Роль растений в цепи питания: Цепи питания — урок. Окружающий мир, 3 класс.

§50. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

Задание 1. Напишите, что такое «цепи питания», какова роль птиц в цепях питания.

Цепь питания — цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена.

Составьте цепи питания, включив в них хищных и растительноядных птиц.

Зерно — цыпленок — сокол; клевер — кузнечики — лягушка — уж — ястреб.

Раскройте роль птиц в жизни растений.

Птицы влияют на расселение растений по территории. Поедая плоды, птицы переносят со своими фикалями семена растений.


Задание 2. Объясните, почему для кормления домашней птицы составляют специальные рационы, включающие зерновые, сочные, животные корма, витаминные и минеральные добавки.

Так как птицы живут в неволе и не могут самостоятельно найти все необходимые вещества. Поэтому человек должен искусственно восполнять рацион птицы для ее нормальной жизнедеятельности.

Почему набор кормов для летнего кормления птиц отличается от зимнего рациона?

Летом птицы сами могут найти себе некоторое количество витаминов.

Почему к кормам для птиц необходимо выставлять ящики с песком, мелом и мелким гравием?

Известно, что в желудке птиц есть камешки, которые перетирают пищу — дают мелкий гравий, а мел и песок богаты минералами, также, когда птица клюёт мел, она и затачивает свой клюв.


Задание 3. Пользуясь учебником, заполните таблицу.


Редкие и исчезающие птицы
Виды птицМеры охраны и увеличения численности птиц

малый лебедь

мандаринки

пискулька

черный аист

савка

запрета охоты, строгое наказание за браконьерство, защита, подкормка

Задание 4. Пользуясь дополнительной литературой, заполните схему.




Хозяйственные группы и породы куряичная группаПороды: леггорн, первомайские, голосистые
мясная группаПороды: доминикан, плимутрок
мясо-яичная группаПороды: белый плимутрок, бойцовские, индийсие

Задание 5. Напишите, о чем свидетельствуют черты сходства птиц и пресмыкающихся.

Это свидетельствует о том, что в процессе эволюции  птицы произошли от  пресмыкающихся .  Докозательство тому — археоптерикс — переходная  форма от пресмыкающегося  к птице.

В чем сходство первоптиц с птиками?

Клюв, трубчатые кости, развитая грудная клетка, примитивные крылья, умение летать.

Чем первоптицы были похожи на пресмыкающихся?

Строение тела и кожи — твердая, без желез. Яйца были покрыты твердной скорлупой.

КСП Естествознание 4 класс Урок 12 Тема: Как животные получают энергию.

(К) Актуализация знаний. Целепологание.

— Проверка домашнего задания.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос (на доске висят картинки с животными и название групп)

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

или ЗВЕРИ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

или РЕПТИЛИИ

— Перечислите группы животных по их групповым признакам.

— Назовите представителей каждой из групп.

— Назовите название групп .

— Соотнесите название групп с животными (Дети выходят к доске по одному).

— Животные относятся, к каким организмам? (живым)

III. Самоопределение к деятельности

-Назовите признаки живых организмов.  (Дышать, питаться, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)

— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)

— Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке будем говорить о питании животных) 

IV. Работа по теме

Беседа.

— Посмотрите на доску и скажите какие животные изображены?

На доске.

— Сколько групп животных? (4 группы)

— Почему их разделили на группы, по каким признакам они разделены.

— Вспомните тему нашего урока. (Питание животных)

— Следовательно, эти животные разделены на группы по питанию.

— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (хищные животные или хищники.) 

— Чем еще питаются животные? (Растениями.)

— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.

— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные) 

— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные. )

— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения и животных.) 

— Какие группы животных по питанию мы знаем (Хищники, растительноядные, насекомоядные, всеядные.)

— Соотнесите название групп по питанию с животными (Дети выходят к доске по одному).

Индивидуальная работа (работа в рабочих тетрадях с.55 № 1)

-Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питанию?(Раститльноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)

— Прочитайте в первом столбике название животных в первой строке.

— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.

— К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных)

-Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим)

— Прочитайте названия животных во второй строке.

— К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных)

— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным)

— Выполните остальные задания самостоятельно.  (3-всеядные (желтым), 4- растительноядные(зеленым).)

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

Животные  питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

-Цепь питания изображается в виде модели, которая состоит из звеньев.

— Сегодня мы будем учится составлять цепи питания.

1.звено — растения

2 звено – растительноядные животные

— Как вы думаете почему?

3 звено – насекомоядные или хищники

— А почему эти животные в третьем звене?

— Давайте вместе составим цепь питания для белки. (Составляем на доске с помощью карточек)

ШИШКА ———БЕЛКА————КУНИЦА

Групповая работа. 

— Теперь попробуйте сами составить цепи питания.

— У вас на столе лежат разбитые цепи питания, у каждой группы разные.

— Ваша задача составить цепь питания. Еще раз вспомните звенья (растения, растительноядные, насекомоядные или хищники)

— Наклейте звенья в табличку, а потом вы повесите свои результаты на доску, и все вместе проверим.

ТРАВА———КУЗНЕЧИК————ЛЯГУШКА

КАПУСТА————ЗАЯЦ———ЛИСА

КУКУРУЗА———-МЫШЬ———СОВА

ЖЕЛУДЬ————КАБАН————-ВОЛК

ВОДОРОСЛИ ————РЫБА————БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Итак, животные бывают: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Животные связаны между собой и растениями как? (В цепи питания.)

VII. Рефлексия.

Сейчас мы проверим, что вы узнали из урока, чему научились.

— Я вам раздаю тест, а вы на него отвечаете. (Приступили)

После выполнения теста проводится взаимопроверка в парах. Показывая  с правильными ответами, дети друг друга оценивают.

VIII. Подведение итого.

— На какие группы делятся животные по способу питания?

— Из каких звеньев состоит цепь питания?

Выполнение заданий в тетради ученика.

Дифференциация по усмотрению учителя.

Уровни, важность и основные компоненты пищевой цепи

Пищевая цепь может быть определена как отношения питания между различными организмами, составляющими нашу экосистему.

Экосистема – это сообщество живых организмов. Экосистема также включает в себя неживые компоненты, такие как земля, вода, огонь, воздух и эфир. Живое и неживое вместе образуют окружающую среду.

В окружающей среде живые или биотические компоненты нуждаются в пище для выживания. От одноклеточных до многоклеточных, от одноклеточных водорослей до гигантских синих китов пища является универсальной потребностью. Пища в виде энергии является одной из общих потребностей и наиболее важным требованием.

Метод добывания пищи следует систематическому ряду взаимозависимостей, где один конкретный цикл зависит от другого. Сформированная таким образом система через последовательные прогоны образует пищевую цепь. Другими словами, поток энергии от одного вида к другому на различных биотических уровнях образует пищевую цепь.

Наша окружающая среда состоит из множества организмов с разным уровнем потребности в энергии. Пищевая цепь представляет собой систему, используемую для передачи энергии с одного уровня на другой. Пищевая цепочка в основном отображает метод добычи пищи и потребность в энергии, которые передаются от существа к существу, ряд организмов, каждый из которых зависит от следующего как источника пищи.

Пищевая цепочка показывает, кто является хищником, а кто добычей в дикой природе. Звено в пищевой цепи всегда является пищей для следующего существа в цепи. Трава производит свою собственную пищу из солнечного света. Травоядные едят траву, а плотоядные, в свою очередь, поедают их. Когда это плотоядное умирает, оно разлагается; расщепленный бактериями, он возвращается в почву.

Пищевая цепь всегда начинается с растения и заканчивается животным. Это потому, что растения являются производителями; они производят себе пищу в процессе фотосинтеза. Животные питаются растениями и являются потребителями, поскольку не могут сами производить себе пищу.

Table of Contents

  • Levels of the Food Chain
    • Primary Producers
    • Primary Consumers
    • Secondary Consumers
    • Tertiary Consumers
    • Quaternary Consumers
    • Decomposers
  • Importance of the Food Chain
  • Components of a Пищевая цепь
  • Типы пищевых цепей

Уровни пищевой цепи

Пищевая цепь начинается с основания, состоящего из организма-продуцента, и движется вверх по ряду по прямой линии. Последовательные уровни в пищевой цепи известны как трофические уровни. Трофический уровень любого живого организма определяется его положением в пищевой цепи. В пищевой цепи существуют различные трофические уровни.

Первичные продуценты

В пищевой цепи первичный или базовый уровень формируют автотрофы. Это организмы, способные производить себе пищу из такого вещества, как углекислый газ, и превращать ее в энергию с помощью солнечного света. Это растения и водоросли. Они не потребляют другие организмы, а получают питательные вещества из почвы или океана и в процессе фотосинтеза производят себе пищу. Их называют первичными производителями.

Энергия для основы пищевой цепи поступает от солнечного света.

Первичные потребители

Гетеротрофные организмы или те, которые питаются на первом трофическом уровне, автотрофная биомасса, образуют второй трофический уровень. Они являются травоядными и включают крошечных ракообразных зоопланктона, которые питаются микроскопическими клетками водорослей из поверхностных вод озер, прудов и океанов, а также гораздо более крупных травоядных млекопитающих, таких как мыши, олени, коровы и слоны. Травоядные используют фиксированную энергию и питательные вещества в своей пище из автотрофной биомассы, чтобы управлять своими собственными метаболическими процессами и добиваться собственного роста.

Вторичные консументы

Следующим звеном в цепи являются животные, поедающие травоядных – их называют вторичными консументами – например, змея, поедающая кроликов. Итак, змеи — вторичные потребители.

Третичные потребители

Третичные потребители — это потребители следующего уровня. Хищники, которые потребляют других хищников, называются третичными потребителями, такими как косатки. Косатки охотятся на тюленей и морских львов. Это хищники, которые убивают рыбу, кальмаров и осьминогов.

Четвертичные консументы

Следующий уровень пищевой цепи занимают четвертичные консументы. Обычно это плотоядные животные, которые поедают третичных потребителей. Также известные как высший хищник, альфа-хищник или высший хищник, они являются хищниками, находящимися на вершине пищевой цепи, на которых не охотятся другие существа.

Редуценты

Редуценты разлагают отмершие растения и животных. Они также расщепляют отходы других организмов. Они являются важным звеном в пищевой цепочке, поскольку поддерживают непрерывный поток питательных веществ для первичных продуцентов. Без редуцентов растения, с одной стороны, не смогли бы получать энергию, а с другой, окружающая среда была бы заполнена мертвыми веществами и отходами.

Важность пищевой цепи

Пищевые цепи являются живыми компонентами биосферы. Это средства передачи энергии с одного уровня на другой. По пищевым цепям также происходит перенос материалов и питательных веществ.

Таким образом, пищевая цепь представляет собой картину организмов в экологическом сообществе, которые связаны друг с другом посредством передачи энергии и питательных веществ, начиная с автотрофного организма, такого как растение, и заканчивая тем, что каждый организм потребляется одним вышестоящим организмом. цепь. Пищевая цепь также показывает, как организмы связаны друг с другом посредством потребляемой ими пищи.

Мы все зависим от еды, чтобы выжить. Энергия необходима биотическому миру для роста и поддержания. Пищевая цепь описывает метод, с помощью которого конкретный организм собирает пищу. Это соглашение о том, кто кого ест в биологическом сообществе или экосистеме для получения пищи. Пищевая цепь — это способ изображения потока энергии от одного организма к другому, к следующему и так далее. Всем нужна энергия, передаваемая по пищевой цепи, чтобы выжить.

Компоненты пищевой цепи

Компоненты пищевой цепи могут быть представлены как

Растения – «основа» пищевой цепи

Травоядные – питаются растениями; многие приспособлены к диете с высоким содержанием клетчатки

Всеядные – питаются как растениями, так и животными

Плотоядные – питаются травоядными, всеядными и другими плотоядными

Плотоядные 1-го уровня – питаются травоядными 2 002 900 плотоядное животное уровня – питается плотоядными животными 1-го уровня

Разлагатели

Это самая важная группа потребителей.

Они используют энергию мертвых растений и животных, расщепляя их на полезные питательные вещества.

Фраза «пищевая цепь» — это способ указать, как энергия перемещается по экосистеме от первичного производителя — зеленых растений — к конечному потребителю — редуцентам.

Типы пищевых цепей

Пищевая цепь может быть классифицирована на

Пастбищная пищевая цепь

Это пищевая цепь, которая начинается с растений как первичных производителей и заканчивается третичными потребителями.

Детритная пищевая цепь

Компоненты детритной пищевой цепи, детритофаги, включают такие организмы, как водоросли, бактерии, грибы, насекомые и многоножки. Основным источником энергии является мертвое органическое вещество, называемое «детритом», которое представляет собой опавшие листья, части растений или трупы мертвых животных.

Вторичными потребителями этой пищевой цепи являются личинки насекомых, нематоды и т. д.

Детритные пищевые цепи незаменимы, поскольку детритофаги воздействуют на мертвое органическое вещество пастбищной пищевой цепи, перерабатывая неорганические элементы в экосистему.

Фото: hjhipster

Энергия в экосистеме

Эта фокусная идея исследуется через:

  • Противопоставление студенческих и научных взглядов
  • Критические идеи обучения
  • Преподавательская деятельность
  • Дополнительные ресурсы

Противопоставление студенческой и научной точек зрения

Слово «энергия» каждый день используется студентами в таких выражениях, как «У меня закончилась энергия» или «Мне нужно еще немного энергии». Повседневное использование студентами этого термина часто может вызвать у студентов путаницу, когда они учатся использовать правильный научный термин. Большинство студентов признают, что почти все организмы нуждаются в источнике энергии для выживания, функционирования и размножения. В этой области науки на студентов сильно влияют средства массовой информации и их повседневный опыт.

Путаница вокруг конкретных терминов также рассматривается в идее фокуса.
Знакомство с научным языком.

У учащихся часто возникают проблемы с интерпретацией пищевых цепей, особенно там, где на диаграмме используются стрелки для представления энергетического обмена. Студенты могут видеть, что стрелки относятся к потоку материи (вещества) вверх по пищевой цепи. Это проблема, поскольку материя перерабатывается в экосистеме, а энергия — нет. Студенты также имеют ограниченное представление об источниках энергии в морских экосистемах, основывая большую часть своего понимания на своем опыте работы с наземными экосистемами. Студенты часто очень эгоцентричны и считают, что все организмы существуют исключительно для пользы (или раздражения) людей. Например, учащиеся не могут предложить полезную цель для комаров или пауков.

Исследование: Driver, Squires, Rushworth & Wood-Robinson (1994)

Среди студентов также широко распространено мнение о том, что энергия накапливается по мере продвижения вверх по пищевой цепочке, и поэтому высший хищник получает всю энергию от производителей и других потребителей ниже в пищевой цепочке.

Учащиеся не понимают, откуда растения получают пищу, и часто полагают, что она поступает из окружающей среды (в основном из почвы и воды), а не из-за того, что растения производят ее сами. Это связано с тем, что многие студенты имеют опыт работы в саду, который включает полив и добавление питательных веществ (удобрений) в почву. Студенты обычно знают, что растения используют углекислый газ, но часто не понимают, почему, и не понимают его участия в увеличении веса растения и производстве продуктов питания.

Исследование: Driver, Squires, Rushworth & Wood-Robinson (1994)

Научный взгляд

Энергия передается между организмами в пищевых сетях от производителей к потребителям. Энергия используется организмами для выполнения сложных задач.

Подавляющее большинство энергии, которая существует в пищевых цепях, исходит от солнца и преобразуется (трансформируется) в химическую энергию в процессе фотосинтеза в растениях. Небольшая часть этой химической энергии превращается непосредственно в тепло при расщеплении соединений при дыхании растений. Большая часть химической энергии, хранящейся в растениях, преобразуется в другие формы различными потребителями, такими как коровы, кролики, лошади, овцы, гусеницы и другие насекомые, питающиеся растениями.

Некоторая часть химической энергии, хранящейся в таких производителях, как трава, запасается в виде химической энергии в жирах или белках потребителей первого порядка, которые едят траву. Эта энергия доступна для потребителей более высокого порядка. На каждом этапе пищевой цепи большая часть химической энергии преобразуется в другие формы, такие как тепло, и не остается в экосистеме.

Критические идеи для преподавания

  • Построение диаграмм вместе с учащимися позволяет им представить и прояснить свое понимание движения энергии в экосистеме и связанных с этим преобразований.
  • Энергия, используемая в биологических науках, аналогична энергии, используемой во всех других областях науки.
  • Подавляющее большинство энергии в пищевых цепях поступает от солнца.
  • Энергия не перерабатывается в экосистемах, и каждая экосистема требует непрерывного поступления энергии для ее поддержания.
  • На каждом уровне пищевой цепи или пищевой цепи в экосистеме трансформируется некоторое количество энергии.
  • В экосистеме энергия часто преобразуется из одной формы в другую.

Исследуйте взаимосвязь между представлениями об энергии в экосистемах в
Карты разработки концепций — (поток вещества в экосистемах, поток энергии в экосистемах)

Важно, чтобы учащиеся получили помощь в развитии понимания научных терминов «пища» и «питательные вещества» и изучении их связи с энергией и материей. Термин «энергия», используемый при работе с пищевыми сетями, идентичен энергии, которая обсуждается в других областях науки. Ключевая идея, которую следует развивать, заключается в том, что энергия проходит через пищевую сеть (или пищевую цепь) от своего источника, солнца, подвергаясь повторяющимся преобразованиям. Также важно развить идею о том, что пищевая сеть может быть сложной и состоять из ряда взаимосвязанных пищевых цепей.

Преподавательская деятельность

Практика использования научной модели или идеи и построение предполагаемой полезности

Учащихся следует поощрять к наблюдению и обсуждению примеров пищевых цепочек, в которых энергия преобразуется, а материя сохраняется. Рассмотрите возможность проведения мероприятий, которые помогут учащимся развить понимание источника подавляющего большинства энергии во всех экосистемах и преобразований энергии, которые происходят по мере ее продвижения по пищевой сети. Учащиеся также могут выполнить ряд заданий, направленных на выявление преобразований, которым должна подвергаться энергия по мере прохождения через экосистему.

Один из подходов заключается в том, чтобы учащиеся исследовали интерактивный веб-сайт «пищевых сетей» по следующей ссылке:

  • Gould League Food Webs

Выполняя задания, учащиеся могут набраться опыта в определении вероятного положения различных организмов в исследуемых ими пищевых сетях. В качестве дополнительного задания попросите учащихся вырезать изображения организмов из журналов, которые, вероятно, связаны с одной и той же пищевой сетью, или найти изображения в Интернете (или школьной внутренней сети), чтобы они могли создать презентацию пищевой сети в PowerPoint или Inspiration. Попросите учащихся определить и обсудить особенности их пищевых сетей, которые были упрощены при сравнении их с ситуациями, которые могут существовать в реальном мире.

Способствовать осмыслению и разъяснению существующих идей.

Учащиеся могут изучить пищевую сеть, в которой организмы находятся под угрозой исчезновения или умирают. Затем они могли бы отслеживать, как преобразования энергии изменяются в пищевой цепи (или пищевой сети).