Туласи фото растение. Сайт о саде, даче и комнатных растениях.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растительный мир в индуизме. Туласи фото растение


Туласи (фото) БАЗИЛИК священный - выращивание растения

Реклама

туласи фото Я очень люблю всякие пряные травки. Но предпочтение отдаю базилику, который многие знают и ценят. А сегодня я хочу рассказать об одном из необычных сортов этого великолепного растения, в который я просто влюбилась и выращиваю его сейчас практически круглый год.

Несколько лет назад, зная мою страсть к травам, приятельница предложила мне купить на рынке семена базилика священного, или, как его еще называют, туласи.

Сказано — сделано! Купив семена, вырастила рассаду и посадила на грядку. Как только появились первые листочки, я была просто восхищена их чудным, необычным араматом.

Я нашла о нем информацию и узнала, что этот базилик считается самым почитаемым растением в Индии.

Оказалось, что этот многолетний тропический кустарник с великолепным ароматом с незапамятных времен выращивается не только возле храмов и богатых домов, но и рядом с хижинами бедняков и почитается индусами как самое священное растение после лотоса.

Выращивается базилик священный как на клумбах, так и в горшках на подоконниках. Считается, что к дому, где растет благоухающий туласи. не приближаются злые духи, люди там всегда здоровы и счастливы. Вот так!

У нас базилик священный выращивают как однолетник, через рассаду. Так делаю и я, но можно выращивать его и как комнатное растение. Этим опытом я и хочу поделиться с любителями ароматных и пряных трав.

Посадка туласи

Итак: высеваю семена сразу в горшок (я беру ведерки из-под майонеза) или выращиваю сначала рассаду. Я бы не сказала, что туласи сильно прихотлив к почве, но лучше, конечно, готовить смесь из перегноя и торфа в соотношении 1:1. Семена сажаю на глубину до 1 см в хорошо прогретую почву (проливаю и ставлю к батарее или на солнечный подоконник). После посева горшок (ведерко) закрываю пленкой или просто помещаю его в полиэтиленовый пакет, закручиваю верхушку и ставлю в теплое место.

Всходы появляются через две недели. После этого пленку снимаю и переставляю сеянцы ближе к свету — на окно. Поливаю теплой водой, умеренно. Переувлажнять почву нежелательно! Если базилик взошел хорошо и растения сильно загущены, то я их прореживаю и отсаживаю в другую емкость.

Читайте также: Базилик – посадка и уход

Туласи: уход

Надо отметить, что базилик священный прост в выращивании: он неприхотлив и особых хлопот не доставляет, зато польза от него просто огромная!

Листья начинаю срезать недели через три после посева, когда они достигают высоты 10-15 см. Особенно ароматны листья и молодые побеги в начале цветения. После срезки растения желательно подкормить (2-3 г мочевины на 1 л воды). Но если грунтовая смесь хорошая, то можно часто этого не делать. Да вот, пожалуй, и все!

Хочу добавить: в отличие от других видов базилика, листья туласи шершавые, покрыты тонкими волосками; цветки мелкие, на длинных цветоносах, которые обладают, как и все растение, тонким, дивным, ни с чем не сравнимым ароматом!

Говоря о достоинствах, нельзя не упомянуть о лечебных свойствах растения. Туласи применяется для лечения заболеваний сердца, головных болей, отравлений.

Он служит жаропонижающим, потогонным средством, лечит кашель и бронхит, полезен больным сахарным диабетом, так как обладает способностью снижать уровень сахара в крови, — по крайней мере, так утверждают фитотерапевты.

Ну а для меня лично базилик священный просто незаменим на кухне: свежие и сушеные листья я использую как приправу для приготовления мясных, рыбных блюд, салатов, соусов, маринадов. Да куда только я его не кладу! Считаю, что эта трава придает блюдам не только приятный, но и очень изысканный аромат. А еще я очень люблю чай из туласи.

Ссылка по теме:  Выращиваем на даче экзотические растения – спаржу, артишок, сельдерей, базилик

Те же индусы утверждают, что чай из листьев базилика священного снимает стресс и раздражительность, восстанавливает силы и замедляет процессы старения в организме и действует на человеческий организм, подобно женьшеню или элеутерококку, как антидепрессант.

Думаю, что у нас нет повода не верить людям, которые веками выращивали эту прекрасную травку!

Посадите кустик этой травки у себя на окне, и он вас не разочарует! Кстати, туласи у меня прекрасно растет на кухне, так что всегда оказывается под рукой в нужный момент.

©О.Лобода, Пензенская обл. Фото О. Лободы

Реклама

Ниже другие записи по теме "Дача и сад - своими руками"

  • Выращивание базилика в домашних условиях и на грядке: Как вырастить базилик в комнате...
  • Виды базилика и его сорта с разным ароматом: Базилик – виды и сорта...
  • Выращивание базилика (фото) рассадой и семенами: описание агротехники: Выращивание базилика: посадка борьба с...
  • Выращивание базилика в открытом грунте: Как вырастить базилик в открытом...
  • Ароматы базилика в зависимости от сорта: Ароматы базилика – какие они?Это...
  • Базилик – сорта, лечебные свойства, выращивание и рецепты.: Базилик ( Ocimum basilicum L.)...
  • Август – время запасать пряные, ароматические травы: Пора запасаться пряными травамиСвоим непревзойденным...

    Подпишитесь на обновления в наших группах.

    vk ok Группа Дача сад и огород в Facebook

    Будем друзьями!

  • human-sport.ru

    Величие Туласи / [email protected]

    Туласи Деви! Священное растение Индии!В Европе известна, как Базелик Священный!

    tulasi

    ***Царица Вриндавана!Очень дорога Господу Кришне!

    Аромат Туласи Вриндадеви тоньше аромата розы.Шри Туласи культивируется во всех Индуистских храмах, по всему Миру! Ежедневно проводятся Туласи пуджи.Почитаема всеми Индусами, Вайшнавами, Кришнаитами, Шайвами, Шиваитами, Тантра йогами, Волхвами и Колдунами. Туласи абсолютно духовна (ствол, ветви, кора, листья, корни и даже её тень). Она очищает ауру, сжигает грехи, исполняет все желания. Тот , кто видит или проходит мимо дома или сада , где присутствует растение Туласи , избавляется от всех последствий своих грехов , включая грех убийства брахмана:

     

    Йани Кани ча Папани Брахма Хатьядикани ча

    Тани Тани Пранашьянти Прадакшинах Паде Паде!

    Опавшие листья предлагают Божествам на Алтаре, используют в других ритуальных действиях различных магий и колдовства, после чего используют в качестве полезной для здоровья и пикантной приправы.Из древесины Туласи изготавливают чётки для активной джапа медитации, повторения

     

    Маха Мантры:

    Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

    Так же из древесины Туласи Вриндадеви изготавливают кантхималы, бусы на шею, которые защищают их хозяина от бед, снимают сглаз, порчу, притягивают удачу и успех во всех начинаниях. Если бусину из древесины Туласи Махарани положить в погребальный костёр любимого животного, то оно получит тело человека и обязательно встретится с Вами. Если бусину из древесины Туласи Деви положить в погребальный костёр человека, то он вознесётся к Господу Кришне в Духовный мир, даже если он при жизни был грешником. Благоприятна Туласи става (молитва Туласи). Распечатать, положить дома и носить с собой. Величие Туласи Деви воспели Кришна, Шива, Нарада муни и другие великие личности. Туласи Вриндадеви Махарани очень дорога Кришне и во всех отношениях благоприятна. Всхожесть 100%. Ни опылять, ни прививать не нужно. Нужно любить Её, общаться с Ней, изредко поливать, предлагать Ей огонь, воду, молоко, другие цветы, благовония, платок, красивую ткань. Туласи многолетнее растение. Самоопыляемое. Через 6-9 мес. даёт семена.

    Мантра общения с Туласи:

    Вриндайая Туласи Девйая Прийая Кешаваси чаКришна Бхакти Праде Деви Сатья Ватья намо намаха! С Благодарностью ко всем выращивающим Туласи Махарани.Ульянич Лев Юрьевич.LevShiva.Ом намах Шивая

    tulasi.okis.ru

    Туласи - это... Что такое Туласи?

    Научная классификация Международное научное название
    Базилик тонкоцветный
    Общий вид растения.Общий вид растения.

    промежуточные ранги

    Триба: 
    Базиликовые
    Вид:  Базилик тонкоцветный

    Ocimum tenuiflorum L.

    Туласи (санскр. तुलसी, tulasī IAST), или Базили́к тонкоцве́тный (лат. Ocimum tenuiflorum), или Базилик свяще́нный (лат. Ocimum sanctum) — кустарник семейства Яснотковые (лат. Lamiaceae).

    Широко используется в кулинарии и в лечебных целях, в особенности в аюрведической медицине. Почитается как священное растение в ряде традиций индуизма, в частности в вайшнавизме, где туласи поклоняются как воплощению Лакшми (в традициях кришнаизма — Радхи) принявшей форму растения. Листья туласи ежедневно используются в обрядовой практике. Из веток туласи вытачивают бусы (кантхимала), которые являются священным атрибутом вайшнавов, и чётки (джапа-мала). В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная»[3].

    Биологическое описание

    Туласи — многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии; также выращивается как однолетнее растение. Листья зелёного или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки.

    В Индии существует два вида туласи — тёмный, называемый Шьяма-туласи, или Кришна-туласи и светлый Рама-туласи. Шьяма-туласи широко применяется в медицине и религиозном поклонении.

    Родственный туласи Базилик душистый (Ocimum basilicum) иногда неправильно называют священным базиликом, но их можно различить по аромату и вкусу. Листья туласи покрыты волосками, тогда как листья сладкого базилика совершенно гладкие; туласи не обладает сильным ароматом лакрицы или аниса, характерным для сладкого базилика[4], и имеет вкус, похожий на вкус гвоздики[5].

    Туласи в Аюрведе

    В аюрведической медицине туласи тысячелетиями использовалась как одно из основных лечебных растений, обладающих большой целебной силой. Туласи описывается Чаракой в основном тексте по Аюрведе под названием «Чарака-самхита», и также упоминается в «Риг-веде». Считается, что туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс[6]. Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается «эликсиром», обладающим способностью увеличить продолжительность жизни.

    Медицинские препараты, сделанные из туласи, используются для лечение простуды, головных болей, болезней желудка, воспалений, разного вида отравлений и малярии. В лечебных целях, туласи употребляется по-разному: как травяной чай, как высушенный порошок, как свежие листья или в перемешку с гхи. Эфирное масло, получаемое из карпура-туласи, используется для медицинских целей и в косметике. В Индии также существует многовековая практика, в которой для защиты зерна от вредоносных насекомых, его перемешивают с высушенными листьями туласи.

    Исследования показывают, что туласи содержит в себе большое количество эвгенола (1-гидрокси-2-метокси-4-аллил-бензен) и поэтому обладает обезболивающими свойствами[7][8]. Туласи также полезна для лечения диабета, так как обладает способностью понижать уровень глюкозы в крови[9]. Исследования также показали, что туласи понижает уровень холестерола и благоприятно воздействует на уровень глюкозы в крови за счёт своих качеств антиоксиданта[10].

    Туласи также защищает от лучевой болезни[11] и катаракт[12]. Многие последователи вайшнавизма, однако, не используют туласи в медицинских целях из почтения к её священному статусу. Несмотря на это, туласи широко применяется в медицинских целях по всей Индии. Многие индусы верят в то, что наряду с древним знанием Аюрведы, целебные свойства таких священных растений как туласи являются даром Бога и могут использоваться в медицине как знак благодарности и уважения.

    На Шри-Ланке туласи известна как мадуру-тала и используется как репеллент от насекомых[13].

    Туласи в индуизме

    В Пуранах и других священных писаниях индуизма говорится о важной роли туласи в религиозном поклонении. Туласи рассматривается как аватара Лакшми — супруги Вишну, или Радхи, вечной супруги Кришны. Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам ежедневно поливать туласи и собирать её листья для поклонения Вишну и Кришне. Первое подношение, которое предлагается мурти Вишну в индусских храмах во время утренней пуджи — это гирлянда из листьев туласи. Туласи занимает шестое место среди восьми объектов поклонения в обряде освящения калаша.

    Согласно одной из историй, описанной в Пуранах, Туласи была одной из гопи, которая влюбилась в Кришну и была проклята другой возлюбленной Кришны — Радхой. Как результат этого проклятия, Туласи низошла в материальный мир из мира духовного, приняв форму растения. Туласи также упоминается в историях о Радхе в знаменитой поэме Джаядевы «Гитаговинда». В гаудия-вайшнавизме и некоторых других традициях кришнаизма, другим именем Туласи является Вриндадеви, которое означает «богиня Вриндавана». Известный кришнаитский гуру Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о Туласи, что «…это самая любимая преданная Кришны, и посему её цветы и листья также очень дороги Ему».

    Каждый год, на одиннадцатый день прибывающей луны месяца картик по лунно-солнечному календарю, в индуизме проводится праздник Туласи-виваха, символизирующий свадьбу Туласи и Вишну. Празднество продолжается в течение пяти дней и завершается на полнолуние в середине октября. Этот праздник знаменует начало брачного сезона в Индии.

    История появления туласи и шалаграма-шилы

    Цветы туласи

    Согласно пуранической легенде, Туласи была одной из пастушек-гопи в вечной обители Кришны — планете Голоке. Она была близкой подругой Радхи — вечной возлюбленной Кришны и самой главной из гопи. Однажды Радха обнаружила, что Туласи без её разрешения играет с Кришной. Радха очень рассердилась и прокляла Туласи принять рождение на земле в человеческом теле. Однако, за всеми этими событиями стоял план Кришны, который заключался в том, чтобы принести благо обитателям материального мира, в том числе и людям на Земле. Услышав это проклятие, Туласи настолько испугалась, что приняла прибежище у Кришны. Кришна утешил её и попросил её не беспокоится. Он пообещал ей, что если она примет человеческое тело и будет совершать аскезы, она вновь обретёт его. После этого Туласи родилась на земле как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Поскольку никто не мог сравниться с ней по красоте и качествам, она была названа «Туласи», что в переводе с санскрита означает «несравненная».

    Туласи отправилась в лес, и подвергла себя суровым аскезам, которые удовлетворили творца этой вселенной Брахму, пожелавшему даровать ей любые благословения. Туласи рассказала Брахме, что она была гопи на Голоке, и что она была проклята Радхой родиться в человеческом теле. Она также сказала ему, что когда она приняла прибежище Кришны, он уверил её в том, что совершая аскезы она сможет получить его назад. Узнав историю Туласи, Брахма даровал ей благословение, согласно которому она должна была выйти замуж за Нараяну — Кришну в одной из его ипостасей.

    Брахма рассказал Туласи о том, что Радха также прокляла одного из мальчиков-пастушков из Голоки по имени Судама, который принял рождение как демон Шанкхасура. Так как когда Туласи была на Голоке, Судама нравился ей, Брахма предложил ей выйти за него замуж. Брахма пообещал ей, что позже она должна получить благословение Нараяны и достичь освобождения. Брахма предсказал, что она станет величайшим из всех растений и самой дорогой преданной Нараяны, и что благодаря своей чистоте она освободит весь мир. Брахма также сказал, что ни одно поклонение без неё не будет считаться законченным. Затем Брахма дал Туласи особую «Радха-мантру», состоящую из 16 слогов и благословил её в том, что она станет так же удачлива, как сама Радха. Следуя указанию Брахмы, Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру.

    Шанкхасура обладал непревзойдённой силой, с помощью которой он завоевал райские планеты и сверг девов с небес. Обрёл он эту силу благодаря полученному благословению, которое заключалось в том, что пока его жена Туласи будет беззаветно верна ему, никто не сможет убить его. Обеспокоенные девы пришли на аудиенцию к Брахме и спросили у него совета о том, как они могут одолеть Шанкхасуру. Не зная как помочь им, Брахма отправился за помощью к Шиве, и Шива в свою очередь пошёл к Вишну на Вайкунтху. Вишну успокоил Шиву и пообещал исполнить желание Туласи получить его себе в мужья и сделать так, что Шанкхасура потеряет основанную на её верности мистическую силу. Вишну объявил, что для этого он примет обличье Шанкхасуры и когда Туласи, сама того не ведая, станет неверной своему мужу, девы получат возможность убить могущественного демона.

    Следуя своему обещанию, Нараяна принял форму Шанкхасуры и таким образом выполнил желание Туласи. Когда девы смогли убить демона Шанкхасуру, Туласи осознала, что кто-то другой, должно быть, пришёл к ней в облике её мужа и вступил с ней в связь. Осознав, что это, вероятно, был сам Нараяна, она прокляла его стать камнем. Однако, Нараяна в ответ благословил её, сказав, что Туласи, оставив своё нынешнее тело, станет ему такой же дорогой, как Лакшми. Тело Туласи превратится в реку Гандаки, а волосы — в кустарник туласи. Именно поэтому считается, что Нараяна обитает в реке Гандаки в форме камней, которые принимаются как его воплощения и называются «Шалаграм-шилами». Таким образом, Нараяна вечно связан с Туласи как в её форме реки Гандхаки, так и в её облике священного растения туласи. Демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком-пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой, — одним из основных атрибутов Нараяны, всегда находящимся у него в руке. Считается, что без туласи поклонение Нараяне не может быть полным.

    Поклонение Туласи

    Присутствие растения туласи в доме рассматривается как признак религиозности и набожности индуистской семьи. В таких направлениях индуизма как вайшнавизм, культивация и поклонение туласи является важным аспектом духовной жизни. Во многих индусских семьях туласи выращивают в специально построенной для этого структуре, в окружении мурти различных форм Бога и святых, установленных на четырёх сторонах, и нишей для маленькой глиняной лампы. В некоторых домах можно встретить десятки растений туласи на веранде или в саду, формирующих миниатюрную рощу из базилика — «туласи-ван» или «туласи-вриндаван». В вайшнавизме туласи поклоняются также и в форме мурти — она изображается как девушка-гопи. Туласи-манас мандир в Варанаси является одним из самых знаменитых храмов туласи, в котором ей поклоняются наряду с различными девами индуистского пантеона.

    Согласно «Гандхарва-тантре», идеальными местами для медитации и поклонения являются заросли туласи. Вайшнавы (последователи Вишну или Кришны) особо почитают листья туласи, которые являются неотъемлемой частью подношений найведья — их кладут на пищу, приготовленную для Бога, а также к стопам мурти Вишну или Кришны. Говорится, что Кришна, или Вишну, не принимают предложенную им пищу, если в неё не был добавлен листочек туласи (в том случае, если есть возможность достать листья туласи). Поклонение туласи в вайшнавизме — это настолько могущественный процесс, что просто поливая её или обходя вокруг неё, человек избавляется от самых тяжких грехов. Согласно правилам поклонения туласи, каждый день растению следует предлагать арати, а листья должны собираться только утром, для предложения.

    После того, как растение туласи умирает, толстая часть ствола используется для изготовления вайшнавских чёток (джапа-малы) и бус, которые последователи вайшнавизма носят на шее. Изготовление бус и чёток из туласи является одной из главных форм кустарного производства в местах паломничества в Индии.

    Туласи-пуджа
    Разукрашенная для проведения пуджи Туласи с фейерверком

    Индусы часто выращивают туласи во дворе перед домом. В определённый день в году, называемый «Картик-шукла-двадаши» (двенадцатый день прибывающей луны индуистского месяца картика, что через две недели после Дивали) существует традиция проводить Туласи-пуджу, во время которой растения туласи красиво разукрашиваются и помещаются в специально сооружённую структуру, сделанную из сахарного тростника, манговых листьев и цветов.

    Также как и во время празднования Дивали, вокруг туласи и по всему дому зажигаются глиняные лампы, а иногда устраиваются и фейерверки. В Северной Индии, а также в кришнаитских общинах в других регионах, эта церемония называется Туласи-виваха — день свадьбы туласи с Кришной в Его форме как шила. Другой праздник, посвящённый туласи, называется Туласи-экадаши и проводится в день экадаши.

    Цитаты

    Цитаты из священных писаний индуизма, в которых говорится о значении туласи:

    Из «Брихад-нарадия-пураны»:

    « Подобно тому, как повторение имени Ганги приводит к освобождению от всех самых страшных грехов — тот, кто с преданностью повторяет имя Туласи и имена Господа Хари — получает то же самый результат. »

    Из «Сканда-пураны»:

    « Простое прикосновение к туласи очищает тело. Просто молясь ей можно излечиться от всех болезней. Поливая туласи можно освободится от страха даже перед самой олицетворённой смертью — Ямараджей. »

    О том, как вайшнава должен украшать своё тело тилакой и бусами из туласи говорится в «Падма-пуране»:

    « Людей, которые носят бусы из туласи на шее, отмечают двенадцать мест на своём теле, как храмы Вишну, символами Вишну (четыре предмета, которые Вишну держит в Своих четырех руках: раковина, палица, чакра и лотос) и имеют тилак Вишну на лбу, нужно считать преданными Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни жили, они превращают это место в духовный мир. »

    См. также

    Галерея

    Таксономия

    Вид Базилик тонкоцветный входит в род Базилик (Ocimum) трибы Базиликовые (Ocimeae) подсемейства Котовниковые (Nepetoideae) семейства Яснотковые (Lamiaceae) порядка Ясноткоцветные (Lamiales).

    Примечания

    1. ↑ Используется также название Покрытосеменные.
    2. ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
    3. ↑ Organic India article
    4. ↑ Spice Pages:Basil
    5. ↑ Introduction to Oriental Herbs
    6. ↑ Botanical Pathways article with clinical trials details
    7. ↑ Indian J Exp Biol. 1999 Mar;37 (3):248-52.
    8. ↑ Prakash P, Gupta N. Therapeutic uses of Ocimum sanctum Linn (Tulsi) with a note on eugenol and its pharmacological actions: a short review.
    9. ↑ Effect of Ocimum sanctum Leaf Powder on Blood Lipoproteins, Glycated Proteins and Total Amino Acids in Patients with Non-insulin-dependent Diabetes Mellitus. Journal of Nutritional & Environmental Medicine. V. RAI MSC, U. V. MANI MSC PHD FICN AND U. M. IYER MSC PHD. Volume 7, Number 2 / June 1, 1997. p. 113—118
    10. ↑ Evaluation of Hypoglycemic and Antioxidant Effect of Ocimum Sanctum,. Jyoti Sethi, Sushma Sood, Shashi Seth, and Anjana Talwar. Indian Journal of Clinical Biochemistry, 2004, 19 (2) 152—155.
    11. ↑ Devi, P. Uma; Ganasoundari, A.. Modulation of glutathione and antioxidant enzymes by Ocimum sanctum and its role in protection against radiation injury. Indian Journal of Experimental Biology, v.37, n.3, 1999. March,:262-268.
    12. ↑ Sharma, P; Kulshreshtha, S; Sharma, A L. Anti-cataract activity of Ocimum sanctum on experimental cataract. Indian Journal of Pharmacology, v.30, n.1, 1998:16-20
    13. ↑ Welcome to Lanka Chronicle — Sri Lanka’s first electronic chronicle

    Ссылки

    Туласи-деви Благоприятные свойства туласи Поклонение Туласи Другие

    dic.academic.ru

    Роль деревьев и цветов в буддизме, кришнаизме и вайшнавизме

    Растительный мир в индуизме

    Буддизм тесно связан с растительным миром. Любовь человека к природе здесь стоит на особом месте. По преданию, Будда родился под деревом ашока, под деревом пиппал обрел просветление, свое новое учение проповедовал в манговых рощах и в тени баньянов - гигантских фикусов, а умер среди зарослей деревьев сал. Связанные с жизнью Будды, эти деревья считаются священными.

    Растительный мир в индуизме

    Один из самых важных буддийских символов – дерево Бодхи, под которым Будда достиг прозрения.

    Растительный мир в индуизме

    «Бодхи» – термин буддизма, который обозначает высшее состояние сознания, духовное просветление.

    Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по другим источникам существует семь деревьев. Термин «Бодхи» характеризует дерево, подчеркивая его роль в жизни Будды. Считается, что достижение духовного просветления возможно только под деревом Бодхи, потому оно и является неотъемлемым атрибутом всех будд. Храм в Баруте – прямое доказательство значимой роли деревьев в буддизме. В скульптуре Баруты Будда представлен в виде символов: лотос, означающий его рождение, пиппал – просветление и т. д.

    Важное место среди скульптур деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи.

    Изображение дерева пиппал особо тщательно вырезано на памятном столбе Празенаджит.

    Растительный мир в индуизме

    Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, встречаются также баньян, фиговое дерево, сал и манго.

    Манговое дерево можно увидеть чаще других. Так, оно изображено в рельефе, показывающим дароприношение в монастыре Джетавана. На одном из барельефов присутствует тала – широко известная пальма пальмира. Храм Санчи в Центральной Индии также указывают на то, что в первые века священные деревья играли для буддистов важную культовую роль.

    Цветы в буддизме означают преходящий характер тела и приносятся в жертву при богослужении.

    Лотос полон глубокой символики в буддизме и является священным цветком.

    Будда считается сердцем лотоса, восседая на троне, который имеет вид полностью раскрывшегося цветка. По легенде, в момент рождения Будды с неба полил сильный дождь из лотосов, и всюду, где бы ни ступал божественный младенец, вырастал цветок огромного лотоса.

    Бамбук в буддизме символ силы и гибкости — способствует восстановлению баланса энергий инь и ян.

    В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша – «дерево желаний», его образ запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях.

    Считается, что в лесу Вриндавана (дословно «лес из деревьев Туласи»), любимом месте Кришны, где 5 тысяч лет назад проходили его духовные игры, раньше произрастали кальпа-врикши. Однако какие именно это были деревья, установить не удалось. Кальпа-врикшей часто называют баньян и кокосовую пальму.

    Кришнаиты убеждены, что эти деревья исполняют желания далеко не всякого просящего. Сначала нужно стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от всего материального. Оно исполняет желания только тех, кто заслуживает такой почести.

    Деревья кадамба и тамала

    Дерево кадамба олицетворяет Радху – царицу леса и возлюбленную Кришны, а дерево тамала – самого Кришну. Много деревьев кадамба растет на берегах реки Ямуны. Они цветут мелкими золотистыми цветами, напоминающими цвет тела Радхи. Собранные в шаровидные соцветия, цветы наполняют воздух пьянящим травяным ароматом.

    Трансцендентное тело Кришны, в котором он явился на землю, цветом похоже на синеватое дерево тамала.

    Растительный мир в индуизме

    Туласи, или тулси – базилик священный

    Туласи олецетворяет Лакшми (супругу Вишну) или Радхи. В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная».

    Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам оказывать туласи ежедневное почитание (поливать и т.д.) и собирать его листья для поклонения Вишну и Кришне.

    Туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без него не может совершиться ни один религиозный ритуал. Деревце источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям помогает вылечиться от многих болезней.

    Растительный мир в индуизме

    Из веток туласи делают бусы и чётки, которые являются священным атрибутом вайшнавов и кришнаитов.

    Растительный мир в индуизме

    Согласно одной из историй, Туласи была одной из гопи (гопи — санскритское слово, означающее «девочка-пастушка»), которая влюбилась в Кришну и была проклята другой его возлюбленной — Радхой. В результате этого проклятия, Туласи из духовного мира попала в материальный мир, обретя форму растения. Известный кришнаитский гуру говорил о Туласи как о самой любимой преданной Кришны, поэтому её цветы и листья также очень дороги Ему.

    Растительный мир в индуизме

    Дерево баньян, или фикус бенгальский

    Баньян посвящен хранителю мира – богу Вишну. В литературе фикус бенгальский – это то дерево, которое символизирует индуизм. Раскидывая свои ветви в разные стороны, питаясь от многих корней, баньян все же вырастает из единого большого ствола.

    По преданию, сам Вишну превратился в баньян, потому в индуизме и совершается завязывание шнура на дерево и его «женитьбы» на Туласи. Поскольку это дерево-долгожитель, а его ветки пускают свисающие вниз корни, давая жизнь все новым «отпрыскам», оно считается бессмертным.

    Растительный мир в индуизме

    В заключение можно только произнести мантры из древних индуистских писаний: «О дерево! Ты стоишь передо мной на жизненном пути. Живи долго и будь счастливо… О дерево!»

    Анастасия Рогач специально для интернет-портала садового центра «Ваш сад»

    Источник: С использованием материалов книги Долма Джангкху (Мария Николаева & Юлия Тарасова) «Экодизайн в индийской традиции»

    Дата публикации:  27 июня 2010г.

    Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
    Комментарии:
    Полезные статьи

    www.vashsad.ua


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта