План-конспект урока по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами ( 3 класс). Солнце растения
конспект урока по окружающему миру Тема. «Солнце, растения и мы с вами»
МКОУ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. Бахчисарая РК
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе
«Солнце, растения
и мы с вами»
Подготовил и провёл:
учитель начальных классов
Стефашина Татьяна Николаевна
11.11.14 год
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УРОК № 16 ДАТА: 11.11.14
Тема. «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.
Задачи:
-развивающие:развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;
-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям.
Тип урока : объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: биология.
Техническое оборудование: ноутбук учителя, презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, ширма , кукла, тестовые задания.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Начало урока. Психологический настрой.
Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами.
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь.
Начинается урок.
Он пойдёт вам, дети, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Мы начинаем урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний
1.Минутка синоптика
2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Как называется наука о растениях?
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
- Перечислите, какие вы знаете группы растений?
3.Игра «Классификация растений»
-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.
-Назовите основные признаки отличия каждой группы.
- Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?
4.Игра « Найди лишнее название»
ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА
СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР
ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК
- Молодцы! Хорошо справились с работой!
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
– Прочитайте, эпиграф к уроку.
(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)
– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
2.Мотивация учебной деятельности
-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)
Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.
СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК
– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)
- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
растение солнце
человек
-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
-Как связаны между собой солнце, растения и человек?
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека
3.Деятельностный подход
Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…
А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?
IV. Работа по теме урока
1.Беседа и рассказ учителя.
Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.
а) Дыхание растений .
-Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?
-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( процесс называется дыханием.)
б) Питание растений
-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
– Как же растения питаются?
Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.
Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.
А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?
-Свет
-Какой вопрос у вас возникает? ( Почему же для работы «кухни» требуется свет?)
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76
2. Работа с учебником на с. 76. Чтение вслух.
Учитель (после чтения): так ответим на вопросы:
- Какую тайну разгадали ученые?
-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)
Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
- А какое еще одно открытие сделали ученые?
( Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)
Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!
-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?
- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?
Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.
Давайте ещё раз повторим.
-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)
Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? ( только днем)
-Правильно, и параллельно с дыханием.
-А дыхание?
-А дыхание постоянно.
3. Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
4.Работа с моделями (Дети работают на доске).
-Попробуем эти процессы смоделировать.
Первое. Как растения дышат?
-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»
- Чем они отличаются?
- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
5.Страничка для любознательных
-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)
Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?
Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.
(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .)
Вывод:
- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
-Леса приносят огромную пользу человечеству!
V. Закрепление изученного материала.
1.Проверка полученных знаний. ( Цифровой диктант в тетрадях)
А теперь давайте закрепим наши знания.
1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода;
б) солнечный свет;
в) почва.
4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) углекислый газ;
в) кислород.
5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ.
ПРОВЕРКА
1.а
2.б
3.б
4.в
5.б
VI. Подведение итогов.
Вы сегодня молодцы, хорошо работали.
А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.
1.СКАЗКА ( слушаем)
-О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?
-Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)
-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)
-Для чего они нужны клеткам?( для роста растений)
-Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)
2.Вывод
-Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?
- Мы ее разгадали?
-Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)
-Как растения дышат?
-Как растение питается?
-Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
VII.Домашнее задание:
-прочитать материал на с.74-77;
-написать благодарственное письмо растениям, красиво оформить и торжественно его зачитать.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
IХ. Заключение.
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка
Маринка (ходит по лесу и удивляется)
-Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?
-Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?
( села девочка отдохнуть под старым дубом)
-Что- то я устала, сяду и немного отдохну.
-Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?
Лист 1.
Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?
Маринка:
Пойму.
Лист 2.
- НУ , если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.
Лист 1.
- А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
Маринка:
-А вот и нет. Я знаю — дерево кормят корни.
Лист 2.
-Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук —даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.
Маринка:
Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
Лист 1.
Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.
Лист 2.
Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...
Маринка:
—Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
Лист 2.
Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко
infourok.ru
Урок «Солнце, растения и мы с вами»
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Цель:
- значение солнечного света и тепла для жизни растений
- установление причинно – следственных связей в природе
-воспитание экологической культуры детей
- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях
Формирование УУД:
Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности
Оборудование:
учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока
Этапы урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||
1.Мотивация учебной деятельности | Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу | Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением. ( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек) | Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя | Личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника. | ||||||
2.Актуализация знаний учащихся. | Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания | «Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам). | Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам). | Познавательные: поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание | ||||||
3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения. | Выявление и фиксирование возникшего затруднения. | Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху? | Дети высказывают свои предположения, обсуждают их. | Коммуникативные: формирование собственного мнения. | ||||||
4.Целеполагание. | Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя. | Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи. Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений. | Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы. | Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока. | ||||||
5.Открытие нового знания. | Фиксирование новых знаний в языке и знаково. | Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят с «зеленой кухней», с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара. -Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило? ФИЗПАУЗА | Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар. Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность. | . Регулятивные: удерживание учебной задачи. Познавательные: Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. | ||||||
6.Первичное закрепление изученного | Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля. | Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки. | Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце. | |||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные? Учитель раздает детям карточки –выполнить задание «Собери слова» | Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя. Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар» | Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания. Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи. | |||||||
7.Работа в парах. | Формировать умение оценивать себя и работу друг друга. | Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу. Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть « лишнее» слово). Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение» Продолжить предложение: «Добрый человек, что солнце…… | Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»: Солнце, горы, животное, звезды, луна Дети выбирают наиболее существенные слова: Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты | Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество Регулятивные: выбрать действие в связи с поставленной задачей. Познавательные: анализ. Коммуникативные: монологические высказывания | ||||||
8.Подведение итогов урока | Фрмировать умение подводить итог проделанной работы | Учитель читает стихотворение о живой природе. Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло? | Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью. | ||||||
9.Рефлексия. | Самооценка детьми собственной деятельности. | Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него. (на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое) | Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик. Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха). | Личностные: внутренняя позиция ребенка. |
Список используемой литературы.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008
А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Приложение к уроку.
Загадка о подсолнухе:
«На извилистой дорожке
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек».
Стихотворение
Что за поле? Чудеса!
Смотрит солнцу он в глаза,
Словно брат ему - цветок-
Ярко-жёлтый лепесток.
В его сердце, словно глаз-
Зреют семечки для нас,
Дразнит солнце, отходя –
Снова вслед глядят глаза.
Так проходит целый день,
Пока солнце уйдёт в тень.
Он, головку опустив,
Утро ждёт, слегка грустив.
Ножку длинную свою
Он подставит ветру всю.
Ветер стебель не погнёт –
Ведь под солнцем он растёт.
/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок на тему "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока
на конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Автор: Быкова Р.П..,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
Кашира, 2015
Окружающий мир,3класс, урок новых знаний
Автор: Быкова Р.П., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кашира
Тема. Солнце, растения и мы с вами
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Учащиеся:
- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.
-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся:
-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- научатся формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
Учащиеся:
- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
Учащиеся:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;
тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;
тестовые задания на интерактивной доске;
схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;
презентация к уроку.
Сценарий урока
Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Учитель:
-Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель:
-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.
Учитель:
-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) Слайд№2
2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3
* У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.
* У лиственницы листья всю зиму зеленые.
* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения
* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.
Учитель:
Проверим ваши ответы. Слайд №4
1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.
2. У лиственницы листья опадают осенью.
3. Хвойные растения не цветут.
4. У хвойных растений нет плодов.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт.
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать.
Учитель:
Какие слова у вас получились?
Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5
Учитель:
Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .
Учитель:
- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
-прочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)
- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8
Солнце Растения Человек
Учитель:
-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)
–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)
– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
Прогнозирование целей урока учащимися
Учитель:
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
Учитель:
- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)
- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)
Учитель:
-А как же питаются растения?
Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.
Учитель:
- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)
Слайд 9.
IV. Изучение нового материала.
1. Дыхание растений.
Беседа:
Учитель:
- Как дышим мы с вами?
-А как растения?
при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.
Дыхание растений
– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.
– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
2. Питание растений.
Объяснение учителя.
Учитель:
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)
– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)
Учитель:
В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11
3. Почему люди и животные не могут жить без растений?
Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.
Учитель:
– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
Рассказы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.
V. Физкультминутка Слайд 13.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Учитель:
Продолжим наши исследования.
Самостоятельная работа учащихся.
Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)
– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)
- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.
Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15
VI. Закрепление изученного материала.
1. Задание. Дополните названия газов в таблицы. (раб тет. С. 43 №2)
Проверка: Слайд 16.
2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.
* Процесс, при котором растение
поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.
* Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.
Проверка: Слайд 17.
Учитель:
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски. Слайд18 .
3.Творческая работа в группах.
1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»
2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям
3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)
Проверка работы у доски – показ выполненной работы.
Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.
Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
VII. итог урока.
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.) Слайд 19.
– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)
– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.
VIII. Домашнее задание: Слайд 21
Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;
-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)
-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)
*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;
IΧ. Рефлексия. Слайд 22
Учитель:
У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».
Слайд 23
Учитель:
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
infourok.ru
Урок «Солнце, растения и мы с вами»
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Цель:
- значение солнечного света и тепла для жизни растений
- установление причинно – следственных связей в природе
-воспитание экологической культуры детей
- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях
Формирование УУД:
Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности
Оборудование:
учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока
Этапы урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||
1.Мотивация учебной деятельности | Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу | Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением. ( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек) | Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя | Личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника. | ||||||
2.Актуализация знаний учащихся. | Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания | «Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам). | Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам). | Познавательные: поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание | ||||||
3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения. | Выявление и фиксирование возникшего затруднения. | Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху? | Дети высказывают свои предположения, обсуждают их. | Коммуникативные: формирование собственного мнения. | ||||||
4.Целеполагание. | Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя. | Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи. Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений. | Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы. | Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока. | ||||||
5.Открытие нового знания. | Фиксирование новых знаний в языке и знаково. | Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят с «зеленой кухней», с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара. -Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило? ФИЗПАУЗА | Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар. Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность. | . Регулятивные: удерживание учебной задачи. Познавательные: Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. | ||||||
6.Первичное закрепление изученного | Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля. | Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки. | Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце. | |||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные? Учитель раздает детям карточки –выполнить задание «Собери слова» | Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя. Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар» | Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания. Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи. | |||||||
7.Работа в парах. | Формировать умение оценивать себя и работу друг друга. | Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу. Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть « лишнее» слово). Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение» Продолжить предложение: «Добрый человек, что солнце…… | Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»: Солнце, горы, животное, звезды, луна Дети выбирают наиболее существенные слова: Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты | Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество Регулятивные: выбрать действие в связи с поставленной задачей. Познавательные: анализ. Коммуникативные: монологические высказывания | ||||||
8.Подведение итогов урока | Фрмировать умение подводить итог проделанной работы | Учитель читает стихотворение о живой природе. Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло? | Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью. | ||||||
9.Рефлексия. | Самооценка детьми собственной деятельности. | Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него. (на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое) | Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик. Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха). | Личностные: внутренняя позиция ребенка. |
Список используемой литературы.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008
А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Приложение к уроку.
Загадка о подсолнухе:
«На извилистой дорожке
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек».
Стихотворение
Что за поле? Чудеса!
Смотрит солнцу он в глаза,
Словно брат ему - цветок-
Ярко-жёлтый лепесток.
В его сердце, словно глаз-
Зреют семечки для нас,
Дразнит солнце, отходя –
Снова вслед глядят глаза.
Так проходит целый день,
Пока солнце уйдёт в тень.
Он, головку опустив,
Утро ждёт, слегка грустив.
Ножку длинную свою
Он подставит ветру всю.
Ветер стебель не погнёт –
Ведь под солнцем он растёт.
/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")
xn--j1ahfl.xn--p1ai
План-конспект урока по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами ( 3 класс)
План урока Организационный момент. Психологический настрой Актуализация знаний Сообщение темы и цели урока. Физ.минутка Закрепление изученногоработа по учебнику работа в тетрадях 6 Работа с моделями 7. Творческая работа в группах 8. Выставление оценок. 9. Домашнее задание.
Ход урока 1.Организационный момент Психологический настрой. Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь. Начинается урок. Он пойдёт вам, дети, впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! - Мы начинаем урок окружающего мира. 2. Актуализация знаний 1)Проверка домашнего задания -Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. Я вам предлагаю проверить ваши знания и отгадать группы растений по описанию. 1) Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. (водоросли) 2) Не сучок, не листок, а на дереве растет (мох) 3) Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми ...(гвоздиками) 4) Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. ( сосна) 5) В огороде, на дорожке под моим окошком Расцвело сегодня солнце на высокой ножке(подсолнух) 6 ) А когда он отцветает- Непременно улетает! Только дунь на «сарафанчик»- Улетает… (одуванчик) 3. Сообщение темы и цели урока. 1) Подготовка к активной познавательной деятельности. - Ребята, внимательно послушайте загадку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? 40544758255Золотое яблочко По небу катается, С самого утра улыбается, А днем его улыбки-лучи Ой, как горячи! (Солнце) Рано утром солнышко поднимает вас, Вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс. А над вами осенняя шелестит листва. В чем секрет урока? Узнай наверняка! - Сегодня в гости к нам пришло Солнышко. Мы выясним какое значение имеет солнечный свет и тепло для жизни растений, животных и человека Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего. - Скажите с чем или с кем связано солнце? (дети перечисляют) Но самое главное - солнце связано с растением и человеком. СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК (просмотр фильма о солнце) – Ребята, каким объектом природы принадлежит Солнце? – Солнце – это самая близкая к нам звезда. Она единственная, которая находится так близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. 2). «Мозговая атака» ( Сказка про краденное солнце?) -Как вы думаете, что даёт Солнце? Могли бы растения, животные и человек прожить без него? 4. Физминутка5.Работа по учебнику. а) Чтение текста (читают дети) Стр 74 - Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.) - Как связаны между собой солнце, растения и человек? Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека. Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания. (Таблица окр.мир) - Рассмотрим схему «Дыхание растений». Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. Посмотрите на экран и сформулируйте правило. - Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, а при этом выделяют в воздух углекислый газ. - А как же растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос следующая схема. Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. - Но как растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. В чем тайна? - Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частицы воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Но запомните: работает эта удивительная «кухня» только на свету. - Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. - Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные. - Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себе питательные вещества. - А какое еще одно открытие сделали ученые? (Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их! - Ребята, что бы случилось, если бы не было растений? - Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода? Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово. Давайте ещё раз повторим. - С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание) - Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем) - Правильно, и параллельно с дыханием. - А дыхание? - А дыхание постоянно. 6. Работа с моделями (Дети работают на доске). - Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат? - Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс. Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений» - Чем они отличаются? - При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. - При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. - Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу) Ребята. Давайте мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. 4227195374657.Творческая работа в группах Вывод: - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? - Леса приносят огромную пользу человечеству! 8.Итог урока 9. Домашнее задание Тест 1. Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород; б) углекислый газ; в) азот. 2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород; б) углекислый газ; в) азот. 3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода; б) солнечный свет; в) почва. 4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода; б) углекислый газ; в) кислород. 5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода; б) кислород; в) углекислый газ. ПРОВЕРКА 1.а 2.б 3.б 4.в 5.б Сказка о Солнце и Подсолнухе. (Экологическая сказка) Ты, наверное, дружок, обратил уже внимание на изящное растение с желтыми, красивыми лепестками. Округлая чашечка и желтые лепестки придают ему сходство с Солнцем. Называется оно Подсолнух, потому что очень дружит с ним. Как - то в теплый солнечный день, когда было особенно жарко, Подсолнух повернул свои желтые лепестки к Солнцу и, робко сказал: - Солнышко, давай дружить! Ведь мы так похожи друг на друга, мои желтые лепестки напоминают солнечные лучики. И сам я круглый как солнечный диск. Уже давно расту я на грядке. Меня поливают, подкармливают удобрением, одна беда - нет у меня настоящего друга, а ведь без настоящего друга, так тяжело! - Не печалься я буду твоим другом улыбнувшись сказало Солнце. С тех пор каждый день, как только заалеет восток, и взойдут первые лучи Солнца, Подсолнух радостно разворачивается, подставляя ему свои лепестки. - Привет, Солнце! - весело окликает его Подсолнух . - Я так рад тебе. Ведь ночью без Солнца скучно, темно и тоскливо. И только солнечные лучи приносят миру тепло, радость и веселье. Так беседовали два друга, пока не наступили сумерки. Солнце постепенно опускалось и желтело, медленно скрывалось за горизонт. - Спокойной ночи, Солнышко прощался с другом Подсолнух. Вскоре и другие растения захотели дружить с Солнцем. - Чем мы хуже Подсолнуха! - обиженно зашумел листьями Виноград, Инжир, Верблюжья колючка, - Мы тоже хотим подружиться с солнцем. - Я рада всем вам, зеленые друзья, и очень люблю вас. Каждое утро я поднимаюсь на небо, чтобы обогреть и осветить остывший за ночь мир. Если я просплю хотя бы один день, и оставлю вас без света и тепла, все растения пожелтеют и завянут, но я этого не сделаю, потому что настоящие друзья так не поступают. С тех пор и дружат все растения с Солнцем.
weburok.com
"Солнце, растения и мы с вами"
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира,
проведенного 26.10.2015 г. в 3 «А» классе
МБОУ СОШ г.Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Кауновой Александрой Александровной
Учитель: В.Н. Стрельцова
Методист: Л.И. Кравченко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Тема: «Солнце, растения и мы с вами».
Класс: 3 «А»
Цель: показать взаимосвязь живой и неживой природы, влияние солнца на жизнь живых организмов.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающегося будут сформированы:
понимание роли человека в окружающей среде;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;
интерес к различным видам учебной деятельности.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающийся научится:
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
обосновывать свою точку зрения;
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающийся научится:
уважительно относиться к природе нашей страны и показывать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;
осознавать целостность окружающего мира;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, опыт).
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебники, рабочие тетради.
Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, презентация, сказка «О Солнце и Подсолнухе».
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте!
Присаживайтесь.
- Меня зовут Александра Александровна и сегодня урок «Окружающего мира» проведу у вас я.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
- Ребята, я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет. Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течении всего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас все получится.
Здравствуйте!
Присаживаются за парты.
- Улыбаются друг другу.
Этап актуализации пробного действия
- Как вы думаете, почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?
- Я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились с царством растений и узнали на какие группы их делят ученые ботаники. Давайте вспомним их, а помогут нам в этом загадки.
Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе.
Не сучок, не листок, а на дереве растет.
Одеться не успела, а сережки надела.
Платье надевала - серьги потеряла.
Падали под ножки красные сережки.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
- А сейчас я буду называть растения, а вы будете говорить к какой группе они относятся.
- Мак
- Пихта
- Ламинария
- Туя
- Астра
- Кипарис
- Замечательно. Вы очень хорошо усвоили материал предыдущего урока.
- Потому что большая часть нашей планеты покрыта растениями.
- Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, рассмотреть их можно только в микроскоп.
- Мох – растет во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
- Папоротники. Их листья похожи на большие перья. У папоротников есть корни и стебли.
- Сосна. Относится к хвойным растениям. На месте плодов у них шишки.
- Гвоздиками. Это цветковое растение. У них есть цветки и плоды.
- Цветковое растение
- Хвойное растение
- Водоросли
- Хвойное растение
- Цветковое растение
- Хвойное растение
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
формулировать ответы на вопросы.
Этап выявления места и причины затруднения
- А сейчас сядьте удобно и послушайте сказку. (см. Приложение №1)
- Прослушав сказку, кто мне может сказать, о чем мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы поговорим о солнце, растениях и нас с вами.
- Что приносят солнечные лучи миру?
- Что случится с растениями, если солнышко проспит хотя бы один день?
- Какую схему мы можем составить?
- На какие группы можно распределить слова солнце, растения, человек.
- Назовите признаки живой природы.
Садятся удобно, внимательно слушают сказку.
- Мы будем говорить о роли солнца для растений.
- Солнечные лучи приносят тепло, радость и веселье.
- Все растения пожелтеют и завянут.
- Солнце – растения – человек
- Эти слова можно разделить на 2 группы: неживая природа – солнце; живая природа- растения, человек.
- Признаки живой природы: движение, питание, дыхание, рост, развитие и размножение.
Личностные:
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Этап построения проекта выхода из затруднения
- Действительно ребята, растения – живые существа, значит они дышат и питаются.
- А как же они дышат, давайте рассмотрим схему «дыхание растений» на странице 75.
- А как это происходит у человека?
- А как же питаются растения? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Оказывается, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. И работает эта чудесная «кухня» только на свету, потому что солнечный свет несет энергию, без которой «кухня» остановилась бы.
- А сейчас давайте прочитаем текст «Тайна растений», который предлагает нам автор учебника.
- Какие главные питательные вещества готовят листья?
- Без чего невозможна работа «кухни»?
- Без чего бы не смогли жить люди и животные?
- Верно, ребята. Ведь ни одно животное, ни один человек выделять кислород.
- Мы с вами вернемся еще к работе, а пока наступила минутка отдыха. Встаньте все, пожалуйста.
Раз поднялись, подтянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
- Ребята, закройте все учебники и положите их на край стола. Откройте рабочие тетради на странице 42.
Выполните задание №1. Заполните пропуски в схемах без помощи учебника.
- А сейчас выполните задание №2. Вам нужно в текст вписать название газов.
- Выполните третье задание, которое нам предлагает попугай.
- При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
- У человека происходит также. Он из воздуха поглощает частицы кислорода, а выделяет углекислый газ.
- Воспринимают информацию учителя на слух.
- По цепочке читают текст «Тайна растений».
- Листья готовят сахар и крахмал.
- Работа кухни невозможна без солнечного света.
- Люди и животные не смогли бы жить без кислорода, так как его выделяют только растения.
- Заполняют пропуски в схемах.
- Вписывают название газов в текст.
- Соединяют листья так, чтобы получились названия веществ, которые образуются в зеленой «кухне» растения.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Этап первичного закрепления
- Как дышат растения?
- Как питаются растения?
- Как связаны между собой солнце, растения и люди? Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
- Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.
- Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Растения улавливают энергию солнца, запасают эту энергию в питательных веществах, а потом как бы передают нам эту энергию. Или растение вырабатывают в питательных веществах кислород и выделяют его в воздух, а без кислорода животные и люди не могут жить...
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Этап рефлексии учебной деятельности
Ребята, кому было все понятно и интересно поднимите обе руки, кому было не все понятно, возникли трудности, поднимите одну руку, тем кому, было ничего не понятно, руки положить на колени.
- Итак я вижу, что тем, кто поднял обе руки, было все понятно, интересно, у вас не возникало никаких трудностей. Ребята, которые подняли одну руку, испытывали некоторые трудности, может что-то было не понятно. А те, кто опустил руки на колени, я думаю, что вам было не то чтобы не понятно, а просто вам необходимо быть внимательнее и в следующий раз у вас все обязательно получится и вы достигните хороших результатов.
Ребята в зависимости от результата своей работы на уроке поднимают руки.
Регулятивные:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: страница 44 № 4, №5.
Записывают домашнее задание в дневники.
СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА УРОКА
Урок окружающего мира проходил 26 октября 2015 г. в 3 «А» классе. Тема урока «Солнце, растения и мы с вами» тесно связана с предыдущим уроком. Данный класс работает по программе «Школа России». Цель урока: показать взаимосвязь живой и неживой природы, влияние солнца на жизнь живых организмов.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Понимание роли человека в окружающей среде;
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;
Интерес к различным видам учебной деятельности.
Реализовались на этапах «Выявления места и причины затруднения» и «Этапе рефлексии учебной деятельности», во время того, как обучающиеся работали над текстами вместе с учителем.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения обосновывать свою точку зрения;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Решались на всех этапах урока, когда обучающиеся анализировали, сравнивали работали над сказкой, загадками, различными текстами.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Решалась на этапе «Актуализации знаний пробного действия», когда обучающиеся вместе с учителем проводили анализ сказки.
Детей удалось включить в запланированную деятельность.
Личностные УУД формировались на этапах «Этап построения проекта выхода из затруднения» при помощи словесных и наглядных методов (демонстрация презентации).
Познавательные УУД формировались на этапах «Выявления места и причины затруднения», «Этапе построения выхода из затруднения» при помощи таких методов: наглядных (демонстрация презентации), словесных (объяснение).
Регулятивные УУД формировались на «Этап выявления места и причины затруднения», когда ребята с помощью загадок давали характеристики группам растений, с которыми они познакомились ранее.
Коммуникативные УУД формировались на всех этапах урока при помощи таких методов: наглядных, словесных. Урок достиг поставленной цели. Критерием этой оценки стали освоенные и демонстрируемые знания учащимися.
Сказка о Солнце и Подсолнухе.
(Экологическая сказка)
Ты, наверное, дружок, обратил уже внимание на изящное растение с желтыми, красивыми лепестками. Округлая чашечка и желтые лепестки придают ему сходство с Солнцем. Называется оно Подсолнух, потому что очень дружит с ним. Как - то в теплый солнечный день, когда было особенно жарко, Подсолнух повернул свои желтые лепестки к Солнцу и, робко сказал:
- Солнышко, давай дружить!
Ведь мы так похожи друг на друга, мои желтые лепестки напоминают солнечные лучики. И сам я круглый как солнечный диск. Уже давно расту я на грядке. Меня поливают, подкармливают удобрением, одна беда - нет у меня настоящего друга, а ведь без настоящего друга, так тяжело!
- Не печалься я буду твоим другом улыбнувшись сказало Солнце.
С тех пор каждый день, как только заалеет восток, и взойдут первые лучи Солнца, Подсолнух радостно разворачивается, подставляя ему свои лепестки.
- Привет, Солнце! - весело окликает его Подсолнух .
- Я так рад тебе. Ведь ночью без Солнца скучно, темно и тоскливо. И только солнечные лучи приносят миру тепло, радость и веселье.
Так беседовали два друга, пока не наступили сумерки. Солнце постепенно опускалось и желтело, медленно скрывалось за горизонт.
- Спокойной ночи, Солнышко прощался с другом Подсолнух. Вскоре и другие растения захотели дружить с Солнцем.
- Чем мы хуже Подсолнуха! - обиженно зашумел листьями Виноград, Инжир, Верблюжья колючка, - Мы тоже хотим подружиться с солнцем.
- Я рада всем вам, зеленые друзья, и очень люблю вас. Каждое утро я поднимаюсь на небо, чтобы обогреть и осветить остывший за ночь мир.
Если я просплю хотя бы один день, и оставлю вас без света и тепла, все растения пожелтеют и завянут, но я этого не сделаю, потому что настоящие друзья так не поступают. С тех пор и дружат все растения с Солнцем.
infourok.ru