Строение семян двудольных растений. Конспект урока и презентация "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

6 класс. 19. Строение семян. Изучение строение семян двудольных растений. Строение семян двудольных растений


Строение семени однодольных и двудольных растений, цветка и плода

Семя – связующее звено между двумя поколениями растений. Являясь частью материнского организма, оно одновременно содержит в себе зачаток дочернего. В строении семян есть общие черты, характерные для любого семени, и отличия, которые делят цветковые растения на два больших класса.

Развитие семени

Семя образуется из семязачатка, который находится внутри завязи пестика. Семязачаток имеет вид мешочка и содержит несколько клеток. Самые важные из них – это яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка.

После опыления цветка в завязь проникают два спермия (мужские половые клетки). Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу. Другой спермий сливается с центральной клеткой и образует эндосперм. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Схема двойного оплодотворения

Рис. 1. Схема двойного оплодотворения.

Общие черты строения семян

Семя имеет следующие части:

  • зародыш;
  • эндосперм;
  • семенная кожура.

Зародыш развивается из зиготы – это главная часть семени. Зародыш хорошо заметен у бобовых растений (боб, горох, фасоль). Он выглядит как миниатюрное растение и имеет:

  • корешок;
  • побег;
  • семядоли.

Корешок первым начинает рост при прорастании семени и образует главный корень. Побег – это зачаточный стебель с почкой. Семядоли прикреплены к побегу и являются первой парой листьев будущего растения.

Эндосперм состоит из крупных клеток запасающей ткани. Его назначение в том, чтобы питать зародыш, пока он не перейдёт на самостоятельное питание путём фотосинтеза.

Семенная кожура предохраняет семя от высыхания, повреждения и преждевременного прорастания. Для проникновения внутрь семени воды кожура имеет отверстие (микропиле).

Самым тяжёлым семенем является семя сейшельского ореха, его вес достигает 25 кг.

Однодольные и двудольные растения

Если зародыш растения имеет две семядоли, как у бобовых, то оно относится к классу двудольных. Примерно 75% цветковых растений являются двудольными. Остальные 25% – однодольные, у них развивается только одна семядоля.

Особенности строения семян однодольных

Семядоля однодольных называется щитком. Её функция – передача питательных веществ от эндосперма к зародышу. Эндосперм занимает большую часть семени.

Строение семени однодольного растения

Рис. 2. Строение семени однодольного растения.

Различия в строении семени – не всё, что разделяет два класса цветковых растений. Двудольные и однодольные имеют различное жилкование листа, строение корневой системы и стебля.

Эндосперм

Эндосперм имеется примерно у 85% цветковых растений. Его наличие или отсутствие не является признаком двудольных или однодольных. Эндосперм встречается и у тех, и у других.

Чаще всего он содержит маслянистые вещества, т. к. жиры содержат наибольшее количество энергии. Некоторые семена (бобовые) богаты белками.

Большинство однодольных имеет эндосперм, содержащий углеводы. Это, в первую очередь, злаковые, из зерна которых получают муку и пекут хлеб.

Особенности строения семян двудольных

Типичные семена двудольных имеют горох и фасоль. Под толстой кожурой у них расположены две крупные симметричные семядоли, которые при прорастании выносятся с побегом на свет, и вскоре засыхают.

Строение семени двудольного растения

Рис. 3. Строение семени двудольного растения.

Между семядолей зажат зародыш.

Кожура фасоли и гороха плотная. Семя может долго находиться в состоянии покоя. Но, при попадании во влажную среду, вода проникает через микропиле и семя набухает. Клетки зародыша начинают делиться и корешок прорывает кожуру.

Семена в питании

Семена цветковых растений имеют большое значение в питании животных и человека.

Питательные вещества эндосперма или семядолей, – это то, ради чего человек выращивает растения. Самую важную роль в питании человека играют семена злаковых и бобовых растений.

Что мы узнали?

Изучая данную тему по биологии (6 класс), ученик должен понимать следующее: строение семени цветка и плода имеет общие черты у всех цветковых растений. Семя состоит из трёх частей: зародыш, эндосперм, семенная кожура. Строение семян однодольных и двудольных растений имеет некоторые различия. Семя многих двудольных не содержит эндосперм и в этом случае питательные вещества сосредоточены в семядолях.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Конспект урока и презентация "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений".

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;

  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;

  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;

  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;

  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы.

1-2

Сообщение учителя.

2. Изучение нового материала.

15-20

Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради

3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов.

15-20

Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна.

4. Домашнее задание.

1-3

Запись на доске.

Ход урока

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

(ученики записывают в тетради число и тему) (слайд)

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

(вопрос учащимся)

Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40) (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

(вопрос учащимся)

Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

Затем появляется зародышевый побег.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

(физминутка)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).

  1. Работать за столом следует аккуратно.

  2. Не делать резких движений.

  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.

  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 (слайд).

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель:

-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

  2. Найдите рубчик и семявход.

  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).

  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.

  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  6. Зарисуйте семя и подпишите его части.

  7. Вывод.

3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд)

 

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.

  4. Первым у проростка появляется корешок.

  5. Молодое растение называют заростком.

  6. Снаружи семена покрыты корой.

  7. Через семявход в семя проникает вода.

  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+

-

+

+

-

-

+

-

Задание проверил(а):

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).

  1. Зародышевый корешок.

  2. Кожура.

  3. Семядоли.

  4. Зародышевый стебелёк.

Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).

Пример синквейна:

hello_html_m25e0918e.jpg

Выставление оценок.

5. Домашнее задание: (слайд)

  1. (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.

  2. (познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..

  3. (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.

Лабораторная работа № 4.

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель:

-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

  2. Найдите рубчик и семявход.

  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).

  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.

  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  6. Зарисуйте семя и подпишите его части.

  7. Вывод.

infourok.ru

Урок «Строение семян однодольных и двудольных растений»

 Тема урока: Строение семян однодольных и двудольных растений

(С использованием ИКТ)

Задачи:

  • изучить строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшеницы;
  • выяснить различия однодольных и двудольных растений по строению их семян.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диск «Лабораторный практикум по биологии», диск «Биология. Живой организм», диск «Биология. 6-11 кл».

 

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Выполнение интерактивных заданий с пояснениями учителя.

1. Интерактивное задание. Заполните таблицу.

Перетащите изображения растений в соответствующие столбцы таблицы.

                Образуют семена

    Семян не образуют

        Покрытосеменные

        Голосеменные   

     Хвощи

     Папоротники

     Мхи

 Семена, содержащие многоклеточный зародыш, образуют только семенные растения (голосеменные, покрытосеменные), а мхи, хвощи, папоротники образуют одноклеточные споры, служащие для бесполого размножения.

 2. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ.

Какие растения образуют плоды?

·        Голосеменные

·        Мхи

·        Покрытосеменные

·        Папоротники

·        Хвощи

(Правильный ответ – Покрытосеменные)

Покрытосеменные растения называются так потому, что их семена образуются внутри завязи цветка и окружены околоплодником, который защищает созревающие семена от высыхания и механических повреждений.

 3. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ.

Внутри какого плода находятся семена фасоли?

·        Зерновка

·        Орех

·        Боб

·        Костянка

·        Стручок

·        Коробочка

                  (Правильный ответ – Боб)

4. Интерактивная лабораторная работа «Проращивание семени фасоли»

Внимательно посмотрите анимацию и запомните, какие условия необходимы для прорастания семян.

1)     Поместите семена фасоли в чашку Петри с влажной фильтровальной бумагой.

2)     Накройте семена хорошо увлажнённой фильтровальной бумагой.

3)     Подождите 4 дня, пока семена набухнут и начнут прорастать.

4)     Снимите пинцетом кожуру. Под кожурой находится зародыш.

Прорастание семян стимулируется теплом, влагой, и для него необходим кислород. Жизнеспособность сухих семян разных видов различна – от нескольких месяцев, недель и даже дней, до десятков и даже сотен лет. Рекорд долголетия принадлежит семенам люпина арктического, пролежавшим в вечной мерзлоте 10 000 лет, после чего из них удалось вырастить нормальное растение.

 

5. Строение семени фасоли.  Интерактивное задание.

Подпишите схему, перетащив названия частей семени к соответствующему месту на изображении продольного разреза семени фасоли.

                                 Семенная кожура

                                 Семядоли

                                 Почечка

                                 Стебелёк

                                 Корешок

Семя фасоли состоит из зародыша и покрывающей его кожуры. А зародыш состоит из корешка, стебелька, почечки и двух семядолей.

 

6.  Проверка внимания. Интерактивное задание.

Отметьте четыре составные части зародыша фасоли.

·        Стебелёк

·        Почечка

·        Эндосперм

·        Семенная кожура

·        Корешок

·        Две семядоли

·        Одна семядоля

(Правильные ответы – стебелёк, почечка, корешок, две семядоли)

 

7. Строение зерновки – плода пшеницы. Интерактивное задание.

Подпишите схему, перетащив названия частей плода к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы.

                   Эндосперм

                   Зародыш

                   Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.

Заметьте, большую часть зерновки составляет эндосперм, а маленький зародыш прилегает к нему одной стороной.

 

8.  Строение зародыша пшеницы. Интерактивное задание.

Подпишите схему, перетащив названия частей зародыша к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы.

                    Почечка

                    Стебелёк

                    Корешок

                    Семядоля

Обратите внимание, зародыш пшеницы имеет только одну семядолю в форме плоского щитка, прилегающего к эндосперму. Её основная функция – всасывание питательных веществ из эндосперма.

 

9. Изучение препарата продольного среза зерновки.

Интерактивное задание. Рассмотрите препарат продольного среза зерновки пшеницы и перетащите надписи на соответствующие позиции.

                  Семядоля

                  Стебелёк

                  Почечка

                  Корешок

                  Эндосперм

                  Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.

 

10. Проверка внимания. Интерактивное задание.

Отметьте все правильные ответы.

Что из перечисленного является частью зародыша пшеницы?

·        Эндосперм

·        Почечка

·        Стебелёк

·        Корешок

·        Семядоля

                 

Правильный ответ –

                                Почечка

                                Стебелёк

                                Корешок

                                Семядоля

 

11. Интерактивное задание. «Сравнение семян фасоли и пшеницы»

Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу.

Растения

Из каких частей состоит семя

Из каких частей состоит зародыш

Где находится запас питательных веществ

Фасоль

Семенная кожура

Зародыш

Почечка

Корешок

Стебелёк

Две семядоли

В семядолях

Пшеница

Эндосперм

Семенная кожура

Зародыш

Корешок

Почечка

Стебелёк

Одна семядоля

В эндосперме

Запомните, главные различия состоят в том, что питательная ткань (эндосперм) имеется в семенах пшеницы и отсутствует в семенах фасоли. Зародыш фасоли имеет две семядоли, а зародыш пшеницы – одну.

 

12. Итоговый контроль. Вопрос 1.

Какую функцию выполняет эндосперм?

·       Запасание влаги

·       Защита зародыша от механических повреждений

·       Запасание питательных веществ

·       Способствует распространению семян

·       Препятствует высыханию семян

(Правильный ответ – Запасание питательных веществ)

 

13. Итоговый контроль. Вопрос 2.

Где находятся питательные вещества в семенах фасоли?

·       В кожуре

·       В корешке

·       В семядолях

·       В почечке

·       В эндосперме.

(Правильный ответ – В семядолях)

 

14. Рефлексия.

Что вы узнали нового на уроке?

Что вам особенно понравилось на уроке?

 

15. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

16. Домашнее задание.

Найти интересные сведения о семенах различных растений.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Методическая информация

Тип урока

комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

Цели урока

1)изучить строение семян,

2)выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений,

3) выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательные:

1.Знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

Развивающие:

2.Анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

3.Осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к коллективной работе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении

  2. частично-поисковый метод обучения

  3. исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа

Время реализации урока

45 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся в ходе урока

Предметные универсальные действия

- знать строение семян,

- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,

- называть значение семян.

Личностные универсальные учебные действия

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Термины и понятия

растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.

Необходимое оборудование и материалы

сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска;

подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня)

Дидактическое обеспечение урока

авторская презентация “Строение семян однодольных и двудольных растений”, выполненная в программе PowerPoint;

сообщения по теме;

карточки с заданиями для групповой работы.

Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.

1. Мотивация и актуализация знаний.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня, прежде чем начать изучать новую тему, необходимо повторить пройденный материал.(слаид1)

Учитель: Какие растения называются цветковыми?

Ученик: Те у которых есть цветок.

Учитель: Какие органы есть у цветковых растений?

Ученик: Корень, стебель, листья- вегетативные органы. Цветок, плод и семена- репродуктивные органы связанные с половым размножением.

Учитель: А где находятся у растений семена?

Ученик: Семена находятся внутри плода.

Учитель: Значит стенки плода покрывает семена, поэтому у них есть второе название покрытосемянные (слайд2)

Учитель: А с помощью какого органа растения размножаются в природе?

Ученик: Размножаются растения с помощью семян. (слад3)

Учитель: А что появляется из семян?

Ученик: Из семян появляются молодые растения.

Учитель: Какой же орган цветкового растения мы будем изучать на уроке?

Ученик: Сегодня мы будем изучать строение семян. (слайд4,5)

Учитель: Значит тема нашего урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений».

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Ученик:Когда же из семян появляются молодые растения?

Ученик: Весной, когда семена высевают в почву, из них появляется маленький зелененький проросток.

Учитель: А теперь немного поговорим о семенах. В их жизни есть период покоя – это сухие семена, и период прорастания, когда они попадают во влажную землю.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №6)

Есть семена лекарственные. (слайд №7)

Есть семена очень мелкие и очень крупные (слад8,9)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый и обмен жиров.

б) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

в) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита.

г) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №10)

А сейчас я вам ребята прочитаю стих.

Постараюсь Вам ребята

Я сегодня преподать

Тему новую опять:

«О строение семян».

Посмотрите на лоток

Смесь семян тут бугорок.

Что внутри? Еще не знаем,

Но должны сейчас понять

Что находится внутри

У этой разной «детворы».

Мы возьмем фасоли семя

И пшеницы - для сравненья,

И заглянем: Что внутри?

Ты, Ваш Ум, Вам помоги

Разобраться с семенами:

В чем их сходство меж собой?

Иль найдем различий рой?

Вот проблема такова!

А сейчас мы ребята будем выполнять лабораторную работу.

3. “Открытие нового знания”.

Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» (слайд №11)

Для этого изучим и сравним строение семени пшеницы и фасоли.

Выполняем лабораторную работу № 1 из параграфа 5 учебник Биология 6 (слайд12-16)

Оборудование и материалы: 1. Лупа, препаровальная игла.

2. Плод фасоли – боб.

3. Сухие и набухшие семена фасоли.

4. Сухие и набухшие семена пшеницы.

Ход работы

  1. Рассмотрите плоды фасоли и установите как прикреплены фасолины к стенкам плода.

  2. Найдите на семенах рубчик и семевход.

  3. Снимите с семени кожуру – это покров семян, а в руках у вас останется зародыш.

  4. Найдите две части зародыша: 1)две семядоли – склад питательных веществ,

2) проросток.

5. Какие органы вы видите у проростка?

6. Сделайте вывод используя слайды. Какие есть части в семени фасоли?

7. Рассмотрите семена пшеницы, попробуйте снять с них покров.

8. Найдите внутри семени белое мучнистое вещество – эндосперм и маленький зародыш.

9. Рассмотрите зародыш с помощью лупы.

10 Сделайте вывод: черты сходства и различия семян фасоли и пшеницы.

Итог лабораторной работы.

Общим есть у них три части:

  1. То одежда их, покров (семена и кожура)

  2. А внутри зародыш есть

Это маленький росток,

Где есть корень, стебель, листья

  1. И конечно, что поесть

Склад питательных веществ (эндосперм)

Чтоб росток спокойно рос,

Зацветал и плодоносил,

Образуя семена

Вся проблема решена!

Физкультминутка

4. Планирование.

Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №17-20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).(слайд21-23)

5. Применение нового знания.

Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

1. Выполнение теста «Плюс или минус» с последующей взаимопроверкой(слайд №24).

6. Рефлексия.

Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №25, 26).

8.Домашнее задание

(слайд №27).Изучить §5, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена фасоли и пшеницы для эксперимента.

Задание-эксперимент:

Список литературы

1.Примерная программа по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения).

2.Авторская программа: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Биология: 5 – 9 классы: программа – М.: Вентана – Граф 2012 год.

3. Учебник. Биология 6 М.: Издательский центр: Вентана – Граф 2015 год.

4. Интернет ресурсы.

infourok.ru

Строение семян двудольных растений

Биология Строение семян двудольных растений

просмотров - 242

Семя — зачаточное растение. Оно развивается из семязачатка. Познакомимся со строением семени фасоли. У фасоли семена крупные. Одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая.

Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой Она защищает семя от чрезмерного высыхания и механических повреждений.

Кожура может иметь разную окраску. На вогнутой стороне семени виден рубчик — след от семяножки, посредством которой семя соединялось с околоплодником.

Под семенной кожурой обнаружится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки 97. Хорошо рассмотреть их можно только через лупу. В крупных и толстых семядолях содержится запас питательных веществ. Строение семян гороха и других растений такое же. Но, к примеру, у дикой редьки и пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша — корешке и стебле ниже семядолей, а почечка еще не развита.

Цветковые растения, зародыши которых имеют две семядоли, называют двудольными, к примеру дуб, яблоня морковь, астра, тыква, подсолнечник, лютик, мак и другие 98.

При этом не у всœех двудольных семена имеют такое строение, как у фасоли или у пастушьей сумки. У лютика и фиалки небольшой зародыш окружен эндоспермом — особыми клетками, в которых содержится запас питательных веществ. По этой причине семенная кожура, тоже состоящая из клеток, окружает не зародыш, а эндосперм.

Читайте также

  • - Строение семян двудольных растений

    СЕМЯ ПЛОДЫ ЦВЕТОК ЛИСТ Лист – часть побега, занимающая на нем боковое положение. Внешне листья разных растений сильно различаются, но между ними и много общего. Листья большинства растений имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка,... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    "Строение семян двудольных растений"

    1. Организационный момент:

    Проверка отсутствующих и присутствующих учеников на уроке.

    2. Проверка знаний домашнего задания учащихся:

    На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

    1.какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?

    2.Какие жизненныеформы растений вы знаете?

    3.Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека?

    А теперь откройте свои тетради и покажите мне таблицу, которую вы должны были заполнить дома.

    Название растения

    Форма растения (дерево, кустарник или травянистое)

    Однолетнее, двулетнее или многолетнее

    Сколько раз в жизни плодоносит

    Где растет

    2. Проверка знаний домашнего задания учащихся:

    Актуализация знаний

    Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

    Мотивация

    - Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.

    В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

    а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

    б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход?

    в) Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?

    г) Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш.

    Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку.

    Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли.

    д) Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени. В ы в од: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.

    4.Физ. минутка

    5. Закрепление

    открытый тест (закончить предложение)

    1. В семядолях находится ____________________________________________

    2. Зародыш семени фасоли состоит из _________________________________

    3. Роль семенной кожуры ____________________________________________

    4. Из корешка зародыша вырастет _____________________________________

    5. Семена растений класса ________________________ имеют две семядоли.

    6. Домашнее задание

    §18 пересказ

    videouroki.net

    6 класс. 19. Строение семян. Изучение строение семян двудольных растений

    Тема: Строение семян. Изучение строение семян двудольных растений.

     

    Ход урока

     

    1. Организационный момент. Постановка целей урока.

     

             Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии.

    Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, отделу  покрытосеменных растений. Познакомимся с понятием двудольных растений.

     

    Слайд 2 [Вставить анимацию: тема урока «Строение семян. Изучение строение семян двудольных растений] 

     

    1. Актуализация знаний.

     

             Но сначала я проверю, как вы усвоили материал домашнего задания.

    1.                 Чем могут размножаться растения?

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (Растения размножаются спорами, семенами, вегетативно).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    2.                 Какие группы растений могут размножаться семенами?

     ПАУЗА В ВИДЕО

    (Семенами могут размножаться голосеменные и покрытосеменные растения).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    3.                 Назовите отличие  покрытосеменных растений от голосеменных растений?

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (Отличие состоит в расположении семян. У голосеменных растений семена лежат открыто на поверхности шишек, у покрытосеменных семена находятся внутри плода).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    4.                 Какие существуют растения по продолжительности жизни?

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (По продолжительности жизни различают однолетние, двулетние и многолетние).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    5.                 Как по-другому называют покрытосеменные растения?

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (По – другому покрытосеменные называются цветковые, потому что они имеют органы семенного размножения - цветок).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    6.                 Какие жизненные формы растений вам известны?

    ПАУЗА В ВИДЕО

     (деревья, кустарники, травы).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    7.                 Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности

      ПАУЗА В ВИДЕО

    (тополь, подорожник, одуванчик).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    8.                 Назовите самое высокое дерево в мире?

    ПАУЗА В ВИДЕО

     (Секвойя). Её высота – 115,5 метров. Рекорд установлен в 2006 году. В одной СЕКВОЙЕ индейцы прорубили отверстие – девятиметровый туннель.

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    Слайд 3 [Вставить анимацию: изображение секвойи.] 

     

    9.                 Вспомните, как называется самая высокая в мире трава?

    ПАУЗА В ВИДЕО

     (слайд): (бамбук). Каждый день молоденький БАМБУК вырастает на 50 см, но прибавляет он в росте не долго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки, мебель, предметы быта. Очень красивый звук издают бамбуковые трубки.

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    Слайд 4 [Вставить анимацию: изображение бамбука.] 

     

    10.             Мякоть созревших плодов этого ДЕРЕВА варят, сушат, пекут в золе? (с

    ПАУЗА В ВИДЕО

     (ХЛЕБНОЕ ДЕРЕВО). 

    На нём растут  овальные тяжёлые плоды, весом до 30 килограммов каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб.

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    Слайд 5 [Вставить анимацию: изображение хлебного дерева] 

     

    Слайд 6 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответа] 

     

     

     

     

     

    3.Изучение нового материала.

            

             Вот какие удивительные растения существуют на нашей планете, а как они появляются на свет, это нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

             На этом уроке мы начнем изучать семя. Что такое семя?

             Семя – это генеративный орган, предназначенный для размножения и распространения семенных растений.

    Слайд 7 [Вставить анимацию: определение семя это…]

             Это и есть зародыш будущего растения. В неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать. Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.

             Семена растений бывают разные! Вспомните, как выглядят семена гороха и фасоли. Какого они размера? А какие семена поменьше? Ну а совсем маленькие? Семена некоторых растений, например, орхидеи Венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма. А семена некоторых растений могут весить до двух килограмм, как, например, семена сейшельской пальмы.

    Слайд 8 [Вставить анимацию: изображение различных видов семян. Изображение семени орхидеи Венерина башмачка, изображение семени сейшельской пальмы.]

             А какой различной формы могут быть семена! Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

    Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение семян яблок и груши]

             А семена каких растений имеют форму шара? Некоторые семена имеют специальные крючки, как семена череды и лопуха.

    Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение семян череды и лапуха.]

             Для чего им нужны эти крючочки?

    Слайд 11 [Вставить анимацию: вопрос]

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Предположительные ответы учащихся.

             Различные выросты и крючочки им нужны, чтобы прикрепляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания. А у некоторых растений есть на семенах пуховые выросты. У каких растений семена опушены? А для чего нужны эти выросты? Семена этих растений распространяются ветром. У семян клена и ясеня есть крылышки.

    Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение семян клена и ясеня.]

    Для чего они нужны семенам?

    Давайте рассмотрим семя фасоли.

    Лабораторная работа

    “Строение семени фасоли”

        Цель работы: изучить строение семени фасоли.     Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших зерна фасоли, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы.   

    Слайд 13 [Вставить анимацию: цель работы, материалы и оборудование.]

     

                 Ход работы:

        1. Рассмотрите и устно опишите внешний вид семени фасоли (форма, поверхность, величина). Где расположен рубчик?

                На брюшной стороне хорошо заметен след от семяножки, прикреплявшей семя к стенкам плода. Это рубчик, рядом - маленькое круглое отверстие - семявход. 

     

    Слайд 14 [Вставить анимацию: изображение семени фасоли.]

     

             Познакомимся со строением семени фасоли. Оно крупное, и все его части можно легко рассмотреть. Извлечем семя из плода, намочим его в воде и рассмотрим. Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой.

             Кожура - плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта).

     

    Слайд 15 [Вставить анимацию: определение кожура это…  .]

     

             Она надежно защищает семя от механического повреждения, высыхания, патогенных микроорганизмов и не дает ему прорасти до надежного и устойчивого установления благоприятных условий. Недаром мы поместили семена в мокрую тряпочку за 1,5-2 дня до урока, внимательно следили, чтобы она не высыхала, и содержали их в теплом месте. При мимолетном намокании вода внутрь не пройдет, т.к. сухая кожура плотно охватывает семя. У кожуры есть и другие функции, о них поговорим позже.     2. Возьмите набухшее семя фасоли и отделите кожуру от зародыша.

             Снимем семенную кожуру. С намоченного семени она снимается легко, а сухого удалить ее очень трудно.

    С набухшего семени кожура снимается легко, и обнажаются семядоли - первые, зародышевые, листья, а значит, они являются частью зародыша. Семядоли толстые, мясистые, т.к. содержат много питательных веществ. Раздвигать семядоли начинаем со спинной стороны, медленно и осторожно. Если повезет, обе дольки останутся сидеть на маленьком побеге, но в любом случае легко увидеть места их прикрепления.

             Зародышевый корешок уже приготовился выйти наружу. Осторожно снимаем кожуру.

        3. Прикрепите в тетради снятую кожуру и зародыш (или зарисуйте).     4. Возьмите  целиком зародыш, рассмотрите его, найдите 2 семяпочки, корешок, стебелек, почечку.     5. Покажите основные части по схематическому рисунку. Какой вид имеет корешок, почечка, как их отличить? К какому органу зародыша прикрепляются семядоли?

             Без видимой границы корешок плавно переходит в зародышевый стебель, на котором и сидят семядоли. В верхней части стебелек изгибается, унося внутрь семени от щели между семядолями зародышевую почку.

        6. В тетради прикрепите (или зарисуйте) по отдельности 2 семядоли и остальные 3 части зародыша вместе. Подпишите их названия.     Какой орган зародыша является самым крупным? Почему семядоли толстые и большие? Каково строение зародыша? Для первого знакомства наиболее подходит фасоль. Для удобства назовем слегка выгнутую сторону семени спинной частью, вогнутую - брюшной.

             Через него к зародышевой семяпочке еще в цветке проникают мужские половые клетки - пылинки, и тогда происходит оплодотворение. Он и теперь сослужит хорошую службу. Сжимаем набухшее семя - через семявход выступает капелька воды. Какой можно сделать вывод?

     

    ПАУЗА В ВИДЕО

             Через него в семя проникает вода!

    - Где остановился корешок?

    - Как раз напротив семявхода!

    - Да, ему полагается первому выскочить наружу, закрепить семя в почве и начать добывать воду. С какими-то семенами это уже произошло.

    - А где же эндосперм? Чем же будет питаться зародыш?

    «Упитанный» вид семядолей наводит на мысль:

    - А семядоли на что?

             Дело в том, что у фасоли и других ее родственников (бобовых) семядоли оказались особенно трудолюбивыми и заботливыми няньками зародыша. Они заблаговременно перекачали все питательные вещества из эндосперма в себя. Окруженный такой заботой зародыш сформировал зачатки всех вегетативных органов будущего проростка, и при благоприятных условиях прорастание происходит очень быстро.

             На этом их забота о зародыше не заканчивается.

             В плотных дольках, как в люльке, надежно укрылась нежная почка, и во время прорастания именно семядоли пробьют дорогу молодому побегу сквозь грунт, защитив почку от повреждения.

             А молодые листики могут не спешить приступать к своим обязанностям - кормить растение продуктами фотосинтеза. И эту обязанность на первых порах возьмут на себя семядоли. Выйдя на поверхность, они заметно подрастут, позеленеют, и мы увидим на них многочисленные жилки проводящей системы. Они активно будут кормить молодой побег. А когда он войдет в силу, сморщатся, засохнут и отомрут.

    Слайд 16 [Вставить анимацию: рост семени фасоли.]

             Вспомним, какие еще растения выносят на поверхность свои крупные семядоли. Это огурцы, тыквы, кабачки.

    Слайд 17 [Вставить анимацию: изображение семян огурцов, тыквы кабачков.]

             А вот горох - нет. Его семядоли остаются под землей и поддерживают растущий побег лишь находящимися в них веществами. Не у всех растений семядоли заранее вбирают в себя питательные вещества из эндосперма. Некоторые частично или полностью откладывают эту работу на момент прорастания. Перекачивание питательных веществ - сложный биохимический процесс, подобный перевариванию пищи.

             Семядоли вырабатывают специальные вещества, растворяющие эндосперм, и превращают его в легко усваиваемую пищу для зародыша. Это особое «детское питание», как и полагается малышам! Позже мы узнаем, что эндосперм - это не простое хранилище питательных веществ, он тоже возникает в результате оплодотворения, отчего питательные вещества приобретают особую ценность. Эндосперм самым наилучшим образом способствует закреплению и развитию всех полезных свойств и качеств обоих родителей. Лиши семя эндосперма (как собственно эндосперма, так и семядолей) - и зародыш развиваться не будет, погибнет, и семя не даст потомства. Семядоли есть у всех семенных растений, но их количество, форма и время работы различны.

             Таким образом, зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.

             Растения, зародыш которых имеет две семядоли, относят к двудольным. Это - картофель, томаты, морковь, яблоня, дуб, огурцы и многие другие растения. Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом.

    Слайд 18 [Вставить анимацию: изображение семян томатов, моркови, яблони, дуба  .]

     

    4.Физкультурная минутка.

     

    Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать

     

    И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка,                      Отдохнули мы слегка.

     

    Слайд  19 [Вставить анимацию.]

     

    5.Закрепление знаний.

     

              Итак, что же мы узнали сегодня  на уроке?

             Мы вспомнили, как могут распространяться семена по планете, познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет, познакомились с понятиями однодольное и двудольное растение, нашли маленькое растение в семени фасоли.

     

    1.Цветок – орган семенного размножения имеют:

    А. покрытосеменные растения

    Б. голосеменные растения

    В. папоротники

    Г. лишайники

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    2.Семена развиваются внутри плода у:

    А. голосеменных  растений

    Б.  высших споровых растений

    В. низших споровых растений

    Г. покрытосеменных растений

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    3. Растения, которые выращивает человек, называются:

    А. дикорастущие

    Б. культурные

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    4. Господствующая группа растений на нашей планете:

    А. голосеменные и покрытосеменные

    Б. покрытосеменные

    В. высшие споровые

    Г. низшие споровые

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    5. Тополь, одуванчик, береза, дуб размножаются:

    А. спорами

    Б. делением клеток

    В. семенами

    ПАУЗА В ВИДЕО

     

    Слайд 20 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответов.]

     

    Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Правильные ответы показывать после прочтения вопроса и вариантов ответа.

     

     

     «10 баллов»  Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:  „Я“ 0________10  „Мы“ 0________10  „Дело“ 0________10 

     

    Слайд 21  [Вставить анимацию.]

     

    8. Подведение итогов.

     

    Спасибо за внимание! Урок окончен.

     

    Слайд  22 [Вставить анимацию.]

    znakka4estva.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта