Внешнее строение растений. Подборка материалов к уроку по теме "Ботаника - наука о растениях. Внешнее строение и общая характеристика растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Царство Растения Внешнее строение и общая характеристика растений. Внешнее строение растений


Разнообразие внешнего строения растений — Науколандия

Растительный мир огромный и разнообразный. Растения отличаются между собой по многим признакам, в том числе по строению и размножению.

Среди растений есть очень простые, у которых нет отдельных органов, таких как корень, листья, стебель. К таким низшим растениям принадлежат различные водоросли.

Если у растения есть листья, стебли и корни, то такое растение называют высшим. Самыми простыми высшими растениями являются мхи, потом идут папоротники, хвощи и плауны и семенные растения. Семенные растения бывают голосеменными и покрытосеменными. Все это отделы растений. Каждый отдел имеет свои особенности строения.

Зеленые водорослиЗеленые водорослиКрасные водоросли

Красные водорослиБурые водорослиБурые водоросли

Органы растений выполняют различные функции. Те органы, которые выполняют функции, связанные с питанием, ростом, обменом веществ с окружающей средой, называются вегетативными. Вегетативные органы образуют тело растения.

К вегетативным органам относятся корень и побег. Корень удерживает растение в почве и поглощает из почвы воду и минеральные вещества. Побег получает все необходимое из воздушной среды.

В свою очередь, побег — это составной орган. Он состоит из таких органов как стебель, листья и почки. Все эти части связаны между собой.

Нередко с помощью частей корня или побега растения могут размножаться. Такое размножение называется вегетативным.

У споровых растений (мхов, папоротников, хвощей и плаунов) на побегах есть особые образования, в которых образуются споры. С помощью спор растения размножаются и расселяются. Споры представляют собой клетки шарообразной или овальной формы. Они легкие и сухие, поэтому легко разносятся ветром и текущей водой на большие расстояния. Когда спора попадает в благоприятные условия, она прорастает и дает начало новому растению. И уже на этих растениях, появившихся из спор, развиваются половые клетки.

На многих растениях вырастают цветки, из которых потом развиваются плоды с семенами внутри. Цветок, плод и семена относятся к генеративным органам растений. Генеративные органы служат растению для полового размножения.

В генеративных органах растений формируются мужские и женские гаметы (половые клетки). Женские гаметы образуются в завязи пестика цветка, мужские — в пыльце тычинок. Когда пыльца попадает на пестик, происходит опыление цветка, после происходит оплодотворение, образуются семена и плод.

Не все растения, которые образуют семена, образуют при этом и цветки. Голосеменные растения образуют семена, но не образуют цветков. Те же растения, которые образуют и цветы и семена, называются цветковыми.

К голосеменным относятся хвойные растения. Среди прочих отличий их листья имеют форму игл. К таким растениям относятся сосна, ель, лиственница и др. Семена у них развиваются в шишках, где лежат на чешуях открыто. Поэтому эти растения и называют голосеменными.

Все растения зеленые. Это связано с тем, что в их клетках содержится особое вещество хлорофилл. Благодаря ему растения могут синтезировать органические вещества из неорганических. Это происходит только на свету, и при этом выделяется кислород. Именно растения обогатили атмосферу Земли кислородом, благодаря которому дышим и мы.

scienceland.info

как устроены корень, стебель, цветок и плоды плодово-ягодных культур

Полодовые растения на видео.

С краткой характеристикой внешнего строения растений знакомят ещё в начальных классах, но детям эти сведения преподносятся схематично, для общего развития, и воспринимаются они соответственно. Позже, когда человек начинает непосредственно заниматься земледелием, знания об особенностях строения плодово-ягодных растений ему нужны уже профильные, чтобы эта информация пригодилась при выполнении садово-огородных работ.

Основное предназначение любительских садов — обеспечить свою семью в течение года свежими и консервированными плодами и ягодами. Поэтому породно-сортовой состав сада должен быть разнообразным.

Земельный участок, занимаемый под сад, всегда невелик, и поэтому с учетом личных пристрастий хозяев сорта и породы необходимо тщательно подбирать. Садовод-любитель должен учитывать регион, месторасположение участка и знать породно-сортовое районирование, которое для каждого региона абсолютно разное.

Типичный набор пород для личных приусадебных садов состоит в основном из яблонь и груш, вишни и сливы, из ягодных — земляники, смородины, малины и крыжовника. Для южных регионов приемлемо дополнительное выращивание айвы, черешни, алычи крупноплодной, абрикоса, персика и др.

Для успешного выращивания этих культур нужно знать многое об этих породах и сортах.

Итак, если вы уже не новичок в садово-огородном деле и перезнакомились с массой специальной литературы, пора углубить свои знания. А именно – узнать об особенностях внешнего строения плодово-ягодных растений.

Корневая система растений: схема внешнего строения корня

Место перехода штамба в корни называется корневой шейкой, от которой отходят корни у большинства плодовых культур.

В строение корневой системы растений входят скелетные корни и активные корневые волоски. Скелетные корни (остов, скелет) предназначены для удержания всего дерева в почве, способствуют передвижению воды и питательных веществ в крону, имеют определенную длину и толщину, уходят в глубину и ширину. Обратите внимание на строение скелетных корней растений – они покрыты обрастающими корнями, обычно это небольшие белые корешки, главная роль которых — всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами.

Здесь представлена схема строения корня плодово-ягодных растений:

Вместе с тем сейчас отдельные породы могут выращиваться на вегетативно-размножаемых (клоновых) подвоях, у которых практически слабо выражены или вообще отсутствуют скелетные корни. В этих случаях внешнее строение корневой системы представлено множеством корней, обрастающих крупную мочку. Такая корневая система плохо удерживает надземную часть в вертикальном положении и в саду под нагрузкой урожая бывают не только наклоны, но и падение деревьев.

У разных пород корневая система занимает определенную площадь. У яблони, груши, сливы, абрикоса, черешни и других плодовых корневая система выходит далеко за пределы кроны и занимает площадь в 1,5 раза больше, чем проекция кроны. Такая корневая система не только выполняет механическую роль по удержанию деревьев в вертикальном положении, но и противостоит неблагоприятным погодным условиям.

Говоря об особенностях строения корней растений, важно отметить, что они не спят в осенне-зимний период, а в самом незначительном количестве подает воду и питательные вещества в надземную часть, т. е. в крону дерева или куста.

Каждому садоводу-любителю важно знать, что чем толще корень по своему объему, тем хуже он восстанавливается при механическом повреждении. Установлено, что при повреждении корней толщиной в диаметре два и более сантиметра раны плохо зарастают и на них не образуется новых корней. Эту особенность и нужно учитывать при перекопке междурядий сада.

У ягодников — смородины и крыжовника — корневая система определяется по периметру кроны, концам ветвей.

Что касается малины, то ее корневая система располагается очень близко к поверхности почвы и далеко разрастается по сторонам, образуя новый побег и новое растение.

О внешнем строении корня такого растения, как земляника, можно сказать однозначно, что ее корневая система мочковатая и полностью находится под кустом. Все корни расположены в приземном слое на глубине не более 30 см. Это большой минус, так как такая корневая система сильно подвергается воздействию неблагоприятных погодных условий; зимой возможны промерзание и вымокание или выпревание, а впоследствии весной и выпирание кустов. Летом в жаркую погоду при отсутствии атмосферных осадков земляника может выгорать.

Рекомендуется сразу по окончании плодоношения ягодных культур провести аккуратную перекопку почвы, не повреждая их поверхностную корневую систему.

В дальнейшем работы по уходу за корневой системой нужно проводить так, чтобы ее развитие и мощность напрямик способствовали развитию надземной части как плодовых деревьев, так и кустарников.

Главная задача садовода — способствовать повышению плодородия почвы, ее влажности, а это прямой путь к обильному плодоношению.

Ниже речь пойдет об особенностях строения стебля растений.

Особенности строения стебля древесных и травянистых форм растений

Надземная часть растения расположена выше корневой шейки и имеется как у деревьев, так и кустарников. Стебель растения — это вертикально расположенная часть, несущая на себе ветви.

В строение стебля растений входят штамб и центральный проводник. От ствола отходят основные ветви (сучья). Их называют ветвями первого порядка, на них — обрастающие ветки второго и последующих порядков.

Ветви со всеми своими разветвлениями и обрастающими ветвями образуют крону.

Основная группа плодовых пород представлена в виде древесной формы. Это представители семечковых пород яблоня и груша, а из косточковых — вишня, черешня, абрикос, персик, слива и др.

Характерной особенностью строения стебля древесных форм растений является способность развивать свою надземную часть на одном стволе.

Земляника является травянистым растением, и строение стебля у неё соответствующее: однолетние рожки с пазушными и верхушечными почками, листьями, цветоносами, усами и розетками.

Смородина и крыжовник — кустарники, малину относят к полукустарникам. Кустарники дают много стеблей, образуют мощный куст и живут довольно долго. Полукустарники отличаются от кустарников тем, что их стебли, также образующие куст, живут не более двух лет. Например, малина первый год дала побег, после перезимовки отплодоносила и нужно старый побег вырезать, так как уже растет новый.

Говоря о строении плодовых растений, в зависимости от породы различают несколько типов ветвей и веточек:

  • У семечковых пород — кольчатки, копьеца, плодовые прутики.
  • У косточковых — букетные веточки, шпорцы, однолетние плодовые ветви, у ягодников — кольчатки.
  • Кольчатки — самые короткие плодовые веточки (3-5 см).
  • Плодовый прутик — веточка длиной от 5 до 15 см, заканчивающаяся плодовой почкой.
  • Шпорцы — у сливы, алычи, абрикоса.

Далее вы узнаете, каково строение листьев и цветков растения.

Каково строение листьев и цветков растения

Листья. У растений всех пород имеются только зеленые листья. Признак того, что растение здорово — наличие яркоокрашенного зеленого листа

Листья с помощью углекислого газа, воздуха и света, минеральных веществ, поступающих с помощью корневой системы из почвы, вырабатывают сложные органические вещества, крайне необходимые для всех жизненных процессов, происходящих в растении.

Отсюда следует, что садовод-любитель должен приложить максимум усилий к сохранению листового аппарата от повреждения неблагоприятными погодными условиями: возвратными заморозками, градом, а также вредителями и болезнями.

Цветки и соцветия. Научно установлен такой факт, что цветки являются органами семенного (полового) размножения. Основные органы строения цветка растений — это тычинки (мужское начало) и пестик (женское). Из школьного курса ботаники известно, что в пестике есть завязь, в которой находятся семяпочки. Пыльца из тычинок попадает на пестик, оплодотворяет семяпочку, из которой впоследствии развиваются семена. Кроме того, разрастается цветоложе, и все в совокупности образует плод. В цветке яблони, груши, айвы, сливы, вишни, черешни, абрикоса, земляники, смородины и крыжовника имеется только одна завязь, следовательно, развивается только одна завязь. У малины цветок имеет несколько завязей. Семяпочек в завязи может быть несколько (яблоня, груша, смородина, крыжовник) или одна (вишня, слива и др.).

Заключительный раздел статьи посвящен основным особенностям строения плодов и семян растений.

Основные особенности строения плодов и семян растений

Завязи цветков разрастаются после оплодотворения семяпочек и дают плоды. Семена развиваются в плоде из семяпочки одновременно с самим плодом. Они заключены в сочный или сухой околоплодник. В строение плодов растений входит не только завязь, но и цветоложе, чашечка или несколько цветков одновременно (соцветие). Поэтому образовавшиеся плоды подразделяют на настоящие, ложные, сборные и соплодия.

Настоящие плоды — у косточковых пород, в их образовании принимает участие только завязь.

Часть околоплодника одревесневшая (косточка), поэтому их называют костянками.

У смородины, крыжовника и некоторых других плод — это ягода, которую также относят к ягодам и к группе настоящих плодов.

Следует заметить, что у фундука, каштана сладкого плод — орех.

Ложные плоды отмечают у семечковых пород, так как в их развитии вместе с завязью участвуют цветоложе и чашечка. Такой плод классифицируют как яблоко.

Считают, что плоды ореха грецкого являются ложными костянками.

Сборные плоды развиваются на общем цветоложе, где близко расположенные один к другому пестики разрослись, сомкнулись и образовали сборный, сочный плод. У земляники и клубники плод — сборная семянка, у малины и ежевики — сборная костянка.

Соплодия — у инжира, шелковицы и жимолости съедобной. Ягоды у них образуются из целых соцветий путем срастания, а не смыкания цветков одного и того же соцветия, как у сборных плодов.

В строение семян и плодов растений входит семенная оболочка, запас питательных веществ и зародыш. К примеру, при набухании любого семени плодовых даже не вооруженным глазом можно увидеть первичный корешок, миниатюрную почку и две семядоли зародышей первичных листьев.

Все вышеперечисленные плодовые и ягодные культуры — многолетники, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими десятками лет.

Плодовые деревья могут очень долго не плодоносить. К примеру, яблоня дает первые плоды на 4-5 год при условии, что привита на парадизке, а если на сильнорослых подвоях (такой сорт, как Пепин Черненко), то и через 10-12 лет. Поздно вступает в плодоношение и слива. Редкое исключение — алыча крупноплодная. Например, сорт Кубанская комета дает урожай уже на второй год.

Ягодники вступают в пору плодоношения значительно раньше: земляника может дать плоды в первый же год после посадки, малина — на следующий год, смородина, крыжовник — на 3-м году после посадки в сад. Отсюда следует, что и продолжительность их жизни в сравнении с плодовыми древесными растениями намного короче.

kvetok.ru

Ботаника: морфология и анатомия растений

В статье поговорим об анатомии растений. Мы подробно рассмотрим эту тему и попытаемся разобраться в вопросе. Растения окружают нас с самого рождения, поэтому полезно узнать о них что-то новое.

О чём идёт речь?

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у которых есть специальная проводящая ткань, она же ксилема. В эту группу относят хвощи, голосеменные и цветковые растения и плауны.

История

Впервые анатомия растений была затронута в трудах Теофраста еще в V веке до нашей эры. Он уже тогда описывал важные структурные части, а именно стебель, ветви, цветки, корни и плоды. Этот автор считал, что корень, сердцевина и древесина являются основными растительными тканями. В принципе, можно сказать, что такие представления сохранились и до нашего времени.

анатомия растений

Средние века

В Средние века и после них исследования анатомии растений продолжались. Так, в 1665 году Р. Гук благодаря микроскопу открыл клетку. Это стало большим прорывом и позволило исследовать новые горизонты в данном вопросе. Н. Грю 1682 году написал труд, в котором подробно описал микроскопическое строение многих растительных структур. В своей работе он все факты проиллюстрировал. Осветил некоторые сложные моменты касательно переплетения тканей. В 1831 году Х. фон Моль исследовал проводящие пучки в корнях, стебле, листьях. Спустя два года К. Санио смог выяснить происхождение камбиев. Таким образом, он показал, что ежегодно появляются новые цилиндры флоэмы и ксилемы. Отметим, что флоэма — это ткань, которая может транспортировать в растениях органические вещества. В 1877 году Антон де Бари опубликовал свою работу под названием «Сравнительная анатомия вегетативных органов явнобрачных и папоротников». Это был классический труд по анатомии растений. Но здесь он упорядочил весь собранный к тому времени материал и подробно его изложил.

В прошлом веке развитие анатомии и морфологии растений шло очень быстро наряду с другими отраслями. Оно было тесно связано с большим прогрессом во всех биологических науках, который был обусловлен созданием новейших и универсальных методов исследований.

анатомия и морфология растений

Анатомия

Что такое анатомия растений? Ботаники считают, что это подраздел их науки. Изучает она строение растений не в целом, а только на уровне клеток и тканей, а также развитие и расположение тканей в определенных органах. Также сюда входит понятие гистологии растений, которое подразумевает изучения строения, развития и функционирования их тканей.

Анатомия в целом является составной частью морфологии, но в узком смысле она концентрируется на изучении строения и образования растений на макроскопическом уровне. Эта дисциплина очень тесно переплетается с физиологией растений — разделом ботаники, который отвечает за закономерности процессов, протекающих в живых организмах.

Заметим, что конкретно изучение клеток растений позже выделилось в самостоятельную науку — цитологию.

объект изучения экологической анатомии растений

Изначально анатомия растений была тем же, что и морфология. Однако в середине прошлого века произошли серьезные открытия, которые позволили анатомии выделится в отдельную отрасль знаний. Информацию из этой сферы активно используют в растениеводстве и систематике.

Морфология

Морфология является разделом ботаники, который изучает законы строения и формообразования растений. При этом организмы рассматриваются в двух областях: эволюционно-исторической и индивидуальной (онтогенез).

Важная задача этого направления состоит в том, чтобы описать и назвать все органы и ткани растения. Ещё одна задача морфологии кроется в изучении отдельных процессов для установления особенностей морфогенеза.

анатомия корня растения

Морфологию условно делят на микро- и макроуровень. К микроморфологии относят те области знаний, которые изучают организмы при помощи микроскопа (цитология, эмбриология, анатомия, гистология). Макроморфология включает разделы, занимающиеся изучением внешнего строения растений в целом. В этом случае методы микроскопии совершенно не основные.

Анатомия листа растения

Лист состоит из эпидермы, жилки и мезофилла. Эпидермис — это такой слой клеток, который защищает растение от различного неблагоприятного воздействия и чрезмерного испарения воды. Иногда слой эпидермиса дополнительно покрыт кутикулой. Мезофилл — это внутренняя ткань, суть которой заключается в фотосинтезе. Сеть жилок образовывается благодаря проводящей ткани. Она состоит из ситовидных трубок и сосудов, которые нужны для перемещения солей, механических элементов и сахаров.

Устьица — это группа клеток, которая располагается на нижней поверхности листков. Благодаря им происходит газообмен и испарение лишней воды.

Мы рассмотрели анатомию высших растений, а теперь уделим внимание морфологии. Листья состоят из черешка, прилистников и лопасти. Кстати, место, где стебель примыкает к черешку, называют влагалищем растения.

анатомия листа растения

Основные типы листьев

Рассмотрев анатомию и морфологию высших растений, остановимся на отдельных видах листков. Они бывают папоротниковые, хвойные, покрытосеменные, плауновидные и обвёрточные. Таким образом, мы понимаем, что листья классифицируют по типу растения, у которого они проявлены ярче всего.

Стебель

Заканчивая изучать анатомию органов растений, поговорим о стебле. Он представляет собой осевую часть, на которой расположены листья и репродуктивные органы. Для надземных образований стебель является опорой, которая обеспечивает поступление не только воды, но и органических веществ в разные зоны растения. Если стебли зеленые, как у кактусов, значит, они способны к фотосинтезу. Важная задача этого органа в том, что он способен накапливать в себе полезные вещества, которые некоторым растениям необходимы для вегетативного размножения.

Как мы говорили выше, верхняя часть стебля прикрыта специальным мешочком. Он состоит из множества делящихся клеток, которые нарастают друг на друге. Занимательно, что здесь же формируются зачатки листьев. Они накладываются друг на друга, а после растягиваются и превращаются в междоузлия. Заметим, что этот «колпачок» стебля, или его апикальная меристема, изучена максимально подробно, в отличие от других зон. От стелы отходят сосудистые пучки, которые называют листовыми следами. Кстати, между ними флоэма и ксилема не формируются. Замечено, что, эволюционируя, растения удлиняют высоту листовых следов, таким образом превращая листовую стелу в цилиндр, опутанный сосудистыми пучками.

Мы рассмотрели объекты изучения экологической анатомии растений и поняли, как сложно растение, на первый взгляд кажущееся таким примитивным. Анатомия и морфология необходимы не только для теории ботаники, но и для практических целей. Так, зная в совершенстве эту тему, можно с лёгкостью собирать и правильно готовить целебные травы.

Клетка

Заметим, что при том, что внешнее разнообразие растений очень велико и необъятно, их клетки во многом схожи. Для того чтобы целостно рассмотреть внутреннее строение организма, сначала нужно узнать об организации клеток и их типах. Итак, что же такое клетка? Известно, что она состоит из протоплазмы, которая окружена жесткой оболочкой, а именно клеточной стенкой. Она образуется из целлюлозы и пектиновых веществ, которые секретирует протоплазма. Многие клетки после того, как перестают расти, откладывают на своей внутренней стороне, то есть на первичной стенке клетки, вторичную стенку.

А что же такое протоплазма? Это обычная смесь сахаров, жиров, воды, кислот, белков, солей и ещё множества других веществ. Именно благодаря разумному распределению их всех по частям клетки растение может выполнять какие-то жизненные функции. Если рассматривать протоплазму под микроскопом, то можно заметить, что она делится на ядро и цитоплазму. В последней находятся пластиды. Ядро представляет собой округлое тело, которое окружено двойной мембраной. В нём содержится генетический материал. Ядро контролирует химические процессы в клетке и оказывает на них влияние. Цитоплазмой называют такое вещество, которое содержит в себе огромное число запутанных структур, свойственных только растениям. Отметим, что бесцветные пластиды, или лейкопласты, а также питательные вещества необходимы для обеспечения жизнедеятельности растения. В зеленых пластидах, или хлоропластах, происходит фотосинтез сахаров. Стоит сказать, что старые клетки имеют немного другое строение. Так, их центральная часть, которая окружена мембраной, примыкает к клеточной стенке. Заметим, что происхождение любых типов клетки растения идёт именно от тех, которые мы рассмотрели подробно выше.

 высшие растения анатомия и морфология

Ткани

Анатомию и морфологию растений можно рассматривать в разрезе тканей. Растительные организмы делятся на некоторые зоны, особенности которых во многом определяются типом и расположением клеток. Такие участки и называют тканями. Если опираться на классическое определение, то можно понять, что ткани классифицируются по структуре, происхождению, функциям. Отметим, что функции могут иногда совпадать. Они могут быть ограничены друг от друга и не всегда однородны. Из-за этого классифицировать ткани очень трудно, поэтому в современном мире, когда речь заходит об этом, говорят о конкретно названных растениях. Можно сказать, что в таком случае растения рассматриваются в топографическом смысле.

При рассмотрении его при поперечном срезе корня и стебля от периферии к центру обычно выделяют такие важные зоны, как эпидермис, проводящий цилиндр, корень и центральная сердцевина.

анатомия органов растений

Корень

Рассмотрение анатомии корня растения начнем с определения. Итак, это часть растения, у которой нет листвы. Она поглощает из почвы или какой-либо другой среды воду и питательные вещества. Корень может удерживать влагу и органические вещества в субстрате. При этом для некоторых растений он является основным запасающим органом. Такое наблюдается у свеклы, моркови.

Если рассматривать корень, то в нём четко отличаются такие зоны, как стела и кора. Они растут и развиваются благодаря делению и разнообразию клеток верхушечной меристемы. Так называют некоторые группы клеток, которые сохраняют способность к делению и могут воспроизводить неделящиеся клетки. Благодаря этой системе укрепляется корневой чехлик, который фиксирует конец корня, защищая его таким образом от различных повреждений во время погружения в почву. Отметим, что рост, деление и дифференцирование клеток — это естественный процесс, благодаря которому по вертикали можно отметить зоны созревания и растяжения. На этом уровне можно довольно подробно проследить стадии развития эпидермиса, стелы и коры. Над зоной растяжения, кстати, есть продолговатые выросты в форме цилиндра, которые называют корневыми волосками. Благодаря им всасывающие способности значительно увеличиваются.

Стела

Действительно, удивительная наука ботаника. Морфология и анатомия растений открывают совершенно иной взгляд на весь известный нам растительный мир. Как мы уже знаем, составляющие стелы — это ксилема и флоэма. Первая располагается ближе всего к центру. Отметим также, что чаще всего сердцевина в корнях отсутствует, но даже если она встречается, то это происходит у однодольных растений чаще, чем у двудольных. Боковые стебли формируются в перицикле и таким образом пробивают себе путь сквозь кору. Если корень может расти вширь, то между флоэмой и ксилемой образуется вторичный слой — камбий. Если отмечается усиленный рост в толщину, то кора и эпидермис чаще всего отмирают. Одновременно с этим в перицикле формируется пробковый камбий, который является защитный слоем для корня, то есть «пробкой».

fb.ru

Подборка материалов к уроку по теме "Ботаника

Тест «Введение. Ботаника как наука. Внешнее строение растений»

А. Тест с вариантами ответа «да – нет»

Время выполнения: 5 минут

Количество вопросов: 10

Шкала оценивания: 0-10 баллов

Перевод шкалы в 5-ти балльную:

Менее 5 баллов

5-6 баллов

7-8 баллов

9-10 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

  1. Зеленые растения относятся к автотрофам.

  2. Все растения многоклеточные.

  3. Сосна сибирская относится к голосеменным растениям.

  4. Раздел ботаники, изучающий внешний облик растения, называется анатомией.

  5. Корень – вегетативный орган растений.

  6. Для растений характерен неограниченный рост.

  7. Папоротники размножаются семенами.

  8. Водоросли не имеют разделения тела на ткани и органы.

  9. Все водные растения – водоросли.

  10. Цветок и плод – генеративные органы растения.

Матрица ответов:

Б. Тест с выбором 1 правильного ответа

Время выполнения: 5 минут

Количество вопросов: 10

Шкала оценивания: 0-10 баллов

Перевод шкалы в 5-ти балльную:

Менее 5 баллов

5-6 баллов

7-8 баллов

9-10 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

  1. Организмы, обладающие неограниченным ростом и способностью к фотосинтезу, относятся к царству: А) грибы В) растения С) животные Д) бактерии

  2. К реликтовым растениям относят:

А) гинкго двулопастное В) ромашку аптечную С) ламинарию Д)одуванчик лекарственный

  1. Кукурузу и рис в зависимости от хозяйственного использования выделяют в группу:

А) масличных В) волокнистых С) зернобобовых Д) хлебных злаков

  1. Побег – это

А)стебель с листьями В)только листья С)стебель с почками Д)стебель с листьями и почками

  1. К одноклеточным растениям относится

А) береза пушистая В) ламинария С) хламидомонада Д) щитовник мужской

  1. Родоначальником ботаники принято считать

А) Аристотеля В) Теофраста С) Гераклита Д) Плиния Старшего

  1. Водоросли изучает раздел ботаники

А) альгология В) лихенология С) микология С) бриология

  1. Папоротник цветет

А) 1 раз в год В) 1 раз в жизни С) 2 раза в жизни Д) не цветет

  1. Экология растений изучает

А) распространение растений В) взаимоотношения со средой С) пути использования

  1. Для растений характерно наличие клеточной стенки из

А) целлюлозы В) хитина С) муреина Д) гликогена

Матрица ответов:

В. Тест с выбором нескольких правильных вариантов ответа (ответ записывается в алфавитном порядке)

Время выполнения: 10 минут

Количество вопросов: 5

Шкала оценивания: 0-15

Перевод шкалы оценивания в 5-тибалльную:

Менее 7 баллов

7-10 баллов

11-13 баллов

14-15 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

  1. Характерными признаками растений являются

А) ограниченный рост

В) способность к фотосинтезу

С) способность к движению

Д) клеточная стенка из целлюлозы

Е) наличие в клетке пластид

F) отсутствие клеточной стенки

  1. Из перечисленных растений выберите те, которые относят к высшим

А) ламинария

В) граб

С) ромашка лекарственная

Д) хлорелла

Е) василек

F) хламидомонада

  1. Особенностями низших растений являются

А) наличие тканей

В) отсутствие органов

С) тело представлено талломом

Д) наличие органов

Е) пигменты находятся в хроматофоре

F) пигменты находятся в хлоропластах

  1. Из перечня растений выберите те, что относятся к волокнистым культурам

А) пшеница

В) хлопчатник

С) вишня

Д) конопля

Е) хризантема

F) лен

  1. Вегетативными органами являются

А) корень

В) плод

С) семя

Д) почка

Е) лист

F) цветок

Матрица ответов:

Г. Тест с установлением соответствия и последовательности (ответ записывается в виде буквенной последовательности)

Время выполнения: 10 минут

Количество вопросов: 5

Шкала оценивания: 0-15

Перевод шкалы оценивания в 5-тибалльную:

Менее 7 баллов

7-10 баллов

11-13 баллов

14-15 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

  1. Установите соответствие между группами растений и их особенностями

2_тело представлено талломом

3_хлорофилл находится в хроматофорах

4_имеются хлоропласты

5_нет тканей

6_могут быть семенными и споровыми

А) высшие растения

В) низшие растения

  1. Установите соответствие между растениями и группой, к которой они относятся

2_водоросли

3_цветковые

4_папоротники

5_хвойные

6_плауны

А) споровые

В) семенные

  1. Установите соответствие между растениями и группой, к которой они относятся

2_лаванда

3_кукуруза

4_соя

5_олива

6_хлопчатник

А) хлебные злаки

В) плодовые

С) зернобобовые

Д) масличные

Е) волокнистые

F) эфиромасличные

  1. Установите соответствие между разделом ботаники и предметом его изучения

2_взаимоотношения со средой

3_внешний вид

4_классификацию растений

5_внутреннее строение

6_распространение

А) морфология

В) систематика

С) анатомия

Д) экология

Е) география

F) ботаническое ресурсоведение

  1. Установите правильную последовательность эволюции растений: А) цветковые В) одноклеточные водоросли С) папоротниковидные Д) многоклеточные водоросли Е) риниофиты F) голосеменные

Матрица ответов:

Д. Тест с кратким свободным ответом (записывается только недостающее слово)

Время выполнения: 10 минут

Количество вопросов: 10

Шкала оценивания: 0-10 баллов

Перевод шкалы в 5-ти балльную:

Менее 5 баллов

5-6 баллов

7-8 баллов

9-10 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

  1. Основоположником ботаники считают _______________

  2. Оливы по хозяйственному использованию относят к группе _____________ растений

  3. Тело водоросли называется _______________

  4. Ламинария - __________________ водоросль

  5. Растения обладают ___________________ ростом

  6. Клеточная стенка растений состоит из _______________

  7. По типу питания растения являются __________________

  8. Процесс создания растениями органических веществ называется _________________

  9. Зеленый пигмент растений называется _________________

  10. Первыми растениями суши считаются __________________

Матрица ответов:

Е. Найди ошибки в тексте (выписать номера предложений с ошибками и исправить их)

Время выполнения: 10 минут

Количество предложений: 5

Шкала оценивания: 0-10 баллов

Перевод шкалы в 5-ти балльную:

Менее 5 баллов

5-6 баллов

7-8 баллов

9-10 баллов

Неудовлетворительно (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

А.

1_Растения дышат, питаются, растут и размножаются. 2_При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 3_В результате процесса фотосинтеза растения используют органические соединения, окисляя их до углекислого газа и воды. 4_Все растения по типу питания автотрофные организмы. 5_Они аккумулируют солнечную энергию и передают ее другим организмам.

Б.

1_Органы растения обеспечивают жизнь единого организма. 2_Корни поглощают из почвы органические вещества. 3_Без веществ, которые образует корень невозможно образование хлорофилла. 4_Без хлорофилла не происходит процесс дыхания у растений. 5_Для фотосинтеза необходима вода, которая поступает к зеленым клеткам листа из корней.

Матрица ответов:

3_В результате процесса фотосинтеза растения используют создают органические соединения из углекислого газа и воды.

Б

2_Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.

4_Без хлорофилла не происходит процесс фотосинтеза у растений.

Литература (теория)

  1. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 класса общеобразовательных учреждений/ Т.И. Серебрякова и др. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с.

  2. Биология (О тех, кто растет, но не бегает). 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2012. – 240 с.

  3. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.

  4. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.

  5. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Ловягин и др. – М.: Баласс,2012. – 144 с.

  6. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Трайтак и др. – М.: Мнемозина, 2009. – 224 с.

  7. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова и др. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.

  8. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

  9. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  10. Биология. Полный курс: В 4 томах. Том 2. Ботаника/ Г.Л. Билич и др. – М.: Издательство Оникс, 2009. – 544 с.

  11. Биология. Учебное пособие/ И.Э. Алькамо – М.: ООО 2Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 315 с.

  12. Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 544с.

Литература (тесты)

  1. Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 544с.

  2. Биология: Подготовка к экзамену: 9 класс: Рекомендации и задания/ Г.С. Калинова и др.

  3. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ А.А. Каменский и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 349 с.

  4. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 63 с.

  5. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

infourok.ru

Особенности строения растений. Строение органов растений

Мы уже знаем, что все растения и цветы как живые организмы имеют свои органы. Из чего же состоят эти органы и каково строение органов растений?

строение растений -1

Давайте проведем маленький эксперимент. Аккуратно разрезав небольшую морковь, внимательно посмотрим на получившийся при этом срез. И что же мы увидим? Внутреннее строение моркови выглядит неоднородно. Имеются различные участки, которые отличаются по цвету и даже сочности. Такую же картину можно наблюдать и на пне свежеспиленного дерева. Там также имеются свои слои и кольца. Если с яблоком проделать такой же эксперимент, что и с морковью, то на срезе мы сможем наблюдать кожицу (кожуру), мякоть и такие очень характерные для яблока плотные пластиночки. Эти пластиночки окружают многочисленные семена.

Все это значит только одно – каждый орган растения имеет свое, присущее только ему строение.

Если вы захотели иметь у себя в доме различные растения и цветы, то вам просто необходимо будет в первую очередь сделать следующие оценки:

⇒ Дать оценку такому факту – имеется ли возможность у выбранных вами растений и цветов к росту, возможности цвести и размножаться.

⇒ Грамотно определить именно те части растений, которые подлежат удалению при обрезке.

⇒ Оценить все имеющиеся бракованные (больные) участки.

⇒ Правильно и точно понимать какие части у растений и цветов являются восполняемыми и их можно восстанавливать. И то, какие части могут быть потеряны навсегда. Итак, давайте разбираться.

Абсолютно все цветы и растения имеют 3 основных (главных) типа органов:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.

Корни, имеющиеся у цветов и растений.

Корни, имеющиеся у цветов и растений, служат для отбора «пищи», а также воды из той почвы, в которую вы определите их произрастать. Имеется у растений так называемый главный (основной) корень. На вид он выглядит как самый длинный (мощный) корень по сравнению с другими. Смотри фото:

корни 1корень 2-1корни 2

От главного корня в свою очередь тоже ответвляются корешки. Они называются – боковые корни. Бывают еще и придаточные корни, которые носят и другое название – адвентивные. Таким называют корни, способные образовывать стебель (например, у представителей «зеленой флоры», полученных из черешков, все имеющиеся корни только придаточные).

Заметки на память:

— Большинство комнатных «зеленых питомцев» (вернее их корни) вообще не обладают способностью образовывать стебли с прикрепленными к ним листьями. Поэтому, если вы видите, что от растения осталась одна единственная часть в виде корня, то оно (растение) неизменно погибнет.

— А вот потеря даже всех корней не приведет к таким фатальным для растения последствиям. При создании нужных условий, стебли вновь способны создавать уже новые корни.

Существуют растения, которые в состоянии покоя сами теряют свои корни. В этом случае пугаться не следует. Это вполне нормальный процесс и ему не стоит мешать. Такой процесс наблюдается у нарциссов, каладиумов и зантедехии.

Очень редко, но корни некоторых растений могут увеличиваться в размерах (утолщаться) и при этом выполнять функцию запасного хранилища для «пищи». Этот процесс наблюдается у таких наших «зеленых друзей» как традесканция и имбирные растения.

Стебли и листья растений и цветов.

К стеблям неизменно крепятся листочки. Это верно даже в том случае, когда мы видим будто бы самого стебля вообще нет. У тех представителей домашней флоры, у которых стебель очень маленький (или сильно укорочен – это сенполии, хаворции), листья образуют так называемую «прикорневую розетку». Смотри фото:

Сенполия сенполия

Хаворция хаворция

стебли 1-1стебли 2валериана -1

листья 1листья 3листья 2

Иногда некоторые растения имеют стебельки, которых не видно (они полностью прячутся под землей). Корневищами – вот так их называют (но не путайте это с корнями). И на таких корневищах всегда будут определяться почки, из которых впоследствии и будут развиваться уже новые стебли. Корневища имеются у аспидистры и сансевиерии. Смотри фото:

корневища 1-1корневища -2корневища 3-1

Очень толстый (упрятанный под землю) стебелек – называется клубнем. Такие клубни имеются у таких представителей наших домашних «питомцев» как каладиум, зантедехия и аморфофаллюс. Смотри фото:

клубни тапинамбура -1клубни 2-1клубни 3-1

Еще в арсенале растений имеются и такие представители, которые имеют укороченный стебель, покрытый основаниями листьев (разными по сочности). Вот такие стебли (вместе с листьями) носят название – луковицы. Луковицы имеются у эукомиса, гиппеаструма и кислицы Деппа. Смотри фото:

луковицы 1луковицы 2луковицы 3

Мы познакомились с органами растений и цветов. Узнали о корневищах, клубнях и луковицах.

Структура и строение побега. Основные функции побегов.

Побегом комнатных растений принято называть стебель, с прикрепленными к нему листочками. Наряду с листьями каждый побег имеет одну особенную часть, которую именуют верхушечной точкой роста. Такую точку называют меристема. Именно из меристемы и образуются новые листочки.

Давайте более подробно рассмотрим побег одного из комнатных растений. Можно взять, к примеру, традесканцию или герань.

побег

Вегетативные побеги в свой состав включают:

→ Стебли

→ Расположенные на стеблях листочки

→ Почки

Сами же почки имеют разное расположение. Одни почки расположены на самом кончике побега, поэтому их называют верхушечными. А те, которые имеются по бокам, носят название боковых почек. Пространство, которое образуется между листочком и располагающейся повыше него частью стебелька, носит название пазухи листа. Вот именно в этих пазухах листочков как раз и располагаются боковые почки. Поэтому их еще называют пазушными почками.

Узлом называются те части стеблей, к которым прикреплены листочек, и расположенная в его пазухе почка. Если взять ту часть стебля, которую мы наблюдаем между листочком и почкой, располагающейся в его пазухе, то такую часть называют междоузлием.

Все вышеперечисленные элементы показаны на фото — побег.

Заметки на память:

— В те моменты, когда имеются побеги, с которых уже осыпались все листья, то расположение узлов можно вычислить по тем отметинам (или рубцам), которые остаются от опавших листьев, или по почкам.

Суммируя все сказанное можно сделать однозначный вывод – вегетативные побеги в свой состав включают следующие части, которые имеют тенденцию все время повторяться по его длине (смотри на фото, расположенные выше):

  1. Узлы с листочками.
  2. Пазушные почки.
  3. Междоузлия.

Когда в процессе развития растения почки в пазухах листочков развиваются в побеги, то появление новой почки в том же самом узле, как правило, ждать больше не приходится.

Заметки на память:

— Проводя процедуры черенкования и обрезки, следует запомнить, что если на побеге больше не имеется ни единого «неиспользованного» узла, рассчитывать, что появятся новые побеги уже нельзя.

Основная функция вегетативного побега.

Самой главной и определяющей функцией всех вегетативных побегов является выработка различных органических веществ из диоксида углерода СО2 и воды Н2О с помощью той солнечной энергии, которая на них попадает в процессе развития. Такая уникальная функция всех цветов и растений носит название «воздушного питания растений». Главнейшую роль в этом преобразовании играют именно те листья, которые расположены на побегах.

Как известно содержание диоксида углерода в воздухе имеет очень маленькое процентное соотношение. В среднем эта цифра колеблется на уровне 0.03 процента. Количество солнечной энергии тоже сильно меняется в зависимости от регионов, месторасположения, условий произрастания и многих других факторов. В связи с этим фактором нужна достаточно большая поверхность надземных частей побегов. Наличие всех этих переменных и служит объяснением тому, что побеги растений и цветов имеют сложное строение.

Если применить более понятное нам сравнение, то стебли растений можно представить в виде своеобразной высокой мачты. На этой мачте различным образом располагаются в большом количестве плоские листья, которые в нашей интерпретации можно называть «солнечными батареями». Совершенно очевидно соотношение, выражающееся в простой зависимости — чем большее количество «листьев – батарей» имеет растение, тем освещаемая наружным светом поверхность этого растения будет иметь большую величину.

Заметки на память:

— Если попытаться суммировать площадь всех листочков, то эта цифра окажется намного больше той площади земной поверхности, которое занимает это растение.

Цветоносный побег.

цветущий побег дуба

Когда наступает долгожданный момент цветения комнатных растений и цветов, то цветоводы смогут отметить и наверняка заметят, что цветки появляются на побегах в местах расположения почек. А именно на самой верхушке и в пазухах листьев. Именно такой побег носит название уже не вегетативного, а продуктивного побега. А еще его называют цветоносный побег. В качестве примера мы публикуем фото цветущего побега дуба.

Направление роста.

направление роста

Интересно, что некоторые представители флоры имеют различные типы побегов. Например, такой вариант – подземное корневище, которое растет горизонтально, а над землей располагается побег, растущий уже вертикально. У таких распространенных в домашнем цветоводстве растений как араукарии и даже кофе, имеются в большом количестве горизонтально расположенные побеги и всего лишь один, который расположен вертикально.

 

Это совершенно удивительно, но растения обладают своей «памятью». Отдельно взятый побег может очень долго «помнить», какое место ему было предназначено на растении и даже в какую сторону он рос. Из этой уникальной способности растений вытекает следующее условие для такого процесса как черенкование – когда мы возьмем черенкование того же кофе, то для этой операции не стоит срезать те побеги, которые имеют горизонтальное расположение. Впоследствии такие побеги всегда будут отклоняться в сторону или вбок. И это отклонение будет происходить независимо от того будем мы старательно выпрямлять побеги или подвязывать их в вертикальном положении. Это в точно такой же степени касается и таких растений как араукарии. Такие отклонения в росте побегов хорошо показаны на фото, размещенном выше (направление роста).

изменение направления роста побега

Если мы возьмем, к примеру, большинство видов ампельных растений, красавицы розы или фикус Бенджамина, то для них характерно следующее проявление в росте побегов – в начале побеги имеют строго направленное вертикально направление своего роста, а затем под действием собственного веса начинают отклоняться все больше в горизонтальную сторону или даже свисать. Это очень отчетливо можно видеть на фото (изменение направления роста побега). Именно эту особенность приходиться всегда брать в расчет при формировании растений.

Динамика роста.

динамика роста

Опытные цветоводы любители наверняка замечали, что у большинства комнатных растений процесс роста в течение календарного года непостоянный или если сказать точнее неравномерный. Так на смену периодам активного роста обязательно приходят периоды относительного покоя. Вот маленький, но очень характерный пример – такое растение как гевея (каучуконос) способно впадать в состояние покоя до 7 раз только за один год. И это не смотря на то, что температура и влажность в помещении выдерживается в неизменных параметрах.

Все это может означать только то, что у каждого растения имеется свой присущий только этому растению внутренний ритм развития. Поэтому одной из важных задач цветовода являются действия, помогающие комнатным растениям в реализации этого ритма.

Давайте рассмотрим один вариант на примере растения глориоза. Побеги этого растения способны после истечения срока периода покоя поменять направление роста своих побегов. Направление роста побегов глориозы, расположенных под землей, в свой первый сезон имеет горизонтальное направление. А вот по истечении срока периода покоя этот же самый побег меняет направление роста на вертикальное.

Заметки на память:

— Бывают случаи, когда по какой, то причине вы не успели установить нужные опоры для хрупких стеблей. А в таком случае возможен исход, при котором побег отломиться прямо у основания. В таком случае не стоит ждать появления нового зеленого стебля в этом же году.

— Однако не следует отчаиваться и переживать. Сохраните растение и вы убедитесь, что это не фатальная ошибка. Ведь под землей начинают образовываться новые побеги. Только не повторяйте такую ошибку снова на следующий год.

— У такого популярного комнатного растения как аморфофаллюс, в каждый очередной сезон формируется один единственный зеленый листочек. Если в процессе развития этот лист повредится, то следующий вырастет только по истечении срока периода относительного покоя.

секреты успеха

Один маленький секрет:

— Если вы заметили, что ваш зеленый питомец остановился резко в росте, то необходимо выяснить в какое именно время года именно этому растению нужен покой. Обязательно окажите помощь растению в переходе в это состояние: сокращение или полное прекращение полива, по возможности уменьшение температуры.

Листья и листорасположение.

Листорасположение. Листовая мозаика

У хорошо всем знакомым представителям зеленой флоры как, например липы, традесканции, красавицы герани, а также дубы от узла отходит листочек в одном единственном экземпляре. Вот такое положение листочков на стеблях называют очередным. Это название совершенно понятно. Ведь листья визуально располагаются как будто в очереди, строго следуя, друг за дружкой. Такое расположение можно посмотреть на фото – листорасположение.

А существует и другое расположение листочков. При этом на одном узле располагается сразу два листа. А расположены они друг напротив друга. Такое построение называется супротивное листорасположение. На опубликованном фото отчетливо виден вариант супротивного листорасположения. Оно наблюдается у хорошо всем знакомым ясеня, бузины, пахучих красавиц сиреней.

Но встречается и совершенно отличное от предыдущих вариантов построение листьев. Если вы видите, что на одном узле располагаются уже сразу три и даже более листочков, то это мутовчатое листорасположение. При мутовчатом листорасположении листья отходят от стебелька в разные и противоположные стороны. На фото – листорасположение отчетливо можно наблюдать мутовчатое листорасположение.

Листовая мозаика.

Внимательно присмотритесь к тем растениям и цветам, которые к большой радости окружают нас повсюду. Особое внимание обратите на расположение листьев на стеблях. И вы сможете заметить, что они имеют такое расположение, что практически никогда не затеняют друг дружку. Наиболее ярко это условие соблюдается в местах, где имеется нехватка освещения.

В качестве наглядного примера рассмотрим всем нам очень хорошо знакомые липы или вязы. Нижние веточки на этих представителях флоры растут, как правило, горизонтально. Именно на этих веточках образуется так называемая листовая мозаика. Смотрите фото – Листорасположение. Листовая мозаика. Абсолютно все листочки повернуты к свету. Причем листья, имеющие меньший размер, распложены в промежутках между большими листьями.

Это явление (листовая мозаика) имеет место быть благодаря уникальной способности листьев разворачиваться к световому потоку и из – за неравномерности роста самих листьев.

Листья. Разнообразие листьев по форме и размерам.

Если рассмотреть отдельно взятый стебель, то можно убедиться, что данный элемент сравнительно очень просто восстанавливает все части растения. Что нельзя сказать об отдельном листе. Опавшие листья никогда уже не вырастут на прежнем месте. От него обязательно останется рубец или основание листа, прикрепленное к стеблю. Появления новых листьев можно ожидать только из верхушечной меристемой или из пазушного побега.

Заметки на память:

— Обратите внимание на такой момент. Когда всем так хорошо знакомые и распространенные в наших домах фикусы или комнатные пальмы утрачивают нижние листья, то не стоит ожидать, что на этой части стебля вновь появятся листочки.

Внешнее строение листа.

внешнее строение листа

Расположение листьев на стеблях всегда боковое. Если взять типичный макет листа, то можно выделить четыре основные части:

  1. Основание (это то место, которым листочек прикрепляется к стеблю).
  2. Черешок (узкая и удлиненная часть).
  3. Листовая пластинка (плоская и очень широкая часть).
  4. Прилистники

Пластинки представляют собой расширяющуюся и пластинчатую (от этого и название), часть листа. Это собственно то, что больше всего бросается в глаза. К низу пластиночки перетекают в черешки. Черешок можно рассматривать как узкую и на вид стеблевидную часть листа.

Черешки обладают одной очень интересной и полезной функцией. Они способны менять свое расположение в трехмерном пространстве. Одновременно с черешками осуществляет повороты и листовые пластинки. Именно благодаря таким способностям листья растений практически всегда способны сами выбирать направления и ориентироваться в сторону наилучшего варианта освещения.

Еще одно очень полезное качество черешков – упругость. Именно благодаря очень хорошей упругости черешков большинство листочков способны выдерживать «натиск» ветра, дождя, ливня и даже небольшого града.

В самом низу осуществляется плавный переход черешков в основание листьев. Основания крепко связаны со стеблем. Эту крепость обеспечивает узел.

части листа

Бывают такие случаи, когда на основаниях появляются придатки и специфические выросты. Они носят название — прилистники. Количественно прилистников обычно два. Они могут быть свободными, а могут даже срастаться с черешками. Визуально на вид прилистники могут иметь зеленую окраску. Тогда они очень похожи на пластинки, но визуально отличаются меньшим размером. Иногда они пленчатые.

Представителями зеленой флоры, обладающими пленчатыми прилистниками, являются очаровательные черемухи, строгие дубы, липы и стройные красавицы березы. Но их прилистники опадают очень рано и их невозможно увидеть у взрослых листочков. У таких представителей как горошек и ярких осенних красавиц рябин, например, прилистники способны сохраняться в продолжении всей жизнедеятельности листьев. А вот у белых и желтых акаций прилистники чудесным образом видоизменены в колючки. И выполняют уже защитную функцию.

Существуют и такие представители зеленой братии, которые вообще никогда не имеют прилистников. К таким растениям можно отнести благоухающие весной сирени, ландыши и глухую крапиву.

Имеются и такие представители зеленой флоры, на листьях которых вообще не имеется черешков. В таких индивидуальных случаях пластинки сразу же переходят в основание. Отсюда и происходят названия соответствующих видов листьев. Имеется черешок – значит черешковый лист. Нет корешка – соответственно лист сидячий. Смотри на фото – части листа. Представителями комнатной зеленой братии, имеющими сидячие листья, являются например элодеи и гвоздики.

На фото можно увидеть еще один вид листиков. У таких листьев основание усиленно разрастается и как бы охватывает стебель над узлом (например, у моркови). Вот такой своеобразный вид называют лист с влагалищем.

В связи с огромным разнообразием различных листьев цветоводы придумали правила, по которым принято разбивать листья на соответствующие категории. Одну часть листьев сравнивают с геометрическими фигурами. Берутся самые простые плоские геометрические фигуры – треугольники, ромбы, круги и т.д. Отсюда и листья называют треугольными, ромбическими, округлыми или линейными. Вторую часть листьев соотносят с разными предметами – яйца, стрелы, копья, ладони и т.д. Поэтому и листочки называют копьевидными, стреловидными, ланцетными, дланевидными, яйцевидными и т.п.

Ну а по геометрическим параметрам листья вообще имеют просто грандиозные отличия. Вполне логично, что самые большие по размеру листья принадлежат растениям, которые произрастают в условиях влажных тропиков. Яркими представителями таких гигантов являются, конечно, пальмы. Размеры некоторых листьев пальм могут достигать от 5 до 10 метров в длину. А если перенестись на берега Амазонки, то там можно заметить знаменитое растение – виктория. Ее округлые листья могут в поперечнике достигать размера 2 и более метра. Ну а если вернуться домой и внимательно посмотреть, например, на вереск, то сразу станет видно, что его листья не превышают нескольких миллиметров.

kaschpo.ru

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений - Пономарева, Корнилова, Кучменко 1 часть 6 класс (ответы)

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения

1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения - это наличие зеленого пигмента на листьях и способность образовывать органические вещества из неорганических и выделять кислород

2. Ботаника - наука, изучающая царство растений

Задание 2. Используя рисунки 1 и 3 учебника, приведите по три примера растений каждой группы. Укажите их основное значение в природе и в жизни человека

Дикорастущие растенияКультурные растенияНазвание растенияЗначениеНазвание растенияЗначение
Одуванчик лекарственное растение Пшеница Важнейшая пищевая и кормовая культура
Боярышник лекарственное растение Огурец Плоды съедобны
Клевер хороший медонос Морковь Плоды съедобны

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения

1. Растение - это живой организм

2. Орган - это часть растения, которая выполняет определенную функцию и имеет особое строение

3. Семенами размножаются растения, имеющие семена

4. Корень и побег - это вегетативные органы растения

5. Генеративными называют органы, в которых развиваются семена

6. У цветковых растений генеративными органами являются пестики, тычинки, как как они выполняют функцию размножения

Задание 4. Используя схему растения, назовите его основные части

1 - побег

2 - корень

3 - почки

4 - лист

5 - стебель

Задание 5. Составьте короткий рассказ "Использование растений человеком"

Растения играют огромную роль в жизни человека. Как и все животные, человек употребляет растения в пищу. Кроме того, он научился изготавливать из растений одежду, бумагу и многое другое. Растения выращивают как кормовую культуру для домашних животных. Велика роль лекарственных растений

pobio.ru

Царство Растения Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Подготовила учитель биологии КУ Александровская гимназия Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Подготовила учитель биологии КУ Александровская гимназия г. Сумы Пустовая Нина Александровна

Учебно-методический комплект Учебно-методический комплект

Зелёная страна Я люблю побродить По Зелёной стране. Здесь друзей заводить Очень нравится мне. Зелёная страна Я люблю побродить По Зелёной стране. Здесь друзей заводить Очень нравится мне. На сюрпризы горазд Молчаливый народ И за то, что отдаст, Ничего не берёт. В той стране — благодать, Удивительный свет. Вот бы нам разгадать: В чём тут главный секрет? Загляни-ка со мной В эту славную жизнь И с Зелёной страной Навсегда подружись. Е. Серова

Ботаника (от греч. ботане – «растение» )- наука о растениях Теофраст (ок. 372 -287 Ботаника (от греч. ботане – «растение» )- наука о растениях Теофраст (ок. 372 -287 гг. до н. э. ) – «отец ботаники»

Как работать с учебником в начале параграфа представлены задания, которые помогут вспомнить уже изученное Как работать с учебником в начале параграфа представлены задания, которые помогут вспомнить уже изученное в конце каждого параграфа размещены вопросы и задания для самоконтроля основные понятия, которые нужно знать, выделены в тексте полужирным курсивом

Как работать с учебником Понятия, на которые следует обратить внимание, а также видовые названия Как работать с учебником Понятия, на которые следует обратить внимание, а также видовые названия растений выделены светлым курсивом основные выводы, приведенные в конце каждого параграфа формулировки в тексте параграфов, требующие повышенного внимания интересные и любопытные факты

Орхидеяобезьяньей мордочкой Орхидея – летящая утка Орхидея Летящий голубьшмель с – хохочущий (Ophrys bomybliflora) Орхидеяобезьяньей мордочкой Орхидея – летящая утка Орхидея Летящий голубьшмель с – хохочущий (Ophrys bomybliflora) (Caleana Major) (Habenaria Simia) (Dracula Radiata)

Общие признаки растений Не способны активно передвигаться Рост в течение всей жизни Автотрофный тип Общие признаки растений Не способны активно передвигаться Рост в течение всей жизни Автотрофный тип питания – растения способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза Наличие главного красящего вещества (пигмента) - хлорофилла

Царство Растения низшие споровые Водоросли высшие семенные Моховидные Плауновидные Хвощевидные Папоротниковидные Голосеменные Покрытосеменные или Царство Растения низшие споровые Водоросли высшие семенные Моховидные Плауновидные Хвощевидные Папоротниковидные Голосеменные Покрытосеменные или Цветковые

Физкультминутка Делай как я! Культурное растение Делай как я! Дикорастущее растение Физкультминутка Делай как я! Культурное растение Делай как я! Дикорастущее растение

заполните схему Органы растений В. . . Е. . . . ПОБЕГ • . заполните схему Органы растений В. . . Е. . . . ПОБЕГ • . . . Г. . . Е • . . .

Органы растений ВЕГЕТАТИВНЫЕ КОРЕНЬ ПОБЕГ • стебель • лист • почки ГЕНЕРАТИВНЫЕ • цветок Органы растений ВЕГЕТАТИВНЫЕ КОРЕНЬ ПОБЕГ • стебель • лист • почки ГЕНЕРАТИВНЫЕ • цветок • плод • семена Функции • Половое размножение • Обеспечивают основные процессы жизнедеятельности • Вегетативное размножение растений

Выполните задания в рабочей тетради Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения 1. Наиболее важные Выполните задания в рабочей тетради Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения 1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие_______и способность образовывать _______ вещества из _______и ______на свету. 2. Ботаника- наука, изучающая_________.

Выполните задания в рабочей тетради Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения 1. Наиболее важные Выполните задания в рабочей тетради Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения 1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие хлорофилла и способность образовывать органические вещества из углекислого газа и воды на свету. 2. Ботаника- наука, изучающая царство растений.

Выполните задания в рабочей тетради Используя схему растения, назовите его основные части. 3 4 Выполните задания в рабочей тетради Используя схему растения, назовите его основные части. 3 4 1 5 2 1 -______ 2 -______ 3 -______ 4 -______ 5 -______

Выполните задания в рабочей тетради Используя схему растения, назовите его основные части. 3 4 Выполните задания в рабочей тетради Используя схему растения, назовите его основные части. 3 4 1 5 2 1 -побег 2 -корень 3 -почки 4 -лист 5 -стебель

Домашнее задание проработать параграф 20. выучить новые термины и понятия Домашнее задание проработать параграф 20. выучить новые термины и понятия

Лестница успеха Уверен в своих знаниях Нужно еще повторить Нуждаюсь в помощи Лестница успеха Уверен в своих знаниях Нужно еще повторить Нуждаюсь в помощи

Используемые ресурсы: • Источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ СОШ ст. Используемые ресурсы: • Источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области /Сайт http: //linda 6035. ucoz. ru/ • Изображение ромашки на слайде 1 и 6: http: //www. nadietah. ru/imagess/smile/flowers/964888619. gif • Изображения на слайде 2: http: //static 1. ozone. ru/multimedia/books_covers/1010398943. jpg http: //pi. kidrom. ru/450/85450/90395. jpg http: //static. my-shop. ru/product/f 2/165/1643277. jpg • Стихотворение на слайде 3: http: //allforchildren. ru/poetry/plant 004. php • Изображение на слайде 4: http: //en. academic. ru/pictures/enwiki/84/Teofrasto_Orto_botanico_detail. jpg • Изображения на слайде 7: http: //mirpozitiva. ru/photo/page, 1, 2, 216 -216_udivitelnye_orhidei. html#sel=20: 1, 20: 4; 16: 1, 16: 5 • Изображения на слайде 9: http: //www. 7 mednews. ru/uploads/posts/2015 -09/1443006106_04. 15. jpg http: //gribu. ru/sites/default/files/katitem/sfagn_ili_sfagnum_ottopyrennyy-3. jpg http: //nature. baikal. ru/phs/norm/68/6822. jpg http: //jasmin-sev. ru/images/hvosh/resizedimages/stst. jpg https: //otvet. imgsmail. ru/download/u_00 feccb 0751 d 44 ca 1941 a 481893960 c 3_800. jpg http: //zp 31. ru/images/stories/virtuemart/product/image_25. jpg http: //fb. ru/misc/i/gallery/25789/633844. jpg

Используемые ресурсы: • Изображения на слайде 10: https: //otvet. imgsmail. ru/download/30 a 5879 d Используемые ресурсы: • Изображения на слайде 10: https: //otvet. imgsmail. ru/download/30 a 5879 d 1522 ee 89 befb 78 b 3 f 14 c 6736_s-3066. jpg http: //myflowmir. ru/wp-content/uploads/2016/01/zagruzheno. gif • Изображение на слайде 15: http: //steshka. ru/wp-content/uploads/2015/03/chasti_rasteniya_kartinki_2. jpg • Изображение на слайде 17: http: //www. riverlinks. net. au/images/picture 7. gif • Изображение на слайде 18: http: //previews. 123 rf. com/images/coramax 1208/coramax 120800580/14767183 -3 d-people-humancharacter-climb-the-staircase-stair-3 d--Stock-Photo. jpg

present5.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта