Урок сбо лекарственные растения. Урок по технологии (СБО) в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Лекарственные растения»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Открытый урок по СБО по теме: Лекарственные растения в домашней аптечке. 7 класс. Урок сбо лекарственные растения


Урок СБО по теме: "Лекарственные растения"

ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»

Конспект  урока

по социально-бытовой

ориентировке

по теме: «Лекарственные растения»

учитель 1 категории: Рудакова Н. В.

Тема урока: «Лекарственные растения».

Цели  урока:

Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных  растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.

Развивающие -  Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.

Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.

Воспитывающие -  Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.

Оборудование: термосы,  ст. ложка,  электроплита, кроссворды, травы, аптечные упаковки, выставка книг, сито, ковшик.

Презентация “Лекарственные растения”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание.

Уж прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок.

II.Повторение.

- Вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке, нам поможет кроссворд.

- Итак, что же за слова нам встречались в кроссворде?

Так что же мы изучали на прошлом уроке?

Дополните, что еще входит в состав домашней аптечки.

Где следует хранить домашнюю аптечку?

Можно ли принимать лекарственные препараты без назначения врача?

Помните! Самолечение опасно для жизни!

III.Сообщение темы и задач урока.

- А сегодня на уроке я хочу познакомить вас с лекарственными растениями, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него.

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех желающих их тайну разгадать.

- Итак, тема нашего урока «Лекарственные растения». (слайд 1)

Откройте тетради и запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала. Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях.

- Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, (слайд 2) а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство, останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки.  (слайд 3) Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то все выискивают, вынюхивают.

Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.

Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (слайд 4) (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. (слайд 5) Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.

- Я подготовила для вас выставку книг о лекарственных растениях. Посмотрите, пожалуйста. Здесь представлены современные травники. Вот, например, книга профессора, доктора медицинских наук Николая Павловича Алаксеева. В ней очень подробно пояснено, как и когда собирать лекарственные растения, как готовить из них лекарственные препараты и как сочетать различные сборы для получения наибольшего оздоровительного действия.

- А это детский народный лечебник. В нем даны советы женщине, как выносить крепкого и здорового малыша. Ну, а когда ребенок родится, книга станет надежным помощником в его воспитании, профилактике и лечении различных заболеваний – с первых дней жизни малыша и до школьного возраста. Я думаю вам будет интересно познакомиться и с остальными книгами выставки.

( слайд 6) Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения.

-Посмотрите на экран.  Слайд 7. Знакомо ли вам наше первое растение?(липа)

Липа цветет. И опять над бульваром

Будто разлит одуряющий мед,

Будто охвачен пахучим пожаром

Город, в котором липа цветет.

- Что вы знаете об  этом растение?

Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.

- При каких заболеваниях применяется?

2. Крапива. Слайд 8.

В углу под забором гаражных строений крапива нескошенной силой бушует и жгучим напором прохладу от тени она защищает, кусает, лютует.

- Что знаете об этом растении?

Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.

Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Используют при болях в желудке, для улучшения работы сердца.

Современная народная медицина тоже отличает крапиву - «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.

3. Ромашка. Слайд 9.

Погляди-ка из оконца,

Там – РОМАШКА,

Капля cолнца.

Ты цветочков-то нарви

И здоровье береги!

Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее, в виде полосканий - при  ангинах; в виде примочек - при нарывах.

4.Шиповник.Слайд 10.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

- Что знаете об этом растении?

Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

В аптеке растения можно приобрести вот в таких упаковках.(демонстрация)

Прежде чем отправиться за лекарственными растениями самостоятельно, что надо узнать?

-Правильно, сроки сбора этих лекарственных растений. Слайд 11.

- Прочитайте сроки сбора.

Так, когда же собирают плоды шиповника? Цветки липы? И т д.

Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Слайд 12.

Настой, отвар – водные растворы, предназначенные для внутреннего или наружного применения. Запишите определение в тетрадь.

- Определение отвара и настоя одно, но между ними все-таки есть различие. А в чем оно, я думаю, вы сможете ответить сами.

Прочитайте рецепт приготовления настоя, отвара. Слайд 13. В чем же различие?

Главное их различие – в способе приготовления. (При приготовлении настоя раствор заливают кипятком и настаивают, а отвар надо кипятить 10 минут)

Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.

- А сейчас прочитайте рецепт и определите настой это или отвар. Слайд 14.

1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка. 2) Настоять 20 минут.

3) Процедить. (настой липового цвета)

- Скажите, а как вы приготовите настой крапивы?

Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев, измельченных до 0,5 мм, обливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.

Зарядка для глаз.

V. Практическая работа.

А сейчас я предлагаю вам самим приготовить настой и отвар из шиповника, а также настой липового цвета. Давайте повторим правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроплитой.

Включать и выключать плиту сухими руками.

Следить, чтобы при закипании вода не выливалась через край.

При сильном кипении сократить огонь или выключить плиту.

Пользоваться прихватками, снимая горячую посуду с плиты.

Работа по технологическим картам.

1. Приготовление отвара из шиповника.

2. Приготовление настоя из шиповника.

3. Приготовление настоя  липового цвета.

VI. Ролевая игра. “ Прием больных” (стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)

Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.

Дети: Здравствуйте, доктор!

Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.

Входите.

1-й больной (входит).

Доктор: На что жалуетесь?

1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).

Доктор (выслушивает, отстукивает).

Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.

1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).

Доктор: Заходите, следующий.

2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!

Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?

2-й больной. Глотать больно.

Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.

Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.

2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).

Доктор: Следующий!

3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).

Здравствуйте доктор!

Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?

3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.

Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).

Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.

3-й больной. Спасибо доктор (уходит).

Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.

 Викторина «Узнай растение»

 Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.  

VII. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Для чего нам это надо знать?

- С какими лекарственными растениями познакомились?

- Что готовят из лекарственных растений?

- В чем различие между настоем и отваром?

VIII. Домашние задание.

Подготовить семейный рецепт  с использованием лекарственных растений.

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.

IX. Чаепитие. Дети пробуют различные травяные чаи.

 

Просмотр содержимого документа «Урок СБО по теме: "Лекарственные растения" »

ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»

Конспект урока

по социально-бытовой

ориентировке

по теме: «Лекарственные растения»

учитель 1 категории: Рудакова Н. В.

Тема урока: «Лекарственные растения».

Цели урока:

Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.

Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.

Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.

Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.

Оборудование: термосы, ст. ложка, электроплита, кроссворды, травы, аптечные упаковки, выставка книг, сито, ковшик.

Презентация “Лекарственные растения”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание.

Уж прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок.

II.Повторение.

- Вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке, нам поможет кроссворд.

- Итак, что же за слова нам встречались в кроссворде?

Так что же мы изучали на прошлом уроке?

Дополните, что еще входит в состав домашней аптечки.

Где следует хранить домашнюю аптечку?

Можно ли принимать лекарственные препараты без назначения врача?

Помните! Самолечение опасно для жизни!

III.Сообщение темы и задач урока.

- А сегодня на уроке я хочу познакомить вас с лекарственными растениями, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него.

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех желающих их тайну разгадать.

- Итак, тема нашего урока «Лекарственные растения». (слайд 1)

Откройте тетради и запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала.Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях.

- Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, (слайд 2) а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство, останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. (слайд 3) Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то все выискивают, вынюхивают.

Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.

Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (слайд 4) (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. (слайд 5) Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.

- Я подготовила для вас выставку книг о лекарственных растениях. Посмотрите, пожалуйста. Здесь представлены современные травники. Вот , например, книга профессора, доктора медицинских наук Николая Павловича Алаксеева. В ней очень подробно пояснено, как и когда собирать лекарственные растения, как готовить из них лекарственные препараты и как сочетать различные сборы для получения наибольшего оздоровительного действия.

- А это детский народный лечебник. В нем даны советы женщине, как выносить крепкого и здорового малыша. Ну, а когда ребенок родится, книга станет надежным помощником в его воспитании, профилактике и лечении различных заболеваний – с первых дней жизни малыша и до школьного возраста. Я думаю вам будет интересно познакомиться и с остальными книгами выставки.

( слайд 6) Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения.

-Посмотрите на экран. Слайд 7. Знакомо ли вам наше первое растение?(липа)

Липа цветет. И опять над бульваром

Будто разлит одуряющий мед,

Будто охвачен пахучим пожаром

Город, в котором липа цветет.

- Что вы знаете об этом растение?

Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.

- При каких заболеваниях применяется?

2. Крапива. Слайд 8.

В углупод заборомгаражных строенийкрапиванескошенной силой бушуети жгучимнапором прохладу от тени она защищает,кусает, лютует.

- Что знаете об этом растении?

Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.

Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Используют при болях в желудке, для улучшения работы сердца.

Современная народная медицина тоже отличает крапиву - «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.

3. Ромашка. Слайд 9.

Погляди-ка из оконца,

Там – РОМАШКА,

Капля cолнца.

Ты цветочков-то нарви

И здоровье береги!

Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее, в виде полосканий - при ангинах; в виде примочек - при нарывах.

4.Шиповник.Слайд 10.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

- Что знаете об этом растении?

Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

В аптеке растения можно приобрести вот в таких упаковках.(демонстрация)

Прежде чем отправиться за лекарственными растениями самостоятельно, что надо узнать?

-Правильно, сроки сбора этих лекарственных растений. Слайд 11.

- Прочитайте сроки сбора.

Так, когда же собирают плоды шиповника? Цветки липы? И т д .

Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Слайд 12.

Настой, отвар – водные растворы, предназначенные для внутреннего или наружного применения. Запишите определение в тетрадь.

- Определение отвара и настоя одно, но между ними все-таки есть различие. А в чем оно, я думаю, вы сможете ответить сами.

Прочитайте рецепт приготовления настоя, отвара. Слайд 13. В чем же различие?

Главное их различие – в способе приготовления. (При приготовлении настоя раствор заливают кипятком и настаивают, а отвар надо кипятить 10 минут)

Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.

- А сейчас прочитайте рецепт и определите настой это или отвар. Слайд 14.

1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.2) Настоять 20 минут.

3) Процедить. (настой липового цвета)

- Скажите, а как вы приготовите настой крапивы?

Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев, измельченных до 0,5 мм, обливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.

Зарядка для глаз.

V. Практическая работа.

А сейчас я предлагаю вам самим приготовить настой и отвар из шиповника, а также настой липового цвета. Давайте повторим правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроплитой.

Включать и выключать плиту сухими руками.

Следить, чтобы при закипании вода не выливалась через край.

При сильном кипении сократить огонь или выключить плиту.

Пользоваться прихватками, снимая горячую посуду с плиты.

Работа по технологическим картам.

1. Приготовление отвара из шиповника.

2. Приготовление настоя из шиповника.

3. Приготовление настоя липового цвета.

VI. Ролевая игра. “ Прием больных”(стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)

Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.

Дети: Здравствуйте, доктор!

Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.

Входите.

1-й больной (входит).

Доктор: На что жалуетесь?

1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).

Доктор (выслушивает, отстукивает).

Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.

1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).

Доктор: Заходите, следующий.

2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!

Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?

2-й больной. Глотать больно.

Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.

Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.

2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).

Доктор: Следующий!

3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).

Здравствуйте доктор!

Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?

3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.

Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).

Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.

3-й больной. Спасибо доктор (уходит).

Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.

Викторина «Узнай растение»

Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.

VII. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Для чего нам это надо знать?

- С какими лекарственными растениями познакомились?

- Что готовят из лекарственных растений?

- В чем различие между настоем и отваром?

VIII. Домашние задание.

Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.

IX. Чаепитие.Дети пробуют различные травяные чаи.

kopilkaurokov.ru

Урок по СБО на тему "Лекарственные растения"

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Зеленогорская школа-интернат "

УРОК ПО СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Тема: Лекарственные растения.

7 класс.

Разработала:

Позднякова Наталья Геннадьевна,

учитель СБО, 1 категории

Зеленогорск, 2017 г.

Тема: Лекарственные растения (2 часа).

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений. 

Задачи: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; развивать познавательную активность, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру.

Оборудование: презентация, таблицы, карточки.

Ход урока:

  1. Орг. момент (проверка готовности к уроку).

  2. Повторение.

- Какой раздел мы изучаем? (Медицина)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Оказание первой медицинской помощи при травмах).

- Давайте вспомним, о каких травмах мы говорили, и какую можно оказать первую медицинскую помощь.

Я зачитываю определение, вы должны назвать, о чем речь и какая первая мед. помощь оказывается (слово – ответ вывешиваю на доску).

1. Частичный разрыв связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный.

(Растяжение)

2. Бытовое название неглубокой и небольшой резаной раны: повреждение кожи и (иногда) подкожной клетчатки, образующееся в результате неосторожного обращения с режущими предметами, либо преднамеренного их использования с целью нанести повреждения. (Порез)

3. Может быть колотой, резаной, рубленой, ушибленной, огнестрельной.

(Рана)

4. Смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. (Вывих)

5. Полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. (Перелом)

6. Закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). (Ушиб)

7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). (Ожог)

- Назовите одним словом ваши ответы. (Травма)

  1. Основная часть.

  1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Тема нашего урока: «Лекарственные растения».

- Запишите тему в тетрадь.

2. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какое растение можно назвать лекарственным? Назовите их. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. (Запись в тетрадь).

infourok.ru

Урок СБО на тему "Лекарственные растения в нашей аптечке"

Открытый урок СБО на тему:

«Лекарственные растения в домашней аптечке».

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.

Цели: 1. Повторить тему прошлого урока; познакомить учащихся с разными видами лекарственных растений, какую пользу приносят лекарственные растения.

2.Коррекция восприятия и воображения на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Воспитывать мотивацию путём подбора занимательного материала.

Оборудование: рисунки лекарственных растений, карточки с заданиями, слова на карточках.

Ход урока.

I. Орг. момент.

-рапорт дежурного.

II. Проверка домашнего задания.

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Как надо правильно ухаживать за полом?

-Какие средства ухода за полом вы знаете?

III. Изучение нового материала.

-Ребята, такое задание. Вы должны из первых букв названий предметов, изображённых на рисунках, составить слова. И ещё разгадать ребусы.

(Слайд 1).

-Последнее задание. Возьмите по одному слогу из каждого слова, составьте слово.

ПОЛЕ, ДОРОГА, РОЖКИ, РОДНИК. (Подорожник).

-Правильно, это слово подорожник.

-К какой группе растений их можно отнести?

(ответы детей)

-Правильно, к лекарственным растениям.

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Тема сегодняшнего урока «Лекарственные растения». (запись на доске).

На уроке мы узнаем какую пользу приносят лекарственные растения, будем учиться распознавать их, как правильно готовить настои и отвары из них.

а).Информация о лекарственных растениях.

-Почему эти растения называются лекарственными?

(ответы детей)

В поле, в лесу и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, и уметь ими пользоваться. Ещё в давнее времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Лечение целебными травами всегда привлекало человека. Древнегреческий врач Гиппократ использовал 200 видов лекарственных растений. Древнеримский врач Гален был авторитетом в медицине вплоть до XX века, он использовал более 304 препаратов животного и минерального происхождения. Из лекарственных растений он рекомендовал извлекать полезные вещества в виде настоев, отваров, настоек.

В русской лекарственной медицине издавна применялись для лечения и профилактики заболеваний фруктовые соки, соки многих лекарственных растений и трав (например, берёзы, крапивы, одуванчика, подорожника, пустырника, мать-и-мачехи). Издавна использовались ягоды еалины, земляники, рябины, клюквы.

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растений и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

б). Земляника.

-Ребята, слушайте загадку. О каком растений эта загадка?

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

-Правильно, это земляника. Какое полезное средство вы можете назвать?

(ответы детей)

-Земляника не только очень вкусная, но и полезная ягода.

В русской медицине используют листья и плоды земляники. Настой из плодов и листьев земляники применяется при заболеваниях почек, если есть в почках и печени камни. Так как земляника содержит витамин С, её можно применять как общеукрепляющее средство.

в). Крапива.

-Ребята, послушайте следующую загадку:

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься- укусит.

(ответы детей)

- Правильно. Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапиве посвящена целая поэма: «Сон посылает больнам, прекращает противную рвоту». Это растение известно как общеукрепляющее средство. Используются листья крапивы, собранные во время цветения. Из листьев готовят настой и экстракт. Крапива поможет остановить кровотечение при травмах и порезах.

г). Календула.

-Ребята, перед вами растение. Скажите название этого растения.

(ответы детей)

-Правильно, это календула. А как вы думаете, какое полезное свойство имеет это растение?

(ответы детей)

-Правильно, ребята. Это растение растёт в нашей местности. В медицине используется соцветие корзинки и трава без нижних чвстей стебля. Календулу употребляют как противовоспалительное средство при гастритах, язве желудка, а также поможет вам при заболеваниях ротовой полости и глотки.

д). Лопух.

-А теперь следующее растение. Оно вам всем знакомо. Скажите, что за это растение?

(ответы детей)

-Правильно, это лопух. Это растение растёт везде. Оно нам известно как сорняк. В медицине используются корни лопуха, которые собираются осенью. Настоем и отваром этого растения мамы вас напоят тогда, когда ты простудишься. Также когда у вас заболели почки.

е). Подорожник.

-А сейчас вам, ребята, прочитаю стихотворение. Вы должны сказать о каком лекарственном растений идёт речь.

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок

Да как же растёшь ты в пыли?

-О каком цветке говорится в стихотворений?

-Правильно. Это подорожник .А правильное название «подорожник большой». Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вмести скрылись с глаз.

- О каком целебном свойстве говорится в легенде?

(ответы детей)

-Правильно, ребята. Подорожник обладает кровоостанавливающим действием. В медицине используются листья, собранные во время цветения. Свежие листья и приготовленные из них сок, настой обладают ранозаживляющим, отхаркивающим действием.

ж). Ромашка.

-Ребята, послушайте загадку.

На лужайке, у дорожки,

Рос цветок на длинной ножке.

По краю белый лепесток,

В центре жёлтенький глазок.

(ответы детей).

-Правильно. Этот цветок ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина ромашки Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и семена ромашки рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Вот так ромашка попала в Россию.

-Ребята, а чем же полезна ромашка узнаете из стихотворения.

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

-Так чем же полезна ромашка?

(ответы детей)

-Правильно. Если у тебя заболит горло, когда ты простужен, когда у тебя кашель, если температура, надо принимать настой ромашки.

з). Чистотел.

-Ребята, отгадайте загадку.

Чудо-трава в огороде растёт,

Цветами жёлтыми цветёт,

О коже заботиться нам помогает,

Как она зовётся, кто отгадает?

(ответы детей)

-Правильно. Это чудо-трава чистотел.

-Ребята, для чего нужен чистотел, чем он полезен?

(ответы детей)

-Правильно. В медицине используется надземная часть чистотела. В отечественной народной медицине чистотел употребляется при лечении кожного туберкулёза. Наружно чистотел также применяется при туберкулёзе кожи, как средство от бородавок, мозолей. В отваре чистотела следует купать ребёнка купать ребёнка, чтобы кожа была чистой, гладкой, нежной и здоровой.

-Вот, ребята, познакомились с некоторыми видами лекарственных растений. А сейчас мы с вами запомним таблицу.

-А теперь, ребята, поиграем в игру «Узнай и ответь». Перед вами все лекарственные растения. Я вам буду читать описание каждого растения, а вы должны их отгадать.
  • Растение растёт на пригорке. С маленькими ягодками, плоды очень вкусные, название дано от родной земли.

(Земляника)

(Крапива)

(Лопух)

(Подорожник)

(Чистотел)

  • Растёт на лужайке, у дороги. Этот цветок на длинной ножке, в центре жёлтенький глазок. Используется при кашле, когда поднимается жар, если простудился.

(Ромашка)

(Календула)

V. Обобщение.

-Ребята, о каких растениях мы с вами говорили на уроке?

-Почему эти растения называются лекарственными?

-Чем полезна крапива?

-Для чего используется земляника?

-Расскажите о целебных свойствах лопуха.

-Что за цветок календула?

-Что можете рассказать о подорожнике?

-Чем полезна ромашка?

-Расскажите о чистотеле.

VI. Итог урока. Оценки за урок. Д./З. записи в тетради.

infourok.ru

Лекарственные растения в домашней аптечке. 7 класс

СБО 7 класс ______________

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке. 

Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.

Задачи:

- образовательная (информационная):

• лекарственные растения, где применяются,

• знают способы приготовления,

• приготавливают  настои и отвары из лекарственных растений;

 - коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;

 - воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

 Наглядные пособия:  картинки с изображением лекарственных растений, таблица лекарственных растений (раздаточный материал), аптечные упаковки лекарственных растений, технологические карты.

   Оборудование: доска, чашка , ложка, кастрюля, чайник эл., электрическая плита.    

Ход урока

 

  1. Орг.момент

  2. Актуализация опорных знаний.

- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:

(Работа по карточкам, индивидуально)

Карточка

Вычеркни то, что не входит в домашнюю аптечку?

  1. Перевязочный материал (пластырь, бинт, вата)

  2. Дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)

  3. Калейдоскоп

  4. Термометр

  5. Жвачка

  6. Лекарственные средства

- А сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. В домашней аптечке лекарственные растение представлены в виде чего? (в виде таблеток (валериана, мази).

 - Давайте с вами вспомним, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

 

Выполните следующее задание: (появляются на доске картинки растений) 

  1. Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири. (Береза.)

  2. Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами. (Шиповник).

  3. Хвойное растение с голубовато-сизой колючей хвоей. (Ель).

  4. Колючий кустарник с красно-коричневыми побегами, покрытыми толстыми, прямыми колючками. (Боярышник).

  5. Многолетнее травянистое растение с коротким стеблем с широкими листьями (2 или 3). Белые, шаровидно-колокольчатые поникшие цветки. Плоды – красные ягоды. (Ландыш)

  1. Сообщение темы и задач.

- Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с некоторыми лекарственными растениями, которые растут в нашей местности, и будем учиться готовить отвары и настои из лекарственных растений.

  1. Формирование новых знаний.

А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю…

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.

Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.

На Руси для укрепления своего здоровья готовили банные веники, используя молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.

Работа с раздаточным материалом.

У каждого из вас на парте из вас на парте лежит таблица лекарственных растений.

Давайте внимательно эти растения рассмотрим.

- Назовите лекарственные деревья:

- Назовите лекарственные кустарники:

- Назовите лекарственные травы:

- Кто знает какими лечебными действиями обладаю эти растения?

Для вас подготовила таблицу, которая вам поможет дома справится с различными недугами, используя лекарственные растения.

Чтение таблицы детьми в слух по цепочке.

Лекарственные растения

Лечебное действие

Названия растения

Содержащие витамины

 Смородина, шиповник

Противовоспалительные

 Календула

Вяжущие

 Дуб, горец птичий

Потогонные

 Липа, ромашка, малина

Отхаркивающие

 Мать-и-мачеха, подорожник, сосна

Кровоостанавливающие

 Крапива, тысячелисник

Сердечно - сосудистые

 Боярышник

Успокаивающие

Пустырник, душица

Слово учителя:

В домашних условиях лекарственные растения применяют в виде отваров и настоев. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.

  1. Практическая работа.

Сейчас мы с вами будем готовить отвар и настой из плодов шиповника по рецепту.

-Какими свойствами обладает шиповник?

Шиповник – это богатейшая копилка различных витаминов. Настои и отвары шиповника содержат большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшения аппетита.

Выпьешь полстакана отвара шиповника – запасешься бодростью на целый день. Если пить такой витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Прежде чем перейти на кухню, давайте вспомним правила ТБ при работе с электроплитой и кипятком. (проверить исправность электропровода, не включать плиту мокрыми руками, крышку с кипящей водой открывать от себя, не бегать, не толкаться, четко выполнять указания учителя, работать по технологической карте).

Роспись в тетрадях по ТБ.

Во время росписи ребенок вытягивает жетон с номер группы в которой будет работать.

Работать будете в группах. Номер группы у вас на жетоне.

Первая группа готовит отвар по технологической карте.

    1. 1 столовую ложку плодов шиповника промыть.

    2. Плодов шиповника помещают в эмалированную посуду и заливают 1 стаканов горячей кипяченой воды.

    3. 2 закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут.

    4. Охлаждают, процеживают.

    5. Полученный объем разбавляют кипяченой водой до полного стакана.

Вторая группа готовит настой из шиповника.

      1. 2 столовый ложки плодов вымыть.

      2. Положить в термос (банку).

      3. Залить крутым кипятком 2 стакана.

      4. Настаивать 12-24 часа.

Слово учителя: Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.

Пока отвар варится можно поиграть в игру «Кто угадает название травы».

1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.

2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.

3.

Растет она вокруг, И враг она и друг,Как копья, волоски, Покрыли все листки. Обломишь волосок –Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты.В ней витаминов клад, Весной её едят(Крапива)

  1. Итог урока.

- О каких лекарственных растениях узнали на уроке?

- Какими лечебными действиями они обладают?

- Что особенно понравилось?

7. Домашнее задание.

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.

infourok.ru

Урок по технологии (СБО) в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Лекарственные растения»

питание.pptPPT / 5.7 Мб

Конспект урока по технологии (СБО) в 5 классе

коррекционной школы VIII вида

«Лекарственные растения»

Цель: Формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием лекарственных растений; правилами их сбора, хранения и применения.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательную активность детей, память и внимание.

Средства обучения:

- Учебник «Социально – бытовая ориентировка для 5 класс» В.П. Сувчева;

- Мультимедийная презентация (инфографика) «Лекарственный растения».;

-Тест «Лекарственные растения».

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-презентация.

Ход урока:

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в царство лечебных растений.

- Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

- В стихотворении речь идет о лекарственных растениях, которые растут в ….. огороде и саду.

- Посмотрим презентацию «Лекарственные растения».

- Ребята, вы познакомились с лечебными растениями, которые растут в огороде, саду. Ответьте на вопросы:

1.Какое растение можно добавить в щи? Это растение останавливает кровь.

(крапива)

2.Самое распространённое лечебное растение в огороде? Антибиотик. (лук)

3.Плоды этого растения употребляют при температуре? (малина)

4.Для успокоения принимают…. (мяту).

5.Для повышения иммунитета используют…. (рябину).

- А какие лекарственные растения растут у вас в огороде? Какие вы еще знаете лекарственные растения?

-Рассмотрим следующие ситуации:

1.Мальчик Вани заболел ангиной. Какое лекарственное растение может ему помочь? (ромашка лекарственная)

2.Маленькая девочка Таня играла на улице и упала, разбила колено. Какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)

3.Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась. Какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)

- А, сейчас, я вас познакомлю вас с правилами сбора лекарственных растений.

Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.

Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.

Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.

Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.

Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.

Большое количество лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для человека вещества.

    - В заключении урока проведем небольшой тест «Лекарственные растения».

    - Подведем итоги урока:

    Комментарии о работе учащихся на уроке.

    Объявление оценок за урок.

    Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

    -  «Я узнал о…»

    -  «Мне понравилось…»

    - «Мне было трудно…»

    - «Я хочу узнать о…»

    -«Я хочу дополнить презентацию «Лекарственные растения»

    Источники:

    1.Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ 8-го вида. – М.: ВЛАДОС, 2014.

    2.Интернет – ресурсы:

    https://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2014/12/20/konspekt-uroka-prirodovedeniya-lekarstvennye-rasteniya

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/24/lekarstvennye-rasteniya

    Идея технологического приема Г.О.Аствацатурова http://didaktor.ru/interaktivnaya-infografika-v-powerpoint-eto-vozmozhno/#more-5892

    МК №45. «Создание инфографики в PowerPoint» http://easyen.ru/load/admin/konkursy/mk_45_sozdanie_infografiki_v_powerpoint/232-1-0-62065

    ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

    Технология (СБО), 5 класс

    Выбери один правильный ответ.

    вопрос

    варианты ответов

    А

    В

    С

    1

    Растения, которые используют для лечения, называют…

    культурными

    дикими

    лекарственными

    2

    Лекарственные растения растут…

    повсеместно

    в огородах и садах

    в теплицах и цветочных горшках

    3

    В лесу растут…

    деревья, травы, кустарники, мхи

    плодовые деревья и лишайники

    цветковые растения и деревья

    4

    Плоды лекарственных растений собирают…

    в период цветения

    осенью

    в период полного созревания

    5

    Корни лекарственных растений собирают…

    летом

    весной

    осенью

    6

    Какое растение является лекарственным?

    ландыш

    борец высокий

    мята

    7

    Малину используют при …

    простуде

    расстройстве пищеварения

    нервных болезнях

    8

    Мяту используют…

    как мочегонное средство

    для лечения простуды

    как успокаивающее средство

    9

    Ягоды рябины используют…

    как мочегонное средство

    как общеукрепляющее средство

    как бактерицидное средство

    10

    Лекарственные растения можно применять…

    по совету знакомых

    по старинным рецептам

    только по назначению врача

    11

    Сушить лекарственные растения следует…

    На солнце

    На печи

    В тени

    12

    В каком учреждение продают лекарства?

    Аптека

    Больница

    Магазин

    13

    В каких формах продают лекарства в аптеке?

    Жидкость

    Таблетки

    Драже

    14

    Кто назначает лекарства?

    Врач

    Друзья

    Мама

    15

    Какое лекарственное растение растет в огороде?

    Мох

    Клюква

    Лук

    Ответы:

    № вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    ответ

    С

    А

    А

    С

    С

    С

    А

    С

    В

    С

    С

    А

    В

    А

    С

    Критерии оценивания:

    Кол-во верных ответов

    14-15

    13-10

    9-7

    Менее 7

    Оценка

    5

    4

    3

    2

    лекарственные растенияPPT / 1.01 Мб

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Урок по СБО на тему "Лекарственные растения" страница 2

    - Где можно встретить лекарственные растения? (Ответы учащихся)

    - Какие из названных вами растений произрастают в нашем городе? (Ответы учащихся)

    Физминутка.

    3. Изложение нового материала (сопровождается показом презентации)

    - Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

    Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

    На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. Впоследствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

    В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов.

    Лекарственные растения встречаются нам практически на каждом шагу и могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

    Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

    - Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях. А работать будем следующим образом: у вас на столах таблица, в которой вы должны будете написать название лекарственного растения после моего рассказа (Приложение 1), и карточки с названиями растений (Приложение 2), которые будете прикреплять на доску.

    (Зачитываю информацию про растение, после того, как дети скажут правильный ответ, открываю слайд. Дети в свою таблицу вписывают название и прикрепляют карточку на доску (выходит тот, у кого соответствующая каточка).

    - Итак, начинаем

    - Это растение встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название. Незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах. (Подорожник).

    - В народе ее ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Используется как лекарственное и пищевое растение. Настои из этого растения применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья годятся для щей и салатов. (Крапива).

    - Правильно, у кого карточка с этим названием? Выходи, прикрепляй. Записываем название в свои таблицы. (Показ слайда. И так с каждым изучаемым растением).

    - Эти цветы, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. Широко применяется в косметических целях. В народной медицине применяют от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине. (Ромашка).

    infourok.ru

    Урок по СБО на тему "Лекарственные растения" страница 3

    - В народе это растение называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян, они похожи на коготки кошки, имеет ещё одно название – ноготки. Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты. Настойка из него помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами. (Календула).

    - Существует много легенд об этом растении. Вот одна из них. Он был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Растение спрятало свои лепестки, наклонило голову, сжалось, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но он ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.

    Это из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. В народной медицине Руси его считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения. Корни используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты. (Одуванчик).

    - Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - ______. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда. (Мать-и-мачеха).

    - Нет дерева милее и роднее! Чувства, которые оно вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Много веков служит это дерево верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый ______________ веник в бане, и дёготь. Лечит кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского). (Береза).

    - Это растение – частый гость приусадебных участков, и с ним приходится вести борьбу, как и с сорняками. Но он не зря проявляет такую навязчивость, ведь это растение – настоящий природный целитель, и лечебные свойства "ласточкиной травы" – так его часто называют в народе – наши предки применяли еще с незапамятных времен.

    Назначается народными целителями для лечения широкого спектра заболеваний, а именно:болезни и проблемы кожи. Сюда относят папилломы (бородавки, шпоры), мозолистые наросты, грибковые заболевания, в том числе и лишаи.

    Если травку ты сорвешь,Руки, знай, не ототрешь.Доктор всех аптечных дел,Кто лечит ранки? (Чистотел).

    — Ценное пряно-ароматическое растение, обладающее лечебными свойствами. Нередко можно встретить на приусадебных участках, как правило, в палисадниках вблизи дома, чтобы она всегда была "под рукой" для заварки ароматического чая.

    Листья используются для ароматизации уксуса и в качестве добавки к чаю.Ее используют для лечения заболеваний: ангины, фарингита, бронхита, бронхоспазма, ринита, туберкулеза, гипертонии, стенокардии, бессонницы, депрессии, нервного возбуждения, стресса.

    infourok.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта