Сезонные явления в жизни растений. 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сезонные явления в жизни растений. Сезонные явления в жизни растений


12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.

В зависимости от сезона года вся растительность меняет свой внешний вид, а также ход процессов в своем росте и развитии. Особенно ярко эти явления проявляются весной и осенью.

Весна условно делится на 3-и периода со своими специфическими признаками.

1 Период. Ранняя весна: 21 марта (весеннее равноденствие) (первые проталины, сход снега, пыление, сокодвижение и размножение растений).

Раннецветущие растения: гусиный лук, мать-и-мачеха, кислица, медуница, голубая пролеска, первоцвет.

2 Период. Средняя весна длится до цветения черемухи. Зацветает волчье лыко (ягоды ядовиты!)

3 Период. Поздняя весна. Цветение черемухи, фруктовых деревьев, липы, акации. Начинают цвести все хвойные. Пыльца хвойных растений высыхает на солнце, а потом идут серо-желтые дожди.

Лето делится на 3 периода:

1 Период. Начало лета. С появлением луговых цветов (ромашек, васильков) зацветают малина, брусника, клюква и т.п. Появляются первые летние грибы.

2 Период. Середина лета. Вершина лета длится до середины августа. Это период сбора ягод.

3 Период. Окончание лета. Длится до середины сентября. В это время интенсивно созревают плоды и идет сбор урожая.

Осень делится на 2 периода:

  1. Золотая осень – от первых заморозков до конца листопада.

  2. С окончания листопада до замерзания водоемов

(23 сентября – день осеннего равноденствия).

Листопад имеет следующее значение:

– защищает деревья от высыхания

– ветки деревьев не ломаются

– создает подстилки на зиму, сохраняя корни от замерзания.

Зима имеет 3 периода:

1 Период. Бесснежный. С момента замерзания водоема до появления постоянного снежного покрова.

2 Период. Настоящая зима. Начинается с появления постоянного снежного покрова.

3 Период. Предвесенний. Продолжается до первых проталин.

13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.

Животный мир весной просыпается раньше растительного.

На больших проталинах можно увидеть бабочек (капустниц и лимонниц). Появляются первые комары. По-настоящему весну открывают птицы. Они прилетают в той очередности, в какой появляется корм.

Грач — скворец — жаворонок – водоплавающие птицы

К поздним птицам относятся ласточки, соловьи, кукушки.

Просыпаются земноводные лягушки. У рыб начинается метание икры. Млекопитающие выводят детенышей в следующей последовательности:

Медведица – в феврале, белка – в марте, волчица – в апреле, зайчиха и ежиха – в мае.

Животные начинают готовиться к зимовке еще летом, при этом основным регулятором сложных сезонных изменений в жизни животных являются сезонные изменения в продолжительности дня.

Теплокровные животные, способные прокормить себя, не теряют своей активности и зимой. А те млекопитающие, которые не могут добыть себе корм в зимних условиях, залегают в спячку. Спячка - это состояние пониженной жизнедеятельности, которое наступает у теплокровных животных при недостаточном количестве еды, когда они не могут сохранять высокую активность. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры (до 40% массы тела), и устраиваются в тайник.

studfiles.net

Сезонные явления в жизни растений

Выполнила: Учитель биологии Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова Пономаренко А.С.

Выполнила:

Учитель биологии Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней № 1

им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова

Пономаренко А.С.

Цели урока: 1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений 2. объяснять причины этих изменений 3.закрепить знания правил поведения в природе Задачи урока: 1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений. 2. наблюдать связь растений с окружающей средой 3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений 4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Фенология – наука о сезонных явлениях

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Пластиды растений Хромопласты Хлоропласты Лейкопласты Пигменты Ксантофил - желтая окраска. Каротин - рыжий оттенок Антоцианин - яркие красные оттенки. Пигменты Безцветные Пигменты Хлорофилл – зеленый цвет

Пластиды растений

Хромопласты

Хлоропласты

Лейкопласты

Пигменты

Ксантофил - желтая окраска.

Каротин - рыжий оттенок

Антоцианин - яркие красные оттенки.

Пигменты

Безцветные

Пигменты

Хлорофилл – зеленый цвет

Подписать части побега Что развивается из почек? Изобразить рисунком

Подписать части побега

Что развивается из почек?

Изобразить рисунком

Семя и плоды Се́мя  — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизменённый женский спорангий) и содержащая зародыш. Плод (лат.  fructus ) — видоизмененный в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.

Семя и плоды

Се́мя  — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизменённый женский спорангий) и содержащая зародыш.

Плод (лат.  fructus ) — видоизмененный в процессе двойного оплодотворения цветок; орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из одного цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и т. п.

Ядовитые растения Крыма Дурман обыкновенный Пятнистый болиголов Белладонна Белена Ломонос виноградолистный Тис ягодный Ясенец (Купина неопалимая) Вороний глаз

Ядовитые растения Крыма

Дурман

обыкновенный

Пятнистый болиголов

Белладонна

Белена

Ломонос

виноградолистный

Тис ягодный

Ясенец

(Купина неопалимая)

Вороний глаз

Растения Раноцветущие Поздноцветущие Георгина Подснежник Пролеска Бузульник Очиток Крокус

Растения

Раноцветущие

Поздноцветущие

Георгина

Подснежник

Пролеска

Бузульник

Очиток

Крокус

- Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? -Что нового открыли для себя на уроке? -С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений - Что скажете о своей работе на уроке?

- Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек?

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

- Что скажете о своей работе на уроке?

Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор) Написать сочинение на тему “ Лес будущего”
  • Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)
  • Написать сочинение на тему

“ Лес будущего”

 Спасибо за урок! 11/08/16

Спасибо за урок!

11/08/16

videouroki.net

Сезонные явления в жизни растений — доклад

 

Сезонные явления в жизни растений связаны со сменой времен года. Причиной сезонных изменений в природе является солнечное тепло. Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в полярных странах и почти полное отсутствие различия между летом и зимой около экватора отражаются на жизни растений. Бедная растительность тундры и пышная вечнозеленая растительность в тропиках, а между ними зоны с постоянными переходами от весны к лету, осени к зиме определяют сезонные явления в мире растений.

Хотя тепло и является основной причиной этих изменений, но в известной мере на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года).

Фактором, влияющим на ход сезонных явлений, является также и свет. Продолжительность дня, т. е. периода освещения растительности, резко сказывается на всем процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня в условиях, например, Московской области), в других — ускоряя его (растения долгого дня в тех же условиях). Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что и способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни.

В искусственных условиях (теплицах, оранжереях) человек может изменять ритм жизни растений.

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются  в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом  или во влажный период. Они по-разному  переносят зиму иди сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

 

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные  и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще не бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые  всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные  вещества.

Весьма  существенным моментом в жизни растений, но крайней мере для субтропического, умеренного и холодного термических  поясов, выступают особенности защиты почек возобновления во время  перезимовки. Важный фактор защиты, помимо почечных чешуи, — положение почек  возобновления относительно уровня почвы.

В зависимости от этого датский  ботаник К. Раункиер в 1929г. предложил различать следующие основные типы экологически обусловленных жизненных форм: 1. Фанерофиты— растения, у которых почки возобновления рас полагаются более или менее высоко над поверхностью почвы и ничем, кроме почечных чешуи, от возможного действия мороза не защищены. К этой группе относятся деревья и кустарники.

 2. Хамефиты— растения, почки возобновления которых подняты над поверхностью почвы на высоту не более 25-50 см и обычно защищаются зимой снеговым покровом. Сюда относятся вечнозеленые кустарнички.

 3. Гемикриптофиты— почки возобновления располагаются у самой поверхности земли. Надземные побеги при перезимовке у них отмирают полностью или почти полностью. Гемикриптофиты — это многие многолетние травы, полукустарники и полукустарнички.

 4. Криптофиты  — почки возобновления располагаются на определенной глубине в почве или же в воде, как у болотных или водных растений. К геофитам относятся клубневые, луковичные или корневищные многолетние растения. В пустынях это преимущественно эфемероиды — многолетние луковичные и корневищные виды с коротким периодом развития. Криптофиты часты в аридных, т.е. засушливых, областях.

5. Терофиты — однолетники, полностью отмирающие в неблагоприятное время года и переживающие его в виде семян. Терофиты наиболее обычны в сухих областях с коротким, но теплым летом. К ним относятся многие сорняки.

 

 

 

 

Листопад  

Листопад принадлежит  к числу наиболее характерных  явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность  в развитии растительного мира наших  широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в  которые наряжается лес, а затем  наводя невольную грусть унылым видом  обнажившихся деревьев и меланхолическим  шорохом опавшей листвы. Осень  издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе. Поэты  сравнивают ее со старостью, грустят  об ее приближении. Для натуралиста  осень — интереснейшее время  в году, пора интенсивных исследований и наблюдений, когда ярче всего  выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. В это время многое удается  подметить в природе, объяснить  многое непонятное. Многие проявления весенней природы без соответствующих  осенних наблюдений будут казаться нам загадочными. Весна и осень  неразрывно связаны между собою  — это отдельные стадии единого  жизненного цикла природы наших  умеренных широт.  

Причины листопада

 Каковы причины листопада? Что  заставляет наши лиственные деревья  и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться  ею по окончании суровой зимы? Чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или же он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья. Если мы летом или — еще лучше — с весны пересадим в горшок с землей какое-нибудь молодое деревцо, например, дубок или клен, и поставим его в комнату или в оранжерею, осенью он неизбежно сбросит свои листья, несмотря на самый лучший уход. В комнату или за стекло оранжереи не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, тем не менее листопад и здесь будет проявляться с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя входит в самый цикл развития растения. Есть и другой способ убедиться в том, что листопад — процесс биологический. В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую «листовую подушечку». Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этогослоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим

 

«водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно  заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных  солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ —  углеводов, выработанных листьями в  процессе ассимиляции (нисходящий ток). Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой. Приходилось ли вам бывать в лесу в разгар листопада, когда в ясную погоду к вечеру сильно холодает, но зато стоит полное безветрие? В это время в лесу удивительно тихо и отчетливо слышен непрерывный шорох падающих листьев. Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная подготовка.  

Какие выгоды дает растению сбрасывание листвы на зиму

 Листопад является приспособлением  растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в  результате недостатка влаги, так как  испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Во многих тропических и субтропических странах, где температура в течение  круглого года достаточно высока, но влажность  подвержена сильным колебаниям, ежегодно при наступлении засухи деревья  сбрасывают листву. Taк, обнажаются на несколько месяцев деревья африканских саванн, травы которых также выжигаются солнцем, пока обильные дожди снова не возродят к жизни растительность саванн. Значение листопада в жизни наших лиственных деревьев особенно хорошо заметно при сопоставлении их с хвойными. Хвойные — ель и особенно сосна — засухоустойчивые растения. Их хвоя испаряет во много раз меньше воды, чем листва наших лиственных пород. Благодаря этому они и способны перезимовывать в зеленом виде. Считается, что в условиях слабого водоснабжения количество влаги, испаряемой хвойными, относится к количеству влаги, испаряемой лиственными породами, как 1:10, в условиях же повышенного водоснабжения — как 1:6. Дуб на 100 гр сухого вещества листьев испаряет за лето 54,6 кг воды, берез — 81,4 кг, ясень — 85,6 кг, сосна же всего 9,4 кг. Интересно заметить, что лиственница в этом отношении вeдeт себя как лиственная порода и испаряет влаги в 10 раз больше, чем сосна, и в пять раз больше, чем ель. Такая способность экономить влагу достигается наших хвойных особым строением их игл. Не говоря уже о значительно меньшей поверхности, хвоинки имеют целый ряд засухоустойчивых приспособлений: толстую кожицу, окружающую хвоинку со всех сторон, и сизоватый восковой налет, также понижающий испарение; большое значение имеет также расположение устьиц в особых углублениях. Ведь устьица являются порами, своего рода форточками, через которые происходит газообмен в растении и транспирация влаги; погружение их в ткань листа значительно уменьшает транспирацию. Напротив, листья наших листопадных деревьев лишены каких-либо специальных засухоустойчивых приспособлений. Они имеют широкую поверхность и тонкую кожицу. Говоря здесь о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Часто зимой можно наблюдать, как даже в безлистном состоянии ломаются крупные ветви деревьев под напором

 

снега; широкая листовая поверхность, на которой оседало  бы много снега, сделала бы это  явление катастрофическим. Вышеуказанным далеко не ограничивается биологическое значение листопада. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Если взять листья какого-нибудь дерева и исследовать, сколько они содержат золы весной, в середине лета и осенью, перед листопадом, то в результате выявится резкое повышение золы с возрастом листьев. В конце мая листья бука содержат по отношению к сухому весу 4,6% золы, в конце июля — 7,4%, а в конце октября — 10,8%, т.е. в два с лишком раза больше, чем весной. Каким о бразом в течение лета происходит накопление в листьях такого значительного количества минеральных веществ? Дело в том, что лист в течение всей своей жизни усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной влаги в него непрерывно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Однако, как мы знаем, растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения; поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности. Так как отложение минеральных солей в листьях — результат испарения, то понятно, что чем больше, влаги способны испарить листья, тем сильнее они минерализуются к осени. Это особенно ясно видно при сопоставлении количества золы, отлагаемой в листьях сосны и лиственницы. Сосна, которая, как мы знаем, испаряет за лето очень мало влаги, содержит осенью в своей хвое всего лишь около 1,5% золы, тогда как лиственница, которая в отношении испарения приближается к лиственным породам, скопляет в мягких иглах до 2,5% минеральных солей. Необходимость избавиться от накопившихся в листьях вредных отбросов обусловливает листопад у деревьев во влажном тропическом климате. Вначале полагали, что в тропических местностях, где климат в течение круглого года остается более или менее однородным, листопада вовсе не существует. Однако более тщательные наблюдения, произведенные на острове Яве в знаменитом тропическом ботаническом саду в Бьютензорге и в Индии, показали, что и в тропиках листопад представляет собой обычнейшее явление. Правда, опадение листьев у различных деревьев происходит здесь не одновременно, причем даже различные экземпляры одного и того же вида имеют листопад в различное. время. В результате период покоя во влажном тропическом климате нередко продолжается у какого-нибудь дерева или части дерева всего лишь несколько дней. Растение сбрасывает ставшие для него не нужным балластом старые листья и немедленно облачается в новый зеленый наряд. Эти факты указывают, что листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, т. е. становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения.  

 

 

 

 

 

 

Что содержится в  опавших листьях

 

Анализы опавших листьев  показали, что в них содержится, кроме известного процента золы, значительное количество углеводов — органических веществ, содержащих углерод и выработанных лиcтом в результате поглощения им углекислоты из воздуха. Замечательно при этом, что опавшие листья значительно богаче углеводами, чем молодые. Таким образом, растение, ежегодно сбрасывая листву, лишается известного количества питательных веществ, которые не успевают полностью перейти в стебель. Однако подобная расточительность не приносит растению особого вреда. Углеводы — это вещества, которые в любом количестве могут быть получены растением из воздуха. Азот растение усваивает только из почвы в виде растворенных солей. И азота нередко растению не хватает. Поэтому оказывается, что азотистые вещества перед листопадом в значительных количествах передвигаются в ствол, где и перезимовывают или потребляются растением в течение зимы; вместе с азотистыми веществами из листьев выводятся и другие ценные для растения минеральные соли; тем не менее установлено, что значительная часть их все же остается в опадающих листьях. Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва в лесу ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств. Мы знаем, например, что почва широколиственного леса не промерзает зимой в силу значительного содержания гумуса и это дает возможность весенним растениям развиваться под снегом. Один гектар дубового леса получает более 5000 кг отпада (сухой вес листьев, хвороста и пр.), что дает примерно 520 кг золы. Отсюда понятно, что сбор опавших листьев и вообще удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев. Так, например, в одном опытном германском лесничестве, где в течение ряда лет практиковался сбор лесной подстилки, прирост насаждения упал на 11%. В листьях некоторых деревьев содержатся дубильные вещества. В незначительном количестве они есть в листьях дуба, но особенно много их в листьях благородного каштана — дерева, широко распространенного у нас в Западном Закавказье. Свежие опавшие листья в каштановых лесах содержат до 12% дубильных веществ, поэтому сбор их для получения дубильного экстракта может иметь промышленное значение.  

Отчего осенью листья желтеют

 Растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых  зерен, расположенных в клетках  листьев и стеблей. Мы знаем, что  в хлорофилловом зерне совершается  процесс разложения углекислоты, в  результате которого в растении из неорганических соединений создаются  органические вещества — углеводы. Хлорофилловое зерно не остается неизменным в растении. Оно недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую  для процесса ассимиляции, хлорофилл  разрушается под влиянием света  и вновь создается в растении, причем образование его также  может происходить только лишь на свету. Однако

myunivercity.ru

Конспект урока для 7 класса "Сезонные явления в жизни растений"

Урок биологии в 7-А классе

Пономаренко А.С.

«Сезонные явления в жизни растений»

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

Тип урока: обобщение изученного материала

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?

- Обменяйтесь впечатлениями.

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.

Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях!

Осенние сезонные изменения в лесу.

• Неживая природа

-Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- Определите, какое это время года?

- Какие месяцы соответствуют осени?

- Охарактеризуйте погоду каждого месяца, опираясь на план:

Небо

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

-У нас получилась сводка погоды за осенний период.

-Подведите итог, какие изменения в неживой природе произошли осенью.

-Как вы думаете, какие изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений.

Изменения в растительном мире

- Рассмотрите композицию «Краски осени»

- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

- Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?

- Какие изменения произошли в растительном мире?

-Почему изменилась окраска листьев?

- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.

- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?

- Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?

- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.

- Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)

Вспомним строение побега и почек. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями на них вы обозначите части побега, опишем строение почки, затем с вами проверим выполненную работу.

- Когда почки появились на дереве?

- Какие почки есть у деревьев?

- Осенью на растениях образуются плоды и семена.

Что такое плоды, семена?

Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.

При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.

- Вам предлагаю изучить ядовитые растения Крыма

- Что еще может быть опасным в лесу?

Почему (как) они попадают в корзину к людям?

-Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.

Физкультминутка

Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ стороны рукиПлавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядутТоже покажем -Крылья сложили назад.

Зимние сезонные изменения в лесу

- Какое время года приходит на смену осени?

- Когда начинается зима?

- Перечислите зимние месяцы по порядку.

-Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному?

Зима начинается с первой снежинки.

И пусть ей растаять, потом суждено…

Зато ее, первую, встретят улыбкой

Любые глаза и любое окно.

Смотри, она кружится перышка легче.

Сама перед ней расступается мгла!

Без первой снежинки, без первой снежинки

На землю зима бы придти не смогла.

- В этом году зима уже началась. Когда?

- Назовите признаки зимы.

- Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Я вам предлагаю следующее задание. Раздаю вам различные виды деревьев, вы должны выбрать те деревья, которые зимой чувствуют себя хорошо и, когда вы выберите их, украсите их тем, что вам нравится с помощью карандашей, фломастеров.

На смену зимнего сна приходит весна.

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — развернувшиеся почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше; начало пригревать солнце.

В пору предвесенья меняются детали силуэта у деревьев и кустарников. Так, есть растения раноцветущие и поздноцветущие; растения, теряющие листву уже в середине лета и сохраняющие ее до следующей весны.

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipa sp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus) Прострел раскрытый, сон-трава

Поздноцветущие: георгина, очиток, астровые, бузульник

Различия в скорости весенних явлений особенно четко выступают во время затяжной весны, идущей медленно, с неоднократными остановками из-за похолоданий, так же как становятся видны все подробности движения при замедленной киносъемке. Если распускание почек у деревьев и кустарников — повсеместный признак прихода весны.

Как вы думаете с чем это связано?

Ну вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной. Специалисты уделяют ему гораздо меньше внимания, чем весне или осени, и даже не всегда отмечают и фенологической летописи жизни растений. Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких. По первым трудно установить какие-либо фенологические закономерности типа «сезонных примет», ибо очень уж велико разнообразие культивируемых декоративных растений в зависимости от вкусов, возможностей, условий и т. д.

Рефлексия. Итоги урока

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

Давайте сделаем прогноз на будущее лето.

- Что скажете о своей работе на уроке?

Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Домашнее задание. Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)

Написать сочинение на тему “Лес будущего”.

doc4web.ru

Сезонные явления в жизни растений — доклад



Сезонные явления в жизни растений

Причиной сезонных изменений в природе является солнечное тепло. Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в полярных странах и почти полное отсутствие различия между летом и зимой около экватора отражаются на жизни растений

Хотя тепло и является основной причиной этих изменений, но в известной мере на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года).

Фактором, влияющим на ход сезонных явлений, является также и свет. Продолжительность дня, т. е. периода освещения растительности, резко сказывается на всем процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня в условиях, например, Московской области), в других — ускоряя его (растения долгого дня в тех же условиях). Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что и способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни. В искусственных условиях (теплицах, оранжереях) человек может изменять ритм жизни растений.

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт.

В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую «листовую подушечку». Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ — углеводов, выработанных листьями в процессе ассимиляции (нисходящий ток). Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой.  Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная подготовка.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года. Сбрасывая листву, деревья тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Листопад способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количество которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения.

Созревание плодов

- совокупность морфологических и биохимических изменений в плоде, в результате которых семена становятся полноценными зачатками новых растений, а околоплодник приобретает способность выполнять функции защиты и распространения семян. После опыления цветков у плодовых растений образуется завязь, которая переходит к интенсивному росту. Внутри завязи происходит формирование и созревание семян, способствующее также росту и созреванию околоплодника, по-разному протекающему у сухих и сочных плодов. У сухих плодов этот процесс сводится в основном к обезвоживанию тканей. У сочных плодов околоплодник разрастается за счёт тканей завязи или цветоложа. При этом происходит увеличение числа клеток, их размеров, а также образование межклеточных пространств. Созревание плодов осуществляется вырабатываемыми растениями фитогормонами.

Распространение плодов и семян.

Плоды и семена часто оказываются очень далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что одни плоды и семена разносятся ветром, другие распространяются животными, человеком, водой.

Ветром распространяются семена тополя и некоторых других растений.

 

 

Плоды клена имеют два крылатых выроста. Опадая с ветвей, плоды быстро вертятся в воздухе. Поэтому они долго не падают на землю и уносятся далеко в сторону от дерева. Некоторые засохшие степные растения ветер легко отламывает у корня, несет их по земле, перекатывая с места на место, и семена рассеиваются. Степные растения, гонимые ветром, так и называются «перекати-поле».

 

Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и наземных. Например, плоды ольхи, которая часто растет по берегам рек, осыпаются в воду, и течением уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы часто падают в море и долго плавают, прежде чем пристанут к берегу и прорастут.

 

Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. Так, корзинка лопуха с плодами, называемая соплодием, цепляется за шерсть животных или одежду человека, и плоды оказываются далеко от растений, на которых созрели.

 

По канавам, около прудов и рек растет сорное растение череда. Соцветия у нее — маленькие корзинки желтого цвета, а плоды — семянки с шипами, покрытыми зубчиками, которые загибаются назад. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет другое животное или человек — и маленькие шиповатые плодики плотно прицепятся к. шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать руками. Попадаются растения не только с цепкими, но и с приклеивающимися плодами. Такие плоды у незабудки.

 

Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы. Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

 

Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы акации.

 

Разбрасывают свои семена и плоды гороха, бобов, фасоли. Поэтому плоды этих растений надо собирать, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, урожай погибнет.

turboreferat.ru

Сезонные явления в жизни растений

Урок биологии в 7-А классеПономаренко А.С.«Сезонные явления в жизни растений»Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.Цели урока:1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений2. объяснять причины этих изменений3.закрепить знания правил поведения в природеЗадачи урока: 1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.2. наблюдать связь растений с окружающей средой3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточкиКлючевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.Тип урока: обобщение изученного материалаХод урокаОрганизационный моментЗдравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно приниматьДействительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?- Обменяйтесь впечатлениями.- Сколько сезонов вы знаете?- Какова последовательность времен года?-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.Художественный текст.Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёжи

weburok.com

Сезонные явления в жизни растений

На большинстве территорий земного шара постоянно меняются сезоны года - весна, лето, осень, зима. Растительные организмы испытывают изменения окружающей среды и это приводит к их собственные периодические изменения, которые помогают приспособиться к тем или иным условиям. Сезонные периодические явления в жизни растений изучают с помощью фенологии.

Сезонные явления в жизни растений

Сезонные изменения в природе - периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений.

Фенология это - наука о сезонных явлениях в природе. Она регистрирует и изучает периодические явления в живой и неживой природе, связанные с изменениями сезонов. Обычно различают четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. В зависимости от сезона у деревьев, кустов и трав меняются внешний вид, процессы роста и развития.

Сезонные изменения в жизни растений весной

Весной увеличение продолжительности дня для растений является сигналом к ​​распускания листьев, цветение и плодоношение. Изменение продолжительности светового периода суток воспринимают листья. В них образуются вещества, обусловливающие развитие цветочных почек.

Весну разделяют на три периода:

1 - ранняя весна - появление проталин, исчезновение снега на полях, цветение раннецветущих растений-первоцветов, начало сокодвижения;

2 - средняя весна (цветущая) - длится до зацветания черемухи;

3 - поздняя весна - отцветает сирень, начинает колоситься рожь, отцветают яблони.

Сезонные изменения в жизни растений летом

Астрономический начало лета 21-22 июня - день летнего солнцестояния. Наличие большого количества тепла, влаги, света способствуют активному развитию растений. Большинство деревьев, на которых созревают семена запасают органические вещества. Большое количество кустов и деревьев цветет.

Лето разделяют на три периода

Первый - начало лета - лугах появляются цветущие травы (васильки, колокольчики, ромашки и т.д.), в лесах зацветает малина, в водоемах - кувшины, в садах - чубушник. В народном Календарь июня називаютьризноцвиттям. Начинают созревать земляника, появляются летние грибы.

Второй - середина лета - начинается с зацветания липы и длится обычно до середины августа. Созревают плоды вишни, черники, малины, смородины, крыжовника, черемухи и др. На полях заканчивается уборка озимых.

Третий - конец лета - продолжается с середины августа до середины сентября, до первых заморозков. Это пора грибов, которая приходится на конец лета и начало осени. В лесу созревают орехи, начинают желтеть листья в липы и опадать листья у березы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью

Осень - пора сбора урожая. Осенью в большинстве растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Листья многих деревьев и кустов меняет окраску, а затем опадают: происходит ноябрь.

Осень разделяют на два периода:

- Первый период - от первых заморозков на почве до конца ноября - золотая осень, когда изменяется окраска листьев и начинается листопад. Ноябрь спасает растение от высыхания, от ломки ветвей, через листья выводятся ненужные растению вещества. В первой половине октября полностью теряют листья черемуха и вяз, затем липа, клен, ясень, орешник, осина ... Во второй половине октября - рябина, калина, ольха, бузина, ива ... Важно знать последовательность созревания семян древесных и кустарниковых растений, чтобы помочь школьникам в организации их сбора. - Второй период - с конца ноября до замерзания водоемов - характерный переход осени к зиме.

Осенью можно наблюдать некоторые интересные явления, например, повторное цветение растений. Можно увидеть цветущую белую акацию, калину, рябину, цветки на яблоне и груше. Зацветают травянистые растения: ромашка, клевер, василек, одуванчик ... Повторное цветение связано с наступлением теплой осени, когда спящие почки идут в рост и начинается новый цикл развития. Используя это явление селекционеры вывели новые сорта различных растений: клубники, роз, которые цветут и плодоносят все лето.

Сезонные изменения в жизни растений зимой

Астрономический начало зимы 21-22 декабря - день зимнего солнцестояния. В настоящее время на северное полушарие приходится наименьшее количество солнечных лучей. Растения зимой находятся в состоянии глубокого покоя. Снег, как плохой проводник тепла защищает растения от переохлаждения. Однолетние растения погибают оставляя семена, которое способно выдерживать сверхнизкие температуры (-270 ° C). В многолетних растений погибает наземная часть, а подземная остается (корни, клубни, луковицы). Ствол и ветви деревьев покрыты корой, в которой в течение жизни откладывается особое корковое ткань, которая отмокает и заполняется воздухом и сохраняет от переохлаждения ствол.

Зиму разделяют на три периода:

Первый период (бесснежный) - начало зимы - наступает с момента окончательного замерзания водоемов до установления постоянного снежного покрова.

Второй период (настоящая зима) продолжается до начала таяния снега на солнце.

Третий период (предвесенний) продолжается до появления первых проталин.

Знание сезонных явлений имеет большое значение для сельского хозяйства, экологии, медицины. С помощью фенологических наблюдений формируется понимание взаимосвязей в природе, представление об изменчивости и целостность природы в целом.

fizika-ili-himija.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта