Лабораторная работа №3 "Выявление изменчивости у организмов" работа для учителя. Сравнение растений одного вида лабораторная работа
Лабораторная работа №3 "Выявление изменчивости у организмов" работа для учителя
Лабораторная работа № 3
«Выявление изменчивости у организмов»
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости. Доказать, что изменчивость - общее свойство организмов.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).
Ход работы
1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
Оформление результатов: Сделайте записи в таблице по образцу.
Одуванчик лекарственный3 экземпляра
Корневая система, стебель, форма листа, жилкование листьев, соцветия
Ширина и длина листовой пластинки, длина растения, размер соцветия
Листья клёна
Форма, жилкование
Ширина, длина
Вывод:1.Признаки сходства: форма листа, корневая система, длинный стебель, параллельное жилкование листьев. Сходство этих растений говорит о том, что у них одинаковые наследственные признаки.
2.Признаки различия: ширина и длина листовой пластинки, длина стебля. Растения одного вида имеют различия, так как обладают индивидуальной изменчивостью.
3.Благодаря наследственности организмы передают свои признаки из поколения в поколение. Изменчивость делится на наследственную, которая дает материал для естественного отбора и не наследственную, которая возникает из-за изменений факторов окружающей среды и помогает растению приспособиться к этим условиям.
Различия, которые обусловлены наследственной изменчивостью: форма цветка, форма листа. Различия, которые обусловлены не наследственной изменчивостью: ширина и длина листа, высота стебля. Различия между особями одного вида могли произойти из-за разных условий окружающей их среды, а также из-за разного ухода за растениями.
infourok.ru
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. - ГДЗ биология - Решение упражнений и заданий к учебнику «Биология» П.Г. Балан 11 класс - 2011 год
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Цель: Изучить статистические закономерности модифікаційної изменчивости, научиться оценивать характер изменчивости изучаемого признака, строить вариационный ряд и вариационном кривую.
Оборудование и материалы: гербарные образцы растений, листья акаций, линейки, лупы.
Ход работы
1-2. Рассмотрим несколько гербарных образцов растений одного вида, например, пшеницы и сравним их между собой. Они отличаются незначительными признаками — размерами стебля, количеству зерновок в колосках, длиной листа и тому подобное.
Главные видовые признаки разных особей пшеницы неизменны: строение цветка, тип соцветия, тип стебля или вид плода.
Сравним разные виды злаков, чтобы определить, по каким признакам они отличаются, а по каким-то похожи.
Сравнительная характеристика растений семейства Злаковые
№ п/п | Признаки | Пшеница | Овес | Ячмень |
1. | Жизненная форма | трава | трава | Трава |
2. | Корневая система | мочковатого типа | мочковатого типа, очень разветвленная | мочковатого типа |
3. | Стебель | прямостоячий, соломина, 50-60 см | прямостоячий, соломина, 40-50 см | прямостоячий, соломина, 50-60 см |
4. | Листья | простые, сидячие, линейные; небольшой язычок и ушки | простые, сидячие, линейные; большой язычок, ушек нет | простые, сидячие, линейные; короткий язычок, большие ушки |
5. | Цветки | мелкие, малозаметные, желтовато- зеленоватые | мелкие, малозаметные, желтовато- зеленоватые | мелкие, малозаметные, желтовато- зеленоватые |
6. | Соцветия | сложный колос | метелка | сложный колос |
7. | Плод | зерновка | зерновка | зерновка |
Вывод
3. Таким образом, пшеница, овес и ячмень имеют много общих признаков, которые и объединяют их в семью Злаков. У них одинаковая корневая система, полый стебель — соломина, похожа строение цветков и плодов. Виды злаковых можно различить по наиболее надежным признаком — строением соцветий. У пшеницы соцветие — сложный колос из 3-7 простых колосков, а овес имеет соцветие метелку. Если соцветия еще не появились, виды различают по наличию язычков и ушек — пленчатых выростов в месте перехода листовой пластинки во влагалище.
Различия между особями одного вида объясняются различными условиями существования. Они вызывают модифікаційну изменчивость.
Это изменения фенотипа, приобретенные во время индивидуального развития организма. Например, у пшеницы это длина стебля, листьев, размер зерновок и тому подобное.
Модификации носят адаптивный характер и не наследуются через половое размножение. У многих растений модификации наследуются благодаря вегетативному размножению.
4-6. Исследование статистических закономерностей изменчивости модифікаційної
1. Составление вариационного ряда модифікаційної изменчивости (на примере 10 листовых пластинок акации).
Размер листа (см) | 1 | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,8 |
Частота признака (шт.) | 1 | 1 | 3 | — | 2 | 1 | 1 | 1 |
Размер листовых пластинок — варианта (V).
Частота проявления признака — Р.
Общее количество листовых пластинок — n (10 шт.) Определим среднюю величину признака (М) по формуле:
М = 2,02 см
Построим вариационном кривую модифікаційної изменчивости. Для этого на оси абсцисс откладываем варианты (V), а на оси ординат — частоту проявления признака (Г)
Из вариационного ряда и вариационной кривой видно, что норма реакции признака имеет определенные пределы.
Размеры листовых пластинок колеблются от 1 до 3 см. Наибольшее количество вариант приходится на среднюю часть ряда, что соответствует среднему значению признака (Г = 2,02 см).
7. Вывод
Модифікаційна изменчивость — это изменения фенотипа, вызванные влиянием условий среды. Длина ряда и размах модифікаційної изменчивости зависит от условий среды. Чем они стабильнее, тем короче вариационный ряд. Модифікаційні изменения имеют адаптивный характер и помогают приспосабливаться к изменениям условий среды.
schooled.ru
Сборник лабораторных работ
по общей биологии
Учитель биологии Гонохова Л.Г.
г. Талдыкорган
2012г
В сборнике представлены тексты лабораторных работ, лабораторного практикума по общей биологии для учащихся 9-х, 11-х классов по 12-летнему обучению и 11-х классов по 11-летнему обучению согласно учебной программе для Назарбаев Интеллектуальных школ.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Лабораторная работа
ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ХРОМОСОМ
Цель работы: рассмотреть с помощью микроскопа микропрепарат гигантской (политенной) хромосомы как результат многократного увеличения тонких структур (хромонем) без увеличения числа хромосом, изучить морфологию хромосомы.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат политенной хромосомы
Ход работы:
Политения – это воспроизведение в хромосомах тонких структур (хромонем), количество которых может увеличиваться многократно, достигая 1000 и более, без увеличения числа хромосом. Хромосомы приобретают гигантские размеры, характерные для слюнных желез двукрылых.
Рассмотреть препарат под микроскопом. В центре поля зрения микроскопа должен лежать хорошо окрашенный узел – хромоцентр. В нем соединяются центромеры всех хромосом. От него отходят в виде лент хромосомы. Обратить внимание на особенности морфологии хромосомы. Зарисовать в тетрадь.
Зарисуйте участки гигантской хромосомы. Особенно тщательно надо вырисовывать строение отдельных дисков: они более темные (место расположения генов). В некоторых местах хромосомы можно обнаружить утолщения – пуфы. В этих местах идет интенсивный синтез РНК.
Охарактеризуйте строение хромосом.
Какой набор хромосом содержится в соматических (неполовых) клетках? Как он называется и обозначается?
Какой набор хромосом содержится в половых клетках? Как он называется и обозначается?
Какие хромосомы называются гомологичными?
Сделайте выводы.
Лабораторная работа ферментативное расщепление перекиси водорода в клетках растений
Цель работы:обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей.
Оборудование:3%-ный раствор перекиси водорода, пробирки, ступки с пестиками, кусочки сырого и вареного картофеля.
Ход работы:
В пробирки положить по маленькому кусочку (величиной с горошину) сырого и вареного картофеля. В каждую пробирку прибавить по 8-10 капель раствора перекиси водорода. Наблюдаемые явления зафиксировать в таблице.
В ступке растолочь кусочек сырого картофеля для разрушения клеток и получения картофельного сока. К соку прилить перекись водорода. Наблюдения записать в таблицу.
Объект
Явления, наблюдаемые при действии перекиси водорода
Объяснения наблюдений и выводы
Сырой картофель
Вареный картофель
Картофельный сок
Сделайте общий вывод.
Лабораторная работа выявление изменчивости организмов
Цель работы: выявить изменчивость организмов, рассмотреть причины возникновения модификаций.
Оборудование: листья растений, гербарные экземпляры растений, раковины улиток одного вида.
Ход работы:
Сравнить объекты и проследить изменчивость какого-либо признака (величина, рисунок и окраска раковины улиток, количество листьев, их внешний вид).
Постарайтесь путем сравнения обнаружить у этих объектов какой-нибудь изменчивый признак и отберите несколько особей с наиболее резкими отклонениями по этому признаку. Легко ли это сделать?
Какие свойства организмов проявляется в сходстве и различии особей одного вида?
Заполните таблицу, показав в ней отличие отобранных особей друг от друга.
Отличительные признаки особей
Особи одного вида
№ 1
№ 2
№ 3
…
Рассмотрите растения одуванчика, выросшие в разных условиях. Сравните у этих растений величину, окраску и расположение листьев, длину и толщину цветоноса или стебля. Чем отличаются эти особи? Почему?
studfiles.net
Лабораторная работа "Изучение критериев вида (на примере цветковых растений). 11 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВИДА (на примере цветковых растений и насекомых)
В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде.
Видом называют совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям существования и занимающих в природе определенную территорию – ареал. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Характерные для вида признаки и свойства называют критериями.
Для выделения той или иной группы особей в отдельный вид существует ряд критериев. Чтобы отнести какую-либо особь к определенному виду, следует провести анализ всех критериев.
Главным из них считают морфологический.
Морфологический критерий основан на внешнем и внутреннем сходстве особей одного вида. По внешнему виду, размерам, окраске можно легко отличить один вид от другого. Например, клевер красный от клевера пашенного, василек синий от василька лугового, ласточку городскую от ласточки деревенской и др. Этот критерий самый удобный, а поэтому широко используется в систематике. Однако он недостаточен для различия видов, которые имеют внешнее сходство (виды-двойники). Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника, имеющих 38 и 42 хромосомы. Затруднительно использование морфологического критерия при диагностике одомашненных видов. Породы, выведенные человеком, могут значительно отличаться друг от друга, оставаясь в пределах одного вида (например, породы собак, голубей и др.).
Генетический критерий основан на сходстве кариотипов (наборов хромосом). Для каждого вида характерны определенный набор хромосом, их размеры, форма, количество. Этот критерий относят к важным, но не универсальным, так как существуют хромосомные и геномные мутации.
Физиологический подразумевает сходство всех процессов жизнедеятельности (обмен веществ, размножение и другое) у особей одного вида и объясняет степень половой изоляции групп организмов.
Биохимический позволяет различать виды по биохимическим параметрам (структуре белков, их составу, структуре нуклеиновых кислот и др.).
Этологический критерий связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек.
Географический основан на том, что каждый вид занимает свой ареал. Но на одном ареале могут обитать несколько видов, поэтому и этот критерий не универсальный.
Экологический учитывает совокупность условий, к которым приспособлен вид. Таким образом, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий – по берегам рек, лютик жгучий – на заболоченных местах. Но экологические ниши пересекаются, поэтому критерий не универсален.
Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно по совокупности всех критериев.
Цель работы: доказать, что для установления принадлежности особи к данному виду необходимо знать несколько критериев, характеризующих особь всесторонне.
Ход работы:
Заполнить таблицу, составив морфологическую, физиологическую, эколого-географическую и др. характеристики цветковых растений. На основе сравнения характеристик сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия (можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?).Критерии вида
Показатели критерия для объекта ...
Показатели критерия для объекта ...
Охарактеризуйте виды насекомых по ряду критериев. Результаты запишите в таблицу. Какие критерии учитывались при определении изученных животных к одному из видов?РОМАШКА АПТЕЧНАЯ (РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ)
Род Ромашка, семейство Астровые (Сложноцветные). Травянистое однолетнее растение, высотой до 60 см, с сильным специфическим запахом. Всё растение голое, без опушения. Корень стержневой, слабо разветвлённый, светло-бурый. Стебель прямостоячий или восходящий, внутри полый, тонкий, ребристый, от основания ветвистый, доверху облиственный. Листья сидячие, очередные, у основания немного расширенные, в общем очертании яйцевидные или широко-ланцетные, длиной 15-60 мм, шириной 5-18 мм, дважды (трижды) перисто-рассечённые на очень тонкие раздвинутые доли. Отдельные доли - узколинейные, почти нитевидные (до 0,5 мм в ширину), заострённо-шиловидные. Соцветия - конические корзинки диаметром до 25 мм; многочисленные, расположены на тонкоребристых длинных цветоносах на верхушках стеблей и боковых побегов. Соцветия образуют в совокупности общее щитковидное соцветие. Корзинки состоят из цветков двух типов: от 12 до 18 женских язычковых цветков образуют наружный ряд, а в середине соцветия расположены многочисленные трубчатые обоеполые цветки. Краевые цветки - с белыми отогнутыми язычками, имеющими длину от 8 до 14 мм и ширину от 2,5 до 3 мм, с пятью зубцами на верхушке; к концу цветения язычки отгибаются вниз. Внутренние трубчатые цветки - золотисто-жёлтые, значительно мельче язычковых, с пятилопастным венчиком. Тычинок в трубчатых цветках пять, сросшихся пыльниками в трубку, окружающую столбик. Пестик - с нитевидным столбиком и двумя загнутыми рыльцами. Распускаются корзинки постепенно. Сначала язычковые цветки направлены вверх, а цветоложе плоское. Затем венчики язычковых цветков располагаются горизонтально, цветоложе вытягивается, и зацветают нижние трубчатые цветки. Когда язычковые цветки отцветают, их венчики отклоняются вниз, цветоложе всё более принимает коническую форму. Трубчатые цветки расцветают от края к центру; к тому моменту, когда расцветают цветки, находящиеся в самом центре корзинки (на вершине конуса), крайние (нижние) трубчатые цветки уже находятся в стадии плодоношения. Плоды - цилиндрические, почти белые, светло-бурые, притуплённые, у основания суженные, слегка изогнутые мелкие семянки; в длину 1-2 мм и 0,2-0,3 мм в ширину. Диплоидный набор хромосом 2n=18. Цветет с мая до сентября. Встречается в огородах, садах, на полях, пустырях, вблизи жилья, у дорог. Ареал ромашки аптечной охватывает Восточную Европу, Кавказ, европейскую часть России, Среднюю Азию.
РОМАШКА ПАХУЧАЯ (РОМАШКА БЕЗЪЯЗЫЧКОВАЯ, РОМАШКА РОМАШКОВИДНАЯ)
Однолетнее травянистое растение с сильным запахом, высотой 10-30 см. Корень стрежневой. Стебли толстые, прямостоячие, сильно ветвящиеся, особенно наверху, густо облиственные, на всем протяжении усеяны тонкими листьями. Листья сидячие (до 50 мм в длину, до 20 мм в ширину), очередные, дважды перисто-рассеченные, с узколинейными заостренными дольками. Цветет на протяжении всего лета, но, в отличие от других видов ромашки, у ромашки безъязычковой нет белых краевых лепестков. Ее мелкие зеленовато-желтые трубчатые цветки собраны в небольшие выпуклые соцветия-корзинки, сидящие на коротких цветоносах. По мере созревания плодов корзинки становятся все более выпуклыми и принимают коническую или яйцевидную форму. Плоды созревают в сентябре и представляют собой мелкие (до 2 мм), продолговатые, буровато-зеленые семянки. Число хромосом: 2n=18. Ромашка распространена преимущественно в сельской местности (в европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике и в Средней Азии): часто встречается на улицах, во дворах, вдоль ручьев и оврагов, на пустырях, по обочинам лесных и грунтовых дорог, а также как сорняк на полях. Растет на сухих каменистых почвах.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ОДНОГО РОДА ПО МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ КРИТЕРИЮ
Цель работы: познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида, определять принадлежность организмов к одному или разным видам по морфологическому критерию.
Ход работы:
Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена). Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов. Результаты исследований занесите в таблицу.Оцените достаточность представленных вами характеристик для обнаружения данных видов в природе (сделайте вывод о морфологическом сходстве организмов одного рода и различии видов по морфологическим признакам). Контрольные вопросы:Что представляет собой вид?Что такое критерии вида?Применение каких критериев позволит идентифицировать вид?Какие признаки следует изучить у организмов для применения морфологическwww.infouroki.net