Типы корневых растений. Корневую систему растения образуют корни. Типы корневых систем

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Виды корней. Типы корневых систем. 6-й класс. Типы корневых растений


28. Типы корней и корневых систем.

По происхождению корневые системы могут быть 3-х типов:

  1. система главного корня состоит из главного, а также боковых корней второго и последующего порядков;

  2. система придаточных корней состоит из придаточных и их боковых ответвлений;

  3. смешанная корневая система состоит из системы главного корня и системы придаточных корней.

По форме различают 2 основных типа корневых систем:

  1. Стержневую, в которой главный корень сильно развит и четко выделяется среди остальных корней. Выделяют конусовидные (у моркови), репчатые (у свеклы), клубневидные ( у георгинов) корни. Характерны для двудольных растений.

  2. Мочковатую, в которой главный корень отсутствует или незаметен среди многочисленных придаточных корней. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки. Характерна для большинства однодольных растений. Сильно разветвленная корневая система образует огромную поглощающую поверхность.

29. Метаморфозы корней.

1)Бактериальные клубеньки на корнях бобовых, видимо, представляют собой измененные боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Эти бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают образование на них клубеньков.

2)Втягивающие корни могут укорачиваться у своего основания. Так как они прочно срастаются с почвой, то укорочение приводит к втягиванию побега (луковицы, корневища) в почву.

3)Запасающие корни обычно утолщены и сильно паренхиматизированы. Запасающая паренхима находится в первичной коре, древесине или сердцевине.

Сильно утолщенные придаточные корни георгина, чистяка, любки называют корневыми шишками.

У многих, чаще всего двулетних, стержнекорневых растений возникает образование, носящее название корнеплода(морковь, петрушка, сельдерей)

4)Воздушные корниобразуются у многих тропических эпифитов из семейств орхидных, ароидных, бромелиевых. Воздушные корни орхидей свободно висят в воздухе и приспособлены к поглощению влаги, попадающей на них в виде дождя или росы. На поверхности воздушных корней образуется веламен.

5)Дыхательные корни(пневматофоры)  хорошо развиты у некоторых тропических мангровых деревьев, обитающих по болотистым побережьям океанов, в полосе приливов и отливов (таксодиум или болотный кипарис).

6)Ходульные корни образуются у деревьев, живущих в тех же мангровых зарослях по берегам океанов, что и авиценния. У этих деревьев, например, образуются ризофоры, от стволов под углом отходят придаточные корни, которые, достигнув грунта, обильно разветвляются.

30.Микориза,типы и распространение.

Микориза – коровая часть корня в зоне всасывания.

Типы микоризы:

  1. Эктотрофная – гифы охватывают корень только снаружи, иногда проникая в межклетники коровой паренхимы( сосна, береза, дуб,ива)

  2. Эндотрофная- не образуется грибной чехол вокруг корня, корневые волоски не отмирают, но гифы проникают в корень и внедряются в клетки коровой паренхимы(цветковые).

studfiles.net

Типы корневых систем

Типы корневых систем

Всем известно, что любое растение закрепляется в почве благодаря корням. Кроме этого, данный важный подземный орган питает растение, обеспечивая его минеральными веществами. Корни растения бывают трех видов. Основным является главный корень, который появляется на растении первым. Затем на стебле (а у некоторых растений даже на листьях) появляются дополнительные корни. А позже от дополнительных и главного корней вырастают еще и боковые корешки. Вместе все виды корней составляют корневую систему растения.

Типы корневых систем у растений

Корневые системы всех растений делятся на два основных типа: стержневые и мочковатые. Как же определить, какой тип корневой системы у того или иного растения? Главной особенностью растений стержневого типа корневой системы состоит в том, что более всего у них развит главный корень. Такой тип корневой системы свойственен двудольным растениям. К ним относятся, например, одуванчик, подсолнух, фасоль, все они имеют стрежневую корневую систему. У березы, бука, груши и многих других плодовых деревьев корневая система такого же типа. Легко определить стержневую корневую систему у растений, выращенных из семени. Кроме этого, данный вид корневой системы имеется у растений с утолщенным главным корнем, например, у петрушки, моркови, свеклы и других.

Встречаются представители флоры, у которых главный корень либо отсутствует, либо же он почти незаметен среди дополнительных корней. При этом вся масса корней, а это дополнительные и боковые корешки, имеет вид мочки или пучка. Такой тип корневой системы называется мочковатый, характерен он в основном для однодольных растений. Яркими представителями растений, имеющих мочковатую корневую систему, являются кукуруза и рожь, пшеница и подорожник, чеснок и лук, гладиолус и тюльпан. Какой тип корневой системмыМочковатая корневая система очень разветвленная. К примеру, размер корней плодового дерева больше, чем диаметр его кроны, в 3-5 раз. А у осины корни разрастаются в разные стороны на целых 30 метров!

Обладая поистине неограниченной возможностью роста, корни растений в природе, тем не менее, не растут бесконечно. Это зависит от многих причин: недостаточное питание растения, присутствие в почве разветвленных корней других растений и т. д. Но при благоприятных условиях у растения может сформироваться очень много длинных корней. К примеру, известен случай, когда у озимой ржи, которая была выращена в теплице, длина всех корней составляла 623 км, а общая их поверхность была больше в 130 раз, чем поверхность всех надземных частей растения.

 

womanadvice.ru

Виды корней и типы корневых систем

виды корней и типы корневых систем

Вы замечали, что прополка некоторых сорняков на огороде не приносит никакой пользы? А бывает и так, что буквально через пару дней, казалось бы, полностью чистый участок покрывается зеленым ковром? Дело в том, что просто вырвать растение даже с куском корня не всегда решение проблемы. Для этого неплохо еще раз обратиться к школьному курсу и вспомнить виды корней и корневых систем.

Что нужно знать о видах корней и типах корневых систем?

Сначала мы «отделим зерна» и разберем, что различают несколько видов корней:

  • так называемый главный корень развивается именно от зародышевого корешка семечки, он всегда только один и сохраняется весь жизненный цикл любого растения;
  • среди видов корней придаточные могут образовываться на любых органах растений, начиная от листков и стеблей, заканчивая побегами;
  • боковые корни образуются на главном или придаточном корне, их особенность в практически горизонтальном положении.
виды корней и типы корневых систем 1

Теперь переходим к вопросу, какие бывают типы корневых систем. Все виды корней растения в совокупности мы называем корневой системой. И вот здесь и кроется причина неудач дачников. Если система стержневая, у нее четко виден главный корень, глубина его произрастания может достигать и 20 метров. Тот же осот или посевная люцерна своими корнями уходят очень глубоко в землю.

А есть типы корневой системы, когда все корневые виды развиваются примерно одинаково и нельзя выделить один основной корень. Такую мочковую систему вы увидите у пырея, овсяницы. Подобного рода культуры нужны для тех участков, где почва рыхлая и нуждается в буквальном уплотнении, что и достигается множеством плотно переплетенных корней.

виды корней и типы корневых систем 2

Но природа многогранна, и виды корней и корневых систем могут оказаться совершенно непривычными для нашего региона. Для многих тропических растений характерны типы корневой системы с видоизмененными корнями. Это воздушные корни, не растущие под землей. Иногда встречаются типы корневой системы с корнями-присосками. Эти корни буквально врастают в корни других растений. Есть также корни-зацепки, позволяющие подниматься вьющимся растениям на высоту. Встречаются у растений и типы корневых систем с нетипичными видами корней - дыхательными и опорными.

 

womanadvice.ru

Виды корней. Типы корневых систем. 6-й класс

Разделы: Биология

Учебник “БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения”, автор В.В. Пасечник

Цель: сформировать знания о видах корней и типах корневых систем и принадлежность к классам однодольных и двудольных.

Задачи:

- образовательная:

  • дать представление о вегетативном органе растения – корне, особенностях его внешнего строения, видах корней, типах корневых систем, функциях корня;
  • изучить особенности строения корневых систем однодольных и двудольных растений.

- развивающая:

  • развить навыки работы с биологическими терминами;
  • развить умения анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы, и применять теоретические знания на практике;
  • развивать практические навыки по их определению и распознаванию. совершенствовать навыки работы с гербарными и живыми объектами.

- воспитательная:

  • формировать познавательный интерес к предмету,
  • практические навыки коммуникативного общения;
  • развивать навыки самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи.

Тип урока: урок-исследование.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Методические приемы:

  • беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  • рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов;
  • лабораторная работа учащихся с гербарным материалом;
  • презентация;
  • заполнение кластера.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

  • Презентация по теме: “Виды корней. Типы корневых систем”

Раздаточный материал:

  • гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;
  • проросшие семена фасоли (на каждый стол), луковица.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.

Формируемые понятия:

  • корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни.

Подготовка урока

  • Материал урока готовился за 7-10 дней до занятия.

В подготовке материала непосредственно участвовали дети. Они под руководством учителя вырастили проростки фасоли а также прорастили луковицу. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, развивают логическое мышление.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие

- Здравствуйте, ребята /СЛАЙД 1/. Добрый день уважаемые гости. Я рада вас всех видеть. Какой у вас сегодня настрой? Вы готовы хорошо поработать? Подчеркните смайлик на вашем протоколе, который соответствует вашему настроению /СЛАЙД 2/. Для работы нам необходимы: учебник и протокол исследования, которые мы будем заполнять в ходе урока.

Презентация.

2. Актуализация знаний учащихся

По просьбе ученика закрепляем домашнее задание.

- Сначала для изучения нового материала необходимо повторить то, что изучали на прошлом уроке. Индивидуально будет работать у доски 1 ученик, а остальные поработают с тестом.

Опрос

1) Тест по теме “Строение семян” (самостоятельная работа с взаимопроверкой) /СЛАЙДЫ 3-4/ (Приложение 3).

2) Работа с текстом “Рассказ с биологическими ошибками” (индивидуальная работа, работает один у доски) /СЛАЙД 5/.

Рассказ с биологическими ошибками.

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и  питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Правильные ответы:

  1. Трехдольных растений не существует. Есть только однодольные и двудольные.
  2. Любое семя состоит из семенной кожуры и зародыша.
  3. Эндосперм имеют не все семена.
  4. Однодольные у пшеницы и кукурузы, двудольные у фасоли и тыквы.

3) Работа с рисунком (индивидуальная работа, 1 ученик у доски) /CЛАЙД 6/

Задание: 1.Отметить основные части семени. 2. К какому классу можно отнести семя данного растения?

На доске выполнен рисунок:

Ученик проверяет ученика

Проверка тестов. – Ребята, проверим тесты, поменявшись работами. Оцените работу своего товарища по критериям.

А теперь проверим работающих у доски. (работа с рисунком, с текстом)

Молодцы! Вы показали хорошие знания по пройденному материалу.

3. Мотивация и целеполагание.

Учитель: Что мы можем узнать о растении по семенам?

Ученик: Мы можем определить принадлежность растения к однодольным и двудольным.

Учитель: А всегда ли это возможно?

Ученик: Нет, так как мы не можем знать как выглядят семена всех растений, например, семена ириса, ландыша, которые были у нас в тесте. Может быть есть ещё другие признаки по которым можно определить принадлежность растений к классам?

Учитель: Как вы считаете, по каким признакам можно ещё определить класс растений? Обратите внимание на объекты, которые лежат у вас на столах. Ученики должны перечислить и обратить внимание на корни растений.

Ученик: А может быть по корням можно определить принадлежность к классу?

Учитель: Хорошо. Попробуйте сформулировать тему урока.

“Виды корней. Типы корневых систем”. /СЛАЙД 7/.

Учитель: А что вы хотите конкретно узнать?

Ученики: Устные ответы учеников.

- Я хочу узнать /СЛАЙД 8/ (Приложение 1)

Учитель: Ребята, чтобы вы смогли на уроке узнать все, что сейчас озвучили, необходимо поставить цели и задачи.

Ученик: узнать ....... и научиться.......

Учитель: Итак, ребята, мы попытаемся вместе научиться сегодня определять принадлежность растений к конкретному классу по корневым системам. А для этого проведем урок-исследование.

4. Изучение нового материал

Учитель: Две недели назад вы получили творческое задание: “Прорастить семена фасоли или гороха”. По результатам ваших исследований скажите: “Какой орган у растений появляется первым?”

Ученики: Корень.

Учитель: Давайте дадим слово Корнеевой Алене, которая приготовила презентацию своей творческой работы.

Презентация ученика /СЛАЙДЫ 9-12/.

Ученик: Я дома провела исследование по проращиванию семян фасоли и наблюдала следующее и сделала вывод: первым появляется корень, значит он главный орган у растения.

Учитель: А к каким органам цветковых растений относится корень?

Ученики: К вегетативным.

Учитель: А какие еще вегетативные органы у растений вы знаете?

Ученики: Стебель, лист... .

Учитель: А теперь давайте попробуем дать определение, что такое корень?

Ученики: Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

Учитель: Корень, как и любой другой орган, выполняет определенные функции. Зачем нужен корень?

Для того, чтобы узнать, какие функции он выполняет, вы поработаете в группах. Каждая группа получит текст, в котором речь идет об одной из функций корня. О какой именно, вы и должны выяснить.

Приложение 2.

Текст для 1 группы.

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь...” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Текст для 2 группы.

Корни некоторых растений разрастаются сильно в толщину и приобретают иногда диковинную форму. Такие корни называются корнеплодами. В корнеплодах могут откладываться сахара, тогда они имеют сладкий вкус. Такие корни характерны для моркови, сахарной свеклы.

Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетними. В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй год они используют питательные вещества: цветут и плодоносят.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Текст для 3 группы.

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Корень:

Соотнесите функцию корня, которую вы выяснили с рисунком на слайде и объясните. /СЛАЙД 13/

1. Опорная (закрепляет и удерживает растение в вертикальном положении) Рис. “Якорь”

2. Питающая (питает растения, всасывая воду и минеральные вещества). Рис. “Насос”

3. Запасающая (кладовая) – в корнях многих растений откладываются запасы питательных веществ. Рис. “Морковь и свекла”.

Учитель: По результатам наших первых исследований, заполните кластер - схему “Ось 1” в протоколе исследования.

Учитель: Давайте сделаем вывод по той части работы, которую мы выполнили. Мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения?

Учитель: Давайте разрешим ту проблему, которую вы поставили в начале урока, а именно какие бывают корни?

Пункт № 2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью (параграф №19), познакомьтесь с разновидностями корня. Заполните схему (ось 2) в протоколе исследования (парная работа). Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются /СЛАЙД 14-ТРЕНАЖЕР/.

А теперь посмотрите на проростки фасоли на ваших столах и найдите у них те корни, о которых мы говорили.

Учитель: Вместе все корни одного растения образуют корневую систему.

Корневая система – совокупность всех корней растения /СЛАЙД 15/.

Динамическая пауза /СЛАЙД 16/

Ну что работали хорошо, наверное, глазки устали. Давайте снимем напряжение и немножко отдохнем.

Учитель: А теперь посмотрите на проростки фасоли и луковицу и сравните их корневые системы?

Ученики: Они разные (Дети рассуждают).

Учитель: Значит и системы разные и подводит их к двум типам корневых систем.

/СЛАЙД 17 – ТРЕНАЖЕР/

Вопрос: Одинакова ли у них корневая система? (Нет). Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Давайте продолжим наше исследование.

Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем мы выполним лабораторную работу “Типы корневых систем”.

Лабораторная работа. “Типы корневых систем” (парная работа).

Ход работы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 19, пункт 3 “Типы корневых систем”), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3) (Приложение 1).

Можно ли определить по корневой системе принадлежность класса однодольных или двудольных?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель: Давайте вернемся к таблице и ответим на вопросы: “Что мы узнали”

1. Что такое корень?

2. Что такое корневая система?

3. Функция корня?

4. Виды корней?

5. Типы корневых систем?

6. Как по корневым системам определить принадлежность к классу однодольных и двудольных?

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Сегодня провели урок-исследование узнали, что существуют три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые корни растут от главного, а придаточные от стеблей листьев.

Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая. Цветковые растения класса однодольных имеют мочковатую корневую систему, а класса двудольные - стержневую, и научились определять растения уже по двум признакам: по числу семядолей и по корневой системе.

Учитель: Вы выполнили поставленные задачи в начале урока?

Комментирование и оценивание, благодарность учащихся за работу на уроке.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /СЛАЙД 18/.

Параграф 19

Задания на выбор:

- составить кроссворд;

- придумать вопросы к тексту параграфа;

- сочинить рассказ с ошибками по теме “Виды корней. Типы корневых систем

7. РЕФЛЕКСИЯ /СЛАЙД 19/.

Поделитесь своими мыслями, закончив фразы:

На уроке я узнал(а) _____________________________

Мне было интересно ___________________________

Мне было трудно ______________________________

Я хотел (а) еще узнать __________________________

СПАСИБО ЗА УРОК!!! /СЛАЙД 20/.

Список литературы:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Расиения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ Авт.-сост. Н.И. Глушакова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. “Бактерии. Грибы. Растения”. - 12-е издание., стереотип. М.: “Дрофа”, 2011.
  3. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Марина О.С. и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.

Список сайтов:

  1. http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_04%5D.swf;
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_03%5D.swf
  4. http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Корневая система | Ботаника. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В состав корневых систем входят главные, боковые и придаточные корни.

Типы корневых систем

Если корневая система состоит из главного корня и отходящих от него боковых, её называют системой главного корня. Такую систему имеют большинство двудольных растений. Если же основную массу корней составляют придаточные корни, а главный корень развит слабо, её называют мочковатой или системой придаточных корней. Такую корневую систему имеют злаки, осоки, луковичные растения. Если корневая система состоит из системы главного корня и возникающих на нижней части стебля придаточных корней, её называют смешанной или универсальной (подсолнух, фасоль) (рис. 17).

Развитие корневых систем

Степень развития корневой системы растения зависит как от его жизненной формы, видовых особенностей, так и от условий среды. Изменяя эти условия, можно регулировать процесс формирования корневой системы. Например, обрезая главный корень, можно заставить растения формировать корневую систему в основном за счёт боковых корней, благодаря чему она становится более мощной и широко разветвлённой. Окучивание растений влажной почвой стимулирует образование придаточных корней на нижней части стебля. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Рис. 17. Типы корневых систем: по форме: А, Б — стержневая; В, Г — мочковатая; по происхождению: А — система главного корня, Б, В — смешанная корневая система; Г — система придаточных корней; 1 — главный корень, 2 — боковые корни; 3 — придаточные корни; 4 — основания побегов

Глубина корневой системы

Корневые системы разных видов растений отличаются глубиной проникновения в почву. Близкий уровень грунтовых вод и плотная почва способствуют развитию поверхностных корневых систем, что характерно для большинства болотных растений. Многие растения сухих степей и пустынь развивают очень глубокую корневую систему. В то же время одно и то же растение в зависимости от почвенно-грунтовых условий развивает разную корневую систему. Например, сосна обыкновенная на болоте образует поверхностную корневую систему, а на умеренно влажных и сухих почвах — более мощную, состоящую из глубоко проникающего в почву главного корня и из длинных боковых корней.

На этой странице материал по темам:
  • Реферат на тему корневая система растений

  • Корневая система растения реферат

  • Смешанная корневая система примеры растений

  • Реферат на тему корень и корневая система

  • Корневая система растений доклад

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое корневая система?

  • Какие типы корневых систем бывают по происхождению?

  • В каких условиях развиваются поверхностные корневые системы?

  • Приведите примеры растений с поверхностными корневыми системами.

  • Какие приёмы стимулируют образование придаточных корней?

doklad-referat.ru

Корневую систему растения образуют корни. Типы корневых систем

Корень, являясь важнейшим органом, выполняет ряд незаменимых функций и достаточно разнообразен по особенностям строения. Без него жизнь растительных организмов практически была бы невозможна. В нашей статье подробно будет рассмотрена мочковатая у каких растений она развивается, какие характерные черты имеет и как помогает адаптироваться организмам к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Что такое корень

Корень представляет собой подземный орган растения. Очевидно, что у растений он не в единственном числе. И действительно, все корни одного организма отличаются по внешнему виду и особенностям развития. Различают три типа подземной части растений: главный, боковой и придаточный. Различить их не составит особого труда. Главный корень у растения всегда один. Он выделяется на фоне остальных размером и длиной. На нем растут боковые корни. Они достаточно многочисленны. А если корни растут прямо от побега, то они являются придаточными.

Функции корня

Без корня растение погибнет, поскольку его функции действительно жизненно важные. Прежде всего, это закрепление организмов в почве, обеспечение минерального питания и восходящего тока воды. При необходимости многие растения образуют Например, свекла, морковь и редис формируют корнеплоды. Это утолщения главного корня. В них накапливаются вода и запас необходимых веществ для переживания неблагоприятных условий.

Типы корневых систем

Корня одного типа растению недостаточно. Ведь от функционирования этого органа зависит жизнь всего организма. Поэтому у растения формируются корневые системы, состоящие из нескольких типов подземных органов. Они более эффективны. Основные типы корневых систем - это стержневая и мочковатая. Их основное отличие заключается в особенностях строения. К примеру, мочковатую корневую систему отличает маленькая глубина проникновения, а стержневая, наоборот, позволяет растениям получать воду со значительных глубин.

Стержневая корневая система

Само название данной структуры характеризует особенности ее строения. У нее есть ярко выраженный главный корень. Этим стержневая корневая система отличается от мочковатой. Благодаря этому растения, обладающие данной структурой, способны доставать воду с глубины в несколько десятков метров. От главного корня отходят боковые, что увеличивает поверхность всасывания.

Строение мочковатой корневой системы

Мочковатая корневая система состоит только из корней одного типа - придаточных. Они растут прямо от надземной части растения, поэтому образуют пучок. Обычно все они одной длины. Причем главный корень в начале развития все-таки вырастает. Однако впоследствии он отмирает. В результате остаются только те корни, которые отрастают от самого побега. Такой пучок в большинстве случаев достаточно мощный. Попробуйте вырвать руками растение пшеницы из влажной почвы - и вы увидите, что для этого необходимо приложить значительную силу. Иногда на придаточных корнях могут развиваться и боковые, что еще больше увеличивает диаметр, занимаемый данной системой.

Какие растения имеют мочковатую корневую систему

В процессе эволюции данная структура впервые появляется у представителей высших споровых растений - папоротниковидных, плаунов и хвощей. Поскольку у большинства из них тело представлено подземным видоизменением побега, а именно корневищем, от него отрастают придаточные корни. Это большой шаг вперед в филогенезе растительных организмов, поскольку водоросли и другие представители споровых имели только ризоиды. Эти образования не имели тканей и выполняли лишь функцию прикрепления к субстрату.

Мочковатую корневую систему имеют и все растения, которые относятся к классу Однодольные. Наряду с отсутствием камбия, дуговым или и другими признаками, это является их систематическим признаком. Данный класс представлен несколькими семействами. Например, у Лилейных и Луковых образуется характерное видоизменение побега. Это утолщенный подземный стебель, в котором запасаются вода и все необходимые минеральные вещества. Он называется луковица. От нее и отрастают пучки придаточных корней. Рис, пшеница, кукуруза, рожь, ячмень являются представителями Для них также характерна мочковатая корневая система. Примеры этой структуры - это также георгин, аспарагус, батат, чистяк. Их придаточные корни в значительной степени утолщены и приобретают клубневидную форму. В них также накапливаются питательные вещества. Называются такие видоизменения корневыми клубнями. Опорные, дыхательные, присоски и прицепки также отрастают от побега. Поэтому их также можно считать видозменением мочковатой корневой системы. Например, лианы при помощи корней-прицепок могут расти даже на вертикальной поверхности. А орхидеи впитывают влагу прямо из воздуха. Это осуществляют придаточные дыхательные корни. Особое видоизменение образуется у кукурузы. Это опорные корни. Они окружают нижнюю часть стебля и поддерживают мощный побег с тяжелыми плодами-початками.

Преимущества и недостатки мочковатой корневой системы

Мочковатую корневую систему имеют растения, которым не приходится добывать влагу со значительной глубины. Это в значительной степени отличает ее от другой подобной структуры - стержневой. В ней хорошо развит главный корень, способный проникать на десятки метров вглубь почвы. Эта характерный признак для всех растений класса Двудольные. Но у мочковатой корневой системы есть и преимущества. К примеру, она способна занимать значительную площадь, что увеличивает поверхность всасывания. У пшеницы мочковатая корневая система в диаметре занимает до 126 см с длиной до отметки 120. Степень развития данной структуры полностью зависит от условий окружающей среды. В рыхлой почве у кукурузы придаточные корни могут разрастаться в радиусе 2 м, у яблони до 15 и более. При этом и глубина проникновения вполне значительна. У некоторых сорняков она достигает 6 м. Поэтому от них так сложно избавиться. Если же почва плотная, а содержание кислорода в ней недостаточно, то практически все придаточные корни располагаются в ее поверхностном слое.

Итак, мочковатая корневая система имеет ряд характерных особенностей. Она характерна для растений класса Однодольные: семейств Злаковые, Луковые и Лилейные. Данная структура состоит из придаточных корней, которые отрастают от побега пучком, занимая значительную площадь.

«Строение листа растения» - Развивать умение работать в группах. Тема урока: «Лист. Ответ на вопрос, поставленный перед просмотром. Рассказать о разнообразии листьев в зависимости от наличия черешка. Повторение и закрепление учебного материала. Вспомнить части строения вегетативной почки растения. Выбрать верные утверждения. Объект для рассматривания и зарисовывания в тетрадь (демонстрационный вариант - показать все).

«Биология Соцветия» - Вишня. Сложные(на главной оси – небольшие соцветия). Подорожник. Сныть. Простые(на главной цветки – по одному). Морковь. Сирень. Презентация к уроку в 6 классе на тему: Соцветия. Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия? Сложная кисть (метелка). Примула. Примула сныть.

«Распространение плодов и семян» - Распространение плодов и семян. У осины. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода. Загадки о распространении семян. Разнос семян у орхидей. У иван-чая. Закрепление знаний. Ива Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень. Лопух Череда Подорожник Амброзия Рябина Вишня Черёмуха…. Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты.

«Побег биология» - Пол. Веге гене. Образование кроны. Сосуды - мин. Рост. 270

«Семя плод» - Но у многих растений в завязи много семязачатков. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Односемянные и многосемянные плоды. Различают плоды и по строению околоплодника. Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные.

«Строение листа» - Влияние среды на строение листа. Теневой лист. МОУ «Бакчарская СОШ» учитель биологии О.И.Андросова. Проверьте свои знания. Выберите признаки, характерные для кактусов. Листья растений влажных мест обитания - гидрофитов. Листья - ловушки. Листья - иголки. Сочные листья очитка и молодила. Восковый налет, мелкие листья.

Всего в теме 8 презентаций

Корень - это осевой подземный орган.

Основные функции корня: обеспечивает закрепление растения в почве, всасывание почвенного водного раствора солей и транспорт его к надземным частям растения.

Дополнительные функции: запасание питательных веществ, фотосинтез, дыхание, вегетативное размножение, выделение, симбиоз с микроорганизмами, грибами. Первые настоящие корни появились у папоротникообразных.

Зародыш корня называется зародышевым корнем и закладывается одновременно с почкой в зародыше семени.

У растений различают:

Главный корень. Он образуется из зародышевого и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.

Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 2-го, 3-го и т. д. порядка.

Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая система имеет хорошо развитый главный корень, который развивается из зародышевого и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину.

Мочковатая корневая система образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней отсутствует. Формируется мочковатая корневая система во время кущения. На подземной части стебля при этом образуется узел кущения, из которого развиваются дополнительные побеги, то есть происходит подземное ветвление стебля, с многочисленными дополнительными корнями.

Тип корневой системы является таксономическим признаком: для двудольных характерна преимущественно стержневая корневая система, для однодольных и некоторых травянистых двудольных - мочковатая.

У однодольных растений при прорастании семени главный корень отмирает или развивается слабо, а из тканей стебля прорастают дополнительные, которые образуют мочковатую корневую систему.

Поверхность корневой системы значительно больше, чем поверхность надземной части. У разных видов растений различаются число и длина корней. Особенно глубоко проникает в почву стержневая корневая система. Например, корни осота проникают в почву на глубину 6 м, у люцерны посевной - на 10-12 м, у деревьев - еще глубже (свыше 20 м).

Человек использует знания по формированию корневых систем при пересаживании рассады овощных и декоративных культур. Чем лучше развита корневая система у растений, тем больше площадь питания, надземная часть растения, то есть можно получить больший урожай. У проростка отщепляется кончик главного корня, чтобы усилить ветвление за счет образования новых, разрастания боковых корней. Этот способ получил название пикирования (от франц. пика, пикетка- копье).

Свойство растений - разрастание корневых систем в почве - используют для закрепления оврагов, подвижных песков.

Видоизменения корня. Вследствие обретения новых функций органы способны видоизменяться.

Корнеплод - утолщение главного корня, связанное с отложением в нем запаса питательных веществ (морковь, свекла, редис и т. п.).

Корневые клубни (корнеклубни) - утолщение боковых или дополнительных корней, связанное с отложением запаса питательных веществ (батат, георгин и т. п.).

Дыхательные корни (пневматофоры). Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью воды, почвы. Формируются у растений (мангровые деревья), которые растут на чрезмерно увлажненных почвах, болотах, с низким содержанием кислорода. Поэтому растения с помощью таких корней получают кислород непосредственно из воздуха. Дыхательные корни богаты аэренхимой.

Корни-прицепки.Это дополнительные короткие корни, которые развиваются на растениях с вьющимся стеблем (плющ, фикус цепкий и т. п.), которые плетутся вверх. Корни растут на стебле. С их помощью растение цепляется за трещины, опоры и поднимается выше.

Ходульные корни. Образуются на надземных побегах. Они закрепляются в почве и помогают растению (баньян, кукуруза и т. п.) удерживаться.

Опорные корни. Встречаются у больших деревьев (вяз, бук, тополь, тропические и т.п.). Представляют собой боковые корни. На боковых корнях, которые проходят возле поверхности почвы, развиваются плоские треугольные и прилегающие к стволу вертикальные надземные отростки, которые напоминают доски, прислоненные к деревьям.

Втяжные, или контрактильные корни. У некоторых растений происходит резкое сокращение корня в продольном направлении у его основания (например, у растений, которые имеют луковицы). Втяжные корни распространены у покрытосеменных растений. Они обусловливают плотное прилегание к земле розеток (например, у подорожника, одуванчика и т. п.), подземное положение корневой шейки и вертикального корневища, обеспечивают некоторое углубление клубней. Таким образом, втяжные корни помогают побегам находить наилучшую глубину залегания в почве. Втяжные корни в Арктике обеспечивают переживание неблагоприятного зимнего периода цветочными почками.

Корневые системы способны улучшать свое питание благодаря взаимодействию с микроорганизмами - грибами, бактериями, водорослями. Симбиоз корней цветочных растений с грибами называется микоризой, с бактериями - бактериоризой. Почвенный слой толщиной 2-3 мм вокруг корней растений образует ризосферу. Корни выделяют в ризосферу вещества, которые привлекают микроорганизмы.

В клетках корней некоторых растений (бобовые, березовые и т. п.) поселяются клубеньковые бактерии, которые своими выделениями вызывают разрастание паренхимы и образование клубеньков на корнях. Клубеньковые бактерии способны фиксировать атмосферный азот в виде соединений, которые могут усваиваться растениями (нитратов, нитритов). Часть азотных соединений усваивается растением, а часть остается в почве. Бобовые растения используют в сельском хозяйстве для обогащения почв азотистыми соединениями.



fitsmed.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта