Влияние солнца на растения. 2.2 Воздействие солнечной радиации на развитие растений и животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Воздействие солнечной радиации на развитие растений и животных. Влияние солнца на растения


Влияние Солнца на рост растения в домашних условиях

Солнце - это звезда. Она находится всегда рядом каждый день нашей жизни. Она щедрая: согревает, даёт свет и энергию. Земля получает лишь незначительную часть всей высвобождающейся энергии Солнца. Тем не менее, эта энергия полностью изменила нашу планету. Без Солнца - ночь и холод. Можно представить себе зимнюю безлунную ночь в пустыне - это приблизительно то, чем была бы Земля без Солнца, безжизненный камень в ледяном холоде - 273°С, несущийся в бесконечном пространстве и озарённый лишь светом далёких звёзд. Мрачная картина.

Для жизни любому организму нужна энергия. Животные не умеют использовать солнечную энергию для поддержания жизни. Лежащий на пляже человек загорит, нагреется и проголодается. Он никогда не сможет жить только благодаря солнечной энергии. Такой удивительной способностью обладают растения.

Лист растения

В клетках растений содержится удивительное зеленое вещество - хлорофилл. С его помощью растение способно перерабатывать энергию солнечных лучей и получать разновидность сахара - глюкозу.

За счет этой энергии живут, растут и развиваются все растения нашей планеты. Именно поэтому им не надо питаться, как животным, ведь они производят питательные вещества самостоятельно!

Растениям не надо питаться, как животным, ведь они производят питательные вещества из солнечной энергии! Солнце - отличный источник энергии. Бесплатный и мощный. У него один недостаток: бывают периоды, когда небо затянуто тучами. Осенью и зимой солнце показывается над горизонтом ненадолго. Как сберечь накопленную солнечную энергию? Растения и в этой ситуации > оригинальное решение. Накопленные питательные вещества превращаются в запасное питательное вещество - крахмал. Он может долго храниться и использоваться растениями по мере надобности. Хороший пример - обычная картошка. Она питательная и сытная именно благодаря накопленному в ней крахмалу! Среди овощей одно из первых мест по содержанию витамина С принадлежит картофелю.

Чтобы понять, насколько солнечная энергия необходима растениям, мы поставили опыт.

Для опыта нам было необходимо растение. Я выбрала картофель, так как он быстро растёт и неприхотлив. Мне стало интересно узнать историю этого растения. И вот, что я прочитала в энциклопедии:

В России картофель появился позже, чем в Европе, в 18 в. Это событие обычно связывают с именем Петра I. Он узнал о картофеле в Голландии и прислал оттуда семенные клубни для разведения под Петербургом. Однако существует предположение, что проникновение картофеля в Россию шло также и с Востока - через Камчатку и Аляску, где местное население уже вовсю его выращивало.

Российские крестьяне отнеслись к новому овощу настороженно и не спешили с его разведением. В 1765 году правительством был издан указ Сената, а затем выпущены > по разведению картофеля, перевозке и хранению семенных клубней. К середине 19 в. недоверие к новой культуре было преодолено и площади под картофель стали быстро расширяться. В наше время картофель выращивается практически повсеместно, по праву считаясь одним из важнейших продуктов питания - >.

Из картофеля можно приготовить около 1000 блюд.

Помимо питательной ценности картофель обладает лечебными свойствами:

* картофельным соком лечат болезни желудка;

* печеный картофель в кожуре полезен при болезнях сердца;

* пары отварного картофеля в > вдыхают при ОРЗ.

* свежий картофельный сок - хорошее витаминное средство (в клубнях много витамина C).

Использование материалов исследования.

Не только в картофеле, а во всех овощах, которые мы едим, есть разные витамины. И я составила кроссворд >, который состоит из названий овощей.

Описание опытов, его этапов.

Для проведения опыта я взяла коробку. В неё мы установили в шахматном порядке доходящие до половины ширины коробки перегородки.

С одного края коробки сделали отверстие. Сейчас зима и клубень картофеля >. Чтобы > его, я положила картофелину в тёплое, хорошо освещенное место на неделю (на подоконник).

Затем посадили картофелину в небольшой горшок и поместили его в коробку с противоположной стороны от отверстия.

Плотно закрыли коробку крышкой и поставили на подоконник в комнате с окном на юг.

Наблюдения:

Через 2 недели, открыв коробку, я увидела, что в горшке появился росток картофеля.

Я полила землю и закрыла коробку. Через неделю, заглянув в коробку, я увидела такой же росток. Маленький росток никак не хотел расти. Так как зимой дни короче и солнечной энергии меньше в 6 раз, чем весной и летом, то рядом с отверстием коробки я поставила лампу.

Когда через 3 недели стебель картофеля показался из отверстия коробки, я снова открыла коробку. Я увидела длинный изогнутый тонкий стебель картофеля бледно-зелёного цвета с неразвитыми листьями.

Далее, при достаточном освещении, стебель картофеля стал толще, зелёного цвета, начали развиваться листья.

К сожалению, при закрывании коробки нечаянно сломался первый стебель. Сейчас растут новые стебли, но они ещё не успели дорасти до отверстия коробки. Когда был один стебель, то он был изогнутый, а сейчас, когда растёт сразу несколько стеблей, они сильней и поэтому отгибают картонные перегородки и тянутся прямо к свету.

Выводы по проведённому опыту:

Для роста растению нужны питательные вещества, влага, тепло и свет.

При недостатке света стебель растения (картофеля) тянется не просто вверх, а к источнику света. Стебель бледно-зелёного цвета, то есть питательных веществ недостаточно.

При достаточном освещении растение крепнет, развивается быстрее.

Главный вывод проведенного опыта - солнечная энергия необходима для роста и развития растений.

Рефлексия:

Работа над проектом мне дала новые знания и умения: я училась проводить опыты и делать выводы, я научилась пользоваться электронными энциклопедиями, очень интересно оказалось создавать слайды и презентацию. Мама и папа помогали мне на всех этапах работы, а общее дело объединяет людей. Мы стали ближе друг к другу. Я думаю материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира: это кроссворд по теме >, фотоснимки Солнца. Узнав столько интересного и полезного о картофеле, я более обдуманно буду относиться к еде и пище вообще.

www.hintfox.com

Влияние солнечногосвета на рост и развитие комнатных растений

                                                       

                                        Направление: биология

   Влияние солнечного света на рост и развитие комнатных растений                                  

                           Пшенникова Иннокентий Эдуардович

              Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район, село Дабан

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                    «Дабанская средняя общеобразовательная школа», 4 класс

                                                                                                       Руководитель:

                                                                                                         Аржакова Татьяна Гаврииловна

                                                                                                         учитель начальных классов      

                                           2012-2013 учебный год

Тема: Влияние солнечного света на рост и развитие  комнатных растений.

Цель: Изучить влияние света на  рост и развитие  комнатных растений.

Задача:

1. Изучить литературные источники о влиянии света на растения.

2. Установить влияние света на рост корневых отростков, на развитие растения, на цвет листа, на движение растения к свету.

3. Установить благоприятное место для комнатных растений.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на  рост и развитие растений.

Актуальность:

В каждом доме можно увидеть разнообразные комнатные растения, часто хозяева не знают, как правильно разместить  свои растения.  Очень важно знать  тенелюбивое или светолюбивое растение у вас дома.

Мое исследование может  привлечь внимание моих сверстников к  изучению  растений, повысить интерес  к ботанике. А материалы опыта могут использовать на уроках «Окружающего мира».

Постановка проблемы:

Могут ли растения без света, как определить влияние света на рост и развитие комнатных растений.

Решение проблемы:

Изучить литературу по влиянию света на растения. Провести опытные исследования по определению  влияния света на рост корня, стебля, на цвет листа, на движения листа к свету.

Гипотезы исследования.

1. Растениям для роста необходим свет.

2. Без света растение не развивается и гибнет.

3. Растения тянутся к свету.

4. Свет необходим для питания растения.

5. При недостатке света растение обесцвечивается.

6. При избытке света растение обесцвечивается и погибает.

Способы исследования.

Работа строится на изучении теоретической части о развитии растений  и проведении наглядных опытов. Инструменты для исследования.

Для осуществления исследовательских действий нам потребуется: опытные образцы растений, пластиковые бутылки,

Методы исследования

 1. Анализ источников информации.

 2. Наблюдение за прорастанием и  развитием корней у черенков традесканции, ростом опытных образцов.

 3. Сравнение показателей опыта.

 4. Обобщение полученных данных.

Для решения поставленной проблемы были заложены 2 опыта и 1 наблюдение.

Опыт№1 Влияние света на развитие отростков корней.

Опыт№2 Влияние света на рост стебля и листьев.

Опыт№3 Движение листьев  к свету. Фотонаблюдение.

1. Изучить литературные источники о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

Влияние света  на растения  просто огромно. Без солнечного  света  невозможна жизнь ни одного растения. Свет просто необходим растениям для нормального развития. Мы знаем, что под влияние света  на растения, в листья растения происходят различные химические реакции под названием фотосинтез, во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без  фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме  того свет нужен для того, что бы у растения была энергия.

 Насколько нуждается растение в свете, как свет влияет на рост и развитие  можно увидеть выполнив несколько опытов. Из чего можно сделать вывод, как тяжело приходится растению,  когда не хватает света.

Со временем, приобретая опыт можно определить на глаз, хватает ли растению света. Обратите внимание на то, как долго в комнате светит солнце. И оглядите ваши любимые цветы. Если вы  их действительно любите и заботитесь о них, то  наблюдая за растением, можете понять, хватает им света, или нет.

Некоторые растения очень быстро приспосабливаются  к недостатку света. Но, тем не менее,  проявляются симптомы, говорящие о том, что растению недостаточно света. Когда растению не хватает света, рост растения замедляется. А листья вытягиваются  вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше.

Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое  неприятное, растение будет мало цвести, а цветочки будут бледнее, а бутоны  будут плохо развиваться и опадать. Пестрые листья у растения становятся зелеными. Но и избыток света так же неблагоприятно сказывается на растении.

Солнечный свет может привести к ожогам листьев. И если вы заметили, что листья уплотняются в центре растения, а  нижние выгорают, становятся бледными и цветоносы с огромными усилиями  выбираются из-под листьев. А те цветы, которые все — таки выбираются очень мелкие и теряют свой окрас. Листья, на которые попадают прямые солнечные лучи, сначала желтеют по краям, а затем полностью.

Если вы заметили такие признаки, то растение нужно быстренько спасать. Первое, что нужно сделать переставить растение в другое место. Если света слишком много, то  отодвиньте его от окна. Если у вас есть жалюзи, то можете  завесить их, оставив немного открытыми. Ну а если растению света не хватает, перенесите его в более светлую комнату.

 Можно подумать об искусственном освещении. Тогда нужно понять, что использовать нужно  синий и красный цвета. Если вы  будете использовать только обычное освещение, то вашим растениям не будет хватать света, несмотря на то, что они будут выглядеть нормально.  Обычная лампа накаливания использует только 5%  получаемой  электроэнергии. Остальные же переводит на тепло. И лампа обычная дает только красный цвет. И так как синий  цвет отсутствует, то  рост растения замедлится и  стебли становятся тоньше. Поэтому покупайте специальные дневные лампы.

Располагать лампу от растений нужно минимально на 25- 50 см. Это  убережет растения от  перегрева. Если ваши цветы стоят далеко от окон, то лампы должны гореть не менее 12 часов. Ну а если вам нужен свет для дополнительного освещения, например, зимой, то достаточно 4-5 часов  освещения.

Солнечный свет – один из наиболее важных для жизни растений экологических показателей. Он поглощается хлорофиллом и используется при построении первичного органического вещества.

Основными характеристиками света являются его спектральный состав, интенсивность, суточная и сезонная динамика.

По спектральному составу солнечный свет неоднороден. В него входят лучи, имеющие различную длину волны. Из всего спектра для жизни растений важна фотосинтетическая активная (380-710 нм) и физиологически активная радиация (300-800 нм).

Причем, наибольшее значение имеют красные (720-600 нм) и оранжевые лучи (620-595 нм). Именно они являются основными поставщиками энергии для фотосинтеза и влияют на процессы, связанные с изменением скорости развития растения (избыток красной и оранжевой составляющей спектра задерживает переход растения к цветению).

Синие и фиолетовые (490-380нм) лучи, кроме непосредственного участия в фотосинтезе, стимулируют образование белков и регулируют скорость развития растения. У растений, живущих в природе в условиях короткого дня, эти лучи ускоряют наступление периода цветения.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 315-380 нм задерживают «вытягивание» растений и стимулируют синтез некоторых витаминов, а ультрафиолетовые лучи с длиной волны 280-315 нм повышают холодостойкость.

Лишь желтые (595-565 нм) и зеленые (565-490 нм) не играют особой роли в жизни растений.

Учет потребностей растений в определенном спектральном составе света необходим при правильном подборе источников искусственного освещения. В комнатных условиях в качестве таковых наиболее удобно использовать люминесцентные лампы ЛБ и ЛДЦ.

Почти все комнатные растения светолюбивы, т.е. лучше развиваются при полном освещение, но различаются по теневыносливости. Принимая во внимание отношение растений к свету, их принято подразделять на три основные группы: светолюбивые, теневыносливые и тенеиндифферентные.

Как и все живые организмы, растения обладают способностью адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта способность различна у разных видов. Есть растения, довольно легко приспосабливающиеся к достаточному или избыточному свету, но встречаются и такие, которые хорошо развиваются только при строго определенных параметрах освещенности. В результате адаптации растения к пониженной освещенности несколько меняется его облик. Листья становятся темно-зелеными и немного увеличиваются в размерах (линейные листья удлиняются и становятся уже), начинается вытягивание междоузлий стебля, который при этом теряет свою прочность. Затем их рост постепенно уменьшается, т.к. резко снижается производство продуктов фотосинтеза, идущих на посторенние тела растения. При недостатке света многие растения перестают цвести.

При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.

 Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог.

 Важными характеристиками светового режима является суточная и сезонная динамика.

 Длина светового дня меняется в течение года. В умеренных широтах самый короткий день равен 8 ч., а самый длинный – более 16 ч.

Расположение окон и количества света

 В помещениях растения получают односторонний свет – из окон. Даже на одном окне условия освещенности неодинаковы. Правая сторона окна, обращенного на запад, получает больше света, чем левая.

 На подвесной полке у верхней фрамуги освещение только боковое, а на подоконнике отчасти и верхнее.

 Количество прямого солнечного света, попадающего в комнату, зависит от расположения окон. Больше всего солнечных лучей проникает в так называемые «фонари» с трехсторонним освещением, затем в угловые комнаты с окнами на восток и на юг или на запад.

 Дольше всего солнце находиться на южных (открыты к солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света), затем на юго-восточных и юго-западных окнах; окна, обращенные на восток, освещаются солнцем с утра до полудня, западные – только во второй половине дня.

 Окна, обращенные на север, пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.

 В условиях нашей географической широты большую часть дня растения освещаются не прямым, а рассеянным солнечным светом.

 Количество рассеянного солнечного, попадающего в комнату, определяется размерами части неба, видного через окно (или окна). Если окна выходят на большие открытые пространства (набережные, широкие улицы и т.д.), то в такие помещения попадает гораздо больше света, чем в те, через окна которых видны только стены соседних домов. Часть солнечного света, особенно если в комнате темные обои и мебель, поглощается.

В светлых комнатах с окнами, обращенными на юг, восток или запад, можно успешно выращивать любые комнатные растения.

Положение к источнику света.

 Многие растения очень чувствительны к перемене положения по отношению к источнику света (особенно зигокактус, герани, фуксии). Поэтому, после того как растению будет отведено в комнате постоянное место, следует избегать перестановок.

Цветы и травы тянутся к свету и поворачивают к нему свои листья, в результате в комнатах они принимают однобокую форму. Вечнозеленые декоративно-лиственные растения, если их постепенно поворачивать к свету, разрастаются равномерно во все стороны.

Для закладывания цветочных почек, цветения и созревания плодов большинству растений нужен солнечный свет, но есть и такие, которым необходима темнота.

По степени отношения к световому режиму выделяют растения длинного дня, которые могут расти, цвести, и плодоносит круглый год, темнота им совершенно не нужна. В средних широтах (гортензия, глоксиния, сенполия, кальцеолярия, цинерария т.д.) цветут с ранней весны, (т.е. с наступлением длинного дня и короткой ночи), до начала осени.

Растениям короткого дня (зигокактус, каланхое и др.), для того чтобы зацвести, необходим 8-10 часовой световой день.

Растения, не требовательные к длине дня, цветут как при длинном, так и при коротком световом дне (розы, бегония семперфлоренс, комнатный клен и др.)

 Растения чередования длинных и коротких дней зацветают лишь после того, как короткие зимние дни сменяются длинными весенними дня (пеларгония крупноцветковая) или требуют обратного чередования, т.е. цветут только зимой (камелия, цикламен).

Теневыносливые растения.

К теневыносливым видам отнесены растения, приспособленные к существованию в условиях слабой освещенности, где интенсивность освещения составляет 0,25-0,5% от полного дневного света. Это, в основном, выходцы из влажно-тропических областей.

Светолюбивые растения.

К светолюбивым видам отнесены растения, произрастающие на открытых пространствах.

Иногда при оформлении интерьера правила эстетики требуют определенного размещения растений, которое совершенно не соответствует требованиям к освещенности. В этих случаях подбирают такие виды растений, которые более продолжительное время могут выдерживать отсутствие света, или же через какое-то время одни растения заменяют другими.

 В зимнее время нужно особенно внимательно относиться к размещению растений. В теплых комнатах температура 20-30°C способствует быстрому их росту, а отсутствие света препятствует этому. Таким образом, нарушается равновесие, в результате чего растения часто гибнут. Поэтому зимой все растения, даже теневыносливые, надо стараться размещать на самых светлых местах.

 Весной с каждым днем поступает все больше света, однако прямые солнечные лучи могут обжечь растение, поэтому необходимо слегка притенить их (я притеняю их калькой, наклеенной на окно; свет есть, но не яркий). Многие светолюбивые растения можно все лето держать на балконе. Привыкать к обилию солнечного света они должны постепенно: нельзя комнатное растение сразу выставить на балкон на солнце – оно получит солнечный ожог!

Нарушения светового режима.

Одна из наиболее распространенных причин медленного умирания достаточно неприхотливых комнатных растений — это недостаток света. Под недостатком света мы понимаем и недостаточную продолжительность светового дня, и недостаточную интенсивность освещения. Как уже упоминалось, свет — единственный доступный зеленым растениям источник энергии, обеспечивающий все функции их организма. Поэтому освещенность ниже видоспецифического порога неизбежно приводит к гибели растения. Естественно, что растение погибает не сразу. Сначала изменяется естественная окраска листьев — молодые листья вырастают более бледными и более мелкими, чем обычно, пестроокрашенные теряют яркость рисунка, пестрые листья становятся зелеными, нижние листья желтеют. Происходит уродливое вытягивание побегов из-за излишнего удлинения междоузлий, а цветение гораздо более скудное: и цветов образуется меньше, и размером они более мелкие. Потом растение прекращает свой рост, цветения не наступает вовсе, нижние листья желтеют, засыхают и опадают. И только после этого растение окончательно погибает. Наиболее чувствительны к дефициту освещения молодые растения.

Старые экземпляры с хорошо развитой корневой системой более устойчивы в условиях недостатка света, так как при низком уровне фотосинтеза могут какое-то время использовать запасы питательных веществ, накопленных в корнях. Но при постоянном дефиците освещения в течение нескольких месяцев и они неизбежно погибают.

К нарушениям светового режима относится и избыток света. Для многих растений попадание на листья прямых солнечных лучей в течение нескольких часов весной или летом также может привести к повреждениям или даже к гибели. Это относится, конечно, к тенелюбивым растениям — селагинеллам, папоротникам, марантам и др.

Нарушение светового режима не сводится только к избытку или недостатку света. Для некоторых видов растений важным фактором является и периодичность и длительность освещения. Растениям наших широт, как правило, требуется длинный световой день, по 12—16 часов. Тропические по происхождению растения привыкли к более короткому световому дню — им достаточно 12-часового освещения. Для таких растений, как, например, пуансеттии, длительность освещения является ключевым моментом для закладки бутонов и цветения: они зацветают только после 8 недель короткого светового дня, когда ночь длится 14 часов; но для этого растения следует накрывать плотным, не пропускающим свет пакетом.

Хронический дефицит света

Признаки того, что растению хронически не хватает света, могут быть различными, но в первую очередь страдают молодые, образующиеся в этих условиях побеги. Их листовые пластинки становятся бледновато окрашенными, междоузлия удлиняются, размер листовой пластинки уменьшается.

Для некоторых видов при недостаточной освещенности характерно появление ювенильных листьев. Так, у широко известной монстеры деликатесной в молодом возрасте образуются сердцевидные цельнокрайные неразрезанные листья, с годами появляются новые листья, все более крупные, которые приобретает все более причудливую форму. Сначала по краю пластинки появляются глубокие вырезы, а потом, когда листья станут еще более крупными, они украшаются замкнутыми отверстиями вдоль центральной жилки. При хронической нехватке света у монстеры появляются мелкие, простой формы, без отверстий листья, и она теряет всю свою декоративность.

Декоративно-лиственные растения, такие как маранты, зебрины, калатеи, не требующие для своего содержания прямого солнечного освещения, при недостатке света все же теряют большую часть своей привлекательности: их яркие пятна и полосы бледнеют и утрачивают контрастность. Насыщенность окраски колеусов также зависит от качества освещения: недостаток света приводит к тому, что даже у молодых растений стебель оголяется снизу, а листья не такие яркие, как при хорошем освещении. Потеря декоративной окраски листьев у пестролистных форм кротона, кордилины, драцены, эписции, ананаса, каладиума в большинстве случаев вызвана именно нехваткой света. При этом не обязательно пострадавшие растения сразу выставлять на прямые солнечные лучи — эта крайность тоже вредна. Как правило, таким растениям нужен в меру яркий рассеянный свет.

Необычайно декоративные листья гинуры, сеткреазии, ирезины, гемиграфиса при недостатке освещения теряют свою насыщенную пурпурно-фиолетовую окраску, бледнеют или совсем зеленеют. У пестролистных растений: плющей, бересклетов, пестролистных форм фикусов, бирючины, сциндаптуса, сингониума, гипоэстеса — бледнеют и вовсе исчезают их декоративные пятна и полоски. Выросшие при сильном недостатке света побеги могут оказаться просто зелеными.

Без достаточного освещения невозможно цветение многих комнатных растений: азалий, гардений, орхидей, олеандров, мимоз, бальзаминов, фуксий, хризантем, колокольчиков.

Слабое освещение является причиной скудного или позднего цветения комнатных растений. Так, если на пеларгонию хоть изредка в течение зимы попадает солнечный свет, то она зацветает намного раньше и цветет гораздо обильнее, чем растения, стоящие в глубине помещения или на северном окне.

Но больше всего страдают от хронического недостатка света кактусы, литопсы и другие суккулентные растения (агавы, молочаи, алоэ, толстянки, седумы). У них вытягиваются стебли, прекращается цветение, растения утрачивают свою декоративность, и в конце концов наступает гибель. Пустынные кактусы, литопсы, конофитумы, некоторые толстянковые нуждаются в очень хорошем освещении — жаркое солнце благотворно действует на их рост и цветение, и солнечное местоположение — необходимое условие их культуры. Для этих растений даже яркий рассеянный свет бывает недостаточен, нужно, чтобы на них попадало солнце. Но внимание! После долгой северной зимы жаркие весенние лучи высоко стоящего солнца первое время надо рассеивать незначительным притенением, иначе растения получат солнечные ожоги. Кроме того, известно, что растения, полученные из питомников, могут быть вообще не приучены к прямым солнечным лучам – если их сразу выставить на солнце, они получат сильнейшие ожоги. Их надо приучать к прямому солнцу очень постепенно.

Другие суккуленты хорошо растут на восточных окнах. Это относится к гастериям, алоэ, каланхоэ, хавортиям, с зелеными, не защищенными восковым налетом или волосяным покровам стеблями.

Небольшой кратковременный недостаток освещенности можно компенсировать, несколько снижая температуру воздуха в комнате. Существует правило: чем меньше освещены растения, тем меньше должна быть температура. Безусловно, снижать температуру в комнате можно лишь в разумных пределах, как правило, не ниже 14—12°С, в редких случаях — до 8°С.

Гораздо эффективнее переставить растения в более светлое место или устроить для них дополнительную подсветку. Потребность в освещении большинства комнатных растений составляет от 500 до 2000 люксов. С помощью специальных источников освещения, которые наиболее близко соответствуют дневному свету, даже в темных углах дома для растений можно создать вполне удовлетворительные условия для роста. Обыкновенные лампы накаливания для этих целей подходят плохо — в их спектре слишком много красных, оранжевых и инфракрасных лучей, ускоряющих вертикальный рост, поэтому под лампами накаливания растения вытягиваются. Перевес в сторону ультрафиолетовых лучей слишком сильно замедляет рост растений. Оптимальным является спектр дневного света, который простирается от ультрафиолетовых, через видимые, до инфракрасных лучей. Этим условиям отвечают люминесцентные лампы, специальные лампы для выращивания растений, их необходимо только правильно установить.

Следует помнить, что освещенность уменьшается пропорционально удалению освещаемой поверхности от лампы, поэтому в зависимости от мощности лампы растение должно находиться недалеко от источника освещения. Если на листьях появились следы ожогов, то лампы повешены слишком низко; вытянутые стебли и бледные листья свидетельствуют о том, что источник света слишком далеко.

Излишняя освещенность

Несмотря на то что уровень освещенности в наших домах гораздо ниже, чем на улице, комнатные растения могут страдать и от излишней освещенности. Так, неправильно подобранное место для растения может привести к повреждениям из-за излишней освещенности.

Наиболее часто излишняя освещенность в комнатах бывает на окнах южной экспозиции, особенно на высоких этажах. Такие условия освещения подходят только для самых светолюбивых растений (литопсов, пустынных кактусов и еще некоторых других предельно светолюбивых растений), да и то после долгой зимы эти растения необходимо первое время слегка притенять их от прямых солнечных лучей слоем марли или полупрозрачной бумаги. Но даже эти растения будут страдать от сильного перегрева корней, поэтому на жаркие летние месяцы горшки с суккулентами помещают в слой керамзита, чтобы предохранить корни от резкого подъема температуры и быстрого пересыхания кома почвы.

Растениям, предпочитающим яркий, но рассеянный свет, палящие лучи прямого солнца будут наносить повреждения. В первую очередь на поверхности растений появляется ожог: коричневые или серые пятна на листьях. При излишней инсоляции листья растений становятся блеклыми или слишком светлыми, как бы выцветают. В таком случае растения удаляют на достаточное расстояние от окна или притеняют занавеской от попадания прямых солнечных лучей. Для растений этой группы предпочтительны подоконники восточной или западной экспозиции, куда солнечные лучи попадают в начале или в конце дня, когда они не такие палящие.

Тенелюбивые растения (маранты, калатеи, строманты, ктенанты, некоторые папоротники) могут быть повреждены даже кратковременным прямым солнечным освещением, особенно весной. Первым признаком повреждения, вызванного прямой инсоляцией, часто является скручивание пластинки листа вдоль центральной жилки. Затем практически не защищенные от испарения излишков воды листья этих растений теряют тургор, и повреждение становится необратимым. Однако даже после этого поврежденные марантовые выбрасывать не стоит — большинство из них имеет толстые корневища, запасающие питательные вещества. Если эти корневища защитить от высыхания влажным колпаком и поместить в теплое место, то, скорее всего, через несколько недель или месяцев из их спящих почек появятся новые побеги, и растение восстановится. Если же вы сумели захватить процесс повреждения от инсоляции в самом начале, вам следует немедленно убрать растения с прямого солнца, защитить их от излишней сухости воздуха и опрыскать теплой (25—30 °С) водой.

Для тенелюбивых растений нужно выбрать такое место, где они получали бы достаточный (500—800 люкс), но рассеянный свет. Самое подходящее для них место — около не освещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна на расстоянии 1,5—2,5 м.

Резкое увеличение уровня освещенности может также привести к повреждению растения, даже если растение светолюбиво. Если вы переносите растения из более темного места на жгучие лучи солнца, то ожог практически неминуем. Так, даже очень выносливая и светолюбивая сансевьера может получить солнечный ожог (он выглядит как светлые, резко очерченные, постепенно подсыхающие пятна на листьях). Приучайте растение к высокой интенсивности освещения постепенно, особенно весной, когда освещенность возрастает очень резко. Если у вас окно обращено на юг, то в конце марта — начале апреля прямая солнечная инсоляция может повреждать все, даже самые светолюбивые растения. Обратите внимание на растения с нежными, незащищенными кутикулой или опушением листьями. В таких случаях помогает легкая тюлевая занавеска на окне, полупрозрачная бумага, марля, прикрепленная к стеклу.

В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукорененные черенки. Они должны получать только рассеянный свет.

 В солнечную погоду весной и летом поливать комнатные растения следует только ранним утром, а лучше вечером. Полив в светлое время дня, на солнце, практически бесполезен, так как вода испаряется из почвы, не попадая в растения. Кроме того, капли воды, случайно попавшие на листья растения, как крошечные увеличительные стекла фокусируют солнечные лучи и вызывают ожоги. По этой же причине абсолютно недопустимо опрыскивать растения на прямом солнечном свету.

Выводы:

1. По литературным источникам  сделана группировка комнатных растений  на светолюбивые и тенелюбивые

2. В результате опыта установлено влияние света на рост и развитие растений.

3. Установлены наиболее благоприятные места для растений.

Опыт№1 Влияние света на развитие отростков корней.

Достаточное количество света способствует активному росту корней черенков.

Недостаток света замедляет рост корней у черенков растений.

Опыт№2 Влияние света на рост стебля и листьев.

При недостатке света листья бледнеют, замедляется рост растений.

Опыт№3 Движение листьев  к свету.

Растения не может двигаться, но движение листьев и стебля можно отследить, в результате опыта. Растения следуют за светом, листья тянутся к источнику света.

Использованная литература

1. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.

3. Ликум  А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей, том IV М.: Компания Ключ – С, филологическое общество Слово, ТНО АСТ 1994г.

4. В.И. Серпухова, Г.К.Тавлинова. Комнатные и балконные растения. Изд. Прейскурантиздат. М.,1991г.

5. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г

6. Галкина Е. Г. "Комнатные растения" Ростов-на-Дону "Феникс" 1999

7. Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.Изд. СФЕРА.М.,2007

8. activestudy.info›vliyanie…sveta-na-razvitie-luka/

9. sadiogorod.my1.ru

2. Установить влияние света на рост корня отростков, на развитие растения, на цвет листа, на движение растения к свету.

Приложения№1

Опыт№1: Влияние солнечного света на развитие корней у черенков традесканции.

Дата

Образец №1(у окна)

Образец №2(в тени, на полке шкафа)

1

2.12.2012

нет корня

нет

2

3.12.2012

нет

нет

3

4.12.2012

первый отросток корня

нет

4

5.12.2012

второй отросток корня

нет

5

7.12.2012

нет

6

8.12.2012

нет

7

9.12.2012

нет

8

10.12.2012

нет

9

11.12.2012

нет

10

12.12.2012

нет

11

13.12.2012

нет

12

15.12.2012

нет

13

16.12.2012

первый отросток корня

Приложение №2

                     Опыт №2. Влияние солнечного света на рост стебля и листьев.

Дата

Образец №1

Образец №1

Образец №2

образец №2

стебель

лист

стебель

лист

1

2.02.13

7см8мм

верхний лист

1см5мм

7см 5мм

1см8мм

2

8.02.13

8см

1см 6мм

7см5мм

1см8мм

3

16.02.13

8см2мм

1см 8мм

7см6мм

1см9мм

4

22.02.13

8см5мм

2см1мм

7см6мм

1см9мм

5

28.02.13

8см8мм

2см3мм

7см 7мм

1см9мм

6

6.03.13

9см

2см5мм

7см8мм

2см

7

12.03.13

9см8мм

2см8мм

7см 8мм

2см

8

22.03.13

10см

3см

7см 9мм

2см1мм

9

28.03.13

12см7мм

4см1мм

8см 1мм

2см 1мм

10

3.04.13

Приложение №3

   

Опыт №3 Движение растений к цвету.

Дата

фотонаблюдение

1

18 февраля

2

22 февраля

3

1 марта

4

11 марта

5

18 марта

6

25 марта

                             Группы  растений: светолюбивые и теневыносливые

название комнатных растений

светолюбивые

теневыносливые

поставить растения в кабинете

1

молочай синадениум

+

0-1 м от окна

2

толстянка портулаковидная

+

2-3м от окна

3

традесканция

+

2-3м от окна

4

хлорофитум

+

1-2м от окна

5

кордилина

+

1-2м от окна

6

золотой ус

+

2-3м от окна

7

пеларгония (герань)

+

0-1м от окна

                       

nsportal.ru

Глава I. Влияние Солнца на животных. Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

Похожие главы из других работ:

Влияние солнечной активности на атмосферу и биосферу Земли

2. Влияние Солнца на Землю

...

Влияние солнечной активности на атмосферу и биосферу Земли

4. Активность солнца и здоровье людей

Александр Леонидович Чижевский внес большой вклад в изучение влияния Солнца на возникновение эпидемических заболеваний. Результаты этих его исследований имеют особую ценность: ведь он работал с материалами тех эпох...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

§ 1. Зависимость роста эпидемий от Солнца

Как Солнце может быть связано с ростом заболеваемости? Изучая, например, ход холерных эпидемий по эпидемиологическим исследованиям и сопоставляя даты последовательного развития холеры с датами в периодической деятельности Солнца...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

§ 2. Взаимосвязь между активностью Солнца, нервной системой человека и смертностью

Каково влияние Солнца на нервную систему человека? Как его активность сказывается на увеличении смертности? В работах неоднократно упомянутого нами Чижевского было доказано, что возмущения на Солнце (извержения, взрывы...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

Глава III. Влияние Солнца на растения

Можно выделить прямое и опосредствованное влияние солнечной активности на растения. Типичным примером прямого влияния является фотосинтез. Без солнечного света он невозможен...

Влияние Солнца на жизнь Земли

2. Роль Солнца в жизни Земли. Солнечный ветер и солнечная радиация

Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты. Оно источник света и тепла на Земле. Испарение воды, выпадение осадков, течение рек, бури, грозы, засуши и все другие явления, обусловливающие климат и погоду на Земле...

Влияние Солнца на жизнь Земли

3. Магнитные бури и их влияние на биосферу. Идеи Чижевского о пульсации Вселенной и Солнца

Магнитные бури возникают под действием потоков солнечного ветра, интенсивность которых зависит от состояния нашего светила. Солнце, как и Земля, обладает магнитным полем...

Возраст Солнца, Звезд, Вселенной. Отличия научной картины мира от классической. Распределение солнечной энергии

1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРАСТЫ СОЛНЦА, ЗВЕЗД, ВСЕЛЕННОЙ? КАКОВ ДИАПАЗОН ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ВО ВСЕЛЕННОЙ

В большинстве современных учебников, энциклопедий и справочников возраст Солнца оценивается в 4,5-5 миллиардов лет. Еще столько же ему отводится, чтобы «догореть». В первой половине XX века развитие ядерной физики достигло такого уровня...

Возраст Солнца, Звезд, Вселенной. Отличия научной картины мира от классической. Распределение солнечной энергии

10. КАКОВО СОСТОЯНИЕ СОЛНЦА И ЕГО АТМОСФЕРЫ? КАКОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЛНЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ? В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ СОЛНЕЧНОЕ ВЕЩЕСТВО? КАКОВ СОСТАВ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ? ЧТО ТАКОЕ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР? КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ

По современным представлениям, Солнце состоит из ряда концентрических сфер, или областей, каждая из которых обладает специфическими особенностями...

Концепции современного естествознания

3. Жизнь. Биологическая картина мира. Биосфера и цивилизация. А.Л. Чижевский о влиянии Солнца на природные и общественные процессы

То, что Солнце -- основа возникновения и существования жизни на нашей планете, а также причина большинства протекающих на ней физических и химических процессов,-- тривиальная истина, привычная с незапамятных времен...

Космические циклы и биосфера

Циклы деятельности Солнца

Решающие циклы в биосфере: 24 часа - время оборота Земли вокруг Солнца. 28 часов - время оборота Солнца вокруг своей оси. 1 год - время оборота Земли вокруг Солнца. 11,1 лет - средний период солнечной активности. 22 года - полный магнитный цикл...

Космос и биосфера Земли

1.3. Влияние Солнца на экологические процессы Земли.

Из всех элементов электромагнитного излучения для биосфе-ры наиболее опасно ультрафиолетовое излучение, поскольку, воздействуя на живое на Земле, подвергает его опасности унич-тожения. Биологическое действие ультрафиолетового излучения...

Отличия животных от растений

3. Влияние эволюции на признаки растений и животных

Нет ни одного ясно выраженного признака, который отличал бы растение от животного. Попытки точного определения обоих миров никогда не имели успеха. Нет ни одного существенного признака растительной жизни...

Солнечно-земные связи и их влияние на человека

1.2 Состав солнца

Из чего состоит Солнце? Об этом рассказывает нам спектр солнечных лучей. Солнечные лучи идут к нам от очень горячей фотосферы и проходят через газы солнечной атмосферы, из которых каждый химический элемент поглощает определенные лучи...

Солнечно-земные связи и их влияние на человека

1.4 Каковы источники энергии Солнца

Откуда берется энергия Солнца, не остывает ли оно и долго ли еще будет снабжать Землю теплом и светом? Делалось много разных предположений об источниках солнечной энергии. Но только новые открытия физики позволили это объяснить. Зная...

bio.bobrodobro.ru

2.2 Воздействие солнечной радиации на развитие растений и животных. Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы

Похожие главы из других работ:

Воздействие радиации на человека и окружающую среду

Воздействие радиации на живые организмы

Считается, что радиация в любых дозах очень опасна. Ее влияние на живой организм может носить, как и позитивный характер: использование в медицине, так и негативный: лучевая болезнь. Любопытные результаты получили ученые...

Действие ионизирующего излучения на животных

2.3 Сроки гибели животных после воздействия радиации в летальных дозах

При однократном облучении сельскохозяйственных животных в дозах, вызывающих крайне тяжелую степень острой лучевой болезни (более 1000 Р), обычно они погибают в течение первой недели после радиационного воздействия...

Действие ионизирующего излучения на животных

2.4 Хозяйственно полезные качества животных, подвергшихся воздействию ионизирующей радиации

В принципе все сельскохозяйственные животные, подвергшиеся действию ионизирующих излучений, могут быть разделены на две категории. К первой категории относятся животные, получившие летальные дозы радиации...

Организм и условия его обитания

3.4 Роль эдафических факторов в распределении растений и животных

На наземных животных эдафические факторы оказывают меньшее влияние. Вместе с тем животные тесно связаны с растительностью, и она играет решающую роль в их распределении. Среди крупных позвоночных легко обнаружить формы...

Особенности воздействия радиации на живое вещество

Раздел 2. Воздействие радиации на живой организм.

...

Оценка экологической опасности осколков деления

2.1 Воздействие радиации на здоровье человека

Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиации передается клеткам, тем самым разрушая их. Облучение может вызвать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения...

Правовой режим охраны редких и исчезающих видов растений и животных

1. Правовое регулирование редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений

...

Правовой режим охраны редких и исчезающих видов растений и животных

2. Правовой режим охраны редких и исчезающих видов растений и животных

...

Растительный мир Омской области

2.3 Взаимоотношения растений и животных

Для жизни растений большое экологическое значение имеют позвоночные и беспозвоночные животные, многие из которых питаются растениями, способствуют опылению цветков, распространению семян и плодов; прямо или косвенно...

Редкие виды растений и животных Краснодарского края и Кубани

1. Редкие виды растений и животных Краснодарского края и Кубани. Охрана

Краснодарский край расположен на территории Северо-Западного Кавказа. Протяжённость с севера на юг составляет около 400 км, с запада на восток около 360 км. Краснодарский край и, в частности...

Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы

Глава 1. Теоретические аспекты солнечной радиации

...

Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы

1.1 Поглощение и рассеяние прямой солнечной радиации в атмосфере

Основным источником энергии почти для всех природных процессов, происходящих на поверхности земли и в атмосфере, является лучистая энергия, поступающая на Землю от Солнца. Энергия, поступающая к поверхности земли из глубинных ее слоев...

Солнечная радиация и ее влияние на природные и хозяйственные процессы

Глава 2. Влияние солнечной радиации на природные и хозяйственные процессы

...

Экологические и этнографические исследования озера Дальнего

§1. Классификация растений и животных прибрежной зоны озера Дальнего

Прибрежная территория озера Дальнего покрыта каменно-березовым лесом. Каменная береза или береза Эрмана является основной древесной породой близлежащего ландшафта. В подлеске развита рябина бузинолистная. Лес богат папоротником орляком...

Экологические основы природопользования

2.Воздействие человека на животных, причины вымирания животных

Воздействие человека на животных Вымирание одних и появление других видов животных происхо-дит"! ходе эволюции, при изменении климатических условий, ланд-шафтов, в результате конкурентных взаимоотношений...

eco.bobrodobro.ru

Воздействие солнечной радиации на развитие растений и животных

В предыдущей части данной курсовой работы была установлена взаимосвязь между приходящей солнечной радиацией и поверхностью Земли. Благодаря этой взаимосвязи солнечная радиация оказывает активное влияние на самые различные процессы на Земле, в том числе и на ее биосферу. В. И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и солнечную радиацию. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют солнечное излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих существование биосферы. Перерабатывая солнечную энергию, живое вещество преобразует всю нашу планету. В этом смысле можно считать, что происхождение, образование и функционирование биосферы является результатом действия в том числе и солнечной радиации

Поступающая на землю часть лучистой энергии солнца передается электромагнитными колебаниями с длиной волн 300...4000 нм. Для растений наибольшее значение имеет область физиологической радиации, оказывающей существенное влияние на процессы фотосинтеза, роста и развития. Из приходящей к растениям физиологической радиации ими поглощается около 80 %, отражается 10 и пропускается 10 %. Для фотосинтеза и в других физиологических процессах растения используют до 6 % поглощенной радиации, остальное количество идет на теплопередачу и транспирацию. Спектральный состав света сильно влияет на характер роста и развития растений. Пигменты растений поглощают радиацию в диапазоне 320...760 нм. Основные максимумы поглощения находятся в сине-фиолетовой и красной, а минимум – в желто-зеленой области спектра. Ультрафиолетовые лучи в значительной степени поглощаются белковыми молекулами, что может привести к их серьезным повреждениям. Еще двумя важными хромофорами, поглощающими ультрафиолетовые лучи, являются эндогенные фитогормоны. Благодаря им ультрафиолетовые лучи влияют на процессы роста и развития – наблюдаются непропорциональный рост органов, нарушение соотношения в росте корня и побега, образование растений с компактным (альпийским) габитусом. Часть ультрафиолетового и синего излучения с длиной волны не более 510 нм поглощается малоизученным пигментом криптохромом. Синий свет поглощается каротиноидами и хлорофиллом, красный – хлорофиллом, красный и дальний красный – фитохромом. Радиация с большей длиной волны уже поглощается не специальными пигментами, а всей поверхностью растения, в результате чего повышается его температура. Это можно наблюдать в посеве: верхние ярусы листьев улавливают и отражают преимущественно свет видимой коротковолновой части спектра; к нижним же листьям проникает в основном длинноволновое излучение, что на фоне ослабленной фотосинтетической деятельности значительно активизирует их дыхание. Под влиянием этого излучения стебли вытягиваются, в результате удлинения междоузлий формируется рыхлая ткань с крупными клетками, легко повреждающаяся при ультрафиолетовом излучении, что часто происходит при высадке выращенной с загущением и переросшей рассады

Лучистая энергия, вызывая изменения в ходе физиологических процессов, в конечном итоге является мощным фактором формообразования растений. Продолжительность освещения определяет, а зачастую изменяет внешний вид растения. Так, на коротком (8-10 - часовом) дне растения длинного дня образуют большое число листьев или побегов ветвления, многие виды (салат, рудбекия, редис и т. д.) образуют розетку листьев, стебель их укорочен. Короткодневные растения в этих же условиях низкорослы, число листьев невелико, соцветия (например, метелка у проса, риса) малы, также незначительно и число образующихся семян. При увеличении фотопериода (свыше 14-16 часов) развитие задерживается, а рост может значительно усилиться, в результате чего зачастую наблюдаются даже такие явления гигантизма, как обилие листьев на длинном стебле, появление множества пазушных побегов, ветвистость колоса, махровость цветков, многопочатковость, увеличение числа и размеров цветков и семян в каждом соцветии. Длина дня влияет на изменение соотношения между надземными и подземными органами, а также регулирует образование стеблевых утолщений, клубней, корнеплодов и луковиц у таких растений, как редис, лук, морковь, картофель, георгины. Так, например, редис и картофель, задерживаясь в развитии на коротком дне, направляют ассимилянты в корнеплод или клубни. В результате селекции отбирались сорта, способные и на длинном дне формировать корнеплод (например, у редиса) или после цветения клубни у картофеля. Длина дня влияет на дифференциацию пола: у конопли на длинном дне половина растений мужских, половина женских, а на коротком дне, когда развитие идет быстрее, половина растений оказываются обоеполыми, а половина – женскими. Короткий день ускоряет формирование женских цветков у огурцов и дынь, а также початков у кукурузы. Сочетание различной длины дня и потока с различным спектральным составом радиации (или с разным соотношением энергии, например, красных и синих лучей в излучении ламп "белого" света) в еще большей мере влияет на морфогенетические изменения.

В темноте или при слабой интенсивности радиации обычно наблюдается этиоляция растений (вытягивание и утоньшение стебля и листьев, усиленное растяжение черешков и т. д.) преимущественно за счет растяжения клеток в длину – процесс, биологически направленный на вынесение органов к свету, как это имеет место, например, у стебля, образующегося в почве при прорастании семян. Свет тормозит вытягивание, причем тем сильнее, чем выше его интенсивность. При одной и той же длине дня в зависимости от спектрального состава света и его интенсивности высота растения и его форма меняются: при слабой интенсивности наиболее компактные и низкорослые растения, хотя и с большим числом листьев, формируются при действии оранжево-красных, а при высоких интенсивности – под влиянием сине-фиолетовых лучей.

При освещении некоторых видов растений только красным светом наблюдалось формирование листьев с более простой по форме и удлиненной пластинкой, с меньшим числом долей (например, у редиса, томатов и др.). Ряд водных растений, которым свойственно явление гетерофилии (листья разной формы), образуют при действии красного или зеленого света лишь лентовидные, простые по форме листья; однако на синем или белом свету развиваются нормальные и более сложные по форме листья. В общем для всех растений необходимо наличие в излучении сине-фиолетовых лучей, без которых в той или иной степени рано или поздно наблюдается ненормальный рост, развитие, аномалии в дифференциации и т. д. Таким образом, лучистая энергия в диапазоне 300-800 ммк является мощным регуляторным фактором, влияющим на изменения формообразовательных процессов

Наличие в растениях и их органах ряда фоторецепторных систем, различающихся спектрами поглощения и определяющих тем самым спектры действия процессов и их взаимодействие при облучении белым светом, соз дает основу чрезвычайного разнообразия свойств и признаков растений – признаков, количественное и качественное выражение которых зависит от различных воздействий. Таким образом, самые разнообразные процессы в жизни растений регулируются лучистой энергией, источником которой в естественных условиях является излучаемая Солнцем радиация.

Очень важно и многообразно влияние солнечной радиации на животных. Солнечная радиация оказывает мощное биологическое действие, стимулирует физиологические процессы в организме, изменяет обмен веществ и общий тонус организма. Биологическое действие лучей на организм зависит от длины волны – чем короче волны, тем сильнее их биологическое действие. Наиболее сильное действие оказывают ультрафиолетовые лучи. Они стимулируют белковый, жировой, углеводный и минеральный обмены. Отмечено их действие на функции кроветворения и иммунологические процессы, что обусловливает повышение защитных сил организма. Под воздействием УФЛ в коже животных из провитамина 7-дегидрохолестерина образуется витамин D3 регулирующий фосфорно-кальциевый обмен и предохраняющий молодых особей от рахита, а взрослых – от остеомаляции.

Большое значение имеет бактерицидный эффект УФЛ, в результате чего происходит обеззараживание воздуха, почвы, воды. Наиболее характерной реакцией организма человека на воздействие УФЛ является развитие пигментации (загар). Передозировка ультрафиолетового облучения может привести к ожогам и раздражению кожи, головным болям, повышению температуры тела.

Инфракрасные лучи обладают тепловым действием. В целях улучшения физиологического состояния, роста, развития и сохранности молодняка, а также создания оптимального температурно-влажностного режима в помещениях в осенний и зимне-весенний периоды года широко используют локальный обогрев инфракрасными лампами. ИК лучи повышают температуру воздуха, прогревают кожу и глубоколежащие ткани, способствуют притоку крови к периферическим кровеносным сосудам, благодаря этому создается тепловой барьер, предупреждающий охлаждение организма. ИК лучи совершенствуют теплорегуляцию и способствуют закаливанию организма молодняка сельскохозяйственных животных

Видимый свет обеспечивает ориентацию животных в пространстве, повышает двигательную активность за счет активизации нервно-мышечного тонуса. Видимый свет вызывает раздражение зрительного нерва, возбуждает нервную систему и эндокринные железы и через них действует на весь организм. Под влиянием света у животных усиливается секреция половых желез и стимулируется половая функция. Недостаток света у растущих животных может вызвать необратимые качественные изменения в половых железах, а у взрослых животных снижает половую активность, оплодотворяемость или вызывает временное бесплодие. Так, например, у ремонтных свинок и хряков, выращенных в условиях недостаточной освещенности, масса яичников и семенников на 20-24 % ниже, чем у животных-аналогов, содержащихся в условиях нормальной освещенности.

Содержание хряков-производителей при освещенности 100-150 лк и продолжительности светового дня 9-10 ч положительно влияет на их потенцию и качество спермы. Активность яичников и проявление половой охоты у коров также в значительной степени зависит от светового фактора. Оптимальной для них является 16-часовая освещенность. Практические наблюдения показывают, что коровы, содержащиеся в крайних рядах стойл у окон, быстрее приходят в охоту и оплодотворяются, чем коровы в центральных рядах стойл, где освещенность в 5-10 раз ниже.

Особое значение освещенность помещений имеет для птиц. Использование дифференцированного светового режима, в зависимости от возраста и периода яйцекладки, позволяет обеспечить равномерную круглогодовую яйценоскость. Снижение интенсивности освещения понижает двигательную активность животных, что приводит к более эффективному использованию энергии корма, повышению среднесуточных приростов массы, в связи с чем рекомендуется содержание откармливаемых животных в затемненных помещениях. Однако при этом в мясе накапливается большая доля жира и уменьшается доля белка. В условиях затемнения у животных снижается прочность трубчатых костей. Чрезмерно яркое освещение приводит к повышению агрессивности и каннибализму

Учитывая разностороннее влияние солнечной радиации, животных нужно размещать в достаточно светлых помещениях, регулярно предоставлять им моцион, а летом содержать на пастбище или в летних лагерях. Таким образом, под воздействием солнечных лучей повышается общий тонус организма, сопротивляемость его инфекции, естественная резистентность и продуктивность животных.



biofile.ru

Солнечные ритмы растений

Еще в III веке до н. э. римский писатель Катон Старший обратил внимание на то, что в периоды «помрачения Солнца» цены на рожь заметно снижались. В XVII веке Батиста Балиани, современник и друг Галилея, в одном из писем великому итальянскому астроному высказал предположение, что солнечные пятна охлаждающе действуют на Землю, а это, в свою очередь, должно влиять на растительный мир планеты. Вряд ли Вильям Гершель, знаменитый английский астроном XVIII века, знал о письме Балиани. Но и его интересовало влияние солнечных пятен на земные растения. В те времена 11-летний цикл еще не был известен, но астрономы знали, что в разные годы «пятнистость» Солнца неодинакова. Гершель собрал наблюдения солнечных пятен почти за два века и сопоставил их с рыночными ценами на пшеницу. Связь в среднем получилась вполне четкой — чем «пятнистее» было Солнце, тем дешевле стоила пшеница. Нам понятна эта связь. В годы высокой солнечной активности обильные дожди увлажняют почву. Урожай получается богатым, а рыночные цены на пшеницу соответственно падают. Позже многие ученые подтвердили явную связь между урожаями и солнечными пятнами. Например, во Франции колебания цен на вино упорно следуют за колебаниями солнечной активности — ведь урожай винограда, как и пшеницы, больше тогда, когда на Солнце больше пятен. Совсем недавно, в 1969 году, ленинградские биологи И. И. Минкевич, Т. И. Захарова и Н. А. Шибкова установили, что существует тесная связь между солнечной активностью и некоторыми болезнями сельскохозяйственных культур (бурой ржавчиной пшеницы и др.)- Правда, в разных районах Земли солнечная активность влияет на урожай по-разному. В одних она повышает урожайность, в других, наоборот, усиливает вредоносность болезней растений. Видимо, эта разница вызвана различием в местных климатических условиях. Тем не менее связь солнечных пятен и урожаев бесспорна. Еще в 1892 году русский ученый Ф. Н. Шведов обратил внимание на солнечные ритмы в толщине годичных слоев деревьев. Исследования Дугласа, о которых уже упоминалось, были, в сущности, лишь развитием и обобщением работ Шведова. В 1948—1949 годах советский биолог М. П. Скрябин нашел следы векового солнечного цикла в таких явлениях жизни леса, как режим боровых болот, смена пород деревьев и многих других. Читатель не удивится, если узнает, что лесные пожары в некоторых районах бывают тем чаще, чем выше солнечная активность, а значит, чаще возникают засухи. Отражается в жизни леса и Брикнеров 33-летний цикл. Механизм всех этих связей не вызывает сомнений. Солнце влияет на климат, а изменения климата сказываются на росте растений и других особенностях их жизни. Но, к сожалению, далеко не всегда солнечно-земные связи так легко объяснимы. Известно, что все растения выделяют через корни в почву различные органические вещества — аминокислоты, аминосахара и др. Чтобы из клетки растения попасть в почву, эти вещества должны преодолеть естественную преграду — оболочку клетки. Оказывается, проницаемость этой преграды в разное время неодинакова. Московский биолог А. П. Дубров неожиданно открыл удивительный факт: после вспышек на Солнце резко увеличиваются корневые выделения растений, следовательно, столь же резко повышается проницаемость оболочек растительных клеток. В октябре 1968 года удалось провести уникальный эксперимент. На протяжении двух дней в Москве, Иркутске, Свердловске, Минске, Таллине и Флоренции велась одновременная запись интенсивности корневых выделений проростков ячменя. Когда сравнили результаты, выяснилось, что всюду кривые поразительно схожи. Значит, на корневые выделения растений действуют не местные земные условия (в разных городах они различны), а какая-то одинаковая для всего земного шара космическая причина. Такой причиной, оказывается, были колебания напряженности магнитного поля Земли. А эти колебания — одно из непосредственных проявлений солнечной активности. Получается, что чем выше солнечная активность, тем обильнее растения выделяют в почву органические вещества. Объяснить в подробностях, как все это совершается, далеко не просто. Всем известно, как магнит притягивает железные опилки. Но никому еще не удавалось поднять магнитом упавший лист. Как будто весь опыт человечества свидетельствует о том, что магнитные силы никак не могут влиять на растения. Но это — заблуждение. Очень скоро читатель убедится, что на действие магнитных сил отзывается все живое.

www.zoofirma.ru

Влияние солнечной активности на человека и природу

Галактическое пространство не имеет границ, по крайней мере, человечеству о них неизвестно. Ученые изучают космос, однако о том, где границы одной галактики и начало другой ответа еще нет. Люди втайне мечтают о покорении космоса, знакомствах с другими цивилизациями, ждут сигналов из предполагаемых галактик, но в ответ на посылаемые сигналы одна тишина.

Солнечные лучи очень коварны, постоянно пытаются взломать защиту и иногда производят ощутимые атаки по нашему кораблю – планете Земля

Для покорения космических просторов необходимы мощные корабли, способные преодолевать огромные пространства, однако мало кому приходит в голову сравнить нашу планету с этим кораблем. Во главе с Солнцем мы движемся в другие пространства. Солнечная система не стоит на месте, хотя нам кажется, что планета находится в состоянии покоя, это обманчивое впечатление. Кроме Земли Солнцу составляют компанию еще 8 планет.

Людям нравится считать Солнце своим другом, они ему поклоняются, слагают песни, легенды, поверья, исполняют дарственные танцы по праздникам. Однако, не смотря на пользу, оно еще и вред наносит огромный. Если бы не защита Земли из многослойной газовой оболочки, Солнце бы давно сожгло Землю дотла, как это произошло с другими 8-ю планетами, на которых нет никаких признаков жизни.

Солнечные лучи очень коварны, постоянно пытаются взломать защиту и иногда производят ощутимые атаки по нашему кораблю – планете Земля, которую мы сравнили с космическим кораблем, бороздящим галактики в составе всей Солнечной системы. Земля и Солнце неразлучны, они не могут существовать отдельно друг от друга, будучи связаны законами физики и при этом вынуждены сосуществовать друг с другом.

 

Солнце и человек

Влияние солнечной активности  выражена по отношению к нашему миру ежечасно в различных проявлениях, таких как магнитные бури, жара, люди могут получить солнечный удар или ожег глаз, глядя на Солнце без защитных очков.

Понять о том, как пагубно сказывается избыток солнечных лучей, можно даже на примере одной нашей планеты. В одних местах это палящий зной, в других умеренное попадание, а в третьих совсем луч проскальзывает и не дает тепла даже для жизни растений, не согревая животных, людей, птиц.

Изнывая от высокой температуры, жители пустынь прячутся в тени, а растения экономят каждую каплю воды полученную из песчаной почвы. В то же время на северных полюсах солнечные лучи практически не касаются земли, совершенно не давая никакого тепла. Под толстым слоем снега и льда жизнь почти отсутствует. Между экватором и северными полюсами разместились умеренные широты, где солнечные лучи попадают, но не палят. В этих широтах обильно развита жизнь животных, растений, насекомых, людей. Даже этот небольшой пример на планете Земля показывает насколько может быть пагубным влияние солнца на живой мир и как от избытка или недостатка солнечной энергии страдает все живое.

По мнению ученого Чижевского, магнитные бури образует именно Солнце. К такому выводу он пришел после изучения древнейших летописей, в которых ясно указывались факты беззащитности человека перед магнитными бурями (повышение солнечной активности). Сравнивая вспышки болезней среди населения, массовых смертей и периодов солнечных атак, прорисовался интересный факт – эти два момента взаимосвязаны. Вспышки эпидемий и солнечная активность тесно переплетены друг с другом, поэтому необходимо изучать Солнце для того, чтобы иметь возможность защищаться от него в следующие этапы магнитных бурь.

По прошествии многих лет ученые нашли еще множество доказательств негативного влияния солнечной активности на организм человека. Например, установлен факт повышения смертности от инфаркта в период магнитных бурь. Вернее опасна не сама буря, которая длится сутки, а ее наступление и отступление. За три дня до начала солнечной активности на Земле повышается давление у всех людей, больные сердцем этого не выдерживают. То же самое происходит тогда, когда активность снижается. Получается, что переходные этапы, вызванные колебанием солнечной активности, более опасны, чем сама солнечная активность.

Еще одно интересное наблюдение произвел японский ученый Маки Таката. Суть исследования заключалась в том, что была отмечена связь между лейкоцитами в крови человека и солнечной активностью. Лейкоциты выполняют защитную функцию в организме человека, чем сильнее были атаки солнца, тем большее содержание лейкоцитов в крови наблюдалось медиками при исследованиях.

Пример: конец 19 и начало 20 веков активность постепенно снижалась, следом за ней уменьшалась норма содержания лейкоцитов в крови человека по медицинской статистике. Конец 19 века нормой было 10-14 тысяч лейкоцитов на 1 куб м крови. В 20-м веке стандартной нормой были уже другие цифры – 6-7, а к 60-м годам упал на 3-4 куб мм крови.

Французским ученым удалось установить связь солнечной активности и крови в другом направлении – нарушении свертываемости, которая влечет за собой чрезмерное образование сгустков в сосудах, превращающихся в тромбы. Кроме проблем с кровью в периоды солнечных бурь повышается нервозность населения, увеличивается число психически больных, многие ведут себя спонтанно неадекватно. Со стороны это похоже на массовое заболевание агрессией.

Обратите внимание на то, что происходит в это время на планете Земля: аварии на дорогах из-за невнимательности водителей, работоспособность снижается даже у здоровых людей, появляется лень, усталость, школьники и студенты отстают по образовательной программе, не в состоянии воспринимать поданную им информацию. После исследований коры головного мозга выяснилась причина: солнечная активность влияет на биоритмы, снижая реакцию человека почти в четыре раза! Такое состояние смело можно называть заторможенностью.

Не стоит думать, что на магнитные бури влияет только человека, ведь кроме него есть еще и другие виды жизненной активности на Земле. Например, нашествия саранчи происходят в момент вспышек, вероятно, им магнитная буря на руку и их активность, в сравнении с человеческой, возрастает многократно. Кроме саранчи положительно реагируют на солнечную активность подводные обитатели, происходит быстрое размножение разных видов рыб каждые одиннадцать лет. Более толстые кольца проявляются на срезах деревьев тоже раз в одиннадцать лет. Одиннадцать лет это период солнечных атак на Землю и по наблюдениям ученых все живое по-своему реагирует на, это одни отрицательно, другие положительно.

Еще несколько примеров взаимосвязи природы и солнца: магнитная буря становится причиной роста численности соболей, у зверьков изменяется окрас шерсти, структуру волосинок, что отражается на стоимости шкурок, ведь они более редкие и качественные в этот год.

Максимальное количество пятен на Солнце наблюдалось в 1958-1968 годах, что повлекло за собой увеличение урожаев пшеницы и других зерновых культур. Возможно, пятна повлияли не на сами зерна и их рост, а на природу, что способствовало большей урожайности.

Исходя из многочисленных исследований и наблюдений взаимодействия Солнца и планеты Земля, напрашивается вывод о том, что солнечная активность несет мощные изменения в развитии нашей планеты. Такое впечатление, что корректируется работа космического корабля то в лучшую, то в худшую сторону, в зависимости от ведущей нашу систему планет по галактике Солнцем.

 

Статью написала: Светлана

istorii-x.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта