Точки роста растения образованы тканью: Строение точки роста. Зональность верхушечных меристем. Понятие о гистогенах. — Студопедия

точка роста

Точка роста — верхушка побега и корня, состоящая из клеток образовательной ткани. Трамбовка — кусок плоской доски с ручкой для уплотнения и выравнивания поверхности почвы. Транспирация — испарение воды растением: осуществляется в основном с листовой поверхности.[ …]

Рост побегов и развитие ветвей как у верхоплодных, так и у бокоплодных мхов находится в зависимости от точки роста главного стебля. Так, если удалить верхушку стебля, то в новые побеги развиваются покоящиеся почки.[ …]

Рост нитчатых талломов происходит по-разному. Если способностью делиться обладают все клетки нити, то рост называют д и ф ф у з-н ы м. В других случаях делятся не все клетки, а только часть их, и тогда рост нити происходит в определенных ее участках, называемых зоной роста или меристема л ь-ной зоной. В зависимости от положения меристемальной зоны на нити различают, кроме диффузного, еще три типа роста: и н т е р к а-л я р н ы й, если зона роста расположена в средней части нити (обычно ближе к ее вершине), апикальный рост, осуществляемый делением преимущественно конечных клеток, и базальный рост, происходящий за счет деления клеток, расположенных у основания нити. [ …]

Обычно точки роста кактусов находятся на вершинах их стеблей. Именно здесь располагаются клетки меристемы за счет деления которых стебель увеличивается в длину и толщину В пределах стебля находится множество мери-стемных клеток, которые в принципе способны дать точку роста. Однако активно делящиеся клетки апикальной меристемы выделяют биологически активные вещества которые подавляет способности к росту аналогичных клеток находящихся в других частях стебля В результате стебель вытягивается вверх.[ …]

Если бы рост дерева в толщину зависел только от первичного роста, то в его разветвленном цилиндрическом стволе происходило бы лишь ничтожное утолщение. Число клеток, могущих возникнуть в какой-нибудь точке роста, ограничено, а следовательно, масса ткани, возникшая из этой точки, будет фактически слишком мала, чтобы обеспечить прочность, необходимую для поддержания кроны. У деревьев рост в толщину можно проследить до растущего слоя (камбия), расположенного между корой и древесиной на протяжении всего дерева; камбий продолжает жить в течение многих лет и ежегодно образует новую древесину и кору. Рост от бокового камбия обеспечивает большую часть утолщения ствола; в отличие от роста в длину его называют вторичным ростом, или вторичным утолщением. Ткани, возникающие в боковом направлении вследствие вторичного утолщения, известны под названием вторичных тканей. Они увеличивают объем тела растения, особенно сосудистой (проводящей) ткани, и укрепляют ствол. Однако они не изменяют его структуру, так как новые типы клеток не образуются.[ …]

Удалите точку роста на высоте 1,5—2 м, чтобы стимулировать развитие боковых побегов. Как только они вырастут, подвяжите их горизонтально. Удалите точку роста на боковых побегах после образования 5 листьев, чтобы стимулировать появление боковых побегов второго порядка с цветочными почками, а на боковых побегах второго порядка — через два листа после цветка. Удалите цветки на главном стебле.[ …]

Точки роста боковых ветвей обычно при прохождении через донный грунт плотно укрыты подводными листьями. У ондинеи новые клубни образуются над старыми по мере возобновления роста растения. Анатомическое строение корневищ кувшинковых однодольного типа (атактостела). Сосуды отсутствуют, и ксилема представлена кольчатыми, спиральными и лестничными тра-хеидами. Как в проводящих пучках, так и в паренхимных. тканях встречаются членистые млечные трубки или метки. В корневище, как и в других частях растения, проходит сложная система воздухоносных каналов, по которым доставляется воздух. Часто в полость канала выдаются друзы оксалата кальция, а у некоторых растений, например у кувшинок, жесткие звездчато разветвленные склереиды (астроскле-реиды). По мнению одних ученых, они служат защитой от поедания растения улитками, а по мнению других, выполняют механическую функцию, предотвращая разрыв тканей под влиянием различных нагрузок — растяжения, сгибания, давления и пр.[ …]

Недостаток бо ра приводит к отмиранию точки роста и молодых частей растений. Молодые внутренние листочки розетки привядают, чернеют и отмирают. Затем привядают, покрываются бурыми пятнами и отмирают более взрослые листья. Бориое голодание способствует возникновению сухой гнили.[ …]

При недостатке бора происходит гибель главной точки роста стебля и отмирание верхушечных почек. У льна недостаток бора вызывает усиленное развитие пазушных побегов, придает растениям кустообразную форму, приводит к резкому уменьшению урожая семян и ухудшению качества льноволокна.[ …]

Прореживание в отличие от укорачивания стимулирует больший рост в длину оставляемых верхушек. Результатом прореживания является уменьшение числа боковых приростов. Удаление слабых приростов «открывает» дерево. Это приводит к образованию крупных менее кустистых растений. Прореживание применяется для омолаживания старых деревьев путем уменьшения числа точек роста и стимулирования роста остающихся. Прореживание растущих частей называют ошмыгиванием.[ …]

Удлинение ветвистого ствола дерева можно проследить до верхушечных точек роста. Таким образом, ось ствола увеличивается в длину и разветвляется по плану, характерному для данной породы. Рост по длине главной оси и ветвей, отходящих от нее, определяет форму зрелого растения, за исключением того, что некоторые из второстепенных осей могут отпасть или быть уничтоженными. Когда рост начался, удлинение продолжается периодически все время, пока дерево живет. Удлинение главных и второстепенных осей называется первичным ростом. Ткани, образующиеся от верхушечных точек роста, носят название первичных тканей.[ …]

Цинк содержится во всех органах растений, но наибольшее количество его находится в точках роста и репродуктивных органах, особенно в зародышах семян. Недостаток цинка задерживает рост растений и уменьшает количество хлорофилла в листьях. Цинк играет важную роль в образовании ауксинов. При его недостатке в растениях затрудняется образование важной аминокислоты — триптофана, которая является исходным материалов для формирования ауксинов. Цинк входит также в состав некоторых ферментов. Чтобы устранить недостаток э.того элемента, в почву вносят сернокислый цинк и другие растворимые его соли. оп, удалить корневой чехлик, то рост ускоряется по сравнению с интактным корнем, по крайней мере в первые 3 часа. (По РПе1.)

Межчерешковые крупные прилистники защищают верхушечную точку роста и опадают при разворачивании новой пары листьев, которые нередко появляются вместо с заложенными в их пазухах бутонами и боковыми побегами. Многие рпзофоровые имеют тенденцию к непрерывному росту, и годичных колец в их древесине нет. Анатомическое строение древесины у видов, обитающих на суше, значительно отличается от древесины мангровых.[ …]

Ход развития зародыша (эмбриогенез) и форма зародыша в пределах рода очень варьируют. Вполне развитый зародыш состоит из точки роста стебля, двух зародышевых листочков, зачатка корня и ножки, всасывающей из гаме-тофита питательные вещества. Проростки села-гинелл, некоторое время прикрепленные к га-метофитам, чисто внешне напоминают проростки двудольных растений (рис. 68).[ …]

Листья щитовника мужского достигают длины 1 и даже 1,5 м, но растут они медленно. Появившись в виде листовых зачатков вокруг точки роста на верхушке корневища, они на второе лето принимают характерную для папоротников улиткообразную форму, располагаясь в виде небольших густо покрытых бурыми чешуями спиралек в самой внутренней части листового пучка. Густой покров из чешуй и свернутое положение листьев защищают мери-стематическую ткань растущей верхушки листа от повреждений и высыхания. Только весной третьего года молодые листья развертываются и достигают полного развития. Осенью листья увядают. К этому времени щитовник успевает рассеять споры, из которых вырастает сердцевидный гаметофит, покрытый железистыми волосками.[ …]

Развивая учение И. В. Мичурина, акад. Т. Д. Лысенко создал стройное учение о стадийности развития растений, согласно которому рост и развитие растений не тождественны: рост—это увеличение размера и общей массы растений, а развитие — это путь качественных изменений содержимого клеток и органообразовательных процессов, который растение проходит от семени до созревания новых семян. Растение может интенсивно расти, но медленно развиваться, т. е. переходить к конечному этапу развития, к плодоношению, и, наоборот, растение может медленно расти, но быстро развиваться, т. е. быстро переходить к фазе плодоношения. Все стадийные изменения происходят только в точках роста стебля. Наиболее молодые в стадийном отношении клетки находятся у основания стебля (ствола), а наиболее стадийно старые — на его вершине, хотя в календарном •отношении побеги кроны являются самыми молодыми.[ …]

Другое строение и форму имеют двудольные сорняки, засоряющие злаковые культуры. Листья их широкие, расположены горизонтально, точка роста у них находится на верхней части побега или в пазухах листьев. Такие растения легче смачиваются водными растворами, и их точки роста более доступны для гербицидов.[ …]

Если в ветке или корне началось вторичное утолщение, оно уже не прекращается во все время их жизни, по крайней мере в такие периоды года, которые благоприятствуют росту. Отсюда следует, что на любом уровне вдоль цилиндрической оси (включая корневую систему) первичный рост заканчивается в тот год, когда веточка или корешок перешли за точку роста. Вторичное утолщение начинется на этом уровне в том же году и к концу первого сезона роста уже хорошо заметно. Доказательством этого является тот факт, что первый годичный прирост древесины состоит главным образом из вторичной ксилемы. После этого у этой точки на цилиндрической оси первичного роста больше не происходит, а вторичный рост продолжается из года в год фактически вдоль всей оси дерева. Таким образом, в результате последовательного роста на протяжении многих лет, а иногда и столетий образуется массивный ствол.[ …]

Из вредителей суккулентов чаще всего встречается мучнистый червец, его в просторечье называют «белая мохнатая тля». А заметить повреждение можно по появлению белых ватообразных выделений в пазухах листьев, в точке роста — в них самки откладывают яйца и развиваются личинки. Само насекомое около 0,5 см длиной, белорозового цвета овальной формы. Самка очень плодовита, может откладывать несколько сотен яиц 3—4 раза в год. Прежде всего необходима просто борьба вручную — ваткой, намотанной на спичку и смоченной спиртом, осторожно удаляют насекомых и все их следы. Внимательно нужно осмотреть все соседние растения — ведь это вредитель не только суккулентов, он может появиться на фикусах, цитрусовых, амазонской лилии и многих других растениях.[ …]

Меристемой (от греч. тег1з1;оз — делимый) называют образовательную ткань растений, состоящую из клеток, долго сохраняющих способность к делению и образованию новых клеток. В результате раздвоения верхушечных меристем, когда точка роста делится на две точки роста, происходит последовательное вильчатое ветвление.[ …]

Листья растения-хозяина п цпоткп паразита возникают па стебле синхронно, с ранной периодичностью. ¡)то происходит потому, что клетки зндофпта проникают в точку роста стебля растения-хозяина и здесь происходит общая регуляция раз инти я листьев астрагала к цветков паразита. Такое явление ботаники называют пзофазпьш паразитизмом. Изо-фазный зидопаразитнзм — высшая степень приспособления цветковых растений паразитов к чужеядному существованию.[ …]

Самым ранним признаком бактериального поражения, проявляемым еще на всходах, считается появление на нижней стороне листьев влажно-водянистых, несколько угловатых пятен, приобретающих маслянистый вид. Иногда на всходах быстро отмирает точка роста и сильно разрастаются семядоли. Такой характер поражения принято называть «зеленой головой».[ …]

Таким образом механизм фотоперподического действия можно представить следующим образом. В восприятии фотоперподической реакции участвует фптохромпая система, действие которой осуществляется через регуляцию образоваппя гормонов цветения. В точках роста (апексах) под влиянием притекающих туда гормонов происходят физиолого-бпохимпческие и структурные ивменения, перестройка апикальных меристем и переход к генеративному развитию. Одним ив первых признаков перехода растений к цветению являются повышение репликации и усиление синтеза ДНК. Для того чтобы гормоны оказали влиянпе на клетки апексов, они должны быть восприимчивы, или компетентны. Эта компетенция может быть достигнута, по-видимому, лишь при определенном возрасте растительного организма. Следовательно, развитие растений осуществляется по определенной программе. Развертывание втой программы может в определенной мере контролироваться внешними условиями, через внутрепгюю (гормональную) систему регуляции. Гормональная регуляция позволяет также осуществлять взаимоспизь всех органов растения. Поэтому весь организм в целом вступает в определенный этап развития.[ …]

Фаза разрастания. Второй стадией развития клетки является ее разрастание. В этой стадии протопласт заключен в первичную стенку. В некоторых случаях после образования клетки из камбия ее форма и размер существенно не меняются. Стенка может оставаться тонкой или утолщаться, как описано далее, а клетка постепенно достигает зрелости. Однако, как правило, наблюдается увеличение размеров клетки и происходит разрастание ее поверхности. При таких условиях первичная стенка и слой межклеточного вещества становятся тоньше и заметно меняют свою форму. Если бы клетка могла разрастаться беспрепятственно во всех направлениях, то рост происходил бы равномерно по всей поверхности стенки, и зрелая клетка была бы копией первоначальной, за исключением размера. Однако в тканях, подобных древесине, разрастающиеся клетки не являются изолированными и оказывают значительное давление друг па друга. В результате происходит растяжение тканей и взаимное приспособление клеток. В таких случаях рост по поверхности ограничивается некоторыми участками стенки и взрослая клетка может сильно отличаться по форме и размеру от своей родоначальницы — молодой клетки, из которой она выросла. Клетки, через которые пища или сок проводятся в дереве в определенном направлении, обычно удлиняются в направлении потока. Такие явления можно наблюдать в сердцевинных лучах, где клетки удлиняются горизонтально и радиально по отношению к стволу дерева, а также в продольных элементах дерева, проходящих вертикально между лучами. Динамика разрастания клеток, так же как и ядерного деления, выходит за рамки данной темы. Для получения подробных сведений в этой области читателю следует обратиться к стандартным учебникам по физиологии растений.[ …]

Растения переносят в небольших корзинках или ведрах, в которых корневая система лучше предохраняется от подсушивания, и сажают во влажную почву. Глубина посадки должна быть такой, чтобы после плотного обжима корневой системы почвой и последующего полива точка роста (сердечко) находилась над поверхностью земли. При мелкой посадке растения высыхают, при глубокой — засыпанное сердечко выпревает и кусг гибнет.[ …]

Выделенные ноосферные зоны и парки являются основой для ландшафтного проектирования новых форм природопользования — экологических структур устойчивого развития: экополисов, технополисов, эколого-экономических зон и др. Эти образования являются своеобразными «ядрами”, «точками роста», вокруг которых в соответствии с заданными ноосферными и экологическими принципами организуются, обустраиваются и развиваются соседние территории.[ …]

По наблюдениям Г. К. Отрыгаиьева, критические периоды у кур приходятся на 2—4-й день инкубации (при переходе от тканевого дыхания к дыханию через кровь), 8—9-й (период усиленной дифференцирован) и 19-й день (переход от аллантоисного дыхания к легочному). По данным В. П. Добрынина, «критические точки» роста у-жеребят наступают на 4—5-м и на 8—11-м месяцах утробного развития.[ …]

Оптимальной температурой для аэробных процессов, протекающих в очистных сооружениях, является 20—30 °С. В этом интервале биоценоз при прочих благоприятных условиях представлен наиболее разнообразными и хорошо развитыми микроорганизмами. Если температурный режим не соответствует оптимальному, то рост культуры, а также скорость обменных процессов в клетке существенно снижаются. При аэробной очистке сточных вод влияние температуры дополнительно сказывается на растворимости кислорода.[ …]

Зерновки и зародыши исследованных нами многолетних форм пшенично-пырейных гибридов, как и мягкой пшеницы некоторых разновидностей, были значительно крупнее (см. рис. 51—53). Зерновки пырея отличаются от зерновок однолетней и многолетней пшеницы не только величиной, но и формой: они более узкие и удлиненные.[ …]

Основной особенностью кустовидной группы сортов является преимущественное плодоношение на удлиненных приростах прошлого года и почти полное отсутствие букетных веточек на многолетних частях ветвей. Отпло-доносившие части ветвей на приросте прошлого года полностью оголяются, так как генеративные почки не имеют полноценных точек роста и в обычных условиях ие дают побегов замещения (рис. 17). В результате этого листовой полог маломощный, формируется только за счет побегов ростового типа и располагается на периферии кроны. Из-за малого количества листьев ветви плохо утолщаются, тонкие и лег.ко отвисают под собственной тяжестью, что и.обусловливает образование плакучей формы кроны у кустовидиых вишен.[ …]

Многие вирусы бактерий и вирусы животных вызывают гибель клеток, в которых они размножаются. Это может также произойти и у растений, но многие вирусы, как оказалось, встречаются в растительных клетках в высокой концентрации, ые оказывая сильного цитопатического воздействия. У растений с системным поражением вирус инфицирует делящиеся клетки вблизи точки роста и может достигать высокой концентрации в клетках, которым предстоит еще пройти много циклов клеточного деления, прежде чем образуется зрелый орган. В таких случаях синтез вируса, по-видимому, является процессом столь же четко регулируемым, как, например, синтез рибосом. Природа такой регуляции совершенно неясна. [ …]

Установлено, что растения интенсивнее растут в ночной период суток. Для рсота многих растений благоприятной является смеплая температура в течение суток; дней повышенная, а ночью пониженная. Это явление Ф. Вент назвал термопериодизмом. Показапо (Н. И. Якушкипа), что пониженные ночные температуры ускоряют рост корневой системы о боковых побегов у растений. Такое влияние может быть объяснено тем, что при понижении температуры более -активно работают ферменты, катализирующие распад крахмала на сахара. В листьях образуются растворимые транспортные формы ?глеводов, легко передвигающиеся к точкам роста корня и боновых юбегов, благодаря чему их рост усиливается.[ …]

Почти у всех представителей семейства известны подводные и надводные. листья. И те и другие располагаются спирально. У кувшинки подводные, листья пленчатые, ншроколан-цетиые, с параллельным жилкованием н обычно свернутые в виде колпачка над точками роста корневища, укрывая цветочную почку и надводные листья па ранних этапах развития. У кубышки на месте таких листьев развиваются пучки нежных разветвлениях волосков, которые, по мнению ученых, являются видоизмененными пленчатыми листьями. Одновременно у кубышки, а также у оидипеи встречаются подводные листья другого тина, которые на первый взгляд очень напоминают по форме плавающие. Они сердцевидио-строиовидныо, с довольно коротким черешком, полупрозрачные, волнистые по краю. По нежной текстуре они скорее напоминают слоенищо водорослей. Как писала известный английский ботаник Агнесса Арбор (1920), подводные листья кубышки были впервые изображены ужо в XVI п., а затем долгое время (вплоть до прошлого века) не упоминались в литературе. Эти листья продуцируются у кубышки но только в весеннее, по в незамерзающих водоемах также и в зимнее время и обычно летом сменяются плавающими листьями. В более глубоких и быстро текущих водах •они могут возникать круглый год, причем даже у старых растений, которые уже потеряли способность продуцировать массивные корневища и надводные листья. В водоемах с быстрым точенном надводные листья у кубышки иногда вовсе по образуются, полностью заменяясь погруженными, таким образом находящимися в условиях моныного колебания темпйратуры. А. Арбер наблюдала ряд растений желтой кубышки, которые цвели, по давали только подводные листья. Это, но со мнению, было связано с сильной летней инсоляцией, которая •обеспечивала достаточно света для фотосинтеза подводных листьев, и надобность в формировании надводных листьев в тот год отпала.[ …]

В приведенном примере прогноза спорным является предположение о пропорциональности изменения количества отходов изменению валового выпуска продукции отрасли. Это справедливо в рамках существующей технологии, но с переходом на новую, в частности безотходную или малоотходную технологию, пропорциональность нарушается. Если производство не растет более по линейному закону, то рост количества отходов, очевидно, происходит по зависимости, близкой к экспоненциальной.[ …]

Внешние признаки недостатка могут появиться на всех органах растений: листьях, стеблях, цветках, плодах, семенах и корнях. Следует подчеркнуть, что признаки недостатка являются общими для нескольких элементов питания. Так, признаки недостатка азота, фосфора и магния всегда появляются вначале на нижних листьях и распространяются вверх по стеблю к верхушкам побегов, тогда как признаки недостатка кальция и бора прежде всего появляются в точках роста и затем постепенно распространяются на более старые органы растений. Такая группировка признаков облегчает практическую диагностику в поле.[ …]

Наиболее широко распространен сердцевидный гаметофит, примитивные формы которого мы встречаем уже у мараттиевых, у которых оп, однако, еще довольно массивный и долговечный. У подавляющего большинства равноспоровых папоротников мы наблюдаем гораздо более специализированный тип сердцевидного гаметофита, типичным примером которого может служить гаметофит щитовника. Он плоский, нежный, быстро развивающийся и недолговечный. Единственная точка роста такого гаметофита расположена на верхушке между двумя его боковыми лопастями. Края гаметофита более или менее неправильно лопастные или цельные. За исключением центральной, более массивной подушкообразной части такой гаметофит состоит из одного слоя клеток. Од прикреплен к почве многочисленными ризоидами, образующимися на центральной подушкообразной возвышенности. На нижней, брюшной стороне подушки развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, разбросаны на нижней поверхности или по краям базальной части подушки, а также на боковых лопастях.[ …]

Для’ фотопериодического действия рецепторным (воспринимающим) органом является лист. Б опытах, проведенных с короткодшев-пыми растениями, в частности хризантемой, воздействию короткого дня подвергали либо листья, либо обезлиственные побеги. С этой целью указанные части растения закрывали на определенное время пакетами из непроницаемой для овета бумаги (рис. 74). Оказалось, что растение гацветало в том случае, если воздействию укороченного дня подвергали только листья или листья вместе с точкой роста. Те растения, у которых воздействию короткого дпя подвергали только точку роста или обезлиственные побеги, пе зацветали.[ …]

Вегетативный мицелий хищных грибов состоит из обильно ветвящихся септированных гиф толщиной не более 5—8 мкм. В старых гифах нередко образуются хламидоспоры. На мицелии развиваются различные ловчие приспособления, описываемые ниже. Конидии у хищных грибов развиваются на вертикально стоящих конидиеносцах различного строения и имеют одну или несколько перегородок. Первая конидия образуется бластогенно на вершине конидиеносца, затем нише ее возникает новая точка роста и развивается новая конидия. Этот процесс повторяется многократно, в результате чего образуется гроздь конидий на вершине конидиеносца, часто утолщенной и бородавчатой. Если в одной из последовательных точек роста происходит пролиферация конидиеносца и этот процесс повторяется, на конидиеносце образуется серия утолщенных узлов, несущих конидии (рис. 246). Кроме того, к хищным гифомицетам относятся представители родов тридентария (Тпс1еп1а-па) и трипоспорина (Тпроврогша) со звездчатыми спорами (рис. 246) и другие грибы.[ …]

В ослаблении отрицательного действия повышенной кислотности почвы важную роль играет хорошее обеспечение растений фосфором. Систематическое внесение фосфорных удобрений снижает содержание подвижных соединений железа и алюминия в почве, так как при взаимодействии с фосфорной кислотой они переходят в нерастворимые формы. Защитное влияние фосфора объясняется также тем, что он ослабляет токсичность ионов Н’ и АГ» в самих растениях. При хорошем обеспечении их фосфором алюминий фиксируется в корнях и уменьшается передвижение его к точкам роста и генеративным органам. Кроме того, фосфор улучшает развитие корней, углеводный и азотный обмен в растениях, закладку генеративных органов и налив зерна, и тем самым ослабляет или нейтрализует отрицательное действие повышенной концентрации ионов Н’,АГ”и Мп» в растворе (рис. 29).[ …]

Большинство специализированных клеток не способно к размножению. Однако растение растет всю свою жизнь, и в течение всей жизни в нем образуются новые клетки. Они развиваются из клеток образовательных — меристематических — тканей. Размножение делением является специализацией меристематических клеток, их функцией в организме. Происшедшие из них клетки развиваются, превращаясь в те или иные специализированные клетки — клетки ситовидных трубок, клетки пробки, волокна и т. д. Образовательная ткань находится в разных частях растения (например, в точках роста — на верхушках побегов, корней). В толще стебля обычно есть несколько слоев образовательной ткани. Под слоем пробки находятся клетки феллогена, которые, делясь, пополняют число клеток пробки, корки. Внутрь от луба располагается слой клеток камбия. Те из порождаемых ими клеток, которые образуются снаружи от камбия, развиваются в клетки луба (рис. 25). Оказавшиеся внутри, т. е. ближе к оси ствола, дают начало клеткам древесины.[ …]

Между чувствительностью растений к кислой реакции среды и к подвижным формам алюминия не всегда наблюдается строгий параллелизм. Некоторые растения плохо выносят кислотность почвы (кукуруза, просо), но сравнительно устойчивы к алюминию, другие же удовлетворительно растут при кислой реакции (лен), но очень чувствительны к алюминию. Разная чувствительность растений к подвижным формам алюминия связана с неодинаковой способностью их связывать этот элемент в корнях. Более устойчивы к алюминию растения, способные фиксировать его в корневой системе, в результате чего он не поступает в точки роста и генеративные органы.[ …]

Отравления домашних животных вызывали периодами значительный урон, становясь серьезной экономической проблемой для скотоводов и животноводов тропических и субтропических областей, где те или иные виды макрозамии, саговника, бовении, диоона распространены в относительном обилии на пастбищных угодьях. Особенно большой урон в конце прошлого — начале нашего столетия был нанесен скотоводству и овцеводству в Австралии. Для предотвращения падежа скота в массовых масштабах стали применять огораживание особенно опасных пастбищных площадей и даже полное уничтожение (!) макрозамий, в частности, нанесением мышьяка или керосина на точку роста или в надрез на их стволе.[ …]

Соединение фосфора. Фосфор является одним из важнейших биогенных элементов и относится к ключевым элементам в биосфере, поскольку его электронные структуры обеспечивают быстрое образование и разрушение химических связей с биологическими молекулами (например, с протеинами, аденозинтрифосфатом). Такая химическая стабильность объясняет его активность как «энергетического челнока», а также его ключевое положение в знаменитой биомолекуле ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Он активно участвует в процессах обмена веществ и синтеза белка, определяет энергетику клетки, активно влияет на рост растений, концентрируясь в семенах и точках роста. Соединения фосфора входят в состав тканей живых организмов — мозга, костей, панцирей.[ …]

Урок (ФГОС) «Ткани растений». 6-й класс

Цель урока: Создать условия для формирования понятий ткань, межклеточное вещество; выяснить особенности строения растительных тканей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные 

Метапредметные

Личностные

Научатся: давать определение понятию «ткань», «межклеточное вещество»; называть основные группы растительных тканей; описывать строение и функции тканей растений; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми ими функциями; распознавать растительные ткани на таблицах.

Научатся: работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; сравнивать разные точки зрения, оценивать работу по эталону.

Развитие: учебно-познавательного интереса к изучению живых организмов,
навыков сотрудничества при работе в группе.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Предмет изучения:

ткань, межклеточное вещество, виды растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, проводящие, основная

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Технологии:

ТРКМЧП

Используемая стратегия

«зигзаг»

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

мультимедиа.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран.

Литература:

учебник: Биология. Живой организм.6 класс, Дрофа, М: 2015, Н.И.Сонин.

План урока (этапы реализации стратегии «Зигзаг»):

I этап. Подготовительный этап.

Деление класса на группы

II этап. Фаза вызова.

Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение познавательного интереса.

III этап. Фаза осмысления.

Самостоятельная работа с текстом. «Экспертные» группы изучают свой отрывок текста, получая из него ту информацию, которая позволит группе выполнить задание.

IV этап. Фаза рефлексии.

Самостоятельное обобщение изученного материала: нахождение и исправление ошибок в тексте; оценивание работы по эталону; анализ ошибок. Самостоятельная формулировка направлений для дальнейшего развития (к концу учебного занятия остаются вопросы, ответы на которые были не найдены: основа для самостоятельной исследовательской работы, индивидуального домашнего задания).Самооценка деятельности в группе.

I этап. Подготовительный этап.

Шаг 1. Группы и роли (3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, и первая ваша задача придумать название своей группе и распределить между собой роли которые вы сегодня будете выполнять при работе. На табличках под названием роли запишите своё имя.

ведущий

секретарь

генератор идей 

выступающий 

аналитик

отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно

все записывает и следит за временем

отвечает за творческий процесс, за создание текста
(исправление ошибок в тексте)

отвечает за презентацию конечного результата
(исправление ошибок в тексте)

представляет экспертную
оценку за работу с текстом соседней группе (оценивание по эталону)

 

 

 

 

 

Роли нужно распределять для того, чтобы избежать ситуации, когда один работает, а остальные – присутствуют при работе.

II этап. Фаза вызова.

Шаг 2. Актуализация (3 мин.)

(Учитель демонстрирует образцы различных типов тканей: шерсть, хлопчатобумажную, шелковую, плащевую)

— Ребята, скажите, что у меня в руках?

— Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему уроку, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

— Да сегодня, мы с вами будем говорить о составной части живого – ткани, а именно о тканях растений.

— Скажите, есть ли, что- то общее у всех этих образцов тканей? (подвести к мысли, что состоят из нитей)

— А вы можете предположить, из чего состоят ткани живых организмов, и можем ли мы увидеть их так же как нити невооруженным глазом?

(ответ: клетки, увидеть можно только с помощью микроскопа, так как они имеют микроскопические размеры)

— Вы правы, клетки как кирпичики, из которых построены живые организмы.

А если при строительстве здания мы будем просто складывать кирпичи друг на друга, здание будет прочным? (нет)

— Что нужно для того, что бы здание было прочным? (раствор, цемент)

— А у живых организмов есть вещество, которое соединяет клеточки (ребята соглашаются, что есть, но не знают какое)

(учитель вновь берет образцы тканей)

— Как вы думаете, почему люди создают разные виды тканей?

(подводит к мысли, что у каждой свое назначение).

— Ребята, на основе нашего обсуждения, пожалуйста, сформулируйте свои вопросы по живым тканям, на которые вам сегодня на уроке было бы интересно получить ответ (целеполагание)

Что?

 

Как?

 

Зачем?

 

Почему?

 

этой таблице можно будет вернуться при реализации фазы рефлексии. Возможно, что кто-то не получит ответ на свой вопрос – тогда либо учитель дает ответ, либо будет ДЗ по желанию)

III этап. Фаза осмысления.

Шаг 3.Будущий текст

— Поскольку сегодня вы работаете в группах, результатом вашей групповой работы должен быть продукт – вы должны будете исправить ошибки в предложенном вам тексте, а также провести взаимооценку на основе эталона, используя полученные знания.

Шаг 4. Перегруппировка (Формирование экспертных групп) (2 мин.)

— Итак, следующий этап нашей работы — создание экспертных групп.

Каждая группа будет изучать свою часть темы (отрывок текста), с которым потом, вернувшись, эксперты познакомят свою первоначальную группу.

— Рассчитайтесь на 1,2,3,4,5 и разойдитесь согласно, стоящим на столах номерам.

1 группа — Общее понятие ткань, образовательная ткань.

2 группа – Покровная ткань.

3 группа – Механическая ткань

4 группа – Проводящие ткани

5 группа — Основная ткань

Шаг 5. Работа с текстом (10 мин.)

— А сейчас изучите инструкцию для работы в экспертной группе.

Инструкция эксперта.
1. Индивидуально прочитайте указанный текст.

2. Отметьте текст, где идет речь: об особенностях строения данной ткани, местоположении, функциях

3. Обсудите эти вопросы в группе.

4. Запишите себе в тетрадь название ткани, которую вы изучаете и заполните соответствующие колонки в таблице:

Местоположение

Особенности строения

Функции

 

 

 

5. Сформулируйте (вместе) два вопроса, которые помогут ребятам, не читавшим данный текст, усвоить его лучше:

1. Где…..?

2. Какую (какова)……?

6.Запишите эти вопросы себе в тетрадь.

Задания для групп:

  • 1 группа – стр. 29 до слов «Защищают растения от неблагоприятных воздействий …».
  • 2 группа – стр 29 (от слов «Защищают растения от неблагоприятных воздействий …») – 30 ( первый абзац).
  • 3 группа – стр 30 — второй абзац.
  • 4 группа — стр 30 — третий абзац.
  • 5 группа — стр 30 — четвертый абзац.

7. После возвращения в свою группу вы должны будете рассказать тот материал, который вы узнали ( можно будет использовать только свои записи в тетради, учебником нельзя будет пользоваться).

IV этап. Фаза рефлексии.

Шаг 6 Возвращение (5 мин.)

Ребята, сейчас вы должны вернуться в свои первоначальные группы и каждый из вас должен по очереди рассказать другим, все, что он узнал по своему вопросу, обязательно в конце рассказа задать вопросы, на которые остальные должны ответить.

Шаг 7 Свой текст (5 мин.)

— А сейчас приступите к работе с текстом. Вам необходимо найти три ошибки в приведенном тексте, указать номера предложений, в которых они сделаны и исправить их, работу оформите маркером на листе А4, с обратной стороны листа укажите название своей группы.

Текст 1

1. Ткань – это часть тела, выполняющая определенную функцию.

2. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.

3.Клетки образовательной ткани мелкие с крупными ядрами, без вакуолей.

4. Опору растению и его органам придает покровная ткань.

5. Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань.

6. К проводящим тканям относится луб, он образован мертвыми клетками и проводит воду и минеральные соли.

Текст 2

1. Клетки одной ткани непосредственно соединяются друг с другом.

2. Через специальные образования покровной ткани – устьица и чечевички растение дышат и испаряют воду.

3. Клетки образовательной ткани содержат хлоропласты, органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза.

4 — Опору растению и его органам придает механическая ткань.

5. Покровные ткани образованы как живыми клетками пробкой, так и мертвыми — кожицей.

6. К проводящим тканям относится луб, он образован живыми клетками и проводит органические вещества.

Текст 3

1 .Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т.е. выполняют строго определенную функцию – работу.

2. Клетки образовательной ткани мелкие с крупными ядрами, без вакуолей.

3. Кожица — покровная ткань образована мертвыми клетками с толстыми прочными оболочками.

4. Пробка выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с поверхности листьев в жаркую погоду.

5. К проводящим тканям относится древесина, она образована живыми клетками и проводит органические вещества.

6. Многие части организма растения накапливают питательные вещества (запасающая, основная ткань).

Шаг 8 Оценивание (3 мин.)

Оцените работу соседней группы согласно эталону. Оценку поставьте своим маркером в нижней части работы.
(Обмен работами, оценивание)

Эталон к тексту 1

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – Ткань это группа клеток сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.

2) 4 — Опору растению и его органам придает механическая ткань.

3) 6 — К проводящим тканям относится луб, он образован живыми клетками и проводит органические вещества.

 

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации.

3

В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

 Эталон к тексту 2

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1) 1. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.

2) 3. Клетки образовательной ткани обеспечивают рост растения.

3) 5. Покровные ткани образованы как живыми клетками — кожицей, так и мертвыми — пробкой.

 

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации.

3

В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Эталон к тексту 3

Содержание верного ответа

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1) 3. Кожица — покровная ткань образована живыми клетками.

2) 4. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с поверхности листьев в жаркую погоду.

3) 5. К проводящим тканям относится древесина, она образована мертвыми клетками и проводит воду с минеральными веществами

 

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации.

3

В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные предложения баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Шаг 9 Презентация (Афиширование) (5 мин. )

Работы вывешиваются на доску. По одному человеку от группы представляют свою работу. А представитель другой группы комментирует выставленную согласно эталону оценку.

Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своего обучения.

Шаг 10 Домашнее задание (3 мин.)

— Ребята, посмотрите в свои таблички, которые вы заполняли в начале урока,

Что?

 

Как?

 

Зачем?

 

Почему?

 

есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ (идет обсуждение вопросов, если ученики не могут ответить, то либо отвечает учитель, либо этот вопрос идет на домашнее задание, по желанию)

Шаг 11 Заключительный этап (1 мин. )

Самооценка

Моя роль в группе

Поставить «+» в соответствующей колонке

ведущий

стенографист

генератор идей 

выступающий 

аналитик

Дата:

 

 

 

 

 

Дата:

 

 

 

 

 

Дата:

 

 

 

 

 

Дата:

 

 

 

 

 

 

Поставить «+» в соответствующей колонке

Дата:

1

2

3

4

5

Я предлагал идеи для заполнения колонок в таблице при работе в экспертной группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я предлагал идеи по исправлению ошибок в тексте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я принял участие в оценивании работы другой группы по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я внимательно выслушивал всех членов группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Акперова. Мастерская учителя. Уроки биологии 6 класс.

2. Загашев И.О.«Проектирование современного урока в контексте ФГОС: технология развития критического мышления», 72 часа. Материалы для самостоятельной работы. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации., г.Санкт-Петербург. 2016 г. — 72 с.

Развитие растений II: первичный и вторичный рост

Цели обучения

  1. Различие между первичным и вторичным ростом
  2. Определите и опишите роль апикальной и латеральной меристем в росте растений
  3. Сравните и сопоставьте процессы и результаты первичного и вторичного роста стеблей и корней
  4. Опишите функцию и организацию одревесневших стеблей, полученных в результате вторичного роста

Индетерминантный рост растений: меристемы

Приведенная ниже информация была адаптирована из OpenStax Biology 30.1

В отличие от большинства животных, которые вырастают до определенного размера и формы тела, а затем перестают расти ( детерминированный рост), растения демонстрируют неопределенный рост, при котором растение будет продолжать добавлять новые органы (листья, стебли, корни) до тех пор, пока у него есть доступ к необходимым ресурсам. Растения могут продолжать расти бесконечно благодаря специализированным тканям, называемым меристемами , которые являются областями непрерывного деления и роста клеток. Клетки меристематической ткани либо недифференцированы, либо не полностью дифференцированы, и они продолжают продуцировать клетки, которые быстро дифференцируются, или специализируются и становятся постоянными тканями (дермальными, основными и сосудистыми).

Меристематические ткани делятся на три типа в зависимости от их расположения в растении. Верхушечные   меристемы содержат меристематическую ткань, расположенную на концах стеблей и корней, которая позволяет растению увеличиваться в длину. Боковые меристемы облегчают рост в толщине или обхвате у созревающего растения. Интеркалярные (также называемые базальными ) меристемы встречаются только у некоторых однодольных, в основании листовых пластинок и в узлах (областях, где листья прикрепляются к стеблю). Эта ткань позволяет листовой пластинке однодольного растения увеличиваться в длину от основания листа; например, он позволяет листьям газонной травы удлиняться даже после многократного выпаса скота или скашивания.

Меристемы способствуют как первичному (выше/длиннее), так и вторичному (шире) росту. Первичный рост контролируется апикальными меристемами корня или апикальными меристемами побега , в то время как вторичный рост контролируется двумя боковыми меристемами, называемыми сосудистым камбием и пробковым камбием . Не все растения проявляют вторичный рост.

В приведенном ниже видео хорошо обсуждается первичный и вторичный рост растений (начало в 2:20):

Первичный рост корней

Приведенная ниже информация была адаптирована из OpenStax Biology 30. 3

Рост корней начинается с прорастания семян. Когда зародыш растения выходит из семени, корешок зародыша образует корневую систему. Кончик корня защищен корневым чехликом , структурой, эксклюзивной для корней и не похожей ни на одну другую структуру растений. Корневой чехлик постоянно заменяется, потому что он легко повреждается, когда корень проталкивается через почву. За корневым чехликом, в пределах первого сантиметра или около того, кончик корня можно разделить на три зоны:

  • Зона клеточного деления , которая содержит апикальную меристему, представляет собой место непосредственно за корневым чехликом, где клетки активно делятся путем митоза.
  • Зона клеточного удлинения — это место, где новообразованные клетки растут или увеличиваются в длину, увеличивая длину корня. Этот процесс требует поглощения воды, которая буквально растягивает клетки и увеличивает их размер.
  • Зона клеточного созревания — это место, где вновь удлиненные клетки завершают свою дифференцировку в дермальные, сосудистые или основные ткани. Созревание обусловлено изменениями в экспрессии генов.

Кончик корня делится на три зоны: верхнюю зону созревания, среднюю зону удлинения и нижнюю зону деления клеток на кончике корня. В области созревания от основного корня отходят корневые волоски, клетки крупные и прямоугольные. Участок удлинения не имеет корневых волосков, а клетки все еще прямоугольные, но несколько мельче. Сосудистый цилиндр проходит через центр корня в области созревания и области удлинения. В области клеточного деления клетки значительно меньше. Клетки в этой области называются апикальной меристемой. Апикальную меристему окружает слой клеток, называемый корневым чехликом. Изображение предоставлено: OpenStax Biology

Растения также могут иметь боковых корней , которые ответвляются от основного стержневого корня. Боковые корни происходят из меристематической ткани перицикла , который является самым наружным клеточным слоем в сосудистом цилиндре в центре корня (показан ниже). После того, как они появились, боковые корни демонстрируют свой собственный первичный рост, постоянно увеличивая длину бокового корня.

Окрашивание показывает различные типы клеток на этой световой микрофотографии пшеницы ( Triticum ) поперечное сечение корня. Клетки склеренхимы экзодермы и клетки ксилемы окрашиваются в красный цвет, а клетки флоэмы — в синий. Другие типы клеток окрашиваются в черный цвет. Стела, или сосудистая ткань, представляет собой область внутри эндодермы (обозначена зеленым кольцом). Корневые волоски видны вне эпидермиса. (кредит: OpenStax Biology, данные масштабной линейки от Мэтта Рассела)

Изображение представляет собой поперечный срез части корня однодольной кукурузы ( Zea mays ), показывающий стелу и боковой корень. Боковые корни развиваются из слоя клеток под эндодермой, называемого перициклом. Они возникают путем клеточного деления клеток перицикла напротив группы протоксилем. Корень начинает набухать по мере того, как новый боковой корень проникает наружу к поверхности, пробивая себе путь через клетки кортикальной паренхимы и, наконец, прорываясь через эпидермис в почву. По мере роста в нем развиваются ксилема и флоэма, которые соединяются с сосудистыми тканями главного корня. Этот процесс сильно отличается от того, что происходит в побегах, где боковые ветви, образующие стебли или листья, происходят только из верхушечной меристематической ткани побега. Боковые корни могут развиваться на большом расстоянии от кончика корня. Изображение Джона Беббингтона FRPS, https://www.flickr.com/photos/71183136@N08/6947183226

Первичный рост в побегах

Приведенная ниже информация была адаптирована из OpenStax Biology 30.2

Как и в корнях, первичный рост в стеблях является результатом быстрого деления клеток в апикальных меристемах на верхушке побега. Затем последующее удлинение клеток приводит к первичному росту.

У многих растений основной первичный рост происходит преимущественно в верхушечной (верхней) почке, а не в пазушных почках (почках в местах бокового ветвления). Влияние верхушечной почки на общий рост растений известно как верхушечное доминирование , препятствующее росту пазушных почек, образующихся по бокам ветвей и стеблей. Большинство хвойных деревьев демонстрируют сильное преобладание вершины, что приводит к типичной конической форме рождественской елки. Если верхушечную почку удалить, то пазушные почки начнут формировать боковые ответвления. Садоводы используют этот факт, когда обрезают растения, срезая верхушки ветвей, тем самым стимулируя рост пазушных почек, придавая растению кустистую форму.

Вторичный рост побегов (и корней)

Процесс вторичного роста контролируется боковыми меристемами и одинаков как для стеблей, так и для корней. Боковые меристемы включают сосудистый камбий, а у древесных растений — пробковый камбий (камбий — это еще один термин для меристемы). Травянистые (недревесные) растения в основном подвергаются первичному росту, почти без вторичного роста или увеличения толщины. У древесных растений заметен вторичный рост, или древесина; это встречается у некоторых двудольных, но очень редко у однодольных.

Приведенная ниже информация относится к вторичному росту стеблей. Хотя принципы вторичного роста корней аналогичны, детали несколько отличаются. Мы обсудим только детали, характерные для стеблей.

Сосудистый камбий расположен между первичной ксилемой и первичной флоэмой внутри сосудистого пучка. (Напомним, что ксилема расположена внутри, а флоэма — снаружи пучка.) Клетки сосудистого камбия делятся и образуют вторичную ксилему (трахеиды и элементы сосудов) внутри и вторичную флоэму (ситовидные элементы и клетки-спутники). наружу. Клетки вторичной ксилемы содержат лигнин , основной компонент древесины, обеспечивающий морозостойкость и прочность. Ксилема вместе с сердцевиной образуют древесину одревесневшего стебля.

У древесных растений пробковый камбий является самой наружной боковой меристемой. Он производит пробковых клеток , содержащих воскообразное вещество, способное отталкивать воду. Флоэма вместе с пробковыми клетками образует кору , которая защищает растение от физических повреждений и способствует уменьшению потери воды. Пробковый камбий также образует слой клеток, известный как 9.0019 феллодерма , которая растет внутрь от камбия. Пробковый камбий, пробковые клетки и феллодерма вместе называются перидермой . Перидерма заменяет эпидермис у взрослых растений.

Совместное действие сосудистой и пробковой камбии приводит к вторичному росту или расширению стебля растения. Эти структуры показаны ниже:

 

У древесных растений за первичным ростом следует вторичный рост, который позволяет стеблю растения увеличиваться в толщине или в обхвате. Вторичная сосудистая ткань добавляется по мере роста растения, а также пробковый слой. Кора дерева простирается от сосудистого камбия до эпидермиса. Изображение предоставлено: OpenStax Biology

Каждый год в течение вегетационного периода добавляется новый слой ксилемы и флоэмы. Внутренние слои ксилемы в конечном итоге отмирают и заполняются смолой, функционируя только в качестве структурной поддержки. Внутренняя нефункциональная ксилема называется сердцевиной . Более новая функциональная ксилема называется заболонь . Наружные слои флоэмы со временем придавливаются пробковым камбием и разрушаются. Таким образом, зрелое дерево содержит много внутренних слоев старой, нефункциональной ксилемы глубоко внутри ствола, но лишь небольшое количество старой флоэмы.

Слои тканей ствола взрослого дерева. Изображение основано на работе Брера Лаппина — общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8979988

В этом видео описывается процесс и результат вторичного роста стеблей:

Вторичные приросты и годичные кольца

Деятельность сосудистого камбия приводит к образованию годичных колец роста. В весенний вегетационный период клетки вторичной ксилемы имеют большой внутренний диаметр, а их первичные клеточные стенки не сильно утолщены. Это известно как ранняя древесина или весенняя древесина. В осенний сезон вторичная ксилема развивает утолщенные клеточные стенки, образуя позднюю или осеннюю древесину, которая более плотная, чем ранняя древесина. Такое чередование ранней и поздней древесины обусловлено в основном сезонным уменьшением числа сосудистых элементов и сезонным увеличением числа трахеид. Это приводит к образованию годового кольца, которое можно увидеть как круглое кольцо в поперечном сечении стебля (показано ниже). Изучение количества годичных колец и их характера (например, их размера и толщины клеточной стенки) может выявить возраст дерева и преобладающие климатические условия в течение каждого сезона.

Скорость роста древесины увеличивается летом и уменьшается зимой, образуя характерное кольцо для каждого года роста. Сезонные изменения погодных условий также могут влиять на скорость роста, в результате чего кольца различаются по толщине. CC BY 2.5, https://en.wikipedia.org/w/index.php?curid=11591972

16.4A: Рост растений — Биология LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    5795
    • Джон В. Кимбалл
    • Университет Тафтса и Гарвард

    Рост растений происходит главным образом в меристемах , где быстрый митоз дает новые клетки. Когда эти клетки дифференцируются, они дают новую растительную ткань.

    В стеблях митоз в апикальной меристеме верхушки побега (также называемой терминальной почкой ) дает клетки, которые позволяют стеблю расти длиннее, и периодически клетки, дающие начало листьям. Точка на стебле, где развиваются листья, называется узлом . Область между парой соседних узлов называется межузлом . Междоузлия в верхушечной почке очень короткие, поэтому развивающиеся листья растут над производящей их апикальной меристемой и, таким образом, защищают ее. Новые меристемы, боковые почки развиваются в узлах, каждая чуть выше места прикрепления листа. Когда боковые почки развиваются, они производят новую ткань стебля, и таким образом образуются ветвей .

    Рисунок 16.4.1.2 Конский каштан

    При особых обстоятельствах (например, при изменении фотопериода) апикальная меристема превращается в цветочную почку . Это превращается в цветок. Превращение апикальной меристемы в бутон цветка «исчерпает» меристему, так что в этой точке не может происходить дальнейшего роста стебля. Однако боковые почки позади цветка могут развиться в ветви.

    На рисунке изображен типичный древесный двудольный конский каштан в период покоя. Листья опали, оставив листовой рубец ; точки внутри каждого листового рубца показывают, где сосудистые пучки (ксилема и флоэма) вошли в черешок листа. Цветок был произведен в предыдущем сезоне, так что в течение только что закончившегося сезона выросли две ветви по обе стороны от рубца цветочной почки . Чечевицы представляют собой отверстия, которые позволяют кислороду и углекислому газу диффундировать между живыми клетками стебля и воздухом.

    Рост корней описан на отдельной странице,


    Эта страница под названием 16.4A: Plant Growth распространяется под лицензией CC BY 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Джоном В. Кимбаллом с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        Джон В.