Ботаника. Задания по теме растения егэ биология
Сайт по ботанике - ЕГЭ и ОГЭ
Подготовка к ОГЭ
Задания части А
1)Какая наука изучает процессы жизнедеятельности организма, его органов и тканей?
- Анатомия
- Цитология
- Физиология
- Гигиена
2)Какой метод позволяет изучать число и структуру хромосом?
- Генеалогический
- Гибридологический
- Биохимический
- Цитогенетический
3)Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил термин «клетка»?
- Роберт Гук
- Антони ван Левенгук
- Маттиас Шлейдон и Томас Шванн
- Рудольф Вирхов
4)Какие органоиды клетки участвуют в синтезе белков?
- Хлоропласты
- Вакуоли
- Лизосомы
- Рибосомы
5) Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
- Клеточная мембрана
- Вакуоль
- Хлоропласт
- Ядро
6) Какие органоиды клетки участвуют в создании тургорного давления?
- Хлоропласты
- Вакуоли
- Лизосомы
- Рибосомы
7)Кто открыл одноклеточные организмы?
- Роберт Гук
- Антони ван Левенгук
- Маттиас Шлейдон и Томас Шванн
- Рудольф Вирхов
8) Какие органоиды клетки участвуют в фотосинтезе?
- Хлоропласты
- Вакуоли
- Лизосомы
- Рибосомы
9) Аналогом какой из клеточных структур можно считать гидроэлектростанцию?
- Лизосому
- Хромопласт
- Рибосому
- Митохондрию
10) Какой органоид клетки обеспечивает хранение и передачу наследственной информации?
- Ядро
- Вакуоль
- Аппарат Гольджи
- Ядрышко
11) Какой органоид клетки обеспечивает транспортную функцию?
- Митохондрия
- Вакуоль
- ЭПС
- Рибосома
12) Аналогом какой из клеточных структур можно считать почтовое отделение?
- Митохондрия
- Ядра
- Аппарат Гольджи
- Рибосомы
13) Какая наука изучает грибы?
- Вирусология
- Микология
- Зоология
- Ботаника
14) Какой из грибов является многоклеточным?
- Пеницилл
- Белая плесень
- Дрожжи
- Мукор
15) К какой группе грибов относится мухомор?
- Шляпочные грибы
- Плесневые грибы
- Дрожжи
- Грибы-паразиты
16) Какой из грибов является паразитом?
- Трутовик
- Мукор
- Бледная поганка
- Пеницилл
17) Почему лишайники называют индикатором чистоты воздуха?
- Хорошо поглощают и накапливают вредные вещества из воздуха
- Выделяют вредные вещества в воздух
- Растут только в условиях чистого воздуха
- Используют для жизнедеятельности вредные вещества из воздуха
18) Какие бактерии способны вступать в симбиотические отношения с растениями из семейства Мотыльковые(Бобовые)?
- Молочнокислые
- Серобактерии
- Клубеньковые
- Железобактерии
19)Лишайник представляет собой симбиоз..
- Гриба и бактерий
- Гриба и водоросли
- Бобовых растений и бактерий
- Гриба и высших растений
20) Какая систематическая категория не используется в классификации растений?
- Порядок
- Класс
- Тип
- Семейство
21) Что представляет собой корневище пырея?
- Корень
- Корнеплод
- Видоизменённый корень
- Видоизменённый побег
22) Какую функцию выполняют воздушные корни у орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропический лесов?
- Поглощают кислород
- Поглощают дождевую воду
- Поглощают питательные вещества
- Служат подпорками
23) Какое растение образует корнеплод?
- Георгин 3.Репа
- Картофель 4.Орхидея
24)Какую функцию не выполняют пластиды?
- Фотосинтез
- Участие в водном обмене
- Накопление крахмала
- Обеспечение окраски плодов, цветков и осенних листьев
Задания части 2 (В)
Царство Растения.
1) Какие органы растений относятся к вегетативным? Выберите три верных ответа из шести.
- Цветок
- Лист
- Стебель
- Корень
- Семя
- Плод
2) Какие организмы относятся к царству Растения? Выберите три верны ответа из шести.
- Хламидомонада
- Стрептококк
- Росянка
- Балантидий
- Мукор
- Сфагнум
3) Какие из перечисленных таксонов использует в систематике и растений, и животных? выберите три верных ответа из шести.
- Род
- Семейство
- Отряд
- Класс
- Отдел
- Тип
4)Какие черты характерны для растений? Выберите три верных ответа из шести.
- Автотрофный тип питания
- Отсутствие клеточной стенки
- Наличие иммунной системы
- Наличие нервной ткани
- Наличие крупных вакуолей
- Рост в течение всей жизни
5) Какие растения образуют сочные односемянные плоды? Выберите три верных ответа из шести.
- Вишня
- Дуб
- Смородина
- Дыня
- Слива
- Абрикос
6) По каким признакам горчицу, сурепку и редьку объединяют в одно семейство? Выберите 3 из 6
- Плод-костянка
- Соцветие-кисть
- Плод-стручок
- Соцветие-корзинка
- Цветок четырёхчленного типа с двойным околоцветником.
7) Какие растения относят к классу Двудольные? Выберите 3 из 6
- Акация белая
- Тюльпан Шренка
- Рябчик русский
- Бодяк полевой
- Рожь посевная
- Пижма обыкновенная
8) Какие функции листа играют важную роль в жизни растения? Выберите 3 из 6
- Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ
- Происходит фотосинтез
- Выполняет опорную функцию
- Участвует в транспирации
- Используется животными для питания
- Может выполнять функцию вегетативного размножения
9)По каким признакам фасоль, горох и акацию объединяют в одно семейство? Выберете три верны ответа из шести.
- Плод-боб
- Плод-стручок
- Соцветие-кисть
- Соцветие-головка
- Цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
- Цветок пятичленного типа с простым околоцветником
10) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Класс Двудольные
- Порядок Бобовые
- Вид Клевер красный
- Семейство Бобовые
- Царство Растения
- Отдел Покрытосеменные.
11) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наибольшей. В Ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Царство Растения
- Отдел Покрытосемянные
- Вид Пшеница твердая
- Род Пшеница
- Класс однодольные
- Семейство Злаковые
12) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Класс Двудольные
- Род Одуванчик
- Отдел Цветковые
- Семейство Сложноцветные
- Царство растения
- Вид Одуванчик полевой
13) Установите последовательность поступления воды в клетки основной ткани листа. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Сосуды корня
- Жилки листа
- Клетки основной ткани листа
- Сосуды стебля
- Корневые волоски
- Клетки основной ткани корня
14) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей покрытосеменных растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Покрытосеменные
- Белена черная
- Двудольные
- Белена
- Растения
- Пасленовые
15) Установите последовательность расположения зон корня у растений. В Ответе запишите соответствующую последовательность букв.
- Зона проведения
- Корневой чехлик
- Зона роста
- Зона деления
- Зона всасывания
16 )Установите между растительным организмом и экологической группой по отношению к воде. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Растительный организм Экологическая группа
- Лотос 1)гидрофит
- Агава 2)ксерофит
- Тростник
- Кактус
- Ковыль
- Стрелолист
A | B | C | D | E | F |
|
|
|
|
|
|
Ответы к тестам
Часть А.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
3 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | |
Часть B
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
234 | 136 | 124 | 156 | 156 | 236 | 146 | 246 | 135 | cdbafe | abefdc | fbdace | efadbc
| bdfcae | bdcea |
16 |
| |||||||||||||
121221 |
|
Задания для подготовки к ЕГЭ
Задания части А.А1) У большинства двудольных растений1) листья с параллельным жилкованием2) стрежневая корневая система3) цветок трехчленного типа4) мочковатая корневая система
А2) Соцветие «сложный колос» характерно для большинства растений семейства1) пасленовых2) бобовых3) злаковых4) лилейных
А3) Ткани и органы отсутствуют у растений отдела1) папоротниковидных2) моховидных3) голосеменные4) водорослей
А4) Благодаря делению клеток какой ткани происходит рост растений?1) покровной2) механической3) образовательный4) фотосинтезирующей
А5) Пример идиоадаптации у растений – это возникновение в процессе их эволюции1) органов и тканей у моховидных2) нектарников у цветковых3) семя у голосеменных4) плодов у покрытосеменных
А6) Проводящая ткань, в отличие от покровной,1) защищает внутренние части растений от повреждений2) служит местом отложения питательных веществ3) способствует росту и развитию растений4) обеспечивает передвижение веществ у растений
А7) Мхи отличают от других высших растений по наличию1) тканей2) органов3) корней4) ризоидов
А8) приспособление растений к уменьшению испарения воды – наличие1) устьиц на верхней стороне листа2) большого числа листовых пластинок3) широких листовых пластинок4) воскового налета на листьях
А9) Покрытосеменные – более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют1) плоды с семенами2) семена из семязачатков3) зиготу при слиянии гамет4) зародыш, защищенный семенной кожурой
Задания части ВВ1) установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ1) первые, наиболее древние растения 2) господствующая группа растений на Земле3) не имеют органов и тканей А) водоросли 4) имеют вегетативные и генеративные органы Б) покрытосеменные5) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян6) тело состоит из одной или множества сходных клеток
В2) Установите последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной.А) двудольныеБ) покрытосеменныеВ) крестоцветныеГ) сурепкаД) сурепка обыкновенная
В3) какие функции в растительном организме выполняет лист?А) поглощения воды и минеральных веществБ) синтеза органических веществ из минеральныхВ) газообмена с окружающей средойГ) роста растения в длину и толщинуД) формирования тканей и органовЕ) транспирацияОтвет:___________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
Задания части СС1) Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.С2) Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой – у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
Ответы к заданиям части А.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 |
2 | 3 | 3 | 4 | 2 |
|
|
|
|
Ответы к заданиям части В.
В1 | В2 | В3 |
А,Б,А,Б,Б,А | Б,А,В,Г,Д |
|
Ответы к заданиям части С.С1.
Элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающего его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность). 2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем. |
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ неполный, включает в себя 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 1-2 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальны балл | 3 |
С2.
Элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающего его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней). |
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальны балл | 2 |
botanikagsk.ucoz.ru
Споровые растения - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии
Автор статьи - Л.В. Окольнова.
Это растения, которые первыми освоили сушу. Их относят в высшим, т.к. по сравнению с водорослями, у них уже появились ткани и органы - приспособления для жизни в наземной среде.
Водоросли тоже размножаются спорами, но это водные организмы, самые простые по организации.
Основная особенность споровых - размножение специальными клетками - спорами.
Прежде, чем мы разберем, что из себя представляют споры, давайте вспомним, какие бывают клетки.
Клетки:
- соматические (или вегетативные) - клетки тела организма. У них двойной (диплоидный) набор хромосом, обозначается как 2n
- половые ( или генеративные, или гаметы) - это “половинчатые” клетки - их набор хромосом в 2 раза меньше, чем у соматических - 1n
Получается, что споры - это такие половые клетки ( или группы клеток) у растений. Растение, которое их образует - спорофит - оно диплоидное (2n)
НО:
У животных гаметы образуются путем мейоза, у растений - путем митоза.
У животных гаметы тут же сливаются, происходит оплодотворение, новый организм получает двойной - диплоидный (2n) набор хромосом.
У споровых растений клетка споры прорастает в целый самостоятельный организм - гаметофит, который может опять производить половые клетки - гаметы.
Гаметы сливаются и образуют опять спорофит.
Получается, что жизнь споровых растений - своеобразный цикл - чередование спорофита и гаметофита.
У растений может преобладать какая-то фаза:
водоросли | мхи | хвощи и плауны | папоротники |
преобладает спорофит | преобладает гаметофит | преобладает спорофит | преобладает спорофит |
В целом, у всех споровых растений жизненный цикл выглядит следующим образом:
Зачем споровым растениям понадобились такие сложности, такая многостадийность в жизненном цикле?
Это были первые растения, освоившие молодую, далеко не комфортную сушу (мхи появились примерно 350 млн лет назад!)
Условия жизни были довольно сложными, поэтому каждая стадия старалась закрепиться, накопить побольше питательных веществ и уже потом развиваться дальше
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Разбор задания ЕГЭ по биологии. Низшие растения
Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Представители и их значение | |
Одноклеточные, колониальные и многоклеточные слоевищные растения, встречающиеся в пресных и соленых водоемах, на сырой почве и коре деревьев в симбиозе с грибами (лишайники). Питаются автотрофно за счет фотосинтеза в хроматофорах, содержащих зеленый пигмент – хлорофилл. В результате фотосинтеза образуют крахмал | Размножаются бесполым путем при помощи спор и вегетативно – кусочками слоевища. Половое размножение связано с образованием и последующим слиянием гамет. Зимуют на стадии зиготы (2n) на дне водоемов. В цикле преобладает вегетативное гаплоидное поколение (n) | Одноклеточные: хламидомонада, хлорелла – составляют фитопланктон водоемов, служащий пищей водным рачкам и рыбам; многоклеточные: улотрикс, спирогира, кладофора – обогащают воду кислородом и образуют основную массу органических веществ водоема |
Чередование этих поколений у растений и животных имеет много общих черт. Граница, разделяющая половое и бесполое поколения в цикле развития, - процесс оплодотворения. При этом в результате слияния гаплоидных (т. е. содержащих одинарный набор хромосом) гамет появляется диплоидная (т. е. содержащая двойной набор хромосом) зигота, и половое поколение переходит в бесполое.
И бесполое, и половое поколения могут иметь как одинарный, так и двойной набор хромосом: в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла происходит мейоз. При мейозе число хромосом уменьшается вдвое, и диплоидный их набор переходит в гаплоидный. Мейоз и оплодотворение - это две вехи, разделяющие гаплоидную и диплоидную фазы в цикле развития.
В процессе эволюции в цикле развития закономерно уменьшается роль (продолжительность существования и размеры) гаплоидной фазы и увеличивается роль диплоидной фазы.
У многих зеленых водорослей (хламидомонада, улотрикс, спирогира и др.) диплоидны только зиготы, при прорастании которых происходит мейоз. А у сифоновых, диатомовых и некоторых бурых водорослей, как и у огромного большинства животных, гаплоидны только гаметы, возникающие в результате мейоза. Поэтому у этих растений фактически чередования поколений нет, хотя смена ядерных фаз происходит.
Источник: Энциклопедический словарь юного биолога. Составитель Аспиз М. Е. Издательство "Педагогика", Москва, 1985Хламидомонада - это одноклеточная водоросль.Спорофитное поколение от гаметофита отличается размножением.Спорофит (бесполое поколение) - при размножении образуются зооспоры со жгутиками (2n), которые при размножении их теряют, потом делятся митозом и образуются 4 дочерние клетки.Гаметофит (половое поколение), образует гаметы (n)- количество гамет может быть 8-32 равных гамет (такой тип наз. ИЗОГАМИЯ), они сливаются попарно, образуют зиготу, зигота превращается ЗИГОСПОРУ, и впадает в спячку. Весной из нее появятся новые 4 хламидомонады.
dya4ckova.blogspot.com
БИОЛОГИЯ НЕ ДЛЯ БОТАНОВ - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "РАСТЕНИЯ"
2. Возьмите 16 фасолин. У четырех замажьте пластилином микропиле (ямку - след входа в завязь), у четырех - рубчик, у четырех - всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогайте. Проращивайте их две недели в 4 стаканах на мокрых лоскутах. Расскажите о результатах.
3. Известно, что семена многих растений прорастают только после того, как несколько месяцев полежат на холоде. Относится ли этот факт к тропическим растениям?
4. Чтобы повысить устойчивость растений к холоду, огородники закаливают их семена. Так, например, набухшие семена огурцов перед посевом хранят 6 часов при 20°С, потом 18 часов при 0-2°С, потом опять 6 часов при 20°С, и так 5-7 раз. Позже огородники закаливают и рассаду, охлаждая ее по ночам. Спланируйте эксперимент для проверки эффективности этого метода.
5. Проведите такой опыт Посейте на одной делянке крупные семена яровой пшеницы, на другой - мелкие и сравните, как различаются развивающиеся из них растения и главное - одинаковый ли дают они урожай. Как вы думаете, что покажет опыт?
6. Семена большинства растений содержат очень мало воды. Вода - необходимое условие для прорастания семян. Каким образом вода проникает внутрь семени и какова при этом ее роль?
7. Огородники рекомендуют сеять семена репы на глубину 1-2 см, семена редиса - на глубину 2-4 см, а семена гороха - на глубину 4-5 см. Какую гипотезу о размерах этих семян можно предложить, основываясь на этих данных?
8. В семядолях находится запас питательных органических веществ. У двудольных растений две семядоли, а у однодольных - одна. Означает ли это, что проросток однодольного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного. Почему?
9. Многие семена после посева прорастают плохо. Семена моркови, петрушки, сельдерея можно хранить в течение года, но их всхожесть при этом заметно снижается. Семена томатов и капусты не теряют всхожести до 3-5 лет, а семена тыквы, кабачков, огурцов - до 5-8 лет; очень долго - от 15 до 30 лет - могут сохраняться семена мокрицы, лебеды, мари и других. Как можно объяснить подобную разницу в сроках сохранения всхожести после хранения?
10. У насекомых воздух, насыщенный кислородом, поступает по системе трахей (трубочек) ко всем органам и тканям. Как вы думаете, может ли такая система дыхания быть у крупных животных? Геологи используют определенные растения для обнаружения месторождений металлов, а металлурги даже научились получать редкие элементы из растений. Благодаря какому процессу, протекающему в растениях, это стало возможным?
11. Голландец Ян Баптист Ван - Гельмонт (1759-1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма в кадку с землей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван - Гельмонт извлек деревце из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Как, вы думаете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Объясните, чего не учел голландец?
12. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крахмал. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т. е. в полной темноте. Однако в них - огромное количество крахмала. Откуда же он там берется? Можно ли увеличить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?
13. В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений
14. Однажды на уроке в ответе одного из учащихся прозвучала следующая фраза: «Фотосинтез у растений происходит на свету, а дыхание - в темноте. В этом заключается основное отличие названных процессов друг от друга». Согласны ли вы с прозвучавшим утверждением? Почему? Дайте полный и правильный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.
15. Прокомментируйте следующее высказывание одного из учащихся: «Фотосинтез осуществляется в клетках, имеющих хлоропласты, а дыхание - в остальных клетках». С чем можно, а с чем нельзя согласиться в этом высказывании и почему?
16. Известно, что растенгге поглощает воду из почвы, а затем испаряет ее через устьица листьев. Получается, что растение поглощает большое количество воды, чтобы потом бесполезно ее потерять, испарив во внешнюю среду. Какой же смысл в описанных выше процессах?
17. Два растения испарили разное количество воды за 1 ч. Как можно объяснить эти различия? Приведите наибольшее количество предположений
18. Какие преимущества листопадные растения имеют перед вечнозелеными? Какие преимущества вечнозеленые растения имеют перед листопадными? Почему все растения не стали либо вечнозелеными, либо листопадными?
19. Ученые утверждают, что скорость испарения воды листьями зависит от условий, в которых существует растение, а также от имеющихся у него приспособлений к регуляции процесса испарения. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Приведите примеры.
20. Углекислый газ, проходя через известковую воду, вызовет ее помутнение вследствие образования нерастворимых солей кальция. Предложите опыт, доказывающий дыхание корней, листьев и семян растений, основанный на обнаружении углекислого газа известковой водой. Какой фактор необходимо учесть при проведении опыта с листьями? Оборудование для опыта: колба с широким горлышком, пробирка с прозрачной известковой водой, стакан с водой, пробка с двумя отверстиями, газоотводная трубка, воронка.
21. Мимоза стыдливая моментально складывает свои листочки даже от легкого прикосновения. Чрезвычайно чувствительное растение перестает реагировать на раздражения, если его поместить в бескислородную среду. Объясните, в чем причина.
22. Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме, гарантирующих быстрое перемещение нужных веществ? Какая сила заставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние? Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?
23. Почему сосудисто-волокнистые пучки растений иногда называют «внутренними органами» растения? Проведите сравнение СВП растений с сосудами животных.
24. При размножении черенками побег не получает от материнского растения питательных веществ. Садоводы тщательно оберегают черенки при укоренении. Какие правила необходимо соблюдать садоводам, чтобы в максимально короткие сроки и с небольшими потерями провести укоренение?
25. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способом, а не каким-либо одним. Дайте обоснованный ответ.
26. Какой экологический фактор является главным, т. е. больше всего влияет на формирование среды обитания организмов? Можно ли выделить один главный фактор для всех сред жизни или необходимо рассматривать каждый в отдельности?
27. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в природе? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.
28. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить? Ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются.
29. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?
30. Ученик, отвечая на вопрос учителя, сказал: «Характерными представителями широколиственного леса являются такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха». Согласны ли вы с этим утверждением?
31. Рассмотрите цветковые растения в кабинете биологии. Найдите растения с листьями-иголками и растения, имеющие листья с широкими листовыми пластинками. Попробуйте по строению листьев определить родину этих комнатных растений или условия их жизни в природе.
32. Среди травянистых растений дубравы особый интерес представляют так называемые эфемероиды: хохлатка, гусиный лук, ветреница лютиковая. Они очень быстро растут ранней весной. А в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные, желтеют и засыхают. С чем это связано? Какие условия необходимы для развития растений-эфемероидов?
33. В широколиственных дубовых, кленовых и липовых лесах на почве никогда не образуется сплошной моховый покров, как в сосняках и ельниках. Примечательно, что в дубраве распространены особые виды мхов - совсем не те, что образуют сплошной зеленый ковер в хвойных лесах. С чем связано отсутствие мохового покрова в широколиственных лесах?
34. На пойменных заливных лугах характер растительности отличается от лугов суходольных, развивающихся на внепойменных территориях. На заливных лугах господствуют растения, особенно требовательные к почвенному питанию, на суходольных лугах этих растений не встретишь. С чем связаны различия этих двух близких по внешнему виду природных территорий?
35. На суходольном лугу почти все травянистые растения нормально цветут и плодоносят Однако мелких проростков и всходов этих растений на лугу очень мало. С чем это связано?
36. Флора пресных водоемов в районах с засушливым мало отличается от флоры пресных водоемов в районах с влажным климатом. Многие водные растения — валлиснерия, элодея - имеют очень широкое распространение: от самых северных районов страны до крайнего юга, и не связаны с природными зонами. Чем это объясняется?
37. Многие люди думают, что если срывать цветки у дикорастущих растений достаточно аккуратно, не повреждая при этом само растение, то вреда ему не будет. Однако это неверно. Даже самый аккуратный сбор цветков имеет пагубные последствия. Какие?
38. В лесном массиве произрастало много папоротников, но после вырубки леса через некоторое время исчезли и папоротники. Как это можно объяснить?
39. Некоторые древесные растения нашей средней полосы достигают значительных размеров: встречаются деревья высотой 30^40 м и выше. А на торфяных болотах виды этик же растений очень низкорослые и практически не растут. Объясните, почему.
40. Лесоводы хорошо знают, что чем старее лес, тем меньше в нем остается деревьев. Например, сосна высевает примерно 25 млн. семян на 1 га, через 20 лет вырастает около 5000 деревьев, а через 150 лет их остается около 500. Как можно объяснить такую закономерность и с чем она связана?
41. Хорошо известно, что в березовой роще часто между лиственными деревьями можно встретить одиночные молодые ели. Пройдет несколько десятков лет, и их станет больше, в конце концов они полностью вытеснят березу. Почему это происходит?
42. Из корневища какого растения, распространенного по берегам водоемов, можно приготовить муку? Какие вещества содержатся в таком корневище?
43. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное содержание бактерий в разных растительных сообществах?
44. Экологи заметили, что растения южных широт стремятся расширить свой ареал, продвигаясь на север. Часто для этого они используют железнодорожные откосы и насыпи. Многие виды, такие как коровяк пунцовый, полынь австрийская, горошек мохнатый, появились даже на Кольском полустрове. Объясните причины их распространения на север.
45. Если посмотреть на тропический лес сверху, с самолета, то он предстанет удивительной палитрой цветов - все тона зеленого, оливкового, желтого с вкраплениями красных и белых пятен цветущих крон. Тогда как при взгляде на наши леса сверху они кажутся однотонно зелеными. И только с приходом осени лес наряжается в яркие и пестрые цвета. Как можно объяснить столь разную окраску лесов разных широт?
46. Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты плод - кочан, а у картофеля - клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему?
47. Плоды-костянки сейшельской пальмы - самые крупные семена растений, похожие на огромный орех. Созревают в течение 6 лет, достигая длины 50 см и массы 25 кг. Сколько плодов грецких орехов надо положить на весы, чтобы уравновесить плод сейшельской пальмы, при условии что масса 100 штук грецких орехов составляет 1 кг?
48. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения, у которых уже образовались плоды. Как можно это объяснить?
49. В тропических лесах большую роль в распространении сочных плодов играют млекопитающие: обезьяны, лисицы, летучие мыши и т.п., хотя все эти животные съедают больше, чем птицы (с полным перевариванием семян). Какие отличия должны быть у плодов растений, распространяемых млекопитающими, по сравнению с плодами, которые распространяются птицами?
50. В посевах пшеницы растет сорная трава. Какой формы должны быть ее плоды, чтобы человек, не желая того, сам сеял ее вместе с пшеницей.
51. Для сбора меда пчела опыляет огромное число цветков, так как в период цветения 1 соцветие клевера дает только около 8 мг нектара. Сколько соцветий должна опылить пчела, чтобы собрать 1 г меда? 1 кг меда?
52. Семена ржи, клевера, льна при прорастании выделяют значительно больше тепла, чем семена огурца, кабачка, тыквы. Почему?
53. Самый крупный в мире цветок - у раффлезии Арнольда, паразитного растения тропических лесов запада острова Суматра, описанного в 1821 году. В настоящее время его максимальные размеры оцениваются в 45 см в диаметре при массе 7 кг Однако семена этого растения чрезвычайно мелкие. Объясните подобное несоответствие. Почему семена раффлезии такие мелкие?
54. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не будут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений?
55. Что произойдет, если внутри пыльцевого зерна цветкового растения образуются не два, а один спермий? Нарушится ли при этом процесс семенного размножения? Ответ поясните.
56. В степи посадили дерево. На 100 км в каждую сторону нет ни одного дерева. Деревья этой породы начинают плодоносить в возрасте 10 лет, и ветер относит их семена не далее чем на 50 метров в сторону. Через какой самый короткий промежуток времени потомки этого дерева могут поселиться в 40 километрах от него?
57. На вершине горы растут три дерева: у первого - плоды сладкие и мясистые, у второго - сухие с крылышками, у третьего - тяжелые, горькие и округлые. Семена какого из деревьев могут оказаться дальше всего от него? Почему?
58. Один клен растет в густом лесу, а другой - посреди обширного луга. Что может помешать семенам каждого из них прорасти и дожить до тридцати лет.
59. Селекционеры выводят новые сорта растений и породы животных. Селекционеры растений получают потомство от подобранных ими родительских экземпляров с ценными для человека признаками. Для этого они:
a) удаляют из обоеполых цветков тычинки еще до распускания бутонов;
b) закрывают бутоны еще до распускания колпачками, чтобы насекомые или ветер не занесли на них пыльцу;
c) мягкой кисточкой переносят пыльцу с выбранных растений на рыльца нужных цветков. После переноса пыльцы цветки закрывают колпачками.
С какими цветками селекционеру работать проще - с однополыми или обоеполыми?
60. Пыльники некоторых ветроопыляемых растений вскрываются в определенное время суток - рано утром, в полдень или ближе к вечеру. Дает ли это какое-то преимущество?
61. На некоторых крупных цветках образуются «посадочные площадки» для насекомых и даже с «дорожными указателями», заметными издалека! Животное, получая доступ к нектару, по ходу дела совершает опыление. В крайне специализированном цветке растений семейства Орхидные «посадочная площадка» сконструирована из верхних по морфологическому положению лепестков (ближних к верхушке побега). Как вы думаете, почему. Ведь насекомому неудобно сидеть «вниз головой».
xn----btbgtbailwebq2b.xn--p1ai