Систематизация животных и растений. 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема урока. Систематика и эволюция. Систематизация животных и растений


Систематика растений и животных — КиберПедия

Систематика растений и животных в XIX в. продолжает интенсивно развиваться, расширяются сведения о видовом разнообразии растений и животных отдаленных стран, предпринимаются попытки приближения к естественной классификации. Крупным зоологом первой трети XIX в. был Ж. Кювье [показать] .

На основании комплекса скоррелированных взаимозависимых признаков и особенностей строения тела Кювье выделил четыре основных "плана композиции", естественные группы высшего порядка или типы животных (позвоночные, мягкотелые, членистые, лучистые или зоофиты), которые объединяют классы сходного строения. Кювье и его сторонники рассматривали типы как генетически не связанные, oбособленные системы, которые являются выражением творческого плана. Как сторонник метафизического естествознания Кювье был антиэволюционистом, однако его зоологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические работы имели значение для эволюционных построений.

Для целей систематики в этот период все чаще и чаще используются данные сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, а также физиологии, гистологии, что имело большое значение для понимания функций органов и их развития, для выработки естественной системы.

Швейцарский ботаник О.П. Декандоль (1778-1841) сравнительно-анатомический метод и принцип корреляции применил в систематике растений, что имело значение для установления общности строения и выделения основных естественных групп растений.

В начале XIX в. (П. Латрейль, 1804) были определены основные систематические единицы (таксоны) и их соподчиненность: тип, класс, отряд, семейство, род, вид, вариация.

Идея однорядной восходящей "лестницы существ" в XIX в. все больше и больше подвергалась критике, так как она не согласовывалась с накопившимся значительным фактическим материалом. Естествоиспытатели усиленно обосновывали представление о восходящем филогенетическом (родословном) древе, идея о котором высказывалась еще в ХVIII в. петербургским академиком П.С. Палласом. Эта идея нашла воплощение в филогенетическом древе животных, разработанном Ламарком. Немецкий естествоиспытатель Г.Р. Тревиранус (1776-1837) в 1831 г. отмечал, что живые существа ведут свое происхождение от общего корня и их дальнейшее развитие шло в виде разветвляющегося дерева.

Таким образом, систематика давала достаточный материал для обоснования мысли об общности происхождения живых существ на основании сходства их строения, а разнообразие видов в пределах более крупных таксонов все чаще и чаще пытались толковать как результат их изменчивости.

По мере накопления зоологического и ботанического материала в первой половине XIX в. усиливается изучение закономерностей географического распространения, зависимости растений и животных определенных регионов от условий существования, закладываются элементы исторического понимания этих закономерностей, создаются предпосылки для формирования биогеографии и экологии (А. Гумбольдт, А. Уоллес, К.Ф. Рулье, Н.А.Северцов и др.), которые также давали материал для подготовки эволюционной концепции.

Единство плана строения

Широкие сравнительно-анатомические исследования первой половины XIX в. также давали большой материал для эволюционных построений.

Ж. Кювье - один из основателей сравнительной анатомии - учением о корреляциях показал, что части тела животных взаимосвязаны, а сам организм представлят целостную систему со взаимной "монофункциональной приспособленностью частей. Но трактовал он эту скоррелированность с позиций креационизма. Сравнительно анатомические и другие данные Кювье использовал для обоснования четырех независимых планов творения животных. В то же время этот фактический материал имел важное значение и для утверждения идеи о единстве плана строения и многообразия в пределах этого единства.

В. Гете (1749-1832) - известный немецкий поэт и натуралист - развил представление о метаморфозе растений, согласно которому, все их разнообразие - вариация одного первичного растения, а все органы растения возникли как видоизменения листа. Он также считал, что череп позвоночных построен из шести видоизмененных позвонков. Таким образом, положение Гете о единстве "плана строения" связывается с идеей изменяемости, превращения форм, чем объясняется многообразие растений и животных.

Наиболее активным защитником этих положений был французский ученый, один из основателей сравнительной анатомии Э. Жоффруа Сент-Илер [показать] , который пытался создать "синтетическую морфологию" и обосновать единство плана строения всех животных.

Показав общность плана строения сходных органов (например, конечностей позвоночных), Жоффруа Сент-Илер подчеркнул, что органы, выполняющие разные функции, часто имеют сходное строение. Такие органы он считал аналогами (позже их назвали гомологами). Следовательно, в пределах выделенного Кювье типа позвоночных Жоффруа Сент-Илер подтвердил морфологическую общность, показал, что функция может варьировать, но основные черты строения сохраняются.

Эту мысль он распространил и на беспозвоночных, обосновывая единство плана строения животных всех типов. Он считал, что беспозвоночные - те же позвоночные, только у них, например, наружный скелет и они перевернуты спиной вниз и поэтому нервная цепочка насекомых расположена на брюшной стороне. В обосновании анатомической общности позвоночных и беспозвоночных Жоффруа Сент-Илеру пришлось прибегнуть к схематизации, абстрагированию, произвольному для гого времени толкованию единого плана.

Между Жоффруа Сент-Илером и стоявшим на противоположных позициях Кювье в 1830 г. произошла известная в истории науки дискуссия о том, сколько существует планов строения (типов животных) - один или четыре. По существу же дискуссировался вопрос об общности происхождения и развитии животных или об их сотворении и постоянстве. В этой дискуссии победила точка зрения Кювье, однако дальнейшие исследования показали ошибочность его принципиальных установок и подчеркнули смелость и прозорливость положений Жоффруа Сент-Илера.

Исходя из представления о единстве плана строения, Жоффруа Сент-Илер объяснил разнообразие форм животных изменчивостью органов и видов под влиянием условий внешней среды и в результате отклонений в зародышевом развитии, а прочность изменений - зависимостью от времени воздействия среды. Уродства он рассматривал тоже как видоизменения единого плана и считал, например, что птицы возникли в результате тератологических изменений пресмыкающихся. Жоффруа Сент-Илер поддерживал положения Ламарка о том, что ныне существующие животные возникли постепенно, они развивались исторически от ранее существовавших форм.

Р. Оуэн (1804-1892) - английский сравнительный анатом - выдвинул близкую к взглядам Жоффруа Сент-Илера идею неизменного архетипа - первоначального типа, от которого произошли все другие формы животных. Он разработал учение o гомологичных и аналогичных органах, которое впоследствии сыграло важную роль в обосновании эволюционных представлений, хотя сам был далек от них.

Разработке положений о единстве плана строения растений посвящены исследования А. Декандоля (1806-1893) - "план симметрии" цветка, В. Гофмейстера (1824-1877), показавшего общность полового процесса у споровых и цветковых растений.

Таким образом, возросшие знания по морфологии и анатомии давали убедительный материал для доказательства целостности организма как системы, коррелятивной связи между органами, для обоснования единства форм одного типа и развития, что имело значение для эволюционных построений.

Теория клеточного строения

Теория клеточного строения - одно из крупнейших обобщений естествознания XIX в. Истоки ее просматриваются в прошлом в мыслях Р. Гука о "клетках", М. Мальпиги и Н.Грю о "мешочках", К.Ф. Вольфа о "зернышках" и т. д. Более совершенная методика приготовления препаратов и новая микроскопическая техника дали возможность в XIX в. изучать изолированные клетки (Мольденгауэр, 1812) и внутриклеточные образования (Я. Пуркинье, 1825, Р. Броун, 1831).

Оформление теории клеточного строения связано с именами немецких ученых М. Шлейдена и Т. Швана. Матиас Шлейден (1804-1881) в работе "Данные о фитогенезисе" (1838) показал, что клетки являются основной структурой растительных организмов, Из них образованы все части растений. Он считал, что клетки могут возникать путем "осаждения" вещества вокруг ядра. Зоолог Теодор Шванн (1810-1882) в работе "Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений" (1839) пришел к заключению, что клетка является элементарной структурной единицей всех живых существ, показал общность строения растительных и животных клеток и отметил, что путем образования клеток осуществляется рост, развитие и дифференцировка растительных и животных тканей. Эти положения он назвал клеточной теорией. Таким образом, есть основания считать Т.Шванна создателем клеточой теории.

Клеточная теория, которую Ф. Энгельс рассматривал как одно из трех крупнейших научных обобщений XIX в., имеет важное значение для обоснования единства органического мира, она связывает воедино растительный и животный мир на основе общности элементарных структур. Положения клеточной теории вскоре были распространены на одноклеточные организмы, на анатомию, физиологию, патологию, эмбриологию, оплодотворение. Теория клеточного строения имела важное значение для обоснования основных закономерностей живой природы с позиций материалистической диалектики.

cyberpedia.su

Тема урока. Систематика и эволюция.

Урок № 34 Дата урока: 02.02.16

Тема урока. Систематика и эволюция.

Цель урока: познакомить учащихся с наукой систематикой, основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: электронное приложение, учебник, карточки.

Базовые понятия и термины: классификация, систематика, таксоны.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса.

Проблема, которую нам нужно будет решить, звучит так – Почему многообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?

Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

– К чему в итоге привел эволюционный процесс?

Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.

«Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос, – писал К. Линней в «Философии ботаники». – Система – вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

Тема урока «Систематика и эволюция».

  1. Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

На Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача - это распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации - это вид животных.

Существуют два типа классификации – естественная и искусственная.

Работа с учебником стр. 72

В чём сходство и отличия этих типов классификации?

Работа с приложением

Основоположник систематики – К. Линней.

К. Линней старался систематизировать все. Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий (см. с. 207 – название сурка). Это приводило к ошибкам и вызывало споры.Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.На самом деле пестик и тычинка – главные части цветка. Они участвуют в образовании плодов и семян.

Учитель (ученики записывают в тетради). Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды. Под видом он понимал группы организмов, происходящих отобщих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.Например,  Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком» – по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить названия для 100 видов.И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями представляло «величайшее затруднение для па­мяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов растений увеличилось от 7 000 до 100 000.Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свы­ше 4200 видов животных.Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые пред­ложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектар­ник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Твор­цом», а не исторический процесс развития организмов, как это по­нимается сейчас.

Так как классификацией занимались сотни систематиков, работающих как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию.

Самые группы (таксоны), на которые делят в настоящее время царство животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон увеличивается. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Самостоятельная работа с карточками

РОД  — основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) — род сосен. Близкие роды объединяют в семейство.

     СЕМЕЙСТВО  — таксономическая категория . В семейство (иногда сначала в подсемейство) объединяют близкие роды. Напр., семейство беличьих включает роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образуют роды: сосна, ель, пихта и др. В одних семействах до 1000 родов, в других — немного или только 1 род. Близкие семейства объединяют в отряд (в систематике животных) или в порядок (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.

ОТРЯД  — таксономическая категория   в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.

ПОРЯДОК - в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.

КЛАСС (от лат. classis — разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

ТИП  — таксономическая категория в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др. Все представители одного типа имеют единый план строения. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно относят к 16 типам (по мнению разных ученых, типов от 13 до 33). Все типы животных объединяются в царство животных. В систематике растений типу соответствует отдел.

ОТДЕЛ  — таксономическая категория   в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов. 

ЦАРСТВО  — высшая таксономическая категория . Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в т. ч. цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство — высшая категория флористического и фаунистического районирования.

Международный язык систематики – латинский. Например: Человек разумный (Homo sapiens),

Лягушка леопардовая (Rana pipiens).

Проблемный вопрос: Какую особенность можно отметить и русском и в латинском варианте

названий?

В приведенной ниже таблице такая система классификации проиллюстрирована примерами:

Царство

Животные

Животные

Животные

Животные

Тип

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Класс

Костные рыбы

Земноводные

Млекопитающие

Млекопитающие

Отряд

Сельдеобразные

Бесхвостые

Хищные

Приматы

Семейство

Лососевые

Лягушковые

Кошачьи

Гоминиды

Род

Форели

Настоящие лягушки

Кошки

Люди

Вид

Форель ручьевая

Лягушка леопардовая

Кошка домашняя

Человек разумный

Научное название

Salmo trutta

Rana pipiens

Felis catus

Homo sapiens

Чем классификация животных отличается от классификации растений?

Работа с приложением

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 73

1. Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, перечисленных в данном списке:

  1. Лисица обыкновенная 7. Кот барханный

  2. Медведь бурый 8. Дрозд черный

  3. Ворона серая

  4. Саламандра пятнистая

  5. Медведь белый

  6. Сельдь атлантическая

2. Биологическая задача.

Известный систематик Карл Линней разделил все растения на 24 класса по числу тычинок и характеру пестиков в цветках. Последний 24 класс он назвал «тайнобрачные растения». К нему были отнесены мхи и папоротники. Объясните, почему эта группа растений была названа тайнобрачной? Какие ошибки были допущены Линнеем в классификации?

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

multiurok.ru

2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений

Трудами зоологов (Ж.Б. Ламарк, Э.Ж. Сент-Илер, Ж. Кювье, Карл Бэр) была углублена классификация животных путём выделения новых классов и уточнением положения отдельных их групп (оболочников, кистеперых рыб, сумчатых, плацентарных, приматов), ступеней по­следовательного генеалогического усложнения. Наиболее значитель­ным следует признать попытки установления филогенетических свя­зей между животными как результат их постепенной эволюции.

Именно в указанный период закладываются основы учения о типах трудами Ж. Кювье и К. Бэра, независимо друг от друга и разными подходами (хотя название «тип» было введено позже). Ж. Кювье при делении животных опирался на сравнительно-анатомический подход, тогда как академик Петербургской Академии наук Карл Максимович Бэр (1792 - 1876 ) исходил из комплекса признаков (среди них предпочтение все же отдавал строению нервной системы). И такое деление животных на группы не всегда было представлено по восхо­дящей линии. Например, разные семейства в пределах типа в систе­ме К. Бэра отличались по степени приближения к типичной форме. В последующем на основе изучения эмбрионального развития он вы­деляет четыре типа животных: периферический, удлиненный (члени­стый), массивный (или моллюски) и позвоночный. При этом учиты­вался особый тип развития и допускались возможности перехода между ними (в отличие от Ж. Кювье).

Отмечены и серьезные достижения в развитии систематики живот­ных. Так, немецкий гистолог и эмбриолог Рудольф Келликер всех животных делит на две группы по тем­пам формирования тела (линейное и поперечное, симметричное и несимметричное развитие тела). В самостоятельные виды были вы­делены простейшие, а раки, пауки и насекомые объединены в тип «членистоногие» (К.Зибольд), губки объединены с кишечнополостными (Р. Лейкорт), позвоночные разделены на низшие и высшие группы (А. Мильн-Эдвардс). Общим итогом развития систематики живот­ных в указанный период следует признать четкое деление живот­ных на типы, особенно позвоночных, червей и членистых, простей­ших и иглокожих. Все это имело значение для последующей кон­кретизации филогенетических связей в животном мире.

В области систематики растений наибольшее внимание в пер­вой половине XIX в. заслуживают исследования швейцарского ботаника Огюста Пирама Декандоля (1778 – 1841). Его система была основана на учете анатомо-морфологических показателей, классификация покрытосе­менных начиналась с двудольных, а многолепестные были положены в основание системы двудольных. Взгляды Декандоля предвосхитили важнейшие положения филогенетических систем растений ХХ в. – монофилетизм покрытосеменных, их происхождение от многоплодниковых, вторичность «простоты» однопокровных.

В последующем русский ботаник Павел Федорович Горянинов (1796 - 1865), опираясь на систему А. Жюсье, раз­делил растения на споровые, ложносеменные (голосеменные), одно­дольные и двудольные. Впервые голосеменные он выделил из по­крытосеменных, уточнил родственные связи между отдельными классами растений, высказал гипотезы о происхожде­нии цикадей от папоротников, хвойных от плаунов. В связи с этим П.Ф. Горянинова считают основоположни­ком филогении растений.

В первой половине XIX в. наблюдается пе­реход от наблюдений к экологическому мышлению, чему способст­вовали исследования немецкого географа и путешественника Александра Гумбольдта (1769—1859) по ботанической географии. Выделив более 17 типов растительных формаций, он продемонстрировал роль климата в жизни растений, установил связь географического распространения растений с изотермами, которые он же ввёл в климатологию. Гумбольдт обосновал идею горизонтальной зональности и вертикальной поясности растительности; ввёл понятие физиономический тип растений (аналог жизненных форм).

Экологическое на­правление в ботанике получило дальнейшее развитие в трудах русских ботаников Франца Ивановича Рупрехта (1814—1870) — при изучении тундры, Ильи Григорьевича Борщова (1833—1878) — флоры Арало-Каспийского края.

На развитие экологии животных заметное влияние оказали исследования Петра Симона Палласа. Хотя экология как самостоятель­ная наука еще не выделилась, и сам термин был введен позже Эрнстом Геккелем, в первой половине XIX в. появляются публикации, посвященные изучению популяций животных (А. Кетлэ, П. Верхолст), их плодовитости и распределении особей.

Велика роль в развитии экологического направления основопо­ложника отечественной школы экологов профессора Московского университета Карла Францовича Рулье (1814—1858), который за свою короткую жизнь успел сделать очень много. В развитие своих представлений об эволюции органического мира он уделил внимание изучению связи животных с окружающей сре­дой, т.е. «общению животных с внешним для них миром». Это по­ложение он возвел в ранг «принципа (закона) общения животного с окружающей природой», как имеющее «общее мировое значение». При этом учитывалась роль не только климатических факторов, но и взаимодействие организмов между собой. Такое общение ведет к возникновению изменений у животных, т.е. к приспособлению — «за­кон подвижности жизненных элементов». К.Ф. Рулье предвосхитил понятие «популяция». При изучении животных он предлагал наблюдения в природе дополнить экспериментами.

В додарвиновской биологии К.Ф. Рулье, пожалуй, наиболее близко подошел к пониманию эволюционного процесса, тесно увя­зывая его с геологическими событиями на поверхности Земли. При этом считал, что эволюция идет не только по пути повышения ор­ганизации, но в большей мере - формирования многообразия. Источ­ник эволюции видел в изменениях внешних условий. Для развития животных считал необходимым участие двоякого рода элементов: как принадлежащих животному, так и для него внеш­них («закон двойственных жизненных элементов»).

Для доказатель­ства факта эволюции приводил примеры изменчивости животных в природе, разнообразия пород как результат деятельности человека, перестройки органов под влиянием функции, миграции и сезонных явлений и т.д. Во всех случаях эволюцию представлял как процесс «прибавления нового», исторический и поступательный, изображал в виде «древа» с боковыми и прогрессирующими ветвями, где сходство между ветвями считал результатом общего происхожде­ния животных. В общем плане интересны его публичные выступления против принципа «конечных причин» и «изначальной целесообразности» в живой природе: эти принципы «лишены прочного основания» и не подтверждаются фактами.

Исследования К.Ф. Рулье ка­сались не только зоологии, палеонтологии и геологии, но широкого круга вопросов биологии. А.И. Герцен высоко оценил значение «публичных чтений проф. К.Ф. Рулье» для просвещения широких масс. К сожалению, он не подошел к пониманию механизма эволюции, хотя был ее ярым пропагандистом.

Идеи К.Ф. Рулье в последующем получили развитие в трудах его ученика Николая Алексеевича Северцова (1827—1885), зоогеографа и путешественника. Его труд «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронеж­ской губернии» (1855) содержит экологический анализ богатого животного мира русской лесостепи по комплексу признаков. Осо­бенности животных в ней рассматриваются во взаимодействии с разнообразными физическими факторами среды, растениями и ус­ловиями жизни предшествующих поколений, так как «каждое явление за­висит от предыдущих и обусловливает последующие». Заслуга Н.А. Северцова состоит и в обосновании принципа (или метода) не­обходимости длительного стационарного изучения животных в со­обществах во взаимодействии с комплексом биотических и абиоти­ческих условий их обитания.

На рубеже XVIII—XIX вв. благодаря трудам Ж. Кювье выделя­ется палеонтология как самостоятельная наука о вымерших живот­ных. Как раз с его сообщения (1796) по описанию черепа, зубов и других костей мамонта начинается история палеонтологии. В по­следующем им было описано 90 видов и 60 родов ископаемых жи­вотных. Специальные исследования посвящаются ископаемым ры­бам (Л. Агассис), беспозвоночным (Ж.Б. Ламарк, А. д'Орбиньи), моллюскам (Дж. Брокки, Г. Гольфус), а также растениям (А. Броньяр, К. Штермбёрг). О размахе палеонтологических исследований свидетельствует тот факт, что только из числа беспозвоночных к середи­не XIX в. было описано более 18 000 видов.

Особенно широкое развитие палеонтология получила после вы­работки подхода к оценке стратиграфической летописи, что приве­ло к классификации хронологии слоев по остаткам окаменелостей беспозвоночных. После этого упорядочилась и оценка хронологиче­ской последовательности ископаемых растений и позвоночных.

Не­смотря на бесспорные факты о постепенной смене форм жизни в истории Земли, вывод об их эволюции еще не получил распростра­нение в биологии. Господствующей оставалась идея изменения жизни катастрофами и последующего ее сотворения. Так, француз­ский палеонтолог и основатель стратиграфии Альсид д'Орбиньи (1802 – 1857) при описании 27 геологических ярусов Земли допускал 27 самостоятельных творческих актов.

Геологию от теории катастроф удалось освободить английскому геологу Чарльзу Лайелю (1797—1875), который в книге «Основы геологии» обосновал принцип актуализма: геологическое прошлое Земли можно объяснить, опираясь на ныне действующие на ее поверхности факторы, не прибегая к теории катастроф. Освободив геологию от теории катастроф, Лайель доказал, что исчезновение видов происходило постепенно и что оно было следствием естественного вымирания под влиянием изменения условий. Но объяснить, как возникают новые виды, он отказался. По его словам, «это тайна из тайн».

studfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта