Исследование "Зачем растениям вода?". Зачем вода растениям
Почему растениям нужна вода - Все о воде
Вода необходима практически всем организмам на планете. Она выполняет множество разных функций и содержится в каждой клетке любого живого существа. В частности, растения не могут существовать без постоянного поступления воды.
Для жизни этим организмам нужны минеральные вещества. Они могут поступать в разные отделы растения только в растворённом виде, поэтому вода необходима для обмена веществ, то есть для получения полезных микроэлементов из почвы. Собственно, саму воду растения тоже получают из земли, она впитывается корнями.
Влага постоянно испаряется с поверхности листьев, особенно во время жары. Когда жидкости остаётся слишком мало, то листья начинают завядать. Поэтому нужно своевременно поливать растение, чтобы оно не погибло. Также растение может впитывать определённое количество влаги с помощью листьев. Поэтому флористы рекомендуют опрыскивать некоторые виды цветов водой.
Благодаря испарению происходит непрерывное движение воды и растворённых полезных веществ внутри растения, ведь вся «пустая» вода уходит, а на её место приходит жидкость, богатая микроэлементами. При испарении влаги также происходит охлаждение растения, что тоже очень важно. Поэтому растения могут развиваться только если в почве находится достаточно воды.
Вода также участвует в процессе фотосинтеза, благодаря которому растение получает энергию для роста. Во время световой фазы фотосинтеза свет превращается в органические вещества, а вода распадается на водород и кислород, после чего кислород выходит в атмосферу.
Таким образом, вода необходима растениям для доставки питательных веществ к разным отделам, для получения энергии в ходе фотосинтеза и для охлаждения.
povodu.ru
Зачем вода нужна растениям - Знай все!
Как известно, вода – это источник жизни. Растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. Всем известно, что растение это живая природа, и поэтому для поддержания жизни ему нужно не только пить, но и есть.
Вода, как растворитель
Вода действует как растворитель для минералов, которые присутствуют в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения.
Вода, как транспорт
Вода используется для транспортировки продуктов обмена веществ из одной части растения в другую, где они необходимы. Так она действует как средство для транспортировки при помощи ксилемы и флоэмы.
Вода, как пища
Пищей для растений является процесс фотосинтез. В результате фотосинтеза, вода и солнечные лучи улавливаются пигментами хлоропластами, которые образуют органические вещества.
Вода, как терморегулятор
Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Корни имеют способность сохранять наличие воды для зимнего периода.
Любое растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. В первую очередь оно потеряет свою красоту и упругость всех органов. Произойдет это вследствие того, что растение будет запасать все свои силы в корневой системе, не отдавая накопившуюся воду ни стеблю, ни листьям. После чего растение погибает из-за того, что не поступают питательные вещества.
Самые интересные новости:
znaj-vse.ru
Исследование "Зачем растениям вода?"
Выступление:
Слайд № 1
Тема моего исследования "Зачем растениям вода?"
Слайд №2
Летом я обратил внимание на то, что когда долго нет дождей, растения начинают вянуть, а некоторые из них даже погибают. Мне захотелось узнать, почему же это происходит? Как влияет вода на жизнь растений? Что происходит с растениями при недостатке влаги?
Слайд №3
Я предположил, что если растения лишить воды, то они не будут расти и развиваться. Растения без воды погибнут.
Целью моего исследования было узнать, как влияет вода на жизнь растений.
Слайд №4
Я поставил перед собой следующие задачи:
1. Поместить одну луковицу в ёмкость с водой, а другую в пустую ёмкость и наблюдать, что произойдёт.
2. Поместить семена томата на ватные диски. Один диск поливать водой, а другой оставить сухим и наблюдать.
3. Посадить проросшие семена в землю. Поливать их водой. Наблюдать за растениями.
4. Прекратить поливать одно из растений. Наблюдать, что будет происходить с растением, которое оставили без воды.
Слайд №5
15 ноября я поместил две луковицы в ёмкость с водой и без воды и стал наблюдать за изменениями, которые происходят с луковицами.
Через 5 дней у луковицы, которая стояла в воде начала формироваться корневая система. Луковица без воды осталась без изменений.
На 27 день у луковицы с водой помимо корневой системы обнаружено проросшее перо.
Через 29 дней у луковицы, которая стоит в воде сформированная корневая система и перо 1см. Луковица без воды осталась без изменений.
На основании этого я сделал вывод, что без воды не происходит рост и развитие луковицы.
Слайд №6
Я сравнил могут ли прорасти семена томата без воды. Семечко слева оставил без воды. Семечко справа поливал каждый день.
Через два дня семечко справа заметно разбухло. Семечко слева (без воды) осталось без изменений.
На пятый день семечко, которое поливали проросло. С семечком, которое осталось без воды, никаких изменений не произошло.
Я сделал вывод, что без воды семена не прорастают. Для того, чтобы семя проросло, нужна вода.
Слайд №7
Два проросших семени были посажены в землю. Я поливал их в течение 32 дней.
Через 4 дня после посадки ростки стали длиной 2,5 см, а на 23 день ростки достигли длины 6 см.
При поливе два томата росли и развивались.
Слайд №8
На 32 день я прекратил поливать один из томатов. Стал наблюдать, что произойдёт с растением, которое осталось без воды.
Через 15 дней растение, которое не поливали замедлило свой рост. Это видно на фотографии.
А на 26 день растение без полива вовсе погибло. А томат, который поливали водой, продолжал расти и развиваться.
Вывод: без воды растение прекратило свой рост, а в последствии погибло.
Наша гипотеза подтвердилась, если растения лишить воды, то они не развиваются и гибнут.
А вода нужна растениям для жизни. Без воды они не могут расти и развиваться.
videouroki.net
1. Зачем растение испаряет воду?. Умный огород в деталях
1. Зачем растение испаряет воду?
«Человек должен подражать растению,
а) ослабляя испарение без ущерба питанию,
б) достигая этого, при помощи автоматических
приспособлений.
Человек должен подражать растению
в подчинении себе враждебных сил природы,
и ещё прежде, в замене кровавой междоусобной
борьбы бескровной борьбой с природой».
К.А. Тимирязев.
Овощи испаряют 400–800 и больше частей воды, для создания одной части сухой массы.
Или: примерно, 20–40 литров на создание 1 кг сырой массы растения, из которой урожай часто — не больше половины.
В хорошие годы, примерно, столько же воды, в пересчёте на миллиметры, выпадает с осадками. Но у нас чаще — меньше.
Вспомним Вильямса: на голой бесструктурной почве используется только четвёртая-пятая часть воды осадков.
Думаю, можно допустить, что и полив используется на четверть, особенно на открытой почве в жару.
Напомню: ведро, вылитое на один квадратный метр, при уплотнении верхнего (25 см) слоя, промачивает почву на 5 см. Вся эта вода улетает за день, а при сухом ветре — за 2–4 часа.
Растение же, испаряет, при ветре, также вдвое-втрое больше воды, а на солнце — ещё больше: иначе, листья завянут и сварятся.
В классических опытах Шлессинга растения, на открытом воздухе, испаряли 800 частей воды на 1 часть массы, а под стеклом — только 175. Почти впятеро меньше!
При этом, укрытые растения накопили вдвое меньше солей, но образовали вдвое больше органической массы. Это мы видим постоянно в тепличном растениеводстве.
Получается, что испарение избыточного количества воды растению совсем не нужно. Для него это — неизбежное зло. Почему же оно не уменьшит площадь листьев?
Ответ — очевиден. Именно большая площадь листьев нужна, чтобы поглощать из воздуха углекислый газ — главный элемент питания.
Из него строится до половины всей органической массы растения, а ведь, в воздухе его, всего лишь, 1/4000 доля. Причём, поглощение CO2 возможно только при фотосинтезе — на свету.
И растение вынуждено испарять воду, иначе оно будет расти слишком медленно — как кактусы.
Мы уже можем сделать два вывода:
а) сей кулисы из кукурузы, фасоли, подсолнуха, сорго — ослабляй ветер;
б) используй компост и органическую мульчу — насыщай воздух углекислым газом.
А Тимирязев предлагает и технический выход. Во Франции уже были известны простые устройства для поднятия воды — насосы Мушо и Телье.
Насос Мушо использует энергию солнца. Оно нагревает мембрану — крышку воронки. Нагретый воздух выдавливает воду в верхний бачок.
Вода сливается на мембрану, остужает её и стекает в приёмник, а мембрана снова греется, засосав очередную порцию воды.
Собранный однажды, такой насос качает воду без всякого ухода много лет. Высота поднятия воды — 1,5 м.
Но был и насос Телье. Нагреватель (крыша птичника) заполнен аммиаком. Аммиак двигает обычный газовый двигатель, охлаждается в воде и возвращается в нагреватель.
При поверхности нагрева в 70 кв. м насос поднимал в час 60 кубов воды на высоту до 10 м!
Иначе, такой насос, за час, подал бы на сотку всю воду, которой не хватило в памятную засуху 1891 года. Даром! С тех пор прошёл век.
Но, это всё — для информации. А что мы сами можем сделать?
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
garden.wikireading.ru
Зачем растениям нужна вода? | Учёба в удовольствие
Скачать файл
Тема: «Растительный мир. Зачем растениям нужна вода?»
Аннотация к работе
Работа содержит материалы к сетевому фестивалю экологического воспитания – 2013. Предлагаемое внеклассное занятие способствует расширению экологических представлений младших школьников, обеспечение интересной практической деятельности. Кроме того, в ходе занятия у учащихся формируется понятие ответственности и заботы об окружающей среде.
Цели: (по М. М. Поташнику)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
А) обучающие – актуализировать знания, полученные на прошлом занятии, изучить с учащимися строение фасоли, провести опыт – эксперимент по проращиванию семян фасоли, дать понятие об основных свойствах воды, учить бережному отношению к природе.
Б) развивающие – развитие целостного представления о мире, развитие наблюдательности, коммуникативных навыков, произвольного внимания, формирование устойчивого интереса к внеклассному кружку «Юный эколог» и природе родного края.
В) воспитательные – воспитывать аккуратность и ответственность, формировать навыки рефлексии, воспитывать умение слышать и слушать мнение товарищей, учиться адекватно оценивать собственную деятельность.
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
А) диагностические – диагностика процесса усвоения учащимися основных понятий, данных в ходе занятия.
Б) познавательные – познание учащимися окружающего мира, восприятие его, как цельного и неразделимого явления окружающей действительности.
В) исследовательские – исследование с учащимися строение фасоли, провести опыт – эксперимент по проращиванию семян фасоли.
ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
А) профессиональные – развитие профессионализма и мастерства учителя, совершенствование работы по образовательной педагогической технологии мастерской.
Б) личностного — развитие гностических, коммуникативных, личностных качеств учителя. Урок – фактор роста личностных компетенций учителя.
Формируемые УУД
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Оборудование: стеклянные баночки или стаканы, бумажные салфетки разных цветов, семена фасоли.
Ход занятия
Этапы урока | Характеристика деятельности педагога | Характеристика деятельности учащихся | Примечания |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. — Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу улыбку. Улыбка располагает нас к приятному общению. — А какое у вас настроение? Почему? — Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось , послушайте звуки природы. (Звучит запись «Звуки леса») | Учащиеся настраиваются на активную познавательную деятельность Учащиеся поворачиваются и улыбаются друг другу Учащиеся высказывают своё мнение (Хорошее, плохое и почему) | Запись «Звуки леса» в приложении 1 |
Постановка целей и задач всего курса и отдельного занятия | Фронтальная беседа — Скажите ребята, сколько может прожить без воды человек? — Также, как и человек, в воде нуждаются растения. Сегодня на занятии вы узнаете, как растут растения благодаря воде. | Приблизительно 3 дня, так как организм человека постоянно нуждается в воде | Слайд № 1 |
Активизация знаний учащихся | — Но прежде мы поговорим о самой воде. Как вы думаете, какой должна быть вода, чтобы она была полезна и растениям и нашему организму? — Молодцы! Вы совершенно правы! Вода должна быть чистой, не загрязненной. — Вспомните, какие экологические правила мы с вами изучили на прошлом уроке? | Вода должна быть чистой. Человеку полезно пить минеральную воду. Учащиеся активизируют знания прошлого занятия, включаются в работу | |
Проблемное объяснение нового знания |
— Итак, все растения, как и человек, нуждаются в воде. А зачем растениям вода? — Правильно. — Сегодня мы узнаем, как при помощи воды и тепла можно из семечка вырастить растение. Вы станете свидетелями настоящего чуда и прорастите фасоль.
— Семена фасоли внешне продолговатые и плотные на ощупь. Это неспроста. Ведь такая «броня» защищает маленький зародыш, который находится внутри. Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, Давайте рассмотрим его с разных сторон. А вот эта маленькая точечка – рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Семя фасоли покрыто семенной кожурой. Вот это – две семядоли. В них запас питательных веществ для зародыша.
— Зарисуйте строение фасоли в тетрадь, подпишите части семени. | Растениям нужна вода, чтобы расти. Вода для них – как пища Учащиеся слушают лекцию учителя Учащиеся зарисовывают строение семени фасоли, опираясь на изображение на слайде | Лекция учителя сопровождается мультимедийной презентацией Слайды 2, 3, 4,5 |
Практическая работа «проращивание семян фасоли» | Ход работы
| Учащиеся выполняют практическую работу, четко следую инструкциям учителя | |
Рефлексия |
— Что нового вы узнали сегодня на занятии? — Как будем ухаживать за семенами фасоли?
— В конце занятия проведем психологический тренинг. Закройте глаза, расслабьтесь. Поднимите руку те учащиеся, кому сегодня было легко и интересно. Теперь поднимите руки те учащиеся, которым было сложно на занятии. — Хорошо! Открываем глазки! Встряхните руки, улыбнитесь друг другу! Прощание с учащимися | Учащиеся анализируют проделанную на занятии работу. Формируется самооценка | Учитель отслеживает эмоциональное состояние каждого ребенка |
Результатом внеурочного мероприятия стало создание «живого» уголка. Впоследствии, под руководством родителей, каждый ребёнок пересадил свой росточек фасоли в цветочный горшок.
eduflex.ru
Видеоматериалы. Занятие № 14 «Для чего нужна вода растениям»
Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учителю на всех этапах проведения уроков.
Кинопособие « Экология растений» 58 занятий
Актуальность:
В клетках растения очень много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах, пропитывает клеточную оболочку, много ее в вакуоли, где находится клеточный сок.
Клетки растений содержат 85—90% воды
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Основные понятия
Внутренний запас воды. Завядание растения
Вопросы для обсуждения
1.Сколько воды содержится в растениях?
2.Какое значение имеет вода, находящаяся в вакуолях?
3.Почему растения завядают и что происходит в клетках листа?
4.Какое значение имеет испарение воды растениями?
5.Как расселяются растения с помощью воды?
Клетки растений содержат 85—90% воды. Особенно ее много в сочных плодах (85—95%). В мягких листьях 80—90% воды, а в корнях — от 70 до 90%. Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10—15%, а если семена запасают много масла, то этот показатель сокращается до 5—7%. Вы знаете, что только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет ее, и быстро всасывается, когда вода доступна.
Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист завядает и повисает. Вы наверняка видели такие завядшие растения в жаркий летний день. Когда жара спадет, испарение уменьшится, в клетки поступит вода от корней. Вакуоли увеличат объем клеточного сока, оболочки станут упругими, и подвядший лист расправится. Если сильно завядшее растение теряет способность всосать воду из сухой почвы, оно погибает.
Испарение воды, как вы уже знаете, способствует охлаждению растения. Кроме того, испарение, как и корневое давление, необходимо, чтобы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения. Это снабжает всеклетки водой и поддерживает все жизненно важные процессы в растении. Вода, участвуя в воздушном питании растений, является тем “строительным” материалом, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества. При фотосинтезе из воды выделяется кислород. Вода нужна для роста растений. Вакуоли появляются в процессе роста клеток и заполняются клеточным СОКОМ. Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.
Многие растения расселяются с помощью воды. Плоды прибрежных растений (осоки, частухи подорожниковой и др.) распространяются текущей водой: в плодах есть воздушные полости, поэтому они легкие, плавучие. С помощью воды расселяются и ивы, растущие по берегам рек. Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть. Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис.1). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.
Рис.1. Ветка ивы, укоренившаяся на сыром песке
Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)
Клеточное строение растений
Вакуоль
Водный обмен растений
Распространение плодов водой
Плакучая ива.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Зачем растениям ВОДА? - zanimalki
Сейчас весна, и как раз под рукой очень хороший пример!При прогулке с ребенком срежьте пару-тройку веточек быстрораспускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза). Они должны быть с хорошими набухшими почками, но без листочков.Придя домой поставьте эти веточки в вазочку с водой. А одну поставьте в вазу без воды. И буквально через несколько дней вы увидите, что те веточки, которые были в воде распустили листики, а другая - нет.
Еще ребенку будет интересен эксперимент с прорастанием лука в воде.Лук без воды лежит всю зиму, а если его поставить в баночку с водой из него сразу же вылезают зеленые листики.Мои дети каждый день бегают к нему и смотрят на сколько лук вырос за день :)
Ну и конечно, всем будет ооочень интересно самим посадить какое-нибудь растение и смотреть как оно растет!А так как близится дачный сезон, то мы совместили приятное с приятным, и дети под моим руководством посеяли семена циний на рассаду :)Что нам понадобилось: грунт для цветов, пластиковые горшочки для рассады, семена циний (вообщем-то без разницы, что вы захотите посадить), тарелка, стакан и ложки.
Землю пересыпаем в тарелку, добавляем воды и перемешиваем. Это хозяйство перекладываем в горшочки и приминаем.Такое занятие вполне по силам детям, а уж сколько радости оно приносит!
Черенком ложки делаем небольшую ямку в земле и кидаем в нее семечку.Засыпаем ямку и немного поливаем.Пару горшочков можно не поливать, чтобы убедиться, что без воды растения расти не будут ;)
Уже через недельку у нас вылезли листики, а так они выглядят через 3 недели после посева:
Желаем зеленых Вам листочков и радостной весны!
zanimalki.livejournal.com