвязи корней, ствола и ветвей, или абстрактным, позволяющим обобщить сложную форму кроны дерева до геометрических форм и беспредметных пятен.

Совершенно иной, опоэтизированный подход к изображению деревьев можно увидеть на рисунках японских и китайских художников.

Высказывания древних восточных мастеров помогают постигнуть некоторые секреты изображения деревьев.

Секрет изображения ветвей

Чтобы изобразить ветви, надо тщательно изучить их. Цветки и листья растут на ветвях - они дополняют друг друга. Подобно тому как у человека есть конечности и тело, так и у всех деревьев - корни и ветви. Ветви деревьев и древесных растений должны быть грубыми, у травянистых растений - противоположными.

Как писать кору стволов и стеблей

Еще более, чем цветы, различаются между собой стебли и стволы древесных и травянистых растений. При изображении коры персика или тутового дерева штрихи должны идти горизонтально, при изображении сосны и можжевельника - должны писаться подобно рыбьей чешуе. Кора кипариса должна быть бугристой; сизой и влажной выглядит кора старой сливы. Кора абрикоса должна быть красно-пурпурной. Стебель розы пусть будет гладким и блестящим, ствол граната - изогнутым и сухим, а камелии - зеленым и гладким.

Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воз- душной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы.

Каждый рисовальщик должен уметь изображать пейзаж. Выбрать вырази- тельные сельские и городские пейзажные мотивы не просто. Для этого можно использовать рамку-видоискатель. Постепенно можно сформировать умение находить в привычных пейзажах значимые для изображения картины.

После выбора пейзажного мотива следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать б6льшую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу, а не плоскость, как может по казаться неопытному рисовальщику.

Это лучше подчеркнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. При этом ближние облака частично перекрывают дальние у линии горизонта. Кроме того, сами облака представляют собой не плоские контуры, а объемные объекты определенной структуры.

Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. В полдень солнце ос- вещает облака сверху, таким образом в их нижней части образуется тень, а на закате, наоборот, низкое солнце театрально освещает облака снизу, устраивая настоящий карнавал красок. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом Изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку.

Очень важно изучить процесс рисования отдельных элементов пейзажа. Для его оживления порой добавляют в рисунок облака, летящих птиц, отдельно стоящие деревья, кусты, фигурки людей или зверей.

С помощью этих деталей можно значительным образом изменить композицию, придать ей выразительность. Пасущееся на лугу стадо коров, скачущие по дороге кони, парящие в небе орлы могут стать не- обходимым акцентом в пейзаже.

Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, их более длительные зарисовки, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов.

Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Поэтому, чтобы передать зрительный образ, в рисунке допускают понимаемые всеми условности.

Например, ОТ быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого ее изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, Столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру Пятен света, Полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты.

Большой интерес при обучении технике рисунка представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архи-

t.'

ектурными сооружениями передают очарование русской старины. Эти ри- унки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения. Быстрые наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных скизов небольшого размера. Лучше использовать форматы, вытянутые по горизонтали и вертикали, прямоугольные, квадратные, а также разнообразные художественные материалы.

Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка, который начинается с линейного построения. На следующем этапе уточняют форму объектов, их пропорциональные соотношения, перспективные сокращения плоскостей, прорисовывают детали. Затем переходят 'к светотеневой проработке пейзажа.

последняя стадия заключается обычно в умении взглянуть на изображение целом, обобщить его.

В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года.

Последовательность Рисования пейзажа

Рисование зверей и птиц

Рисовальщиков привлекают как домашние животные, птицы, так и дикие Представители животного мира. Интерес к ним с юных лет прививает любовь ко всему живому. Красота зверей и птиц их забота о потомстве воспитывают 00'

Чувстве к ним, считал известный художник-анималист В.А.Ватагин.

г Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемо-

о Животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от Среды обитания. Однако надо стремиться верно передать в рисунке не толь- анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, Образ. Анималистические рисунки известных мастеров изобразительного искусства полезно использовать при рисовании с натуры для того, чтобы рас- смотреть некоторые анатомические и конструктивные особенности, проанализировать средства художественной выразительности.

В процессе работы над изображением зверей и птиц решаются определенные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры шерсти и др. Приобретений знаний и умений содействует развитию творчества.

Рисовать зверей и птиц МОЖНО в Природе, на птицеферме, в конюшне и зоопарке. За одно посещение зоопарка не стремитесь нарисовать сразу всех зверей. Лучше ограничить число Объектов и Внимательно понаблюдать за Ними Животное следует нарисовать в разных позах и поворотах, стараясь Уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность сгибов шеи лебедя, необходимо их хорошо изучить. Полезно рисовать зверей и птиц по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных натуры. Размещение набросков на листе стараются продумать заранее. Если животное изменит позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить К новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движения будут повторяться. При выполненIIИ краткосрочных набросков не требуется тональная завершенность работы, подробная Прорисовка оперения и деталей. Необходимо быстро передать общее движение и пропорции основной Массы тела, то есть передать абрис и силуэт. Это развивает способность целостного Видения. для набросков Более всего подойдет линейно-конструктивная манера Русинка или рисование от пятна. их удобно Выполнить Гранитным карандашом, Фломастером, углем, мелками. Создайте коллекцию набросков домашних и диких Животных, птиц, нарисованных в разных ракурсах. Такая коллекция очень пригодится в дальнейшем для творческой работы над композицией.

Пушистость кошки хорошо передают короткие штрихи мягкими художественными материалами, а мелками, положенными плашмя, можно быстро нарисовать силуэт коровы или козы.

Для создания подробного образа животного выполняют длительные рисунки. При этом его форма строится на основе характерных конструктивных узлов и осей. Затем переходят к лепке формы тоном и проработке деталей. Длительные рисунки позволяют подробно проработать тональные отношения, передать фактуру шерсти, оперения, детали.

Изображение птиц и зверей требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность зверей и птиц. Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертится и др.), различные виды поступательных движений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).

При изображении животных в движении необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения. Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперед, пере нося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Движения лошади отличаются особой пластичностью, изяществом и красотой. На одном листе можно выполнить несколько набросков. Чело- век успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого до- статочно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего зверя или полета птицы.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения, характеризующие определенные повадки зверей и птиц. Быстро движущиеся модели требуют от рисовальщика опыта и мастерства. Иногда на первой стадии рисунка можно воспользоваться хорошими фотографиями животных в естественных позах и во время движений.

Прекрасное задание, отвечающее учебным целям, - рисование конных статуй и других памятников или скульптурных изображений животных. Неподвижная натура значительным образом поможет начинающему рисовальщику. Произведения известных художников обладают большими выразительными возможностями и воспитывают эстетический вкус.

Рисуя, нужно стремиться передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах зверей и птиц можно добиться изысканности и выразительности, постараться тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

Остановимся несколько подробнее на некоторых особенностях изображения птиц. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полета. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных

птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было пой- мать жертву; у цапли Длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает наблюдательному рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова - окружность, тело - овал, крыло - треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Например, в наброске петуха его форма специально обобщена до геометрических объемов.

Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей - чучел птиц. Однако только наблюдение живой натуры научит передавать очарование пластики форм. Это усложняет учебную задачу, но делает ее более интересной. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков какой-нибудь птицы в разных положениях, ее клюва, головы, лап, а затем уже выполнять длительный рисунок.

Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы птицы, необходимо определить ее движение и расположение на листе. Для правильной передачи движения можно провести вспомогательные линии вдоль большой формы натуры и наметить на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей.

Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют от- ношения больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве.

Далее следует уточнить на основе анатомического строения (черепа, позвоночного столба, грудной клетки, конечностей) характерные особенности птицы и конкретизировать расположение отдельных частей (головы, глаз, клюва, крыльев, хвоста, ног и др.). Для этого можно использовать учебные анатомические таблицы и схемы.

Завершают рисунок обобщением деталей, выявлением больших масс, характерных черт птицы, передачей фактуры оперения, обобщением деталей. Особенности учебного рисования птиц заключаются в том, что прикосновения карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ. Приведем несколько высказываний из энциклопедии классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» (слово О Живописи из Сада с горчичное зерно»), чтобы вы про чувствовали поэзию Выполнений этого задания и его определенный философский смысл.

Несколько приемов письма кистью в рисунке птиц

Рисунок птиц начинают с длинного штриха, который должен передать верхнюю часть клюва. Потом делают короткий штрих - передают нижнюю часть клюва - и затем завершают весь клюв. Точки глаз располагают близко от того места, где клюв раскрывается. Потом рисуют голову, а потом перья, I1Рикрывающие спину, из которой вырастают два крыла. Сделав грудь, приступают к Искривленной линии брюшка, а потом уже рисуют хвост. В конце делают несколько штрихов, изображающих лапки и когти. Форма тела больlllИнства птиц похожа на яйцо.

~'-''<''- ...•. "

Секрет рисунка птиц

Писать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это большими полукруглыми, симметрично расположенными, то длинными, то короткими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти - они или схватили ветку, или распластаны.

Общий секрет изображения птиц - форма головы, хвоста, ног, прорисовка глаз, положение при полете, пении, питье или кормлении .

Нужно как следует знать общую форму птицы. Птицы рождаются из яйца, и их форма напоминает яйцо, к которому добавлены голова, хвост, крылья и лапы. Когда крылья расправлены, полет быстр и легок. Когда голова поднята, клюв открыт, кажется, будто птица поет, сидя на ветке. Когда же птица отдыхает на ветке, она твердо ставит лапки и сидит спокойно, беззвучно. А перед взлетом вздрагивает хвост, после чего птица взмывает ввысь. Если научишься изображать птиц с распростертыми крыльями, они будут казаться безостановочно прыгающими на ветвях. Вот, собственно, все, что касается внешних форм птиц. Но помимо передачи различных положений птиц еще есть способ изображения глаз, который особенно важен для выражения духовной сущности птицы. Поэтому необходимо научиться располагать и рисовать глаза, тогда вся форма будет истинной. Каждая деталь имеет собственную закономерность. Так только можно создать бессмертное творение.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Расскажите об особенностях изображения трав, цветов и ветвей.

2. На что нужно обращать внимание при рисовании деревьев летом и зимой?

  1. В какой последовательности необходимо выполнять рисунок пейзажа?

  2. Какие пропорциональны отношения определяют в рисунке птицы?

  3. С чего лучше начинать рисунок животного?

  1. Какие учебные задачи решаются при выполнении набросков зверей и птиц?

ПРАКТИЧЕСКИЕ Заедания

1. Нарисуйте с натуры отдельные овощи и фрукты, покажите три этапа построения.

2. Нарисуйте с натуры геометрические тела (гипс, дерево, картон): куб, цилиндр, конус, шар, пирамиду, призму.

а) Куб расположите под любым углом к вам, а также во фронтальном положении, при этом он должен находиться на разных уровнях по отношению к линии горизонта (выше, на уровне, ниже).

б) Цилиндр расположите под различными углами к линии горизонта. в) Шар изобразите в различных условиях освещения.

г) Пирамиду поставьте и положите под разными углами к линии гори- зонта .

д) Шестигранную призму расположите на разных уровнях по отношению к линии горизонта.

  1. Нарисуйте графитным карандашом кувшин или кринку.

  1. Зарисуйте на одном листе геометрические тела и предметы быта со «сквозной» прорисовкой конструкции. Составьте красивую композицию из 9-12 предметов, разнообразных по форме и пропорциям.

5. Выполните рисунки драпировок, закрепленных в одной, двух, трех точках и в большем количестве точек, опоры, а также разнообразно завязанных. Кроме штриховых рисунков скалок сделайте тоновые рисунки одних и тех же композиций (карандаш, перо и тушь, гелиевая ручка и др.).

  1. Нарисуйте гипсовый орнамент.

  2. Нарисуйте гипсовую розетку.

  1. Выполните рисунок натюрморта из геометрических тел, расположенных на разных уровнях .

9. Нарисуйте натюрморт из предметов быта и фруктов, сделайте три- четыре его композиционных эскиза. Наиболее удачную композицию используйте для выполнения длительного задания.

10. Нарисуйте натюрморт из трех-пяти предметов, разных по форме, размеру, материалу и фактуре, на Фоне Спокойных по цвету драпировок,

] 1. Выполните рисунок гипсовых слепков отдельных частей головы Дави-

да (глаз, нос, рот, ухо).

12, Нарисуйте гипсовые головы Антония, Дорифора, Диадумена, Сократа.

  1. Выполните рисунок модели черепа человека.

  1. Нарисуйте портрет молодого человека. Рядом с ним на одном листе изобразите гипсовую модель «обрубовки. головы, чтобы лучше почувствовать ее общую форму. Модель расположите в повороте три четверти.

15. Нарисуйте портрет женщины в фас и в профиль.

]6. Нарисуйте стоящую фигуру пожилого мужчины.

  1. Изобразите женщину, сидящую на стуле.

  2. Нарисуйте по памяти и воображению Фигуру человека какой-нибудь

профессии в движении. _

19. Составьте альбом набросков и зарисовок головы и фигуры человека в Различных ракурсах и движениях.

  1. Сделайте зарисовки с натуры различных трав, цветов и ветвей.

  2. Нарисуйте деревья разных пород зимой, когда их форма видна наиболее отчетливо, и летом, когда они покрыты листвой.

22. Разнообразными художественными материалами нарисуйте серию городских и сельских пейзажей в условиях различного освещения. Постарайтесь передать красоту природы всех времен года.

23. Выполните наброски городов, делая акцент на различных архитектурных сооружениях. Рисовать можно палочкой и тушью, фломастером, гелиевой или шариковой ручкой с учетом тональных отношений.

  1. Выполните наброски и зарисовки диких животных в зоопарке.

  2. Выполните наброски и зарисовки домашних животных.

studfiles.net

Рисунок - основа изобразительного творчества

Рисунок - основа изобразительного творчества Леонардо да Винчи

Рисунок - основа изобразительного творчества

Леонардо да Винчи

Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка. Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное). Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).

Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка.

Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).

Эскиз (подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию Дейнека. Эскиз к картине «Оборона Севастополя»

Эскиз (подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию

Дейнека. Эскиз к картине

«Оборона Севастополя»

Эскиз

Эскиз

Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения) Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512) «Ливийская сивилла»

Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения)

Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)

«Ливийская сивилла»

Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)

Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)

Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)

Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)

Рисунки выполняют различными материалами: «мягкими» (соус, сангина, мел), красками, наносимыми кистью (тушь, чернила), карандашом, углем.

Рисунки выполняют различными материалами: «мягкими» (соус, сангина, мел), красками, наносимыми кистью (тушь, чернила), карандашом, углем.

Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.

Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.

Средства художественной выразительности в рисунке Линия — это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой. В.Янкилевский. Набросок. Карандаш В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш

Средства художественной выразительности в рисунке

Линия — это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

В.Янкилевский. Набросок. Карандаш

В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш

Средства художественной выразительности в рисунке Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени. Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила

Средства художественной выразительности в рисунке

Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени.

Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш

В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила

Средства художественной выразительности в рисунке Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт — плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок

Средства художественной выразительности в рисунке

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт — плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию.

В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь

В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок

Задание: выполнить зарисовки травянистых растений

Задание: выполнить зарисовки травянистых растений

Задание: выполнить зарисовки травянистых растений

Задание: выполнить зарисовки травянистых растений

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Рисование трав, цветов и ветвей

в качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви поля, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плодами. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов.

Натуру можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размещают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выполняют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др. .

Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или не- сколько больше=чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рас- смотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, вен- чик, лепестки и другие детали.

Рисунок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, абриса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок.

Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или Цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповторимый запоминающийся образ.

Особый поэтический мир в рисунках растений создали художники Востока. Многие из них овладевали секретами мастерства в Китае, Японии и Корее, изучая подлинную энциклопедию классической живописи «Цзецзы юань хуачжуань» (<<Слово О живописи из Сада с горчичное зерно»), созданную в Китае на рубеже XVII-XVHI вв. Приведем несколько отрывков из этой книги в переводе Е.В.ЗавадскоЙ.

 

Орхидеи. Рисунок китайского художника. ХУП в.

Как писать стебель

Вообще говоря, в живописи цветущих растений - как тонким, деликатным штрихом, так и в свободной манере - к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы.

Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только

к можно будет избежать жесткости и безжизненности.

Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же - все тонкие и грациозные.

 

Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структура может быть передана в трех позициях: движение вверх, ниспадание вниз горизонтальное положение. В каждой из этих трех позиций могут дополнительно разветвляться стебли, могут пересекаться, выдаваться, склоняться, Могут быть и сломанные, но их всего три разновидности. Из ответвляющихся

стеблей одни идут вверх, другие - вниз, одни расположены в фас, другие - обратной стороны.

При пересечении стеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось, какие из них спереди, какие сзади, какие толстые, какие тонкие.

Существуют три вещи, которых нужно избегать: когда стебли устремлены вверх, они должны передавать чувства, а не быть вытянутыми; когда стебли клонены, они полны живого движения и не выглядят так, будто они исмлены; когда стебли стелются горизонтально, они должны пересекать друг друга, но при этом пусть не кажется, что они подпирают один другой. Таков, Собственно, способ изображения стеблей.

 

Стебель по отношению к цветкам - то же, что конечности человека по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без конечностей разве можно представить законченным облик человека?!

Как писать цветы

 

Есть разные цветы - большие и маленькие, в полном цвету и раскрытые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые .лицевой или обратной стороной. И когда они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их головки, если не можешь дать почувствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сделать парящими. Не располагай их попарно, если не можешь передать разницу между ними; они не должны соединяться, как попало - композиция их должна быть строго продумана; они должны поднимать или склонять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их взаимоотношения должны быть переданы в их пристальном взгляде. Все разнообразие их поз должно быть интересным.

Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши Должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся _ Светлого. Цвет стеблей в пору увядания - блеклый, во время полного цветения - свежий, а до начала Цветения - темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми Тонами, темные тона должны акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину, приятную для глаз.

 

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 477 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Светотень на предмете. | Предметная плоскость | Перспектива в пейзаже. | Графические художественные материалы и техники | Передача фактуры предметов | Последовательность рисования кувшина Карандаш | Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел | Последовательность рисования головы гипсовой модели | Рисование зверей и птиц | ПРАКТИЧЕСКИЕ Заедания |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.055 сек.)

mybiblioteka.su

Травянистые растения

Травянистые растения. Колокольчик клевер тысячелистник нивяник мышиный горошек мятлик тимофеевка лисохвост.

Картинка 14 из презентации «Жизнь луга» к урокам окружающего мира на тему «Луг»

Размеры: 480 х 640 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Жизнь луга.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2486 КБ.

Скачать презентацию

Луг

«Растения луга» - Запомни. Растения луга. Растения луга очень разнообразны по форме листьев, по цвету цветков. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Василек. Знаешь ли ты растения луга? Одуванчик. В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света. ТЫСЯЧЕЛИСТНИК Внук князя Дмитрия Донского страдал от кровотечений из носа. Чабрец.

«Экосистема луга» - Роза Пастушья сумка Ромашка Подорожник. Человек! Жаворонок Белый медведь Попугай Мышь-малютка. Ромашка. Значит должен всех беречь! 3. Не уничтожайте гусениц. 1. Не рвите охапками цветы 2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Помоги траве родиться, Белкам жить, а речкам течь. 1 уровень«Кто живёт на лугу?».

«Животные луга» - У насекомых 6 ног(3 пары), а тело четко разделено на голову, грудь и брюшко.Величина насекомых очень различна: от 0,25 мм до 30 см. Насекомые. Животные луга.

«Жизнь луга» - Ярусы леса: Разнообразен луг и животными: Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Жук-навозник жук-могильщик. Муха бабочка пчела кузнечик жук жаба ящерица. Жизнь леса. Растения луга. Травянистые растения. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Жители луга: Полёвка черви.

«Природное сообщество луг» - Луг - природное сообщество. 5. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга? учитель начальных классов МОУ «Ильинская СОШ №1» Карманова Наталья Николаевна. Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб? От ветра голову склоню, Но почему-то не звоню. Осенью в щель заберется, А весной проснется.

«Сообщество луга» - Тимофеевка. Оса. Болиголов обыкновенный. Лес. Жук. Перепел. Луг похож на пёстрый ковёр. Нивянник обыкновенный. Домой вернулись довольные. Луга – украшение окружающего нас мира. Муха. Коростель. Тема урока. Кузнечик. Лютик. Весело прошёл день! На лугу можно встретить жаб, ящериц. Вывод. Лисохвост. Будет, что показать ребятам в городе.

Всего в теме 13 презентаций

Как нарисовать Цветочную композицию поэтапно в 7 шагов. В этом разделе я покажу вам, как рисовать цветочную композицию поэтапно. Можно нарисовать ее от руки, глядя на монитор компьютера или распечатать эту страницу, чтобы получить более подробную инструкцию на каждом шаге. Следуйте за красной линией в каждой иллюстрации, чтобы узнать точно, что рисовать […]

Как нарисовать Розы поэтапно в 5 шагов. В этом разделе я покажу вам, как рисовать розы поэтапно. Можно нарисовать их от руки, глядя на монитор компьютера или распечатать эту страницу, чтобы получить более подробную инструкцию на каждом шаге.

Как нарисовать Кактус поэтапно в 7 шагов. Кактус растет в чрезвычайно сухих и жарких условиях. Чтобы выжить, эти необычные растения требуют очень мало воды, они могут жить до 300 лет и более, как правило, в пустыне. В этом разделе я покажу вам, как рисовать кактус поэтапно. Можно нарисовать его от руки, […]

Как нарисовать цветы Сирени поэтапно в 5 шагов. В этом разделе я покажу вам, как рисовать цветы сирени поэтапно. Можно нарисовать их от руки, глядя на монитор компьютера или распечатать эту страницу, чтобы получить более подробную инструкцию на каждом шаге.

Как нарисовать пальму поэтапно в 5 шагов. Пальма, вероятно, одно из немногих растений, которое у большинства из нас ассоциируются с отдыхом в теплом климате. Она распространена в тропиках, и чрезвычайно популярна благодаря своей привлекательной внешности. В этом разделе я покажу вам, как рисовать пальму поэтапно. Можно нарисовать ее от руки, глядя […]

Как нарисовать цветы Ирисы поэтапно в 5 шагов. В этом разделе я покажу вам, как рисовать цветы ирисы поэтапно. Можно нарисовать их от руки, глядя на монитор компьютера или распечатать эту страницу, чтобы получить более подробную инструкцию на каждом шаге.

Как нарисовать цветы Лилии поэтапно в 5 шагов. Лилия — цветущее растение, которое растет из луковицы. Обычно она растет в умеренных и субтропических регионах, но также растет в большинстве садов или в горшках. Эти ароматные цветы символизируют чистоту, и они бывают самых разнообразных цветов, таких как золотой, персиковый, красный, […]

Как нарисовать Ландыши поэтапно в 5 шагов. Ландыши также называют «Слезы Богоро

girlmed.ru

(аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения, 5 букв, 3-я буква А, сканворд

(аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения

Альтернативные описания

• (борщ, медвежья лапа) декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем

• архитектурное украшение в виде листьев аканта

• род травянистых декоративных растений, называемых «Медвежья лапа»

• украшение в форме стилизованных листьев в различных видах орнамента

• украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн

• растительный орнамент

• вымершая колючкозубая рыба

• античный узор

• украшение в виде листьев

• декоративное растение, «медвежья лапа»

• узор из листьев

• орнамент из капители

• античный орнамент

• «медвежья лапа» ботаника

• слепок листьев в архитектуре

• орнамент на капители

• «медвежья лапа» в декоре

• лиственный архитектурный орнамент

• узор

• растение «медвежья лапа»

• «медвежья лапа»

• архитектурное украшение

• травянистое растение

• трава медвежья лапа

• листва в архитектуре

• вид орнамента

• медвежья лапа (бот.)

• украшение колонн в виде листьев

• декоративная форма капители колонны

• архитектурный декор

• трава с крупными резными листьями

• орнамент в виде листьев

• орнамент или растение

• «листовой» орнамент

• украшение капителей колонн в виде листа растения

• украшение в архитектуре

• «медвежья лапа» в ботанике

• и трава, и орнамент

• Южное травянистое или кустарниковое растение с крупными, собранными в виде розеток, зубчатыми листьями

• Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения

• Растение медвежья лапа

• Декоративный орнаментальный растительный мотив античности

scanwordhelper.ru

Рисунок - основа пластических искусств, урок 2-3, 6 класс - Конспекты уроков и занятий - Каталог статей

Цели:

1. Учить видеть красоту рисунка в его выразительных возможностях.

2. Учить овладевать средствами художественной выразительности рисунка и самостоя­тельно ими пользоваться.

3. Учить пользоваться законами линейной и воздушной перспективы.

4. Развивать навыки овладения техникой рисования.

5. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование и материалы:

1. Образцы рисунков разных видов.

2. Образец рисунка травянистых растений.

3. Плакаты с изображением разновидностей линий, пятна, штриха.

План урока

1. Сообщение темы урока.

2. Изучение нового материала.

3. Актуализация знаний.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока

     С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна -художниками отража­ется их разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, "как художник использует эти сред­ства, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как пе­редает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рису­нок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Упражнения этого урока должны быть подкреплены образными задачами, чтобы в сознании ребенка сохранялось понимание единства эмоции и средства, ее выражающего.

I. Сообщение темы урока. Рисунок - основной вид графики; изображение, начертание на плоскости; выполняется (карандашом, пером, кистью или углём) с помощью контурных линий, штрихов, светлых пятен в одном или нескольких цветах. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка. II. Изучение нового материала.

1.Сообщение теоретических сведений о рисунке.

     Свои первые идеи, норой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки». Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка. По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным. Эти особенности восприятия рисунка связаны с определенными психофизиологическими качествами нашего зрения. Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко. Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания. Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

2. Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­сунками.

      Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - быкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Посмотрите на плакате, как правильно держать карандаш при рисовании. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью. В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли. Гольбейн, Рафаэль и другие. Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов. Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ. Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой или тушеванием (растиранием). Для тушевания применяют очень простой инструмент, назы­ваемый растушевкой. Растушевку можно изготовить самому - это туго свернутый рулончик из замши или рыхлой бумаги, заточен­ный с концов, очень напоминающий по виду толстый карандаш. Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ. Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой или тушеванием (растиранием). Для тушевания применяют очень простой инструмент, назы­ваемый растушевкой. Растушевку можно изготовить самому - это туго свернутый рулончик из замши или рыхлой бумаги, заточен­ный с концов, очень напоминающий по виду толстый карандаш. Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное. З.Виды рисунка. Учитель. Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника.      Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению. Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное. Эскиз (французское es'guisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства. Классификация рисунков по родам и видам:

 - по родам изобразительного искусства рисунок бывает: деко­ративный, миниатюрный, монументальный, станковый; - по видам изобразительного искусства: графический рисунок. Классификация рисунков:

 - по изобразительной поверхности: наскальный, страничный;

 - по технике: акварельный, вышитый, гравированный, каран­дашный, перовой, угольный; линейный (контурный), штриховой; объемный, плоскостной, силуэтный;

 - по признакам цвета: монохромный, тоновой, черно-белый; расцвеченный, яркий и др.;

 - по жанру: жанровый, пейзажный, портретный, сюжетный и др.;

 - по назначению: газетный, журнальный, книжный, учебный, эскизный и др.;

 - по художественному направлению: академический, реалисти­ческий;

 - по количеству изображенных предметов: детальный, лако­ничный, обобщенный, подробный;

 - по образности художественной речи: артистичный, жесткий, живой, мягкий, наивный, острый, полный жизни, прихотливый, ровный, смелый, сухой, эмоциональный, энергичный;

 - по оценке зрителей: выразительный, блестящий, замечатель­ный, изумительный, необычный, непримечательный, поразитель­ный, прекрасный, талантливый, удачный, уникальный рисунок.

      Разновидности рисунка: рисунок-акварель, рисунок-иллюстрация, рисунок-портрет и др.

      Сергей Лугинин – салехардский художник, огромное вни­мание уделяет рисунку. Его картины – территория его вдохновенного таланта, раскрывающая перед нами мир художника – мир поэтических настроений и переживаний: тревожных и радостных, светлых и выразительных. Насыщенностью света, оптимистическим звучанием наполнены работы С. Лугинина. Они радуют разнообразием творческого поиска, смелыми решениями, привлекают лиризмом и внутренней одухотворённостью запечатлённых образов. Учитель. Сегодня мы будем учиться не только рисовать ри­сунок, но и анализировать его.

III. Актуализация знаний.

1. Последовательность выполнения зарисовки.      Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с на­туры отдельных травянистых растений. Но для того чтобы вы пра­вильно сориентировались среди стоящих перед вами задач, нашли наивернейший путь к закономерному окончанию рисунка. Взглянув на натуру, рисовальщик должен сразу отметить одно­временно все: пропорции, свет, цвет и т. д. Но так как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для нее форме. Приступая к непосредственной работе, рисующий должен не только уместить, но и композиционно разместить на листе обоб­щенную форму рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное поло­жение отдельных предметов. Когда натура расположена и намечены ее очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие форму. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке харак­терные черты для придания ему выразительности. V. Практическая работа. Урок 1 Задание. Выполните зарисовку с натуры отдельных травяни­стых растений или веточек (колоски, зонтичные и т. д.) каранда­шами разной твердости. Урок 2 Задание. Изобразить перспективу круга, квадрата, создание тонового пятна с помощью штриха, пятна, точки с постепенным усилением тона, с резкими переходами тона; изображение перспективы комнаты; создание двух контрастных образов с помощью линий и пятен. VI. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

     На уроке вы на практике убедились, что изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать и объемъёмность предметов и материал, из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации рельефов: подготовить из пластилина плинт - пло­ский фон для рельефа по размерам 12 см х 10 см х 2 см.

 

Зрительный ряд к уроку

 

Леонардо да Винчи (автопортрет)

Линогравюра

«Чёрный квадрат» Малевич

Силуэтный рисунок

Перспектива

Правильное держание карандаша

Леонардо ла Винчи проект памятника маршалу Тривульцио, перо

Наскальный рисунок

«Владимирская часовня на старом кладбище»,

рисунок-акварель. С.Лугинин

Зарисовка П. Лаптандер

 

kugotova.ucoz.ru

КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ - ПРИРОДА ОСЕНЬЮ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 2 КЛАСС

ПРИРОДА ОСЕНЬЮ

 

КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

 

Вспомни, какие растения называют деревьями, кустами, травянистыми растениями.

Деревья и кустарники - многолетние растения. По названию легко догадаться - эти растения живут много лет. Например, в природе можно встретить дубы возрастом более тысячи лет.

Травянистые растения могут быть однолетними, двухлетними и многолетними.

Однолетние травянистые растения весной развиваются из семян. Летом и осенью цветут, образуют плоды с семенами и отмирают. Горох, просо, подсолнечник, гречка, помидоры, огурцы, лебеда, левкой - однолетние растения.

image92 Рассмотри на рисунке развитие однолетнего растения - гороха.

 

 

Двухлетние травянистые растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. На следующий год растения зацветают, в них образуются плоды с семенами. Осенью эти растения отмирают. Морковь, свекла, редька, капуста - двулетние растения.

image92 Рассмотри на рисунке развитие двухлетнего растения - моркови. Что происходит с растением на первом году жизни? На втором?

 

 

Многолетние травянистые растения расцветают весной. В них образуются плоды с семенами. Осенью надземные части растений - стебель и листья - отмирают. Но такие растения имеют луковицы, клубни, корневища, которые зимуют в почве. Из них каждый год вырастают новые растения. Многолетних травянистых растений в природе множество. Например, ландыш, одуванчик, подснежника, земляники, лук, чеснок, тюльпан.

 

 

Словарик. Многолетнее растение, двулетнее растение, однолетнее растение.

 

Проверь себя

1. Какие растения называют многолетними? Наведи примеры многолетних травянистых растений.

2. Какие травянистые растения называют однолетними? Наведи примеры.

3. Какие травянистые растения называют двухлетними. Наведи примеры.

image97 Рассмотри рисунок. Какие из этих растений растут в твоей местности? Какие из них многолетние, двухлетние, однолетние растения?

 

image97 Свекла - двулетнее растение. Нарисуй в тетради, как развивается свекла в течение первого и второго годов жизни.

image103 Посуди, когда двухлетние растения - морковь и свеклу люди используют в первый год жизни, а когда - на второй.

 

Для любознательных

В Украине на Запорожье растет 800-летний дуб, под которым запорожские казаки писали письмо турецкому султану. Высотой дубы иногда достигают 40 м.

image108 Среди растений есть многолетние, двухлетние и однолетние растения. Деревья и кустарники - многолетние растения. Травянистые растения бывают многолетними, двухлетними и однолетними.

schooled.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта