Семейство двудольных растений таблица 6 класс. Урок для 6 класса по теме: "Семейства класса Двудольных растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

6 класс. Биология. Двудольные, семейство Астровые. Семейство двудольных растений таблица 6 класс


Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

127. Заполните таблицу «Растения семейства Лилейные»

Название растенияФормула цветкаТип плода
Тюльпан Многосемянная коробочка
Лук Коробочка
Ландыш Ягода

128. Выполнив лабораторную работу «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» (см. с. 173 учебника), запишите её результаты.

Строение пшеницы.

Корневая система - мочковатая.

Стебель - соломина с узлами.

Лист - узкий, длинный, параллельное жилкование.

Соцветие - сложный колос.

Цветок - имеет по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка - ↑ О(2)+2Т3П1

Плод - зерновка.

129. Заполните таблицу «Характерные особенности семейств цветковых растений»

Название семействаСтроение цветкаТип плодаДругие особенности
Крестоцветные цветки одинакового строения, с крестообразными расположенными лепестками, чашечкой из 4 чашелистиков, венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные), 1 пестиком. Формула  Стручок Соцветие кисть. Листья расположены поочередно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые. У некоторых образуются корнеплоды.
Мотыльковые Цветок неправильной формы, околоцветник двойной. Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков (2 сросшиеся). Лепестки имеют свои названия: верхний - парус, боковые - весла, нижние сросшиеся - лодочка. Пестик окружен 10 тычинками. Боб В клетки корней бобовых проникают из почвы клубеньковые бактерии, которые усваивают атмосферный азот. Листья различны: тройчатые, пальчатые, перистые. Соцветия кисть или головка.
Розоцветные Цветок с двойным околоцветником, 5 чашелистиков и 5 лепестков. Тычинок много, пестиков от одного до нескольких десятков. Формула -  или  Многоорешек, костянка, многокостянка, яблоко Среди розоцветных много плодовых деревьев и кустарников, есть травы.
Пасленовые Околоцветник двойной, 5 сросших чашелистиков и 5 лепестков. Тычинок 5, пестик 1. Формула -  Ягода, коробочка Встреаются ядовитые и пищевые растения. У некоторых употребляются в пищу плоды - перец, баклажаны, томаты. У картофеля - клубни.
Сложноцветные У всех соцветие - корзинка. Она может быть образована язычковыми, трубчатыми цветками, с тычинками, пестиками или без них. В цветке двойной околоцветник, чашечка развита плохо. Лепестков 5, тычинок 5, есть тычиночная трубка, пестик 1 Семянка
Самое многочисленное семейство. Есть различные типы цветков в зависимости от особенностей строения венчика.
Лилейные Цветок с простым, раздельным или сростнолистным околоцветником, 6 листочков, 6 тычинок и 1 пестик  
Коробочка или ягода
Бывают цветки одиночные или собраны в соцветие кисть. Зародыш в семени окружен эноспермом. Встречаются декоративные, пищевые и лекарственные.
Злаки Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки. 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнтыми рыльцами.  Зерновка Соцветия - сложный колос, метелка. Стебель имеет вставочный рост. У многих - соломина. Листья с листовым влаалищем и язычком.

130. Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства

Крестоцветные: 2, 3, 5, 14

Пасленовые: 2, 3, 7, 11, 12

Злаковые: 1, 4, 9

pobio.ru

6 класс. Биология. Двудольные, семейство Астровые - Двудольные, семейство Астровые

Комментарии преподавателя

Класс двудольные

Семейства цветковых растений выделяют по совокупности многих признаков, важнейшими из которых являются особенности строения цветка  и плода.

Семейств цветковых растений много, только в классе двудольных их более 350. Двудольные – самые многочисленные среди цветковых. Они охватывают 10 000 родов и более 180 000 видов, т.е. более 75 % цветковых растений. Рассмотрим несколько семейств, широко представленных на территории нашей страны. Многие из них имеют большое хозяйственное значение.

Семейство крестоцветные (капустные)

Растения семейства крестоцветные одни из самых узнаваемых благодаря строению своего цветка.

Общая характеристика семейства крестоцветные. Представители семейства крестоцветные обитают в странах Средиземноморья, Передней и Средней Азии. Немало их и в средней полосе России. Среди них много сорняков, дикорастущих растений, декоративных и овощных. Семейство включает 350 родов и более 3 тыс. видов.

Будь то сорняки или декоративные растения, крестоцветные легко узнать по строению цветка. Цветок крестоцветных правильный, то есть симметричный.

Они имеют двойной околоцветник: 4 чашелистика и 4 лепестка, расположенные крестообразно. Венчик чаще белый или жёлтый. Но бывает розовый или красный. Тычинок 6, из которых 2 – более короткие. Один пестик. Цветки собраны в соцветие кисть, верхняя часть которой – плоская и напоминаетщиток. Крестоцветные – хорошие медоносы. Семена многих, даже дикорастущих, содержат много масла, которое можно употреблять в пищу и использовать для технических целей.

Плоды более разнообразны: стручки или стручочки (более короткие). Когда плоды вскрываются, хорошо видна перегородка между створками. Но у некоторых видов плоды не вскрывающиеся, а разламывающиеся на дольки (у дикой редьки).

Сорные и дикорастущие крестоцветные. Один из самых распространённых у нас видов –пастушья сумка.

Это название растение получило из-за треугольной формы стручочков, похожей на сумки, которые раньше носили пастухи. Встречается пастушья сумка на обочинах дорог, на полях, огородах, пустырях.

Это невысокое растение с кистью мелких белых цветков. Причём в верхней части соцветия весь вегатационный период образуются новые бутоны. Поэтому в соцветии можно одновременно обнаружить и бутоны, и цветки, и плоды, и перегородки, оставшиеся от раскрытых плодов. Цветёт пастушья сумка с апреля до поздней осени. Зимует с зелёными листьями, цветками и незрелыми плодами. За лето один экземпляр растения даёт до 73 тыс. семян! Причём высыпавшие семена сразу прорастают, и вскоре молодые растения тоже образуют семена. За одно лето пастушья сумка даёт до 3–4 поколений.

 

Для неё характерна «разнолистность»: верхние листья – цельные, а нижние, розеточные, – рассечённые.

 

К сорным крестоцветным относятся сурепка и сурепица, дикая редька, икотник, ярутка, желтушник. Дикую редьку легко узнать по разламывающимся стручкам, ярутку – по форме плода, икотник – по серо-зелёным листьям.

Интересны своей способностью к нетипичному для растений нашей зоны вегетативному размножению дикорастущие не сорные крестоцветные растения родасердечник и рода зубянка. Сердечник встречается в сырых местах. Размножается он не только семенами, но и листьями: этот способ вегетативного размножения среди растений нашей полосы встречается только у сердечника. В широколиственных лесах растёт зубянка: в пазухах её листьев образуются выводковые почки. Крестоцветные растут и в пустынях. У них причудливые плоды, которые способны скользить по поверхности и распространяться подобным образом.

Такая «многоплановая» специализация к разным условиям говорит о высоком уровне развития семейства.

Культурные растения семейства. Декоративные растения из семейства крестоцветные чаще выращивают не столько для красоты, сколько ради запаха (вспомним, что крестоцветные – хорошие медоносы): маттиола, левкои, вечерница. Некоторые крестоцветные введены в культуру как масличные: горчица, рыжик. Из семян горчицы изготовляют всем известную приправу, а также горчичники. В качестве приправы используют и корни хрена. Он же – ценное лекарственное растение, которое используют для лечения цинги.

Лекарственными свойствами обладают и некоторые корнеплоды, например, редька. Задолго до картофеля на Руси выращивали репу и брюкву. Сейчас их мало используют. Зато широко употребляют редис – наш самый ранний овощ (от посева до сбора урожая – 30–40 дней).

Особенно широко в культуре используется капуста. Прародительница культурных сортов капусты – дикорастущая капуста – растёт в Средиземноморье.

Все капусты – двулетние растения. Капуста очень требовательна к минеральному питанию и очень влаголюбива (до 10 л воды в сутки на одно растение). Известно много сортов капусты.

************************************

Аст­ро­вых более 27 000 видов.

Ли­сто­рас­по­ло­же­ние оче­ред­ное, редко су­про­тив­ное. Жил­ко­ва­ние пе­ри­стое (см. Рис. 1).

Рис. 1. Ли­стья слож­но­цвет­ных

Хо­ро­шо вы­ра­жен­ная стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма. Ко­рень может быть клуб­не­вид­но утол­щен (лопух).

То, что в быту на­зы­ва­ют цвет­ком аст­ро­вых, пред­став­ля­ет собой со­цве­тие – кор­зин­ку (см. Рис. 2).

Рис. 2. Со­цве­тие слож­но­цвет­ных

От­дель­ные цвет­ки окру­же­ны оберт­кой из лист­ков, как пра­ви­ло, зе­ле­ных.

Око­ло­цвет­ник двой­ной, ча­шеч­ка либо не раз­ви­та, либо пред­став­ле­на во­лос­ка­ми, об­ра­зу­ю­щи­ми хо­хо­лок. 5 срос­ших­ся ле­пест­ков об­ра­зу­ют труб­ку. Ты­чи­нок 5, срос­ши­е­ся, об­ра­зу­ют ты­чи­ноч­ную труб­ку. Пе­стик 1.

Языч­ко­вые цвет­ки об­ра­зо­ва­ны ле­пест­ка­ми, ко­то­рые снизу срас­та­ют­ся в труб­ку, а свер­ху об­ра­зу­ют язы­чок с зуб­чи­ка­ми на конце (см. Рис. 3) (оду­ван­чик).

Рис. 3. Языч­ко­вые цвет­ки

У труб­ча­тых цвет­ков срос­ши­е­ся ле­пест­ки об­ра­зу­ют труб­ку с 5 зуб­чи­ка­ми (по­лынь).

У во­рон­ко­вид­ных ле­пест­ки об­ра­зу­ют рас­ши­рен­ную квер­ху во­рон­ку (ва­си­лек).

Лож­но­языч­ко­вые (под­сол­нух).

Рис. 4. Во­рон­ко­вид­ные цвет­ки

Слож­но­цвет­ные опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми, неко­то­рые цвет­ки ста­но­вят­ся сте­риль­ны­ми, их за­да­ча – при­вле­кать опы­ли­те­ля. На дне труб­ки вен­чи­ка вы­де­ля­ет­ся нек­тар.

Неко­то­рые опы­ля­ют­ся вет­ром (по­лынь)

Плод – се­мян­ка (см. Рис. 5). Рас­про­стра­ня­ют­ся вет­ром (оду­ван­чик, бодяк по­ле­вой), жи­вот­ны­ми (че­ре­да, лопух).

Рис. 5. Се­мян­ка

У ва­силь­ка си­не­го в цен­тре рас­по­ло­же­ны круп­ные цвет­ки, а по бокам – во­рон­ко­вид­ные, сте­риль­ные, слу­жат для при­вле­че­ния на­се­ко­мых (см. Рис. 6).

Рис. 6. Ва­си­лек синий

Сор­ня­ки: бодяк по­ле­вой (см. Рис. 7), осот.

Рис. 7. Бодяк по­ле­вой

Ле­кар­ствен­ные: ро­маш­ка, мать-и-ма­че­ха, де­вя­сил, пижма.

Де­ко­ра­тив­ные: астры, но­гот­ки, ге­ор­ги­ны.

Ка­у­чу­ко­нос­ные рас­те­ния: кок-са­гыз, тау-са­гыз.

Мас­лич­ные: под­сол­нух.

Под­сол­нух – од­но­лет­нее тра­вя­ни­стое рас­те­ние с цель­ны­ми круп­ны­ми ли­стья­ми. Цвет­ки в со­цве­тии труб­ча­тые и лож­но­языч­ко­вые – сте­риль­ные, по пе­ри­мет­ру со­цве­тия.

За­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство се­мя­нок – жир, ко­то­рый люди вы­жи­ма­ют для по­лу­че­ния масла.

Дру­гие сель­хоз куль­ту­ры – то­пи­нам­бур, салат латук.

По­ми­мо тра­вя­ни­стых форм также встре­ча­ет­ся ку­стар­ни­ко­вая по­лынь, хри­зан­те­ма. В тро­пи­ках про­из­рас­та­ют неболь­шие де­ре­вья. На Га­ла­па­гос­ских ост­ро­вах встре­ча­ет­ся ска­ле­зия че­реш­ча­тая – де­ре­во вы­со­той до 20 м.

Ро­ди­на – Мек­си­ка. Ранее ис­поль­зо­вал­ся, как де­ко­ра­тив­ное рас­те­ние.

 Под­сол­неч­ное масло ис­поль­зу­ет­ся в пищу непо­сред­ствен­но и для при­го­тов­ле­ния мар­га­ри­на. Жмых идет на при­го­тов­ле­ние халвы и корм скоту. Зе­ле­ная масса ис­поль­зу­ет­ся как корм.

В ка­че­стве за­ме­ни­те­ля кофе ис­поль­зу­ют мо­ло­тые корни ци­ко­рия. Его стеб­ли и ли­стья ис­поль­зу­ют как зе­лень для при­го­тов­ле­ния са­ла­та.

Эст­ра­гон ис­поль­зу­ют как пря­ность.

В пищу упо­треб­ля­ют мя­си­стые ос­но­ва­ния со­цве­тий ар­ти­шо­ка.

  Ко­зе­лец вы­ра­щи­ва­ют ради кор­ней.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/dvudolnye-semeystvo-astrovye

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Ekg4mSzG2N4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3S8bO00wRLU

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/semejjstvo-astrovye-ili-slozhnocvetnye.html

http://biolicey2vrn.ru/index/klass_dvudolnye_semejstvo_krestocvetnye/0-64 - конспект

www.kursoteka.ru

Урок для 6 класса по теме: "Семейства класса Двудольных растений"

- Назовите характерные черты строения растений отдела Покрытосеменные.

• Индивидуальный опрос (с использованием заданий) – рассказ ведет сильный ученик.

- Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений?

- Сравните строение голосеменных и покрытосеменных растений (ученик со средними способностями)

- Назовите основные признаки класса двудольные растения.

(слабый ученик)

- Назовите основные признаки класс однодольные растения.

(слабый ученик)

3. Изучение нового материала (20 мин.)

Семейств цветковых растений много, только в классе Двудольных более 350 видов. Рассмотрим несколько семейств широко распространенных на территории нашей области.

- Откройте тетради и запишите тему урока.

Сегодня к уроку ученики вашего класса заранее подготовили доклады о различных семействах. Вы должны внимательно выслушать сообщения и сделать соответствующие записи в тетради. На доске вы видите таблицу. Зачертите ее в тетрадь.

Задача докладчиков изложить приготовленный материал за определенный промежуток времени

( пока в часах есть песок).

Семейство Розоцветные.

- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.

Семейство Мотыльковые.

- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.

Семейство крестоцветных.

- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.

Семейство Паслёновые.

- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.

Семейство Сложноцветных или Астровые.

- Назовите растения семейства.

- Особенность строения цветка семейства.

- Хозяйственное значение.

- Итак, мы рассмотрели основные семейства класса Двудольных растений.

- Посмотрите основные записи в вашей тетради и сделайте вывод:

-Где мы используем растения этого класса?

3. Физкультпауза. (1мин).

Демонстрация простейших упражнений лечебной гимнастики по укреплению опорно-двигательной системы.

4. Закрепление изученного материала (9 мин.)

А теперь проверим записи вашей таблицы. Что вы успели отметить в ней, слушая сообщения ребят

- Назовите семейства класса и основных представителей семейства.

Более сильные учащиеся могут выполнить тестовое задание на оценку

5. Задание на дом (2 мин.)

§ 44, записи в тетради.

Спасибо за урок, все отвечающие на уроке получают оценку в журнал.

До свидания.

-Листья разнообразной формы и окраски, различное жилкование, семена защищены околоплодником, разнообразные жизненные формы, два типа размножения: семенное и вегетативное, разнообразные места обитания.

-Рассказ о двойном оплодотворении у

цветкового растения. Мужские половые клетки - спермин формируются в пыльце, которая развивается в пыльниках тычинок цветка. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются в семязачатках, находящихся в завязи пестика цветка. У цветковых растений есть завязи с одной или несколькими семязачатками. Чтобы из всех семязачатков развились семена, нужно в каждый доставить к яйцеклеткам спермин, так как каждая яйцеклетка оплодотворяется от­дельным спермием. Процесс оплодотворения у растений начинается с опыления. Как только пыльца с помощью ветра или насекомых попадает на рыльце пестика, она начинает набухать и затем прорастать. Одна стенка пыльцевой клетки вытягивается и образует трубку (ее называют пыльцевой). Имеющиеся в пыльце два спермия перетекают к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, пыльцевая трубка достигает завязи, затем семязачатка и проникает внутрь него. К этому времени в зрелом семязачатке, в его срединной части образуется одна очень разросшаяся клетка. Ее называют зародышевым мешком. В нем у одного конца находится женская половая клетка - яйцеклетка, а в центре мешка - крупное ядро.

Проникнув в

семязачаток, пыльцеваятрубка прорастает взародышевый мешок и там один спермий сливается (соединяется) с яйцеклеткой, образуя

зиготу. Вскоре она начинает делиться. Это приводит к образованию зародыша нового растения и развитию семени. Другой спермий,

попавший в зародышевыймешок, соединяется сцентральным ядром.

Образовавшаяся при этом новая клетка очень быстро делится, и вскоре из нее образуется эндосперм, в котором откладываются запасные питательные вещества.

- Рассказ об отличиях растений и основной вывод об эволюционном развитии цветковых растений.

Покрытосеменные, или цветковые, — наиболее эволюционно развитые организмы царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена от семязачатка до зрелого состояния развиваются под защитой вначале завязи, потом околоплодника. Это очень разнообразные растения по формам вегетативных и генеративных органов и по распространению.

Двудольные растения:

1. Зародыш семени с двумя семядолями.

2 Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или эндосперме.

3. Листья обычно имеют перистое жилкование.

4 Черешок листа ясно выражен, и редко бывает влагалищное основание листа.

5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.

6. Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержнекорневую систему.

7. Обычно древесные и травянистые формы.

8. Цветки пяти- и четырехчленные.

Однодольные растения:

1. Зародыш семени с одной семядолей.

2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлено листовое влагалище

5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.

6. Зародышевый корешок рано отмирает, и у семени при прорастании обычно от ходит сразу несколько придаточных корней, образующих мочковатую корневую систему.

7. Обычно травы, редко древесные формы.

8. Цветки обычно трехчленные, иногда — двучленные.

- Записывают тему урока: «Семейства Двудольных цветковых растений».

Сообщение рассказывает ученик.

- Шиповник, абрикос, лапчатка прямостоячая.

- Ч5Л5ТмногоПмного плод костянка или орешек.

- Ценные плодовые, дикорастущие, множество лекарственных растений, украшения наших садов и скверов, некоторые злостные сорняки.

Сообщение рассказывает ученик.

- Фасоль, горох, акация, люпин.

Ч5Л1+2+2Т1+9Ш Плод боб.

- Корм для травоядных животных, лекарственные расте­ния, хорошие медоносы, украшения наших садов и скверов.

Сообщение рассказывает ученик.

- Капуста, редька, репа, горчица, хрен.

Ч4Л4Т2+4Ш Плод стручок или стручочек.

Лекарственные расте­ния, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки.

Сообщение рассказывает ученик.

- Картофель, томат, баклажан, перец.

Ч(5)Л(5)Т5П1 Плод ягода или коробочка.

- Основные пищевые растения людей, лекарственные расте­ния, украшения наших садов и скверов.

Сообщение рассказывает ученик.

- Подсолнечник» георгин, астра, топинамбур.

- Язычковые, трубчатые, воронковидные.

Лекарственные расте-

ния, хорошие медоносы, получают растительное масло, некоторые злостные сорняки, украшения наших садов и скверов.

- Значительная часть видов вошла в состав культурных растений, выращиваемых человеком на протяжении многих. Среди них плодовые, овощные, декоративные, лекарственные, эфиромасличные и др.

учащиеся зачитывают записи из таблицы, при этом частично повторяется презентация к уроку.

§ 44, записи в тетради

Семей

ство

Пред

стави

тели

Строение цветка

Прак

тичес

кое

значе

ние

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1. Голосеменные, как и покрытосеменные, имеют

• Корень и побег

• Цветок

• Семена

• Плод

2. У голосеменных, в отличие от покрытосеменных, отсутствуют:

• Семена

• Корень и побег

• Цветок

• Плод

3. Покрытосеменные называются так потому, что имеют

• Споры

• Шишки

• Плоды, защищающие семена

• Многочисленные семена

4. Покрытосеменные, как и голосеменные, опыляются

• Ветром

• Водой

• Насекомыми

• Наблюдается самоопыление

5. Покрытосеменные в отличие от голосеменных представлены формами

• Дерева

• Травы

• Кустарника

• Кустарничка

6. Уникальной характеристикой покрытосеменных является наличие

• Листьев

• Цветков

• Семян

• Плодов

7. У покрытосеменных, в отличие от голосеменных, опыление может осуществляться при помощи

• Воды

• Ветра

• Насекомых

• Самоопыления

8. Покрытосеменные, как и голосеменные, представлены формами

• Травы

• Дерева

• Кустарника

• Кустарничка

9. Выберите правильные утверждения:

• Голосеменными растения называют потому, что их семена развиваются в шишках.

• Хвоинки — это зеленые листья.

• В ботанических садах выращивают травянистые хвойные растения.

• Голосеменные, в отличие от папоротниковидных обходятся без воды.

• Цветковые растения относятся к классу двудольных.

• Рыльце — важная часть завязи цветковых растений.

• У покрытосеменных семена покрыты плодом.

• Голосеменные размножаются семенами, а покрытосеменные — плодами.

• Покрытосеменные — самая молодая группа в царстве растений.

• Большинство культурных растений — представители отдела покрытосеменных.

10. Красный цветок, вероятнее всего, опыляется:

• Летучими мышами

• Ветром

• Насекомыми

• Птицами

11. Большинство культурных растений — представители высших растений из отдела:

• Голосеменных

• Папоротниковидных

• Моховидных

• Покрытосеменных

12. Мужские гаметы у покрытосеменных растений называются _______________, а у папоротниковидных – _____________________.

13. Из зиготы покрытосеменных растений развивается ________________ семени, а из покровов семязачатка – _____________________________________.

14. Выберите признаки, характерные для семенных растений

• Имеет хорошо развитые проводящие ткани.

• Мужские гаметы — сперматозоиды.

• Мужские гаметы — спермии.

• Есть корни.

Слайд 22

docbase.org

Семейства класса Двудольные - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА - Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой

МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Урок 26. Семейства класса Двудольные

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, но отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: выделять основные признаки класса Двудольные; описывать отличительные признаки семейств класса; распознавать представителей семейств класса Двудольные на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах; применять приемы работы с определителем растений.

Оборудование и материалы: гербарии растений семейств класса Двудольные, модели цветков, коллекции и муляжи плодов, школьный определитель высших растений; определительные карточки по семействам класса Двудольные, гербарные листы (без подписи), лупа (пять комплектов).

Общие рекомендации. Учитывая уровень подготовленности обучающихся, можно немного сократить теоретическую часть. Проверку наличия рисунков (схем) в альбомах можно поручить трем ученикам. Учитель проверяет их рисунки на перемене. Инструктивную карту для проведения практической работы можно представить на интерактивной доске. План описания семейств ученики записывают в тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка и комментирование рисунков. Фронтальный опрос.)

— В чем состоит основное отличие высших растений от низших?

— Какие растения относят к высшим?

— Какие растения называют семенными?

— Какие растения относятся к голосеменным?

— Почему голосеменные растения получили такое название?

— Каковы основные отличия покрытосеменных от голосеменных?

— Каковы основные черты покрытосеменных растений?

— Почему покрытосеменные растения получили такое название?

— Почему покрытосеменные растения занимают господствующее положение на Земле?

— Что такое классификация растений?

— На какие группы (таксоны) делится отдел Покрытосеменные?

— По каким признакам отличаются однодольные и двудольные растения?

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика

Сегодня мы приступаем к изучению семейств класса Двудольные. У вас на столе пять гербарных листов — по числу семейств двудольных растений, с которыми вам предстоит познакомиться на этом уроке.

Все растения одного семейства имеют ряд общих признаков: сходство в строении цветков, плодов, листьев, корневых систем. Описание различных семейств рекомендуется проводить по следующему плану.

План описания семейства

1. Название семейства.

2. Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3. Распространение (ареалы произрастания).

4. Жизненные формы растений данного семейства.

5. Особенности строения цветка и соцветия.

6. Типы плодов и семян, способы распространения.

7. Особенности строения вегетативных органов.

8. Примеры растений.

9. Значение в природе и хозяйственное значение растений данного семейства.

— Слушая мой рассказ, заполните сравнительную таблицу.

(По ходу рассказа (после изучения каждого семейства) учащиеся заносят в таблицу основные сведения о семействах класса Двудольные. Учитель помогает кратко сформулировать текст для заполнения граф.)

2. Семейство Крестоцветные

Возьмите, пожалуйста, растение ... (учитель называет растение семейства Крестоцветные).

Это растение относится к семейству Крестоцветные, или Капустные. В данном семействе около 3,2 тыс. видов, принадлежащих к 350 родам. Это одно из самых многочисленных семейств класса Двудольные.

Произрастают крестоцветные в основном в областях умеренного климата Северного полушария. В тропиках и субтропиках обитает несколько родов, да и то в основном на территории некоторых горных областей (на высотах до 4500 м). Отдельные представители крестоцветных живут в степях, пустынях и полупустынях. В целом растения этого семейства неприхотливы по отношению к почве, влаге и другим условиям.

Семейство Крестоцветные представлено однолетними, двулетними и многолетними преимущественно травянистыми растениями, редко — полукустарниками и кустарниками (отдельные виды).

Цветки крестоцветных имеют достаточно простое строение. Это правильные цветки (через них можно провести не одну, а несколько осей симметрии). Околоцветник двойной, т. е. содержит чашечку и венчик. Чашечка состоит из четырех чашелистиков, а венчик — из четырех лепестков, расположенных крестообразно, один напротив другого. Цветки обоеполые — тычинки и пестики расположены в одном цветке. В каждом цветке находится по шесть тычинок — две короткие и четыре более длинные. Пестик один.

Данную информацию можно записать в виде формулы цветка. Части цветка обозначаются по первым буквам и пишутся заглавными буквами: О — простой околоцветник, Ч — чашелистики, Л — лепестки, Т — тычинки, П — пестики. Цифрами обозначается количество частей цветка. Если элементы цветка сросшиеся, то их число заключается в скобки. Если тычинок и пестиков много, ставится знак «∞».

Формула цветка растения семейства Крестоцветные:

Ч4 Л4 Т+2 П1 .

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и в схематическом (графическом) виде. Схема цветка является как бы проекцией этого цветка на плоскость. Она дает более полное представление о его строении, так как демонстрирует не только наличие частей цветка и их количество, но и расположение их по отношению друг к другу. Части цветка обозначаются строго определенными знаками.

Цветки крестоцветных обычно небольшие и неярко окрашены, в основном собраны в соцветие кисть. Цветки семейства Крестоцветные часто имеют приятный запах и образуют нектар. Опыление этих растений обычно происходит с помощью насекомых. У некоторых видов встречается ветроопыление, а в исключительных случаях — самоопыление.

Плод крестоцветных — стручок или стручочек.

Разнообразны способы распространения растений данного семейства. Часть семян имеют небольшие размеры или крылышки и пузы

compendium.su

Семейства класса Двудольные растения (6 класс) - Уроки - Методическая копилка

Тема урока: Семейства класса Двудольные растения.

Тип урока: Комбинированный (на основе применения технологии критического мышления).

    Цель урока: Изучить семейства класса Двудольные растения, выявить характерные особенности растений, представителей семейств: Розоцветные, Мотыльковые, Паслёновые,  Крестоцветные, Сложноцветные.

   Задачи:                                                                                                               

  • Познакомить обучающихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые,  Крестоцветные, Сложноцветные (Астровые) класса Двудольные. Расшить и углубить знания обучающихся о многообразии цветковых растений, значением растений в природе и жизни человека;
  • Формировать умения и навыки самостоятельной работы с мультимедийным проектором, учебником, определительными карточками, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, распознавать цветковые растения, давать морфологическую и систематическую характеристику; развивать навыки самоконтроля и работы в парах (группах), составления опорных конспектов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы семейств растений класса двудольных; гербарии растений с определительными карточками семейств Розоцветные, Мотыльковые, Паслёновые,  Крестоцветные, Сложноцветные; модели цветков и муляжи плодов растений этих семейств, инструкция для работы в группах  (разложить через парту), перфокарты с вопросниками для работы по актуализации знаний, таблица «Семейства цветковых растений»(1) для каждого обучающегося, оценочные листы, ресурсы Интернета.

"Семейства класса Двудольные растения" (урок полностью)

kretinina.ucoz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта