Условия жизни растений. Растения и факторы их жизни

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. Условия жизни растений


УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. – Книга для чтения по ботанике – Kaz-Ekzams.ru

admin 25.08.2010

Книга для чтения по ботанике

Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.

Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».

Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса.

Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений — дыхание, рост, размножение и другие. Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному. Одни из Них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.

Теплолюбивые растения — южане по происхождению. Это кукуруза, просо, фасоль, тыква, огурцы, помидоры и другие.

Холодостойких растений в средней полосе и на севере большинство. Семена их способны прорастать при 1—3 градусах тепла. Всходы свободно переносят легкие весенние заморозки.

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.

Одни растения, например ряска, кувшинка, кубышка, живут в воде. Другие, как капуста, тыква, растут на суше, но им необходимо много воды. Третьи растения, например просо, молодило, кактусы, нуждаются в Небольших количествах воды.

Воздух нужен растениям для дыхания и образования питательных органических веществ.

Дышат растения, как и животные, потребляя кислород. Кислородом дышат клетки всех органов растения. И если почва, где прорастают семена или находятся корни, слишком плотная, то семена и корни могут погибнуть, задохнувшись от недостатка кислорода.

Из воздуха для образования органических веществ растения поглощают и углекислый газ, который проникает через устьица листьев и чечевички стеблей.

Минеральные соли поступают в растение из почвы.

Рис. 111. Растения, выращенные в тени и на свету.

Рис. 111. Растения, выращенные в тени и на свету.

Рис. 112. Молодило.

Рис. 112. Молодило.

Рис. 113. Кувшинка белая.

Рис. 113. Кувшинка белая.

Рис. 114. Одуванчик, выросший на лугу и на сухом участке с уплотненной почвой.

Рис. 114. Одуванчик, выросший на лугу и на сухом участке с уплотненной почвой. 

В почве содержатся разнообразные . минеральные соли, но растениям больше всего нужны азотные, фосфорные, калийные соли. В очень небольших количествах необходимы также вещества, содержащие бор, марганец, железо и некоторые другие элементы. Минеральные соли необходимы для образования белков.

Как же влияют условия жизни на рост и развитие растений?

В солнечные майские дни многие из вас собирали золотисто-желтые одуванчики, из которых можно сплести тяжелые красивые венки. И, наверное, каждый заметил, что самые крупные одуванчики с высокими стрелками, несущими соцветие корзинку, встречаются на лугах и полянах среди густой высокой травы. В таких местах иногда можно найти одуванчики-гиганты, листья которых достигают нескольких десятков сантиметров в длину.

Совсем иначе выглядят одуванчики, растущие на сухих открытых участках с уплотненной тощей Почвой. Где-нибудь на утоптанной тропинке, между камней на мощеной дороге или на сухом, каменистом склоне они превращаются в карликов.

Почему так меняются одуванчики? Несомненно, что причина — в различных условиях их жизни. На лугу, где почва влажная и плодородная, растения лучше питаются и хорошо растут.

На сухих участках с малоплодородной уплотненной почвой одуванчику не хватает влаги, поэтому растет он плохо.

Особенно заметно изменяются культурные растения под влиянием условий, которые создает им человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 2 947

kaz-ekzams.ru

Условия жизни растений

Все жизненные процессы растений, от которых зависит их рост, развитие и плодоношение, происходят в определенных условиях тепла и света, источником которого является энергия Солнца.

Уникальная функция растения - фотосинтез - сложнейший процессе трансформации электромагнитной энергии солнечного луча в химическую энергию органических веществ. К. А. Тимирязев в одной из своих публичных лекций сказал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он... образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». Или короче: «Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она — не что иное, как консерв солнечных лучей».

Фотосинтез и дыхание – два противоположных процесса.

Сущность фотосинтеза в поглощении зелеными частями растения энергии солнечного луча, направленного на разложение воды с образованием свободного кислорода, который выделяется в окружающую среду, а водород присоединяется к углероду углекислого газа, восстанавливает его и в итоге создаются новые органические вещества – углеводы, белки, органические кислоты, витамины и др.

Дыхание сопровождается расходом органического вещества и выделением тепла.

Фотосинтез начинается при tо воздуха 0оС. Максимальная tо воздуха для фотосинтеза у большинства с-х культур 0-5 оС, Оптимальной  tо является 20-30 оС, дальнейшее повышение tо воздуха резко снижет активность фотосинтеза, а при 40-45 оС он полностью прекращается.

Дыхание происходит и при отрицательной темп-ре. Нижний ее предел -10 оС, а у зимующих деревьев  заметное дыхание наблюдается при 20-30 оС мороза. Дыхание возрастает почти пропорционально повышению темп-ры окруж. среды и более интенсивно при 35-40 оС. Полное прекращение дыхания при 50 оС.

Все растения по отношению к теплу делятся на теплолюбивые и холодостойкие.

Растения исторически формировавшие в условиях умеренного климата – горчица, горох, пшеница, рожь, ячмень, овес, лен – отличаются малой требовательностью к теплу. Семена их прорастают при tо от 1 до 5 оС, цветение и созревание возможно при средней tо 10-12 оС. Всходы свободно переносят -6-10 оС. Еще более холодостойки озимые формы этих растений.

К растениям южных широт относ-ся: кукуруза, фасоль, просо, хлопчатник, арбузы, дыни, огурцы – их семена прорастают при 8-15 оС, для цветения необходимо не менее 15-20 оС. Очень жаростойки, но мало усойчивы к низким темп-рам, только кукуруза, просо могут выдерживать кратковременные заморозки  -2-3 оС.

Физиологическая роль воды в жизни растения огромна и многообразна. Процесс фотосинтеза начинается с разложения воды, насыщение растительных тканей – непременное условии нормальной жизнедеятельности растений. В листьях, в растущих верхушках стеблей, ветвей и корней воды содержится до 90-95%, в сочных плодах 85-90%, в сочной зеленой траве – 70-80%, в зимующих почках деревьев – 40-50%, в покоящихся семенах – 10-15%. Для проявления первых признаков жизнедеятельности покоящимся семенам необходимо воды 20-25% от их веса. Еще больше необходимо для их набухания и прорастания. Вместе с водой в растения поступают растворимые элементы почвы, необходимые для создания сложных орган. веществ. Для этой функции растению необходимо воды примерно 9% от потребленного количества. Остальная масса воды – 9/10  всего ее количества – идет на испарение с поверхности растений для охлаждения тканей и поддержания равномерных тепловых условий. Данный процесс наз-ся транспирацией, а количество воды, расходуемой аст-яи на создание единицы сухого органического вещества уожая – транспирационным коэффициентом, который представляет собой отношение веса израсходованной растениями воды к весу сухого вещества урожая.

Величина транспирационного коэф.различна и зависит от культуры и условий выращивания. Более экономно расходуют воду – просо, сорго, кукуруза. Средняя величина их трансп.коэф. 200-300. Рожь, пшеница, ячмень, овес – средний трансп.коэф.- 400-500. наибольшее количество воды расходуют: рис, хлопчатник, бахчевые, многолетние травы.

Засухоустойчивость растений – способность переносить длительный недостаток воды в почве и сухость воздуха с наименьшими повреждениями и снижением продуктивности. Во многом это зависит от мощности их корневой системы, от развития покровных тканей, предохраняющих от излишнего испарения влаги.

К числу наиболее засухоустойчивых растений относятся: сорго, просо, из зерновых - кукуруза, из зернобобоых – чина, нут, из масличных – софлор, подсолнечник, из корнеплодов – сахарная свекла, а так же бахчевые культуры, житняк, суданская трава.

Питание растений – процесс поглощения из окружающей среды веществ или элементов, необходимых для построения органического вещества и осуществления всех его жизненных функций.

Чтобы яснее представить какие вещества необходимы растениям, следует знать их химич. состав мы уже отметили, что сочные вегетирующие органы растения содержат 80-90% воды. На долю сухих веществ приходится 10-20% от их веса. Химич. состав сухих веществ у различных растений и в разный период их развития неодинаков.

Воздушным питанием растений называют процесс поглощения ими с помощью листьев углекислоты воздуха и усвоения в процессе фотосинтеза углерода для образования органического вещества. Среднее содержание углекислоты в воздухе не превышает 0,03 %. В приземном слое содержание углекислоты выше благодаря выделению ее из почвы  при разложении микроорганизмами растительных остатков и вносимых в почву органических удобрений.

Почвенное или корневое питание – поглощение необходимых элем. питания из почвы коневой системой.

Из углерода воздуха и воды, являющиеся источником кислорода и водорода, растения создают углеводы – сахар, крахмал, клетчатку. А чтобы построить живое органическое вещество – протоплазму растительных клеток, важнейшей составной частью которой являются белки, растениям кроме углерода, кислорода и водорода, необходимы азот, сера и фосфор. Из минеральных элементов растения нуждаются больше всего в калии, фосфоре, магнии, сере и кальции. В значительно меньшей мере  нужны микроэлементы – марганец, бор, железо, цинк, медь и молибден. Недостаток в почве хотя бы одного из этих элементов питания растений, резко ухудшает их развитие и рост, понижает продуктивность. При полном отсутствии одного из элементов  приводит к гибели растения.



biofile.ru

Растения и факторы их жизни Растения Дом, сад-огород

Существуют такие, что будут неплохо расти в агрессивных средах - хоть в помещении хоть на открытом подоконнике. Понимая к какому классу принадлежит цветок, легко организовать требуемый климат. Многие из известных цветов разделены на группы. Иные возможно держать исключительно на улице. Определенные семейства возможно вырастить только в домашних условиях без улицы. Главные условия ухода складываются из регулировки влагосодержания атмосферы, времени введения влаги в грунт и контроля правильной температуры. Интенсивность солнца является одним из главных условий.

Различные факторы жизни, влияющие на растения

Растения в течение всей своей жизни постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой. Для нормальной жизнедеятельности на садовые растения влияют разные факторы - продолжительность их жизни, требования к теплу, свету, влаге и т.д. В зависимости от продолжительности жизни их подразделяют на однолетние, двулетние и многолетние. Конечно, такое деление условно, ведь на своей родине бальзамин, настурция, клещевина являются многолетниками, а в средней полосе России это типичные однолетники.

Тепло, свет, влага, воздух и питательные элементы - все эти факторы для растений равнозначны и незаменимы, но запросы декоративных культур относительно условий среды в разные периоды жизни неодинаковы. Например, при набухании семян в большей степени необходима влага, во время прорастания - тепло, а в период, когда появляются всходы - свет.

Обеспечив растения всем необходимым для жизни, мы помогаем ему реализовать генетически заложенные возможности роста, развития и продуктивности.

Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди декоративных культур выделяют следующие группы.

Морозостойкие и зимостойкие - многолетние луки, спаржа, крокус, галантус. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до -10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития - 15-20 градусов тепла.

Холодостойкие - аквилегия, дельфиниум, ирис, лилейник и др. Семена этих культур прорастают при 2-5 градусов тепла. Температура выше 25 градусов угнетает растения.

Теплолюбивые - георгина, канна, гладиолус, фуксия, бальзамин и др. Семена этих культур прорастают при 12-15 градусов. Температуры ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетают растения. При 0 градусов они погибают.

Жаростойкие - очиток, молодило, клещевина, шалфей выдерживают температуры выше 40 градусов.

Недостаток тепла в период вегетации задерживает рост растений. Низкие температуры в зимний период могут вызвать не только повреждение их наземной части, но и подмерзание корней. Особенно сильно при этом страдают молодые растения. При ранних осенних заморозках у невызревших побегов сирени обмерзают почки, весной они не распускаются или сразу после распускания чернеют и опадают. Обмерзание донца луковичных растений приводит к частичной или полной гибели луковиц. В некоторых случаях стебли образуются, но так как вместе с донцем отмирают корни, растения развиваются слабыми и нередко погибают.

При температурах выше оптимальных в период выращивания на гиацинтах возможна гниль верхушки цветоноса. Высокая температура в укрытиях приводит к выпреванию побегов роз.

В разные периоды развития растения и к теплу предъявляют различные требования. Например, семена могут набухать при низкой положительной температуре, а прорастать - только при сравнительно высокой. Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток. Так, ночью растения не расходуют энергию на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Кроме того, снижается расход питательных элементов на дыхание. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5-7 "С ниже, чем днем.

Основным источником света для растений является солнечная радиация. Хотя этот источник находится вне влияния человека, степень использования световой энергии солнца для фотосинтеза зависит от уровня агротехники... Большинство декоративных растений светолюбиво. Своевременное прореживание растений и уничтожение сорняков улучшают их освещенность.

По отношению к свету выделяются очень требовательные (светолюбивые), менее требовательные (тенеустойчивые) и нетребовательные (тенелюбивые). Для развития светолюбивых растений (пион, крокус, астра, люпин, тюльпан и др.) необходима большая интенсивность света. Теневыносливые (незабудка, пролеска, сцилла, хоста, аквилегия, аконит, примула, рудбекия) хорошо растут и на свету, и в полутени. На светлом месте они более мощные, раньше зацветают, окраска листьев у них светлее. Тенелюбивые растения (барвинок, ландыш, купальница, бруннера, папоротники) лучше растут в тени, под пологом деревьев, среди кустарников и листья у них тогда темно-зеленые.

Большое значение имеет географическая место произрастания растений, связанная с длиной светового дня. Культуры северных и умеренных регионов приспособились к длинному дню, поэтому быстро образуют цветочные почки и рано зацветают. К таким растениям относятся гиацинт, ирис, пион, нарцисс, незабудка, примула, тюльпан, флокс. Всем им необходим световой день продолжительностью более 13-14 часов.

Культуры южных регионов раньше и лучше зацветают в условиях короткого дня (менее 12 часов). Среди растений встречаются нейтральные виды, которым длина светового дня безразлична: они одинаково хорошо цветут как при коротком, так и при длинном дне (аквилегия, ветреница, маргаритка).

При выборе видов и сортов растений для садового участка следует учитывать, при какой длине дня они нормально развиваются, растут, цветут и плодоносят. Это условие не имеет большого значения для гибридов растений.

Вода - необходимое условие для роста и развития любой флоры

Растения содержат 70-95 % воды, которая необходима для поддержания клеток в состоянии тургора (наполнения). При недостатке воды тургор ослабляется, и растения увядают. С помощью воды передвигаются питательные элементы, благодаря ее испарению происходит регулирование температуры растений.

Наиболее требовательны к влажности почвы гортензия, бузульник, аквилегия, флокс. Корни у них развиты слабо и находятся на небольшой глубине, а листья испаряют очень много воды. Меньше любят влагу камнеломка, кермек, коровяк.

Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие декоративных культур. На почвах переувлажненных или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются, декоративность их резко снижается.

Способность различных видов почв впитывать и сохранять влагу неодинакова. Лучше всего набирают воду песчаные почвы, так как в них самое большое пространство между частицами, но вследствие этого и удерживать ее они не способны. Глинистые почвы из-за своей плотной структуры и незначительных пространств между твердыми частицами впитывают влагу много хуже и медленно избавляются от ее избытка. Идеальным вариантом являются гумусные почвы, которые хорошо впитывают влагу и, удерживая ее внутри, через систему капилляров доставляют к корням растений.

Кроме того, почвенная влага является регулятором температуры и поддерживает ее баланс. Чем больше увлажнена почва, тем медленнее она нагревается и медленнее охлаждается.

Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и диоксид углерода. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отметим, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и стебли в кислороде недостатка не испытывают, но корни, особенно на плотных почвах, часто подвержены кислородному голоданию. Следовательно, почву необходимо поддерживать в рыхлом состоянии. При неблагоприятных для дыхания условиях наступает кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. Значит, усилия садоводов должны быть направлены на постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней диоксида углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.Источник: http://www.florets.ru

см. "Повышение плодородия почвы..."

Дом, сад-огород

Значение термина Факторы жизни растений, тепло, свет, воздух, вода в Энциклопедии Научной Библиотеки

Факторы жизни растений, тепло, свет, воздух, вода - Растения в течение всей своей жизни постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой. Требования растений к факторам жизни определяются наследственностью растений, и они различны не только для каждого вида, но и для каждого сорта той или иной культуры. Вот почему глубокое знание этих требований дает возможность правильно устанавливать структуру посевных площадей, чередование культур, размещение севооборотов .

Для нормальной жизнедеятельности растениям необходимы свет, тепло, вода, питательные вещества, включая углекислоту и воздух.

Основным источником света для растений является солнечная радиация. Хотя этот источник находится вне влияния человека, степень использования световой энергии солнца для фотосинтеза зависит от уровня агротехники: способов посева (направление рядков с севера на юг или с востока на запад), дифференцированных норм высева, обработки почвы и др.

Своевременное прореживание растений и уничтожение сорняков улучшают освещенность растений.

Тепло в жизни растений. наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. Каждое растение на различных фазах и стадиях развития предъявляет определенные, но неодинаковые требования к теплу, изучение которых составляет одну из задач физиологии растений и научного земледелия. тепло в жизни растений влияет на скорость развития в каждой стадии роста. В задачу земледелия входит также изучение теплового режима почвы и способов его регулирования.

Вода в жизни растений и питательные вещества, за исключением углекислоты, поступающей как из почвы, так и из атмосферы, представляют почвенные факторы жизни растений. Поэтому воду и питательные вещества называют элементами плодородия почвы.

Воздух в жизни растений (атмосферный и почвенный) необходим как источник кислорода для дыхания растений и почвенных микроорганизмов, а также как источник углерода, который растение усваивает в процессе фотосинтеза. Кроме того, Воздух в жизни растений необходим для микробиологических процессов в почве, в результате которых органическое вещество почвы разлагается аэробными микроорганизмами с образованием растворимых минеральных соединений азота, фосфора, калия и других элементов питания растений.

4. Условия жизни растений

водной среде обитают водоросли (ламинария, фукус) и наземно-воздушной среде живут все сухопутные растения — деревья, кустарники и травы; в почвенной — находятся прорастающие семена, размещаются корни наземных растений; организм как среду обитания населяют паразитические растения (повилика, заразиха, омела).

В течение своей жизни растения постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там где находят благоприятные условия для жизни: для питания и размножения, роста и развития. Если нужных растениям условий нет, то они в этой среде жить не могут. Поэтому человек должен бережно относиться как к растениям, так и к окружающей их среде.

факторами среды.

Для жизни растений, как и всех других организмов, необходима вода. Ее всасывают корни. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества. используемые растением для питания, испарения и построения своего тела. В зимнее время для растений наших широт нужен снег. Он укрывает почву, корни и мелкие растения, защищая их от сильных морозов.

. Вот почему от света зависит жизнь любого зеленого растения.

Важное условие жизни растений — температура. Растение реагирует на температуру воздуха, воды и почвы. Большинство растений не переносят очень низкие температуры. Поэтому температурный фактор обусловливает распределение растений по Земле: теплолюбивые произрастают в районах с жарким климатом, холодостойкие — в умеренно холодных зонах. Теплолюбивые растения ведут активную жизнь только при температуре не выше 50 0 С, а холодостойкие — при температуре не ниже 0 0 С. Растения хорошо развиваются, если температура почвы ниже температуры воздуха, и лучше, если в ночное время прохладнее, чем днем.

Воздух — также важный фактор для растений. Из него растения получают кислород для дыхания и углекислый газ, необходимый для их питания. Поэтому растению, как всем организмам, постоянно нужен чистый воздух.

Имеет значение для растений и ветер. Он перемещает воздух и приносит растениям новые потоки с кислородом и углекислым газом. Ветром разносятся семена и плоды многих растений. Ветер же приносит дождевые облака, охлаждает растения и почву, на которой они растут. Однако очень сильный ветер (ураган) ломает стволы и ветви деревьев, вырывает их с корнем.

Экологические факторы. Итак, свет, вода, снег, ветер, воздух, минеральные вещества, температура — все это факторы неживой природы, но они имеют большое значение для жизни растений. Их называют абиотическими факторами (от греч. а - "не", биос - "живое").

В жизни растений большую роль играют также факторы живой природы: животные, грибы, сами растения, бактерии. Они носят название биотических факторов. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, собирают себе пищу — сладкий нектар и пыльцу, но при этом они переносят пыльцу с одного растения на другое, т. е. опыляют цветки, после чего начинают развиваться плоды и семена (рис. 16, А ). Животные поедают у растений семена, плоды, листья, кору и другие части (рис. 16, Б ). Растения и факторы их жизни Рис. 16. Биотические факторы в жизни растений: А — шмель опыляет одуванчик; Б — гусеница поедает листья Растения и факторы их жизни Рис. 17. Повилика через присоски

поглощает питательные вещества

растения-хозяина В природе есть растения, которые питаются органическими веществами других живых растений. Их называют растениями-паразитами. Забирая питательные вещества у растения-хозяина, паразитическое растение затрудняет его рост и развитие. Например, повилика паразитирует на клевере, льне, хмеле. Своим бесцветным, нитевидным и длинным стеблем растение-паразит обвивается вокруг растения-хозяина, образует присоски, которыми глубоко внедряется в его тело. Отсасывая таким образом вещества, повилика задерживает рост и развитие своего хозяина, ослабляет и нередко вызывает его гибель (рис. 17).

Жизнь растений зависит от влияния многих факторов живой и неживой природы. Одни из них благоприятны для растений, другие вредны. Живя в природе, растения постоянно взаимодействуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями и условиями неживой природы.

Очень сильно растения зависят от человека. Влияние человека как фактора среды называют антропогенным фактором (от греч. антропо - "человек", генос - "рождение"), т. е. порожденным человеком.

Отношение организмов между собой и с окружающей средой изучает наука экология (от греч. экос - "дом", "жилище", "родина", "среда"; логос - "понятие", "учение").

Все факторы среды, оказывающие влияние на организмы, называют экологическими факторами (рис. 18). Растения и факторы их жизни Рис. 18. Жизнь растения определяют экологические факторы: 1 — биотические; 2 — антропогенные; 3 — абиотические Взаимодействуя с экологическими факторами, растения всегда реагируют на них. При благоприятном действии факторов у растений активнее идут процессы жизнедеятельности, они лучше растут и развиваются. Воздействие неблагоприятных факторов может привести даже к гибели растения. Следовательно, человек должен следить за тем, чтобы и отдельные растения, и все многообразие растительного мира имели хорошие условия, обеспечивающие им жизнь, развитие и размножение.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы окружающей среды являются условиями, с которыми взаимодействует организм растения в течение всей своей жизни. Различают четыре среды жизни растений: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

  1. Какую роль в жизни растения (например, одуванчика или подорожника) играет вода?
  2. Почему представители жаркого тропического пояса Земли (фикус, монстера, кактус) могут расти в наших домах в условиях умеренного холодного пояса?
  3. Подумайте, каким образом деятельность человека влияет на жизнь растений. Приведите примеры. Как называют такое влияние среды на растения?

ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ - раздел Сельское хозяйство, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Зелёные Растения - Непременное Условие Существования Человека И Животных На З.

Зелёные растения - непременное условие существования человека и животных на земле. Они активно участвуют в круговороте веществ природы, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород, которым дышат все живые существа. За счёт энергии солнечного луча растения создают нужные человеку и животным белки, жиры, углеводы, витамины и многие другие полезные растительные продукты.

Растения тесно связаны с окружающей средой. Для нормального роста и развития растений необходимый свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества.

Свет. С помощью энергии солнечного луча растение превращает углекислый газ воздуха в продукцию растениеводства. В клетках зелёного растения непрерывно совершает синтез простых элементов в сложные органические химические соединения.

Некоторые сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь) быстрее растут в условиях более продолжительного дневного освещения, другие (просо, хлопчатник) - при коротком дне и длинной ночи. Одни растения предпочитают интенсивное освещение, другие теневыносливы. Всем культурам в посевах должна быть обеспечена определённая световая площадь.

Фотосинтетическая активная радиация (ФАР), поступающая на землю в средних широтах, измеряется 1-3 млрд. ккал на 1 га. Из этого количества энергии при обычных урожаях порядка 15 ц зерновых с 1 га в течение 80-90 дней вегетации используется не больше 1% ФАР. Однако при более длительном периоде вегетации, когда получают урожаи порядка 50 ц зерна с 1 га, а также при использовании пожнивных культур и на многолетних травах можно довести использование ФАР до 3-4% и выше.

Таким образом, возможности использования солнечной энергии ещё очень далеки до предела (12-15%).

Тепло необходимо растениям для прорастания семян, синтеза соединений, передвижения пластических веществ по растению и формирования урожая.

Полевые культуры предъявляют неодинаковые требования к теплу. Так, яровой пшенице, ячменю, овсу за период вегетации необходима сумма средних суточных температур от 1500 до 2000 град. С; кукурузе, рису - от 3000 до 4500 град.; хлопчатнику - 5000 град. и больше. Для роста и развития растений губительны как низкие, так и высокие температуры.

Вода. В большинстве зелёных и свежеубранных растений содержится 75-90% воды. Растительная клетка должна быть постоянно насыщена водой. С током воды поступают в растение и передвигаются в нём питательные вещества. Вода участвует в фотосинтезе и других процессах, происходящих в растениях, благодаря ей поддерживается устойчивая температура в растении, предупреждается перегрев его солнцем. Благодаря испарению происходит непрерывный ток воды через растение. Количество воды ( в г ), расходуемой растением на образование 1 г сухого вещества, называется транспирационным коэффициентом. Величина транспирационного коэффициента зависит от вида растений и условий из возделывания. У большинства сельскохозяйственных культур он колеблется от 300 до 500 (зерновые), у некоторых возрастает до 800 и 1000 (овощные, травы).

Источников воды в неполивных условиях являются прежде всего осадки, а также грунтовые воды.

Воздух необходим растениям как источник углекислого газа для фотосинтеза и кислорода для дыхания. В целях лучшей обеспеченности углекислым газом надпочвенного слоя воздуха вносят навоз или искусственно обогащают этот слой СО (2), что возможно в теплицах, оранжереях.

Воздух служит для растений и источником азота. Все растения используют азот, попадающий в почву с осадками. Бобовые растения благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями могут использовать азот воздуха. Значительная группа свободноживущих микроорганизмов (азотфиксаторов) - бактерий, грибов и водорослей непосредственно усваивает азот воздуха, оставляя его в дальнейшем высшим растениям.

Установлены определённые закономерности во взаимоотношениях растений с окружающей их средой, получившие название законов земледелия.

Закон минимума - наиболее важный закон, впервые сформулирован немецким учёным Ю. Либихом (1803 - 1873) по отношению к питательным веществам почвы, но он появляется и по отношению ко всем факторам жизни растений. По этому закону продуктивность поля находится в прямой зависимости от необходимой составной части пищи растений, содержащейся в почве в самом минимальном количестве. Закон минимума может подтверждаться многочисленными примерами: при отсутствии снега (воды, воздуха, тепла) растения не могут нормально развиваться или же урожай их будет обусловлен тем фактором, который находится в минимуме (например, вода, питательные вещества), хотя бы все остальные факторы были в достаточном количестве.

Закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений также имеет весьма существенное значение. Все факторы жизни растений равнозначны, и ни один из них не может быть заменен другим. Свет нельзя заменить теплом, питательные вещества - воздухом, азот - фосфором и т.д.

Знание законов земледелия, умение из использовать в практике дают возможность неограниченного повышения урожаев, но требуют разработки такой агротехники, при которой растения наилучшим образом были бы обеспечены факторами жизни. Создание оптимальных условий для развития сельскохозяйственных культур - задача теории и практики земледелия.

Научные основы земледелия начали формироваться в XVIII в. Выдающаяся роль в истории отечественной агрономии принадлежит М.В. Ломоносову (1711-1765). Он впервые с материалистических позиций объяснил происхождение почв и предвосхитил будущие открытия о воздушном питании растений.

М.В. Ломоносов был одним из инициаторов создания в России Вольного экономического общества, которое объединяло прогрессивных землевладельцев на протяжении более 125 лет издавало свои труды.

В развитии научных взглядов в земледелии много сделали первые русские агрономы А.Т. Болотов (1738-1833), И.М. Комов (1750-1792), а затем М.Г. Павлов (1793-1840) и И.А. Советов (1826-1901).

Выдающаяся роль в развитии агрономии принадлежит Д.И. Менделееву (1834-1907), П.А. Костычёву (1845-1895), А.Н. Энгельгардту (1828-1893), чьи «Письма из деревни» высоко оценивал В.И. Ленин.

Основоположником русского почвоведения был В.В. Докучаев (1846-1903).

Биологическое направление в почвоведении развил В.Р. Вильямс (1863-1939).

Крупнейшая заслуга в создании советской агрохимической науки принадлежит Д.Н. Прянишникову (1865-1948).

Источники:florets.ru, enc.sci-lib.com, blgy.ru, allrefs.net

Комментариев пока нет!

domashnee-rastenie.ru

Условий жизни растений

1. Плодородие почвы и его категории

2. Факторы и условия плодородия. Пути регулирования

3. Общие физические свойства

4. Физико-механические свойства почвы

5. Режимы почвы и пути их регулирования

Плодородие почвы и его категории. Учение о плодородии пахотных земель – это теоретическая основа научного земледелия. Плодородие формируется в результате развития почвообразовательного процесса, на который налагается процесс окультуривания. Под плодородием следует понимать способность почвы обеспечивать рост и развитие растений элементами питания, водой, воздухом.Это значить, что почва служит растениям средой обитания и факторами жизни для них. Сохранение и воспроизводство плодородия почв главная задача земледелия.Воспроизводство – это програмированное повышения плодородия. Различаютпростое воспроизводство – восстановление плодородия до исходного уровня ирасширенное воспроизводство – повышение плодородия по сравнению с исходным.

В почве происходит постоянные процессы превращения, что ведет к изменению отдельных ее составных частей, разложению, а наряду с тем и накопление питательных веществ. В настоящее время существует много терминов и понятий различных видов плодородия. Целесообразнее пользоваться такими категориями плодородия.

Естественное плодородие– формируется в процессе развития почв под влиянием природных факторов почвообразования. Оно может быть сравнительно высоким, или наоборот, низким.

Эффективное (искусственное) плодородие – результат совокупного влияния природных факторов и агротехнических мероприятий по его улучшению. В результате природное плодородие может увеличиваться равно, как и урожай полевых культур, сенокосов, пастбищ, садов, овощей.

В настоящее время уровень эффективного плодородия почвы позволяет в целом по республике получить урожайность зерновых на уровне 19–22 ц/га.

Относительное плодородие– плодородие по отношению к самому растению. Так, на кислых почвах нельзя надеяться на получение высоких урожаев пшеницы, в то время как биологические особенности люпина и овса позволяют разместить на подобных участках. На основе относительного плодородия составляется структура посевных площадей, и проектируются эколого-контурные севообороты.

Выделяют категорию и потенциального плодородия– суммарное плодородие почвы, определяемое как ее природными свойствами, так и в процессе улучшения.

Экономическое плодородиесвязано с оценкой участков почв в зависимости от их расположения, удаленности и удобства пользования.

Факторы и условия плодородия. Пути регулирования. Плодородие почвы – это обеспечение растений всеми факторами жизни. Выделяют три группы факторов плодородия: физические, биологические и химические. Условия плодородия – это совокупность почвенных свойств и режимов, действие которых влияет на продуктивность растений.

Биологические показатели. К биологическим показателям относятся органическое вещество, микрофлора почвы и фитосанитарное состояние – чистота почвы от сорняков, вредителей и болезней.

Агрохимические показатели. Это содержание и режим питательных веществ. Важным показателем плодородия является наличие в ней доступных для растений питательных веществ. Содержание их в почве служит одним из оснований для разработки системы удобрений.

В группу физических факторов плодородия относят гранулометрический состав почвы, строение и мощность пахотного слоя, структура почвы.

Пути регулирования. Основные пути окультуривания агрофизических свойств почвы состоят в физико-механическом воздействии на почву. Сюда относят способы обработки почвы (отвальная, безотвальная), физико-химические методы создания агрономически ценной структуры, приемы регулирования режимов почвы.

Положительное влияние научно-обоснованной мелиорации улучшает качество почв. Балл (бонитет) торфяно-болотных почв после мелиорации возрастает с 30 до 80 баллов. На избыточно переувлажненных дерново-подзолистых почвах после мелиорации и первичного освоения бал возрастает на 20-25 баллов бонитета Обработка почвы способствует ее аэрации. С увеличением рыхлости почвы повышается ее общая пористость, а, следовательно, и воздухоемкость, улучшается при этом и водный режим. Однако чем чаще почву обрабатывают, тем больше минерализуется гумуса. На основании обширных научных исследований рекомендована разноглубинная система обработки почвы, сочетающая глубокие обработки со средними, мелкими и поверхностными..

В настоящее время уже на многих старопахотных почвах мощность пахотного слоя достигает 20–22 см, а иногда и выше. Однако окультуренность его большей частью недостаточна. Поэтому первостепенная задача состоит в том, чтобы окультурить существующий пахотный слой.

Пути регулирования биологических показателей плодородия почвы основываются на обогащении почвы гумусом и биологическим азотом. Одним из основных источников пополнение гумуса в почве являются органические удобрения. При внесении в почву свежего органического вещества 70–80% его массы минерализуется в течение двух лет. Остальные 20–30% подвергаются гумификации. В свою очередь собственно гумус также минерализуется. Поэтому необходимо применение приемов уменьшающих минерализацию органического вещества.

Значительное место в пополнении гумуса в почве занимают послеуборочные остатки. С урожаем зерновых культур и однолетних трав отчуждается 60–65% биомассы, кукурузы и картофеля –70–73%, сена многолетних трав – 40%. Остальная часть растений остается на поле.

Особое влияние на баланс органического вещества и питательных элементов оказывает посев многолетних бобовых трав и их травосмесей обеспечивающий не только восстановление, но и увеличение гумусовых веществ. Баланс гумуса в значительной мере зависит от структуры посевных площадей. В севообороте, включающем 25% зерновых, 50%– пропашных и 25% клевера, ежегодно убыль почвенного гумуса составляет в среднем 12,8 ц/га. В зернотравяном севообороте с 40 процентным участием многолетних бобовых трав, растительные остатки культур полностью восполняют потери минирализованного гумуса.

Повышение агрохимических показателейплодородия включает в основном химические приемы воздействия на почву. Одностороннее применение минеральных удобрений не может стабилизировать гумусовый режим почвы, и только сочетание органических и минеральных удобрений обеспечивают устойчивый баланс гумуса.

Одним из источников пополнения органического вещества является солома. Её можно непосредственно запахивать в почву. Для повышения коэффициента гумификации при запахивании на удобрение необходимо дополнительно вносить в почву 8–12 кг минерального азота в расчете на каждую тонну соломы.

Агрохимические показатели можно улучшить сидерацией.Влияние их на плодородие почвы определяется не только количеством (массой), но и химическим составом. На зеленое удобрение используют бобовые культуры (люпин, горох, сераделлу, донники) и крестоцветные (рапс яровой и озимый, горчицу, редьку масличную). Их высевают как основные культуры, так и в качестве промежуточных. Самостоятельные посевы люпина весьма эффективны на легких почвах. Под влиянием запаханной массы в пахотном слое улучшаются показатели азота и гумуса, увеличивается поглотительная способность и связность. Промежуточные бобовые сидераты за счет накопленного биологического азота обеспечивают прибавку урожая первой культуры в среднем: картофеля – 60–90 ц/га, силосных – 50–150, зерна гречихи – 5–8, ячменя, овса, озимой ржи – 6–10ц/га. (К.И. Довбан, 1987). Установлено также и высокое последействие сидератов на вторую культуру.

Известкование почвы способствует накоплению в ней азота и гумуса, улучшает условия развития клубеньковых бактерий бобовых трав, улучшает структурные показатели почвы.

Заслуживает внимания при окультуривании связных минеральных земель послойная (разноглубинная, поочередная) обработка почвы (разработана в БелНИИМиЛ, а.с. СССР № 967313) которая предусматривает использование субстрата растительных остатков с применением системы разноглубинной обработки. В итоге создается однородный по плодородию пахотный слой мощностью 25–35 см, с биомелиоративной прослойкой между ним и нижележащим слоем. Прослойка регулирует влажность, а также создает условия для увеличения запасов элементов плодородия почвы

Окультуривание почвы. При сельскохозяйственном использовании почв происходит изменение их природных процессов почвообразования и свойств почвы. Этот процесс изменения природных свойств почвы благоприятную сторону называется процессом окультуривания.

Окультуривание– это комплекс мероприятий по регулированию почвенных процессов путем направленного производственного воздействия, включая коренную переделку структуры почвы и расширенное воспроизводство почвенного плодородия. Под окультуренностью почвы понимается совокупность таких изменений ее свойств, которые обеспечивают максимальный урожай. В зависимости от интенсивности культурного почвообразовательного процесса почвы подразделяет на слабо-, средне-, и хорошо окультуренные. По диагностическим показателям степени окультуренности дерново-подзолистые почвы считаются почвы освоенными при наличии 1,5–2,5% гумуса, рН до 5, с емкостью поглощения до 60%; окультуренными – 2,5 – 3,5% гумуса, рН до 5,5 с емкостью поглощения до 80%; сильноокультуренными – 3,0–3,5% гумуса, рН до 6,5 с емкостью поглощения более 80%.

Т а б л и ц а 2.1. Оптимальные показатели окультуренности связных

studfiles.net

Условия необходимые для жизни растений

Скачать файл

Урок познания мира по теме: « Условия необходимые для жизни растений».

Задачи: — ознакомить учащихся с условиями жизни растений

Цель: продолжить формирование представлений учащихся об условиях, необходимых для жизни растений.

: вода, свет, воздух, тепло, почва;

— развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

— будут выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живой природе;

— определят условия, необходимые для жизни растений.

Методы и методические приемы: наблюдение, беседа, использование художественного слова ( стихотворения ) .

Оборудование : карточки, интерактивная доска, учебники, ватман, стикеры, маркеры, листы А-4,оценочные листы.

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

2. Деление на группы. Карточки со словами: свет, тепло, влага, воздух.

II. Проверка домашнего задания. Тесты. Обведи кружочком правильный ответ. Проверка . Самооценивание.

  1. Постановка целей и задач:

Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи. Работать будем в группах. Давайте повторим правила (слайд 1)

— уважать мнение товарища;

— не обижать и не обижаться;

— быть внимательным;

— соблюдать тишину;

— слушать и слышать друг друга;

— участвовать всем.

Ребята! Вы образовали 4 группы. Назовите свои группы. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема: Что нужно растениям для жизни?

Учитель: Назовите и запишите на листах, какие условия необходимы для жизни растений. Составление ассоциативной карты.

Презентация работ. Физминутка для глаз.

  1. – Составьте в группах короткое рассуждение – доказательство, что это условие необходимо для жизни растений. Приложение 2. Чтение текста учебника. Презентация проектов. Оценивание в группе.

Физминутка « Бурундуки».

  1. Игра «Да – нет»

  1. К живой природе относятся земля, воздух, горы. (-)

  2. Живая природа это растения, животные. (+)

  3. Сосна, дуб, ель – это кустарники. (-)

  4. Без воды не могут жить растения.(+)

  5. Часть дерева, которая находится в почве, это корень (+)

  6. Для жизни растений необходимы только тепло и свет.(-)

  7. Растения дышат воздухом.(+)

  8. Почва питает растения.(+)

  9. Питательные вещества растения получают от солнца.(-)

  10. Растения делятся на 3 группы.(+)

Проверка . Оценивание в группе.

  1. Написать пятистишие к слову « растения».

  2. Рефлексия.

На доске вы видите изображения солнышка, солнца с тучкой и тучки.

Все кто в течение урока испытывал радость общения, уверенность в своих силах – поместите свой стикер на солнышко.

Те, кому было плохо, грустно или скучно на уроке – поместите свой стикер на картинку солнца с тучкой.

А те ребята, кто не уверен в своих силах, кому надо еще раз ознакомиться с материалом – на картинку с тучкой.

Лидер дает оценку группе.

  1. Домашнее задание. Подобрать стихотворение о природе и выразительно прочитать (для слабомотивированных). Подобрать и выучить (для высокомотивированных).

Спасибо за урок!

Приложение 1.

Тесты по проверке домашнего задания:

  1. Хороший урожай ждет того, кто:

а) хорошо спит

б) много ест

в) ухаживает за растениями

г) долго думает

2. Плоды появляются, когда:

а) сойдет первый снег

б) появится листок

в) дети придут в сад

г) растение отцветет

3. Плоды бывают:

а) сухие и сочные

б) сухие и мокрые

в) мокрые и высохшие

г) сочные и сладкие

4. Назовите группы растений: а)___________, _б)___________ , в)_____________

Приложение 2.

Для группы № 1

Как растения получают воду? Что произойдет , если растение лишить воды?

Ответ: Растения получают воду через корни. Если растение получает воду, оно будет расти, а если его оставить без воды – засохнет.

Для группы № 2

Как растения получают воздух?

Ответ: Листья поглощают из воздуха углекислый газ , который выдыхают люди и животные, а вместо него выделяют кислород. Так растения дышат.

Корень находится в почве. Ему тоже нужен воздух. Поэтому важно, чтобы почва была рыхлой, и в нее поступал воздух.

Для группы № 3

Как растения получают питательные вещества?

Ответ: Чтобы растение росло , ему нужны питательные вещества. Питательные вещества находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой.

Для группы № 4

Что происходит с растениями осенью?

Ответ: Осенью солнце все чаще прячется за тучами. Его лучи не дают того количества света и тепла. Без тепла питание растений замедляется. Листья становятся желтыми, красными, а затем опадают.

Рефлексивный отчет к уроку познания мира по теме: Условия необходимые для жизни растений.

На уроке решались следующие задачи: Образовательные: ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, воздух, тепло, почва;

Развивающие: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

  Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.    На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь всех его этапов через организацию мотивации в начале урока, создание игровой ситуации для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая индивидуальную работу и групповую работу. После организационного момента, создания коллаборативной среды, провела деление на группы. Делились на группы по карточкам: свет, тепло, влага , воздух. Повторили правила работы в группах. По названиям созданных групп предложила определить тему урока. Была сложность в формулировке темы. При создании ассоциативной карты старались назвать условия, необходимые для жизни растений. Навыки работы в группах развиваю в детях с 1 класса. При составлении рассуждения – доказательства ребята продемонстрировали умение работать в группе. Оценивание провели лидеры групп. Игра « Да – нет» позволила определить уровень полученных знаний.  Оценки выставлялись ребятами в таблицу оценочного листа.  Оценки объективные. При написании пятистишия не все учащиеся справились с заданием. Планирую дальнейшую работу над словарным запасом. Рефлексия помогла определить результат работы каждого ученика. Домашнее задание ребята получили на карточках :для слабомотивированных и высокомотивированных. Работая в группах, смогли включиться в работу как  учащиеся с высоким уровнем развития, так и «слабые» дети. На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Применение ИКТ на  этом уроке, показало, что наглядное видение облегчает понимание, активизирует мыслительную  деятельность, повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию.     Применение модулей   обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.   На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.   Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик , самоконтроль, ученик – учитель .  План урока выполнен : урок об­разовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг.               

gimmedoc.ru

Факторы жизни растений

Жизнь растения, его рост и развитие, урожайность зависят от определенных внешних условий среды. Основные из них - тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества. Они необходимы растению в комплексе, и ни один из них не может заменить другой. И если овощевод умеет правильно регулировать и создавать условия для нормального обитания растения, то старания его будут вознаграждены урожаем высококачественных овощей.

Тепло

Все жизненные явления в растении происходят при определенной температуре почвы и воздуха. По отношению к теплу овощные культуры подразделяют на три группы: теплолюбивые, холодостойкие, морозо- и зимостойкие.Теплолюбивые (арбуз, базилик, баклажан, дыня, кабачок, огурец, перец, томат, тыква, фасоль, физалис) хорошо растут при оптимальных температурах (20 - 30°), не переносят даже легких заморозков. Кратко временные понижения температуры воздуха до 0° выдерживают только томат и физалис.Холодостойкие (все виды капусты, боб, брюква, горох, лук, морковь, пастернак, петрушка, редис, редька, репа, свекла, сельдерей) начинают расти при 5 - 8°. Кратковременно выдерживают —1 - 2°. Оптимальная температура для роста 17 - 20°.Морозо- и зимостойкие растения (иссоп, любисток, многолетние луки, мята, ревень, скорцонера, спаржа, тмин, топинамбур, хрен, чеснок озимый, щавель, эстрагон) зимуют в открытом грунте.

Часто случаются поздневесенние и раннеосенние заморозки, возникает недостаток влаги в мае - июне, когда растения только начинают расти. Такие условия погоды создают определенные трудности при возделывании овощных культур. Особое значение приобретает защищенность растений от неблагоприятных условий среды.При выборе участка под овощные культуры следует обеспечить защиту их от холодных, господствующих ветров и заморозков. Важно правильно использовать пересеченный рельеф местности, учитывая, что различные склоны получают разное количество солнечного тепла. Более благоприятны южный и юго-западный склоны, которые менее подвержены действию холодных ветров и заморозков, лучше освещены солнцем. При понижении температуры холодный воздух на склонах не застаивается и быстрее стекает вниз. На защищенных участках, на верхних частях склонов продолжительность безморозного периода почти на месяц может быть больше, чем в долинах. Морозоопасность участков значительно меньше, если они находятся возле леса.Огородные участки с северной и восточной сторон ограждают от господствующих ветров деревьями, кустарниками, различными постройками и т. д. Теплолюбивые растения или растения малоустойчивые к понижениям температуры воздуха и почвы выращивают в теплицах, парниках, утепленном грунте и под различными временными укрытиями.

Свет

Свет - важный фактор в жизни растений. В освещении нуждаются все их надземные органы. Только при наличии света, лучистой энергии в растениях происходит процесс фотосинтеза, при котором создаются и накапливаются органические вещества, формируется урожай. Большое значение при этом имеют качество света (интенсивность, спектральный состав) и продолжительность дневного освещения (длина дня). Особенно нуждаются в достаточном освещении всходы, которые при недостатке света вытягиваются, плохо растут и могут даже погибнуть. Очень светолюбивые овощные растения - арбуз, горох, дыня, огурец, перец, томат, тыква, фасоль. Менее требовательны к интенсивности освещения лук, морковь, капуста, свекла, чеснок, а сравнительно теневыносливы салат, шпинат, ревень.Различаются овощные культуры и по отношению к длине светового дня. Большинство из них (особенно холодостойкие) относится к группе растений длинного дня (не менее 14 - 16 часов). Тыквенные, фасоль, перец, баклажан, большинство сортов томата - это растения короткого дня (от 10 до 12 - 14 часов) или нейтральные. Растения длинного дня только при достаточно продолжительном световом дне образуют генеративные органы. Растения короткого дня быстрее развиваются при укороченном дне, а нейтральные не реагируют на длину дня. При отсутствии соответствующих световых условий растения изменяют свой рост и развитие, часто дают низкий урожай.Регулировать световой режим практически возможно лишь сроками и нормальной густотой посева (посадки), уничтожением сорняков, ограничением разрастания растения (прищипки, пасынкование), содержанием в чистоте стеклянных или пленочных укрытий.

Вода

Овощные культуры влаголюбивы. При недостатке влаги рост их задерживается, урожай резко снижается. При длительной засухе растения могут погибнуть. Избыток влаги в почве также вредно отражается на них.В период вегетации растений осадки обычно выпадают неравномерно. Зачастую в основной период роста овощных культур их бывает мало, поэтому при устройстве огорода делают небольшое водохранилище (цементированную или обмазанную глиной и устланную пленкой яму), если вблизи нет источника воды (реки, пруда или колодца). Для овощных растений пригодны участки, где низкий уровень стояния грунтовых вод (не выше 1,5 м). На массивах с постоянным недостатком осадков под овощные культуры отводят более увлажненные, пониженные места, стараются сохранить влагу в почве правильным уходом и обработкой. На низких, увлажненных местах, торфяниках для отвода из лишней грунтовой и верховой воды устраивают дренажные канавы или высокие гряды.

Воздух

Воздух - источник кислорода и углекислого газа, особенно необходимых для дыхания и питания растений. При поглощении углекислого газа (С02) растения получают углерод для создания высокого урожая. Увеличение количества углекислого газа в воздухе улучшает рост и развитие растений, ускоряет плодоношение. В приземной слой воздуха углекислый газ поступает из почвы при разложении в ней органических веществ. Особенно много его образуется с внесением в почву навоза.При недостатке кислорода в почве плохо прорастают семена, задерживается рост корней, растение чахнет. Это случается при сильном переувлажнении или уплотнении почвы, образовании почвенной корки, нарушении газообмена между почвой и воздухом. Регулируют газообмен рыхлением, а также внесением в почву или на поверхность ее органических веществ.

Питательные вещества

Основные элементы питания растений - азот, фосфор, калий. Кроме них растениям необходимы магний, кальций, железо, сера и небольшое количество микроудобрений (бор, медь, цинк, молибден, марганец и др). За счет этих веществ, углекислого газа и воды в растениях происходят сложные преобразования, создаются различные органические соединения, которые расходуются на образование урожая.Азот (N) входит в состав белка, аминокислот, хлорофилла, витаминов, ферментов и других органических соединений растений. При его недостатке растения резко замедляют рост, слабо развиваются, листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют и погибают. Урожай резко снижается. Внесение азота стимулирует рост растений, способствует повышению урожая. В азоте особенно нуждаются капуста, салат, шпинат, огуречная трава, тмин, щавель и другие овощные культуры.Фосфор (Р2О5) участвует в обмене веществ, улучшает рост корней, ускоряет созревание и плодоношение растений. Особенно он необходим репродуктивным и растущим органам растений.Калий (К2О) стимулирует процессы фотосинтеза, усиливает зимостойкость, а также сопротивляемость растении болезням и неблагоприятным условиям в период вегетации, повышает качество урожая и длительность хранения овощей.Нужные элементы питания и влагу растения получают из почвы, поглощая различные химические соединения, минеральные соли в виде растворов. Для создания высокого урожая овощным растениям необходимы почвы с большим запасом питательных веществ, то есть плодородные. Уровень их плодородия зависит от наличия почвенного перегноя - гумуса, образующегося из растительных, животных остатков и внесенных органических удобрений. Чем больше гумуса, тем почва плодороднее и лучше поглощает газы, пары и растворенные в воде соединения. Высокоплодородная почва содержит более 10, а бедная - менее 3 - 4 % органических веществ (от общего веса пахотного слоя). Плодородная почва лучше удерживает поглощенные вещества и по мере потребности отдает их растениям.Некоторые соединения находятся в почве в нерастворимом или слаборастворимом (в воде или кислотах) состоянии. В таком виде они мало доступны для растений. Доступными становятся после разложения их на более простые вещества, которые поступают в почвенный раствор и всасываются корнями растений. Органические соединения разлагаются при содействии почвенных микроорганизмов, которые успешно действуют при достаточном наличии органических веществ, влаги, тепла и доступе кислорода из воздуха.Нуждаемость овощных растений в питательных веществах (требовательность к наличию их в почве) и их потребление (вынос растениями элементов питания) из почвы зависят от особенностей культуры, возраста растений, скороспелости, величины урожая, погодных условий.Молодые и скороспелые растения со слаборазвитой корневой системой требовательны к наличию доступных питательных веществ в верхнем слое почвы, но потребляют их меньше, чем взрослые, позднеспелые или растения с развитой корневой системой. Недостаток некоторых элементов возникает при изменении температуры. Так, при понижении температуры воздуха, а также, на холодных почвах в растения поступает мало фосфора и возникает недостаток этого элемента.Наиболее пригодна для овощных культур плодородная почва. Частицы ее склеены в комочки (2,5 - 10 мм), которые придают ей мелкокомковатую, рыхлую структуру. Структурная почва более влагоемка, воздухо- и водопроницаема и намного теплее, следовательно, способна непрерывно снабжать растения элементами питания.

indasad.ru

Условия Жизни Растений

Условия жизни растений

Условия существования растений играют большую роль в их жизни . То, что растение усваивает извне, становится его внутренним. Изменяя условия жизни, можно напрвленно изменятьте или иные свойства и признаки растений.

Качества растений, в том числе и декоративные (размер цветка, яркость окраски венчика и т.п.), также зависят от условий жизни растения.

Надо знать условия жизни растений и уметь удовлетворять их потребности.

Решая вопросы усвоения растением питательных веществ из почвы, необходимо узнавать "мнение" самого растения.

На различных стадиях развития растения его требования к условиям существования далеко не одинаковы.

Требование к теплу. Тепло, так же как свет и влага, - необходимое условие для жизни растения.

Растения разных широт для нормального роста требуют определенных температур.

Арктические и альпийские растения требуют более низких температур; тропическим растениям нужна более высокая температура.

Каждая группа растений растет при определенном интервале температуры. От температуры зависит не только рост растений, фотосинтез, транспирация и другие физиологические, но также и биохимические процессы в жизни растения. С повышением температуры до определенного предела усиливается интенсивность всех процессов, протекающих в растении.

По требованию к теплу различают: комнатные растения для теплых помещений и комнатные растения для прохладных помещений.

Требования к свету. Про растения говорят, что они "дети солнца". Свет — одно из необходимых условий жизни. Растения могут нориально развиваться только на свету определенной интенсивности. На свету в надземных органах растения образуются пигменты, участвующие в фотосинтезе. При недостатке света нормальное образование пигментов нарушается.

Только на свету происходит важнейший физиологический процесс в растении — фотосинтез.

Свет влияет на водный режим растения: на свету усиливается испарение воды листьями растения (транспирация).

Требование к влаге. Влага (вода), как свет и тепло, - необходимое условие для жизни растения.

Растения на 50 — 98% состоят из воды. Вода в жизни растения играет чрезвычайно разнообразную роль. Она является важнейшим материалом для построения органического вещества растений. Если при недостатке света и тепла фотосинтез замедляется, то недостаток воды может вызвать закрытие устьиц, и фотосинтез может совершенно пркратиться.

Водный режим растения складывается из трех процесов: поступления воды в растение из почвы через корневую систему; передвижения воды по растению от корней к листьям и испарения воды из листьев в атмосферу (транспирация).

Восходящий ток несет поглощенные корневой системой воду и растворенные корневой системой воду и растворенные в ней неорганические (минеральные) вещества. Нисходящий ток из ассимиляционного аппарата (листья и др.) разносит по всем частям растения органические вещества, обусловливающие рост и развитие растений.

Отвлажности почвы и воздуха зависит нормальный рост растений.

Почва, являясь для растения опорой и питательным субстратом, обеспечивает нормальный рост и развитие растения. Растение получает из почвы воду, питательные вещества и частично углекислоту. Почва должна удовлетворять тем требованиям, которые предъявляет к ней данное растение.

Аэрация почвы при культуре комнатных растений обеспечивается применением цветочной посуды с пористыми стенками, рыхлением поверхности почвы в цветочной посуде, правильным поливом, посадкой эпифитных растений в корзины и т.д. В водных культурах для данной цели применяют продувание питательного раствора.

www.rusarticles.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта