Группы растений, органы растений и их функции. Конспект урока. Урок органы растений их функции и взаимосвязь
Конспект урока биологии на тему «Органы цветковых растений. Обобщение»
Конспект урока биологии для 6 классапо теме
«Органы цветковых растений. Обобщение»
Тип урока: Урок обобщения и контроля.
Цель: систематизировать и обобщить знания об органах цветкового растения и их функциях.
Задачи:
● Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений в занимательной игровой форме, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
● Развивающая – продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
● Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Применяемые технологии: технология сотрудничества, технология критического мышления.
Для снятия мышечного напряжения проводится физкультминутка, для большей наглядности и индивидуальной работы используются ИКТ-технологии.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
-знать суть понятия «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка»;
- называть основные органы растений;
-уметь распознавать и показывать на таблицах основные органы растений;
-устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- организовывать свою учебную деятельность;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с наглядными пособиями;
- находить отличия;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- уметь находить общий язык с одноклассниками и учителем, работать в группе;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап (разделение класса на команды с помощью жеребьевки).
2) Формулировка темы и цели урока учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
3) Обобщение и систематизация знаний
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения характеризовать органы цветкового растения.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Личностные УУД
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Формируемые УУД:
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД:
Продолжить формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения
Личностные УУД
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:
Контроль осуществлялся учителем путем подсчета баллов за проделанную работу, учащимися своей группы и групп-соперниц путем высказывания своего мнения по поводу успешной или не очень успешной работы этих групп. Также проводится взаимооценка и самооценка всех членов одной группы путем создания «Дерева творчества», что в итоге позволит наглядно увидеть работу группы с точки зрения самих участников группы.
Ход урока:
Разделение класса на команды с помощью жеребьевки.
Формулировка темы и цели урока учащимися.
Определение названий команд: а) правильный, неправильный, благоухающий, красивый, красный, желтый, голубой; б) чистый, белый, одинарный, двойной, обходной, похвальный, исполнительный, опросный, экзаменационный, железный, прямоугольный, овальный, округлый, игловидный, стреловидный, чешуйчатый, простой, сложный, сидячий, осенний, осиновый; в) сухой, сочный, простой, сложный, вскрывающийся, невскрывающийся, ягодовидный, ореховидный; г) прямостоячий, стелющийся, лазающий, вьющийся, округлый, четырехугольный, деревянистый, травянистый; д) математический, искомый, вещественный, мнимый, лингвистический, съедобный, главный, боковой, придаточный, воздушный.
Разминка: поднимите таблички с цифрами, обозначающими следующие растения: 1 – подорожник, 2 – рожь, 3 – шиповник, 4 – вишня, 5 – огурец, 6 – мак, 0 – такого растения здесь нет
Вопросы:
Это растение имеет параллельное жилкование листьев. (2)
Это растение имеет дуговое жилкование листьев. (1)
Плод данного растения – тыквина. (5)
Плод данного растения – костянка. (4)
Плод данного растения – зерновка. (2)
Стебель этого растения лазающий. (5)
Плод этого растения сочный односемянный. (4)
У данного растения сложный лист. (3)
Корневая система данных растений мочковатая. (1 и 2)
Это растение относится к однодольным. (2)
Это растение не является цветковым. (0)
У этого растения есть видоизмененный побег – усик. (5)
У этого растения деревянистый стебель. (3 и 4)
Стебель данного растения вьющийся. (0)
Ребята, в этом конкурсе вам надо не только определить, какой рисунок лишний, но и объяснить, почему вы так считаете. Команда, давшая правильный ответ, получает 2 балла. Та же команда, которая даст ответ, но не объяснит, получает 1 балл (на обдумывание 1 минута).
1 рисунок – команда «Цветок», 2 рисунок – команда «Лист», 3 рисунок – команда «Плод», 4 рисунок – команда «Стебель», 5 рисунок – команда «Корень».
Физминутка: по названию растения определить его жизненную форму –
Травы – присесть.
Кустарник – повороты туловища влево и вправо.
Дерево – стоя поднять руки вверх.
Подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик, клен, крыжовник, клубника, дуб.
Наступило утро, проснулось солнце и стало своими лучиками щекотать цветок. Проснулся цветок: корешками потянулся, стебельком прогнулся, листики расправил, бутон раскрыл. Хорошо – то как! Но тут органы цветка заспорили: кто важнее… Сейчас каждая команда доказывает, что их орган самый важный (на обдумывание 3 минуты). На доске составляется кластер. А все-таки, может ли один какой-то орган жить самостоятельно? И есть ли у растения этот самый важный орган?
Найдите соответствия (1 минута):
Команда «Корень»:
Команда «Лист»:
Команда «Стебель»:
Команда «Цветок»:
Команда «Плод»:
Ответы: 1 – Б, 2 – Д, 3 – А, 4 – Е, 5 – Г, 6 – В.Физкультминутка
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Загадки: каждой команде загадывается загадка, отгадав ее, нужно назвать, какая у этого растения корневая система (стержневая или мочковатая), какой лист (простой или сложный), какой стебель (прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий), какое соцветие, какой плод (название плода, сухой или сочный, односемянный или многосемянный). (обдумывание в то время, пока другие команды отгадывают загадки и отвечают).
Цветы ее когда цветут, похолоданье тут как тут (черемуха)
Девица укуталась в листья над грядкой, выбилась только кудрявая прядка. Одета она в золотую кольчугу – зернышки плотно прижаты друг к другу (кукуруза)
В желтеньком домишке черные детишки. Среди них есть серые, но они незрелые (подсолнечник)
Весной на деревце – беленькие венчики, летом на деревце – красные бубенчики (вишня)
Хлебороб ее растил, а созрела – отпустил. Среди нас друзей нашла, черным хлебом к нам пришла (рожь)
Подведем итоги: Ребята, выскажите свое мнение, как вы думаете, какая команда сегодня заслуживает победы? Аргументируйте свой ответ.
А теперь оцените каждого члена своей команды и себя: Рефлексия: «Дерево творчества»
Красные и оранжевые звездочки – плодотворно работал на уроке, принес много пользы команде.
Желтые звездочки – работал хорошо, старался.
Зеленые звездочки – иногда отвлекался на уроке, имеет пробелы в знаниях.
Синие звездочки – срочно нужно «подкрепиться» знаниями.
Заслушаем результаты, кто же сегодня победил? Победителям – сладкий приз и отличные оценки за знания и плодотворную командную работу, за второе и третье места – сладкий приз и оценка «хорошо», немного не хватило до победы, остальным – сладкие призы, и… учите биологию.
Урок - обобщения по теме «Органы растений»
Ход урока
1.Приветствие
2.Работа в группах ( 33 минуты )
- Ребята, сегодня у нас необычный урок в групповой форме. На данном уроке каждый из вас почувствует себя журналистом, т.е. исследователем, который, работает с открытыми источниками информации. Я предлагаю Вам сейчас создать страничку биологической газету.
- Для этого мы разделились на команды, и у каждой группы будет своя тема. И в конце урока Вы выступите с рассказом о проделанной работе и продемонстрируете получившуюся газету.
- Чтобы выбрать и получить тему, над которой Вы будете работать, необходимо отгадать загадки:
Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы вырваться на свет.
(СЕМЯ)
- Молодцы, за правильный ответ команда №1 получает шаблон газеты под названием «семя»
Под ногами лежат,Зашагаешь — шуршат,Яркие, цветные,Краешки резные
(ЛИСТ)
- Молодцы, за правильный ответ команда №2 получает шаблон газеты под названием «лист»
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
(КОРЕНЬ)
- Молодцы, за правильный ответ команда №3 получает шаблон газеты под названием «корень»
- Итак, ребята, давайте с Вами вместе сформулируем тему нашего исследования?
-Что же мы будем повторять на уроке, какая наша цель?
- Но прежде, чем мы приступим к созданию газеты, посмотрите на Ваших столах есть памятка, где написаны правила успешной работы в группе, которые я Вам сейчас напомню:
-Ребята, любую работу начинают с распределения обязанностей. Вот и Вам необходимо распределить роли в группе: -Главный редактор - руководит, направляет группу -Помощник редактора -Корреспондент - выступит с докладом о проделанной работе -Наборщик – человек, в обязанности которого входит набор текста. -Художник-оформитель |
Для создания газеты, нам потребуется:
- готовые шаблоны органов растений;
- картинки и фотографии;
- клей;
- цветные карандаши и ручки.
1 ЭТАП. Создание обложки.
Любая публикация, будь это книга или газета, начинается с создания обложки, титульного листа
Титульный лист должен содержать:
- Пусть один человек из группы укажет в табличке на шаблонах, Ваши фамилии и имена и напротив них напишет роль каждого члена команды
2 ЭТАП. Собрать определение
Обратите внимание на шаблоне газеты даны слова лист, семя, корень , чтобы дать правильное определение, возьмите в руки желтый конверт под цифрой 1. Здесь даны слова, из которых нужно составить определение и наклеить их в нашу газету напротив слова лист, корень, семя.
Ребята, давайте с Вами посмотрим, у кого что получилось.
3 ЭТАП. Подписать рисунок
Следующим этапом создания газеты, необходимо подписать рисунок. Для этого берем в руки зеленый конверт №2 и соотносим название частей органов растений с цифрами обозначенными на рисунке.
4 ЭТАП. Заполните схему
Приступаем к 4 этапу, в ваших газетах дана схема, но в ней есть пропуски, которые вам необходимо заполнить. Берем в руки голубой конверт под цифрой 3, где даны типы семян, виды корневой системы и жилкования листьев, Вам необходимо соотнести картинки с названиями .
5 ЭТАП. Заполнить таблицу
5 этапом в создании газеты необходимо заполнить таблицу, где каждая группа указывает 4-5 пунктов значения семян, корней и листьев в природе и жизни человека.
6 ЭТАП. Найди пару
На заключительном этапе, Вам нужно разложить овощи, листья и семена на 2 тарелки, которые лежат на ваших партах по принципу
1команда «семя»- распределяют семена к однодольным и двудольным растениям
2команда «корень»- распределяют овощи по типу корневых систем
3команда «лист»- распределяют гербарный материал по типу жилкования листьев.
7ЭТАП. Выступление. Заполнения схемы на доске
-Теперь каждой команде необходимо презентовать свою газету. Представитель от каждой группы выходит к доске, заполняет пробелы в схеме, с помощью газеты и выступает с рассказом о проделанной работе.
-Остальные внимательно слушают выступление каждой команды, и заполняют индивидуальные карточки, которые у каждого из Вас лежат на столе.
Обращаю Ваше внимание, что в карточках Вам необходимо вставить пропущенные слова, заполнить таблицу и дополнить схему примерами.
Если у кого то из Вас возникли трудности с заполнением карточек, то поднимите вверх красный листочек и мы с Вами разберем задание, которое вызвало у Вас затруднение.
В конце урока, я соберу карточки, которые вы заполнили и поставлю вам оценки.
1м с рассказом о проделанной работе выступит корреспондент 1 коменды
-Спасибо за выступление корреспонденту 1 команды «семя»
-Спасибо за выступление корреспонденту 2 команды «корень»
-Спасибо за выступление корреспонденту 3 команды «лист»
Индивидуальные карточки Вы оставляете себе, они будут служить Вам памяткой.
Ребята, посмотрите на схему, которая получилась из Ваших газет
-Какой процесс изображен на схеме?
-Можно ли сказать, что эти органы связаны друг с другом
- Может ли растение обходиться без какого либо из органов?
Вывод: Все органы взаимосвязаны и образуют целостный единый организм.
-В заключении давайте с Вами скажем, какое задание на уроке для Вас было самым интересным…
Что стало самым сложным и трудным……
Что Вы теперь можете …..
Если Вы считаете, что урок был скучным, не интересным, то…
Карточки, Вы сдаете мне на проверку, не забудьте указать ФИ
Дом. задание составить кроссворд по теме органы растения
-Всем спасибо за урок, всего доброго.
kopilkaurokov.ru
Урок на тему "Основные органы растений"
Сынып/ Класс: 6 Пән/ Предмет: биология Мұғалім/Учитель: Зайкова Н.Б.
Дата:_____________ Сабақ/ Урок 3
Тақырып/Тема: Основные органы растений
Форма проведения: Универсальная карта Технология БиС.
Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»
Мақсат/Цель: выявляют отличие в строении и размножении споровых и семенных растений
Міндеттер/Задача: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
Сабақты қорытындылау/Планируемый результат:
Учащиеся знают:
-органы цветкового и спорового растений
- деление растений по способу размножения
понимают:
-различия в строении растений
- различия в размножении растений
применяют:
полученные знания для характеристики растений
Учащийся сможет:
-различать и находить органы растений
-научиться работать с гербариями
-делать биологический рисунок
Сабақ барысы/Ход урока
Этапы урока | время | название | деятельность |
1 | 1 мин | Орг. момент. | Мотивация учащихся |
2 | 3 мин | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока (взаимопроверка д/з). |
3 | 6 мин | Организация восприятия | Учитель объясняет и выносит опорные слова, дается время для запоминания, взаимопроверка и заносит результаты в МПМ. |
4 | 10 мин | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. |
5 | 8 мин | Первичная проверка понимания | Перекрёстный опрос. |
6 | 12 мин | Организация первичного закрепления | Выполнение лабораторной работы |
7 | 2 мин | Анализ | Ответ на вопрос работы |
8 | 2 мин | Рефлексия | ЗМУ (знаю, могу, умею) |
9 | 1 мин | Домашнее задание | Задается всем учащимся параграф |
Приложение
Опрос по теме предыдущего урока.
Проверка д/з (отметка в МПМ)
Клен – дерево, многолетнее, дикое
Пшеница – трава, однолетнее, культурное
Малина – кустарник, двулетнее, культурное, лекарственное
Опорные слова по изучаемой теме
Низшие растения, высшие растения, семенные растения, голосеменные, покрытосеменные, цветковые, хвойные, споровые растения, вегетативные органы, генеративные органы
Учитель составляет схему с ключевыми словами урока
Растения
высшие низшие
органы
вегетативные генеративные
семенные споровые
голосеменные покрытосеменные
хвойные цветковые
Перекрёстный опрос.
Какие растения называются низшими?
Какие растения называют высшими?
Приведите примеры низших растений
Приведите примеры высших растений
Что такое орган?
Назовите органы цветкового растения
Почему растение называется цветковым?
Какие бывают органы у высших растений?
Какие органы называются вегетативные?
Какие органы выполняют функцию размножения?
Какие функции выполняют вегетативные органы?
Назовите главные органы высших растений
Из чего состоит побег?
Назовите вегетативные органы растения
Назовите генеративные органы цветкового растения
Что такое гаметы?
Где образуются гаметы?
Что такое спора?
Зачем нужны споры растениям?
Приведите примеры споровых растений
Почему растения называют споровые?
Почему растения называются семенными?
Приведите примеры семенных растений
Как иначе называются семенные растения?
Почему растения называются покрытосеменными?
Какие растения называются голосеменные?
Приведите примеры голосеменных растений
Почему эти растения называют хвойными?
Почему растения имеют зеленый цвет?
Какую роль играет хлорофилл для растений?
Критический опрос.
Выполнение лабораторной работы
Задание
рассмотреть гербарии
зарисовать и подписать органы
дать характеристику растению
ответить на вопрос: Чем споровые растения сходны и отличаются от семенных растений?
Үйге тапсырма беру/ Задание на дом
Параграф 3, ответить на вопросы А,В,С
Сабақты қорытындылау/Рефлексия урока
Фактический результат урока в оценках:
Класс | Количество учащихся | оценка | % от общего количества | |||
5 | 4 | 3 | ||||
А | ||||||
Б | ||||||
В |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Были ли цели урока/цели обучения реалистичными и доступными?
Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если нет, то почему?
Правильно ли проводилась дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?)
multiurok.ru
Группы растений, органы растений и их функции. Конспект урока
Конспект урока познания мира для 1 класса
Тема: Группы растений, органы растений и их функции.
Тип урока Усвоение новых знаний
Ключевые идеиБлагодаря применению стратегий критического мышления, работы в парах, исследовательской беседы, применению теоретического материала и практических упражнений, в условиях коллаборативной среды на уроке, учащиеся
будут знать:- группы растений, их характерные признаки;- органы растений, их функции.
будут уметь:- самостоятельно определять группы растений по их характерным признакам;- самостоятельно определять органы растений;- устанавливать взаимосвязь между органами растений и их функциями; - анализировать собственную деятельность;- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника и предложенным заданиям;- делать выводы и оценивать собственную деятельность.
Цель На материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
ЗадачиВоздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой, через создание коллаборативной среды. Совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе. Выработать умение распознавать группы растений, органы растений.Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме. Стимулировать познавательную активность учащихся. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Методы Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы Коллективная, индивидуальная, парная.
Ресурсы Мультимедийная презентация по теме «Группы растений, органы растений», карточки для парной и индивидуальной работы.
Результат обучения В ходе урока учащиеся Будут знать такие понятия, как: «группы растений: деревья, кустарники, травы», «органы растений: корень, ствол (стебель), листья, плоды, семена».
Покажут умения определять группы растений, органы растений, умение выбирать главное, анализировать, делать выводы.
Покажут навыки самостоятельного выполнения предложенных заданий, с опорой на свои знания.
Ход урока
I. Стадия вызова.1.Организационный момент.
*- Наш урок хочется начать такими словами:Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!
«Приветствие – Улыбка»- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня и наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
- Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Психологический настрой.Мы-умные,Мы-дружные,Мы-внимательные,Мы- старательные,В 1 классе учимся, все у нас получится! Стратегия «Большого пальца»2.Актуализация и коррекция опорных знаний.- Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие.Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?Небо светло-голубое, солнце светит золотое,Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.Человек и время года - Это всё вокруг… (Природа).
1 Остановка – Природа Девиз:Всё что знаем, повторяем.Мир Природы нас окружает И блиц – опрос нам предлагает«Вопросы низкого порядка» -знаниеКоллективная работа– На какие 2 группы делится природа? (Какая бывает природа?) (Живая и неживая)- Назовите признаки живой природы. (рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть) - Приведите примеры объектов живой природы. (Приводят примеры)
Знания проверили, проверим ваши уменияВсё, что знаем, проверяем.Проверим, как вы умеете различать объекты живой и неживой природы. Работать будем в парах.Игра «Живое и неживое» Стратегия «Соотношения» Парная работа(Конверт №1)берёза, сирень, одуванчик *- Ваша задача определить, какие предметы (объекты) относятся к живой природе, какие к неживой природе и разложить их в соответствующие корзинки. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в красную – неживой природы. (Показ корзинок на слайде)А сейчас, проверим, верно ли вы справились с предложенным заданием. Проверка по слайду «Вопросы высокого порядка» - понимание(Доказывают, почему предметы относятся к той или иной природе), исправляют допущенные ошибки.
Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка.- Какая картинка лишняя? (Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.)Коллективная работа- Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека)Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе.
- Оцените свои знания. Вопрос №1. Если вы умеете различать предметы живой и неживой природы, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать живую и неживую природу, поставьте плюс в графе «Не умею» (После выполнения каждого задания ставят + в нужной графе).
С первым заданием справились на «5», можно дальше продолжать.
Физминутка.Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись,Дружно вместе все присели и назад за парты сели.
3. Сообщение темы и цели урока.*- Рассмотрите картинки в корзинке под названием «Живая природа». Найдите лишнюю. (Щенок, котёнок)Объясните свой выбор. Докажите. (Это животные, а деревья, кустарники и травы – растения)Верно ли я поняла, что …. – это растения? Или - Как назвать одним словом…. ? (Растения)
*Сегодня мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и более подробно поговорим о растениях. Планирование деятельности:ПРОБЛЕМА: Перед нами стоит ряд вопросов, на которые предстоит найти ответ. - На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?Значит чему мы научимся? (Научимся различать….)
II. Стадия Осмысления4.Восприятие и первичное осознание нового материала.
*2 Остановка – Группы растений.*Назовите растения, которые вы видите на слайде. (Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)
Задание «Найди пару»Парная работа- Найти ответ на первый вопрос (На какие группы делятся растения?) нам поможет задание «Найди пару»(Конверт №2) Набор из 3 карточек ёлка, смородина, ромашка. Задание: Найдите пару для каждой картинки, постарайтесь объяснить, почему составили именно такие пары.(Составляют пары с предыдущими картинками из конверта №1 «Живая природа»)
- Сколько пар получилось? (3) - Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся?(Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬСмородина и сирень – это…Одуванчик и ромашка – это…
Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни.Проверяем по учебнику.(с.32 – 33)- По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника?
- Теперь вы знаете, на какие группы делятся растения? Назовите. (Деревья, кустарники, травы)Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». Проверим, научились ли вы различать группы растений.(Конверт №3) – для каждого учащегося. Индивидуальная работа (В конверте 1 растение, которое относится к одной из изученных групп). Задание: Определите, к какой группе относится ваше растение, и высадите его на нужной полянке. (Учащиеся прикрепляют растение на доске. Индивидуально спрашиваю, почему сделали такой выбор. Докажи)- Почему вы считаете, что данное растение относится к группе деревья (кустарники, травы)?
- Оцените свои знания. Вопрос №2. Если вы умеете различать группы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать группы растений, поставьте плюс в графе «Не умею»
Физминутка«Деревья, травы» проводится аналогично «Карлики – великаны»*3 Остановка – «Органы растений».Прочитайте название станции, на которой остановимся дальше (Читают со слайда «Органы растений»)- Вот то, что у человека есть органы, я точно знаю, мы с вами это уже изучили.
Игра «Доскажи словечко»дети говорят концовку стихотворения и объясняют, какой это орган чувств.Видеть папу, видеть маму,Видеть небо и леса помогают нам…(глаза) Глаза – это орган…. (зрения)
Запах хлеба, запах меда,Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)
Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки,Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)
Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)
Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое…Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)
- Неужели органы есть и у растений? (Может быть они тоже могут видеть, слышать, говорить?)- Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)На эти вопросы нам и предстоит найти ответ.Задание «Собери картинку»Парная работа(Конверт №5) Пазлы – органы растений - Какое растение у вас получилось? К какой группе относится?- Из каких частей состоит?- Какие общие части есть у дерева и трав?«Кластер» (На слайде)Дети называют, а я составляю кластер.
Проверка по учебнику. С.33Читаем об органах растений, если о чём-то не сказали, дописываю в кластер (Н-р: плоды, семена)
Индивидуальная работа(Конверт №6) Перед вами изображение растений, самостоятельно определите его органы и укажите его буквой (к- корень, л – листья, с – стебель, ц - цветок)Проверка по слайду.- Нашли ли мы ответ на вопрос, какие органы есть у растений?- Оцените свои знания. Если вы умеете различать органы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать органы растений, поставьте плюс в графе «Не умею». Физминутка.Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер выше, выше, выше,Деревцо все ниже, ниже…*4 Остановка - «Береги природу»На которой нам нужно ответить на вопрос, как мы должны относиться к растениям?
Ситуативная минутка «Как бы вы поступили?»1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечьДа кричать:«Я здесь храбрец!»-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль дорог, двора?2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.А подумайте вот только:Ну, зачем цветов рвать столько?Вопросы классу:Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?3. Деревья садят дети,А две подружки этиГлядят со стороны.Стоят, не помогаютИ деток убеждают:«Деревья не нужны»- Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься,Если будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни.Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
- Оцените свои знания. Если вы бережно относитесь к растениям, поставьте + в графе «Умею». Если иногда нарушаете правила бережного отношения (Н-р: ломаете ветки растений, топчите цветы), поставьте плюс в графе «Не умею».
5.Обобщение и систематизация знаний.Стратегия «Незаконченное предложение»Деревья высокие, а кустарники … (Низкие)У трав стебель, а у деревьев … (Ствол)У дерева один ствол, а у кустарника (Несколько, много)У трав стебель тонкий, а у деревьев… (Толстый)
«Ромашка Блума»Гости нам сейчас помогут выполнить задание,Ну а мы же обобщим и покажем знания.
(Прошу гостей назвать любое число от 1 до 6)1.На какие группы делятся растения?2.Назовите органы растений.3.Почему растения относятся к живой природе?4.Чем деревья отличаются от кустарников?5. Где можно применить растения? (Что из них делают?)6. Что будет, если Я сорву цветок, если ТЫ сорвешь цветок...(Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).
III. РефлексияИтог урокаДавайте вернёмся к вопросам, на которые мы сегодня должны были найти ответ:- На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?
Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений.- На какой вопрос мы с вами не ответили? (Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)Я предлагаю вам выступить в роли учёных - исследователей и дома самостоятельно найти ответ на данный вопрос. А помогут вам в этом наши помощники «Книга – источник знаний» (Учебник, книги о растениях, интернет и т.д.)
«Дерево знаний»(У каждого из вас на столе стикер – цветок зелёного и розового цвета. Оживим наше «Дерево знаний». Если вам всё понятно по теме урока (вы знаете, на какие группы делятся растения, научились их различать, знаете органы растений), прикрепите зелёный цветок на дерево, если у вас ещё не всё получается и вы испытываете затруднения, тогда розовый цветок.
Посмотрите на свой оценочный лист.У кого в графе «Умею», стоит 4 плюса, тот получает в награду цветок –смайлик)
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).
*А урокам всем на смену, к нам приходит… перемена.Слайд «Спасибо за урок!»
multiurok.ru
План урока на тему "Органы цветковых растений"
Тема урока: Органы цветковый растений. Корень. Побег. Лист.
Цель: активизировать знания учащихся об органах цветковых растений, развить представления об их разнообразии, научить распознавать органы цветковых растений. Знакомство с биологическими понятиями.
Задачи:
Образовательные:
Изучить понятие «орган»;
Изучить особенности строения и значения корня в жизни растения;
Познакомиться с видами корней и их функциями;
Познакомить учащихся с особенностями строения и функциями побега;
Изучить типы листорасположения, строение и функции листа;
Развивающие:
Развивать представление о строение растительного организма.
Выявлять взаимосвязь между строением и функциями.
??????????????????
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при заполнении тетради;
Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам;
Формировать интерес к предмету;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
-Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс. 7-е издание, стереотипное. ДРОФА, Москва 2002 г.
-компьютер;
-презентация Power Point «Органы цветковых растений»;
- гербарный материал
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята!
Встали подравнялись. Меня зовут Кристина Владимировна.
Садитесь.
Давайте отметим присутствующих.
Опрос домашнего задания (5мин)
На прошлом уроке мы проходили ткани и клетки живых организмов на сегодняшнем мы будем изучать органы цветкового растения, а именно вегетативные органы, а на следующем будем говорить о генеративных органах цветковых растений.
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученик: Строение клеток и тканей живых организмов.
Учитель: Что такое клетка?
Ученик: Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов и вироидов — форм жизни, не имеющих клеточного строения). Обладает собственным обменом веществ, способна к самостоятельному существованию, самовоспроизведению (животные, растения и грибы). Организм, состоящий из одной клетки, называется одноклеточным (многие простейшие и бактерии).
Учитель: как называется раздел изучающий клетку?
Ученик: Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, называется цитологией.
Учитель: Что такое ткань?
Ученик: Ткань - система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.
Учитель: какая наука изучает ткани?
Ученик: Строение тканей живых организмов изучает наука гистология..
Изучение нового материала.
Учитель: Какая наука изучает растения?
Ученик: Ботаника (сл 2).
Учитель: растения подразделяются на группы высшие( есть корень, побег) и низшие (нет корней, стеблей, листьев) (сл 3)
Какие растения называются цветковыми?
Ученик: Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
Учитель: Предположительно сколько в этой группе насчитывается видов?
Ученик: Эта группа растений не только самая многочисленная (их около 250 тыс. видов)
Учитель: Хорошо! Эта группа растений не только самая многочисленная (их около 250 тыс. видов) и наиболее часто встречающаяся, но и, что для нас более важно сейчас, именно у цветковых растений мы можем увидеть все органы, встречающиеся и у других групп растений.
Подумайте, что такое орган? (сл 4)
Что, по Вашему мнению, называют органом? (сл 5) (Ребята чаще всего называют отдельные характеристики органа: часть организма, выполняет определенную работу (функцию), расположен в определенном месте, имеет характерное строение. Находим в учебнике (с. 38)).
Ученик: Орган (от греч. «органон» - орудие, инструмент) – это часть организма, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции.
Сл 6 *показать группы вегетативные, генеративные* (Зарисовать в тетрадь)
После записи сл 7
Учитель: КОРЕНЬ Послушайте стихотворение. Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землею корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!(Вениамин Константинович Жак (18 [31] января 1905, Петровск-Порт — 30 марта 1982, Ростов-на-Дону) — русский советский поэт.)
О чем стихотворение?
Ученик: да-нет, их предположения.
Учитель: Почему растение не может жить без корня? Ребята высказывают предположения о функциях корня и пытаются доказать свои утверждения. Если они затрудняются, учитель задает наводящие вопросы. Параллельно ведутся записи в тетради. Сл 8
Какие функции он выполняет?
Сл 9 * постепенно показывать функции, когда ученик их называет.
Ученик: Функции корня:
Закрепление растения в почве.
Поглощение из почвы неорганических веществ.
Дыхание.
Запасание веществ.
Взаимодействие с другими организмами.
Участие в размножении. ?
Образование некоторых веществ. ?
Учитель: а теперь поговорим о строение корня. Вы, наверное, замечали, когда выкапывали морковь или вырывали укроп с корнем и т.п., что там есть волоски на которых задерживается земля это
Ученик: да нет наверное.
Учитель: (сл 10)
Внешнее строение корня. Рассматривая внешний вид кончика корня, можно видеть, что он прикрыт защитным колпачком — корневым чехликом. Несколько выше чехлика имеется небольшая гладкая часть корня. Над ней находится участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня — это корневые волоски. Выше по корню развиваются боковые корни, на них также имеются корневой чехлик и корневые волоски.
Внутреннее строение корня. Внутреннее строение можно рассмотреть, если разрезать молодой корень вдоль.
На кончике корня находятся клетки образовательной ткани. Они активно делятся. Этот участок корня длиной около 1 мм называют зоной деления. Зона деления корня снаружи защищена от повреждений корневым чехликом.
Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной около 3-9 мм. Здесь клетки уже не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня — это зона растяжения, или зона роста корня.
Выше зоны роста находится участок корня с корневыми волосками. Корневые волоски — это длинные выросты клеток наружного покрова корня. С их помощью корень поглощает (всасывает) из почвы воду с растворенными минеральными солями. Корневые волоски при этом работают как маленькие насосы. Вот почему зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения.
Слайд 11 "Строение стебля"
Рассмотрим поперечный срез какой-нибудь ветки или спил дерева. На поверхности среза или спила легко различаются три слоя. Наружный тонкий и, как правило, темный слой обычно называют корой. Он состоит из разных тканей, расположенных слоями.
Плотный, самый широкий слой, лежащий глубже,- это древесина. В центре находится более рыхлая сердцевина, хорошо заметная, например, у осины, бузины и некоторых других растений. У березы и дуба сердцевина очень плотная, и границу между ней и древесиной трудно рассмотреть.
Рассмотрим поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом. Под кожицей находится слой клеток пробки. Кожица и пробка защищают глубже расположенные клетки стебля от излишнего испарения, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений. Кожица и пробка - покровные ткани.
В кожице стебля, как и в кожице листа, имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке развиваются чечевички - маленькие бугорки с отверстиями. Через них также осуществляется газообмен. Сосуды некоторых деревьев образуются толстые слои пробки. Особенно мощная пробка развивается на стволе пробкового дуба. Ее используют для разных хозяйственных нужд.
Под пробкой у трехлетней ветки липы находятся клетки первичной коры, а за ними, то есть еще глубже, расположен луб. (Луб - это флоэма, сложная проводящая ткань растений, по которой транспортируются отранические вещества от листьев к другим органим растений (осуществляется нисходящий ток). Включает 1) проводящие элементы - ситовидные трубки с клетками-спутницами - это главный комконент флоэмы 2) лубяные волокна - механическая ткань. СЕРДЦЕВИННЫЕ ЛУЧИ — (radii medullares), одно или многорядные слои живых паренхимных клеток, идущие радиально в промежутках между проводящими тканями стеблей и корней двудольных растений. Возникают из камбия). В его состав входят ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ, и толстостенные лубяные волокна. Эти вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны. Из лубяных волокон льна изготавливают льняное полотно, а из лубяных волокон липы - мочало и рогожу.
Древесина расположена глубже луба. Потрогайте пальцами поверхность только что обнаженной древесины, и вы почувствуете, что она влажная и скользкая. Это объясняется тем, что между лубом и древесиной залегает камбий.
Камбий - один слой узких длинных клеток с тонкими оболочками. Они рвутся при обнажении древесины. При этом содержимое клеток камбия вытекает и увлажняет поверхность древесины.
Камбий играет большую роль в жизни стебля. Его клетки делятся, и в результате по обе стороны от камбия возникают слои клеток. Клетки, которые откладываются в сторону коры, становятся новыми клетками луба, а клетки, отложенные камбием в сторону древесины,- новыми клетками древесины. Поэтому камбий считают образовательной тканью, от которой зависит утолщение стебля.
Древесина - это основная часть ствола дерева. Она образована клетками разной формы и величины. Оболочки многих клеток утолщены и пропитаны веществом, придающим им плотность. В состав древесины входят длинные трубкообразные сосуды.
Сердцевина состоит из крупных клеток с тонкими оболочками. Здесь откладываются в запас питательные вещества. Обычно сердцевина состоит из рыхлой ткани.
Благодаря делению клеток камбия стебли деревьев, кустарников и многолетних трав растут в толщину. Встречаются вековые дубы, стволы которых в обхвате достигают 10 м.
Стебель растет в толщину в теплое время года, когда клетки камбия делятся. При делении клеток камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем клеток луба. К концу осени камбий вступает в период покоя. Весной с началом сокодвижений клетки камбия снова начинают делиться. Из клеток, появившихся из камбия весной, в древесине образуются сосуды с широкими просветами и относительно тонкими оболочками. Осенью у большинства деревьев новые сосуды древесины оказываются узко-просветными, а их оболочки - более толстыми.
Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста.
Учитель: Виды корней. (слайд 12)
Все ли корни растения одинаковы? (Найдите на рисунке на стр. 38 какие виды корней выделяют?) Чем они отличаются?
Ученик: Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Сл 12 запись
Типы коневых систем (слад 13)
Чем растению выгодна стержневая корневая система? В чем преимущества мочковатой корневой системы?
Ученик: Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую \ Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений (щавель, морковь, свёкла и др.).
Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой слабо развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений (ячмень, лук, чеснок и др.).
Достать воду с большой глубины. Корень более толстый, значит растение может очень много и глубоко пить и получать питание, растворенное в грунтовых водах, которые находятся на большой глубине. Мочковатая хороша для большой поверхности питания на небольшой глубине. Растения приспособились получать питание в зависимости от среды обитания.
Учитель: Сл 15*где какой вид корневой системы*
Сл 16
Правильно! Видоизменения корней.
Рассмотрите на рисунке (с. 39) различные видоизменения корней. Предположите, зачем нужны растению такие корни?
Ученик: Во-первых, это цепляющиеся корни, или корни-прицепки, которыми растение зацепляется за любую вертикальную опору, в частности, ствол дерева или стену, растет вверх и выносит листья ближе к свету.
Самый распространенный представитель - плющ. Его функция - обеспечить растению большую выживаемость среди более высоких представителей.
Следующий вид - корнеплод: разрастание главного корня и иногда еще нижних участков стебля. Основная функция - запасание питательных веществ в корнеплоде. Примерами могут служить морковь, репа, свекла, редис и прочие.
Похожее видоизменение носит название корневых клубней. Здесь уже разрастаются и утолщаются боковые и придаточные корни. такой тип корней наблюдается у георгина, батата, чистяка. Четвертое видоизменение корня - появление клубеньков, симбиоза корней с клубеньковыми азотофиксирующими бактериями. Клубеньки выглядят как утолщения на корне растения (чаще всего - бобовых или ольхи).
Иногда растение образовывает свободно свисающие воздушные корни. Например, это орхидея, которая живет на стволах деревьев в тропических лесах. Такая корневая система позволяет поглощать дождевую воду при отсутствии прямого доступа к ней.
Другой вид корней, находящихся вне почвы - дыхательные. Это отростки боковых корней с особо развитой воздухоносной тканью, растущие вертикально вверх. Ими обладают такие болотные растения, как кипарис или ива ломкая. Функция - обеспечить растению приток кислорода по межклетникам.
Также некоторые корни могут служить подпорками (то есть опорой). Их иначе называют придаточными корнями или корнями-ходулями. Это также приспособление тропических растений (например, баньяна).
Корни многих водных растений, укореняясь в груне, лишаются корневых волосков.
А корни растений-паразитов прочто проникают в тело растения-хозяина (например, омела).
Существует еще одно видоизменение - микориза, симбиол корней и нитей грибов. Благодаря ей гриб получает от растения питательные вещества, а ему отдает воду и минералы
Учитель: Что такое побег?
Ученик: Побег – часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.
Учитель:
СтебельОсь побега растения.Опора растения, проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями
Листья
Часть побега. Необходим для дыхания,образования питательных веществ, испарения воды.
Почки
Зачаточный побег (листовой и цветочный)
Что такое лист?
Ученик: Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге.
Учитель: что такое стебель?
Ученик: Сте́бель — удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет функцию проводящей и опорной базы для листьев, почек, цветков.
Закрепление изученного материала.
Учитель:
Какие функции корня вы запомнили? Хорошо! А теперь, Кто желает выйти к доске и нарисовать виды корневых систем?
Сл 12
Подведение итогов, домашние задание.
Учитель: На следующий урок я вам расскажу про репродуктивные органы цветковых растений. Домашние задание зарисовать строение корня стр. 38 и стр. 42 продольный срез кончика корня.
infourok.ru
Группы растений, органы растений и их функции. Конспект урока
Конспект урока познания мира для 1 класса
Тема: Группы растений, органы растений и их функции.
Тип урока Усвоение новых знаний
Ключевые идеиБлагодаря применению стратегий критического мышления, работы в парах, исследовательской беседы, применению теоретического материала и практических упражнений, в условиях коллаборативной среды на уроке, учащиеся
будут знать:- группы растений, их характерные признаки;- органы растений, их функции.
будут уметь:- самостоятельно определять группы растений по их характерным признакам;- самостоятельно определять органы растений;- устанавливать взаимосвязь между органами растений и их функциями; - анализировать собственную деятельность;- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника и предложенным заданиям;- делать выводы и оценивать собственную деятельность.
Цель На материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
ЗадачиВоздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой, через создание коллаборативной среды. Совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе. Выработать умение распознавать группы растений, органы растений.Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме. Стимулировать познавательную активность учащихся. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Методы Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы Коллективная, индивидуальная, парная.
Ресурсы Мультимедийная презентация по теме «Группы растений, органы растений», карточки для парной и индивидуальной работы.
Результат обучения В ходе урока учащиеся Будут знать такие понятия, как: «группы растений: деревья, кустарники, травы», «органы растений: корень, ствол (стебель), листья, плоды, семена».
Покажут умения определять группы растений, органы растений, умение выбирать главное, анализировать, делать выводы.
Покажут навыки самостоятельного выполнения предложенных заданий, с опорой на свои знания.
Ход урока
I. Стадия вызова.1.Организационный момент.
*- Наш урок хочется начать такими словами:Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!
«Приветствие – Улыбка»- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня и наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
- Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Психологический настрой.Мы-умные,Мы-дружные,Мы-внимательные,Мы- старательные,В 1 классе учимся, все у нас получится! Стратегия «Большого пальца»2.Актуализация и коррекция опорных знаний.- Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие.Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?Небо светло-голубое, солнце светит золотое,Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.Человек и время года - Это всё вокруг… (Природа).
1 Остановка – Природа Девиз:Всё что знаем, повторяем.Мир Природы нас окружает И блиц – опрос нам предлагает«Вопросы низкого порядка» -знаниеКоллективная работа– На какие 2 группы делится природа? (Какая бывает природа?) (Живая и неживая)- Назовите признаки живой природы. (рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть) - Приведите примеры объектов живой природы. (Приводят примеры)
Знания проверили, проверим ваши уменияВсё, что знаем, проверяем.Проверим, как вы умеете различать объекты живой и неживой природы. Работать будем в парах.Игра «Живое и неживое» Стратегия «Соотношения» Парная работа(Конверт №1)берёза, сирень, одуванчик *- Ваша задача определить, какие предметы (объекты) относятся к живой природе, какие к неживой природе и разложить их в соответствующие корзинки. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в красную – неживой природы. (Показ корзинок на слайде)А сейчас, проверим, верно ли вы справились с предложенным заданием. Проверка по слайду «Вопросы высокого порядка» - понимание(Доказывают, почему предметы относятся к той или иной природе), исправляют допущенные ошибки.
Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка.- Какая картинка лишняя? (Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.)Коллективная работа- Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека)Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе.
- Оцените свои знания. Вопрос №1. Если вы умеете различать предметы живой и неживой природы, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать живую и неживую природу, поставьте плюс в графе «Не умею» (После выполнения каждого задания ставят + в нужной графе).
С первым заданием справились на «5», можно дальше продолжать.
Физминутка.Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись,Дружно вместе все присели и назад за парты сели.
3. Сообщение темы и цели урока.*- Рассмотрите картинки в корзинке под названием «Живая природа». Найдите лишнюю. (Щенок, котёнок)Объясните свой выбор. Докажите. (Это животные, а деревья, кустарники и травы – растения)Верно ли я поняла, что …. – это растения? Или - Как назвать одним словом…. ? (Растения)
*Сегодня мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и более подробно поговорим о растениях. Планирование деятельности:ПРОБЛЕМА: Перед нами стоит ряд вопросов, на которые предстоит найти ответ. - На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?Значит чему мы научимся? (Научимся различать….)
II. Стадия Осмысления4.Восприятие и первичное осознание нового материала.
*2 Остановка – Группы растений.*Назовите растения, которые вы видите на слайде. (Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)
Задание «Найди пару»Парная работа- Найти ответ на первый вопрос (На какие группы делятся растения?) нам поможет задание «Найди пару»(Конверт №2) Набор из 3 карточек ёлка, смородина, ромашка. Задание: Найдите пару для каждой картинки, постарайтесь объяснить, почему составили именно такие пары.(Составляют пары с предыдущими картинками из конверта №1 «Живая природа»)
- Сколько пар получилось? (3) - Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся?(Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬСмородина и сирень – это…Одуванчик и ромашка – это…
Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни.Проверяем по учебнику.(с.32 – 33)- По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника?
- Теперь вы знаете, на какие группы делятся растения? Назовите. (Деревья, кустарники, травы)Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». Проверим, научились ли вы различать группы растений.(Конверт №3) – для каждого учащегося. Индивидуальная работа (В конверте 1 растение, которое относится к одной из изученных групп). Задание: Определите, к какой группе относится ваше растение, и высадите его на нужной полянке. (Учащиеся прикрепляют растение на доске. Индивидуально спрашиваю, почему сделали такой выбор. Докажи)- Почему вы считаете, что данное растение относится к группе деревья (кустарники, травы)?
- Оцените свои знания. Вопрос №2. Если вы умеете различать группы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать группы растений, поставьте плюс в графе «Не умею»
Физминутка«Деревья, травы» проводится аналогично «Карлики – великаны»*3 Остановка – «Органы растений».Прочитайте название станции, на которой остановимся дальше (Читают со слайда «Органы растений»)- Вот то, что у человека есть органы, я точно знаю, мы с вами это уже изучили.
Игра «Доскажи словечко»дети говорят концовку стихотворения и объясняют, какой это орган чувств.Видеть папу, видеть маму,Видеть небо и леса помогают нам…(глаза) Глаза – это орган…. (зрения)
Запах хлеба, запах меда,Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)
Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки,Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)
Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)
Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое…Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)
- Неужели органы есть и у растений? (Может быть они тоже могут видеть, слышать, говорить?)- Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)На эти вопросы нам и предстоит найти ответ.Задание «Собери картинку»Парная работа(Конверт №5) Пазлы – органы растений - Какое растение у вас получилось? К какой группе относится?- Из каких частей состоит?- Какие общие части есть у дерева и трав?«Кластер» (На слайде)Дети называют, а я составляю кластер.
Проверка по учебнику. С.33Читаем об органах растений, если о чём-то не сказали, дописываю в кластер (Н-р: плоды, семена)
Индивидуальная работа(Конверт №6) Перед вами изображение растений, самостоятельно определите его органы и укажите его буквой (к- корень, л – листья, с – стебель, ц - цветок)Проверка по слайду.- Нашли ли мы ответ на вопрос, какие органы есть у растений?- Оцените свои знания. Если вы умеете различать органы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать органы растений, поставьте плюс в графе «Не умею». Физминутка.Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер выше, выше, выше,Деревцо все ниже, ниже…*4 Остановка - «Береги природу»На которой нам нужно ответить на вопрос, как мы должны относиться к растениям?
Ситуативная минутка «Как бы вы поступили?»1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечьДа кричать:«Я здесь храбрец!»-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль дорог, двора?2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.А подумайте вот только:Ну, зачем цветов рвать столько?Вопросы классу:Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?3. Деревья садят дети,А две подружки этиГлядят со стороны.Стоят, не помогаютИ деток убеждают:«Деревья не нужны»- Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься,Если будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни.Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
- Оцените свои знания. Если вы бережно относитесь к растениям, поставьте + в графе «Умею». Если иногда нарушаете правила бережного отношения (Н-р: ломаете ветки растений, топчите цветы), поставьте плюс в графе «Не умею».
5.Обобщение и систематизация знаний.Стратегия «Незаконченное предложение»Деревья высокие, а кустарники … (Низкие)У трав стебель, а у деревьев … (Ствол)У дерева один ствол, а у кустарника (Несколько, много)У трав стебель тонкий, а у деревьев… (Толстый)
«Ромашка Блума»Гости нам сейчас помогут выполнить задание,Ну а мы же обобщим и покажем знания.
(Прошу гостей назвать любое число от 1 до 6)1.На какие группы делятся растения?2.Назовите органы растений.3.Почему растения относятся к живой природе?4.Чем деревья отличаются от кустарников?5. Где можно применить растения? (Что из них делают?)6. Что будет, если Я сорву цветок, если ТЫ сорвешь цветок...(Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).
III. РефлексияИтог урокаДавайте вернёмся к вопросам, на которые мы сегодня должны были найти ответ:- На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?
Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений.- На какой вопрос мы с вами не ответили? (Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)Я предлагаю вам выступить в роли учёных - исследователей и дома самостоятельно найти ответ на данный вопрос. А помогут вам в этом наши помощники «Книга – источник знаний» (Учебник, книги о растениях, интернет и т.д.)
«Дерево знаний»(У каждого из вас на столе стикер – цветок зелёного и розового цвета. Оживим наше «Дерево знаний». Если вам всё понятно по теме урока (вы знаете, на какие группы делятся растения, научились их различать, знаете органы растений), прикрепите зелёный цветок на дерево, если у вас ещё не всё получается и вы испытываете затруднения, тогда розовый цветок.
Посмотрите на свой оценочный лист.У кого в графе «Умею», стоит 4 плюса, тот получает в награду цветок –смайлик)
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).
*А урокам всем на смену, к нам приходит… перемена.Слайд «Спасибо за урок!»
multiurok.ru
Взаимосвязь органов растения как организма.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Овчинникова Екатерина Анатольевна
Предмет: Ботаника Класс: 6
УМК Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. 6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.
Тема урока: Взаимосвязь органов растения как организма.
Тип урока: Урок развивающего контроля
Вид урока: Урок-игра.
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм
Способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания при использовании ИКТ, умения аргументировано давать ответы на поставленные вопросы, защищать свою точку зрения
Воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия
Предметные умения:
знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
давать определение понятиям «ткань», «орган»;
называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;
признаки взаимосвязи органов;
распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
Растения и животные – целостный организм
Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения цветка
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей
2. Находить отличия
3.Работа с информационными текстами
4.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Оборудование. 1. Компьютер, проектор, слайдовая презентация.
2. У каждого игрока таблички с цифрами от 0 до 6.
3. Детали аппликации в конверте.
34. Клей.
5. Альбомный лист.
6. Карточки с названием изученных тем и терминов.
7. Рисунки с изображением растений (для конкурса «Найди лишнее»).
8. Рисунки с подписями, имеющие ошибки (для конкурса «Найди ошибку»).
9. Кроссворд.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||
к контрольно-коррекционной деятельности | Активное слушание спора органов растения. (Слайд №1)Учитель включает запись спора органов растения, кто из них важнее? (Приложение №1). Проблема: как померить органы растения. Какова задача нашего урока? | Дети слушают и отвечают на вопросы учителя, высказывают предположение о теме и цели урока. | |||||||||||||||
| Актуализация деятельности
Какая задача стоит перед нами? Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проводим своеобразное путешествие в страну знаний – интеллектуальную игру КВН. У нас есть три команды – участницы (по 5 человек), строгое жюри, которое будет оценивать мнения команд. Команда, которая займет первое место, получит самый главный приз – «5». (Учитель вызывает команды за игровые столы, объявляет жюри из состава учащихся) Итак, собираемся в путь. Будьте готовы к трудностям. С собой надо взять багаж – знания, которые помогут справиться с трудностями.
Учитель: Ребята, что всегда предшествует всем конкурсам КВН? Ну, конечно, разминка. Задание, которое вам предлагается, будет своеобразной разминкой и поможет настроить на игру. Это игра «Звездный час». Каждая команда получила таблички с цифрами. На слайде записаны названия растений. Я буду зачитывать вопросы, касающиеся данных растений. Первый, поднявший правильную табличку, принесет своей команде 1 очко. Если правильного ответа нет, то вы не поднимаете таблички. 1. Подорожник. 2. Рожь. 3. Шиповник. 4. Слива. 5. Арбуз. 6. Мак. Максимальное количество баллов – 15. Учитель зачитывает вопросы (Приложение №2).
Ребята, в этом конкурсе вам предстоит не только определить, лишний рисунок, но и объяснить, почему вы так считаете. Команда, давшая правильный ответ, получает балл. Та же команда, которая даст ответ, но не объяснит, очка не получает. Максимальное количество баллов – 5. (У команд – резиновые игрушки, которыми они будут сигнализировать о готовности к ответу).
Учитель приглашает капитанов команд для получения таблички с названием темы. На столе лежат карточки с терминами. Игроки по очереди подбегают к столу, выбирают карточку с термином, относящимся к данной теме, возвращаются с ней назад. Темы: Корень. Лист. Цветок. Термины: К теме «Корень»: главный, боковой, придаточный, зона всасывания, чехлик, зона роста. К теме «Лист»: простой, сложный, устьица, жилка, кожица, мякоть. К теме «Цветок»: пестик, тычинка, чашечка, венчик, околоцветник, пыльник. Лишние таблички: вакуоль, цитоплазма, оболочка, ядро, поры, тубус, штатив, окуляр, зеркало, предметный столик, зажимы. Максимальное количество баллов - 6 5. Конкурс капитанов (слайд 13). Капитаны получают кроссворд. В это время все остальные члены команд участвуют в следующем конкурсе. Вписать названия различных органов растений. Конкурс « Аппликация» (слайд 14). Командам в конверте даны детали аппликации, альбомный лист и клей. Необходимо сделать аппликацию как можно аккуратнее. – аппликация «Цветок». Максимальное количество баллов – 5.
Учитель: Ребята, мы получили научную работу барона Мюнхгаузена. Как вы знаете, он известный выдумщик. Вам сейчас необходимо будет найти ошибки в его рисунках. Максимальное количество баллов - 3
Вопросы (приложение № 3) | Формулирую тему урока, записывают в тетрадь. Участники рассаживаются за игровые столы, жюри занимает своё место. Отвечают на вопросы, поднимая таблички с цифрами, жюри фиксирует результаты. Участники команд рассматривают картинки, обсуждают в команде и подают сигнал при выполнении задания. Жюри слушает ответы и фиксирует результаты. Капитаны команды подходят и выбирают тему, возвращаются к команде и объявляют тему. По сигналу участники команд по очереди подбегают к столу, берут карточку с термином и возвращаются обратно. По окончанию конкурса капитаны сдают свои карточки жюри. Жюри подводит предварительные итоги трёх конкурсов. Капитаны команд разгадывают кроссворд, результаты сдают жюри. Участники команд делают аппликацию цветка. Участники команд рассматривают картинки на слайде, находят ошибку и поясняют свой выбор. Участники команд по очереди выбирают сектор и уровень сложности вопроса, дают ответ. Жюри оценивает ответы | |||||||||||||||
| Учитель предлагает участникам команд, пока жюри подводит итоги игры, вернуться к проблеме урока, обсудить в группе и найти пути решения. | Обсуждают проблему, находят пути решения, готовят выступление. Жюри подводит итоги работы, консультируется с учителем. | |||||||||||||||
| Благодарит за проделанную работу. Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья (Приложение 4). Выставляет оценки в журнал | Оценивают свою деятельность. Оцениваю урок, размещают картинки на дерево творчества. |
Приложение № 1.
Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.
Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».
Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».
«А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»
А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
Вот так и поссорились все органы растения и даже решили жить по отдельности.
Приложение №2.
Вопросы:
1. Это растение имеет параллельное жилкование листьев. (2)
2. Это растение имеет дуговое жилкование листьев. (1)
3. Плод данного растения – ягода. (5)
4. Плод данного растения костянка. (4)
5. Плод данного растения – зерновка. (2)
6. Плод этого растения сочный, многосемянный. (5)
7. Плод этого растения сочный односемянный. (4)
8. У данного растения сложный лист. (3)
9. Корневая система данных растений мочковатая. (1 и 2)
10. Это растение относится к однодольным. (2)
11. Это растение имеет прикорневую розетку листьев. (1)
12. Это растение не является цветковым. (0)
13. У этого растения есть видоизмененный лист. (3)
14. У этого растения ползучий стебель. (5)
15. Стебель данного растения вьющийся. (0)
Приложение №3
Категория «Корень»
1. Как называются корни, отходящие от стебля? Приведите примеры растений,
имеющие такие корни
2. Перечислите функции , которые выполняет корень .
3 Чем отличается стержневая корневая система от мочковатой.
Приведите примеры.
4. Перечислите зоны корня и назовите ткани, которые их образуют.
Категория «Побег»
1. Как доказать, что луковица – это видоизмененный побег?
2. Что можно узнать по годичным кольцам?
3. Как доказать, что побег растёт своей верхушкой?
4. В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом – после цветения.
Где сено будет лучше и почему?
Категория «Цветок»
1. Чем обоеполые цветки отличаются от однополых?
2. Какие растения называются однодомными, а какие двудомными.
Приведите примеры растений.
3. Чем сложные соцветия отличаются от простых. Приведите примеры
4. Оплодотворение – что это такое? Где оно происходит?
Приложение 4. Рефлексия
Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.
Цветок – урок хороший.
Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.
multiurok.ru