Тема растения биология. Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология. 6 класс. Урок №1.Тема урока: Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений, их значение. Тема растения биология


Биология растений. Биология

Введение: место биологии растений в системе биологических наук и ее роль в решении глобальных задач человечества

Биология растений

Биологию часто называют наукой 21 века. И действительно, ϶ᴛᴏ один из самых быстро развивающихся разделов современною естествознания.

В случае если многие важные математические закономерности были известны еще в античном мире, а наиболее бурный европейский период в развитии математики, связанный с работами К. Гаусса и Л. Эйлера, приходится на 18 и середину 19 в., если важнейшие открытия в области физики и химии (расщепление атомного ядра, создание квантовой теории, работы Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова) сделаны на рубеже 19 и 20 вв. либо в самом начале 20 в., то открытия, резко изменившие облик современной биологии, а именно расшифровка структуры ДНК, генетического кода, механизма биосинтеза белка и регуляции активности гена, сделаны уже во второй половине 20 в., причем данные открытия оказались настолько важны, что полностью изменили облик всех разделов биологии, в т.ч. и биологии растений.

Длительное время, вплоть до середины 19 в., биология растений, или ботаника, была в основном описательной наукой. Усилия ученых-ботаников были сосредоточены в основном на описании строения и классификации растений, но открытия середины 20 в. в области биохимии и молекулярной биологии, а также развитие генетических и экологических представлений превратили биологию растений из чисто описательной науки в один из интереснейших разделов современной биологии.

С развитием биологии растений связано решение таких глобальных задач, как обеспечение человечества продуктами питания, сырьем и энергией, решение стоящих перед человечеством экологических проблем и вопросов, связанных с охраной здоровья человека. От понимания жизни растений и разработки научно обоснованных путей их рационального использования зависит в настоящее время не только экономическое процветание, но, возможно, и само существование человечества на Земле.

Растения — основа жизни на Земле. Еще К.А. Тимирязев называл растения космическим мостом между Землей и Солнцем. Зеленые растения создают в процессе фотосинтеза органические вещества, аккумулирующие энергию солнечного света, кᴏᴛᴏᴩые, в ϲʙᴏю очередь, служат пищей (т.е. источником энергии и материалом для построения тела) для всех остальных обитателей Земли. В процессе фотосинтеза зеленые растения вырабатывают кислород, необходимый для дыхания подавляющего большинства живых организмов. В верхних слоях атмосферы выделяемый в процессе фотосинтеза кислород превращается в озон. Образующийся таким образом озоновый экран защищает Землю от губительного для всего живого жесткого ультрафиолетового излучения Солнца.

Подчеркивая роль фотосинтезирующих организмов в жизни Земли, К.А. Тимирязев повествовал, что фотосинтез «϶ᴛᴏ процесс, от кᴏᴛᴏᴩого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете».

Растения будут не только основой жизни на Земле, но и фундаментом человеческой цивилизации. Как известно, первыми занятиями древнею человека были охота и собирательство. При относительно низкой численности населения и богатых охотничьих угодьях охотничьи племена могли процветать, однако достичь высокого уровня культуры они не смогли, поскольку охота и собирательство славили человека в исключительную зависимость от сил природы. Подняться над силами природы, обеспечив себя относительно стабильным источником питания, человек сумел исключительно с появлением домашних животных и культурных растений, причем ведущую роль в развитии человеческой цивилизации сыграло именно «приручение» растений.

В случае если мы представим себе скотоводческое племя, в воображении невольно возникают стада домашних животных, волоки или нарты с поклажей, временные жилища — палатки или юрты, покрытые шкурами и относительно примитивные орудия труда (каменные ножи и топоры, костяные крючки и иглы). Такой была культура неолита, сохранившаяся практически неизменной в течение тысячелетий, вплоть до 19-20 вв. у народов Крайнего Севера, Африки, Южной Америки. Отдельные черты ϶ᴛᴏй культуры можно и сейчас наблюдать у скотоводов Крайнего Севера, Монголии и Средней Азии. Необходимость постоянно кочевать в поисках пастбищ для животных не позволяет скотоводческим племенам подняться на более высокий уровень цивилизации, поскольку препятствует развитию ремесел, основанных на сложных длительных технологиях.

Развитие цивилизации в современном понимании ϶ᴛᴏго слова, начинается только с возникновением земледелия. У земледельческих племен рядом с возделанными нолями возникают деревни — места постоянного поселения с жилищами, в кᴏᴛᴏᴩых можно жить годами, а иногда и столетиями. Стоит отметить, что оседлый образ жизни создает возможность создания таких сложных и длительных технологических процессов, как выплавка и обработка металлов, гончарное производство, ткачество.

Земледелие концентрирует огромные массы населения в местах с особенно плодородной почвой, где ноля из года в год удобряются за счет разлива рек — в долине Нила, в Междуречье между Тигром и Евфратом, в долинах Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Так возникают цивилизации Древнею Египта, Междуречья (Не стоит забывать, что вавилон, Ассирия), Древней Индии и Ки тая, в кᴏᴛᴏᴩых впервые побудет государство, а вместе с ними чиновники и армия, дворцы и храмы, ремесла, науки и искусства.

Египетские пирамиды и греческий Парфенон, древнеримский Колизей и средневековый замок на горе, рабы и рабовладельцы, искусство Возрождения и ракеты, поднимающиеся в космос, тирания и демократия, войны и революции — все взлеты и падения человечества, связанные с развитием цивилизации, в конечном счете вырастают из маленького «прирученного» древним земледельцем зерна.

Порою кажется, что в настоящее время значение сельского хозяйства в развитии человечества уменьшилось. Первенство на мировой арене занимают страны с высоким уровнем промышленного развития, а страны, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукциитрадиционно отстают в ϲʙᴏем развитии. При этом и сейчас умение решать проблемы, связанные с обеспечением населения продуктами питания, будет одним из важнейших элементов независимой политики и высокого престижа государства на международной арене. Так, Соединенные Штаты Америки не только одна из самых промышленно развитых стран в мире, но и крупнейший поставщик на мировой рынок зерна и других продуктов сельского хозяйства. При всем этом недостаточное производство продуктов питания отрицательно сказывается на международном престиже страны, ее внутренней и международной политике, что особенно остро пробудет в сложной международной обстановке, в условиях социальных потрясений: голод после Первой мировой войны в Германии, ощутимая нехватка продовольствия во время Первой и Второй мировой войны в Великобритании и, наконец, ощутимая нехватка продовольствия во время Первой и Второй мировых войн, голод в период гражданской войны и коллективизации и постоянные, обостряющие социальную напряженность проблемы с сельским хозяйством в России.

Низкий уровень развития сельскою хозяйства и постоянный дефицит продуктов питания может поставить страну буквально в рабскую зависимость от поставщиков продовольствия и импортеров производимого в стране сырья. Ярким примером подобной ситуации будет Боливия. Колебания цен на олово на рынках США неоднократно ставили эту страну на грань экономической катастрофы.

Обеспечение населения продуктами питания — одна из сложнейших задач, стоящих перед всем человечеством. В связи с данным колоссальные усилия генетиков и селекционеров во всем мире направлены на получение новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных растений, устойчивых к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Стоит отметить, что особое внимание уделяется селекции зерновых культур, особенно пшеницы. Внедрение новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных растений (в первую очередь короткостебельной мексиканской пшеницы) и новейших методов агротехники, получившее название «зеленой революции», позволило существенно снизить остроту продовольственной проблемы в целом ряде развивающихся стран, в первую очередь в Индии, Китае и Пакистане.

Помимо продовольственного, человечеству в самое ближайшее время угрожает и энергетический кризис. Запасы минерального сырья, в первую очередь нефти и газа, ограничены и близки к истощению. При всем этом растения путем фотосинтеза производят ежегодно огромное количество органического вещества, кᴏᴛᴏᴩое в будущем человечество сможет использовать в качестве энергетического сырья. Подобный эксперимент уже проводится в Бразилии, где из отходов сахарного тростника в промышленных масштабах получают спирт, кᴏᴛᴏᴩый используется как топливо для автомобилей. Преимуществом использования спирта в качестве топлива будет не только экономия нефтепродуктов, но и его полная экологическая безопасность, поскольку в отличие от нефтепродуктов, образующих при сгорании множество ядовитых, в т.ч. и канцерогенных (вызывающих развитие злокачественных опухолей) веществ, спирт при сгорании полностью распадается на углекислый газ и воду.

Возможно, в недалеком будущем одним из важнейших источников энергии для всего человечества станет управляемый процесс фотосинтеза, кᴏᴛᴏᴩый интенсивно изучается в ведущих биологических лабораториях мира. В процессе фотосинтеза растения используют около 1% энергии падающего на них света. При этом существует принципиальная возможность с помощью методов генной и белковой инженерии сделать фотосинтез более эффективным, повысить его коэффициент полезного действия. Достаточно научиться управлять процессом фотолиза — распада воды на кислород и водород под действием солнечного света и человечество будет обеспечено прекрасным, экологически чистым водородным топливом.

Не стоит забывать, что важное значение в жизни современного человечества имеет и использование леса. Дерево — прекрасный строительный материал и сырье для производства бумаги, а продукты переработки древесины могут быть использованы в химической и фармацевтической промышленности. В странах Северной Европы отработана технология культивирования деревьев на специальных плантациях, что позволяет повысить эффективность и экономичность заготовки древесины, не разрушая при ϶ᴛᴏм естественных лесов.

Не стоит забывать, что важная роль в решении проблем, связанных с сохранением здоровья населения, принадлежит лекарственным растениям. С древнейших времен человек изучал, собирал и использовал лекарственные растения. Сотни лекарственных растений приме- мяли уже в Древнем Египте и Не стоит забывать, что вавилоне. Интерес к их использованию в последнее время постоянно повышается, что связано с более мягким, избирательным действием лекарственных растений (в сравнении с химическими препаратами) на организм человека и способностью многих из них стимулировать защитные силы организма, в первую очередь иммунную и эндокринную системы.

Прогресс современной биологии растений во многом связан с использованием новейших методов генной и клеточной инженерии. В телевизионной рекламе одно время час то демонстрировали очень интересный рекламный ролик про «бесконечно вкусный апельсин», от кᴏᴛᴏᴩого постоянно отрезают дольки, но он, тем не менее продолжает бесконечно расти.

В подобной картине в принципе нет ничего невозможного. Современные методы клеточной инженерии позволяют выращивать культуры растительных клеток (например, клеток мякоти апельсина) из одной-единственной клетки исходного растения на искусственных питательных средах, в т.ч. и в непрерывном режиме, когда клетки можно постоянно отбирать и использовать, а они будут продолжать расти и размножаться. Разумеется, апельсины подобным образом не выращивают, поскольку получение их таким способом пока еще слишком дорого, но биомассу корня женьшеня для нужд фармацевтической промышленности получают именно таким методом. А ведь совсем недавно, еще в начале 20 в., корень женьшеня ценился значительно дороже золота, и на его поиски охотники на годы уходили в тайгу.

Культивирование отдельных растительных клеток, искусственное проращивание пыльцевых зерен с целью получения гомозиготных растений, искусственное соединение хромосом от нескольких, иногда очень отдаленных, родительских форм в одном ядре и, наконец, встраивание в геном растения отдельных генов других организмов, например бактерий, кодирующих полезные для человека признаки, — все данные методы генной и клеточной инженерии позволяют резко (в 2-3 раза) сократить время получения новых сортов культурных растений и создавать растения с новыми, неожиданными ϲʙᴏйствами, кᴏᴛᴏᴩые невозможно получить методами классической селекции. В задачи клеточной инженерии входит и получение здоровых «безвирусных» клонов растений.

И наконец, без знания биологии растений и экологии растительных сообществ невозможно решение стоящих перед человечеством экологических проблем. Хищническая вырубка лесов и безграмотное ведение сельскохозяйственных работ приводят к засолению, эрозии почвы и опустыниванию. Применение на огромных площадях инсектицидов, гербицидов и других агрохимикатов угрожает человечеству такими катастрофическими для всей Земли последствиями, как нарушение водного и кислородного баланса, разрушение озонового экрана, глобальное опустынивание и, наконец, разрушение генетического фонда человечества, сопровождающееся ростом онкологических и наследственных заболеваний.

Разрушение естественных растительных сообществ часто необратимо. Так, вырубка тропических лесов для создания плантаций сельскохозяйственных культур (например, бананов) позволяет эксплуатировать землю в течение всего 5-6 лет, после чего на истощенной земле не могут расти не только культурные, но и многие дикие растения. Влажный тропический лес на вырубке не восстанавливается.

Уничтожение растительных сообществ влечет за собой и гибель населяющих их животных. Так, реликтовые эвкалиптовые леса Австралии, несмотря на все протесты защитников природы, продолжают вырубать. Уникальный животный мир эвкалиптовых лесов гибнет. Под угрозой исчезновения находи тся, в частности, сумчатый медведь коала.

Выход из экологического кризиса — задача не только отдельных стран и регионов мира, ϶ᴛᴏ задача всего человечества. Без серьезных усилий политиков и экономистов решение экологических проблем невозможно, но обосновать данные решения призвана научная экология, в первую очередь экология растений.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что биология растений будет неотъемлемой частью грандиозного здания современной биологии. С ее развитием связано решение важнейших задач человечества. Знание основ биологии растений крайне важно каждому члену общества, прежде всего специалистам биологического профиля — врачам, микробиологам, фармакологам, генетикам, агрономам, ветеринарам и др.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Урок по биологии на тему "Растения"

Тема урока: обобщение по теме «Растения»

Цель урока:

Обобщить знания учащихся по теме «Растения», выяснить роль растений в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли растений в природе и жизни человека.

Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.

Воспитательные - Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы;

Тип урока: урок-обобщение

Оборудование. Гербарий, карточки с заданиями, кроссворд.

Методы и приёмы. Работа с карточками, с книгой (самостоятельная работа), парная форма работы, индивидуальный опрос у доски, беседа, работа с техническими средствами обучения, использование игровой технологии.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Итак, ребята, прежде чем начать урок, я хочу определить ваше эмоциональное состояние. Пред вами сигнальные карточки. Если у вас настроение радостное, то поднимите красную карточку, если приятное, то желтую карточку, если грустное, то синюю.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – состязание. Хочу начать наш урок с высказывания В. Г. Белинского:

«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».

Итак, ребята, сегодня мы повторим и покажем свои знания по теме: «Растения».

  1. Повторение и обобщение изученного.

  1. Разминка. Собрать 3 цветка. 1-признаки однодольных, 2-признаки двудольных, 3-царства 2 мин

  1. мочковатая корневая система

  2. параллельное жилкование листьев

  3. зародыши семян имеют две семядоли

  4. стержневая корневая система

  5. зародыш семени с одной семядолей

  6. дуговое жилкование

  7. все корни придаточные

  8. жилкование листьев сетчатое

  9. число частей цветка кратно четырем или пяти

  10. число частей цветка кратно трем.

  1. Работа по карточкам. Строение растительной клетки. Взаимопроверка. 5 мин

  2. Фронтальный опрос:

Какие виды овощных культур вы знаете?

Какое значение они имеют для человека?

Зачем выращивают комнатные растения?

Какие лекарственные растения вы знаете?

Какие технические растения вы знаете? 3 мин

  1. Установи соответствие. Распредели растения по группам.

лекарственные

технические

  1. картофель

  2. одуванчик

  3. хлопчатник

  4. подорожник

  5. облепиха

  6. ромашка

  7. мята

  8. свекла

  9. лен

  10. календула

  11. алоэ

  12. клещевина

5. Выполнение лабораторной работы. Работа с гербарием.

6. А теперь давайте вспомним органы цветковых растений. Заполнить таблицу: да или нет

да

нет

Должна получиться правильная кривая.

1. Часть тела растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции, называется орган. (да)

2. Корневые системы бывают только стержневые. (нет)

3. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется стержневая. (да)

4. Пшеница, рис, лук, имеют стержневую корневую систему. (нет)

5. Корни бывают главные, боковые и придаточные. (да)

6. Пестик состоит из рыльца (нет)

7. Пыльник и тычиночная нить – составные части тычинки. (да)

8. Группа цветков, расположенных в определенном порядке, называется стебель (нет)

9. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются двудольные. (да)

10. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю, называются двудольные. (нет)

Самоконроль.

да

х

х

х

х

х

нет

х

х

х

х

х

7. Мы с вами повторили признаки однодольных и двудольных растений, теперь повторим семейства. Сделаем это с помощью кроссворда.

1. Растение семейства розоцветные с особым плодом, представляющим мясистое цветоложе с мелкими зернами. (земляника)

2. Кустарниковое растение из семейства розоцветные с красными или черными ягодами. (смородина)

3. Растение из семейства пасленовые. (перец)

4. Двулетнее травянистое растение семейства маревые с мясистым корнеплодом (Свекла)

5. Плодовое дерево семейства розоцветные. (Яблоня)

6. Крупноплодное однолетнее травянистое растение из семейства бахчевые. (Тыква)

7. Растение семейства пасленовые класса двудольные. Его Родина – Южная Америка. (картофель)

8. Подведение итогов.

«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…» - запомните эти слова, ребята, помните их всегда, всю жизнь, и выполняйте это правило.

Берегите растения и животных, берегите свою жизнь, берегите жизнь на нашей Земле.

9. Д/з

infourok.ru

Анализ раздела «Растения» школьной биологии.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Цель дать учащимся знания основ науки о растениях, сформировать доступные понятия о закономерностях строения, жизни, развития и разнообразия растений, а также привить умения и навыки по наблюдению и экспериментированию над растениями в лаб.работах, в уголке живой природе, на природе.

Весь процесс воспит. обуч-я ботанике проходит с учетом возрастных особ-тей уч-ся. Внимание учащихся 5-х классов не может долго задерживаться на одной теме, на длит. работе одним методом. Их привлекает интересный мат-л и смена методов его подачи. Уч-ся этого возраста свойственно запоминание мат-ла логически связанного, осмысленного и интересного. В связи с этим начинает преобл. интерес к объяснению явлений, причинным связям. И мышление уже развивается в сторону рассуждений, доказательств, обобщений. Тем самым начинает проявляться спос-ть к логич. самост. мышлению. Сод-е курса и его место в последоват-м изучении других биол. курсов связано с психическим развитием уч-ся, и определяет специфику методики преподавания ботаники.

В 5 классе на основе наблюдений и несложных опытов учащиеся получают общее понятие о растении в целом.После краткого введения о значении растений в жизни человека, народном хозяйстве и месте их в природе сообщаются элементарные сведенья о ботанике как науке. Затем учащиеся сосредотачивают внимание на цветковом растении и его органах.

В 6 классе проводится сравнение и обобщение знаний о растениях, тканях растений, клеточном строении. В дальнейшем предусматривается изучение органов и системы органов растений – корня, побега, стебля, листа, плодов.  Вегетативное размножение изучается после темы ,,Стебель,, т.к. вегетативное размножение происходит побегами подземными и наземными, ветками, почками. Изучение вопросов семенного размножения растений проводится в теме ,,Цветок,,. Последняя тема курса ,,Растение – целостный организм,, повторяет, обобщает, заключает изучение цветкового растения в целом. Учащиеся знакомятся с обменом веществ и накоплением орг. вещества, дыханием, питанием растений. Сообщаются сведенья о водном, минеральном, тепловом и воздушном режиме выращивания растений.

В 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием и классификацией растений цветковых и споровых, различием и усложнением их строения в процессе эволюции, биологической приспособленностью к среде. В заключение курса дают понятия о растительном сообществе, роли лесов, охране растительного покрова.

Вывод-содержание этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привития самостоятельности, трудолюбия, заботливого отношения к природе.

students-library.com

"Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

Разделы: Биология

Цели:

  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
  • провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Оборудование:

  1. Плоские модели растений (хламидомонада, ламинария, кукушкин лен, сосна)
  2. Цветные карточки – 6 шт. для проведения теста по методу Брунера.
  3. Магнитная модель развития растительного мира из цветных плоских картинок.
  4. Магнитная доска.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Интерактивная доска.

Ход урока

I. Оргмомент. (Слайд № 1.) Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.

II. Вступительное слово учителя. (Слайд № 2.)

- Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака, записанных на доске:

Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства!

- Прочитайте эти строчки еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы…
  2. Человек-это часть природы…
  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…
  4. Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…
  5. Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?..

- А вас эти вопросы волнуют?

- А какие именно?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

Задание. (Слайд № 3.)

- Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.

(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

- Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (Слайд № 4.)

- И перед всеми нами встают общие задачи (Слайд № 5.):

Определить основные этапы развития растений;

Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

- Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике:

Задание №1: “Что это за растение?” Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют, а я пишу названия растений на доске. (Слайд № 6.)

Задание №2: “Четвертый лишний”. Из названий растений, записанных на доске, найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.

Ответы детей (примерные):

  1. Хламидомонада – одноклеточный организм.
  2. Сосна – хорошо выражены подземные вегетативные органы, половое размножение, семя.
  3. Хламидомонада - есть жгутики для передвижения, гетеротрофный организм
  4. Ламинария – бурого цвета, съедобна, обитает в морях и океанах.

Задание №3: – Разделите растения на группы по каким - либо схожим признакам.

Ответы детей (примерные):

  1. по способу питания…
  2. по способу размножения…
  3. по способу обитания (вода-суша)…
  4. сосна – дерево…
  5. по клеточному строению…
  6. по наличию дифференциации тканей и т.д... 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения

Задание №4:– тест по методу Брунера:

- Приготовьте карточки.

Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный - (+).

(Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

водоросли – голубой цвет;

мхи – зеленый цвет;

папоротники – коричневый цвет;

голосеменные – желтый цвет;

все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен.
  2. Хлорелла.
  3. Подсолнечник.
  4. Ель.
  5. Запасают влаги намного больше своего веса.
  6. Сфагнум.
  7. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
  8. Сформировали на Земле месторождения каменного угля.
  9. Орган размножения – шишка.
  10. Имеют орган размножения – заросток.
  11. Имеют плод.
  12. Улотрикс.
  13. Размножаются независимо от воды.
  14. Органы размножения: пестик и тычинка.
  15. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.
  16. Орляк.
  17. Орёл! (Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )

- Кто не сделал ни одной ошибки - оценка “5”, до 3-х ошибок –“4”, свыше 3-х- “3”.

Задание №5: Работа с таблицей № 1. (Слайд № 7.)

Приложение

- Что можете сказать, глядя на эту табличку?

- А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира. )

- А что такое “эволюция”? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. - Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

- Где приходилось слышать вам это слово?

- А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

- Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так - “Эволюция растительного мира”.

IV. Новый материал.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты
  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
  • Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле. (Слайд № 8.)

Развитие растительного мира на Земле.

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
1. Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2. Возникновение и господство водорослей Водная 1,5-2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

- Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.

- А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?

- Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

Ответ ученика:

- Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

- В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

Ответ ученика:

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4. Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5. Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика:

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”.

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. л. назад
Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство порыто -семенных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

V. Домашнее задание (Слайд № 9.) :

Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.

VI. Подведение итогов (Слайд № 10.):

- А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?

Ответ ученика: Палеоботаника - это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох.

По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

- Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”

И пытливый ум находит эти ответы (Слайд № 11.):

“Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые”

Д. Хевелси.

- А вы себя почувствовали счастливыми? В чем счастье? Почему? (Подведение итогов урока.)

Даю общую оценку работе учеников на уроке.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обобщение по теме «Растения» - биология, уроки

Урок № 53

Тема: Обобщение по теме «Растения»

Задачи: Обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Растения», подготовиться к контрольному уроку; формировать познавательный интерес к предмету и повышать учебную мотивацию через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Оборудование: слайды, модель цветка, фотографии.

Ход урока:

Обобщение знаний – подготовка к восхождению вершины. 1 этап – организационный. На учительском столе комнатные растения. Ребята, что это? А как назвать правильно? Растение, как и другие живые организмы, имеет органы. Какие? (перечисляют) Сегодня, в ходе урока мы начнем готовиться к экспедиции «Царство растений». Ребята, с чего начинается подготовка к экспедиции? Предложите ваш план действия. (Ребята высказывают свое мнение). Молодцы! За правильные действия каждый из вас будет получать жетоны. Если за весь урок наберете 6 и более жетонов, получаете отметку –«5», 4-5 жетонов – «4». 2 этап урока – основная часть. Итак, воплощаем в действие свои планы, на два урока мы становимся альпинистами. 1. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу» На экране находятся облака, под которыми таблички с названиями основных терминов и понятий темы. Учащиеся должны дать четкое определение или составить предложение с соответствующим термином. Ребята по очереди отодвигают облако, под которым находится термин (за каждый правильный ответ – жетон).

Термины: фотосинтез, хлорофилл, размножение, одноклеточные, многоклеточные, нецветковые, цветковые, дикорастущие, культурные, корень, лист, стебель, цветок, зерновые, овощные, плодовые, технические, декоративные, Красная книга.

2. Метеосводка 4 блока с заданиями: 1) Зарисовать растения и подписать его органы. Какую работу они выполняют. 2) По модели цветка рассказать о его строении. Какую роль играет цветок в жизни растения. 3) Рассказать о Красной книге. 4) Записать 10 лекарственных растений. Рассказать об одном из них (какие органы используют в медицине и от каких болезней)

3. Тренажер Пока дети готовятся у доски, с классом проводится игра «Слушай, не зевай», с использованием светофоров, если согласны с утверждением поднимают зеленый светофор, а нет – красный. Кто ни разу не ошибается получает 3 жетона, одна ошибка –2, 2 ошибки –1. Итог подводят сами ребята, учитель раздает жетоны. Итак, начинаем нашу игру.

Слушай, не зевай (игра - светофор) 1) К одноклеточным растениям относится сосна 2) Фотосинтез – процесс образования крахмала в листьях на свету 3) Корень испаряет воду 4) Цветок – орган фотосинтеза 5) Томат, редис, репа – овощные растения 6) Рис, пшеница, просо – плодовые растения 7) Яблоня, вишня, малина – плодовые растения 8) Ландыш – растение Красной книги 9) Малина, крапива – лекарственные растения 10) Размножение – это воспроизведение себе подобных 11) Из цветка образуется плод 12) Фотосинтез происходит в листьях 13) Хлорофилл – зеленый пигмент растений 14) Хламидомонада – одноклеточное растение 15) Растения, имеющие цветок – это цветочное растение.

4. Восстановление порядка

На доске названия растений разных групп, нужно убрать лишние и назвать группу растений:

Зерновые технические овощные Рожь кукуруза укроп Пшеница хлопчатник петрушка Пырей сахарная свекла лук Рис томат Просо подсолнечник кабачок Редис морковь осот клевер ячмень

5. Быстрее, дальше Ученики с каждого ряд выбегают к доске и записывают растения Лекарственные Овощные Плодовые

6. Отгадай, задуманное растение На доске рисунки растений, ученики задают вопросы, учитель отвечает да или нет, кто отгадал – жетон

7. Вставьте пропущенные слова Раздается или помещается на доске текст с пропущенными словами. Задание - в тетрадь выписать пропущенные слова.

Д/з. Повторить параграфы 38-43. Подготовка к контрольной работе

Подведение итогов урока. Подведем итоги нашей готовности к экспедиции. Подсчитайте количество жетонов. У кого на уроке возникли трудности? Что у вас вызывает затруднения? Это вы можете повторить дома, чтобы еще лучше подготовиться к экспедиции.

kopilkaurokov.ru

Биология. 6 класс. Урок №1.Тема урока: Ботаника

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifБиология. 6 класс. Урок №1. Дата:_________

Раздел: Введение.

Тема урока: Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений, их значение.

Цель урока:

Образовательная:

Изучить понятие о ботанике - науке о растениях, многообразии растений и их значении.

Дать первоначальные сведения о биологической науке, предмете «Биология».

Развивающая:

Развить умение работать с текстом и составлять кластер.

Привить методы обучения на интерактивной доске.

Воспитывающая:

Развить чувство красоты природы родного края. Способствовать формированию патриотизма и чувства бережного отношения к природе.

Тип урока: вводный

Вид урока: комбинированный

Методы: ТРКМ, работа в группах, составление кластера. Работа учащихся на ИАД.

Оборудование: Интерактивная доска, кластеры, карточки-схемы, презентации по биологии.

План урока:

  1. Организационный момент.

Знакомство.

Требования к ведению тетрадей по биологии.

Вводная беседа по ТБ и поведению в кабинете биологии.

Для изучения биологии нужны – учебник «Биология», тетрадь по биологии и для лабораторных работ, знание компьютера и самое главное – что это?

Желание изучать и знать биологию.

  1. Побуждение

БИОЛОГИЯ – ЭТО … (записи ассоциаций на интерактивной доске)

Видеофрагмент – красота и разнообразие органического мира, природа родного края.

Работы уч-ся школы.

1 Люблю мой край.

Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

2 Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

3 Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

4 А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

5 Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

6 И выйдет с берегов река в апреле.

Лес весной шумит,

7 Люблю мой край!

8 Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

9 Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

2 Введение. Биология – наука о жизни. Беседа.

БИОЛОГИЯ

(с греческого языка)

БИОС ЛОГОС

Жизнь Наука

БИОЛОГИЯ – это многоотраслевая наука о живых организмах, их взаимодействии между собой и с внешней средой.

Слово биология пришло к нам из греческого языка и в переводе дословно означает наука о жизни. Объектом исследования этой естественной науки являются живые организмы, их взаимодействие с окружающей средой и другими организмами.

Впервые биология была выделена в отдельную науку в 19 веке, когда заметили некоторые характеристики, объединяющие определенные организмы в один класс. А введен термин «биология» был значительно позже - в 1800–1802 годах. Независимо друг от друга исследователи Фридрих Бурдахом, Готтфилд Рейнхорд Тревиранус и Жан Батист Ламарк впервые использовали рассматриваемый термин. Со временем, знания, накопленные вследствие исследования живых организмов нашей планеты, позволили разбить биологию на разделы более узкого направления.

Биология включает в себя ботанику (наука о растениях), зоологию (наука о животных), анатомию (наука о строении человека) и микробиологию (наука, изучающая микроорганизмы). Все эти разделы многократно переплетаются. В свою очередь они включают в себя подразделы, специализирующиеся на еще более узком направлении. Этот факт позволяет понять масштабность знаний, накопленных рассматриваемой естественной наукой.

Б) Видовой состав живых организмов – кластер. Работа на интерактивной доске.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ

ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Видовой состав живых организмов

Животные – 2 000 000 видов

Растения – 500 000 видов

Грибы – 100 000 видов

Бактерии – 40 000 видов

Растения – 500 000 видов

Ботаника - наука о растениях.

Ботаника - (от греч. botane - трава - растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений(систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и исторического развития (эмбриология, эволюция), родственные связи(филогения), распространение (география растений), взаимоотношения со средой обитания (экология), структуру растительного покрова (геоботаника).По изучаемым объектам выделяют разделы: альгологию - о водорослях, лихенологию - о лишайниках, бриологию - о мхах и др. Ископаемые растения -предмет палеоботаники. Многие сведения о растениях были известны людям с глубокой древности. ""Отцом"" ботаники считают Теофраста. Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась в 18 в. (главным образом в трудах К. Линнея).

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ

СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)

СПОРОВЫЕ: МОХОВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ

Презентация «Удивительные растения» Самое крупное и самое маленькое растение.

- Какие растения родного края вы знаете?

Составить фронтальный кластер – дети сами пишут на интерактивной доске и в тетрадях.

Подготовка к экскурсии. Опережающее задание: Жизненные формы растений.

Деление на рабочие группы: деревья, кустарники, травы (однолетние, многолетние).

Работа учащихся на ИАД.

Значение растений

В природе В жизни человека

Работа индивидуальная, в парах, общий кластер.

Обобщающая беседа.

Зеленые растения, водоросли, способные к фотосинтезу

Питаются Выделяют

Углекислый газ и вода Кислород и продукты

поглощают распада

Таким образом, весь свободный кислород атмосферы – результат деятельности фотосинтезирующих организмов. А это на Земле – только зеленые растения!

Вот почему берегите растения!

- Чтение с остановками. Введение стр. 5.

Обобщение по уроку: Ботаника - наука о растениях. Растения - живые организмы – это часть природы. Они взаимосвязаны между собой и с окружающей средой.

3 Домашнее задание: Учить «Введение». Стр.4. Знать записи урока. Подготовка к экскурсии: фото, рефераты «Жизненные формы местных растений»

4 Закрепление.

Рефлексия. Почему необходимо охранять растения?

Анализ урока, поощрения, оценки.

Карточки для урока №1.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

НЕКЛЕТОЧНЫЕ КЛЕТОЧНЫЕ

ВИРУСЫ ПРОКАРИОТЫ ЭУКАРИОТЫ

БАКТЕРИИ ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

НИЗШИЕ ВЫСШИЕ

ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ СЕМЕННЫЕ

СЕМЕННЫЕ: ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ)

СПОРОВЫЕ:

МОХОВИДНЫЕ

ПЛАУНОВИДНЫЕ

ХВОЩЕВИДНЫЕ

ПАПОРОТНОКООБРАЗНЫЕ

infourok.ru

Презентация по биологии 5 класс на тему : "Царство Растений".

Царство  – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе . Живые существа Царства Растения Грибы Бактерии Животные Вирусы

Царство  – очень большая группа

организмов,

обладающих сходными признаками

строения,

питания и жизни в природе .

Живые существа

Царства

Растения

Грибы

Бактерии

Животные

Вирусы

Говорят, что растения кормят всех обитателей Земли. Но люди едят и мясо, и грибы Чем же отличаются растения?

Говорят, что растения кормят всех обитателей Земли. Но люди едят и мясо, и грибы Чем же отличаются растения?

Тема: «Царство растений».

Тема: «Царство растений».

Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.
  • Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой.
  • В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.
Царство растений насчитывает около 350000 видов , от маленьких водорослей до огромных деревьев. ряска

Царство растений насчитывает около 350000 видов , от маленьких водорослей до огромных деревьев.

ряска

Основоположники учения о ботанике Царство растений Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (от греч. ботане  –

Основоположники

учения о ботанике

Царство растений

Наука, изучающая царство растений, называется

ботаникой (от греч. ботане  – "трава", "растение").

Плиний Старший

Феофраст, наст. имя Тиртам

Ботаника – наука о растениях.

Ботаника – наука о растениях.

Историческая справка: В древности на Руси люди ещё не знали слова «ботаника», да и само растение они называли словом «прозябение» из-за того, что растение всегда холодное. Поэтому царство растений называли «прозябаемое царство».

Историческая справка:

  • В древности на Руси люди ещё не знали слова «ботаника», да и само растение они называли словом «прозябение» из-за того, что растение всегда холодное. Поэтому царство растений называли «прозябаемое царство».
Царство растений Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений

Царство растений

Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений

Основные признаки царства РАСТЕНИЙ: Имеют хлорофилл. Способны на свету образовывать органические вещества. Почти все ведут неподвижный образ жизни.

Основные признаки царства РАСТЕНИЙ:

  • Имеют хлорофилл.
  • Способны на свету образовывать органические вещества.
  • Почти все ведут неподвижный образ жизни.
А вот чем растения отличаются от животных?

А вот чем растения отличаются от животных?

Питание Животные питаются готовыми органическими веществами Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца

Питание

Животные питаются готовыми органическими веществами

Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца

Рост Не ограничен Растут до определенного возраста

Рост

Не ограничен

Растут до определенного возраста

Движение Малоподвижны Активно передвигаются

Движение

Малоподвижны

Активно передвигаются

Газообмен Кислород Углекислый газ

Газообмен

Кислород

Углекислый газ

Царство растения Одноклеточные растения Многоклеточные растения Состоят из многих клеток Состоят из одной клетки Низшие и высшие растения Диатомовые водоросли, хлорелла

Царство растения

Одноклеточные

растения

Многоклеточные

растения

Состоят из многих клеток

Состоят из одной клетки

Низшие и высшие растения

Диатомовые водоросли, хлорелла

Словарь Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы. Высшие растения – растения, тело которых образовано органами. Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение.

Словарь

  • Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы.
  • Высшие растения – растения, тело которых образовано органами.
  • Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение.
Органы растений Побег Корень почки цветок листья стебель

Органы растений

Побег

Корень

почки

цветок

листья

стебель

Водоросли. Водоросли встречаются во влажных местах во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней. Их тело не разделено на органы, и его называют слоевищем.

Водоросли.

  • Водоросли встречаются во влажных местах во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней. Их тело не разделено на органы, и его называют слоевищем.
 Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.

Споровые растения

Споровые растения

Споровые растения

Споровые растения

Словарь Споры – специальные клетки, представляющие собой зачаток организма растения ( от греч. – спора – «сеяние», «посев»

Словарь

  • Споры – специальные клетки, представляющие собой зачаток организма растения ( от греч. – спора – «сеяние», «посев»
Мхи. Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней .

Мхи.

  • Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней .
Папоротники. Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.

Папоротники.

Учёным известно более 10 тысяч папоротников.

У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.

Хвойные (голосеменные) растения. Хвойных растений всего около 600 видов . У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки .

Хвойные (голосеменные) растения.

  • Хвойных растений всего около 600 видов . У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки .
Семена у них не защищены оболочками плода, то есть как бы голые, отсюда и происходит название «голосеменные».
  • Семена у них не защищены оболочками плода, то есть как бы голые, отсюда и происходит название «голосеменные».
Цветковые (покрытосеменные) растения. Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов . Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

Цветковые (покрытосеменные) растения.

  • Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов . Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.
Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения? 18

Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?

18

Таблица «Разнообразие растений».

Таблица «Разнообразие растений».

Домашнее задание §11 учебник и рабочая тетрадь.

Домашнее задание

§11 учебник и рабочая тетрадь.

videouroki.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта