Высшие и низшие растения это: Отличия высших растений от низших

Борьба с водорослями в аквариуме


Водоросли — сколько же эмоций способно вызвать это слово у аквариумиста, причем далеко не положительных. Для большинства аквариумистов водоросли — это противный коричневый налет, зеленая муть или черные нити, портящие внешний вид любимого аквариума. За что же их так не любят, чем они опасны, откуда они берутся и как от них избавиться? Все эти вопросы я постараюсь осветить в этой статье, посвященной одной из главных «головных болей» аквариумистов. Для начала выясним – что это за организмы и почему они появляются в наших аквариумах?

Новички часто называют всё, что растет в аквариуме — водорослями, а бывалые поправляют – мы выращиваем растения, а не водоросли. Давайте немного разберемся в ситуации.

Растения – это организмы, имеющие фотоавтотрофный тип питания (сами продуцируют свою пищу с помощью энергии света и питательных веществ – осуществляют фотосинтез). Растения делятся на низшие — не имеющие органов, выполняющих различные функции и сосудистой системы, и высшие, которые, соответственно, имеют строгое разделение тканей и сосудистую систему. Кроме мхов – высших растений без сосудистой системы. По научной систематике водоросли – экологическая группа организмов из различных отделов, включающая в себя все водные низшие растения.

Значит, все водоросли – это водные растения, но не все водные растения – это водоросли!

Аквариумисты предпочитают в пресной воде выращивать высшие растения — это различные водные и болотные травы, мхи, папоротники, а вот водоросли они не любят! И всячески стараются от них избавиться. За исключением случаев, когда некоторые виды макроводорослей используются для оформления аквариума наряду с высшими растениями.

Поэтому правильным ответом на высказывание новичка будет: «мы выращиваем высшие растения, а не водоросли».

Эстетически неприглядные в аквариуме низшие растения являются важнейшей частью живой природы. Водоросли — главные жители поверхностных вод Земли, именно с них начинает строиться большинство природных водных экосистем, где водоросли составляют основу для существования жизни. Но мы знаем, что аквариум – это не природный водоём, и его биоценоз (совокупность живых организмов) создается и поддерживается искусственным образом – аквариумист сам выбирает животных и высшие растения из различных уголков нашей планеты и помещает в свой аквариум. А вот низшие растения заселяются в наши аквариумы самостоятельно!

Не существует обычного аквариума, в котором бы не присутствовали водоросли. Споры самых распространенных водорослей витают в окружающем нас воздухе, а экзотические тропические «гости» попадают в наш аквариум вместе с новыми рыбами и растениями. Вопрос карантина от занесения спор нежелательных водорослей довольно спорный, простите за каламбур, ведь неизвестно, можно ли уничтожить споры водорослей не убив при этом само высшее растение? Поэтому полностью избавить себя от водорослей, всеми силами не допуская попадания их спор в аквариум — вряд ли удастся.

Но это не значит, что вновь приобретенное растение, обильно покрытое водорослевыми обрастаниями, можно смело сажать в аквариум. Тут все дело в количестве. Водоросли набирают «силу» в зависимости от своей общей массы. Когда эта масса достигнет определенной критической точки – размножение водорослей в аквариуме будет очень тяжело остановить. Отсюда и часто употребляемый термин «вспышка» — при подходящих условиях водоросли увеличивают своё присутствие в аквариуме в геометрической прогрессии, подобно взрыву. Так зачем же нам собственноручно помогать водорослям в захвате нашего аквариума? Советую обработать такое растение наиболее подходящим для него способом, либо вовсе отказаться от его посадки в аквариум.

Как известно, беду легче предотвратить, нежели потом бороться с её последствиями, поэтому главная профилактика от водорослевой вспышки – создание в аквариуме условий, неблагоприятных для развития водорослей. У каждой систематической группы низших растений есть свои нюансы появления в аквариуме, о них я расскажу ниже.

Но есть общее и самое главное условие для недопущения массового развития водорослей в аквариуме — ограничение их питания.

Наиболее важные питательные вещества для любых растений — азот, фосфор и калий. Их называют макроэлементами. Калий добавляется в аквариум по необходимости в виде удобрения при выращивании высших растений, его избыток не вызывает вспышки водорослей, в отличие от двух других макроэлементов. Основное поступление азота и фосфора в обычном домашнем аквариуме, где не используются макроудобрения, происходит с кормом. Со временем эти элементы имеют тенденцию накапливаться в виде соединений – нитратов и фосфатов. Задача аквариумиста, не желающего видеть водоросли в своем аквариуме – поддерживать концентрацию нитратов и фосфатов на минимально возможном уровне. Для этого используются специальные препараты (Tetra EasyBalance, Tetra Nitrateminus), особые наполнители для фильтров (Tetra BalanceBalls Proline), подгрунтовые добавки (Tetra Nitrateminus pearls), регулярные подмены воды (15-30% объёма аквариума в неделю), сифонка грунта, организация правильного питания питомцев (использование высококачественных кормов с пребиотиками, дающих минимум отходов, таких как линейка кормов Tetra Pro, отсутствие перекорма). Содержание нитратов и фосфатов в аквариумной воде измеряется с помощью специализированных аквариумных тестов.

В «травниках» необходимо использовать конкуренцию за питательные вещества между низшими и высшими растениями – об этом подробно в отдельном материале.

Недавно запущенные аквариумы больше подвержены вспышкам водорослей, так как еще не имеют устоявшихся биологических процессов. Но и «старые» стабильные аквариумы могут стать жертвами водорослевой вспышки, как только в одном из параметров произойдут резкие изменения.

К сожалению, для большинства аквариумистов, читающих эту статью, раздел профилактики нашествия водорослей будет не актуальным. В их аквариумах уже во всю хозяйничают водоросли! Чем это опасно, и что же предпринять?

Обобщенно можно разделить все виды борьбы с водорослями на четыре группы, отличающиеся методом воздействия:

Механический метод — удаление водорослей вручную с помощью скребков, магнитов, губок, палочек, сифонки, фильтрации через мелкопористые наполнители. Биологический метод — добавление в аквариум животных, питающихся водорослями: рыб, моллюсков, ракообразных.Химический метод — применение альгицидов, веществ, нарушающих жизненно важные процессы в клетках низших растений, приводящие к их угнетению или гибели.Физический метод – затемнение или увеличение освещенности аквариума, понижение или повышение температуры, массированные подмены, использование средств-поглотителей фосфатов и силикатов, препаратов для биологического расщепления нитрата, установка УФ стерилизатора.

Для каждой группы водорослей эффективными будут только определенные методы воздействия и их сочетания, здесь важно знать с какими водорослями мы имеем дело. В вопросе опознания низших растений в аквариуме, не так важно определение до вида, поскольку оно не всегда представляется возможным, главное – знать к какому отделу эти водоросли относятся.

Наиболее часто встречающиеся водоросли в аквариумах, причины их появления и основные методы борьбы:

Диатомовые водоросли (отдел Diatomeae)

Коричневый слизистый налет на твердых поверхностях – стекле, грунте, декорациях, иногда возникает на листьях растений. Диатомеи прежде всего появляются в аквариумах с низким уровнем освещенности и наличием питательных веществ. В аквариумах с высшими растениями и высоким уровнем освещенности могут появляться сразу после запуска, при не устоявшемся азотном цикле, но вскоре исчезают. Имеют в своем строении панцирь, состоящий из соединений кремния, поэтому в воде с высоким содержанием силикатов их появление наиболее вероятно, в таких случаях нужно использовать осмотическую воду или поглотители силикатов.

Диатомовые водоросли не представляют опасности для обитателей аквариума, а многие рыбы (анциструсы, отоцинклюсы, молодые птеригоплихты и гиринохейлюсы, сиамские водорослееды), почти все креветки (кроме фильтраторов), улитки (кроме грунтовых и хищных) будут не прочь их съесть. То есть мы применяем биологический метод воздействия.

При увеличении мощности освещения диатомы так же отступят, но тут важно не забывать о снижении концентрации питательных веществ, так как на освободившееся место «под солнцем» придут зеленые водоросли. Используем физический метод воздействия.

В аквариумах без всех вышеперечисленных животных и низкой освещенностью диатомовые водоросли удаляются со стекол аквариума при помощи скребков, магнитов и губок, декорации и искусственные растения вынимаются из аквариума и промываются. Используется механический метод воздействия.

Эвгленовые водоросли (отдел Euglenoidea)

Зеленая муть, «цветение воды». Возникают в аквариумах благодаря сочетанию трех основных факторов – наличие в воде высоких концентраций фосфатов и нитратов (нитрат выше 40 мг/л, фосфат выше 2), высокой температуры (выше 27 °С), и самое главное — продолжительностью светового дня (выше 12 часов в сутки). Наиболее часто возникают в аквариумах, куда на протяжении всего дня попадают прямые солнечные лучи или круглые сутки не отключается искусственное освещение, отсутствует контроль за содержанием питательных веществ.

В первую очередь нужно максимально уменьшить количество попадающего в аквариум света – лучше затемнить аквариум на несколько дней. Одновременно необходимо приступить к удалению водорослей из аквариума одним из способов, описанных ниже. Эвгленовые водоросли без доступа света могут представлять опасность для аквариумных животных, ведь, как и все остальные растения, в темноте они активно потребляют кислород и выделяют углекислый газ. К тому же мы будем использовать различные средства для уничтожения водорослей – разложение отмерших клеток потребляет большое количество кислорода. Поэтому на протяжении всего курса не забываем об активной аэрации! Важно впредь не допускать попадания в аквариум прямых солнечных лучей. После победы над водорослями уменьшить продолжительность светового дня до 8-10 часов в сутки и следить за концентрацией питательных веществ.

Установка аквариумного проточного УФ-стерилизатора позволит быстро исправить ситуацию. При этом не нужно забывать о подменах воды, поскольку все питательные вещества, накопленные водорослями в течение жизни, будут возвращены в воду аквариума после их гибели от воздействия жесткого ультрафиолетового излучения. К сожалению, высокая стоимость данного прибора не позволяет отнести этот способ борьбы с «цветением воды» к широко распространенным.

Но есть и менее затратный, но не менее эффективный метод борьбы – химический. Использование определенных альгицидов позволит быстро избавиться от «цветения воды». О том, как выбрать надежный и безопасный для аквариумных животных препарат я расскажу в конце статьиё.

В случае если ничего из вышеперечисленного использовать нет возможности, есть вариант применить  очень мелкопористые фильтрующие наполнители, например, тряпочку из микрофибры или плотный синтепон. Они временно устанавливаются в фильтр вместо штатной губки. Нужно как можно чаще (несколько раз в день) их менять или промывать. Способ не самый лучший, но как говорится – «На безрыбье и рак рыба». На штатной губке нужно сохранить полезную биологическую активность, поэтому ее рекомендуется промыть в небольшом количестве отлитой из аквариума воды, а затем пустить свободно плавать по аквариуму до окончания процедуры борьбы с водорослями. Если губка была промыта водопроводной водой, или оставлена на суше, то лучше использовать капсулу препарата Tetra Bactozym при возвращении губки в фильтр.

Зеленые точечные водоросли, «ксенококус» (отдел Chlorophyta)

Ярко зеленые  точки на твердых поверхностях, отдельные либо сливающиеся в сплошной налет. Очень распространенные жители любых аквариумов – появляются в местах интенсивного освещения, обычно на верхних частях стенок аквариума ближе к источнику света, на влажных покровных стеклах и отражателях. Удаляются с помощью скребков и магнитов. Важна систематическая очистка от этих обрастаний, так как со временем они образуют очень плотный налет, который очень трудно удалить.

В борьбе с зелеными точками может помочь биологический метод – использование животных водорослеедов – например тех, что перечислены в абзаце о диатомовых водорослях.

Если в вашем аквариуме ксенококус поселился на листьях растений и грунте – значит у вас слишком большая мощность осветительного прибора, и ее необходимо уменьшить. Либо установить причину плохого роста высших растений, по которой они не могут использовать мощный свет. Подробно эти причины я опишу в уже упоминаемом мною отдельном материале о применении метода конкуренции за питательные вещества между низшими и высшими растениями.

Данные водоросли можно успешно удалить с помощью применения альгицидов.

Сине-зеленые водоросли (тип Cyanobacteria)

Слизистый сплошной налет сине-зеленого цвета с неприятным запахом. Являются не частыми гостями аквариумов, но одними из самых опасных. Как видно из латинского названия типа – это не водоросли, а фотосинтезирующие бактерии. Первостепенная причина их появления – отсутствие движения воды в аквариуме и наличие высокой концентрации питательных веществ.


В процессе своей жизнедеятельности выделяют в воду опасный для животных токсин. К тому же обладают способностью связывать газообразный азот для построения своих белков, что впоследствии приведет к дополнительному накоплению нитратов в аквариуме. Для избавления от этих опасных бактерий применяются антибиотики, удаление с помощью сифонки.  Так же необходимо обеспечить движение воды в аквариуме с помощью фильтра и компрессора.

Зеленые нитчатые водоросли (эдогониум , ризоклониум, спирогира, кладофора) – «нитчатки», (отдел Chlorophyta)


Ярко зеленые нити, короткие ворсовидные, либо длинные паутинообразные и другие подобные. Ризоклиниум (слизистые зелено-желтые комки тонких нитей) проявляет себя на стадии запуска аквариума – пока не наладился азотный цикл и в воде присутствует аммоний, затем проходит. Остальные представители нитчаток не такие безобидные и могут в короткий срок заполонить весь аквариум. В основном они возникают в аквариумах с большим количеством высших растений, где неправильно используются удобрения, особенно микроэлементы. Передозировка железа в большинстве случаев вызовет появление одной из нитчаток. Поэтому важно точно рассчитывать дозы вносимых удобрений и поддерживать между ними оптимальный баланс. Если в вашем аквариуме появилась нитчатка – это сигнал к пересмотру вносимых доз. А пока вы будете исправлять ситуацию с разрастающимися водорослями нужно что-то делать!



Против нитчаток хорошо может подействовать биологический метод воздействия – животные водорослееды. Особенно в этом плане популярна креветка амано, для которой зеленые водоросли излюбленный корм. Но все это поможет лишь до определенных масштабов стихии – если водоросли в короткий срок облепили весь аквариум – придется поработать руками! Один из эффективных методов борьбы с нитчатками – механический. Нитчатку собирают с помощью палочки – наматывают нити водоросли и удаляют из аквариума.


Возможно применение альгицидов, но здесь будет важным своевременное удаление отмерших водорослей – в любом случае нитчатки заставят аквариумиста поработать вручную.

Красные водоросли (отдел Rhodophyta)


Черные ниточки, короткие и плотные — «черная борода»,  длинные ветвящиеся — «олений рог», «вьетнамка». Пожалуй, самые знаменитые и бурно обсуждаемые водоросли среди аквариумистов. Они поселяются не только на декорациях и грунте, что заметно портит внешний вид аквариума, но и активно используют листья и стебли высших растений для своего размещения. При этом лист растения страдает от недостатка света и питания, что, в конечном счете, при бурном развитии водоросли может привести к гибели всего растения.



Причины массового размножения красных водорослей в аквариуме следующие: наличие избытка питательных веществ (нитраты и фосфаты), высокие карбонатная жесткость и рН, сильное направленное течение, не оптимальные условия для роста высших растений.


Если в вашем аквариуме есть грунт и декорации, содержащие большое количество соединений кальция (мраморная крошка, коралловый песок, известняк, скелеты кораллов и раковины моллюсков), то развитие черной бороды и плохой рост высших растений вам обеспечены. То же касается использования для аквариума очень жесткой щелочной воды.


Красные водоросли любят сильное течение, скорее всего, потому что оно приносит им много питания. Поэтому в аквариумах, где присутствует чрезмерное движение воды развитие красных водорослей наиболее вероятно. Усугубит ситуацию использование более мощного фильтра, чем рекомендует производитель для объёма вашего аквариума.


Для борьбы с красными водорослями может использоваться биологический метод – некоторые рыбы, такие как сиамские водорослееды способны поедать эту водоросль. Но для этого нужно держать их впроголодь, и не нарваться на «ложных водорослеедов», таких как гиринохейлюс, летающая лисичка и гарра полосатая (только у настоящего сиамского водорослееда полоска, идущая по телу, заходит на хвостовой плавник). Вообще, этот метод не очень эффективен по причине того, что питаться красными водорослями рыбы начинают только когда больше нечего есть, к тому же они ни чем аквариумисту не обязаны и могут вообще отказаться от поедания невкусной водоросли.


Единственным эффективным методом в борьбе с «черной бородой» будет изменение условий на оптимальные для высших растений и губительные для водоросли, одновременно с внесением альгицидов.


Аквариумисты очень часто пытаются победить водоросли с помощью альгицидов, воспринимая последние как панацею. Налил волшебное средство в аквариум – и вуаля! Но такого не бывает! Альгициды, в первую очередь, помогают нам в борьбе с водорослями, позволяют устранить последствия их появления, дают время на поиск и исправление причины размножения водорослей в аквариуме. Применяя альгицид, мы не решаем проблему, а совершаем еще один шаг на пути ее решения.


Альгициды от различных производителей отличаются используемыми действующими веществами. Для аквариумиста важно знать, что это за вещество, и какие свойства оно имеет, так как некоторые альгициды могут негативно повлиять на ракообразных, моллюсков, чувствительных рыб и перистолистные растения.


Альгициды, в которых активным компонентом будет сульфат меди наиболее токсичны для обитателей аквариума, а для ракообразных и моллюсков вообще смертельны. Поэтому их использование в аквариумах с креветками категорически не допускается. Так же сульфат меди плохо действует на перистолистные длинностебельные растения, такие как роголистник, перистолистник, камобмы и амбулии.


В некоторых препаратах содержатся альгициды QAC (Quaternary ammonium cation), которые применяются в бассейнах для купания человека – они так же губительны для беспозвоночных и чувствительных растений, как и сульфат меди.


Среди аквариумистов популярен глутаровый альдегид, особенно в борьбе с красными водорослями. Я не рекомендую его использование в аквариуме – всё-таки этот химикат создавался и используется для дезинфекции медицинского оборудования, а не для целей аквариумистики. Он крайне эффективен в использовании по назначению — обладает очень сильными свойствами и убивает почти все бактерии и вирусы, но аквариум не должен быть стерильной средой, более того – мы стараемся поддерживать популяции определенных бактерий для осуществления биофильтрации. Никто не проводил исследований по влиянию глутарового альдегида на микробиоценоз аквариума, как и не изучал воздействие на человека при хранении дома и взаимодействии с препаратом при его использовании. 


Я привык доверять только протестированным средствам с доказанной безопасностью для человека и животных, поэтому всячески рекомендую линейку препаратов от Tetra. Действующее вещество этих препаратов — монолинурон. Это химическое соединение так же используется в качестве гербицида на полях, где выращиваются растения употребляемые в пищу человеком. Монолинурон прошел все необходимые испытания в лабораториях фирмы Tetra и показал свою эффективность в борьбе с водорослями в аквариумах, безопасность в отношении к беспозвоночным и человеку. Препараты от водорослей Tetra выпускаются в 4 различных формах, для удобства использования в различных случаях и условиях. Tetra Algumin Plus — жидкий препарат, аTetra Algizit — в форме быстрорастворимых таблеток, оба препарата содержат ударную дозу монолинурона, для быстрого подавления вспышки водорослей, они будут эффективны в отношении эвгленовых, диатомовых, зеленых точечных водорослей.  Tetra Algostop depot предназначен для длительного использования — он постепенно выделяет активное вещество и угнетает рост и развитие даже таких стойких водорослей, как «черная борода». Tetra algetten подходит для мягкого использования в маленьких аквариумах и при незначительных количествах водорослей в аквариуме. Стоит отметить, что препараты против водорослей Tetra не подавляют биофильтрацию, и не влияют на креветок и улиток. Главное — применять препараты строго в соответствии с инструкцией.



При использовании любых альгицидов важно обеспечить аквариум хорошей аэрацией, а так же своевременно удалять погибшие водоросли. На время использования альгицидов из системы фильтрации нужно обязательно исключить активированный уголь, цеолит и уф-стерилизатор. Не применять несколько альгицидов разных производителей одновременно, не использовать лекарства для рыб и кондиционеры.


Виктор Трубицин магистр биологии, специалист по аквариумистике, ихтиопатолог.

Урок биологии Разнообразие растений. Высшие и низшие растения

Урок биологии Разнообразие растений.

Высшие и низшие растения

Цели: дать представление о высших растениях и
их отличиях от низших; познакомить с многообразием и внешним строением
цветковых растений; дать представление о вегетативных и гене- ративных органах
растений.

 

Оборудование и материалы: живые растения,
гербарии, табли- цы: «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения»,

«Папоротники», «Водоросли», «Мхи».

Ключевые слова и понятия: высшие растения,
низшие растения, цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные
органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка; жизненные
формы растений, однолетние, многолетние и дву- летние растения; водные и
сухопутные растения; влаголюбивые и засухоустойчивые растения; теплолюбивые и
морозостойкие ра- стения; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.

Ход уроков

I.         Актуализация знаний

–          Дайте  определения  терминов 
«царство»,  «микология»,

«микробиология», «ботаника», «зоология»,
«доядерные организмы», «ядерные организмы».

–          Ответьте на вопросы.

1.         Что изучает биология?

2.         Что означает слово «биология»?

3.         Что означает слово «ботаника»?

4.         Кто впервые ввел термин «биология»?

5.         Кто считается основоположником
ботаники?

6.         Какие науки выделяют в рамках науки
ботаники?

II.        Изучение нового материала

1.         Рассказ учителя с элементами беседы

Растительный мир нашей планеты очень
разнообразен.

–          Когда вы говорите «растения», что
вы себе при этом пред- ставляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т.
д.)

Вот видите, как много входит в понятие
«растения»! Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома или
на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготавливаем одежду,
третьи используем в медицинских  це- лях и т. д. Одни радуют нас своими яркими
красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие
настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп. У одних мощная
корневая система, приспособленная для добы- вания воды с большой глубины, а
иные не имеют корней вообще. Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других
длится меньше года. Как же разобраться во всем этом многообразии?

–          Вспомните, когда мы с вами делили
органический мир на царства, то говорили о систематике. Что это такое? (От-
веты учащихся.)

 

Систематика – это наука о классификации, т. е.
нам необхо- димо разбить все множество растений, существующих на Земле, на
отдельные группы по какому-либо признаку. Примерно то же самое с вами
произошло, когда вы пришли в школу. Первым де- лом вас разделили на классы.
Основным признаком распределе- ния был ваш возраст. Потом множество
шестиклассников разбили на отдельные классы: 6 «А», 6 «Б», 6 «В» и т. д. Вас
объединяли по признаку изучаемого иностранного языка: английский, не- мецкий,
французский (или по специализации: математический класс, гуманитарный,
естественно-научный и т. д.). Так же си- стематизируют и растения.

–          Какая самая крупная единица
систематики? (Предположе- ния учащихся.)

Самая крупная единица систематики – царство.
Царство ра- стений делят на два подцарства: высшие растения и низшие.

Низшие растения более древние, соответственно,
и строение их более простое. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листь- ев.
К низшим растениям относятся водоросли. Водоросли оби- тают в воде и во влажных
почвах, так как для размножения им необходима вода. Размножаются они спорами.
Среди водорослей встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные. Именно
низшие растения первыми начали осваивать сушу (высших расте- ний тогда еще не
существовало).

Высшие растения многоклеточные. Большинство из
них жи- вут на суше, но есть и водные растения, например, рдест, элодея. Высшие
растения имеют дифференцированные органы: корень, ко- торый обеспечивает
водно-минеральное питание растения, и по- бег (стебель, обеспечивающий
передвижение веществ, и листья, где проходит фотосинтез). У высших растений
имеется чередова- ние двух поколений: полового и бесполого. К высшим растени-
ям относятся мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и цветковые
растения. К цветковым относят растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
Есть растения, которые могут много десятков лет не образовывать цветов и не
плодоносить, а потом зацвести. Некоторые из них после цветения погибают,
например агава или бамбук.

Но кроме такой классификации растений, их
можно распре- делить и по другим признакам.

–          Что вы видите, когда приходите в
лес? (Деревья, кустарники, травы и т. д.)

В первую очередь мы замечаем не различия в
строении ли- стьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим
общие различия во внешнем облике растений. Одни из них

 

высокие и имеют одеревеневший ствол, другие
пониже, третьи еще ниже и т. д. Исходя из этих внешних отличий, можно вы-
делить жизненные формы растений. Обычно их четыре: деревья, кустарники,
кустарнички и травы.

2.         Самостоятельная работа учащихся с
учебником

–          Пользуясь текстом учебника (учебник
И.Н. Пономаревой

§ 1; учебник В.В. Пасечника § 16, 17), дайте
определение каждой из жизненных форм растений и приведите приме- ры. Ответ
можно оформить в виде таблицы.

 

Жизненная форма     Описание      Примеры

                       

3.         Продолжение рассказа учителя с
элементами беседы

Растения можно классифицировать и по срокам
жизни.

–          На какие группы по срокам жизни вы
можете разделить растения? (По срокам жизни растения делят на три группы:
однолетние, многолетние и двулетние.)

–          Приведите примеры растений из
каждой группы. (Учащие- ся приводят примеры, учитель подводит итог.)

Многолетние растения живут в течение
нескольких лет. У тра- вянистых многолетних растений зимой побеги отмирают, а
весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые отростки. К
многолетним относятся все деревья, все кустарники, некоторые травы, например
злаки.

Однолетние растения отмирают каждую зиму, а
весной из се- мян, оказавшихся в земле, вырастают новые. К однолетним отно-
сится большинство трав: крапива, лебеда, полынь, табак, астра, томат, редис,
кукуруза, горох и т. д.

Двулетние растения в первый год не цветут и не
дают семян, а накапливают питательные вещества в корнях и стеблях. Зимой надземная
часть частично или почти полностью отмирает, на вто- рой год из оставшихся
почек вырастает плодоносящий побег, а уже осенью растение погибает. К двулетним
относятся неко- торые травы, например капуста, морковь, свекла, репа, лопух,
тмин, цикорий.

Существует также экологическая классификация 
растений по среде обитания, которая делит растения на водные и наземно-
воздушные.

–          Приведите примеры водных и
наземно-воздушных расте- ний. (Ответы учащихся.)

В воде обитают большинство водорослей и
некоторые высшие растения, например элодея и рдест, кувшинка белая (водяная ли-

 

лия), кубышка и многие другие. На суше
произрастают большин- ство высших растений и некоторые водоросли, которые живут
во влажной почве.

Существуют еще влаголюбивые растения, например
осоки, рогоз, камыш, и засухоустойчивые растения, которые обитают в пустынях и
полупустынях.

Еще растения можно разделить на теплолюбивые и
морозо- стойкие. В средней полосе вы никогда не встретите виноград, инжир,
мандарин – это теплолюбивые растения. А на юге вам вряд ли встретятся вереск,
карликовая ива, ерник. Эти растения холодостойкие.

Растения, обитающие на суше, можно
распределить на свето- любивые, тенелюбивые и теневыносливые.

–          Попробуйте самостоятельно
объяснить, что это означает. (Ответы учащихся.)

Светолюбивые растения предпочитают селиться в
местах, где много света, на сильно затененных участках они не будут расти.
Например, вряд ли в хвойном лесу вы найдете луговые травы, они любят открытые
пространства, где много солнца. Тенелюбивые растения, наоборот, любят
рассеянный свет. Их бесполезно искать на солнечных полянках. Эти растения можно
встретить в густом еловом лесу. Теневыносливые растения растут в слегка
затенен- ных в местах, но неплохо себя чувствуют и в местах с более густой
тенью. Например, это растения, которые произрастают в сосно- вых лесах, где
затененность не очень сильная.

Водоросли в морях и океанах тоже
распределяются по глу- бине, в зависимости от потребности в свете. Ближе к
поверхно- сти, там, где больше света, обитают зеленые и бурые водоросли. На
больших глубинах встречаются в основном красные водоросли. Как мы уже говорили,
высшие растения имеют дифференци-

рованные органы.

–          Что же такое орган? (Орган – часть
организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.)
Выделяют вегетативные и генеративные (репродуктивные) органы растений.
Вегетативные органы (от лат. «вегетативус» – растительный) выполняют функцию
питания и обмена веществ с окружающей средой. Это корни и побеги, состоящие из
стебля,

листьев и почек.

Корень обеспечивает водно-солевое питание
растения. С по- мощью него растение получает из почвы воду с растворенными в
ней минеральными веществами. Кроме того, с помощью корня растение укрепляется в
почве.

 

Побег состоит из стебля с расположенными на
нем листьями и почками. Основная задача побега – создание органических ве-
ществ из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Основ- ную роль здесь
играют листья.

Стебель доставляет питательные вещества к
листьям и под- нимает их над землей. Кроме питания, все вегетативные органы
выполняют функцию дыхания.

Почка – это зачаточный побег. При
благоприятных условиях (например, весной) из нее появляется молодой росток. Вы
мо- жете это заметить, если зимой сорвать веточку ивы и поставить ее дома в
стакан с водой. Через некоторое время из почек начнут появляться молодые
побеги. С помощью вегетативных органов растение может размножаться, но это их
второстепенная роль.

–          Подумайте, какие растения могут
размножаться с помо- щью вегетативных органов. (Например, комнатная фиалка и
бегония могут размножаться при помощи листьев. Пырей и ландыш – с помощью
корневища. Картофель – клубнями.)

Генеративные (от лат. «генера» – рождать,
воспроизводить) органы представлены цветками, плодами и семенами. Они появля-
ются на растении только в определенный период и закономерно сменяют друг друга.
Основная функция генеративных органов – размножение. Некоторые растения цветут
каждый год, другие – раз в несколько лет, а иные – раз в жизни. После того как
цветы отцветут, из них образуются плоды, внутри которых созревают семена, из
которых вырастают новые молодые растения.

III.      Закрепление знаний и умений

–          Ответьте на вопросы.

1.         Что такое систематика?

2.         На какие подцарства делят царство
растений?

3.         Какие растения относят к высшим?

4.         Какие растения относят к низшим?

5.         Что такое орган?

6.         Какие жизненные формы растений вы
знаете? Приведите примеры растений каждой из жизненных форм.

7.         Какие растения относят к
однолетним?

8.          Какие растения относят к двулетним?

9.         Какие растения относят к
многолетним?

10.       Перечислите вегетативные органы
растения. Каковы их ос- новные функции?

11.       Перечислите генеративные органы
растения. Каковы их основные функции?

IV.      Подведение итогов урока

 

Домашнее задание

1.         Прочитать параграф, выделить
основные понятия и запи- сать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце
параграфа. (Учеб- ник И.Н. Пономаревой § 1, 2; учебник В.В. Пасечника § 11,
17.)

2.         Принести тонкую тетрадь в клеточку
для практических работ. Творческое задание. Придумать самостоятельную классифи-
кацию комнатных растений, находящихся в кабинете биологии

(в школе, дома).

Задание для учеников, интересующихся
биологией. Найти в до- полнительной литературе информацию об ученом, который
пер- вым ввел биологическую систематику растений. В чем еще состо- ит заслуга
этого человека?

Решения Бальбхарати для биологии 12-го стандарта HSC для Совета штата Махараштра, глава 1 — Размножение в низших и высших растениях [Последнее издание]

Решения Бальбхарати для биологии 12-го стандарта HSC для Совета штата Махараштра, глава 1 Размножение в низших и высших растениях Упражнения [Страницы 16 — 17]

Упражнения | Вопрос 1. 1 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

Цветки, опыляемые насекомыми, обычно содержат ______

  • Липкая пыльца с шероховатой поверхностью

  • Большое количество пыльцы

  • Сухая пыльца с гладкой поверхностью

  • Светлая пыльца

ПРОСМОТР РЕШЕНИЯ Упражнения

4s | Вопрос 1.2 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

В семязачатке мейоз происходит в ______

ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Упражнения | Вопрос 1.3 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

Уровень плоидности неодинаков в ______.

  • Integuments and nucellus

  • Root tip and shoot tip

  • Secondary nucleus and endosperm

  • Antipodals and synergids

VIEW SOLUTION

Exercises | Вопрос 1. 4 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

Какие из следующих типов нуждаются в опылителе, но результат генетически похож на автогамию?

  • Гейтоногамия

  • Ксеногамия

  • Апогамия

  • Клейстогамия

ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Упражнения | Вопрос 1,5 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

Если диплоидное число хромосом у цветкового растения равно 12, то какое из следующих растений будет иметь 6 хромосом?

  • Эндосперм

  • Листовые клетки

  • Семядоли

  • Синергиды

ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

Упражнения | Вопрос 1.6 | Страница 16

Вопрос с несколькими вариантами ответов.

В покрытосеменных, эндосперм образуется/ из -за ______

  • БЕСПЛАТНЫЕ ЯРКЛЕВЫЕ ДЛЯ МЕГАСПОР

  • Полярные ядра

  • POLAR -ядра и мужские Gamete 9000

  • GAMETI и MALE GAMETE 9000

  • . ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 1.7 | Страница 16

    Вопрос с несколькими вариантами ответа.

    Укажите лишнее.

    • Nucellus

    • Эмбрион SAC

    • Micropyle

    • Dolven Grain

    . Посмотреть решение

    Упражнения | Вопрос 2.01 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Назовите часть гинецея, определяющую совместимость пыльцевого зерна.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.02 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Сколько гаплоидных клеток присутствует в зрелом зародышевом мешке?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.03 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Несмотря на то, что каждое пыльцевое зерно имеет 2 мужские гаметы, почему для оплодотворения 20 семязачатков в конкретном плодолистике требуется не менее 20 пыльцевых зерен?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2. 04 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Дайте определение мегаспорогенезу.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.05 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Что такое гидрофилия?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.06 | Страница 16

    Назовите слой, который питает развивающиеся пыльцевые зерна.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.07 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Дайте определение партенокарпии.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.08 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Необходимы ли опыление и оплодотворение при апомиксисе?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.09 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Назовите части пестика, из которых развиваются плоды и семена.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 2.1 | Страница 16

    Вопрос с очень коротким ответом:

    Какова функция нитевидного аппарата?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 3.1 | Страница 16

    Краткий ответ Вопрос:

    Как можно использовать полиэмбрионию в коммерческих целях?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 3.2 | Страница 16

    Краткий ответ на вопрос:

    Опыление и образование семян очень важны для образования плодов. Обоснуйте утверждение.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 3.3 | Страница 16

    Краткий ответ Вопрос:

    Несовместимость является естественным барьером при слиянии гамет. Как вы объясните это заявление?

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 3.4 | Страница 16

    Вопрос с кратким ответом:

    Опишите три способа, с помощью которых у покрытосеменных растений поощряется перекрестное опыление за счет предотвращения самоопыления.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 4.1 | Страница 16

    Длинный ответ Вопрос:

    Опишите процесс двойного оплодотворения.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 4.2 | Стр. 16

    Вопрос с подробным ответом:

    Объясните этапы созревания микроспоры в мужской гаметофит.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 4.3 | Страница 17

    Подробный ответ на вопрос:

    Объясните развитие зародыша двудольных растений.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 4.4 | Стр. 17

    Вопрос с развернутым ответом:

    Начертите маркированную диаграмму L.S. анатропной яйцеклетки и перечислить компоненты зародышевого мешка и указать их судьбу после оплодотворения.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.01 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    _________ собирают пыльцевые зерна.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.02 | Страница 17

    Заполните пропуски:

    Мужская мутовка, называемая ________, производит ________.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.03 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    Пыльцевые зерна представляют собой ________.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.04 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    ________ содержит яйцо или яйцеклетку.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.05 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    ________происходит при слиянии одной мужской гаметы и яйцеклетки. Оплодотворенная яйцеклетка вырастает в семя, из которого могут вырасти новые растения.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.06 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    ______ – это основание цветка, к которому прикреплены другие части цветка.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.07 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    ________это перенос пыльцевых зерен с пыльника цветка на рыльце пестика того же или другого цветка

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.08 | Страница 17

    Заполните пустое место:

    Как только пыльца достигает рыльца пестика, пыльцевая трубка проходит по ________ к завязи, где происходит оплодотворение.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.09 | Страница 17

    Заполните поля:

    ______ окрашены для привлечения насекомых, переносящих пыльцу. Некоторые цветы также производят ______ или ______, привлекающие насекомых.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 5.1 | Страница 17

    Заполните пропуск:

    Завиток ________ зеленого цвета, который защищает цветок, пока он не раскроется.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | Вопрос 6 | Страница 17

    Промаркируйте части семян.

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Упражнения | вопрос 7 | Страница 17

    Подберите столбец.

    Колонна — I
    (Структура до формирования семян)
    Колонка — II
    (Структура после формирования семян)
    А. Фуникулус И. Хилум
    Б. Рубец семязачатка II. Тегмен
    С. Зигота III. Теста
    Д. Внутренний покров IV. Стебель семени
        В. Эмбрион
    • А — В, Б — I, С — II, Г — IV

    • А — III, Б — IV, С — I, Г — В

    • А — IV, Б — I, C — V, D — II

    • A — IV, B — V, C — III, D — II

    ПОСМОТРЕТЬ РЕШЕНИЕ

    Примечания-Часть-1-Класс 12-я-Биология-Глава-1-Размножение низших и высших растений-Maharashtra Board

    Темы для изучения: часть 1

    • Репродукция
    • Бесполое размножение
    • Половое размножение
    • Микроспорогенез
    • Структура анатропной яйцеклетки
    • Мегаспорогенез

      Размножение : Размножение – это производство детенышей, подобных родителям.

    Существенный Процесс, связанный с преемственностью видов.

    Для поддержания непрерывности жизни организмы производят потомство со схожими признаками.

    Два типа размножения

    • Бесполое размножение
    • Половое размножение.

    Бесполое размножение :

    • Бесполое размножение не предполагает слияния двух совместимых гамет или половых клеток.
    • Производство генетически идентичного потомства, т.е. клонов.
    • Потомство одного организма.
    • Наследование генов родителя потомством.

    Способы бесполого размножения :

    Способы бесполого размножения :

    1-Фрагментация : Фрагментация: Это тип бесполого размножения, наблюдаемый у низших растений, например водоросли.

    Многоклеточные организмы распадаются на мелкие части, называемые фрагментами, из которых развиваются новые растения.

    Эти фрагменты образуются по разным причинам, таким как случайное разрушение, гибель и распад клеток и т. д. сток завод. Это тип бесполого размножения.

    • Очень часто встречается у одноклеточных дрожжей.
    • Наблюдается в благоприятном состоянии.
    • Материнская клетка производит небольшой отросток, известный как почка.
    • Бутонов может быть один или несколько, и при разделении они вырастают как новые особи.

    3-Спорообразование : Очень часто встречается у низших растений.

    • Возникает в результате продукции подвижных зооспор, образующихся в спорангиях.
    • Жгутиковые зооспоры при освобождении могут независимо вырасти в новые особи.
    • Двужгутиковые зооспоры образуются в водорослях Chlamydomonas.

    4-Деление

    • Бинарное деление
    • напр. Амеба, Paramoecium

    Образование 5-конидий

    • Напр. Грибок Penicillium

    Формирование 6 геммулей

    • Напр. Губки

    [свернуть]

    Вегетативное размножение : Растения размножаются бесполым путем из своих вегетативных частей, и, таким образом, образующиеся новые растения генетически сходны со своими родителями.

    • Очень полезен в сельском хозяйстве и садоводстве.
    • Искусственные методы, такие как черенкование и прививка, полезны для размножения желаемых сортов в соответствии с потребностями человека.

    Искусственные методы вегетативного размножения:

    Искусственные методы вегетативного размножения:

    При искусственном методе черенкование и прививка — два метода, используемые для размножения желаемых сортов растений. для размножения выбираются части, имеющие одну или несколько почек, например, черенкование стебля — роза, корень, черенкование — ежевика и черенкование листьев — Сансевиерия

    • Выбран небольшой кусочек растения.
    • Должен обладать одним или несколькими бутонами.
    • Обрезка стеблей — напр. Роза, Бугенвиль
    • Обрезка листьев, например Сансевиерия
    • Обрезка корней, например. Ежевика

    (2) Прививка

    • Соединение двух частей растения подвоя и привоя
    • Укоренившееся растение —
    • Присоединенное растение — Scion
    • Расти вместе как одно растение
    • Стеблевая прививка – напр. Яблоко
    • Прививка почками, окулировка, т.е. Роза

    (3) Культура ткани

    • Небольшое количество растительной ткани осторожно и в асептических условиях выращивают для получения проростков.
    • Микроразмножение — современный метод получения растений из культуры тканей. например Орхидеи

    [свернуть]

    Половое размножение : Включает слияние двух совместимых гамет, в результате чего получается генетически отличающееся потомство.

    • Вводятся вариации, важные с точки зрения выживания и эволюции видов.
    • Происходит после определенного срока погашения.
    • У высших растений цветение указывает на начало репродуктивной фазы

    Цветы :

    Цветы : Цветок представляет собой специализированную репродуктивную структуру, производящую гаплоидные гаметы и обеспечивающую акт оплодотворения.

    1) Дополнительные мутовки :

    • Чашечка из чашелистиков
    • Венчик из лепестков

    2) Основные мутовки :

    • Андроцей Тычинка-> Нить-> Соединительная часть-> Пыльниковая доля — Пыльцевые зерна
    • Гинецей Пестик -> Столбик -> Рыльце -> Завязь — семязачаток

    [свернуть]

    Половое размножение — два основных события:

    Половое размножение — два основных события:

    Мейоз: Производство гамет (n)

    • Мужские гаметы в пыльнике
    • Женские гаметы в семязачатке

    Слияние гамет (Оплодотворение) -> Диплоидная зигота -> Эмбрион -> Новое растение—(2n) спорофит

    Диплоидный спорофит является доминирующим телом растения -> Тонкий цветок-> гранаты

    [свернуть]

    Строение пыльника — Зрелый пыльник : Незрелая стадия пыльника представлена ​​

    группой паренхиматозной ткани, окруженной однослойным эпидермисом.

    • Обычно двудольные (имеющие две доли) -> тетраспорангиатные (имеющие четыре пыльцевых мешка)
    • Однодольные (имеющие одну долю) -> двуспорангиатные (имеющие два пыльцевых мешка)
    • В молодом возрасте однороден.
    • Паренхиматозный с эпидермисом.
    • Появляется гетерогенность с образованием археспориальной клетки.

    Т. П. пыльника :

    Т. П. пыльника ( Поперечный срез пыльника) :

    Внутри видны четыре камеры, называемые микроспорангиями или пыльцевыми мешочками.

    Пыльник состоит из двух основных частей: стенки пыльника и микроспорангия или пыльцевого мешка. Стенка пыльника может быть дифференцирована на четыре слоя. а именно, эпидермис, эндотеций, средние слои и тапетум.

    • Эпидермис — самый наружный слой стенки пыльника. Он состоит из уплощенных клеток, состоящих из защитная функция .
    • Эндотеций находится внутри эпидермиса. Он состоит из одного слоя клеток. Клетки эндотеция имеют фиброзные утолщения на радиальных стенках.
    • Внутри эндотеция лежат от 1 до 3 слоев паренхиматозных клеток, образующих средние слои стенки пыльника. Клетки средних слоев при созревании дегенерируют при образовании микроспор.
    • Тапетум — самый внутренний питательный слой стенки пыльника, состоящий из одного слоя клеток, окружающих спорогенную ткань.
    • Микроспорангий содержит материнские клетки микроспор (2n), которые претерпевают мейоз с образованием тетрады микроспор.
    • Гаплоидные (n) микроспоры отделяются от тетрад.
    • Когда микроспоры образуют стенку вокруг него, это известно как пыльцевое зерно .
    • Из археспориальной клетки первичная париетальная клетка образует стенку пыльника, а спорогенная клетка образует спорогенную ткань.

    [коллапс]

    Микроспорогенез : Процесс образования микроспор путем мейоза из ММС (материнской клетки микроспор). Каждая материнская клетка микроспоры делится мейотически с образованием тетрады гаплоидных микроспор ( пыльцевых зерен ).

    • Пыльцевое зерно — неподвижное с одним ядром, гаплоидное
    • Пыльцевая стенка, двухслойная — Sporoderm

    Структура микроспоры:

    Структура микроспоры: Типичное пыльцевое зерно представляет собой неподвижное, гаплоидное одноклеточное тело с одним ядром.

    Он окружен двухслойной стенкой, называемой спородермой .

    Экзин ( внешний слой) :

    • Толстый
    • Состоит из сложного небиоразлагаемого вещества под названием s порополленина .
    • Гладкая или со скульптурным рисунком.
    • Устойчив к химическим веществам.
    • В некоторых местах экзина очень тонкая, с тонкими участками, известными как зародышевые поры .
    • Предназначены для роста формирующихся пыльцевых трубок при прорастании пыльцевых зерен.

    Интин ( слой внутренней стенки) : Слой внутренней стенки, интин состоит из целлюлозы и пектина. Образует пыльцевую трубку, гладкую.

    [свернуть]

    Жизнеспособность пыльцы : Это функциональная способность пыльцевого зерна образовывать мужской гаметофит путем прорастания.

    • Жизнеспособные пыльцевые зерна прорастают на рыльце пестика,
    • На его прорастание влияют факторы окружающей среды, в основном температура и влажность.
    • Жизнеспособность таких растений, как рис и пшеница, низкая до 30 минут.
    • Продолжительность жизнеспособности до месяцев у некоторых растений семейств бобовых, розоцветных и пасленовых.

    Развитие мужского гаметофита:

    Развитие мужского гаметофита: . Он значительно снижен. Развивается в цветке.

    Первое митотическое деление -> Две неравные клетки -> (i) Вегетативная клетка (ii) Генеративная клетка. Второе митотическое деление -> В генеративной клетке -> равные клетки.

    • Микроспора или пыльцевое зерно является первой клеткой мужского гаметофита.
    • Протопласт пыльцевого зерна митотически делится с образованием двух неравных клеток — мелкой тонкостенной генеративной клетки и крупной голой вегетативной или трубчатой ​​клетки.
    • Генеративная клетка с тонкой цитоплазмой и ядром. Он отделяется и плавает в цитоплазме вегетативной клетки.
    • Вегетативный, обладает толстой цитоплазмой, ядром неправильной формы и запасным питанием.
    • У большинства покрытосеменных пыльцевые зерна высвобождаются на двухклеточной стадии после раскрытия пыльника.
    • Генеративная клетка пыльцевого зерна делится путем митоза с образованием двух мужских неподвижных гамет. Это происходит либо в пыльцевом зерне, либо в пыльцевой трубке.
    • Пыльцевые зерна осыпаются либо на двухклеточной, либо на трехклеточной стадии. Пыльцевые зерна располагаются на рыльце пестика.

    [коллапс]

    Структура анатропной яйцеклетки (наиболее распространенный тип): Семяпочка, имеющая изогнутую ось и направленный вниз микропиле, называется анатропной семязачатком.

    Это наиболее распространенный тип семязачатков у покрытосеменных растений.

    Созревшая анатропная семяпочка состоит из двух частей: стебля и тела .

    Семязачатки присутствуют в яичнике.

    • Uniovulate — манго, пшеница, рис.
    • Multiovulate — томат, дамские пальчики

    Части семязачатка:

    Части семязачатка :

    • Funiculus : Стебель семязачатка называется канатиком или канатиком. Жгутик соединяет семязачаток с плацентой.
    • Ворота : Точка, в которой канатик прикрепляется к телу семязачатка, называется воротами.
    • Анатропная семяпочка : Семяпочка CllI’Vd, где микропиле находится рядом со стеблем.
    • Нуцеллус : Состоит из диплоидных паренхиматозных клеток.
    • Кожные покровы : Защитные оболочки нуцеллуса называются интегументами. Внешнее и внутреннее два защитных покрытия.
    • Микропиле : Узкое отверстие на вершине. Покровы не полностью покрывают нуцеллус. Они оставляют на кончике небольшое отверстие, называемое микропиле.
    • Халаза : Базальная часть нуцеллуса называется халазой.
    • Женский гаметофит или зародышевый мешок : В зрелой семязачатке нуцеллус имеет овальную структуру по направлению к микропилярному концу, называемому зародышевым мешком или женским гаметофитом. Он остается погруженным в нуцеллус. Это овальная, вытянутая, многоклеточная семиклеточная структура.

    [свернуть]

    Мегаспорогенез : Процесс, при котором диплоидная материнская клетка мегаспор нуцеллуса подвергается мейозу с образованием тетрады гаплоидных мегаспор, известен как мегаспорогенез.

    Развитие женского гаметофита :

    Развитие женского гаметофита :

    • Материнская клетка диплоидной мегаспоры подвергается мейозу с образованием линейной тетрады, состоящей из четырехгаплоидных мегаспор.

    Обычно халазальная мегаспора становится функциональной мегаспорой. Остальные три мегаспоры дегенерируют.

    • Халазальная мегаспора (фертильная мегаспора) — первая клетка женского гаметофита. Он увеличивается в размерах и превращается в женский гаметофит.
    • Гаплоидное нуцеллус халазальной мегаспоры претерпевает три последовательных митотических деления свободных ядер с образованием восьми ядер. Из них первое митотическое деление приводит к образованию двух ядер.
    • Оба этих ядра претерпевают два последовательных митотических деления, что приводит к образованию четырех ядер на обоих полюсах.

    Тем временем одно ядро ​​от каждого полюса, называемое полярным ядром, перемещается к центру зародышевого мешка и сливается, образуя диплоидное ядро, называемое вторичным ядром.