Солнце растения. Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Солнце, растения и мы с вами"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План-конспект урока по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами ( 3 класс). Солнце растения


конспект урока по окружающему миру Тема. «Солнце, растения и мы с вами»

hello_html_m5e4b3ee1.gifМКОУ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. Бахчисарая РК

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

«Солнце, растения

и мы с вами»

Подготовил и провёл:

учитель начальных классов

Стефашина Татьяна Николаевна

11.11.14 год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УРОК № 16 ДАТА: 11.11.14

Тема. «Солнце, растения и мы с вами»

Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.

Задачи:

- обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;

-развивающие:развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;

-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям.

Тип урока : объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: биология.

Техническое оборудование: ноутбук учителя, презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, ширма , кукла, тестовые задания.

Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Начало урока. Психологический настрой.

Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я  очень рада встрече с вами.

Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь.

 Начинается урок.

Он пойдёт вам, дети, впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

- Мы начинаем урок окружающего мира. 

II. Актуализация знаний

1.Минутка синоптика

hello_html_3f647228.png

2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Как называется наука о растениях?

- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

- Перечислите, какие вы знаете группы растений?

3.Игра «Классификация растений»

G:\Эльмаз\Семинар, ноябрь, 2014\P_20141111_100227.jpg

-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.

-Назовите основные признаки отличия каждой группы.

- Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?

4.Игра « Найди лишнее название»

ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА

СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР

ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

-  Молодцы! Хорошо справились с работой!

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

– Прочитайте, эпиграф к уроку.

(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

2.Мотивация учебной деятельности

Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.

СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ hello_html_49879448.png ЧЕЛОВЕК

– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)

- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

растение солнце

человек

-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

-Как связаны между собой солнце, растения и человек?

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека

3.Деятельностный подход

Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?

IV. Работа по теме урока

1.Беседа и рассказ учителя.

Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.

а) Дыхание растений .

-Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( процесс называется дыханием.)

б) Питание растений

-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

– Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».

Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

-Свет

-Какой вопрос у вас возникает? ( Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

2. Работа с учебником на с. 76. Чтение вслух.

Учитель (после чтения): так ответим на вопросы:

- Какую тайну разгадали ученые?

-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)

Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

- А какое еще одно открытие сделали ученые?

( Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?

- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?

Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.

Давайте ещё раз повторим.

-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)

Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? ( только днем)

-Правильно, и параллельно с дыханием.

-А дыхание?

-А дыхание постоянно.

3. Физкультминутка.

  Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).                       

4.Работа с моделями (Дети работают на доске).

-Попробуем эти процессы смоделировать.

Первое. Как растения дышат?

-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»

- Чем они отличаются?

- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

5.Страничка для любознательных

-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)

Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.

(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .)

 

Вывод:

- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

-Леса приносят огромную пользу человечеству!

V. Закрепление изученного материала.

1.Проверка полученных знаний. ( Цифровой диктант в тетрадях)

А теперь давайте закрепим наши знания.

1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода;

б) солнечный свет;

в) почва.

 4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода;

б) кислород;

в) углекислый газ.

ПРОВЕРКА

1.а

2.б

3.б

4.в

5.б

VI. Подведение итогов.

Вы сегодня молодцы, хорошо работали.

А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.

1.СКАЗКА ( слушаем)

G:\Эльмаз\Семинар, ноябрь, 2014\P_20141111_100121.jpg

-О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?

-Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)

-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)

-Для чего они нужны клеткам?( для роста растений)

-Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)

2.Вывод

-Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?

- Мы ее разгадали?

-Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)

-Как растения дышат?

-Как растение питается?

-Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

VII.Домашнее задание:

-прочитать материал на с.74-77;

-написать благодарственное письмо растениям, красиво оформить и торжественно его зачитать.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

IХ. Заключение.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка

Маринка (ходит по лесу и удивляется)

-Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?

-Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?

( села девочка отдохнуть под старым дубом)

-Что- то я устала, сяду и немного отдохну.

-Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?

Лист 1.

Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?

Маринка:

Пойму.

Лист 2.

- НУ , если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.

Лист 1.

- А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

Маринка:

-А вот и нет. Я знаю — дерево кормят корни.

Лист 2.

-Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук —даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.

Маринка:

Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

Лист 1.

Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.

Лист 2.

Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

Маринка:

—Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

Лист 2.

Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко

infourok.ru

Урок «Солнце, растения и мы с вами»

Тема: Солнце, растения и мы с вами.

Цель:

- значение солнечного света и тепла для жизни растений

- установление причинно – следственных связей в природе

-воспитание экологической культуры детей

- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе

 Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях

 

Формирование УУД:

Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности

 

Оборудование:

учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока

 

Этапы урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация учебной деятельности

Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу

Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением.

( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек)

Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя

Личностные: готовность

к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

2.Актуализация знаний учащихся.

Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания

«Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам).

Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам).

Познавательные:

поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание

3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения.

Выявление и фиксирование возникшего затруднения.

Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху?

Дети высказывают свои предположения, обсуждают их.

Коммуникативные: формирование собственного мнения.

4.Целеполагание.

Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя.

Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи.

Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений.

Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы.

Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока.

5.Открытие нового знания.

Фиксирование новых знаний в языке и знаково.

Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят

с «зеленой кухней»,

с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара.

-Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило?

ФИЗПАУЗА

Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар.

Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность.

.

Регулятивные: удерживание учебной задачи.

Познавательные:

Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт,

информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Познавательные: применение информации для решения учебной задачи.

6.Первичное закрепление изученного

Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля.

Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки.

Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце.

 
 

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные?

Учитель раздает детям карточки –выполнить задание

«Собери слова»

Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя.

Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар»

Познавательные: применение информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания.

Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи.

7.Работа в парах.

Формировать умение оценивать себя и работу друг друга.

Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу.

Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть

« лишнее» слово).

Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение»

Продолжить предложение:

«Добрый человек, что солнце……

Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»:

Солнце, горы, животное, звезды, луна

Дети выбирают наиболее существенные слова:

Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба

Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты

Коммуникативные:

взаимодействие, сотрудничество

Регулятивные:

выбрать действие в связи с поставленной задачей.

Познавательные: анализ.

Коммуникативные: монологические высказывания

8.Подведение итогов урока

Фрмировать умение подводить итог проделанной работы

Учитель читает стихотворение о живой природе.

Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло?

Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью.

9.Рефлексия.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него.

(на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое)

Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик.

Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха).

Личностные: внутренняя позиция ребенка.

 

 

 

Список используемой литературы.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.

Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.

А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008

А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

 

 

Приложение к уроку.

Загадка о подсолнухе:

«На извилистой дорожке

Растёт солнышко на ножке.

 

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек».

 

Стихотворение

Что за поле? Чудеса!

Смотрит солнцу он в глаза,

Словно брат ему - цветок-

Ярко-жёлтый лепесток.

В его сердце, словно глаз-

Зреют семечки для нас,

Дразнит солнце, отходя –

Снова вслед глядят глаза.

 

 

Так проходит целый день,

Пока солнце уйдёт в тень.

Он, головку опустив,

Утро ждёт, слегка грустив.

Ножку длинную свою

Он подставит ветру всю.

Ветер стебель не погнёт –

Ведь под солнцем он растёт.

/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок на тему "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка урока

на конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Автор: Быкова Р.П..,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

Кашира, 2015

Окружающий мир,3класс, урок новых знаний

Автор: Быкова Р.П., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кашира

Тема. Солнце, растения и мы с вами

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

    показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

    и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

    учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему  миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление  учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание   позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему  миру.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

Учащиеся:

- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.

-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся:

-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- научатся формировать умение договариваться,

-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Регулятивные УУД:

Учащиеся:

- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

Учащиеся:

-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

  и живых организмов Земли.

 Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;

тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;

тестовые задания на интерактивной доске;

схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;

презентация к уроку.

Сценарий урока

Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Учитель:

-Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель:

-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

Учитель:

-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) Слайд№2

2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3

  * У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

* У лиственницы листья всю зиму зеленые.

* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

Учитель: 

Проверим ваши ответы. Слайд №4

1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.

2. У лиственницы листья опадают осенью.

3. Хвойные растения не цветут.

4. У хвойных растений нет плодов.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Учитель:

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5

Учитель:

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-прочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)

- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8

Солнце  Растения  Человек

Учитель:

-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

Учитель:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель:

- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Учитель:

-А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

Учитель:

- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

Слайд 9.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Беседа:

Учитель:

- Как дышим мы с вами?

-А как растения?

при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.

Дыхание растений

hello_html_7ce4be3.png

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя.

Учитель:

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

Учитель:

В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11

hello_html_m2ce6b5da.png

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.

Учитель:

– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

V. Физкультминутка Слайд 13.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Учитель:

Продолжим наши исследования.

Самостоятельная работа учащихся.

Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)

- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.

Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15

VI. Закрепление изученного материала.

1. Задание. Дополните названия газов в таблицы. (раб тет. С. 43 №2)

Проверка: Слайд 16.

2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.

* Процесс, при котором растение

   поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

* Процесс, при котором растение

  поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.  --------- Питание.

Проверка: Слайд 17.

Учитель:

-Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доски. Слайд18 .

3.Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно,  когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая  природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

 VII. итог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.) Слайд 19.

– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание: Слайд 21

Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;

-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)

-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)

*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;

IΧ. Рефлексия. Слайд 22

Учитель:

У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Слайд 23

Учитель:

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

 

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

infourok.ru

Урок «Солнце, растения и мы с вами»

Тема: Солнце, растения и мы с вами.

Цель:

- значение солнечного света и тепла для жизни растений

- установление причинно – следственных связей в природе

-воспитание экологической культуры детей

- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе

 Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях

 

Формирование УУД:

Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности

 

Оборудование:

учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока

 

Этапы урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация учебной деятельности

Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу

Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением.

( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек)

Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя

Личностные: готовность

к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

2.Актуализация знаний учащихся.

Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания

«Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам).

Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам).

Познавательные:

поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание

3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения.

Выявление и фиксирование возникшего затруднения.

Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху?

Дети высказывают свои предположения, обсуждают их.

Коммуникативные: формирование собственного мнения.

4.Целеполагание.

Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя.

Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи.

Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений.

Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы.

Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока.

5.Открытие нового знания.

Фиксирование новых знаний в языке и знаково.

Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят

с «зеленой кухней»,

с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара.

-Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило?

ФИЗПАУЗА

Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар.

Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность.

.

Регулятивные: удерживание учебной задачи.

Познавательные:

Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт,

информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Познавательные: применение информации для решения учебной задачи.

6.Первичное закрепление изученного

Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля.

Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки.

Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце.

 
 

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные?

Учитель раздает детям карточки –выполнить задание

«Собери слова»

Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя.

Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар»

Познавательные: применение информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания.

Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи.

7.Работа в парах.

Формировать умение оценивать себя и работу друг друга.

Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу.

Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть

« лишнее» слово).

Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение»

Продолжить предложение:

«Добрый человек, что солнце……

Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»:

Солнце, горы, животное, звезды, луна

Дети выбирают наиболее существенные слова:

Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба

Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты

Коммуникативные:

взаимодействие, сотрудничество

Регулятивные:

выбрать действие в связи с поставленной задачей.

Познавательные: анализ.

Коммуникативные: монологические высказывания

8.Подведение итогов урока

Фрмировать умение подводить итог проделанной работы

Учитель читает стихотворение о живой природе.

Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло?

Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью.

9.Рефлексия.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него.

(на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое)

Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик.

Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха).

Личностные: внутренняя позиция ребенка.

 

 

 

Список используемой литературы.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.

Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.

А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008

А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

 

 

Приложение к уроку.

Загадка о подсолнухе:

«На извилистой дорожке

Растёт солнышко на ножке.

 

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек».

 

Стихотворение

Что за поле? Чудеса!

Смотрит солнцу он в глаза,

Словно брат ему - цветок-

Ярко-жёлтый лепесток.

В его сердце, словно глаз-

Зреют семечки для нас,

Дразнит солнце, отходя –

Снова вслед глядят глаза.

 

 

Так проходит целый день,

Пока солнце уйдёт в тень.

Он, головку опустив,

Утро ждёт, слегка грустив.

Ножку длинную свою

Он подставит ветру всю.

Ветер стебель не погнёт –

Ведь под солнцем он растёт.

/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами ( 3 класс)

Дата проведения: 19.10.2016г. Школа: ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи» Предмет: окружающий мир Класс:3 «А» Учитель: Герман Тамара Николаевна Тема урока: Солнце, растения и мы с вами Цель урока: познакомить с дыханием и питанием растений Задачи урока: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле; - развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора обучающихся; - воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся с дыханием и питанием растений, научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям. Тип урока: Урок овладение новыми знаниями Вид урока: Урок-путешествие Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: метод развивающего обучения; словесный метод; наглядно-демонстрационный метод, частично-поисковый, метод контроля. Техническое оборудование: мультимейдийная доска , презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, тестовые задания. Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в группах, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровая, арт-терапия.

План урока Организационный момент. Психологический настрой Актуализация знаний Сообщение темы и цели урока. Физ.минутка Закрепление изученногоработа по учебнику работа в тетрадях 6 Работа с моделями 7. Творческая работа в группах 8. Выставление оценок. 9. Домашнее задание.

Ход урока 1.Организационный момент Психологический настрой. Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я  очень рада встрече с вами. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь. Начинается урок. Он пойдёт вам, дети, впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! - Мы начинаем урок окружающего мира.  2. Актуализация знаний 1)Проверка домашнего задания -Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. Я вам предлагаю проверить ваши знания и отгадать группы растений по описанию. 1) Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе. (водоросли) 2) Не сучок, не листок, а на дереве растет (мох) 3) Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми ...(гвоздиками) 4) Ее всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. ( сосна) 5) В огороде, на дорожке под моим окошком Расцвело сегодня солнце на высокой ножке(подсолнух) 6 ) А когда он отцветает- Непременно улетает! Только дунь на «сарафанчик»- Улетает… (одуванчик) 3. Сообщение темы и цели урока. 1) Подготовка к активной познавательной деятельности. - Ребята, внимательно послушайте загадку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? 40544758255Золотое яблочко По небу катается, С самого утра улыбается, А днем его улыбки-лучи Ой, как горячи! (Солнце) Рано утром солнышко поднимает вас, Вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс. А над вами осенняя шелестит листва. В чем секрет урока? Узнай наверняка! - Сегодня в гости к нам пришло Солнышко. Мы выясним какое значение имеет солнечный свет и тепло для жизни растений, животных и человека Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего. - Скажите с чем или с кем связано солнце? (дети перечисляют) Но самое главное - солнце связано с растением и человеком. СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК (просмотр фильма о солнце) – Ребята, каким объектом природы принадлежит Солнце? – Солнце – это самая близкая к нам звезда. Она единственная, которая находится так близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. 2). «Мозговая атака» ( Сказка про краденное солнце?) -Как вы думаете, что даёт Солнце? Могли бы растения, животные и человек прожить без него? 4. Физминутка5.Работа по учебнику. а) Чтение текста (читают дети) Стр 74 - Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.) - Как связаны между собой солнце, растения и человек? Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека. Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания. (Таблица окр.мир) - Рассмотрим схему «Дыхание растений». Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. Посмотрите на экран и сформулируйте правило. - Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, а при этом выделяют в воздух углекислый газ. - А как же растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос следующая схема. Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. - Но как растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. В чем тайна? - Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частицы воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Но запомните: работает эта удивительная «кухня» только на свету. - Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. - Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные. - Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себе питательные вещества. - А какое еще одно открытие сделали ученые? (Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их! - Ребята, что бы случилось, если бы не было растений? - Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода? Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово. Давайте ещё раз повторим. - С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание) - Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем) - Правильно, и параллельно с дыханием. - А дыхание? - А дыхание постоянно. 6. Работа с моделями (Дети работают на доске). - Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат? - Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс. Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений» - Чем они отличаются? - При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. - При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. - Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу) Ребята. Давайте мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. 4227195374657.Творческая работа в группах  Вывод: - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? - Леса приносят огромную пользу человечеству! 8.Итог урока 9. Домашнее задание Тест 1. Что растения поглощают из воздуха при дыхании?а) кислород; б) углекислый газ; в) азот. 2.Что растение выделяет при дыхании?а) кислород; б) углекислый газ; в) азот. 3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода; б) солнечный свет; в) почва. 4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?а) вода; б) углекислый газ; в) кислород. 5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода; б) кислород; в) углекислый газ. ПРОВЕРКА 1.а 2.б 3.б 4.в 5.б Сказка о Солнце и Подсолнухе. (Экологическая сказка) Ты, наверное, дружок, обратил уже внимание на изящное растение с желтыми, красивыми лепестками. Округлая чашечка и желтые лепестки придают ему сходство с Солнцем. Называется оно Подсолнух, потому что очень дружит с ним. Как - то в теплый солнечный день, когда было особенно жарко, Подсолнух повернул свои желтые лепестки к Солнцу и, робко сказал: - Солнышко, давай дружить! Ведь мы так похожи друг на друга, мои желтые лепестки напоминают солнечные лучики. И сам я круглый как солнечный диск. Уже давно расту я на грядке. Меня поливают, подкармливают удобрением, одна беда - нет у меня настоящего друга, а ведь без настоящего друга, так тяжело! - Не печалься я буду твоим другом улыбнувшись сказало Солнце. С тех пор каждый день, как только заалеет восток, и взойдут первые лучи Солнца, Подсолнух радостно разворачивается, подставляя ему свои лепестки. - Привет, Солнце! - весело окликает его Подсолнух . - Я так рад тебе. Ведь ночью без Солнца скучно, темно и тоскливо. И только солнечные лучи приносят миру тепло, радость и веселье. Так беседовали два друга, пока не наступили сумерки. Солнце постепенно опускалось и желтело, медленно скрывалось за горизонт. - Спокойной ночи, Солнышко прощался с другом Подсолнух. Вскоре и другие растения захотели дружить с Солнцем. - Чем мы хуже Подсолнуха! - обиженно зашумел листьями Виноград, Инжир, Верблюжья колючка, - Мы тоже хотим подружиться с солнцем. - Я рада всем вам, зеленые друзья, и очень люблю вас. Каждое утро я поднимаюсь на небо, чтобы обогреть и осветить остывший за ночь мир. Если я просплю хотя бы один день, и оставлю вас без света и тепла, все растения пожелтеют и завянут, но я этого не сделаю, потому что настоящие друзья так не поступают. С тех пор и дружат все растения с Солнцем.

weburok.com

"Солнце, растения и мы с вами"

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира,

проведенного 26.10.2015 г. в 3 «А» классе

МБОУ СОШ г.Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Кауновой Александрой Александровной

Учитель: В.Н. Стрельцова

Методист: Л.И. Кравченко

_____________________

(подпись)

Зерноград

2015

Тема: «Солнце, растения и мы с вами».

Класс: 3 «А»

Цель: показать взаимосвязь живой и неживой природы, влияние солнца на жизнь живых организмов.

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание роли человека в окружающей среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;

  • интерес к различным видам учебной деятельности.

  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающийся научится:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

  1. Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающийся научится:

  • уважительно относиться к природе нашей страны и показывать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;

  • осознавать целостность окружающего мира;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, опыт).

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебники, рабочие тетради.

Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, презентация, сказка «О Солнце и Подсолнухе».

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте!

Присаживайтесь.

- Меня зовут Александра Александровна и сегодня урок «Окружающего мира» проведу у вас я.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

- Ребята, я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет. Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течении всего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас все получится.

Здравствуйте!

Присаживаются за парты.

- Улыбаются друг другу.

Этап актуализации пробного действия

- Как вы думаете, почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?

- Я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились с царством растений и узнали на какие группы их делят ученые ботаники. Давайте вспомним их, а помогут нам в этом загадки.

Есть змеи стометровые, Зеленые, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море От них большое горе.

Не сучок, не листок, а на дереве растет.

Одеться не успела, а сережки надела.

Платье надевала - серьги потеряла.

Падали под ножки красные сережки.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми ...

- А сейчас я буду называть растения, а вы будете говорить к какой группе они относятся.

- Мак

- Пихта

- Ламинария

- Туя

- Астра

- Кипарис

- Замечательно. Вы очень хорошо усвоили материал предыдущего урока.

- Потому что большая часть нашей планеты покрыта растениями.

- Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, рассмотреть их можно только в микроскоп.

- Мох – растет во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

- Папоротники. Их листья похожи на большие перья. У папоротников есть корни и стебли.

- Сосна. Относится к хвойным растениям. На месте плодов у них шишки.

- Гвоздиками. Это цветковое растение. У них есть цветки и плоды.

- Цветковое растение

- Хвойное растение

- Водоросли

- Хвойное растение

- Цветковое растение

- Хвойное растение

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы.

Этап выявления места и причины затруднения

- А сейчас сядьте удобно и послушайте сказку. (см. Приложение №1)

- Прослушав сказку, кто мне может сказать, о чем мы сегодня будем говорить?

- Сегодня мы поговорим о солнце, растениях и нас с вами.

- Что приносят солнечные лучи миру?

- Что случится с растениями, если солнышко проспит хотя бы один день?

- Какую схему мы можем составить?

- На какие группы можно распределить слова солнце, растения, человек.

- Назовите признаки живой природы.

Садятся удобно, внимательно слушают сказку.

- Мы будем говорить о роли солнца для растений.

- Солнечные лучи приносят тепло, радость и веселье.

- Все растения пожелтеют и завянут.

- Солнце – растения – человек

- Эти слова можно разделить на 2 группы: неживая природа – солнце; живая природа- растения, человек.

- Признаки живой природы: движение, питание, дыхание, рост, развитие и размножение.

Личностные:

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Действительно ребята, растения – живые существа, значит они дышат и питаются.

- А как же они дышат, давайте рассмотрим схему «дыхание растений» на странице 75.

- А как это происходит у человека?

- А как же питаются растения? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Оказывается, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. И работает эта чудесная «кухня» только на свету, потому что солнечный свет несет энергию, без которой «кухня» остановилась бы.

- А сейчас давайте прочитаем текст «Тайна растений», который предлагает нам автор учебника.

- Какие главные питательные вещества готовят листья?

- Без чего невозможна работа «кухни»?

- Без чего бы не смогли жить люди и животные?

- Верно, ребята. Ведь ни одно животное, ни один человек выделять кислород.

- Мы с вами вернемся еще к работе, а пока наступила минутка отдыха. Встаньте все, пожалуйста.

Раз поднялись, подтянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

- Ребята, закройте все учебники и положите их на край стола. Откройте рабочие тетради на странице 42.

Выполните задание №1. Заполните пропуски в схемах без помощи учебника.

- А сейчас выполните задание №2. Вам нужно в текст вписать название газов.

- Выполните третье задание, которое нам предлагает попугай.

- При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

- У человека происходит также. Он из воздуха поглощает частицы кислорода, а выделяет углекислый газ.

- Воспринимают информацию учителя на слух.

- По цепочке читают текст «Тайна растений».

- Листья готовят сахар и крахмал.

- Работа кухни невозможна без солнечного света.

- Люди и животные не смогли бы жить без кислорода, так как его выделяют только растения.

- Заполняют пропуски в схемах.

- Вписывают название газов в текст.

- Соединяют листья так, чтобы получились названия веществ, которые образуются в зеленой «кухне» растения.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этап первичного закрепления

- Как дышат растения?

- Как питаются растения?

- Как связаны между собой солнце, растения и люди? Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

- Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.

- Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

- Растения улавливают энергию солнца, запасают эту энергию в питательных веществах, а потом как бы передают нам эту энергию. Или растение вырабатывают в питательных веществах кислород и выделяют его в воздух, а без кислорода животные и люди не могут жить...

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята, кому было все понятно и интересно поднимите обе руки, кому было не все понятно, возникли трудности, поднимите одну руку, тем кому, было ничего не понятно, руки положить на колени.

- Итак я вижу, что тем, кто поднял обе руки, было все понятно, интересно, у вас не возникало никаких трудностей. Ребята, которые подняли одну руку, испытывали некоторые трудности, может что-то было не понятно. А те, кто опустил руки на колени, я думаю, что вам было не то чтобы не понятно, а просто вам необходимо быть внимательнее и в следующий раз у вас все обязательно получится и вы достигните хороших результатов.

Ребята в зависимости от результата своей работы на уроке поднимают руки.

Регулятивные:

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: страница 44 № 4, №5.

Записывают домашнее задание в дневники.

СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА УРОКА

Урок окружающего мира проходил 26 октября 2015 г. в 3 «А» классе. Тема урока «Солнце, растения и мы с вами» тесно связана с предыдущим уроком. Данный класс работает по программе «Школа России». Цель урока: показать взаимосвязь живой и неживой природы, влияние солнца на жизнь живых организмов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Понимание роли человека в окружающей среде;

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира;

  • Интерес к различным видам учебной деятельности.

Реализовались на этапах «Выявления места и причины затруднения» и «Этапе рефлексии учебной деятельности», во время того, как обучающиеся работали над текстами вместе с учителем.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • Формирование умения обосновывать свою точку зрения;

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Решались на всех этапах урока, когда обучающиеся анализировали, сравнивали работали над сказкой, загадками, различными текстами.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Решалась на этапе «Актуализации знаний пробного действия», когда обучающиеся вместе с учителем проводили анализ сказки.

Детей удалось включить в запланированную деятельность.

Личностные УУД формировались на этапах «Этап построения проекта выхода из затруднения» при помощи словесных и наглядных методов (демонстрация презентации).

Познавательные УУД формировались на этапах «Выявления места и причины затруднения», «Этапе построения выхода из затруднения» при помощи таких методов: наглядных (демонстрация презентации), словесных (объяснение).

Регулятивные УУД формировались на «Этап выявления места и причины затруднения», когда ребята с помощью загадок давали характеристики группам растений, с которыми они познакомились ранее.

Коммуникативные УУД формировались на всех этапах урока при помощи таких методов: наглядных, словесных. Урок достиг поставленной цели. Критерием этой оценки стали освоенные и демонстрируемые знания учащимися.

Сказка о Солнце и Подсолнухе.

(Экологическая сказка)

Ты, наверное, дружок, обратил уже внимание на изящное растение с желтыми, красивыми лепестками. Округлая чашечка и желтые лепестки придают ему сходство с Солнцем. Называется оно Подсолнух, потому что очень дружит с ним. Как - то в теплый солнечный день, когда было особенно жарко, Подсолнух повернул свои желтые лепестки к Солнцу и, робко сказал:

- Солнышко, давай дружить!

Ведь мы так похожи друг на друга, мои желтые лепестки напоминают солнечные лучики. И сам я круглый как солнечный диск. Уже давно расту я на грядке. Меня поливают, подкармливают удобрением, одна беда - нет у меня настоящего друга, а ведь без настоящего друга, так тяжело!

- Не печалься я буду твоим другом улыбнувшись сказало Солнце.

С тех пор каждый день, как только заалеет восток, и взойдут первые лучи Солнца, Подсолнух радостно разворачивается, подставляя ему свои лепестки.

- Привет, Солнце! - весело окликает его Подсолнух .

- Я так рад тебе. Ведь ночью без Солнца скучно, темно и тоскливо. И только солнечные лучи приносят миру тепло, радость и веселье.

Так беседовали два друга, пока не наступили сумерки. Солнце постепенно опускалось и желтело, медленно скрывалось за горизонт.

- Спокойной ночи, Солнышко прощался с другом Подсолнух. Вскоре и другие растения захотели дружить с Солнцем.

- Чем мы хуже Подсолнуха! - обиженно зашумел листьями Виноград, Инжир, Верблюжья колючка, - Мы тоже хотим подружиться с солнцем.

- Я рада всем вам, зеленые друзья, и очень люблю вас. Каждое утро я поднимаюсь на небо, чтобы обогреть и осветить остывший за ночь мир.

Если я просплю хотя бы один день, и оставлю вас без света и тепла, все растения пожелтеют и завянут, но я этого не сделаю, потому что настоящие друзья так не поступают. С тех пор и дружат все растения с Солнцем.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта