Тайная жизнь растений читать. Читать онлайн "Тайная жизнь растений" автора Томпкинс Питер - RuLit - Страница 1

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Читать онлайн "Тайная жизнь растений" автора Томпкинс Питер - RuLit - Страница 2. Тайная жизнь растений читать


Тайная жизнь растений читать онлайн, Берд Кристофер и Ирина Шарашкина

Введение

Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека — это зеленый ковер из трав, устилающий землю-матушку. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пишу для человека и животных.

Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.

Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить рождение ребенка, свадьбу, похороны, ужин в ресторане или праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома — садами, города — парками, страны — заповедниками. Первое, что делает женщина, создавая уют в доме, приносит в дом растение или вазу с живым букетом цветов. Большинство мужчин описывают рай, как на земле, так и на небесах, как сад с роскошными орхидеями и с одной-двумя нимфами.

Утверждение Аристотеля о том, что у растений есть душа, но нет чувств, считалось непреложной истиной все Средневековье вплоть до восемнадцатого века, когда Карл фон Линней (Carl von Linne), отец современной ботаники, объявил, что растения отличаются от людей и животных лишь своей неподвижностью. Великий ботаник XIX века Чарльз Дарвин пошел еще дальше и доказал, что любой усик растения может двигаться сам по себе. Как сказал Дарвин, растения «приобретают и демонстрируют свою способность двигаться, только когда это дает им преимущество в естественном отборе».

В начале двадцатого века талантливый венский биолог с галльским именем Рауль Франсе (Raoul France) выдвинул идею, шокировавшую современных естественных философов: растения двигают своим телом так же свободно, легко и непринужденно, как самое грациозное животное или человек. И мы не замечаем этого движения только потому, что растения двигаются гораздо медленнее человека.

«Корни растений, — говорил Франсе, — вкапываются в землю, почки и побеги вращаются по кругу, листья и цветы гнутся и дрожат, усики с любопытством описывают круги и ощупывают, словно невидимыми руками, всё вокруг». По его словам, человек думает, что растения бездвижные и бесчувственные лишь потому, что не соизволит понаблюдать за ними.

Такие поэты и философы, как Иоганн Вольфганг фон Гете и Рудольф Штайнер, которые наблюдали за растениями, открыли, что они растут в разные стороны, наполовину углубляясь в землю, словно притягиваемые гравитацией, а наполовину — в воздух, словно вытягиваемые из земли какой-то формой антигравитации, или левитации.

Червеобразные корешки, которые Дарвин сравнивал с мозгом, своими длинными белыми нитями постоянно закапываются вниз, надежно укрепляясь в почве и пробуя ее на вкус. Кончики корней определяют направление силы гравитации при помощи микроскопических полостей с катающимся шариком крахмала.

Когда почва сухая, корни поворачивают в сторону более влажных участков, пробираясь к закопанным водопроводным трубам, вытягиваясь, как в случае со скромной альфальфой, на десять и более метров, приобретая мощь, способную пробить бетон. Никто пока не сосчитал корни дерева, но изучение одного единственного растения ржи показало, что у него более 13 миллионов корешков с общей длинной в 610 км. На этих корешках ржи есть примерно 14 млрд. тончайших волосков общей длиной более 10 000 км, что почти равно расстоянию от Северного до Южного полюса.

Когда особые вкапывающиеся клетки изнашиваются от контакта с камнями, галькой и крупным песком, они быстро заменяются другими. Но когда источник питания найден, они умирают и им на смену приходят клетки, растворяющие минеральные соли и всасывающие полученные элементы. Это основное питание передается от клетки к клетке вверх по растению, которое представляет собой целостный организм из протоплазмы, полужидкой желатинообразной массы, считающейся основой физической жизни.

Таким образом, корень является насосом, а вода выступает в роли универсального растворителя, поднимая питательные элементы от корней к листьям, испаряясь и снова выпадая на землю, чтобы вновь стать звеном в этой цепи жизни. Листья обычного подсолнечника испаряют в день столько же воды, сколько и кожа человека. В жаркий день одна береза может впитать 350 л воды, выделяя прохладную влагу через поры листьев.

Франсе говорил, — что неподвижных растений не бывает; любой рост — это движение; растения постоянно гнутся, поворачиваются и колышутся. Он описывает, как летним днем тысячи полипообразных корней, дрожа и колыхаясь, тянутся от дерева с виду неподвижного, чтобы найти новую опору для тяжелого ствола над ними. Стоит усику, описывающему полный круг за 67 минут, найти опору, как в следующие 20 секунд он начинает изгибаться вокруг нее. За час усик обвивается вокруг опоры так, что его трудно оторвать. Закручиваясь словно штопор, он подтягивает ствол лианы.

Вьющееся растение тянется к ближайшей опоре. Если ее убрали, лиана уже через несколько часов тянется в новом направлении. Что, растение видит шест? Или оно чувствует его каким-то неведомым способом? Если растение растет между двумя препятствиями и не может видеть потенциальную опору, оно безошибочно тянется к спрятанной опоре, избегая того участка, где ее нет.

— У растений, — говорит Франсе, — есть намерения. Они нащупывают и тянутся к своей цели, применяя при этом столь невероятные способности, что им позавидовал бы любой писатель-фантаст.

Растения ведут далеко не инертный образ жизни. Обитатели пастбищ или, как их называли древние эллины, botane, похоже более чувствительны к происходящему в окружающей среде, чем человек.

Росянка, двигаясь к своей жертве, хватает муху с неизменной точностью. Некоторые растения-паразиты распознают слабейшие запахи своей жертвы и преодолевают все препятствия, продвигаясь к своей цели.

Растения узнают муравьев, ворующих их нектар, и закрываются при их приближении. А открываются, только когда на их стеблях достаточно росы, чтобы муравьи не могли забраться наверх. А акация, взамен на сладкий нектар, даже вербует определенных муравьев в качестве охранников от других насекомых и травоядных животных.

Случайность ли, что растения принимают особые формы, чтобы подстроиться под опыляющих их насекомых, приманивая своеобразным цветом и ароматом и награждая их любимым нектаром? Растения изобретают цветки удивительной формы и строения со всевозможными каналами, чтобы, заманив пчелу внутрь цветка, выпустить ее только тогда, когда она совершит процесс опыления.

Лепестки орхидеи Trichoceros parviflorus так точно имитируют самок одного из видов мух, что самцы пытаются спариваться с ними и тем самым опыляют цветок. Неужели мы думаем, что это просто рефлекс или ничего не значащее совпадение? Совпадение ли, что ночецветные растения имеют белые цветы, чтобы лучше приманивать ночных мотыльков и бабочек, и к сумеркам начинают источать более сильный аромат? А один из видов лилий источает запах тухлого мяса только там, где летают мухи; цветам же, которые опыляются ветром, незачем тратить силы ...

knigogid.ru

Читать онлайн "Тайная жизнь растений" автора Томпкинс Питер - RuLit

Тайная жизнь растений

Мы знаем, что природа хранит великое множество тайн, но вдруг удивляемся, что трава по которой мы ступаем, герань, которой мы любуемся - неиссякаемый источник загадок.

Эта книга перевернет ваше представление об окружающем мире. Вы ощутите себя частью природы, почувствуете тонкие связи, которые соединяют в единое целое Человека, Природу, Вселенную.

Питер Томпкинс, Кристофер Берд

Перевод: Леонид Шарашкин и Ирина Шарашкина

The Secret Life of Plants

Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю-матушку. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пишу для человека и животных.

Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из Сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.

Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить рождение ребенка, свадьбу, похороны, ужин в ресторане или праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома - садами, города - парками, страны - заповедниками. Первое, что делает женщина, создавая уют в доме, приносит в дом растение или вазу с живым букетом цветов. Большинство мужчин описывают рай, как на земле, так и на небесах, как сад с роскошными орхидеями и с одной-двумя нимфами.

Утверждение Аристотеля о том, что у растений есть душа, но нет чувств, считалось непреложной истиной все Средневековье вплоть до восемнадцатого века, когда Карл фон Линней (Carl von Linne), отец современной ботаники, объявил, что растения отличаются от людей и животных лишь своей неподвижностью. Великий ботаник XIX века Чарльз Дарвин пошел еще дальше и доказал, что любой усик растения может двигаться сам по себе. Как сказал Дарвин, растения «приобретают и демонстрируют свою способность двигаться, только когда это дает им преимущество в естественном отборе».

В начале двадцатого века талантливый венский биолог с галльским именем Рауль Франсе (Raoul France) выдвинул идею, шокировавшую современных естественных философов: растения двигают своим телом так же свободно, легко и непринужденно, как самое грациозное животное или человек. И мы не замечаем этого движения только потому, что растения двигаются гораздо медленнее человека.

«Корни растений, - говорил Франсе, - вкапываются в землю, почки и побеги вращаются по кругу, листья и цветы гнутся и дрожат, усики с любопытством описывают круги и ощупывают, словно невидимыми руками, всё вокруг». По его словам, человек думает, что растения бездвижные и бесчувственные лишь потому, что не соизволит понаблюдать за ними.

Такие поэты и философы, как Иоганн Вольфганг фон Гете и Рудольф Штайнер, которые наблюдали за растениями, открыли, что они растут в разные стороны, наполовину углубляясь в землю, словно притягиваемые гравитацией, а наполовину - в воздух, словно вытягиваемые из земли какой-то формой антигравитации, или левитации.

Червеобразные корешки, которые Дарвин сравнивал с мозгом, своими длинными белыми нитями постоянно закапываются вниз, надежно укрепляясь в почве и пробуя ее на вкус. Кончики корней определяют направление силы гравитации при помощи микроскопических полостей с катающимся шариком крахмала.

Когда почва сухая, корни поворачивают в сторону более влажных участков, пробираясь к закопанным водопроводным трубам, вытягиваясь, как в случае со скромной альфа-льфой, на десять и более метров, приобретая мощь, способную пробить бетон. Никто пока не сосчитал корни дерева, но изучение одного единственного растения ржи показало, что у него более 13 миллионов корешков с общей длинной в 610 км. На этих корешках ржи есть примерно 14 млрд. тончайших волосков общей длиной более 10 000 км, что почти равно расстоянию от Северного до Южного полюса.

www.rulit.me

Тайная жизнь растений (Ли Сын У) читать онлайн книгу бесплатно

Перед вами роман-размышление о смысле жизни, о природе человека, о па-радоксальном сочетании низменного и возвышенного, животного и духовного, одновременно подразумевающих и исключающих друг друга. Люди и растения. Ветвистые деревья, кустарники, благоуханные цветы и душистые травы - у каждого растения своя судьба, свой характер, свое предназначение, но все они одно целое. Так и люди. Роман повествует о судьбе, о выборе человека, о страстях, живущих в каждом из нас, и, конечно, о любви - огромной, всепоглощающей, о любви, которая делает человека самим собой. В романе философские аллегории искусно переплетаются с детективным сюжетом - каждый герой хранит свою тайну, и все секреты постепенно раскрываются в ходе повествования.

О книге

  • Название:Тайная жизнь растений
  • Автор:Ли Сын У
  • Жанр:Современная проза, Современные любовные романы
  • Серия:-
  • ISBN:978-589332-194-4
  • Страниц:47
  • Перевод:Мария Кузнецова
  • Издательство:Гиперион
  • Год:2013

Электронная книга

1

Я был полностью погружен в свои мысли, когда она спросила:

— Что смешного?

Проститутка с накрашенными блестящей помадой губами удивленно смотрела на меня. Особа в плотно обтягивающих фигуру шортах была не очень приветлива. «Разборчивый больно попался», — казалось, было написано на ее скривившемся лице. Однако ее настроение интересовало меня в последнюю очередь. Только пришло в голову, что помада ей совсем не идет, но я решил не ехать дальше.

Я сидел на водительском месте, глядя на проститутку в приоткрытое окно. Она наклонилась ко мне, демонстративно отклячивая зад. Правда, она зря старалась, потому что из машины я вряд ли мог его оценить. Зато у меня был шанс отлично разглядеть ее большую грудь под свободной майкой. Я открыто пялился на нее во время разговора. Мне показалось, она знала свои сильные стороны и специально наклонялась, чтобы я м...

lovereads.me

Читать онлайн "Тайная жизнь растений" автора Томпкинс Питер - RuLit

Когда почва сухая, корни поворачивают в сторону более влажных участков, пробираясь к закопанным водопроводным трубам, вытягиваясь, как в случае со скромной альфа-льфой, на десять и более метров, приобретая мощь, способную пробить бетон. Никто пока не сосчитал корни дерева, но изучение одного единственного растения ржи показало, что у него более 13 миллионов корешков с общей длинной в 610 км. На этих корешках ржи есть примерно 14 млрд. тончайших волосков общей длиной более 10 000 км, что почти равно расстоянию от Северного до Южного полюса.

Когда особые вкапывающиеся клетки изнашиваются от контакта с камнями, галькой и крупным песком, они быстро заменяются другими. Но когда источник питания найден, они умирают и им на смену приходят клетки, растворяющие минеральные соли и всасывающие полученные элементы. Это основное питание передается от клетки к клетке вверх по растению, которое представляет собой целостный организм из протоплазмы, полужидкой желатинообразной массы, считающейся основой физической жизни.

Таким образом, корень является насосом, а вода выступает в роли универсального растворителя, поднимая питательные элементы от корней к листьям, испаряясь и снова выпадая на землю, чтобы вновь стать звеном в этой цепи жизни. Листья обычного подсолнечника испаряют в день столько же воды, сколько и кожа человека. В жаркий день одна береза может впитать 350 л воды, выделяя прохладную влагу через поры листьев.

Франсе говорил, - что неподвижных растений не бывает; любой рост - это движение; растения постоянно гнутся, поворачиваются и колышутся. Он описывает, как летним днем тысячи полипообразных корней, дрожа и колыхаясь, тянутся от дерева с виду неподвижного, чтобы найти новую опору для тяжелого ствола над ними. Стоит усику, описывающему полный круг за 67 минут, найти опору, как в следующие 20 секунд он начинает изгибаться вокруг нее. За час усик обвивается вокруг опоры так, что его трудно оторвать. Закручиваясь словно штопор, он подтягивает ствол лианы.

Вьющееся растение тянется к ближайшей опоре. Если ее убрали, лиана уже через несколько часов тянется в новом направлении. Что, растение видит шест? Или оно чувствует его каким-то неведомым способом? Если растение растет между двумя препятствиями и не может видеть потенциальную опору, оно безошибочно тянется к спрятанной опоре, избегая того участка, где ее нет.

- У растений, - говорит Франсе, - есть намерения. Они нащупывают и тянутся к своей цели, применяя при этом столь невероятные способности, что им позавидовал бы любой писатель-фантаст.

Растения ведут далеко не инертный образ жизни. Обитатели пастбищ или, как их называли древние эллины, botane, похоже более чувствительны к происходящему в окружающей среде, чем человек.

Росянка, двигаясь к своей жертве, хватает муху с неизменной точностью. Некоторые растения-паразиты распознают слабейшие запахи своей жертвы и преодолевают все препятствия, продвигаясь к своей цели.

Растения узнают муравьев, ворующих их нектар, и закрываются при их приближении. А открываются, только когда на их стеблях достаточно росы, чтобы муравьи не могли забраться наверх. А акация, взамен на сладкий нектар, даже вербует определенных муравьев в качестве охранников от других насекомых и травоядных животных.

Случайность ли, что растения принимают особые формы, чтобы подстроиться под опыляющих их насекомых, приманивая своеобразным цветом и ароматом и награждая их любимым нектаром? Растения изобретают цветки удивительной формы и строения со всевозможными каналами, чтобы, заманив пчелу внутрь цветка, выпустить ее только тогда, когда она совершит процесс опыления.

Лепестки орхидеи Trichoceros parviflorus так точно имитируют самок одного из видов мух, что самцы пытаются спариваться с ними и тем самым опыляют цветок. Неужели мы думаем, что это просто рефлекс или ничего не значащее совпадение? Совпадение ли, что ночецветные растения имеют белые цветы, чтобы лучше приманивать ночных мотыльков и бабочек, и к сумеркам начинают источать более сильный аромат? А один из видов лилий источает запах тухлого мяса только там, где летают мухи; цветам же, которые опыляются ветром, незачем тратить силы на внешнюю красоту, ароматы или привлекательность для насекомых; они могут позволить себе быть невзрачными.

Для своей защиты растения придумали шипы, горький вкус или всевозможные клейкие соки, которые ловят и уничтожают недружелюбных насекомых. Робкая Mimosa pudica реагирует на любого жука, муравья или червя, ползущих по стеблю к нежным листьям. Как только лазутчик касается основания листа, черенок поднимается, листья закрываются и враг либо скатывается с ветки от внезапного движения, либо в испуге спасается бегством.

www.rulit.me

Тайная жизнь растений читать онлайн, Кузнецова Мария и Ли Сын У

1

Я был полностью погружен в свои мысли, когда она спросила:

— Что смешного?

Проститутка с накрашенными блестящей помадой губами удивленно смотрела на меня. Особа в плотно обтягивающих фигуру шортах была не очень приветлива. «Разборчивый больно попался», — казалось, было написано на ее скривившемся лице. Однако ее настроение интересовало меня в последнюю очередь. Только пришло в голову, что помада ей совсем не идет, но я решил не ехать дальше.

Я сидел на водительском месте, глядя на проститутку в приоткрытое окно. Она наклонилась ко мне, демонстративно отклячивая зад. Правда, она зря старалась, потому что из машины я вряд ли мог его оценить. Зато у меня был шанс отлично разглядеть ее большую грудь под свободной майкой. Я открыто пялился на нее во время разговора. Мне показалось, она знала свои сильные стороны и специально наклонялась, чтобы я мог вволю полюбоваться ее сиськами, а если так, то не разочаровывать же ее. Я спросил, какого она роста, сколько ей лет, может ли она смыть косметику, потом потребовал, чтобы она повернулась спиной и отошла на несколько шагов. Дамочка отвечала, что ее рост сто шестьдесят сантиметров и что ей двадцать два года; с игривой улыбкой заметила, что не понимает, какого черта она должна смывать косметику, но раз у меня такие фантазии, нет причин мне отказывать; и что уважаемый клиент не кобылу выбирает, так что нечего со всех сторон ее осматривать, а просьбу отойти на несколько шагов она вообще проигнорировала.

Я тогда вспомнил сцену из одного фильма. Это было так нелепо в тот момент, что мне вдруг стало смешно. Губы сами скривились в улыбке.

Где я смотрел тот фильм? По-моему, это был поздний сеанс в пригородном кинотеатре, где я время от времени ночевал, когда несколько лет назад ушел из дома. Фильм очень известного иранского режиссера. Потом я узнал его имя, от него веяло экзотикой — Аббас Киаростами. Я пришел в кинотеатр не ради фильма, и мне было все равно, что там происходит на экране. Слышал, правда, что кино «качественное», — ну что ж, пусть его смотрят «качественные» люди. Вон те, которые сидят в зале вместе со мной. Честно говоря, не понял я ажиотажа с этим фильмом, что там такого непревзойденного? Устроившись поудобнее в кресле, я пытался заснуть. Но в голове был целый ворох разных мыслей, которые приносит с собой ночь после насыщенного, полного треволнений дня. Заснуть никак не удавалось, и я долго смотрел на экран, не особенно, правда, сосредотачиваясь на событиях фильма.

Он не был ни захватывающим, ни страшным, ни смешным. Ни приключений, ни ужасов, ни шуток — мне кино показалось скучным. Хотя его вряд ли можно было отнести к разряду пресных, бездарных картин, которые не оставляют после себя никакого впечатления. Что-то отпечаталось тогда в моем перегруженном беспорядочными мыслями сознании. Бог знает почему, это «что-то» прочно обосновалось там и теперь вдруг всплыло в памяти в самое неподходящее время.

У героя фильма назойливый, упрямый взгляд, он едет на старой машине в поисках того, кто согласится похоронить его после задуманного им самоубийства.

«Ну, так что, будем или нет?» — Услышав раздраженный голос проститутки, я внезапно подумал, что похож на этого героя, и усмехнулся своим мыслям. Будто специально подражая ему, я медленно ехал и искал. Я так же, как и он, хотел найти кого-то, кто поможет мне. Он, наверно, искал целый день. А, может быть, и несколько дней. Я, правда, искал не так долго. Когда я выезжал из дома, только начинало смеркаться, с тех пор прошло часа два. Около сорока минут назад я приехал на эту улицу. И до сих пор занимался тем, что медленно ездил туда-сюда, разглядывая женщин, которые проходили мимо машины или стояли, прислонившись к уличным столбам, и разговаривал с ними.

Для меня было загадкой, почему герой фильма не выглядел подавленным. Он был так спокоен, так внимателен, как будто это не потенциальный самоубийца, а добросовестный служащий фирмы, который поглощен выполнением ответственного задания. Интересно, я тоже так выгляжу? Если посмотреть со стороны, я тоже похож на сотрудника какой-нибудь компании, который честно делает свою работу?

Моя усмешка была единственным возможным ответом на эти вопросы. Где уж тут ответить, да и надо ли? Печалиться мне не о чем, правда, гордиться тоже нечем — надо сделать, что должно, вот и все. Моя собеседница не могла читать мысли, и я не считал нужным объяснять ей, что значила моя улыбка. Ни к чему было с ней откровенничать, да и вряд ли я мог бы сейчас внятно сформулировать то, что проносилось в моем мозгу.

— Как думаешь, что мне нужно? — с той же ухмылкой спросил я.

Совершенно сбитая с толку дамочка уставилась на меня. Любопытство на ее лице сменилось раздражением.

— Будем или нет? — в третий раз спросила она.

Будем или нет? Это был ее вопрос. Она настойчиво добивалась от меня ответа, как будто это был единственно возможный выбор, как будто кроме этих двух вариантов не существовало никаких других. Если не брать во внимание небольшую кучку софистов, излюбленным делом которых было все усложнять, можно сказать, что для огромного большинства людей все в мире крайне просто и ясно. Гамлет был виртуозом простоты, правда, это далось ему ценой страданий. «Быть или не быть?» — спросил он. И в этом вопрос? Только в этом? Разве все может быть так просто?

Мне было интересно, насколько твердым было решение героя «Вкуса вишни» (так назывался тот фильм, «Вкус вишни») покончить с собой. Быть или не быть? А может быть, он искал кого-то, кто принял бы за него это решение? Может быть, поэтому ему для выполнения его замысла нужен был помощник? Я стал лучше понимать, что к чему в фильме, когда подумал, что герой так тщательно ведет поиски не только для того, чтобы оттянуть время, — он ищет человека, которому сможет доверить свою судьбу. Человека, который бы стал для него судьей, выносящим приговор. Казнить или помиловать. В герое нет обреченности, ведь вероятность того, что он скоро умрет, — от силы пятьдесят процентов. Может быть, режиссер хотел таким образом показать, что те, кто принимают решение уйти из жизни, не делают этого в одиночку?

Но мне грустить нечего. Я же не ищу судью, который будет выносить мне приговор. Я просто выбираю кого-то, кто поможет удовлетворить желание. Причем даже не мое. Всякие там терзания и обреченность не для меня. Так что стоит отбросить эти пустые размышления.

Я долго колебался, как человек, которому впервые выпало принимать трудное решение, и, наконец, кивнул на соседнее сиденье:

— Садись.

Едва заметно улыбнувшись, она села в машину. У нее все написано на лице. Меня тошнило от ее пошлости. Хотя я понимал, что она сейчас испытывает своеобразную гордость. Пусть и неосознанно, но она гордилась своим «профессионализмом». Я не чувствовал себя обязанным выяснять подробности. Молча опустил окно и поехал. Фонари на обочинах дороги проносились мимо, как падающие звезды.

Как только мы съехали с оживленной улицы, дамочка вдруг принялась болтать без умолку.

— Смешные вы, парни, ох уж эти ваши фокусы! — начала она. Положила ногу на ногу. При этом ее и без того короткие шорты задрались еще выше и обнажили пухлые бедра. Ее туфли на высоких каблуках были все выпачканы в земле. Жалко, если замарает машину, но я решил ничего ей не говорить. Трескотня продолжалась.

— Ну, вот вы приходите, и понятно, что вам надо, так что привередничать-то? Почему по-простому все не сделать? Вы думаете, вы один такой? Да восемь из десяти мужиков так себя ведут. Нам-то что, нас выбрали — хочешь, не хочешь, а идешь, но ведь смешно. Думаете, вы тогда не как животные? А что в этом такого-то, даже если и как животные? — Тут она посмотрела на меня. Видимо, ожидала, что я буду поддакивать, но я молчал. — Как животные, ну и что? Люди вообще животные, что уж тут, — подытожила она без моей помощи.

— Хватит болтать всякую чушь и смывай-ка свой боевой раскрас, — проворчал я. От ее умозаключений мне стало не по себе.

Дамочка вздрогнула, как от неожиданной оплеухи, и некоторое время в полном шоке искоса поглядывала на меня, гадая, что у меня на уме, потом, пытаясь оправиться от удивления, грубо спросила:

— С какой это радости смывать?

Меня раздражало, что она все время заставляла меня говорить.

— Сказал, умойся, значит умойся. И серьги эти сн ...

knigogid.ru

Читать онлайн "Тайная жизнь растений" автора Томпкинс Питер - RuLit

Некоторые растения, которым трудно найти азот на болотистых почвах, получают его, питаясь живыми существами. Существует более 500 видов растений-мясоедов, питающихся любыми видами мяса - от насекомого до говядины. У них на вооружении бесконечное число хитроумных способов добычи своей жертвы - от щупалец с липкими волосками до воронкообразных ловушек. Щупальца плотоядных растений служат не только ртом, но и поднятым над землей желудком, которым можно схватить и съесть добычу, переварить кровь и мясо и оставить от жертвы лишь скелет.

Насекомоядные росянки не обращают внимания на гальку, кусочки металла и другие чужеродные предметы, помещенные на их листья, но быстро реагируют на кусочек мяса. Дарвин обнаружил, что листья росянки чувствительны к нити весом 0,0000008 г. Усики являются вторым самым чувствительным органом растения после корешков. Стоит положить на него шелковую нить весом в 0,00025 г, и усик начнет загибаться.

Изобретательности, с которой растения создают всевозможные конструкции, позавидует любой инженер. Рукотворные конструкции не могут сравниться в своей прочности с гибкими, длинными полыми трубками, которые выдерживают огромный вес растений даже во время сильного урагана. Скрученные в виде спирали волокна растений являются гениальным механизмом сопротивления разрыву, который еще неизвестен человеку. Клетки растения принимают форму длинных сосисок или плоских ленточек, соединяются друг с другом, и получаются веревки, практически неподдающиеся разрыву. По мере роста вверх, дерево утолщает ствол таким образом, чтобы поддерживать больший вес.

Австралийский эвкалипт может вырастить крону на тонком стволе высотой в 160 метров, что равно высоте пирамиды Хеопса, а некоторые грецкие орехи удерживают на ветвях урожай в 100 тысяч орехов. Горец вяжет морские узлы, которые, засыхая, становятся такими тугими, что лопаются и разбрасывают семена подальше от материнского растения.

Растения даже чувствительны к сторонам света и предвидят будущее. Колонизаторы Америки и охотники в прериях реки Миссиссиппи нашли растение подсолнечника Silphium lacinictum, чьи листья располагались точно по стрелке компаса. Индийская солодка, или Arbrus precatorius, настолько чувствительна ко всем формам электрического и магнитного воздействия, что ее используют как барометр. Ботаники, которые ставили эксперименты с ней в ботаническом саду Кью в Лондоне, с ее помощью предсказывали циклоны, ураганы, торнадо, землетрясения и извержения вулкана.

Растения альпийских лугов настолько чувствительны к временам года, что, когда приходит весна, они пробиваются через весенний снег, растапливая его собственным теплом.

По словам Франсе, если растения так точно, разнообразно и быстро реагируют на окружающую среду, то они, по-видимому, имеют какие-то способы общения с внешним миром -что-то наподобие наших органов чувств или даже превосходящий их. Франсе утверждал, что растения постоянно наблюдают события и явления и хранят информацию о них. А человек, ограниченный своим антропоцентричным мировоззрением и пятью органами чувств, о них даже и не подозревает.

Мы привыкли считать растения бесчувственными автоматами, однако теперь становится ясно, что они могут различать звуки, недоступные человеческому уху, а также воспринимать инфракрасные и ультрафиолетовые волны, невидимые человеческому глазу; растения особенно чувствительны к рентгеновским лучам и высокочастотному излучению телевизоров.

Весь растительный мир, говорит Франсе, постоянно реагирует на движение Земли и ее спутника Луны, а также на движение других планет Солнечной системы. Однажды будет доказано, что на них влияют звезды и другие небесные тела Вселенной.

Растение всегда поддерживает целостную внешнюю форму и самовосстанавливается при повреждении. А следовательно, по утверждению Франсе, у растений есть некий разум, следящий за целостностью формы и управляющий ростом изнутри или снаружи.

Франсе писал, что растения обладают всеми характеристиками живого существа. Они «яростно протестуют против насилия и горячо благодарят за помощь и заботу». Он мог бы написать «Тайную жизнь растений» еще в начале двадцатого века, но опубликованные им работы либо прошли незамеченными системой, либо расценивались как шокирующая ересь. Наиболее эпатирующим было предположение Франсе, что сознание растений берет начало в тонком мире космических существ. Еще задолго до рождения Иисуса Христа индийские святые называли их «дэвами». Этих духов природы в виде фей, эльфов, гномов, сильфов и множества других существ, видели своими глазами кельтские и другие ясновидящие. Ученые считали эту идею очаровательно-наивной и безнадежно романтичной.

www.rulit.me

Тайная жизнь растений - Дом Солнца

Эксперименты, проведенные биологами, дают удивительный результат: растения способны видеть, ощущать вкус, обонять, осязать и слышать. Более того, они могут общаться, страдать, воспринимать ненависть и любовь, помнить и думать. Одним словом, они имеют сознание и чувства.

Душа в хрупком теле

С древних времен считалось само собой разумеющимся, что у растений есть душа. Поэтому маг из индейского племени яки Дон Хуан (Мексика) во время бесед со своим учеником Карлосом Кастанедой всегда указывал, что тот должен говорить с растениями, потому как каждое из них имеет свою индивидуальность, и все они обладают чувствами и душой.

Маг напоминал, что растения могут передавать свои «чувства» человеку, после чего тот обретает способность видеть, чувствовать и слышать то, что они ему «говорят». Дон Хуан также утверждал, что связь между растениями и человеческими существами настолько сильна, что, когда срезаешь одно из них, необходимо просить прощения и объяснять, что когда-то другие растения смогут использовать твое тело в пищу. Когда Кастанеда спросил, что же именно надо говорить растениям, шаман ответил, что достаточно просто беседовать с ними от всего сердца.

Но тогда нет ничего странного в том, что индейский вождь Смохалла из племени ванапум отказался работать на земле, произнеся следующие слова: «Вы просите, чтобы я срезал траву и сено и продавал их для обогащения, как белые, но как вы посмотрите на меня, если я буду срезать волосы с головы своей матери?» Он знал, что все живые существа этой планеты в своих самых разных проявлениях жизни взаимозависимы. И что, по точному исполнению древнего закона причины и следствия, плохое отношение ко всему прочему миру отражается на человечестве.

И что уж тогда говорить об известнейшем маге Средневековья Парацельсе, утверждавшем в своей «Оккультной ботанике», что любое растение обладает индивидуальной душой, знание которой и позволяло ему успешно лечить с их помощью страждущих.

Всевидящее око

Людей всегда интересовал вопрос о том, каким образом растения воспринимают окружающий мир? Ведь у них нет нервной системы? И, тем не менее, они явно реагируют на внешние раздражители.

Лишь в 1966 году, после того как специалист по использованию детектора лжи американский криминалист Клев Бакстер подключил полиграф к растению, научный мир решил вплотную заняться этой проблемой. И было отчего: едва Бакстер подносил во время своих опытов огонь к листьям растений, его прибор мгновенно регистрировал очевидные изменения в показаниях. С того-то момента у ученых и появились все основания говорить о том, что растения способны реально воспринимать окружающий мир. Но при помощи чего?

Сначала группа немецких ученых из Тюбингенского университета сумела найти в кончике кукурузного побега рецептор, аналогичный зрительному белку родопсину в сетчатке человеческого глаза. Этот рецептор есть во всех растениях. Он способен поглощать («видеть») свет. Благодаря наличию этого белка растение изгибается, поворачивается под оптимальным углом к солнечным лучам. Если накрыть кончик побега колпачком, растение теряет способность ориентироваться на солнце и «слепнет».

В свою очередь, ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) выяснили, что растения посредством специальных рецепторов умеют определять продолжительность светового дня и в зависимости от этого устанавливать оптимальное время цветения. Они вовремя реагируют на излишек солнца: опасное ультрафиолетовое излучение побуждает их воспроизводить в своем теле солнцезащитные субстанции. Правда, это в меньшей мере касается комнатных растений, возможно, потому, что у домашних неженок, выращенных в искусственных условиях, снижен иммунитет.

Услышать истину

Японские специалисты по ЭВМ также провели оригинальный эксперимент. Они записали электрические колебания, генерируемые различными растениями, ввели их в компьютер и перевели на язык звуков. На основе этих записей родилась электронная симфония, которая исполняется в одном из парков Окинавы, своеобразная песня зеленых насаждений. И внимают ей не только люди...

Опыты с воздействием музыки на огородные культуры проводились множество раз, и всякий раз вывод был один: растения слышат и реагируют. И выбирают, какая мелодия им больше по душе.

В 1986 году в конкурсе юных исследователей среди немецких школьников победила Рицца Вебер, которая предлагала побегам вьющейся фасоли прослушать различную музыку и вскоре убедилась, что растения предпочитают классику, терпеть не могут техно-рок, а от «Бранденбургского концерта» Баха приходят в такой восторг, что их просто приходилось систематически лишать этого удовольствия: слишком высокими они вымахивали.

Вообще, такого рода опыты регулярно проводятся с 60-х годов. Установлено, что у отдельных культур урожайность можно повысить на 60%. Для этого им следует проигрывать спокойную, предпочтительнее классическую музыку, но не более 3-х часов в день.

Японец-аграрий Дзиндзабуро Сайдзио, например, вполне профессионально использует любовь к классике своих воспитанников-шампиньонов для того, чтобы резко увеличить урожай. Хоть они и не растения, но столь же благосклонны к высокому искусству.

А американский психиатр Джон Мейес собрал в своей оранжерее коллекцию цветущих растений, чтобы поиграть им разные мелодии. И убедился, что музыкальные пристрастия цветов весьма различаются. Цикламены любят джаз, мимозы и гиацинты предпочитают Чайковского, а примулы и флоксы - Вагнера.

Они осязают!

Плотоядным растениям типа венериной мухоловки необходимы органы чувств, чтобы, почувствовав прикосновение насекомого, мгновенно среагировать. Роль такого органа у мухоловки выполняют три очень чувствительных шипика в самом центре листа. Как только насекомое прикоснется к ним, лист сразу захлопнется. Но не до конца: тонкие волосики по краям создают мелкую решетку. Если насекомое слишком маленькое и не достойно внимания хищницы, ему дается возможность выбраться из ловушки. А не выбралось, продолжает задевать шипики - тогда все. Лист сжимается окончательно, и начинается процесс пищеварения.

Органами чувств обладают и другие растения. Например, мимозы, сжимающие свои лепестки от легчайшего прикосновения. А вьющиеся растения, «ощупывающие» все вокруг, прежде чем найдут подходящую опору и обовьются вокруг нее?

Страдание укрепляет память?

Однажды криминалист Бакстер поведал миру удивительную детективную историю. Был убийца, и была жертва. Был факт смерти. И даже свидетели преступления были. К счастью, в убийстве этом в качестве жертвы не фигурировал человек. Убийца лишал жизни… креветку.

Рассказ Бакстера содержал описание модели преступления, а не само преступление. Но от этого она не стала менее интересной.

Как-то Бакстеру пришла в голову очень необычная мысль: выяснить, поставив датчики на лист комнатного растения, не возникнет ли в растении электрическая реакция в момент, когда рядом будет умирать живое существо?

Эксперимент был организован так. Живую креветку клали на дощечку, закрепленную над сосудом с кипящей водой. Дощечка эта перевёртывалась в минуту, не известную даже самому экспериментатору. Для этого применили датчик случайных чисел. Автомат срабатывал - креветка падала в кипящую воду и погибала. На ленте детектора лжи появлялась отметка. На этой ленте записывал электрическое состояние листа растения. Опыты зарегистрировали: лист цветка в момент смерти креветки изменил ход электрических процессов.

Позже ученые усложнили эксперимент Бакстера. Во время его проведения одному из участников, поочередно проходящих через комнату, заставленную цветами, давалось задание сломать цветок. После повторного поочередного прохождения мимо растений-«свидетелей» лента самописца безошибочно указывала на «убийцу».

Более жестокие эксперименты перенес филодендрон: при нем бросали в кипяток живых рыбок, креветок, ломали и жгли его собратьев. И каждый раз самописец исправно регистрировал эмоциональный пик - цветок сопереживал погибшим.

Поговорите с кактусом

Многие из экспериментов не требуют особо изощренной техники, но, тем не менее, направлены на улучшение роста растения, хотя вовсе не связаны с изменениями его генетической структуры. Это, например, удалось калифорнийцу Лютеру Бербенку, который среди прочего вывел новый вид кактусов без иголок… простыми беседами.

Язык был его инструментом, и растения не только его понимали, но даже и повиновались. Результатом стал «унтиа фикус индика» (кактус безыгольчатый) и другие растительные мутанты. Например, был выведен белый тутовник - ягоды были настолько прозрачны, что можно было разглядеть семечко внутри; огромная, очень сочная слива; целиком белая маргаритка и благоухающая водяная лилия.

Метод Бербенка состоял в зрительном представлении того, что он хотел получить, и после этого, благодаря только «сотрудничеству» с растениями, возникали новые виды. Бербенк объяснял это так: «Все то время, что я проводил эксперимент по получению кактуса без иголок, я часто разговаривал с растениями, чтобы создать вибрацию любви».

В свою очередь, психиатр Джон Мейес объявил, что растения не только отвечают на факты, которые им сообщают, но также их рост, вероятно, напрямую связан со степенью близости между самим растением и его хозяином.

А древние утверждали, что для того, чтобы войти в контакт или прийти к согласию с растениями, не так уж и нужен человеческий словесный язык: иногда достаточно молитвы и медитации. В конце прошлого века опыт по использованию молитвы был осуществлен целителями Балтимора с рожью.

Всю операцию возглавлял доктор Роберт Н. Миллер, который убедился при помощи своего регистрирующего прибора, что путем молитв, обращенных специально ко ржи, она выросла на 84% больше по сравнению с обычной. И это не единственный случай употребления молитвы с хорошими результатами. То же самое проделал преподобный Франклин Лоер, автор книги «Сила молитвы и растения».

А если это любовь?

А еще рассказывают, что в одной лаборатории, изучающей свойства растений, ухаживала за ними красавица-лаборантка. И вскоре сотрудники лаборатории поняли, что один из испытуемых - великолепный фикус – «влюбился» в девушку. Стоило ей войти в комнату, как цветок переживал всплеск эмоций - на мониторах это выглядело как динамичная синусоида ярко-красного цвета.

Когда же лаборантка поливала цветок или протирала его листья от пыли, синусоида трепетала от счастья. Однажды девушка позволила себе безответственно пофлиртовать с коллегой, и фикус начал… ревновать. Да с такой силой, что приборы зашкаливали. И сплошная черная полоса на мониторе указывала, в какую черную яму отчаяния погрузилось влюбленное растение.

Выполни мое поручение!

Некоторые умудряются использовать связь между растением и хозяином даже чисто механически, в быту. Например, Пьер-Поль Совен, установив дистанционный радиопередатчик, звонил с работы по телефону и управлял светом, температурой и записывающей аппаратурой в своей квартире. Возвращаясь домой, он приказывал своему филодендрону открыть дверь гаража. Филодендрон реагировал на голос хозяина, а регистрирующая аппаратура включала механизм автоматического открытия ворот.

Что же ты делаешь, человек?

Нарушения экологических связей, которые сопровождают жизнь человеческие сообщества, приводят подчас к самым неожиданным трагедиям. В национальном парке Претории (ЮАР) однажды начался массовый падеж антилоп куду. Для выяснения причины несчастья был приглашен зоолог Ван Ховэн, который вскоре и установил ее.

Оказалось, куду были заперты в довольно ограниченном пространстве, где росло множество акаций, любимой еды этих антилоп. Но руководство парка не знало, что акация, которая подверглась жестокой атаке травоядного, тут же «оповещает» всех сородичей о грозящей опасности. И все растения уже через 10-15 минут значительно увеличивают в своих листьях содержание вредного вещества танина.

Именно от отравления танином и погибли куду, поскольку уйти достаточно далеко от места кормежки сородича и найти непредупрежденное растение они не имели возможности.

После всего вышеперечисленного, кто еще может усомниться в правоте древних, считавших, что все сущее на Земле - живое?

И травы, и деревья, и насекомые, и животные - все это единый, большой и взаимозависимый организм. Когда вонзается топор в дерево - больно всем. Возможно, сигналы других деревьев помогают пострадавшей белой березе залечить одну рану. Но когда ран много, а иммунитет ослаблен, и врагов вокруг не счесть? Не отравят ли насмерть забывшего про гуманизм и сострадание человека те, чьими соками он так привык поддерживать свою жизнь?

Так что, поджигая траву, вымораживая цветок в горшке, ломая стебли или обрывая листья, знайте, что растения все это чувствуют и запоминают!

Judan.

www.sunhome.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта