Времена года и растения доклад: Времена года в жизни растений » Детская энциклопедия (первое издание)

Глазунов. Балет «Времена года» (Les Saisons, Op. 67)

Аллегорический балет на музыку Александра Глазунова в одном акте, четырех картинах. Сценарист и балетмейстер М. Петипа, художник П. Ламбин (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 7 (20) февраля 1900 года, балет Мариинского театра, Эрмитажный театр, Петербург. На сцене Мариинского театра балет был показан 13 февраля.

Действующие лица:

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень
  • Иней
  • Лед
  • Снег
  • Град
  • Колос ржи
  • Два гнома
  • Зефир
  • Птицы, цветы, наяды, сатиры, вакханки, фавны

Действие происходит на лоне природы в сказочное время.

Зима, как царица, восседает на холме как на троне. Вокруг нее Иней, Лед, Снег и Град. Зима украшает Снегом землю, на ней выписывает свои узоры Иней. Разными гранями сверкает Лед, рассыпается со стуком Град. Из леса появляются два седовласых гнома. Они высекают из камня огонь и поджигают хворост. Вспыхнуло яркое пламя и заставило Зиму уйти. Заснеженный холм покрывают первые цветы.

Весна призывает на помощь теплый ветер Зефир. Согретые им птицы и цветы с любовью окружают Весну.

Лето сменяет Весну. Солнце согревает землю жаркими лучами. В поле море стройных колосьев колышется под горячим дуновением знойного ветра. В вальсе кружатся кудрявые васильки и алые маки, обвивая спелые колосья ржи. Зной клонит все растения к земле. На помощь приходят наяды с белыми шарфами в руках. Шарфы превращаются в желанную влагу, цветы жадно упиваются ею. Под звуки свирели вбегают фавны и сатиры. Они вступают в борьбу друг с другом, пытаясь похитить Колос. Прилетевший Зефир спасает Колос и прогоняет сатиров и фавнов. Колос наливается зерном, а холм покрывают виноградные лозы.

Осень — время сбора винограда. Сатиры и вакханки кружатся в причудливых хороводах. Наступило время плодородия, земля отдает свои богатства. Общий радостный танец.

Безусловный успех «Раймонды» способствовал заинтересованности дирекции Императорских театров к продолжению совместной работы с композитором Александром Глазуновым. Сначала шла речь о новом большом балете, затем остановились на двух одноактных для вновь открываемого Эрмитажного театра. Замысел «Les saisons» принадлежал Ивану Всеволожскому — известному любителю старины. Хотя в 1899 году ему пришлось покинуть пост директора Императорских театров, задуманный проект аллегорического балета, напоминающий спектакли при дворах итальянских князей и французских королей, должен был быть реализован. Однако характер музыки оказался несколько другим. Глазунов воплотил во «Временах года» один из вечных мифов о воскрешении природы от зимнего сна, о лете, полном солнечных дней, о приходе осени, несущей изобильные плоды. Оптимизм, присущий глазуновскому творчеству в целом, ярко выступает в этом балете, ставшем для композитора, как ни странно, последним. Музыкальные образы здесь красочно сочны и далеки от всякой манерности.

В отличие от предыдущего совместного балета, «Испытание Дамиса», Мариус Петипа теперь составил для Глазунова достаточно подробный план-заказ. Например: «24 такта — вариация Льда; 32 такта, на 2/4, очень остро — вариация Града». Или: «Грандиозное анданте, волнообразные движения, 32 такта. Затем вариация для первой танцовщицы». Казалось бы, такая детализация могла бы превратить работу композитора в ремесленную рутину. Но Глазунов, как ранее Чайковский, находил в этом свои плюсы: «Необходимость считаться с условиями хореографии, правда, связывала меня, но она же и закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера и не выходить, иной раз, из пределов 16 или 32 тактов, но в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Не случайно Глазунов посвятил «Времена года» Мариусу Петипа. Известен и другой факт уважения и благодарности композитора своему хореографическому соратнику. В 1907 году в Мариинском театре двумя одноактными балетами и третьим актом «Раймонды» отмечалось 25-летие творческой деятельности Глазунова. В своей ответной речи прославленный композитор сердечно поблагодарил Петипа — постановщика всех его балетов. 85-летний хореограф, давно отставленный от родной сцены, но присутствующий в партере как зритель, был удостоен публикой демонстративной овации.

Хореография балета не была ровной и целостной. Спектакль смотрелся, как дивертисмент — костюмированные персонажи с разной степенью мастерства исполняли массовые номера и сольные вариации в классическом стиле, не слишком задумываясь об образности танца. Так в «зимних» вариациях не ощущалось ни холодного сияния льда, ни острого стука града, лишь мягкое кружение снега передавалось плавными взмахами рук. Более удачным вышло «Лето». Возможно, здесь хореографа смогла вдохновить исполнительница партии Колоса Матильда Кшесинская. Зато совсем не удалась «Осень». А ведь знаменитая «Вакханалия» едва ли не лучший фрагмент музыки балета. «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба» (Борис Асафьев). Ничего подобного не могли изобразить сильно немолодые Мария Петипа (Вакханка) и Павел Гердт (Вакх).

В придворном Эрмитажном театре балет «Les saisons» исполнялся после одноактной комедии Анри Мельяка «Сусанна и два старца» в исполнении французской труппы и отрывков из «Мертвых душ» с участием Марии Савиной, Владимира Давыдова и Константина Варламова. Как и теперь красная обивка рядов амфитеатра оттенялась желтоватым мрамором колонн, только зрители были другими. Хозяева и гости входили в зал в строгом порядке согласно чину и рангу. Перья, кружево, драгоценные украшения дам, золото придворных мундиров — все это блестело, переливалось, слышалась по-петербургски картавая французская речь. Мест для прессы не существовало, поэтому сообщения о премьере носили информационный характер.

Балет «Времена года» был впервые показан в Мариинском театре 13 февраля 1900 года в бенефис Матильды Кшесинской. Рецензии в основном в восторженных тонах описывали 10 лет восхождения на сценический трон этой некоронованной царицы петербургского балета. Известный балетный рецензент Николай Безобразов сообщал «Появление госпожи Кшесинской в виде Колоса, окруженного васильками и маками очень эффектно… Исполнение всех танцев госпожой Кшесинской можно назвать безукоризненным по их виртуозности и блеску». Пройдя всего один раз, балет был возобновлен в 1907 году Николаем Легатом к уже упоминавшемуся юбилею Глазунова. Участвовали «первые сюжеты»: Ольга Преображенская (Колос), Анна Павлова (Вакханка), Вера Трефилова (летняя Роза), Георгий Кякшт (Зефир), Самуил Андрианов (Вакх) и другие.

Следующее возобновление «Времен года» после десятилетнего забвения произошло в 1924 году. Новые танцы хореографа Леонида Леонтьева, более известного как полухарактерный танцовщик и превосходный мим, не были удачны. Выделялась знаменитая «Вакханалия», поставленная Михаилом Фокиным для парижского «Русского сезона» 1909 года в качестве вставного номера в балет Антона Аренского «Клеопатра» и не известная до этого времени русскому зрителю. Новые декорации написал Александр Бенуа — одна из последних работ знаменитого художника на родине. В таком виде глазуновский балет просуществовал всего три сезона.

Зато позднее «Времена года» весьма пригодились ленинградскому хореографическому училищу. На выпускных спектаклях в 1929 году партию Вакха исполнял Вахтанг Чабукиани, в 1931 году партию Колоса исполняла выпускница Фея Балабина. В 1974 году сценаристом и хореографом незаслуженно забытого балета Глазунова для той же школы стал Константин Сергеев. С тех пор не одно поколение выпускников начинало свой творческий путь с партий во «Временах года».

А. Деген, И. Ступников


История создания

Как и предшествующий балет, «Времена года» по замыслу директора императорских театров Всеволожского должен был стать спектаклем в духе французских придворных балетов XVI—XVII веков. Либретто балета тщательно разработал знаменитый постановщик М. Петипа (1818—1910), лучший русский балетмейстер, к тому времени проработавший на петербургской сцене более шестидесяти лет. В сценарии нет последовательного сюжета, как нет и связанного драматического действия. Этот балет — своего рода сюита танцев. Однако у композитора родилась своя концепция произведения — его «захватила мысль, столь близкая его таланту и столь естественная для младшего соратника Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, — мысль воплотить в музыкально-хореографическом представлении один из любимых мифов человечества: миф о вечном воскрешении природы от зимнего сна, о животворящей силе солнца». Не случайно после одной из репетиций будущего спектакля побывавший на ней Римский-Корсаков сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим».

Музыка

Музыку балета академик Асафьев определял как «своеобразную синтетическую форму: симфоническую поэму-балет». В каждой из картин господствует одна музыкальная тема (лейтмотив соответствующего времени года), симфонически развивающаяся. В заключительной картине звучат почти все ранее использованные лейтмотивы, образуя тематическую арку, завершающую музыкальное развитие. В музыке балета мастерски использованы изобразительные приемы, передающие стук града, полет снежинок, истому жаркого летнего дня. «Времена года» часто звучат в симфонических концертах.

Л. Михеева


Сюжет «Времен года» принадлежал директору императорских театров И. А. Всеволожскому, который задумывал этот балет как аллегорическое танцевальное представление. Соответственно замыслу в сценарии фигурируют античные мифологические персонажи: сатир, наяды, вакханки, фигуры, олицетворяющие зиму, весну, осень и лето. Хореография Петипа основана на традиционных формах классического балета, что при отсутствии последовательно развивающегося сюжета неизбежно должно было придать действию характер дивертисмента. Глазунов, формально выполнив все требования постановщика, создал на этой основе широкое, богатое яркими и сочными красками симфоническое полотно, далеко выходящее за пределы поставленной перед ним задачи. Несоответствие сценарно-хореографического и музыкального планов затрудняет исполнение «Времен года» на театральных подмостках. До сих пор этот балет не получил художественно полноценного сценического воплощения, и музыка Глазунова гораздо полнее и органичнее воспринимается с концертной эстрады.

В четырех частях партитуры — «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», связанных непрерывным музыкальным развитием, развертывается поэтическое повествование о вечном круговороте в природе, смене холода и тепла, тьмы и света. Колорит музыки постепенно проясняется и теплеет, звуковые краски становятся более яркими и сочными. В первой части, рисующей скованную зимней стужей природу, преобладают холодные тембры деревянных духовых инструментов, короткие и острые мелодические обороты. Стремительные гаммообразные пассажи в кратком вступлении (отзвуки которых слышатся и в открывающем эту картину танце Зимы и ее спутников) образно передают грозные завывания снежной вьюги. С тонким звукоизобразительным мастерством написаны вариации Инея, Льда, Града и Снега. Так, «стеклянный» тембр челесты, сопровождающей легкую, грациозную тему второй вариации («Лед»), окрашивает ее в хрупкие прозрачные тона, стаккато гобоя с хроматическим подголоском кларнета в третьей вариации («Град») звучит остро и «колюче», а плавное движение последней вариации, напоминающее неторопливый вальс, создает впечатление мягко падающих и кружащихся в воздухе снежных хлопьев.

Заключительный раздел этой картины, в котором возвращаются некоторые элементы вступления, служит переходом к сравнительно небольшой второй части, «Весна» (в сценах выхода Весны с ее спутниками). Светлая лирическая тема, которую запевает кларнет, сопровождаемый пассажами арфы, в мягком бархатистом ре-бемоль мажоре, звучит как предвестница наступающего тепла и пробуждающейся жизни, воздух наполняется веселым щебетанием птиц.

Наступление Лета отмечено тональным сдвигом из завершающего вторую картину ля мажора в си-бемоль мажор и появлением новой ликующей темы

в сочном насыщенном звучании всех струнных (за исключением контрабасов) на фоне плавного полнозвучного колыхания остальной оркестровой массы. После изящного Вальса васильков и маков и обволакивающей теплом и негой Баркаролой (в которой снова появляется в несколько измененном виде тема наступающего Лета) картина завершается большой кодой, выражающей общую радость и веселье.

Заключительная картина балета «Осень. Вакханалия» носит, подобно симфоническим финалам Глазунова, суммирующий обобщающий характер. В ней принимают участие все времена года, объединяясь в общей стремительно-ликующей пляске. По музыке это такой же русский пляс с тяжеловесным «втаптыванием земли», как и финальный танец «Барышни-служанки», но еще более удалой и разгульный, проникнутый ощущением силы и полноты жизни. В среднем разделе возникают реминисценции из предыдущих частей (вариация «Град», тема Весны, сопровождаемая пением птиц, ритмически измененные обороты Вальса цветов) и несколько искусственно введенное Маленькое adagio, после чего общая пляска продолжается с нарастающей силой, обрываясь внезапным наступлением темноты. В мрачном звучании тромбонов проходит уныло однообразная тема Зимы, но Глазунов не оканчивает балет возвращением к началу (что было бы, по мнению Асафьева, логически оправданным), а создает симфонический апофеоз с проплывающими по ночному небу созвездиями (В. М. Красовская отмечает, что ни в одном из планов Петипа нет указаний на подобное завершение балета. Поэтому можно предположить, что идея апофеоза принадлежит самому композитору.), завершая балет победой света и тепла над мраком и холодом: в оркестре в контрапунктическом соединении звучат тема вакханалии, приобретающая величаво-торжественный характер, и тема весеннего расцвета, а в самых последних тактах канонически проводится тема Лета.

Ю. Келдыш

Публикации

В Концертном зале имени Чайковского исполнили «Времена года» 07.02.2020 в 21:26

Ноу-хау Александра Лазарева 01.02.2007 в 15:16

Времена года

Туркменская земля, богатая уникальными природными местами, прекрасна и удивительна во все времена года.

Климат, являясь одной из основных географических характеристик любой местности, представляет собой наиболее примечательную сторону туркменской природы. Даже среди других Центральноазиатских стран, которые справедливо называются «солнечными», Туркменистан выделяется особым обилием света и тепла.

Каждый квадратный сантиметр получает в течение года тепла вдвое больше, чем, скажем, в странах Центральной Европы. Так проявляется широтное положение страны, расположенной в так называемой зоне «коротких теней», где солнце стоит высоко над горизонтом.

Не менее большое значение для формирования климата имеет и положение Туркменистана на востоке в глубине Евроазиатского континента, в области, удаленной от смягчающего влияния океана. И хотя Туркменистан расположен на широте средиземноморской Европы, нашу страну отличает от Старого Света более не только сухое и жаркое лето, но и более морозная

Зима

В южных районах страны она начинается чуть ли не после новогодних праздников, а в северных, как и положено, на месяц раньше. Главная черта этого сезона — изменчивость погоды. В туркменские пространства то с юга, то с севера вторгаются мощные потоки воздуха, сопровождающиеся похолоданием.

Бывает (правда, редко), когда в северные районы Туркменистана «залетает» леденящий душу холодный ветер из далекой Сибири. И тогда здесь устанавливаются тридцатиградусные морозы, докатывающиеся до самого юга страны. В таких случаях редкий в этих краях снег может пролежать на земле больше, чем обычно, что приносит массу радости не только детям, но и взрослым, которые не прочь поиграть в редкостную для местных климатических условий «игру в снежки».

Однако морозная погода в Туркменистане, как правило, чаще всего стоит недолго и столь же быстро сменяется оттепелью, которая «съедает» непрочный снежный покров. В среднем на территории Туркменистана за год 230-270 дней не бывает мороза и всего десять-двадцать дней являются снежными. Но наблюдаются и исключения, как в аномально холодную для местных условий зиму 2007-2008 года.

Нередко случаются и совсем короткие «мягкие зимы», во время которых температура держится в пределах пяти-шести градусов тепла. Они даже не прерывают развития многих растений.

В Туркменистане вообще ни в один из сезонов не прекращаются работы на полях, а в такие так называемые вегетационные зимы — тем более. Трудолюбивые дайхане то промывают орошаемые поля от солей, то чистят оросительные каналы, то ведут вспашку земель, то, пользуясь сезонным достатком воды, поливают виноградники и сады.

Краткий климатический портрет Туркменистана, описанный выше, относится преимущественно к естественным ландшафтам, главным образом на равнинной территории. Но там, где человек орошает землю, высаживает сады, строит каналы, — там вместе с другими компонентами ландшафта преобразуется и климат. И чем больше площадь оазиса, тем прохладнее там летом, обильная растительность, повышая влажность воздуха, создает особый микроклимат. Особенно весной…

Весна

У природы, как известно, нет плохой погоды. Но весна в Туркменистане, безусловно, самое благодатное время года. Она приходит в эти края стремительно и бурно. Уже накануне весны, со второй половины февраля, начинает быстро нарастать температура воздуха. Ночи делаются короче и теплее, а в марте днем уже обычна 20-25-градусная теплынь. Идут частые и обильные дожди, что способствует бурному росту растений.

В этот период по всей стране зеленеют, цветут и благоухают многочисленные растения. Весной 1961 года первый в истории человечества космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, взглянув в иллюминатор космического корабля «Восток», увидел Туркменистан сплошь зеленым. А это было, напомним, 12 апреля.

Весна в Туркменистане — чарующий период, когда по всей стране в белорозовой дымке благоухают абрикосовые сады, зацветают миндаль и персики, а за ними и другие садовые культуры. Трудолюбивые земледельцы приступают к весенним полевым работам (хотя, попутно заметим, в южных районах страны они начинают это делать уже в феврале).

Случается, однако, и так, что весной сюда притекают массы холодного воздуха с северо-востока, где еще лежат снега. И эти воздушные массы вытесняют более теплый местный воздух, и тот, быстро поднимаясь, охлаждается — на небе образуются огромные причудливой формы облака, будто сошедшие с картин сюрреалистов. В этот период в Туркменистане идут обильные дожди и даже ливни, одаряющие землю животворящей влагой.

Пустыню многие представляют как безжизненное пространство раскаленных песков, однако если вам удастся попасть в Каракумы весной, то вы увидите земное подобие рая. От края и до края, насколько может охватить ваш глаз — буйство пробудившихся от спячки растений. Незабываемо головокружительный аромат цветов, усыпавших землю до самого горизонта, вызовут в вашем сердце непреодолимое желание вновь и вновь возвращаться в эти края.

Время, как известно, не стоит на месте, суточные температуры нарастают, и к концу весны в Туркменистане устанавливается устойчивая сухая погода. Как бы парадоксально это ни звучало, но лето на туркменскую землю приходит… весной.

На юге и в центральных районах лето вступает в свои права уже в конце апреля, а на севере — в мае. В условиях, когда происходит устойчивый переход среднесуточных температур воздуха за двадцатиградусную отметку, многие растения вступают в фазу щедрого плодоношения.

Лето

Несмотря на то, что туркменское лето многие называют «сезоном одной погоды» (здесь в течение пяти месяцев стоит жара), эти края продолжают находиться в сфере тех же циркуляционных процессов, что и переменчивой влажной весной.

Сюда в область сильного нагрева, бывает, устремляются воздушные массы с прохладного севера. И в таких случаях в Каракумах, где летом, как правило, выпадает минимальное количество осадков, случаются сильные ливни, когда за два-три часа выпадает полугодовая норма. Природа тут же реагирует на этот дар небес резким пробуждением от летнего сна цветов и растений.

Туркмены, на протяжении многих веков живя в таких природно-климатических условиях, прекрасно приспособились к жаркому климату. Аксакалы и в наше время даже в самые жаркие дни носят теплые мерлушковые папахи и с удовольствием пьют горячий зеленый чай, который прекрасно удерживает в организме человека влагу.

Молодежь, правда, больше предпочитает прохладительные напитки и работу мощных бытовых кондиционеров, которые не выключают ни днем, ни ночью. И эти чудо-агрегаты понижают температуру воздуха в квартирах так, что даже в летнюю ночь, дабы не простыть, они (как это ни парадоксально) укрываются теплыми одеялами.

Ночи в Туркменистане даже летом бывают прохладными, а из-за большой разницы дневных и ночных температур порой воспринимаются как холодные. И в такие моменты, когда все живое получает отдохновение от дневного зноя, хочется бродить по ночным, но ярко освещенным улицам или беседовать за чашкой ароматного чая до самого рассвета.

А утром, на рассвете, можно узреть поистине божественное зрелище — на самом горизонте медленно с царским достоинством из ночного небытия выплывает огромный диск огненно-красного солнца. Картина, поистине, божественная. И в какой-то степени становится, может быть, объяснимым то, почему далекие предки туркмен еще за несколько тысячелетий до принятия ислама обожествляли Солнце, поклоняясь ему как Богу.

Несмотря на жару, летом в оазисах жизнь буквально кипит. Уже в мае — начале июня благодаря деятельности трудолюбивых дайхан собирают первые урожаи зерновых, овощей и фруктов. Во второй половине августа раскрываются коробочки хлопчатника — «белого золота» туркмен. Однако это сигнал того, что уже приближается иное время года -

Осень

Осень в Туркменистане вступает в свои права почти незаметно. Вначале она, казалось бы, ничем не отличается от лета. Постепенно, без резких скачков ночи становятся чуть прохладнее, а днем жара начинает понемногу спадать. Дневная температура воздуха чуть ниже 20 градусов во многих странах воспринимается как жаркая летняя погода, а в Туркменистане это верный признак того, что на дворе уже осень.

Такая температура устанавливается на юге страны в начале октября, а в северных районах — почти на месяц раньше. В дальнейшем постепенно, но с нарастающей скоростью будут снижаться суточные температуры, на красивом небесно-голубом небосводе появятся рассеянные облака и погода перестанет быть по-летнему устойчивой.

Во второй половине октября уже выпадают небольшие дожди. С ними в великой пустыне Каракумы снова пробуждается жизнь, заканчивают свою спячку суслики и черепашки, с ветром наперегонки носятся стремительные антилопы — джейраны и сайгаки.

Всюду снуют зайчата, которые пытаются укрыться от волков, каракалов и других хищников в кустах пустынной растительности, которая в Каракумах с выпадением небесной влаги вновь ожила и своим буйноцветьем напоминает райские кущи. В прилегающие к Амударье участки пустыни, спасаясь от кровососущих насекомых, порой заходят благородные олени, обитающие в основном в тугайных лесах.

А между тем температура все понижается, и вот уже все чаще и чаще в ясные ночи ударяют заморозки. В конце октября — начале ноября они уже докатываются до южных районов Туркменистана. В оазисах, пустынях и горах растительность прекращает вегетацию, а деревья сбрасывают пожелтевшую листву. И в такие дни осень в Туркменистане, поистине, золотая…

«Пятое» время года, или вечнозеленый оазис

В последние годы Туркменистан стремительно превращается в страну, удивляющую гостей настоящими молодыми лесами, обширными зелеными массивами, раскинутыми тут и там, сжимающими в своих свежих объятиях города и села.

На многих тысячах гектаров в разных уголках страны, особенно в живописных предгорьях в окрестностях туркменской столицы, сегодня раскинулись эти рукотворные оазисы. Здесь на когда-то голых холмах и склонах сегодня шумят хвоей сосновые боры, счет деревьев в них уже идет на десятки миллионов.

А ведь с десяток лет назад ничего этого не было, и грандиозный проект озеленения огромных пустынных площадей этой аридной зоны казался поначалу, по меньшей мере, амбициозной идеей. Но она воплотилась. Рукотворные леса не только произрастают, но и в результате ежегодных массовых кампаний их площадь увеличивается.

Сегодня закладка вечнозеленых зон уже не столько украшение ландшафта, сколько стандарт экологичности. Ведь лес -превосходный биологический фильтр, улавливающий загрязняющие атмосферу примеси, вырабатывающий кислород и оказывающий существенное влияние на метеорологические факторы, создавая благоприятную среду и мягкий микроклимат.

Только в столице за годы эпохи великих преобразований высажены миллионы декоративных хвойных деревьев, эти посадки создали в границах города многоуровневые «зеленые пояса», достигающие десятков тысяч гектаров. Редкая столица мира может похвастаться тем, как разрастается рукотворный лес внутри и вокруг города.

Завершение любого крупного проекта, связанного с преобразованиями в регионах, строительством и вводом в строй объектов в новых населенных пунктах, обязательно сопровождается закладкой нового парка, а то и огромных лесных массивов. Примером тому стали первые деревца, посаженные Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым в новых парках в приморском поселке Эсенгулы, в новых этрапах Рухубелент, Довлетли, Алтын сахра, или при вводе в строй первой очереди Туркменского озера и открытии значимых объектов инфраструктуры туристической зоны «Аваза» и мн.др.

Кстати, окрестностям Национальной турзоны, где поселились многие тысячи деревьев, уже в скором будущем уготовано стать великолепным лесным массивом, столь же масштабным по замыслу, как и рукотворные леса в предгорьях Копетдага.

Среди наиболее распространенных «жителей» парковых зон — сосна эльдарская. Именно она наиболее приспособлена к местному засушливому климату. Находят применение и другие виды хвойных, например — туя, можжевельник, кипарис, а также разнообразные вечнозеленые кустарники.

Дело по превращению Туркменистана в вечнозеленый оазис продолжается. «Стратегия зеленого развития» заложена правительством Туркменистана в качестве одного из механизмов интенсификации экономического развития страны в соответствии с мировой тенденцией, которую можно обозначить как «снижение выбросов углекислого газа и развитие экологически чистых технологий».

В стране одной из величайших пустынь мира и жаркого солнца уже пожинают плоды многолетней работы, опирающейся на передовой опыт, современные технологии и многовековые традиции. Здесь разгорается самая мирная — экологическая «зеленая революция», нацеленная в конечном итоге на повышение качества жизни людей, оздоровление окружающей среды и процветание страны.

Вегетационные сезоны в условиях меняющегося климата

Изменение климата создает проблемы и возможности для сельскохозяйственного производства США, лесных ресурсов и сельской экономики. Эти угрозы имеют серьезные последствия не только для фермеров, владельцев ранчо и лесовладельцев, но и для всех американцев. Управляющие землей по всей стране наблюдают за влиянием на сезоны из-за изменения климата.

Последствия изменения климата для сезонов уже наблюдаются по всей стране и варьируются от региона к региону: температура повышается в зависимости от сезона, вегетационный период становится длиннее, характер выпадения осадков изменился, а экстремальные осадки увеличились по частоте и интенсивности. . Из-за чувствительности сельского хозяйства к погодным и климатическим условиям эти воздействия могут иметь существенные прямые и косвенные последствия для производства и прибыльности.

  • Посевы и домашний скот будут подвергаться воздействию повышения температуры, увеличения выбросов CO2 и более изменчивой доступности воды, вызванной изменением характера осадков и доступа к орошению. Эти факторы влияют на рост и урожайность растений, а также на условия окружающей среды для животноводства.
  • Изменение сезонности осадков может привести к избытку воды в межсезонье и ограничению воды в критические периоды роста сельскохозяйственных культур. Эта ситуация потребует большего управления водными ресурсами при удалении/удержании воды в течение года.
  • Удлинение вегетационного периода также будет означать, что насекомые будут производить несколько поколений за сезон и производить больше поколений в год. Помимо добавления большего количества насекомых в окружающую среду, это может привести к тому, что вредители выработают большую устойчивость к инсектицидам.
  • Более высокие летние температуры были связаны с увеличением активности лесных пожаров.
  • Более ранние весенние оттепели и более поздние осенние заморозки могут привести к более быстрому росту и продуктивности, но только в том случае, если температуры не превышают верхний предел для роста, имеется достаточно воды/питательных веществ, а болезни/патогены не являются ограничениями. Тем не менее, более ранние весенние перерывы в периоде покоя могут нанести ущерб производству плодов, если раннее развитие почек усиливает воздействие поздних весенних заморозков.
  • Градусо-дни выращивания сельскохозяйственных культур меняются, создавая возможности для экспериментов с новыми культурами, сортами и рынками. Градусо-дни отопления или охлаждения для животноводства и использования энергии также меняются
  • Изменение роста многолетников приведет к изменению времени роста и может привести к нарушению работы опылителей.
  • Изменение таяния снежного покрова может привести к раннему таянию и потере воды перед необходимым периодом орошения в западной части США.
  • Изменение зимней температуры и влажности потребует адаптации хранилища зерна.
  • Теплые зимы и внесезонные осадки потребуют более тщательного ухода за почвой, чтобы избежать ее потери и деградации органического вещества.

Реагирование на изменение климата

Управление сельским и лесным хозяйством США продемонстрировало замечательную способность адаптироваться к широкому разнообразию условий выращивания в условиях изменений. Методы управления, которые могут ослабить пагубное воздействие сезонных смен, включают: расчет рабочих дней в поле для всех сельскохозяйственных регионов и культур, чтобы помочь производителям понять влияние на их процесс принятия решений, понимание того, как районы растениеводства/животноводства могут меняться в зависимости от температуры и осадков. изменения диапазона для оптимального роста и урожайности, понимание того, как повлияют вторичные факторы, такие как вредители, болезни и борьба с сорняками, а также экспериментирование с новыми рынками и альтернативными культурами. Также потребуется долгосрочное планирование для долго растущих видов (например, деревьев) и изменений инфраструктуры (например, орошение, дренаж, модификация заморозков).

Климатические центры Министерства сельского хозяйства США нацелены на то, чтобы лучше подготовить производителей к адаптивному реагированию на изменение климата, работая с партнерами над предоставлением научно обоснованной региональной информации и технологий, позволяющих принимать решения с учетом климата.

На этой странице представлена ​​информация из отчета Министерства сельского хозяйства США за 2013 г.  Изменение климата и сельское хозяйство в США: последствия и адаптация .

Смена времен года | Национальное управление океанических и атмосферных исследований

Основные направления:

Образование

Темы:

прогнозы климата

времена года

образование

Во многих частях Соединенных Штатов вы можете менять свой гардероб в зависимости от времени года, надев теплое пальто зимой и надев только легкую футболку летом. Хотя экосистемы, растения и животные не могут так легко приспосабливаться к своей одежде, они эволюционировали, чтобы вносить изменения, которые помогают им выживать в сезонных условиях, вызванных вращением Земли вокруг Солнца.

>

Знаете ли вы разницу между метеорологическим и астрономическим сезонами? Астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры. Ежегодное обращение Земли вокруг Солнца составляет основу астрономического календаря, в котором времена года определяются двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями. Земля наклонена на 23,5 градуса по оси вращения, и то, как северный полюс ориентирован к солнцу или от него, определяет две из этих астрономических дат. Во время зимнего солнцестояния Северный полюс отклоняется от солнца, тогда как во время летнего солнцестояния Северный полюс наклоняется к солнцу. Равноденствия происходят на полпути между этими событиями, когда путь Солнца совпадает с экватором Земли. Показанные даты описывают астрономические сезоны для Северного полушария в 2022 году; точные даты немного меняются из года в год. Метеорологические сезоны разбиты на группы по три месяца в нашем гражданском календаре на основе годового цикла температуры. Обычно мы думаем о зиме как о самом холодном времени года, а о лете как о самом теплом времени года, а весна и осень являются переходными сезонами. В Южном полушарии времена года меняются местами: лето наступает, когда Южный полюс обращен к солнцу, а зима наступает, когда Южный полюс обращен в сторону.
(Управление образования NOAA/Кейли Баллантайн)

Загрузить изображение

Нажмите, чтобы увидеть этот рисунок для Южного полушария

Знаете ли вы разницу между метеорологическим и астрономическим сезонами? Астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры. Ежегодное обращение Земли вокруг Солнца составляет основу астрономического календаря, в котором времена года определяются двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями. Земля наклонена на 23,5 градуса по оси вращения, и то, как северный полюс ориентирован к солнцу или от него, определяет две из этих астрономических дат. Во время зимнего солнцестояния в Южном полушарии Южный полюс наклонен в сторону от Солнца, тогда как во время летнего солнцестояния Южный полюс наклонен к Солнцу. Равноденствия происходят на полпути между этими событиями, когда путь Солнца совпадает с экватором Земли. Показанные даты описывают астрономические сезоны для Южного полушария в 2022 году; точные даты немного меняются из года в год. Метеорологические сезоны разбиты на группы по три месяца в нашем гражданском календаре на основе годового цикла температуры. Обычно мы думаем о зиме как о самом холодном времени года, а о лете как о самом теплом времени года, а весна и осень являются переходными сезонами. (Управление образования NOAA/Кейли Баллантайн)

Загрузить изображение

Почему у нас есть времена года?

Земля наклонена на 23,5 градуса относительно своей оси, что влияет на распределение солнечной энергии по поверхности планеты. Поскольку Земля обращается вокруг Солнца каждые 365 ¼ дней, ось всегда указывает в одном и том же направлении в космос, с Северным полюсом в сторону Полярной звезды, Полярной звезды. Около 22 июня северное полушарие повернуто к солнцу и получает самое прямое излучение и больше всего энергии. Это начало астрономического лета в Северном полушарии и зимы в Южном полушарии.

Через шесть месяцев, в декабре, Земля совершила половину оборота вокруг Солнца. Северное полушарие теперь отклонено от Солнца и получает меньше энергии, чем Южное полушарие; это начало зимы в Северном полушарии и лета в Южном полушарии. С севера на юг результаты распределения солнечной энергии можно увидеть в изменении растительности, поведении животных, температуре и продолжительности дня.

Метеорологические и астрономические времена года

Вы, наверное, заметили, что метеорологи и климатологи определяют времена года иначе, чем «обычная» или астрономическая весна, лето, осень и зима.

Астрономические и метеорологические сезоны

Метеорологи и климатологи используют несколько иную временную шкалу для метеорологических сезонов, чем для астрономической зимы, весны, лета и осени. Почему метеорологический и астрономический сезоны начинаются и заканчиваются в разные даты? Короче говоря, это потому, что астрономические сезоны основаны на положении Земли по отношению к Солнцу, тогда как метеорологические сезоны основаны на годовом цикле температуры и помогают ученым отслеживать климатические и погодные тенденции.

Весна в науку

Отметьте весну вместе с NOAA! От новой графики до образовательных ресурсов — погрузитесь в науку вместе с нами и ознакомьтесь с нашим контентом.

Сезонные эффекты

Сезонные изменения количества осадков и температуры влияют на влажность почвы, скорость испарения, сток рек, уровень озер и снежный покров. Листья опадают, а растения увядают по мере приближения холодного и засушливого сезона.

Эти изменения в растительности влияют на тип и количество пищи, доступной для людей и других организмов. Животные в умеренных и полярных регионах должны искать альтернативные источники пищи, перемещаться в более теплые места или впадать в спячку.

За пределами большой четверки

Хотя в Соединенных Штатах мы часто думаем о временах года как о зиме, весне, лете и осени, существует много разных способов смены времен года по всему миру и даже в Соединенных Штатах. Можете ли вы вспомнить другие ежегодные климатические события или способы определения времен года?

Прогнозы на День сурка и история климата

Несмотря на то, что он занимается прогнозированием с 1887 года, послужной список Панксатонского Фила для всей страны не идеален.