Строение листа растения 6 класс схема. Презентация к уроку по биологии для 6 класса на тему: "Внешнее и внутреннее строение листа"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 6 классе на тему "Внешнее строение листа". Строение листа растения 6 класс схема


Внешнее строение листа - Пасечник 6 класс (ответы)

Внешнее строение листа - Пасечник 6 класс (ответы)

23. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу прикрепления и стеблю и каковы их части

Лист черешковый:

1 - листовая пластинка

2 - черешок

3 - прилистники

Лист сидячий:

1 – листовая пластинка

4 – основание листовой пластинки (листовое влагалище)

24. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которомы обозначены простые и сложные листья

Простые – 1, 4, 6, 8

Сложные – 2, 3, 5, 7

25. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья

Сетчатое. Параллельное. Дуговое

26. Выполните лабораторную работу "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение", заполните таблицу

Название растенияЛистья простые или сложныеЖилкованиеЛисторасположение
Клен простые сетчатое супротивное
Рябина сложные сетчатое очередное
Каштан сложные сетчатое супротивное
Липа простые сетчатое очередное

27. Подумайте, можно ли только по жилкованию листьев определить, какие это растение-однодольное или двудольное. Дайте обоснованный ответ

Не совсем так. Параллельное и дуговое жилкование характерно в основном для однодольных, за исключением вороньего глаза, у которое сетчатое жилкование. У двудольных чаще всего жилкование сетчатое, но есть исключения, например подорожник с дуговым жилкованием

pobio.ru

6 класс. Биология. Внешнее строение листа. - Внешнее строение листа

Комментарии преподавателя

Лист – боковой орган побега.

Мохообразные имеют листоподобные органы. У спорофитов плаунов и хвощей листья – складки поверхностных тканей стебля. Они маленькие, чешуевидные. Листья папоротника (плосковетки, вайя) образовались путем уплощения системы побегов.

В ходе эволюции отдельные веточки срослись в цельную листовую пластинку, а проводящие пучки бывших стеблей образовали жилки листа. Так образовались листья голосеменных и покрытосеменных.

Функции листьев:

  • Фотосинтез – образование органических веществ из воды и углекислого газа с использованием энергии света
  • Испарение воды

Газообмен – поглощение углекислого газа, необходимого для фотосинтеза, и кислорода, необходимого для дыхания, а также выделение наружу кислорода, образованного в ходе фотосинтеза

Большая часть листьев имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка.

Основание – нижняя, соединенная со стеблем часть листа.

Влагалище листа – разросшееся основание листа, которое охватывает стебель, характерно для злаковых растений.

Черешок соединяет листовую пластинку со стеблями. Листья с черешками называют черешковыми (дуб, береза, конский каштан).

Сидячие листья – листья, которые крепятся к стеблю основанием листовой пластинки, не имеют черешка (алоэ, пшеница).

Прилистники – выросты у основания черешка.

Листья по форме:

  • Округлые
  • Овальные
  • Сердцевидные
  • Игольчатые
  • Струговидные (см. Рис. 1)

Рис. 1. Лист струговидной формы

По форме края листа выделяют (см. Рис. 2):

  • Зубчатый (яблоня)
  • Пильчатый (осина)
  • Цельнокрайний (сирень)
  • Выемчатый
  • Струговидный
  • Городчатый
  • С волнистым краем

Рис. 2. Форма края листа

Простые листья (см. Рис. 3) – листья, у которых листовая пластинка цельная, состоящая из единой части (сирень, береза, дуб).

Рис. 3. Простой лист клена

Сложный лист (см. Рис. 4) – лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком с помощью черешочков (ясень, рябина, конский каштан, акация).

Рис. 4. Сложный лист

Простые листья опадают целиком, а у сложных – каждый листок опадает отдельно.

Виды сложных листьев (см. Рис. 5):

Рис. 5. Виды сложных листьев (Источник)

Пальчатые листья (лапчатые) – листья, у которых все листовые пластинки радиально расходятся от корешка (конский каштан, конопля).

Непарноперистые листья – листки расположены вдоль черешка, верхушечная листовая пластинка – единственная (ясень).

Парноперистые листья – листки расположены вдоль черешка, верхушечная пластинка отсутствует (бобовые растения).

Дваждыперистые листья разделены дважды. Пластинки расположены вдоль вторичных черешков, которые прикреплены к главному черешку (альбиция).

Трехлистные листья – листья, имеющие 3 листовые пластинки (клевер).

Жилки – сосудисто-волокнистые пучки, которые соединяют листки со стеблем.

Жилки выполняют проводящую (вода, питательные вещества) и механическую функции (придают листу прочность).

Жилкование  

Рис. 6. Типы жилкования листьев 

Жилкование – расположение жилок на листовых пластинках растения.

Параллельное – жилки расположены параллельно друг другу (злаковые растения).

Дуговое – жилки расположены по дуге (ландыш, лилия).

Сетчатое – жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть (двудольные растения).  Но двудольное растение – подорожник имеет дуговое жилкование.

Дихотомическое (веерное) – характеризуется раздвоенным ветвлением жилок (гинкго двулопастный).

ИСТОЧНИКИ

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/vneshnee-stroenie-lista

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8fvkQGtgNoI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WQ00NincIK8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1SNCIbcF_XY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FaC6V3Y41wo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rQ5wjoVnLQs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=eoUh-katHaI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zYjUHjHXsxs

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/vneshnee-stroenie-lista3.html

https://vimeo.com/111407873

www.kursoteka.ru

Внутреннее Строение листа - Биология

Тема: «Внутренне строение листа»

Цель: познакомить учащихся с внутренним строением листьев, научить различать ткани листа под микроскопом.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.

  2. Продолжить формировать навыки работы с микроскопами, микропрепаратами, раздаточными материалами, гербариями; умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи; развивать внимание и память.

  3. Развивать познавательную деятельность через практическую работу с лабораторным оборудованием, работу с учебником, наглядным демонстрационным материалом;

  4. Формировать умения выделять главное, обобщать, развивать мышление, память, внимание. воспитывать с учетом принципов научной работы при проведении исследований.

5.Воспитывать интерес к предмету, жизни растений, культуру труда.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Внутреннее строение листьев” (Приложение 1), электронные микроскопы (по 1 на парту) микропрепараты: эпидермис листа герани и лист камелии, гербарии цветковых растений,

Оргмомент. Приветствие детей и гостей. Настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с листьями.

Проверка домашнего задания

1. Работа с интерактивной доской (1 ученик)

Определить простые и сложные листья

Вопросы:

  1. По какому признаку вы разделили листья на простые и сложные?

  2. Какие виды сложных листьев представлены на рисунках?

  3. Какого вида на рисунке нет?

2. Вашему вниманию представлены несколько видов растений. Определите к какому классу принадлежат эти растения: однодольные или двудольные? (2 ученик)

Вопросы:

  1. По какому признаку вы разделили растения к однодольным и двудольным?

  2. По каким признакам еще мы можем определить класс растений?

  3. Могут ли быть исключения? Приведите примеры.

3. На доске вашему вниманию представлены несколько листьев с определенной формой листовой пластинки и края листовой пластинки. С помощью карточек, определите, где какие листья. (3 ученик)

Вопросы:

  1. Все ли формы листовых пластинок представлены на плакате? Какие еще формы вам известны?

  2. Какие еще существуют классификации листьев?

  3. Все ли виды растений представлены на рисунке, отличающиеся по форме края листовой пластинки?

4. Фронтальная беседа (со всем классом, пока учащиеся работают у доски)

Для начала давайте вспомним, что такое побег? (Стебель, с расположенными на нем литьями и почками).

  • Что такое лист? (орган растения, боковая вегетативная часть побега, выполняющий функции)

  • Какие функции выполняет лист? (транспирации, фотосинтеза и газообмена)

  • Что такое транспирация? (испарение воды)

  • Что такое фотосинтез? (процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды под действием солнечного света)

Теперь ребята, работавшие у доски, готовы, давайте послушаем их. (В конце – обязательное оценивание ответов с выставлением отметок).

5. Составь фоторобот ( словесный портрет, описание) гербарного экземпляра. (весь класс)

? Где нам могут пригодиться знания о внешнем строении листа? (при определении вида растений). Вот мы и попробуем сейчас с вами определять растения.

1 вариант: определить лист растения, о котором идет речь в описании.

2 вариант: составить фоторобот листа по его изображению. План ответа прилагается. Вам необходимо подчеркнуть нужное.

1 вариант

  1. Лист сложный, тройчатый; форма листочков овальная; жилкование сетчатое; листовые пластинки цельные, края зубчатые; все листочки и черешок — мягковолосистые; растение относится к двудольным.(земляника)

  2. Лист простой, черешковый; форма пластинки яйцевидная, основание сердцевидное; верхушка заостренная, со скосом; жилкование сетчатое; листовая пластинка цельная, край цельный; сверху и снизу лист голый; относится к двудольным растениям.(сирень)

  3. Лист простой, бесчерешковые; форма пластинки линейная, верхушка заостренная; жилкование сетчатое; пластинка цельная, край пильчатый; сверху и снизу лист голый; относится к двудольным растениям. (одуванчик)

2 вариант

  1. Клен

  2. Береза

  3. Вишня

План:

1.Простой или сложный лист.

2.Черешковый или сидячий

3. Форма листовой пластинки. А - округлая, Б - овальная, В - продолговатая, Г- линейная, Д - ланцетная, Е – яйцевидная,

4. Форма верхушки листа.А – тупая, б – острая, в – заострённая, 5. Жилкование.А - сетчатое, В — параллельное , Г – дуговое

6. . Форма края листовой пластинки.А – цельнокрайний, б – зубчатый, в – пильчатый, г – городчатый, д – выемчатый,

7.. Двудольное или однодольное растение.

Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний

Из чего состоит лист?(из клеток)

- Какие виды растительных тканей вам известны? (покровные, механические, основные / фотосинтезирующие, запасающие/ ,проводящие )

- Какая ткань образует корневой чехлик? (покровная)

- Какую функцию выполняет покровная ткань? ( защищает корень от повреждений и высыхания)

-Какая ткань отвечает за продвижение по растению минеральных и органических веществ? (проводящая).

-А какие виды проводящей ткани вам известны? (Сосуды и ситовидные трубки).

-Как называется ткань, в которой протекает процесс запасания питательных веществ, фотосинтеза? (Основная).

-Эта ткань находится в зоне деления кончика корня. (Образовательная).

-Какая ткань придает прочность органам растений? (Механическая).

Итак, продолжим наш урок,Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.Какую тайну лист скрывает?

Постановка проблемы:Попробуйте разгадать загадку

В зеленом теремеПлощади не меряны,Комнаты не считаны,Стены – как стекло,Все насквозь видно!А в стенах – окошки,Сами открываются,Сами закрываются!

Пока нам сложно понять, о чем именно идет речь. Мы попробуем разгадать эту загадку в конце урока.

Лист – это “волшебная фабрика”, где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (написать на доске). Лист имеет сложное строение. Мы с вами уже познакомились с внешним строением листьев.

Теперь внимательно посмотрите на оборудование на ваших столах и скажите, что же сегодня мы с вами будем изучать? (внутреннее строение листьев).

Молодцы! Теперь нам необходимо поставить перед собой те цели, которых мы должны добиться в ходе урока. Давайте попробуем их сформулировать (познакомиться с внутренним строением листьев, научиться различать ткани листа под микроскопом, определить их фунции).

  1. Строение кожицы листа.

Внутреннее строение листа включает 3 основных части: кожицу (эпидермис), мякоть и жилки. В ваших инструкционных картах есть таблица, которую вы должны будете заполнить. Внимательно посмотрите на нее.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент строения кожицы листа. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. К Какому типу ткани относится эпидермис? (Эпидермис — это покровная ткань

  2. Почему клетки эпидермиса плотно прилегают друг к другу?Защита листа от внешних воздействий

  3. Почему они прозрачные и бесцветные?Пропускание солнечного света к мякоти листа

  4. Зачем нужен устьичный аппарат? (Газообмен: поглощение или выделение кислорода и углекислого газа. Испарение воды)

Часто на поверхности кожицы образуются выросты – волоски (слайд 9). Они создают опушение на листьях и служат защитой от чрезмерного испарения влаги. Иногда на конце таких волосков находятся пузырьки с эфирными маслами (железистые волоски). Масла испаряются, мы можем чувствовать их запах, а растение опять получает защиту от излишнего испарения и отпугивает таким образом растительноядных насекомых. На поверхности кожицы находится также тонкий защитный слой химических веществ – кутикула, уменьшающая испарение влаги растением.

.Испарение воды и газообмен регулируется устьицами – они способны открываться и закрываться.

Состояние устьиц зависит от разных факторов. Свет, например, способствует размыканию устьиц, а темнота – замыканию В замыкающих клетках есть хлоропласты. Хлоропласты содержат крахмал, который может превращаться в сахар. Когда он превращается в сахар, сахар притягивает воду в замыкающие клетки, увеличивается напряжение и устьица открываются. И наоборот, когда сахар превращается в крахмал, замыкающие клетки теряют воду, напряжение падает и устьица закрываются.

Составление схемы на доске:

Крахмал ------ сахар + вода -------устьица открываются

Сахар--------крахмал – вода-------устьица закрываются.

Итак, какие функции выполняет кожица листа? (защитная, газообмен, транспирация)

3. Строение мякоти листа.

-Что находится под кожицей листа?Под кожицей листа находится мякоть листа.

Она образована клетками основной ткани.

Давайте посмотрим видеофрагмент и попробуем ответить на следующие вопросы:

  1. Почему мякоть листа зеленая? (фотосинтез)

  2. Какие виды тканей находятся в мякоти листа?(столбчатая и губчатая)

  3. Чем они отличаются? (столбчатая имеет клетки в виде столбиков, плотно расположенных рядом друг с другом, содержат много хлоропластов. Клетки губчатой ткани расположены рыхло и между ними находятся межклетники, хлороплатов в клетках меньше).

  4. Какую роль выполняют межклетники?(содержат воздух)

Итак, какие функции выполняет мякоть лита? (фотосинтез, газообмен, транспирация)

4. Строение жилок листа.

- Проведите пальцами по листьям комнатных растений.( на каждой парте по 1 комнатному растению)

Давайте посмотрим видеофрагмент и ответим на следующие вопросы:

1. А к какому виду ткани относятся жилки? (проводящей)

2. Что проводят жилки? (воду и питательные вещества).

3. Из чего состоят жилки? (Жилки состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон).

Чтобы выяснить строение сосудов, ситовидных трубок и волокон вам поможет учебник (работа с учебником стр. 38-39 и рисунок 30)

Сосуды образованы мертвыми клетками, пропитаны лигнином - это ксилема

По сосудам передвигается вода с растворенными минеральными веществами.

- Каково строение ситовидных трубок и какие вещества по ним передвигаются?

Ситовидные трубки называются флоэмой. По ним передвигаются питательные органические вещества. Клетки живые. Поперечные перегородки между ними пронизаны узкими каналами и выглядят как сита.

  • Каково строение волокон? Это сильно вытянутые клетки с толстыми стенками.

  • Зачем они нужны? Волокна придают прочность листу.

  • Каким видом тканей образованы волокна? Механическая.

Каковы же основные функции жилок листа? (проведение воды и питательных веществ и придание прочности листу).

Физкультминутка ( звучит спокойная мелодия)

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

Закрепление

Давайте сами посмотрим на строение кожицы листа под микроскопом. Выполним лабораторную работу. (приложение 1)

Лабораторная работа.

“Внутреннее строение листьев”.

Какова цель нашей работы?

Цель: познакомиться с внутренним строением листьев.

Оборудование: электронный микроскоп, микропрепараты внутреннего строения листьев, рисунок 30 учебника.

I. Кожица листа герани.

Рассмотрите микропрепарат кожицы листа герани. На рисунке отметьте, какие части листа указаны цифрами 1-4

Теперь заполняем таблицу. (заполнение таблицы).

  1. Поперечный срез листа камелии.

Продолжим лабораторную работу и рассмотрим микропрепарат поперечного среза листа камелии. На рисунке укажите, что обозначено цифрами 5-10.

Таблицу вы заполните дома самостоятельно.

Ну, а теперь вернемся к нашей с вами загадке.

В зеленом теремеПлощади не меряны,Комнаты не считаны,Стены – как стекло,Все насквозь видно!А в стенах – окошки,Сами открываются,Сами закрываются!

Зеленый терем – это лист, комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самозакрывающиеся – устьица.

- Все ли клетки листа одинаковы?

- От чего зависит разница в строении? ( от выполняемой функции)

- Зачем нужно мыть листья растений? ( пыль , вредные примеси)

- Нужно ли беречь растения в лесу, во дворе, на газонах, дома и в кабинетах, заботиться о них так как они заботятся о нас?

Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Домашнее задание.

Прочитать параграф 7, устно ответить на вопросы после параграфа. Заполнение таблицы.

Творческое задание: составить кроссворд на тему “Внутреннее строение листьев”.

Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы.

При подготовке презентации за основу взята презентация “Внутреннее строение листа” с сайта mirbiologii.ru. Микрофотографии слайдов 2, 4, 10, 11 использованы с сайта http://microskopia-uai.narod.ru/Leaves.html. Приложение 1.

(Приложение 1)

Ф.И. __________________________________

Лабораторная работа.

“Внутреннее строение листьев”.

Цель: познакомиться с внутренним строением листьев.

Оборудование: электронный микроскоп, микропрепараты внутреннего строения листьев, рисунок 29,30 учебника.

  1. Кожица листа герани.

Рассмотрите микропрепарат кожицы листа герани. На рисунке отметьте, какие части листа указаны цифрами 7-12

Теперь заполняем таблицу. (заполнение таблицы).

  1. Поперечный срез листа камелии.

Продолжим лабораторную работу и рассмотрим микропрепарат поперечного среза листа камелии. На рисунке укажите, что обозначено цифрами 1-6

Клеточное строение листа

Часть листа

Тип ткани

Особенности строения клеток

Функции

Кожица (эпидермис)

Мякоть листа (мезофилл)

Жилки:

Сосуды

Ситовидные трубки

Волокна

Вывод:

Составить фоторобот листа по его изображению

План:

1.Простой или сложный лист.

2.Черешковый или сидячий

3. Форма листовой пластинки. А - округлая, Б - овальная, В - продолговатая, Г- линейная, Д - ланцетная, Е – яйцевидная,

4. Форма верхушки листа.А – тупая, б – острая, в – заострённая, 5. Жилкование.А - сетчатое, В — параллельное , Г – дуговое

6. . Форма края листовой пластинки.А – цельнокрайний, б – зубчатый, в – пильчатый, г – городчатый, д – выемчатый,

7. Двудольное или однодольное растение.

multiurok.ru

"Внешнее и внутреннее строение листа"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация к уроку по биологии для 6 класса на тему: "Внешнее и внутреннее строение листа"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Лист Внешнее и внутреннее строение

2 слайд Описание слайда:

- боковая часть побега; вегетативный орган, в котором образуются органические вещества. Лист

3 слайд Описание слайда:

Листовая пластинка Жилки Черешок Прилистники Основание листа Строение листа

4 слайд Описание слайда:

Способ прикрепления листа Сидячие Черешковые

5 слайд Описание слайда:

сосудисто- волокнистые пучки: по сосудам перемещается вода и растворенные в ней вещества; волокна придают гибкость и упругость. Жилки листа

6 слайд Описание слайда:

расположение жилок в листе Сетчатое Параллельное Дуговое Типы жилкования листа

7 слайд Описание слайда:

Листорасположение - расположение листьев на стебле Очередное Супротивное Мутовчатое

8 слайд Описание слайда:

Простые - имеют одну листовую пластинку Сложные – имеют несколько листовых пластинок на одном черешке Количество листовых пластинок

9 слайд Описание слайда:

Простые листья Цельные листья состоят из цельнокрайной листовой пластинки или имеют неглубокие выемки Сирень Форма листовой пластинки

10 слайд Описание слайда:

Простые листья Лопастные листья имеют вырезы не более 1/4 ширины листа Клён Форма листовой пластинки

11 слайд Описание слайда:

Простые листья Раздельные листья имеют вырезы более 1/4 ширины листа Одуванчик Форма листовой пластинки

12 слайд Описание слайда:

Простые листья Рассечённые листья имеют надрезы, доходящие до средней жилки Ромашка Форма листовой пластинки

13 слайд Описание слайда:

Сложные листья Тройчатосложные листья имеют три листовых пластинки Земляника Форма листовой пластинки

14 слайд Описание слайда:

Сложные листья Пальчатосложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки Конский каштан Форма листовой пластинки

15 слайд Описание слайда:

Сложные листья Непарноперистосложные листья имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда и заканчиваются одним листочком Шиповник Форма листовой пластинки

16 слайд Описание слайда:

Сложные листья Парноперистосложные листья имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда и оканчиваются парой листочков Жёлтая акация Форма листовой пластинки

17 слайд Описание слайда:

Внутреннее строение Верхняя кожица Столбчатая ткань Губчатая ткань Нижняя кожица Устьице Межклетники

18 слайд Описание слайда:

Клетки плотно прилегают Прозрачные и бесцветные Содержат устьичный аппарат Внутреннее строение Строение кожицы листа

19 слайд Описание слайда:

устьице закрытое устьице открытое Строение устьица

20 слайд Описание слайда:

Защита листа от внешних воздействий Газообмен: поглощение или выделение кислорода и углекислого газа Испарение воды Пропускание солнечного света к мякоти листа Роль кожицы листа

21 слайд Описание слайда:

Столбчатая ткань Клетки продолговатой формы Плотно расположены Зеленые- содержат хлорофилл Строение мякоти листа Губчатая ткань Клетки различной формы Неплотно прилегают друг к другу Зеленые- содержат хлорофилл Есть межклетники

22 слайд Описание слайда:

Почему мякоть листа зеленая? Подумайте!?

23 слайд Описание слайда:

Фотосинтез- образование органических веществ на свету Газообмен Испарение воды Роль мякоти листа

24 слайд Описание слайда:

Колючки кактуса и барбариса Видоизменения листа

25 слайд Описание слайда:

Хищные листья венериной мухоловки и росянки Видоизменения листа

26 слайд Описание слайда:

Сочные чешуи лука Усики гороха Видоизменения листа

27 слайд Описание слайда:

- расположение листьев в одной плоскости, чтобы лучше улавливать свет Листовая мозаика

28 слайд Описание слайда:

Фотосинтез- образование органических веществ Транспирация – испарение воды Образование кислорода в процессе фотосинтеза Функции листа

29 слайд Описание слайда:

Осуществление вегетативных процессов в растении (у всех) Защита от поедания и испарения (кактус, барбарис) Поддержание стебля (горох) Пополнение недостатка минеральных веществ (росянка) Значение листа

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-178124

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Клеточное строение листа — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Главной функцией листа является осуществление фотосинтеза.

Фотосинтез — процесс, при котором зелёные растения, используя солнечный свет, из неорганических веществ производят органические вещества.

Фотосинтез происходит в хлоропластах (Подробнее об этом процессе мы поговорим в разделе «Фотосинтез и дыхание растений»).

Клеточное строение листа

Знакомство с внутренним строением листовой пластинки поможет лучше понять значение зелёных листьев в жизни растений.

Строение кожицы

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей (эпидермой, или эпидермисом), её клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания. Кожица — один из видов покровной ткани растения.

Клетки кожицы бесцветные, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь листа.

Сверху кожицу покрывает восковой слой (восковой налёт), который предотвращает потерю воды — кутикула (растения с толстой кутикулой испаряют меньше воды, чем растения с тонкой кутикулой).

 

Среди клеток кожицы встречаются устьица, через которые в лист проникает воздух и происходит испарение воды.

Строение мякоти листа

Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани.

 

В клетках основной ткани имеются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.

Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлинённой формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.

Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу, образуя межклетники. Межклетники заполнены воздухом. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.

Строение жилок листа

Если рассматривать под микроскопом поперечный разрез листовой пластинки, в ней можно увидеть проводящие пучки листа — жилки, состоящие из сосудов, ситовидных трубок и волокон.

 

Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками — волокна — придают листу прочность.

По сосудам передвигаются вода и растворённые в ней минеральные вещества.

По ситовидным трубкам передвигаются растворы органических веществ.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

ttp://schoolbio.my1.ru/publ/botanika/zhizn_rastenij/list/99-1-0-3359

http://3sotki.ucoz.ru/index/kak_ustroeny_rastenija/0-8

www.yaklass.ru

Урок биологии в 6 классе на тему "Внешнее строение листа"

Открытый урок в 6 классе

«Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Учитель биологии:

Мишина Т.И.

План урока

Тема урока: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами их жилкования; развивать и углублять понятия о двудольных и однодольных растениях и формировать навыки исследовательской деятельности.

  2. Развивающие: развить умение анализировать, выделять главное, классифицировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать представления учащихся о единстве живой природы, формировать коммуникативные умения учащихся, навыки сотрудничества.

  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к растениям.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны:

- знать основные функции листа, научиться распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья, научиться сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации;

- получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.

Вид деятельности:индивидуальная, фронтальная работа в малых группах. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Оборудование: комнатные растения, рисунки и фотографии листьев, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, коллекции простых и сложных листьев, раздаточный материал, компьютер, экран.

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка готовности класса к уроку. Взаимное приветствие. Выявление Выявление отсутствующих.

Организация внимания.

  1. Актуализация знаний.

А). Беседа:

1. Какие органы имеют цветковые растения?

2.Что такое побег? Из каких частей он состоит?

3. Что такое почка?

4. Как различают почки:

а). по расположению на стебле;

б). по строению?

5. Каково значение конуса нарастания?

Б). Самостоятельная работа (индивидуально) 3-4 мин.:

Задание №1.

…… - основной надземный орган растения. Он состоит из ………, с расположенными на нем ………и ……….Участок стебля, на котором развивается лист, называют …….., а расстояние между двумя узлами ………Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называют ………Способ расположения листьев на стебле называют ……..Листорасположение бывает ……..

Задание способствует формированию умений работать с информацией, представленной в виде неполного текста, анализировать ее, дополнять, выделять главное, схемы – иллюстрации.

Задание №2.

Составьте систему понятий из предложенных терминов.

Генеративные органы: стебель, цветы, побег, корень.

Вегетативные органы: плоды, листья, семена, почки.

Задание способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию.

Задание №3.

Сравните пикирование и прищипывание растений. Что у этих процедур общего? Значение процедур.

Задание способствует формированию умений анализировать и сравнивать, (определять аспект сравнения и проводить однолинейное сравнение), доказывать точку зрения.

  1. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы, знакомство с новой информацией)

У нас сегодня необычный урок. У нас гости.

На уроке предстоит разговор об удивительном органе растения.

Для того, чтобы узнать, у нас есть таинственная шкатулка, а в ней……

Отгадайте загадку: Когда растет, тогда зеленеет, упадет, тогда пожелтеет. Полежит и весь почернеет. Правильно.

Сегодня мы будем говорить о листе.

Тема сегодняшнего урока – СЛАЙД № 1

Скажите, что нового мы должны на сегодняшнем уроке мы должны узнать о листе – СЛАЙД № 2

Учитель: Что такое лист?

А). Функции листа.

Лист выполняет несколько функций. Лист – уникальный орган растений, в котором по Тимирязеву выражается сама сущность жизни (СЛАЙД № 3)

А теперь отгадайтесь о какой основной функции листа идет речь?

« Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

Дайте определение фотосинтезу?

За счет органических веществ, которые образуются в листьях растут и развиваются другие органы растения, зародыш семени и все растение в целом.

О других функциях листа вы узнаете из учебника, прочитав текст параграфа 23 – первый абзац. Назовите их (работа с учебником и СЛАЙД № 4-7)

Нужно ли беречь растения в лесу, во дворе, на газонах, дома, в кабинетах? Заботиться о них так как они заботятся о нас?

Б). Строение листа, составные части листа. Формирование понятий:

1. Листовая пластинка

2. Черешок.

3. Основание листа

4. Прилистники

Самостоятельная работа с текстом учебника по заданию:

1). Пользуясь текстом учебника и рисунками, определите, из каких частей состоит лист? (листовая пластинка и черешок)

2) В чем сходство этих листьев и чем они отличаются? (СЛАЙД № 8)

В). Сидячие и черешковые листа (СЛАЙД №9):

Самостоятельная работа с учебником: на основе сравнения рис. 1 и 2 стр. 105 учебника сделайте вывод о способах прикрепления листьев к стеблю.

Задание: рассмотрите листья комнатных растений алоэ, пеларгонии, бегонии, аспидистры. В чем их особенности? Назовите какие растения имеют черешковые листья, а какие сидячие? Где находят применения листья алоэ? На основе каких свойств листа его применяют для заживления ран?

Г). Разнообразие листьев по размеру.

Ребята, а можно ли узнать, что за растения по листьям. Даже когда не цветет сирень, мы по листьям видим, что за куст, по листьям узнаем ландыш, аспидистру, без ягод землянику, малину.

Задание: Найдите листья названных растений среди гербарных образцов и комнатных растений.

Какие бывают листья?

Сообщение учащихся о виктории амазонской.

Д). Физкультминутка.

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу – всем выполнять.

(Поднимаются из-за парты и выпрямляются).

Руки кверху поднимите,

(Поднимают вверх руки).

Все вздохните – выдохните,

(Делают вдох и выдох, руки на поясе)

Наклонитесь - разогнитесь,

(Наклоняются вперед и откидываются назад)

Выпрямитесь – улыбнитесь,

(Выпрямляются и улыбаются)

На «раз –два» - быстро присядьте,

(Делают полуприседание).

«Три –четыре» - снова встаньте.

(Выпрямляются).

Влево – вправо наклонитесь

(Делают наклоны вправо – влево)

И еще раз потянитесь

(Поднимают вверх руки и потягиваются).

Е). Листья простые и сложные (СЛАЙД № 10-18)

Листья различаются не только по размерам, по наличию частей, но и по количеству листовых пластинок, расположенных на одном черешке.

Задание: Сравнить лист яблони и лист рябины. Назовите основной отличительный признак этих листьев.

Сравнить сложный лист люпина и клевера с сложным листом акации желтой. А помогут вам три подсказки: перо, ладонь и цифра три. Соотнесите подсказку и форму листьев (самостоятельная работа с рис. 82 учебника и с раздаточным материалом – птичье перо).

У рябины листовые пластины расположились в два ряда по обе стороны черешка. Правда, это напоминает перышко? Такой лист называется перистосложным. А у листа люпина листовые пластинки прикреплены как бы в одной точке на верхушке черешка. Они очень похожи на растопыренные пальчики. Поэтому такой лист называется пальчатосложным. Если у люпина в сложном листе листовых пластинок много, то у клевера их всего три. Такой лист получил название тройчатосложный.

Какими бывают простые листья (демонстрация листа монстеры)? Как вы считаете, лист монстеры простой или сложный? Почему? Обратите внимание на его причудливую форму, листья такого типа называют простыми рассеченными, так как листовая пластинка сильно рассечена и рассечение достигает главное сетки листа.

Задание: Сравните лист сирени, лист дуба и лист клена остролистного (самостоятельная работа с коллекцией простых листьев). Обратите внимание, на характер края листовой пластинки. Пользуюсь рис. 79, 80 –определите различные формы края листьев.

Проверка правильности выполнения работы: лист сирени – простой цельнокрайний, лист дуба – простой лопастный (рассечение до 1\4 ширины листовой пластины), лист клена – простой раздельный (рассечен на 1\3 ширины листовой пластинки)

Какой характер края у листьев березы, липы, черемухи, сливы?

Ж). Жилкование листьев (СЛАЙД №19)

Самостоятельная работа с учебником – стр. 106

Что представляет собой жилки листа? Какие типы жилкований различают?

Какое жилкование листьев у подорожника большого? Какое жилкование листьев у вороньего глаза?

Почему подорожник относят к классу двудольных, хотя у него дуговое жилкование листьев?

Почему вороний глаз относят к классу однодольных, хотя у него сетчатое жилкование листьев?

Как по жилкованию листьев определить принадлежность растения к классу однодольных или двудольных?

З). Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Согласно инструкциив учебнике стр. 106.

Инструктаж то технике безопасности.

  1. Закрепление знаний и умений.

Проверочный тест (проверка степени усвоения знаний):

  1. Лист – это часть:

а). корня;

б). побега;

в). Растения.

2. Листья березы:

а). сложные черешковые;

б). простые сидячие.

3. Листья имеют черешок:

а). у большинства видов растений;

б). у меньшей части видов растений.

4. Сложные листья на общем черешке могут иметь:

а). не более 8 листочков;

б). от 3 и более листочков.

5. Дуговое и параллельное жилкование характерно:

а). для двудольных растений;

б). для однодольных растений.

6. Листья пшеницы имеют жилкование:

а). параллельное;

б). сетчатое;

в). дуговое.

  1. Рефлексия, коррекция

Учитель выставляет оценки и комментирует их. Учитель предлагает учащимся оценить урок хлопками в ладоши: два хлопка – довольны уроком; один хлопок – не совсем довольны; без хлопков – урок оказался трудным.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложение:

Моя мыслительная активность на уроке была…………………………………

Больше всего мне понравилось………………………………………………………

У меня пока не совсем получается…………………………………………………

Сегодняшний урок показал мне………………………………………………………

Подведение итогов урока: сегодня на уроке вы обменивались мнениями, выслушивали друг друга, приходили к общему выводу, тоесть проявили навык учебного сотрудничества.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

- сделать рисунок к теме;

- создать схему опорного конспекта;

- написать шпаргалку к уроку;

- составить кроссворд;

- составить вопросы к тексту;

- придумать фантастический рассказ, сочинение от имени листа в форме репортажа, интервью, монолога;

- подготовить гербарий.

Что надо дома по минимуму:

  1. Параграф 23 –изучить

  2. Знать термины.

  3. Ответить на вопросы самоконтроля.

  4. Самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.

План описания листа:

- простой или сложный;

- черешковый или сидячий;

- жилкование;

- форма листовой пластинки;

- расчленение листовой пластинки;

- форма края листовой пластинки.

infourok.ru

Внешнее строение листа - Биология

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____

Урок

Тема: Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа.

Цели урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;

--научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле; различать простые и сложные листья; развивающие:

-развивать и углублять знания учащихся о двудольных и однодольных растениях;

-развивать навыки проведения наблюдений и формирования выводов;

воспитательные: -воспитывать бережное отношение к растениям кабинета биологии, растениям родного края.

Ход урока.

Организационный момент

Проверка и учет знаний

1. (Слайд 1) Дайте определения понятиям: узел, междоузлие, пазуха листа и определите их на схеме.

2. (слайд 2) Какие листорасположения встречаются у побегов. Приведите примеры растений.

3. (слайд 3) Какие различают почки по расположению на побеге?

Какие различают почки по внутреннему строению?

Каково строение вегетативной почки?

Изучение нового материала

Вспомните, что называется побегом?

(слайд 4) Тема урока. Лист – часть побега. внешнее и внутренне строение листа.

(слайд 5)Лист – один из основных органов растения, занимающий боковое положение.

1. Функции листа: (запись в тетрадь)

Газообмен

Испарение воды

Вегетативное размножение

Образование органических веществ (фотосинтез)

В конце урока вы должны ответить на вопрос (слайд 6) Какие приспособления имеет лист для осуществления процесса фотосинтеза?

2. Лист может состоять (слайд 7) из листовой пластинки (!), черешка (!), прилистников и основания, которым он прикрепляется к стеблю, а так же на листе хорошо заметны жилки.

3. У многих растений (слайд 8) листья простые, они имеют только одну листовую пластинку (примеры – клен, одуванчик, яблоня, сирень)

Есть растения, (слайд 9)у которых лист имеет несколько листовых пластинок. такие листья называются сложными (примеры – клевер, малина, земляника, шиповник, люпин) (слайд 10)

4. При осмотре внешнего строения листа, хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. У разных растений жилки располагаются по-разному (слайд 11) Различают перистое и пальчатое жилкование, характерное для двудольных растений и параллельное и дуговое жилкование характерное для однодольных растений.

5. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Физ.минутка

6. Клеточное строение листа можно увидеть под микроскопом (слайд 12)

Снаружи лист покрыт кожицей (!). На нижней поверхности листа находятся устьица (строение). Через них происходит газообмен (!) и испаряется влага. Внутри листа имеется очень много клеток хлорофиллоностной ткани – мякоть (фотосинтез). По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают столбчатую (!) и губчатую ткани (особенности строения и функции). проводящие ткани представлены пучками (жилками). Они состоят из древесины (ксилемы) и луба (флоэмы). Проводящие пучки окружены механической тканью, которая предохраняет лист от разрыва и придает ему эластичность и прочность.

6. У некоторых растений листья приобрели и другие функции (слайд 13)

Вегетативное размножение

Запас питательных веществ (алоэ)

Усики (горох)

Иглы (кактусы)

Колючки (барбарис)

Ловчие листья (мухоловка)

Закрепление

Какие приспособления имеет лист для осуществления процесса фотосинтеза?

Д/з §18, 19

3

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта