Способы опыления растений таблица. Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Таблица «Опыление растений» (для учащихся 6 классов). Способы опыления растений таблица


Таблица «Опыление растений» (для учащихся 6 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

Таблица «Опыление растений»

(для учащихся 6 классов)

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

2017 г.

Пояснительная записка

Данная таблица «Опыление растений» рекомендуется для учащихся 6 классов. Материал можно использовать при прохождении темы «Опыление. Значение опыления» в 6 классах. В таблице изложен материал о типах опыления, с изображениями отображающие процессы опыления, даются описания типов опылений и признаки характерные для опыляемых цветковых растений.

Задачи: ознакомление учащихся с типами опыления, с изображениями, отображающими процессы опыления, с описаниями типов опыления и с признаки характерными для опыляемых растений.

Таблица «Опыление растений»

Опыление - это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце цветка.

Типы опыления

Изображения

Описание опыления

Признаки растений

Перекрестное опыление

hello_html_m7db58583.jpg

Происходит между цветками разных экземпляров растений одного вида. Опыление происходит с помощью насекомых.

Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:

крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия; яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника; наличие нектара или аромата; крупная, липкая, шероховатая пыльца. 

Самоопыление

hello_html_m5e2ce2b7.png

Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце этого же цветка.

У самоопылителей и тычинки, и пестики на одном цветке созревают одновременно. Самоопыление у растений чаще всего происходит в закрытом цветке. Когда цветок раскрывается, пыльца уже оказывается прилипшей к рыльцу пестика.

Искусственное опыление

hello_html_m57be21de.jpg

Перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

Агротехнический прием переноса пыльцы из пыльников-тычинок на рыльце пестика или семяпочку человеком. Искусственное опыление иногда применяют для повышения урожайности культурных растений. Примером может служить дополнительное искусственное опыление ржи. Его проводят в тихую, безветренную погоду, потому что без ветра пыльца не разносится.

Опыление ветром

hello_html_m45df59a4.png

Опыление ветром, когда пыльца переносится с потоками воздуха.

Растения цветки, которых опыляет ветер, цветут рано весной, до распускания листьев. Это обеспечивает лучшее попадание пыльцы на рыльца.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;

перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;

очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Источники информации:

1. Опыление цветка – энциклопедия по биологии. http://biologiya.net/botanika/morfologiya/opylenie-cvetka.html (дата обращения:27.12.2017)

2.http://maxigreen.ru/image/data/Статьи/Теория/Перекрестное%20опыление.jpg

3.http://selhoznik.narod.ru/ogurtcy/1_files/1-4.jpg

4.https://fs00.infourok.ru/images/doc/210/239201/hello_html_m5e2ce2b7.png

5.http://blgy.ru/images/biology6/pic70.png

infourok.ru

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

Разделы: Биология

Оборудование и ресурсы:

Компьютер, проектор, компакт-диски, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:

  • http://portfolio.1september.ru/?p=work&id=559148 опыление растений
  • http://festival.1september.ru/articles/501737/ цветок – орган семенногоразмножения
  • http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212205 способы опыления у покрытосеменных растений
  • http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310257 соцветия
  • http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311450 рождение цветка
  • http://www.studik.ru/138953131799586/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F тесты к уроку
  • http://www.skazka.com.ru/people/brazil/0000027brazil.html легенды о цветках.

для проведения урока используется также

  • материалы компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа,
  • Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.
  • Биология. Весь школьный курс. 1С: Репетитор. 200] г.

Программные средства: Microsoft Power Point, Word, Excel, Office, Front Page, используются учителем для подготовки материалов к уроку; используются учащимися при самостоятельной работе и при подготовке презентаций, сайтов, рефератов.

Отличительная особенность данного урока:

Подготовка материалов, анимированных средствами: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проверка знаний учащихся с помощью компьютера. Приложние № 1, Приложение № 2

Работа учителя на уроке:

  • объяснение определения цветения, основных типов опыления
  • организация самостоятельной работы учащихся с использованием учебника, компьютера, раздаточного материала. Работа включает просмотр слайдов и материалов компакт- дисков.

Описание деятельности учащихся:

  • Изучение процессов цветения и опыления с помощью подготовленных учителем материалов.
  • Изучение выбранных учителем материалов компакт- дисков.
  • Лабораторная работа с использованием гербарий.
  • Участие в обсуждении пройденной темы.

Вид классной доски:

  • Дата.
  • Название темы
  • Названия новых слов.
  • Схема «Образование плода»
  • Схема «Типы опыления»
  • Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

  • типы опыления, краткая характеристика каждого типа опыления
  • признаки ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений.
  • 2-3 примера названий растений из каждой группы. Названия растений из каждой группы.
  • лабораторная работа «Строение цветков ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений»

Межпредметные связи на уроке:

  • География – распространение растений на разных материках
  • Математика – подсчет количества нектара и количества полетов пчелы
  • Экология – охрана цветущих растений
  • Музыка – прослушивание музыки
  • Литература – стихотворения о цветах.

Домашнее задание, в том числе те, при подготовке которых должен быть использован компьютер:

Прочесть параграф учебника 24.

Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради.

Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

Цели и задачи урока

  • Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
  • Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
  • Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

План урока:

Что нужно изучать?

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Опыление – необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Типы опыления. Факторы, обеспечивающие опыление растений.

Насекемоопыляемые и ветроопыляемые растения. Особенности строения цветков в связи со способом опыления. (Лабораторная работа).

Искусственное опыление.

Операционально-исполнительский этап

Урок начинается с музыки с компакт- диска «Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.»

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас Прекрасные наследники природы. Они приходят к нам в рассветный час, В закатный час заботливо уходят.

Вопросы к учащимся:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок?

Какого строение цветка?

Какие части цветка являются главными и почему?

Какова основная функция цветка?

(работа с материалами компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа)

Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами. Слайд 5

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: Слайды 6, 7

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление?

Для каких растений оно характерно?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Самоопыление растений

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.

Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?

Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 8

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Перекрестное опыление

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще?

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? Слайд 9

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?

Предполагаемый ответ : чаще всего принимают участие ветер и насекомые.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос:Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:

Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок

Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.

Пчела Майя принесла нам задание: слайд 11

Ответ: слайд 12

Физкультминутка. Слайд 13

Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?

Приспособления растений к опылению ветром: Слайд 14

Какие ветроопыляемые растения вы знаете?

Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?

Ответ: Птицы, млекопитающие.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Слайд 15

Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 16

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 17.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений. Слайд 18

Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Почему?

Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки. Слайд 19

Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.

Первичная проверка усвоения материала

  1. Выполнение лабораторной работы в рабочей тетради.
  2. Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки Насекомоопыляемые растения Ветрооыляемые растения
1. Крупные яркие цветки    
2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия    
3. Наличие нектара    
4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия    
5. Наличие аромата    
6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество    
7. Крупная липкая шероховатая пыльца    
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли    
9. Растения цветут весной до распускания листьев    

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак

«+», если нет, то «-»

Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача - найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем !

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5. Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

Рефлексивно-оценочный этап

-Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели схему образования плода, основные типы опыления)

-Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное опыление)

-Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению)

Затем совместно определяем задание на дом.

Прочитать параграф, поработать словарем, ответить на вопросы в конце параграфа, осмыслить записи в тетради. Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

В конце уроке подвожу итоги и мотивирую учащихся на изучение следующей темы:

Что, по вашему мнению, вам предстоит изучать на следующем уроке?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Опыление. Способы опыления | Учеба-Легко.РФ

Для обеспечения полового размножения необходимо, чтобы произошло слияние двух половых клеток - мужской (находится в пыльцевом зерне) и женской (находится в семенном зачатке). Пыльцевое зерно должно попасть на рыльце пестика с помощью внешних факторов.

Опыление - это перенос пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пестика. Различают самоопыление и перекрестное опыление. При самоопылении пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же цветка. Самоопыление свойственно растениям риса, фасоли, арахиса, проса. Самоопыление ограничивает способность организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

Перекрестное опыление происходит, когда пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка этого же или другого растения того же вида. У цветковых растений перенос пыльцы осуществляется насекомыми (комахозапильни растения - подавляющее большинство), ветром (ветроопыляемых растения), в некоторых - водой, птицами (в тропиках) и другие. Цветки витрозапильних растений имеют небольшие размеры, неяркие цвета, часто простую околоцветник, мелкий сухой пил (береза, дуб, ольха, лещина), хорошо разносится ветром.

Цветки комахозапильних растений имеют приспособления для привлечения насекомых: крупные цветки (если мелкие цветки, то они собраны в соцветия), околоцветник ярких цветов, клейкие, больших размеров пыльцевые зерна, сильный запах, нектарники. Запах - очень важное свойство: некоторые насекомые чувствуют запах даже одного цветка на расстоянии нескольких километров. Нектарники - особые железистые образования, производящие сахаристые вещества (нектар), расположенные преимущественно в глубине цветка. В поисках нектара насекомые посещают цветки, одновременно обеспечивая их опыления благодаря липкой и цепком пыльцы, который прилипает к их тела. Различные способы опыления обеспечили цветочным растениям распространение в различных местностях.

Искусственное опыление осуществляется путем переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика с участием человека. Его применяют в цветоводстве, сельском и лесном хозяйстве.

uclg.ru

Опыление | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Тема: Ботаника

На Земле огромное разнообразие цветков. Одни — невзрачны, без запаха, другие — яркие, аромат­ные. У одних пыльца образуется в громадных количествах, у дру­гих — в незначительных. Это раз­нообразие возникало и развива­лось в природе тысячелетиями. Как вы думаете, для чего?

Опыление — это процесс перенесения пыльцевых зёрен с тычинок на пестики, в которых находятся семязачатки. Опыление у семенных растений обязательно предшествует оплодотворению. Выделяют два способа опыления: самоопыле­ние и перекрёстное опыление.

Самоопыление — это перенесение пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пе­стика в пределах одного цветка (например у арахиса, гороха). Самоопыление ограничивает способность организмов приспосабливаться к изменениям окру­жающей среды и поэтому не содействует процветанию вида.

Перекрёстное опыление — это процесс перенесения пыльцы с пыльника ты­чинки цветка одной особи на рыльце пестика цветка другой особи. Перекрёстное опыление увеличивает приспособляемость растений к изменениям окружаю­щей среды, что и предопределяет процветание вида. Перекрёстное опыление осуществляется естественными факторами (насекомыми, животными, птицами, ветром, водой) и искусственно человеком. Материал с сайта //iEssay.ru

Искусственное опыление проводится человеком, чтобы повысить урожай, а также в селекции для получения новых сортов растений. Для повышения урожая искусственное опыление проводят тогда, когда естественное опыление усложне­но, например, если во время цветения погодные условия неблагоприятные. При выведении новых сортов растений применяют специальные приемы, благодаря которым учёными-селекционерами созданы высокоурожайные сорта яблонь, груш, персиков, пшеницы и многих других культурных растений.

На этой странице материал по темам:
  • что такое опыление кратко

iessay.ru

«Цветение и опыление растений. Виды опыления». Урок

скачать VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства

педагогов «Мой лучший урок» на 2012-2013 учебный год.

Сценарий урока по теме:

«Цветение и опыление растений. Виды опыления».

Урок разработала учитель биологии

МАОУ СОШ №2 села Успенского

муниципального образования Успенский район

Колга Евгения Григорьевна.

с. Успенское

Урок биологии в 6 классе по теме:

«Цветение и опыление растений. Виды опыления».

Класс: 6

Предмет: биология

Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления.

Место урока в теме: 15 урок в разделе «Органы цветковых растений. Цветок и плод».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для осознанного и осмысленного восприятия нового материала и умение применить свои знания на практике.

Задачи:

  • образовательные: познакомиться с различными способами опыления цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; выявить значение опыления в жизни растений;
  • развивающие: дальнейшее формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
  • воспитательные: способствовать экологическому воспитанию школьников, создавать ситуацию успеха у детей.
Учебные универсальные действия:
  • познавательные: продолжать формирование умения выделять главное, поиска новой информации, развивать основы поискового чтения,находить причинно-следственные связи;
  • регулятивные: способность учащихся через игровую форму определить тему урока, умение составить схему последовательности процесса оплодотворения;
  • коммуникативные: обеспечить социальную компетентность учащихся через возможность выслушать мнение одноклассника и аргументировано высказать свою точку зрения, умение оказать помощь товарищу в освоении знаний;
  • личностные: формировать высокую ценность жизни во всех ее проявления, потребность в самореализации.
Оборудование: инструктивные карточки, интерактивный комплекс, диск «Наглядная биология…..», электронное пособие с видеоматериалом: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», модели цветка вишни и пшеницы, дифференцированные дидактические карточки «Строение цветка», «Соцветия».

Планируемые результаты:

Учащиеся должны усвоить:

  • способы опыления у цветковых растений;
  • особенности строения цветков, опыляемых насекомыми и ветром;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.
Ход урока.

I.Ориентировочно-мотивационный этап.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоции. На ветвях дерево лица с различным выражением эмоции. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Учитель: «…накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун), я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни цветковых растений, а что это за процесс давайте попробуем определить вместе.(Работа учащихся по инструктивным карточкам, сетка кроссворда расчерчена на интерактивной доске)

1. Он совсем не хрупкий,  А спрятался в скорлупке.  Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину.  Из плодов он тверже всех,  Называется ... (Орех.)

2. Сам плод душистый и пушистый,  А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот  Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода  В чай кладем мы иногда,  Ароматней и вкусней  В чашке чай бывает с ней.  Нужен сахара вагон,  Чтоб с улыбкой съесть ... (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил,  Дед себе его растил.  Он такой огромный стал!  В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики.  Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко.  Шипы у него как иголки.  Но мы не шипы у него соберем,  Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца,  Желто-красный плод у ... (Перец.)

Решив кроссворд, учащиеся определят ключевое слово, обозначающее тему урока, – «опыление». Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – в инструктивной карточке (приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Объявляется тема урока, ее задачи.

Учитель: на каких растениях вы видели насекомых? (учащиеся называют растения). С каким органом растения связано опыление?(цветок) – проблемный вопрос.

Работа учащихся по индивидуальным дифференцированным карточкам: строение цветка, главные части цветка, соцветия (приложение 2)

Учитель: Какие части цветка вы обозначили главными и почему? (в ходе беседы обсуждаются высказанные версии, конечная цель- подвести учащихся к мысли, пестик и тычинка необходимы для опыления).

III.Этап открытия новых знаний.

1.Работа с терминами. Опыление- перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

2.Работа по схеме «Способы опыления» и выявление видов опыления, учащиеся пытаются сами выйти на ответ «Какие бывают способы опыления, в чем их сходство и различие?»

3.Просмотр видеофрагментов самоопыления, опыления растений насекомыми и ветром (электронное пособие с видеоматериалом).

Учитель: какие приспособления выработались у растений в процессе эволюции для опыления насекомыми и ветром? Вспоминая просмотренные видеофрагменты, пользуясь текстом учебника, выберите отличительные признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений (работают в парах). После выполнения задания учащиеся делятся полученными результатами (демонстрация цветков ржи и вишни).

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки цветка Насекомоопыляемые растения Ветроопыляемые растения
1. Венчик Яркий Невзрачный или отсутствует
2. Расположение тычинок Внутри цветка Открыто, пыльники на длинных нитях
3. Рыльца пестиков Небольшие Большие, часто перистые
4. Пыльца Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая
5. Запах Есть у многих Нет
6. Нектар Есть у многих Нет
Дополнительный материал:

Анемофилия- опыление растений с помощью ветра.

Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых.

Орнитофилия – опыление с помощью птиц.

Гидрофилия- опыление с помощью воды.

4.Используя, материал учебника на стр. 92, установите, что предотвращает у перекрестноопыляемых растений самоопыление? (разделение цветков на мужские и женские, двудомность растений, созревание пыльников и пестиков в одном цветке в разное время, невосприимчивость своей пыльцы у рыльца пестика).

IV.Первичное закрепление.

1.Индивидуальная работа с тестом «Опыление» (приложение 3)

2. Заполнить схему, отражающую типы опыления

3. Записать в тетрадь «что не усвоено», обсуждаются вопросы, которые вызвали затруднение.

V.Этап контроля полученных знаний.

К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Одного из жителей этого города – Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьез заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Ваша задача найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьезностью и правильностью (приложение 4)

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные парами. Называется команда – победительница.

VI.Подведение итогов.

  1. Рефлексия: какие чувства испытывали во время урока? Что узнали нового? Где в жизни пригодятся знания?
  2. Прокомментировать оценки учащихся.
  3. Домашнее задание: 1)выучить п.24 стр. 91-93,
2)ответить на вопросы 2,3 стр93;

3) творческое задание: конкурс на самый интересный рассказ об удивительном опылении цветковых растений.

Приложения с материалами.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки.

Фамилия: Имя: Класс: Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

Приложение 3

VI. Тест

1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые:

а) самоопыление;

б) перекрестное опыление.

2. Цветки какого цвета заметнее всего для ос и шмелей?

а) красного;

б) зеленого; в) синего.

3. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью?

а) яркий цветной венчик;

б) нектар и пыльца; в) сильный запах

г) светлая окраска венчика.

4. Какие растения опыляется ветром?

а) береза;

б) дуб; в) орешник; г) рожь; д) роза. Приложение 4

1 конкурс “ Сочинения Незнайки”

1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем!

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.Как на нашей грядке, Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

6. Знают все: и стар, и мал, Вкусен плод картофеля. Вырос знатный урожай! Правда ведь, не плохо ли?!

(Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни)

Приложение4

2 конкурс “Почемучка” - вопросы от Знайки.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )
  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )
  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
  7. Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)
  8. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

2.

2.Обозначить части цветков с двойным и простым околоцветником.

скачать

nenuda.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта