Характерные признаки классов Однодольные и Двудольные. Семейства двудольных и однодольных растений
Характерные признаки классов Однодольные и Двудольные
Ещё на ранних этапах развития покрытосеменных выделились две очень отличающиеся между собой ветки. Одна из них дала растения, которые объединили в класс Двудольные, другая — класс Однодольные.
Характерные признаки растений класса Однодольные (Лилиопсиды)
Первоначально учёные предполагали, что наиболее примитивными среди цветковых растений являются однодольные (лилиопсиды). Однако в ходе дальнейших исследований появились факты, которые позволили утверждать, что либо однодольные произошли от двудольных, либо оба эти класса развивались параллельно.
Класс Однодольные (Liliopsida) насчитывает около $63 \ 000$ видов ($2600$ родов).
У однодольных зародыш семени содержит лишь одну семядолю. Зародышевый корешок вскоре после прорастания отмирает и начинает развиваться мочковатая корневая система из придаточных корней. То есть ярко выраженный главный корень отсутствует.
Также у однодольных растений почти полностью отсутствует камбий (образовательная ткань, благодаря делению клеток которой стебель и корень растёт в толщину), потому стебли и корни однодольных не бывают толстыми.
Замечание 1
Вследствие отсутствия камбия почти все травы являются однодольными. Пальмы так же относятся к этому классу, а рост стволов в толщину у них объясняется появлением вторичной образовательной ткани.
У однодольных стебли слабо ветвятся.
Листья в основном простые, сидячие, цельные, узкие, направлены вертикально вверх, с параллельным или дугообразным жилкованием.
Число составляющих околоцветника, как правило, кратно трём.
Замечание 2
Встречаются однодольные растения с двухчленными или четырёхчленными цветками и сетчатым жилкованием листьев (вороний глаз).
Распространены однодольные растения по всему земному шару. В тропических широтах они в основном представлены древесными породами с вторичным приростом стебля. В степной зоне однодольные травы являются основной составной частью растительной массы.
Однодольные представители степной растительности характеризуются мощным развитием корневищ, системы клубней и луковиц.
Несмотря на то, что однодольные составляют всего $15\%$ покрытосеменных растений — они играют очень важную роль в жизни человека.
К классу Однодольные относятся:
- основные злаки (пшеница, рожь, рис, кукуруза), дающие пищу человеку и животным,
- пальмы (финиковая, кокосовая), обеспечивающие людей маслом, плодами и материалом для изготовления бумаги и канатов,
- декоративные растения (лилии, тюльпаны, нарциссы и др.),
- многие лекарственные травы.
Характерные признаки растений класса Двудольные (Магнолиопсиды)
Двудольные (Магнолиопсиды) считаются самыми примитивными цветковыми растениями.
Зародыш семени у этих растений имеет две семядоли. Проводящая ткань в стебле расположена пучками кольцеобразно, а между слоями флоэмы и ксилемы есть камбий (образовательная ткань), благодаря деятельности которого ствол утолщается.
Число частей околоцветника обычно кратно пяти или четырём.
Характерный признак двудольных — наличие мощного главного корня, образовавшегося из зародышевого корешка.
Листья у представителей класса широкие, жилкование — сетчатое, края часто зубчатые. Многие виды имеют сложные и рассечённые листья.
Класс Двудольные (Magnoliopsidа) — наиболее многочисленная группа растений - около $200 \ 000$ видов ($350$ семейств).
Представители двудольных во всех жизненных формах встречаются на всех континентах Земли и составляют основную часть растительного покрова нашей планеты.
Среди двудольных, которые использует человек, плодово — ягодные культуры, большинство лекарственных растений, пряные и ароматические растения, почти все деревья, пищевые и кормовые культуры и пр.
Замечание 3
Наиболее древней группой среди двудольных являются многоплодные растения порядков порядков магнолиецветных и лютикоцветных. У некоторых растений семейства лютиковых, формально относящихся к классу двудольных, имеется всего одна семядоля. Существуют многие переходные формы, которые нельзя классифицировать однозначно.
Основные семейства двудольных и однодольных растений
Основные семейства класса Двудольные:
- Капустные (Крестоцветные) (Brassicaceae) — более 3 тыс видов преимущественно травянистых растений (овощные растения: капуста, редька, редис, хрен, горчица; кормовые: рапс, брюква; масличные: горчица, рапс; лекарственные: пастушья сумка).
- Розовые (Rosales) — более $3$ тыс видов травянистых растений, кустарников, полукустарников и деревьев ( плодово — ягодные растения: яблоня, груша, вишня, абрикос, малина, клубника; декоративные: роза, боярышник, таволга; лекарственные: рябина, шиповник, тёрн).
- Бобовые (Fabales) — более $12$ тыс. видов травянистых растений, кустарников и деревьев ( зернобобовые культуры: фасоль, горох, соя, чечевица, арахис; кормовые растения: клевер, донник, люцерна, люпин; масличные: арахис, соя; лекарственные: донник, робиния (акация) белая.
- Паслёновые (Solanales) — более $2,5$ тыс видов травянистых растений (овощные культуры: картофель, помидор, баклажан, перец; технические культуры: табак; декоративные растения: петуния, физалис, табак душистый; лекарственные: дурман, белена, белладонна, паслён).
- Астровые (Сложноцветные) (Asterales) — более $20$ тыс. видов преимущественно травянистых растений, редко — кустарников и деревьев ( овощные культуры: артишок, цикорий; технические: подсолнух; кормовые растения: топинамбур; декоративные: астра, хризантема, бархатцы, маргаритки, ромашки; лекарственные: календула (ноготки), тысячелистник, одуванчик, полынь, лопух.
Основные семейства класса Однодольные:
- Лилейные (Liliaceae) — около $2 \ 500$ видов многолетних травянистых растений: лилия, тюльпан, подснежник, гиацинт, ландыш).
- Луковые — около $750$ видов многолетних травянистых растений: различные виды лука, чеснок).
- Злаковые — до $11$ тыс. видов травянистых растений(одревесневшие стебли имеет только бамбук): зерновые культуры — пшеница, рожь, рис, кукуруза, овёс, ячмень; кормовые — ежа, тимофеевка, суданская трава; технические — сахарный тростник, бамбук; лекарственные — кукуруза, овёс, пырей.
spravochnick.ru
«Семейства двудольных и однодольных растений»
Галковская Ирина Ивановна,Волгоградская область, х. Петровский,учитель биологии МБОУ Петровская СОШ
Методическое сопровождение и инструкции к использованию презентации «Сборник интерактивных тестов по биологии для 6 класса по теме «Семейства двудольных и однодольных растений»»
Для изучения раздела «Многообразие покрытосеменных растений» в курсе «Биология 6 класс», отведено по программе небольшое количество часов. Поэтому очень трудно учителю, за такой короткий промежуток времени охватить все многообразие растительного мира цветковых растений. Огромное количество видов остается не узнанными учащимися, т. к. все указанные в учебнике растения невозможно проиллюстрировать. Интерактивные тесты, предлагаемые автором, позволяют не только проверить или закрепить материал о характерных особенностях семейств, но и запомнить представителей того или иного семейства. Презентацию целесообразно использовать на этапах закрепления или актуализации знаний при изучении семейств растений отдела Покрытосеменные.
Пособие состоит из 7 разделов. Каждый из них включает вопросы по разным семействам растений: Бобовые, Сложноцветные, Крестоцветные, Розоцветные, Злаковые, Пасленовые. Раздел «Микс» содержит вопросы по разным семействам. Поэтому данный раздел может быть использован для контроля знаний учащихся после изучения всех семейств. Сборник можно использовать как для фронтальной работы класса, так и для индивидуальной работы учащихся, при наличии достаточного количества компьютеров. В этом случае, класс можно поделить на 7 групп, каждая из которых будет выполнять свой вариант (раздел). Презентация «Сборник интерактивных тестов по биологии для 6 класса по теме «Семейства двудольных и однодольных растений»» выполнена в программе Power Point с помощью триггеров и гиперссылок. Использование этих возможностей программы Power Point позволяет ученикам, работая индивидуально, в своем темпе, самостоятельно оценивать свои знания. Это повышает мотивацию учеников к учебе, активизирует их. Красочные иллюстрации и смайлики использованные в презентации создают положительный эмоциональный настрой ребят на уроке. В презентации умышленно использованы разнообразные эффекты, различные способы оценки тестов, тесты с одним или несколькими вариантами ответов. На взгляд автора, это повышает интерес ребенка и стимулирует его.
Данное пособие с успехом можно использовать и при подготовке выпускников к ЕГЭ, так как вопросы, требующие знания особенностей различных семейств растений встречаются в КИМах ЕГЭ.
Инструкция по работе с пособием.
Первый и второй слайды каждого раздела – тесты с выбором одного варианта ответа. При щелчке мышкой по варианту ответа (рисунку), появляется смайлик «подумай» или «правильно». Следующие слайды презентации представляют тесты с несколькими вариантами ответов. Для того. чтобы выбрать вариант ответа, необходимо щелкнуть по выбранному ответу (это иллюстрация или слово). Правильный ответ вызовет передвижение рисунка на свободное поле слайда, а неправильный выбор вызовет «качание» иллюстрации или слова. В слайдах №5, 9, 15 неправильный выбор ответа вызывает появление подсказки.
Следующая категория тестов, (слайды№10,11,16,20,24,30,37,39,40), предполагает не только выбор нескольких вариантов ответов, но и оценку выполнения. Если щелкнуть мышкой по картинке или слову с неверным ответом, на слайде появляется «-1».Правильный ответ оценивается в 5 баллов. От 5 баллов отнимается количество появившихся единичек. Результат этой несложной манипуляции и есть полученная оценка за выполнение тестового вопроса. В пособии имеются слайды (например, № 21),где требуется выбрать из числа предложенных, значение того или иного семейства. Ответ на вопрос предполагает щелчок мышью по слову. Правильный вариант ответа вызовет увеличение слова в размерах или изменение его цвета. Неправильный выбор ответа вызовет изменение цвета букв в слове на красный цвет. После выполнения тестовых заданий каждого раздела имеется управляющая кнопка, позволяющая вернуться к содержанию и выбрать новый раздел.
Скачать полностью работу
Скачать презентацию
u4eba.net
Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений. Семейства двудольных и однодольных растений»
МАОУ «СОШ № 9 » г. Нурлат Республики Татарстан
Гилязева Л. С.
Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.
Семейства двудольных и однодольных растений»
Вариант 1
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. Укажите основной систематический признак, по которому определяют семейство покрытосеменных растений:
строение корневой системы
внутреннее строение стебля
строение цветка и плода
жилкование листьев
2. Какой признак характерен для семейства бобовых:
наличие мочковатой корневой системы
наличие на корнях клубеньковых бактерий
небольшая поверхность корневых волосков
слаборазвитый главный корень
3. У капусты, редиса и репы плод –
семянка
коробочка
стручок
орешек
4. К какому семейству относят перец и физалис:
паслёновых
крестоцветных
розоцветных
астровых
5. Какое растение относят к семейству розоцветных:
редис
топинамбур
боярышник
акацию
6. Для растений семейства Сложноцветные характерны цветки, собранные в соцветие, называемое:
кисть
корзинка
зонтик
головка
7. Большинство лилейных –
многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами
многолетние травянистые растения с клубнями или корневищами
однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой
однолетние травянистые растения с клубнями или корневищами
8. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:
лилейных
сложноцветных
злаковых
пасленовых
9. Какие признаки характерны для семейства Злаки:
* Ч4Л4Т2+4П1 ; плод –стручок;соцветие – кисть.
* Ч(5)Л(5)Т5П1 ; плод –ягода, коробочка;соцветие – завиток.
О2+(2)Т3П1 ; плод –зерновка;соцветие – сложный колос.
* О3+3Т3+3П1 ; плод –ягода;соцветие – кисть.
Часть 2.
10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства крестоцветных наличием
А) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
Б) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником
В) плода – яблока, ягоды, костянки
Г) плода – стручка или стручочка
Д) разнообразных листьев: сложных, простых
Е) нижних листьев, образующих прикорневую розетку
11. Установите соответствие между семействами злаков и бобовых и культурными растениями – представителями этих семейств.
1) фасоль А) Злаки
2) пшеница Б) Бобовые
3) рис
4) горох
5) кукуруза
6) соя
Дайте краткий ответ на вопрос.
12. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?
Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.
Семейства двудольных и однодольных растений»
Вариант 2
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу
голосеменных, классу хвойных
голосеменных, классу хвойниковых
покрытосеменных, классу однодольных
покрытосеменных, классу двудольных
2. Клевер, горох и другие бобовые считают хорошим предшественником для посева любого культурного растения, так как они
являются накопителями влаги в почве
оставляют после себя мало сорняков
обогащают почву калием
обогащают почву азотом
3. К семейству Паслёновые класса Двудольные относится:
подсолнечник
картофель
роза
капуста
4. К одному семейству растений относятся:
капуста и картофель
вишня и роза
перец и клевер
редис и томат
5. Характерным признаком какого семейства покрытосеменных растений является соцветие корзинка:
крестоцветные
сложноцветные
бобовые
злаковые
6. Почему злаки относят к классу однодольных?
имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника
имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев
имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев
плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании
7. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)?
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку
8. Большинство лилейных
1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами
2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой
4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
9. Выберите формулу цветка семейства Розоцветные
* Ч5Л5Т∞П∞(1) ;
* Ч(5)Л(5)Т5П1 ;
* Ч2+2 Л4Т2+4П1 ;
О2+(3)Т3П1 ;
Часть 2.
10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства Пасленовых можно узнать по следующим признакам:
А) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
Б) цветок четырёхчленного типа с двойным околоцветником
В) соцветие - завиток
Г) плод – ягода, коробочка
Д) плод - боб
Е) соцветие – сложный колос
11. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
А) Редька
Б) Крестоцветные
В) Двудольные
Г) Редька дикая
Д) Покрытосеменные
Дайте полный развернутый ответ на вопрос.
12. В чём сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковых и Сложноцветных?
Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.
Семейства двудольных и однодольных растений»
Вариант 3
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных
1) в зародыше семени две семядоли
2) корневая система - стержневая
3) листья сложные, с сетчатым жилкованием
4) корневая система – мочковатая
2. Растения семейства бобовых
имеют плоды ягоды или коробочки
существуют только в виде травянистых форм
имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника
способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями
3. К одному семейству принадлежат:
фасоль, морковь, картофель
горох, капуста, перец
баклажан, перец, томат
редька, тыква, подсолнух
4. Подсолнечник, астра, одуванчик – это представители семейства
крестоцветных
розоцветных
сложноцветных
паслёновых
5. Почему злаки относят к классу однодольных
1) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника
2) составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма
3) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев
4) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании
6. К какому классу и семейству относят ландыш майский?
1) класс Однодольные, семейство Злаки
2) класс Однодольные, семейство Лилейные
3) класс Двудольные, семейство Сложноцветные
4) класс Двудольные, семейство Паслёновые
7. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек
8. К семейству Розоцветные класса Двудольные относится:
томат
груша
лилия
кукуруза
9. Выберите формулу цветка семейства Сложноцветных
* Ч(5)Л(2)+3Т(9)+1П1
* Ч(5)Л(5)Т5П1
* Ч2+2 Л4Т2+4П1
* Ч0Л(5)Т(5)П1
Часть 2.
10. Выберите три верных ответа из шести. Растения семейства лилейных можно узнать по:
А) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником
Б) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
В) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ
Г) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
Д) образованию плодов – ягода или коробочка
Е) образованию плодов – орех или стручок
11. Установите соответствие между семействами крестоцветных и сложноцветных и культурными растениями – представителями этих семейств.
| А) Крестоцветные Б) Сложноцветные |
Дайте полный развернутый ответ на вопрос.
12. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
Контрольная работа по теме «Многообразие цветковых растений.
Семейства двудольных и однодольных растений»
Вариант 4
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:
одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием
две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев
корень, побег, цветок и плоды
соцветие метелку, сложное строение листьев
2. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству
розоцветных
бобовых
капустных
лилейных
3. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) – соцветие:
головка
сложный зонтик
простой зонтик
корзинка
4. Бамбук - представитель злаков, так как у него
плод семянка
стержневая корневая система
верхушечный рост и деревянистый стебель
вставочный рост и стебель соломина
5. Томаты, баклажаны относят к семейству
крестоцветных
розоцветных
пасленовых
астровых
6. Плод стручок характерен для представителей семейства
розоцветные
бобовые
пасленовые
крестоцветные
7. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них
одинаковые потребности в воде и освещении
сходное строение побегов
цветки имеют сходное строение
стержневая корневая система
8. Чеснок, нарцисс, ландыш – это представители семейства:
Крестоцветных
Розоцветных
Лилейных
Паслёновых
9. Выберите формулу цветка семейства Бобовых (Мотыльковых)
* Ч(5)Л(2)+3Т(9)+1П1
* Ч5Л5Т∞ П∞ (1)
* Ч2+2 Л4Т2+4П1
* Ч0Л(5)Т0П0
Часть 2.
10. Выберите три верных ответа из шести.
Растения семейства Капустных (Крестоцветных) можно узнать по следующим признакам
А) цветок четырёхчленного типа
Б) соцветие кисть
В) цветок пятичленного типа
Г) соцветие корзинка
Д) плод стручок или стручочек
Е) плод боб
11. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Паслён чёрный в классификации растений, начиная с наименьшей группы:
А) род Паслён
Б) класс Двудольные
В) семейство Паслёновые
Г) отдел Покрытосеменные
Д) вид Паслён чёрный
Е) царство Растения
Дайте полный развернутый ответ на вопрос.
12. В чём сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?
Ответы к контр. работе по теме «Многообразие цветковых растений.
Семейства двудольных и однодольных растений»
Вариант № 1
1 – 3 2 – 2 3 – 3 4 – 1 5 – 3 6 – 2 7 – 1 8 – 3 9 - 3 | 10 – А, В, Д 11
12: клубеньковые бактерии, клубеньки, усвоение азота из воздуха, обогащение почвы азотом |
Вариант № 2
1 – 3 2 – 4 3 – 2 4 – 2 5 – 2 6 – 3 7 – 3 8 – 1 9 – 1 | 10 – А, В, Г 11: Г – А – Б – В - Д 12: Семянка - околоплодник легко отделяется, имеется 2 семядоли Зерновка – околоплодник срастается, одна семядоля (щиток), эндосперм. Сходство: сухой односеменной |
Вариант № 3
1 – 1 2 – 4 3 – 3 4 – 3 5 – 3 6 – 2 7 – 3 8 – 2 9 - 4 | 10 – А, В, Д 11
12: 1) неправильный 5-член. цветок 2) стержневая КС 3) плод - боб |
Вариант № 4
1 – 2 2 – 2 3 – 4 4 – 4 5 – 3 6 – 4 7 – 3 8 – 3 9 – 1 | 10 – А, Б, Д 11: Д – А – В – Б – Г - Е 12: состоит из створок, сухой многосемянной, но различие: у боба семена на створках; у стручка семена находятся на перегородке в середине плода |
multiurok.ru
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника | Все цветковые принадлежат к отделу Magnoliophyta. В отделе Magnoliophyta выделяют два класса - Magnoliopsida (Dicotyledones) или двудольные и Liliopsida (Monocotyledones) - однодольные. Основные отличия представителей класса двудольных от однодольных.
Основные семейства класса двудольных Согласно А.Л. Тахтаджану, класс двудольных включает 8 подклассов, состоящих из 429 семейств, около 10 тыс. родов и не менее 190 тыс. видов. СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (BRASSICACEAE) 380 родов и более 3200 видов. Семейство практически космополитное, но наиболее широко представлено в теплоумеренном поясе Евразии. Это, в основном, однолетние, двулетние и многолетние травы, редко кустарнички или невысокие кустарники. Признаки семейства:
Представители: Род капуста (Brassica) - простые однолетник и двулетние растения с простыми перисто-лопастными или рассеченными листьями и желтыми цветками. Стручки длинные, с носиками. Большинство видов капусты введены в культуру. Наиболее широко распространена дикий вид - капуста полевая (Brassica campestris). Капуста огородная (B. oleracea) - в нашей кухне овощ. Кроме того, к роду относятся такие известные овощные культуры как репа (B. rapa), брюква (B. napus) и горчица сарептская (B. juncea). Род Raphanus представлен таким видом как редис и редька (R. sativus). Среди других полезных крестоцветных можно назвать хрен (Armoracia rusticana), горчица черная и белая (Sinapis nigra, S. alba), кресс-салат (Lepidium sativum). Кроме того, в семействе много декоративных красивоцветущих видов - левкои (Matthiola incana), ночная фиалка (Hesperis matronalis), алиссум (Alissum). Отличаются крестоцветные и большим количеством злостных сорняков - пастушья сумка (Capsella bursa-pastoris), сурепка обыкновенная (Barbarea vulgaris), клоповник (Lepidium), ярутка полевая (Thlaspi arvense) и др. ПОДКЛАСС РОЗОЦВЕТНЫЕ (ROSIDAE) Наиболее крупный подкласс покрытосеменных растений - включает в себя 40 порядков, 160 семейств, почти 2800 родов и более 55000 видов. Это один из центральных стволов развития двудольных. СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ (ROSACEAE) 100 родов и более 3000 видов. Распространены розоцветные практически по всему Земному шару с преобладанием в субтропических и умеренных областях Северного полушария. Это деревья, кустарники и многолетние травы. Признаки семейства:
Подсемейство яблоневые (Maloideae) Деревья или кустарники с простыми, лопастными или непарноперистыми листьями. Гинецей из 5 плодолистиков, синкарпный. Плод - яблоко. Главные роды: яблоня (Malus), груша (Pyrus), рябина (Sorbus), боярышник (Crataegus), кизильник (Cotoneaster). Подсемейство розовые (Rosoideae) Кустарники и травы с простыми, б.ч. раздельными, реже сложными листьями. Гинецей апокарпный. Плоды - многоорешки, отдельные плодики которых расположены на сочном выпуклом цветоложе (как у земляники) или находятся внутри гипантия (шиповник). У некоторых розовых (лапчатка, манжетка) плоды - сухие орешки. У малины, ежевики и морошки - сочные костянки. Представители: Земляника (Fragaria) с двумя главными видами - F. vesca -земляника и F. viridis - клубника. Род Rubus, к которому относятся малина (R. idaeus), ежевика (R. caesius), княженика (R. arcticus). А также роды - роза (Rosa), лапчатка (Potentilla), гравитлат (Geum), кровохлебка (Sanguisorba). Подсемейство сливовые (Prunoideae) Деревья и кустарники с цельными листьями. Гинецей из 1 плодолистика. Плод - сочная или сухая однокостянка. Главные роды: слива (Prunus), вишня (Cerasus), черемуха (Padus), абрикос (Armeniaca), персик (Persica). СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ (FABACEAE)
Признаки семейства:
Основные роды: карагана (Caragana), люцерна (Medicago), клевер (Trifolium), астрагал (Astragalus), остролодочник (Oxytropis), солодка (Glycyrrhiza), горошек (Vicia). Среди бобовых много пищевых культур мирового значения - соя (Glycine max), фасоль (Phaseolus vulgaris), маш (Vigna radiata), горох (Pisum sativum), чечевица (Lens culinaris) и др.
ПОДКЛАСС АСТЕРИДЫ (ASTERIDAE) Один из самых крупных подклассов цветковых растений. СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ (ASTERACEAE) Одно из крупнейших семейств. Занимает второе место после орхидных по количеству видов во флоре Земного шара. 25 000 видов из 1300 родов. Большинство сложноцветных - однолетние и многолетние травы, а также полукустарники и полукустарнички, кустарники, лианы, суккуленты и невысокие деревья. Признаки семейства:
По характеру симметрии и срастания лепестков, наличию или отсутствию андроцея и гинецея различают пять типов цветков:
Сложноцветные обильно представлены во флоре нашей страны. Среди них встречаются злостные сорняки (одуванчик, осот), декоративные красивоцветущие растения (хризантема, садовая астра, георгин, бархатцы, рудбекия), пищевые (подсолнечник, артишок, латук-салат, цикорий, топинамбур), технические (сафлор красильный, кок-сагыз, тау-сагыз) и лекарственные (ромашка аптечная, полынь горькая, мать-и-мачеха, пижма обыкновенная, череда трехраздельная) виды. |
mykonspekts.ru