Внеурочная деятельность мир лекарственных растений. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений». Внеурочная деятельность мир лекарственных растений


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир лекарственных растений»

(Общеинтеллектуальное направление)

Срок реализации – 1 год.

Возраст обучающихся – 6 – 8 лет.

Составитель:

Евсюкова Людмила Владимировна,

первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Письмом Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы внеурочной деятельности Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011), с учётом Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (БелРИПКППС, «Изучение эффективности внеурочной деятельности учащихся начальных классов» Белгород, 2011) и рекомендаций инструктивно - методического письма.

Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширя­ются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педа­гога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельнос­ти людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютер­ной техники может в значительной мере повысить эффек­тивность самостоятельной работы детей в процессе поис­ково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практи­ческую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-иссле­довательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в обществен­но полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель программы состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных расте­ний дома и т.д.

Содержание программы носит личностно ориентирован­ный, деятельностный и развивающий характер.

Возраст детей и продолжительность реализации программы

Программа «Мир лекарственных растений» предназна­чена для работы в разновозрастной группе детей 6—8 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану образовательного учреждения.

Авторская программа рассчитана на 140 часов, а рабочая программа – на 33 часа. Поэтому внесены следующие изменения: раздел «Вводное занятие сокращён на 3 часа, материалы разделов «Сбор и хранение лекарственного сырья» и «Использование лекарственного сырья» частично включены в изучаемые темы.

Формы подведения итогов

Подведение итогов деятельности обучающихся про­водится в форме демонстрации составленных гербариев лекарственных растений, защите проектов и выпуске школьной газеты «Лекарственные растения нашего края».

Учебно-методический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Культурные лекарственные растения

14

4

10

3

Дикорастущие лекарствен­ные растения

18

4

14

Итого

33

9

24

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Прак-

тика

По плану

Факти-

чески

Вводное занятие

1

1

1

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

1

Культурные лекарственные растения

14

4

10

2

Плодовые культуры, имеющие лекарственные свойства: шиповник, чёрная смородина, малина, облепиха.

1

3

Практическая работа: сбор плодов шиповника.

1

4

Практическая работа: приготовление морса из чёрной смородины.

1

5

Цветочно-декоративные растения: календула, сирень, боярышник.

1

6

Экскурсия на пришкольный участок для сбора цветов календулы.

1

7

Практическая работа: сбор плодов боярышника.

1

8

Овощные культуры, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста, свёкла, картофель, лук, чеснок.

1

9

Практическая работа: приготовление свежего сока моркови.

1

10

Практическая работа: приготовление витаминного салата.

1

11

Комнатные лекарственные растения: алоэ, герань, каланхоэ.

1

12

Экскурсия по школе для выявления лекарственных комнатных растений.

1

13

Практическая работа: иллюстрированный рассказ о комнатном лекарственном растении (по выбору).

1

14,

15

Подготовка и защита проектов «Культурные лекарственные растения»

2

Дикорастущие лекарственные растения

18

4

14

16

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, тополь черёмуха, каштан.

1

17

Экскурсия в парк для сбора почек берёзы и тополя.

1

18

Сбор сырья для гербария.

1

19,

20

Составление гербария лекарственных растений леса.

2

21,

22

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка, полынь горькая, мать-и-мачеха.

2

-

23,

24

Практическая работа: сбор лекарственных растений луга.

2

25,

26

Составление гербария лекарственных растений луга.

2

27

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник, лопух, пастушья сумка.

1

28

Экскурсия по селу для выявления рудеральных растений местности.

1

29,

30

Практическая работа: сбор рудеральных лекарственных растений.

2

31

Составление гербария рудеральных лекарственных растений.

1

32

Проект: «Дикорастущие лекарственные растения нашего края»

1

33

Выпуск школьной газеты «Лекарственные растения нашего края»

1

Содержание программы

1. Вводное занятие

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

2. Культурные лекарственные растения

Овощные культурные растения, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чес­нок. Плодовые культуры: чёрная смородина, малина, шиповник, облепиха.

Цветочно-декоратив­ные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения: алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ.

Общее представление об интенсивных технологиях возде­лывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.

Практическая работа: экскурсия с целью сбора лекарственного сырья; приготовление свежего сока моркови, а также витаминного салата из овощей; подготовка сообщений о комнатных лекарственных растениях.

3. Дикорастущие лекарственные растения

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, тополь, каштан.

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка лекарственная, полынь горькая, мать-и-мачеха.

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник большой, лопух, пастушья сумка.

Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы и тополя; на луг для сбора цветков и листьев тысячелистника, ромашки, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просё­лочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения; подготовка и защита проектов, выпуск школьной газеты.

Литература

1. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.

2. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.

3. Экология: энциклопедия. — М., 2008.

4. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. СПб., 2006.

Интернет ресурсы: http: //www.floranimal.ru

multiurok.ru

Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»

Отдел образования администрации Арзгирского

муниципального района Ставропольского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 с. Петропавловское

Арзгирского района Ставропольского края

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

начальных классов

Руководитель методобъединения

классных руководителей

______________Ступак Л. П.

Протокол № 1 от 29.08.2017г

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

__________О.В.Лисицина

30.08.2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ № 4

с. Петропавловское

___________В.И. Васильченко

Приказ от 31.08.2017г. №53

Программа по внеурочной деятельности

Оздоровительно-спортивное направление

«Мир лекарственных растений»

Возраст: 7-9 лет.

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Зубко Л.И. МКОУ СОШ №4 учитель начальных классов

с. Петропавловское Арзгирского района

с. Петропавловское

2017-2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «В мире лекарственных растений» будет одной из таких форм. Программа курса предназначена для младших школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в окружающей среде. Программа направлена на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде и укреплению здоровья, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к сохранению окружающей среды и укреплению здорового образа жизни. Также обусловлена тем, что знания, умения полученные учащимися в ходе исследования окружающей среды, в частности мира лекарственных растений в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель - расширить знания учащихся о лечебных свойствах лекарственных растений и о значении их для здоровья человека.

Задачи:

процессе познавательной деятельности учащихся;

кой грамотности элементарных правил нравственного поведения в мире

лекарственных растений и людей, норм здоровьесберегающего поведения

в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения правил сбора и хранения лекарственных растений;

  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Отличительные особенности программы - на занятиях проводятся с детьми несложные наблюдения за лекарственными растениями в природе, ставятся опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы. Использование учащимися различных справочных изданий (словарь по естествознанию, определитель лекарственных растений на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации. Занятия по изучению мира лекарственных растений вырабатывают такие качества личности, как наблюдательность, любознательность, внимательность, любовь к окружающему миру, родной природе, забота об укреплении и сохранении собственного здоровья. Занятия способствуют гармонизации отношений детей с окружающей средой. В процессе реализации программы ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №1»

г. Валуйки Белгородской обл.

……………… .Будыкина С.А.

№………от «….»………….20….г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Мир лекарственных растений»

2 года обучения (первый год обучения)

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Педагог (учитель):

Шинкарь Лидия Ивановна

Учитель-разработчик:

Шинкарь Лидия Ивановна

Валуйки, 2012

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.

Автор программы: Е.А. Постникова (70 часов)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « __ » 20 г., протокол № .

Председатель / .

подпись Ф.И.О.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Мир лекарственных растений» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует примерной программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений». Имеет общеинтеллекуального направленность.

Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.

Задачи:

  • научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;

  • формировать культуру бережного отношения к природе;

  • развивать экологическое сознание;

  • обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • развить природные задатки и способности детей;

  • воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Изменения, внесённые в примерную программу:

  • Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, так как занятия проводятся 1 раз в неделю вместо рекомендованных 2 часов в неделю. Темы отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений (первый год обучения) к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений (второй год обучения).

  • На вводное занятие отведено 3 часа (1 теория, 2 практики) вместо 4 часов, 1 час теории перенесён на второй год обучения.

Количество учебных часов: 35, в том числе количество часов для проведения практических работ - 9 , экскурсий - 4 .

Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.

infourok.ru

Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» страница 4

Работа в парах. Отгадывание загадок о Старичка-Лесовичка. Описание картин леса. Коллективная работа «Композиция леса».

Занятие-экскурсия «Во поле берёзка стояла».

Разучивание стихов о русской берёзе. Исполнение песни «Во поле береза стояла».

Ель и сосна-лекарственные растения.

Роль хвойных лесов в окружающем мире. Оказание благотворного влияния хвойных лесов на организм человека. Простейшая лабораторная работа с использованием паровых ванночек.

Отгадай загадку леса.

Правила поведения, общения с природой. Моделирование строения дерева (работа в паре). Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).

Семейная стенгазета «Наши зеленые друзья»

Выставка. Защита семейной стенгазеты.

Раздел 3. Растения луга.(6 часов)

Игра «Найди, о чём расскажу»

Лото «Растения луга»

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Работа со словарем по естествознанию, определителем растений на основе иллюстраций. Использование собранного природного материала.

Изготовление книжек-малышек о лекарственных растениях.

Использование готовой модели для описаний свойств растений. Изготовление книжек-малышек.

Занятие-сказка «Старый подорожник».

Инсценирование сказки «Старый подорожник».

Составление гербария.

Дать понятие гербарий. Работа в группах. Составление гербария.

Раздел 4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных трав. (12 часов)

Круглый стол «Мое здоровье в моих руках»

Обсуждения правил здорового образа жизни, правил поведения в мире природы и людей, элементарных норм адекватного природокультуросообразного поведения в окружающей природной социальной среде.

Свойства целебных трав.

Знакомство со сборами лекарственных трав. Использование простейшего лабораторного оборудования. Работа с естественно - научным текстом «Лекарственные растения» на электронном носителе. Экскурсия в аптеку.

Бабушкины рецепты.

Знакомство с использованием народных рецептов для лечения болезней в семье. Знакомство с лекарственными растениями нашего региона и рецепты их использования. Изготовление отвара и настоя для сохранения красоты и здоровья.

Фитотерапия.

Дать понятие - фитотерапия. Значение фитотерапии для здоровья человека. Знакомство с памятками народных рецептов. Практическая работа «Изготовление фиточая».

Болен – лечись, здоров – берегись!

Обучение простым навыкам самоконтроля самочувствия для сохранения и укрепления здоровья. Рекомендации использования лекарственных трав при различных заболеваниях.

Викторина «Польза лекарственных растений»

Актуализация знаний учащихся о лекарственных растениях.

Заключительное занятие. Семейные посиделки «В гостях у самовара. Пьем фиточай».

Выставка поделок учащихся. Исполнение стихов, песен о природе. Инсценировка «Душистый чай». Игры и конкурсы. Чаепитие.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • диагностика (текущая, промежуточная, итоговая)

  • защита проектов;

  • «круглый стол»;

  • выставка стенгазет, альбомов детских рисунков;

  • составление гербария.

Название раздела

Количество часов

1.

Лекарственные растения моей малой Родины

9

2.

В гостях у леса.

6

3.

Растения луга.

6

4.

Узнаем больше целебных свойствах о лекарственных травах

12

Итого:

33

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир лекарственных растений»

(Общеинтеллектуальное направление)

Срок реализации – 1 год.

Возраст обучающихся – 6 – 8 лет.

Составитель:

Евсюкова Людмила Владимировна,

первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Письмом Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы внеурочной деятельности Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011), с учётом Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (БелРИПКППС, «Изучение эффективности внеурочной деятельности учащихся начальных классов» Белгород, 2011) и рекомендаций инструктивно - методического письма.

Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширя­ются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педа­гога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельнос­ти людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютер­ной техники может в значительной мере повысить эффек­тивность самостоятельной работы детей в процессе поис­ково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практи­ческую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-иссле­довательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в обществен­но полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель программы состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных расте­ний дома и т.д.

Содержание программы носит личностно ориентирован­ный, деятельностный и развивающий характер.

Возраст детей и продолжительность реализации программы

Программа «Мир лекарственных растений» предназна­чена для работы в разновозрастной группе детей 6—8 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану образовательного учреждения.

Авторская программа рассчитана на 140 часов, а рабочая программа – на 33 часа. Поэтому внесены следующие изменения: раздел «Вводное занятие сокращён на 3 часа, материалы разделов «Сбор и хранение лекарственного сырья» и «Использование лекарственного сырья» частично включены в изучаемые темы.

Формы подведения итогов

Подведение итогов деятельности обучающихся про­водится в форме демонстрации составленных гербариев лекарственных растений, защите проектов и выпуске школьной газеты «Лекарственные растения нашего края».

Учебно-методический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Культурные лекарственные растения

14

4

10

3

Дикорастущие лекарствен­ные растения

18

4

14

Итого

33

9

24

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Прак-

тика

По плану

Факти-

чески

Вводное занятие

1

1

1

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

1

Культурные лекарственные растения

14

4

10

2

Плодовые культуры, имеющие лекарственные свойства: шиповник, чёрная смородина, малина, облепиха.

1

3

Практическая работа: сбор плодов шиповника.

1

4

Практическая работа: приготовление морса из чёрной смородины.

1

5

Цветочно-декоративные растения: календула, сирень, боярышник.

1

6

Экскурсия на пришкольный участок для сбора цветов календулы.

1

7

Практическая работа: сбор плодов боярышника.

1

8

Овощные культуры, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста, свёкла, картофель, лук, чеснок.

1

9

Практическая работа: приготовление свежего сока моркови.

1

10

Практическая работа: приготовление витаминного салата.

1

11

Комнатные лекарственные растения: алоэ, герань, каланхоэ.

1

12

Экскурсия по школе для выявления лекарственных комнатных растений.

1

13

Практическая работа: иллюстрированный рассказ о комнатном лекарственном растении (по выбору).

1

14,

15

Подготовка и защита проектов «Культурные лекарственные растения»

2

Дикорастущие лекарственные растения

18

4

14

16

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, тополь черёмуха, каштан.

1

17

Экскурсия в парк для сбора почек берёзы и тополя.

1

18

Сбор сырья для гербария.

1

19,

20

Составление гербария лекарственных растений леса.

2

21,

22

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка, полынь горькая, мать-и-мачеха.

2

-

23,

24

Практическая работа: сбор лекарственных растений луга.

2

25,

26

Составление гербария лекарственных растений луга.

2

27

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник, лопух, пастушья сумка.

1

28

Экскурсия по селу для выявления рудеральных растений местности.

1

29,

30

Практическая работа: сбор рудеральных лекарственных растений.

2

31

Составление гербария рудеральных лекарственных растений.

1

32

Проект: «Дикорастущие лекарственные растения нашего края»

1

33

Выпуск школьной газеты «Лекарственные растения нашего края»

1

Содержание программы

1. Вводное занятие

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

2. Культурные лекарственные растения

Овощные культурные растения, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чес­нок. Плодовые культуры: чёрная смородина, малина, шиповник, облепиха.

Цветочно-декоратив­ные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения: алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ.

Общее представление об интенсивных технологиях возде­лывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.

Практическая работа: экскурсия с целью сбора лекарственного сырья; приготовление свежего сока моркови, а также витаминного салата из овощей; подготовка сообщений о комнатных лекарственных растениях.

3. Дикорастущие лекарственные растения

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, тополь, каштан.

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка лекарственная, полынь горькая, мать-и-мачеха.

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник большой, лопух, пастушья сумка.

Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы и тополя; на луг для сбора цветков и листьев тысячелистника, ромашки, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просё­лочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения; подготовка и защита проектов, выпуск школьной газеты.

Литература

1. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.

2. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.

3. Экология: энциклопедия. — М., 2008.

4. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. СПб., 2006.

Интернет ресурсы: http: //www.floranimal.ru

multiurok.ru

Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» страница 6

проектор

рефлексия

2.

Занятие-экскурсия «Во поле берёзка стояла».

экскурсия

практический

наглядный,

наблюдения

костюмы, художественная литература

фотокамера

рефлексия

3.

Ель и сосна-лекарственные растения.

лабораторная работа, работа в парах

объяснительно-

практический

Простейшее лабораторное оборудованиеизмерительные приборы

видеокамера

рефлексия

4.

Отгадай загадку леса.

Работа в парах

объяснительный,

практический

Памятки,

модель дерева

компьютер,

мультимедийный

проектор

выработка правил

5.

Семейная стенгазета «Наши зеленые друзья»

проект

наглядный,

практический

Ватман, краски, вырезки из журналов, природный материал

фотоаппарат

выработка правил

3. Растения луга.- 6 часов

1.

Игра «Найди, о чём расскажу»

групповая

игровой

раздаточный материал

-

рефлексия

2.

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

занятие-практикум

Проблемно - поисковый

раздаточный материал, сбор засушенных растений

-

рефлексия

3.

Изготовление книжек-малышек о лекарственных растениях.

занятие-практикум, диагностика

объяснительно-

практический

Фотографиицв. бумага, цв. карандаши, клей

компьютер

мультимедийный

проектор

Работы учащихся

4.

Занятие-сказка

«Старый подорожник

Инсценирование сказки

наглядный,

творческий

Костюмы, декорации

компьютер

мультимедийный

проектор

рефлексия

5.

Составление гербария.

занятие-практикум

наглядный,

творческий

раздаточный материал, сбор засушенных растений

компьютер

мультимедийный

проектор

Работы учащихся

4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных трав.- 12 часов

1.

Круглый стол «Мое здоровье в моих руках»

этическая беседа

объяснительно- иллюстративный наглядный

видеозаписи раздаточный материал

компьютер

мультимедийный

проектор

выработка правил

2.

Свойства целебных трав.

занятие-практикум, экскурсия

объяснительный,

практический, наглядный

памятки

компьютер

мультимедийный

проектор, фотоаппарат

выработка правил

3.

Бабушкины рецепты.

занятие-практикум,

объяснительно- иллюстративный наглядный практический

видеозаписи раздаточный материал

компьютер

мультимедийный

проектор, фотоаппарат

выработка правил

4.

Фитотерапия.

практикум

объяснительно- иллюстративный наглядный

практический

видеозаписи раздаточный материал

компьютер

мультимедийный

проектор

выработка правил

5.

Болен – лечись, здоров – берегись!

практикум

наглядный,

практический

игровой

дидактические

карточки

фотографии

компьютер

мультимедийный

проектор,

выработка правил

6.

Викторина «Польза лекарственных растений»

диагностика

наглядный,

практический

игровой

дидактические

карточки, наглядный материал

компьютер

мультимедийный

проектор,

выработка правил

7.

Заключительное занятие.

Семейные посиделки «В гостях у самовара. Пьем фиточай»

Занятие - концерт

наглядный,

практический

игровой

Комтюмы, муз. инструменты,работы учащихся

компьютер

мультимедийный

проектор,

фотоаппарат,видеокамера

рефлексия

Список литературы

Литература, используемая педагогом:

  1. Костина Л. Лечение ромашкой. — М: ООО «АСС – Центр», ООО «Авеонт», 2009.

  2. Ошанин С. Л. Возвращение к травам. Дары природы / В. А. Солоухин, Л. В. Гарибова, А. Д. Турова и др. / сост. С. Л. Ошанин. — М.: Экономика, 2008.

  3. Рыжкова Н.П., Пикунов Е.Ю. Лекарственные растения: От А до Я. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 294 – 296 с.

  4. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева. – СПб., 2002

  5. Краеведение: пособие для учителя/ под редакцией А.В. Даринского. – М.,2007

  6. Флора европейской части СССР / Отв. ред. и ред. тома Н.Н. Цвелёв.. — РАН – Ботанический институт им. М.Л. Комарова. — СПб: Наука, 1994. — Т. 7. — с. 317 с. http://bibliotekar.ru/lekarstvennye/6/46.htm

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 3 класс

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО учителей Зам. Директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13

Протокол № ______ _________ О.П. Потехина ___________ Н.В. Линькова

«___»__________ 2017г. «___» ____________2017г. «___»__________ 2017г.

.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир лекарственных растений»

3 класс

Учитель: Филатова О.Б.

2017 г.

«Мир лекарственных растений»

Период реализации

2017-2018, 2018 -2019 уч.г.

Основание для разработки программы

Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19.12.2014года № 1599)

- Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Годового календарного графика КГКОУ ШИ №13 на 2017/2018 учебный год

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов КГКОУ ШИ №13

Цель программы

Расширение кругозора обучающихся, формирование личностных качеств в процессе знакомства с лекарственными растениями, практического применения знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи программы

  • Расширить знания детей о лекарственных растениях; их значении в жизни человека;

  • Научить детей использовать имеющиеся знания о лекарственных растениях в повседневной жизни;

  • Формировать умение работать индивидуально и в группе;

  • Воспитывать интерес к миру лекарственных растений, чувство бережного отношения к природе.

Перечень разделов

программы

  • Дикорастущие лекарственные растения Хабаровского края.

  • Разнообразие лекарственных растений.

  • Изучение лекарственных растений для будущей клумбы.

  • Практическая работа над проектом «Аптечная клумба».

Ожидаемые результаты

- Знать правила безопасного поведения и обращения с лекарственными растениями в природе;

- Знать и называть изученные лекарственные травы, их лечебные свойства;

- Уметь отличать знакомые лекарственные растения по запаху, внешнему виду;

- Выполнять практические действия: сеять, ухаживать за рассадой, высаживать растения на клумбу, ровнять почву после перекопки детскими граблями, оформлять клумбу;

- Научиться создавать и оформлять клумбу лекарственных растений;

- Иметь представления о сборе и хранении лекарственных растений;

- Иметь представления о применении выращенных лекарственных растений в повседневной жизни;

- Научиться понимать и выполнять задания в рабочей тетради;

- Уметь работать в группе и самостоятельно;

Пояснительная записка

В условиях перехода российского образования на Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта