ГлавнаяРастенийВ корзинке растения изображенного на рисунке цветки язычковые
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ. В корзинке растения изображенного на рисунке цветки язычковые
Задание включает 70 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа
litceymos.ru | | 1 2 3 4 10 — 11 классы Задание 1. Задание включает 70 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. - Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:а) спирогира и фукус;
б) спирогира и улотрикс;
в) хламидомонада и хлорелла;
г) ламинария и фукус.
- В корзинке растения, изображенного на рисунке, цветки:а) язычковые;
б) ложно-язычковые;
в) трубчатые и ложно-язычковые;
г) язычковые и трубчатые.
- К корнеотпрысковым растениям не относят:а) щавель малый и осину;
б) осот полевой и бодяк полевой;
в) облепиху крушиновидную и льнянку обыкновенную;
г) пшеницу и одуванчик.
-
На поперечном срезе стебля трехлетней липы можно увидеть:а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу – кора;
б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу – кора; +
в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь – древесина;
г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь – древесина.
- К вторичному утолщению способны перейти корни:а) плауновидных;
б) папоротниковидных;
в) однодольных покрытосеменных;
г) двудольных покрытосеменных.
- У ботаников деление клеток на паренхимные и прозенхимные основано на их:а) функциях;
б) происхождении;
в) форме;
г) локализации в органах растений.
- Кукушкин лен размножается:а) зооспорами;
б) семенами при неблагоприятных условиях;
в) спорами; +
г) апланоспорами.
- На рисунке изображено растение гусиный лук. Из предложенных формул его цветка наиболее правильная:
а) *Ч3Л3Т6П(1);
б) *Ч6Т6П3;
в) *Ок6Т6П6;
г) *Ок6Т6П(3). - Листья земляники:а) непарноперистосложные;
б) тройчатосложные; +
в) тройчатосложные, однолисточковые;
г) сложные однолисточковые.
- Рабочие пчелы — это:а) бесполые особи;
б) самки с недоразвитыми органами размножения; +
в) самцы с недоразвитыми органами размножения;
г) самцы и самки с нормально развитыми половыми органами, но временно не размножающиеся.
- Пищеварение у коралловых полипов:а) только полостное;
б) только внутриклеточное;
в) полостное и внутриклеточное;
г) полостное, внутриклеточное и наружное.
- Крылоногие моллюски, обладающие способностью светиться в темноте, могут входить в состав:а) бентоса;
б) нейстона;
в) фитопланктона;
г) зоопланктона. +
- Цикл развития мясной мухи впервые описал:а) Антони ван Левенгук;
б) Франческо Реди;
в) Анри Фабр;
г) Луи Пастер.
- У гусениц бабочек:а) имеется 3 пары грудных ножек;
б) имеется 3 пары грудных ножек и 5 пар брюшных ложных ножек;
в) имеется 8 пар ложных ножек;
г) конечности отсутствуют.
- У тли виноградной филлоксеры (Viteus vitifolii) размножение происходит:а) только половым путем;
б) только партеногенетически;
в) с регулярным чередованием партеногенетического и обоеполого поколения;
г) со сложным циклом чередования обоеполого и нескольких партеногенетических поколений.
- Кровеносная система у ланцетника: а) незамкнутая;
б) замкнутая, имеется один круг кровообращения;
в) замкнутая, имеется два круга кровообращения;
г) отсутствует.
-
У круглоротых пищеварительный тракт имеет:
а) форму прямой трубки;
б) печеночный вырост;
в) пилорические выросты;
г) спиральный клапан.- Из рыб отряда Осетровые не является проходным видом:а) белуга;
б) севрюга;
в) стерлядь;
г) осетр.
- Слюнные железы в ходе эволюции позвоночных впервые появляются у:а) двоякодышащих рыб;
б) земноводных;
в) пресмыкающихся;
г) млекопитающих.
- Из рыб отряда Тресковые живет и нерестится только в пресных водоемах:а) треска;
б) пикша;
в) налим;
г) минтай.
- Происхождение крыла птицы от свободной передней конечности, свойственной четвероногим позвоночным, наглядно иллюстрирует пример птенцов:
а) страуса;
б) киви;
в) гоацина;
г) пингвина.
- На аэродинамические свойства птицы в полете не влияют перья:а) маховые;
б) пуховые;
в) рулевые;
г) контурные.
- Среди птиц стереоскопическое зрение в наибольшей степени развито у видов:а) насекомоядных;
б) зерноядных;
в) плотоядных; +
г) планктоноядных.
- Зубную формулу имеет:а) еж;
б) белка;
в) лисица;
г) кабарга.
- Гликокаликс животных клеток образуют:а) белки и липиды;
б) белки и нуклеотиды;
в) белки и углеводы;
г) углеводы и нуклеотиды.
- Процесс, с помощью которого дизентерийная амеба поглощает эритроциты:а) осмос;
б) пиноцитоз;
в) фагоцитоз; +
г) облегченная диффузия.
- Кости крыши черепа относятся к костям:а) воздухоносным;
б) губчатым;
в) плоским;
г) трубчатым.
- В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 – 7 лет отсутствуют:а) резцы;
б) клыки;
в) малые коренные зубы;
г) большие коренные зубы. - Мембранный потенциал покоя при увеличении концентрации внеклеточного калия:а) увеличивается;
б) не изменяется;
в) уменьшается;
г) извращается.
- В скелетных мышцах появление кальция в цитоплазме обусловлено:а) активацией кальциевых насосов;
б) активацией натрий-кальциевого обменника;
в) закрытием потенциал-чувствительных каналов в мембране эндоплазматического ретикулума;
г) открытием кальций-зависимых кальциевых каналов в мембране эндоплазматического ретикулума. +
- Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:а) повороты глазного яблока; +
б) сжатие стенок лимфатических сосудов;
в) сужение зрачка;
г) расширение зрачка.
- Лейкоциты, называемые эозинофилами, защищают организм от: а) вирусов, обеспечивая их фагоцитоз;
б) бактерий, обеспечивая их фагоцитоз;
в) полимеров с молекулярной массой более 30 кДа за счет производства антител;
г) паразитарных инвазий.
- Центры слюноотделения находятся в:
а) среднем мозге;
б) мозжечке;
в) промежуточном мозге;
г) продолговатом мозге. +
- Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют: а) пепсиноген;
б) трипсиноген;
в) соляную кислоту;
г) фактор, обеспечивающий всасывание витамина B12.
- Эритроциты, помещенные в гипертонический раствор:а) лопаются, освобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объеме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счет активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
- Актиновые филаменты не входят в состав:а) саркомеров поперечнополосатых мышечных волокон;
б) стресс-фибрилл фибробластов;
в) жгутиков бактерий;
г) микроворсинок клеток кишечного эпителия. - Не используют напрямую протонный градиент в качестве источника энергии:а) митохондрии;
б) хлоропласты;
в) реснички простейших;
г) жгутики бактерий.
- Переход организма из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если НЕ:а) нарушена структура макромолекул;
б) сдвинуты жизненные ритмы организма;
в) увеличена концентрация сахаров;
г) уменьшено содержание воды.
- Для экосистемы заросшего пруда наиболее характерны следующие виды рыб:а) карп, линь, вьюн, золотой карась;
б) густера, язь, хариус, щука, плотва;
в) красноперка, толстолобик, семга, лещ;
г) серебряный карась, окунь, форель, сазан.
- Согласно правилу Бергмана размеры теплокровных животных в разных популяциях одного вида увеличиваются в направлении:а) с юга на север;
б) с востока на запад;
в) от побережий в глубь материка;
г) от высокогорий к равнинам.
- Общее название биома влажных (дождевых) тропических лесов:а) гилея;
б) чапараль;
в) саванна;
г) маквис.
- Представители злаковых растений распространены по всему земному шару. Поэтому злаки называют:а) эндемиками;
б) космополитами;
в) эдификаторами;
г) стенобионтами.
- Выберите тип биотического взаимодействия и возможных участников для мирмекофильных растений:а) конкуренция, растение и лишайник;
б) паразитизм, растение и муравей;
в) мутуализм, растение и гриб;
г) мутуализм, растение и муравей. +
- Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:а) суккуленты;
б) кустарники;
в) лианы;
г) стланики.
- Останки питекантропа впервые были обнаружены в:
а) Южной Африке;
б) Австралии;
в) Центральной Азии;
г) Юго-Восточной Азии. - Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является:а) неандерталец;
б) питекантроп;
в) австралопитек;
г) кроманьонец.
- Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот и эукариот:а) эндоплазматическая сеть;
б) митохондрии;
в) лизосомы;
г) рибосомы.
- Основные компоненты хроматина ядра эукариот:а) ДНК и РНК;
б) РНК и белки;
в) ДНК и белки;
г) ДНК и липиды.
- Микротрубочки не обеспечивают:а) поддержание формы клетки;
б) изменение формы клетки;
в) перемещение органелл;
г) движение хромосом при делении клетки.
- Клеточные белки, предназначенные для секреции, сортируются и упаковываются в:а) лизосомах;
б) эндосомах;
в) эндоплазматическом ретикулуме;
г) транс-сети Гольджи. +
- Местом расположения фермента АТФ-синтетазы в митохондриях является:а) матрикс;
б) межмембранное пространство;
в) наружная мембрана;
г) внутренняя мембрана.+
- Окисление органических соединений до СО2 в митохондриях происходит:а) в матриксе;+
б) в межмембранном пространстве;
в) на наружной мембране;
г) на внутренней мембране.
- В состав антикодона входит(-ят):а) 1 нуклеотид;
б) 2 нуклеотида;
в) 3 нуклеотида; +
г) 4 нуклеотида.
- Конечным акцептором электронов в процессе клеточного дыхания является:а) НАД · Н;
б) вода;
в) кислород;+
г) АТФ.
-
Свойство генетического кода, повышающее надежность хранения и передачи генетической информации:а) триплетность;
б) универсальность;
в) избыточность;+
г) отсутствие «знаков препинания».
-
Ионы магния входят в состав:
а) гемоглобина;
б) инсулина;
в) хлорофилла; +
г) тироксина. - Молекулы РНК, способные проявлять каталитическую активность, называются:а) рибонуклеазами;
б) рибосомами;
в) рибозимами; +
г) рибонуклеотидами.
- Макроэргическими называют соединения: а) характеризующиеся наличием ковалентных связей с большой энергией;
б) при разрушении в которых определенных связей освобождается большое количество свободной энергии; +
в) синтез которых происходит с затратой большого количества энергии;
г) которые при сжигании дают много тепла.
- В процессе фотосинтеза источником кислорода – побочного продукта является:а) рибулозодисфосфат;
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.
- Развитие нитрифицирующих бактерий:а) приводит к подкислению среды; +
б) приводит к подщелочению среды;
в) приводит к нейтрализации среды;
г) не влияет на рН среды.
Ацидофилин образуется в результате сбраживания молока:а) молочнокислыми бактериями; +
б) дрожжами;
в) смешанной культурой молочнокислых бактерий и дрожжей;
г) смешанной культурой молочнокислых и пропионовокислых бактерий.- Из названных заболеваний вызывается вирусом:а) холера;
б) оспа; +
в) чума;
г) малярия.
- Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.
- В поведении животных сигнальный раздражитель может запускать постоянный механизм поведения (ПМП). Не является примером ПМП, вызванного сигнальным раздражителем:а) некоторые моли складывают крылья и падают на землю, когда улавливают ультразвуковой сигнал летучей мыши;
б) оса находит свое гнездо соответственно окружающим объектам; +
в) самец зарянки нападает на любой объект, например на пучок красных перьев, имитирующий соперника с красным пятном на груди;
г) размножающиеся подёнки откладывают яйца, когда обнаружат воду. - Орловская рысистая порода лошадей была выведена в XIX в. в результате отбора:а) стихийного;
б) естественного;
в) массового;
г) индивидуального. +
- Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:а) филогенеза;
б) конвергенции; +
в) анабиоза;
г) адаптации.
- Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:а) дрейфа генов;
б) движущей формы отбора;
в) стабилизирующей формы отбора; +
г) мутационного процесса.
- Генетический критерий вида проявляется в:а) сходстве всех процессов жизнедеятельности у изучаемых особей:
б) характерном для исследуемых особей наборе хромосом; +
в) сходстве внешнего и внутреннего строения изучаемых особей;
г) идентичности факторов окружающей среды, в которой обитают изучаемые особи.
- Факторами — поставщиками эволюционного материала являются:а) мутационный процесс, дрейф генов, волны численности; +
б) борьба за существование, естественный отбор;
в) волны численности, изоляция, дрейф генов;
г) дрейф генов, естественный отбор, изоляция.
Наиболее вероятно можно получить в одном помете мышь с генотипом AABbпутем следующего дигибридного скрещивания: а) AaBb AaBb; б) AaBb AABb; + в) AABB aaBb; г) AaBb AaBB.
Задание 2. Задание включает 30 вопросов с несколькими вариантами ответа (от нуля до пяти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.- Для цветковых растений, произрастающих в воде, характерно:а) плохое развитие или отсутствие механической ткани; +
б) хорошее развитие механической ткани;
в) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению;
г) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; +
д) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы. - Надземный тип прорастания семян характерен для:а) фасоли; +
б) гороха;
в) липы; +
г) клена; +
д) овса.
- В древесине многих растений образуются тилы, которые:а) закупоривают сосуды; +
б) усиливают транспорт воды с растворенными минеральными веществами;
в) накапливают смолистые вещества; +
г) способствуют образованию в них дубильных веществ; +
д) повышают стойкость древесины к загниванию. +
- Источником образования адвентивных почек служат клетки:а) перицикла; +
б) камбия; +
в) паренхимы сердцевинных лучей; +
г) мезофилла; +
д) эпидермы. +
- В составе жилки листа можно обнаружить:а) ситовидные трубки с клетками-спутницами; +
б) сосуды; +
в) склеренхиму; +
г) уголковую колленхиму; +
д) паренхиму. +
- Признаки, характерные для растений семейства пасленовых:а) цветки одиночные или собраны в соцветия завитки, с правильным или слегка неправильным околоцветником; +
б) чашечка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков; +
в) плод – ягода или коробочка; +
г) тычинок – 5 или 10;
д) пестиков – 2.
- Личинки насекомых из отряда Перепончатокрылых могут: а) иметь 3 пары членистых ног;
б) иметь 3 пары членистых ног и 6–8 пар ложных брюшных ножек; +
в) иметь 3 пары членистых ног и 2–5 пар ложных брюшных ножек;
г) иметь 8 пар ложных брюшных ножек;
д) быть безногими. +
- Бесполое размножение путем почкования или отрыва частей тела встречается у:а) круглых червей;
б) кольчатых червей; +
в) многоножек;
г) моллюсков;
д) иглокожих. +
-
Аквариумные рыбы макроподы и гурами дышат при помощи:а) жабр; +
б) плавательного пузыря;
в) голых участков кожи;
г) наджаберного лабиринтового аппарата; +
д) легких. - Органы боковой линии у рыб служат для:а) определения направления и скорости течения; +
б) определения химического состава воды;
в) обнаружения приближения хищника или добычи; +
г) обнаружения подводных препятствий; +
д) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
- Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:а) бакланов;
б) гагар; +
в) гусей; +
г) уток; +
д) цапель.
- Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани, имеют:а) индийский носорог;
б) северный олень; +
в) африканский буйвол;
г) сибирский козерог;
д) жираф. +
- Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:а) освещения пути перемещения и лучшего ориентирования в пространстве;
б) отпугивания хищников; +
в) привлечения особей своего вида; +
г) привлечения добычи; +
д) выведения из организма избыточного тепла.
- Морские животные, способные изменять свой удельный вес при погружении и всплытии: а) сифонофора; +
б) наутилус; +
в) акула;
г) сельдь; +
д) дельфин.
- Грудная клетка имеется у:а) лягушек;
б) ящериц; +
в) тритонов;
г) змей;
д) крокодилов. +
- Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, экскретируя лишние соли через: а) почки; +
б) жабры; +
в) ректальные железы; +
г) кожу;
д) слизистую оболочку рта.
- Кости, образующие тазовый пояс:
а) бедренная;
б) крестец;
в) лобковая; +
г) седалищная; +
д) подвздошная. + - Из названных клеток имеют реснички или их видоизменения:а) обонятельные клетки; +
б) клетки эпителия бронхов; +
в) клетки эпителия трахеи; +
г) клетки эпителия тонкого кишечника;
д) клетки эпителия маточных труб. +
- Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:а) эритроциты;
б) нервные клетки;
в) половые клетки;
г) клетки гладких мышц;
д) клетки эпителия тонкого кишечника.
- У человека структуры с хорошо выраженной пейсмейкерной активностью в норме встречаются в стенках:а) желудочно-кишечного тракта; +
б) крупных лимфатических сосудов; +
в) сердца; +
г) воздухоносных путей легких;
д) мочевыводящих путей.
- Для осуществления сокращения скелетной мышцы необходим(ы):
а) кальций; +
б) магний; +
в) АТФ; +
г) хлор;
д) свободный фосфат.
- В организме холестерин выполняет следующие функции: а) регулирует микровязкость липидного бислоя плазматической мембраны; +
б) является предшественником соединений, обеспечивающих эмульгирование жиров в желудочно-кишечном тракте; +
в) является предшественником гормонов коркового слоя надпочечников; +
г) является предшественником гормонов гипофиза;
д) является предшественником гормонов половых желез. +
- В экологии рассматриваются пирамиды:а) чисел; +
б) биомассы; +
в) видового состава;
г) энергии; +
д) трофических связей.
- Относится(ятся) к идиоадаптациям:а) мимикрия; +
б) покровительственная окраска; +
в) предостерегающая окраска; +
г) половой диморфизм;
д) паразитизм.
- Облигатными внутриклеточными паразитами являются:а) стафилококки;
б) коринебактерии;
в) риккетсии; +
г) сальмонеллы;
д) хламидии. +
- Число остатков молекул жирных кислот, которое может входить в состав фосфолипидов:а) 1;
б) 2; +
в) 3;
г) 4; +
д) 5.
- Из названных видов транспорта веществ через мембраны требуют затрат энергии:а) активный транспорт; +
б) облегченная диффузия;
в) антипорт; +
г) симпорт; +
д) простая диффузия.
- Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:а) имеют 2 мембраны; +
б) содержат рибосомы; +
в) содержат внутри ферменты;
г) имеют кольцевую молекулу ДНК; +
д) имеют белки и ферменты в мембранах.
- К запасным веществам клеток микроорганизмов относятся:а) полифосфаты; +
б) липиды; +
в) сера; +
г) цианофицин; +
д) полисахариды. +
- К антибиотикам, ингибирующим синтез белка у прокариот, не относится:а) левомицетин;
б) тетрациклин;
в) антимицин; +
г) ампициллин;
д) стрептомицин.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Задание включает (30 суждений). Номера правильных суждений внесите в матрицу. -
Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.
-
Колючки боярышника являются видоизмененными побегами. +
-
Основную массу древесины сосны составляют сосуды.
-
У кольцесосудистых древесных пород крупные трахеи сосредоточены только в весенней (ранней) древесине. +
-
Щиток зародыша пшеницы может выполнять гаусториальную функцию. +
-
В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +
-
Ядро растительной клетки в фазу дифференциации может быть окружено вакуолью.
-
Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.
-
Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.
-
Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
-
Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий. +
-
Настоящие лягушки, представители бесхвостых земноводных, отсутствуют в Австралии. +
-
Евстахиева труба – канал, соединяющий среднее ухо земноводных с глоткой. +
-
Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +
-
К группе кожных желез млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +
-
У электрического ската органы, вырабатывающие электрический ток, располагаются на хвосте.
-
Строгий постельный режим в течение месяца не влияет на водно-электролитный баланс крови.
-
Астеники (люди высокого роста с легким строением тела) чаще болеют туберкулезом, а гиперстеники (люди массивной комплекции) – гипертонией. +
-
Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +
-
При расстройствах глотания труднее всего проглотить воду. +
-
Симбиозы между фотосинтезирующими прокариотами и растениями не имеют физиологического смысла и в природе не известны.
-
На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.
-
Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.
-
Архебактерии отличаются от эубактерий наличием в клеточной стенке пептидогликанового слоя.
-
Бактериальные микроворсинки характерны только для подвижных форм бактерий.
-
Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.
-
Клон – это организм, возникший в результате бесполого размножения и имеющий гаплоидный набор хромосом.
-
У мухи дрозофилы Y-хромосома не оказывает существенного влияния на определение пола особи. +
-
В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
-
Рестриктазы являются одним из основных инструментов генной инженерии. +
следующая страница >> | |
litceymos.ru
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ
Практикум по ботанике
Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная
Подробнее Задания 4. Царство Растения
Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение
Подробнее Блок «Б» задание на соответствие задание
Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 7 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются
Подробнее КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Тема урока Измерители Сроки Содержание Требования к уровню подготовки Введение (3 часа) 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2 Ч.Дарвин и происхождение
Подробнее Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса биологии для 6 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания биологического
Подробнее Календарно тематическое планирование
Календарно тематическое планирование п/п Стандарт Название раздела, темы урока Колво часов Тип урока Форма урока Информационное сопровождение Тема. Введение. Общие сведения о мире животных (4 часа). По
Подробнее Общая характеристика программы
Общая характеристика программы Структура документа Рабочая программа по биологии для обучения в 8 классе на предпрофильном уровне представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1. содержание
Подробнее docplayer.ru
Ответ §10. Цветок - Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Преображенская
1) Дайте определение понятия
2) Напишите названия частей цветка, изображенных на рисунке 13
3) Впишите пропущенные слова
-
Ответ: Если цветок имеет только тычинки, то его называют тычиночный
Если цветок имеет только пестики, то его называют пестичный
Такие цветки называют раздельнополыми
Большинство растений имеют в цветках как пестики, так и тычинки. Это обоеполые цветки.
Лабораторная работа
Строение цветка
* Рассмотрите предложенный цветок. Запишите его характерные особенности
-
Ответ: Число чашелистиков 5
Число лепестков 5
Число тычинок ∞
Число пестиков ∞
Околоцветник простой, двойной
Чашечка сросшаяся
Венчик крупный, не сросшийся
Правильный или неправильный
Обоеполый или раздельнополый: обоеполый
Тычиночный или пестичный (для раздельнополых):
Запишите формулу цветка: Ч5В5Т∞П∞
4) Приведите примеры растений:
-
Ответ: с двойным околоцветником: капуста, роза, вишня, яблоня
С простым околоцветником: орхидея, тюльпан, лилия
5) Используя обозначения, приведенные в тексте учебника, составьте формулы цветков изображенных растений
6) Расшифруйте формулы цветков
-
Ответ: Ч(5)Л(5)Т(5)П1 – 5 сросшихся чашелистиков, лепестков и тычинок, 1 пестик
Ч(5)Л(5)Т(0)П3 – 5 сросшихся чашелистиков и лепестков, 3 пестика (пестичный цветок)
7) Составьте характеристику цветков
-
Ответ:
Названия растений
|
околоцветник
|
Правильный или неправильный
|
Обоеполые или раздельнополые
|
Формула цветка
|
Яблоня
|
двойной
|
правильный
|
обоеполый
|
Ч(5)Л(5)Т∞П1
|
Горох
|
двойной
|
неправильный
|
обоеполый
|
Ч5Л2+(2)Т(9+1)П1
|
Огурец
|
двойной
|
правильный
|
раздельнополые
|
Ч(5)Л(5)Т(2)(2)(1)П1
Ч(5)Л(5)Т0П3
|
tetrab.ru
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Documents войти Загрузить × - Естественные науки
- Наука О Здоровье
- Гистология
advertisement advertisement Related documents
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2014-2015 ГОД
5-6 кл. - теор - Всероссийская олимпиада школьников в г. Москве
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАССЫ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС
Время выполнения - 3 астрономических часа (180 минут)
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014–2015 Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАССЫ Задание 1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014–2015 Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014–2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10–11 КЛАССЫ
studydoc.ru
Плод. Разнообразие и значение плодов
Задание 1. Повторите параграф 11 учебника. Рассмотрите рисунок 71. Укажите на схеме цифрами части цветка, отметив, из какой части образуется плод
1 - цветоножка: на нем размещается цветок
2 - цветоложе: на нем размещается цветок
3 - чашелистик: на нем располагаются все части цветка
4 - лепестки: привлекают насекомых
5 - тычиночная нить: на нем располагается пыльник
6 - пыльник: в нем находится пыльца
7 - полость завязи: образование семязачатков
8 - столбик: поднимает рыльце
9 - рыльце: воспринимает пыльцу
10 - завязь: окружает полость завязи
Задание 2. Используя рисунок, приведите примеры двух-трех способов распространения плодов и семян. Назовите растения, которым они свойственны. Кратко опишите свои наблюдения в природе
Ветром (1, 6), самостоятельно (2, 3, 7), прикрепляясь к животным и людям (5, 7, 9)
Задание 3. Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием его плода
А. Горох - боб
Б. Мак (или белена) - коробочка
В. Береза - крылатый орех
Г. Капуста - стручок
Д. Дуб - желудь
Е. Клен - двукрылка
Ж. Кукуруза ( или пшеница) - зерновка
З. Подсолнечник (или череда) - семянка
И. Лещина - крылатый орех
1 - коробочка
2 - коробочка
3 - крылатый орех
4 - желудь
5 - крылатая семянка
6 - боб
7 - стручок
8 - двукрылатка
9 - зерновка
10 - зерновка
11 - семянка
12 - семянка
Задание 4. Используя информационные ресурсы и свой опыт, подготовьте сообщение об использовании человеком плодов и семян названных растений
Пшеница - в виде муки широко применяется в кулинарии
Рис - продукт питания
Горох - продукт питания
Фасоль - продукт питания
Хлопок - используется при изготовлении тканей
Арахис - продукт питания
Кокосовая пальма - продукт питания
pobio.ru
Цветок, его строение и значение
Задание 1. Рассмотрите рисунок, напишите названия частей цветка и укажите их функции
1 - цветоножка: на нем размещается цветок
2 - цветоложе: на нем рзмещается цветок
3 - чашелистик: на нем располагаются все части цветка
4 - лепестки: привлекают насекомых
5 - тычиночная нить: на нем располагается пыльник
6 - пыльник: в нем находится пыльца
7 - полость завязи: образование семязачатков
8 - столбик: поднимает рыльце
9 - рыльце: вопринимает пыльцу
10 - завязь: окружает полость завязи
Задание 2. На основании какого признака соцветия делят на простые и сложные?
Простые соцветия состоят из одного цветка, а сложные из нескольких одинаковых цветков
Используя рисунки 74 и 75 учебника, назовите схематичные изображения соцветий. Приведите примеры растений
Простые соцветияСложные соцветия
РисунокНазвание соцветия, пример растенияРисунокНазвание соцветия, пример растения
|
подорожник, яртышник (колос) |
|
укроп, тмин (сложный зонтик) |
|
щитолистник, вишня, морковь (зонтик) |
|
рожь, пшеница, ячмень (сложный колос) |
|
подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеха (корзинка) |
|
калина, бузина (метелки) |
Задание 3. Рассмотрите рисунок. Определите тип опыления растения. Дайте краткую характеристику каждого типа опыления
1 - самоопыление: опыление своей пыльцой
2 - перекрестное опыление: опыление пыльцой другого цветка
Задание 4. Перечислите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Приведите два-три примера названий растений аждой группы. Объясните роль пчел в опылении
Признаки ветроопыляемых растенийПризнаки насекомоопыляемых растений
Рыльца длинные, тычинки с тонкими и длинными тычиночными листьями
Околоцветник маленький или отсутствует, цветки мелкие и тусклые, пыльцы образуется много
Примеры: дуб, ольха, береза
|
Яркий, большой цветок, сильный аромат
Приверы: роза, тюльпан, малина
|
Роль пчел в опылении растений - переносить пыльцу с цветка на цветок
pobio.ru
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (50-59)
50. Изучите таблицу "Оновные семейства покрытосеменных растений". Рассмотрите рисунки на с.47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.
1. тюльпан - лилейные
2. цветная капуста - крестоцветные
3. фасоль - бобовые
4. вишня - розоцветные
5. земляника - розоцветные
6. томат - пасленовые
7. клевер - бобовые
8. василек - сложноцветные
9. астра - сложноцветные
10. паслен - пасленовые
11. овес - злаковые
51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.
Цветки с венчиком мотылькового типа. Плод - плоский двустворчатый боб с семенами-горошинами.
52. Запишите формулу цветка гороха.
53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.
54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаковых. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза.
Общие признаки: травы, параллельное жилкование листа. Цветок, чаще всего, с трехлучевой симметрией, включает в себя три лепестка, три тычинки и один пестик. Плод - зерновка.
55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег - луковица. Плод - коробочка или ягода.
56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.
епестки овальные, желтые или пурпурно-фиолетовые. Плоды - стручки.
57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его стрение, сделайте рисунок.
Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод - многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.
59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч5Л5Т5П1
белена, паслен, помидор
pobio.ru