Презентация по биологии на тему"Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. (6 класс). Строение листа растения схема 6 класс
"Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")
Разделы: Биология
Задачи урока:
- Знакомство с внешним строением листа.
- Жилкование листьев.
- Отличие простых и сложных листьев.
- Внутреннее строение листа.
Оборудование: Засушенные листья, гербарные экземпляры листьев с жилкованием, таблицы: “Строение листа внешнее и внутреннее”, микроскоп с микропрепаратами, авторские дидактические карточки.
МЕТОДИКА
I. Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске главные части растения.
(Рисунок 1)
- Мы с вами изучили строение корня и почки.
- Сегодня знакомимся со строением листа.
Здесь учитель дает историческую справку и переходит к новому материалу.
II. И так: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.
(Рисунок 2)
Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Они имеют следующее строение. 1 – листовая пластинка, 2 черешок, 3 – прилистник, 4 – основание листа, 5 – жилки.
(Рисунок 3)
Таким образом, лист состоит из листовой пластинки и черешка. Листья которые имеют черешок называются черешковые, (пишется слово на доске) но есть листья имеющие другое строение они называются сидячими. (рисуется и пишется на доске)
Вопрос к классу: чем различаются черешковые и сидячие листья? Ученики отвечают на вопрос и на гербарном экземпляре находят такие листья и называют их (это промежуточное закрепление материала). Также можно проводить закрепление на комнатных растениях (например: алое, бегония)
Учитель продолжает вести урок, рассказывая о размерах листьев, обращая внимание учеников на комнатные растения (монстера – до одного метра, бегония – до двадцати см.)
Кроме того, листья делятся на две группы: простые и сложные.
Простые листья: 1 – сирень, 2 – яблоня, 3 – клен,5 – одуванчик.
Сложные листья: 4 – клевер, 6 – шиповник, 7 – малина, 8 – земляника, 9 – люпин.
(Рисунок 5)
Вопрос к классу: чем отличаются простые и сложные листья? Учитель подводит итог, что простые и сложные листья отличаются количеством листовых пластинок. (Ученики ищут простые и сложные листья на гербарных экземплярах)
Далее учитель направляет внимание учеников на жилкование листьев. Ученики рассматривают засушенные листья с внутренней стороны, выделяют центральные и боковые жилки. Некоторые ученики обращают внимание, что боковых жилок нет. Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех видов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях.
(Рисунок 6)
Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях. На доске чертится таблица.
Класс Однодольные |
Класс Двудольные |
Корневая система мочковатая |
Корневая система стержневая |
Зародыш имеет одну семядолю |
Зародыш имеет 2 семядоли |
Листья имеют дуговое или параллельное жилкование |
Листья имеют сетчатое жилкование |
Примеры: тюльпан, овес, чеснок, юкка |
Примеры: тыква, бегония, колеус, одуванчик |
Ученики вспоминают какие признаки этих классов растений они уже знают. (ответы учеников с места) А теперь мы добавляем к таблице еще один признак: у однодольных растений листья с параллельным или дуговым жилкованием, а у двудольных – с сетчатым. Затем проводится фронтальная работа по дидактическим карточкам (1. подписать сложные простые листья. 2. подписать жилкование листьев.) Дидактические карточки остаются на столе. (Дидактическая карточка – Приложение 1.doc)
Затем учитель обращает внимание на расположение листьев на стебле.
(Рисунок 7)
Учитель продолжает урок. Лист – это “волшебная фабрика”, где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (написать на доске). Определение найдите в учебнике на странице 67 § 18.
Лист имеет сложное внутреннее строение. Ученики готовятся рассматривать микропрепараты под микроскопом. (одного ученика спрашивают правило пользования микроскопом – ответ оценивается) Ученики рассматривают “срез листа герани”. Учитель обязательно имеет один два контрольных микроскопа для просмотра учащимися у которых не получается рассмотреть микропрепарат самостоятельно. После просмотра микропрепаратов учитель обращает внимание учеников на таблицу. Ученики сравнивают изображение на таблице и под микроскопом. Продолжая урок, учитель называет слои внутреннего строения листа:
- Эпидерма (какой функцией она обладает? Из каких клеток состоит? Найти в учебнике § 18 стр. 67.)
- Далее рассматриваем мякоть листа на таблице. Она состоит из зеленых клеток: а) столбчатая ткань, б) губчатая ткань – все это мякоть листа. (Найти в учебнике § 18 стр. 68. Какой функцией обладает мякоть листа?)
- На нижней стороне листа тоже расположен эпидермис, но между этими клетками есть особые клетки – устьица. (Пишется на доске. Учебник § 18 стр. 66 последний абзац.)
На рисунке 49 в § 18 учебника рассматривается из чего состоят устьица (отвечает 1-2 ученика).
III. Заключение.
Итог подводят учитель и ученики вместе.
Учитель: Лист – это…
Ученики: Часть побега.
Учитель: Лист состоит из…
Ученики: Черешка и листовой пластинки.
Учитель: листья бывают…
Ученики: простые и сложные.
Учитель: Жилкование листьев бывает…
Ученик: Сетчатое, дуговое, параллельное.
Учитель Лист выполняет функции…
Ученик: фотосинтеза, газообмена, испарения.
Учитель Лист сверху покрыт…
Ученик: Эпидермисом.
Учитель: мякоть листа состоит из …
Ученик: столбчатой и губчатой ткани.
Учитель на нижней стороне листа расположены…
Ученик: устьица.
Ответы учеников оцениваются.
Таким образом задачи поставленные в начале урока достигнуты домашнее задание § 18. Задание в тетради на печатной основе. Листочки с дидактическими карточками сдать.
Ученики за урок получают по две-три оценки.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА - ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ - Биология 6 класс Костиков И.Ю. - Образование
Тема 3. ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ
Вы узнаете про то, как внутреннее строение листа обеспечивает выполнение им основных функций — испарение воды; фотосинтеза и газообмена.Как в листок проникал углекислый газ? Все ли клетки листа зеленые? В листьях внутри?На срезе листовой пластинки видно» что лист состоит из покровной ткани — кожицы, основной ткани и проводящих пучков — жилок (рис»113).Рис. 113. Поперечный срез листаКожица расположена на поверхности листа. Она защищает внутренние ткани и обеспечивает взаимодействие листка с внешней средой. Большинство клеток кожицы бесцветны и прозрачны, они плотно прилегают друг к другу, а их клеточные оболочки со стороны, граничащей с внешней средой, утолщенные. Они выделяют тоненькую прозрачную пленочку воскоподобных веществ — кутикулу, которая покрывает поверхность листа. Бесцветные клетки кожицы могут образовывать различные выросты — волоски (рис. 114). Плотное размещение клеток, утолщение их оболочек, образование кутикулы и волосков защищают лист от механических повреждений, уменьшают испарение воды и газообмен, рассеивают прямой солнечный свет.
Мая. 114. Волоски на поверхности кожицы под электронным микроскопом
Если посмотреть на поверхность живой кожицы в микроскоп, то среди бесцветных клеток мы увидим нары зеленых клеток, которые образуют устьица. Продих — это пара вытянутых квасолеподібних клеток, между которыми имеется отверстие — продихова щель. Она с одной стороны открывается во внешнюю среду, а с другой — в большой межклеточное пространство основной ткани листа. Клетки устьиц зеленые, поскольку в отличие от большинства клеток кожицы имеют хлоропласты (рис. 115). В зависимости от влажности и освещения клетки устьиц меняют свою форму, регулируя испарение воды и газообмен.
При достаточном освещении и влажности клетки продыху изгибаются так, что их средние части расходятся и продихова щель расширяется (рис. 116). Через нее из межклеточного пространства листа наружу испаряется вода, листок при этом охлаждается. Кроме того, через открытую продихову щель выделяется кислород, который образуется в процессе фотосинтеза, а в міжклітинники из воздуха поступает углекислый газ. В темноте и при недостатке влаги клетки продыху выпрямляются, продихова щель сужается и закрывается. Как следствие, испарение воды и поступление углекислого газа в лист уменьшается, выделение кислорода прекращается.
Рис. 115. Закрытый продих под оптическим микроскопом (а) и открытый и закрытый устьица под электронным микроскопом (б)
Рис. 116. Схема открывания и закрывания устьиц
Обычно в строении кожицы на верхней и нижней поверхности листовой пластинки наблюдаются существенные различия. Так, стенки клеток и кутикула верхней кожицы утолщенные, и устьица в ней, как правило, отсутствуют. Зато нижняя кожица сложена тонкостенными клетками, имеет более тонкую структуру и содержит устьица. Однако из этого правила известны многочисленные исключения. Например, у водных растений с плавающими на поверхности воды листьями (кувшинка) устьица расположены в верхней кожице. У растений в утолщенными листьями, обитающие в пустынях, устьица часто имеющиеся как в нижней, так и в верхней кожице. Причина в том, что в пустынях отраженный от поверхности земли свет по интенсивности почти такое же как прямой солнечный, и поэтому обе стороны листа нагреваются и освещаются почти одинаково.
Основная ткань листа расположена в слоеной пластинке между верхней и нижней кожицей. Она составлена клетками с многочисленными зелеными хлоропластами, то есть фотосинтезуючою тканью. У многих растений клетки основной ткани под верхней кожицей выглядят как плотно прилегающие друг к другу столбики, между которыми почти не остается межклеточного пространства. Они образуют линейчатую основную ткань, где очень интенсивно происходит фотосинтез. Зато клетки, которые прилегают к нижней кожицы, имеют более округлую и неправильную форму, между ними остаются большие міжклітинники, крупнейшие из которых располагаются вблизи устьиц. Эту часть основной ткани называют губчатой тканью. В ней интенсивно происходит не только фотосинтез, но и дыхание.
У растений, которые требуют много света, в листке развивается больше слоев столбчатой ткани, тогда как у видов, которые растут в тени, эта ткань вообще может отсутствовать.
Жилки расположены в основной ткани. Отдельная жилка листа состоит из одного или нескольких проводящих пучков, в которых сосуды древесины отнесены к верхней, а луб с ситоподібними трубками — к нижней кожицы. Ведущие пучки усилены тяжами механической ткани, которые часто лучше развиты в лубі (с нижней стороны листа). Эти тяжи добавляют листке прочности, но делают его не жестким, а гибким.
Как работает листок? Когда утром восходит солнце, клетки основной ткани начинают фотосинтез. Они поглощают из міжклітинників углекислый газ и воду, которую поставляют сосуды древесины, находящихся в жилках. Взамен выделяют кислород как побочный продукт фотосинтеза (рис. 117). Содержание кислорода и воды в межклетниках увеличивается, а углекислого газа — уменьшается. Листок от солнечных лучей нагревается. В этот момент открываются устьица. Через них начинает испаряться вода, охлаждая основную ткань. Наружу с міжклітинників выходит кислород, а внутрь поступает воздух с углекислым газом. Образованные основной фотосинтезуючою тканью органические вещества выходят в міжклітинники, а с них попадают к ситоподібних трубок, которые содержатся в дубе жилок, и транспортируются в стебель и корни. Там они накапливаются в виде запасных питательных веществ, використонуються в процессе дыхания и превращаются в сложные органические вещества, из которых образующие ткани образуют новые клетки.
Рис. 117. Схема внутреннего строения листа и обмена веществ в процессе фотосинтеза
Когда солнце садится, фотосинтез прекращается, устьица закрываются. Но клетки, как и днем, продолжают дышать. В результате в межклетниках содержание углекислого газа растет, а кислорода — уменьшается. Поскольку міжклітинники нее абсолютно герметичной системой, то некоторая часть углекислого газа через не полностью закрытые продихові щели попадает наружу, а воздух, обогащенный кислородом — внутрь. Поэтому в помещении, где есть растения, днем кислорода в воздухе становится больше, углекислого газа — меньше, а ночью — наоборот.
ВЫВОДЫ
1. Кожица защищает лист от физических повреждений и высыхания, через устьица регулирует испарение воды и газообмен.
2. Основная ткань листа осуществляет фотосинтез.
3. Жилка листа обеспечивает прочность листовой пластинки и транспортировки по Проводящих пучках воды и растворенных в ней веществ.
4. Ткани листовой пластинки, работая согласованно, регулируют испарение и газообмен, чем обеспечивают высокую эффективность фотосинтеза, что происходит в листке.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ
Кутикула, кожица листа, продих, продихова щель, гистограмма основная ткань, губчатая основная ткань, жилка листа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие функции кожицы? Почему она имеет различное строение на верхней и нижней поверхности листа?
2. Что такое устьица, как они регулируют испарение воды и газообмен?
3. Какова главная функция основной ткани листа, с чем связана разница в ее строении под верхней и над нижней кожицей?
4. Какие функции выполняют проводящие ткани входят в состав жилки?
Вам всем известно, что лататта плавал на поверхности воды, элодея — в толще воды, береза растет на суше, алоэ — в засушливых условиях. Перепишите предложенные предложения в тетрадь и заполните пропуски в них.
На листьях ______________________________________ устьица расположены в верхней кожице,
поскольку______________________________ . Строение листа_______________________________ типичная для растений суши в умеренном климате. У листьев_____ отсутствует кутикула, поскольку она растет погруженной в воду. Наиболее мощная кутикула развивается на листьях_________________ , поскольку______________________________
schooled.ru
Разработка урока для 6 класса :"Внешнее строение листа"
Дворядкина Вера Николаевна
Урок лабораторная работа на тему: «Внешнее строение листа».
Цель урока: выяснить особенности внешнего строения листа, как важнейшей составной части побега.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега;
научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.
Развивающие:
способствовать развитию активной познавательной деятельности с наглядным и раздаточным материалом;
продолжить формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательные:
прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку;
продолжить воспитание бережного отношения к природе;
развивать интерес к изучению биологии;
способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков;
Предметные УУД:
формирование системы научных знаний о строение растений; формирование представления о строении и функциях листа, многообразии листьев;
формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев;
формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья
Оборудование: компьютер, интерактивная доска; гербарные экземпляры комнатные растения.
Ход урока
Деятельностьучащихся
Формируемые УУД
1
Организационно-мотивационный
приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку.
Включение всех учащихся в работу. Определяются группы, в которых учащиеся будут работать при выполнении л/р.
Презентация «Внешнее строение листа»
приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей
Личностные: самоопределение;
регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Проверка знаний.
Предлагает проверить домашнее задание в форме теста.
Вы будете работать в парах. На каждой парте лежит тест по теме «Побег и почка» (приложение 1) .
Организует взаимопроверку в парах.
За каждый правильный ответ вы ставите один балл.
Положите тесты на край стола.
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку.
Демонстрация видеоряда (слайды 1-3)
Привлечь внимание детей, актуализировать их знания о зелёных растениях, создать проблемную ситуацию.
Вопрос детям: Какие мысли возникают у вас при просмотре этих фотографий?
– От чего зависит жизнь на Земле?
– Задумывались ли вы над тем, почему так много на Земле зелёных растений?
– Почему у растений такая мощная громадная крона? (слайд 4)
Подводит учащихся к формулировке темы урока (слайд 5-6)
«Мы ж, легкое племя, цветем и блестим
И краткое время на сучьях гостим.
Все красное лето мы были в красе-
Играли с лучами, купались в росе!..
Но птички отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели, Земфиры ушли.
Так что же нам даром висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними и нам улететь?»
Ф. Тютчев.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Сформулируйте и запишите тему урока.
Подводит к цели урока.
Напишите в маршрутном листе, что вы знаете о листьях и что хотели бы узнать на сегодняшнем уроке.
Подводит учащихся к целям урока.
Просмотр видеоряда
Высказывание
предположений о роли зелёных растений на Земле?
Называют тему урока (учащиеся самостоятельно записывают тему) « Внешнее строение листа».
Записывают и высказывают свои мысли.
Формулируют цели урока.
личностные: мотивация учебной деятельности
регулятивные: целеполагание
коммуникативные: формулировка ответов.
познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.
3
Актуализация знаний
6
Основные функции листа (схема)
Слайд 6. Основные функции листа (схема)
Для чего нужны растениям листья?
Какие основные функции выполняет лист?
Делают предположения. Делают записи в маршрутных листах.
7
Изучение нового материала
Слайды – 7 -9 .Так что же такое лист?
Лист – это…
Допишите в своих маршрутных листах определение, исходя из своих знаний о побеге.
Организует рассматривание листьев, предлагает детям ответить на вопросы, которые поочерёдно появляются на экране:
Все ли листья одинаковы внешне?
Чем листья отличаются друг от друга?
Что общего в их строении?
Подпишите части листа на вашем маршрутном листе.
Дают определение листа – как части побеги.
Записывают определение в маршрутный лист, сравнивают его с определением в учебнике.
В парах работают с раздаточным материалом, рассматривают, сравнивают, обсуждают.
Дети называют части листа?
Подписывают их на своих рисунках в маршрутных листах.
Личностные: межличностные отношения;
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение;
8
Схема строения листа.
Акцентирует внимание на основных частях листа.
Ставится вопрос:
Какую роль играет черешок?
Рассмотрите наборы листьев на вашем столе, что вы заметили?
Предлагает рассортировать листья по наличию черешка.
(Слайд 10) Предлагает в учебнике найти классификацию листьев по способу прикрепления к стеблю, рассортировать листья и найти среди комнатных растений растения с сидячими и черешковыми листьями.
рассматривают наборы листьев
Обнаруживают, что черешок есть не у всех листьев.
Работа с раздаточным материалом.
Вводят понятие листья черешковые и сидячие.
9
Формы листовой пластинки -
Ребята а, чем еще листья разных растений отличаются друг от друга?
Используя приложение № 1, определите форму листовой пластинки и форму края листовой пластинки на раздаточном материале и на рисунке в маршрутном листе (слайд 11-12)
Участвуют в обсуждении.
Работают с раздаточным материалом и маршрутными листами.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний.
10
Листья простые и сложные.
Примеры простых листьев и листьев сложных.
Работа с учебником.
Какие бывают листья?
Составьте схему в своих маршрутных листах.
Чем простые листья отличаются от сложных?
Предлагает детям сформулировать определение простого и сложного листа (слайд 13)
Организуется работу с раздаточным материалом, комнатными растениями.
Предлагает рассортировать листья из коллекций на две группы: простые и сложные.
Найти среди комнатных растений растения со сложными листьями.
Работают с учебником.
Составляют схему. Вводят понятие простые и сложные листья.
Работают с раздаточным гербарным материалом и живыми растениями.
Личностные: межличностные отношения;
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение.
13
Типы жилкования листьев.
Ставит вопрос перед детьми: что можно заметить на обратной стороне листовой пластинки?
Одинаково ли расположены жилки на листьях разных растений?
Как вы думаете, какую роль играют жилки в листе? (слайд 14)
Участвуют в обсуждении.
Определяют тип жилкования листьев из коллекций.
Делают предположение, что жилки играют роль скелета в листе и являются проводящими путями.
Личностные: межличностные отношения;
Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями
Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение;
14
Признаки двудольных и однодольных растений
Подготавливаем детей к восприятию нового признака однодольных и двудольных растений.
Вспомните известные признаки двудольных и однодольных растений, и заполнить таблицу в маршрутном листе (слайд 15)
Предлагает детям по жилкованию листьев отыскать среди комнатных растений двудольные и однодольные растения.
Вспоминают и называют, какие признаки этих классов растений они уже знают, заполняют таблицу.
Определяют среди комнатных растений двудольные и однодольные.
Личностные: осознание своих возможностей в учении;
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.
15
Закрепление
Предлагает ученикам заполнить таблицу, используя комнатные растения в классе.
Предлагает составит синквейн по плану:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
заполняют таблицу, обсуждают результат.
дети составляют синквейн:
«ЛистЛетний, зеленый.
Сложный и простой.
С черешком и без черешка.Испаряешь, дышишь, фотосинтезируешь.От тебя зависит жизнь на Земле.Растение».
Личностные: осознание своих возможностей в учении;
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.
Рефлексия.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным
Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение
Рефлексивно – оценочный.
Личностные: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: оценка
Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала
16
Домашнее задание.
Разъясняет домашнее задание:
§ учить;
подготовить сообщения о самых больших и самых маленьких листьях растений.
Учитель дает на выбор 3 уровня задания:
1.Выписать примеры факторов среды в тетрадь со стр.78-81
3.Сочинить сказку о листе или составить кроссворд.
Записывают домашнее задание.
Ссылки на рисунки используемые в презентации и маршрутном листе.
anufrie
www.asteza.ru/show-1724.html
vaa.ru/post161512216/
www.asteza.ru/show-1724.html
kamaluva.typepad.com/
www.poduri.md/derev.html
atmwood.com.ua/category/lesovodstvo/page/2/
foto.ecoguild.ru/forest/IMG_9860.html
www.fonstola.ru/download/55812/1280x960/
tnu.podelise.ru/docs/index-246588.html
readtiger.com/wkp/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
www.floriculture.ru/rast/razn/morf/list.shtml
asiootus.myjino.ru/encyclopedia/morphology_pholy.html
14.cdo-bio.ru/botanika/2013-11-15/odnodolnye-i-dvudolnye-rasteniya
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.fitzchem.com%2Fimages%2Fstories%2FSmiley_with_thumbs_up_canstockphoto11570343.jpg&text=смайлики&noreask=1&pos=8&lr=35&rpt=simage
Приложение №1
Тест на тему «Побег и почки»
Тест по теме «Побег»
Вариант 1
1. Что обозначено цифрой 3 на рисунке.
а) узел б) пазуха листа в) междоузлие г) стебель
2. Какой тип листорасположения представлен на рисунке.
а) очередное б) супротивное в) мутовчатое г) мочковатое
3. В зависимости от расположения на побеге различают почки … и ….
а) пазушные и боковые б) верхушечные и боковые
в) скрытые и спящие г) вегетативные и генеративные
4. Какие вещества образуются при фотосинтезе:
а) вода б) углекислый газ в) углеводы г) жиры
5. Зеленый цвет листьям придают …
а) хромопласты б) хроматиды в) хлоропласты г) каротиноиды
6. Выберите из списка растения с простыми листьями:
а) клевер б) земляника в) шиповник г) одуванчик
7. Что обозначено цифрой 3 на рисунке.
а) черешок б) прилистники в) основание листа г) стебель
8. Выберите три названия частей почки.
а) конус нарастания б) листовой рубец в) зачаточный стебельг) зародышевая почка д) кожистые чешуи е) зародышевый корешок
9. Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).
(1) Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют ... . (2) Боковой орган побега — это ... . (3) Участок стебля, несущий лист, называют ... . (4) Участок между соседними узлами — ... .
Вариант 2.
1. Угол между стеблем и основанием листа растения называется
а) междоузлием в) листовым рубцом б) пазухой листа г) узлом
2. Что расположено в пазухе листа?
а) узел в) почка б) междоузлие г) молодые листья
3. Мутовчатое листорасположение имеют
а) сирень и каштан б) клен и тополь в)черемуха и ива г) элодея и сосна
4. Что развивается из вегетативной почки?
а) стебель и листья б) стебель, листья и почки в) побег и цветок г) цветки и листья
5. На рисунке зачаточные листья обозначены цифрой
а) 1 в) 3 б) 2 г) 4
6. Пасынкование — это удаление
а) верхушечной почки б) лишних листьев
в) боковых побегов г) боковых почек
7. Из какой ткани состоит конус нарастания?
а) покровной б) образовательной
в) механической г) основной
8. Что обозначено на рисунке скобкой?
а) пазушная почка б) пазуха листа в)узел г) междоузлие
9.Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).
(1) Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют ... . (2) Боковой орган побега — это ... . (3) Участок стебля, несущий лист, называют ... . (4) Участок между соседними узлами — ... .
а) лист б) узел в) побег г) междоузлие д) пазуха листа
10. Выберите три названия частей почки.
а) конус нарастания б) листовой рубец в) зачаточный стебель
г) зародышевая почка д) кожистые чешуи е) зародышевый корешок
Приложение 2
Маршрутный лист
1.
2. Дай определение листа.
Лист – это ___________________________________________________________________________.
Сравни его с определением в учебнике.
3. Функции листа:
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4. Подпишите части листа . Сравни листья по способу прикрепления.
5.
5. Формы листовой пластинки
Определи форму листовой пластинки :___________________________________
6. Форма края листовой пластинки.
Определи форму края листовой пластинки :_____________________________________
7. Составь схему.
Рассортируй листья.
1. 2. 3. 4.
Простые __________________________________________ Сложные____________________________________________
8. Признаки двудольных и однодольных растений
Заполни таблицу.
двудольныеоднодольные
число
семядолей
корневая система
жилкование листьев
9. Закрепление
Заполни таблицу. Для этого используй растения кабинета.
РастениеПростой
Сложный
Двудольное
Однодольное
1.
2.
10.Рефлексия
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни.
Оцени свою работу на уроке.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.Мое настроение
6.Материал урока мне был
/ /
/
/
понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным
infourok.ru
Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"
Разделы: Биология
Цель – сформировать у учащихся знания о листе, как о боковом органе растения.
Задачи.
- Обучающие.
- Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа растений;
- Повторить виды расположения листьев на побеге;
- Рассказать учащимся о разнообразии листьев в зависимости от наличия черешка;
- Расширить знания детей о простых и сложных листьях.
- Развивающие.
- Сформировать умение распознавать различные виды жилкования листьев;
- Закреплять умение выполнять лабораторные работы с гербариями;
- Развивать умение работать в группах и парах.
- Воспитывающие.
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о строении побега.
- Что является отличительной особенностью побега?
II. Проверка домашнего задания.
В качестве проверки домашнего задания, вспомним, характерные черты почек растений. (Слайд 2)
Отметьте правильные утверждения.
- Почка – это зачаточный побег.
- Побег состоит из стебля и листьев.
- Почка – зачаток генеративного побега.
- У цветковых растений могут быть вегетативные и генеративные почки.
- Побег – это система взаимосвязанных органов – стебля, листьев, почек.
- Почечная чешуя – это лист растения.
- Побег – основной орган растения.
- Из всех почек вырастают боковые побеги.
- Почки деревьев зимнее время называют спящими.
- Какое строение имеет вегетативная почка растения. (Слайд 2)
III. Сообщение темы урока.
Чтобы определить тему сегодняшнего нашего урока, отгадайте загадку. (Слайд 3)
Найдите определение понятия «Лист» в тексте учебника на стр. 67. Запишите в рабочих листах.
IV. Изучение нового материала.
- Лист как любой орган растения имеет определенное строение. Рассмотрим внешнее строение листа. (Слайд 4)Зарисуйте строение листа в рабочих листах, подпишите части.
- Листья растений отличаются друг от друга по нескольким признакам, например, по наличию черешка. (Слайд 5)
Выступления учащихся – сообщение о черешковых, сидячих и влагалищных листьях.
Сообщение о черешковых и сидячих листьях.
Черешок листа может регулировать положение листовой пластины, изгибаясь по направлению к свету. Если черешок хорошо развит, то листья называются черешковыми. Такие листья у березы, сирени, клена. Но нередко черешок не развивается, и тогда лист называется сидячим, как у алоэ или гвоздики.
Сообщение о влагалищных листьях.
Нередко, особенно у культур (ржи, пшеницы) основание листа разрастается и образует замкнутую трубку, которая называется листовым влагалищем. Оно защищает пазушные почки и служит средством дополнительной опоры побега.
- Заполните схему, напишите примеры растений.
Физминутка. (Слайд 6)
- Листья различаются не только черешком, но и листовыми пластинами. (Слайд 7) Просмотр видеоролика и заполнение схемы.
- Лабораторная работа №1. Внешнее строение листа. (Слайд 8) (Работа в группах по 4 человека.)
- Рассматривая листья мы видим неповторимый рисунок из жилок растения, они представляют собой пучки проводящей и механической ткани. Расположение жилок не случайно. Жилкование однодольных и двудольных растений различается.
- Пользуясь текстом учебника на стр. 68 заполните схему (Слайд 9). (Работа в парах.)
- Лабораторная работа №2. Внешне строение листа. (Слайд 10) (Работа в группах по 4 человека.)
V. Повторение и закрепление материала. (Слайд 11)
VI. Итог урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
- Изучить § 18, стр. 67-68, ответьте на вопросы после § на стр. 70.
- Составить описание листа любого растения по плану.
VIII. Организационный момент.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по биологии на тему "Внешнее строение листа" (6 класс) ФГОС
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Внешнее строение листа Мичурина А.С. Учитель биологии МБОУ «Школа № 167» г. Нижний Новгород
2 слайд Описание слайда:Что вы знаете о листьях? Лист – часть побега. Он осуществляет три основные функции – фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды
3 слайд Описание слайда:Цель урока-………………………… формирование понятий о разнообразии листьев, особенностях их внешнего строения.
4 слайд Описание слайда:Внешнее строение листа
5 слайд Описание слайда:Внешнее строение листа Чем отличаются данные листья?
6 слайд Описание слайда:Лист Черешковый Сидячий яблоня, вишня, клён, берёза алоэ, пшеница, цикорий, лён,
7 слайд Описание слайда:Задание Распределите представленные листья на две группы: черешковые, сидячие Черешковые Сидячие
8 слайд Описание слайда:Простые и сложные листья Простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для берёзы, клёна, дуба, черёмухи и других растений Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья у ясеня, рябины и многих других
9 слайд Описание слайда:Простые листья
10 слайд Описание слайда:Сложные листья
11 слайд Описание слайда:Форма листа Запишите самостоятельно виды форм листа и форм края листовой пластинки в виде схем
12 слайд Описание слайда:Жилкование листа
13 слайд Описание слайда:Жилкование листа
14 слайд Описание слайда:Закрепление
15 слайд Описание слайда:Определите тип жилкования
16 слайд Описание слайда:Домашнее задание Выполнить лабораторную работу стр. стр 29 Параграф 6 Задания в рабочей тетради
17 слайд Описание слайда:Молодцы!!!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-201941
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока по биологии на тему " Внешнее строение листа" ( 6 класс)
Тема урока: Внешнее строение листа (6класс)
Технология развития критического мышления
Ключникова Светлана Алексеевна
МАОУ СОШ №33 г.Тюмень
Цели урока: 1.Образовательные: сформировать знания об особенностях внешнего строения листьев, их функциях, познакомить учащихся с формой листа, типами листьев и жилкованием. 2.Развивающие: продолжить обучение умениям: находить необходимое в тексте учебника, развивать наглядно– образное мышление о внешнем строении листа, через раздаточный материал, развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод, углублять понятия о двудольных и однодольных растениях; 3.Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, творческую активность и коммуникативность при работе в паре, бережное отношение к растениям. Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-практикум. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, рабочая тетрадь к учебнику, учебные таблицы «Простые и сложные листья», гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, путеводитель, дидактический материал , видеоролик «Осень золотая» Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Ход урока :
I. Организационный момент, психологический настрой класса. Дети, я рада вас видеть, сядьте красиво, улыбнитесь друг другу, чтобы сегодня на уроке царило взаимопонимание, любовь к тому, кто рядом, подарите во время общения тепло своей души, пожелайте добра и успехов. (Учитель приветствует и проверяет готовность детей к уроку.) Ученики приветствуют учителя и желают друг другу хорошего настроения и успеха. II. Вводно-мотивационный этап: мотивация, актуализация, целеполагание. Стадия вызова. Мы продолжаем изучать побег. Ответьте на вопросы: Какую часть побега вы изучили на прошлом уроке? Что такое почка растения? Какую функцию выполняет почка побега растения? Чем вегетативная почка отличается от генеративной? Докажите, что почка -зачаточный побег. Сегодня на уроке вы будете изучать другую часть побега. Давайте вы сами определите, какую. Для этого я загадаю вам загадку: Первый на ветке, глянь, зеленеет, осенью жёлтый цвет он имеет. В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь, эту загадку на нём ты прочтёшь. Третий же крышу собой покрывает, крыша такая уж течи не знает. А вот четвёртый в Венгрии жил и пианистом известным он был. (Учитель читает эпиграф урока.)
Из предыдущих уроков вы уже знаете кое-что о листьях. Проверьте себя. (Предлагает ученикам, используя карточку с вопросами для самоконтроля (прил.1), поставить карандашом знак «+» рядом с теми вопросами, на которые они уже сейчас знают ответ.)
Приложение 1 Вопросы для самоконтроля: 1.Лист-часть побега? 2.Правда ли, что лист состоит из листовой пластинки, черешка, прилистников, основания? 3.Листья бывают простые и сложные? 4.Есть ли в листе жилки? Какова их роль? 5.Верно ли, что листья бывают с параллельным, дуговым и сетчатым жилкованием? 6.Как по внешнему виду листьев отличить однодольные растения от двудольных? 7.Зачем нужны листья растению?
По результатам проделанной работы сформулируйте тему и цели урока. Ученики фронтально дают ответы на поставленные вопросы по прошедшей теме урока. Это активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Дети отгадывают загадку и определяют, что сегодня они будут изучать ЛИСТ.
Ученики работают с карточкой и определяют для себя объём работы на уроке, прогнозируют возможный результат своей деятельности. Ученики формулируют тему и цели урока.
III. Изучение нового материала. Стадия реализации. А сейчас мы превратимся в осенние листочки. Физкультминутка Листопад» Листья осенние тихо кружатся, листья нам под ноги ложатся и под ногами шуршат, шелестят, будто опять закружиться хотят.
На уроке вы будете работать как самостоятельно, так и в парах по путеводителю (прил. 2). Приложение 2
Путеводитель. Задание №1. Работайте индивидуально.
А) Прочитайте §23 абзац «Форма листа». Рассмотрите и изучите рис. 78 в учебнике и рисунок-схему в путеводителе.
Б) Заполните № 76 в рабочей тетради.
Задание №2. Работайте индивидуально. А) Прочитайте §23 абзац «Листья простые и сложные». Рассмотрите и изучите рис. 80, 81 в учебнике и рисунок-схему в путеводителе. Определите, к каким листьям они относятся.
Б) Заполните № 77 в рабочей тетради.
Задание №3. Работайте индивидуально.
А) Прочитайте §23 абзац «Жилкование». Рассмотрите и изучите рис. 82 в учебнике.
Б) Заполните № 78 в рабочей тетради. Сделайте вывод о том, чем определяется жилкование листьев и какое жилкование характерно для однодольных, а какое для однодольных растений.
Задание №4. Работайте в паре. Устно охарактеризуйте лист комнатного растения по следующим признакам: -1. Лист черешковый или сидячий. 2.Лист простой или сложный. 3.Жилкование: дуговое, параллельное или сетчатое. 4.К какому растению относится лист: к однодольному или к двудольному. 4.Подумайте, какая корневая система у этого растения, и какое количество семядолей в зародыше семени.
(Фронтально обсуждается и корректируется выполнение каждого задания. ) Дети работают с путеводителем индивидуально и в парах. Оформляют задание в рабочей тетради.
IV. Закрепление и применение ЗУН. Стадия осмысления.
После выполнения заданий по путеводителю предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (прил. 3). Приложение 3
Инструкционная карта к лабораторной работе «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Цель: Научиться распознавать простые и сложные листья. Сравнивать листья разных растений. Определять тип листорасположения.
Оборудование: гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения; рабочая тетрадь.
Ход работы: 1. Рассмотрите выданные гербарные экземпляры простых и сложных листьев. Определите тип жилкования и листорасположения. 2. Оформите результаты лабораторной работы в таблицу (№79 в рабочей тетради).
А.Название растения Б.Листья простые или сложные В.Жилкование Г.Листорасположение
(Учитель раздаёт на каждую парту гербарии и инструкционную карту)
Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструкционной карте и оформляют таблицу-отчет о проделанной работе.
V. Рефлексивно-оценочный этап. Стадия рефлексии.
Сейчас мы совершим виртуальное путешествие и окажемся в осеннем лесу. Предлагаю вашему вниманию видеоролик.
А сейчас давайте, снова вернутся к вопросам самоконтроля (прил.1) и поставить ручкой знак «+», рядом с теми вопросами, на которые вы теперь можете ответить. Больше стало плюсиков?
Ученики смотрят видеоролик «Осень золотая»
Делают выводы и обсуждают результаты работы в классе.
Возьмите карточки на столах и поднимите ту которую считаете нужным:
! -Я понял все по теме урока …- у меня остались вопросы ? - Мне нужна помощь учителя
Поднимают карточки, выражая свое отношение к уроку, как они поняли изучаемый материал.
VI. Домашнее задание. Изучить §23, ответить на вопросы 1-4; По желанию (на дополнительную отметку) подобрать стихи, пословицы и поговорки о листьях; составить синквейн «Лист», нарисовать сложные и простые листья с разным типом жилкования.
V. Отношение к уроку. Оценивание. За урок каждый из вас получит по две оценки: за работу по путеводителю и за лабораторную работу. Поэтому сдайте ваши рабочие тетради.
infourok.ru
Презентация по биологии на тему"Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Составитель презентации: Лохова Т.Н. учитель биологии Уницкого филиала МБОУ СОШ №1 г. Кашин Кашинского района Тверской области
2 слайд Описание слайда:Какие органы имеются у цветковых растений? Из каких частей состоит побег?
3 слайд Описание слайда:Когда растет, тогда зеленеет. Упадет, тогда пожелтеет. Полежит и весь почернеет. Девушка – скромница За парадом не гонится Простое, зеленое – полгода носит, А нарядное, красное – Чуть поносит, да и бросит.
4 слайд Описание слайда:познакомимся с внешним и внутренним строением листа; - научимся узнавать части листа; - рассмотрим типы жилкования листьев; - научимся отличать простые листья от сложных; поговорим о значении листьев.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Основание листа Прилистники Черешок Жилки Листовая пластинка
11 слайд Описание слайда:Бегония Сансевьера
12 слайд Описание слайда:Клён Ландыш
13 слайд Описание слайда:Листья ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
14 слайд Описание слайда:Тема. Внешнее строение листа. Цель: изучение внешнего строения простых и сложных листьев. Оборудование: Комнатные растения пеларгония, традесканция. Гербарий листьев растений шиповника, рябины, дуба, сирени. Ход работы. Рассмотрите листья различных растений, определите к какой группе относятся ваши растения. Заполните таблицу. Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями 1. 1. 2. 2.
15 слайд Описание слайда:Цельные листья (сирень, берёза, яблоня, тополь) Лопастные листья (клён) Раздельные листья (одуванчик) Рассечённые листья (полынь, пижма, ромашка)
16 слайд Описание слайда:Тройчатосложные листья (, земляника) Пальчатосложные листья (люпин, конский каштан) Непарноперистые сложные листья (рябина) Парноперистые сложные листья (горох, жёлтая акация)
17 слайд Описание слайда:Посмотрите далеко в окно, затем на кончик своего носа. «Нарисуйте» носом солнышко и улыбку не нем. Улыбнитесь и продолжим работу.
18 слайд Описание слайда:Кожица (эпидерма) Столбчатая ткань Губчатая ткань Кожица (эпидерма) Устьице Жилка
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:Вороний глаз – сетчатое жилкование, но класс - однодольные Подорожник – дуговое жилкование, но класс - двудольные
22 слайд Описание слайда:1. 1 2. в 3. б 4. а 5. в 6. а,б,г,е,ж
23 слайд Описание слайда:§ 18, составьте гербарии или аппликацию из листьев; изучите листья ваших комнатных растений, заполните таблицу: Название растения Листья простые или сложные Тип жилкования листа Листорасположение
24 слайд Описание слайда:сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… меня удивило… мне захотелось…
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-283687
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru