Тема урока: Части растения. Что общего у разных растений? Урок что общего у разных растений
Части растения. Что общего у разных растений?
по окружающему миру
«Мир вокруг нас».
Учитель начальных классов Жарикова Т.М.
Тема урока: Части растения. Что общего у разных растений?
Цели урока: изучение частей растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). Знакомство с разнообразием плодов и семян. Соцветия растений. Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов. Воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, плакат «Части растений», плоды и семена цветковых растений, гербарий, карточки с заданием, корзина с плодами.
Ход урока
- Организационный момент
II. Повторение пройденного материала.
Учитель: - Предлагаю вам сыграть в игру.
- У меня в каждой руке по загадке. С какой руки начнем? (Раскрывает ладонь и показывает хвоинку.)
- По этой маленькой хвоиночке угадайте дерево. (То же самое с хвоинкой в другой руке.)
- Молодцы, ребята, вы хорошо отгадали эти загадки.
III. Объяснение нового материала.
Муравей-Вопросик: Ребята! Вы изучили много растений. Они такие разные. А есть ли у них что-то общее?
Учитель: - В самом деле, что общего у разных растений?
- Рассмотрите плакат «Части растений».
- Найдите на растении лист.
- Мы это уже умеем делать.
-Лист – это все растение или его часть?
Дети: Часть растения.
Учитель: Какие еще части растений вам знакомы?
(Дети отвечают.)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 18.
- Здесь изображен кабачок.
- Найдем у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.
- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки.
- А чему они крепятся?
- Прочитайте, как называется эта часть растения.
Дети: Стебель.
Учитель: Какого он цвета?
Дети: Зеленого.
Учитель: Проведите пальчиком вдоль всего стебля сверху вниз.
- Закончилась зеленая часть?
- Прочитаем, как она называется?
Дети: Корень.
Учитель: Это подземная часть растения.
- Поднимемся вверх от корня по стеблю.
- Повторяем знакомые части растения.
- Какие части растения мы еще не назвали?
Дети: Цветок, плод с семенами.
Учитель: Итак, перечислите, что мы видели?
(Дети перечисляют, глядя на рисунок в учебнике.)
Учитель: Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами?
Дети: Части растения.
Учитель: Ребята, прочитайте, какой вывод (правило) говорит нам Мудрая Черепаха: «Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами – части растения».
(Дети читают)
IV. Физкультминутка.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
V. Практическая работа.
Класс делится на группы (по 4 человека). Каждая группа получает растение (астра, кабачок, настурция, календула) и конверт с карточкой-заданием. Все это выдается командиру группы.
Карточка-задание:
- Как называется растение?
- Есть ли у растения корень?
- Есть ли у растения стебель?
- Есть ли у растения листья?
- Есть ли у растения цветок?
- Что появилось на месте цветка?
VI. Самостоятельная работа детей.
Вывод: У разных растений есть одни и те же части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Учитель: Есть ли эти части у деревьев?
Мудрая Черепаха, обобщая ответы детей: «Стебли у деревьев – это их стволы и ветви, они толстые и твердые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки».
VII. Работа в рабочей тетради. (с. 8.)
Собрать растение из частей.
Учитель: Какое растение получилось?
Дети: Колокольчик.
VIII. Работа в учебнике (с. 19.)
- Беседа.
Мудрая Черепаха: Знаете ли вы, что у многих растений цветки собраны в группы – соцветия?
Соцветие – это группа цветов, как и у звезд, группа – созвездие.
Посмотрите на клевер и тюльпан. Чем они различаются?
Дети: У клевера – соцветие, у тюльпана – цветок.
Учитель: У каких растений тоже соцветия?
Дети: Астра, георгин, подсолнух.
- Игра.
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
Дети: Горох. Плод гороха.
Учитель: Что внутри?
Дети: Семена, горошинки.
Учитель: Нарисуйте бусинку-горошинку. А вот вторая загадка.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Дети: Мак.
Учитель: Рассмотрите семена.
- Нарисуйте их в квадратике.
- А это что такое? (Достает из корзинки яблоко.)
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
- Рассмотрите семечко яблока.
-Нарисуйте его.
-Ребята, а узнаете это семечко?
(Показ семечка арбуза.)
- Арбуз – это тоже плод. А внутри у него семена.
IX. Итог урока.
Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос Муравьишки: «О чем говорили на уроке?».
Дети: О частях растения.
Учитель: Что общего у разных растений?
Дети: Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
100-bal.ru
Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"
Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные:
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
– Вспомните основные вопросы нашего раздела.
– Что и кто?
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Масляна головушка, летом в огороде,Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.
2. Сладок он, друзья, на вкус.А зовут его… Арбуз.
3. Что за куст – ни с кем не знается.Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елокА зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).
III. Целеполагание и мотивация
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется «Что общего у разных растений?»)
– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ – СТВОЛ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране)
– Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)
Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
Работа в учебнике на стр. 22.
– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).
– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)
– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)
– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)
– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)
– Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)
– А вы знаете, что … у змногих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)
– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа.
– Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)
– Правильно! Найдем части этих растений. Но указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика – «помощника» – работают за доской по точно таким же рисункам, но только больших размеров, подписывают полные названия частей)
– Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)
– Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)
– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)
– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.
Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.
– Вторая группа: плоды. От каких растений?
– Третья группа: цветы. От каких растений?
– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!
VII. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)
– На какой вопрос отвечали?
– Что нового узнали?
Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.
– Что бы хотели узнать о растениях
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
(Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.
– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!
infourok.ru
Что общего у разных растений
Тема урока: Что общего у разных растений.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- Научить детей различать части растений;
- Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
- Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
- Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Средства обучения:
- образцы растений;
- картины: куст смородины, дуб с желудями, мох сфагнум, водоросль валлиснерия, одуванчик, земляника с ягодой, вьюнок, пастушья сумка.
- плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
- учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
- рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске прикреплены картины.
- Ребята, что вы видите на этих картинах?
- Как назвать их, одним словом?
- Жизнь на Земле начиналась в море. И первыми на нашей планете появились растения. Многие из них потом выбрались на сушу и стали совсем другими. Одно из древнейших наземных растений – торфяной мох сфагнум. Он образует сплошной ковёр на поверхности клюквенных болот.
- А что общего у всех растений?
^
- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
- Рядом с одуванчиком растут и другие растения.
- Вот дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья. Растения поменьше часто имеют не один большой ствол, а несколько маленьких. Эти стволики идут от общего корня. Бывают и вьющиеся растения. Их стебель недостаточно прочен, он вьётся вокруг других стеблей или просто лежит на земле.
- Кто может показать стебель растений, изображённых на картинах?
- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочные покрытые корой, а у остальных мягче, травянистые.)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками)
Покачнулось деревцо, (поднимают руки ладошками вверх и покачивают руками)
Ветерок всё тише - тише, (наклоняются вниз)
Деревцо всё ниже – ниже.(опускают руки вниз и покачивают руками)
- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить? (Цветы и плоды с семенами.)
- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.
- Рассмотрим яблоко в разрезе.
- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.
- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.
- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?
- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?
- Разрезаем пополам и рассматриваем.
- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.
- В начале урока мы говорили о том, что жизнь растений началась в море. Что же осталось общего у этих растений. Растений моря и растений суши. Что передали водоросли своим сухопутным потомкам? Это лист. У листа был свой предок, ещё более древний. Это водоросль, которую можно разглядеть только в микроскоп.
^
- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений. Откройте учебник, найдите запись внизу на левой странице.
- Какое растение несёт черепаха? (землянику)
- Назовите его части.
- найдите растения в верхней части страницы. Прочитайте названия растений. (пастушья сумка, настурция)
- Соедините линиями одни и те же части растений.
Работа по учебнику страница 18. Ребята задания выполняют самостоятельно.
^
- Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8. И попробуем собрать растение из частей. Какое растение получилось. (цветок колокольчик)
- Собирают самостоятельно.
^
- Я вам сейчас загадаю загадки:
1. Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
2. Летом холодит,
Зимой согревает. (дерево)
3. Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (лист)
4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
6. Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
- Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18, какое ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)
- Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)
- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
- Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)
^
1. Если у тебя дома есть растение в горшочке, рассмотри его и найди главные части: побеги (стебли и листья), цветы, плоды.
2. Если у тебя есть дачный участок и ты помогаешь старшим в саду, вырви сорное растение, рассмотри его и найди главные части.
9. Рефлексия.
- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?
- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?
- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
fs.nashaucheba.ru