Взаимосвязь растений с неживой природой: В чем проявляется взаимосвязь растений с неживой природой?

Связь между живой и неживой природой – способы, почва во взаимосвязи объектов > 6 пчел

Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.

Объекты живого мира

К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:

  • рождаться;
  • дышать и двигаться;
  • расти и развиваться;
  • производить потомство;
  • питаться;
  • умирать.

На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до cмepти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, его изучением занимается обширная наука биология.

Древнейшей формой жизни являются всевозможные микроорганизмы: вирусы, грибы, бактерии. В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что микробы населяю нашу планету более трех миллиардов лет!

Рис. 1. Бактерии – древнейшая форма жизни

Объекты неживого мира

Если все живые существа являются cмepтными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.

Определить, относится объект к миру неживой природы, очень просто. Он должен обладать следующими признаками:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Живая и неживая природа
  • 2. Природные сообщества
  • 3. Стороны горизонта (2 класс, окружающий мир)
  • 4. Природа и рукотворный мир (2 класс)
  • устойчивость;
  • нет нужды в питании и производстве себе подобных;
  • невозможность самостоятельно передвигаться;
  • очень малые изменения внешне и изнутри.

Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.

Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела

В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:

  • твердые – это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
  • жидкие – дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
  • газообразные – пары, звезды.

Связь между живой и неживой природой

Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.

К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.

Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются, и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.

Рис. 3. Процессы в почве

Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:

  • Для поддержания жизни пpaктически всем живым существам на планете нужны воздух и влага.
  • Солнце дарит энергию и свет, с помощью которых на Земле происходит очень много важных процессов.
  • Животные и растения удобряют почву, рыбы участвуют в поддержании химического состава воды.
  • Почва снабжает живых существ растительной пищей.

Что мы узнали?

При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.

Что такое общество – определение (5 класс, обществознание)

С помощью этого материала можно повторить пройденные темы, подготовить дополнительную информацию на урок в 5 классе обществознания…

26 11 2022 3:22:24

Суффиксы прилагательных в английском языке – таблица с правилами и примерами

Рассмотрим данный тезис на примерах суффиксов прилагательных в английском языке…

25 11 2022 21:51:17

Плотность Зарубежной Европы, населения стран со средней и самой высокой численностью

Размещение их хаpaктеризуется крайней неравномерностью: в одной части света проживает больше людей, в другой – меньше…

24 11 2022 18:21:16

Дэн Марино (Dan Marino) краткая биография

При рождении он получил имя Дэниел Константин Марино младший. ..

23 11 2022 18:10:43

Модификационная изменчивость – значение в жизни организма, примеры и особенности

Она производит внешние различия в пределах вида…

22 11 2022 8:19:15

Василий Степанов краткая биография актёра

21 11 2022 21:11:50

Ларри Бёрд (Larry Bird) краткая биография баскетболиста

Среди всей баскетбольной истории биография Ларри Бёрд выделяется особенно…

20 11 2022 16:11:23

Северное море на карте мира – краткое описание, какие страныи побережья омывает

Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге…

19 11 2022 6:33:33

Краткая биография Маргарет Этвуд (Margaret Atwood) Писатели

Ее литературный труд обращается к современны спорным вопросам, таким как: феминизм, политика, судьба Канады и канадской литературы, а также характер массового общества. ..

18 11 2022 5:26:50

Национальный состав Зарубежной Европы – многонациональные и однонациональные страны

Для многих, эта территория стала родной еще до начала формирования современной карты мира…

17 11 2022 16:12:18

Мировая экономика и экономические системы – сущность и развитие

Приводятся хаpaктеристики стран по степени экономического развития…

16 11 2022 6:17:16

Семейство Розоцветные – число частей цветка, общая хаpaктеристика растений, признаки

Многие представители розоцветных являются культурными растениями…

15 11 2022 15:25:54

Джек Крамер (Jack Kramer) краткая биография теннисиста

При рождении в биографии Джека Крамера было получено имя Джон Альберт Крамер…

14 11 2022 23:44:35

Таблица “Природные зоны России и мира” (4 класс, окружающий мир)

. ..

13 11 2022 4:13:40

Самая краткая биография Тютчева

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома…

12 11 2022 23:39:57

Образование США – дата войны за независимость кратко

Новые земли начали активно осваивать европейские державы, которые положили начало образованию США…

11 11 2022 12:18:47

Карл Маркс (Karl Marx) краткая биография экономиста

10 11 2022 18:56:57

Западно-сибирская равнина – экологические проблемы, тип, моря, площадь (8 класс)

Затрагивает вопросы, которые имеют отношение к сложной экологической ситуации в регионе…

09 11 2022 9:16:58

Природная зона Ставропольского края – в какой природной зоне расположен

Благодаря смене ландшафтов природа этого региона весьма разнообразна, однако главной природной зоной Ставропольского края является Степь. ..

08 11 2022 23:22:42

Государственное устройство России – форма и основы в 20 веке

Множество национальностей по своей воле объединилось в единое целое…

07 11 2022 9:17:32

Разбор местоимения как части речи – правила и примеры

В статье приведен подробный план разбора местоимений, а также наглядные примеры…

06 11 2022 20:45:14

Окончания существительных в предложном падеже

В данной статье приведена удобная таблица с примерами окончаний в зависимости от числа и склонения…

05 11 2022 3:51:56

Какая природная зона самая большая и занимает большую площадь России

Огромные территории покрыты дремучими лесами…

04 11 2022 18:51:55

Природные зоны тропического пояса – описание тропиков

Хаpaктерной их особенностью является преобладание пассатной циркуляции, которая способствует формированию сухого и жаркого климата. ..

03 11 2022 17:27:44

Ядерное оружие – глобальная проблема человечества

От решения этих общепланетарных проблем зависит судьба цивилизации…

02 11 2022 3:40:20

Экологические проблемы Байкала – кратко о путях решения

Материал предлагает пути решения этих проблем…

01 11 2022 2:52:49

Станция Восток в Антарктиде и другие научные станции (Молодежная, Мирный)

Рассказывает об условиях жизни и труда исследователей-полярников…

31 10 2022 9:13:27

Степени сравнения наречий в английском языке (сравнительная и превосходная) в таблице

Как близкие родственники, во многом они похожи, но есть и отличия…

30 10 2022 5:49:41

Растения Южной Америки – растительный мир саванн, особенности эндемиков

Природа, которая во многих регионах материка сохранилась в своем первозданном виде, до сих представляет большой интерес для исследователей и ученых во всем мире. ..

29 10 2022 15:53:11

Возвратные местоимения в английском языке – правило рефлексивных местоимений, примеры предложений

Для их правильного употрeбления необходимо изучить правила возвратных местоимений в английском языке…

28 10 2022 7:54:55

Энцо Феррари (Ferrari Enzo) краткая биография конструктора

27 10 2022 4:51:54

Самая краткая биография Пугачёва

В биографии Пугачева с 1756 по 1763 года принималось участие в Семилетней войне…

26 10 2022 21:42:51

Природные зоны Восточной и Средней Сибири

кв…

25 10 2022 16:34:55

Мораль и нравственность – сходства и различия в таблице

Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью…

24 10 2022 18:15:39

Юлия Высоцкая краткая биография телеведущей

. ..

23 10 2022 23:20:42

Метаболизм клетки (биология, 10 класс)

Цель метаболизма – создание сложных веществ и снабжение организма энергией…

22 10 2022 22:24:40

Строение грибов и их многообразие (5 класс, биология)

В данной статье Вы познакомитесь со строением и многообразием грибов, этот материал поможет лучше разобраться в теме, а также подготовить доклад к уроку в 5 классе…

21 10 2022 2:16:55

Союзные и бессоюзные сложные предложения – примеры для урока в 9 классе

В зависимости от типа связи частей в сложном предложении, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения…

20 10 2022 5:31:46

Деньги и их функции, денежное обращение (7 класс, обществознание)

Роль их настолько велика, что для многих от них зависит счастье и успех…

19 10 2022 22:28:10

Природные зоны горных областей (4 класс), таблица и условные обозначения на карте

Но такие же изменения можно заметить и поднимаясь в горы. ..

18 10 2022 2:14:32

Леонид Ильич Брежнев биография кратко

) – государственный и партийный лидер…

17 10 2022 18:59:40

Future Simple – примеры предложений с переводом

16 10 2022 18:37:25

Генри Адамс (Henry Adams) краткая биография экономиста

15 10 2022 3:18:42

Кристина Орбакайте краткая биография певицы

14 10 2022 23:57:19

Природные ресурсы Зарубежной Европы – таблица условий, потенциал гор и лесов

Они распределены по ее территории неодинаково…

13 10 2022 15:55:39

Природные зоны таблица(7 класс) по географии

Подробная хаpaктеристика поможет структурировать информацию и лучше ее запомнить…

12 10 2022 20:39:49

Железы внешней секреции в таблице – особенности

. ..

11 10 2022 13:32:21

Как отличить наречие от краткого прилагательного

Чтобы не допускать ошибок, необходимо усвоить основные отличия наречий от прилагательных в предложении…

10 10 2022 6:47:46

Концлагеря Второй мировой войны – список немецких концентрационных лагерей

Далеко не все они погибли от военных действий…

09 10 2022 7:43:34

Острова и полуострова Зарубежной Европы, островные и полуостровные страны и государства списком

Островов намного больше, они расположены на Юге – в Средиземном море, на Севере, например, Фарерские острова и на Западе – в Атлантическом океане…

08 10 2022 4:25:55

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::

Взаимосвязь объектов живой и неживой природы

Содержание

  1. Объекты живой природы
  2. Микроорганизмы
  3. Растения
  4. Грибы
  5. Животные
  6. Человек
  7. Объекты неживой природы
  8. Взаимосвязь живой и неживой природы + схема

Всё, что мы видим вокруг, кроме предметов, созданных человеком, является частью живой или неживой природы. Камни, животные, вода, люди, планеты, растения и прочие тела и организмы сосуществуют бок о бок, постоянно так или иначе взаимодействуя друг с другом. В этой статье мы расскажем о связи живой и неживой природы.

Читайте также: Уровни организации живой природы

Объекты живой природы

Всё, что рождается, живет определённый период времени, а затем умирает, является частью живой природы. Каждый организм за отведенный ему жизненный цикл обычно проходит несколько стадий: рождение, рост, развитие, размножение, смерть. При этом он питается, дышит и двигается.

Некоторые стадии у отдельных особей могут не присутствовать. Например, не все организмы успевают воспроизвести потомство или просто не способны это сделать по каким-то причинам. Кроме того, у некоторых из них отсутствует возможность передвигаться, в частности у растений и грибов. Тем не менее, они являются частью живого мира, поскольку большая часть процессов с ними происходит.

Среди объектов живой природы можно выделить 5 групп:

  • микроорганизмы,
  • растения,
  • грибы,
  • животные,
  • человек.

Микроорганизмы

Микроорганизмы – самые маленькие представители живой природы. У них настолько микроскопические размеры, что увидеть их невооружённым глазом практически невозможно. На нашей планете их несколько десятков тысяч видов, при этом большая часть из них состоит всего из 1 клетки. К этой группе организмов относятся: бактерии, археи, вирусы, простейшие и низшие плесневые грибы.

Растения

Растения – многочисленная группа организмов, объединённая по ряду признаков в отдельное биологическое царство. В основном растения характеризуется сложной многоклеточной структурой, но есть среди них и одноклеточные виды, такие как хлорелла и хламидомонада. Всего в мире насчитывается более 300 тысяч видов растений, среди которых мхи, плауны, некоторые виды водорослей, папоротники, цветковые растения и другие.

Грибы

Грибы – объекты живой природы, имеющие признаки и растений, и животных. В отдельное царство грибы были отнесены лишь к 1970-м годам, ранее они считались растениями. И сейчас у ученых возникают сложности с их систематикой, поскольку в ходе современных исследований открываются все новые факты об этих удивительных организмах. Но в любом случае не вызывает сомнений тот факт, что грибы – часть живого мира.

Животные

Животные – биологическое царство, насчитывающее более 1,6 млн. видов. Все его представители многоклеточные. Им свойственна гетеротрофность, т. е. способность употреблять в пищу только готовые органические соединения. Кроме того, большинство животных обладает умением передвигаться, чего лишены, например, растения. К этой группе организмов относятся насекомые, черви, моллюски, паукообразные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие и другие.

Человек

Человек также относится к царству животных, но изучением его происхождения, развития и другими аспектами существования занимается целый ряд отдельных научных дисциплин. Человеку присущи способности мыслить, строить планы, принимать решения, нести ответственность за поступки, проявлять эмоции, мечтать, спорить, шутить, любить и т. д. Ни одно животное или растение на подобное не способно.

Объекты неживой природы

Для того, чтобы понять, какие объекты, окружающие нас, являются неживыми, достаточно “лишить” их тех умений, которыми обладают живые тела. Получится несколько общих признаков:

  • Отсутствие необходимости дышать и питаться.
  • Неспособность перемещаться. Под воздействием внешних факторов неживое тело может поменять свое местоположение, к примеру, песок от сильного ветра улетит с берега в море. Но самостоятельно оно этого никогда бы не сделало.
  • Неспособность размножаться. Неживое тело не производит на свет себе подобных. Камень может от удара расколоться на несколько частей, но это будет все то же тело, просто принявшее другую форму.
  • Вечность или бессмертие. Все объекты неживой природы, появившись однажды, никуда не исчезают. Они всегда находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии. Хоть при этом они могут изменять форму и переходить из одного состояния в другое, но все равно остаются существовать на Земле. К примеру, вода способна превращаться в лёд или становится паром, и делает она это бесконечное количество раз под воздействием окружающей среды.

К объектам неживой природы относятся: почва, космические тела, камни, вода, воздух, ветер и другие.

Взаимосвязь живой и неживой природы + схема

Схема: “Связь между живой и неживой природой”

Все элементы природы тесны связаны друг с другом. Способы их взаимодействия удобнее рассмотреть на конкретных примерах.

  1. Цветок растёт в почве, получая из неё необходимые питательные вещества. Для роста и развития ему также нужны: солнечный свет, тепло, вода и воздух. Многие растения размножаются семенами, которые распространяет ветер.
  2. Бегемот живёт на суше и в воде, дышит воздухом, греется на солнце, питается травой. К местам кормежки он добирается всегда по одной и той же тропе, которая под тяжестью животного очень скоро превращается в глубокую и широкую канаву.

Понятно, что без воздуха, воды и тепла ни цветок, ни бегемот не смогут существовать. Если ветер не развеет семена цветка по земле, то они упадут рядом с растением. Также, если бегемот не станет ходить по тропе на кормёжку, то почва на ней не окажется вытоптанной. Эти примеры ярко характеризуют взаимосвязанность организмов и неживых тел в природе, если убрать или изменить всего 1 элемент, то и все вокруг станет другим.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Search for:

Введение – Неживая жизнь

Зачем читать эту книгу?

Знание некоторых организмов, которые можно увидеть во время прогулки по лесу или любой «природной местности», значительно увеличивает удовольствие от происходящего.

Зачем что-то изучать? Потому что само предприятие по мысленному обращению себя к определенной теме приносит удовлетворение. Как и многие путешествия, учеба может быть скучной и утомительной, и часто вы задаетесь вопросом, добились ли вы чего-нибудь вообще. Но в конце концов вы достигнете места, где вы сможете не только увидеть, как далеко вы ушли, но и места, где вы сможете увидеть то, чего раньше не могли видеть, или, может быть, вы достигнете места, где вы увидите то, что видели раньше. выглядеть иначе и, возможно, более понятно.

По сути, это книга по биологии. Зачем изучать биологию? Живые существа очаровательны по целому ряду причин: их разнообразие, их сложность в сочетании с фундаментальной простотой, их функционирование, требующее объяснения, многочисленные способы организации живых существ, многочисленные взаимосвязи между разными живыми существами. Кроме того, очевидно, что интерес к биологии связан с тем фактом, что люди действительно биологические по своей природе.

Зачем изучать «неживую» (неживотную) жизнь? В этой книге изучается группа живых существ, отличающихся тем, что они не являются людьми, млекопитающими или даже животными по своей природе (отсюда и название). В частности, зачем изучать растения, основной предмет книги? Есть по крайней мере три основных фактора, которые делают изучение растений особенно полезным. Во-первых, растения — это привычные организмы, вещи, с которыми легко и часто сталкиваются, настолько, что их фундаментальная биологическая природа часто игнорируется, и они просто считаются неодушевленными компонентами окружающей среды. Во-вторых, растения чрезвычайно полезны для деятельности человека не только в качестве пищи, но и в качестве полезных материалов и химических веществ. Из-за этого изучение растений связано с множеством человеческих начинаний. В-третьих, растения являются наиболее заметными представителями того, что считается «природным миром» или «внешним миром». Следовательно, некоторое понимание растений может увеличить удовольствие от природы. Академический фактор, который делает изучение растений полезным, и причина изучения многих неодушевленных (неживотных) организмов, отличных от растений (например, грибов, бактерий), заключается в том, что это улучшает понимание других областей биологии, предоставляя контрастирующие структуры, модели развития. и физиологии по сравнению с привычными организмами.

Есть много других причин, по которым изучение растений полезно, я уверен, что вы найдете дополнительные причины, основанные на вашем собственном опыте изучения этого предмета!

Краткая история дисциплины ботаника .

Эта книга является «книгой по ботанике», и эта книга использовалась в курсах, которые считаются курсами «ботаники». Большинство людей ассоциируют «ботанику» с растениями, но в этой книге изучается ряд вещей, которые не считаются растениями, зачем их включать? Причина связана с историей и с классификацией.

Тексты по ботанике, как и большинство академических текстов, обладают значительной инерцией, и эта книга, с точки зрения охватываемых групп, увековечивает это. Сто лет назад область биологии была разделена на ботанику и зоологию, что отражало бинарную таксономию того времени, когда организмы помещались либо в царство растений, либо в царство животных. Ботаники изучали организмы (растения, водоросли, некоторые бактерии), которые были зелеными (содержали хлорофилл), а также другие формы жизни (например, грибы), которые не были зелеными, но имели некоторые «растительные» черты (клеточная стенка, очевидное отсутствие подвижности). , характер роста). Как и в любой классификации (подробнее об этом позже!) были организмы, большинство из которых, как правило, были одноклеточными и небольшими по размеру, обладающими как «животными», так и «растительными» характеристиками. Их часто рассматривали как на курсах ботаники, так и на курсах зоологии. И учебники, и курсы представляли собой «обзорные» курсы, проходившие группу за группой по представителям царства растений или животных.

В течение 20-го века накапливалось все больше и больше биологических знаний, раскрывающих общность всех живых существ, таких как генетика, клеточная биология и биохимия. Учебники по ботанике расширились, добавив элементы, общие для всех живых существ, в дополнение к изучению различных групп. В то же время кафедры ботаники и зоологии объединились в кафедры биологии, и вводные курсы и учебники отразили это слияние.

На протяжении 20 века становилось все более очевидным, что дихотомическая классификация (растения и животные) нежелательна по многим причинам. В 1969, Роберт Уиттакер предложил систему пяти царств с тремя знакомыми группами («царствами» в таксономическом смысле) — растениями, животными и грибами, а также двумя новыми царствами, протистами и монеранами. Монераны были прокайотами, в первую очередь одноклеточными организмами с клетками, в которых отсутствовали ядра и другие органеллы. Это контрастировало с четырьмя другими царствами, в которых были эукариотические клетки, те, которые обладали ядром и мембранными органеллами. Новое царство протистов содержало фотосинтетические группы (водоросли) и нефотосинтезирующие группы, в том числе множество «проблемных» групп, которые явно не были растениями, животными или грибами. Несмотря на таксономические изменения, большинство учебников по ботанике не изменили своего охвата, а лишь немного изменили организацию тем. Несколько учебников по ботанике посвящены только организмам, относящимся к царству растений, за исключением фотосинтезирующих протистов (водорослей) и грибов.

С началом 21-го века классификационная схема Уиттакера потеряла популярность, прежде всего потому, что ни группа протистов, ни группа монера не были надежными филогенетическими (эволюционно-основанными, подробнее об этом позже) единицами. «Обзор» жизни в точном филогенетическом смысле стал более трудным, особенно для групп, ранее считавшихся протистами, члены которых плохо группируются. Там, где раньше была одна группа (протисты), теперь может быть дюжина групп, и все они довольно малоизвестны. И хотя пятью королевствами можно управлять, двадцатью королевствами сложнее управлять. Несмотря на это, большинство учебников по ботанике, используемых сегодня, по-прежнему подходят к этому предмету так же, как и в прошлом: обсуждают биологию, общую для всех организмов, затем исследуют группы, причем конкретные исследуемые группы различаются между книгами.

В результате расширения клеточной и молекулярной информации объем охвата растений и «неживой жизни» (всего, кроме животных) значительно меньше, чем это было пятьдесят лет назад. То же самое можно сказать и о других таксономических группах: птицы, рыбы, насекомые; но проблема особенно важна для «неодушевленной жизни», потому что она принципиально более непонятна большинству студентов и преподавателей биологии. Кроме того, освещение того, что вы могли бы считать биологией организма в целом, что такое организм и как он функционирует, очень сильно сокращено, потому что в дискуссиях различных групп часто преобладают таксономические/филогенетические/эволюционные аспекты, причем в первую очередь помещается в том месте, где конкретная группа может быть помещена по отношению к другим группам.

Эта книга одновременно и традиционная, и нетрадиционная. Хотя виды организмов, изучаемые в этом тексте, аналогичны большинству текстов по ботанике за последние сто лет, подход к изучению совсем другой. Эта книга посвящена биологии организма, а не филогении/таксономии. Он рассматривает большинство групп, охватываемых традиционными текстами по ботанике, то есть «ЭВА = все, кроме животных»: растения, грибы, бактерии/архебактерии и большинство организмов, которые раньше относились к категории протистов. Но подход к этим группам — «организмальный» и сравнительный. Он пытается определить уровень жизни организма (глава 1) и классификацию организмов (глава 2). Затем в книге сравнительно исследуются четыре характеристики, определяющие организмы: их структура (главы 3–10), их средства размножения (главы 11–17), приобретение ими материи и энергии (главы 18–25) и их взаимодействие с условиями и с другие организмы (главы 26-31). Подход гораздо более экологический (на уровне организма) и гораздо менее филогенетический/эволюционный, чем в текстах по ботанике или вводных текстах по биологии. Сравнительный подход, учитывающий как объединяющие, так и отличительные признаки организмов, обеспечивает расширенную перспективу для рассмотрения биологии растений.

Эта книга посвящена пересечению двух биологических явлений: организмов и растений. Несмотря на эту направленность, он рассматривает широкую область биологии — от клеток до сообществ и от бактерий до грибов. Он также рассматривает широкий спектр организмов, которые сейчас не считаются растениями. Хотя это задумано как учебник по ботанике, оно должно быть интересно всем, кто интересуется сферой биологии, даже если они не особенно интересуются растениями (что автору трудно себе представить!!).

Диаграмма «древо жизни», изображающая группы (в основном 5 царств Уиттакера, но с монеранцами (также известными как прокариоты), разделенными на бактерии и археи) и эволюционные отношения. Этот текст охватывает все, кроме животной ветви.

Media Attributions

  • Древо жизни © Maulucioni y Doridí находится под лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)

Reil

Reil

О жизненной силе

Архив физиологии 1 , 8 (1796) [как выдержка и перевод в Mikulás Teich, A Documentary History of Biochemistry, 1770-1940 (Rutherford, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 1992)]

. ..

То, что мы не находим в неживой природе явлений, принадлежащих животному миру, зависит от определенного вида органического материала, которого нет в неживой природе. Можем ли мы на этом основании отказать всем другим в особых свойствах, которых нет у определенного вида материи? Должны ли мы поэтому выводить магнитные свойства железа из чего-то другого, кроме материи, потому что мы не наблюдаем магнитных явлений в олове, камне и дереве?

Материал живой природы заметно отличается от материала неживой природы. Растительная и животная материя имеют определенное сходство и составные части, которые являются общими для обоих. Поэтому мы замечаем также в явлениях животных и растений некоторое специфическое и безошибочное сходство. Поэтому мы включаем, и действительно справедливо, животных и растения в общую природу органических существ и отделяем их от неодушевленной природы. Но хотя состав и форма животного и растительного вещества имеют сходство, это все же не одно и то же. [1] Поэтому и растения, и животные обнаруживают каждый свои специфические проявления, которыми они отличаются друг от друга.

Почему явления животных тел так необходимо связаны с определенным составом и формой материи? Если мы увлажняем, сушим, растягиваем, расслабляем, сжимаем животные тела, словом, изменяем физическое состояние материи, то тотчас же изменяется и тонус жизненной силы. Изменение материи вызывает изменение всех ее сил, и у нас нет средств, как могут подумать многие врачи, которые воздействовали бы только на жизненные силы, и других, которые воздействовали бы только на неодушевленные силы. Почему же не живут камни, автоматы Вокансона и шахматист Кемпелена, если к жизни не принадлежит ничего, кроме того, что в неодушевленную материю внедряют душу или жизненный дух? Почему человек никогда не рождал костного мозга, почему осел никогда ничего не предсказывал и почему дуб никогда не двигал своими ветвями по собственной воле, как животное своими конечностями?

Состав животного вещества от простейших элементов до совершеннейших органов весьма специфичен. Мы находим повсюду разные элементы, разную пропорцию их сочетания и несколько порядков простых и составных компонентов. Уже одними чувствами мы замечаем, что каждый орган имеет свой состав и что один и тот же орган всегда имеет один и тот же состав. Насколько характерен состав вещества мышечной ткани, мозгового вещества нерва, клеточной ткани, внутренних органов, костей? Чем они отличаются друг от друга? Нерв, который работает как нерв, имеет свое собственное и никогда не чужое дело. Почему эта стабильность в составе материи? Почему в нервных трубках всегда находят мозговое вещество, а не студень или что-то еще?

Органическое вещество столь же специфично в органическом царстве и никогда не встречается в неживой природе. Но самые зачатки того же, безусловно, уже вполне налицо в утробе неживой природы.

Всегда существовало мнение, что в природе некий тонкий принцип составляет непосредственную причину ее явлений… тем более этот тонкий принцип считался основным источником явлений в органической природе.

И все же я хочу, наконец, предостеречь от ошибки, а именно от того, что не следует полагать, что эти тонкие субстанции являются единственно силой или по крайней мере субстратом или органическими существами . Основа жизни лежит в материи в целом, в составе и форме всего видимого и невидимого. Тонкая материя так же мало может произвести жизнь сама по себе, как и одна грубая материя. Все что есть должно быть там, если из него конечный результат: жизней , появится …

В том, как состав и смесь животного вещества специфичны и совершенны, так же специфичны и совершенны его формы и развития . Это удивительно художественное сооружение внутри животного тела, в принципе простое и в самых разнообразных связях, настолько превосходит строение неживой природы и произведений искусства. Не только все тело или его грубые составные части, но даже мельчайшие его части являются машинами; все, вплоть до мельчайших волокон, растворяется только в целенаправленно сформированных телах. Все тело состоит из нескольких крупных компонентов; каждый компонент снова [состоит] из мышц, сосудов, нервов; мышцы снова кожи, волокон, сосудов. Какая гениальная и сложная механика! Сколько же стадий и аранжировок! Как далеко зашла анатомия в своем анализе произведений искусства и неживой природы! Здесь только целое машина и части целого суть естественные тела без целенаправленного развития. К правильному механизму животного тела относятся также грубые и тонкие ткани волокон, сочленения крупных частей, соотношение размеров частей друг к другу, номер того же и т. д. Благодаря соединению этих бесчисленных органов, которые на разных стадиях соединяются вместе в целую машину, к ней сообщаются равные составные силы. Благодаря этому устройству оно также способно к разнообразным проявлениям, которые в неживой природе невозможны.

Образованию субстанции одушевленных существ мы дали особое название организация по причине ее превосходного совершенства. Орган и организация, таким образом, являются образованием и строением живых тел

Для теоретической и практической медицины было бы полезно, если бы мы могли анализировать различные видов степеней организации , если бы мы могли сводить их самые сложные ткани к их самым простым элементам и если бы мы могли проследить их от исходного самого элементарного органа. до самых сложных органов животных. Тогда мы могли бы более успешно анализировать многие явления и точнее сводить их к их принципам. Простые органы, образованные из однородного материала, действительно должны производить те же явления; Напротив, составные органы являются воплощением сил более простых органов, ведущих себя так же, как ведут себя более простые органы, из которых они построены.

Все явления в материальном мире являются результатом определенной формы и состава материи …

Отношение явлений к свойствам материи, посредством которой они порождаются, я называю силой. Таким образом, силу можно рассматривать как общую, особенную и индивидуальную в том смысле, в каком можно мыслить отношения следствий к причинам и явлений к свойствам материи. Таким образом, сила есть нечто неотделимое от материи, свойство материи, посредством которого она порождает явления.

Сила есть субъективное понятие, форма, в которой мы думаем об отношении между причиной и следствием. Если бы мы могли в то же время ясно мыслить о каждом теле, как оно есть, о природе всех его элементов и их сочетании, об их составе и форме, то нам не понадобилось бы понятие силы, которое дает повод для целого ряда ошибочных выводов. В случае явлений, не связанных с чувствами, например способности мыслить, мы склонны искать силу в чувственном субстрате или в метафизическом субстрате и склонны вкладывать [sic; возможно, уместно «изобрести»? — CJG] такой субстрат, если мы не можем его продемонстрировать. В материальных вещах мы часто пытаемся усмотреть причину их проявлений еще в вещах, отличных от тех, которые мы имеем перед собой и воспринимаем чувствами. Мы помещаем в мышцу дополнительно раздражающее вещество, в нерв дополнительно нервный дух и рассматриваем эти вещи как характерный субстрат силы или как конечный принцип животных явлений. Мы склонны думать о силе как о чем-то отличном от материи и считать материю носителем силы, хотя ее проявления неотделимы от нее и являются результатом ее свойств. Материя есть не что иное, как сила, ее акциденции — ее следствия, ее бытие — действие, а ее специфическое бытие — действовать определенным образом. Щелочь и кислота соединяются, образуя нейтральную соль, потому что это свойство этих вещей не может быть отделено от них. Кроме щелочи и кислоты нет ничего третьего, что могло бы привести к такому соединению. Поваренная соль вырастает в кубические кристаллы, потому что это поваренная соль, которая как особый вид вещества имеет обыкновение расти таким образом.

Силы или партнерство, которое имеет место между явлениями и свойствами материи, мы определяем субъективно в соответствии с более или менее общей природой явлений. Согласно этому определению понятия сила, слово[2]

  1. Физическая сила указывает: самые общие проявления материи и ее связь с более общими свойствами, которые мы встречаем как в неживой, так и в живой природе.[3]
  2. Жизненная сила [4] указывает на отношение более индивидуализированных явлений к особому роду материи, с которым мы встречаемся только в живой природе у растений и животных. Наиболее общим признаком этого особого вида материи является особый вид кристаллизации. Кроме того, мы не можем предложить никакого генетического определения этой силы, пока химия не познакомила нас более точно с элементами органического вещества и их свойствами. До тех пор невозможно будет провести определенную границу между различными царствами природы. Являются ли жизненные явления совокупностью свойств, встречающихся в животной материи, или есть какая-то одна материя, от которой только и зависят явления жизни, как расширяемость всех природных тел зависит от теплоты? Последнее мнение кажется мне невероятным, потому что мы никогда не встречаем в природе простой материи, обладающей жизнью, а всегда находим ее только в известном сочетании с видимыми субстанциями, потому что жизнь выражается через столь различные явления; и, наконец, потому, что изменением видимой материи или добавлением различных веществ, электричества, тепла, кислорода, опиума и т. д. мы можем то повышать, то понижать жизненную силу.
  3. Вегетативная сила и ее продукт жизнь растений , является свойством особой материи, из которой состоят растения.
  4. Животная сила указывает на свойство более индивидуализированной материи, которую мы встречаем в животном мире, характеризующееся специфическим явлением, а именно мышечным движением . Животную силу можно разделить по особым модификациям материи в мышцах и нервах снова на чувствительную силу и движущая сила , хотя это деление не является логически правильным. Мы можем думать о силах как об индивидуализированных так же часто, как может быть индивидуализирована материя. Только не следует таким образом воображать себе не что иное, как другую химически соединенную и образовавшуюся животную материю, которая, таким образом, порождает и другие явления.
  5. Наконец остается способность рассуждать которая свойственна только человеку.

Если мы таким образом идем от самых общих явлений тел постепенно к их особым проявлениям, то мы приходим, наконец, к явлениям, которые могут иметь место только в отдельном теле, даже только в одной его части; в мозгу, в нервах и так далее.

Таким образом, силы человеческого тела являются свойствами его материи, а его специальные силы являются результатом его специфической материи . Явления материи столь же различны, как и ее свойства, и отношения между явлениями и свойствами столь же многообразны, как многообразны свойства материи. Как бы многообразны ни были эти отношения, понятие силы столь же разнообразно.

Физические, химические и механические силы животных тел, говорят, подчинены жизненной силе, в то же время связаны ею и освобождаются от этого подчинения только смертью животного и снова обретают власть. ] Но такой власти и подчинения на самом деле невозможно представить в природе, но в ней все работает по вечным и непреложным законам. Наши субъективные понятия, переносимые нами в природу, нередко обманывают ум глупых людей и подсовывают им вместо реальности игрушку. В природе нет разделения сил, нет универсальности, авторитета или подчинения, но тела конкретны и порождают свои явления соответственно своей материи. В мышечном волокне материя сама по себе производит все свои явления; его материя тяжелая, сцепляющаяся, растяжимая, эластичная, скользкая, мягкая, она обладает особыми химическими свойствами, чувствительна к раздражению, сжимается при раздражении. Эти различные явления мышечного волокна мы не должны искать, может быть, в особых принципах одного и того же, но их материя, какова она есть, тяжела, раздражительна и т. д. и содержит в себе причину всех своих явлений. Материя тяжелая остается, пока она есть эта материя, неизменной в своей тяжести, и никакое подчинение не может подавить проявления тяжести. Предположим также, что она связана также с другой материей, которая обладает такой же абсолютной легкостью, как и тяжестью, тогда наши чувства действительно были бы обмануты, но тем самым не было бы уничтожено действие тяжелой материи.

Также говорят о химических законах сродства, что они подчинены жизненной силе и отменяются ею. Но ни один закон в природе не может быть отменен, пока сохраняются условия, при которых он действует. Если условия меняются, то закон отменяется, но не в природе, а в нашем сознании. Животные тела состоят из особой материи, поэтому имеют свои законы сродства, как и тела неживой природы имеют свои. В качестве примера приводится гниение, и утверждается, что это естественный закон животных субстанций, что они разлагаются. Закон, однако, подчинен жизни. Но гниение есть свойство только неодушевленной, а не одушевленной животной материи. С гибелью человека тот или иной компонент животного вещества, в присутствии которого не могло бы произойти гниения, будет элиминирован и удален. После удаления этого вещества изменяются свойства остальной материи, в том числе и ее химические законы. Таким образом, никакая мертвая плоть не гниет, пока к ней добавляют спирт; ячмень не ферментируется, пока один из его компонентов, глютен, не удаляется при прорастании.


[1]Grens Chemie, часть II ¶1395. п. 275 (второе изд.)

[2] Я думаю, что мы дали бы наименьшую возможность для неправильного толкования, если бы вместо силы мы использовали слово свойство материи . Тогда мы в физиологии рассмотрели бы сначала общие явления, общие для органической материи с неживой природой, затем рассмотрели бы те ее свойства, которые действительно ей свойственны, но принадлежат всему животному царству природы, затем мы перешли бы к к особым явлениям растительной и животной материи. Относительно животного вещества мы рассмотрели бы его собственный вид раздражимости и его видоизменения, раздражение нервов, раздражение мускулов, раздражение желез и т. д., в соответствии с различиями в составе вещества в особых видах органов.

[3] Слова физическая, химическая сила и т. д., по-видимому, уже показывают, что мы не всегда связывали с ними правильные понятия. Все в телесном мире действует физически: и живое органическое вещество, и все силы сводятся в конце концов всецело к различиям элементов и к их единственному всеобщему свойству — сродству.

[4] Силу материи, которая характеризует царство растений и животных, я назвал жизненной силой 9.0066 и взято слово жизненный в самом широком смысле.